Проблема воспитания любви к поэзии евтушенко. Пример сочинения ЕГЭ по тексту Е.А. Кореневой. "Мастер и Маргарита" - мистическая история любви

марина лунина
Воспитание любви и интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста.

«Детские книги пишутся для воспитания , а воспитание – великое дело : им решается

участь человека»

В. Г. Белинский.

Вряд ли кто-то возьмётся оспаривать утверждение, что сегодня становится всё меньше условий для воспитания любви к чтению художественной литературы . По данным Роспечати, в современной России читают мистическую литературу, любовные романы, детективы и мелодрамы ; поэзия и серьёзная художественная литература практически не вызывают интереса . Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа освоения общечеловеческих смыслов и ценностей , отношение к чтению как форме потребления - все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в особых доказательствах. Определенно, приобщение к художественной литературе , необходимо начинать с детства.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха , а на этой основе - усвоения языка.

Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей , оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию слова

Художественная литература открывает и объявляет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. Огромное ее воспитательное познавательное и эстетические значение.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо-эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы , в особенности системы воспитания дошкольного детства . И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы .

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе , как средство развития речи, обусловлено рядом причин : во-первых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объеме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание художественной литературой не только несет им радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Эта проблема определила тему и задачи моей углублённой работы : «Воспитание любви и интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста »

Основными, поставленными мною задачами по воспитанию интереса к художественному слову , стали :

1. привитие детям навыков слушать, слышать и воспринимать художественные тексты ;

2. предоставление возможности наслаждаться звуком, словом , музыкой стиха;

3. помощь в видении образа за словами и передача его в разговоре, рисунке, движении;

4. обучение сочетанию слушания с другими видами деятельности : звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

I. Научно-теоретические подходы к художественному слову .

Дошкольный возраст- возраст интенсивного формирования речи , это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Немаловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература .

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей , она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию : в рассказах дети познают лаконичность и точность слова ; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей , должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». На важность приобщения детей к красоте родного слова , развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин, А. А. Леонтьев и др.)

Знакомство ребенка и художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества- потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная нравственность, живой юмор, образность языка- особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки стихи, рассказы, доступные ему.

Вот что писал о силе слова К . Д. Ушинский : «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовую жизнь и силу из родимой груди родного слова . Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее не один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых конечно не мог бы сообщить ребенку ни один философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат ускорения родного языка, но и метод его изучения : доверие к «языку-учителю» , который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу».

Главным источником, откуда черпаются тексты для пересказов, являются народные сказки, произведения писателей-классиков, лучшие произведения современной отечественной и зарубежной литературы для детей . О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жить общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное , познавательное и эстетическое знание, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, оно воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

По мнению В. В. Гербовой, велико значение художественной литературы для усвоения грамматически родного языка, так как средствами художественного слова еще и до школы , до усвоения грамматических правил ребенок практически осваивает грамматические нормы в единстве с его лексикой. Из книги ребенок узнает много новых слов , образных выражений, его речь обогащается эмоциональной лексикой.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии , если ребенок к нему подготовлен.

Читая поэтическое произведение человек испытывает наслаждение, чувствует неповторимую прелесть стихотворной речи. Чтобы поэзия была понятной, приносила удовольствие нужно учиться чувствовать художественное слово. Именно об этом повествует в своём тексте Е.А.Евтушенко и ставит проблему воспитания в человеке любви к поэзии.

Раскрывая эту проблему автор пытается донести до читателя мысль о том, что может развить в человеке «вкус» к поэзии. Евтушенко вспоминает, как когда-то читал стихи Стравинскому. Он был поражён тем, что у композитора такой поэтический слух. Автор утверждает, что «такой слух можно воспитать». Отец поэта любил поэзию, много читал «упиваясь стихом, особенно понравившимся ему». Поэт благодарен тем людям, которые воспитывали в нём любовь к поэзии.

Сути поэтического слова нужно учиться понимать. Этому способствует многое: сама литература, общение с людьми, которые могут открыть тайны поэзии.

В русской литературе есть множество лирических произведений вызывающие восхищение, таковым является, например, стихотворение Александра Блока «Незнакомка». Лирический герой восхищается прекрасной незнакомкой. Герой, глядя на незнакомку, погружается в волшебный мир красоты и мечты скрытой от других, и видит «берег очаровательный и очарованную даль». В этом стихотворение восхищает: и рифма, и содержание, и яркие изобразительные средства.

Говоря о поэзии нельзя не вспомнить творчество Владимира Высоцкого.

На мой взгляд, если не лучшим, то хотя бы одним из наиболее ярких его стихотворений является «Я не люблю...». Автор называл это стихотворение песней и даже положил её на музыку. Также Владимир Высоцкий говорил про своё лирическое произведение - «Оно является моим жизненным кредо...». В этом стихотворение автор поделился с миров со своими чувствами, описав свое отношение, то, что он «никогда не полюбит». В этом стихотворение нет ничего «лишнего», автор не отходит от темы. Каждое его слово стоит на своём месте.

Я думаю, что текст Е.А.Евтушенко говорит нам о многом. Нельзя не согласиться с тем, что «человек не любящий поэзию не может и по-настоящему любить прозу.» Человек, воспитывая в себе любовь к поэзии, - воспитывает вкус к литературе в целом.

