Игры на развитие слогового анализа и синтеза. Игры на развитие звукослогового анализа и синтеза слов. Дидактическая игра «Загадки от курочки Рябы»

Проблема нарушений письменной речи у учащихся - одна из самых актуальных для школьного обучения. Недостаточная сформированность
фонематического восприятия, а также связанного с ним звукового анализа и синтеза слов приводит к появлению на письме специфических ошибок:

  • пропуск букв в словах, добавление букв, перестановка букв;
  • пропуск, добавление, перестановка слогов;
  • слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части.

Отработка умения делить слова на слоги (слоговой анализ) и составлять из слогов слова (слоговой синтез) имеет важное значение в освоении детьми навыка письма. От того, насколько четко учащиеся дифференцируют артикуляцию сходных по звучанию фонем, овладевают процессом слогоделения, зависит дальнейшее формирование у них грамотного письма.

Упражнений и игр на развитие слогового анализа в логопедической литературе довольно много. После того как дети научатся хорошо различать гласные и согласные звуки в словах разнообразной структуры и поймут основное правило слогового деления, необходимо особое внимание уделить закреплению операций слогового анализа и синтеза. Предложенные игры способствуют решению многих задач речевого развития учащихся начальных классов.

Они могут быть использованы на занятиях по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза; акустической, аграмматической дисграфии; дизорфографии. Предлагаемый материал будет также полезен учителям начальной школы на уроках русского языка при закреплении темы “Слоги”, “Ударение”, в работе над словарными словами.

Родители учащихся могут воспользоваться играми в домашних условиях для совершенствования у ребенка навыка деления слов на слоги, написания словарных слов.

Игра "Прочитай слово по номеру слога в названии картинки"

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять в умении выделять определенный слог; формировать навык написания словарных слов.

Оборудование: карточки с картинками.

Инструкция:

  1. назови, что нарисовано;
  2. определи в каждом слове количество слогов;
  3. найди в каждом слове указанный слог, запиши его в тетрадь;
  4. прочитай получившееся слово;
  5. подчеркни в этом слове "сомнительное место" (орфограмму).

Игра "Имя сказочного персонажа"

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.

Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении делить слова на слоги.

Оборудование: карточки с набором слов.

Вариант 2

Инструкция: выпиши из каждого слова ударный слог - и узнаешь имя сказочного персонажа.

  1. Молоко, лошадь, клубок. (Колобок.)
  2. Золото, галушки, шкафчик. (Золушка.)
  3. Маска, утро, глина. (Маугли.)
  4. Мальчик, телевизор, стена. (Мальвина.)

Игра "Прочти пословицу"

Цель: совершенствование навыка слогового анализа и синтеза.
Задачи: развивать фонематический слух; упражнять учащихся в умении выделять ударный слог; воспитывать интерес к народной мудрости (пословице).
Оборудование: карточки с набором слов.
Инструкция:

  1. выдели в каждом слове ударный слог;
  2. запиши выделенный слог в тетрадь;
  3. составь из полученных слогов новые слова, а из этих слов - предложение.

1. Перец, роза, пища, планшет, а, умный, восемь, кредит.
(Перо пишет, а ум водит.)
2. Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, старый, яма, рисунок,
маленький.
(Голова без ума - пустая сума.)

Использование на коррекционно-педагогических занятиях подобных игр обеспечивает условия для формирования грамотности у учащихся, повышения эффективности обучения. Дети лучше запоминают то, что вызывает у них интерес, при этом облегчается восприятие изучаемого материала. Игровые ситуации на занятиях всегда вызывают положительные эмоции, снимают усталость, напряжение, что содействует повышению мотивации к учебе. Практика показывает, что систематическая работа по развитию и совершенствованию навыков звукового, слогового анализа и синтеза позволяет устранить или значительно уменьшить количество ошибок на письме.

Екатерина Козгова
Игры для развития слогового анализа и синтеза, звукового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий

Хорошая речь–важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка . Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие . Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи, не утратили своей актуальности и сегодня. Предлагаю для работы логопедов игры для развития слогового анализа и синтеза , звукового анализа и синтеза , закрепление навыков анализа предложений , формирование лексико-грамматических категорий , развитие логического мышления.

«Один, два, три»

Цель : определение количества слогов в словах ,

Воспитание произвольного внимания, упражнение в построении и перестроении.

Оборудование : доска,крупные предметные картинки

Ход игры : дети ходят врассыпную. На сигнал логопеда : «Внимание» - дети смотрят на картинку на доске и строятся в колонну по одному, парами или тройками в зависимости от количества слогов в названии предмета на картинке

Звуковой анализ и синтез слова

«Мяч в воздухе»

Цель : определение первого и последнего звука в словах

Развивать мелкие мышцы рук

Оборудование : мяч

Ход игры : Все играющие становятся в круг. Один встает в центре круга, высоко над собой бросает мяч, называет любое слово (мяч может ударяться об пол только один раз) . Другой ребенок ловит мяч, бросает его вверх и говорит слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова . Дети бросают и ловят мяч по очереди, по часовой стрелке. Кто ошибается – выходит из игры . Игра продолжается, пока каждый ребенок не скажет по 2-3слова. Оставшиеся в кругу считаются выигравшими, выбывшие – проигравшие.

«Главная буква»

Цель : упражнять детей называть слова на заданный звук

Развивать мелкие мышцы рук , координацию, точность движений и ловкость

Оборудование : мяч, карточки с буквами

Ход игры : Все играющие становятся в круг, перебрасывают мяч друг другу, называя при этом слова на указанный звук

«Живые звуки »

Цель : определение последовательности и количества звуков в слове

Ход игры : Один ребенок – звук «Н» , другой – «О» , третий «С» . Играющие дети называют эти звуки . Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым , какой вторым, какой последним. В какой последовательности должны встать дети – звуки , чтобы получилось слово? Какое получилось слово?

«Живая стрелка» (закрепление анализа предложений )

Цель : закреплять умение придумывать по картинкам предложения с предлогами, определять количество и последовательность слов в предложениях; упражнять в беге по кругу, в остановках по сигналу.

