Фанатизм по отношению к человеку противоположного пола. Фанаты – кто они? Психологическая природа фанатизма. Лечится ли фанатизм

Интересная статья о фанатизме во всех его проявлениях с юмором и интересными умозаключениями из серии занимательной психологии.
Особенное внимание уделено "шопоголикам", есть информация о "повышеной любви" к занудству, спорту, компьютеру!

Часто ли тебя раздражало, когда сосед, имеющий не очень отменный голос, круглосуточно, в прямом смысле слова разминает свои голосовые связки? Могу угадать ответ. Конечно же, да. И это не потому что ты холерик, а просто потому что ты живой человек. А твой чудный сосед, просто фанатик.
Что такое фанатизм и как с ним бороться?

Всякого рода фанатизм представляет собой психологическую зависимость от чего-либо. Но еще, пока, без потери здравого смысла. Причем, фанатизм обычно не приносит значительного ущерба окружающим. Ведь человек обычно «фанатеет» на почве собственных умозаключений и приоритетов.
Вообще увлечения чем- либо можно разделить на определённые этапы:

  • Этап симпатии. Человеку приятно заниматься тем, что нравиться;
  • Любительский этап или так называемое хобби. Занятие занимает существенную часть жизни;
  • Цельно- фанатический. Не доходит до стадии фанатизма, ведь обычно прекращается после достижения цели;
  • Стадия укоренённого фанатизма (выходит за рамки нормы).
  • Отдельным этапом является возрастной фанатизм, когда чрезмерное увлечение проходит с возрастом.

А теперь давайте попробуем рассмотреть фанатиков по определённым типам . Может, в каком- то из них ты узнаешь себя, любимого или своего друга.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ТИП ФАНАТИКОВ (дальше АТФ)

Особые приметы:

Девушки: отсутствие макияжа, неинтересная прическа, собранная в хвостик (наверняка они не знают об утюжке для волос); бабушкин кардиган, в лучшем случае купленный на распродаже; не исключается сочетание кроссовок с классическим блузоном.
Мужчины: неспортивное телосложение; рубашка, заправленная в брюки, джинсы, шорты, независимо от случая.
И в обоих случаях: куча книжек и разных бумажек и никаких глянцевых журналов.
И все это не, потому что у аналитических фанатиков полное отсутствие вкуса, а потому что “shopping” это лишняя трата времени, а вручение Нобелевской премии уже «не за горами».
Зато на роботе АТФ незаменимы, ведь робота всегда сделана вовремя и уж слишком фанатически качественно (Джон Неш,«Игры разума»).

Хорошая новость:

  • Если твой друг аналитический фанатик, тебе повезло. Ведь ты точно будешь уверена насколько вероятно попасть в какую-то неловкую ситуацию. Например насколько возможно что твой парень, после работы, зайдет именно в тот бутик, где ты так сладко улыбаешься, покупая новое болеро, юбку, топ, ну и еще пару кофточек. Ведь кто виноват, что твой любимый забыл свою кредитку на журнальном столике;
  • Если же тебе станет интересно долго ли до летнего солнцестояния на Юпитере, что такое дисперсия и сколько людей ежегодно умирает от лептоспироза иктерогеморратического, не бойся, можешь звонить даже в три часа ночи – получишь точный ответ. Жалоб же за свое нахальство не услышишь, ведь человеку так приятно, что ты поинтересовалась именно у него, а не элементарно посмотрела в Интернете.

Плохая новость:

  • Перед тем как задать вопрос АТФ, подумай. Потом очень долго будешь умолять о молчании;
  • Ты не сможешь поплакаться в жилетку аналитическому фанатику, ведь сразу получишь план выхода из ситуации расписаний ежесекундно. А иногда так хочется, чтобы просто выслушали и пожалели.

ЛЕЧЕНИЕ - не лечится. Попробуй просто почаще вытаскивать друга на крышу дома покушать мороженого. Ведь столько прелестей вокруг кроме книжек и рутинной роботы.

Особые приметы:

И мужчины и женщины выглядят одинаково – волосы моются все реже, появляются страшные синяки под глазами не говоря уже у смене гардероба. У девушек обычно еще и полное отсутствие маникюра (что там уже о педикюре говорить). А ведь до всасывания в компьютерную сеть все они выглядели очень даже ничего.

Плюс , обрати внимание, не жалуются ли люди, которых ты подозреваешь в СФ на постоянную бессонницу, увеличении месячной оплати за свет и постоянные проблемы на роботе.
Особенность сетевой зависимости еще в том, что ней может «заболеть» как подросток, так и довольно взрослый человек. Обрати внимание, если ты пропадаешь в контактах, «одноклассниках» или он - лайн играх больше 6 часов в сутки, может и ты становишься СФ.

Хорошая новость - никаких.

Плохая новость:

  • Кроме того, что тебе может стать неловко если ты все-таки сумеешь вытащить друга прогуляться, есть еще и угроза здоровью друга, как физическому, так и психологическому.

ЛЕЧЕНИЕ - лечится.

Шаг 1 - Попроси друга, переночевать, обосновавши все ремонтом в квартире.
Шаг 2 - Уложи спать (методов много). Если не хочешь материальной ответственности, даже не думай выбрасывать компьютер с окна, останется уж очень много следов твоего преступления.

