История кричева. Потемкинский дворец в Кричеве. Какие есть интересные места

Кричев - город на левом берегу реки Сож, административный центр Кричевского района в Могилёвской области. Важный транспортный узел международного значения у восточной границы Белоруссии с Российской Федерацией. В центральной части города пересекаются автомобильная магистраль Ивацевичи — Бобруйск — Рославль (Россия) и дорога из Кричева на Оршу и Лепель . Железнодорожная станция Кричев соединяет ветки Рославль (Россия) — Могилёв и Орша — Унеча (Россия).

В центральной части города находится озеро Молодежное и левый приток Сожа — река Ставок. Северную границу Кричева очерчивает еще один левый приток Сожа — речка Свиная. Сразу за ней располагается отработанный меловой карьер, заполненный водой.

Известен с начала 12-го века как Кречут — укрепленное поселение на возвышенности берега Сожа, практически полностью отрезанного от остальной части суши притоком Ставок. Позже, это расположение станет основой для строительства каменного замка, обнесенного высокой стеной и рвом с водой. Нижний ярус и фундамент замка все еще сохранились на Замковой горе. Внутри крепостной площади в 1944 году выстроена деревянная церковь святого Николая. Позади нее, ближе к реке, можно отыскать замковые подвалы.

В первой половине 17-го века Кричев получает вольности Магдебургского права. Вплоть до присоединения земель к Российской империи в конце 18-го века, Кричев принадлежал Радзивилам, а позже - графу Мнишеку. В 1770-х годах Екатерина II дарит Кричев известному градостроителю — князю Григорию Потемкину. Тот нанимает мастера архитектурной композиции Ивана Старова для строительства в центре города изысканного дворца в стиле классицизма с элементами неоготики. В 2008 году (после консервации 1988-го года) здание дворца было полностью отреставрировано. Сейчас здесь открыт Кричевский этнографический музей. Во времена Потемкина в городе работала судоверфь и заводы, производившие судовые канаты и парусину для кораблей. Все это богатство сплавлялось по Сожу, через Днепр , в Херсон и Николаев , где строился имперский флот.

В начале 19-го века добрый дядя Потемкин лишил Кричев права самоуправления, за что получил повестку в суд от горожан. Так ничего не добившись, князь продал земли Голынскому. В середине столетия через Кричев прокладывается королевский тракт из Москвы в Варшаву и открывается почтовое отделение. А уже к концу 19-го века здесь появляется железнодорожная станция.

В числе знаменитых уроженцев Кричева находится австралийский миллионер и филантроп Сидни Майер (урожденный Симха Баевский), владелец сети торговых центров по всему континенту.

Кричев - административный центр Кричевского района, расположен в Могилевской области. Город находится в 327 км от г. Минска, в 112 км от Могилева на реке Сож. Через Кричев проходят дороги Р15 (Кричев - Орша - Лепель) и Р43 (Граница РФ - Кричев - Бобруйск - Ивацевичи). Через город проходит железная дорога Могилёвского отделения линий Могилев I - Кричев I, Кричев I - Журбин, Орша-Восточная - Кричев I, Кричев I - Шестёровка.

раскрыть весь текст

История развития - Кричев

Кричев - город в Могилевской области, который обладает глубокими историческими корнями, при этом после войны почти полностью перестроенный. Существуют несколько версий просхождения названия: некоторые считают, что оно берет свои корни от слова «крица», что означает болотную руду, другие предпочитают версию, связанную с племенем кривичей, которые основали поселение. Археологические данные свидетельствуют, что люди начали селиться здесь в Х веке в пойме . Первое письменной упоминание относится к 1136 году. Тогда в Уставной грамоте Смоленского князя было упомянуто, что жители Кричева платят дань в пользу храма в Смоленске.

Первоначально заселен был только Городец, однако со временем на правом берегу Сожа начало развиваться новое поселение. В конце XII веке возникла потребность в укрепленном центре, так началось строительство крепости на Замковой горе . До XV века Кричев был неприметным городком в составе Смоленского, а затем Мстиславского княжеств. Только в самом конце XV века по письменным источникам город попал в список литовских. Однако со временем была выделена отдельная волость, которая начала развиваться. В 1653 году Кричев получил магдебургское право и герб, на котором было изображение золотого креста и меча.

До XVIII века Кричев успел побыть под властью магнатов Шолухов, Соломецких-Лукомских, Радзивиллов, Мнишек и других. В середине XVIII столетия здесь произошло известное политическое событие - восстание, которым руководил Василь Ващила . В результате оно было подавлено войсками Радзивилла, но вошло в историю как одно из самых кровавых восстаний. Далее в 1772 году город переходит в состав Российской империи и становится местечком Чериковского уезда.

Уже в 1776 году Кричев становится прекрасным подарком со стороны императрицы Екатерины II своему фавориту графу Потемкину, который сыграл значительную роль в развитии этого места. Будучи активным и прогрессивным человеком Григорий Потемкин начал преобразования в экономике и культуре. В первую очередь были построены несколько мануфактур: парусиновая, канатная. Также уже в 1785 году граф приказал основать судоверфь, где разместили мастерские для изготовления оснащения кораблей Черноморского флота и создания речных судов. Многие из его судов в последствии вошли в состав одного из самых знаменитых флотов того времени в Черном море. Приезжала сюда и сама Екатерина II , которая осталась довольна преобразованиями графа. Это был период бурного роста и развития, который оставил и свои .

До начала ХХ века город оставался аграрно-ремесленным центром. В 1919 году Кричев входит в РСФСР , затем становится административным центром Кричевского района. Во время Великой Отечественной войны город находился под оккупацией. На его территории были созданы три концлагеря, где погибло более 24 тыс. человек. Стоит отметить, что с начала войны здесь было организовано подполье, которое добывало информацию и оружие для партизан. За время оккупации в городе было разрушено практически все, но после войны медленно, но уверенно руины превращались в новый современный центр.

