3 цусимское морское сражение. Причины цусимской катастрофы

Вторая Тихоокеанская эскадра в Корейском проливе.

В отличие от японского флота II-я Тихоокеанская эскадра, прошедшая полмира, не стремилась навязать бой противнику. Основной задачей русских кораблей после падения Порт-Артура был прорыв во Владивосток, к которому они шли по кратчайшему маршруту - через Цусимский пролив. Эскадра была обнаружена вспомогательным японским крейсером утром 27 мая, после чего японский флот снялся с якорей и направился навстречу противнику.

Около 11 утра к русской эскадре приблизился японский крейсерский отряд (4 крейсера) по которому броненосцы произвели несколько залпов, после чего японские крейсеры отошли. К этом времени корабли русской эскадры перестроились в боевой порядок.

Начало сражения.

В 13:20 были обнаружены главные силы японцев, двигавшиеся с востока на запад и пересекающие курс русской эскадры. Через 20 минут японские корабли оказались слева от кильватерной колонны главных русских сил, а ранее обстрелянный крейсерский отряд ушел на юг и приготовился атаковать вспомогательные русские корабли, находившиеся за основными силами.

"Петля Того".

В 13:40 - 13:45 японские броненосные корабли 1-го и 2-го отрядов начали последовательный разворот на курс, параллельный кильватерной колонне русских броненосцев. В этот момент сложилась уникальная ситуация, которая, по всей видимости явилась ошибкой адмирала Того: русские броненосцы заняли свои места в строю, вспомогательные силы находились правее, а японские корабли за счет начавшегося поворота не могли использовать все свои орудия, т.к. корабли, завершившие разворот находились перед кораблями колонны, которые поворот еще не прошли. Увы, для того, чтобы этой ситуацией воспользоваться в полной мере, дистанция должна была быть заметно ближе (к моменту начала разворота японцев она составляла более 30 кабельтовых).

В 13:49 флагманский "Князь Суворов" открыл огонь по "Микасе", к нему присоединились "Император Александр III", "Бородино", "Ослябя" и "Орел". Три броненосца береговой обороны и "Сисой Великий" стреляли по "Ниссину" и "Касуге". В 13:51 японские корабли также открыли огонь.

Гибель "Осляби" и выход из строя "Князя Суворова".

В начале боя обе стороны продемонстрировали высокую точность стрельбы: к 14:20 серьезные повреждения получили "Микаса", "Князь Суворов" и "Ослябя", а также броненосные крейсеры "Асама" и "Ивате". К этому времени малоуправляемый из-за повреждения рулей "Асама" начал выход из боя, "Микаса", получивший 29 попаданий, в том числе снарядами главного калибра, отвернул и вышел из зоны поражения большей части русских орудий.

К сожалению повреждения японских кораблей не слишком повлияли на их боеспособность, а вот в русской эскадре все обстояло куда хуже: объятый пламенем "Князь Суворов" перестал слушаться руля и начал неконтролируемую циркуляцию вправо, а "Ослябя", получивший больше всех попаданий (в первую фазу боя огонь японцев был сконцентрирован на нем) отвернул вправо и в 14:50 затонул.

После выхода из строя "Князя Суворова" и гибели "Осляби" во главе кильватерной колонны русской эскадры встал "Император Александр III", русские силы продолжали движение на север. Японские силы, находившиеся слева, совершили поворот "все вдруг" и развернулись к русским кораблям левым бортом (во главе колонны встал "Ниссин").

Этот маневр решал сразу несколько задач: позволял задействовать орудия неповрежденного борта, давал отдых измотанным комендорам, позволял устранить повреждения правого борта, принявшего изрядное количество русских снарядов. В ходе перестроения японцы оказались под сильным огнем: вновь тяжелые повреждения получил "Асама", покинувший строй, на "Фудзи" начался пожар, едва не приведший к взрыву снарядов кормовой башни. Стороны разошлись, что дало передышку как тяжело поврежденным русским кораблям, так и заметно менее пострадавшим японцам.

Вторая фаза сражения.

Ожесточенное сражение возобновилось в 15:30 - 15:40: японцы к этому времени сделали второй поворот "все вдруг" и колонны противников снова двигались параллельно на север, осыпая друг-друга снарядами. Тяжелые повреждения получили "Император Александр III", "Орел" и "Сисой Великий".

"Князь Суворов" к этому времени уже какой-либо боевой ценности не представлял, хотя и держался на плаву. Поскольку японцы перекрыли путь русской колонне, находившийся в ее голове "Бородино", повел эскадру на восток. В 16:17 противники потеряли друг-друга из виду и сражение вновь приостановилось. В 17:30 миноносец "Буйный" снял с горящего "Князя Суворова" раненного командующего эскадрой вице-адмирала Рожественского и 19 человек из его штаба.

Окончание дневного боя.

Сражение возобновилось около 17:40 и пошло по тому же сценарию, с той лишь разницей, что состав Второй Тихоокеанской эскадры заметно поредел. Главный удар японцев на этот раз пришелся по броненосцам "Орел" и "Бородино", но поначалу пострадал сильнее всех и так уже едва державшийся на плаву "Император Александр III": он, заметно отстав от главных сил, попал под огонь кораблей 2-го боевого отряда японцев. После сильного обстрела пылающий броненосец перевернулся и очень быстро затонул.

Примерно в это же время пожар вспыхнул на "Бородино", а затем от попадания японского снаряда сдетонировал боезапас 152-мм орудия. В 19:15 эскадренный броненосец "Бородино" затонул. В это же время бой фактически закончился из-за захода солнца.

Ночные атаки миноносцев и сдача кораблей адмирала Небогатова.

После заката в атаку вышли японские миноносцы, до этого в бою практически не участвовавшие. Получили тяжелые повреждения и затонули броненосцы "Наварин" и "Сисой Великий", затоплен экипажем "Адмирал Нахимов" остальные корабли рассеялись. Вторая Тихоокеанская эскадра окончательно перестала существовать.

На следующий день большинство уцелевших русских кораблей сдалось в плен. 6 кораблей, в т.ч. крейсер "Аврора" добрались до нейтральных портов, где интернировались. Крейсер "Алмаз" и 2 миноносца дошли до Владивостока.

Общий итог боя.

В целом при описании итогов Цусимского сражения наиболее уместным будет слово "разгром": мощная русская эскадра прекратила существование, потери превысили 5 000 человек, русско-японская война была окончательно проиграна.

Причин поражения, безусловно, было множество: и долгий путь, пройденный Второй Тихоокеанской эскадрой, и спорные решения адмирала З.П. Рожественского, и недостаточная подготовка русских моряков, и неудачные бронебойные снаряды (около трети попавших в японские корабли снарядов не взорвались).

Для японцев Цусимское сражение стало предметом национальной гордости и вполне обоснованно. Интересно, что два корабля, участвовавшие в том бою, дошли до наших дней: это японский флагман "Микаса" и русский крейсер "Аврора", оба корабля в статусе музеев находятся на вечной стоянке.

110 лет назад, 27-28 мая 1905 года, произошло Цусимское морское сражение. Это морское сражение стало последней решающей битвой Русско-японской войны и одной из самых трагичных страниц в русской военной летописи. Русская 2-я эскадра Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Того Хэйхатиро.


Русская эскадра была уничтожена: 19 кораблей потоплено, 2 подорвано своим экипажем, 7 кораблей и судов попали в плен, 6 кораблей и судов были интернированы в нейтральных портах, к своим прорвали только 3 корабля и 1 транспорт. Русский флот потерял боевое ядро - 12 броненосных кораблей, предназначенных для линейного эскадренного боя (включая 4 новейших эскадренных броненосцев типа «Бородино»). Из более чем 16 тыс. экипажа эскадры погибло и утонуло более 5 тыс. человек, более 7 тыс. человек попало в плен, более 2 тыс. были интернированы, к своим вышли 870 человек. При этом японские потери были минимальны: 3 миноносца, более 600 человек было убито и ранено.