Шаг 3 - Побалуй так любимый ПК пару-тройкой десятка вирусов (если это не “Apple”).
Если не поможет, можешь вылить бокал спиртного на клавиатуру. В крайнем случае перерезай провода.
Процедуру нужно повторять 1 раз в 2 месяца, по мере необходимости. То, что друг будет занят ремонтом компьютера гарантировано.

ШОПОГОЛИКИ

Об этом типе фанатиков ты уже наверняка слышала очень много и нового ничего не узнаешь. Но если ты идешь в магазин за хлопьями и молоком, а возвращаешься с 19 парой босоножек на танкетке, то нет, ты увы не коллекционер, ты фанатик. Задумайся. И не забывай, на протяжении 14 дней вещь можно вернуть, при наличии чека и паспорта. А по дороге домой приобрести 20 пару джинсов.

Хорошая новость:

  • Если твоя подруга шопоголик, всегда будет у кого взять сумочку на важное свидание.
  • Ты всегда будешь в курсе где и что продается, не говоря уже о распродажах.

Плохая новость:

  • В квартире шопоголиков всегда мало места и куча ненужных вещичек. Они живут по принципу – « все в дом»;
  • Не купленный шопоголиком паяльник, в магазине техники, приводит в депрессию. Ведь как можно обойтись без такой нужнейшей вещи дома;
  • Шопоголики «не доживают» до второй зарплаты;
  • Разговоров и занятий, кроме как о походах по магазинах не бывает (даже в рабочее время).

ЛЕЧЕНИЕ – лечится частично.

Учи друга экономить. Предложи собрать ненужные вещи, и те которые уже не носятся в отдельный ящик и отвести в какой то детский дом. Если твой друг любит детей – может сработать.
Почаще ходите вместе в театры, музеи, выставки танков, машин, котов, и т.п., но только не по магазинам. Со временем появится чувство меры.

СПОРТИВНЫЙ ФАНАТИЗМ

Помнишь, как многие школьники носили футболки с номерами известных футболистов, собирали плакаты, наклейки и не пропускали ни одного футбольного матча? Спортивный фанатизм проходит с возрастом, но не всегда. И в более взрослом возрасте он может остаться и прогрессировать.
Но если твой друг не признает никаких торговых марок кроме ADIDAS, NIKE и PUMA; смотрит финал UЕFA, как-будто в ожидании экстаза; занимается в спортзале 4 раза в неделю и каждые 4 года ездит на Олимпийские Игры, это еще не фанатизм, это здоровое увлечение спортом.

Хорошие новости:

  • Подумай, может и тебе будет приятно сходить на какую нибудь игру для общего развития;
  • Спорт – это всегда хорошо, здоровье обеспечено.

Плохие новости:

  • Тебя «заставят» включить в список любимых магазинов и спортивные бренды;
  • Перекачанные парни интересны только до определенного момента, дальше – никакого ума и сообразительности, только куча мышц;
  • Фанаты спорта не всегда сами им особо занимаются.

ЛЕЧЕНИЕ – может и лечить не надо.

Чтобы узнать, является ли твой любимый спортивным фанатиком, можешь заявить: «Я или футбол». Если услышишь утверждение типа «Глупенькая, конечно же ты», можешь смело разрешать любимому футбольные слабости.

Что касается звездного фанатизма , его можно поделить на две категории:
- тех, у кого завышенная самооценка (типа, «нет звезды меня звезде»);
- и тех, кто всегда и во всем подражает звездам.

Эгоцентризм не лечится, а интерес к кумиру пропадает когда тот совершает какую нибудь оплошность.

Маниакальный фанатизм – это уже психологическая болезнь, которую нужно отличать от фанатизма и ограничивать в свободе. (Желательно на пожизненное заключение).

Спорным остается вопрос можно ли назвать мужчин фанатиками по отношению к прекрасному полу ? Ведь это естественно. Хотя боль от предательства, по – настоящему любимого человека остается открытой раной на всю жизнь.

Повышенный интерес и физическая зависимость девушек же к мужчинам это уже нимфомания . Обидно.

И это ещё далеко не весь список. Если задуматься, каждый второй глубоко в душе фанатик. Но если твой парень или муж постоянно готовит, моет посуду, пылесосит, забрасывает и вывешивает вещи из стиральной машины (твои в том числе, да еще и так как надо); уступает финал кубка UEFA в пользу FASHION TV, значит… нет, не обязательно он фанатик домашнего хозяйства .

Может он просто очень любит тебя? Хотя и первый вариант тоже не исключается.
У каждого свои «тараканы в голове» и жизненные умозаключения.

Сколько людей, столько и мнений. Может и лечить фанатизм не надо? Каждому свое.

Можем ли мы осуждать человека, если он фанатично предан своей семье, Родине, работе? Конечно нет. В данном случае мы имеем дело с нормальным, естественным проявлением гуманистических начал современного общества. Подобный фанатизм не имеет ничего общего с тем социальным явлением, которое может привести общество к фатальным трагедиям, с которым следует бороться.

Безоговорочное слепое, следование убеждениям, приверженность определенным идеям, верованиям или воззрениям, особенно в области философско-религиозной, национальной или политической сферах мы называем фанатизмом (от лат. fanatismus). Трудно отнести проблему неадекватного поведения человека или многочисленного сообщества людей к чисто психологической она давно стала и социальной, и философской.