Сегодня Кричев - промышленный центр, который продолжает развиваться. Здесь действуют такие предприятия, как завод по производству шифера, железобетонных изделий и другие. Здесь довольно развита : можно весело провести время в кафе, посмотреть на интересные экспозиции в или остановиться в . А приветливые жители всегда будут рады помочь или рассказать о местной жизни.

раскрыть весь текст

Туристический потенциал - Кричев

Кричев - город с богатой историей. Большинство преобразований в нем связано с именем графа Потемкина, как и главная достопримечательность - . Этот памятник архитектуры возник в XVIII веке и был построен в стиле русского класицизма. Следующий владелец из рода Голынских решил переделать поместье и добавил ему неоготических элементов. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от военных действий, в послевоенное время здесь размещался интернат. Только в 1988 году начались работы по реконструкции. В 2008 году дворец-музей открыл свои двери для посетителей. Сегодня дворец обновлен и представляет историко-культурную ценность. Внутри оборудован ЗАГС и , экспозиции которого готовы поведать обо всех событиях, которые когда-то происходили с жителями Кричева.

Интересным местом в городе является замчище или Замковая гора . Здесь когда-то стоял тот самый Кричевский замок , который по прошествию многих лет пришел в негодность. Сегодня от него осталась лишь гора, на которой стоит церковь и несколько построек. Стоит отметить, что некоторые укрепления остались и их можно увидеть, если подняться наверх. К историческим памятникам еще стоит отнести застройку конца XIX века. Выглядить она довольно колоритно, а внутри и сегодня живут местные жители.

Хотя территория Кричева не очень большая, но храмов здесь можно насчитать довольно много. Воскресенская церковь построена в конце XIX века на месте деревянной. В советское время храм не принадлежал православным: в нем размещались дом культуры, кинотеатр. Только в начале 1990-х здание вернули верующим. открыта в 1945 году на месте сожженной. Она является памятником деревянного зодчества. При ней работает воскресная школа. Свято-Покровский храм также является довольно молодой постройкой. История его создания тесно связана с немецкой оккупацией: на месте захоронений узников лагеря отец Иоанн Захарченко предложил построить церковь, что было поддержано властями. Стоит отметить, что в городе есть и протестанский храм.

Среди других достопримечательностей хотелось бы отметить здание , которая хоть и играет сейчас совсем другую роль, но сохранила все архитектурные особенности, а также винокурню, которая сегодня представляет собой лишь руины бывшего завода. Из более современных особенных мест можно назвать самолет СУ-9. Это памятник Великой Отечественной войны, представляющий собой настоящий самолет того времени. Таким образом, Кричев - интересный город, где можно не только посмотреть на достопримечательности разных времен, но и комфортно отдохнуть.

Кричев - административный центр Кричевского района, расположен в Могилевской области. Город находится в 327 км от г. Минска, в 112 км от Могилева на реке Сож. Через Кричев проходят дороги Р15 (Кричев - Орша - Лепель) и Р43 (Граница РФ - Кричев - Бобруйск - Ивацевичи). Через город проходит железная дорога Могилёвского отделения линий Могилев I - Кричев I, Кричев I - Журбин, Орша-Восточная - Кричев I, Кричев I - Шестёровка.

раскрыть весь текст

История развития - Кричев

Кричев - город в Могилевской области, который обладает глубокими историческими корнями, при этом после войны почти полностью перестроенный. Существуют несколько версий просхождения названия: некоторые считают, что оно берет свои корни от слова «крица», что означает болотную руду, другие предпочитают версию, связанную с племенем кривичей, которые основали поселение. Археологические данные свидетельствуют, что люди начали селиться здесь в Х веке в пойме . Первое письменной упоминание относится к 1136 году. Тогда в Уставной грамоте Смоленского князя было упомянуто, что жители Кричева платят дань в пользу храма в Смоленске.

Первоначально заселен был только Городец, однако со временем на правом берегу Сожа начало развиваться новое поселение. В конце XII веке возникла потребность в укрепленном центре, так началось строительство крепости на Замковой горе . До XV века Кричев был неприметным городком в составе Смоленского, а затем Мстиславского княжеств. Только в самом конце XV века по письменным источникам город попал в список литовских. Однако со временем была выделена отдельная волость, которая начала развиваться. В 1653 году Кричев получил магдебургское право и герб, на котором было изображение золотого креста и меча.

До XVIII века Кричев успел побыть под властью магнатов Шолухов, Соломецких-Лукомских, Радзивиллов, Мнишек и других. В середине XVIII столетия здесь произошло известное политическое событие - восстание, которым руководил Василь Ващила . В результате оно было подавлено войсками Радзивилла, но вошло в историю как одно из самых кровавых восстаний. Далее в 1772 году город переходит в состав Российской империи и становится местечком Чериковского уезда.

Уже в 1776 году Кричев становится прекрасным подарком со стороны императрицы Екатерины II своему фавориту графу Потемкину, который сыграл значительную роль в развитии этого места. Будучи активным и прогрессивным человеком Григорий Потемкин начал преобразования в экономике и культуре. В первую очередь были построены несколько мануфактур: парусиновая, канатная. Также уже в 1785 году граф приказал основать судоверфь, где разместили мастерские для изготовления оснащения кораблей Черноморского флота и создания речных судов. Многие из его судов в последствии вошли в состав одного из самых знаменитых флотов того времени в Черном море. Приезжала сюда и сама Екатерина II , которая осталась довольна преобразованиями графа. Это был период бурного роста и развития, который оставил и свои .

До начала ХХ века город оставался аграрно-ремесленным центром. В 1919 году Кричев входит в РСФСР , затем становится административным центром Кричевского района. Во время Великой Отечественной войны город находился под оккупацией. На его территории были созданы три концлагеря, где погибло более 24 тыс. человек. Стоит отметить, что с начала войны здесь было организовано подполье, которое добывало информацию и оружие для партизан. За время оккупации в городе было разрушено практически все, но после войны медленно, но уверенно руины превращались в новый современный центр.

