Теория логических уровней. Работа как лекарство и наказание

Теория логических уровней, широко используемая в НЛП, берет начало в 1973 году, когда Грегори Бейтсон обнаружил, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни соблюдаются некие естественные уровни классификации. Это было определено как так называемые уровни обучения. Используемая в настоящее время модель Логических уровней разработана Робертом Дилтсом на базе открытий Бертрана Рассела и Грегори Бейтсона об иерархической организации информации, воспринимаемой и воспроизводимой человеком. Эти уровни имеют свою четкую иерархию. Бертран Рассел сформулировал общий «закон пирамид»: изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не затрагивает высшие логические уровни, а перемена, произошедшая на более высоком логическом уровне, всегда вызывает целый комплекс изменений на более низких уровнях. Если проблема (задача) клиента (или своя) не решается на нижележащем уровне, значит, надо перейти на вышерасположенный – с него эта задача решится и легче, и изящней.

Логические уровни можно сравнить с домом, где верхние уровни как бы крыша, а нижние вроде пола. Если представить, что вода льется на эту конструкцию сверху вниз, то становится понятным: если наверху есть «грязь», то и внизу будут потоки мутной воды. Наведя порядок на «крыше», получим «чистую воду» внизу. Чем выше уровень, на который поступает информация, тем более сильное воздействие она оказывает. На более высоком уровне сильнее как позитивное, так и негативное воздействие.

Первоначально в НЛП использовали 5 уровней. Снизу вверх:

  1. Внешнее окружение: место, люди, вещи. Кто, что?
  2. Поведение: действия. Что делает?
  3. Способности: стратегии и состояния, с помощью которых человек управляет собой и другими.
  4. Ценности и убеждения: верования, определяющие мотивацию поведения.
  5. Идентичность: личностное своеобразие. Кто я? Убеждения о собственном своеобразии.

На каждом уровне мы используем только часть возможностей нашего тела и сознания. Чем выше уровень, тем больше коэффициент вовлеченности. Ковалев С.В. («Введение в современное НЛП», Москва 2002) Предлагает модель из 9 уровней.

  1. Окружение – Кто и что меня окружает?
  2. Поведение — Что я делаю и как поступаю?
  3. Способности — Какими способностями я обладаю?
  4. Желания (цели, намерения) — Чего я хочу?
  5. Ценности – К чему стремлюсь?
  6. Убеждения — Во что я верю?
  7. Идентичность – Кто я такой?
  8. Миссия – Зачем я нужен миру?
  9. Смысл – Что мир дает мне?

Давайте рассмотрим примеры, как проявляются логические уровни в соционике: Внешнее окружение: социон, 16 моделей ТИМ личности, конфликтеры, дуалы и пр. Поведение: Каждому ТИМу приписывается определенная модель поведения, которая отражена в Описаниях типов от разных авторов. Также описываются с точки зрения поведения подтипы. Возможности: Используя соционику, можно заниматься подбором работы, работников, мужей, жен, друзей. Можно консультировать, определять ТИМы, проводить школы и т.п. Убеждения, ценности: Соционика – передовая наука, которая призвана осчастливить людей. Соционика – сомнительная теория, не имеющая строгого научного подтверждения. Чтобы жить счастливо, нужно окружить себя дуалами. Встретишь конфликтера и ревизора вместе – онемеешь. Идентичность: Я — Наполеон. Я – Максим Горький. Я – гениальный типировщик.» Маргарита Матвиенко, «Тип информационного метаболизма и Миссия – противоречивое единство.» Доклад на ХХII Киевской Международной конференции по соционике. С помощью Л.У. можно не только проанализировать любую часть своего опыта (и опыта консультируемого), но и внести экологичные изменения в свою (и его) жизнь.

Это выписки из книги Сергея Переслегина "Опасная бритва Оккама", 2010.