Вспомним! В юношеском возрасте сильное увлечение чем-либо было обычным явлением. Девочки бегают на все концерты любимого ансамбля или исполнителя, часами простаивают у касс за билетами, обклеивают стены своих комнат вырезками обожаемых исполнителей, устраивают охоту за автографами. Мальчики проделывают тоже самое в отношении своей футбольной или хоккейной команды. Собираются в большие группы, имеют собственную символику и атрибуты, совершают публичные акции, враждебно относятся к болельщикам других клубов. С возрастом эти пристрастия затухают. В данном случае мы имеем дело с поклонничеством.

Эмоциональное проявление фанатизма характеризуется отсутствием объективной оценки собственного поведения, одержимостью, верой в исключительность предмета своего обожания, враждебным восприятием всякой критики, чрезмерным рвением к массовой демонстрации своих взглядов и убеждений. Что отличает фанатика от поклонника? Фанатик не обращает внимания на нормы и правила, принятые в обществе, он может спокойно их переступить для достижения заветной цели, поклонник их не нарушает.

В классификации психических расстройств, обычно, выделяют семь видов фанатизма:

религиозный, политический, идейный, фанатизм здоровья, научный фанатизм, спортивный выделяется в отдельную группу, фанатизм в сфере искусств. Любой фанатизм в какой бы форме он не проявлялся опасен для общества. Даже безобидные «чудики», которые ничего не хотят слышать и видеть вокруг себя, а живут исключительно в сфере собственных болезненных пристрастий и представлений, при определенных обстоятельствах, могут совершать любые антиобщественные действия (от стрельбы в универсаме до захвата воздушного судна). Подлинный фанатизм безжалостный, он высушивает человека, занимает все его мысли, способен подтолкнуть к неконтролируемым действиям.

Наиболее опасными видами массового фанатизма следует назвать религиозный и политический. Самыми опасными представителями религиозного фанатизма, который, в данном случае очень тесно связан с политикой, являются исламские фундаменталисты, которые буквально противопоставили себя всему остальному миру. Их фанатизм основан на искренней вере и святости жертвы во имя Бога. Террористы смертники стали настоящей угрозой миру, от отдельного выступления фанатов одиночек до военного противостояния государств. Исламские фанатики ради эфемерных целей держат в страхе ничем неповинное мирное население, не жалея, при этом, ни женщин, ни детей. Откуда берутся эти фанатики? Молодые люди с неустойчивой психикой и слабой нервной системой составляют основу для пополнения исламских смертников. Этому способствует слабое знание исламских религиозных текстов, полная изоляция от канонического ислама, отвергающего всякое насилие. Исламский фанатизм преодолевается просвещением. Ведь не зря первое слово Священного Корана, переданное Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через архангела Джебраила, было «читай».

Другое очень опасное для общества проявление массового фанатизма - это политический экстремизм, выраженный в деятельности ряда крайне реакционных политических партий фашистского толка. Отстаивая доминанту силы, они проповедуют национальное и расовое превосходство.

Фашистская идеология, замешанная на проповеди национальной исключительности всегда находит благодатную почву среди молодых людей, которые в поисках силы и защиты ищут объединения со сверстниками на единой идейной основе. Вирус фашистской идеологии хотя и носит латентный характер, но до сих пор присутствует в политическом спектре многих государств рядом с демократическими институтами (страны Прибалтики, Украина) И в России в 90 х годах прошлого столетия существовали организации «Память», отделившаяся от неё «Черная сотня», воссозданный в 2005 году «Союз русского народа». В принципе, фанатик может возникнуть вокруг любого идеала. Это блестяще показал Ю. Мамин в фильме «Бакенбарды» (1990). Механизм формирования тоталитарной диктатуры и фанатизма в городке Заборск показан на примере творчества А.С. Пушкина.

Известный советский философ Мераб Мамардашвили писал: - «Для человека, не готового затрачивать усилия, чтобы искать индивидуальный ответ, самый простой путь найти знамя, под которое можно встать в общем строю». Этот путь он называл: - «соблазнительная пропасть легкости»

Для любого цивилизованного общества, построенного на гуманистических началах - фанатизм, превращающий человека в послушное, стадное, безликое существо, способное ради безумных идей преступить все моральные и правовые преграды не самое лучшее приобретение. Нормальное демократическое общество должно поставить ему заслон!

«Давай только без фанатизма», – говорит жена супругу, решившему допоздна поработать за компьютером. Под этим она подразумевает заботу о его здоровье и выражает надежду на благоразумие мужа. Или то же говорит руководитель подчиненному, когда переживает, что из лучших побуждений последний перестарается, и результат дела будет плачевным. Что же такое фанатизм и чем он опасен? Давайте разберемся.

Фанатизм – слепая и ярая приверженность религии, идеи, человеку, делу и т. д. Это неадекватная, некритичная вера чему-то или кому-то, во что-то или в кого-то.

Фанатизм – вариант неадекватной самореализации и уход от самого себя, мира. Вся жизнь фанатика вертится вокруг одного объекта. Примеры фанатизма:

  • Ученый может фанатично относиться к науке и своему последнему исследованию.
  • Футбольный фанатик готов снова и снова получать тяжелые травмы в драках.
  • Фанатичные поклонницы готовы убить за фото с кумиром (в том числе его убить).

Есть фанаты – люди, поддерживающие исполнителя, веру или идею. Они критикуют, порицают и хвалят, уважают мнение других людей. А есть фанатики – люди, слепо культивирующие что-либо или кого-либо, они не приемлют мнение других людей, способны на войны и убийства, в том числе уничтожение своих же идеалов.

