Как не впасть в отчаяние. Как не впасть в отчаяние при потере работы и освоить новую специальность. Мухаммад-Амин - хаджи Магомедрасулов

Отвечает доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Надо понять, что такое смирение. Смирение — это то внутреннее ощущение человека перед лицом видения своих грехов, но самое главное — видения неспособности справиться, искоренить. Вот, например, как бы мне искоренить зависть, интересно? Я говорю себе: «все, не буду завидовать». И вдруг увидел, что у него лучше машина, чем у меня. Кто это вынесет? Покажите мне такого. Это же немыслимо! Вот, например, наградили моего лучшего друга, а не меня. Он, конечно, друг, но я-то знаю, что я достойнее. Ну или по крайней мере, что нас обоих бы надо. Нет, это немыслимо, моя душа перенести не может.

Вот когда я наблюдаю за собой, когда я вижу, знаю, что это не хорошо. Знаю? Знаю! А не могу! Вот откуда возникает познание себя. Познание себя возникает. Вот, оказывается, кто я есть. Вот чем набит мой мешочек-то этот внутренний, который никто не видит. Слышите, чем набит? Так я начинаю видеть, что во мне есть. Я не могу очистить его. И вот здесь, если человек искренне обращается к Богу, то Господь не только помогает ему бороться с этими вещами, но в конечном счете может вообще исцелить от этого. Одно нужно знать, что это исцеление происходит по мере действительно глубины и искренности моего осознания и моего желания избавиться от этого. Вы слышите? Рукою смирения подаются дары благодати человеку. Все, кто достигали бесстрастия, достигли именно этим.

Подходим к главной точке вопроса. Когда человек обращается к Богу с искренней молитвой, то не только никакого уныния не будет, а напротив, будет радость. Господь может дать радость большую или малую — неважно. Господь дает утешение, мир человеку, который искренне обращается к Богу. Не может быть уныния.

Уныние, знаете, проистекает когда? Знаете, от чего? От гордости! Как это я и опять позавидовал! Я же решил не завидовать. Как это я? Как это я не поднял двести килограммов. Ай-я-яй. Я же пятьсот могу, а тут двести не поднял. Вот откуда проистекает уныние. От гордыни, глупой гордыни. Это надо знать, с этим надо просто бороться, как с врагом, который подступает ко мне и мучает мою душу. И тогда уныния при искреннем покаянии никогда не будет. Будет только облегчение, будет только мир, только радость на душе. // А.И. Осипов

(по преподобному Силуану Афонскому и архимандриту Софронию)

Вначале приведем цитату из известной книги “О молитве”: “Из моего опыта я могу сказать: есть два рода отчаяния: одно - чисто негативное, губящее человека духовно и затем телесно. Другое - благословенное. О нем я не перестаю говорить” .

В другом месте, в книге “Старец Силуан” отец Софроний добавляет: “Иначе действует враг-дьявол с теми, кто принимает его, и иначе по отношению к тем, которые борются. Иное - страдание гордого отчаяния, и иное - души благочестивой, когда Бог позволяет сатане сотворить брань с душою. Это последнее искушение чрезвычайно тяжело и попускается редко” . Об этом последнем состоянии писалось не очень много; хотелось бы обратить внимание на связь такого состояния со страданиями библейского Иова.

Многолетний опыт подвижничества, духовный авторитет отца Софрония, которого многие почитают старцем, и глубина его творений не позволяют просто отмахнуться от этих слов о благословенном отчаянии, нелегких для восприятия, но требуют серьезно задуматься.

Губительное отчаяние

Когда в Православии говорят об отчаянии, чаще всего имеют в виду первый из указанных отцом Софронием родов отчаяния - “чисто негативное и губящее человека” отчаяние как один из наиболее тяжких грехов (согласно “Словарю живого великорусского языка” В. И. Даля, отчаяние - это безнадежность, лишение последней веры и надежды.

Рассмотрим подробнее сначала именно этот, губящий человека род отчаяния. Как отмечает епископ Варнава (Беляев), у людей, ведущих духовную жизнь, это губительное отчаяние также бывает двух родов: “Отчаяние первого рода происходит от отягчения совести множеством содеянных грехов, когда душа, по причине большого количества этих язв, погружается от тяжести их в глубину безысходного горя и безнадежия.

Другого рода отчаяние бывает от гордости, когда человек, впадший в какой-либо грех, никак не хочет смириться и признать, что он заслужил падение От первого вида исцеляют воздержание и теплая надежда на Бога, а от последнего - смирение и то, чтобы никого не осуждать” .

А вот как описывает это состояние отец Софроний: “Доколе в человеке сильна гордость, дотоле он может подвергаться приступам особо мучительного, адского отчаяния, которое извращает все представления о Боге и о путях Его промысла. Гордая душа, пребывая в тягостном страдании и мраке ада, виновником своих мучений считает Бога и мыслит Его как безмерно жестокого. Лишенная подлинного бытия в Боге, она все оценивает из своего болезненно-страдальческого состояния и начинает ненавидеть и свою жизнь, и вообще все бытие мира.

Пребывая вне Божественного света, в своем отчаянии она доходит до того, что и бытие Самого Бога начинает ей представляться как безнадежная бессмыслица, в силу чего ее отталкивание от Бога и ненависть ко всякому бытию становятся все большими и большими” .

Основные причины такого отчаяния - оскорбленное самолюбие, страх перед общественным позором в случае, если узнают о совершенном преступлении, боязнь наказания, крушение идеалов или задуманных предприятий, безнадежная любовь и прочее. В наиболее тяжких случаях отчаяние может довести человека до самоубийства.

