Сущ изменяются по. Исключения, относящиеся к единственному числу. Все ли существительные изменяются по падежам

К теме 2

Изменения в системе форм глагола

У русского глагола проявление тенденции к аналитизму связано прежде всего с группой двувидовых глаголов.

Напоминаю: двувидовыми являются глаголы, не имеющие формальных показателей видового значения. Их вид определяется только в контексте: Я постоянно использую (несов.в.) этот справочник . – Я использую (сов.в.) этот справочник при изучении следующей темы ; Мы ежегодно организуем (несов в) научные конференции. – Мы организуем (сов. в.) научную конференцию через месяц .

Исконно русских двувидовых глаголов мало: велеть , женить(ся) , казнить , крестить , обещать , ранить , венчать. Но в ХХ в. число двувидовых глаголов постоянно увеличивалось за счет заимствования или образования в РЯ глагольных лексем с суффиксами -ова -, -ирова -, -изирова -: активизировать , атаковать , визировать , механизироват ь, мобилизовать, пастеризовать и т.д. Это увеличение стало возможно только потому, что подобные глаголы не противоречили тенденциям развития русской морфологии. Фактически их видовое значение определяется только контекстом, т.е. аналитически.

Надо признать, что контекст далеко не всегда позволяет определить вид подобных глаголов. Поэтому к концу ХХ в. грамматические свойства двувидовых глаголов стали меняться: многие из них, по крайне мере в разговорной речи, приобрели видовые пары: атаковать – атаковывать, визировать – завизировать , женить – поженить, обещать – пообещать, пастеризовать – пропастеризовать , и т.п. Таким образом, появились формальные средства выражения значения вида: совершенного – приставки по-, про - и др. или несовершенного – суффикс -ова - и образовались новые видовые пары. Надо полагать, что здесь вступили в борьбу тенденция к аналитизму и стремление к ясности выражаемой мысли. На этом ограниченном фронте начинает побеждать последняя.

Т. 3. Изменения в употреблении форм рода, падежа, числа существительных

Изменения в формах рода имен существительных

1. Употребление существительных муж. рода для обозначения лица женского пола – это одно из проявлений тенденции к аналитизму.

У неодушевленных существительных значение рода асемантично, т.е. немотивировано (ср. дом – изба , стул – кресло ), у одушевленных, особенно личных, оно мотивировано (ср. дядя – тётя , юноша – девушка , петух – курица ).

Личные существительные обозначают лицо по разным признакам: по национальности (поляк, немец ), месту жительства (орловец , киевлянин ), по профессии, роду занятий, должности, (врач, писатель, профессор ), социальному положению (пенсионер , ветеран ), по физическим, психологическим признакам (великан, бездельник ). Многие из них образуют родовые пары: немец – немка , москвич – москвичка ; певец – певица, учитель – учительница, герой – героиня, турист – туристка ; брюнет – брюнетка , шалун – шалунья и т.д. У личных сущ., входящих в родовую пару, род выражается синтетически: флексией и суффиксом; маркированным (т.е. отмеченным формальными средствами) является жен. род.

Но пары есть не у всех личных существительных. Прежде всего вспомним о существительных общего рода, называющих человека по характерным действиям и свойствам. Кривляка, плакса, разиня, тихоня, ябеда – это мужчины или женщины? К этой же группе относятся имена типа Саша, Женя, Валя . У подобных существительных род выражается аналитически – формами сочетающихся слов. См.: Саша опоздал / опоздала на урок ; Наш зубрила весь день просидел над учебником / Наша зубрила весь день просидела над учебником – в первых предложениях пары существительное относится к муж. роду, во вторых – к женскому.

Существительные общего рода используются нечасто. Сфера их употребления – прежде всего разговорная речь (РР). Гораздо частотнее, причем во всех функциональных разновидностях русского языка (РЯ), существительные, обозначающие лицо по профессии, роду занятий, социальному положению, увлечению и т.п. Число таких существительных растет постоянно – с появлением новых профессий, видов деятельности, видов спорта, идеологических течений и т.д.: визажист, компьютерщик, пиарщик, стилист, сервисмен, теневик, дельтапланерист, блогер и др. И вопрос не в том, как назвать представителя профессии, вида спорта вообще – с этим словообразование в большинстве случаев справляется. Вопрос в другом: есть ли родовые пары для обозначения представителей разного пола. Иногда в кодифицированном русском литературном языке (КРЛЯ) такая пара образуется: поэт – поэтесса, пенсионер – пенсионерка, ученик – ученица, читатель – читательница, солист – солистка, бобслеист – бобслеистка … Но часто такой пары вовсе нет (см., например, «старые» слова академик, водитель, дирижер, зоолог, нотариус, полярник, техник , товаровед, токарь, шофер, юрист и новые аудитор, брокер, дизайнер, интервьюер, копирайтер, маркетолог, промоутер, риэлтор, спичрайтер, фотомодель ) или существительное жен. рода возможно только в РР: врачиха, секретарша, директрисса, даже дизайнерша, риелторша…