Сегодня Кричев - промышленный центр, который продолжает развиваться. Здесь действуют такие предприятия, как завод по производству шифера, железобетонных изделий и другие. Здесь довольно развита : можно весело провести время в кафе, посмотреть на интересные экспозиции в или остановиться в . А приветливые жители всегда будут рады помочь или рассказать о местной жизни.

раскрыть весь текст

Туристический потенциал - Кричев

Кричев - город с богатой историей. Большинство преобразований в нем связано с именем графа Потемкина, как и главная достопримечательность - . Этот памятник архитектуры возник в XVIII веке и был построен в стиле русского класицизма. Следующий владелец из рода Голынских решил переделать поместье и добавил ему неоготических элементов. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от военных действий, в послевоенное время здесь размещался интернат. Только в 1988 году начались работы по реконструкции. В 2008 году дворец-музей открыл свои двери для посетителей. Сегодня дворец обновлен и представляет историко-культурную ценность. Внутри оборудован ЗАГС и , экспозиции которого готовы поведать обо всех событиях, которые когда-то происходили с жителями Кричева.

Интересным местом в городе является замчище или Замковая гора . Здесь когда-то стоял тот самый Кричевский замок , который по прошествию многих лет пришел в негодность. Сегодня от него осталась лишь гора, на которой стоит церковь и несколько построек. Стоит отметить, что некоторые укрепления остались и их можно увидеть, если подняться наверх. К историческим памятникам еще стоит отнести застройку конца XIX века. Выглядить она довольно колоритно, а внутри и сегодня живут местные жители.

Хотя территория Кричева не очень большая, но храмов здесь можно насчитать довольно много. Воскресенская церковь построена в конце XIX века на месте деревянной. В советское время храм не принадлежал православным: в нем размещались дом культуры, кинотеатр. Только в начале 1990-х здание вернули верующим. открыта в 1945 году на месте сожженной. Она является памятником деревянного зодчества. При ней работает воскресная школа. Свято-Покровский храм также является довольно молодой постройкой. История его создания тесно связана с немецкой оккупацией: на месте захоронений узников лагеря отец Иоанн Захарченко предложил построить церковь, что было поддержано властями. Стоит отметить, что в городе есть и протестанский храм.

Среди других достопримечательностей хотелось бы отметить здание , которая хоть и играет сейчас совсем другую роль, но сохранила все архитектурные особенности, а также винокурню, которая сегодня представляет собой лишь руины бывшего завода. Из более современных особенных мест можно назвать самолет СУ-9. Это памятник Великой Отечественной войны, представляющий собой настоящий самолет того времени. Таким образом, Кричев - интересный город, где можно не только посмотреть на достопримечательности разных времен, но и комфортно отдохнуть.

Кричев – административный центр Кричевского района. Расположен на реке Сож в 104 км на восток от Могилева Узел железных дорог на Оршу, Могилев, Унечу и Рославль (Россия). Здесь проходит автомобильная дорога Бобруйск – Москва.

Существует несколько версий происхождения названия города. Наиболее распространены две. Первая связана с названием племени кривичей, некогда проживавших здесь, вторая – с распространенным здесь кузнечным ремеслом (крица – кусок железа, подвергшийся кузнечной обработке, «кричница» – приспособление для выплавки железа), а третья, от существовавшего древнерусского имени Крич.

Первое упоминание о Кричеве датируется 1136 годом. В XII веке это была военная крепость и административный центр. Город входил в состав Смоленского княжества, затем Мстиславского воеводства. Кричевский замок неоднократно подвергался осадам московских войск. В 1633 г. за мужественную оборону города от московитов Кричев получил Магдебургское право и герб.

В 1740-1744 гг. город охватило восстание, которое в советской историографии было принято называть антифеодальным. Основной причиной восстания считаются непомерные денежные подати, которыми обложил Кричевское староство Иероним Радзивилл. Казначеями Радзивилл назначил евреев, которые должны были собирать грабительские налоги и откупы, что вызвало недовольство, а затем и выступление крестьян. Однако даже после замены Радзивиллом арендаторов-евреев польскими шляхтичами восстание продолжалось и носило, в том числе и антиеврейский характер. Вооруженные крестьяне и присоединившиеся к ним горожане с крайней жестокостью убивали и грабили. От рук повстанцев погибло огромное количество еврейского населения. Были разграблены усадьбы шляхты, дома купцов. Управление староством на какое-то время фактически оказалось в руках руководителя повстанцев – купца и владельца деревни Селище Василя Ващило, который провозгласил себя «атаманом Вощило, внуком Хмельницкого, великим гетманом войск, ответственным за уничтожение еврейства в защиту христианства» и изложил в своем манифесте политическую программу, из которой вытекало, что следовало подчиняться законным властям и не бунтовать против них за исключением тех случаев, когда они оказывались подкупленными евреями. Далее его манифест гласил: «…Движимый святой христианской верой, я решил вместе с другими достойными людьми уничтожить проклятый еврейский народ, и с Божьей помощью мне уже удалось покончить с евреями в Кричеве и Пропойске...»

Иероним Радзивилл направил в Кричев регулярные войска. В начале февраля 1744 года восстание было жестоко подавлено. Ващило удалось убежать в российский форпост. Пока шло следствие, он сидел в Киевско-Печерской крепости, где заболел дизентерией и вскоре умер. Радзивилл, во избежание новых бунтов, отменил некоторые из вновь введенных повинностей и ограничения в торговле, а также приостановлено насильственное обращение православного населения в католичество.

Дворец Потемкина.

После первого раздела Польши в 1772 г. поместьем Кричев на Могилевщине был пожалован фаворит Екатерины князь Потемкин. Есть сведения, что в местечке Кричев был образован первый еврейский эскадрон легкой кавалерии. Обучение евреев-конников велось под руководством немецкого офицера. Это было впервые со времен разрушения Храма, когда иностранное государство вооружало евреев.