Тема любви в русской литературе - одна из основных. Поэт или прозаик открывает перед своим читателем томления души, переживания, страдания. Да и была всегда востребована. Действительно, можно не понимать тему отношения автора к собственному творчеству, аспекты философской прозы, но вот слова любви в литературе произнесены настолько доступно, что позволяют применять их в различных жизненных ситуациях. В каких же произведениях особо ярко отражена тема любви? Каковы особенности восприятия авторами этого чувства? Об этом расскажет наша статья.

Место любви в русской литературе

Любовь в художественной литературе существовала всегда. Если говорить об отечественных произведениях, то на ум сразу приходят Петр и Феврония Муромские из одноименной повести Ермолая-Еразма, относящейся к древнерусской литературе. Напомним, что другие темы тогда, кроме христианских, были табу. Такая форма искусства была строго религиозной.

Тема любви в русской литературе возникла в XVIII веке. Толчком к ее развитию послужили переводы Тредиаковским произведений зарубежных авторов, ведь в Европе уже вовсю писали о прекрасном любовном чувстве и отношениях между мужчиной и женщиной. Далее были Ломоносов, Державин, Жуковский, Карамзин.

Особого своего расцвета тема любви в произведениях русской литературы достигает в XIX веке. Эта эпоха подарила миру Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева и многих других корифеев. У каждого писателя было свое, сугубо личное отношение к теме любви, которое можно прочесть сквозь строки его творчества.

Любовная лирика Пушкина: новаторство гения

Тема любви в русской литературе 19 века особых высот достигла в творчестве А. Пушкина. Лирика, воспевающая это светлое чувство, у него богата, многогранна и заключает в себе целую череду особенностей. Разберем их.

Любовь как отражение личностных качеств в "Евгении Онегине"

«Евгений Онегин» - произведение, где тема любви в русской литературе звучит особенно выразительно. Здесь показано не просто чувство, а его эволюция на протяжении жизни. Кроме того, через любовь раскрываются основные образы романа.

В центре повествования герой, чье имя вынесено в заглавие. Читатель вынужден на протяжении всего романа терзаться вопросом: способен ли Евгений любить? Воспитанный в духе нравов великосветского столичного общества, в чувствах он лишен искренности. Находясь в «духовном тупике», он встречает Татьяну Ларину, которая, в отличие от него, умеет искренне и бескорыстно любить.

Татьяна пишет Онегину любовное письмо, он тронут этим поступком девушки, но не больше. Разочаровавшись, Ларина соглашается на брак с нелюбимым и уезжает в Петербург.

Последняя встреча Онегина и Татьяны случается по прошествии нескольких лет. Евгений признается молодой женщине в любви, но она отвергает его. Женщина признается, что все еще любит, но связана обязательствами брака.

Таким образом, главный герой романа Пушкина проваливает экзамен любовью, он испугался всепоглощающего чувства, отверг его. Прозрение наступило слишком поздно.

Любовь Лермонтова - недостижимый идеал

Иной была любовь к женщине для М. Лермонтова. Для него это чувство, которое поглощает человека полностью, это сила, которую ничто не может победить. Любовь по Лермонтову - это то, что однозначно заставит человека страдать: «Всякий плакал, кто любил».

Неразрывно эта лирика связана с женщинами в жизни самого поэта. Катерина Сушкова - девушка, в которую Лермонтов влюбился еще в 16 лет. Стихотворения, посвященные ей, эмоциональны, рассказывают о неразделенном чувстве, желании обрести не только женщину, но и друга.

Наталья Иванова, следующая женщина в жизни Лермонтова, отвечала ему взаимностью. С одной стороны, в стихотворениях этого периода больше счастья, однако и здесь проскальзывают нотки обмана. Наталья во многом не понимает глубокую душевную организацию поэта. В тематике таких произведений также произошли изменения: теперь они сосредоточены на чувствах и страстях.

Совершенно по-иному отражены отношения с Любовью здесь проникнуто все существо поэта, о ней говорит природа, даже Родина.

Любовь становится молитвой в стихотворениях, посвященных Марии Щербатовой. Написано всего 3 произведения, но каждое из них - шедевр, гимн любви. Как считает Лермонтов, он нашел ту самую женщину, которая понимает его полностью. Любовь в этих стихотворениях противоречива: способна излечить, но и ранить, казнить и вернуть к жизни.

Тяжелый путь к счастью героев "Войны и мира" Толстого

Рассматривая, как представлена любовь в художественной литературе, следует остановить внимание и на творчестве Л. Толстого. Его эпопея «Война и мир» - произведение, где любовь так или иначе коснулась каждого из героев. Ведь «мысль семейная», занимающая в романе центральное место, неотрывно связана с любовью.

Каждый из образов проходит тяжелый путь, но в итоге находит семейное счастье. Есть и исключения: Толстой ставит своеобразный знак равенства между способностью человека бескорыстно любить и его нравственной чистотой. Но и к этому качеству нужно дойти чередой страданий, ошибок, которые в конечном счете очистят душу и сделают ее кристальной, способной любить.

Вспомним сложный путь к счастью Андрея Болконского. Увлекшись красотой Лизы, он женится на ней, но, быстро охладев, разочаровывается в браке. Он понимает, что выбрал супругу пустую и избалованную. Далее - война, и дуб - символ душевного расцвета, жизни. Любовь к Наташе Ростовой - вот то, что дало князю Болконскому глоток свежего воздуха.

Испытание любовью в творчестве И. С. Тургенева

Образы любви в литературе XIX века - это и герои Тургенева. Автор каждого из них проводит через испытание этим чувством.