Необходимо также отметить, что многие Святые Отцы говорили о необходимости борьбы со страстями (духовной брани) и о том, что страсти могут посылаться нам для духовного совершенствования. Господу более угодна наша борьба со страстями, нежели полное отсутствие страстей, бесстрастие. Известно, например, свидетельство о преподобном Иоанне Колове, который вначале умолил Бога, чтобы ему было даровано бесстрастие, а затем, по совету старца, испросил у Господа возвращение браней и терпение, ибо, как сказал старец, “по причине браней душа приходит в преуспеяние”.

Дает весьма поучительный комментарий на этот важный для православной духовной практики эпизод, нашедший отражение в Священном Предании. также указывает: “Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали, и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали, но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя виды и свойства каждого недуга и своею опытностью спасая близких к падению” .

Нельзя не упомянуть здесь также и поучительный случай, о котором свидетельствуют “Троицкие листки с луга духовного”. Речь идет о явлении человеку, находившемуся в отчаянии и собиравшемуся покончить жизнь самоубийством. Человек этот был так потрясен видением, что отбросил пояс, на котором только что хотел повеситься, и направился в , где получил утешение от отца Анфима. Молитвой у раки преподобного Сергия он был окончательно утешен и вышел из обители, как новорожденный младенец. Он смотрел на мир другими глазами, и душа его совершенно успокоилась.

Переживание губительного отчаяния опасно, но еще не фатально. Человек, впавший в губительное отчаяние, еще может (и должен) обратиться к Богу с горячей покаянной молитвой, и Господь непременно даст ему исцеление и новые силы для продолжения духовной брани. Вот как пишет об этом преподобный Исаак Сирин: “Если приключится человеку впасть и в многоразличные прегрешения, да не перестанет радеть о добре, да не останавливается в своем течении. Но и побеждаемый, снова да восстает на борьбу со своими противниками и ежедневно да начинает полагать основание разрушенному зданию, до самого исхода своего из мира сего” .

В заключение этой части статьи необходимо отметить, что, согласно учению православных отцов-аскетов, состояние отчаяния самым тесным образом связано с печалью и унынием.

Отчаяние “по Богу”

Существует и состояние духа, внешне, по своим психологическим характеристикам, схожее с описанным выше, но принципиально иное. Вот как описывает его отец Софроний: “Когда впервые промыслительно Богом оставленный человек испытывает приближение сатаны, тогда все его существо, и душа и тело, подавляется великим страданием и страхом, который нельзя сравнить со страхом от преступников и убийц, потому что в нем есть мрак вечной гибели.

Душа тогда познает, что есть дьявол; познает силу его жестокости; и пораженная колоссальностью стоящего перед нею зла - вся сжимается. От ужаса, отчаяния и трепета она приходит в такое изнеможение, что не находит в себе силы молиться. Она не чувствует с собою Бога-Заступника, а враг говорит: «Ты в моей власти… А на Бога не надейся и забудь Его; Он неумолим»”. В эти минуты душа, не желая принять дьявола, или безмолвно, без слов замирает с мыслью о Боге, или же, в лучшем случае, находит в себе силы призвать имя Божие. После уже она познает, что именно в этой борьбе Бог исключительно внимает ей” .

Как отмечали многие отцы Церкви (в частности, преподобные Иоанн Кассиан, Нил Синайский, Исаак Сирин, святители , Григорий Нисский и др.), греховные страсти извращают спасительные “настроения человека, психологическая основа которых напечатлена в природе человека как несомненно полезное средство, условие, благоприятствующее в деле осуществления человеком его религиозно-нравственного назначения”.

Эти настроения, как справедливо подчеркивает С. М. Зарин, возникают в связи с познанием истинного блага, с одной стороны, и из-за сознания порочности нашей жизни, с другой. Они поддерживаются созерцанием блаженства Жизни Вечной и стремлением к совершенству. Созерцая бесконечный идеал, человек не только глубже чувствует и яснее осознает несовершенство человеческого естества вообще, но вместе с тем - и это принципиально важно - начинает ощущать несовершенство своей собственной личности. В этом случае указанное чувство становится активным стимулом религиозно-нравственного развития человека.

Описываемое выше состояние в православной аскетике именуется печалью “по Бозе” (по Богу, ради Бога).

По свидетельству преподобного Исаака Сирина, печаль только в одном случае становится полезной для нас, когда она является печалью “по Богу”. Печаль “по Богу” “возникает от покаяния в грехах или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все эти телесные дела” .

Печаль “по Богу” является одним из существенных и исходных моментов христианской веры, необходимой для спасения. Ее отличие состоит в том, что она находит свое религиозно-нравственное основание, опору и главную цель именно в Боге. Человек испытывает острую неудовлетворенность своим состоянием (и при этом ощущает невозможность изменить это положение собственными силами) именно постольку, поскольку это состояние становится существенным препятствием для достижения единственно ценной для него цели - стремления к Богу.

Таким образом, печаль в этом “добром” направлении помогает поддерживать в человеке активность, побуждает его на аскетический подвиг. Этот подвиг всестороннего совершенствования выражается как в очищении человека от страстей, так и в приобретении им важнейших христианских добродетелей. Преподобный Исаак Сирин называл такую “печаль ума” драгоценным Божиим даром.