Цусимское сражение стало крупнейшим в эпохе додредноутного броненосного флота и окончательно сломило волю к сопротивлению у военно-политического руководства Российской империи. Цусима нанесла страшный урон русскому флоту, который уже потерял 1-ю Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре. Теперь погибли основные силы Балтийского флота. Только огромными усилиями Российская империя смогла восстановить боеспособность флота к Первой мировой войне. Цусимская катастрофа нанесла огромный урон престижу Российской империи. Петербург поддался общественному и политическому давлению и пошёл на мир с Токио.

При этом стоит отметить, что в военно-стратегическом отношении Цусима значила мало, несмотря на тяжелейшие потери флота и негативный моральный эффект. Россия потеряла контроль над ситуацией на море уже давно, а падение Порт-Артура с гибелью 1-й Тихоокеанской эскадры поставило в этом вопросе точку. Исход войны решался на суше и зависел от морально-волевых качеств военно-политического руководства и ресурсов стран. Япония была полностью истощена в военно-материальном, экономическо-финансовом и демографическом отношениях.

Патриотический подъём в Японской империи уже угас, подавленный материальными трудностями и жестокими потерями. Даже Цусимская победа вызвала только кратковременную вспышку энтузиазма. Людские ресурсы Японии были истощены, среди пленных уже попадали старики и почти дети. Денег не было, казна была пуста, несмотря на финансовую поддержку США и Англии. Русская же армия, несмотря на полосу неудач, в основном вызванных неудовлетворительным командованием, только вошла в полную силу. Решительная победа на суше могла привести Японию к военно-политической катастрофе. Россия имела возможность вышвырнуть японцев с материка и занять Корею, вернуть Порт-Артур, победить в войне. Однако Петербург сломался и под давлением «мирового сообщества» пошёл на позорный мир. Россия смогла отомстить и вернуть себе честь только при И. В. Сталине, в 1945 году.

Начало похода

Недооценка противника, шапкозакидательские настроения, чрезвычайная самоуверенность правительства, а также саботаж определённых сил (вроде С. Витте, который убедил все, что Японии не сможет начать войну ранее 1905 года из-за нехватки денег), привели к тому Россия в начале войны не имела на Дальнем Востоке достаточных сил, а также необходимых кораблестроительных и ремонтных мощностей. В самом начале войны стало очевидно, что Порт-Артурскую эскадру необходимо усилить. На необходимость усиления морских сил на дальнем Востоке неоднократно указывал адмирал Макаров, но при его жизни ничего сделано не было.

Гибель броненосца «Петропавловск», когда погиб практически весь экипаж флагмана вместе с командующим эскадры Макаровым, самым отрицательным образом сказалась на боеспособности Тихоокеанской эскадры. Адекватной замены Макарову до конца войны так и не нашли, что было ещё одним из свидетельств общей деградации Российской империи и в частности, гнилости и слабости военного руководства. После этого новый командующий флотом на Тихом океане Николай Скрыдлов поставил вопрос о направлении значительных подкреплений на Дальний Восток. В апреле 1904 года было принято принципиальное решение об отправке подкреплений на Дальний Восток. 2-ю Тихоокеанскую эскадру возглавил начальник Главного морского штаба Зиновий Петрович Рожественский. Младшими флагманами были назначены контр-адмирал Дмитрий фон Фелькерзам (он несколько дней до Цусимского сражения умер) и Оскар Адольфович Энквист.

По первоначальному плану 2-я Тихоокеанская эскадра должна была усилить 1-ю Тихоокеанскую эскадру и создать на Дальнем Востоке решающее военно-морское превосходство над японским флотом. Это вело к деблокированию с моря Порт-Артура, нарушению морских коммуникаций японской армии. В перспективе это должно было привести к поражению японской армии на материке и снятию осады Порт-Артура. При таком соотношении сил (броненосцы и крейсера 2-й Тихоокеанской эскадры плюс эскадренные броненосцы 1-й Тихоокеанской эскадры) японский флот был обречен на поражение в открытом сражении.

Формирования эскадры шло медленно, но события в Желтом море 10 августа 1904 г., когда 1-я Тихоокеанская эскадра под началом Витгефта (погиб в этом сражении) не смогла использовать имеющиеся возможности по нанесению серьёзного урона японскому флота и прорыву части сил во Владивосток, заставили ускорить начало похода. Хотя после сражения в Желтом море, когда 1-я Тихоокеанская эскадра практически перестала существовать как организованная боевая сила (особенно это касалось боевого духа), отказалась от прорыва во Владивосток и стала передавать людей, орудия и снаряды на сухопутный фронт, поход эскадры Рожественского уже утратил первоначальный смысл. Сама по себе 2-я Тихоокеанская эскадра была недостаточно сильной для самостоятельных действий. Более здравым решением было бы организовать крейсерскую войну против Японии.

23 августа в Петергофе под председательством императора Николая II прошло совещание представителей морского командования и некоторых министров. Некоторые участники предостерегали от поспешного отправления эскадры, указывая на плохую подготовку и слабость флота, на трудность и длительность морского похода, на возможность падения Порт-Артура до прибытия 2-й Тихоокеанской эскадры. Предлагалось повременить с отправкой эскадры (по сути, её нужно было отправить ещё до начала войны). Однако под давлением морского командования, включая адмирала Рожественского, вопрос об отправке был решен положительно.

Достройка и ремонт кораблей, проблемы снабжения и т. д. задержали выход флота. Только 11 сентября эскадра перешла в Ревель, простояла там около месяца и перешла в Либаву для пополнения запасов угля и приёмки материалов и грузов. 15 октября 1904 г. 2-я эскадра вышла из Либавы в составе 7 броненосцев, 1 броненосного крейсера, 7 легких крейсеров, 2 вспомогательных крейсеров, 8 миноносцев и отряда транспортов. Вместе с присоединившимся впоследствии к силам Рожественского отрядом контр-адмирала Николая Небогатова состав 2-й Тихоокеанской эскадры достиг 47 морских единиц (из них 38 боевых). Основную боевую силу эскадры составляли четыре новых эскадренных броненосца типа «Бородино»: «Князь Суворов», «Александр III», «Бородино» и «Орел». Более или менее их мог поддержать быстроходный броненосец «Ослябя», но он имел слабое бронирование. Умелое применение этих броненосцев могло привести к поражению японцев, но этот шанс не был использован русским командованием. Крейсерскую составляющую эскадры планировали усилить покупкой за границей 7 крейсеров, чтобы серьёзно усиливало мощь эскадры Рожественского, но это сделать не удалось.

В целом эскадра была очень разнообразно по ударной мощи, бронированию, скоростным, маневренным качествам, что серьёзно ухудшило её боевые возможности и стало предпосылкой поражения. Схожая негативная картина наблюдалась в личном составе, как командном, так и рядовом. Личный состав набирали наспех, он имел слабую боевую подготовку. В результате эскадра не была единым боевым организмом и не смогла им стать в ходе длительного похода.

Сам поход сопровождался большими проблемами. Необходимо было пройти около 18 тыс. миль, не в пути собственной ремонтной базы и пунктов снабжения. Поэтому вопросы ремонта, снабжения кораблей топливом, водой, продовольствием, лечения экипажа и т. д. приходилось решать самим. Чтобы избегнуть возможного нападения японских миноносцев в пути, адмирал Рожественский маршрут эскадры сохранил в секрете, решив заходить во французские порты без предварительного согласования, положившись на военный союз России и Франции. Снабжение углем передали германской торговой фирме. Она должна была поставить уголь в местах указанных русским морским командованием. Снабжение провиантом взяли на себе некоторые иностранные и русские компании. Для ремонта в пути взяли с собой специальный пароход-мастерскую. Это судно и ряд других транспортов с грузами различного назначения составляли плавучую базу эскадры.

Дополнительный запас боеприпасов, необходимых для учебных стрельб, погрузили на транспорт «Иртыш», но незадолго до начала похода на нём произошла авария, и транспорт задержался для ремонта. Боеприпасы сняли и отправили по железной дороге во Владивосток. «Иртыш», после ремонта, догнал эскадру, но уже без снарядов, доставив только уголь. В результате и так плохо тренированные экипажи лишились возможности попрактиковаться в стрельбе в пути. Для выяснения ситуации на пути следования во все государства, рядом с берегами которых проходил русский флот, были отправлены специальные агенты, которые должны были вести наблюдение и извещать о обо всём адмирала Рожественского.

