Плюсы и минусы фгос. Внедрение фгос дошкольного образования в практику

Дошкольное образование без ФГТ и ФГОС: плюсы и минусы
Очеретная Ирина Владимировна, МБ ДОУ № 43 комбинированного вида, г. Новокузнецк

Халина Марина Фёдоровна, МБ ДОУ № 74 комбинированного вида, г. Новокузнецк

Веселовская Татьяна Сергеевна, МБ ДОУ № 61, г. Новокузнецк

Ларченко Инна Васильевна, МБ ДОУ «ЦРР - детский сад № 244», г. Новокузнецк

Федорцева Марина Борисовна, МАОУ ДПО ИПК, г. Новокузнецк
Современное дошкольное образование - это открытая социально-педагогическая система предоставления образовательных и иных услуг населению, в которой образ дошкольного детства рассматривается как уникальный период жизни человека. На протяжении многих лет институт дошкольного образования зарекомендовал себя как необходимый и значимый институт в развитии детей (таб.1).
Таблица 1 - Развитие российского дошкольного образования (вторая половина XIX века – начало XXI века)


Исторические события

Социальная ситуация

1866 г. – создан первый в России бесплатный народный детский сад для детей горожан из низших слоев населения

Государственные

ассигнования

ничтожны
Интервенция
Гражданская война
Голод
Разруха
Педология объявлена «псевдонаукой»


1866 г. – открыт платный частный детский сад для детей интеллигенции А.С. Симонович

1871 г. – основано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста; открытие первых курсов по подготовке женщин-воспитательниц

1917 г. – создана государственная система дошкольного образования (принята «Декларация по дошкольному воспитанию»)

1918 г. – организован педагогический факультет с дошкольным отделением (второй Московский государственный университет)

1919 г. – состоялся первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (г. Москва)

20-е годы XX века – организованы исследования отечественных педологов

1928 г. – основан журнал «Дошкольное воспитание»

1944 г. – принято Постановление ЦИК РСФСР № 33 «О расширении сети детских садов и улучшении их работы, об открытии педагогических училищ». Этим Постановлением исполком Сталинского городского совета обязан был открыть с 1 сентября 1944 г. дошкольное педагогическое училище с плановым контингентом на 1944/1945 учебный год – 90 человек

Великая

Отечественная


1944 г. – принят новый «Устав детского сада»

1944 – разработано «Руководство для воспитателя детского сада», содержащее программные и методические указания для работы в различных возрастных группах

1941-1945 годы – проведено 16 конференций по вопросам теории и практики дошкольного воспитания

1959 г. – принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста»

Социалистическое общество

1959 г. – появление нового вида ДОУ – ясли-сад

1960 г. – основан Институт дошкольного воспитания АПН СССР, разрабатывающий основные направления теории и практики

1962 г. – создана комплексная программа воспитания в детском саду, которая стала единым обязательным документом в работе дошкольных учреждений страны (в 1978 г. – получила название Типовой; в 1984 г. – заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду)

1989 г. – утверждена Концепция дошкольного воспитания, характеризующая ключевые позиции обновления детского сада

Перестройка

Инновационный «взрыв»

в образовании

Расслоение общества

Снижение ценности

дошкольного

образования

Появление прогимназий

«Неуправляемые»

требования

родителей

к дошкольному

образованию

Уход из ДОУ

профессионалов


1991 г. – принято Постановление Совмина РСФСР «Временное положение о дошкольных учреждениях», определявшее в качестве основных функций ДОУ охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их интеллектуального и личностного развития, заботу об эмоциональном благополучии каждого ребенка

1992 г. – принят Закон РФ «Об образовании», в котором определен правовой статус дошкольных образовательных учреждений, их функции и обязанности

1995 г. – принято «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»

10-е годы XXI века – развито видовое разнообразие образовательных учреждений для детей дошкольного возраста; разработано большое количество вариативных комплексных, парциальных и дополнительных программ для дошкольных учреждений; используются разнообразные образовательные технологии (в том числе ИКТ); организованы творческие сообщества педагогов дошкольного образования

Стандартизация

российского

образования

Первые детские сады в России появились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц и благотворительных обществ. Было их мало и за редким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия в их организации. Направление воспитательной работы и подбор персонала всецело зависели от лиц, содержавших детские сады. Развитие российских дошкольных учреждений шло крайне медленно. В государственном бюджете Российской империи на 1913 г. предусматривались затраты на одного ребенка-дошкольника в размере 1 коп. в год.

Дошкольное образование в России существовало и развивалось лишь благодаря энтузиазму педагогов, среди которых следует выделить К.Д. Ушинского, А. С. Симонович, Е. Н. Водовозову, Л. К. Шлегер, Е. И. Тихееву.

Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 ноября 1917 г. «Декларации по дошкольному воспитанию». В этом документе были определены принципы дошкольного образования: бесплатность и доступность и подчеркивалось, что общественное воспитания детей дошкольного возраста должно начинаться с рождения ребенка и осуществлятьего всестороннее развитие.

Огромную роль в развитии теории и практики воспитания детей дошкольного возраста сыграла Н. К. Крупская. Она внесла большой вклад в разработку теории дошкольного воспитания. Надежда Константиновна много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы детского сада.

В 30-х годах. впервые был поставлен вопрос об установлении единства в работе всех дошкольных учреждений. В это же время основан методический журнал «Дошкольное воспитание», который знакомит своих читателей с передовым опытом, новыми идеями и методикой, освещает задачи дошкольного воспитания. В 1934 г. «родилась» первая программа.

Великая Отечественная война прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания. Но, несмотря на тяжелое военное и экономическое положение, государство по-прежнему проявляло заботу о дошкольном образовании.

В 1944 г. принято постановление «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей», которое предусматривало целый комплекс мер по улучшению работы различных типов дошкольных учреждений, таких как ясли, детские сады, детские дома.

В дошкольных учреждениях большое внимание уделялось физическому развитию детей, а также воспитанию у них чувства патриотизма, интернационализма, любви к Советской Армии.

В послевоенное время продолжилось развитие системы дошкольного образования. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения - ясли-сад, где дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет.

Наступил «золотой век» советского дошкольного образования, его апогей и кульминация. Советское образование было одним из лучших образцов индустриальной эпохи. Ценность дошкольного воспитания заключается в том, что в нем преобладают – доброта, любовь, душевная теплота, искренность, бережное отношение к душе ребенка. Изначально система детских садов была предназначена для первоначальной социализации детей, для обучения их навыкам общения, а также для решения проблемы занятости родителей.

Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. В дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

В 1962 году на свет появилась – комплексная «Программа воспитания в детском саду» - «бабушка» современной традиционной программы. Она переиздавалась 9 раз, просуществовала до 1984 г. и была заменена Типовой программой воспитания и обучения в детском саду. Она прошла многолетнюю апробацию, была обеспечена разнообразными методическими материалами. Выпускники советских педучилищ, получив качественную профессиональную подготовку, действовали по четко прописанному алгоритму профессиональной деятельности. А затем в процессе профессионального развития (в условиях продолжительной и эффективной реализации «программы Васильевой») формировался свой неповторимы стиль.

На пороге 80-90-х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.), декларирующая необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в дошкольном образовательном учреждении. Важным событием в этот период было и принятие народами мира Конвенции о правах ребенка.

Но система «общественного дошкольного воспитания» как полноправная и неотъемлемая ступень общего образования не признается, ни родителями, ни учителями начального звена школы, ни государством.

90-е годы (годы перестройки) характеризуются серией документов о развитии дошкольного образования. Этот период сопровождается инновационным «взрывом» в образовании и вмести с тем расслоением общества, снижением ценности дошкольного образования, появлением «неуправляемых» требований родителей к детскому саду, уходом из ДОУ высококвалифицированных кадров.

В 10-е годы XXI века у «дошкольного воспитания» отсутствует общеобразовательный статус. Возникла необходимость законодательно определить ступень образования для «дошколки».

Что для этого необходимо? Во-первых, поддержка государства. Сегодня многие государственные документы выделяют основные направления развития системы дошкольного образования (повышение доступности, обеспечение потребности семей услугами дошкольного образования, повышение качества образовательных услуг) и перспективные задачи развития системы: Государственная образовательная политика Российской Федерации делает особый акцент на дошкольное образование, о чем свидетельствуют нормативные документы.


Литература

  1. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1978. – 414 с.

  2. История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. / Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2000. – 520с.

Основные тенденции образовательной политики

Российской Федерации в сфере дошкольного образования
Халина Марина Федоровна, МБДОУ «Детский сад №74» комбинированного вида
Государственная образовательная политика Российской Федерации делает особый акцент на дошкольное образование, о чем свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Важнейшей задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является определение концептуальных основ дошкольного образования (корректировка Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)), обеспечение качества дошкольного образования и определение подходов к его оценке.

Законодательные акты и нормативно-правовые документы последних лет, отражающие политику государства в области образования, указывают на необходимость повышения качества дошкольного образования, улучшения результативности педагогической деятельности, соблюдения новых требований при организации образовательного процесса. Главная задача государственной образовательной политики Российской Федерации - обеспечение современного качества образования. Модернизация системы образования вносит свои коррективы в устоявшуюся деятельность дошкольных образовательных учреждений. Неполнота процесса стандартизации современного дошкольного образования России порождает ряд социально-экономических и политических рисков. Среди них наиболее существенными являются затруднение реализации государственной политики в сфере образования; препятствие в обеспечении преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

В настоящее время система дошкольного образования имеет действующий заменитель стандарта первого поколения в виде утверждённых Министерством образования РФ 12.09.1996 г. «Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении», а также неполный стандарт второго поколения в виде федеральных государственных требований, из совокупности которых выпал наиболее значимый компонент – требования к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации N 655 от 23 ноября 2009 г.).

ФГТ - это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет важные принципы, по которым необходимо фактически перестраивать образовательную работу в дошкольных учреждениях с учетом специфики обучения дошкольников. ФГТ способствуют стандартизации содержания дошкольного образования. Они достаточно четко разъясняют, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать, чтобы дать каждому ребенку адекватный его возрасту уровень развития. Система действий в области дошкольного образования в формате реализации ФГТ призвана создать в ДОУ условия, способствующие развитию интегративных качеств.

Неполнота процесса стандартизации российского дошкольного образования в настоящее время отчетливо осознается научным сообществом, практическими работниками и руководителями всех уровней управления. В качестве временной меры (до принятия ФГОС дошкольного образования) Министерством образования и науки Российской Федерации принято решение о включение итогового интегрального результата дошкольного образования в федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 года № 655). Указанный результат представляет собой «социальный портрет» ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, состоящий из 9-ти интегративных качеств, которые являются адекватной характеристикой ребенка «на выходе» из дошкольного возраста.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» основная общеобразовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами…»

Прослеживается явное противоречие: «…установленных соответствующими государственными стандартами…»

Что же такое стандартизация в образовании?

Стандартизация в образовании - деятельность по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения:

Безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного процесса;

Повышения качества образования;

Экономии всех видов ресурсов;

Единства измерения результатов образовательного процесса.

С сентября 2013 года в экспериментальном режиме в российские детские сады вводится новый федеральный образовательный стандарт – ФГОС. Стандарт дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». В России появляется новая ступень образования - дошкольное образование.

ФГОС ДО включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Стандартизация позволяет дошкольному образованию стать частью общей системы образования:

 требования к содержанию дошкольного образования учитывают особенности современного состояния дошкольного детства в России;

 актуальные проблемы системы дошкольного образования вносят в содержание программ необходимые изменения, а именно: ставится акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет гендерного подхода при организации педагогического процесса, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования;

 документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования и для учителей начальной школы (следует подчеркнуть, что до принятия настоящего документа они сильно расходились).

ФГОС ДО учитывает:

самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

социокультурное разнообразие детства;

возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;

потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;

возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества. Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. ФГОС ДО отличается от стандарта начального образования еще и тем, что в дошкольном образовании не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

В ФГОС ДО намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию. Это одно из ключевых условий.

Предполагает, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребенка, строиться вокруг его интересов. В проекте ФГОС ДО не в полной мере раскрыта одна из главных задач воспитания – духовно-нравственное развитие личности, не показана преемственность этого направления с другими ступенями образования и, в первую очередь, с начальным общим образованием. При этом ФГОС начального общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (раздел «Общие положения», п. 6). Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, а не подготовка к школе. Больше всего неразберихи будет из-за выделения пяти образовательных областей, среди которых совершенно неправомерно названо в качестве направления социально-коммуникативное развитие (вместо социально-личностного или социально-нравственного), разведены речевое развитие и познавательное развитие. Организационно реализация содержания прописана крайне слабо. Нет упоминания ни форм, ни видов образовательной деятельности и взаимодействия, ни методов. Частично есть упоминание видов образовательной деятельности как непосредственной образовательной деятельности, деятельности в ходе режимных моментов и взаимодействия с родителями. При этом то, ради чего психологи взялись за разработку стандарта – самостоятельной деятельности детей и форм организации самостоятельной групповой и коллективной деятельности – просто нет. Дети полностью подконтрольны взрослому.

За многие годы мы привыкли к термину «дошкольное воспитание». Речь идет не о «смене вывески» в угоду новым веяниям. В последние годы, «во многом благодаря мощному инновационному движению, охватившему дошкольные учреждения страны, де-факто формировался собственно образовательный статус того, чем занимаются взрослые с детьми в организованной педагогической форме до школы. Теперь это закреплено де-юре» . Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно.