Состояние печали “по Богу” отличается от описанной нами выше губительной страсти тем, что человек с болью ощущает в себе несоответствие между стремлением души к Богу и желанием достичь этого собственными силами. Основной целью его жизнедеятельности становится Бог, а не удовлетворение собственных помыслов, желаний и страстей и не заботы о своем земном существовании. Находясь в состоянии “обычной” печали, человек замыкается на самом себе, но печаль “по Богу” чаще всего приводит к обретению Божественной благодати (ибо сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Мф 7:7), а губительные страсти печали и отчаяния без покаяния могут вызвать безысходную тоску, апатию и бездеятельность, паралич воли и способностей.

То духовное состояние, о котором пишет архимандрит Софроний и которое психологически близко к состоянию отчаяния, обладает, однако, своими существенными особенностями. Такое отчаяние имеет своим основанием не боязнь раскрытия тайных грехов и не гордыню, а неутолимую ревность по Богу. Это более интенсивное и острое проявление печали “по Богу”. Для удобства изложения мы будем далее называть это состояние отчаянием “по Богу”.

О близком по содержанию духовном состоянии человека свидетельствует , говоря о таинстве покаяния: “Больше всего характеризует его (таинство покаяния - А. Г.) болезненный перелом воли. Человек оскорблял Бога; надобно теперь гореть в огне суда неумытного. Кающийся испытывает болезни рождающих, и в чувствах сердца некоторым образом прикасается мучениям ада В кающемся то ужасы почти отчаяния, то веяние отрады милосердия сменяются одни другими” .

Отец Софроний использует страшное слово “отчаяние” для того, чтобы описать то предельное страдание, которое ощущает душа, почувствовавшая благодать Божию и затем потерявшая ее, чтобы подчеркнуть ту силу, которой может достигать эта печаль “по Богу”.

Преподобный Силуан Афонский по этому поводу пишет об “унынии сердца”: “Когда Господь посетит, то душа знает, что был милый Гость и ушел, и скучает душа по Нему, и слезно ищет Его: «Где Ты, Свете мой, где Ты, Радость моя? Следы Твои благоухают в душе моей, но Тебя нет, и скучает душа моя по Тебе, и сердце мое уныло и болит, и ничто более не веселит меня, потому, что я оскорбил Господа, и Он скрылся от меня»” . Преподобный Силуан отмечает, что ощущение любви и благодати Господней теряется нами “за гордость и тщеславие, за неприязнь к брату, за осуждение брата, за зависть, за блудную мысль, за пристрастие к земным вещам” и др.

Как уже отмечалось, подобное искушение попускается Богом нечасто. Не всем православным верующим доводится испытывать такие интенсивные страдания, такую ревностную печаль “по Богу”. Это подтверждают и другие духовные писатели. Так, святитель Феофан Затворник отмечает, что искание Бога происходит у различных людей по-разному: если у одних оно “совершается ретиво, быстро, огненно”, то у других, напротив, “дело идет холодно, неспешно, многотрудно”. Архимандрит Софроний, очевидно, относится к первой группе.

Святитель Феофан с сожалением отмечает, что эта первая группа очень мала и редка, и такая предельная ревность по Богу, которая позднее была описана в творениях отца Софрония, нечасто встречается у христиан. Более часто человек, перестав чувствовать возбуждение благодати Божией, напротив, привыкает к этому, и снова происходит его падение в обычные его смертные грехи. “Чем чаще происходят сии отпадения, - пишет святитель Феофан, - тем слабее становится возбуждение, потому что к нему сердце как бы привыкает, и оно переходит в ряд обычных явлений душевной жизни.

Вместе с таким умалением, оно из чувства энергического все более и более приближается к мысли, и, наконец, переходит в одно простое помышление и воспоминание. Это помышление до поры до времени принимается с согласием, потом только терпится, хоть без неудовольствия, но холодно, без особого внимания; а затем уже становится докучливым, его спешат скорее сбыть, и, наконец, от него чувствуют неприятность и отвращение; его уже не любят, а ненавидят, преследуют, гонят. Соответственно сему, падает убеждение в необходимости лучшей духовной жизни…”

Исходя из этого, святитель Феофан настоятельно рекомендует всем верующим совершать усилия для стяжания дара благодати Божией и использовать для этого малейшие мысли о необходимости “переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях” .

Возможно, такое состояние “последнего отчаяния по Богу” подается некоторым подвижникам для большего стяжания благодати Божией. В любом случае мы не вправе отрицать того, что мы не познали.

Необходимо подчеркнуть, что отец Софроний никого не призывает пережить состояние отчаяния “по Богу”. Он лишь делится своим опытом, который ему с Божией помощью удалось пережить. При этом, хотя такая ревность по Богу, которая нашла отражение в творениях отца Софрония, и не типична для современного мира, она вдохновила немало православных христиан на продолжение своего духовного совершенствования и тем самым принесла многочисленные плоды.

Невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами

У отчаяния, о котором пишет отец Софроний, кроме постоянной ревности по Богу и непрестанного стремления к Нему, имеется и иная причина - невозможность преодоления духовных препятствий собственными силами. “Много раз, - отмечает отец Софроний, - приходил я в отчаяние от самого себя вследствие неспособности моей пребывать постоянно в духе заповедей Христовых” .