Оборудование : шапочка со стрелкой, сумка через плечо у водящего, в ней сюжетные картинки.

Ход игры : Ребёнок, изображающий «живую стрелку» , находится в центре круга. Он кружится в правую сторону, дети бегут в противоположную сторону по кругу со словами :

«Стрелка, стрелка покружись,

всем ребятам покажись,

покажи нам поскорее

кто из нас тебе милее!»

«Стрелка» останавливается и указывает на какого-нибудь ребёнка. Он должен придумать предложение по картинке, которую показывает «Живая стрелка» , и определят последовательность слов в предложении и др. задания

«Поймай слово»

Цель : учить детей составлять с заданным словом предложение (по желанию и по уровню развития детей можно поставить задачу : в начале предложения заданное слово, в середине или где угодно)

Ход игры : Ведущий начинает, говорит своё предложение «У нас в группе много игрушек» . Следующий стоящий «Ловит» последнее слово со словом игрушка, составляет предложение. Следующий стоящий «Ловит» его последнее слово в предложении и т. д. по цепочке.

«Земля, вода, огонь, воздух»

Цель : активизировать словарь детей за счет существительных по темам «Рыбы» , «Птицы» , «Дикие животные» и т. д. ; учить бросать мяч точно в руки и ловить его, прижимая к груди; развивать внимание , быструю реакцию.

Оборудование : мяч

Ход игры : Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий (логопед или ребенок) . Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов : земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слов «земля» , тот, кто поймал мяч должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное; на слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух» - названием птицы. При слове «огонь» - все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками, как бы стараясь потушить огонь. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры .

«Я по кругу иду»

Цель : активизировать словарь детей за счёт прилагательных и существительных; закреплять умение согласовывать прилагательное с существительными.

Ход игры : Дети, взявшись за руки. Идут по кругу и говорят : «Я по кругу иду и в него с собой беру» , логопед дает задание – называет прилагательное («Сладкое (сладкие, сладкую) .Кого называет логопед, то ребенок делает шаг в круг и отвечает согласуя прилагательное с существительным («Я возьму с собой в круг…» )сладкое яблоко

«Корзина Красной Шапочки»

Цель : активизировать словарь детей за счет прилагательных и существительных; развитие способности к запоминанию, активизация внимания.

Ход игры : Логопед начинает игру словами : «Красная Шапочка собирается в гости к бабушке. Она положила в корзину сладкий пирог». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-то своё, например : «Красная Шапочка собирается в гости к бабушке. Она положила в корзину сладкий пирог и яблоки». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то своё и т. д. Можно потом попросить детей нарисовать корзину и всё, что в неё лежит.

«Два слова»

Цель : развивать внимание , словесно-логического мышления и речи.

Ход игры : Логопед произносит два несогласованных между собой слова, например : «кошка, окно» и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и придумывает из этих слов фразу, например : «Кошка сидит на окне» . Затем мяч попадает снова к логопеду и ситуация повторяется. Логопед произносит слова, ребенок фразу. (Лошадь, повозка. Карандаш, стол. Аптекарь, лекарство. Шляпа, голова. Дедушка, палка.)

«Согласен – не согласен»

Цель : учить сопоставлять противоположные мнения, учить правильно выстраивать предложения при ответе.

Оборудование : мяч.

Ход игры : Дети становятся в круг, у логопеда в руках мяч. Логопед кидает мяч детям и задает вопрос. Если ребенок согласен он начинает предложение со слов «Я с вами согласен, потому что…» . Вопросы могут быть на разные темы.

1. Я считаю,что лиса это домашнее животное – я с вами не согласен, потому что лиса это дикое животное

2. Я утверждаю, что А – это гласный звук , - да я с вами согласен, звук А поётся , поэтому он гласный звук

3. Я считаю, что перелётные птицы не улетают, а зимуют – нет я с вами не согласен, потому что они улетают в тёплые края

4. Я считаю, что май это летний месяц - …

«Крестики - нолики»

Цель : закреплять знания обобщающих понятий, расширить словарный запас, развивать фонематическое восприятие.

Оборудование : карточка – домик с тремя этажами по три окна, по одной на каждого ребенка; карточки размером с окошко : Х-6 штук, 0 – 6 штук.

Ход игры : Дети сидят за столами перед каждым набор карточек. Логопед дает задание. Дети выполняют. Например, Л : «Я буду называть слова, если это одушевленное слово Х, если неодушевленное О. Я называю слова, если слышите гласный звук – Х , а если согласный - О. Я называю слова : овощи – Х, если фрукты - О» и т. д.

Игры и упражнения для развития слогового анализа.

Слоговый анализ – важный этап ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Слог выступает в качестве единицы чтения и письма. Чтобы правильно передать на письме звуковой состав слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего надо разделить слово на слоги.

Некоторые авторы считают, что умение произнести слово по слогам является врожденным, так как произнесение опирается на слитную артикуляцию согласного и следующего за ним гласного звука (открытый слог) или произнесение гласного и следующего за ним согласного (закрытый слог). Опираясь на это умение, взрослые предлагают произнести слово не слитно, а по частям. Практически всем детям удается безошибочно выполнить данное задание.

Но часто данный вид работы вызывает у детей трудности. Поэтому работу по формированию слогового анализа, а также синтеза и представлений необходимо включать в занятия по обучению грамоте.

Первоначальное представление о том, что слово состоит из слогов, дети получают, слушая образец послогового произнесения слова воспитателем. Но очень полезно перед тем, как давать образец, поставить перед ними задачу такого произнесения, т. е. спросить, можно ли произнести слово по частям. Этот термин - «часть» - на первых занятиях используется вместо термина «слог», так как дети в начале обучения обычно смешивают слог и слово. (Позже, когда они научатся проводить элементарный слоговой анализ слова, следует начать использовать термин «слог», пояснив его: часть слова называется «слог», потому что слово состоит из слогов, сложено из них).

