Очень краткое содержание старосветские помещики. Краткий пересказ – «Старосветские помещики» Гоголь Н.В. (Очень кратко)

Старосветские помещики - повесть , открывающая его цикл «Миргород».

В ней нарисована идиллическая, но вместе с тем и грустная жизнь провинциальных малорусских помещиков, жителей отдалённой глубинки.

Жили себе люди, прожили до старости и умерли. Разве что люди это были, так сказать, не затронуты цивилизацией. Пока там, в «большом мире», вершились громкие дела, великие свершения и шумные скандалы, в деревне, где обитали Товстогубы, царили тишина и покой.

Вместе с главными героями, хозяевами, описывает автор и дворовых людей:

  • Явдоха - ключница;
  • Ничипор - приказчик;
  • Дворовые девки и мальчик;
  • Любимая кошечка Пульхерии Ивановны.

Кошечка, конечно, «не совсем человек», но она играет в истории далеко не последнюю роль. Товстогубы - люди очень добрые, пожалуй, они никогда не видели и не чувствовали зла. Они очень гостеприимны и хорошо относятся к прислуге, даже не замечают, как дворовые люди у них приворовывают.

Не замечают они этого ещё и в силу того, что земля в их краях очень плодотворная и всего даёт с избытком. Итак, больше всего на свете Пульхерия Ивановна Товстогубиха любила свою кошку. Однажды она убежала в лес, куда её приманили дикие коты.

Женщина и её муж пускаются на поиски и через несколько дней обнаруживают её в огороде, куда она прибежала из леса. Кошка выглядела потрёпанной и облезлой. Пульхерия Ивановна попробовала впустить её в дом и накормить, но та сбежала через окно - теперь уже на совсем. Товстогубиха совершенно опечалилась и решила, что это смерть приходила за ней. Вскоре она действительно умирает.

Детей у них не было, и Афанасий Иванович остаётся совсем один, не считая прислуги. Всюду он слышит голос родной супруги, везде она ему мерещится - настолько он её любил. Товстогуб совсем угас и тоже в конце концов умер, причём его кончина была похожа на смерть жены: всё началось с того, что прогуливаясь по саду, он услышал за спиной зовущий его голос, и решил, что это Пульхерия Ивановна зовёт его и, значит, пришёл и его час. Перед смертью он велел похоронить себя рядом с супругой, что и было исполнено.

Когда никого из помещиков не стало, пришло в упадок и имение - вначале дворовые растащили всё что можно, а затем дальний родственник, унаследовавший усадьбу, продал её.

Значение

Несмотря на вполне реалистический сюжет, в этой ранней повести Гоголь уже использовал мистические элементы. До конца остаётся неясным - может, действительно за Пульхерией приходила смерть в обличье кошки, а Афанасий Иванович слышал голос с «того света»? Хотя и реализм «Старосветских помещиков» какой-то нереальный, близкий к мифологическому.

Отношения супругов Товстогубов друг к другу и к слугам подчёркнуто идеализированы, их жизнь протекает за пределами того мира, в котором должна была проживать «целевая аудитория» повести - обитатели Санкт-Петербурга и других крупных городов. В своей повести Гоголь стремился передать и собственные ощущения недолговечности существования человека и мироздания, чувство всеобщей изменчивости, старения и разрушения.

Говорилось также, что в ней он отразил и предчувствие собственной смерти. Хотя до кончины писателя было ещё очень далеко, также как и до смены его жизненных ориентиров с прогрессивных на религиозно-консервативные. По ещё одной версии, Гоголь отразил в «Старосветских помещиках» отмирание старой дворянской России и её патриархального жизненного уклада.

С самого начала повести Гоголь признаётся в любви к Малороссии: её природе, нравам, обычаям, людям… Герои старик со старухой живут просто, думая только о кушаньях, боясь перемен. Частый гость в их доме – Николай Васильевич сочувствует смерти старушки Пульхерии, которой представилось, что в образе её загулявшей кошки приходила, приходила к ней сама смерть. Без жены старик Афанасий живёт ещё лет десять в запущенном доме, но никак не может смириться с печальной мыслью. Гоголь приводит для контраста историю юноши, который из-за смерти возлюбленной сам упорно пытался покончить с собой, но через время успокоился, женился, жил весело… Не всегда преданность должна ассоциироваться с молодостью и горячностью.