Поход русской эскадры сопровождался слухами о засаде японских миноносцев. В результате произошёл Гулльский инцидент. Из-за ошибок командования в построении эскадры, когда эскадра в ночь на 22 октября проходила Доггер-банку, то броненосцы сначала атаковали английские рыболовные суда, а затем обстреляли свои крейсера «Дмитрий Донской» и «Аврора». Крейсер «Аврора» получил несколько повреждений, два человека было ранено. 26 октября эскадра пришла в испанский Виго, где остановилась для расследования происшествия. Это привело к дипломатическому конфликту с Англией. Россия была вынуждена уплатить крупный штраф.

1 ноября русские корабли покинули Виго и 3 ноября прибыли в Танжер. Погрузив топливо, воду и продовольствие, флот, согласно ранее разработанному плану, разделился. Основная часть 2-й Тихоокеанской эскадры, включая новые броненосцы, пошла в обход Африки с юга. Два старых броненосца, легкие корабли и транспорты под началом адмирала Фёлькерзама, которые по своей осадке могли пройти Суэцкий канал, двинулись через Средиземное и Красное моря.

Главные силы 28-29 декабря подошли к Мадагаскару. 6-7 января 1905 г. к ним присоединился отряд Фёлькерзама. Оба отряда соединились в бухте Носи-бе на западном побережье острова, где французы разрешили стоянку. Поход главных сил в обход Африки был крайне сложным. До Канарских островов за нашими кораблями следовали британские крейсера. Обстановка была напряженная, орудия зарядили и эскадра готовилась отразить нападение.

По пути не было ни одной хорошей стоянки. Грузить уголь приходилось прямо в море. Кроме того, командующий эскадрой, чтобы сократить число остановок, решил делать длинные переходы. Поэтому корабли принимали большое количество дополнительного угля. К примеру, новые броненосцы вместо 1 тыс. тонн угля принимали 2 тыс. тонн, что при их малой остойчивости было проблемой. Для того чтобы принять такое большое количество топлива, уголь размещали в помещения, которые для этого не были предназначены - батареях, жилых палубах, кубриках и т. д. Это сильно осложнило жизнь экипажа, и так страдавшего от тропической жары. Сама погрузка при океанском волнении и сильной жаре была сложным делом, отнимала у экипажей уйму времени (в среднем броненосцы принимали по 40-60 тонн угля в час). Люди изнуренные тяжелой работой не могли нормально отдохнуть. К тому же все помещения были завалены углем, и заниматься боевой подготовкой было нельзя.





Источник фото похода: http://tsushima.su

Смена задачи. Продолжение похода

На Мадагаскаре русская эскадра стояла до 16 марта. Это было связано с падением Порт-Артура, что разрушило первоначальные задачи эскадры. Первоначальный замысел по объединению двух эскадр в Порт-Артуре и перехвату стратегической инициативы у противника был полностью разрушен. Задержка также была связана с осложнениями в деле снабжения топливом и проблемами ремонта кораблей на рейде.

Здравый смысл требовал отзыва эскадры назад. Известие о падении Порт-Артура внушило даже Рожественскому сомнение о целесообразности похода. Правда, Рожественский ограничился только рапортом об отставке и намёками о необходимости возвращения кораблей. Уже после завершения войны адмирал писал: «Будь у меня хоть искра гражданского мужества, я должен был бы кричать на весь мир: берегите эти последние ресурсы флота! Не отсылайте их на истребление! Но у меня не оказалось нужной искры».

Однако негативные известия с фронта, где после сражения под Ляояном и Шахэ и падение Порт-Артура, произошло сражение под Мукденом, которое также завершилось отходом русской армии, заставило правительство совершить роковую ошибку. Эскадра должна была прибыть во Владивосток, а это была крайне сложная задача. При этом только Рожественский считал, что удачей будет прорыв эскадры во Владивосток, хотя бы ценой потери части кораблей. В правительстве по-прежнему считали, что прибытие русского флота на театр военных действий изменит всю стратегическую обстановку и позволит установить контроль над Японским морем.

Ещё в октябре 1904 г. известный военно-морской теоретик капитан 2 ранга Николай Кладо, под псевдонимом Прибой, в газете «Новое время» опубликовал ряд статей, посвященных анализу 2-й Тихоокеанской эскадры. В них капитан дал подробный анализ ТТХ наших и вражеских кораблей, сравнения подготовки морского командования и экипажей. Вывод был безнадежный: у русской эскадры не было шансов в столкновении с японским флотом. Автор подверг резкой критике военно-морское командование и лично генерал-адмирала, великого князя Алексея Александровича, который был Главным начальником флота и Морского ведомства. Кладо предлагал мобилизовать все силы Балтийского и Черноморского флотов. Так, на Чёрном море было четыре броненосца типа «Екатерина», броненосцы «Двенадцать Апостолов» и «Ростислав», относительно новый додредноут «Три Святителя», почти был завершён «Князь Потёмкин-Таврический». Только после такой мобилизации всех имеющихся сил можно было отправлять усиленный флот в Тихий океан. За эти статьи Кладо был лишён всех званий и уволен со службы, но дальнейшие события подтвердили правоту его главной мысли - 2-я Тихоокеанская эскадра не могла успешно противостоять противнику.

11 декабря 1904 г. под председательством генерал-адмирала Алексея Александровича прошло военно-морское совещание. После некоторых сомнений, было решено направить усиление эскадре Рожественского из состава оставшихся кораблей Балтфлота. Рожественский поначалу принял идею отрицательно, считая, что «гниль в Балтийском море» не усилит, а ослабит эскадру. Он считал, что лучше усилить 2-ю Тихоокеанскую эскадру черноморскими броненосцами. Однако в черноморских кораблях Рожественскому отказали, так как необходимо было торговаться с Турцией, чтобы броненосцы пропустили через проливы. После того, как стало известно, что Порт-Артур пал и 1-я Тихоокеанская эскадра погибла, Рожественский согласился даже на такое усиление.

Рожественскому приказали ждать подкреплений на Мадагаскаре. Первым прибыл отряд капитана 1-го ранга Леонида Добротворского (два новых крейсера «Олег» и «Изумруд», два миноносца), который входил в состав эскадры Рожественского, но отстал из-за ремонта кораблей. В декабре 1904 г. начали снаряжать отряд под командованием Николая Небогатова (3-я Тихоокеанская эскадра). В боевом составе отряда были броненосец «Николай I» с недальнобойной артиллерией, три броненосца береговой обороны - «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и «Адмирал Ушаков» (корабли имели хорошую артиллерию, но имели плохие мореходные качества) и старый броненосный крейсер «Владимир Мономах». Кроме того, орудия этих броненосцев были сильно изношены в ходе обучения личного состава. В целом составе 3-й Тихоокеанской эскадры не было ни одного современного корабля, и её боевая ценность была невелика. Корабли Небогатова вышли из Либавы 3 февраля 1905 года, 19 февраля - прошли Гибралтар, 12-13 марта - Суэц. Готовился ещё один «догоняющий отряд» (второй эшелон эскадры Небогатова), но по разным причинам он не был отправлен на Тихий океан.

Рожественский не хотел ждать прихода отряда Небогатова, смотря на старые корабли как на лишнюю обузу. Надеясь, что японцы не успеют быстро исправить ранее полученные повреждения и привести флот в полную готовность, русский адмирал хотел прорваться во Владивосток, и решил не ждать Небогатова. Опираясь на базу во Владивостоке, Рожественский надеялся развить операции против противника и побороться за господство на море.