Почему же родовой пары может не быть? Не будем говорить о профессиях, которыми женщины в принципе заниматься не должны: водолаз, матрос , полярник, верхолаз и т.п. (Кстати, слова водолазка и матроска в РЯ есть. И это внутриязыковая причина, не дающая возможности использовать их омонимы для обозначения лица.) Начнем с того, что до 1917 года в самом обозначении женщины по профессии, должности не было необходимости. Профессии, которыми могли заниматься женщины, были немногочисленны (профессиональное образование стало доступно им только в конце XIX в.): белошвейка, модистка, сестра милосердия, экономка . Ситуация изменилась, когда женщины смогли осваивать все профессии, а из некоторых (например, нашей) даже вытеснили мужчин. Но официальным названием профессии, должности, звания и т.п. осталось слово муж. рода: ведь в документах дифференциация по полу обычно не нужна. (Представляете приказ: Направить на курсы повышения квалификации учителей Иванова, Петрова и учительниц Матвееву, Сидорову ?)

Итак, под влиянием прежде всего социальных факторов существительные муж. рода стали обозначать не только лицо мужского пола, но и лицо вообще – в отвлечении от пола. Это явление начало ощущаться с 20-х гг. ХХ в. В результате по нарицательному существительному типа архитектор, инженер , секретарь стало невозможно определить пол лица. Иногда не помогает и имя собственное: врач Иоффе , скульптор Манизер , профессор Черных – мужчины или женщины?

Показателем пола подобных существительных является форма сказуемого: Дизайнер предложил / предложила интересное решение; Риэлтор помог / помогла с обменом; Директор болен / больна, т.е. в таких случаях наблюдается семантическая координация главных членов предложения и категория рода выражается аналитически – формой координируемого слова. Обратите внимание: в КРЛЯ определения при подобных существительных всегда должны иметь форму муж. рода, т.е. надо говорить: Ольга Петровна – хороший окулист; Новый копирайтер не справилась с заданием ; Наш маркетолог заболела . Смысловое согласование определения допустимо только в неофициальной речи и только в Им. п.: Опытная аудитор Петрова помогла новичку , но Попросим помощи у опытного аудитора Петровой .

Вспомним, что аналитически же выражаются род и число несклоняемых существительных (мой / моя / мои протеже, старший / старшая Седых, растаявшее / растаявшие эскимо и т.д.), число которых также увеличивается. Все это говорит об усилении аналитизма в выражении рода имен существительных.

2. Другим заметным изменением в формах рода существительного является сокращение числа вариантов. Вы, скорее всего, удивитесь, что грамматики фиксируют варианты георгин – георгина, манжет – манжета, ботфорт – ботфорты и др.

Слова, у которых есть две формы рода, представляют два явления:

1) колебания в роде, когда между формами жен. и муж. рода нет никаких различий: перифраз – перифраза, ставень – ставня, вольер – вольера и т.п. Это типично для существительных, обычно употребляющихся во мн.ч.: бакенбарда – бакенбард, клавиша – клавиш и т.п. Слов с такими формами сейчас около 100;

2) варианты родовых форм, между которыми есть различия, например, одна из них является устаревшей или стилистически окрашенной: вуаль (ж. р.) – вуаль (м.р., устар.), лебедь (м. р., нейтр.) – лебедь (ж. р., народно-поэт.), туфля (нейтр.) – туфель (разг.), желатин (нейтр.) – желатина (спец.).

РЯ, не любящий дублетов, старается «избавиться» от одной из форм. Это происходит двумя путями:

1) одна форма закрепляется, вторая вытесняется (при выборе действует, в основном, тенденция к экономии языковых средств, о чем скажем позже);

2) формы расходятся по значению, образуя два самостоятельных слова: гарнитура (набор шрифтов, приспособление для…) – гарнитур (комплект, напр., мебели), жара (зной) – жар (высокая температура), взятка взяток (медосбор), карьер (место разработки полезных ископаемых и ускоренный галоп) – карьера (продвижение по службе), кегль – кегля .

Изменение имен существительных по падежам называется склонением, и служит для того, чтобы имя существительное могло на письме и в устной речи правильно соединяться с другими словами, образуя тем самым предложения.