Сегодня цель высшего образования отсутствует. Среднее образование имеет своей очевидной целью интеграцию ребенка в общество. В настоящее время эта задача решается в основном средствами массовой информации, что и обусловило кризис школы.
Высшее образование первоначально готовило высшую управленческую элиту, затем - верхушку предпринимательского слоя. По мере демократизации общества, с одной стороны, и повышение требований к квалификации рабочей силы - с другой, доля людей, получающих высшее образование росла, а качество его пропорционально снижалось. Этот процесс на Западе привел к формированию среднего класса - слоя грамотных, платежеспособных и лояльных государству специалистов. Такой слой оказался востребованным при формировании посттоталитарных механизмов управления в развитых странах, и на полвека основной задачей высшего образования стало расширенное воспроизводство среднего класса.
Конец XX века ознаменовался кризисом среднего класса, более острым в США, но заметным и в Западной Европе. Причинами этого кризиса стали снижение производительности капитала и нарастание миграционных потоков. Экономическое разорение среднего класса - в Соединенных Штатах через налоговый механизм, перекачивающих денежные средства от трудящихся американцев к получателям велфера, в Западной Европе - через конкуренцию на рынке труда - привело к серьезному упадку западного высшего образования.
Мир находится на пороге постиндустриального кризиса, и потребность общества в среднем классе, повышающем социальную устойчивость ценой отказа от развития и снижения нормы прибыли, очень невелика. Соответственно, падает потребность в массовом высшем образовании. Само собой разумеется, ни одно современное государство от этого института не откажется. Произойдет примерно то же самое, что случилось некогда с римским гражданством - оно распространилось по всей необъятной Империи, но утратило привилегированный статус.
Конечно, во все времена высшее образование решало одну специфическую, только ему доступную и важнейшую задачу. Оно готовило кадры для науки (включая теологию) и искусства, то есть реализовывало одну из атрибутивных функций общества - познание. И сегодня разговор о высшем образовании имеет смысл только в этом контексте.
Современная система образования сложилась в высокое Средневековье и мало изменилась с тех пор, несмотря на смену двух общественно-экономических фаз развития. Она построена на разрыве процессов учебы и деятельности, ориентирована на предметный подход и монодисциплинарность, во всех своих звеньях устойчиво воспроизводит управленческую пирамиду. Студенты получат знания в процессе прямой трансляции, причем контролировать этот процесс они не могут. Проверка знаний осуществляется в ходе экзаменационных сессий, и качество этого «измерительного прибора» оставляет желать лучшего. Кроме того, кпд системы образования, рассматриваемой как генератор кадров для системы познания, мало отличается от нуля.
Что должно измениться?
Прежде всего, сроки получения высшего образования должны значительно сократиться. Речь должна идти об очень интенсивной, но короткой учебе. В постиндустриальной (когнитивной) перспективе даже год представляется недопустимо большим сроком.
Короткое образование - это совсем другая логика построения образования: модульность курсов, глубокое погружение, снятие серотонинового барьера и активизация памяти, деятельностный подход к образованию, использование технологии организационно-деятельностных игр для «размонтирования» мышления и стратегических имитационных игр для инсталляции онтологии... и т. д.
Образование на огромных перегрузках могут выдержать, не потеряв ни здоровья, ни креативных способностей, только совсем маленькие дети или, напротив, сформировавшиеся взрослые люди, решившие значительную часть своих жизненных проблем (работа, деньги, семья, дети) и вступившие в этап личностного роста. То есть мы должны предсказать, что одна часть высшего образования резко помолодеет и начнет работать с контингентом возраста 11-13 лет, если не младше, а другая столь же резко повзрослеет и обратиться к людям 30-40 лет.
