Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Согласный звук. Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе. Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовите

1. Сообщение темы занятия

ЛОГОПЕД: Сегодня к нам на занятие пришел шалунишка Саша и принес интересные игры (Презентация).

За каждое правильно выполненное задание вы будете получать часть картинки, а в конце занятия вы сможете из этих частей собрать целую картину.

Какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

2.Дыхательная гимнастика «Поможем Саше надуть шарик»

Вдох носом, на выдохе произносим с-с-с (шарик сдувается)

Вдох носом, на выдохе произносим ш-ш-ш (надуваем шарик)

ЛОГОПЕД: Итак, с какими звуками мы будем сегодня работать?

3.Сравнительная характеристика звуков

Первое задание Саши – сравнить звуки [С] и [Ш]

ЛОГОПЕД: -Вспомните, какие по характеру звуки [С] и [Ш]. Чем они похожи, чем отличаются?

Звуки [с] и [ш] согласные - когда мы их произносим воздух встречает преграду (язычок). Они оба твёрдые, глухие.

Отличаются тем, что при произнесении звука [с]- кончик языка опускается за нижние зубки (↓), а когда мы произносим звук [ш]- кончик языка за верхними зубками ()

У звука [С] есть мягкий братик – [С’], а звук [Ш] всегда твердый.

Живут эти звуки в разных буквах. Звук [с] в букве С, а звук [ш] в букве Ш.

Молодцы ребята.

На доске появляется первый фрагмент картинки.

4.Дифференциация изолированных звуков.

Саша очень любит играть в Шифровальшиков – это профессия людей, которые читают зашифрованные письма.

Игра «Шифровальщики»

Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка: ↓↓, ↓, ↓, ↓, ↓↓, ↓↓

На доске появляется второй фрагмент картины.

5. Дифференциация звуков в слогах. Игра «Эхо»

Третье задание – повторить в правильном порядке слоги.

са-ша-са ас-аш-ас шо-со-шо

ош-ос-ош су-су-шу ус-ус-уш

На доске появляется третий фрагмент картины.

6.Пальчиковая гимнастика «Строители»

8.Дифференциация звуков в словах.

Четвертое задание – «Произнеси новое слово»

а) Замена звука С на звук Ш (слова-паронимы)

сок - ... басня - ... миска - ...

сутки -... каска - ... усы - ...

На доске появляется четвертый фрагмент картины.

Б) Раскладывание картинок

Пятое задание – «Разложи инструменты по полочкам»

ЛОГОПЕД: -Ребята, вы не забыли, что Саша-то у нас шалунишка – очень любит поиграть, пошалить. Вот и сейчас он зашел в гараж к папе и так получилось, что Саша раскидал все инструменты. Давайте поможем Саше разложить инструменты на свои полочки.

На доске появляются две полочки __________

___________↓

Скажите, какие инструменты мы положим на верхнюю полочку, а какие на нижнюю? Почему?

На доске появляется пятый фрагмент картины.

9.Физкультминутка «Разные профессии»

Я - шофер - помыл машину,

Левая рука на поясе, круговые движения правой рукой («Моют стекло»)

Сел за руль и выгнул спину.

« Крутят» руль

Загудел мотор, и шины

Зашуршали у машины.

Движение «моталочка»

Подметает дворник двор,

Убирает дворник сор.

Имитация работы с метлой

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту.

«Смотрят» из-под ладони

А сапожник сапоги

Для любой сошьет ноги

Маршируют на месте

К сапогам прибьет подковки

Кулачок правой руки стучит по ладони левой

И – пляши без остановки.

Руки на поясе, по очереди выставляют правую и левую ноги на пятку

10. Чтение слогов (Презентация)

Шестое задание – прочитай слоги и слова.

ЛОГОПЕД: Когда вы сравнивали звуки, вы сказали, что звук [С] живет в букве С, а звук [Ш] в букве Ш. Сейчас прочитаем слоги и слова с этими буквами.

11.Звуковой анализ слова

А) Звуковой анализ слова СУШКИ

б) Составление слова СУШКИ из букв разрезной азбуки.

На доске появляется шестой фрагмент картины.

12.Дифференциация звуков в предложении. Заучивание скороговорки по мнемосхеме, с глазодвигательной гимнастикой.