В древности фанатиками называли приверженцев культа, устраивающих ритуалы и бесчинства. Только представьте: пляски в трансовом состоянии, жертвоприношения, завывающие песнопения и подобное. Пугающе, но что еще страшнее: это происходит в нашем, XXI веке.

Формы фанатизма

В фанатизм могут перейти идеи или , политических партий. В целом фанатизм может возникнуть в любой сфере, где есть право личного выбора и веры: вкусы, принадлежность к группе, теоретические концепции, музыка и другое. Но свобода в условиях фанатизма выглядит условно. Фанатик не свободен, он зависим и болен.

Чаще о феномене фанатизма говорят в рамках религии. Верующие люди не уходят в секты, не убивают себя ради просвещения, не отдают весь заработок (не только свой) в религиозную казну. Этим занимаются фанатики. Терроризм – тоже вариант фанатичного отношения к вере.

По степени опасности выделим две формы фанатизма:

  • Средняя. Приверженцы идеи отрицают альтернативы, отстаивают свою точку зрения. Фанатики среднего типа в основном общаются с себе подобными, при необходимости отстаивают свою веру.
  • Тяжелая форма. Фанатики пытаются переубедить приверженцев других мнений или переманить на свою сторону нейтральных людей. Для переубеждения они используют жесткие методы: пытки, избиения, угрозы, наказания.

Кроме названных форм отметим:

  • Социально допустимый фанатизм, например, футбольный (к нему относятся настороженно, но более или менее лояльно), (подростковые тематические объединения по интересам: музыке или философии, стилю одежды).
  • Социально порицаемый фанатизм (секты, терроризм).

Стоит отметить, что любая форма фанатизма потенциально опасна. Футбольные фанатики нередко продолжают свой путь в криминальном направлении. Подростки за «неправильную» одежду способны убить (репортажи об этом не такая уж редкость, например, нашумевшее «поясни за шмот»).

Причины фанатизма

Фанатизм возникает там, где есть место диктаторству, авторитаризму и тотальному контролю. Не обязательно речь идет об устройстве общества. Это могут быть внутренние следы . Кроме того, фанатизму подвержены люди:

  • не уверенные в себе;
  • нуждающиеся в управленце, испытывающие в подчинении;
  • испытывающие трудности в самоидентификации и самореализации;
  • не доверяющие миру и себе;
  • необразованные, верующие в предрассудки, находящиеся в (особенно актуально для религиозного фанатизма);
  • внушаемые, «пустые» (нет своего мировоззрения, идеалов, );
  • страдающие шизофренией и ;
  • шизоидного, истерического или застревающего .

Предрасположенность к фанатизму формируется в детстве под влиянием разрушающего стиля семейного воспитания. Такой эффект оказывает авторитаризм, требовательность, манипуляции ребенком, изоляция, лишения, насилие, отсутствие любви и заботы. Ощущение ненужности, несостоятельности и беспомощности – прямой путь к фанатизму.

Фанатизм личности – результат чьих-то . Жертвами манипуляторов становятся неопределенные в жизни, необразованные, доверчивые люди. Фанатики выходят из , которой управляет . Массовый фанатизм в разы разрушительнее и опаснее, чем индивидуальный. Толпами люди громят клубы, церкви, дома, магазины, сжигают города.

Признаки фанатизма

Характерная черта фанатизма – человек не делит содержание своей веры на хорошие и плохие элементы, допустимые и недопустимые. Он считает правильным все, что относится к его идее, и неправильными все сторонние мнения.

К другим признакам фанатизма относится:

  • близкое и болезненное переживание, бурные реакции на все, что относится к вере;
  • наличие атрибутики веры, преследование кумира;
  • отстаивание своей правоты, а не истины;
  • в отношении окружающих людей;
  • упадок интереса к прежним хобби;
  • сленг, ритуалы, свойственные предмету фанатизма;
  • убежденность в собственной правоте и чувстве собственного превосходства;
  • замкнутость или общение с «соратниками».

Фанатики не стабильны в психологическом плане, асоциальны и агрессивны. Они опасны для себя и окружающих, так как не поддаются никаким . У окружающих фанатик вызывает страх одним своим видом и поведением. Их часто описывают фразой «он словно не в себе, сумасшедший». Вид, как правило, соответствующий: громкая речь, резкие и экспрессивные выражения, крики и угрозы, ненормальный блеск в глазах, активная жестикуляция. Фанатик не видит и не слышит реального мира, он живет в своей реальности.

Чем опасен фанатизм

Фанатизм – деструктивная приверженность чему-либо. Она лишает личностной свободы, развития и самореализации. Но это половина проблемы. Вторая часть опасности состоит в неспособности фанатика принять другую точку зрения, вообще признать сам факт сосуществования альтернативных идей. Результатом непринятия других идей становится вражда, войны, насилие, дискриминация.

Агрессия фанатика – ответная реакция защиты. Дело в том, что любое альтернативное мнение он воспринимает как угрозу и нападки со стороны окружающих.

Поводом для фанатика и другого человека становится что угодно: юбка вместо брюк, длинные волосы, украшение, поход в клубы. За любую мелочь, кажущуюся оппозиционной, фанат готов растерзать. Однако столь же ярко выражены положительные эмоции. Так, толпа фанатиков способна в прямом смысле разорвать своего лидера (кумира) на части.

