Личностные качества тьютора. Тьюторство в профессиональном образовании: перспективы развития. Кто такой тьютор

Рассмотрим, основные линии содержания работы тьютора.

Сейчас мы рассмотрим собственно деятельность тьютора в образовательном процессе.

Посмотрим на деятельность тьютора в образовательном процессе с нескольких точек зрения: с точки зрения функций тьютора, ис-полняемых им ролей, уровней компетентности, построения карьеры, осо-бенностей психологии (рис. 3).

Рис. 3. Схема деятельности тьютора

Функциональный взгляд на деятельность показывает то, что тьютор должен делать в ходе образовательного процесса с обучающимися. Под функциями тьютора, здесь рассмотрим - задачи, которые тьютор должен решать с обучающимися.

Ролевой взгляд на деятельность покажет особое поведение тьютора, которое максимально способствует осуществлению функций. Рассмотрим роли, которые тьютор может играть в отношениях с обучающимися, чтобы успешно влиять на образовательный процесс.

Компетентностный взгляд на деятельность тьютора подчеркивает необходимые знания, умения, навыки, способности и другое, что характеризует тьютора как профессионала. Карьерный взгляд на деятельность тьютора показывает его развитие. Этот аспект деятельности (по мнению многих авторов) важен для тех, кто мыслит процессами, а не состояниями, кто лучше понимает любое явление, когда видит его в из-менениях.

Психологический взгляд на деятельность тьютора показывает тонкие грани внутренней готовности в ее исполнении. Этот аспект деятельности дополняет ее внешнюю сторону различением ее внутренних событий.

Задачи тьютора.

Придадим деятельности тьютора характер задач, которые он должен решать, занимаясь с обучающимися. Это могут быть деловые игры, групповые дискуссии, концептуальные упражнения и другое, но все это -- лишь формы, в которых тьюторы работают над содержанием образовательной деятельности.

Выделяют следующие инвариантные функции, кото-рые тьютор должен исполнять.

· Управленческая функция.

· Диагностическая функция.

· Функция целеполагания.

· Мотивационная функция.

· Функция планирования.

· Коммуникативная функция.

· Функция контроля.

· Функция рефлексии.

· Методическая функция.

В отличие от дея-тельности традиционного педагога высшей школы, деятельность тьютора гораздо больше связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует освоения управленческой функции , которая включает следующие конкретные действия:

· определение цели собственной деятельности и деятельности обучаю-щихся;

· наблюдение за ходом деятельности обучающихся;

· оценку соответствия хода познавательной деятельности обучающихся желаемому облику этой деятельности;

· оценку результатов взаимодействия тьютор - обучающийся и учебно-го процесса в целом;

· разработку решений по изменению деятельности обучающихся.

· реализацию решений по изменению и стимулированию познаватель-ной деятельности обучающихся;

· корректировку собственной деятельности, а также деятельности обу-чающихся путем осуществления необходимых регулятивных действий, способных изменить ситуацию, ликвидировать нежелательные откло-нения от направления обучения.

Управлять деятельностью означает следующее:

· изменять людей -- исполнителей деятельности;

· изменять цели деятельности;

· изменять процессы деятельности;

· изменять отношения между людьми, целями и процессами деятельности.

В образовательной деятельности все это приобретает особое значение, поскольку здесь люди - познающие субъекты, цели - желаемые уровни знаний, умений, способностей. Данные объекты управления объединяют в две большие группы:

· управление мыслительной деятельностью обучающихся,

· управление познавательной деятельностью обучающихся.

Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации од-ного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия - анализа.

Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, интеллектуальной дея-тельности по переработке профессионально значимой информации. Ана-лиз понимается как проникновение в суть дела, как действие, рас-крывающее причины учебных событий, результатом которого является ди-агноз - оценка действительного состояния учебной деятельности обучаю-щихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происхо-дящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.

В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:

· изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);

· определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости спо-собностей и др.);

· определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;

· определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по со-держанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;

· диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучае-мого курса (идей, моделей и концепций).

Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающих-ся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые -- к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.

Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:

· анализ целей модели обучения;

· определение содержания и специфики деятель-ности обучающихся;

· выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающиеся;

· определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которы-ми сталкивается в своей деятельности обучающийся;

· формулирование предполагаемых результатов деятельности обучаю-щихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть);

· согласование целей, определенных Вами, с целями обучающихся;

· согласование целей с возможностями обучающихся по их дости-жению.

Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу». Вся трудность целеполагания состоит в том, что-бы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».

Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:

· выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивиду-альные потребности и мотивы;

· формировать установки на продуктивную, главным образом само-стоятельную, деятельность;

· создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, до-верия и поддержки;

· стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;

· организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с дру-гом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.

Функция планирования заключается в упорядочении действий обучаю-щихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.

Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:

· формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен вла-деть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предвари-тельной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);

· формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обу-чающимися;

· определять последовательность действий в соответствии с постав-ленными целями и ожидаемыми результатами;

· разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, ос ионная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучаю-щихся;

· распределять время занятий с учетом целей, содержания и техноло-гий обучения, а также особенностей группы (специ-фикой индивидуальных стилей обучения обучающихся).

Не последней функцией тьютора является установление коммуника-ций . Данная функция особенно важна на первых этапах вза-имодействия тьютора с обучающимися - при формировании группы, уста-новлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:

· быть открытым и доступным для обучающихся;

· понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучаю-щиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;

· устанавливать между собой и обучающимися, а также между сами-ми обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотно-шения;

· организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;

· формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, ат-мосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;

Функция контроля . Никакое обучение, ни при каких условиях не мо-жет обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, на-правленной на достижение намеченных целей. В широком смысле к функ-ции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен по-мнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспе-чивается задолго до контроля, как такового, - в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.

Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля:

· анализировать задания обучающихся, определяя сте-пень успешности обучения и образования;

· комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных за-даниях;

· оценивать качество выполненных заданий;

· корректировать деятельность обучающихся в соответствии с резуль-татами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);

· вести мониторинг заданий;

· оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.

Роль функции рефлексии в деятельности тьютора, как и любого специа-листа, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смыс-ловым центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и про-фессионально развиваться. Что становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора? С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и со-держание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответст-вия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п. С другой стороны, предметом ре-флексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения. Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:

· организация анализа возможностей тьютора;

· организация рефлексии собственной деятельности и общения тью-тора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;

· идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятству-ющих этому;

· создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии - проблемных ситуаций;

· организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анали-за их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруд-нений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обуча-ющемуся.

Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.

К действиям составляющих данную функцию от-носятся:

· создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);

· разработка различных контрольно-диагностических методик: пе-речня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информаци-онных карт, тестовых материалов и др.;

· анализ и описание собственного тыоторского опыта;

· внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.

Широкое поле деятельности тьютора позволят проявлять себя с самых разных сторон. Большинство из рассмотренных функций приходится вы-полнять всем тьюторам: это потребно-стями образовательного процесса. Однако на разных этапах обучения со-вокупность доминирующих функций тьютора изменяется.

Научно-техническая революция кардинальным образом преобразила систему образования в мире. Взрывной рост площадок с онлайн-курсами, постоянная перестройка обучающих программ, новые форматы обучения и использование прогрессивных технологий - все это сегодня распространяется с бешеной скоростью. В этих условиях информационная среда порождает новые профессии. И тьюторство - одна из них! Так кто же такой тьютор и что такое тьюторство?

Кто такой тьютор?

Это персональный наставник, который помогает получать конкретные навыки и повышать квалификацию как молодым, так и зрелым людям вне зависимости от сферы их деятельности.

Термин «тьютор» в переводе с английского языка означает «наставник», «опекун», «попечитель». Первые тьюторы появились в университетах Оксфорда и Кембриджа в 14 веке. После прибытия в среднюю школу к ученику прикреплялся наставник, который сопровождал его не только до момента поступления в ВУЗ, но и до его окончания. В то время применялась свободная форма обучения - преподаватели читали лекции, а студенты сами выбирали, какую из них посещать. И как раз тьютор помогал студенту сделать правильный выбор занятия.

Современный тьютор - это организатор, преподаватель-консультант
и личный наставник в онлайн-обучении.

Тьюторство в дистанционном образовании

Дистанционное обучение (E-learning) - это образовательный мейнстрим, который уже успел завоевать западный рынок и идеально вписался в сумасшедшую динамику новой жизни. В 2016 году рынок российского дистанционного образования вырос на 30%, что в 2 раза быстрее мирового показателя. Все больше ВУЗов и специализированных центров обучения делают ставку именно на этот формат, поскольку он позволяет получать исключительно необходимые знания быстро, эффективно и качественно, а также сокращать до 50% расходов временных, денежных и прочих ресурсов.