Седьмое задание – выучить скороговорку

Сапожник сшил сапожки,

сапожки для сороконожки.

На экране в презентации появляется мнемосхема.

Молодцы! И с этим заданием вы справились.

На доске появляется седьмой фрагмент картины.

13.Дифференциация звуков в тексте (Посчитать сколько предложений в тексте)

У Саши мама швея. Маму зовут Светлана. У неё дома есть швейная машинка. Мама Саши настоящая мастерица! То шорты сошьет, то рубашку.

Для первого предложения составляем схему.

На доске появляется восьмой фрагмент картины.

Тема: «Поездка в Простоквашино» (звуки Р и РЬ, буква Р)

Цель: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепить образ буквы Р.

Задачи: I учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции; закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ в словах и предложениях; развивать фонематические восприятие; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления детей; закрепить графическое изображение буквы Р, осуществляя профилактику дисграфии; совершенствовать практическое употребление существительных в косвенных падежах; II развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;III воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными предложения, контролировать поставленные звуки)

Материал: телефон, символы звуков Р и РЬ, фланелеграф, фигурки, картинки: поезд, деревня, ручка, картинки по темам со звуками Р и РЬ и без звуков, игрушка Звукоедик - злой и добрый, жетоны, мяч, буква Р, буквы разрезной азбуки, счетные палочки.

Ход занятия:

I Оргмомент. Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:

  1. Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); 2. Кошка поймала мышку; 3. Лошадь везет телегу; 4. Мышка поймала кошку; 5. Фонарь освещается улицей; 6. Улица освещается фонарем.

II (Звонит телефон) «Алло! Здравствуй, Матроскин! Привет, Шарик! Вы приглашаете нас в гости? Спасибо за приглашение. До свидания!» Ребята, кот Матроскин и пес Шарик приглашают нас в гости в деревню Простоквашино. Вы хотите поехать в Простоквашино? У Матроскина и Шарика есть любимые звуки. Отгадайте, какие это звуки, я их выделю голосом: Матррроскин, Шарррик. (Р и РЬ).

Сегодня по приглашению кота Матроскина и пса Шарика мы поедем в Простоквашино и вспомним звуки Р и РЬ.

III (Показ символов звуков) Собака грозно рычит: рррр. Маленький щенок рычит: рьрьрь. Что делает наш язык, когда мы произносим эти звуки? Рот закрыт или приоткрыт? Что делают губы? Дайте характеристику звукам Р и РЬ.

IV Игра «Поймай звук». Ловим ладошками звуки Р и РЬ. Закройте глаза: р, б, мь, рь, ра, жа, ря, бю, ам, ру; рак, кошка, рыба, домик, букварь, ёжик, чемодан, топор,…

  1. Раз мы собираемся в гости, нам надо купить подарки жителям деревни Простоквашино. Отправляемся по магазинам. В магазине поселился злой Звукоедик. Звукоедик съедает в словах звуки Р и РЬ. Передаем Звукоедика, исправляем слова: …епка, …ыба, б…юкки, г…уша, топо…, снеги… Молодцы, исправили все слова правильно, и злой Звукоедик превратился в доброго Звуковичка. И мы пойдем за покупками в магазин, покупать подарки нужно только со звуком Р или РЬ. Алёша, пойдет в мебельный магазин; Ксюша — в продуктовый, Гриша — в магазин посуды; Никита — в магазин «Товары для дачи»; Влад — в магазин посуды. Что купили? Какой звук в твоем слове, где он находится?

VI Подарки приготовили, садимся в поезд, поехали. (Показ картины) А вот и деревня Простоквашино. (Показ фигурок на фланелеграфе) Кто нас ждет встречает? (дядя Фёдор, корова Мурка, пес Шарик, кот Матроскин, теленок Гаврюша, почтальон Печкин). В каких именах слышится звук Р (Федор, Матроскин, Мурка), а в каких звук РЬ (Гаврюша, Шарик)? С кем мы поздороваемся? (С дядей Федором, псом Шариком, котом Матроскиным, коровой Муркой, теленком Гаврюшей, почтальоном Печкиным.) Кому и что мы привезли в подарок? Ксюша, кому и что ты подаришь?