Единственный, кто проходит его - Аркадий Базаров из «Отцов и детей». Может, именно поэтому он и является идеальным героем Тургенева.

Нигилист, отрицающий все окружающее, Базаров называет любовь «дурью», для него это лишь недуг, от которого можно излечиться. Однако, встретившись с Анной Одинцовой и влюбившись в нее, он меняет не только свое отношение к данному чувству, но мировоззрение в целом.

Базаров признается Анне Сергеевне в любви, но она отвергает его. Девушка не готова к серьезным отношениям, не может отречься от себя ради другого, даже любимого человека. Здесь она терпит фиаско в испытании Тургенева. А Базаров - победитель, он стал тем героем, которого искал для себя писатель в «Дворянском гнезде», «Рудине», «Асе» и других произведениях.

"Мастер и Маргарита" - мистическая история любви

Тема любви в русской литературе 20 века растет и развивается, крепнет. Ни один писатель и поэт этой эпохи не обошел эту тему стороной. Да, она могла трансформироваться, например, в любовь к людям (вспомним горьковского Данко) или Родине (это, пожалуй, большая часть творчества Маяковского или произведений военных лет). Но есть исключительная литература про любовь: это проникновенные стихотворения С. Есенина, поэтов Серебряного века. Если говорить о прозе - это в первую очередь «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Любовь, возникающая между героями, - внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Мастер обращает внимание на глаза Маргариты, такие грустные и одинокие.

Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот - это тихое, спокойное, домашнее счастье.

Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире.

Любовная лирика Есенина

Тема любви в русской литературе XX века - это еще и поэзия. Рассмотрим в этом ключе творчество С. Есенина. Поэт неразрывно связывал данное светлое чувство с природой, любовь у него крайне целомудренна и сильно привязана к биографии самого поэта. Яркий пример - стихотворение «Зеленая прическа». Здесь все милые Есенину черты Л. Кашиной (ей посвящено произведение) представлены через красоту русской березки: тонкий стан, косички-ветви.

«Москва кабацкая» открывает нам совсем иную любовь, теперь она «зараза» и «чума». Подобные образы связаны, прежде всего, с душевными переживаниями поэта, чувствующего свою ненужность.

Исцеление приходит в цикле «Любовь хулигана». Виновница - А. Миклашевская, вылечившая Есенина от терзаний. Он снова поверил в то, что есть настоящая любовь, вдохновляющая и возрождающая.

В последних своих стихотворениях Есенин осуждает лживость и неискренность женщин, он считает, что это чувство должно быть глубоко искренним и жизнеутверждающим, давать человеку почву под ногами. Такое, например, стихотворение «Листья падают, падают листья…».

о любви

Тема любви в русской литературе Серебряного века - это творчество не только С. Есенина, но и А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама и многих других. Всех их объединяет очень а страдание и счастье - вот главные сподвижники музы поэтов и поэтесс.

Примеры любви в русской литературе XX века - это великие А. Ахматова и М. Цветаева. Последняя - «трепетная лань», чувственная, ранимая. Любовь для нее - смысл жизни, то, что заставляет не только творить, но и существовать в этом мире. «Мне нравится, что вы больны не мной» - ее шедевр, полный светлой грусти и противоречий. И в этом вся Цветаева. Таким же проникновенным лиризмом пропитано стихотворение «Еще вчера в глаза смотрел». Это, пожалуй, своеобразный гимн всех разлюбленных женщин: «Мой милый, что тебе я сделала?».

Совсем иная тема любви в русской литературе в изображении А. Ахматовой. Это напряженность всех чувств и помыслов человека. Ахматова сама дала этому чувству определение - «пятое время года». Но если бы не было его - не видны бы стали остальные четыре. Любовь у поэтессы - громкая, всеутверждающая, возвращающая к природным началам.


Недавно в старых вещах я нашла свою тетрадь со стихами. Открыла. И понеслись воспоминания… Вспомнилось, как папа, большой любитель сочинять разные истории, стишки, перефразировал известную басню Крылова:

Лебедь, рак и щука вышли погулять,
Вдруг им кот попался, начал в них стрелять –
В лебедя – промазал, рака подстрелил,
Щука испугалась ну и говорит:
«Ах, моя кисуля, не стреляй в меня,
Принесу колбаски, дам тебе сырка!»

Вдохновленная папиным «произведением», я написала свой первый стих:

Ах ты, козочка-коза, не бодай ты меня,
Принесу тебе я сена,
Дам тебе я молока,
Только не бодай ты меня!

С тех пор поэзия навсегда покорила мое сердце. В отличие от других детей, я любила читать стихи, легко их запоминала и много сочиняла сама. Конечно, любовь к лирике зародилась задолго до моей первой импровизации, она долго росла в душе благодаря тому, что каждый день по крохе мне дарили родители, по вечерам читая книги, рассказывая стихи и играя в подобные импровизации.

Теперь, когда у меня самой появилась дочь, захотелось заразить и ее этой любовью. Думаю, у меня уже получается: в два с половиной года она уже придумывает простые рифмы и с удовольствием рассказывает известные ей стихи.

С чего начать?

Как же воспитать в ребенке интерес к поэзии, как привить любовь к стихам?

Интересен подход к этой теме француженки, матери двух дочерей, автора собственной методики Сесиль Лупан. Она советует с раннего детства читать малышам сложные произведения, такие как басни Лафонтена, а чтобы их смысл доходил до ребенка, советует подкреплять чтение наглядными картинками чуть ли не к каждой фразе. Эти картинки также помогут поддерживать интерес к длинному произведению. Слушая мировую классику, ребенок откладывает в свой пассивный словарь много красивых литературных выражений и фраз, которые незаметно перекочуют в его активный лексикон.

