История развития ментальной психологии с 17 века. Развитие психологии в новое время. Становление и развитие отечественной психологии

Шариат – единая система законов, предписаний в исламе, регулирующих жизнь мусульманина от колыбели до смерти, включает и обычаи. Шариат основывается на Коране и Сунне, на сборниках мусульманского права, своды и кодексы которых выработаны школами ортодоксального ислама суннитского толка (ханифизм, маликизм, шафиизм, ханбализм). Разработка шариатских законов была завершена в 11-12 веках на Ближнем и Среднем Востоке. Право башкир на свободу вероисповедания и соблюдения традиций, обычаев, полученное в процессе принятия ими российского подданства, способствовало укреплению шариатских судов во второй половине 16 века и первой половине 18 века. В последующий период в связи с установлением контроля местных административных органов произошло ограничение компетенции шариатских судебных инстанций. Их права сузились до решения семейно-брачных наследственных дел и религиозных проступков. С 1788 высшей инстанцией духовного суда, соответственно и апелляционным органом стало ОМДС (Оренбургское Магометанское Духовное Собрание). В своей правоприменительной практике оно руководствовалось своеобразным синтезом норм шариата и общероссийского законодательства. Духовенству мусульманскому при осуществлении судопроизводства запрещалось применять положения Шариата, которые противоречили законам российского государства. Они касались в основном системы телесных наказаний за нарушение мусульманской марали и нравственности, а также запрета ранних браков.

Круг дел решаемых духовным собранием и шариатскими судами: об увозе дочерей (умыкании), калым, невыполнение супружеской обязанности, раздел имущества, проступки мулл и других духовных лиц вообще, о жестоком обращении с женой, об уходе жены, о прелюбодеянии, избиении имамов, выход замуж за иноверца и т.д.

К соблюдению положений Шариата мусульманским населением центральные и местные власти относились не последовательно. Если в первой половине 19 века гражданские и военные власти неоднократно предписывали мусульманам строго исполнять положения Шариата, то со второй половины 19 века-начала 20 века правительственная политика, направленная против растущего влияния ислама носила декларативный характер. Планируемые мероприятия – передача семейно-брачных и имущественных дел в ведение гражданских судов, ограничение строительства мечетей, упразднение ОМДС из-за боязни крайних мусульманских выступлений не были осуществлены. Декреты Советской власти, принятые после Октябрьской революции 1917 года, ликвидировали шариатские суды.

Развитие психологии в XVII-XVIII веках

План лекции:

1. Психология нового времени (XVII век).

2. Психология в Эпоху Просвещения (XVIII век).


3. Зарождение и развитие ассоциативной психологии (конец XVIII века – начало XIX века).

XVII век называется «Новым Временем», так как именно в этот исторический период происходил особенно интенсивный рост промышленности (машинного производства) и градостроительства , а также приток новых технологий и колониальных товаров , результате чего произошло расширение потребностей в рабочей силе и сырье. Шли колониальные войны , активно развивалась морская торговля , связанная с тем, что в массовом сознании утвердился культ движения, путешествий и миграций, и были изобретены книгопечатание (И. Гуттенберг), порох и компас .

Также в этот период истории произошел взлет интеллектуальной активности , (всплеск научных открытий), в том числе было разработано новое понимание государственно-правовых проблем, а в народных массах начинают распространяться идеи демократии, возможности реализации единых прав человека и национальной независимости.

В Новое Время происходило «раскрепощение» культуры , в первую очередь утверждение новой системы ценностей и веры, ориентированных на человека. В противовес официальной католической церкви отмечается рост протестантского движения и распространяется вольнодумие – то есть, народ начинает сознательно относиться к религии. В этот же период наука, занимавшая низшее место в средневековой иерархии академического знания, начинает выдвигаться на передний план, становясь источником веры в будущее .


В XVII веке произошло изменение предмета психологии : если ранее им была душа , то в Новое Время им стало сознание (уникальная способность человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлексировать все свои акты и состояния с неопровержимой достоверностью).