VII Матроскин хочет поиграть с вами в игру «Чего ни стало». Посмотрите на картинки, запомните их, закройте глаза, сейчас Матроскин, какую-то картинку уберет.Чего ни стало?

VIII Дядя Федор предлагает поиграть в игру « Придумай слово по первому слогу»: Ра-ра-ра, начинается игра, я прошу со слога Ра мне сейчас назвать слова (ракета, ракетки, рана, радуга, работа, радио, раковина, раки,…) (Даю жетоны)

Физминутка . У дяди Федора большой огород, поможем ему вскопать грядки.

Мы лопатки взяли,

Грядки раскопали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разровныли.

Семена рядами

Дружно мы сажали,

А потом водою

Теплой поливали.

IX Игра с мячом «Найди место звуку». Вставьте в слово, в которое я назову звук Р или РЬ. Он должен быть вторым: пуд — пруд, кот-…, битва -…, тюк -…, тяпка -…, пятки -…, кошка -…

X Печкин любит сочинять стихотворения, послушайте, какое стихотворение придумал Печкин про дядю Федора, в нем много слов со звуками Р и РЬ:

Есть у Федора огород

В нем морковка растет

И горох , и помидоры

Рядом огород Федоры

В основном там помидоры .

Читаю еще раз, на каждое слово со звуками Р и РЬ, вы берете счетную палочку.

Сосчитайте, сколько у вас палочек, сколько слов со звуками Р и РЬ было в стихотворении?

XI Вместе с жителями Простоквашино мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)

Букву Р писать не сложно

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы флажок.

И получится флажок.

Из каких элементов пишется буква Р? Какие это элементы? Теленок Гаврюша написал на доске буквы. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркнем неправильные буквы.

XII Дядя Федор скоро, как и вы, пойдет в первый класс. Отгадайте, что понадобится для письма в школе Дяде Федору. Я разбросаю это слово на звуки, а вы приготовьте ладоши, «соберите» звуки в целое слово

Звуко-слоговой анализ слова РУЧКА, выложите из букв это слово.

Итог занятия. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. У кого в гостях мы побывали? Какие звуки повторяли? Сели в поезд.

Тема: «Поездка в Простоквашино» (звуки Р и РЬ, буква Р)

Попова Наталья Васильевна

учитель-логопед

МДОУ №185 «Росинка» г. Архангельск

Цель: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ; закрепить образ буквы Р.

Задачи: I учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции; закрепить навыки четкого произношения и различения звуков Р и РЬ в словах и предложениях; развивать фонематические восприятие; совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления детей; закрепить графическое изображение буквы Р, осуществляя профилактику дисграфии; совершенствовать практическое употребление существительных в косвенных падежах; II развивать слуховое внимание, слуховую и зрительную память;III воспитывать навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными предложения, контролировать поставленные звуки)

Материал: телефон, символы звуков Р и РЬ, фланелеграф, фигурки, картинки: поезд, деревня, ручка, картинки по темам со звуками Р и РЬ и без звуков, игрушка Звукоедик – злой и добрый, жетоны, мяч, буква Р, буквы разрезной азбуки, счетные палочки.

Ход занятия:

I Оргмомент. Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:

1. Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); 2. Кошка поймала мышку; 3. Лошадь везет телегу; 4. Мышка поймала кошку; 5. Фонарь освещается улицей; 6. Улица освещается фонарем.

II (Звонит телефон) «Алло! Здравствуй, Матроскин! Привет, Шарик! Вы приглашаете нас в гости? Спасибо за приглашение. До свидания!» Ребята, кот Матроскин и пес Шарик приглашают нас в гости в деревню Простоквашино. Вы хотите поехать в Простоквашино? У Матроскина и Шарика есть любимые звуки. Отгадайте, какие это звуки, я их выделю голосом: Матррроскин, Шарррик. (Р и РЬ).

Сегодня по приглашению кота Матроскина и пса Шарика мы поедем в Простоквашино и вспомним звуки Р и РЬ.

III (Показ символов звуков) Собака грозно рычит: рррр. Маленький щенок рычит: рьрьрь. Что делает наш язык, когда мы произносим эти звуки? Рот закрыт или приоткрыт? Что делают губы? Дайте характеристику звукам Р и РЬ.