Как богата наша русская литература, и как она сможет обогатить речь и внутренний мир ребенка! Чего только стоят фразы из уст малыша: «Мой черноглазый принц», «Хлеба не дают, плакать не велят», «Ты все пела? Это дело, так пойди же попляши!». Не упускайте возможность почитать на ночь крохе стихи Есенина, Пушкина, Барто, Ахматовой и других! Этим вы также сможете привить ребенку любовь к книгам и к чтению.

Ну а начинать этот сложный, но увлекательный путь в мир литературы можно вопреки мнению Лупан (она была против «примитивных» стишков) с народного фольклора: с пестушек, потешек да веселых прибауток, с успокаивающих колыбельных. Пусть ребенок почувствует не только богатство и высоту классики, но и легкость и простоту такого родного народного слова!

Стихи – это настоящий кладезь опыта поколений, знаний, но это еще и отличное успокоительное средство. Попробуйте бороться с детскими страхами, со стрессом с помощью подходящих стишков. Этот метод также хорошо помогает адаптироваться в новой для ребенка обстановке, например, при подготовке к детскому саду.

Пусть рифма будет вашим спутником повсюду.

Хорошо, когда мама знает много стишков на все случаи жизни. Пусть ребенок просыпается, моет руки, кушает и идет на прогулку под веселый стишок. Знакомство с животными, погодой, миром вокруг тоже будет проходить веселей, если подыскать подходящие четверостишья. Тут на помощь может прийти М. Л. Лазарев и его «Цветоник». Кажется, что в его арсенале есть песенки и стишки на все случаи жизни.

Если ребенок уже говорит, можно поиграть в рифмы, сначала просто показывая ему, как это весело (так: кошка-плошка-дорожка-ложка-ножки; или так: вот кошка, перед ней плошка, уходи с дорожки, грязные ножки). Потом малыш сам сможет искать рифмы к словам.

Для развития богатой речи подойдут не только упражнения на поиск рифмы, но и, например, на поиск антонимов (высокий-низкий, старый-новый, старый-молодой!), игра «Закончи предложение» (Прошел дождь, и на асфальте остались…).

Пусть чистой будет наша речь.

Давайте лучше знакомить подрастающее поколение с красотой нашего языка, нашей поэзии, и тогда мы вырастим творческие гармоничные личности с выразительной богатой речью и безудержной тягой ко всему прекрасному.

А.С.Пушкин

Тема творчества, назначения поэта и поэзии занимает ведущее место в произведениях Пушкина. Своё представление об идеальном образепоэта А.С.П. воплотил в стихотворении «Пророк». Поэт даёт свою интерпретацию библейского сюжета. Изображает духовное преображение, становление поэта-пророка. Через мучительные превращения происходит обретение поэтом мудрости, истины. Чтобы слово было истинным, поэт должен пройти через страдания. Стихотворение«Я памятник себе воздвиг…» - поэтическое обобщение самим поэтом значения своего творчества , поэтическое завещание. В стихотворении раскрываются главные черты поэзии А.С.П.: народность, гуманизм и вольнолюбие.

В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» любовь предстаёт как источник новых переживаний и вдохновений. Любовному порыву созвучны не столько умиротворённость ночи, сколько шум реки. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» - это поэтическая автобиография. Встреча с любимой женщиной помогла лирическому герою, чей образ соотносится с автором, вновь постичь красоту жизни и вызвала поэтическое вдохновение. А.С.П. приходит к пониманию любви как высшей ценности человека, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

В стихотворении «Вновь я посетил…» звучит философское раздумье о смысле жизни , о связи поколений, о памяти. Поэт понимает, что ответ кроется в гармонии природы и время неумолимо движется вперёд. Он подводит итог своих размышлений о смысле жизни и в то же время говорит о будущем, выражает своё утверждение жизни, её неизменного круговорота.

С.А.Есенин

Элегия «Не жалею, не зову, не плачу…» - философское размышление о жизни и смерти , о тленности всего сущего, прощание с молодостью. Образ «розового коня» символизирует несбыточные мечты о прекрасном. В стихотворении также звучит тема благодарности тому, что «пришло процвесть и умереть».

В стихотворении на тему любви «Заметался пожар голубой…» противопоставляются реальность и мечта, загубленная жизнь и возможность обновления. Ради любви лирический герой не только отрекается от прошлого, но готов даже забыть родные дали, отказаться от поэтического призвания.

Тема судьбы России, тема родины звучит в стихотворениях «Я последний поэт деревни…» , Гой ты, Русь, моя родная…» и др. Диалектные слова помогают создать особый колорит и выразить любовь к родиной природе. В стихотворении «Русь» поэту удалось выразить всё то до боли родное, радостное и печальное, с чем для него связано понятие родины, русской земли. В стихотворении«Отговорила роща золотая…» состояние природы отражает состояние души лирического героя. Поэт создает яркий, красочный и многоцветный мир природы , наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирический герой стихотворения восхищается «широким месяцем над голубым прудом», «костром рябины красной». Он ощущает себя неотъемлемой частью природы.