“Видя себя не могущим преодолеть сию смерть нашими усилиями, мы впадаем в некое отчаяние о нашем спасении. Как это ни странно, но нам необходимо пережить это тягостное состояние, - переживать его сотни раз, чтобы оно глубоко врезалось в наше сознание. Нам полезен этот опыт ада. Когда мы носим в себе сию муку годами, десятилетиями, то она становится постоянным содержанием нашего духа, неизгладимою язвою на теле жизни нашей. И Христос сохранил раны от гвоздей распятия на теле Своем даже по Воскресении…”

Отчаяние, о котором говорит здесь отец Софроний, - это не отчаяние в уповании на милость и благодать Божию, характерное для губительных страстей, а отчаяние в ревностном, неодолимом стремлении достичь идеала собственными силами. Отец Софроний именует это состояние отчаянием “от самого себя” .

Каждому из нас знакомо то страдание, которое возникает от невозможности решить неразрешимое, достичь недостижимого, сделать невозможное. Само по себе это стремление не несет в себе нравственной определенности. Нравственная оценка этого стремления зависит лишь от направления нашей воли.

Прийдя к этой ситуации, мы некоторое время продолжаем делать попытки реализовать наши устремления собственными силами, но вскоре теряем их и осознаем невозможность достигнуть планируемого результата. Вот это чувство, которое обычно тоже называется отчаянием, по-видимому переживал отец Софроний.

Как отмечает С. М. Зарин, “за бурными порывами, по законам психической жизни, должна следовать реакция в виде ослабления, упадка душевной энергии. И этот упадок, действительно, наступает, выражаясь в новых аффективных состояниях печали и уныния” (а последнее, как мы уже отмечали, - родственно отчаянию).

Господь дал человеку свободную волю, и Он ожидает от нас наших собственных усилий в духовном совершенствовании. Такие усилия человека являются, в частности, одним из важнейших условий духовной брани. Поэтому в самих этих усилиях нет ничего греховного. Но эти собственные человеческие усилия имеют свои пределы. Невозможное человекам возможно Богу (Лк 18:27). Человек в процессе своего духовного возрастания рано или поздно начинает это ощущать. И особенно сильно и остро ощущали это Святые Отцы. Возникает серьезное внутреннее противоречие, которое требует своего разрешения.

Разрешение противоречия отчаяния от самого себя “по Богу”

“Благодатное отчаяние”, о котором пишет отец Софроний, отчаяние от самого себя “по Богу” находит свое разрешение в стяжании благодати Божией. Проходя через жестокое духовное страдание, через изнеможение, человек становится духовно чище, “прозрачней” для Бога.

Разрешение “благодатного отчаяния”, духовное очищение - это дар Божий. Именно Господь посылает Свой свет, Свое избавление, которого так жаждет, так истово молит душа подвижника, ощутившая невозможность стяжания благодати собственными силами и подвигами: “Далеко не радостно увидеть себя «нищим», осознать свою слепоту, - свидетельствует отец Софроний. - До великой боли страшно услышать смертный приговор себе за то, что я такой - как я есмь. Однако в глазах своего Создателя я блажен именно за познание своего ничтожества (ср. Мф 5:3).

Я должен увидеть Христа «как Он есть», чтобы сопоставить себя с Ним, и из сего сравнения ощутить мое «безобразие». Сильным было и еще остается мое отвращение от самого себя. Но из этого ужаса родилась во мне молитва особого отчаяния, погружавшая меня в море слез. Я никак не видел тогда путей к моему исцелению; мне казалось, что мое уродство не может преложиться в подобие Его красоте. И эта безумная молитва, потрясавшая все мое существо, привлекла ко мне сострадание Бога Всевышнего, и Его Свет воссиял во мраке моего бытия. Через ад моей безнадежности пришло небесное избавление…”

Многие Святые Отцы и подвижники говорили о помощи Божией, которая приходит в самые тяжелые и ответственные минуты жизни, связанные, в частности, с отказом от опоры лишь на собственные силы и с упованием на Бога. Так, святитель Игнатий (Брянчанинов) подчеркивает: “Суетен и бесплоден крест свой, если, чрез последование Христу он не преобразится в крест Христов” . “Крест дотоле тягостен, доколе он пребывает своим. Когда же он преобразится в крест Христов, то получает необыкновенную легкость” .

Получив помощь Божию и ощутив Его благодать, подвижник не останавливается на этом. Получив передышку в духовной брани и духовный опыт осуждения себя, он, как пишет отец Софроний, “снова идет стоять над пропастью” .

“Держи ум твой во аде и не отчаивайся”

Преподобный Силуан Афонский получил от Господа откровение: “Держи ум твой во аде и не отчаивайся” . Для обычного человека, в том числе и верующего, держание ума во аде невыносимо. Однако, непрестанно творя молитву за весь мир, подвижник постепенно приобретает способность погружаться во ад, не впадая при этом в состояние отчаяния. Не нужно отчаиваться, свидетельствует об этом преподобный Силуан, “ибо Господь безмерно милостив и любит нас” .

Как отмечает отец Софроний, держать ум свой во аде и не отчаиваться могут лишь немногие. “От постоянного пребывания в этом подвиге, - пишет он, - душа приобретает особую привычку и выносливость, так что память об аде настолько усваивается душе, что становится почти неотходною. Необходимость такого постоянства вызывается тем, что человек «в мире живущий и плоть носящий» непрестанно подвергается влияниям окружающего его греха, от которого, как бронею, защищается душа тем, что смиряется даже до ада преисподнего”.

Подвижник особым внутренним движением сходит душой в ад, и адский огонь попаляет и выжигает в нем страсти.