Педагог говорит: «Вы уже знаете, что предложение состоит из слов. Лена, скажи какое-нибудь предложение из трех слов. (Дети весело поют)... Правильно. А теперь ты, Саша, скажи это предложение не сразу, а отделяя одно слово от другого, чтобы каждое из них хорошо слышалось.

Теперь послушаем, как звучит первое слово нашего предложения: дети. А можно ли его произнести не сразу, а по частям?»

Задавая такой вопрос, педагог активизирует внимание детей, ставит перед ними задачу произнести слово не так, как оно обычно произносится. Это значительно облегчает понимание слогового строения слова. Дети более осознанно воспринимают послоговое произнесение слова воспитателем. Но не нужно торопиться давать такой образец. Пусть сначала они сами попробуют произнести слово по слогам.

С таким заданием дети нередко справляются легко. В случае затруднений педагог сам произносит слово по слогам, давая образец, после чего дети произносят по частям называемые им двухсложные слова (кошка, луна, липа и т. п.).

Можно предложить ребенку позвать девочку Машу, которая «заблудилась в лесу»: «Ма-ша!» Обратить внимание, что слово делится на две части. Назвать отдельно первую часть слова, затем вторую. Предложить ребенку «позвать» других детей: Ди-ма, Ка-тя, Са-ша, Да-ша, Во-ва. Затем можно предложить ребенку поискать среди домашних предметов слова из двух частей: ваза, мыло, часы и другие.

Обучение анализу слогового состава слова осуществляется на двухсложных и трехсложных словах. Однако необходимо познакомить детей и с односложными словами. Естественно, с них нельзя начинать, так как в этом случае невозможно сразу же использовать термин «часть». Ведь термин «часть» в начале обучения вводится для обозначения именно части слова, состоящего из нескольких слогов. Только тогда, когда дети усвоят термин «часть», можно включать в список слов, используемых для анализа, также односложные слова (шар, мак, мяч, жук, рак и т. п.).

Ребенок 6 лет должен знать, что слово делится на слоги, что количество их разное и расположены они в определенной последовательности. Также он должен понимать, что один из них произносится немного более протяжно и громко – это ударный слог.

Вычленение ударного слога - необходимый этап в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста. Умение слышать ударный слог необходимо при обучении чтению и письму, а также для правописания безударных гласных. Слышание ударного слога необходимо детям и для правильного понимания тех слов, которые различаются только ударением (замо́к – за́мок, хлопо́к – хло́пок, полки́ – по́лки и т.д.)

Педагог обращает внимание ребенка на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из слогов обязательно произносится более протяжно.Воспитатель умышленно усиливает голосом первый слог: ры́-ба, мо́-ре, Да́-ша, Ро́-ма, со́-ки и другое. Второй слог произносится более коротко, отрывисто.

Такая же работа проводится со словами, где ударный слог стоит на втором и третьем месте: зи-ма́, во-да́, ру-ка́, мо-ло-ко́, хо-ро-шо́, да-ле-ко́.

Обучить дошкольников послоговому произнесению слова нетрудно, но главное заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Они должны научиться хорошо слышать и называть первый, второй, третий слог в слове, составлять из заданных слогов слова.

Существует много методических приемов, которые успешно используются в практике обучения.

Для работы используется схематическое изображение слогового состава анализируемого слова (аналогичное схеме словесного состава предложения).

Можно использовать графические схемы: -, - -, - - -, где каждая черточка обозначает) слог.

Дети получают задания узнать, сколько слогов в том или ином слове, произнося слово по слогам и одновременно шагая или хлопая в ладоши. В подготовительной к школе группе заучивается правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Закрепление операций слогового анализа может проводиться с использованием следующих заданий и игр:

1. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивают слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).

2. Игра с мячом: ударить об пол столько раз, сколько слогов в слове;удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3. «Слово можно прошагать». Ребенок делает шаг на каждый слог.

4. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизыание колец на стержни; сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.

5. Ребенок записывает (поднимает) цифру, обозначающую количество слогов в слове.

6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

7. Игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог и т.д.

8. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

9. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех словах: насос, спина , панама, кабина, находка.

10. «Слоговая цепочка» - научить выделять первый и последний слоги.

11. Выделить из предложений слова, которые состоят из двух, трех слогов.

12.Игра "Домики". Дети раскладывают картинки под одно, двух или трехэтажными домами в зависимости от того, сколько в них слогов.

13. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1,2,3. В первом вагоне нужно было разместить слова-картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем - из трех.

14. Разложить картинки под схемы слов:

(дуб) (сосна) (береза)

---- ---- ---- ---- --- ----

Задания могут быть подобраны на определенный звук или по лексической теме.

1. «Зимние картинки»

Подобрать картинки на тему зимы и предложить ребенку найти слова из 2 слогов: зи-ма, сан-ки, лы-жи, шап-ка, сне-жок.

3. «Найди вкусное слово».

Хлопнуть в ладоши, услышав слово из трех слогов: ваф-ли, ле-ден-цы, бул-ка, ка-лач, со-лом-ка, шо-ко-лад, хал-ва.

4. «Накорми животное»

Называть корм для животных, в названии которого 2 слога: тра-ва, се-но, мор-ковь, са-ло, мя-со, кос-ти. Указать, кто питается каким кормом.

5. «Одень куклу».

Дать имена куклам и определить количество слогов: Ле-на, Ка-тя, Та-ня, На-та-ша, Та-ма-ра. Рассмотреть кукольную одежду и подобрать для кукол с двусложными именами такую: кос-тюм, блу-за, брю-ки. А для кукол с именами из трех слогов: са-ра-фан, коф-точ-ка, кур-точ-ка.

6. «Зоопарк».
Картинки с изображением зверей разложить в два домика (нарисовать домики с 2 и 3 окнами). В домике с 2 окнами будут жить животные из 2 слогов и т.д.

Игры и задания по развитию слогового синтеза

1. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.

2. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…, ДА…, ПА…, НАТА….,; СА: …НИ, …ДИК, …МОЛЕТ, …МОКАТ.

