Удалось избежать чудовищной катастрофы

Сегодня вышел первый номер обновленного еженедельника "Жизнь". Мы хотим сделать ее интересной газетой, без пошлости, кровавых ужасов. Хотим, чтобы это была добрая газета для семейного чтения. И я обращаюсь ко всем читателям за помощью - нам нужны интересные истории (Реальные!) в которых жизнь побеждает смерть.
Например, как этот случай под Питером, о котором я писал когда-то.
Доброго дня всем!
Пишите!
С новой "Жизнью!"

"Поезд дьявола
Машинист Эдуард Горчаков сошел с ума в кабине электровоза. Его воспаленный мозг вообразил, что красные огни светофора – глаза дьявола. И что он, Горчаков, ведет свой поезд прямо к Богу.
Сумасшедший машинист погнал состав на запрещающий сигнал светофора. Поезд весом в пять тысяч тонн «взрезал» стрелку, словно жестянку. И понесся по Октябрьской железной дороге, грозя смести все на своем пути.

Григорий ТЕЛЬНОВ
Грузовой поезд N1908 летел к станции Тихвин. Несся туда, где стояли цистерны и вагоны со всем тем, что может взрываться и гореть. Нес смерть людям, которые дремали в вагонах пассажирских поездов, мирно спали в квартирах примыкавших к станции домов. Казалось, что ничто на свете уже не сможет отвратить катастрофы.
Мы восстановили события той ужасной ночи с документальной точностью. Сделали это для того, чтобы в полной мере оценить мужество людей, остановивших «поезд дьявола».

00 часов 15 минут.
Эдуард Горчаков заступил на смену. Предрейсовый медосмотр в депо станции «Волховстрой» прошел без всяких проблем.
- Здоровье у него всегда было отменное, хоть в Космос посылай! – сказала позже выпустившая его в рейс фельдшер. Коллеги тоже не заметили в поведении Эдуарда ничего странного.
- Он был такой же, как и всегда - немногословный, сосредоточенный, - вспоминает исполняющий обязанности замначальника депо Евгений Федоров.
Помощник машиниста Алексей Абдурахманов получил у дежурного по депо реверсивную рукоятку и трубку телефонной связи. Вместе с Горчаковым поднялся в кабину электровоза ВЛ-15. Машины этой серии, самые мощные из существующих в России, предназначены для тяжеловесных составов.
Эдуард Горчаков с помощником повели электровоз на станцию Мурманские Ворота. Там они должны были принять поезд – пятьдесят восемь вагонов, груженных железной рудой.
Абдурахманов увидел, что в скоростемер не вставлена лента. Он всполошился:
- Эдуард Юрьевич, про ленту забыли!
- Так доедем, - успокоил его Горчаков. – Все будет нормально.
Поезд быстро набирал ход.
- Скорость выше допустимой! – предупредил Абдурахманов.
- Все в норме, Лешка!
- Мы же не опробовали тормоза!
- Не трусь, доедем…
Абдурахманов подчинился. В поездной бригаде главное слово всегда за машинистом.

2 часа 58 минут.
Поезд N1908 въехал на станцию Куколь. Впереди горел желтый сигнал светофора. По радиосвязи поступил сигнал пропустить следующий по другой ветке грузовой поезд. Эдуард Горчаков начал сбрасывать скорость. Загорелся красный свет. И тут машинист прибавил ход.
- Юрьич, ты что! – попытался дотянуться до рукоятки управления Абдурахманов. Горчаков отшвырнул помощника, словно пушинку:
- Не искушай меня, сатана!
Абдурахманов считал секунды – при прохождении закрытой стрелки должна включится автоматика, тормозящая состав. Но Горчаков тоже этого ждал. На мгновение он отключил энергию и проскочил стрелку «накатом». Автоматика не сработала – поезд вышел на главный путь.
- Мы движемся не по маршруту! – закричал Алексей.
- У меня свой маршрут, - ответил машинист и распахнул свою куртку. Абдурахманов увидел под ней строгий черный строгий костюм и белую рубашку. Горчаков был одет, словно на похороны…
О ЧП в диспетчерской службе Октябрьской дороги узнали немедленно. Магнитная запись переговоров полна драматизма.
- 1908, вы проследовали на красный! – кричала в трубку дежурная по станции Куколь. - Немедленно остановитесь!
В ответ в эфире раздавался лишь шум радиопомех – Горчаков выдернул трубку связи и выбросил ее в окно.
Поезд набирал скорость.
Диспетчер Галина Иванова связалась с дежурной по станции Мыслино:
- Выйдите к поезду с красным сигналом!