Литература


  1. Дискуссия. Дошкольное образование: проблемы «стандартизации» [Электронный ресурс] // Дошкольное воспитание. – Режим доступа: http://dovosp.ru/j_dv/diskussiya.

  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с. – (Кодексы. Законы. Нормы).

  3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приложение: утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 г. № 655 [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – С 5-11.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф/новости/3447/файл/ 2280/ 13.06.14-ФГОС-ДО.pdf‎.

Положительные стороны и риски введения

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Осинцева Светлана Васильевна, МБ ДОУ № 158, г. Новокузнецк

Каширина Ирина Александровна, МБ ДОУ № 253 , г. Новокузнецк

Щербакова Елена Вениаминовна, МК ДОУ № 229 компенсирующего вида

Герасимова Елена Александровна, МБ ДОУ № 79 , г. Новокузнецк

Сепп Марина Александровна, МБ ДОУ № 238 , г. Новокузнецк

Саблина Полина Ивановна, МБ ДОУ № 136» , г. Новокузнецк

Кудинова Виктория Александровна, МБ ДОУ № 153 , г. Новокузнецк

Скоробогатова Марина Анатольевна, МАОУ ДПО ИПК, МБ ДОУ № 149

Федорцева Марина Борисовна, МАОУ ДПО ИПК, г. Новокузнецк
Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция. Проблемы и перспективы стандартизации дошкольного образования обсуждались на августовском педагогическом совете «Муниципальная система образования: актуальное состояние и перспективы развития» (секция «Современные ориентиры развития дошкольного образования») в формате открытой коллективной дискуссии. Актуальность данного вопроса обусловлена необходимостью реализовать «дорожную карту» Кемеровской области, а также ситуацией неопределенности и информационного дефицита. Особое внимание было уделено положительным сторонам стандартизации дошкольного образования, рискам введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) и путям их нивелирования (таб 1).

Таблица 1 - Положительные стороны и риски введения ФГОС ДО


Положительные стороны стандартизации дошкольного образования

Риски введения

ФГОС ДО


    Стандартизация дошкольного образования позволит реализовать государственную политику в сфере образования (введение ФГОС ДО позволит выполнить ФЗ «Об образовании в РФ»)

  • Утверждение ФГОС ДО свидетельствует о признании дошкольного образования уровнем общего образования

  • Ценное новизна ФГОСа ДО – требования к результатам освоения ООП ДО

  • Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием

  • ФГОС позволит обеспечить право на качественное дошкольное образование

  • Результаты освоения ООП ДО представлены в виде целевых ориентиров

  • Стандартизация ориентирует дошкольное образование на ребенка, его особенности и интересы

  • Инновационность ФГОС заключается в создании одновременно условий и для социализации, и для индивидуализации дошкольника

  • Требования к структуре ООП ДО в ФГТ И ФГОС ДО не имеют кардинальных отличий

  • ФГОС предполагает активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ

  • В ФГОС ДО предусмотрено создание условий для консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования

  • ФГОС ДО учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Стандартизация позволит сохранить единое образовательное пространство в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования

  • В ФГОС ДО предусмотрена система условий психолого-педагогической поддержки развития детей

  • Сформулированы профессиональные компетенции педагога, реализующего ООП ДО

  • Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности руководителей и педагогов в условиях стандартизации дошкольного образования

  • Форсирование процесса стандартизации дошкольного образования

  • Мониторинговые риски (отсутствие единого критериально-оценочного комплекса, обеспечивающего преемственность дошкольного и начального общего образования)

  • «Натягивание» школьной жизни на дошкольную

  • Трудность своевременно и логически последовательно разработать ООП ДО

  • Неадекватные требования родителей к дошкольному образованию

  • Отсутствие рекомендаций по организации инклюзивной группы в ДОУ

  • Неготовность педагогов и родителей к взаимодействию в условиях инклюзивного образования

  • Неприятие ребенка-инвалида в группе здоровых детей

  • Сложности в обеспечении гарантии качества дошкольного образования (недостаточность кадровых, материально-технических ресурсов; неготовность специалистов и обслуживающего персонала ДОУ участвовать в реализации ООП ДО)

  • Непонимание ФГОС ДО педагогами, родителями, общественностью

  • Кадровые риски

  • Личностно-профессиональные риски

  • Неготовность руководителей и педагогов к проектированию и реализации ООП ДО, разработанной с учетом ФГОС ДО

Стандартизация дошкольного образования, несомненно, принесёт положительные моменты в нашу деятельность. Во-первых, стандартизация дошкольного образования позволит реализовать государственную политику в сфере образования. По сути, новый стандарт в документальной форме устанавливает принципы содержания детей в детских садах для того, чтобы мог исполняться федеральный закон «Об образовании». Таким образом, ФГОС ДО должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования.

Во-вторых, утверждение ФГОС ДО будет означать, что дошкольное образование наконец-то признано уровнем образования. Стандарт позволит, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития, за который несёт ответственность государство и есть шанс, что благодаря новому стандарту Конвенция прав ребёнка не на словах, а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства. ФГОС ДО позволит создать доктрину развития дошкольного детства, в которой вместе, «в одной упряжке», будут государство, семья, работники системы образования, те, кто создаёт продукцию для поддержки детства – книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. По сути дела, принятие стандарта приведёт к ещё более резкому росту социального статуса детства.

А это значит, что возрастёт социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей – и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню.

Неизбежность форсирования процесса стандартизации не должна беспокоить. ФГОС ДО придёт в нашу жизнь не неожиданно. В его преддверии мы внедрили федеральные государственные требования (ФГТ) к основной общеобразовательной программе и к условиям её реализации. Что в свою очередь нашло отражение в стандарте. Новшество ФГОС ДО и отличие от ФГТ, в нём есть помимо требований к структуре основной общеобразовательной программы и к условиям её реализации – требования к результатам.

Положительная сторона стандарта также заключается в том, что стандарт основывается на требованиях к образовательной, воспитательной среде ДОУ, которая обеспечит достижение результата. Разработчики ФГОС ДО заложили в его основу концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода, которая лежит в основе дошкольного образования Финляндии, Швеции и отличается от англо-саксонской модели, где главное – академические результаты, которые демонстрируют дети. В личностно-ориентированной модели равное значение придаётся и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. Такой подход даёт лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребёнка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными, уверенными в себе.

Поэтому в проекте стандарта наложено вето на требования к оценке образовательных результатов (ст. 64 ФЗ «Об образовании в РФ»). Разработчики исходили из того, что все дети разные и у каждого будет своя траектория развития. А чтобы вариативность не превратилась в хаос. В стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ.