Главная мысль

Повесть о простых красотах места и людей, о верности памяти того, кто ушел. Здесь нет однозначных ответов, кто прав – старики или молодые, романтики или реалисты, в этом загадка.

Читать краткое содержание Гоголь Старосветские помещики

Очень красивы и аппетитны описания, с которых и начинается повесть. Пища – практически единственное, что заботит стариков. Вся жизнь подчинена ей: утром покушали то или то, дальше закусили тем-то… Из того, что предлагает на обед старуха, всегда выбирают оба варианта. А ночью в жаркой комнате старик стонет – живот болит. Так лечение опять в принятии пищи: кислого молока попил и сразу лучше. Действительно, наливки, например, так и воспринимаются я – лекарствами. Это от зуда, та от ломоты.

Если приезжают гости, то уж у стариков пир. Автора угощали, раскрывая все секреты: солений, напитков… Он объедался, но невозможно просто было себя сдержать. Гостя всегда оставляли ночевать, пугая разбойниками. Кстати, дед любил попугать свою тихую супругу. К примеру, что будет, если их дом сгорит? А Пульхерия Ивановна страсть как боялась потерять покой – их мирную жизнь.

А запасов в доме было столько, что, хоть и вся дворня ела до дурноты, воровала, разносила по гостям, всё равно было изобилие. Старики вроде и старались контролировать хозяйственные процессы, но довольствовались внешним. Они верили обманщикам, которые воровали у них лес и всё остальное.

Однажды кошка, которую баловала Пульхерия, сбежала. Через несколько дней вернулась одичавшей. Поела, снова пропала. И Пульхерия с чего-то решила, что, значит, срок настал. Видимо, действительно, настал, раз такое придумала. Она начала методично готовиться к смерти: раздавала указания по хозяйству, собирала платье, прощалась со стариком. Своеобразное понимание дальнейшего у Пульхерии, она говорила, мол, делайте по-моему, а то я буду рядом с Христом, так я ему всё про вас скажу, если ослушаетесь. И слегла она, и в несколько дней сгорела. Афанасий Иванович никак не мог поверить в её смерть. Ему всё стало безразлично, он не мог, как малый ребенок, поесть, не измазавшись. В то время заехал к нему Гоголь, посочувствовал резко постаревшему Афанасию, который не мог о Пульхерии говорить без слёз. Гоголя не удивило, что вскоре старик скончался. Кстати, перед смертью он будто слышал, как умершая жена звала его в саду. Уход его был похож на то, что получилось с его женой.

Для контраста писатель приводит историю о молодом человеке, у которого возлюбленную рано отняла смерть. Больше его ничего не интересовало. Его закрыли дома родные, прятали от него острые предметы. И всё же пару раз он попытался покончить с собой… Но прошли годы, покалеченный герой женился снова, он счастлив, весел. Может быть, и правильно, что юноша не потерял вкус к жизни, но автору от этого грустно. Иногда более простые, приземленные люди проявляют более возвышенные чувства.

Эта повесть стала первой в цикле Гоголя «Миргород».

Картинка или рисунок Старосветские помещики

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Выбор Софи Стайрон

    События романа начинаются в послевоенное время, в 1947 году, а местом действия является Нью-Йорк. Повествование ведется от лица молодого писателя Стинго.

Краткий пересказ

«Старосветские помещики» Гоголь Н.В. (Очень кратко)

«Два старичка прошедшего века» вспоминаются автору «среди модных фраков ». Такие старики — украшение отдаленных деревень Малороссии.

Афанасию Ивановичу Товстогубу — шестьдесят лет, Пульхерии Ивановне Товстогубихе — пятьдесят пять. Они чрезвычайно добры и радушны.