Как избавиться от фанатизма

Как определить, фанатик человек или нет? Если он готов (по-настоящему, а не на словах) убить за свою веру себя или другого человека, то он фанатик.

  • Для избавления и профилактики фанатизма необходимо развивать , культуру ума и , уважение к человеческой как таковой.
  • Второй вариант – обесценить, разочароваться настолько, чтобы вместо ярких эмоций не испытывать к прежнему объекту ничего, то есть быть индифферентным.

Самостоятельно донести до фанатика опасность и ненормальность его состояния невозможно. Нужно обращаться к психотерапевту, однако и они не дают 100% благоприятного прогноза. Для избавления от фанатизма необходимо полноценное лечение и реабилитация, иногда с социальной изоляцией.

Но самое важное для лечения – желание личности избавиться от фанатизма, признание проблемы. Тогда есть хоть какие-то шансы.

До посещения психотерапевта близкие люди могут попробовать:

  • Развить критическое мышление фанатика: расширить его восприятие, найти несколько достоверных литературных источников, демонстрирующих плюсы и минусы веры больного. Нужно акцентировать внимание на разрушающей силе слепой веры. Примеров история знает немало.
  • Помочь фанатику определить главный страх, загнавший его в слепую веру. Страх – главная эмоция всех фанатиков. Они боятся мира, себя, лидера, прошлого опыта, будущего и т. д.
  • Поклонение культу похоже на . Даже механизм развития и избавления у них примерно одинаковый. Соответственно, рекомендации те же.

На момент терапии важно отлучить фанатика от источника возбуждения (культа). Его состояние в этот период будет напоминать ломку. Потому кто-то близкий и понимающий обязательно должен быть рядом.

Избавиться от фанатизма непросто, нужна длительная психотерапия и полноценная реабилитация. Необходимо помочь человеку повторно социализироваться в обществе, избавиться от второстепенного устроиться на работу, проработать и перестать убегать от них.

Фанатизм – это крайняя степень приверженности человека каким-либо концепциям, идеям или верованиям, проявляющаяся в отсутствии критического восприятия выбранной системы, а также крайне негативного отношения и отсутствия толерантности к другим идейным позициям. Подобная приверженность схожа со слепой, ничем не подкрепленной и не оправданной верой, поэтому наиболее распространен фанатизм в религиозной сфере, но не ограничивается только ею (сюда входят политические взгляды и национальные, музыкальные и субкультурные), включая любую из сфер человеческого проявления, где существует разделение людей относительно выбора, принадлежности и вкуса.

Что такое фанатизм

Крайний фанатизм – определение, встречающееся не столь часто, обычно свои склонности или предпочтения люди выражают в средней степени, не доведенной до абсурда деспотизма и навязывания. Но в критических вариантах фанатизм обретает довольно разрушительные, жесткие и тиранические проявления с навязыванием воли и выборов фанатика, а также подверганию людей с другими мыслями наказаниям, пыткам, иногда смерти.

Фанатизм определение одной из полярностей человеческого отношения к какому-либо явлению, концепции, личности, идеи, на другой стороне которого существует индифферентное отношение, связанное с отсутствием каких-либо относительно выбранного признака. Находиться что в одной, что в другом крайнем положении не каждая психика способна, обычно люди придерживаются собственного мнения, не навязывая окружающим, и не критикуют выборы остальных, что называется толерантным отношениям. В большинстве стран с развитой внутренней психологической культурой присутствует именно , а те, в которых господствует тоталитаризм и диктаторство, строят свою идеологию на фанатичном восприятии идей общества.

Различие фанатизма и приверженности состоит в том, что при фанатичном поклонении возможно нарушение общепринятых социальных норм, в угоду собственной страсти, человек характеризуется как не стабильный эмоционально и психически, являясь одержимым идеей. Часто фанатическое отношение к чему-либо является составляющей картины психиатрического заболевания (обычно маниакальной фазы психотического расстройства или шизофренического ). Таким образом, простая приверженность той или иной идее может выглядеть, как странное поведение и человек, скорее будет вызывать ощущение странного, в то время как действия фанатика представляют собой угрозу для его и общественной жизни или безопасности, а чувства, испытываемые другими людьми от столкновения с таким человеком обычно находятся в спектре (от беспокойства до ужаса).

Фанатизм отвергает альтернативы и ежесекундно готов к жертвам (вплоть до собственной жизни или жизней окружающих), руководствуется в своих действиях, являясь деятельной формой проявления, исключительно стремлением к достижению целей идеалов, полностью игнорируя при этом законодательные, этические, социальные нормы. Такого человека можно сравнить с глухим, неспособным воспринять вашу критику, со слепым, не видящим разрушительных последствий собственных действий, с сумасшедшим, живущим в параллельной реальности с другими законами. Достучаться до фанатика проблематично и порой просто невозможно, в основном можно только пытаться ограничивать их деятельность и уходить от контакта, дабы избежать влияния на свою судьбу.