Кричевщина стала основной базой по обеспечению Черноморского флота, который только стал строиться. Кричевская судостроительная верфь, введенная в 1785 г., была одним из крупных в России центров судостроения. При Потемкине в Кричеве было построено отделение Херсонского адмиралтейства, канатная, парусная мануфактуры. В Кричеве работали два кожевенных, два стекольных, кирпичный, винокуренный, меднолитейный заводы, добывалась и перерабатывалась болотная железная руда. В это время Кричев являлся одним из крупных промышленных центров, там, по воспоминаниям современников, работали не только крепостные, но и приглашенные отовсюду деловые люди, cлышался английский и немецкий язык, и, конечно, разговаривали на идише.

В 1901 г. известным историком, археологом и археографом Е.Р. Романовым была опубликована рукопись 1786 г. некоего Андрея Мейера «Описание Кричевского царства или бывшего староства». Отдельная глава описания посвящена евреям Кричевщины. Мы пересказываем на современном языке несколько, наиболее любопытных, на наш взгляд, наблюдений автора.

…Часто правление о числе приписанных к его городу мещан не знает, ибо, не взирая на все предосторожности, никак невозможно им воспрепятствовать вывозить к себе тайным образом из других мест бедных и у них кроющихся собратий. Неудивительно, что простой российский народ имеет к ним отвращение, ибо нельзя себе ничего отвратительнее и притом жалостнее представить, как сих в замаранных и лохмотьями висящих рубищах по улицам бродящих израильтян.

Во всяком городе имеют они собственный свой суд или кагал, в котором чинимые по всем делам решения большей частью бывают сложные. Телесные наказания между ними столь же редки бывают, как и письменное делопроизводство. Единое, за что их еще похвалить можно, состоит в том, что они, не взирая на век гонения и от других народов притеснения, чрез столь долгое время, как своему закону ненарушимо преданными остались, так и нравы, обычаи и одеяния свои не переменили. Большая часть из них суть острые, здравым рассудком одаренные и весьма предприимчивые люди. Cиe последнее доказывают разные их ремесленники и мастеровые, ибо их портные, серебреных дел мастера, печаторезцы, делатели галунов и других, тому подобных уборов, и другие ни в чем, в своих мастерствах – христанским не уступят.

Отменное и издревле еще между ними оставшееся искусство есть битие разного скота, ибо они весьма легко поваля на землю с одного раза широким без малейших щербин ножом, горло оной перерезают. Любимое их кушанье есть так называемый тыйехц, или смешанное с медом гусиное сало и рядичные пироги.

Одежда их женщин довольно нарядна, хотя одни девки только пользоваться могут своими волосами, ибо так, как между мужчинами обрезание, так между женщинами обстригание волос за истинный знак евреев и евреянок почитается. Накануне свадеб своих собираются вместе женщины к невесте, и, заплетая ей волосы на многия косы, пересыпают их сахаром; но на другой день, по приведении ее после венца посреди восклицаний и плясок в доме, оныя ей совсем обстригают.

Мужское одеяние состоит обыкновенно из синего китайчатого кафтана, подпоясанного черным поясом, из синих или черных гарусных на ногах без пяты чулок и роду сандалий, и из маленькой на голове черной суконной или бархатной скуфейки, или по испорченному еврейскому наречию, ермолки, которая в праздничные дни бархатною тесьмою обшита будучи, с немецкого шаббаш-гитле называется… В зимнее время надевают они лисьи шубы и такого же меха на голове высокие шапки.


Накануне нового своего года… евреи … выходят на погребальные места и вытягивают из клубка вкруг могил своей родни нитки, из коих после делаются для восковых на будущий день своих свечей светильни. Они свои посты весьма строго соблюдают и в молебствиях своих столь благоговейны, что никак, не можно сомневаться, чтоб и их молитвы не вмещались в тe златые фимиачные фиалы, которые предстоит пред престолом Всемогущего двадесять четыре старцам держать.

К началу XIX в. в местечке Кричев проживало около 2 тыс. жителей (371 двор). Действовали 6 церквей, католический костел, 2 синагоги. С 90-х годов XVIII в. владелец Кричева – помещик Голынский. При Голынском значительно сократилась промышленность Кричева, но процветала торговля. В 28 лавках торговали сукном, хлопчатобумажной материей, шелковой тафтой, ситцем и мелким товаром. Ежегодно проводились две ярмарки, которые длились по целой неделе.

Дальнейшая экономическая жизнь Кричевщины была остановлена нападением Наполеона на Россию. В начале июля 1812 г. Кричев был оккупирован французскими войсками. Война принесла местечку разрушения, беды и страдания. В 1850-1854 гг. через Кричевскую волость была проложена дорога Москва – Варшава и город вновь стал отстраиваться. В 1847 г. «Кричевское еврейское общество» состояло из 1225 душ; в 1897 г. в Кричеве 6637 жителей, из которых 2566 евреев. В 1910 г. имелось одно частное еврейское училище.

Предположительно в этом доме располагалась
одна из кричевских синагог.

В начале XX в. Кричеве проживало уже 6 тыс. человек. В городе работали кожевенный, мыловаренные заводы, лесопилка с 13 рабочими, 2 винокуренных завода, 6 мельниц, маслобойня. Имелось 6 церквей, костел, 2 синагоги.

22 ноября 1917 г. в Кричеве была установлена Советская власть. В 20-х–30-х гг. в Кричевском районе еврейское население проживало в трех населенных пунктах: самом Кричеве (1661 человек, 27%), чисто еврейском местечке Малятичи (326 человек) и местечке Антоновка (39 семей, 95%). В Кричеве большинство евреев занималось традиционным кустарничеством и торговлей, в Антоновке – сельским хозяйством, а Малятичи жили в основном за счет побочных заработков (30 семей). Во всех местечках в той или иной степени все население занималось торговлей, однако, число зарегистрированных торговцев в Кричеве и Малятичах сократилось больше чем на половину за счет выездов в города и деклассирования. К 1928 году в Кричеве действовало 5 синагог.


