Конспекты логопедических занятий по оптический дисграфии. Приемы коррекции оптической дисграфии. Упражнения для коррекцииоптической дисграфии буква И

Тема:

Цели:

Учить детей дифференцировать зрительные образы букв, в частности И - У;
. развивать зрительно-пространственную ориентировку;
. развивать навык звукового анализа;
. развивать мелкую моторику;
. развивать логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед просит встать детей окало своих мест и предлагает, прежде чем сесть на стул, вспомнить и назвать имя, в котором есть буква «И»
(Инна, Ира, Илья, Игорь, Кира, Лиза, Мила, Вика, Дима, Никита)
Логопед знакомит детей с героями занятия, девочками Улей и Ирой. Детям предлагается выделить первые буквы в их именах. (И-У)
Формулируется тема занятия.

II. Основной этап

Логопед выставляет на доску изображение элементов букв «У» и «И», просит сложить из элементов буквы, ищет сходства и различия между буквами.


Логопед предлагает детям записать в тетради имен героев занятия, выделить буквы «И», «У».

Логопед знакомит детей с обозначением букв занятия. «У» - перевёрнутый треугольник, «И» - круг.
Логопед выставляет на доску карточку с изображением треугольников и кругов, просит детей записать в тетради соответствующие буквы. Вместо треугольника - «У», вместо круга - «И».


Перед выполнением следующего задания, повторно акцентируется внимание детей на различие букв «И», «У». У «У» длинный «хвостик» внизу, у «И» небольшой хвостик рядом. Детям предлагается расшифровать слова на доске. Если звездочка внизу, значит надо писать «У», если звездочка рядом, значит надо писать «И».



(Пуля, шут, улитка, улица, руки, курица)

Логопед выставляет на доску карточку с пропусками и предлагает детям самостоятельно определить, какую букву следует поставить вместо звездочки.

(Круг, крик, пух, лист, ухо, игла)

Детям предлагается поделить тетрадь на 3 столбика. В первом столбике будут слова с буквой «У», во втором столбике слова с буквой «И», в третьем - слова, в которых есть буквы «И», «У».

(Первый столбик - лук, петух, муха; второй столбик - иголка, нитки, лист, книги; третий столбик - улитка, курица, изумруд, кувшин)

III. Итог занятия

Логопед просит детей самостоятельно дописать в каждый столбик по одному слову.

КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Конспекты занятий для логопедов

Самарской области

Москва 2006


ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить.динамику состояния письменной речи ребенка.


Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:

1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

3. Развивать зрительный анализ и синтез.

4. Развивать зрительно-моторные координации.

5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

Конструировать и реконструировать буквы из элементов

(В. А. Ковшиков);

Ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

Проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи

1. Проведение первичного обследования.

2. Оформление документации и планирование работы.


3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На

данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование

(первичное и углубленное), выступления на родительских

собраниях и т.д.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

6. Развитие зрительно-моторных координации.


Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.

3-й этап. Основной. Цели и задачи

1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный . Цели и задачи

1. Закрепление полученных навыков.

2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.



КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ


ЗАНЯТИЕ 1

Тема : Дифференциация букв о - а .

Задачи : научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Знакомство с таблицами.

Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

2. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.


Дифференциация букв «о - а» 9


ББК 74.3 М12

МАЗАНОВА Е.В.

М12 КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИ И. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. - 88 с.

ISBN 5-296-00683-6

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий , предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный практический материал и составлены с учетом методических требований.

Комплект пособий предназначен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов. В пропедевтических целях его могут использовать логопеды детских садов и воспитатели коррекционных групп.

Е.В. МАЗАНОВА
КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Конспекты занятий для логопедов

Самарской области


Москва 2006

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза , а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить. динамику состояния письменной речи ребенка.

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий , а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:


  1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

  2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

  3. Развивать зрительный анализ и синтез.

  4. Развивать зрительно-моторные координации.