ФГОС ДО обеспечит преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, учитывая сензитивные периоды в развитии ребенка дошкольника.

В пункте 7 раздела 4 проекта ФГОС ДО представлены требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО).

Целевые ориентиры ООП ДО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации ООП ДО настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Следовательно, ФГОС ДО направлен на формирование совокупности интегративных личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе (формирует качества, а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы. Это позволит:


  • исключить субъективный подход к приему детей в первый класс со стороны общеобразовательных учреждений: по собственным критериям, предъявление к детям слишком высоких требований

  • исключит ориентацию дошкольных образовательных учреждений на выполнение социального заказа учителей и родителей по подготовке ребенка к школе с превалированием познавательного компонента развития, в ущерб достижению готовности (физической и психологической) к школе;

  • формировать личностные качества ребенка соответственно возрасту.
На страницах интернета педагогическая общественность активно обсуждает вопрос организации и содержания мониторинга в ДОУ.

С базовыми ориентирами воспитанников, переходящих с одной возрастной ступени на другую все понятно, а в отношении мониторинга выпускников ДОУ возникает вопрос: если результаты мониторинга не имеют значения ни для начальной школы, ни для родителей, зачем его проводить? Для отчетности? Это формализм. В ДОУ - одна модель выпускника, школа ждет читающих и пишущих первоклассников, а родители подстраиваются под ожидания школы. Портрет выпускника ДОУ не всегда соответствует ожиданиям родителей и учителей, а, следовательно, и результаты мониторинга выпускников для них не значимы.

Несмотря на то, что в ФГОС ДО определены требования к результатам освоения ООП, однако не определен механизм оценки этой результативности. В пункт 4 раздела 3 указывается, что психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) проводится только с согласия родителей – это предполагает её необязательность. Согласно пунктам 3 и 9 раздела 4, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, освоение детьми ООП не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников .

У педагогов-практиков большое количество вопросов, свидетельствующие о наличие мониторинговых исследований. Как же определить результат освоения программы ребенком, сформированность социальных и психологических характеристик, достижений ребенка. Как отследить преемственность между двумя звеньями образования, как оценить сформированность предпосылок учебной деятельности?

Массовая психолого-педагогическая диагностика как процедура оценки уровня развития ребенка и освоения им программы проводится, как правило, с серьезными нарушениями (используются неапробированные методы диагностики, имеющие сомнительную научную и практическую ценность и др.). Важно понимать, что все это не соответствует специфике дошкольного воспитания.

В пункте 9 раздела 4 ФГОС ДО говорится о том, освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников.

Следовательно, тот мониторинг, который проводится в учреждении, направлен на коррекцию выявляемых недостатков по созданию необходимых, регламентированных стандартом условий, которые в свою очередь обеспечат формирование целевых ориентиров, предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольной ступени образования.

Тем не менее, сохраняется риск того, что введение ФГОС повлечет за собой попытки конкретных педагогов «натянуть» школьную жизнь на дошкольную, усадив воспитанников детского сада за парты, заставить сдавать экзамены.

Для нивелирования данного риска в ФГОСе ДО определены целевые ориентиры дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры определяются независимо от форм реализации ООП ДО, особенностей развития воспитанников и видов ДОУ, реализующей ООП. Они не подлежат педагогической диагностики, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

На смену четырем направлениям развития детей и десяти образовательным областям пришло пять образовательных областей (коммуникативно-личностное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), которые включают в себя различные виды детской деятельности. Ведущим видом деятельности остается игровая деятельность. Как и в ФГТ, сохранился принцип интеграции видов деятельности и отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, что обеспечивает за собой воспитание свободной личности умеющий делать свой собственный выбор.

Новый стандарт ориентирован на то, чтобы вся система общественного дошкольного воспитания работала на ребёнка, строилась вокруг его интересов.

Инновационность стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника. Главными критериями нового стандарта ДО названы социализация и индивидуальное развитие ребёнка, а не подготовка к школе, т.е. в стандарте образовательная программа впервые определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей. Самое важное, что проходит через весь стандарт, - подчёркивается поощрение инициативы ребёнка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативу. Разработчики стандарта делают акцент не на том, чтобы ребёнок перед походом в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, - к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание будет уделяться развитию у ребёнка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребёнка – как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью – в ФГОСе ДО утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка наравне с индивидуализацией.

Все эти особенности должны быть учтены при разработке ООП ДО. Вместе с тем, существует риск формального подхода к разработке ООП ДО.

В стандарте подчёркнута возможность того, что образовательное учреждение может разрабатывать и реализовывать различные ООП ДО с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, для детей раннего и дошкольного возраста. Вместе с тем, перечень видов детской деятельности определён только для пяти-шестилетних детей. Каким образом авторы ФГОС ДО предполагают организацию обязательной для годовалых или двухлетних детей деятельности по катанию на самокате и ходьбе на лыжах, организации сюжетно-ролевой игры и бытового труда? Необходимы четкие, конкретные методические рекомендации федерального уровня по разработке образовательных программ в дошкольных учреждениях.

Согласно ФГОС ДО, ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Ее содержание должно охватывать следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.


  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

  • характер взаимодействия со взрослыми;

  • характер взаимодействия с другими детьми;

  • система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
ООП ДО предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть предполагает развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Вторая часть включает парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы.

Образовательная программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку (цели и задачи реализации ООП, характеристики: психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности ДОУ, специфику условий, принципы и подходы); целевые ориентиры.

Содержательный раздел определяет общее содержание ООП ДО, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и предполагает развитие специфических видов детской деятельности, становление первичной ценностной ориентации и социализации, коррекцию нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и др.

Организационный раздел определяет организацию образовательного процесса.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в ООП ДО в виде самостоятельного раздела, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации ООП для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Дополнительным разделом ООП ДО является текст её краткой презентации, ориентированный на родителей воспитанников и доступный для ознакомления.

К сожалению, в последнее время многие родители - откровенные оппоненты перемен. Во всяком случае, в СМИ они обвиняют ДОУ в неоправданных денежных поборах, перегибах в методах воспитания отдельными педагогами, несъедобном меню. Родители накопили очень много претензий к детским садам. Можно даже говорить об устойчивом кризисе доверия к ДОУ.

Вместе с тем ФГОС предполагает активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ. Так, в пункте 3 раздела 6 особое внимание уделено открытому характеру образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников для:

● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.

● для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией Программы.

●непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Очевидна значимая роль родительской общественности. ФГОС ДО определяет конкретные направления вовлечения родителей в образовательный процесс. Эту задачу необходимо решать на местах именно от учреждений будет зависеть успешность ее выполнения.