Архивные документы Государственного Могилевского архива общественных объединений и организаций сохранили историю потери еврейской общиной старинного кладбища, территорию которого в 1927 г. местный райисполком решил использовать для строительства завода черепицы. Т.к. предвзятость местных властей была очевидна, недовольство позицией райисполкома высказывалось не только евреями, но и белорусским населением Кричева. Обращения раввина Кричева Лейбы Еселева Кренделя в райисполком с просьбой оставить кладбище в пользовании еврейского общества для «выполнения на нем религиозных обычаев» и компромиссное ходатайство еврейской общины о создании на месте кладбища общественного парка были отклонены. Не выдержав измывательств местных начальников, евреи сами отправились на кладбище, чтобы остановить рабочих и разнести постройку. Здесь произошла безобразная сцена, когда председатель райисполкома Осмоловский пытался разобраться с евреями с помощью рукоприкладства. По этому поводу областными властями были собраны общее партсобрание и собрание кустарей и членов профсоюзов, которое в целом высказалось против действий властей. Однако партийным органам важна была лишь внешняя видимость законности и отсутствие конфликтов. Кладбище не было оставлено общине, но изъято у артели и передано коммунальному хозяйству.


Со стендов кричевского краеведческого музея.

В 30-е годы начались коллективизация и строительство промышленных предприятий на Кричевщине.

С 17 июля 1941 г. по 30 сентября 1943 г. город был оккупирован фашистскими войсками. За период оккупации города нацистами было уничтожено более 24000 мирных граждан и военнопленных, в том числе еврейское население Кричева.

В 2004 г. насчитывалось около 28 тыс. жителей. Сейчас в Кричеве есть своя религиозная еврейская община, насчитывающая несколько десятков человек. Старинное еврейское кладбище сохранилось.

Из путеводителя «Забытые местечки Могилевщины»,
составители И. Шендерович, А. Литин Могилев, 2009 г.

Кричев в Довоенное время


Секретарь партбюро в годы
строительства цементного завода.


Участник первого собрания
комсомольцев Кричева.

Краткая характеристика Кричевского района, подготовленная секретарем Кричевского райкома в 1930 году.

В районе насчитывалось 38015 жителей, из них местечковых 1540, остальные сельские. В процентном отношении в районе проживало 91,5% белорусов и 6,8% евреев, которые были сосредоточены в Кричевском и Малятичском сельсоветах.

Насчитывалось рабочих – 4520, батраков и бедняков – 1875, середняков – 4520, служащих – 482, кулаков и прочего нетрудового элемента – 498. Кроме того, на строительных работах (цементного завода и железной дороге) было занято 2129 сезонных рабочих, значительная часть которых приехала из других регионов.

Кроме строящегося в районе цементного завода функционировали фосфоритный, меловый и винокуренный. К местной промышленности относились лесопилка, мельница, две известковые мельницы, пять водяных, две нефтяные. Еврейское население работало в основном в артелях: 2 сапожных, 1 швейной, 2 кузнечных, 1 трикотажных, 1 транспортной, 1 рыболовной, 1 по выработке огнеупорных изделий. (ГАООМО, ф. 27, оп. 1а, д. 161, л. 1-5 ).

(Из книги «История могилевского еврейства. Документы и люди»,
книга 2, ч. 1 составитель А. Литин Минск 2006 г.)


Старейший колхозник
кричевского р-на.

Довольно интенсивная еврейская религиозная жизнь в местечке Кричев вылилась в несколько конфликтов еврейского населения с местными властями. Один из них касался старого еврейского кладбища, которое было бельмом на глазу местного райисполкома. В октябре 1927 года, по-видимому, озабоченный слухами о возможной передаче кладбища под застройку, раввин Кричева Лейба Еселев Крендель по поручению общины обратился в райисполком с заявлением оставить его в пользовании еврейского общества для «выполнения на нем религиозных обычаев». После категорического и совершенно безосновательного отказа кладбище было отдано отделу коммунального хозяйства. Еврейская община подала другое компромиссное ходатайство, предложив на месте кладбища создать общественный парк, но и оно было отклонено. Вообще-то, плохие отношения райисполкомов с евреями местечек были обычным явлением на просторах Белоруссии и в данном случае ситуация не являлась исключением. Действие раскручивалось по законам бюрократического жанра с примесью антисемитизма и борьбы с еврейским клерикализмом. Райисполком передал кладбище артели «Красный кирпичник» для строительства там завода черепицы, хотя с самого начала было ясно, что место это для завода далеко не лучшее. Просто исполком ни в коем случае не желал оставлять его в ведении еврейской общины, причем, действовал довольно топорно, не соблюдая даже видимость законности. Всем было понятно, что в данном случае проявляется лишь, подкрепленное антисемитизмом, самодурство местных властей. Само строительство началось через полгода, и лишь тогда вмешался облисполком, потребовавший его остановить. Однако руководящее указание никак не повлияло на решимость райисполкома: строительные работы лишь усилились. Не выдержав измывательств местных начальников, евреи сами отправились на кладбище, чтобы остановить рабочих и разнести постройку. Здесь произошла безобразная сцена, когда председатель райисполкома Осмоловский пытался разобраться с евреями с помощью рукоприкладства. Такое резкое обострение отношений евреев Кричева с властями вызвало обеспокоенность в Могилеве, и в местечко был отправлен инструктор облисполкома для исследования ситуации. Им было проведены общее партсобрание и собрание кустарей и членов профсоюзов, которые в целом высказались против действий властей. Надо отметить, что недовольно позицией райисполкома высказывалось не только евреями, но и белорусским населением Кричева. Однако формальность принятых решений была очевидна: партийным органам важна была лишь внешняя видимость законности и отсутствие конфликтов. Кладбище не было оставлено общине, но изъято у артели и передано комхозу (ф. 6574, оп. 1, д. 686, л. 182-186 ).


Со стендов кричевского краеведческого музея.