Шесть падежей

Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

Форма именительного падежа называется прямой (или начальной), всех остальных - косвенной. В качестве примера рассмотрим изменение по падежам существительных "дом" и "лиса":

Именительный падеж (кто? что? ): дом, лиса.

Родительный падеж (кого? чего? ): дома, лисы.

Дательный падеж (кому? чему? ): дому, лисе.

Винительный падеж (кого? что? )): дом, лису.

Творительный падеж (кем? чем? ): домом, лисой.

Предложный падеж (о ком? о чем? ): о доме, о лисе.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов. Как можно понять из приведенного примера, изменение по падежам одушевленных и неодушевленных имён существительных немного отличается.

В частности, особого внимания заслуживает форма винительного падежа , в которой отличается даже постановка вспомогательного вопроса: при склонении одушевленных существительных всез трех родов форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, а при склонении неодушевленных - с формой именительного падежа.

Также существуют несклоняемые имена существительные, т.е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, "кофе" или "какао"), так и имена собственные (например, "Гёте").

Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.

Употребление предлогов

В большинстве случаев с конкретными падежными формами имен существительных употребляются определенные предлоги. Например, с формой родительного падежа - предлоги «С» , «ДО» , «У» и «ИЗ », с формой дательного падежа - предлог « К» , с формой творительного падежа - предлоги «ПЕРЕД» , «ПОД» и «НАД» , а с формой предложного падежа - предлоги «В» , «О» , и «ПРИ» .

В предложении имя существительное в форме именительного падежа обычно выступает в роли подлежащего, в формах косвенных падежей - в роли дополнения.

Русский язык - один из самых сложных языков. Чтобы идеально знать его, требуется тщательно изучать правила и лексические нормы. Самым трудным по грамматике является именно русский язык.

Первая изучаемая часть речи в школе - это существительное. Многим пришлось сталкиваться с трудностями изучения имени существительного, поскольку эта часть речи имеет много различных исключений из правил. Они представляет собой совокупность слов, не укладывающихся в рамки правил. Выучить наизусть все исключения нужно каждому.

Проблема заключается в неверном произношении и склонении слов. Чтобы решить эту проблему, необходимо обращаться к словарям, энциклопедиям и любым другим источникам информации об имени существительном. Овладев в совершенстве языком, люди могут повысить уровень эрудиции. Научиться всем тонкостям и хитростям поможет представленная информация. Она будет полезна всем: детям, школьникам, взрослым людям, учителям, студентам. Проще всего продемонстрировать изменение имен существительных по числам примерами, которые смогут помочь при изучении материала.

Терминология

Существительное - часть речи, обозначающая предмет. Отвечает на следующие вопросы: кто? что? Значение предмета может иметь разный смысл. Например, название предметов: стул, кресло, название веществ (уксус, молоко), названия животных, людей и другие значения. Существует более миллиона значений предметов, поэтому привести все примеры невозможно.

Использование существительных может быть представлено в единственном или множественном числе. Например, единственное число - квартира, тогда множественное - квартиры. Также изменять существительные можно по падежам.

Особенности числа

Грамматическое число представляет собой признак для обозначения одного или множества предметов. Единственное число подразумевает только один предмет: человек, шкаф, диван. Множественное число означает несколько предметов. Например, шкафы, столы, люди.

Примеры единственного числа

Изменение имени существительного по числам является простейшей темой для изучения. В качестве примеров будут использоваться простые слова, чтобы достичь необходимого уровня понимания. Например, сорока - птица (одна), стул - предмет (один), кролик - животное (одно). Стоит помнить, что существительное может иметь несколько значений одного слова, поэтому некоторые слова в единственном числе могут обозначать множественность. Пример: рыбалка - обозначает ряд занятий, но предмет один. Учителя объясняют тему в начальной школе: изменения имен существительных по числам (2 класс). Именно во втором классе приходится знакомиться с данным разделом существительных.

  • Нужно правильно задавать вопрос, чтобы определить существительное. Вопросы: кто? что?
  • Определить единственное число можно с помощью окончаний: -а; -и; -я.

Исключения, относящиеся к единственному числу

Русский язык - грамматически трудный язык. В нем присутствует ряд исключений. Изучение изменения имени существительного по числам в 4 классе подразумевает повторение программы. Все слова, относящиеся к исключениям, необходимо выучить наизусть. К ним относятся:

  • Химические вещества, продукты употребления: железо, сталь, сахар, вода, бензин. Форма множественного числа возможна при обозначении отдельных видов веществ. Например, эфирные масла, малосольные воды.
  • Важно понимать, что множество исключений зависит от определения предмета. Мозг - главный орган человека, не может использоваться во множественном числе. Мозги - пища из органов животных (не имеет единственного числа).
  • Предметы, которые несут собирательный характер: студенчество, человечество, листва.
  • Имена существительные, представляющие абстракцию. Примеры: злоба, доброта, лень, холод, теплота. Множественное число может быть использовано, если говорить о характеристике абстракции: досягаемые высоты, каменные глубины.
  • Собственные имена. Например, братья Карамазовы, род Рюриковичей.