3 часа 02 минуты.
Из кабины электровоза Абдурахманов увидел красный огонь.
- Путь закрыт! – закричал он машинисту. – Тормози!
Горчаков прибавил ход.
- Красный цвет – это глаза дьявола! - произнес он. Его голос звучал торжественно и назидательно, словно у священника в церкви. – Мы уничтожим его!
Алексей вдруг понял, что машинист сошел с ума. Ему стало страшно, как никогда в жизни. Абдурахманов попытался перехватить рычаг управления. С таким же успехом он мог биться со скалой. Машинист был на голову выше и вдвое тяжелее.
Абдурахманов рванулся к дверце, ведущей в хвост электровоза, где расположены дублирующие системы управления. Но Горчаков вновь отбросил помощника в сторону:
- Наш путь лежит в царствие Божие…
Поезд несся вперед, словно снаряд.

Пульт
3 часа 05 минут.
Диспетчер Галина Иванова, управлявшая движением из Санкт-Петербурга, поняла, что с экипажем электровоза произошло нечто ужасное. Но ломать голову над тем, что случилось – внезапная болезнь, смерть, нападение террористов – было некогда.
Диспетчер освобождала путь, по которому несся поезд Горчакова. Он стремительно приближался к станции Валя. От нее до Тихвина – рукой подать.
- Что же делать, что же делать?! – запричитала в эфире дежурная по станции Валя Анна Кудрявцева. – Как остановить его?
Галина Иванова задавала себе этот же вопрос. Крайний выход – направить поезд в тупик на въезде в Тихвин, свалить состав под откос. Но жертв в этом случае не избежать.
Первой спасительное решение нашла Анна Кудрявцева:
- Напряжение. Надо отключить энергию…
Диспетчер ухватилась за эту идею, словно утопающий за соломинку. Но связи с энергетиками с ее пульта не было.
- Станция Валя! У вас есть связь с энергодиспетчером?
- Да, есть.
- Позвоните ему, чтобы немедленно вышел на связь.

3 часа 13 минут
Энергодиспетчер снял напряжение с перегона.
Кудрявцева выбежала к путям встретить поезд Горчакова. В тот момент она не думала о себе, не думала о будущем ребенке, который шевелился у нее в животе. Только о том, что надо остановить поезд.
Беременная женщина встретила несущийся на всей скорости состав. Анна увидела, что в кабине есть люди. Замахала красным фонарем, подавая сигнал экстренной остановки.
Поезд пронесся мимо, обдав воздушной волной, едва не затянув ее под колеса.
Анна связалась с диспетчером:
- Надо успеть обесточить следующий перегон!

3 часа 14 минут
Абдурахманов умолял машиниста остановится. Говорил о детях, которые останутся без отца:
- Эдуард, у тебя же четверо. Подумай о них!
Но машинист становился еще суровее.
- Господь зовет меня. Мы летим по дороге к Богу!
В кабине электровоза зажегся сигнал о том, что контактная сеть отключена.
Горчаков усмехнулся:
- Нас не остановишь…
Он был почти прав. Дорога шла под уклон. Поезд катился по инерции, набирая скорость.

3 часа 33 минуты
На станции Тихвин принимали экстренные меры. Все работали как единый механизм, от начальника дороги до стрелочника. Железнодорожники готовились к худшему. «Поезд дьявола» отделял от станции Тихвин всего один перегон.
У диспетчера Ивановой замерло сердце – неужели опоздали? Впереди у поезда N1908 – последний пригорок. Если состав перескочит его, тогда крушения не избежать.
И тут поезд Горчакова стал терять скорость. Машинист сказал помощнику:
- Дух Святой нас на эту горку затянет!
Поезд продолжал катиться вперед. Горчаков замер, словно в молитве. Протянул руки к небу:
- Господи, услышь меня, помоги убить сатану!
Абдурахманов ужаснулся: сумасшедший машинист искренне верил - погубив себя и поезд, он спасет мир.

3 часа 45 минут
Электровоз вполз на пригорок. И тут состав весом в пять тысяч тонн потащил его назад. Алексей Абдурахманов выпрыгнул из кабины и побежал к станции. Горчаков остался в электровозе. Он скинул куртку и пиджак. В белой рубашке Эдуард был похож на привидение. На пришельца с того света, готового утащить за собой в могилу всех.

3 часа 50 минут
Поезд скатился до отметки 176-й километр и остановился. Диспетчер Иванова безуспешно пыталась вызвать машиниста Горчакова по радио. Затем связалась с бригадой идущего навстречу по другому пути пассажирского поезда N687 «Вологда-Санкт-Петербург»:
- Там стоит грузовой 1908, по рации нам не отвечал, проехал запрещающее показание по трем станциям. Напряжение по второму пути перегона снято. Нужно остановиться и выяснить, что там случилось.