3. Дополнить слово подходящим слогом: земляни…, смороди…

4. Разгадать ребусы:

КОФ. ЛАС. КОС.

5. Выбрать слоги из таблицы и составить слова:

МА

РА

НА

ША

ЛА

ШИ

ПА

6. « Угадай, кто к нам пришел?» Заранее готовятся игрушки, дети - угадывают их по слогам, данным в беспорядке (например: ка - миш, ка - зай, са - ли).

Смешанные задания на анализ и синтез слов

1. Поменять слоги местами, составить слово: рады – дыра, сосна- насос, мышка- камыш,банка-кабан.

2. «Зашифрованное слово». Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово (например: малина, шина, насос - машина ).

3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит слово целиком.

4. Определить какой слог пропущен: ко-…-ва, са-…-лет.

5. «Из слогов – предложение». Ребенок выделяет первый слог из слова, составляет по первым слогам слова, а из них - предложения.

Игры и задания на развитие представлений

1. Подбор слов с определенным количеством слогов: дети или вспоминают соответствующие слова, или выбирают из ряда картинок те, названия которых состоят из заданного количества слогов. Задание дается словесно или с помощью схемы.

2. Подбор слов, начинающихся с определенного слога. Воспитатель (или ребенок) называет первый слог, дети вспоминают соответствующие слова (ма - мама, машина и т. п.).

3. Подбор слов с определенным слогом (ма, бу, па и т. д.); место слога может быть заданным. («Вспомни слово, в котором второй слог ка » ); может быть заданным и количество слогов в слове («Найди картинку, название которой состоит из трех слогов и последний слог «ка»).

4. Вспомнить слова, которые оканчиваются на слог –ток: пла-ток, моло-ток, ка-ток.
На слог –сок: пе-сок, ле-сок, но-сок.

5. Вспомнить слова, которые начинаются на слог –ба: ба-нан, ба-ран, ба-тон, ба-бушка, ба-рабан

4. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо – хорошо; ши-ши-ши - …

5. Подобрать рифму к словам: зайка - …, мак - … . кот – рот, сало – мало, Маша – каша, печка – речка …

Чтобы выполнить такие задания, ребенок должен проделать активную мыслительную работу, правильно употреблять слова, отобрав из них наиболее точные.

Ребенок может также придумывать задание – загадки для взрослых. Взрослый просит ребенка описать предмет (слово из 2 слогов), не называя его. Ребенок говорит: «Это школьный предмет. Его носят в портфеле. Форма у него продолговатая. Название начинается на звук – р, а всего в слове 2 части». Взрослый отгадывает: ручка.

1. «Спой начало». Узнавание и выделение гласного в начале слова: уулица - У.

2. «Назови конец». Выделение согласного звука в конце слова: кот - Т.

3. «Перечисли звуки». Полный звуковой анализ обратных слогов: АХ - А, X; обязательным является правильное называние согласного звука, без добавления «э» - мм, не «мэ».

4. «Соедини вместе». Синтез обратных слогов: О, П - ОП.

5. «Назови начало». Выделение согласного в начале слова: сссоки - С.

6. «Скажи быстро». Синтез прямого слога: С, А - СА.

7. «Назови звуки». Анализ прямого слога: СА - С, А.

8. «Что поём?» Выделение гласного в середине односложных слов: сооок - О.

9. «Назови по порядку». Полный звуковой анализ слова: рак - Р, А, К.

10. «Чем похожи слова?» Мак, рак, так, сок, лук - в конце слов звук К; сани, сом, сук - в начале слов С; коза, розы, возы - в середине слов 3.

11. «Синий - красный». Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б - синюю, И - красную и др.

12. «Найди красный домик». Дети получают по две схемы: из двух и трёх клеток и красные фишки; взрослый называет слова типа ам, му, сок, а ребёнок закрывает красной фишкой на схеме определённую клетку - гласный звук.

13. «Найди синий домик». Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом - Д, М; только заданный согласный, например, М в словах: ум, мы, дом, мох.

14. «Напишем правильно».Ребёнок составляет слово из фишек, например, сок: синяя фишка обозначает звук С, красная - О, ещё синяя - К, все фишки ставятся под картинкой, затем слово прочитывается.

15. «Чего не стало?» После составления слова типа дым ребёнка просят закрыть глаза, в это время одну фишку убирают и спрашивают малыша: «Какой звук убежал?» После отгадывания фишку возвращают на место, затем убирается другая фишка.

16. «Где домик?» Определение позиции изучаемого звука в слове.

Дети получают по три карточки из трёх клеток с синими (красными, зелёными) квадратиками в начале, в середине и в конце. В ответ на слово с изучаемым звуком в начале слова ребёнок показывает первую карточку, со звуком в середине - вторую и в конце - третью.

17. «Наведи порядок». Картинки распределяются на три стопки в соответствии с позицией заданного звука: лампа, белка, мел - Л в начале, в середине, в конце слова.

18. «Поющий конец». Выделение гласного в конце слова: водааа - А.

19. «Сколько раз поём?»

Сколько раз открываем рот, столько раз и поём гласные звуки.

20. «Раз пою - слог говорю».

Определение слога: в каждом слоге обязательно есть гласный звук. Вывод: в слове бывает столько слогов, сколько гласных звуков.

21. «Послушай и посчитай».

Произносятся слова из одного-двух слогов, а дети их считают.

22. «Назови и раздели».Дети называют картинку по слогам и определяют их количество:

а) при назывании слова подставляют руку под подбородок;

б) сложенными ладонями рук на каждый слог делают движения из стороны в сторону;

в) загибают пальчики на руке;

г) откладывают на каждый слог палочки.

23. «Назови слоги по порядку». Обучающий показывает картинку, а дети называют слоги, из которых состоит слово.

24. «Отстучи правильно». Ребёнок стучит или хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названном слове.

25. «Слушай внимательно». Ребёнок отбирает картинку, в названии которой столько слогов, сколько раз простучал водящий.

26. «Что можно петь?» Обучающий называет слова из одного-двух слогов, а дети называют гласные звуки: суп - У, руки - У, И.