IV Игра «Поймай звук». Ловим ладошками звуки Р и РЬ. Закройте глаза: р, б, мь, рь, ра, жа, ря, бю, ам, ру; рак, кошка, рыба, домик, букварь, ёжик, чемодан, топор,…

V. Раз мы собираемся в гости, нам надо купить подарки жителям деревни Простоквашино. Отправляемся по магазинам. В магазине поселился злой Звукоедик. Звукоедик съедает в словах звуки Р и РЬ. Передаем Звукоедика, исправляем слова: …епка, …ыба, б…юкки, г…уша, топо…, снеги… Молодцы, исправили все слова правильно, и злой Звукоедик превратился в доброго Звуковичка. И мы пойдем за покупками в магазин, покупать подарки нужно только со звуком Р или РЬ. Алёша, пойдет в мебельный магазин; Ксюша – в продуктовый, Гриша – в магазин посуды; Никита – в магазин «Товары для дачи»; Влад – в магазин посуды. Что купили? Какой звук в твоем слове, где он находится?

VI Подарки приготовили, садимся в поезд, поехали. (Показ картины) А вот и деревня Простоквашино. (Показ фигурок на фланелеграфе) Кто нас ждет встречает? (дядя Фёдор, корова Мурка, пес Шарик, кот Матроскин, теленок Гаврюша, почтальон Печкин). В каких именах слышится звук Р (Федор, Матроскин, Мурка), а в каких звук РЬ (Гаврюша, Шарик)? С кем мы поздороваемся? (С дядей Федором, псом Шариком, котом Матроскиным, коровой Муркой, теленком Гаврюшей, почтальоном Печкиным.) Кому и что мы привезли в подарок? Ксюша, кому и что ты подаришь?

VII Матроскин хочет поиграть с вами в игру «Чего ни стало». Посмотрите на картинки, запомните их, закройте глаза, сейчас Матроскин, какую-то картинку уберет.Чего ни стало?

VIII Дядя Федор предлагает поиграть в игру « Придумай слово по первому слогу»: Ра-ра-ра, начинается игра, я прошу со слога Ра мне сейчас назвать слова (ракета, ракетки, рана, радуга, работа, радио, раковина, раки,…) (Даю жетоны)

У дяди Федора большой огород, поможем ему вскопать грядки.

Мы лопатки взяли,

Грядки раскопали.

Грабли в руки взяли,

Грядки разровныли.

Семена рядами

Дружно мы сажали,

А потом водою

Теплой поливали.

IX Игра с мячом «Найди место звуку». Вставьте в слово, в которое я назову звук Р или РЬ. Он должен быть вторым: пуд – пруд, кот-…, битва -…, тюк -…, тяпка -…, пятки -…, кошка -…

X Печкин любит сочинять стихотворения, послушайте, какое стихотворение придумал Печкин про дядю Федора, в нем много слов со звуками Р и РЬ:

Есть у Федора огород

В нем морковка растет

И горох , и помидоры

Рядом огород Федоры

В основном там помидоры .

Читаю еще раз, на каждое слово со звуками Р и РЬ, вы берете счетную палочку.

Сосчитайте, сколько у вас палочек, сколько слов со звуками Р и РЬ было в стихотворении?

XI Вместе с жителями Простоквашино мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)

Букву Р писать не сложно

Справа к палке осторожно

Подрисуем мы флажок.

И получится флажок.

Из каких элементов пишется буква Р? Какие это элементы? Теленок Гаврюша написал на доске буквы. Все ли буквы написаны правильно? Зачеркнем неправильные буквы.

XII Дядя Федор скоро, как и вы, пойдет в первый класс. Отгадайте, что понадобится для письма в школе Дяде Федору. Я разбросаю это слово на звуки, а вы приготовьте ладоши, «соберите» звуки в целое слово

Звуко-слоговой анализ слова РУЧКА, выложите из букв это слово.

, Коррекционная педагогика

Логопедические занятия – это главная форма коррекционного обучения, которая нацелена на регулярное развитие компонентов речи, а также подготовку ребенка к школе.

Существуют несколько видов логопедических занятий: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

При подготовке и проведении занятии очень важно помнить о том, что на протяжении всего занятия у детей должен быть положительный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения превращается в интересную игру.