По прогнозам экспертов, уже в 2017 году обучение онлайн займет около 50% образовательного пространства России и примерно половина из этих 50% придется на повышение квалификации уже практикующих специалистов. Но, какого бы пика не достигали современные технологии, получение знаний и навыков через Интернет невозможно без участия «живого» преподавателя - тютора.

Профессия тьютор

Сегодня профессия тьютора перестала быть второстепенной и вышла далеко за пределы школ и ВУЗов. Это глобальный супертренд! За последние 5 лет ее востребованность стремительно возросла на фоне проявления массового интереса к онлайн-обучению и повышению квалификации. Современный тьютор - это преподаватель, работающий со своей аудиторией в онлайн-режиме. Именно от онлайн тьютора зависит образовательный эффект, который за счет правильной организации учебного процесса и персонализации может в разы превзойти эффект от очного обучения.

Работа тьютора

Главное отличие тьютора от преподавателя или лектора состоит в том, что он стремится поглубже узнать своего слушателя, увидеть его личные цели, стремления, предпочтения, возможности, выявить пробелы и помочь выстроить индивидуальную траекторию обучения. Работа тьютора сопровождает образовательный процесс «от и до»: где-то он контролирует, где-то поддерживает, где-то мотивирует.

Поэтому квалификация тьютора должна позволять ему вести занятия на высоком уровне диалогичности, видеть учебный процесс глазами студентов, быть организованным, терпеливым, открытым для аудитории, уметь мотивировать и заинтересовать слушателей, и конечно, обеспечить максимальную эффективность, удобство и грамотность онлайн-обучения.

Тьюторство в образовании

Интересно и то, что реализовать себя в тьюторстве сегодня могут не только опытные преподаватели, бизнес-тренеры и лекторы, но и молодые специалисты, вне зависимости от пола, возраста и образования. Они без проблем могут вести преподавательскую деятельность и делиться знаниями/навыками в любое удобное время, из любой точки мира. Более того, сегодня начинают набирать популярность специализированные курсы тьюторского мастерства , где ведущие спикеры и бизнес-тренеры на своем личном опыте обучают всем тонкостям, инструментам и техникам онлайн-преподавания.

Оплата труда тьютора и перспективы профессии

Доход тьютора зависит от его квалификации и профессионализма, а также от актуальности дисциплины, которую он преподает и количества слушателей на курсе. В среднем, оплата тьюторов колеблется в пределах 500 – 1000 руб./час, или 30 000 - 50 000 рублей в месяц. Однако, самые успешные деятели профессии могут зарабатывать и более 70 000 рублей в месяц.

Подводя итог, можно сказать, что развитие таких современных тенденций, как рост числа корпоративных университетов и учебных центров, глобализация технологии e-learning, увеличение количества онлайн-курсов и появление новых форматов дистанционного обучения, будет только усиливать роль тьюторов в системе образования.

Итак, Вы хотите успешно реализовать себя в тьюторстве и осознали необходимость проведения вебинаров. Ваш следующий шаг - выбор надежной платформы. Предлагаем протестировать полный функционал платформы eTutorium БЕСПЛАТНО в течение 14 дней!


Верю, что с помощью качественного контента можно обогнать конкурентов, завоевать доверие читателя и превратить его в благодарного клиента.

В России тьюторство наиболее активно развивается последние двадцать лет. В основном, тьюторство – это способ реализовать идею индивидуальной образовательной программы. Это самодвижение в своем образовании, преодоление рамок школы (вуза) в своем движении к значимым целям, это системность которую начинает удерживать ученик, выход в систему открытого образования. Тьюторство помогает ребенку научиться формулировать свой образовательный заказ, быть автором своей образовательной истории. А еще можно сказать что тьюторство — это педагогическая область в сфере образования, специализирующаяся на реализации принципа индивидуализации, развитии аутентичности и субъектности развивающегося человека. Тьюторство — это массовое движение профессионалов, объединенных идеей выстраивания новой образовательной услуги, адекватной современной ситуации, вызовам общества и профессионального мира и органично дополняющей существующую карту профессий. Тьюторство помогает найти человеку основания для выбора, определить свою стратегию движения, собрать свою систему образовательных мест и ситуаций, двигаться в пространстве становящихся норм, удержать недоопределенные ориентиры.