4 часа 14 минут
Машинист пассажирского поезда Муравлев доложил, что остановился рядом с грузовым составом:
- Мы милицию сопровождающую вызвали. А то нас бросили, как котят. Может, там террористы и нас сейчас постреляют…

4 часа 27 минут.
Муравлев вновь вышел на связь:
- Диспетчер, вас 687-й беспокоит. Стоящий электровоз осмотрели, закрепили башмаками.
- Бригада грузового поезда была там или нет?
- Там никого нет. Только один человек в белой рубашке. Похоже, он сильно не в себе…

Награда
Врачи поставили Горчакову диагноз – «острый психоз». По мнению медиков, распознать болезнь заранее было невозможно. Дома у Горчакова среди личных вещей нашли книгу «Дурному учат бесы».
Настоятель Свято-Иоанновской церкви игумен Варфоломей, которого Эдуарда Горчаков называет своим духовным отцом, убежден, что в машиниста вселился дьявол.
Эдуард Горчаков находится в психиатрической больнице. Врачи считают, что даже в случае благополучного исхода он вряд ли сможет вернуться к своей профессии. Алексей Абдурахманов сразу же после завершения расследования ЧП уволился из депо и уехал из Волхова.
Анна Кудрявцева сейчас живет в спасенном ею Тихвине. Ту ночь, за которую представлена к награде – знаку «Почетный железнодорожник» - старается забыть, словно плохой сон.
- Это было ужасно, - говорит она. – Но мы сделали все, как надо. И остановили его!
Аня улыбается и кладет руку на круглый живот – туда, где бьется сердце будущего ребенка:
- Жизнь всегда побеждает смерть!"

Инцидент с поездом № 1908 или "Поезд дьявола" January 14th, 2017

13 лет назад тяжелое психическое расстройство машиниста едва не стало причиной одной из крупнейших железнодорожных катастроф в отечественной истории. Многотонный грузовой поезд почти час оставался под управлением безумца, с которым безуспешно пытался справиться напарник. Лишь чудом состав удалось остановить.

Вот как это было...

«В нем играли бесы»

В ночь на 11 января 2004 года в локомотивное депо станции Волхвострой должны были явиться 31-летний машинист Эдуард Горчаков и его 24-летний помощник Александр Абдурахманов. К началу смены на месте был только последний. Подождав 15 минут, напарник решил сообщить заведующей резервом локомотивных бригад о неявке коллеги на место. Горчакову дозвонились - он сказал, что банально проспал, хотя на отдых у него было 36 часов. График грубо нарушался, за машинистом отправили дежурную машину. В депо он был к 00.15 - опоздание составило 1 час 15 минут.

Режимный медицинский осмотр провели в спешке - замерили пульс, проверили Горчакова на трезвость. Все было в норме. Не посмотрели только артериальное давление. Ответственному дежурному по депо об опоздании сообщать не стали и допустили машиниста в ту ночь до управления локомотивом. Ответственных лиц не смутило, что вместо железнодорожной формы Горчаков надел праздничный костюм и галстук-бабочку. Он оделся так, будто эта смена могла стать для него последней.

В целом, машиниста характеризовали в депо как дисциплинированного работника. Он увлекался футболом и хоккеем, хотя и не был «душой компании» по своей природе. Психофизиологическое обследование он прошел осенью 2002 года, а медкомиссию - в мае 2003 года. Никаких психических отклонений на тот момент у него не выявили. Неудивительно, что фельдшера, торопившегося допустить машиниста на линию, ничего не насторожило.

О странностях Горчакова, проявившихся ближе к инциденту с поездом на Октябрьской железной дороге, могли рассказать его женщины. Возможно, что именно из-за любовных переживаний в его голове и произошли серьезные изменения. Машинист женился сразу после армии - растил приемную дочь и сына. За несколько лет до происшествия на железной дороге он познакомился с девушкой-парикмахером, с которой завел новую семью. Новоиспеченная супруга родила ему двойняшек. Горчаков поверил в Бога, все чаще посещая богослужения в церкви Иоанна Предтечи в Старой Ладоге. Однако сразу после рождения детей-двойняшек пара рассталась. Молодая жена не могла ужиться с машинистом, который на любую просьбу о помощи начали говорить: «Бог поможет». Тогда Горчаков вернулся к первой супруге, но и о детях от второго брака не забывал.

Отец Варфоломей из церкви Иоанна Предтечи впоследствии вспомнил, что накануне страшного рейса машинист привез к нему на своей машине старинную икону, обнаруженную у тещи. Когда Горчаков отдал святыню, он уехал в подавленном состоянии готовиться к работе. «В нем играли бесы», - так говорил отец Варфоломей в СМИ спустя месяц после произошедшего.

На скорости

Локомотивом, на котором бригада должна была начать смену, был электровоз ВЛ15-018 (2 секции, 12 осей). При приёмке Горчаков не стал заправлять в скоростемер ленту, о чём его тут же предупредил Абдурахманов. Однако машинист ответил, что всё в порядке, и в 0:42 электровоз выехал из депо и резервом проследовал к станции Мурманские ворота. Далее на станции электровоз был прицеплен к грузовому составу из 58 вагонов (5070 тонн); сформированному поезду был присвоен номер № 1908. После прицепки локомотива локомотивная бригада совместно с осмотрщиком вагонов Яковлевым Н. В. (из ВЧД-17) провела полное опробование тормозов данного поезда. Однако оно было проведено с нарушениями инструкции, в частности, в выданной машинисту справке об опробовании (ф. ВУ-45) не были указаны плотность тормозной сети поезда и время опробования. Помимо этого, после отправки поезда № 1908 со станции, уже в пути следования, машинист Горчаков не стал проводить проверку тормозов на эффективность.