Впервые о включении детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные детские сады говорят на законодательном уровне (пункт 5 общих положений ФГОС ДО). В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из задач ДОУ является организация реабилитации детей-инвалидов при наличии соответствующих условий. В проекте приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования», особое внимание уделено группам компенсирующей направленности, в которых осуществляется реализация адаптированной ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ООП ДО, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективной организации инклюзивного образования могут помешать следующее:


  1. Неготовность самих педагогов работать в режиме инклюзивного образования, психологическое неприятие ребенка-инвалида в группу здоровых детей.

  2. Отчасти отсюда и проблемы с родителями, которые часто манипулируют собственными детьми в борьбе с «не такими», говорят, что у их детей появился панический страх, выискивают царапины, синяки и т.д.. То, что допускается здоровому ребенку: ударил кого-то, укусил, кинул игрушку и т.д., ребенку-инвалиду не прощается, сразу навешивается ярлык: немотивированно агрессивен, угрожает жизни и здоровью, мешает проведению занятий, тормозит развитие здоровых детей. Родители требуют немедленно убрать такого ребенка из группы.

  3. Отсутствие четких рекомендаций по организации работы инклюзивной группы.
Необходимо обобщить передовой уже имеющийся опыт работы по данной проблеме, создать условия для профессионального общения педагогов инклюзивного образования и консультативной поддержки родителей, чьи дети воспитываются в инклюзивных группах.

Имеется риск в обеспечении гарантий качества образования в части создания условий и подготовки кадров. Несмотря на то, что в пунктах 10-15 раздела 3 ФГОС ДО достаточно полно прописаны требования к предметно-развивающей среде и подготовке кадров, существует ряд опасений. Например, в части материально-технического обеспечения необходимо иметь достаточное количество современных развивающих игр и игрушек, спортивного оборудования и др. для реализации ООП в соответствии с пятью вышеназванными образовательными областями. Однако если какая либо из областей не будет представлена в предметно-развивающей среде ДОУ или представлена в неполном объеме, то выполнение требований ФГОС, а именно предоставление качественных образовательных услуг, невозможно. Также не секрет, что в наших детских садах нет целого ряда функциональных помещений (лабораторий, мастерских, студий), которые включены в пространство современных образовательных учреждений Германии, Бельгии, Голландии, Финляндии и других стран. Недостаточно оборудованы детские игровые площадки.

Также на особом контроле необходимо держать вопрос укомплектованности ДОУ квалифицированными кадрами; поддержки педагогов на этапе проектирования предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС (а именно содержательной, насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной). Необходима подготовка младших воспитателей, других работников ДОУ к участию в реализации ООП.

Одно из ключевых условий стандарта – намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию. В детских садах ребёнок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем), с которым ему надо выстраивать отношения. От компетентности воспитателя зависит весь воспитательный процесс.

Ещё одно определение Стандарта, которое используют между собой разработчики – «система условий психолого-педагогической поддержки развития детей». В нём впервые даны ориентиры тем, кто работает с дошкольным детством: что это за работа? Как она строится? Какие требования и условия должны обеспечивать её эффективность и качество? Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам: прописана также защита детей от всех форм физического и психического насилия, т.е от некомпетентных взрослых.

В связи с тем, что как уже ранее было сказано, данный стандарт предполагает принципиально иной подход к дошкольному детству, т.е. это стандарт, который не рассматривает дошкольное детство исключительно, как его рассматривали раньше, то есть как подготовку к школе. Возникает один из главных вопросов: готова ли наша педагогическая общественность к реализации этого Стандарта. И тут же возникает один из самых первых и основных рисков, которого сильно опасаются и создатели ФГОСа – это непонимание этого стандарта (цитата Александра Асмолова). На данный момент нет тезауруса, который бы не допустил разного толкования этого документа как педагогами, так и родителями, и представителями проверяющих органов.

Другой не менее опасный и серьезный риск - это качественно иная подготовка педагогических и управленческих кадров. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта

От кадрового состава на 90% зависит успех реализации программы, необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им работать по стандарту. Требования к условиям развития детей, к деятельности педагогов наиболее детально прописаны в стандарте. В проекте документа указаны компетенции, которые мы считаем необходимыми для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту

Если говорить о частных рисках, стоит затронуть и личностно-профессиональные риски, связанные с особенностями личности педагогов. Прежде всего, это такой психологический барьер, как неприятие нового. Известно, что на все новое, непривычное первая реакция зачастую – отторжение. К тому же педагоги в своем большинстве достаточно консервативны и мало изменчивы, что в общем-то не так уж и плохо. Но в данном вопросе это скорее «минус», чем «плюс». И преодолеть традиционность подхода к профессии, выработать осознание себя как педагога «нового типа», а тем более быть носителем этих новых целей в родительскую общественность задача непростая.

Обеспокоенность прогнозируемой неготовностью руководителей и педагогов к проектированию и реализации ООП ДО, разработанной с учетом ФГОС диктует необходимость организации научно-методического сопровождения данной деятельности, осуществляемой институтом в рамках формального и неформального повышения квалификации.

Выявленные положительные стороны стандартизации дошкольного образования позволит обеспечить условия для полноценного развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Зафиксированные риски введения ФГОС ДО позволят поставить актуальные для образовательные практики задачи, выделить приоритеты профессиональной деятельности. Эффективное решение поставленных задач возможно только при условии скоординированности действий всех уровней управления на этапе перехода к ФГОС ДО.

Большинство родителей согласятся, что детский сад — важный этап в жизни детей, но некоторые из них, как ни удивительно, позволяют себе не согласиться с этим. Согласно последним исследованиям, некоторые родители предпочли бы сохранить своих маленьких малышей дома и оградить их от внешнего мира «немного дольше». Те, кто не в пользу этого мнения, считают, что дошкольное учреждение есть необходимая возможность для их детей расти как умственно, так и физически, в независимой обстановке.

Программы для детей младшего возраста могут сделать подготовку и предоставление необходимой основы для дальнейшего обучения детей, а также может помочь в привлечении их к соответствующему возрасту опыту. Держать ребенка подальше от дома, может быть пугающей задачей для родителей, но если они работают, будет совсем трудно находится рядом с детьми ежеминутно. В этом случае,дошкольное учреждение может рассматриваться как хороший вариант. Этот образовательный опыт, может помочь в создании эмоционального диапазона ребенка, а также помогает им одновременно учиться. Родители могут теперь вздохнуть с облегчением, так как все дошкольные учреждения клянутся обеспечить безопасной и надёжной средой. Читайте дальше, чтобы узнать больше о плюсах и минусах дошкольного образования .