А.А.Блок

Тема России – главная в поэзии Блока. Образ России многогранен. Стихотворение«Русь» прочитываетсякак исповедь лирического героя, его душевные метания. Тайна Руси видится автору в живой душе народа. Очень своеобразно выражено отношение к родине в цикле «На поле Куликовом », который посвящён осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта трагична. Символом её становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Это символическое восприятие единства жизни людей и жизни природы. Образ России также переплетается с женскими образами: «О, Русь моя! Жена моя!» Это высшая степень единения лирического героя с Россией. Этот цикл рождает веру в светлое будущее родины.

Любовь в стихах Блока обретает огромное значение, потому что вместе с нею у человека возникает чувство подлинного единства с миром. В стихотворении«Незнакомка » образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни,преображает поэта, меняются его стихи и мысли. Основным литературным приемом является антитеза. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка. Это протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в пошлую обыденность. Прекрасная Дама в «Стихах о Прекрасной Даме» – не только символ идеального единства и гармонии, она владеет тайной жизненного равновесия, постижения смысла бытия. Послание«О доблестях, о подвигах, о славе…» имеет кольцевую композицию: первая строка повторяет последнюю. Но лирический герой уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её. Это стихотворение о любви. Герой испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад.

Философское восприятие жизни , трагическое мироощущение и отождествление личной судьбы с судьбой родины определяют характер лирического героя блоковской поэзии. В стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека...» мир лишен гармонии, музыки, он бесчувственный, замкнутый. Образ мрачной улицы – этофилософская метафора трагичности жизни. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция. В стихотворении "Девушка пела в церковном хоре…” А. Блок раскрывает мир во всей его противоречивости. С одной стороны, святость молитвы и великая скорбь. С другой, люди способны на такое жестокое действо, как война.

А.А.Ахматова

Патриотическая тема, тема родины(поэма «Реквием») звучитв лирике А.А., которая свою судьбу навсегда связала с судьбой родной земли. «Не с теми я, кто бросил землю…» - заявляет автор. Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с осуждением добровольно бежавших из Советской России и принятием собственного жребия. В годы ВО войны Ахматова, ощущая свою жизнь как часть народного бытия, пишет стихотворения, отражающие духовный настрой сражающейся России: «…я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был…»

А.А. нередко обращалась к теме поэтического ремесла . В цикле «Тайны ремесла» лирическая героиня заявляет:«Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда…» Это и одушевл1нность поэтического творения, и некоторая независимость процесса творчества от воли создателя. И далее неожиданные и в то же время оправданные сравнения: «Как жёлтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда». Главное назначение поэзии, по мысли автора, - дарить людям радость соприкосновения с творениями высокого искусства.

Б.Л.Пастернак

Тема поэта и поэзии затронута в стихотворении «Гамлет», где автор представляет себя в образе Гамлета. Гамлет в произведении сопоставляется с Иисусом Христом: их судьбы совершаются независимо от их воли, по замыслу божьему. В этом стихотворении также звучит тема одиночества, непонятости окружающими людьми и сложных отношений личности с обществом.

М. Ю. Лермонтов

Осмысление сложных социальных и философских проблем характерно для поэзии Лермонтова. Основная мысль стихотворения «Дума » - размышления о судьбах поколений . Автор не отделяет себя от современников, принимая и на свой счёт перечисленные пороки и потери. Это свидетельствует о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим своего отечества.

Ф.И.Тютчев

Основная тема в поэзии поэта – природа. Это пейзажно-философская лирика. Природа в лирике Тютчева одушевлена, она всегда в движении, часто в переходном состоянии: между временами суток, временами года. В стихотворении «Ещё земли печален вид…» поэт показывает еле уловимую границу между зимой и весной, между днём и ночью. Богатая звукопись (аллитерации на шипящие) создаёт ощущение колеблющегося воздуха, лёгкого ветерка.

Н.А.Некрасов стихотворение «Железная дорога»

Тема природы родного края тесно переплетается с темой родины и тяжёлой жизни народа.

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

4. "Банк" аргументов из художественной и публицистической литературы
(автор - Г.Т.Егораева, а также из личного опыта)