Бригада электровоза начала смену, и в 0.42 электровоз ВЛ15-018 выехал из депо и резервом проследовал к станции Мурманские ворота. Там его прицепили к грузовому составу - локомотив вез 58 вагонов весом 5070 тонн.

Поезд ехал к перегону Волховстрой II - Куколь, когда дежурная по станции доложила, что светофор закрыт. К станции Куколь ехал грузовой поезд, который нужно было пропустить раньше того, которым управляли Горчаков и Абдурахманов. Помощник машиниста принял эту информацию. Поезд начал спокойно сбавлять скорость. Однако через несколько секунд Абдурахманов пришел в ужас: Горчаков увеличил тягу электровоза - состав начал разгоняться. Напарник тщетно пытался вразумить коллегу. Мощно сложенный Горчаков пригрозил просто убить щуплого Абдурахманова. Помощник понял, что спорить бессмысленно, а как минимум им двоим теперь грозит неминуемая смерть. К тому же машинист просто отключил локомотивную сигнализацию. В 02.58 поезд 1908 проехал под красный сигнал входного светофора станции Куколь, въехал на станцию на неподготовленный маршрут и своей массой врезал стрелочный перевод. Теперь многотонный поезд был уже на главном пути.

Никто не мог связаться с бригадой локомотива - радиостанция была выключена. Поезд продолжал наращивать скорость и разогнался до 95 км/ч.

Прочь от безумца

Помощник машиниста Абдурахманов был в ужасе от происходящего. Он понимал, что ничего не может сделать с обезумевшим напарником, который пролетал красные светофоры, всерьез говоря: «Это глаза дьявола!».

Ситуацию исправили лишь на станции Валя.

Диспетчер дала указание ДСП Мыслино перекрыть входной светофор, но в 3:02 вышедший из-под контроля поезд пролетел эту станцию без остановки. Следующей на линии находилась станция Валя, после неё Цвылёво, а за ней уже Тихвин. В 3:05 ДНЦ связалась с ДСП Валя Кудрявцевой А. В. и доложила ей о происходящем. Тогда Кудрявцева предложила связаться с энергодиспетчером и обесточить перегон. В 3:13 на станции Валя были перекрыты входной и выходной светофоры, одновременно с этим энергодиспетчером Титовой О. Б. по указанию дежурной Кудрявцевой был обесточен 2-й главный путь на перегоне Валя—Цвылёво, а также на самой станции Валя.

Через минуту на станцию и обесточенный путь на большой скорости влетел поезд № 1908. Однако, несмотря на отключение питания, скорость поезда поначалу продолжала расти, так как он выехал на затяжной спуск. Но вскоре профиль пути сменился на крутой (8 ‰) подъём, и уже на нём скорость поезда стала снижаться. Наконец в 3:45 поезд под управлением машиниста Горчакова остановился на 173 км у пикета 5 (172,4 км от Санкт-Петербурга). От станции Валя по обесточенному перегону поезд № 1908 проехал около 8 километров.

Помощник машиниста Абдурахманов не замедлил воспользоваться такой остановкой и, выскочив из локомотива, побежал на станцию Цвылёво (до неё поезд не доехал около 10 км), чтобы доложить о произошедшем. Между тем незаторможенный грузовой поезд на крутом уклоне начал скатываться назад к станции Валя. Такой спуск растянулся на 1,5 километра, после чего поезд № 1908 наконец окончательно остановился. Считая от момента проезда станции Куколь, поезд проехал около 40 километров за 47 минут, то есть со средней скоростью 51 км/ч, максимальная скорость поезда достигала 95 км/ч.

Вскоре со встречным поездом № 687 «Вологда — Санкт-Петербург» к остановившемуся грузовому поезду прибыл отряд милиции. Помимо этого, по указанию поездного диспетчера, локомотивная бригада поезда № 687 с помощью тормозных башмаков закрепила поезд № 1908 от ухода. После этого в 4:14 милиционеры наконец проникли в кабину электровоза ВЛ15-018, где обнаружили машиниста Горчакова в невменяемом состоянии на полу локомотива. Машиниста доставили в Волховскую железнодорожную больницу, где ему был поставлен диагноз — острый бредовый психоз с агрессивными тенденциями.