То, что окружные власти опасались влияния религиозных евреев в Кричеве, доказывает и их решение, последовавшее за постановлением райисполкома о запрещении наличия врача при существовавшем Комитете взаимопомощи. Понимая, что этот, вроде бы мелкий факт, может привести к созданию в Кричеве еврейского медико-санитарного общества по примеру могилевского, и, как следствие, развертывание деятельности клерикалов, старшие товарищи поправили младших, и врач в комитете был оставлен (ф. 6577, оп. 1, д. 689, л. 120 ).

Следующий конфликт был, вообще-то, и не конфликтом вовсе. Настало время массового изъятия синагог, и это стало довольно обычным явлением на просторах Советского Союза. Особенность ситуации можно усмотреть лишь в том, что местные власти никак не могли сделать выбор, какую именно из хасидских синагог присвоить в первую очередь: большую деревянную по улице Ленинской или меньшую каменную по переулку Базарному. Первичное решение от 19.03.1929 г. об изъятии деревянной было быстро пересмотрено в пользу каменной, «которая по своему состоянию является вполне и более пригодной для безотлагательного использования на культурные надобности». Никакие доводы и многочисленные жалобы верующих евреев естественно во внимание не принимались, а все решения опирались на ходатайства «неверующей части трудящихся Кричева». Предполагали ли евреи местечка, что и такое положение было лишь временным явлением? Ведь через несколько лет вопрос о сохранении даже одной синагоги за верующими уже не стоял (ф. 6577, оп. 1, д. 805, л. 188; д. 807, л. 107; д. 825, л. 8 ).

Из книги «История могилевского еврейства. Документы и люди»,
книга 2, ч. 1 составитель А. Литин Минск 2006 г.

Холокост

Крутая Дебра – место расстрела евреев Кричева
во рву за льнозаводом.

Большинство евреев города были расстреляны немецкими жандармами в октябре-ноябре 1941 г. во рву около цементного завода, где был организован концлагерь для мирных жителей и военнопленных, в урочище Крутая Дебра около льнозавода (останки погибших в урочище затем были перезахоронены), а также в лесу неподалеку от деревни Прудок. Точное количество погибших в Кричеве евреев неизвестно. В тот же период были убиты евреи деревень Малятичи, Антоновка и Шаевка Кричевского района. На месте захоронений жертв массового уничтожения установлены памятники.

Документы ГЧК свидетельствуют:

Показания очевидцев расстрелов еврейского населения:

Зайцев Герасим Свиридович , житель города Кричева, 1891 г.р.

Мне пришлось видеть, как немецкие изверги издевались над еврейским населением гор. Кричева. Осенью в 1941 году в гор. Кричев по приказу немецкого коменданта Бергера созвали все еврейские семьи, их было около 80 человек, в том числе старики женщины и маленькие дети. Им создали невыносимые условия, давали только одну воду, их ежедневно выгоняли работать по ремонту шоссейной дороги. Слабых, тех, кто не мог работать, избивали палками, а потом обессиленных привели на территорию цементного завода, били, а затем заставили рыть себе ямы, после чего всех расстреляли». Подобные показания дали также свидетели: Куляко Семен Захарович и Слешенко Лука Данилович.

Бырбо Евдокия Прокофьевна , жительница г. Кричева 1921 г.р.

Осенью 1941 г. я была арестована немцами по подозрению, что я еврейка, и видела все издевательства, чинимые немецкими оккупантами над арестованными евреями, которых было около 60 человек. Когда я обращалась к немцам, что я не еврейка и прошу меня освободить, меня били по голове палкой. Я видела, как одну арестованную девушку по имени Соня, фамилии ее не знаю, подозревая ее в связи с партизанами, увели на допрос в гестапо, ее пытали, ставя ногами на раскаленное железо, кололи иголками под ногти пальцев. Избивали резиновыми палками, потом, когда она ничего не сказала, раздели и расстреляли.

60 человек арестованных евреев после двухмесячных издевательств отвели на цементный завод, где заставили вырыть для себя яму, положили их в яму и расстреляли. Я же по просьбе граждан гор. Кричева была отпущена.


Янушкова Мария Мартиновна , жительница г. Кричева:

В период временной оккупации гор. Кричева немецкими захватчиками я проживала все время в гор. Кричеве. Я видела, как арестованных евреев немцы запрягали в телеги и заставляли их возить воду. Знаю также, что в октябре 1941 г. немецкие изверги во рву около льнозавода расстреляли 130 человек евреев. В этом числе были старики, женщины и дети. Одна еврейка по фамилии Шуфер сумела уйти из-под расстрела, скрывалась около месяца, после чего была поймана полицией, посажена в подвал, где ее били, пытали, а затем расстреляли.

Из воспоминаний Фрадкиной Любовь Израилевны и ее мужа Бориса (Лейбе) Хаскелевича Шнейдермана

Недалеко от Кричева есть деревня Прудок. Это по шоссе на Рославль, Москву, примерно 2 км от города, после моста через Сож сразу направо. Около этой деревни находится памятник жертвам фашизма в г. Кричеве. И там жила до войны одна семья. Муж – Ефим Михайлович Зайкин – еврей, наш родственник, его жена – Надя была русская. У них был сын, которому было перед войной 6-7 лет. В войну муж был призван в армию. Кто-то донес, что муж Нади, отец ее сына – еврей. Мальчика посадили в тюрьму (сейчас там находится овощной магазин). А женщине сказали, что если она не скажет, где еще прячутся евреи, ребенка убьют. Она ходила и собирала подписи, что сын не от мужа. И, хотя все письмо подписали, это не помогло. Женщина была вынуждена стать женой полицейского, чтобы он ей помог спасти мальчика от смерти. От полицейского у нее родилась дочь. При отступлении немцев полицай (он был не местный) ушел вместе с ними. После войны из-за этой истории муж не вернулся в семью.


Памятник на месте расстрела военнопленных и мирных жителей возле деревни Прудок.

Стариков забрали и расстреляли сразу около цементного завода. Это не то место, где памятник (у дер. Прудок), хотя там тоже расстреливали евреев, да и русских тоже, как говорят. У цементного завода есть братская могила. Еще у нас есть такое место – Курган Славы, там тоже расстреливали евреев. Это в микрогородке, который находится между автовокзалом и железнодорожным вокзалом.