При определении фанатизма важным признаком является наличие соратников, поскольку явление это не индивидуалистичное, а массовое. Для фанатического следования требуется толпа и ее лидер – это один из механизмов зарождения и управления. Толпа, раскачанная эмоционально харизматичным лидером становится более простой в управлении, чем отдельный человек. При разговоре с глазу на глаз могут возникать критические вопросы и замечания, легко чувствуется внутренний протест, тогда как, находясь в толпе, чувство ответственности за последствия снимается и человек делает то, что и окружающие. Сознание при таких моментах открыто и туда можно положить любую мысль и идею, при этом если вы потом будете обсуждать с фанатиком его мировоззрение, то убеждения не соответствующие его мнению он будет воспринимать через призму негатива, возможно считая нападками или оскорблениями.

Такой механизм остался с древних времен существования, когда реакция группы людей, как одного организма, где каждый не особо думает, была направлена на выживание вида. Грубо говоря, раньше вожак указывал, где враги и все племя бежало врага уничтожать. Дабы не быть стертыми с лица земли самим. Фанатизм имеет тот же механизм, древний и сильный, а моральные качества управляющего идеями часто оставляют желать лучшего. Вот и получается, что диалог и призывы к критическому мышлению не работают, прекращение фанатической деятельности возможно лишь принудительно, с применением силы, существенно превышающей возможности самого фанатика.

Фанатизм является примером примитивной, бессознательной веры, разложив которую на составляющие, можно заметить умелое манипулирование сознанием человека. А не истинностью его веры и выбора. При общении с человеком можно заметить признаки фанатизма, заключающиеся в не разделении хорошего и плохого, допустимого и преступного – система сканирования мира упрощена до того, что все, что касается его веры, является правильным и допустимым, а все что отличается, является плохим, осуждаемым и подлежит борьбе или уничтожению. Обосновать такую позицию, фанатик часто не может или же эти объяснения не имеют логической связи (ответом на вопрос «почему ты считаешь меня плохой?» может быть «ты носишь брюки вместо юбки»).

В попытке вступить в продуктивный диалог и отыскать истину или хоть как-то наладить контакт человека с реальностью, расширив призму его , необратимо сталкиваетесь с нежеланием рассуждать о возможности его ошибки. Такие люди безгранично уверены в своей правоте и не хотят задуматься над вашими словами, скорее бросятся вас избивать за неугодные речи. Эта характерная особенность видеть негатив и врагов в людях, высказывающих другие идеи и бороться с людьми (часто физически), вместо того, чтобы бороться с явлениями и идеями. Так, человек являющийся верующим будет воспитывать свою силу воли, чтобы не красть и прививать подобное мировоззрение детям, а фанатик будет расстреливать воров.

Существуют и эмоциональные признаки фанатизма, включающий в себя избыточную эмоциональность, причем насыщенность эмоций будет высокой, а диапазон низким (доступны экстаз, при контакте с источником, страх, при ощущении зыбкости выстроенной концепции и ненависть, при столкновении с инакомыслящими). В отношении к миру преобладает , с помыслом о ничтожности тех, кто не поддерживает идею, но подобные заверения в своей уникальности и высшем положении сомнительны, поскольку сам фанатик является закрытой от развития личностью.

Фанатизм может касаться чего угодно, какие-то его формы являются принятыми и вполне нормальными в обществе (футбольный фанатизм), а другие вызывают страх и много сопротивления (религиозный). Само слово довольно широко распространено и может употребляться не всегда аутентично ситуации, но если основываться на научном определении, то в медицинской классификации нарушений поведения, эмоций и восприятия выделяются виды фанатизма: религиозный, политический, идейный, научный, отдельной группой стоит фанатизм спорта, питания, искусства. Последние три являются наименее деструктивными в своем проявлении и чаще негативные последствия сводятся к спорам с родственниками и приверженцами других позиций. Тогда как первые три способны толкать человека на преступления и опасные действия. По степени проявленности бывает жесткий и мягкий фанатизм, что и определяет, насколько далеко может зайти человек в преследовании своих целей.

Религиозный фанатизм

Религия и сфера верований, пожалуй, самая благоприятная из всех человеческих для развития фанатизма. Как способ массовым сознанием любая религиозная структура является идеальной, имея концепцию, недоступную объективной проверке, лидера, который объясняет толкования и свод правил, обычно обещающих много плюшек тому, кто будет повиноваться и страшную кару отступникам. Фанатичное следование религиозным концепциям обусловлено страхом. Причем, в начале своего обращения человек ищет успокоения и защиты в вере, пытаясь избавиться от страха и получить надежду, вместо этого получает лишь то, что меняет источник страха, самостоятельно выбрав себе господина, и попадает в еще большую по своему ужасу ситуацию. И если раньше страх находился в социальной сфере, где самое страшное что могло произойти это убийство, то в религии есть вещи, более пугающие, чем смерть. Именно это чувство страха толкает человека на насилие против мыслящих иначе, на нетерпимость к чужим проявлениям. Вспомните хоть одного человека, не испытывающего дикого ужаса – вряд ли он бросался на окружающих, в то время как напуганный начинает себя защищать, включая нападение.

Люди, имеющие веру, проявляют много терпения и любви к любым проявлениям человеческой души, и часто даже восприятие негативных черт носит положительный характер с надеждой на изменение. Также они воспринимают и собственного бога, как любящего и принимающего, понимающего и прощающего, а противоположные темные силы их не пугают, а лишь заставляют сконцентрироваться, чтобы победить в противостоянии.

Фанатик же боится всех: божества – за покарание его грехов, темной силы – за угрозу мучений, настоятеля или верховного жреца – за осуждение или лишение благословения. Каждый шаг проходит в напряжении, требующем жесткого контроля, что в итоге распространяется на окружающий мир и удушающее требование соответствовать.