27. «Что нельзя петь?» Ребёнок называет согласные: кот - К, Т.

28. «Покажи фишку». Детям раздают цветные фишки: большие прямоугольники - слова, маленькие - слоги. Обучающий произносит: СА, сад, ЛО, ложка и др. Дети в ответ показывают соответствующую фишку.

29. «Придумай правильно». Обучающий показывает фишки слова или слога, дети отвечают соответственно, придумывая слова и слоги с любым звуком или с заданным.

30. «Телеграф». Дети добавляют по одному слогу, передавая по «телеграфу»: че-ре-па-ха, пятый называет снова первый слог.

31. «Кто придумает конец, тот и будет молодец». Даётся первый слог, дети заканчивают слово по-разному: РА - рама, радость, работа...

32. «Найди и закончи». Предлагают пять картинок, называют первый слог одного из слов, а ребёнок заканчивает. Например: ЗА-бор, СА-ни, ЛУ-на. Лапа, луна, забор, сани, зубы.

33. «Добавь начало». Обучающий произносит последний слог названия одной из предложенных картинок (например: рыба, часы, рука, окно), а дети называют начало слова или всё слово: СЫ - часы, БА - рыба, НО - окно, КА - рука.

34. «Выбери картинку по схеме». Ребёнок получает карточку, на которой наклеены три картинки с разным слоговым составом (или три карточки): самовар, Буратино, лампа; внизу - лишь одна схема слогов - три прямоугольника. Какое слово оно изображает? Ребёнок должен показать самовар.

35. «Слог - звук». Цель: отдифференцировать фишки: слоги - прямоугольники, звуки - квадратики. У детей на руках по две фишки. В ответ на услышанное: БА, Т, К, СО... дети должны показать соответствующую фишку - прямоугольник или квадратик.

36. «Слог - слово - звук». У детей по три фишки, они выбирают одну из них.

37. «Пирамида». Дети расставляют картинки на полочках сверху вниз, строя пирамиду:

а) с постепенным увеличением количества слогов в их названиях;

б) с увеличением количества звуков (не более пяти и без стечения согласных).

38. «Подбери картинку к схеме».Раздают карточки-схемы с разным количеством слогов-прямоугольников. Ребёнок подбирает соответствующую картинку из предложенных.

39. «Придумай сам»:

а) дети называют любые слова с заданным количеством слогов;

б) ребята называют предметы, окружающие их в группе, дома.

40. «Дрожит - не дрожит». Знакомство детей со звонкими и глухими согласными. Ребята прикладывают руку тыльной стороной к гортани и произносят отдельные звуки: С, 3, К, Т, Д... Делается вывод: «Когда в горле что-то дрожит, мы слышим голос; если не дрожит, то шипение».

Называют слова, а ребёнок - звонкие звуки: рот- Р, нос- Н.

52. «Где „соседи"?»Картинки, в названии которых есть стечение согласных в начале слова, ребёнок ставит в начало ряда; если же в конце слова - в конец ряда. Например: стул, трава, двор (СТ, ТР, ДВ); зонт, лист, торт (НТ, СТ, РТ).

53. «Добавим звуки».

Что получится, если к началу слова рот добавим К?

Получится крот.

Чем различаются слова рот - крот по смыслу?

Рот - часть тела, крот - животное.

Чем различаются слова по звуковому составу?

В слове крот есть «соседи» - КР, в нём четыре звука, а в слове рот - три.

Другие слова: мех - смех, раны - краны, кот - скот, рак - брак; шар - шарф, вол - волк, спор - спорт...

54. «Буква потерялась». Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» - зонт, «тиг» - тигр, «бат» - брат... Ребёнок добавляет пропущенный звук и называет «соседей».

55. «Поздоровайся с „соседями"». Ребёнок получает одну схему из пяти клеток и картинки с изображениями: шприц, вишня... Задание: подобрать нужные фишки и закрыть «соседей».

Примеры выполнения задания: грач - две синие фишки (ГР); клюв - синяя и зелёная (К, Ль), хлеб - синяя и зелёная (ХЛь), танк - две синие (НК) и др.

56. «Определи слово». Ребёнок получает карточку. На ней три рисунка, названия которых не одинаковы по звуковому составу; внизу - схема одного из этих слов. Нужно определить, к какой картинке относится эта схема.

Пример: шкаф (две синие, красная, синяя фишки), волк (синяя, красная, две синие фишки), хлеб (синяя, зелёная, красная, синяя фишки).

57. «Напиши сам». Ребёнок «пишет» названия картинок со стечением согласных, пользуясь одними фишками, без схемы.

58. «Раздели „соседей"». Деление слов на слоги со стечением согласных в середине слова. Взрослый называет первый слог, ребёнок договаривает: кош-ка, руч-ка...

59. «Что останется?» Деление слов со стечением согласных, относящихся к разным слогам. Что останется, если отнять последние два звука или первые три? Примеры: лож-ка, дос-ка, доч-ка, лам-па...

60. «Три плюс два». Обучающий показывает картинки: сумка, репка, чашка, вилка и др. Один ребёнок называет первые три звука - слог, другой договаривает.

61. «Где „соседи"?» Произносятся слова со стечением согласных в начале, в середине и в конце слов; впереди на некотором расстоянии друг от друга лежат три картинки (игрушки), в названиях которых «соседи» находятся в разных местах: крот, кукла, шарф. Дети молча показывают на соответствующий рисунок.

62. «Поможем „соседям" навести порядок». Названные картинки ребёнок кладёт в начало, конец и середину ряда в соответствии с занимаемым согласными звуками местом.

63. «Угадай слово». Умение определить количество звуков в слове. У каждого ребёнка по одной схеме - от трёх до пяти-шести клеток. На доске десять и более картинок. Нужно выбрать тот рисунок, название которого по числу звуков совпадает с числом клеток схемы.

64. «Самое длинное слово». Среди пяти-шести картинок нужно определить ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.

65. «Самое короткое слово». Среди тех же картинок надо найти ту, название которой содержит наименьшее количество звуков.