Дошкольное образование — преимущества и недостатки

Плюсы

Ранняя социализация

Дошкольное учреждение является прекрасной возможностью для детей, чтобы пообщаться с другими детьми своего возраста,тем самым помогая им строить социальные навыки для более поздних лет. На ранней стадии, если родители или учителя замечают, что ребёнок не очень общительный или имеет тенденцию оставаться затворником, можно рассматривать определенные решения и проблему, которые можно решить пока не стало слишком поздно. Таким образом, дети занимаются, учится говорить и играть дружно с другими,одновременно завоевывая друзей и построение взаимоотношений. Это является важной социальной составляющей для детей, так как они могут создавать свои собственные маленькие детские сети.

Независимое отношение

Это может быть чрезвычайно болезненным для детей, чтобы оставить родителей вначале, или наоборот. Но, в конце концов, ребенок начинает адаптироваться к новым условиям и начинает развивать отношения с другими людьми, а не только с родителями, такими как учителя и даже другие дети. Именно здесь дети учатся и строят свои собственные контакты, а также учатся играть и общаться дружелюбно с другими в структурированной среде. Дошкольное образование обеспечивает саморазвитие среды для роста детей социально, что в конечном итоге завершается в самостоятельный характер с самого начала.

Обогащение обучения и развлечения

Дошкольное образование имеет больше возможностей для малыша. Академическая обстановка не очень трудоемкая для маленьких детей, и это всё идёт ступенькой, которая может помочь детям активироваться и заложить прочные основы для будущего «в режиме школы’. Дошкольное образование это веселый период обучения для детей и для родителей, на создание прочной базы для их ребенка в будущем в схоластических начинаниях.

Спасение для родителей

Для работающих родителей, оставлять малышей в дошкольных учреждениях становится необходимостью. Некоторым родителям очень сложно оставить своего ребенка на попечение няни или дневного центра. В этом случае, детские дошкольные учреждения являются спасителями, которые помогают родителям, взяв их ответственность на себя, а также обеспечивая их детям базовое образование.

Минусы

Расходы на дошкольное образование

Несколько дошкольных учреждений могут быть очень дорогими, и несут ответственность, в большинстве случаев, для зияющей дыры в родительских банковских счетах. Это главная причина того, почему некоторые родители предпочитают держать своих детей дома, чтобы избежать лишних расходов. Парящая дошкольная плата является одной из основных причин, почему родители предпочитают домашнего репетитора для их детей в первые годы. Однако, они забывают учитывать тот факт, что , обучают детей и другим аспектам, таким как совместное использование и уверенность в себе. Поэтому всегда желательно исследовать наиболее доступные варианты, с точки зрения качества обучения и доступности цен.

Небезопасная среда

Дети проводят значительное время в дошкольных учреждениях , в диапазоне от 5 до 8 часов. Это может оказаться опасным с точки зрения долгих часов, проведенных вдали от дома, конфликтов между детьми над игрушками, без родительского надзора, а также в терминах объектов или материалов, с которыми дети иметь дело находясь вдали от дома. Таковы некоторые из вопросов, о которых родители должны подумать, прежде чем принимать решение, должны они или нет отдавать их ребёнка в дошкольное образовательное учреждение . Хотя большинство дошкольных учреждений , обеспечивают безопасной средой, поэтому родители должны провести тщательные исследования о претензиях, прежде чем принимать окончательное решение.

Последствия для здоровья

Дети в возрасте 3 и 4 лет плохо приспосабливаются к новым условиям, чем те,в которых они были воспитаны. С увеличением числа детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения , наблюдается также рост уровня заболеваний, который распространяется через одного ребенка к другому. В конце концов, что знает 3-х или 4-летний ребёнок о гигиене? Делясь игрушками, вместе обедая или даже просто играя со своими одноклассниками, дети могут заболеть.

Боль разлуки

Больше, чем любой другой аспект, родители находят эмоциональное испытание быть отделёнными от ребенка, для них это очень напряженный период. Ребёнок также внезапно столкнулся с новой средой без защиты или щита родителей. В результате, родители получают эмоциональный срыв, а дети, в большинстве случаев, плачут, когда остаются в дошкольном образовательном учреждении .

Меньше внимания

Все маленькие дети требуют внимания с самого раннего детства, и в программах для детей раннего возраста, это более отдаленная возможность. Многие дети, о которых нужно заботиться, учителям или воспитателям, всё труднее обеспечить один-на-один внимание детям. В этом случае учителя могут сослужить меньшее внимание к каждому ребенку, давая меньше возможностей для роста детей индивидуально.

Чем раньше ребенок будет помещён в дошкольное образовательное учреждение, тем легче будет адаптация для ребенка и родителей. Дошкольное образование это не только веселье и игры, но и является важным аспектом с точки зрения академического и социального развития. Таким образом, родители имеют возможность задать нужные вопросы и провести детальные исследования, оценить преимущества и недостатки дошкольного образования , прежде чем отпустить их детей одних. Это, в конце концов, поможет сделать правильный выбор, который может сделать перерыв или более отдаленное будущее образовательного опыта для детей.

Положительные и отрицательные моменты введения ФГОС в систему начального образования.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации был разработан стандарт общего образования, который называется «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)».

Как утверждают авторы стандарта, он направлен на модернизацию российского образования. Однако в процессе введения и реализации ФГОС у практикующих учителей и администрации образовательной организации возникла масса нерешенных вопросов, проблем и идей по их решению.

Прежде чем перейти к раскрытию проблем введения ФГОС, представлю основные характеристики Федерального государственного образовательного стандарта.

Если сравнить стандарты первого поколения и стандарты второго поколения, то можно увидеть переход от школы формирования ЗУНов к школе формирования мышления и универсальных учебных действий, принципиальную разницу в предметном и личностном развитии ученика, в постановке целей и задач урока.

Идея, же положенная в основу Стандарт нового поколения, заключается в следующем: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда».

Данная идея весьма актуальна в нашем развивающемся обществе, так как традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам, однако не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться.

Целесообразность введения стандартов нового поколения кроется еще и в том, что у многих выпускников просматривается парадокс отличника. Практика показывает, что многие отличники не способны адаптироваться к реальному миру. Они знают и (теоретически) умеют больше своих сверстников, но производят впечатление менее развитого, менее самостоятельного, значительно более зависимого человека. В то время как неуспевающие ученики, наоборот, чаще добиваются в жизни большего только за счет развитых коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски и т.д.

Делаем вывод, что, за последние десятилетия в обществе произошли значительные изменения в постановке целей образования и путях их реализации. Федеральный государственный образовательный стандарт не исключает формирование знаний, умений, навыков у обучающихся, но упор делается на развитие личностных и метапредметных знаний, в то время как предметным знаниям уделяется меньшее значение. И в этом самый главный минус современной системы образования. Хотелось бы уточнить основные принципы ФГОС,то есть рассказать подробнее о личностных и метапредметных результатах образования.

Под личностными результатами образовательной деятельности в Стандарте понимается система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированных в образовательном процессе .