Проблема взаимоотношений человека и природы В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Николай Петрович, отец Аркадия, после спора Павла Петровича с Базаровым пребывает в состоянии грустного раздумья и не понимает, как можно не восхищаться природой. Автор подробно описывает летний вечер, и мы видим и чувствуем природу так же, как чувствует её Н.П. Последняя страница романа – описание сельского кладбища, родителей Базарова и могилы главного героя. В этом описании противопоставляются вечность природы и временность социальных теорий, претендующих на вечность.
В рассказе А.П. Чехов «Степь» Егорушка, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажет­ся, что степное пространство способно и страдать, и радо­ваться, и тосковать. Его пере­живания и мысли становятся не по-детски серьезными, фило­софскими.
Проблема восприятия человеком природы. Проблема влияния природы на чело­века В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, го­това полететь, как птица: её окрыляет увиденное. В сцене ночного разговора Наташи с Соней раскрывается счастливый поэтический мир Наташи, её способность открывать для себя красоту мира. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел ста­рый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в ду­ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
Проблема бережного отношения к природе В. Распутин в повести «Прощание с Матёрой» затрагивает тему любви к малой родине. Сопротивляясь строительству электростанции на реке, жители деревни встают на защиту своей родины, деревни, истории. Изображая расставание стариков с Матёрой(и остров, и деревня), их боль и страдания, автор заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не уничтожали человеческое в человеке. Главная героиня Дарья Пинигина с болью наблюдает за уничтожением Матеры. Ей, глубоко привязанной к родной земле, чувствующей себя единым целым с природой, трудно пережить прощание с Матерой. Даже природа тяжело сопротивляется попыткам убить ее: в этот год луга и поля приносят обильные урожаи, они полны живых звуков, пения птиц.
Проблемы семьи Проблема роли детст­ва в жизни человека В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отноше­ниях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, откры­тость, желание помочь в лю­бую минуту. Он трепетно заботится о юном французском пленном барабанщике.
Проблема роли семьи в формиро­вании лич­ности В семьеРостовых в романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети –Наташа, Ни­колай и Петя - стали по- настоящему хорошими людь­ми (Наташа уговаривает отца отдать подводы для раненых, лишая семью нажитого имущества; Николай и Петя участвуют в войне, Петя гибнет в партизанском отряде), а в семьеКурагиных, где карьера и деньги решали всё, Элен, и Анатоль - безнравст­венные эгоисты, причиняющие боль другим людям.
Проблема взаимоот­ношения отцов и де­тей Проблема «отцов и детей» В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» главный герой Бульба воспитывал своих сыновей Остапа и Андрия как истинных защитников родины, как доблестных воинов. Отец не смог простить Андрию, полюбившему полячку, предательства, убивает сына. Тарас Бульба гордится Остапом, который мужественно сражается в бою и стойко принимает казнь. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» наставления отца «беречь честь смолоду» помогли Петру Гриневу даже в самые сложные моменты жизни оставаться честным, верным себе и долгу: и во время пугачёвского бунта, и во время ареста и суда.
Следуя завету отца «копить ко­пейку»,Чичиков,герой поэмыН.В. Гоголя «Мертвые ду­ши», всю свою жизнь посвятил накопительст­ву, превратившись в человека без стыда и совести, который обманным путём продвигается по службе, потом скупает мёртвые души крестьян.
Проблема взаимоот­ношений в семье В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» изображены непростые взаимоотношения в семье Кирсановых и Базаровых. Родители Е. Базарова окружили своего сына такой чрезмерной любовью и заботой, что он предпочитает жить и работать в имении Кирсановых, хотя любит своих родителей. Аркадий Кирсанов, подражая своему приятелю Базарову, сначала отдаляется от отца, но со временем взрослеет и не только духовно сближается с семьей, но и повторяет судьбу отца: женится, занимается имением.
Роли учи­теля в жиз­ни челове­ка УчительницаЛидия Михай­ловна,героиня рассказаВ. Распутина «Уроки фран­цузского» преподала герою не толь­ко уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. Дополнительно занимаясь с мальчиком французским языком, учительница также пыталась помочь ему в жизни
В притчеА. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» Старый Лис научил Маленько­го принца постигать мудрость человеческих отношений. Что­бы понять человека, надо нау­читься вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бы­вает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
Равнодушия мира взрослых Герои повести А. Приставкина «Ноче­вала тучка золотая» -Кузьмёныши - находясь в детском до­ме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
Мальчик, герой рассказа Ф.М. Досто­евского «Мальчик у Христа на ёлке», приехал с матерью в Петер­бург, но после её смерти, на­кануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ре­бенок замерз, голодный и брошенный.
Проблема развития и сохранения русского языка В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёв пишет о том, что учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор, представляя разные типы помещиков, показывает их необразованность, невоспитанность, невежество. Если Манилов изъясняется красивыми фразами, лишёнными смысла, то в речи Ноздрёва, наоборот, преобладает сниженная лексика разговорного стиля. Как привилегированный, правящий класс, помещики должны быть людьми образованными, культурными, но гоголевских помещиков сближает и бескультурье, и необразованность, и равнодушие к народу.
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»речь всех героев – основное средство характеристики.Особенно афористична, точна речь Чацкого, как прогрессивно мыслящего человека («Служить бы рад, прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Смешенье языков: французского с нижегородским»), который сетует на антинациональное воспитание, оторванность от русской почвы.
Проблема соотнесен­ности име­ни человека и его внут­ренней сущности В комедии Д.И. Фонви­зина «Недо­росль» многие герои имеют «говорящие» фамилии: Враль­ман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в коме­дии изображена как глупая невежда. Скотинин Та­рас - дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности. Проблема бессерде­чия, душев­ной черст­вости В рассказе К.Г. Паустов­ского «Теле­грамма» Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, ста­ренькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложны­ми настолько, что она совсем за­бывает писать письма домой, не навещает мать. Даже когда при­шла телеграмма о болезни мате­ри, Настя не сразу поехала, а по­тому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.
Проблема утраты ду­ховных ценностей Проблема гибели души В поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор изображает галерею типов, показывая степень деградации, нравственного падения помещиков, продающих мёртвые души крепостных и равнодушно или жестоко относящихся к живым. Плюшкин – «прореха на человечестве».
В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» главный герой, мечтая об усадьбе с крыжовником, отказывает себе во всем, женится по расчету, копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осущест­вил.