Электровоз ВЛ15-018 списан и находится на территории локомотивного депо Волховстрой в нерабочем состоянии. / Денис Доронин / АиФ

из журналисткого расследования
Алексей ЛЕБЕДЕВ,
соб. корр. «Гудка»
Выпуск 17.02.2004

Эдуард Горчаков, 30 лет от роду, рано остался без родителей. Женился после армии, с женой Еленой прожил девять лет. Воспитывал двоих детей: приемную дочь Ольгу и сына Максима. Елена также работала в депо, но ушла по семейным обстоятельствам: малыш страдает сахарным диабетом, и за ним нужен постоянный присмотр.

Примерно за полтора года до описываемых событий внутренний мир Эдуарда, простой и понятный до этого, изменился. Два события перевернули его жизнь: Эдуард поверил в Бога и познакомился в парикмахерской с Настей Честновой. Некоторое время спустя он ушел из семьи к Насте. В свободное от работы время Горчаков играл в футбол и все чаще ходил на богослужения в церковь Иоанна Предтечи в Старой Ладоге.

Вскоре Анастасия забеременела и родила двойняшек, которых назвали Ефим и Софья. За месяц до родов она по настоянию Эдуарда крестилась в той же церкви. А через месяц после рождения детей они… расстались.
- Эдуард изменился на моих глазах, - говорит Настя. - Вообще-то он ничем не интересовался, кроме футбола, в быту был абсолютно беспомощный. На меня смотрел как на мать, которая должна накормить, одеть, ложку ко рту поднести…

После рождения детей Настя решила перебраться к матери, потому что любимый, по ее словам, совершенно не помогал ей. Вместо того чтобы пеленки постирать, говорил: «Бог поможет».

Жизнь в двухкомнатной квартире новой тещи Эдуард назвал «адом», и бывшие влюбленные расстались по обоюдному согласию.

Помыкавшись некоторое время один, Горчаков выпросил прощение у первой жены Елены и вернулся домой. Практически сразу после этого они обвенчались. Однако и Настю Эдуард не забыл. Он регулярно приезжал гулять с детьми, привозил деньги и особенно часто общался с Настиной бабушкой.

Люди православные, конечно, скажут: при чем здесь вера в Бога, если Горчаков жил не по-христиански: грешил против седьмой заповеди, то есть блудил. Вот здесь, как мне кажется, мы можем приблизиться к некоему истоку помрачения его рассудка, правда, не дерзая выражать истину в последней инстанции. «Мне отмщение и Аз воздам», - говорит Спаситель в Евангелии.

В кладовке квартиры, которую влюбленные снимали у родственников, хранилась большая икона Божией Матери. Эдуард случайно ее увидел и заинтересовался: откуда она у вас?
- Не знаю, - ответила Настя. - Может быть, бабушкина.

В кладовке, как оказалось, стоял список Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери. Когда-то она хранилась в пещерной церкви Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры и слыла чудотворной. Икона эта якобы исцеляла от помрачения ума и облегчала муки одержимых бесами.

Эдуард обо всем рассказал настоятелю Свято-Иоанновской церкви игумену Варфоломею, который был его духовником.
- Икона эта церковная и должна находиться в церкви, - был ответ.

Эдуард по порыву уверовавшей души хотел, чтобы икону передали церкви бескорыстно. Но бабушка наотрез отказалась даром с нею расстаться. Почти полгода Эдуард вел с ней переговоры. В конце концов та назвала сумму: 2000 долларов. Деньги немаленькие. А церковь Иоанна Предтечи, закрытая в годы советской власти, восстанавливается силами настоятеля и общины с большим трудом.

Но отец Варфоломей согласился отдать деньги за икону. Более того, он торопил Эдуарда. И 10 января тот вместе со служкой Александром на собственной машине привез ее в церковь. Получив благословение священника, он, по словам последнего, уехал в подавленном состоянии готовиться к поездке. Как выразился батюшка, «в нем играли бесы».

Эдуард, вероятно, надеялся, что возвращение иконы в храм станет для него искуплением грехов. Снимет тяжесть с души. Но облегчения не наступило. Да и откуда ему быть? Разлад в душе: верил в Бога, а жил в грехе. Разлад в семейной жизни: между двух женщин заблудился, в результате страдают дети. Плюс ко всему перегрузки на работе - и физические, и психологические. Все это может выдержать только сильный человек. А Горчаков таким, увы, не был.

источники

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

В 2 часа 58 минут 11 января 2004 года на линии Волховстрой – Тихвин грузовой поезд весом более 5 тысяч тонн, несмотря на запрещающий сигнал светофора, проследовал, взрезав стрелочный перевод, через станции Куколь, а затем Мыслино и Валя. Бесконтрольное движение продолжалось 47 минут. Поезд удалось остановить, только отключив напряжение в контактной сети на перегоне. Его вел машинист депо Волховстрой Эдуард Горчаков. "Гудок" об этом ЧП уже писал. Но мы решили еще раз вернуться к этой теме, поскольку случай беспрецедентный.