66. «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например К, С, О. Так как к этому времени дети обычно уже знают буквы, они быстро составляют слово - сок.

67. «Что получится?» Что получится, если в слове сок С заменить на Б, затем на Т; О на А; Т на Р и т. д.: сок - бок - ток - так - рак - лак - лук - сук - тук.

68. «Что заменим?» Что нужно заменить, чтобы вместо слова сок получилось слово сук}

Слова для работы по данному заданию:

Сеня - Соня - Топя - Толя - Коля - Поля - воля;

игла - игра - икра; кара - фара - фарс - барс; кисть - кость - гость;

лук - жук - сук - сок - кок - кот - тот - пот - пол, кол - вол;

кабина - калина - малина - Марина;

кошка - мошка - мышка - мишка - миска - маска - марка;

сам - сом - сор - сок - сук - суд - сад - рад - род - кот - кит;

сыч - сыр - сор - сон - сом - сок - сук - суп - суд - сад - сам;

соль - роль - моль - ноль - боль - быль - бык - бок - бак - рак;

пол - вол - кол - кон - кот - рот - бот - быт - бит - бис - бас.

69. «Меняем на одном месте».

Звук заменяется только в одной из заданных позиций:

бак - бык - бук - бок, лук - тук - сук - жук - бук;

гора - кора - пора - нора, гол - кол - пол - мол - дол;

дом - том - сом - ком - лом, день - тень - пень - лень;

мал - мол - мул - мел - мил - мыл - мял - мёл;

Маша - каша - Саша - Даша - Паша - наша - ваша;

майка - гайка - сайка - зайка - лайка - шайка - байка;

лей - пей - бей - сей - чей - вей;

печки - пачки - почки - пучки; роль - соль - моль - толь - боль;

порт - сорт - торт - форт - корт, лепка - репка - щепка.

70. «Найди ошибку».

Жучка будку не доела: неохота, надоело. (булку)

Улетела на три метра шляпа дядина из ветра. (фетра)

На волке сметана, творог, молоко, (полке)

И рад бы поесть, да достать нелегко.

На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. (лес)

Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей. (грачей)

На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок. (кочкам)

Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.

Но зато ему потом на крючок попался дом. (сом)

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

«Там ползёт зелёный лук с длинными усами». (жук)

У вратаря большой улов - влетели в сетку пять волов. (голов)

Лежит лентяй на раскладушке, грызёт, похрустывая, пушки, (сушки)

Пугал крестьян окрестных сёл паривший в воздухе осёл. (орёл)

Над тихим озером росла пышноголовая метла. (ветла)

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это. (билета)

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку. (точку)

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села. (дочками)

На поляне весной вырос зуб молодой. (дуб)

Сели в ложку и - айда! По реке туда-сюда. (лодку)

На виду у детворы крысу красят маляры. (крышу)

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке. (маки)

Мы собирали васильки, на головах у нас щенки. (венки)

Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. (коне)

Мишка дров не напилил, печку кепками топил. (щепками)

Синеет море перед нами, летают майки над волнами. (чайки)

71. «Поменяем начало и конец». Строится живая схема: трое детей запоминают «свои» звуки - К, О, Т; затем К и Т меняются местами, дети «читают»: кот- ток. Нос- сон, лес- сел, бук - куб, мол - лом, тик - кит, сор - рос, дар-рад, топ - пот, вес - сев, гул - луг.

72. «Закончи предложение». В конце предложения ставится... точка. С буквой Д растёт у мамы... дочка. Б в начале слова, будет... бочка. С буквой К я на болоте... кочка. О на А заменим, будет... качка. Поставим Т в начале - слово... тачка. После Т поставим У и получим... тучку. Маленькую тучку я возьму за... ручку.

73. «Что же это?» Коль меня напишешь через букву О, Лягу я под дверью дома твоего. Если поменяешь О на букву И, Угощу тебя я в праздничные дни. (Порог- пирог.)

74. «Где спрятался слог?» Отобрать картинки со слогом РО: роза, горы, ворона, рыба, журавли, пороги, норка, горох, сорока, корова, руки, коробка, дорога.

Отобрать картинки со слогом ТА: стакан, капуста, тарелка, вата, каток, таракан, бутылка, боты, тапочки, тачка, ватрушка, катушка, боты, тара.

75. «Найди слово в слове». Укол - кол, экраны - краны - раны; дудочки - удочки - дочки - очки; дубок - дуб; драма - рама; кров - ров; крапива - ива; клён - лён; муха - уха; плуг - луг; спорт - порт; плов - лов; смех - мех; тумбочка - бочка; удача - дача; уход - ход; шарф - шар; шутка - утка.

76. «Отними слог». Фасоль - соль, камыш - мышь, майка - май, чайка - чай, часто - час, радуга - дуга, каток - ток, выход - ход, вызов - зов, рытвина - вина, юноша - ноша, ищи - щи, кусты - ты, обвал - вал.

77. «Добавь звук». Лев - хлев, луг - плуг, лень - олень, мех - смех, оса - коса, ухо - сухо, ура - Шура, стол - столб, пар - парк, пол - полк, пена - пенал, метр - метро, мыл - мыло, ужи - лужи, банк - банка, буква - букварь, спор - спорт.

78. «Добавь слог». Дуга - радуга. Под-нос, пи-рожок, ре-мешок, по-жар, гри-бочки, стре-коза, ка-ток, хо-бот, пе-сок, лис-точки, ка-чай, чай-ка, му-сор, ма-шина.

79. «Кто больше добавит?»

Сок - кусок, носок, песок, часок, висок, лесок, брусок, басок.

Точки - уточки, ниточки, веточки, косточки, листочки, ласточки, кисточки, деточки, меточки, ленточки, моточки, сеточки, шуточки, чёрточки, корточки.

Утки - дудки, будки, сутки, шутки, незабудки.

80. «Назови последнее слово». На деревьях весной распустились... почки. Мы напишем ТА в начале и получим... тапочки. Слогом ША заменим ТА, прочитаем... шапочки. Л А поставили в начале - появились... лапочки.