Заметим, что современное высшее образование пытается научить едва ли не самый неподходящий для этого «материал»: молодых людей, находящихся в поиске себя, спутника жизни и своего места в этой жизни. В европейские Средние Века, когда с детьми работать не умели, а возраст 50 лет означал глубокую старость, ориентация на подростков была понятна и оправдана, сейчас она является привычным анахронизмом.
Познание, как и образование, складывается из трех независимых и одинаково важных системных деятельностей - распаковки, компактификации и коммуникации. В настоящее время баланс этих деятельностей резко нарушен в пользу распаковки. И НИРы, НИОКРы и ОКРы представляют собой распаковку того, что было сделано фундаментальной наукой и процедурой ее технологизации. Современный мир не компактифицирован. Научное и преподавательское сообщество не может ни правильно учить детей, не корректно общаться с элитами именно потому, что владеет знанием, не отлитым в компактную обозримую форму. Не меньше проблем и с коммуникацией.
Если мы хотим создавать принципиально новую образовательную структуру, нужно провести симметризацию по трем базовым деятельностям, научиться организовывать и поддерживать связи между ними. Для этого потребуется система управления знаниями.
Система знаний организована иерархически и может быть описана по уровням Бертрана Рассела.
Первый уровень Знания отвечает на вопрос «Где я?» - в рамках пространства и времени, в языке метафор.
Простейшим является географическое Знание. Высшая его форма - астрономическое знание. Географическое Знание включает в себя следующие научные дисциплины: география, геология, метеорология, астрономия, экономика, политика.
Историческое Знание, отвечающее на вопрос «Когда я?», состоит из истории, историографии, хронологии, археологии, психологии, социологии, лингвистики, стратегии, искусства управления, военной науки, общей теории систем, политики и эвологии (наука о развитии систем, пока не существует).
К тому же уровню относится мифологическое Знание и физическое Знание (математика, физика, астрономия, химия, точка сборки - практика физического эксперимента.
Следующий уровень Бертрана Рассела характеризуется вопросом «Что я делаю?». На этом уровене должны быть представлены Знания, соответствующие трем основным формам деятельности - распаковке, компактификации и коммуникации, и четырем базовым социальным процессам - познанию, обучению, управлению и производству.
Несколько лучше дело обстоит с третьим, технологическим уровнем Рассела, отвечающим на вопрос «Как я это делаю?». Здесь есть техническое Знание из разных дисциплин.
Введем определение, согласно которому человек, у которого инсталлировано географическое и историческое Знание, обладает начальным образованием. Если добавляется еще и физическое Знание, то можно говорить о среднем образовании. Оно имеется сегодня у некоторых выпускников физических факультетов очень хороших вузов. Когда есть еще техническое и антропологическое (или экономическое, хотя это очень маловероятно) Знание, образование называется средним системным. В настоящее время лица с таким образованием распределяются штучно.
А где же высшее образование? Дальше.
На четвертом уровне Бертрана Рассела появляется рефлексия и задается вопрос: «Почему я это делаю?». Этому уровню отвечает рефлексивное Знание, включающее в себя одно или несколько Знаний более низкого уровня, мыследеятельностную методологию, психологию и общую теорию систем. Высшее образование - это среднее образование плюс рефлексивное Знание. Высшее системное - это среднее системное плюс рефлективное. В настоящее время в стране есть люди с высшим системным образованием. Их - человек 20-30.
На пятом уровне находятся вопрос «Кто я?» и возникает высшее Знание (оно же - онтологическое, оно же - трансцендентное).
Это Знание включает в себя Знания низких уровней, рефлексивное Знание, а также математику в огромном объеме, физику, квантовое Знание, лингвистику, музыку, философию, богословие. Именно богословие является здесь точкой сборки.
Высшее Знание является целью последней ступень образования - глобального образования. Людей, обладающих таким образованием, сегодня на Земле нет.
Университет будущего - это не здание, это обобщенная книга. Книга, которая по силе своего воздействия должна быть соотнесена с Кораном или Библией и при этом посвящать нас не только в трансцендентные вопросы, но и в вопросы материального существования. Ее создание - задача ближайших лет.