После расстрела приходили соседи и забирали, что хотели. У нас (когда убили деда) забрали корову и забрали швейную машину. При этом говорили: «Так что оно будет тут лежать? Лучше мы заберем это».

После массового расстрела стариков и детей вскоре после прихода немцев, остальных расстреливали и замучивали понемножку. В Кричеве евреев некоторое время использовали как рабочую силу, жили они в своих домах. Я интересовалась, как погибла наша соседка Рахиль. Это была хорошая, тихая, может быть, не очень развитая девушка. Один полицай ее изнасиловал, она же ничего не могла сделать и забеременела. Ее всю обмазали дегтем, обсыпали перьями и все над ней смеялись.

Рассказывали, как один дед шел на расстрел и нес своего внука на руках (внук приехал к нему на лето). И вместе с ним валился в яму.

По-моему, Курган Славы – это и есть то место у цементного завода, где расстреливали евреев и русских коммунистов, комсомольцев. Михлин из Ленинграда узнал точно место, где расстрелян его отец, и нанял людей, которые перенесли останки на еврейское кладбище, а потом поставил и памятник.


Сюда, по воспоминаниям, были перенесены останки евреев,
расстрелянных во рву возле льнозавода.

Из воспоминаний Дударенко Евгении Ивановны, 1925 г.р.

Я родилась и жила до войны в деревне Хотиловичи, тогда Сокольнического сельсовета, в 7 километрах от Кричева. Зимой 1941 г. я видела, как гнали по шоссейной дороге от Черикова в сторону Кричева колонну евреев. Откуда были эти люди и сколько они уже так прошли, я не знаю. Много людей разного возраста совершенно голых, как мать родила и босых. Детей среди них не было. Их гнало много пеших немцев и полицейских. Были очень сильные морозы, градусов под сорок. Смотреть на колонну измученных голых замерзших людей было очень страшно. Взрослые даже не выходили из домов.

Памятник в парке цементного завода
возле дома культуры
на ул. Коммунистической.

Мы, дети, бежали за ними из любопытства километра три. Кто-то из детей сказал, что среди евреев и секретарь или председатель сельсовета Гиндина, известный в деревне человек. Мне кто-то показал ее. Это была очень заметная высокая, видная, плотная и сильная женщина с длинной косой. Тех, кто не мог идти, пристреливали и бросали на обочину дорогу в какие-нибудь канавы или траншеи.

(Из архива могилевской инициативы «Уроки Холокоста»).

Из воспоминаний Ковалевой (Мирлиной) Марии Савельевны, 1929 г.р.

Я родилась и до войны жила в Кричеве. В городе, особенно в центре, почти все деревянные дома были еврейскими. Евреи были сапожниками, портными, кузнецами.

Синагоги перед войной уже были закрыты, как и еврейские школы. Я ходила в русскую школу, в здании которой когда-то раньше была синагога. Эту же школу, когда еще она была еврейской, кончали мои сестры. Во время войны деревянные здания центра города, в том числе и моя школа, сгорели. В школе было много евреев и среди учеников, и среди учителей. Немецкому языку нас учила Елизавета Яковлевна Бакунина, Сара Азаровна Додкина преподавала математику. Большинство учителей сначала работали в еврейских школах, потом в русских.

Со мной училась Мер Зина – моя любимая подруга. Она с мамой и братом погибла во время войны в Кричеве. Отец – парторг на цемзаводе был – на фронте. Остался жив. Курбацкая Мария, она живет в Волгограде. Иоффе Мара живет в Нижнем Новгороде. Еще помню Жданович, Бейлиных, Темкиных, Кримерман. В нашем классе из 30 одноклассников было 10 евреев.


Участники Великой Отечественной войны.

В нашей семье было четверо детей. Папа был портным, но перед войной они с мамой работали в магазине. Моя семья сразу эвакуировалась. Мы вышли из дома 13 июля, пешком дошли до Климович и там сели на последний эшелон. Всего нас было 5 семей родственников с маленькими детьми и одна лошадь с подводой. Хотели дойти до Хотимска. Все говорили, что туда, к крупной железнодорожной станции, немцев не пропустят. Отошли несколько километров от Климович и поняли, что дальше дети идти не смогут. Я помню, что очень сильно сбила палец, села у дороги и плакала. Папина сестра, которая там недалеко жила, уговорила нас вернуться на железнодорожную станцию, сказала, что уходит последний эшелон. Сама она с мужем поехала в деревню. Там они были убиты. Железнодорожный вокзал несколько дней обстреливали фашистские самолеты. Но в тот день был ливень, гроза, самолеты не летали. Мы погрузились в эшелон, набитый людьми, как бочка селедками. Всю войну мы жили в Западном Казахстане. Папа был белобилетник, но в эвакуации служил в трудовой армии.

Местные жители называют эту улицу Спуск Лурье -
по фамилии известного в городе учителя математики.

В 1944 г. писали письма знакомым в Кричев. Одна женщина, которая работала на почте, ответила нам. Она написала, что наш дом, наша улица, как и весь центр города, сгорел, что Кричев полупустой. Но мы, как услышали по радио, что Кричев освободили, сразу стали собираться домой. Хотя нам говорили, что фронт еще под Чаусами. За день до нашего приезда была последняя бомбежка, разбили вокзал, железную дорогу, и поезда не шли.

Приехали. Жили в банях, сараях. В горисполкоме нас отругали, что мы так рано вернулись, когда немцы еще могут вернуться, но назад не выгнали. Дали для жилья на три семьи – (кроме нашей жили семьи родственников Рискиных и Липник) маленькую частную баню. Там до этого жили солдаты. Потом дали дом. Туда вселялись все, кто приезжал. Там жило до 15 семей. Там недалеко жил Лурье с матерью. Он был очень грамотный и талантливый математик, но болен шизофренией.