Многие религии осуждают фанатичные проявления веры своих адептов, критикуя подобное поведение и заставляя человека вернуться к реальному миру и достойному взаимодействию, поскольку некоторые проявления фанатизма противоречат самой религиозной концепции. Но не стоит забывать и того, что некоторые течения веры, наоборот подталкивают людей к такому слепому следованию, поощряя людей в совершении антисоциальных действий. За таким отношением обычно стоит человек сам далекий от веры, трезво оценивающий ситуацию, но использующий чувства верующих, попавших под его влияния для манипуляции в достижении собственных интересов.

Есть определенные типы личности, подверженные возникновению религиозного фанатизма, обычно это люди, имеющие акцентуацию характера по шизоидному, истерическому или застревающему типу. Такие люди часто попадают в тоталитарные секты или самостоятельно превращают другую религию в фарс с гротескными в своем проявлении собственными доказательствами веры.

Как избавиться от фанатизма

Освобождение от фанатического поведения направлено на развитие критического мышления, восстановление адекватного восприятия, проработка образа культа. Любое фанатичное следование является по своей сути зависимостью психологической, эмоциональной и химической (если и не используются наркотические вещества, то периодические состояния экстаза и всплески адреналина заставляют человеческий организм самостоятельно вырабатывать опиаты в необходимых количествах). Соответственно избавление от фанатизма включает множество сходных моментов с избавлением от зависимости. В процессе совместного критического анализа предоставленной концепции на наличие в ней противоречий, деструктивных моментов и малоприкрытой манипуляции фанатик может дойти до определенного момента, а потом начинается ломка.

В такие периоды очень важна поддержка людей, не связанных с обществом фанатика, поскольку в нестабильном состоянии потери ориентиров, человек видит мир серым (экстазы то ушли), враждебным (никто не обнимает, когда просто вошел) и запутанным (никто не определяет где черное, а где белое). Вернуться обратно в мир зависимости и инфантильного существования очень легко, а воспрепятствовать этому может новая организованная жизнь, в которой будут люди с успешным опытом выхода из под влияния религиозного культа.

Объективно, бывшему фанатику необходима психологическая помощь и длительная терапия, с той же степенью серьезности, с которой проходят реабилитацию наркоманы и жертвы насилия, но только фанатик в своем прошлом амплуа подвергался и насилию и зависимости. Часто это семейная проблема системного типа и необходима реабилитация не только одного человека, с большой вероятностью в его близком окружении найдутся люди, имеющие ту или иную зависимость, проявляющие излишнюю жестокость, деспотизм, манипулирование чувствами. Если не уделять должного внимания изменению всего уклада жизни, то это будет похоже на попытки наркомана завязать, сидя в притоне с друзьями, и имея дома в кухонном шкафу новую дозу.


Увлечение какой-либо деятельностью, достигающей крайней степени выраженности с формированием культа и создания идолов с полным подчинением человека и «растворением» индивидуальности, носит название фанатизма . Чаще фанатичное отношение формируется в таких сферах, как религия (религиозный фанатизм), спорт (спортивный фанатизм) и музыка (музыкальный фанатизм). В общую характеристику фанатизма входит выработка человеком стереотипа подчинения собственных интересов и устремлений интересам конфессии, команды, музыкального коллектива, сосредоточение внимания и сил на поддержке идола и оказания всемерной и активной помощи, миссионерская деятельность. В рамках девиантного поведения в виде фанатизма человек начинает действовать по психологическим законам группы и ведомого человека, он не способен критично отнестись к высказываниям кумира, идола и осознать отклонения в собственном поведении, которые могут заключаться в отрыве или уходе из семьи, игнорировании работы и пр.

Особое место в связи со значимостью последствий занимает религиозный фанатизм . Разрушение семей, разрыв родственных и дружеских связей, резкая и кардинальная смена стереотипа жизни человека ставят эту проблему на одно из первых мест по значимости. Характерной особенностью религиозной веры является признание существования сверхъестественного, под которым понимается нечто, не подчиняющееся законам окружающего мира, лежащее «по ту сторону» чувственно воспринимаемых объектов. Особую роль играет феномен «избранности», формирующий, с одной стороны, чувство идентификации с группой единомышленников, «посвященных в тайну»; с другой – укрепляющий чувство превосходства над другими (непосвященными) людьми.

Наиболее благоприятной почвой для возникновения отклоняющегося поведения считается сектантство. Последователи христианства считают, что секта – это «организованное общество людей, разномыслящих с... церковью, не согласных друг с другом в религиозном отношении» (Б.А. Любовик). Не существует однозначной трактовки понятия «секта», поскольку межконфессиональное противостояние носит принципиальный характер. По мнению представителей «больших» (старых, склонных к монополизации веры) религий, отличительная черта секты заключается в том, что она в своих воззрениях отличается от главенствующей, не является официальной и широко распространенной в конкретной стране религией. Подобную точку зрения нельзя признать обоснованной. Можно согласиться с тем, что тоталитарные религиозные секты применяют в своей практике жесткие психологические методы воздействия, что выражается в формировании у человека состояния повышенной внушаемости за счет физического и психического истощения, социальной депривации, использования трансовых состояний и т.д. В нетрадиционных религиях, как правило, большую роль играет эмоционально-психологическая сторона, оттесняющая на задний план вероучение. Это выражается в провозглашении приоритета религиозного переживания. Спонтанные проявления религиозных чувств, особенно состояния транса, экстаза, интерпретируются как «просветление», приобщение к божественной реальности, к которым и стремятся адепты религиозной группы (А.Ю. Егорцев). Характерными особенностями воздействия тоталитарных сект на личность считаются (А.Ю. Егорцев): установление жесткого контроля над волей, сознанием и чувствами членов секты; формирование психологической зависимости от лидера и организации.