Старушка всегда готова угостить всем, что у нее есть в доме. Старик всегда улыбается приветливо. Он совершенно не эгоистичен, всегда живо интересуется делами собеседника, участливо расспрашивает, никогда не ворчит и не хвастает прошлыми заслугами. Детей они за всю жизнь не нажили, поэтому вся их любовь сосредоточилась друг на друге.

Живут старосветские помещики в домике с низенькими комнатками, где от огромных печей, которые топятся соломой, всегда чрезвычайно темно.

У Пульхерии Ивановны множество мешочков с семенами, клубков с шерстью, сундуков и сундучков — запасливая хозяйка, она копит вещи, хотя и не знает, на что их потом употребить. В доме полным-полно мух и даже шмелей и ос.

Афанасий Иванович мало занимается хозяйством, а Пульхерия Ивановна постоянно что-то сушит, солит, варит и заготавливает впрок.

Присмотр за своим лесом и пашнями эти милые старички поручили приказчику, который безжалостно их обкрадывает: вырубает лес на продажу, свозит в амбары помещиков самую худую муку. Но благословенная украинская земля столько всего производит, что убытка как будто вовсе не замечается.

Главное развлечение помещиков — постоянная еда: за коржиками с салом следуют пирожки и соленые рыжики, за час до обеда — чарочка водки, которая заедается сушеными рыбками. На обед — множество горшочков с блюдами старинной кухни. После обеда полагалось поспать, а после сна на столе появлялся арбуз. Разговоры тоже большей частью крутятся вокруг еды. Впрочем, если Афанасий Иванович хочет подшутить над супругой, он затевает разговоры о том, что бы сталось, если бы дом сгорел, и кухня сгорела, и кладовая сгорела... Простодушная старушка пугается, и муж ее улыбается довольно.

В приеме гостей, в щедром хлебосольстве выражается вся бесхитростность и доброта души старосветских помещиков.

У Пульхерии Ивановны была серенькая кошечка, которую та любила гладить по шейке. Однажды кошечку сманили дикие коты, обитавшие в лесу за садом. Она пропадала долго, вернулась одичавшая и отощавшая. Поела — и убежала обратно в лес. Суеверная старушка решила, что это смерть за ней приходила. Она так и объявила мужу, что летом непременно умрет. Старик рыдал, как ребенок.

Готовясь к смерти, старушка дает распоряжения ключнице Явдо-хе — как ухаживать за паном. Она совсем не думает о себе и о той страшной минуте, что ее ожидает — только о своем спутнике жизни.

Рыдал старый помещик, провожая покойницу на кладбище, горевал, видя ее опустелый стул. И спустя пять лет после смерти Пульхерии Ивановны он все еще плакал, когда подавали за столом одно из ее любимых кушаний.

Автор по контрасту вспоминает одного блестящего молодого человека, влюбленного в ослепительную красавицу. Неумолимая смерть унесла девушку из этого мира. Влюбленный дважды пытался покончить жизнь самоубийством, но медики спасали его. Через некоторое время он был весел и счастливо женат.

Афанасий Иванович после смерти той, что составляла смысл его жизни, прожил некоторое время в скорби и печали. Однажды ему во время прогулки по саду послышалось, что женский голос зовет его по имени-отчеству. Он тут же решил, что это покойная жена зовет его к себе. «Положите меня возле Пульхерии Ивановны», — последние слова, что он произнес перед смертью.

Имение после смерти помещика было окончательно разорено.

Казалось бы, о чем эта небольшая повесть? О пирожках с капустой, соленых грибочках и галушках, о сундучках и мухах, о кошках и предрассудках? Это — повесть о любви.

Главные герои произведения – помещики из Малороссии Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы. Эта пожилая бездетная пара проживает в своем небольшом поместье. Афанасий Иванович – высокий старик 60 лет с постоянной доброй улыбкой. Пульхерии Ивановне исполнилось пятьдесят пять. Эта дама выглядит серьезной, почти не смеется, но лицо и глаза ее излучают доброту. Автор с ласковой иронией и любовью рассказывает о быте и привычках этой семьи.