У известного режиссера Андрея Кончаловского есть приключенческий фильм "Поезд-беглец". Действие в нем разворачивается в мчащемся по заснеженным просторам Аляски поезде, угнанном бежавшими из тюрьмы заключенными, и в диспетчерской, где полиция и железнодорожники ломают голову над тем, как остановить его и спасти жизни людей.

Примерно такие же события происходили в ту памятную ночь на Волховстроевском отделении Октябрьской железной дороги. Только в отличие от киношных фантазий все происходило наяву, а локомотивом управлял машинист, вообразивший себя мессией, призванным "спасти своей смертью человечество от грехов". Впоследствии медицинское заключение определило это состояние более приземленно: острый бредовый психоз, возникший на фоне вялотекущей шизофрении.

Есть от чего прийти в ужас: сумасшедший машинист управляет поездом! Такого в истории железных дорог еще не было. С целью разобраться в случившемся наш корреспондент отправился в Волхов.

Локомотивное депо Волховстрой, где работал машинист Эдуард Горчаков, – одно из крупнейших на Октябрьской дороге. В штате предприятия свыше 1300 человек. В цехе эксплуатации работают более 700 машинистов и помощников. Совсем недавно это было рядовое предприятие. Но два года назад началась реконструкция, после завершения которой депо должно превратиться в настоящий локомотиворемонтный завод, так сказать, без отрыва от эксплуатации.

Уже построен новый цех, реконструкция ожидает и старые, возведенные в 20-х – 80-х годах прошлого века. Рядом растет административно-бытовой корпус, где должны разместиться комната психологической разгрузки и небольшой спортзал с бассейном. Напротив – отремонтированная столовая, которая не работает уже несколько лет.
– Я очень боюсь, – говорит Петр Яшков, и. о. начальника депо, – что главным результатом ЧП, кроме тотальных проверок, станет прекращение финансирования. В нашем бытовом корпусе уже вместо пяти этажей строится три. Депо может остаться "незавершенкой". Кстати, в новом, красивом цехе до сих пор нет ни одного туалета. На них денег не хватило. Так и бегают на улицу: "мальчики" направо, "девочки" налево...

А ведь, как заметил председатель райпрофсожа Юрий Большаков, душевное спокойствие локомотивных бригад тесно связано с условиями труда. Вот только что профсоюз сделал, чтобы их улучшить, я так и не узнал.

Сегодня старые цеха депо живут по принципу "зачем что-то делать, все равно завтра съезжаем". На семьсот машинистов три душевые кабинки, в которых не работают краны и вода течет рекой. В часы пик в такой душевой бригады ждут своей очереди в коридорчике, прикрывая срам мочалками. Столовой для большинства служат горячие трубы коллектора...
– Посмотрите, как мы живем, – сказал с горечью машинист-инструктор Алексей Акимов, – в раздевалке ни скамеек, ни стульев. Прачечная давно не работает. Из спецодежды в избытке только желтые жилеты...

Да, условия работы деповчан за последние несколько лет явно не улучшились. Развитие подходов к портам и изменение принципов эксплуатационной работы, может быть, и повысили показатели дороги, но с местной колокольни это видится по-другому. Если раньше бригады депо работали на двух тяговых плечах: на Бабаево да на Санкт-Петербург, то сегодня их девять. Впрочем, от работы машинисты не отказываются, удручает другое. Очень редко, в одном из десяти случаев, локомотивная бригада уезжает со станции сдачи локомотива маршрутом. Обычно они из Новгорода, Шушар или станции Фрезерная под Гатчиной, возвращаются на перекладных домой по 6 – 8 часов.
– Вспомните случай на станции Заборье, когда локомотивная бригада, находясь "в спячке", довела локомотив до столкновения, – горячится машинист-инструктор Сергей Чулков, – Проверка показала, что эта бригада имела сточасовые переработки, а машинист перед поездкой вместо отдыха копал картошку на огороде. Но без собственного огорода на наши заработки не прожить.

Что изменилось после этого? Да ничего. Переработки у бригад как были, так и остались. У того же машиниста Горчакова за предыдущий месяц тоже было более 100 часов сверхурочных.
– Комиссия обвинила руководство депо в том, что не следят за внутренним миром машинистов. А когда и как нам за ним следить? – невесело заметил машинист-инструктор Юрий Витаховский. – Одни бумажки, отчеты, доклады и инструкции пишем...

Виновные у нас всегда находятся. Наказали работавших в ту ночь дежурившего по депо всего вторую смену Александра Петрова и начальника резерва локомотивных бригад, одновременно исполнявшую обязанности нарядчика, Елену Одинокову-Петрову. Почему они не заметили ничего странного в поведении машиниста Горчакова? Начальник резерва – нарядчик работала вторую смену подряд, отпустив одного из своих подчиненных на свадьбу. Хотела как лучше...