К личностным результатом принято относить такие характеристики как:
. самоопределение;
. мотивацию к учебной деятельности;
. любовь к семье;
. нравственно-эстетическое оценивание;
. патриотизм и т.д.

Под метапредметными результатами понимают способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Другими словами, метапредметные результаты - универсальные учебные действия (УУД), сформированность которых позволит обучающимся самостоятельно освоить любой учебный предмет, социализироваться в обществе, непрерывно самообучаться и т.д., то есть «делать», а не «знать».

Исходя из этого можно выделить положительные стороны введения стандарта.

Первый плюс - это переход от простой передачи знаний школьнику, к проектирующей творческие способности личности. Поэтому во главе реализации ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает широкое внедрение в обучение проектной и исследовательской деятельности.

Второй плюс ФГОС - воспитательная функция. Создание условий для формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других в условиях личностно-ориентированного образования.

Третий плюс - преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы:

Начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

Основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;

Старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне (6)

Четвертый плюс - материально - техническая база кабинетов начальных классов соответствует требованиям ФГОС.

Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности, под которой понимается:

спортивно-оздоровительная деятельность;

духовно-нравственное направление, формирование у детей ощущения полноценного гражданина;

общеинтеллектуальное развитие посредством решения специальных задач;

социальное направление;

общекультурное развитие.

При этом содержание занятий составляется исходя из опыта ведущих специалистов, пожеланий родителей обучающихся и самих детей. В занятия внеурочной деятельностью входят индивидуальные занятия с логопедом (для постановки устной, письменной речи, почерка), педагогом-психологом и пр. Встреча с такого рода специалистами никогда не проходит даром, дети получают особые знания, необходимую психологическую поддержку, которую может обеспечить только настоящий профессионал. Групповые и индивидуальные консультации для школьников различного возраста проводятся экскурсии, круглые столы, секции, диспуты, конференции, олимпиады, соревнования, научные исследования. Все это позволяет оторваться от занудных учебников и максимально заинтересовать ребенка.

А теперь представим минусы внедрения ФГОС, с которыми сталкивается учитель во время работы.

В процессе введения ФГОС обозначились следующие проблемы:

1. Недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно - звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно - практического и учебно - лабораторного оборудования, натуральных объектов.

2. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий.

3. Проблемой для школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само - рефлексии конкретной деятельности),

Результаты учебных проектов,

Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

4. Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Если до введения документа применение системно - деятельностного подхода было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

5. По новым стандартам главное - не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время. А это самая основная проблема. Ведь есть ученики, которые действительно способны к такому обучению, а есть такие которые просто не могут быть самостоятельными и активными. Так же здесь возникает проблема в том, что не у всех детей есть возможность выхода в интернет в домашних условиях.

Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Но у многих детей нет возможности даже усвоить элементарный предметные знания, когда учитель является, как и в традиционной системе, источником передачи знаний.

Нельзя упускать тот факт, что учащиеся в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Следовательно, учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»

Кроме этого, следуя требованиям нового стандарта, учителю необходимо освоить современные образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально - технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.

Наиболее значимым минусом внедрения ФГОС в образовательный процесс является сложность полноценного внедрения системы. Для этого государство должно коренным образом поменять финансирование системы образования, особенно это касается повышения оплаты труда учителей и качественное улучшение материально-технической базы всех школ. Новый стандарт должен реализовываться в новой среде. Также, отношение к делу должны изменить и сами педагоги, иначе это станет серьезным препятствием.

В целом, если государство сможет выполнить свою часть обязанностей для удачного внедрения ФГОС эта система сможет стать настоящим прорывом. Преимуществ у данного стандарта много, главное правильно организовать учебный процесс. В таком случае эта задача полностью ложится на плечи ведущих педагогов, которых, к большому счастью, в нашей стране достаточно. Они смогут поэтапно внедрить ФГОС, вычленить из него плюсы и избавится от недостатков.

Решение представленных выше проблем учителя видят в реализации следующих идей:
. разработки учебников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;
. разработки к каждому учебнику методических рекомендаций для учителей;
. сокращении количества учеников в классе;
. сокращении учебной нагрузки учителей;
. введении доплат к заработной плате учителей за курирование проектной деятельности школьников;
. усовершенствовании образовательной среды.

В заключении хотелось бы сказать, что высказанные в статье мысли - это всего лишь предположения. На данной стадии внедрения ФГОС наверняка ответить на вопрос: «Положительные или отрицательные результаты достигнуты введением ФГОС основного общего образования?» нельзя, до тех пор, пока Стандарт второго поколения не начнет работать в полную силу, пока не будут соблюдены все требования и нормы ФГОС.

Список используемой литературы:

3. Евплова Е. В. ФГОС основного общего образования: проблемы и их решение / Е.В. Евплова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - № 3. - С. 62-64

4. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230 .

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г., № 1897.

6. Каблашова О. В. Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО// Социальная сеть работников образования. - nsportal.ru .

Плюсы и минусы в работе в связи с внедрением ФГОС

Роль школы на сегодняшнем этапе развития системы образования - это: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться (учить себя).

Новым в работе учителя в связи с введением ФГОС стали:

    новые цели (ориентация преимущественно на личностные и метапредметные результаты);

    применение инновационных технологий (развивающего, проблемного, исследовательского обучения, информационных технологий и т.д.);

    переход на активные методы с учащимися (решение проблемных задач различного типа, исследование, проект и т.д.);

    новая система оценивания результатов (портфолио, мониторинг).

Как любое новшество стандарт имеет свои минусы и плюсы. Что же мы имеем сегодня?

Каковы плюсы ФГОС основного общего образования?

    1) Первый плюс нового ФГОС - это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование.

    2) Второй, не менее важный плюс - поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

    3) Третий плюс ФГОС- это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет.

    4) Четвертый - преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

    5) Пятый плюс — это то, что активными формами обучения стали: организация работы в группах и парах, организация работы в группах подвижного состава, организация проектной деятельности, проектирование учебных ситуаций.

    6) С введением ФГОС изменились цели и задачи обучения. Например, теперь в современной школе ребёнка должны научить учиться. Учитель должен привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, которые составляют основу умений учиться. Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учитель становится не ведущим, а направляющим, организующим учебную деятельность.

Нужно научить ребенка выполнять какую - то работу самостоятельно, опираясь не на знания вообще, а на умение ориентироваться в разнообразных источниках информации. Искать, находить и действовать!

    7)Главным принципом в модернизации заданий учебников является ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность; постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос, проблемная ситуация); увеличение заданий для работы в парах и/или группах; увеличение заданий и вопросов, инициирующих детское действие; увеличение заданий по поиску информации; увеличение количества заданий, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД (универсальных учебных действий). Содержание структуры учебников и всех компонентов УМК ориентировано на основные этапы урока: мотивационный, проблемный, работа с информацией, аналитический, рефлексивный.