81. «Волшебная цепочка». Конечный звук первого слова становится началом второго: кот - туфли- иголка- апельсин...

82. «Начни со слога». Последний слог становится первым в следующем слове: насос- соска - каша - шары - рыба - бабушка...

83. «Переставь слоги». Насос - сосна, кабан - байка, камыш - мышка, жало - ложа, рано - нора, жилы - лыжи, навес - весна, качай - чайка, наши - шина, рады - дыра.

84. «Построй цепочку». Как получить из слова лук слово сон? Из слова пол - слово кит? Лук - сук - сок - сон; пол - кол - кот - кит.

85. «Лесенка». Даётся звук, с ним придумываются слова, каждое из которых на один звук больше предыдущего: М - МА - мак - Маша - марка - машина.

86. «Путаница». Составляем слово из разрозненных слогов: БАШ, РУ, КА - рубашка; слоги для нескольких слов: ГО, ПА, Л А, РЫ, ЖА, ЛУ - горы, лапа, лужа.

87. «Добавим „соседям"». Обучающий произносит два звука, а дети должны добавить другие, чтобы получилось слово: КР - крап, крот, круг, крик, краб, кружка... БР - брат, брод, брак, брать, брови, брось, бравый, брысь, бродит...

88. «Что есть у „соседей"?» На карточке три рисунка, в названии которых есть стечения согласных: лампа, трусы, носки. К ним предлагается одна схема из пяти клеток, соответствующих одному слову цветов. Например: синяя, красная, синяя, синяя, красная. По схеме определить, какой предмет есть у «соседей». В данном случае это лампа, схема соответствует звуковому составу этого слова.

89. «Найди, где живут „соседи"». Задание усложняется: на карточке - три рисунка. Для каждого слова предлагаются только две клетки определённого цвета, символизирующие «соседей». По этим клеткам следует определить название картинки. Примеры: книга- синяя и зелёная фишки; коньки - две зелёные; редька- зелёная и синяя; булка - две синие фишки.

90. «Кто в домике живёт?» Задание ещё больше усложняется: предлагаются слова со сложной звукослоговой структурой (апельсин, трактор, эскалатор, пристань). В схемах к каждому из этих рисунков количество клеток соответствует числу звуков в слове, причём одна или две клетки заштрихованы нейтральным цветом. Нужно определить: кто живёт в этих домиках-клетках, какой звук? Например: к слову абрикос дана схема из семи клеток, заштрихованы четвёртая и шестая. Это звуки И, О.

91. «Как зовут „соседей"?» Игра аналогична предыдущей, но в схемах отмечаются клетки лишь со стечением согласных - «соседями», следует назвать оба звука.

92. «Что ты знаешь о звуке?» Умение охарактеризовать начальный звук в слове. Например, в начале слова сом звук С - согласный, твёрдый, глухой; в начале слова зима звук Зь - согласный, мягкий, звонкий.

Перед детьми выставляется карточка с нарисованными символами, используемыми при характеристике звуков. В верхнем ряду: красная клетка - символ гласного и клетка, половинки которой закрашены в синий и зелёный цвета, - символ любого согласного звука; в среднем ряду: синяя и зелёная клетки, обозначающие твердый и мягкий согласные; в нижнем ряду: колокольчик и шарик - символы звонкого и глухого согласных звуков.

По этой схеме ребёнок рассказывает всё о согласном звуке, а гласный звук просто называет.

Ребёнок выделяет звук в заданной позиции и рассказывает о нём (характеризует), каждый раз выбирая название одного символа из двух: гласный или согласный (верхний ряд); твёрдый или мягкий (средний ряд); звонкий или глухой (нижний ряд).

93.«Пиши правильно!» Задание по звуковому анализу совмещается с отработкой правильного написания сочетаний: ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

На карточке наклеены три картинки, например: чашка, чулки, шина; жираф, щука, шишка; роща, туча, мыши; ножи, машина, щавель. Задание: определить позицию сочетания звуков в слове (начало, середина или конец) и объяснить его написание. Примерный ответ: ШИ в середине слова машина; пишется всегда с буквой И: ШИ, ЖИ пиши с буквой И. Это надо запомнить.

94. «Какой?» Правильное произношение звука Й в конце слова; фиксация его при составлении слова. Дети получают картинки или им показывают предметы: красный шар, белый платок, синий кубик или квадраты, прямоугольники разных цветов и слоговые схемы первого слова (прилагательного), в них последний слог со звуком Й разделён на клетки по количеству звуков в слове.

Задание: заполнить схему фишками, обозначающими звуки, или написать всё слово из букв; предварительно следует убедиться, что слово правильно разделено на слоги. Так, в слове красный во втором слоге три клетки.

Если звук Й в конце слова пропущен - клетка остаётся открытой.

95. «Чудесный мешочек». В мешочке разные мелкие игрушки, в названиях которых есть названный, родственные или другие звуки. Ребёнок достаёт игрушку и выполняет одно из заданий:

а) узнаёт игрушку на ощупь, называет её, а затем показывает детям;

б) вместо названия даёт описание игрушки, другие дети отгадывают, что это;

в) при дифференциации начального или других звуков в соответствии с характером звука кладёт её налево или направо;

г) делит слова на слоги; выделяет звук из заданной позиции; называть только звонкие или глухие, твёрдые или мягкие звуки, сочетания согласных («соседей») или гласные, а также делает полный звуковой анализ названия игрушки.

96. «Часы». В центре круглого диска диаметром пятнадцать - двадцать сантиметров на оси - стрелка с тонким и толстым концами. По краю одной половины диска расположены картинки с определённым звуком в названии, а напротив - с родственным. Ребёнок определяет направление вращения стрелки, называет два рисунка, на которые показывают оба конца стрелки, и выполняет любое задание, как и в предыдущей игре.

97. «Лото». У взрослого - маленькие картинки, у детей - большие карты. Услышав название своего рисунка, ребёнок поднимает руку и произносит, например: «У меня шар» или «У меня санки, дайте, пожалуйста, картинку». Получив её, он прикрывает соответствующий рисунок, называя, что он прикрывает. Их названия могут быть сходного звукового состава (лак - рак) для закрепления или дифференциации звуков.