«Пирамида 10 класс» - Многогранник, составленный из n-угольника А1А2…Аn и n треугольников, называется пирамидой. Вершина пирамиды. Апофема. Боковое ребро. Шестиугольная пирамида. Что называется площадью боковой поверхности пирамиды? Основание. С. Что называется площадью полной поверхности пирамиды? Чему равна площадь боковой поверхности правильной пирамиды?

«Многообразия» - 18. Двумерные многообразия. Рис. 15. 25. 28. 27. 11. Рис. 3. 15. Рис. 18. 23. 22. Фундаментальная группа. Рис.9. Пусть и – два множества в евклидовом пространстве произвольной размерности. . Рис. 16. Рис. 4. 17. Рис. 10. Sylvia Nasar and David Cruber. 29. Рис.8. Рис. 1. 13. 3. Рис. 17. Рис. 5. 8. Например, поверхность куба гомеоморфна сфере (рис.2).

«Площадь поверхности тел вращения» - Учитель: Камбур Любовь Алексеевна. Организационный момент. Из квадрата, диагональ которого равна d, свернута боковая поверхность цилиндра. Обучающий аспект урока был сформулирован в образовательных, развивающих и воспитательных целях. Постановка целей. Площадь поверхности цилиндра. Урок изучения нового материала.

«Пирамиды» - Определение. Все боковые грани усеченной пирамиды - трапеции. Треугольная пирамида (тетраэдр). Пирамида. Боковые ребра. Усеченная пирамида. Нижнее и верхнее основания. Шестиугольная пирамида. Содержание. Пирамиды. Теорема о площади боковой поверхности правильной усеченной пирамиды. Правильная пирамида.

«Тетраэдр» - Тетраэдр изображается в виде выпуклого или невыпуклого четырёхугольника с диагоналями. Прежде чем ввести понятие тетраэдра, вспомним, что мы понимали под многоугольником в планиметрии. Презентация по геометрии ТЕТРАЭДР. Сегодня мы познакомимся с ТЕТРАЭДРОМ. Тетраэдр имеет четыре грани, шесть ребер и четыре вершины.

«Правильная усечённая пирамида» - Например, KK1 – апофема правильной усеченной пирамиды. Измерение объема пирамиды. Диагональные сечения пирамиды. Пусть SABC – треугольная пирамида с вершиной S и основанием ABC. Правильная пирамида. Элементы пирамиды. В частности, треугольниками являются диагональные сечения. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала образом пирамиды.

Несмотря на название (Портреты по памяти), эта статья посвящена правилам старения, что в моём возрасте становится темой особой важности [на момент написания статьи Расселу 84 года - Е.К.] .

Первый мой совет: с тщанием выбирайте своих предков. Хотя оба мои родителя умерли молодыми, касательно других моих предков я в этом пункте весьма преуспел. Мой дед по материнской линии, правда, сгинул в расцвете сил в 67-летнем возрасте. Зато трое оставшихся предков прожили более 80 лет. Касательно далеких прародителей могу назвать только одного, не дожившего до глубокой старости. Он скончался от заболевания, кое нынче редкость, а именно вследствие отсечения головы.
Моя прабабка, дружившая с Гиббоном [Эдвард Гиббон/ Edward Gibbon (1737-1794), британский историк и член Парламента - Е.К.] , прожила до 92 лет и до последнего дня наводила ужас на всех своих потомков.
Моя бабка по материнской линии после рождения девяти детей, которые выжили, одного, который умер во младенчестве, а также множества выкидышей, едва овдовев посвятила себя высшему образованию женщин. Она была одной из основательниц Гертон-колледжа , и неустанно трудилась ради предоставления женщинам доступа к медицинской профессии. Она любила рассказывать, как в Италии встретила одного престарелого джентльмена, который выглядел весьма печальным. Бабка спросила его о причине грусти, и он ответил, что только что был разлучен с двумя своими внуками. «Боже правый! – воскликнула бабка. — У меня 72 внука, и если бы я грустила каждый раз, когда разлучалась с кем-то из них, жизнь моя была бы очень жалкой». «Бессердечная мать!» — отозвался тот. Однако выступая от имени одного из этих семидесяти двух, я предпочту её рецепт. Когда ей было за 80, у неё возникли некоторые сложности с отходом ко сну, так что обычно бабка проводила часы от полуночи до трех утра за чтением научно-популярной литературы. Не думаю, чтобы у неё оставалось время замечать собственное старение. Именно это, на мой взгляд, и есть отменный рецепт сохранения молодости. Если вы обладаете широким кругом интересов и увлекательной деятельностью, где можете оказаться полезны, у вас не останется оснований для раздумий о сугубо статистическом факте количества лет, уже прожитых вами, а уж тем более о вероятной краткости пролегшего перед вами будущего.