Кто такой тьютор

Тьютор – это тот специалист, который помогает в переходах и изменениях, в ситуации пересборки своей траектории и образовательной ситуации. Ребенок, переходя из детского сада в школу, как правило не понимает, что меняется. Он играет в игру, правила которой не знает. И в этой игре очень трудно выиграть. Взрослые учителя автоматически ожидают грамотного учебного поведения, учебной активности, заинтересованности и самостоятельности. Многие учителя надеются на появление у ребенка внутренней мотивации к учебе, чтобы не приходилось стимулировать и мотивировать традиционным “кнутом и пряником”. Но внутренняя мотивация всегда строится на личных целях и ориентирах, на определенности ребенка “зачем я хожу в школу”. А это не появляется само по себе, процесс образовательного целеполагания важно не просто педагогически обустраивать, но и делать это постепенно.

Есть примеры, когда ребенок вынужденно меняет школу. В новом месте для того, чтобы эффективно учиться, ему нужно понять, как в здесь все устроено, что принято, какие новые возможности и неожиданные ограничения есть. Ребенку важно измениться, осуществить шаг развития, оценив специфику новой ситуации. Важно скорректировать свое поведение и свои образовательные привычки, от чего-то отказаться, а что-то принять, как новое, перестроить свою образовательную стратегию, а иногда и свои цели. Обычно в педагогическом мире нет профессионала, который в оказывает помощь в осуществлении самого перехода.
Тьютор часто работает с ситуациями, когда у ребенка есть особенности здоровья или особые потребности в процессе обучения. Тогда задачей тьютора становится пересборка образовательного пространства, т.е. мест и способов обучения. Предельная эффективность работы тьютора с больными ДЦП или аутизмом уже доказана практикой.

Чем тьютор отличается от других типов образовательных профессий

Тьюторство – это особый тип педагогической профессии. Если для простоты разделить все профессии в сфере образования на три типа – формирующие, терапевтические и сопровождающие, – то тьютор относится к последней группе. Базовая задача учителя – научить, психолога – помочь, а тьютора – сопровождать в образовательном движении, работать с ресурсами и самодвижением человека. Коуч – тоже пример сопровождающей (или посреднической) профессии, но коуч помогает достигать цель, двигаться более эффективно, развивать сильные стороны. Тьютор, в свою очередь, будет обустраивать сам поиск цели, оформление смыслов и оснований движения. Коучинг – во многом, комплиментарная тьюторству профессия, удобная для выстраивая продуктивного сотрудничества. Тьютор уместен тогда, когда более четкое представление о себе важнее, чем эффективно достигнутая цель, тогда когда человек осваивает сам навык принятия образовательного решения и управления своим развитием, а также самодвижение в образовании или перестроение своего пути.

В ситуации работы с детьми это часто и есть неотъемлемая часть содержания образования. Когда на простых и краткосрочных задачах ребенок осваивает через пробы и экспериментирование способность к самодвижению, к реализации своей индивидуальной образовательной программы. А в работе со взрослыми мы чаще работаем со сменой профессиональной траектории, самоопределением и реализацией проектов, у которых нет возможности опереться на прототип, на чужой опыт.

У меня был опыт, когда я работала как тьютор со взрослым человеком, который параллельно работал и с коучем. Так вот, но любил говорить: “Поход к стоматологу не заменит похода к офтальмологу.” Специалистов в сфере образования становится много, и границы их профессиональной деятельности часто очень сближаются. Я считаю, это хорошо и правильно. “Сервисов” для развития и оснащения своего образования у человека должно быть много и разных. Это характеристика современной ситуации, и важно разобраться, в какой ситуации какие специалисты более ресурсны.