По мнению В.В. Павлюка, религиозная секта воспитывает у своих членов «реакцию избегания», вследствие которой верующий непроизвольно, как бы автоматически, избегает тех действий, которые не одобряются группой. Привитая в ходе общения и воспитания в религиозной группе такая эмоциональная реакция блокирует возможность отступления от принятых в группе норм.

В рамках религиозной секты формирование религиозного фанатизма существенно облегчается, поскольку лидером и самой общиной с помощью длительных и интенсивных психологических воздействий формируется готовность не сомневаться в правильности или неправильности поведения, снимается ответственность за него и как следствие – волевой контроль собственной деятельности. Человек начинает действовать в соответствии с поведенческим шаблоном, навязанным группой.

Р.Дж. Лифтон выделяет восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания человека в религиозной группе:

Контроль среды – жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется;

Мистическое манипулирование – использование запланированной или подстроенной ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам;

Требование чистоты – четкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой»;

Культ исповеди – требование непрерывных интимных признаний для уничтожения «границ личности» и поддержания чувства вины;

- «святая наука» – объявление своей догмы абсолютной истиной;

Культовый язык – создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления;

Доктрина выше личности – доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт;

Разделение существования – члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные – нет, то есть «цель оправдывает любые средства».

По мнению Е.Н. Волкова, личность в культе переживает и проживает не свой индивидуальный, а групповой «опыт», отсюда – сильная зависимость от групповых процессов. Ответственность за принятие решений переносится с конкретной личности на группу, поэтому самые нелепые и странные решения воспринимаются и выполняются рядовыми членами как должное. В процессе приобщения человека к групповым нормам тоталитарной секты происходит формирование феномена «удвоения» личности (Р. Лифтон), сутью которого является разделение «Я» индивида на две независимо функционирующие системы. При этом люди не испытывают чувства эмоционального дискомфорта или неустойчивости. Они не склонны к критическому осмыслению собственного положения и способны совершать какие-либо поступки при ослабленном волевом контроле.

Исследования Р. Лифтона привели к пониманию того факта, что практически каждая личность в условиях массированного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями способна к формированию девиантного поведения в виде религиозного фанатизма. Предрасполагающими к этому факторами могут стать низкая коммуникативная толерантность, семейные традиции магического и мистического мышления, некоторые характерологические и личностные особенности.

Под влиянием психологических воздействий тоталитарной секты у человека со сформировавшимся девиантным поведением, в первую очередь, происходит изменение всех четырех формальных признаков сознания (по К. Ясперсу). У него нарушается: чувство деятельности – осознание себя в качестве активного существа; осознание собственного единства: в каждый данный момент я сознаю, что я един; осознание собственной идентичности: я остаюсь тем, кем был всегда; осознание того, что «Я» отлично от остального мира, от всего, что не является «Я».

Многообразие психических феноменов, возникающих в результате пребывания человека под культовым контролем и кардинально изменяющих его поведение в сторону аномалий и девиаций, можно сгруппировать в следующие блоки.

1. Блок изменения сознания и самосознания (нарушение самосознания и идентичности личности).

2. Блок аффективных феноменов-расстройств : депрессия, панические атаки, навязчивые воспоминания и сны и т.д.

3. Блок инверсии двигательно-волевой сферы (снижение волевой активности (апатия), способности контролировать свою деятельность, утрата спонтанности и естественности).

4. Блок патологической зависимости (формирование психологической зависимости от религиозной группы, утрата способности быть ответственным за что-либо и автономным в принятии решений).

5. Блок регресса личности (остановка интеллектуального, когнитивного, эмоционального, нравственного развития, сопровождающаяся развитием психического инфантилизма).

6. Блок перцептивных феноменов (иллюзии, галлюцинации, нарушения схемы тела, восприятия времени).

7. Блок мыслительных аномалий (использование т.н. аффективной логики, утрата критичности, склонность к образованию сверхценных и бредовых идей).

8. Блок коммуникативных девиаций (замкнутость, отчужденность, аутизация, неспособность устанавливать доверительные отношения, утрата эмпатичности и навыков социального общения).

Мотивы отрыва человека от реальности и ухода в группу (религиозных, спортивных или музыкальных фанатов), подчинения себя идее и лидеру могут быть различными. Одним из мотивов могут стать психологические проблемы, с которыми индивид не способен справиться самостоятельно, или считает, что не способен. Его уход в группу фанатиков обусловлен снятием с себя ответственности за принятие решений по многим жизненным проблемам, желанием стать ведомым, искоренить в себе сомнения и неуверенность. Другим мотивом фанатичного поведения в группе может быть стремление уйти от однообразной, не вызывающей радости и эмоционального отклика реальности. Кумир, идол, идея, ритуал, причастность к какой-либо тайне или социальной группе, обретение новых переживай становятся своеобразными аддиктами.