Примеры множественного числа

Существительные множественного числа обозначают несколько предметов. Это может быть группа или категория. Например: столы, диваны, заводы, кольца. Любое слово, которое говорит о двух или более предметах, является множественным числом.

Виды множественного числа

Множественные числа образуются различными способами:

  • При помощи окончаний - столы, кроты.
  • Замены - дети, люди, господа.

Постановка ударения

Некоторые слова при произношении во множественном числе кажутся трудными, поэтому есть смысл рассказать о правильной постановке ударения. Например:

  • Стол - столы (ударение на Ы).
  • Багаж - багажи (И).
  • Шут - шуты (Ы).
  • Язык - языки (И).
  • Орден - ордена (А).

Существуют также слова, не требующие изменения ударения. Оно падает только на одну букву. Аналогичный вариант возможен при нулевом окончании или при постановке существительного в родительный падеж. Например:

  • Капля - капли.
  • Грунт - грунты.
  • Минус - минусы.

Чтобы закрепить, пройденный материал, предлагается пройти небольшое задание. Игроку нужно расставить существительные в две колонки с единственным и множественным числами.

Список слов, которые необходимо вставить в таблицу:

Мальчик, животные, шарики, игрушка, мячи, щит, стулья, магнит, чашки, ряд.

Если возникают трудности, то ниже представлены ответы. Выглядит это так:

А теперь предлагается усложнить задание - к каждому слову нужно подобрать недостающее число. В течение 10 минут необходимо выполнить задание и свериться с нижним списком.

  • Мальчик - мальчики.
  • Игрушка - игрушки.
  • Щит - щиты.
  • Магнит - магниты.
  • Ряд - ряды.
  • Животное - животные.
  • Шарик - шарики.
  • Мяч - мячи.
  • Стул - стулья.
  • Чашка - чашки.

Особенности нулевого окончания

Нулевое окончание - окончание, не имеющее звуков или букв. возможно в нескольких случаях:

  • Если существительное имеет такое окончание в именительном падеже в единственном числе, то во множественном числе окончание появляется. Дом - дома, степь - степи.
  • Если начальная форма слова имеет ненулевое окончание, то родительный падеж во множественном числе имеет нулевое окончание. Место - нет мест. Груша - нет груш.
  • Если существительные мужского рода, в основе которого лежит твердая согласная буква, то оба числа будут иметь нулевое окончание. Один цыган - несколько цыган. Один солдат - несколько солдат.

Исключения из правил

Множественное число имеет ряд своих исключений. Как правило, тема часто освящается в учебниках и называется так: изменение имени существительных по числам (3 класс). Практика показывает, что дети хорошо усваивают материал, поскольку исключений не так много. Эти существительные могут употребляться только во множественном числе. В них входят такие категории, как:

Памятка

В заключение ниже приводится оригинальная памятка, с помощью которой любой сможет выучить исключения среди изменений имени существительных по числам. Таблица "Изменение имен существительных по числам" с примерами выглядит так:

Вывод

В заключение необходимо сказать, что существительные способны изменять свою форму благодаря изменению чисел. Также существуют слова, которые употребляются только в одном числе. Например, кофе - только единственное число. Консервы - только множественное.

Прочитав вышенаписанный материал и сделав предложенные упражнения, любой учащийся сможет повторить основные правила, связанные с категорией числа у существительных.

Можно сказать, что имя существительное - одна из основных частей речи русского языка. Напомним, что это самостоятельная часть речи, отвечающая на вопросы: кто? что? Отсюда следует, что существительное обозначает предметы одушевленные и неодушевленные. А как изменяется имя существительное, по каким признакам?

Морфологические признаки

Существительное имеет морфологические признаки. Слово «морфология» (от греч. "морфе" - форма) означает систему форм изменения слов в каком-то языке. К этим признакам, кроме одушевленности, относятся еще нарицательность (собственное, нарицательное), склонение, род, число, падеж. В русском языке существительное изменяется по числам и падежам.