Достаточно ли профессионалов в области тьюторства

Профессионализм тьюторов за последние 5 лет резко вырос. Это связано с ростом спроса на тьюторство. С одной стороны, профессионалов достаточно — относительно тех мест, где тьюторство востребовано. С другой стороны, спрос пока сильно занижен, потому что родители не очень хорошо информированы о проблемах, вызовах и возможностях образовательной ситуации их детей. Пока проблемы не видны, нет и активности в поиске профессионалов. Мы считаем, что определенная инертность и консерватизм родителей — явление проходящее. Сопротивляться новым подходам в образовании становится все сложнее, они не просто доказывают свою эффективность, они становятся нормой. Мы наблюдаем такой парадокс: в сфере образования и в профессиональном сообществе (в том числе, среди коучей и психологов) профессия тьютора достаточно давно известна, профессионалов знают поименно, и даже в лицо, известен список “Топ-100 профессионалов-тьюторов России”. А родители пока про нас очень мало знают. Наверное, недостаточное позиционирование тьюторства среди родителей – недочет нашего сообщества. Наиболее сильный дефицит тьюторских кадров сейчас наблюдается в сфере инклюзивного образования. Семейное образование пока только начинает открывать для себя потенциал тьюторства, думаю в этой области в ближайшие годы будет резкий рост спроса на профессиональных тьюторов, способных пересобирать и удерживать целостность образовательной ситуации ребенка, находящегося на семейной форме образования. Будет расти спрос на работу с индивидуальной образовательной программой и активизацией детских образовательных инициатив.

Стоимость тьюторской услуги сейчас достаточно высока, это связано с достаточно низкой производительностью труда тьюторов-профессионалов. Горизонтальная система разделения труда в тьюторстве пока совсем не развита, и мы чаще встречаем тьюторов-универсалов, а не тьюторские команды с развитой специализацией. Но, думаю, развитие кооперации специалистов в тьюторстве, и, как следствие, оптимизация самой тьюторской услуги, сокращение ее стоимости — это наше самое ближайшее будущее.

Где учат тьюторству

Учиться тьюторству, как и любой другой профессии, нужно системно: нужно найти место, где “я умею как тьютор”, место, где “я оттачиваю профессиональные навыки как тьютор”, место, где “я практикую”, и место, где “я рефлексивно обсуждаю свою практику”. Я не говорю, что это принципиально разные места. Я указываю, что эти фокусировки обязательно должны быть. И что традиционное образование скорее всего не подходит для освоения тьюторства, так как тьютор — это профессия становящаяся, некоторые ее нормы находятся в стадии оформления, само профессиональное “знание” очень подвижно. Пока нет окончательного методического пакета, списка “учебников”, исчерпывающей образовательной программы.
С одной стороны, тьюторство – это сфера, где без академического образования прорваться очень сложно, т.к. нужно хорошо понимать идею и концепцию тьюторства. Для этого есть тьюторская магистратура, например в Московском педагогическом государственном университете. Или курсы повышения квалификации.
С другой стороны, чтобы освоить тьюторские компетенции, а не просто получить информацию о профессии, важно иметь постоянную практику. Идеальная ситуация – это дополнение теории регулярной практикой и супевизией. В таком сочетании освоение компетенций наиболее эффективно.

Лекция 4. Профессионально-личностное развитие тьютора.

4.1. Структура профессиональной компетентности тьютора.

К числу компетенций тьютора следует отнести профессиональную педагогическую компетентность. Владение современными продуктивными технологиями обучения («Обучение в сотрудничестве», «Метод проектов», «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Разноуровневое обучение», «Модульное обучение» и др.) позволяет достичь инновационного качества обучения слушателей.


Основные особенности, определяющие специфичность работы тьютора:

ü физиологическая, психологическая, социальная, нравственная зрелость;

ü жизненный опыт (бытовой, профессиональный, социальный, учебный);

ü ограничения в получении образования (финансовые, временные, семейные, профессиональные);

ü потребность в самостоятельности, в т.ч. в учебной деятельности;

ü стремление к сотрудничеству в процессе обучения;

ü прагматически ориентированная мотивация получения образования;

ü стремление участвовать в выборе содержания образования;

ü стремление немедленно практически использовать полученные при обучении знания и опыт в жизни и профессиональной деятельности;

ü психологические барьеры, препятствующие обучению (стереотипы, установки, опасения).


Исходя из этого можно сформулировать основные принципы работы тьютора с взрослой аудиторией:

ü Учащемуся принадлежит ведущая роль в процессе обучения.

ü Взрослый учащийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению.

ü Взрослый учащийся обладает жизненным опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения.

ü Взрослый человек обучается для достижения конкретной цели.

ü Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

ü Учебная деятельность взрослого в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами.