Однако проблемы с поставками топлива задержали эскадру на два месяца. Всё это время происходило падение боеспособности эскадры. Стреляли мало и только по неподвижным щитам. Результаты были плохими, что ухудшило моральное состояние экипажей. Совместное маневрирование также показало, что эскадра не готова к выполнению поставленной задачи. Вынужденное бездействие, нервность командования, непривычный климат и жара, отсутствие боеприпасов для стрельб, всё это отрицательным образом сказывалось на моральном состоянии экипажа и снижало боеспособность русского флота. Упала дисциплина, которая и так была низкой (на кораблях был значительный процент «штрафников», которых с удовольствием «сослали» в дальний поход), участились случаи неповиновения и оскорбления начсостава, да и грубого нарушения порядка со стороны самих офицеров.

Только 16 марта эскадра снова начала движение. Адмирал Рожественский выбрал кратчайший путь - через Индийский океан и Малаккский пролив. Приём угля проводился в открытом море. 8 апреля эскадра прошла у Сингапура и 14 апреля остановилась в бухте Камран. Здесь корабли должны были провести текущий ремонт, принять уголь и другие запасы. Однако по требованию французов эскадра перешла в бухту Ванфонг. 8 мая сюда прибыл отряд Небогатова. Ситуация была напряженная. Французы требовали скорейшего ухода русских кораблей. Существовало опасение, что японцы атакуют русскую эскадру.

План действий

14 мая эскадра Рожественского продолжила поход. Для прорыва во Владивосток Рожественский избрал кратчайший путь - через Корейский пролив. С одной стороны, это был кратчайший и удобный путь, наиболее широкий и глубокий из всех проливов, связывающих Тихий океан с Владивостоком. С другой стороны, путь русский кораблей пролегал возле основных баз японского флота, что делало встречу с противником весьма вероятной. Рожественский это понимал, но думал, что даже ценой потери нескольких кораблей, прорваться смогут. При этом, отдавая стратегическую инициативу противнику, Рожественский не принял детального плана боя и ограничился общей установкой на прорыв. Частично это было связано с плохой выучкой экипажа эскадры, во время дальнего похода 2-я Тихоокеанская эскадра смогла научиться только совместному плаванию в кильватерной колонне, а маневрировать и выполнять сложные перестроения не могла.

Таким образом, 2-я Тихоокеанская эскадра получила установку на прорыв на север, во Владивосток. Корабли должны были отбиваться от врага с целью прорыва на север, а не бить его. Броненосцы всех отрядов (1-й, 2-й и 3-й броненосные отряды Рожественского, Фёлькерзама и Небогатова) должны были действовать против японских броненосцев, маневрируя к северу. Часть крейсеров и миноносцев получили задачу прикрывать броненосцы от атак японских миноносных сил и перевозить командование на исправные корабли в случае гибели флагманов. Остальные крейсеры и миноносцы должны были защищать вспомогательные суда и транспорты, снимать экипажи с гибнущих броненосцев. Рожественский также определил порядок командования. В случае гибели флагмана эскадренного броненосца «Князя Суворова», в командование ступал капитан 1-го ранга Н. М. Бухвостов, командир «Александра III», в случае выхода из строя этого корабля - капитан 1-го ранга П. И. Серебрянников на броненосце «Бородино» и т. д.


Командующий русской эскадрой Зиновий Петрович Рожественский

Продолжение следует…

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Цусимское сражение состоялось 14-15 мая 1905 года в Цусимском проливе между Восточно-Китайским и Японским морями. В этой грандиозной морской баталии русская эскадра была полностью разгромлена японской эскадрой. Командовал русскими кораблями вице-адмирал Рожественский Зиновий Петрович (1848-1909). Японские морские силы возглавлял адмирал Хэйхатиро Того (1848-1934). В результате сражения большая часть кораблей русской эскадры была потоплена, другие капитулировали, некоторые прорвались в нейтральные порты, и лишь 3-м кораблям удалось выполнить боевую задачу. Они добрались до Владивостока.

Поход русской эскадры во Владивосток

Сражению предшествовал беспрецедентный переход русской эскадры из Балтийского моря в Японское. Этот путь равнялся 33 тыс. км. Но зачем было совершать такой подвиг большому количеству самых разнообразных кораблей? Идея создания 2-ой Тихоокеанской эскадры возникла в апреле 1904 года. Сформировать её решили для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры, базирующейся в Порт-Артуре.

27 января 1904 года началась русско-японская война . Японский флот неожиданно, без объявления военных действий, напал на Порт-Артур и открыл огонь по стоящим на внешнем рейде военным кораблям. Был заблокирован выход в открытое море. Два раза корабли 1-й Тихоокеанской эскадры пытались вырваться на оперативный простор, но эти попытки окончились неудачей. Таким образом, Япония получила полное морское превосходство. В Порт-Артуре были заперты броненосцы, крейсеры, миноносцы, канонерские лодки. Всего 44 военных корабля.

Во Владивостоке на тот момент находились 3 крейсера и 6 миноносцев старого образца. 2 крейсера подорвались на минах, а миноносцы были годны лишь для кратковременных морских операций. К тому же японцы заблокировали и Владивостокский порт, что привело к полной нейтрализации морских сил Российской империи на Дальнем Востоке.

Вот поэтому на Балтике и стали формировать новую эскадру. Если бы Россия перехватила первенство на море, то ход всей русско-японской войны мог бы кардинально измениться. К октябрю 1904 года новое мощное морское соединение было сформировано, и 2 октября 1904 года начался великий морской поход.

Эскадра, которую возглавил вице-адмирал Рожественский, имела в своём составе 8 эскадренных броненосцев, броненосцы береговой обороны в количестве 3, 1 броненосец-крейсер, 9 крейсеров, 9 миноносцев, 6 транспортных судов и 2 госпитальных судна. На вооружении эскадры состояло 228 орудий. Из них 54 орудия имели калибр 305 мм. Личного состава всего было 16170 человек, но это вместе с теми кораблями, которые присоединились к эскадре уже во время плавания.

Поход русской эскадры

Корабли дошли до мыса Скаген (Дания), а затем разделились на 6 отрядов, которые должны были соединиться на Мадагаскаре. Часть судов двинулась через Средиземное море и Суэцкий канал. А другая часть вынуждена была огибать Африку, так как у этих кораблей была глубокая посадка и через канал они пройти не могли. Надо сразу отметить, что во время плавания тактические учения и боевые стрельбы проводились очень редко. Ни офицеры, ни матросы не верили в успех мероприятия. Отсюда и низкий боевой дух, который имеет решающее значение в любой компании.

20 декабря 1904 года Порт-Артур пал , а идущих на Дальний Восток морских сил было явно недостаточно. Поэтому было принято решение о создании 3-й Тихоокеанской эскадры. А до этого ещё 3 ноября был отравлен вдогонку за эскадрой Рожественского отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга Добротворского Леонида Фёдоровича (1856-1915). Под его командой находились 4 крейсера и 5 миноносцев. Этот отряд прибыл на Мадагаскар 1 февраля. Но 4 миноносца были отправлены обратно из-за систематических поломок.

В феврале вышел из Либавы 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Небогатова Николая Ивановича (1849-1922). В состав отряда входили 4 броненосца, 1 броненосец-крейсер и несколько вспомогательных судов. 26 февраля эскадру Рожественского догнал транспорт "Иртыш" с большими запасами угля. В начале пути на нём старшим помощником находился легендарный лейтенант Шмидт . Но в Средиземном море у него начались почечные колики, и будущего героя революционного восстания на крейсере "Очаков" отправили в Севастополь.

В марте эскадра совершила переход через Индийский океан. Углём военные корабли пополнялись при помощи баркасов, которые перевозили его с транспортных судов. 31 марта эскадра прибыла в бухту Камрань (Вьетнам). Здесь она дождалась отряд Небогатова, который присоединился к основным силам 26 апреля.

1 мая начался последний трагический этап похода. Русские корабли покинули побережье Индокитая и направились в сторону Владивостока. Надо отметить, что вице-адмирал Рожественский совершил настоящий подвиг. Под его командованием был осуществлён сложнейший 220-дневный переход огромной эскадры. Она преодолела воды Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Надо также отдать должное мужеству офицеров и моряков. Они выдержали этот переход, а ведь на пути следования судов не было ни одной военно-морской базы.