Поясняя откровение преподобного Силуана “Держи ум твой во аде и не отчаивайся”, архимандрит Софроний (Сахаров) пишет: “Держать себя во аде для него не было новым. До явления Господа он [старец Силуан] пребывал в нем. Новое в указании Божием - «и не отчаивайся». Прежде он дошел до отчаяния; ныне снова, после многих лет тяжелой борьбы, частых богооставлений, он переживал часы если и не отчаяния, то все же близких к нему страданий. Память о виденном Господе не допускала его до последнего отчаяния, но страдания от потери благодати бывали не менее тяжкими. Вернее, то, что он переживал, тоже было отчаянием, но иного рода, чем первое. В течение стольких лет, несмотря на все труды, предельно доступные его силам, он не достигал желаемого и потому терял надежду когда-нибудь достигнуть его”.

“Блаженный старец Силуан говорил, что многие подвижники, приближаясь к состоянию, необходимому для очищения от страстей, отчаиваются и потому не могут пойти дальше. Но тот, кто знает, что «Господь много нас любит», избегает губительного действия последнего отчаяния и умеет мудро стоять на грани его, так что и силою адского пламени пожигает в себе всякую страсть, а вместе и жертвою отчаяния не становится” . Сам преподобный Силуан, как об этом свидетельствует архимандрит Софроний, иногда, в начале своего духовного подвига, тоже впадал в отчаяние, но, по милости Божией, выходил из него “с пользой” .

По словам отца Софрония, старец Силуан погружался во ад, но, “возвращаясь к памяти любви Божией, он избегал отчаяния” . При этом “совмещаются предельное, выносимое естеством человеческое страдание с предельным, выносимым человеческим естеством блаженством” .

Архимандрит Софроний пишет, что многие подвижники “прошли через болезненность душевных колебаний, - чрез терзание совести от сознания своей порочности и неправды пред Богом, - чрез губительные сомнения и страдальческую борьбу со страстями. Они познали состояния адских мучений, тяжкий мрак отчаяния, неподдающуюся описанию тоску и горестность богооставленности” . И в этой борьбе они породили бесценный опыт духовной брани и смирения. По свидетельству преподобного Силуана Афонского, “Господь научил меня держать ум во аде, и не отчаиваться, и так смиряется душа моя” .

В заключение хотелось бы еще раз процитировать слова архимандрита Софрония, которые могут подвести итог всему вышесказанному: “Господь дал мне благодать отчаяния; и даже больше сего: святую ненависть к моему греху, то есть ко мне, к самому себе, сросшемуся с грехом, смрад которого подобен ядовитому газу. Исцелиться своими усилиями - невозможно. При полном отчаянии от самого себя, как я есмь, единственно, что остается, - броситься к Богу с безнадежной надеждой”.

Отчаяние ... Чувство, которое знакомо каждому. Чувство, которому никто не рад. Можно ли с ним бороться? Как не впасть в отчаяние?

Когда мы впадаем в отчаяние?

Я не завидую людям творческих профессий. Получив образование актера, я поняла, как тяжело для психики работать в подобной сфере. Сегодня многие воспевают творческие профессии, не понимая, что они включают в себя не только творческие радости, но и невыносимые творческие кризисы . И каждый такой кризис может сопровождаться приступом отчаяния. Почему оно возникает? Потому что в творчестве нет готовой схемы. Мы не знаем, что делать, если роль «не идет». Не идет — и все! Хоть что делай! Выходишь на сцену и чувствуешь, как промахиваешься, промахиваешься... Ничего не возникает, все плоско, натянуто, бездарно, невыносимо... Хотя вчера еще все шло хорошо! И мы знаем, что не можем сказать зрителям, режиссеру, партнерам — «Извините, я, пожалуй, возьму небольшой отпуск и в ближайшие пару недель не появлюсь на площадке». Точнее, так сказать, конечно, можно... Но потом придется искать другой театр. Более того, почти все спектакли репетируют в двух или трех составах... Поэтому если ты прямо сегодня не справишься с этим непрошеным кризисом , вполне вероятно, завтра ты снова окажешься в массовке. Как не впасть в отчаяние в подобной ситуации?

Другой пример. Молодая мама. Устала. Выдохлась. Не спала половину ночи. В доме — бардак. Еды нет. Сама — страшная, как зомби, и недовольная собой. А ребенок все орет и орет... Кто не сталкивался с такой ситуацией? Как справляетесь с накатывающим отчаянием?

И третья ситуация. Вроде ничего не произошло. Все как всегда, все нормально. Но внутри какое-то беспокойство. Пытаешься как-то с ним справиться, начинаешь медитировать, работать с осознанностью... Но не идет, и все... Нет осознанности. Нет, что ни делай. Осознанность ускользает между пальцев, оставляя тебя с этим ноющем беспокойством ... В какой-то момент тоже появляется отчаяние.

Что объединяет все эти ситуации?

1) Отсутствие жизненной энергии . Усталость. Нет сил двигаться вперед. Пока у нас есть силы, мы готовы бороться, что-то решать. Пока у нас есть энергия, мы не сдаемся и не впадаем в отчаяние.

3) Невозможность выйти из ситуации и отдохнуть . Нужно решить проблему прямо сейчас. Мы не можем расслабиться, привести свои мысли в порядок, и посмотреть на проблему с другой стороны. Время поджимает. Точнее, нам кажется, что время поджимает . В большинстве случаев, мы можем найти хотя бы 10 минут, чтоб остановиться... Но иллюзия давления не позволяет нам этого.