Представления Нового Времени о мире и душе:

Название: Дуализм Материализм Идеализм
Основные понятия: Разделяются две независимые субстанции – душа (обладает мышлением) и тело (обладает протяженностью). Душа и сознание – тождественные понятия . Отрицается наличие бессознательных процессов. Природа считается единой субстанцией, имеющей основные свойства : душу и тело, обладающие мышлением и протяженностью. Мышление – главное свойство души, равнозначной сознанию. Отрицается наличие бессознательных процессов. Первооснова мира – монада , обладающая свойством восприятия и стремления. В душе выделяются перцепции (бессознательное) и апперцепции (сознательное). Содержание души шире, чем содержание сознания.
Представители: Рэне Декарт Томас Гобс Бенедикт Спиноза Вильгельм Лейбниц

Представления Нового Времени о познании:

ü Сенсуализм (Джон Локк и Томас Гобс ). Данное направление уравнивает разум и ощущения. Познание считается единым процессом восхождения от частных знаний к общим понятиям , а данные органов чувств обобщаются разумом. Врожденных идей нет, и все понятия связаны с обучением , а ощущения пассивны. Выделяются первичные и вторичные качества . Происходит признание невозможности полной познаваемости мира .

ü Рационализм. В познании выделяются две ступени: первая дает знания о мире на основе логического обобщения данных ощущений (неполные знания), а вторая представляет собой интуитивное мышление (рациональная интуиция) и истинное познание мира . Общие понятия существуют в виде идей (Рэне Декарт ) или в виде их предпосылок (Вильгельм Лейбниц ), а общность законов мира идей и вещей – основа знаний (Бенедикт Спиноза ). Субъективность познания происходит из субъективности знаний, но это не противоречит их истинности (Вильгельм Лейбниц ).


Представления Нового Времени о свободе и регуляции поведения:

ü Эмоциональная регуляция (Бенедикт Спиноза ). Последователи этой точки зрения считают, что эмоции регулируют деятельность и поведение человека . Существуют различные виды эмоций, связанные с влиянием окружающего мира и человек от них зависим. Разумное понимание этого влияния и осознание причин возникновения эмоций ведет к свободе (познанной необходимости).

ü Регуляция на основе рефлекса. Представители этого направления считают, что регуляция тела осуществляется с помощью рефлекса по законам механики. Рефлекс изменяется в зависимости от привычки и обучения , а душа лишь частично влияет на поведение за счет активных страстей.

История психологии Нового Времени в лицах:

Френсис Бэкон (1561-1626 года). Английский философ и основоположник современного английского эмпиризма , начавший новую эпоху в истории психологии. Он считал, что необходимо отказаться от изучения общих вопросов , касающихся природы души, исключить органические функции ее состава и перейти к опытному (эмпирическому) описанию процессов души . По его концепции выделяются два типа души:

ü Рациональная / божественная душа (обладает памятью, разумом, воображением, желаниями и волей).

ü Нерациональная / чувствующая душа (обладает способностью выбора, ощущениями и стремлением к благоприятным обстоятельствам, способна совершать произвольные движения).

Теория познания по Бэкону:


Работа органов чувств

(имеются идолы-ограничения)

Рациональная обработка чувственных данных


Типы ограничений-идолов эмпирического познания (если человечество сможет избавиться от них, то сможет отражать мир в своем сознании объективно, точно и конкретно):

1. «Идолы рода» (заложены в самой природе человека).

2. «Идолы пещеры» (индивидуальные заблуждения отдельного человека).

3. «Идолы площади» (заблуждения, возникающие при взаимосвязи людей).

4. «Идолы театра» (вселившиеся в души людей идеи различных догматов философии).

Значение психологических идей Ф. Бэкона для истории психологии:

1. Завершил этап развития психологии , где предметом являлась душа, и дал начало развитию нового этапа , где предметом стало сознание.

2. Предложил конкретные способы практического изучения предмета : опыт и эксперимент.

3. Предложил единую науку о человеке , частью которой является психология (философия рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает его во взаимодействии с другими людьми, а антропология – наука, объединяющая знания о человеке) и заложил принцип междисциплинарного подхода к наукам.

4. Способствовал разделению наук о человеке на учение о личности и учение о связи души и тела , разделение их предметы и задачи, что повлекло за собой разделение предмета психологии в соответствии с конкретными задачами.