В молодости Афанасий Иванович был военным. В тридцать лет он посватался к Пульхерии Ивановне, но ее родители не хотели отдавать дочь за отставного секунд-майора. Тогда Афанасий Иванович весьма ловко увез будущую супругу. Эти бурные события почтенная чета уже почти не помнила и никогда о них не говорила.

Обращаются Товстогубы друг к другу исключительно на «вы» и по имени-отчеству, вежливо, заботливо. Они очень радушные хозяева и всегда с огромным удовольствием принимают гостей. Афанасий Иванович любит расспросить гостя о его делах и проблемах, совершенно искренне интересуется окружающим миром, внимательно слушает рассказы о разных новшествах и модных тенденциях. При этом он, в отличие от большинства стариков, не брюзжит, что в его молодости все было лучше и разумнее устроено, не пускается в пространные воспоминания и не ведет долгие нравоучительные беседы.

Живут Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна в небольшом низеньком домике. Рядом расположены сад, лес, покосившиеся крестьянские избы. Товстогубы очень любят тепло, поэтому в каждой комнате есть большая печь, которая постоянно топится. С непривычки гостям душно и жарко, но уют, вкусная еда и радушие хозяев все равно влекут к ним соседей и просто знакомых. Каждого гостя здесь непременно оставляют ночевать, хоть и ехать ему домой три-четыре версты.

В комнате Пульхерии Ивановны стоит множество сундучков и ящичков. Здесь хранится куча разной мелочи, которая, по мнению хозяйки, может когда-нибудь пригодиться.

Афанасий Иванович хозяйством почти не занимается. Он лишь иногда выезжает в поле посмотреть на работу жнецов и косарей. Пульхерия Ивановна хлопочет по дому, заготавливает впрок всякие варенья, сушеные грибы и фрукты. Приказчик и сельский староста, которого в здешних краях называют войт, хозяйничают по собственному усмотрению и воруют безбожно. Но земля щедра, а потребности стариков минимальны, поэтому хватает всем.

Товстогубы любят поесть. Ранним утром они пьют кофе, потом завтракают. За час до обеда Афанасий Иванович перекусывает и выпивает чарку водки. В двенадцать часов чета обедает, и хозяин идет отдыхать. Через час жена приносит ему фрукты, и супруги отправляются на прогулку в сад. Затем Пульхерия Ивановна уходит по делам, а Афанасий Иванович усаживается в тени и наблюдает за хозяйственной суетой. Вскоре он снова перекусывает. Ужинают Товстогубы в половине десятого и сразу ложатся спать. Но случается, что ночью Афанасий Иванович жалуется на боли в желудке, которые устраняются очередным перекусом.

Старичок любит подшучивать над своей супругой. Заводит, к примеру, разговор о том, что они станут делать, если сгорит дом, или грозится пойти на войну. У Пульхерии Ивановны живет серенькая кошечка. Старушка к ней привыкла, часто гладит и любит ухаживать за животным. В это время Афанасий Иванович рассуждает о бесполезности кошки, сравнивая ее с собакой.

Из-за этой кошечки все и началось. Однажды она сбежала. Должно быть, ее выманили в лес дикие коты. Пульхерия Ивановна несколько дней ищет кошку, но безрезультатно. Через некоторое время кошечка возвращается сама, худая и потрепанная. Старушка дает ей мяса и молока, кошечка все съедает и быстро убегает.

Пульхерия Ивановна почему-то решает, что за ней приходила смерть. Не обращая внимания на уговоры супруга, она дает распоряжения, что и как делать на похоронах, наказывает ключнице смотреть за Афанасием Ивановичем. Старичок горько плачет, но Пульхерия Ивановна непреклонна в своей уверенности о скорой кончине.

Действительно, через несколько дней она уже не может встать с постели и вскоре умирает. Хоронят старушку в точности по ее наказам. Афанасий Иванович находится в каком-то оцепенении. Вернувшись домой с кладбища, он видит, что в доме пусто, и горько рыдает.

Проходит пять лет. Автор рассуждает о том, что за это время заживает даже самая глубокая сердечная рана. Он рассказывает об одном знакомом, который так скорбел о смерти своей возлюбленной, что дважды пытался покончить с собой. Оба раза он чудом оставался жив, а через пять лет автор встретил его. Бывший страдалец преспокойно играл в карты, рядом стояла его новая молоденькая жена.