4) Непонимание, что главная проблема внутри, а не снаружи . Мы так концентрируемся на внешних трудностях, что забываем главное... Отчаяние — результат внутренней дисгармонии, внутреннее напряжение. И прежде, чем мы сможем разобраться с внешним миром, необходимо разрешить ту проблему, которая есть внутри . Необходимо нейтрализовать это отчаяние, которое сковывает нас по рукам и ногам.

Как справиться с чувством отчаяния?

1) Останавливаемся . Сначала просто останавливаемся. Прекращаем этот истеричный внутренний диалог («Я ничего не успеваю! У меня все рушится! Я не могу ничего сделать! И т.д.»). Около минуты побудьте в тишине. Оглянитесь вокруг... Почувствуйте свои руки... Плечи... Голову... Ощутите все свое тело... Этого будет достаточно, чтобы просто остановиться.

2) Как всегда, начинаем с принятия ситуации и самой себя . Повторяем мантру «Я люблю себя, одобряю себя и принимаю себя!», говорим себе ласковые комплименты... Если есть желание, можно потратить 10-15 минут на уход за собой: маска для лица, макияж или ванна. Это поможет вам отвлечься, успокоиться и взглянуть на проблему под другим углом.

3) После того, как вы немного успокоились, начните изучать свои эмоции . Осознайте свои чувства, рассмотрите их со всех сторон, наблюдайте за своим внутренним состоянием... Наблюдайте за всей ситуацией как будто со стороны. Постарайтесь увидеть в ситуации что-то смешное, нелепое... Взглянув на свою проблему более осознанно, вы поймете, что ваше отчаяние не стоит того.

4) Самое сложное. Отпустите ситуацию . Скажите себе — будь, что будет! Продолжайте делать то, что должны, но не переживайте за результат. От ваших переживаний проблема не уменьшится. Скорее, наоборот. Цените себя. Заботьтесь о своем здоровье. Нет ничего важнее вашего психического здоровья, вашего самочувствия, вашего спокойствия. Поэтому отпустите ситуацию и расслабьтесь.

Расскажите, как вы справляетесь с приступами отчаяния? Как часто вы впадаете в отчаяние?

Любите себя! Берегите свое здоровье!

В тяжелую ситуацию горя, неудачи или потери в своей жизни попадал любой человек. Каждому известно чувство растерянности, отчаяния и безысходности, ощущение собственной ущербности. Кто-то умеет быстро справиться с подобным состоянием и перестроиться, кому-то это удается со временем, а некоторые бывают «выбиты из седла» очень надолго, если не навсегда, считают себя неудачниками, сломленными судьбой или обстоятельствами, перестают действовать, жить полноценной жизнью, уходят в болезнь или запой, а может и в депрессию. Что же делать?

Уныние один из смертных грехов. Это значит, что нельзя поддаваться панике, предаваться упадническим настроениям, отчаиваться, терять надежду и впадать в хандру. Это очень легко провозгласить, но очень тяжело сделать. Попробуем разобраться, как не предаться отчаянию и как преодолеть уныние. Может быть все-таки, есть какие-либо способы борьбы и преодоления этого тяжелого душевного состояния.

1. Верить в себя и свои силы

Это значит знать, что вы выдержите и сможете преодолеть многое. Знать, что многое зависит от вас и вы не просто «винтик». Если не получилось с первого раза, получится с очередной попытки.

2. Трезво, честно (перед самим собой) и реалистично оценивать свои возможности и способности

Это значит, осознавать уровень своих знаний и умений, понимать, что кто-то может быть лучше вас. Взвешенная оценка позволит избежать разочарования и неприятностей, лишней и напрасной траты сил. Но разве кто-то мешает нам стать лучше, сильнее, мудрее, профессиональнее? Никто, кроме нас самих.

3. Спокойный анализ ситуации

Необходимо спокойно, без эмоций, оценить неудачный опыт и понять, что было сделано не так: возможно усилий было недостаточно, а может, наоборот, чересчур много. Анализ ситуации даст спокойствие, только в уравновешенном состоянии можно найти конструктивное решение. А спокойное ровное состояние – это уже не хандра.

4. Извлекать урок

Это значит понимать, что неудачи – это предвестники победы, и неудачи бывают у всех, но не все относятся к неудаче как к провалу. Это просто ОПЫТ. Терпимое отношение к неудаче высвобождает успех. Необходимо выработать привычку из провала извлекать пользу, это один из важнейших приемов достичь успеха.

5. Получить поддержку – моральную и профессиональную

Это значит, обратиться за помощью к близким людям – семье, друзьям. И/или обратиться специалистам – медикам, педагогам, психологам, духовным учителям. Поддержка и помощь близких в сложных ситуациях необходима всем. Но, если вы очень часто обращались за помощью и исчерпали кредит доверия родственников и друзей, то тяжелая ситуация как раз тот случай, когда можно взять управление своей судьбой в свои собственные руки.

6. Ищите позитив в случившемся

Известен факт – в результате кризиса, один очень состоятельный бизнесмен потерял 100 млн. долларов. У него осталось ТОЛЬКО 100 тыс.долларов. Он покончил с собой. Потеря денег была для него потерей всего, даже страшнее потери жизни.

И теперь представим среднестатистического гражданина, у которого не было и рубля и вдруг 100 тыс.долларов! Огромные деньги! Оказывается, это с какой точки зрения посмотреть. Остались живы и здоровы, в семье всё хорошо, – остальное можно пережить и преодолеть.