Касательно здоровья едва ли я могу давать полезные советы, поскольку мой опыт болезней очень скуден. Я ем и пью всё, что хочу, и ложусь спать, когда не в силах бодрствовать. Я никогда не предпринимал никаких мероприятий во имя здоровья, хотя в действительности всё, что мне нравится делать, по большей части для организма благотворно.

В плане психологическом против старения следует остерегаться двух опасностей. Одна из них – чрезмерная поглощенность прошлым. Бесполезно жить воспоминаниями, сожалениями о добрых старых временах, или же погружаться в скорбь об умерших друзьях. Мысли человека должны быть обращены к будущему и к вещам, которые возможно изменить. Это не всегда легко; прошлое человека постепенно утяжеляется. Очень просто говорить себе, что ваши чувства раньше были ярче, а ваш разум – острее и восприимчивее, нежели теперь. Если это правда, тогда это следует забыть; а если забыть удалось, вероятнее всего это было неправдой.

Другая опасность, которой следует остерегаться — цепляние за молодость в надежде подпитаться её жизненной силой и энергией. Когда ваши дети вырастают, они хотят жить своей жизнью. Если вы продолжаете интересоваться ими так, как в начале их жизни, вы вероятнее всего будете им в тягость, если только их не отличает необыкновенная бесчувственность. Я не говорю, что человеку не стоит вовсе интересоваться своими детьми, но интерес этот должен быть пассивно-созерцательным, и, если возможно, филантропическим, но ни в коем случае не чрезмерно эмоциональным. Животные становятся равнодушны к своим отпрыскам, как только те научаются заботиться о себе самостоятельно, а для людей, вследствие длительности периода младенчества, это затруднительно.

Я думаю, что счастливой старости легче всего достигнуть тем, кто обладает сильными безличными интересами, вовлекающими в соответствующую деятельность. Именно в этой области долговременный опыт особенно плодотворен, и именно здесь мудрость, порожденная опытом, может быть задействована, не становясь тягостной. Бессмысленно говорить выросшим детям, чтобы они не совершали ошибок, — как потому, что они вам не поверят, так и потому, что ошибки составляют неотъемлемую часть обучения. Но если вы относитесь к тем, у кого безличные интересы отсутствуют, ваша жизнь, скорее всего, покажется вам пустой, если только не занимать себя детьми и внуками. В этом случае вы должны понимать, что хотя вы можете оказывать им материальную поддержку, скажем, предоставлением денежного пособия или вязанием свитеров, — вы не можете ожидать, что ваше общество будет им в радость.

Некоторых стариков угнетает страх смерти. В молодости подобное чувство оправданно. Молодые люди, имеющие основание бояться гибели в бою, вполне оправданно могут испытывать горечь при мысли, что их мошеннически лишили всего лучшего, что может дать жизнь. Но в старом человеке, познавшем радости и горечи человеческой жизни, и достигшем всего, на что он был способен, страх смерти довольно малодушен и постыден. Наилучший способ его преодолеть, — по крайней мере, в моем разумении, — это постепенно расширять круг ваших интересов, делая их все более безличными, объективными, пока, шаг за шагом, стены эго отступят, и ваша жизнь всё неразрывнее сольется с жизнью вселенной.

Индивидуальное существование человека следует уподобить реке: сначала мелкое, удерживающееся в узких границах берегов, неистово стремящееся вдоль скал и обрушивающееся в водопадах. Постепенно река становится шире, берега расступаются, воды текут спокойнее, а в конце, без какого-либо явного надлома, их поглощает море, где они безболезненно утрачивают своё индивидуальное существование. Человек, который в старости способен воспринимать свою жизнь подобным образом, не будет мучиться страхом смерти, потому что всё, что ему не безразлично, продолжит существовать. А если наравне с угасанием жизненной энергии растет усталость, мысль об отдохновении не будет нежеланной. Я бы хотел умереть за работой, зная, что другие подхватят то, что я уже делать не в силах, и удовлетворяясь мыслью, что мною сделано всё возможное.