А дежурный по депо ночью практически единственный начальник плюс ко всему еще и диспетчер, и телефонистка, и оператор компьютера, в АРМ которого должен забивать данные для передачи в диспетчерский центр. Естественно, Петров просто не успел освоиться в такой должности.
– В чем его можно упрекнуть, – сказал его коллега, – так это в том, что не проверил документы машиниста. К тому же он исправил время явки, но это, честно говоря, обычное дело. Ведь прогулом считается опоздание свыше четырех часов.
– Смотрите, – говорили мне, – разве в окошко нарядной видно что-нибудь, кроме лица человека? У Горчакова лицо всегда было нормальное. А галстук или трусы под курткой не разглядеть.

Выяснил я, что Горчаков прошел психофизиологическое обследование в октябре 2002 года и медицинскую комиссию – в мае 2003 года. "Умная" система предрейсовых медосмотров, которая отслеживает нездоровье, об опасности тоже не сигнализировала. Правда, вполне возможно, что фельдшер Шитова или кто-нибудь другой "забывали" ее включать, по привычке полагаясь на свои глаза и уши. Но Горчакова знали в депо как дисциплинированного машиниста, как талантливого футболиста и хоккеиста. Других сторон своей личности он коллегам не открывал, будучи по природе замкнутым и неразговорчивым человеком.

Эдуард Горчаков, 30 лет от роду, рано остался без родителей. Женился после армии, с женой Еленой прожил девять лет. Воспитывал двоих детей: приемную дочь Ольгу и сына Максима. Елена также работала в депо, но ушла по семейным обстоятельствам: малыш страдает сахарным диабетом, и за ним нужен постоянный присмотр.

Примерно за полтора года до описываемых событий внутренний мир Эдуарда, простой и понятный до этого, изменился. Два события перевернули его жизнь: Эдуард поверил в Бога и познакомился в парикмахерской с Настей Честновой. Некоторое время спустя он ушел из семьи к Насте. В свободное от работы время Горчаков играл в футбол и все чаще ходил на богослужения в церковь Иоанна Предтечи в Старой Ладоге.

Вскоре Анастасия забеременела и родила двойняшек, которых назвали Ефим и Софья. За месяц до родов она по настоянию Эдуарда крестилась в той же церкви. А через месяц после рождения детей они... расстались.
– Эдуард изменился на моих глазах, – говорит Настя. – Вообще-то он ничем не интересовался, кроме футбола, в быту был абсолютно беспомощный. На меня смотрел как на мать, которая должна накормить, одеть, ложку ко рту поднести...

После рождения детей Настя решила перебраться к матери, потому что любимый, по ее словам, совершенно не помогал ей. Вместо того чтобы пеленки постирать, говорил: "Бог поможет".

Жизнь в двухкомнатной квартире новой тещи Эдуард назвал "адом", и бывшие влюбленные расстались по обоюдному согласию.

Помыкавшись некоторое время один, Горчаков выпросил прощение у первой жены Елены и вернулся домой. Практически сразу после этого они обвенчались. Однако и Настю Эдуард не забыл. Он регулярно приезжал гулять с детьми, привозил деньги и особенно часто общался с Настиной бабушкой.

Люди православные, конечно, скажут: при чем здесь вера в Бога, если Горчаков жил не по-христиански: грешил против седьмой заповеди, то есть блудил. Вот здесь, как мне кажется, мы можем приблизиться к некоему истоку помрачения его рассудка, правда, не дерзая выражать истину в последней инстанции. "Мне отмщение и Аз воздам", – говорит Спаситель в Евангелии.

В кладовке квартиры, которую влюбленные снимали у родственников, хранилась большая икона Божией Матери. Эдуард случайно ее увидел и заинтересовался: откуда она у вас?
– Не знаю, – ответила Настя. – Может быть, бабушкина.

В кладовке, как оказалось, стоял список Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери. Когда-то она хранилась в пещерной церкви Гефсиманского скита близ Троице-Сергиевой Лавры и слыла чудотворной. Икона эта якобы исцеляла от помрачения ума и облегчала муки одержимых бесами.

Эдуард обо всем рассказал настоятелю Свято-Иоанновской церкви игумену Варфоломею, который был его духовником.
– Икона эта церковная и должна находиться в церкви, – был ответ.

Эдуард по порыву уверовавшей души хотел, чтобы икону передали церкви бескорыстно. Но бабушка наотрез отказалась даром с нею расстаться. Почти полгода Эдуард вел с ней переговоры. В конце концов та назвала сумму: 2000 долларов. Деньги немаленькие. А церковь Иоанна Предтечи, закрытая в годы советской власти, восстанавливается силами настоятеля и общины с большим трудом.

Но отец Варфоломей согласился отдать деньги за икону. Более того, он торопил Эдуарда. И 10 января тот вместе со служкой Александром на собственной машине привез ее в церковь. Получив благословение священника, он, по словам последнего, уехал в подавленном состоянии готовиться к поездке. Как выразился батюшка, "в нем играли бесы".