Именно с использованием таких методов и приемов я провела в подготовительной к школе группе нашего детского сада занятие на тему: Искатели клада.

Форма НОД: фронтальное логопедическое занятие в игровой форме (подготовительная к школе группа)

Цели:

  • Образовательные :
    • закреплять навык правильного произношения звуков [ш], [ж], [ч], [л], [р] в словах и фразах;
    • совершенствовать четкую правильную речь.
  • Развивающие :
    • совершенствовать внимание, память, воображение;
    • развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику.
    • Воспитательные :
    • формировать интерес к занятию, любознательность;
    • воспитать чувство толерантности.

Оборудование: карта, бинокль, часы, карандаши, компас, очки, ложка, фломастеры, рисунки солнца, стола, реки, дракона, лестницы, дерево, шкатулка, сладости.

План НОД

  1. Организационный момент. (отгадывание загадок)
  2. Введение в тему. (знакомство с картой)
  3. «Мы в густом лесу» (слова со звуками [ш], [ж], [ч], [л], [р])
  4. «Построим мост» (игра на развитие памяти)
  5. «Злой дракон» (четкое произношение)
  6. «Высокий старый дуб» (дорисовать недорисованные предметы)
  7. «Вспомни и нарисуй» (вспомнить начало занятия и нарисовать предметы)

1. Организационный момент

Дети заходят в кабинет, здороваются, садятся на стулья, которые стоят полукругом. На доске в середине прикреплено солнышко без лучиков. (Приложение 1 )
– Утро. Весна. В окошко заглядывает ласковое весеннее солнышко. Но у солнышка чего-то не хватает. Посмотрите, дети, чего же не хватает? (Не хватает лучиков).
– Не хватает его ярких горячих лучиков. Для того, чтобы у солнышка появились лучики, вы должны отгадать загадки.
Отгадавший берет по одному лучику и прикрепляет к солнцу. (Приложение 2 )
(Сколько лучиков, столько и загадок, связанных с весной).

2. Введение в тему

– Ребята, по дороге к вам я на улице нашла вот это. (Показываю сверток) . Вы знаете что это? (Это карта). А что такое карта? (По нему ищут клад) . А что такое клад? (Это сокровища) . А давайте по этой карте мы пойдем искать клад? Пойдете со мной? (Приложение 3 )
– Для начала посмотрите все на стол. (На столе предметы: бинокль, часы, компас, очки, ложка, карандаши) . Смотрите внимательно и запоминайте, что нам нужно и понадобится.
(Стол закрывается платком).

3. «Мы в густом лесу»

– Посмотрим на карту. Мы попали в лес. Как нам выйти из этого густого леса? (Приложение 4 )
(На доске картина с изображением животных и предметов).
– Выйти из леса нам поможет вот эта картина. Здесь нам надо соединить предметы, в словах которых есть звук [л] красным фломастером, звук [ш] – синим, звук [ж] – зеленым, звук [р] – черным, звук [ч] – желтым. (Приложение 5 )
(Дети называют нужные картинки и соединяют их между собой фломастерами нужного цвета).

4. «Построим мост»

– Если смотреть по карте, перед нами – река. (Перед детьми рисунок: река с берегами). Что нужно сделать, чтобы перейти через нее? (Нужен мост).
– Правильно, мы будем строить мост с помощью геометрических фигурок, но не просто так, а последовательно. (Приложение 6 )

– Запомните фигуры по этой же последовательности и рисуйте с помощью фигур мост.

5. «Злой дракон»

– Мост построен, и мы можем перейти через реку. Смотрим на карту. Что это, впереди большой злой дракон. Он не хочет уступать дорогу. Как же пройти? Чтобы пройти нам надо сказать ему волшебное заклинание, тогда он станет добрым. (Приложение 7 )

(Заклинание – скороговорка).

– Скороговорку нужно сказать быстро и четко.

6. «Высокий старый дуб»

– Дракон стал хорошим, добрым и уступил нам дорогу.
– Посмотрим на карту. Но что это? Очень высокий старый дуб. И по карте клад находится на самой вершине дуба. Как нам туда залезть? (Приложение 8 )
(Давайте сделаем лестницу).
– Вот лестница, но на ней нет перекладин. Они спрятаны за этими недорисованными предметами. Надо их дорисовать и получить палку от лестницы. (Приложение 9 )
(Дети по одному дорисовывают, получают по палке и клеят на лестницу).
– Вот и лестница готова. Ура, мы нашли клад. Давайте откроем и посмотрим что там. Но шкатулка не открывается.