Адмиралы Рожественский и Хэйхатиро Того

В ночь с 13 на 14 мая 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Цусимский пролив. Корабли шли затемнёнными и вполне могли незаметно пройти опасное место. Но дозорный японский крейсер "Идзуми" обнаружил госпитальное судно "Орёл", которое шло в конце эскадры. На нём горели все огни в соответствии с морскими правилами. Японское судно приблизилось и заметило другие корабли. Об этом тут же был извещён командующий японским флотом адмирал Того.

В состав морских сил Японии входили 4 броненосца, 8 броненосцев-крейсеров, 16 крейсеров, 24 вспомогательных крейсера, 42 миноносца и 21 эсминец. Эскадра насчитывала 910 орудий, из них 60 имели калибр 305 мм. Вся эскадра была разделена на 7 боевых отрядов.

Русские корабли шли по Цусимскому проливу, оставляя слева по борту остров Цусиму. Японские крейсеры стали следовать параллельным курсом, прячась в тумане. Около 7 часов утра враг был обнаружен. Вице-адмирал Рожественский приказал эскадре перестроиться в 2 кильватерные колонны. В арьергарде остались транспортные суда, прикрытые крейсерами.

В 13:20 на выходе из Цусимского пролива русские моряки увидели главные силы японцев. Это были броненосцы и броненосцы-крейсеры. Они шли перпендикулярно курсу русской эскадры. Крейсеры противника стали отставать, чтобы пристроиться в тыл русским кораблям.

Разгром русского флота в Цусимском проливе

Рожественский перестроил эскадру в одну кильватерную колонну. После того, как перестроение закончилось, расстояние между противниками составило 38 кабельтовых (чуть более 7 км). Вице-адмирал приказал открыть огонь. Японцы ответили ответным огнём через пару минут. Сосредоточили они его на головных кораблях. Так началось Цусимское сражение.

Здесь нужно знать, что эскадренная скорость японского флота составляла 16-18 узлов. А у русского флота эта величина равнялась 13-15 узлам. Поэтому японцам не представляло труда держаться впереди русских кораблей. При этом они постепенно сокращали дистанцию. В 14 часов она стала равна 28 кабельтовых. Это примерно 5,2 км.

Артиллерия на японских кораблях имела высокую скорострельность (360 выстрелов в минуту). А русские корабли за минуту делали только 134 выстрела. По своим фугасным возможностям японские снаряды превосходили русские в 12 раз. Что касается брони, то она закрывала 61% площади японских кораблей, а у русских этот показатель равнялся 41%. Всё это уже изначально предрешало исход боя.

В 14:25 был выведен из строя флагманский корабль "Князь Суворов". Находящийся на нём Рожественский Зиновий Петрович получил ранение. В 14:50, получив многочисленные пробоины в носовой части, затонул броненосец "Ослябя". Русская эскадра, потеряв общее руководство, продолжала двигаться в северном направлении. Она старалась маневрировать, чтобы увеличить расстояние между собой и кораблями противника.

В 18 часов командование над эскадрой взял контр-адмирал Небогатов, а флагманским кораблём стал "Император Николай I". К этому времени были уничтожены 4 броненосца. Все корабли получили повреждения. У японцев тоже были повреждения, но ни один из их кораблей не был потоплен. Отдельной колонной шли русские крейсеры. Они также отражали атаки противника.

С сумерками бой не утих. Японские миноносцы систематически выпускали торпеды по судам русской эскадры. В результате этого обстрела затонул броненосец "Наварин" и 3 броненосца-крейсера потеряли управление. Команды вынуждены были затопить эти корабли. За это же время японцы потеряли 3 миноносца. Ситуация усугубилась тем, что ночью русские корабли потеряли связь между собой, поэтому им пришлось действовать самостоятельно. Под руководством Небогатова остались 4 броненосца и 1 крейсер.

С раннего утра 15 мая основная часть русской эскадры пыталась прорваться на север к Владивостоку. 3 крейсера под командой контр-адмирала Энквиста повернули на юг. В их числе находился крейсер "Аврора". Им удалось прорвать японскую оборону и уйти в Манилу, но при этом они бросили транспортные суда без защиты.

Главный же отряд во главе с контр-адмиралом Небогатовым окружили главные японские силы. Николай Иванович вынужден был отдать приказ прекратить сопротивление и сдаться. Случилось это в 10:34 утра. Сдался также в плен и миноносец "Бедовый", на котором находился раненый Рожественский. Лишь крейсер "Изумруд" сумел прорвать окружение и ушёл в сторону Владивостока. Он сел на мель вблизи берега и был взорван командой. Таким образом, он не достался врагу.

Потери за 15 мая были следующими: японцами были потоплены 2 броненосца, которые вели самостоятельный бой, 3 крейсера и 1 миноносец. 3 миноносца были потоплены своими экипажами, а одному удалось прорваться и уйти в Шанхай. До Владивостока сумели дойти только крейсер "Алмаз" и 2 миноносца.

Русские и японские потери

Вторая Тихоокеанская эскадра российского флота потеряла убитыми и утонувшими 5045 человек. В плен были взяты 7282 человека, в том числе 2 адмирала. Ушли в иностранные порты и потом были интернированы 2110 человек. Во Владивосток сумели прорваться 910 человек.

Из кораблей было потоплено и взорвано 7 броненосцев, 1 броненосец-крейсер, 5 крейсеров, 5 миноносцев, 3 транспортных средства. Достались врагу 4 броненосца, 1 миноносец и 2 госпитальных судна. Интернированными оказались 4 броненосца, 4 крейсера, 1 миноносец и 2 транспортных судна. От всей эскадры из 38 кораблей остался лишь крейсер "Алмаз" и 2 миноносца - "Грозный" и "Бравый". Им удалось прорваться во Владивосток. Отсюда видно, что разгром был полный и окончательный.

У японцев потери были значительно меньше. Было убито 116 человек и ранено 538 человек. Флот потерял 3 миноносца. Остальные корабли отделались лишь повреждениями.

Причины разгрома русской эскадры

Для русской эскадры Цусимское сражение правильнее будет назвать Цусимской катастрофой. Основную причину тотального разгрома специалисты видят в движении судов кильватерной колонной с небольшой скоростью. Японцы просто поочерёдно расстреляли головные броненосцы и тем самым предопределили гибель всей эскадры.

Тут, конечно, основная вина ложится на плечи русских адмиралов. Они даже не составили плана сражения. Маневры осуществлялись нерешительно, боевой порядок был негибким, во время боя было потеряно управление кораблями. Да и боевая подготовка личного состава находилась на низком уровне, так как во время похода с людьми практически не проводились тактические занятия.

А вот у японцев всё было не так. Они с первых минут боя захватили инициативу. Их действия отличались решительностью, смелостью, а командиры судов проявляли инициативу и самостоятельность. У личного состава за плечами был большой боевой опыт. Не нужно также забывать о техническом превосходстве японских кораблей. Всё это вместе и принесло им победу.

Нельзя не сказать и о низком боевом духе русских моряков. На него повлияла и усталость после длительного перехода, и капитуляция Порт-Артура, и революционные волнения в России. Люди чувствовали полную бессмысленность всей этой грандиозной экспедиции. Как следствие, русская эскадра проиграла сражение ещё до его начала.

Финалом же всей эпопеи стал Портсмутский мирный договор, подписанный 23 августа 1905 года. Но главное было в том, что Япония почувствовала свою силу и начала грезить о великих завоеваниях. Её амбициозные мечты продолжались вплоть до 1945 года, пока Советские войска не положили им конец, наголову разбив Квантунскую армию .

Александр Арсентьев

Цусимское сражение. Поход на дно Японского моря

Русско-японская война по праву считается одной из самых трагичных страниц в истории нашего государства. Были ли основной причиной поражения промахи русской дипломатии, бесхребетность и нерешительность царских полководцев, отдаленность театра боевых действий или же виной всему неблагосклонность госпожи Удачи? Всего понемногу. Почти все ключевые сражения данной войны прошли под знаменем обреченности и излишней пассивности, результатом чего стало полное поражение. Цусимское сражение, в котором схлестнулись силы 2-й Тихоокеанской эскадры Российской Империи с силами Японского флота, является тому примером.