Важным фактором успешности работы тьютора является психологическая компетентность. Здесь прежде всего следует отметить знание возрастных психологических особенностей взрослых людей (по В.Н. Дружинину):

ü становление целостной функциональной основы интеллектуальной деятельности человека происходит до 35-летнего возраста (именно поэтому, планируя занятие, тьютор не должен ставить целью формирование каких-либо качеств, он может только создавать условия для развития уже существующих элементов профессиональной системы взрослого обучаемого);

ü в 35-46 лет усиливается жесткость связей между психическими функциями (это означает, что наряду с ростом интеллектуальной активности и продуктивности в привычной профессиональной деятельности, возможности освоения новых областей знаний затруднены);

ü наличие деструктивных моментов профессионального развития личности, а именно - профессиональная деформация, как результат глубокой специализации в профессиональной сфере, выражающаяся в ограничении сферы своих познаний профессиональными обязанностями, присутствием профессиональных стереотипов и установок (образ педагога – профессионал-манипулятор, характеристиками которого являются доминирование, авторитарность, требовательность, управление поведением других людей, дидактическая манера речи).


В этих условиях для тьютора очень важным становится владение техниками конструктивного общения: умение говорить на языке партнера, подчеркивание значимости партнера, проявление уважения к нему, подчеркивание общности, проявление интереса к проблемам партнера. Именно владение техниками конструктивного общения позволяет выйти на субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Безусловно, ключевое значение для тьютора имеет компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий. Конечно, очень важно наличие профессионального образования в сфере информационно-коммуникационных технологий и (или) свидетельств, удостоверяющих повышение квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий. Однако гораздо важнее для тьютора готовность осваивать новые для себя технологии, моделировать варианты включения новых технологий в учебный процесс. Медико-биологическая компетентность тьютора – не менее значимая составляющая. Работа взрослых обучающихся в компьютерном классе чревата обострением многих хронических заболеваний, и главными причинами этого являются психологический стресс (как правило, педагоги испытывают колоссальный стресс, остро переживая ощущение неуспешности на первоначальном этапе обучения), а также неудобная (нетипичная) поза при работе с компьютером. Все это особенно значимо для взрослых, ощущающих естественные возрастные процессы снижения здоровья. Поэтому к числу компетенций тьютора следует отнести знание санитарно-гигиенических норм при работе с персональным компьютером и, в конечном итоге, умение организовать здоровьесберегающую среду в учебных группах.

4.2.Планирование карьеры тьютора.


Мы рассматривали не­сколько ролей тьютора в от­ношениях с обучающимися. Дополним их другими так, чтобы все эти роли проде­монстрировали некие особые возможности деятельности тьютора:

педагогические - связа­ны с умением передавать зна­ния по предмету;

Андрагогические - связа­ны с умением практически управлять (организовывать) процессом обучения с учетом особенностей обучающихся;


маркетинговые - связаны с умением понимать и удовлетворять по­требности обучающихся, побудившие к обучению;


консультационные - связаны с умением понимать конкретные практические проблемы обучающихся и давать практические реко­мендации по их решению;


личностные - связаны с умением подчинять людей своей воле и влиять на их убеждения и поведение.


Практика тьюторской деятельности показывает, что в качестве спе­циализаций могут быть выделены следующие особые области компе­тентности.
Тьютор-игротехник - знаток и мастер в области техник и технологииделовых обучающих игр.


Тьютор-эксперт - мастер разработки экспертных решений в области образовательных технологий и техник или в предметной области.


Тьютор-теоретик - знаток теории, хороший эксперт по предмету.


Тьютор-консультант - специалист по исследованию практических про­блем обучающихся, способный дать эффективные советы по улуч­шению деятельности на основе изучаемых предметов.


Тьютор-менеджер - специалист по обучению взрослых на основе эф­фективных технологий организации учебного процесса.


Тьютор-методолог - специалист по разработке и адаптации технологий образования, способный организовать исследование обучающимися своих практических и образовательных проблем.

Список литературы.