7. Не нарушайте законов – государственных и моральных

Это даст возможность жить в ладу с самим собой и с окружающими, и не приведет к трудным и опасным (а может и непоправимым) ситуациям.

8. Отвлечение

Помните как говорила Скарлетт О’Хара? «Я подумаю об этом завтра…» Трудноразрешимая, а может и совсем неразрешимая ситуация, – это не вся жизнь, это только часть, хотя и очень болезненная. В жизни должно быть многое, что «держит на плаву». Это любовь, дружба, религия, природа, искусство (литература, живопись, музыка и т.д.), спорт, хобби. Найдите занятие, которое отвлечет от тяжких дум, или просто займитесь другим делом. Это может быть генеральная уборка, ремонт, что-то такое, что займет все силы и время. Ведь не зря в народе говорят – утро вечера мудренее.

Только не «уходите» в алкоголь и прочие подобные удовольствия. Это лишь загонит проблему глубоко, откуда достать ее будет тяжело, да еще и прибавится моральное и физическое похмелье.

9. Избегайте негативных эмоций, особенно чувства вины и чувства стыда

Эти эмоции не помощники в решении сложных жизненных задач. Негативные эмоции препятствуют полноценной работе мозга, с ними невозможно принять верное в данный момент решение. И самое печальное, что негативные эмоции – это основа возникновения различных зависимостей, алкогольной, никотиновой, наркотической и т.д.

10. Берите ответственность в свои руки

Взять ответственность на себя, это понимать, что за свою жизнь, ее качество, личные достижения, отвечаете только вы сами, и не перекладывать вину на коллег, родителей, учителей, начальников и т.д. Если что-то сделали не так, то постарайтесь исправить ситуацию словом и делом, – извинитесь, поговорите и объясните вашу позицию, помогите наладить то, что испортили.

11. Улыбайтесь!

Если очень плохо на душе, постарайтесь улыбнуться и даже через силу растянуть губы в улыбке. Тело помнит о том, что такое положение губ соответствует хорошему настроение, и как это не удивительно, настроение начнет выравниваться и даже (!) улучшаться. Напряжение, эмоциональное и физическое, начнет спадать, ситуация перестанет казаться такой неразрешимой или трагической.

Преследующие нас провалы способны выработать страх неудачи и стратегию избегания неуспеха. Это значит, что человек не будет стремиться к достижению успеха, а будет отказываться от активных действий и стараться всеми силами избежать неудачи. Самая плохая новость, что никто не сможет помочь преодолеть этот страх. Но и самая хорошая новость в том, что все в наших руках. У нас есть выбор: или мы растим огромные сорняки страха или можем посеять семена веры в себя и свои силы. Удачи!

Инструкция

Осваивайте технику спокойного присутствия. Это значит сохранять осознанный покой при восприятии происходящих вокруг вас событий. Беспристрастно и внимательно, словно видеокамера, наблюдайте за всем происходящим. Оно не должно вызывать у вас эмоций, а восприниматься в виде последовательности фактов.

Как это в себе развивать? Начните с с отработки навыка созерцания приятного глазу пейзажа: воды, леса, картины и т. д. Затем приучайте себя спокойно и без эмоций рассматривать людей. Не отводить глаза, не дергаясь и не делая лишних жестов. Далее приучайте себя смотреть на целую группу людей, не испытывая эмоций. А после начните отрабатывать спокойное присутствие в окружении людей, которые стремятся вывести вас из душевного равновесия.

Овладев техникой спокойного присутствия, вы сможете смотреть на любые ситуации без страха, эмоций и личных ожиданий. Выработайте привычку находиться в состоянии спокойного присутствия, это будет надежным средством от различных манипуляций, поможет эффективно действовать в стрессовых и малознакомых ситуациях, а также будет способствовать принятию правильных решений. Они будут опираться не на эмоции, а на здравый смысл.

Освойте технику душевной страховки. Можно застраховать свои переживания от потери. Как это сделать? Разбейте все значимое для себя на три группы: люди, вещи, события. Техника душевной страховки состоит из четырех этапов. Первый - приветствие. Допустим, вы купили мобильный телефон. Поприветствуйте его, почувствуйте, что он теперь стал вашей дорогой и близкой вещью. Примите его в свою жизнь (второй этап). А затем, пока вы еще к нему не приросли душой, попрощайтесь с ним. Представьте, что его больше нет, ведь рано или поздно ему на смену придет другая модель (третий этап). Затем - четвертый этап, самый главный. Задайте себе вопрос: будете ли вы счастливы, если у вас больше не будет этого телефона? Ответив утвердительно, вы поймете, что жизнь продолжается и после потери вещей, и после утраты людей, а также после тех событий, которые с вами случились.

Чем больше вещей, событий и людей вы будете таким образом «прогонять» через методику душевной страховки, тем более неуязвимым вы станете. Осваивайте ее поэтапно, сначала вещи и события, затем - люди. Кроме эмоциональной стабильности, техника душевной страховки научит вас бережно относится ко всему, что вы рано или поздно потеряете.

Умейте отличать душевную страховку от негативного программирования. Оно делается на фоне страха потери, тогда как страховка - это ваше осознанное действие, которые вы проводите на фоне расслабленного и спокойного душевного состояния. Негативное программирование как раз ведет к развитию страха потерять что-либо, тогда как страховка учит воспринимать потери как неизбежное и вполне переживаемое, позволяя бережно и внимательно относится к дорогим для вас предметам и людям.