Рэне / Картезий Декарт .

    Психология нового времени (XVII век).

    Психология в Эпоху Просвещения (XVIII век).

    Зарождение и развитие ассоциативной психологии (конец XVIII века – начало XIX века).

XVII век называется «Новым Временем», так как именно в этот исторический период происходил особенно интенсивный рост промышленности (машинного производства) и градостроительства , а также приток новых технологий и колониальных товаров , результате чего произошло расширение потребностей в рабочей силе и сырье. Шли колониальные войны , активно развивалась морская торговля , связанная с тем, что в массовом сознании утвердился культ движения, путешествий и миграций, и были изобретены книгопечатание (И. Гуттенберг), порох и компас .

Также в этот период истории произошел взлет интеллектуальной активности , (всплеск научных открытий), в том числе было разработано новое понимание государственно-правовых проблем, а в народных массах начинают распространяться идеи демократии, возможности реализации единых прав человека и национальной независимости.

В Новое Время происходило «раскрепощение» культуры , в первую очередь утверждение новой системы ценностей и веры, ориентированных на человека. В противовес официальной католической церкви отмечается рост протестантского движения и распространяется вольнодумие – то есть, народ начинает сознательно относиться к религии. В этот же период наука, занимавшая низшее место в средневековой иерархии академического знания, начинает выдвигаться на передний план, становясь источником веры в будущее .

В XVII веке произошло изменение предмета психологии : если ранее им была душа , то в Новое Время им стало сознание (уникальная способность человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлексировать все свои акты и состояния с неопровержимой достоверностью).

Представления Нового Времени о мире и душе:

Название:

Дуализм

Материализм

Идеализм

Основные понятия:

Разделяются две независимые субстанции – душа (обладает мышлением) и тело (обладает протяженностью). Душа и сознание – тождественные понятия .

Природа считается единой субстанцией, имеющей основные свойства : душу и тело, обладающие мышлением и протяженностью.

Мышление – главное свойство души, равнозначной сознанию.

Отрицается наличие бессознательных процессов.

Первооснова мира – монада , обладающая свойством восприятия и стремления. В душе выделяются перцепции (бессознательное) и апперцепции (сознательное).

Представители:

Рэне Декарт

Томас Гобс

Бенедикт Спиноза

Вильгельм Лейбниц

Представления Нового Времени о познании:

    Сенсуализм (Джон Локк и Томас Гобс ). Данное направление уравнивает разум и ощущения. Познание считается единым процессом восхождения от частных знаний к общим понятиям , а данные органов чувств обобщаются разумом. Врожденных идей нет, и все понятия связаны с обучением , а ощущения пассивны. Выделяются первичные и вторичные качества . Происходит признание невозможности полной познаваемости мира .

    Рационализм. В познании выделяются две ступени: первая дает знания о мире на основе логического обобщения данных ощущений (неполные знания), а вторая представляет собой интуитивное мышление (рациональная интуиция) и истинное познание мира . Общие понятия существуют в виде идей (Рэне Декарт ) или в виде их предпосылок (Вильгельм Лейбниц ), а общность законов мира идей и вещей – основа знаний (Бенедикт Спиноза ). Субъективность познания происходит из субъективности знаний, но это не противоречит их истинности (Вильгельм Лейбниц ).

Представления Нового Времени о свободе и регуляции поведения:

    Эмоциональная регуляция (Бенедикт Спиноза ). Последователи этой точки зрения считают, что эмоции регулируют деятельность и поведение человека . Существуют различные виды эмоций, связанные с влиянием окружающего мира и человек от них зависим. Разумное понимание этого влияния и осознание причин возникновения эмоций ведет к свободе (познанной необходимости).

    Регуляция на основе рефлекса. Представители этого направления считают, что регуляция тела осуществляется с помощью рефлекса по законам механики. Рефлекс изменяется в зависимости от привычки и обучения , а душа лишь частично влияет на поведение за счет активных страстей.

Психология прошла длинный путь развития, менялось понимание объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно, поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

Психология - наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Чтобы более четко представлять путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления .

1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. анима - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

2. Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

3. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427-347 гг. до н. э.), который был учеником и последователем Сократа, душа - это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа - это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация).

Разум размещается в голове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный "мир идей". Поскольку душа - самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. "Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?" - спрашивают Сократ и Платон.

4. Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или "психе", - это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека - это сущность живого тела, это осуществление его бытия, - считал Аристотель. Главная функция души, по Аристотелю, - реализация биологического существования организма. Центр, "психе", находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является ум (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека - ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа". Ощущения оставляют след в виде представлений - образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей - ассоциаций психических явлений. Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.

5. В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъествественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

6. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания . В связи с развитием естественных наук с помощью опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: "Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим". Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение на основе механистической модели. Согласно этой модели, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозгу, которые эти нервы расширяют, что позволяет "животным душам", находящимся в мозгу, вытекать по тончайшим трубочкам - двигательным нервам - в мышцы, которые надуваются, что приводит к отдергиванию конечности, подвергнувшейся раздражению, или заставляет совершать то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Это декартовский дуализм - тело, действующее механически, и управляющая им "разумная душа", локализованная в головном мозгу. Таким образом, понятие "Душа" стало превращаться в понятие "Разум", а позднее - в понятие "Сознание". Знаменитая декартовская фраза "Я мыслю, значит я существую" стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. На базе этого постулата и стала развиваться психология - она сделала своим предметом сознание.

7. Попытку вновь соединить тело и душу человека, раз деленные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.

8. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных "малых перцепций" (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

9. Термин "эмпирическая психология " введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие "ассоциации" - связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает изучению умственной деятельности и сознания.

Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник - это объекты внешнего мира, второй - деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства - рефлексии. Рефлексия - по Локку - это "наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность", это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня - восприятия, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка); процессы второго уровня - наблюдение или "созерцание" этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.

10. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в . Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

22. Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли наши отечественные ученые Л.С. (1896-1934), А.Н. (1903-1979), А.Р. Лурия (1902-1977) и П.Я. (1902-1988). Л.С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого.

А.Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс "вращивания" (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.

А.Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки - нейропсихологии.

П.Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П.Я. Гальперин - автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

взаимозависимость таких способностей, как движение в пространстве, желание. Движение как исходную способность было подчеркнуто, еще в древней анатомической психологии (Демокрит и др.). Желание как поезд в движение имеют такую ​​же давнюю историю исследования. Единство души Яворский доказывает через идею функционального взаимодействия. Одна жизненная функция может способствовать или мешать другой. Напряженное действие интеллекта мешает пищеварению, чрезмерное ощущение приводит к расстройство интеллектуальной действия - признак того, что все эти способности происходят из одной души. Яворский осуществляет критическое осмысление теорий Аристотеля на почве научных досягненьXVII ст. В традиционную структуру психологии вкладывается новый смысл.
Более весомым доказательством единства человеческой души, за Яворским, выступают генетические основания. Виды души - вегетативная, чувственная, умная - возникают как органы единой души, последовательно совершенствуются, специализирующихся для отправки различных действий. Одни из них появляются в детстве, другие - в юности или старости. В Яворского речь идет не о разных душе, а о своеобразных инструменты и средства природы, которыми пользуется организм в своей жизнедеятельности. Природа идет от менее совершенных к более совершенным действиям. Материя, из которой состоит человеческое существо, постепенно совершенствуется в своей организации и сначала осуществляет побуждение вегетативные, затем - чувственные, далее - разуму. Установив подразделения души на основе ее специфических способностей, Яворский ставит вопрос об идеальной или материальной природе этих душ.
Сделав принципиальное заявление о том, что душа умственная не зависит от материи, Яворский все же признает эмпирические факты зависимости духовных действий от телесных, от предметного мира, от которого душа принимает виды (ейдалы) и от которых, в свою очередь, зависит процесс понимания. Пользование умом зависит от телесных диспозиций (склонностей), хотя и не прямо, а через действия воображения
Растительная и животная души определяются как материальные. Эти души делящиеся как части целого, зависят от материального бытия. Ничего нематериального не воспринимают, не образуют универсальных, абстрактных понятий. Воспринимают только то, что имеет цвет, вкус, другие материальные качества.
Если бы душа была делимая, одна часть ее грешила бы, другая - каялась; одна бы ненавидела другую. Душа находится во всем теле, и вместе с тем, она независима от тела. Отделенные части тела души нет. Эти мысли Яворский связывает с идеей локализации психических функций. Именно мозг имеет "диспозицию" (склонность) быть субстратом души.
Отражая основные тенденции в психологии XVII в. , Яворский не только связывает все уровни души с телесными актами, но и акцентирует внимание на рефлекторном механизме этих актов.
Рефлекторное действие Яворский называет "необходимым чувственного действием", которая становится возможным целостностью нервной системы, мозгом.