7. «Вспомни и нарисуй»

(Перед детьми нарисованный стол) . (Приложение 10 )

– Помните, в начале занятия у нас на столе лежали предметы. Вспомните что там было и нарисуйте вот на этом столе.

8. Итог

– Вот и шкатулка открылась.
(Клад делится между детьми).
– Как мы искали клад? Через что мы прошли? Вам понравилось занятие? Что больше всего понравилось?

Организационный уход детей в группу.

Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе по теме: "Звук [ш]"

Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звук [ш]"

Налетова Екатерина Анатольевна, учитель-логопед МДОУ детского сада комбинированного вида № 17, город Подольск Московской области
Описание материала: Предлагаемый материал может быть использован полностью или частично учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе (6-7 лет). Ни для кого не секрет, что недостатки устной речи у ребенка необходимо устранить до начала школьного обучения. В противном случае ребенку грозят нарушения письменной речи, такие как дисграфия и дислексия. С целью профилактики вышеуказанных нарушений в конспекте подробно описана работа с детьми в игровой форме, направленная на автоматизацию у дошкольников звука [ш] на разных этапах, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики,мимических мышц, а также дыхания и голоса. Представлены игровые упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия, совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза,развитие навыков словообразования и словоизменения.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить понятие о механизме образования звука [ш];
- продолжать учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш] с опорой на различные виды анализаторов;
- формировать навыки словообразования и словоизменения.
Коррекционно-развивающие:
- автоматизировать у детей звук [ш] в слогах, в словах и предложениях;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать звуко-слоговой анализ и синтез;
- уточнять и расширять словарь;
- развивать внимание и память
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать у детей наблюдательность
Оборудование: цветные символы для выкладывания звуковых схем, сюжетные картинки, профиль акустико-артикуляционного образа звука [ш], предметные картинки с изображением различных видов транспорта и предметные картинки на звук [ш], схемы предложений, пособие «Веселый поезд», мультимедийная доска и проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент:

Сегодня к нам приехали гости. Ребята, как вы думаете, на каком транспорте они добрались до нашего сада? Сядет тот, кто назовет любой вид транспорта.

1. Сообщение темы занятия:

Игра «4 лишний».
- Я назову 4 вида транспорта, а вы, пожалуйста, выделите из них один лишний (самолет, вертолет, машина, дельтаплан). Объясните, почему?
Лишняя машина, потому что это наземный транспорт, а самолет, вертолет и дельтаплан – это воздушный транспорт.
-Сегодня мы с вами покатаемся на машине и при этом будем постоянно сле-дить за правильным произнесением звука [ш]. Какой звук в слове машина я выделила интонацией?
-Звук [ш].
Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам:
-Что делают губы, когда мы произносим звук [ш]?
- Губы округляются.
-Где находится язык?
- За верхними зубами.
- Какой язык, узкий или широкий?
-Язык широкий, чашечкой.
- Есть ли во рту преграда?
-Язык создает преграду, значит звук [ш] – согласный.
-Звук [ш] звучит твердо или мягко?
-Звук [ш] всегда твердый.
-Как мы произносим звук [ш], с голосом или без голоса?
Звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой звук. Ребенок у доски обозначает звук [ш] цветовым символом.

2. Развитие фонематического слуха.

Выделение звука [ш] в ряду звуков (зь, сь, ч, ш, щ, з, с, ш, ц, ш…)
-Я буду произносить похожие звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [ш].

3. Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях.

Я назову слово, а вы замените в нем первый звук на звук [ш] и назовите по-лучившееся слово.
Тапка – шапка Накал – шакал Дар – шар
Чашка – шашка Фланг – шланг Мыло – шило
Топот – шепот Стык - штык Губы –шубы
Мышка - шишка Жаль - шаль Маг - шаг
Параллельно поясняется значение новых слов.

4. Определение позиции звука [ш] в словах.