    8) Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная. Существенно изменилось оборудование рабочего места учителя. Учитель максимально использует возможности материально - технической базы, ИКТ - технологии. Полноценные рабочие места учителя, интерактивные доски, электронный микроскоп, спортивное оборудование, полученные школой в рамках программы модернизации школы позволяют учителям организовать работу на уроках более продуктивно. Но в то же время, оснащение кабинетов компьютерной техникой - это не показатель того, что новый стандарт будет внедрен. Необходимо грамотное и целесообразное использование этой техники, что будет зависеть только от учителя.

    9) Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности, под которой понимается:

    спортивно-оздоровительная деятельность;

    духовно-нравственное направление, формирование у детей ощущения полноценного гражданина;

    общеинтеллектуальное развитие посредством решения специальных задач;

    социальное направление;

    общекультурное развитие.

    10) ФГОС дает возможность простому школьнику профессионально самоопределиться, сконцентрировать собственные усилия на по-настоящему важных и интересных аспектах обучения. Ученик участвует в составлении внеурочной деятельности, выказывает пожелания в увеличении объема определенных занятий и может быть уверенным, что они будут услышаны и учтены в полном объеме. Также, этот факт имеет положительный психологический подтекст в становлении личности ребенка.

Каковы минусы ФГОС основного общего образования?

    1) Наиболее очевидным минусом ФГОС является требования к условиям реализации стандарта и сложность полноценного внедрения системы. Для этого государство, заключая "общественный договор", должно коренным образом поменять финансирование системы образования, особенно это касается повышения оплаты труда учителей и качественное улучшение материально-технической базы всех школ, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде. Новый стандарт должен реализовываться в новой среде. Также, отношение к делу должны изменить и сами педагоги, иначе это станет серьезным препятствием.

    2) Трудности у учителя и администрации по организации учебного процесса: выбрать УМК, максимально приближенный к стандартам второго поколения, составить рабочую программу по предметам с учётом современных требований, оформить программу воспитания и социализации класса совместно с родителями, спланировать внеурочную деятельность и т.д.

    3) В процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы: недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно - звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно - практического и учебно - лабораторного оборудования.З дание нашей школы построено по устаревшему проекту. В школе нет условий для организации работы в режиме школы полного дня, не хватает помещений для полноценной организации внеурочной деятельности.

    4) Если в прежнем Стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само - рефлексии конкретной деятельности),

Результаты учебных проектов,

Результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Определение дошкольного образования как одного из уровней системы общего образования, который при этом не является подготовительным. Признание уникальности данного уровня на основе признания самоценности дошкольного детства, требование для предоставления данному уровню таких же социально-экономических возможностей, как и другим уровням, в том числе государственному финансированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В чем вы видите плюсы и минусы новых стандартов образования?

Плюсы современного дошкольного образования.

1. Определение дошкольного образования как одного из уровней системы общего образования, который при этом не является подготовительным. Признание уникальности данного уровня на основе признания самоценности дошкольного детства, требование для предоставления данному уровню таких же социально-экономических возможностей, как и другим уровням, в том числе государственному финансированию.

2. Несмотря на сведение образовательного процесса к образовательной услуге, закрепленную в ФЗ «Об образовании в РФ», ориентированность стандартами образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку прослеживается в полной мере.

3. Включение терминов «социальная ситуация развития» и «образовательная среда» в условия и содержание реализации программы, отражены особенности организации образовательной деятельности и взаимодействие детского сада и семьи.

4. Отражение в содержании образовательной программы следующих аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе.

5. Формирование для педагога основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста:

  • обеспечение эмоционального благополучия;
  • поддержка индивидуальности и инициативы детей;
  • установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
  • построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
  • взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выделения потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

6. Обоснование необходимости использования (или введения) новых форм организации образовательного процесса, связанных с взаимодействием детей друг с другом в парах между собой, с родителями. Такие формы будут способствовать социализации детей, формированию положительного микроклимата и дружеских отношений в коллективе сверстников.

7. Много внимания уделяется в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования поддержке детской инициативы и самостоятельности. При этом самостоятельная деятельность – это одно из «западающих» звеньев в нашем образовании, и не только дошкольном. При этом основные проблемы связаны с взрослыми – родителями педагогами, не владеющих как организацией самостоятельной (свободной) деятельностью, так и самой этой деятельностью. Работа по самообразованию в этой области предстоит огромная. Тем более, что многие практики даже не представляют себе, как можно совместить воспитание самостоятельности и коллективизма у дошкольников.

Минусы современного дошкольного образования.

1. Согласно ФЗ РФ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в РФ», федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования . Это понятие определяет как объект, так и предмет регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2. Цели и задачи, целевые ориентиры дошкольного образования между собой не согласованы. Цели, задачи и целевые ориентиры дошкольного образования, дошкольной образовательной организации, образовательной программы детского сада и образовательной деятельности педагога – это не одно и то же. В ФГОС дошкольного образования они не дифференцируются, а накладываются друг на друга и подменяют друг друга.

3. Самое «больное» место в стандарте – управление качеством процесса. В тексте нет вообще упоминания о том, что такое образовательный процесс, связанный с ним индивидуальный образовательный маршрут и траектории развития каждого ребенка, их виды и формы. Если уж речь идут об индивидуализации, образовательные потребности - не особые, а для всех детей, в соответствии с правом на образование, о котором говориться в Конституции РФ. Исходя из контекста использования данного термина, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс утратил признаки системы и возможности его преемственности со стандартом начального школьного образования, они только декларируются.

4. Идет «неразбериха» из-за выделения пяти образовательных областей, среди которых совершенно неправомерно названо в качестве направления социально-коммуникативное развитие (вместо социально-личностного или социально-нравственного, полностью охватывающих указанные в нем задачи), разведены речевое развитие и познавательное развитие, хотя они всегда проникали друг в друга и ранее объединялись термином «умственное развитие». Наравне с математическим и экологическим развитием.

5. Из образовательной программы выплеснуты модели организации образовательного процесса – единственный управленческий механизм, способный восстановить системность образовательного процесса. В программе вместо этого требуют описать режим дня в разных возрастных группах и события в течении года на уровне детского сада. Волей-неволей педагогам детского сада навязывается событийная или ситуативная модель организации.

6. Среди условий реализации программы большое внимание уделено финансовым условиям. При этом полностью отсутствует взаимосвязь этих условий с содержанием и результатами реализации образовательной программы.

7. Отсутствуют критерии оценки результатов деятельности детского сада.

8. Не учтены организационно-правовые формы ДОО (автономные, бюджетные, казенные).

9. Правовые условия заключения и расторжения образовательных правоотношений, выполнения или невыполнения госзаказа на услуги так же не отражены, хотя ФГОС призван регулировать правовые отношения в сфере образования.