И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII ВЕК)

С утверждением простых технических устройств в общественном производстве принцип их действия все больше привлекал научную мысль, для объяснения по их образу и подобию функций организма. Первым большим достижением в этом аспекте стало открытие Гарвеем системы кровообращения, в которой сердце представлялось своего рода помпой, перекачивающей жидкость, для чего не требуется участия души.

Новый набросок психологической теории, ориентированной на объяснение принципов Галилея и новой механики Ньютона, принадлежал французскому естествоиспытателю Рене Декарту (1596 - 1650 гг.). Он представил теоретическую модель организма как механически работающего автомата. При таком понимании живое тело, которое ранее рассматривалось как управляемое душой, освобождалось от ее влияния и вмешательства; функции "машины тела", к которым относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... совершаются в этой машине как движения часов".

Позднее Декарт ввел понятие о рефлексе, ставшее фундаментальным для психологии. Если Гарвей "устранил" душу из разряда регуляторов внутренних органов, то Декарт "покончил" с ней на уровне целостного организма. Схема рефлекса сводилась к следующему. Внешний импульс приводит в движение легкие воздухообразные частицы, "животные духи", заносимые в мозг по "трубкам", из которых складывается периферическая нервная система, оттуда "животные духи" отражаются к мышцам. Схема Декарта объяснив движущую телом силу, открыла рефлекторную природу поведения.

Одно из важнейших для психологии сочинений Декарта называется "Страсти души". В нем ученый не только "лишил" душу царственной роли во Вселенной, но и "возвел" в степень субстанции, равноправной другим субстанциям природы. Произошел поворот в понятии о душе. Предметом психологии стало сознание. Полагая, что машина тела и занятое собственными мыслями, идеями и желаниями сознание - это две независимые друг от друга сущности (субстанции) , Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в человеке. Объяснение, которое он предложил, было названо психофизическим взаимодействием. Оно состояло в следующем: тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая его работать и изменять свой ход. Орган, где эти две несовместимые субстанции общаются, - одна из желез внутренней секреции - "шишковидная" (эпифиз).

Вопрос о взаимодействии души и тела поглотил на столетия интеллектуальную энергию множества умов. Освободив тело от души, Декарт "освободил" и душу (психику) от тела; тело может только двигаться, душа - только мыслить; принцип работы тела - рефлекс (т.е. мозг отражает внешние воздействия) ; принцип работы души - рефлексия (от лат. - "обращение назад", т.е. сознание отражает собственные мысли, идеи, ощущения).

Декарт создал новую форму дуализма в виде отношения души и тела, разделил чувства на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные. В своем последнем сочинении - письме к шведской королеве Христине - он объяснял сущность любви как чувства, имеющего две формы - телесную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. По его мнению, причинному объяснению поддается только первая, поскольку она зависит от организма и биологической механики; вторую можно только понять и описать. Декарт полагал, что наука как познание причин явлений бессильна перед высшими и наиболее значимыми проявлениями психической жизни личности. Результатом его подобных рассуждений стала концепция "двух психологий" - объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, состоящей в том, что только тело мы объясняем, тогда как душу - понимаем.

Попытки опровергнуть дуализм Декарта, утвердить единство мироздания, покончить с разрывом телесного и духовного, природы и сознания, предпринял целый ряд великих мыслителей XVII века. Одним из был голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677). Он учил, что имеется единая вечная субстанция - Бог, или Природа, - с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них, считал философ, нашему ограниченному разумению открыты только два - протяженность и мышление; из этого явствует, что бессмысленно представлять человека как место встречи двух субстанций: человек - целостное телесно-духовное существо.