Сразу отметим, что по родам (как многие думают) имя существительное не изменяется. Оно просто относится к одному из родов – женскому, мужскому или к среднему. Определить принадлежность к роду можно с помощью местоимений:

  • мужской – он, мой;
  • женский – она, моя;
  • средний – оно, мое.

Число существительных

Как правило, существительные употребляются и в единственном и во множественном числе. Зависит это от того, о каком количестве слов говорится. Например: корабль – корабли, дорога – дороги, река - реки.

Но есть слова, форма которых предполагает только единственное число. Это собирательные названия, качества, признаки, действия, имена собственные: детвора, синева, Волга и др.

Слова, используемые только во множественном числе, это составные предметы (брюки), промежутки времени (будни), действия (хлопоты), игры (салки), географические названия (Анды).

Изменение по падежам

Такое изменение называется склонением. Шести падежам русского языка соответствуют определенные вопросы:

  • Именительный падеж: кто? что? (океан, океаны).
  • Родительный: кого? чего? (океана, океанов).
  • Дательный: кому? чему? (океану, океанам)
  • Винительный: кого? что? (океан, океаны)
  • Творительный: кем? чем? (океаном, океанами)
  • Предложный: о ком? о чем? (об океане, об океанах).

Определяя падеж существительного, поставьте вопрос от слова, к которому оно относится.

Итак, запомните: имена существительные изменяются по числам и падежам.

Большинство имен существительных в русском языке изменяются по числам и падежам или, иными словами, склоняются. Изменяемой частью слова является окончание. Благодаря окончаниям имена существительные образуют с другими словами словосочетания и предложения. В результате получается грамматически правильная русская речь.

Инструкция

  • Имена существительные в русском языке можно разделить на две категории: изменяемые и неизменяемые. К неизменяемым относятся такие слова, как «пальто», «киви», «кольраби» и т.д. Этих слов не так много, они пришли в русский язык из других языков.
  • Большинство имен существительных в русском языке изменяется. А именно – склоняется. Это значит, что имена существительные изменяются по падежам и числам.
  • В русском языке существует шесть падежей: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный. Каждому падежу соответствуют вспомогательные вопросы:
    - И. п. – «кто?», «что?»;
    - Р. п. – «кого?», «чего?»;
    - Д. п. – «кому?», «чему?»;
    - В. п. - «кого?», «что?»;
    - Т. п. – «кем?», «чем?»;
    - П. п. – «о ком?», «о чем?».

    Изменяясь по падежам, имена существительные приобретают определенные окончания. А в зависимости от того, какие это окончания, имена существительные относятся к I, II или III склонению.

  • Слово «работа», как и другие имена существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на «а/я», относится к I склонению. Изменяется оно следующим образом: в единственном числе: И. п. – «работа», Р. п. – «работы», Д. п. – «работе», В. п. – «работу», Т. п. – «работой», П. п. – «о работе»; во множественном числе: «работы», «работ», «работам», «работы», «работами», «о работах» соответственно.
  • Слова мужского и среднего рода принадлежат II склонению. Например, слово мужского рода «лес». Его падежные формы в ед.ч.: «лес – леса – лесу – лес – лесом – о лесе»; мн.ч.: «леса – лесов – лесам – леса – лесами – о лесах».
  • К III склонению относятся слова женского рода с мягким знаком на конце. Например, слово «молодежь» («молодежь – молодежи – молодежи – молодежь – молодежью – о молодежи»).
  • В русском языке существует два числа: единственное и множественное. Большинство имен существительных имеют формы и единственного, и множественного числа. Значит, изменяясь по числам и падежам, эти слова будут иметь по 12 форм.
  • Но есть и такие имена существительные, которые используются только в единственном или только во множественном числе. Например, такие слова, как «листва», «молоко», «молодежь» – всегда в единственном числе. А слова «ножницы», «брюки», «обои» – только во множественном числе. Соответственно, склоняясь, эти слова будут иметь уже не 12, а только 6 падежных форм. Например, «молоко – молока – молоку – молоко – молоком – о молоке», или «обои – обоев – обоям – обои – обоями – об обоях».
  • Иногда бывает сложно определиться с выбором той или иной падежной формы. Как правильно сказать «слесари» или «слесаря», «хочу чая» или «хочу чаю»? В этом случае на помощь придет орфографический словарь, в котором, кроме начальной формы слова, указываются и некоторые падежные окончания. А также даны варианты употребления слов.
  • Иногда говорят, что имена существительные изменяются по родам. Это грубейшая ошибка. Имена существительные по родам не изменяются, но имеют категорию рода. Слово «весна» - женского рода, «лес» – мужского, «поле» – среднего. Те слова, которые имеют форму только множественного числа, с категорией рода не связываются.