Война для России началась не столь удачно, как планировалось. Блокада в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадры, потеря в сражении у Чемульпо крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» стали причинами попыток Петербурга кардинально изменить положение на театре боевых действий. Такой попыткой стала подготовка и отправление 2-й, а затем и 3-й Тихоокеанской эскадры. Буквально через полмира прошли 38 боевых кораблей, сопровождаемые вспомогательными транспортами, нагруженные провиантом так, что ватерлинии основательно находились под водой, ухудшая и без того слабую бронезащиту русских кораблей, которые были покрыты броней лишь на 40%, в то время как японские – на все 60%.


Командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский

Изначально поход эскадры считался многими теоретиками русского флота (например, Николаем Лаврентьевичем Кладо) уже заранее проигрышным и бесперспективным. Более того, весь личный состав – от адмиралов до простого матроса – чувствовали себя обреченными на провал. Бесперспективности добавила нагнавшая эскадру на Мадагаскаре новость о падении Порт-Артура и потери почти всей группировки 1-й Тихоокеанской эскадры. Узнав об этом 16 декабря 1904 года, командующий эскадры контр-адмирал Зиновий Рожественский пытался с помощью телеграмм переубедить вышестоящее начальство в целесообразности продолжения похода, но вместо этого получил приказ ждать на Мадагаскаре подкрепления и предпринять попытку прорваться во Владивосток любым способом.

Приказы обсуждать не принято, и 1 мая 1905 года эскадра, уже добравшаяся к тому времени до Индокитая, взяла курс на Владивосток. Прорываться было решено через Цусимский пролив – самый близкий путь, так как проливы Сангарский и Лаперуза не рассматривались из-за удаленности и проблем в навигационном обеспечении.

Цусимский пролив

Некоторые броненосцы, такие как «Император Николай I», были вооружены устаревшей артиллерией и были вынуждены использовать чрезвычайно дымный порох, из-за которого корабль заволакивало дымом после нескольких залпов, в результате чего дальнейшая пристрелка ощутимо затруднялась. Броненосцы береговой обороны «Адмирал Ушаков», «Адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин», исходя из названия своего типа, вообще не были предназначены для дальних походов, так как данный класс судов создавался для защиты береговых укреплений и чаще в шутку звался «броненосцем, берегами охраняемым».

Большое количество транспортных и вспомогательных судов вообще не следовало тащить с собой в бой, так как в сражении они пользы не приносили, а лишь затормаживали эскадру и требовали для своей защиты значительного количества крейсеров и миноносцев. Скорее всего, им следовало разделиться, уйдя в нейтральный порт, или попытаться пройти во Владивосток далекими обходными путями. Маскировка русской эскадры тоже оставляла желать лучшего – ярко-желтые трубы кораблей являлись хорошим ориентиром, в то время как японские суда были оливкового цвета, из-за чего нередко сливались с водной поверхностью.

Броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»

Накануне сражения, 13 мая, было принято решение провести учения в целях повышения маневренности эскадры. По результатом данных учений стало понятно, что эскадра совсем не готова к согласованным маневрам – колонна кораблей постоянно разрушалась. Неудовлетворительно обстояло дело и с поворотами «все вдруг». Некоторые суда, не поняв сигнала, делали в это время повороты «последовательно», внося в маневр путаницу, а когда по сигналу с флагманского броненосца эскадра переходила в строй фронта, получалась полная неразбериха.

За потраченное на маневры время эскадра могла бы пройти самую опасную часть Цусимского пролива под покровом ночи и, возможно, ее бы не увидели японские суда-разведчики, но в ночь с 13-го на 14-е мая эскадра была замечена японским разведывательным крейсером «Синано-Мару». Хочется заметить, что, в отличие от японского флота, активно проводившего разведывательные действия, русская эскадра шла почти вслепую. Было запрещено вести разведку из-за опасности раскрытия местоположения противнику.

Курьезность момента дошла до того, что было запрещено преследовать разведывательные крейсера противника и даже мешать им телеграфировать, хотя на вспомогательном крейсере «Урал» стоял беспроволочный телеграф, способный перебивать донесения японцев о местоположении русской эскадры. В результате такой пассивности адмирала Рожественского командующий силами флота Японии адмирал Хэйхатиро Того знал не только местоположение русского флота, но и его состав и даже тактическое построение – достаточно, чтобы начать бой.

Броненосец «Император Николай I»

Почти все утро 14-го мая японские крейсера-разведчики шли параллельным курсом, лишь ближе к полудню туман скрыл эскадру Рожественского от их взора, но ненадолго: уже в 13:25 был установлен визуальный контакт с японской эскадрой, шедшей наперерез.

Головным шел броненосец «Микаса» под флагом адмирала Того. За ним следовали броненосцы «Сикисима», «Фудзи», «Асахи» и броненосные крейсеры «Кассуга» и «Ниссин». Вслед за этими кораблями выступили еще шесть броненосных крейсеров: «Идзумо» под флагом адмирала Камимура, «Якумо», «Асама», «Адзума», «Токива» и «Ивате». За основными силами японцев следовали многочисленные вспомогательные крейсера и миноносцы под командованием контр-адмиралов Камимуры и Уриу.

Состав русской эскадры к моменту встречи с вражескими силами был таков: эскадренные броненосцы «Князь Суворов» под флагом вице-адмирала Рожественского, «Император Александр III», «Бородино», «Орел», «Ослябя» под флагом контр-адмирала Фелькерзама, который еще задолго до сражения умер от инсульта, не выдержав тягот и испытаний долгого похода, «Сисой Великий», «Николай I» под вымпелом контр-адмирала Небогатова.

Адмирал Того

Броненосцы береговой обороны: «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Ушаков»; броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»; крейсера «Олег» под флагом контр-адмирала Энквиста, «Аврора», «Дмитрий Донской», «Владимир Мономах», «Светлана», «Изумруд», «Жемчуг», «Алмаз»; вспомогательный крейсер «Урал».

Эскадренные миноносцы: 1-й отряд – «Бедовый», «Быстрый», «Буйный», «Бравый»; 2-й отряд – «Громкий», «Грозный», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый». Транспорты «Анадырь», «Иртыш», «Камчатка», «Корея», буксирные пароходы «Русь» и «Свирь» и госпитальные суда «Орел» и «Кострома».

Эскадра шла в походном строю двух кильватерных колонн из боевых кораблей, между которыми шел отряд транспортов, имея в охране с обеих сторон 1-й и 2-й отряды миноносцев, выдавая при этом скорость от силы 8 узлов. Сзади эскадры шли оба госпитальных судна, благодаря яркому освещению которых и была накануне замечена эскадра.


Тактическое построение русской эскадры перед боем

Хоть список выглядит внушительным, лишь первые пять боевых кораблей являлись серьезной боевой силой, способной потягаться с японскими броненосцами. Вдобавок, общий ход в 8 узлов был обусловлен медлительностью транспортов и некоторых устаревших броненосцев и крейсеров, хотя основной костяк эскадры мог выдать скорость едва ли не в два раза большую.

Адмирал Того собирался предпринять хитрый маневр, развернувшись перед самым носом русской эскадры, при этом сосредотачивая огонь на головных броненосцах – выбивать их из строя, а затем выбивать следующие за головными. Вспомогательные японские крейсера и миноносцы должны были добивать торпедными атаками выбывшие из строя вражеские корабли.

Тактика же адмирала Рожественского заключалась, мягко говоря, «ни в чем». Стояла главная директива – прорываться во Владивосток, и в случае потери управления флагманскими броненосцами их место занимал следующий в колонне. Так же миноносцы «Буйный» и «Бедовый» были приписаны к флагманскому броненосцу как эвакуационные суда и обязаны были спасти вице-адмирала и его штаб в случае гибели броненосца.