Попытка построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлена в его главном труде - "Этика". В нем поставлена задача объяснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: влечение, радость и печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных состояний; при этом радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

Спиноза воспринял от немецкого философа и математика Лейбница (1646-1716) , открывшего дифференциальное и интегральное исчисление, следующее представление о единстве телесного и психического. Основанием этого единства является духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества духовных сущностей - монад (от гр. monos - единое). Каждая из них "психична", т.е. не материальна (как атом) , но наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций" - не осознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт - апперцепция. Она включает внимание и память. Итак, Лейбниц ввел в оборот понятие бессознательной психики.

На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм. По его мнению они не могут влиять одно на другое. Зависимость психики от телесных воздействий - это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония. они подобно паре часов, которые всегда показывают одно и тоже время, так как запущены с величайшей точностью.

При завершении этого раздела психологии необходимо упомянуть имя английского философа Томаса Гоббса (1588-1679). До него в психологических учениях царил рационализм (от лат. racio - разум). Гоббс предложил за основу познания принять опыт. Рационализму им был противопоставлен эмпиризм (от лат. empirio - опыт). Так возникла эмпирическая психология.

В XVIII веке в Европе, когда продолжался процесс укрепления капиталистических отношений, расширялось и крепло новое движение - Просвещение. Его представители считали главной причиной всех человеческих бед невежество. Предполагалось, что в борьбе с ним общество избавится от социальных бедствий и пороков и в нем повсеместно воцарятся добро и справедливость. Эти идеи приобретали в различных странах разную тональность в связи со своеобразием их общественно-исторического развития. Так, в Англии И.Ньютон (1643-1727гг.) создал новую механику, воспринятую как образец и идеал точного знания, как торжество разума.

В соответствии с ньютоновским пониманием природы английский врач Гартли (1705-1757гг.) объяснил психический мир человека. Он представил его как продукт работы организма - "вибраторной машины". Предполагалось следующее. Вибрация внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в вибрации мышц. Параллельно с этим в мозгу возникают, сочетаются и сменяют друг друга психические "спутники" вибраций - от чувствования до абстрактного мышления и произвольных действий. Все это происходит на основе закона ассоциаций. Гартли считал. что психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных сенсорных элементов путем ассоциаций смежности элементов во времени. К примеру, поведение ребенка регулируют две мотивационные силы - удовольствие и страдание.

Задача воспитания, по его мнению, сводится к закреплению у людей таких связей, которые бы отвращали от безнравственных дел и доставляли удовольствие от нравственных. и чем эти связи прочнее, тем больше шансов для человека стать нравственно добродетельной личностью, а для всего общества - более совершенным.

Другими выдающимися мыслителями эпохи Просвещения были К.Гельвеций (1715-1771гг.) , П.Гольбах (1723-1789гг.) и Д.Дидро (1713-1784гг.). Отстаивая идею возникновения мира духовного из мира физического, они представляли наделенного психикой "человека-машину" как продукт внешних воздействий и естественной истории. В завершающий период эпохи Просвещения представлен врач-философ П.Кабанис (1757-1808гг.) выдвинул положение, согласно которому мышление - это функция мозга.

При этом он исходил из наблюдений кровавого опыта революции, руководители которой поручили ему выяснить осознание осужденным, которому отсекают голову на гильотине, своих страданий, свидетельством которых могут быть конвульсии. Кабанис ответил на этот вопрос отрицательно. Только обладающий головным мозгом человек способен мыслить. Движения же обезглавленного тела носят рефлекторный характер и не осознаются. Сознание - это функция мозга. К внешним продуктам мозговой деятельности П.Кабанис относил выражение мысли в словах и жестах. К внешним продуктам мозговой деятельности - выражение мысли в словах и жестах. За самой мыслью, по его мнению, скрыт неизвестный нервный процесс, нераздельность психических явлений и нервного субстрата. Доказывая необходимость перейти от умозрительного к эмпирическому изучению этой нераздельности, он подготовили почву для движения научной мысли в следующем столетии.