Игра «Веселый поезд».
- В первом вагоне поедут пассажиры, в названии которых звук [ш] находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.
В слове шапка звук [ш] находится в начале слова.
Игра «Слово заблудилось»
- Я прочитаю вам стихи, а если что-то перепутаю, вы исправьте мою ошибку
С другом мы играли в ……чашки
Пили чай из белой……шашки.
Вылезла из норки…..шишка
На нее упала мышка.
Мы с сестрой посуду….. шили
И наряды куклам……мыли
Горько плачет……бедный шарик
Улетел воздушный….. Гарик
Улетел воздушный шарик. Составим схему последнего предложения.
Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Какое слово последнее?

5. Динамическая пауза.

Речь с движением.
Мчатся бешено машины
Шта-што-шту-шты держат руль
По шоссе шуршат их спины
Ша-шу-ше-ши топают ногами
В конце дальнего пути
Аш-ош-уш-иш ладонь у лба
Слышен шепот: ше-шо-шу, ше-шо-шу ладони рупором
Это шина шепчет шине: «Я уж больше не спешу – шу-шу» на выдохе, с понижением силы голоса

6. Слого-звуковой анализ.

В машине, у которой лопнула шина, к нам приехал МИШКА. Пока шину будут заклеивать в автомастерской, мы с вами выложим слого-звуковой анализ слова МИШКА.
Ребенок у доски: мишка – это одно слово. В нем 2 слога: миш-ка
В слоге МИШ-:
Первый звук [м`] – согласный, мягкий, звонкий звук. Обозначу его зеленым квадратом.
Второй звук [и] – гласный звук, обозначу его красным квадратом.
Третий звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой звук, обозначу его синим квадратом.
В слоге –КА:
Первый звук [к] – согласный, твердый, глухой звук, обозначу его синим квадратом.
Второй звук [а] – гласный звук, обозначу его красным квадратом.
-Сколько всего звуков в слове мишка? Сколько слогов?
-Что нужно изменить в звуковой схеме, чтобы у нас получилось слово КОШКА?
-Надо убрать первый зеленый квадрат и поставить синий, потому что в слове КОШКА первый звук – К - согласный, твердый, глухой звук.

7. Формирование лексико-грамматического строя языка.

Стук в дверь. Приносят конверт.
-Ребята, нам принесли письмо от Шпунтика. Он пишет, что друзья из Солнечного города подарили ему машину вместе со специальными картинками. На картинках – действия, которые умеет выполнять машина. Помогите, пожалуйста, назвать эти действия.
o машина подъехела к дому o машина въезжает в гараж
o машина отъехала от дома o машина въехала в гору
o машина подъехала к гаражу o машина съехала с горы
o машина выезжает из гаража o машина переезжает реку
o машина выезжает из-за угла
Дети поочередно называют действия машины, которые изображены на мульти-медийной доске.
Игра «Скажи наоборот».
На столах у детей сюжетные картинки, отвечает тот, у кого действие, противоположное изображенному на экране. На экране: машина съехала с горы. Ребенок отвечает: «Моя машина въехала в гору».
Игра «Отгадай транспорт».
Отгадывание предметов по названию их частей.
- Кузов, кабина, колесо, руль, фары.
- Это машина (картинка на экране)
- Крылья, кабина, хвост, мотор.
- Это самолет.
- Палуба, якорь, каюта, корма, нос.
- Это корабль.
- Вагоны, купе, электровоз.
- Это поезд.
У детей на столах предметные картинки с изображением различных видов транспорта. На мультимедиа сюжетные картинки с изображением автомагистрали, моря, железной дороги и неба. Дети соотносят свою предметную картинку с сюжетной на экране.
Ребенок: Машина едет по дороге, это наземный транспорт.
Поезд едет по железной дороге, это железнодорожный транспорт.
Самолет (вертолет) летит в небе, это воздушный транспорт.
Корабль (лодка, катер) плывет по воде, это водный транспорт.
Поезд едет в метро, это подземный транспорт.
Мотоцикл (велосипед) едет по дороге, это наземный транспорт.

Итог занятия

О каком звуке мы сегодня говорили? Охарактеризуйте звук [ш].
- Какие виды транспорта вы знаете? Для обозначения звука [ш] на следующем занятии мы познакомимся с буквой Ш.