Капитан 1-го ранга Владимир Иосифович Бэр в молодости

К 13:50 раздались выстрелы орудий главного калибра русских броненосцев по головному японскому «Микасе», ответ не заставил себя долго ждать. Воспользовавшись пассивностью Рожественского, японцы произвели охват головной части русской эскадры и открыли огонь. Больше всех страдали флагманские «Князь Суворов» и «Ослябя». Через полчаса боя броненосец «Ослябя», охваченный пожаром и огромным креном, выкатился из общего строя, а еще через полчаса перевернулся кверху килем. Вместе с броненосцем погиб его командир – капитан 1-го ранга Владимир Иосифович Бэр, до последнего руководивший эвакуацией моряков с тонущего корабля. Также погиб весь состав механиков, инженеров и кочегаров, находившихся в самой глубине броненосца: во время боя следовало накрыть машинное отделение бронеплитами от защиты осколков и снарядов, а во время гибели корабля матросы, назначенные поднять эти плиты, разбежались.

Вскоре выскочил из строя объятый пламенем броненосец «Князь Суворов». Место во главе эскадры заняли броненосцы «Бородино» и «Александр III». Ближе к 15:00 водную гладь окутал туман, и бой прекратился. Русская эскадра взяла курс на север, потеряв к тому времени еще и госпитальные суда, шедшие в хвосте эскадры. Как выяснилось позднее, их захватили легкие японские крейсеры, тем самым оставив русскую эскадру без медицинской помощи.

Последние минуты жизни броненосца «Ослябя»

Через 40 минут бой возобновился. Вражеские эскадры вышли на довольно близкие расстояния, что привело к еще более быстрому уничтожению русских кораблей. Едва поспевали за основными силами броненосцы «Сисой Великий» и «Орел», имеющие на своем борту больше мертвых, чем живых членов экипажа.

К половине пятого дня 2-я Тихоокеанская эскадра взяла курс на северо-восток, где соединилась с крейсерами и транспортами, которые вели бой против шальных крейсерских отрядов японского адмирала Уриу. Тем временем с броненосца «Князь Суворов», который чудом держался на воде, был снят миноносцем «Буйный» раненый вице-адмирал Рожественский и весь его штаб. Основная часть экипажа отказалась покидать броненосец и, имея в строю лишь кормовые малокалиберные орудия, продолжала отбиваться от атак противника. Через 20 минут «Князь Суворов», окруженный 12 кораблями противника, был расстрелян почти в упор с минных аппаратов и затонул, унося с собой на дно весь экипаж. Всего за время боя по броненосцу было выпущено 17 торпед, в цель попало только три последних.

Окруженный, но не сломленный «Князь Суворов»

За полтора часа до заката, не выдержав большого количества попаданий и не в силах парировать увеличивающийся крен, утонули один за другим головные броненосцы «Бородино» и «Александр III». Позднее из воды японцами был спасен единственный выживший с экипажа «Бородин» – матрос Семен Ющин. Экипаж «Александра III» полностью погиб вместе с кораблем.

Броненосец «Бородино» во время ходовых испытаний

С наступлением сумерек в дело вступили японские миноносцы. Благодаря своей незаметности и большому количеству (порядка 42 единиц), миноносцы подбирались на критически близкие расстояния к русским кораблям. В итоге за время ночного боя русская эскадра потеряла крейсер «Владимир Мономах», броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», «Адмирал Нахимов» и миноносец «Безупречный». Экипажам «Владимир Мономаха», «Сисого Великого» и «Адмирала Нахимова» повезло – почти все моряки данных кораблей были спасены и взяты в плен японцами. С «Наварина» было спасено всего три человека, а с «Безупречного» и вовсе ни одного.


Ночные атаки японских миноносцев на разрозненную русскую эскадру

Тем временем отряд крейсеров под командованием контр-адмирала Энквиста, потеряв за время боя крейсер «Урал» и буксир «Русь», настойчиво пытался взять курс на север. Помехой этому служили практически ни на час не прекращающиеся атаки японских миноносцев. В итоге, не выдержав давления и потеряв из виду все транспорты и крейсеры кроме «Авроры» и «Олега», Энквист увел эти крейсеры в Манилу, где они были разоружены. Таким образом был спасен самый знаменитый «корабль революции».


Контр-адмирал Оскар Адольфович Энквист

Начиная с самого утра 15-го мая 2-я Тихоокеанская продолжила нести потери. В неравном бою, потеряв почти половину личного состава, был уничтожен миноносец «Громкий». Не вынесла боя «один против трех» бывшая царская яхта «Светлана». Эскадренный миноносец «Быстрый», видя гибель «Светланы», пытался уйти от погони, но, не в состоянии сделать этого, выбросился на берег Корейского полуострова; его экипаж был взят в плен.

Ближе к полудню были окружены и сдались оставшиеся на ходу броненосцы «Император Николай I», «Орел», «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин». С точки зрения боевых возможностей данные корабли могли лишь героически погибнуть, не нанеся противнику какого-либо урона. Экипажи броненосцев были измотаны, деморализованы и не имели никакого желания сражаться против главных сил японского броненосного флота.

Сопровождавший уцелевшие броненосцы быстрый крейсер «Изумруд» прорвался из окружения и оторвался от посланной погони, но насколько был смел и славен его прорыв, настолько же бесславна была и гибель этого крейсера. Впоследствии экипаж «Изумруда», уже находясь у берегов Родины, заблудился и, постоянно терзаемый страхом погони со стороны японских крейсеров, в горячке посадил крейсер на мель, а затем взорвал его. Замученный экипаж крейсера дошел до Владивостока уже сухопутными путями.


Крейсер «Изумруд», взорванный экипажем в заливе Владимира

К вечеру сдался и сам главнокомандующий эскадрой адмирал Рожественский, находившийся к тому времени вместе со штабом на миноносце «Бедовый». Последними потерями 2-й Тихоокеанской эскадры были гибель в бою крейсера «Дмитрий Донской» у острова Дажелет и героическая гибель броненосца «Адмирал Ушаков» под командованием Владимира Николаевича Миклухо-Маклая, брата известного путешественника и первооткрывателя Австралии и Океании. Командиры обоих кораблей погибли.

Слева командир броненосца «Адмирал Ушаков», капитан 1-го ранга Владимир Николаевич Миклухо-Маклай. Справа к омандир крейсера «Дмитрий Донской» капитан 1-го ранга Иван Николаевич Лебедев

Результаты Цусимского сражения для Российской империи были плачевны: погибли в бою от артиллерийского огня противника эскадренные броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино», «Ослябя»; броненосец береговой обороны «Адмирал Ушаков»; крейсера «Светлана», «Дмитрий Донской»; вспомогательный крейсер «Урал»; эскадренные миноносцы «Громкий», «Блестящий», «Безупречный»; транспорты «Камчатка», «Иртыш»; буксирный пароход «Русь».

Погибли в бою в результате торпедных атак эскадренные броненосцы «Наварин», «Сисой Великий», броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», крейсер «Владимир Мономах».

Уничтожены своим личным составом из-за невозможности дальнейшего сопротивления противнику эскадренные миноносцы «Буйный» и «Быстрый», крейсер «Изумруд».

Капитулировали японцам эскадренные броненосцы «Император Николай I», «Орел»; броненосцы береговой обороты «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и эскадренный миноносец «Бедовый».


Схема с предположительным обозначением мест гибели кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры

Интернированы и разоружены в нейтральных портах крейсера «Олег», «Аврора», «Жемчуг»; транспорт «Корея»; буксирный пароход «Свирь». Захвачены неприятелем госпитальные суда «Орел» и «Кострома».

Прорваться во Владивосток удалось лишь крейсеру «Алмаз» и эскадренным миноносцам «Бравый» и «Грозный». Внезапно героическая судьба выпала транспорту «Анадырь», который самостоятельно вернулся в Россию, а в дальнейшем успел повоевать во Вторую мировую войну.

2-я Тихоокеанская эскадра российского флота из 16170 человек потеряла убитыми и утонувшими 5045 человек. В плен были взяты 7282 человека, в том числе 2 адмирала. Ушли в иностранные порты и были подвергнуты интернированию 2110 человек. Во Владивосток сумели прорваться 910 человек.