Проблема предатель­ства, безот­ветственно­го отноше­ния к судь­бам окру­жающих В повести Л. Андреева «Иуда Иска­риот» Иуда, предавая Хри­ста, хочет проверить предан­ность его учеников и правоту гуманистического учения Иису­са. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.
Проблема подлости, бесчестия В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Швабри -дворянин, но он бесчестен: по­сватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гри­невым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представ­лений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.
Проблема чинопочи­тания В рассказе А.П. Чехов «Смерть чи­новника» Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала, чиновник настолько испу­гался, что после униженных просьб простить его умер от страха.
Герой рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий», чиновник Порфирий, встретил на вокзале железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.
Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии А.С. Грибое­дова «Горе от ума», уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать является и его роман с Софьей, дочерью Фамусова. Максим Петрович, о кото­ром Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.
Проблема взаимоотношения между людьми В комедии Д. Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова своё хам­ское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой ни­кто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».
В рассказе А.П. Чехов «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо - значительное или нет -оказывается в ней задето: генеральская собака или нет.
Проблема нравствен­ного падения В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родных, товарищей, доброволь­но переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой про­тив своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть - вот итог его нравст­венного падения.
Проблема взяточни­чества, каз­нокрадства В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»городничий, взяточник и казнокрад, обманувший на сво­ем веку трёх губернаторов, убе­жден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза. Судья Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками.
Проблема разрушаю­щего влия­ния денег В рассказе А.П. Чехова «Ионыч»Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, с благородством и усердием относящийся к своей работе, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть - деньги.
В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» образ Степана Плюшкина, ску­пого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, поглощенной стра­стью скупости. Эта страсть ста­ла причиной разрушения всех родственных и дружеских свя­зей, а сам Плюшкин просто по­терял человеческий облик.
Проблема эгоизма В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций, разрушает её личную жизнь, планирует побег с ней, хотя женат.
В рассказе А,П. Чехова «Анна на шее» Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чув­ствует себя королевой, а ос­тальных-рабами. Она забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
Проблема карьериз­ма, лжеуче­ности Мир ученых-физиков в рома­не Д. Гранина «Иду на гро­зу»,- поле битвы, на кото­ром идет борьба между подлин­ными учеными(Крылов, Дан), и карьеристами. Неспособные к твор­честву, всеми правдами и не­правдами добивающиеся адми­нистративной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Ту­лина, Крылова, ищущих эффек­тивный метод разрушения грозы.
Проблема ответст­венности человека перед са­мим собой и обществом за реализацию своих спо­собностей Обломов, главный герой рома­на И. Гончарова «Обломов», при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп. Карьера не удалась, книги не прочитаны, письмо старосте не написано.
Проблема одиночест­ва (равно­душия, без­различного отношения к судьбам окружаю­щих) У извозчика Ионы Потапова, героя рассказа А.П. Чехова «Тоска», умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чув­ство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувство­вала горю.
Проблема истинных и ложных ценностей в жизни В рассказе А.П. Чехова «Попрыгу­нья» Ольга Ивановна всю жизнь ис­кала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их распо­ложения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым че­ловеком, поисками которого она занималась. Только после его тра­гической смерти героиня осознала свое легкомыслие.
Проблема патриотиз­ма Тема Родины и её защиты – одна из главных и давних в русской литературе. Она взволнованно зазвучала ещё в «Слове о полку Игореве».Чувство Родины, единства со своим народом, как считает автор, – основное в человеке. Разгром Игорева войска и его раскаянье, тревожные раздумья Святослава и горе Ярославны – всем этим автор убеждает в необходимости объединиться для защиты родной земли.
Действие повести Б.Васильева «В списках не значился»разворачивается в самом начале Великой Отечественной Войны в осажденной немецкими захватчиками Брестской крепости. Главный герой - лейтенант Николай Плужников попадает в крепость перед самым началом войны. Он защищал Брестскую крепость девять месяцев. Вышел наверх потому, что у него кончились патроны, потому, что узнал: немцы разбиты под Москвой. Своим мужеством, стойкостью, Николай заставил восхищаться даже врагов. Плужников стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.
Проблема мужества, героизма, нравствен­ного долга В романе Б. Васильева «А зори здесь тихие» девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное пре­восходство врага. Светлые образы девушек, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их - юных, любящих, нежных. Последней из девушек гибнет Рита Овсянина, в живых остаётся только старшина Васков.
Летчик Алексей Маресьев, ге­рой произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампу­тировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадри­лью, доказав всем, что он вла­стен над своей судьбой.
Проблема нравственного выбора В. Кондрать­ев, автор в повести «Сашка», показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.
В повести В. Быкова «Обелиск» учитель Олесь Мороз добро­вольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитан­никам, измену своим нравствен­ным принципам.
В повести В. Быкова «Сотников» во время войны, выполняя оче­редное задание командира парти­занского отряда, Сотников с че­стью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убежде­ний, его гражданская стойкость.
Проблема тоски по родине, любви к родине В книге Н. Тэффи «Воспомина­ния» писательница предсказала судь­бу целого поколения эмигран­тов, покинувших Россию во время революции и Граждан­ской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на траги­ческое совместное одиночество в чужих странах.
Неразрывной связи с родиной, родной зем­лей В рассказе А. Солжени­цына «Матренин двор» для Матрены Васильевны её дом, двор, деревня имеют гораз­до большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.
Верности данному слову В повести А.С. Пушкина «Дубров­ский» Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком - ста­риком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спа­сти её от этого замужества и ос­тановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.
В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина, верная сво­ему супружескому долгу и данному слову, отвергла чув­ство тайно ею любимого Оне­гина. Она стала олицетворени­ем искренности и нравственной силы.