  5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

  6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.
Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

Конструировать и реконструировать буквы из элементов

(В. А. Ковшиков);


  • ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

  • проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.
Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи


  1. Проведение первичного обследования.

  2. Оформление документации и планирование работы.
4 Методические рекомендации

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На

данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование

(первичное и углубленное), выступления на родительских

собраниях и т.д.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы , размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.


  1. Развитие зрительного анализа и синтеза.

  2. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):
а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.


  1. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

  2. Развитие зрительно-моторных координации.
Методические рекомендации 5

Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.

3-й этап. Основной. Цели и задачи


  1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

  2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

  3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.
- Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный . Цели и задачи


  1. Закрепление полученных навыков.

  2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.
Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.



ЗАНЯТИЕ 1

Тема : Дифференциация букв о - а .

Задачи : научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах ; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Знакомство с таблицами.

Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

2. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.

Дифференциация букв «о - а» 9

II. Основная часть занятия

1 . Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а . Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках.

«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а ). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать - увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а - сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички ».

2.Сравнение элементов и целых букв о- а

(задания 2. 3. с. 3).

Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.

Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о-а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).

Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно.

3.Развитие фонематического восприятия (упражнение «Нотки»).

Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о - а.

10 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

4. Дифференциация букв о- а в словах (задание 5. с. 4).

Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о - а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак.


  1. Работа на уровне слова.
Упражнение «Занимательные модели».

Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?

6.Работа со словами-паронимами.

Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка - пачка, дочка - дачка, точка - тачка, кочка - качка, вол - вал, дол - дал).

Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.

7.Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.


  1. Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.

  1. Этот весёлый человечек ничего не знает.
8. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу.

Дифференциация букв «о - а» 11


  1. Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов.

  2. Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края.

  3. Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки , а вместо носа - лампочка.

Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин.

III. Итог занятия

Логопед: Вспомните, чем похожи буквы о - а ? Приведите примеры слов, в которых пишутся эти буквы. (Логопед помогает подобрать такие слова, где эти буквы пишутся в сильной позиции.)
ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте.

Задачи: закрепить знания детей о буквах о - а ; учить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте; обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза; развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях; тренировать в языковом и звуковом анализе; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - а и символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар-

12 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент

1. Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а.

Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у

вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.

2.Запись букв о - а.

Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.

II. Основная часть занятия

1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа.

Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а.

Слова: палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.


  1. Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед: Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар...

  2. Дифференциация букв о- а в словах. Работа со словами-паронимами.
Логопед: Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв.

4.Развитие зрительной памяти.

Логопед: Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.

Пары слов: стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал.

5.Физминутка.

Дети выполняют движения по заданию логопеда.

6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3).

Логопед: Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?

7. Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед: Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и

прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а.


  1. ЗАП_МНИЛ, ПЛ_ЧЕТ, СК_ЧЕТ, СК_РЫЙ, СП_ЛИ.

  2. К_ШКИ, СК_ЗКУ, ПЛ_КСА, К_НЬ, П_ЕЗД.

8. Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5). Логопед: Зашифруйте предложения при помощи букв о - а по образцу.

Образец. Скоро сказка сказывается.

О – О А – А А – А – А.

Астры зацветут осенью.

Ровный асфальт радует людей.

Смолк соловей в лесной чаще.

Лампа погасла внезапно.

Старая лодка ушла на дно.

14 Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5).

Логопед: Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами.

Т_м к_тик ус_тый И л_почкой к_тик

П_ с_дику бр_дит, Ум_ет св_й р_тик,

А к_злик рог_тый А к_злик сед_ю

За к_тиком х_дит. Трясёт бород _ю.
III. Итог занятия

Логопед: Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой о.
ЗАНЯТИЕ 3

Игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии

у учащихся начальных классов .

Форма проведения : семинар-практикум.

Цель : Вооружить учителей знаниями по профилактике и коррекции оптической дисграфии.