У японцев потери были значительно меньше. Было убито 116 и ранено 538 человек. Флот потерял 3 миноносца. Из них один был потоплен в бою – предположительно крейсером «Владимир Мономах» – в ночную фазу боя. Еще один миноносец был потоплен броненосцем «Наварин» также при отражении ночных минных атак. Остальные корабли отделались лишь повреждениями.

Разгромное поражение русского флота породило целую цепь скандалов и судов над виновниками. В ходе судебного процесса Военно-морского суда Кронштадтского порта в Санкт-Петербурге по делу о сдаче в плен противнику кораблей отряда контр-адмирала Небогатова: броненосцев «Император Николай I» и «Орел» и броненосцев береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» и «Адмирал Сенявин» суду были преданы контр-адмирал Небогатов, командиры кораблей, сдавшихся в плен, и 74 офицера тех же 4 кораблей.

На суде адмирал Небогатов брал вину на себя, оправдывая своих подчиненных вплоть до матросов. Проведя 15 заседаний, суд вынес приговор, по которому Небогатов и капитаны кораблей были приговорены к смертной казни с ходатайством перед Николаем II о замене ее заключением в крепость на 10 лет; флаг-капитан штаба контр-адмирала Небогатова капитан 2 ранга Кросс был приговорен к заключению в крепости на 4 месяца, старшие офицеры кораблей «Император Николай I» и «Адмирал Сенявин» капитан 2 ранга Ведерников и капитан 2 ранга Артщвагер – на 3 месяца; старший офицер броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» лейтенант Фридовский – на 2 месяца. Все остальные были оправданы. Впрочем, не прошло и нескольких месяцев, как Небогатов и командиры кораблей были досрочно освобождены по решению императора.


Контр-адмирал Николай Иванович Небогатов

Контр-адмирал Энквист, почти предательски уведший с поля боя крейсеры, вообще не получил никакого наказания и был уволен со службы с повышением в вице-адмиралы в 1907 году. Глава разбитой эскадры – вице-адмирал Рожественский – был оправдан в виду тяжкого ранения и почти бессознательного состояния на момент сдачи в плен. Под давлением общественного мнения император Николай II был вынужден уволить со службы своего дядю, главного начальника флота и Морского ведомства генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, прославившегося больше своей активной светской жизнью в Париже, чем грамотным руководством Императорским флотом.

Еще один неприятный скандал связан с колоссальными проблемами русского флота в области снарядов. В 1906 году броненосец «Слава», который на момент формирования 2-й Тихоокеанской эскадры еще стоял на стапелях, принимал участие в подавлении Свеаборгского восстания. За время восстания броненосец произвел обстрел орудиями главного калибра укрепления Свеаборга. После подавления восстания было замечено, что ни один из снарядов, выпущенных со «Славы», не взорвался. Виной тому было вещество пироксилин, которое было весьма подвержено влиянию влаги.

Броненосец «Слава», 1906 год

Броненосцы 2-й Тихоокеанской эскадры также использовали снаряды с пироксилином, более того: перед дальним походом было принято решение о повышении количества влаги в снарядах боекомплекта эскадры, дабы избежать непроизвольной детонации. Последствия были вполне предсказуемы: снаряды не сдетонировали и при попадании в японские корабли.

Японские флотоводцы же использовали для своих снарядов взрывоопасное вещество шимозу, снаряды с которым нередко взрывались прямо в каналах стволов. При попадании в русские броненосцы или даже при соприкосновении с водной поверхностью такие снаряды почти стопроцентно взрывались и производили колоссальное количество осколков. В итоге удачное попадание японского снаряда производило большие разрушения и часто вызывало пожар, а русский пироксилиновый снаряд оставлял после себя лишь ровное отверстие.

Пробоина от японского снаряда в корпусе броненосца «Орел» и сам броненосец после боя

2-я Тихоокеанская эскадра была не готова к битве ни в тактическом плане, ни в плане вооружения, и фактически шла на добровольное самоубийство в Японское море. Война дает дорогостоящие и важные уроки, и Цусимское сражение – один из них. Любая слабость, любая расхлябанность, любое пускание дела на самотек приводит к примерно таким результатам. Мы должны научится ценить уроки прошлого – из каждого поражения должны быть извлечены максимально всеобъемлющие выводы. В первую очередь, во имя и для будущих наших побед.

Цусимское поражение - страшнейшее в истории ВМС России. Вся эскадра была разгромлена меньше чем за сутки. Большая часть кораблей была потоплена, несколько кораблей капитулировали перед противником и лишь 3 корабля пришли во Владивосток.

Атаки японцев на Порт-Артур усиливались с каждым днем. 1-я Тихоокеанская эскадра была очень слаба и не могла долго сдерживать натиск. Все это заставило Николая II отправить к ним на подмогу вторую эскадру.

Однако вскоре император узнает о взятии порта, но не отзывает флот назад, а, напротив, приказывает им держать прежний курс. На встречу отправился отряд кораблей под командованием контр-адмирала Небогатова.

Силы противников

Ужасающую катастрофу можно было предотвратить. Ведь задолго до начала боя было известно о превосходящих силах. У японцев было:

  • 6 охранных броненосцев - против 3 русских;
  • 8 крейсерных броненосцев - 1 у русских;
  • 16 крейсеров - против 8;
  • 24 военных судна - против 5;
  • 63 миноносца - против 9 российских.

Адмирал Х. Того, командовавший японским флотом, был искусным командиром. Японские стрелки могли поразить корабль даже на дальних дистанциях. Богатый опыт и численное превосходство сыграли большую роль.

2-я эскадра

Перед вице-адмиралом Рожественским, принявшим командование, стояла одна задача - захватить Японское море. Выбрав короткий путь во Владивосток через Цусимский пролив, он сам подписал всей эскадре приговор. Еще одной ошибкой командира стал отказ от разведки, которая могла предупредить о японском флоте.

Проблемы у флота начались буквально в начале плавания. Англия, в которой они рассчитывали остановиться для дозаправки топлива, закрыла для них порты. Однако, даже не смотря на разразившуюся бурю у мыса доброй Надежды, корабли продолжили путь.

Стоянка у Мадагаскара показала, что большинство были неспособны к военным действиям, но Рожественский продолжил плавание через Сингапур и Корею.

Предсказанное Цусимское поражение

Ни император, ни командиры не обратили внимания на события, предшествовавшие отплытию кораблей. Броненосцы, которые должны были плыть к Владивостоку, вели себя, словно одушевленные предметы. Они тонули, садились на мель, застревали, словно подавая людям знаки, что не следует идти на Дальний Восток.

Модель броненосца «Император Александр III» сгорел прямо в мастерской. Когда же спускали на воду сам броненосец, в воду упал флагшток, а сам спуск стал причиной гибели многих людей.

Однако главнокомандующие словно забыли о приметах или просто не хотели их видеть.

Ход сражений

Всего через полчаса после начала боя японцы потопили броненосец «Ослябя». Вскоре был атакован корабль «Князь Суворов». Через несколько часов из оружия на нем остались лишь винтовки, которыми до конца отстреливались русские матросы. После попадания торпед броненосец пошел ко дну.

Спасти с него удалось 23 человека, в том числе и раненого Рожественского. После затопления броненосца «Петропавловск» погиб замечательный художник Василий Верещагин и адмирал Макаров.

Вслед за ними один за другим российские корабли пошли под воду. До самого конца матросы надеялись, что смогут дойти до берегов Владивостока. Но их судьба была предопределена.

С наступлением ночи в ход пошли японские миноносцы. Всего за ночь было выпущено 75 торпед. 15 мая сопротивление могло оказывать лишь несколько русских кораблей. Наутро 15 мая уцелевшие корабли под командованием Небогатова сдались японцам. Сдался и эсминец «Буйный», на котором находился раненый Рожественский.

К Владивостоку вышли всего лишь три корабля: крейсер «Алмаз» и миноносцы «Бравый» и «Грозный». Небольшой отряд крейсеров смог уйти в нейтральные воды. Остальные корабли ушли ко дну вместе с несколькими тысячами моряков. В Петербурге был построен в 1910 г храм Спас-на-Водах, в память о погибших в Цусимском сражении, но в 30 гг. XX века он был разрушен