Видео по теме

Бывают обстоятельства, когда даже спокойного, вежливого, неконфликтного человека могут захлестнуть очень сильные эмоции. Пожалуй, самая опасная из них – ярость , то есть гнев, дошедший до наивысшей степени. Человек, охваченный яростью, лишается способности здраво рассуждать и адекватно реагировать. Он может совершить в такую минуту буквально все, не отдавая отчета ни словам, ни поступкам. Легко понять, что это очень опасно и для самого человека, и для окружающих.

Инструкция

Разумеется, каждый человек уникален и неповторим, прежде всего по и . То, что легко дается спокойному , почти недоступно вспыльчивому холерику. Тем не менее, всегда помните мудрое правило: «Человек не должен становиться рабом своих эмоций». Научитесь властвовать над ними, держать себя в руках.

Например: ваш собеседник обидел вас, допустив грубую бестактность. Вы чувствуете, что готовы «взорваться», наброситься на него с кулаками. Как бы это ни было трудно, сначала мысленно сосчитайте до десяти. Наверняка вспышка ярости пройдет, сменившись брезгливой снисходительностью: ну, что возьмешь с этого невоспитанного невежи. И вы тогда сможете ограничиться ледяной отповедью. Ведь и словами можно «отхлестать» так, что мало не покажется.

Или на работе выдался просто сумасшедший день - как говорится, врагу не пожелаешь. А тут еще сослуживцы, словно сговорившись, наделали ошибки, исправлять которые пришлось вам. И придирчивый начальник вымотал все нервы, предъявив кучу несправедливых претензий. Внутри , один шаг до неконтролируемой ярости. Как быть? Под любым предлогом возьмите паузу. Выйдите в коридор или на улицу хоть на короткое время. Выкурите сигарету (если вы курящий), выпейте чашку чаю или кофе. В крайнем случае «выместите» свои эмоции на каком-нибудь предмете.

В борьбе с хорошо помогает такой безотказный способ: скомкайте лист бумаги и запустите им куда-нибудь подальше. В крайнем случае от души стукните кулаком по столу или стене – постарайтесь только при этом обойтись без травмы.

Если ситуации, доводящие вас до того, что вы готовы впасть в ярость, повторяются снова и снова, можно (лучше по согласованию с врачом) принимать успокаивающие лекарства. При первой возможности совершайте пешие прогулки, выбирайтесь за город, на природу – это способствует снятию нервного напряжения.

Займитесь физкультурой, упорядочьте свой режим дня. Постарайтесь получать как можно больше положительных эмоций и избегайте любого негатива.

Видео по теме

Кризис – испытание для каждого. Ежедневно человек сталкивается с его проявлениями в магазине, на автозаправочной станции и дома. СМИ нагнетают обстановку, на работе повисла угроза увольнения, в семье много неразрешенных проблем. Но чтобы выстоять в этот переломный момент, нужно оградить себя от негатива и переосмыслить свою жизнь.

Инструкция

Избавьте себе от потока лишней информации. Устройте себе разгрузочные дни от новостей по телевизору. Обычно психологи устанавливают 21 день отдыха от потока информации. Даже если вам необходимо быть в курсе последних событий, просматривайте заголовки новостей в интернете, но не читайте подробностей. Информационный голод лучше утолить чтением книг, развлекательных журналов и прослушиванием музыки.

Ограждайте себя от негатива. Не позволяйте другим людям вовлекать вас в разговоры о кризисе, войне и катастрофах. Уходите от обсуждения подобных тем, отшучивайтесь. А еще лучше оградить себя от встреч с такими «страдальцами». Не берите на себя ничей негатив, не позволяйте никому себя «вампирить». Нестабильная экономическая ситуация отличный повод избавить себя от нежелательного окружения.

Позволяйте себя маленькие радости каждый день. У кого-то это может быть мороженое, а у кого-то туфли. Но смысл сводится к тому, что вы достойны поощрения. Не кляните себя, что вы не можете сейчас кардинально изменить ситуацию. Но вы можете управлять своей жизнью. Отделите свою жизнь и жизнь своей семьи от общества в целом. Попробуйте жить автономно, не привязывая себя к мировым проблемам.

Если в кризис вам пришлось поменять работу на менее оплачиваемую, отнеситесь к этому лишь как к очередной вехе жизни. Работа – это не вся жизнь. Постоянно просматривайте вакансии, обучайтесь дистанционно, участвуйте в тренингах. Просмотрите предложения удаленной работы. Не бойтесь потерять регалии. Если вам предлагают работать на меньшей должности, но с большей зарплатой, соглашайтесь. Карьерный рост еще никто не отменил.

Наведите порядок в доме. Избавьтесь от ненужных вещей. Кстати, многое можно продать, что-то обменять, что раздать по родственникам, получив взамен банку домашнего варенья. Сейчас вообще время сплочения семейных уз. У большой дружной семьи больше шансов пережить нестабильность с минимальными потерями. Кризис может принести и смену гендерных ролей, когда женщина становится добытчиком, а мужчина берет на себя домашние заботы. Но нужно понимать, что это временное явление, и не заигрываться.

Продолжайте жить активной жизнью. Если раньше раз в месяц вы летали на выходные в Европу, теперь есть возможность изучить окрестности вашего города. Ищите доступные развлечения. Например, в третье воскресенье каждого месяца вход в некоторые музеи бесплатный. Кому-то помогает религия. Так проще отвлеченно посмотреть на свои проблемы, попросить совета у духовника, переориентировать свои ценности.