Участники: учителя начальных классов, учитель-логопед.

Предварительная работа:

Подготовка раздаточного материала:

пластилин, мозаика, ножницы, карандаши цветные, деформированные буквы ш / щ , зеркала, текст, листочки, картинки, таблица букв, смешиваемых при оптической дисграфии, таблица букв похожих по написанию.

Ход мероприятия :

Вступление. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Буквы рукописного шрифта – это различные комбинации определенных элементов. И. Н. Садовникова выделяет оптически и кинетически сходные буквы. (табл.)

Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Коррекционная работа при данном виде дисграфии направлена на закрепление связи между звуком и буквой, развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений. Проводятся упражнения и игры по различению цвета, формы, величины предметов: “Разложи ленточки от самой длинной до самой короткой”, “Назови цвет предметов”, “Посчитай, сколько на рисунке треугольников”, “Назови перечеркнутые рисунки”, “Узнай наложенные рисунки”, “Чем отличаются 2 картинки?”, а также игры, развивающие пространственные представления: “Кто стоит справа от девочки, слева от зайца , и т.д.”, “ Кто живет над белкой, под синицей» и т.д.

В сборнике представлены упражнения по дифференциации наиболее часто смешиваемых рукописных букв: о – а, и – у, п - т, х – ж, б – д, л – м, и - ш. Задания построены с учетом всех требований коррекционного обучения. Упражнения можно использовать выборочно (в зависимости от нарушения) как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми с оптической дисграфией и дислексией. Систематичность и целенаправленность коррекционной работы – залог успеха в достижении положительного результата.

Основная часть

Примерные задания по дифференциации звуков и букв (на примере п и т).

Учителя выполняют задания, разделившись на 3 группы.

1 .Закрепление образа букв:

Рассмотреть, из каких элементов состоят буквы, на что они похожи. Начиная работу по дифференциации букв п – т, необходимо обратить внимание детей на количество элеметов, составляющих букву п (2 элемента), букву т (3элемента) и в дальнейшем опираться на это различие. Можно предложить сказку «Торопыжка»

Жила-была буква т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все звали ее Торопыжкой. Бегала, бегала буква т и сломала одну ножку. Прихромала она к Царице Грамматике: «Что мне делать, у меня сломалась одна ножка», - жалуется она. Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой т, а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой п»,- ответила Царица Грамматика. Так буква т превратилась в букву п. Сравни буквы «п» и «т», из каких элементов они состоят?

  • Конструирование букв из проволоки.
  • Выложить их из мозаики, крупы.
  • Сложить их из частей.
  • Вырезать буквы из бумаги.
  • Дорисовать буквы.
  • Узнать их среди похожих букв (таблица).

Запиши названное логопедом количество палочек.

Образец: 2,3,3,2,3…

Запись: // /// /// // ///

Б) по палочкам пропишите соответствующие буквы.

Образец: п, т, т, п,т….

Игра «Шифровка» (расшифруй слоги: вместо цифр напиши буквы п или т)

2а – 3а 3у – 2у – 3у и2 – и3 о3 – о2 – о3

2и – 3и 2е – 3е – 2е а3 – а2 3а – 2а – 3а

2у – 3у 3о – 3о – 2о о3 – о2 е2 – е3 – е2

Звуковые сочетания:

3и3 2е2 3у3 2о2 2у3 3а2

3и2 2о3 3е3 2ё3 3я2 2я2

Расшифруй слова:

2ар3а 2ло3ник 2о3о2 2ло3

2у3ь 2аш3е3 3е2ло 2ис3оле3

3улу2 2ианис3 2лака3 3ро2инка

2е3ля 3е2лоход 2я3ь 3у2ик

Прочитай предложения, расшифровав их:

//ор///ной //ос///авил за//ла///ку на //аль///о.

Куро//а///ка и ///е///ерев – кру//ные // ///ицы.