Ступени Пенроуза, или по-другому — «вечная лестница», «бесконечная лестница», «непрерывное восхождение» — одна из самых знаменитых базовых невозможных фигур.

Что такое ступени Пенроуза

Их необычная конструкция, которая не имеет ни конца, ни края, была придумана биологом Лейонелем Пенроузом и его сыном-математиком Роджером Пенроузом.

Впервые модель была опубликована в 1958 г., после чего идея бесконечной лестницы получила большую популярность, стала классической невозможной фигурой, а ее основная концепция нашла применение в живописи, архитектуре, психологии. Модель ступеней Пенроуза обрела самую большую популярность по сравнению с остальными нереальными фигурами в сфере компьютерных игр, головоломках, оптических иллюзиях.

«Вверх по ступеням, ведущим вниз» — так можно охарактеризовать лестницу Пенроуза. Идея этой конструкции заключается в том, что при движении по часовой стрелке ступени ведут все время вверх, а в обратном — вниз. При этом «вечная лестница» состоит всего из четырех пролетов.

А значит, всего через четыре лестничных марша путник оказывается там же, откуда начал движение.

Соответственно, спускаться или подниматься по ступеням Пенроуза можно бесконечно. Многие находят в этом скрытый глубинный смысл, поэтому вечная лестница крайне популярна в психологии и философии.

Что представляют собой ступени Пенроуза

Главный ключ к разгадке парадокса кроется в понимании явления оптических иллюзий. Известно, что оптические иллюзии — это не что иное, как ошибка в визуальном восприятии.

Рассматривая необычный объект, формы которого не вкладываются в стандартное понимание реальности, мозг адаптирует полученную информацию и формирует ощущение целостности там, где ее нет. Другими словами, создает иллюзию.

Характерной чертой всех невозможных фигур является то, что, на первый взгляд, они похожи на обычные объекты, однако при более детальном рассмотрении видны противоречия в соединениях элементов.

Парадокс заключается в том, что невозможные фигуры кажутся нереальными, однако это заблуждение. Невозможные фигуры могут существовать, ведь любой объект, изображенный на бумаге, можно спроектировать в трехмерном пространстве.

Ключевой нюанс в точке обзора: с одного ракурса невозможная фигура будет выглядеть нереально, с другого — этот эффект будет утерян, фигура визуально приобретет более понятные и привычные формы.

В модели лестницы Пенроуза с целью создания визуальной перспективы использован прием крайней асимметрии: два марша состоят из трех ступеней, а другие два — из семи.

Секрет модели расположен в районе правого угла, где должен происходить разрыв лестницы, однако благодаря удачному ракурсу и особенности проектирования ступеней эта точка невидима, что создает знаменитую иллюзию бесконечности ступеней Пенроуза.

Публикация информации с моделью ступеней Пенроуза стала толчком к развитию в живописи направления импоссибилизма и популяризации картин в стиле имп-арта. Это направление искусства основано на изображении невозможных фигур. Изображения в стиле имп-арт выглядят парадоксально, вызывают интерес и желание их расшифровать, поэтому есть опыт применения таких картин во врачебной практике в целях отвлечения пациента от неприятных медицинских процедур.

Идеи невозможных фигур также вдохновляют многих специалистов в сфере архитектуры на необычные конструкции, будоражащие воображение обывателей. Каждому креативному творцу хочется прикоснуться к нереальному и изменить стандартный образ мыслей, выйти за рамки возможного. Так идея бесконечности ступеней Пенроуза стала прообразом знаменитой лестницы «Перезагрузка» в Мюнхене.

Конструкция представляет собой девятиметровую металлическую спиралевидную лестницу с замкнутыми краями, ходить по ступеням которой можно бесконечное количество раз.

В данном видео наглядно продемонстрировано рисование оптической иллюзии «Бесконечная лестница».

Сооружение не несет никакой практической пользы, однако меняет представление о пространстве, является воплощением нереальности в реальность и напоминанием о том, что все невозможное возможно.