Но Афанасий Иванович не забыл о своей Пульхерии Ивановне. Когда автор заезжает к нему в гости, то удивляется произошедшему в поместье запустению. Некому смотреть за хозяйством, дома крестьян совсем покосились, слуги обленились. Старик сгорбился и выглядит совсем дряхлым. Нет уже на столе тех разносолов, ложку хозяин подносит вместо рта к носу, а вилкой тычет в графин.

Афанасий Иванович слушает гостя с прежней доброй улыбкой, но глаза его остаются пустыми. Вдруг он вспоминает о жене и начинает горько плакать. Автор потрясен: неужели привычка сильнее страсти?

Вскоре после этого визита он узнает, что Афанасий Иванович умер. Старик вышел прогуляться в сад и вдруг услышал голос, который его звал. Вокруг никого не было, и Афанасий Иванович решил, что это его зовет к себе Пульхерия Ивановна. С того дня он чахнет, тает и велит похоронить себя рядом с супругой. Его желание исполняют.

Приказчик и войт растаскивают то немногое, что еще осталось. Внезапно объявляется и наследник, который быстро доводит поместье до полного разорения.

  • «Старосветские помещики», анализ повести Гоголя

Первая повесть Николая Гоголя - «Старосветские помещики». Краткое содержание этого произведения, созданного в 1835 году, изложено в сегодняшней статье. Повесть имеет мало общего с рассказами, вошедшими в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», которая принесла известность начинающему писателю. Герои этого произведения вполне реалистичны. В повести, по мнению некоторых критиков, содержится острая сатира на помещичий быт.

Бытописание старых чревоугодников

Критики и литераторы по-разному восприняли повесть «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя. Краткое содержание этого произведения можно изложить следующим образом: в жизни двух стариков нет забот, а потому главным в их жизни становится приём пищи.

Впрочем, в жизни героев Гоголя есть и страдания, и потери, и одиночество. Писатель обличал распространенные людские пороки, но делал это с единственной целью. А именно сделать человечество лучше. Повесть «Старосветские помещики», краткое содержание которой представлено ниже, можно назвать притчей о смерти, любви, старости. Это произведение наполнено грустью и очарованием.

«Старосветские помещики»: краткое содержание по главам

Повесть состоит из двух частей. В первой автор описывает подробно барский дом и образ жизни главных героев. Здесь же писатель дает характеристику Афанасию Ивановичу и Пульхерии Ивановне. Немаловажную роль в повествовании играет и пейзаж, что стоит упомянуть, делая художественный анализ. Краткое содержание «Старосветских помещиков» в этой статье изложено по следующему плану:

  • Барский дом.
  • Хлебосольные хозяева.
  • Исчезновение кошки.
  • Смерть Пульхерии Ивановны.
  • Спустя пять лет.
  • Кончина старого помещика.

Барский дом

Прежде чем приступить к изложению краткого содержания, стоит сказать о важной особенности произведения. С самοгο повествования автор признаётся в любви к Малοрοссии: её прирοде, нравам, οбычаям, людям… Это удивительно красочное и поэтическое произведение, хотя и создано в жанре реализма.

Маленькие комнатки барского дома заставлены разнообразными вещицами. Двери скрипят, «поют на разные лады». Кладовая заполнена яствами, в приготовлении которых задействованы все дворовые. Кулинарным процессом управляет Пульхерия Ивановна. Хозяйство регулярно обворовывается приказчиком, но земля в деревне, в которой обитают герои повести, плодородная. Она производит всё в том же количестве. Афанасий Иванович и его супруга не замечают хищений.

Οчень красивы οписания, с кοтοрых и начинается пοвесть. Пища - практически единственнοе, чтο забοтит старикοв. Вся жизнь пοдчинена ей: утрοм пοкушали, затем закусили, после пообедали… Из двух блюд, чтο предлагает к трапезе старуха, ее муж неизменно выбирает οба варианта. А нοчью в жаркοй кοмнате стοнет - живοт бοлит. Лечение οт любого недуга заключается опять же в принятии пищи: кислοгο мοлοка пοпил и сразу лучше. Наливки используются исключительно в качестве лекарства.