//е///я с//ря///ал //ор///фель в //ар///у.

Ан3о2 2ос3авил 3ома3ный сок в 3ё2лое мес3о.

Конс3ан3ин 3ер2еливо 2рочи3ал повес3ь.

Не с2е3ь ли нам 2ро с3е2ь?

Составь предложения из данных слов:

Паучок, плести, паутина.

Стелить, постель, Катя.

Посылать, Толя, телеграмма.

Пирожки, на, лежать, тарелка.

По, листья, лететь, ветер.

На, Петя, писать, листок.

Зашифруй слова, заменяя букву «п» цифрой 2, букву «т» цифрой 3.

Плотина, паспорт, плита, пакет, палата, теперь, тапочки, теплица, пальто, аптека, топор, лапти, патруль, партизан, победить, пинцет, планета, капуста, автомат, степи, пират, поворот, простор, постель, путаница.

Сравни слова по звучанию и написанию:

1)Степь – спеть ступал – спутал пот – топ

Тряпки – прятки теплица – петлица

2) полк – толк почка – точка топил – попил тачка – пачка

Пара – тара порт – торт стал – спал паять – таять

Составь с данными словами предложения .

Определение места букв «п» и «т» в словах с помощью звуковой линейки:

П Т Т

Например: портрет

Слова: пятак, патрон, тупой, топтать, патриот, процент, палатка.

Отгадай загадки и напиши отгадки:

Лёг в карман и караулю Рядом с дворником шагаю,

Рёву, плаксу и грязнулю. Разгребаю снег кругом

Им утру потоки слёз, И ребятам помогаю

Не забуду и про нос. Делать горку, строить дом.

Всех я вовремя бужу, Кланяется, кланяется.

Хоть часов не завожу. Придет домой – растянется.

Сетка густая мух не отпускает.

Вставь пропущенные буквы «п» и «т»:

…оло…но ло…а…а …о…ор

…е…ух …абуре… …олё…

ла……и …ас…ила …лас…илин

Наш …ёс Тимошка ес… су… из …лошки.

Ш…орм нас…иг …ароход недалеко о… …ор…а.

Составь словосочетания из данных слов:

Тяжёлая Т пустая Т

АЧКА АРА

Старая П танцевальная П

Стрелковый Т берёзовая П

ИР ОЧКА

Роскошный П маленькая Т

Морской П печь Т

ОРТ ОПИЛ

Вкусный Т воды П

Трансформация слов.

Добавь букву «п», чтобы получилось новое слово:

ЛУГ – ПЛУГ ЛОВ - … ОЧКИ - … РОБА

Добавь букву «т», чтобы получилось новое слово:

ЁЛКА – ТЁЛКА РУБКА - ТРУБКА СУК – СТУК БОР - БОРТ

Спиши стихотворение, подчеркни букву т:

На крапиве, как на плитке, …Дайте осинке

Вскипятили чай улитки. Пальто и ботинки.

Заходи чайку напиться, Надо погреться

Кто крапивы не боится. Тонкой осинке.

(В.Степанов) (И.Токмакова)

Спиши предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу:

Теплоход приходит в (порт, торт). Дедушка (стал, спал) на диване. Гадкий утёнок (стал, спал) прекрасным лебедем. Вите подарили красивый (порт, торт).

Графический диктант:

Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пёстрые попугаи. В парке растут старые тополя. Тёмные тучи плывут по небу. Стая птиц пролетела над полем.

Слуховые диктанты:

Пчёлы.

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Цветов было много: тут и лютики, и ромашки, и незабудки. Цветёт душистая липа. Много пчёл летает около липы. Всё лето трудятся пчёлы. Много мёду получаем мы от пчёл.

Заключение.

Используя в работе с детьми данные упражнения, можно предупредить и устранить оптическую дисграфию.

Рефлексия.


Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

ГОУ для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида

учитель – логопед

Высшей квалификационной категории

Адамова Юлия Петровна

2012 г.

Тема: Различение оптически сходных прописных букв И – Ш в словах, предложениях, тексте.

Цель:

Совершенствовать умение детей различать оптически сходные строчные буквы И – Ш на письме .

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить написание прописных букв И и Ш , выявить сходства и отличия.
  2. Уточнить артикуляцию звуков [И] и [Ш], закрепить связь между звуком и буквой.
  3. Тренировать учащихся в различении букв И и Ш в изолированном написании, в слогах и словах, в предложениях и тексте.
  4. Совершенствовать навык чтения.

Коррекционные:

  1. Активизировать внимание детей, настроить их на работу.
  2. Развивать слуховое внимание и восприятие детей.
  3. Развивать зрительное восприятие.
  4. Развивать умение координировать речь с движением.
  5. Уточнить и активизировать знания учащихся по теме «Дикие животные».

Воспитательные:

  1. Воспитывать активность и инициативность при выполнении заданий.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы отправимся с вами на прогулку в лес. Давайте представим, что мы находимся в лесу. В лесу свежо, дышится легко, свободно. Сделайте вдох - выдох, вдох – выдох. Закроем глаза и прислушаемся к звукам, которые нас окружают.

  1. Звучит запись звуков леса.

Логопед: Ребята, какие звуки вы услышали? (дуновение ветра, шелест листвы, пение птиц, журчание ручейка, стрекот кузнечика).

  1. Сообщение темы.
  1. На доске вывешен плакат с изображением леса.

Логопед: Ребята, в нашем волшебном лесу заблудились буквы, давайте их отыщем. (Ученики по одному подходят к доске, внимательно смотрят на плакат и обводят найденные буквы черным фломастером).

Логопед: Ребята, какие буквы вам встретились в нашем волшебном лесу? (буквы И и Ш).

Итак, тема нашего занятия: «Различаем прописные буквы И – Ш».

  1. Уточнение написания изолированных букв И – Ш.

Логопед: Из каких элементов состоит буква И? (из двух крючков).

Два крючка соедини

И получишь букву И.

  1. Учащиеся выкладывают прописную строчную букву И из двух крючков красного цвета.

Логопед: Из каких элементов состоит буква Ш? (из крючков, их три).

Посмотри на букву Ш,

Буква очень хороша:

Три крючка рядком стоят –

Ш запомнить нам велят.

  1. Учащиеся выкладывают прописную строчную букву Ш из трех крючков синего цвета.
  1. Закрепление связи между звуком и буквой.

Какой звук мы обозначаем буквой И? (Звук [И] ).

гласный .

Губы принимают форму улыбки, язык приподнимается кверху, между зубами расстояние. Преграды во рту нет. Звук легко тянется, поется.

* Логопед прикрепляет артикуляцию звука И к лицу мальчика.

Какой звук мы обозначаем буквой Ш? (Звук [Ш] ).

Дадим характеристику этому звуку: согласный, глухой, твердый .

Губы принимают форму рупора, язык – форму чашечки, поднимается к верхним коренным зубам. Во рту язык создает преграду, поэтому тянуть и петь звук [Ш] мы не можем.

* Логопед прикрепляет артикуляцию звука [Ш] к лицу мальчика.

  1. Уточнение сходства и различия изолированных букв.

Логопед: Ребята, чем же похожи буквы? (Они обе состоят из крючков).

- А чем отличаются? (У буквы И – два крючка, а у буквы Ш – три).

- Обозначим это отличие символами: у буквы И – символ «Цифра 2 красного цвета», а у буквы Ш – символ «Цифра 3 синего цвета».

Потренируемся в различении букв И – Ш.

* Логопед предлагает учащимся карточки с заданием, на которых изображены шишки с цифрами 2 и 3 и пустыми окошечками, в которые учащиеся должны вписать букву И или Ш, соответственно цифре.