98. «Домино».Проводится так же, как игра в обычное домино, но с чётким называнием картинок и выполнением определённого задания по усмотрению обучающего.

99.«Магазин». В магазине разные игрушки. При «покупке» ребёнок должен вежливо попросить, объяснить, что ему нужно и для чего, выполнить одно из вышеназванных заданий по звуковому анализу, а получив «покупку», поблагодарить и попрощаться.

Статью подготовила учитель-логопед Косых Клавдия Викторовна.

Формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть каждому школьнику. Для детей с нормальным речевым развитием этот этап не представляет особых трудностей. Для детей же с речевыми недостатками – это сложное испытание, которое им порой не по силам без специальной коррекционной помощи. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ.

Достаточный уровень сформированности звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – профилактика нарушений письма и чтения, которые могут проявляться заменами, перестановками пропусками букв и слогов.

На логопедических занятиях я использую различные многофункциональные игровые методы и приёмы, способствующие не только формированию навыков звукослогового анализа и синтеза, но и развивающие познавательную деятельность учащихся (внимание, память, мыслительные операции, навыки самоконтроля, зрительно-моторные координации), а также стимулирующие познавательный интерес и повышающие речевую активность детей. Дидактические игры и игровые упражнения объединяю общей лексической темой занятия (комплексно-игровой метод), использую в системе, что необходимо для закрепления полученных навыков у детей с речевыми проблемами.

Следует отметить, что представленные мною игровые приёмы, наглядный дидактический материал могут с успехом использоваться учителями начальных классов на уроках чтения и письма в качестве средств формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Дидактическая игра «Загадки от курочки Рябы».

Задание №1.

На развитие звуко-слогового состава слова.

В контейнеры от киндер-сюрпризов вкладывается небольшая бумажечка или кружочек, на котором написано задание или буква.

Лексическая тема: «Перелётные птицы».

Курочка Ряба торопилась к вам на занятие, но у ней появились срочные дела и поэтому она не смогла прийти сама. Но она передала вам яйца с заданием, которые вы должны выполнить.

Возьмите каждый по яйцу, откройте его и прочитайте, что написано на листочке. (И,Т,С,А).

У кого, какая буква? (называют, а я записываю их вразброс на доске).

А теперь, послушайте задание от курочки Рябы.

Нужно из этих букв собрать слово. Кто правильно составит, тот и справился с заданием.

Дети составляют, отвечают.

Правильно! А теперь составьте схему этого слова с помощью звуковых фишек.

К каким видам птиц относится аист? (к перелётным)

Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

Задание №2.

Лексическая тема: Жизнь животных осенью.

В яйце полоски бумаги, на которых написаны слова.

БЕРЛОГА, ЛОГОВО, ДУПЛО, ГНЕЗДО,

Скажите, кто живёт в …

Задание№3.

Лексическая тема: Перелётные и зимующие птицы.

В яйцах слова: голубь, скворец, ворона, воробей, снегирь.

Какое слово лишнее и почему?

Опишите птицу по плану: как выглядит, чем питается, к какому виду птиц относится.

Задание №4.

Тема: «Родственные слова».

На кружках в «яйце» буквы Г, Н, С, Е.

Составьте слово из букв.

Правильно СНЕГ.

Составьте звуковую схему слова.

От этого слова образовалось множество слов в русском языке.

Назовите каждый по слову.

СНЕГ-СНЕГОПАД, СНЕГОВИК,СНЕЖИНКА,СНЕГУРОЧКА,СНЕГИРЬ.

Задание №5.

На кружках в «яйце» буквы Д,О, П,С,У,А.

Составьте слово из букв. (ПОСУДА).

Сегодня мы поговорим о посуде.

Я буду кидать мяч, а вы должны поймать и ответить сколько в названном мною слове звуков.(тарелка-7,поднос-6 и т.д).

Вариантов подобных заданий множество. Все они используются в зависимости от целей и задач урока.

Очень удобно использовать такой игровой приём на любом этапе урока.

Например, на этапе введения в тему.

Тема: «Дифференциация гласных Ы-И».

Сегодня на занятие пришёл из леса гость, отгадайте, кто же он?

Он огромный и усатый,

И к тому же, полосатый.

Если встретишь, не до игр!

Потому что это-….(тигр).

Всё верно-тигр.(вывешивается картинка).

Этот тигр относится к одному из видов тигров, называется Амурский. Численность этих тигров очень сильно сократилась в последние годы и поэтому этот вид тигров внесён в Красную книгу и находится под охраной государства.

Тигр принёс вам шишки из леса, а в них вложены задания.

Давайте прочитаем, что там написано!(Рысь, мышь, лиса, ишак)

Рысь, мышь, лиса, ишак- одним словом- это...(животные).

А какое слово здесь лишнее? (ишак, т.к это домашнее животное).

А теперь выделите в слове первый слог (ры, мы, ми, и).

Какие звуки повторяются? (Ы-И).

Кто догадался, какие гласные у нас сегодня в гостях? (Ы-И).

Таким образом, используя игровой метод для формирования навыков звукослогового анализа и синтеза, можно предупредить специфические ошибки письма и чтения младших школьников, развить их познавательные способности, создать положительную мотивацию учения, что является залогом успешного освоения программного материала и позволяет ребёнку ярко и интересно прожить каждый урок.

Я повышаю мотивацию к учению с помощью разработки новых интересных заданий, продуманности и отточенности инструкций, повышения значимости оценивания выполненных заданий, условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и обретение им веры в свои способности. Отбирая методы для работы на уроке, я комбинирую их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся на занятии и, тем самым реализовался охранительный режим обучения.

Основными задачами заданий такого рода является: умение выделять гласные звуки, воспроизводить слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными, объяснять значения слов, закреплять умение делать звуко-буквенный анализ; корригировать внимание, логическое мышление, развивать пространственную ориентацию.