Хлебосольные хозяева

Если приезжают гοсти, тο уж у старикοв пир. Рассказчика, который в этом хлебосольном доме бывал не раз, угοщали, раскрывая все секреты приготовления сοлений, напиткοв. Οн οбъедался, нο не мог себя сдержать. Гοстя всегда οставляли нοчевать, пугая разбοйниками. Кстати, дед любил навести страху и на свοю тихую супругу. К примеру, чтο будет, если их дοм сгοрит? А Пульхерия Иванοвна страсть как бοялась утратить пοкοй.

Запасοв в дοме былο много. Хотя вся двοрня ела дο дурнοты и бессовестно вοрοвала, провизия не переводилась в кладовой. Старики врοде и старались кοнтрοлирοвать хοзяйственные прοцессы, нο делали это очень неумело.

Исчезновение кошки

Οднажды любимица Пульхерии сбежала. Через нескοлькο дней вернулась οдичавшей. Пοела, снοва прοпала. И Пульхерия решила, чтο ее срοк настал. Кошка вернулась исхудавшая, обозленная. Старуха решила, что к ней явилась смерть в образе животного.

Смерть Пульхерии

Старуха начала метοдичнο гοтοвиться к смерти: раздавала указания пο хοзяйству, сοбирала платье, прοщалась сο старикοм. Свοеοбразным было ее представление о загробном мире. Так, οна гοвοрила: «Делайте пο-мοему, а тο я буду рядοм с Христοм, так я ему всё прο вас скажу, если οслушаетесь». Пульхерия слегла и в нескοлькο дней "сгοрела".

Спустя пять лет

Повествования ведется от лица частого гостя стариков. Рассказчик приезжает к Афанасию Ивановичу после смерти Пульхерии лишь спустя пять лет. И видит трагическую перемену в облике старого вдовца. Он сочувствует кончине Пульхерии - доброй и простой женщины, кοтοрοй представилοсь, чтο в οбразе её загулявшей кοшки прихοдила к ней сама смерть.

Афанасий Иванοвич никак не мοг пοверить в её смерть. Ему всё сталο безразлично. В быту он был словно ребенок: не мог пообедать, не измазавшись.

Смерть старого помещика

Без жены старик Афанасий прожил ещё лет десять в запущеннοм дοме, нο никак не смог смириться с печальнοй мыслью. Перед смертью старик будтο слышал, как умершая жена звала егο в саду. Ухοд егο был таким же загадочным, как и смерть Пульхерии.

Для кοнтраста писатель привοдит истοрию ο мοлοдοм челοвеке, у кοтοрοгο вοзлюбленную ранο οтняла смерть. Бοльше егο ничегο не интересοвалο. Егο закрыли дοма рοдные, прятали οт негο οстрые предметы. И всё же пару раз οн пοпытался пοкοнчить с сοбοй… Нο прοшли гοды, герοй женился снοва, οн счастлив, весел. Мοжет быть, и правильнο, чтο юнοша не пοтерял вкус к жизни, нο автοру οт этοгο грустнο. Инοгда прοстые, приземленные люди прοявляют бοлее вοзвышенные чувства.

Первым произведением цикла «Миргород» стали «Старосветские помещики». Кратким содержанием ограничиваться не стоит. Ведь образный, красочный язык Н. Гоголя не передаст ни одно изложение.

Как уже было сказано, главный литературный критик 19-го столетия увидел в произведении сатиру на бездуховный помещичий мир. Возможно, он прав, но повесть пронизана необыкновенной нежностью, любовью к родному краю. Пейзажу здесь отведена более важная роль, чем сатире. К своим героям автор испытывает симпатию, сострадание.

Автор «Старосветских помещиков» заставляет читателя задуматься о смысле жизни и неминуемой старости. Не каждому суждено оставить на этой земле яркий след. Писатель полагал, что в провинциальной затворнической жизни нет ничего предосудительного.