Стремления человека к добру и счастью В комедии А.П. Чехова «Вишневый сад» Ане Раневской есть юная ве­ра в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.
Проблема бескорыст­ного служения В повести Н.С. Лескова «Очарован­ный стран­ник» Иван Флягин, герой повести освобождает от тяжелой солдат­ской службы молодого крестья­нина, под его именем отправля­ясь служить в армию.
Нравственной проч­ности чело­века В произведении В. Быкова «Сотников» Сотников, физически слабый и больной, морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напар­ника, с которым он отправился в разведку. Рыбак стал предате­лем, а Сотников предпочел смерть подобному позору.
Проблема верности своим убе­ждениям В рассказе М. Шолохова «Судьба че­ловека»судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить ге­рою: плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспи­тание Ванюшку, которого тоже осиротила война.
В рассказе А. Солжени­цына «Один день Ивана Денисовича» Иван Шухов сохранил достоин­ство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться чело­веком, не сломаться. Жизнь Шу­хова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью, вой­ну и это дает ему силы жить.
Проблема дружбы, товарище­ства В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Тарас Бульба, центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, вы­ше родства по крови, выше все­го земного.
Интерна­ционализма (межнацио­нальных отношений) В романе Ю. Бондарева «Берег»Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность - это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.
В повести А. Приставкина «Ночева­ла тучка зо­лотая»дети -русский Колька и че­ченец Алхузур - стали на­стоящими братьями вопреки безумию, которое творили взрослые на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели е бра­та, он полон сострада­ния. Только братская помощь помогла Коль­ке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чечен­це врага. В детском приемнике были соб­раны дети разных национально­стей. Для них не существовало понятия нацио­нальной неприязни: дети дру­жили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Пет­ровна утверждала: «Плохих на­родов не бывает. Бывают лишь плохие люди».
Проблема любви и милосердия В романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Маргарита способна на глубо­кую, преданную, самоотвер­женную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подоб­но тому, как Иешуа остаётся че­ловеком даже находясь во вла­сти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита даже в роли королевы бала у сатаны остаётся человеком: помогает Фриде.
Проблема гуманизма В произведении А. Адамовича «Немой» во время войны одну из белорус­ских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника - фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Ко­гда приходят советские войска, Полина представляет немца не­мым братом, спасая его, как ко­гда-то Франц спас их.
Проблема веры в человека В пьесе М. Горький «На дне»Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек - тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он та­кой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тай­ных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).
Добра (любви) как воскрешающей силы В романе М. Булгаков «Мастер и Маргарита» сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и стара­ется ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил ве­личайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом,"- он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого мо­мента начинается его перерож­дение.
Проблема силы любви В рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Ве­ре Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина - той, в ко­торой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат- Тугановского, брата Веры, кото­рый решил, что с помощью вла­стей можно запретить любить.
Талантли­вости, при­родной ода­ренности В сказе Н.С. Лесков «Левша» косой и плохо владеющий пра­вой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не раз­личимую глазом.
Проблемы, связанные с ролью искусства в жизни человека В рассказе В. Короленко «Слепой му­зыкант» описывается, как Петрусь родился слепым, и му­зыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантли­вым пианистом.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на луч­шее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он про­играл большую сумму денег.
Проблема роли худо­жественной литературы в становле­нии лично­сти Алёша, герой повести М. Горького «Мои универ­ситеты», считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяже­лейшие жизненные испытания, стать человеком..
Проблема сохранения культуры В произведении Р. Брэдбери «Улыбка» мальчик Том во время очеред­ной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вер­нуть людям: Том верит, что на­стоящее искусство способно об­лагородить даже дикую толпу.
Взаимоот­ношений власти и личности, власти и художника Мастер в романе М.А.Булгакова не создан для той жестокой борьбы, на кото­рую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демаго­гов, захвативших «литературную ниву». Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев, страшную злобу вызыва­ет человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить.
Проблема личности и власти В романе М.Замятина «Мы» Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных людей. Главный герой Д503, строитель интеграла, хотя бы на время обретает душу, переживая глубокие чувства к женщине.
Проблема недопус­тимости вмешатель­ства в есте­ственный ход вещей Главный герой повести М. Булгакова «Собачье сердце» - про­фессор Преображенский. Его эксперимент фантастичен: соз­дать нового человека путем пе­ресадки собаке части человече­ского мозга. В результате сложнейшей операции появля­ется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой экспери­мент, видеть последст­вия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь.
Проблема бесчеловечности и бессмыс­ленности войны В рассказе М. Шолохова «Родинка» гражданская война стала причи­ной того, что атаман, семь лет от­сутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре.
Проблема историче­ской памя­ти (сопри­частности к ходу исто­рии) В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» лихорадочные действия людей, спешащих покон­чить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему про­шлому, к тем, кто жил до них на этой земле. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни», - говорит Распутин. Главная героиня Дарья Пинигина – воплощение совести, народной нравственности. Для Дарьи важна и необходима ценность прошлого: она отказывается от переезда из зоны затопления, обжитых мест, родной деревни, пока не перенесут могилки. Не может допустить она кощунства бездушных пришлых людей. Для нее память является святой.
Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» А. Твардовского ведется от лица убитого безымянного солдата, погибшего в болотах подо Ржевом. Ничего не осталось после него, только завещание нам, потомкам: « Я вам жизнь завещаю», завещание быть счастливыми, с честью служить Отчизне в память « воина-брата, что погиб на войне».
НТР и будущее В книгеР. Брэдбери «451 ° по Фа­ренгейту» изображены два симво­ла «механизации» человечества. Первый - «механический пёс» - кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй - мо­дернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта че­ловека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приво­дит к душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам аг­рессии.