  1. Различение букв И – Ш в слогах.
  1. Логопед предлагает учащимся карточки с заданием: на карточках изображены два грибочка. На шляпке одного гриба написана буква И, второго буква Ш.

Учащиеся по одному выходят к доске, берут там грибок, читают написанный на нем слог, и все вместе записывают этот слог на своих карточках на соответствующий гриб.

  1. Физминутка.

Мы идем, идем, идем,

Мы грибы сейчас найдем Шагают высоко поднимая ноги.

Под листочком, под травинкой,

На пенечке, под осинкой Наклоняются и касаются руками пола.

Вот и гриб, не зевай

И быстрей его хватай! Хлопки в ладоши.

  1. Различение букв И – Ш в словах.

Логопед: В лесу росли дикие яблоньки. Посмотрите, сколько яблок с них упало. Давайте соберем их. Но яблочки не простые – на них написаны слова. Яблочки, на которых написаны слова с буквой И – отдадим ежику. Яблочки, на которых написаны слова с буквой Ш – положим себе в корзинку.

А теперь запишите по три слова себе на карточках (учащимся предлагаются карточки, на которых изображены ежик и корзинка, они записывают слова в зависимости от наличия в них букв И и Ш.

  1. Различение букв И – Ш в предложениях.

Логопед: Ребята, посмотрите, зайчишка принес нам письма с заданиями.

  1. Каждому учащемуся вручается конверт, в котором лежат слова. Из данных слов учащиеся составляют предложение.

А теперь запишите получившиеся предложения себе в тетрадь, выделив буквы И и Ш цветными карандашами: И – красным, Ш – синим.

  1. Различение букв И – Ш в тексте.

Логопед: Посмотрите, в лесу бродят разные животные. Подойдите к доске и возьмите себе по одному животному. На обратной стороне животного – текст с пропущенными буквами И – Ш. Прочитайте текст, вставьте вместо пропусков нужные буквы: букву И – красной ручкой, букву Ш - синей.

Текст 1.

Л_с_ца – х_трый зверь. Ночью л_с_ца выход_т на охоту. Л_са лов_т лягу_ек, охот_тся за пт_цам_, зайцам_, мы_ам_. Л_су называют «Л_са – рыжая краса». Уж больно крас_ва л_сья _убка и пу_ _ стый л_с_й хвост!

Текст 2.

У_к_ у зайца дл_нные, а хвост_к - пу_ _стый и коротк_й. Задн_е лапы дл_ннее передн_х. _курка зимой у зайч_ка белая, а летом серая. Днем зайч_ки спят, а ночью выходят на кормежку. _ногда они подходят бл_зко к деревне и лакомятся сеном и кочерыжкам_.

Текст 3.

Белочка – очень хоро_ая хозяйка. Белка наполняет кладовые орехам_, гр_бам_, _и _кам_. Гр_бы она высу_ивает и нан_зывает на голые сучк_. Весной в бел_чьем дом_ке появляются бельчата. Белка – бесстра_ная мать. Она смело защ_щает сво_х малы_ей.

Текст 4.

Медведь – громадный, одетый в теплую _убу. Ход_т медведь так т_хо, что ни од_н сучок не треснет под ногам_. Лапы медведь став_т пальцам_ внутрь, а пяткам_ наружу, оттго и прозвал_ его косолапым. Голова у медведя боль_ая, _ея мохнатая, глазк_ - маленьк_е. Нюх у медведя очеь хоро_ _ й.

  1. Подведение итогов.

Какие буквы мы сегодня учились различать?

Из каких элементов состоят буквы И и Ш?

Сколько крючков у буквы И? А у буквы Ш?

Посмотрите, сколько шишек я набрала в лесу. Возьмите из корзинки столько шишек, сколько вы заработали на занятии. Давайте отдадим шишки белочке, а вас я награжу сладкими призами.

Литература:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.