1.Буланов С.В. Некоторые причины низкой мотивации педагогических кадров к освоению информационных и коммуникационных технологий. Сб.: Первая международная Интернет-конференция «Информационные и коммуникационные технологии как инструмент повышения качества профессионального образования»: сборник статей участников конференции. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005, с.14-17

2. Буланов С.В. Повышение компетентности педагогов в сфере информационно-коммуникационных технологий как важное условие модернизации образования. Академический вестник Владимирского областного института усовершенствования учителей. Научно-педагогический ежегодник. Владимир. 2004

3. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования: специализированный учебный курс/ С.А. Щенников, А.Г. Теслинов, А.Г. Чернявская и др. 2-е изд., испр. – М.: дрофа, 2006. – 591

Задание к лекции 4

Письменно ответьте на вопросы:

1. Назовите основные отличия учителя и тьютора. Что может объединять их в одном учебно-воспитательном процессе? В чем, на ваш взгляд, тьютор может помогать учителю?

2. Какова общая цель работы тьютора? Какие из результатов тьюторской деятельности кажутся вам наиболее привлекательными? Почему?

3. На какие новые ориентиры в педагогической деятельности нацелены вы и ваши коллеги? Близки ли они к описываемой деятельности тьютора?

Тьютор – специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных.

Тьютор (англ. tutor в переводе с английского - педагог-наставник, опекун, попечитель.) (от лат. tueor - заботиться, оберегать.) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения, он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учёбе. Профессия подходит тем, кого интересует психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Для России тьюторство - принципиально новый вид педагогики. Хотя есть множество областей, где оно находит своё примернение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное.

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход - это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.

Тьютор - это своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности.

Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге - нащупать своё призвание.

Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.

В Европе и США такая система, при которой каждый учится по собственному алгоритму, широко используется в вузах. Такова, например, система в Кембриджском университете (Англия). В России она тоже нашла применение - в первую очередь, именно в школах. Хотя пока это похоже на эксперимент, т.к. дипломированных специалистов практически нет. Педагогические вузы начали готовить их совсем недавно.

«Особые» дети

В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребёнком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Слово «инклюзивный» применительно к садику и школе означает, что их посещают не только практически здоровые дети, но и такие, которым требуются особые условия. Это дети с так называемыми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь тьютора-воспитателя. Другое название - воспитатель-сопровождающий.

Во-первых, ребёнку нужна физическая помощь. Ребёнку с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухому или слабослышащему - усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д. Но тьютор - не нянька. Его работа не сводится к ежеминутному обслуживанию. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе. Иногда требуется постоянное сопровождение, иногда - время от времени, на определённых уроках и занятиях. Главная задача такого педагога - поддерживать в ребёнке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить контакт с другими детьми. А здоровым детям он собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помогать.

Тьютор также проводит дополнительные занятия со своими подопечными, координирует работу всех специалистов группы сопровождения - логопедов, психологов, дефектологов, инструктора ЛФК.

Если всё организовано правильно, совместная учёба здоровых и «особых» детей идёт на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей. Ведь должна же когда-нибудь Россия стать страной равных возможностей, удобной для жизни, где отношения между гражданами строятся на доброте и доверии. А покуда «обычные» и «особые» люди прячутся друг от друга, этого не случится.

Сегодня, в начале второго десятилетия XXI века, Россия отстаёт от цивилизованного мира.

Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопровождающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А также волонтёры - студенты, ученики старших классов, - которые на рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Но мама в качестве тьютора - это риск чрезмерной опеки, которая тормозит развитие малыша. А волонтёр на то и волонтёр, что он не может посвящать этому благородному делу всё своё время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказывают физическую помощь и помогают (что тоже очень важно) в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речь не идёт.

Так что потребность в профессиональных тьюторах очевидна. И со временем она будет только расти.

Альтернативные школы

Помимо инклюзивных школ тьюторская система работает в школах, где применяется домашнее обучение (дистанционное обучение). Педагоги-тьюторы нужны в инновационных школах с альтернативным подходом к образовательному процессу.

Рабочее место

Как уже сказано, российские тьюторы работают в основном в школах и детских садах с инклюзией или альтернативными программами.

Тьюторами в вузах работают педагоги высшего образования работают. Такие должности характерны для многих зарубежных университетов.

Оплата труда

Зарплата на 04.04.2019

Россия 10000—35000 ₽

Москва 30000—80000 ₽

Важные качества

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное приятие этих детей. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместна.

Знания и навыки

Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса. При работе в инклюзивном детском саду или школе необходимы познания в области специальной (коррекционной) педагогики.