Эдуард, вероятно, надеялся, что возвращение иконы в храм станет для него искуплением грехов. Снимет тяжесть с души. Но облегчения не наступило. Да и откуда ему быть? Разлад в душе: верил в Бога, а жил в грехе. Разлад в семейной жизни: между двух женщин заблудился, в результате страдают дети. Плюс ко всему перегрузки на работе – и физические, и психологические. Все это может выдержать только сильный человек. А Горчаков таким, увы, не был.

Алексей ЛЕБЕДЕВ, соб. корр. "Гудка".
Волхов – Санкт-Петербург.

После этого случая РЖД конкретно взялось за контроль за здоровьем своих локомотивных бригад.

В ночь на 11 января 2004 в депо станции Волхвострой к началу смены не явился 31-летний машинист Эдуард Горчаков, в то время, как его 24-летний помощник пришел вовремя. После ожидания своего коллеги, Александр Абдурахманов сообщил об опоздании машиниста заведующей локомотивных бригад. Эдуарду в итоге дозвонились, свое опоздание тот объяснил банально - проспал. За машинистом тут же отправили дежурную машину, привезли и отправили на медосмотр, но отставание от графика все равно уже составляло более часа. На осмотре у него проверили пульс, состояние на трезвость, но не проверили давление - сообщать об этом дежурному по депо не сочли нужным, и допустили машиниста до управления локомотивом.

Заметка: в ту смену Горчаков вышел на работу не в железнодорожной форме, а в праздничном костюме с галстуком-бабочкой. Этот факт почему то никого не смутил и не заставил задуматься. Психофизиологическое было успешно им пройдено в 2002 года, медкомиссия - в мае 2003 года. Психических отклонений не выявили. Возможно, именно поэтому фельдшера ничего не насторожило. Однако, давайте пройдемся по его личной жизни - женился он сразу после армии, растил приемную дочь и сына. Но потом Эдуард познакомился с девушкой-парикмахером, с которой завел новую семью, у них родились двойняшки. Горчаков поверил в Бога, стал чаще посещать богослужения в церкви. Но после рождения детей-двойняшек пара рассталась. Молодая жена не могла ужиться с машинистом, который на любую просьбу о помощи начал говорить: "Бог поможет". Тогда Горчаков вернулся к первой супруге, но и о детях от второго брака не забывал. Говорят, что именно неопределенные отношения с девушками могло расшатать нервы у машиниста.

Итак, время 0:42, электровоз ВЛ15 покидает депо, цепляет 58 вагонов и отправляется к перегону Волховстрой II - Куколь. От дежурного по станции машинист получает информацию, что светофор закрыт - к станции Куколь ехал грузовой поезд, который нужно было пропустить раньше того, которым управляли Горчаков и Абдурахманов. Тут начинают разворачиваться события - помощник машиниста, после информирования о светофоре, начал спокойно сбавлять скорость. Но через несколько секунд Абдурахманов пришел в ужас - Горчаков увеличил тягу электровоза и состав начал разгоняться. Напарник тщетно пытался вразумить коллегу. Мощно сложенный Эдуард пригрозил просто убить щуплого Абдурахманова. Помощник понял, что спорить бессмысленно, а как минимум им двоим теперь грозит неминуемая смерть. К тому же машинист просто отключил локомотивную сигнализацию.

В 2:58 поезд проехал под красный сигнал входного светофора станции Куколь, въехал на станцию на неподготовленный маршрут и своей массой врезал стрелочный перевод. Теперь многотонный поезд был уже на главном пути. Никто не мог связаться с бригадой локомотива - радиостанция была выключена. Поезд продолжал наращивать скорость и разогнался до 95 км/ч. Не нужно говорить, что пребывающий в здравом уме помощник машиниста находился в ужасе от происходящего, не представляя себе, как можно справиться со здоровым и странно ведущим себя Горчаковым.

Ситуацию исправили лишь на станции Валя. В 3:05 дежурная предложила связаться с энергодиспетчером и отключить электричество на перегоне. Поезд влетел на станцию и обесточенный путь, однако скорость продолжала расти на затяжном спуске. Вскоре его сменил крутой подъем, и состав начал останавливаться. В момент остановки поезд был в 172 километрах от Петербурга. Абдурахманов выскочил из локомотива и побежал прочь от "адского поезда". Грузовой состав скатился на уклоне к станции Валя, где и встал окончательно. После станции Куколь поезд проехал около 40 километров. Страшная поездка, чудом не унесшая ни одной жизни, продолжалась 47 минут. Милиция прибыла на место со встречным поездом. В кабине правоохранители обнаружили на полу Горчакова в абсолютно невменяемом состоянии. В больнице Волхова ему поставили диагноз - острый бредовый психоз с агрессивными тенденциями. Медики посчитали, что болезнь развивалась на фоне вялотекущей шизофрении.