Партизан у нас было мало. Слышала о еврее-партизане Леве Свистунове, из Михеевки Кричевского района. Он попал в плен, бежал, стал партизаном, потом уехал в Израиль.

(Из архива могилевской инициативы «Уроки Холокоста»).

Кукуй. Командир подводной лодки.
Погиб на Черном море.

Коновалова (Хамышкина) Зинаида Рахмильевна, 1926 г.р.

Я родилась в Кричеве. Отец был рабочим, мать – домохозяйка. В семье было трое детей: я, брат и сестренка. Как и все, ходила в школу. Училась «на отлично». У нас было хорошее хозяйство: корова, свиньи, огород.

Кричев в начале войны беспрерывно бомбили, особенно железнодорожную станцию. Военкомат перенесли в лес. Там призывали и отца. 18 июля к нам пришел русский мужчина и принес записку от отца Рахмиля. Он писал: «Геня, бери детей и уезжай!». Мы погрузились на телегу и поехали в сторону Климович. Доехали до железной дороги. Там стоял эшелон, набитый людьми. Много было евреев. Денег у нас было мало, и я – старшая дочь, предлагала сесть на поезд, а мама предлагала ехать на лошади в сторону Хотимска. Ночь мы провели под открытым небом рядом с эшелоном. Услышали стрельбу, взрывы. К нам подошел паренек в военной форме с перебинтованной рукой. Он сказал, что это отступающие красноармейцы взрывают мосты и через два дня немцы будут в Кричеве. Две кричевских семьи с детьми Мер и Розенгард, которые ехали также в сторону Хотимска, вернулись обратно. Я проводила их глазами. Там была моя ровесница, очень хорошая девочка Зина Мер с полуторалетним братиком и мамой, красивая черноволосая девушка Розенгард. Они все погибли. Мне тогда очень хотелось сказать, чтобы они вернулись, но кто же меня, четырнадцатилетнюю девчонку послушает?

Наша семья погрузилась в эшелон. Доехали сначала до Ростова, потом отправились дальше до Сталинграда, оттуда в голодный Узбекистан. Там моя мама умерла. Брата Матвея в 17 лет забрали на фронт, а нас с сестрой – в детдом. Там было очень плохо, голодно. Хлеба давали 200 г. в день. Спали прямо на голом полу. Я сказала, что не хочу сидеть, сложа руки и голодать. Мне было 15 лет. Я была очень худенькой, коротко стриженной, на вид можно было дать не больше 10 лет. Меня никак не хотели принимать в ФЗУ. В школе у нас была очень хорошая учительница Гинда Львовна Фонкац, которая научила нас писать заявления. В Ташкенте мне это очень пригодилось. За работу мне дали медаль «За доблестный труд», есть и другие награды за работу. Вернулась я в Кричев в 1945 г.

(Из архива могилевской инициативы «Уроки Холокоста»).

Партизанский лагерь Сони Примак

Летом 1941 года 150 евреев городка Кричев под руководством Сони Примак, не выполнив приказа немецких властей поселиться в гетто, укрылись в лесу. Узнав, что по соседству расположился партизанский отряд Леха, Примак обратилась с просьбой принять земляков в свой отряд. Ответ командира был категоричен: «У нас боевой отряд, а не богадельня». Лишенный поддержки, семейный лагерь Сони Примак был уничтожен карателями.

Достопримечательности

В период между 1778-1787 гг. по приказу Потемкина в Кричеве был построен дворец в стиле русского классицизма. Его архитектор известный русский зодчий И.Е. Старов – автор проекта Таврического дворца в Петербурге.

Евреи – известные уроженцы города Кричева

Красильщиков Ицхак Айзик бен Дов Бер (1888, Кричев, Могилевская губерния, – 1965, Москва), раввин, комментатор галахических трудов. Родился в семье раввина. Учился в иешиве города Мир и славился исключительными способностями. В 1910-х гг. раввин в городе Гадяч (Полтавская губерния), а после октябрьской революции 1917 г. – в Полтаве и пригороде Кременчуга – Крюково. С 1929 г. работал в Москве бухгалтером (в 1941–1945 гг. жил в эвакуации в Красноярске). Его труд «Твуна» («Разум», Полтава, 1926) – написан в 1911 г. – был последней раввинистической книгой на иврите, выпущенной в Советском Союзе. В 1965 г. незадолго до смерти Красильщиков передал американскому раввину Ц. Бронштейну рукопись второй части книги «Твуна» и указал, где находится рукопись его комментариев к Иерусалимскому Талмуду, над которым работал много лет. В конце 1960-х – начале 70-х гг. эти рукописи были нелегально вывезены из СССР. «Твуна» в 1976 г. была полностью издана в Иерусалиме. В трудах Красильщикова нашли отражение условия еврейской религиозной жизни в Советском Союзе. В 1980 г. издательство «Муццал меэш» (Нью-Йорк – Бней-Брак) выпускает Иерусалимский Талмуд, где наряду с примерами и толкованиями многих известных комментаторов печатается и комментарий Красильщикова «Толдот Ицхак».

Фейгин Шмуэль-Ицхак (1893, Кричев Могилёвской губ. –1950, Чикаго), востоковед, семитолог. Доктор философии (1923 г.), профессор (1934 г.). С 1912 г. – в Эрец-Исраэль, учился в Еврейском учительском институте в Иерусалиме. Во время Первой мировой войны – в турецкой армии. С 1920 г. – в США, изучал семитологию в Йельском университете. В 1923-1930 гг. преподавал иврит в Питсбурге. С 1932 г. – в Институте востоковеденья Чикагского университета, участвовал в составлении словаря ассирийского языка. С 1943 г. преподавал еврейскую историю на кафедре еврейской литературы Чикагского университета. Автор научных работ (на идише и английском языке) о ТАНАХе, восточных языках, связях древнееврейской и вавилонской цивилизаций («Ми-Ситрей ге-Авар», 1943; «Аншей Сефер», 1950 и другие), а также очерков о жизни и деятельности ряда еврейских писателей, учёных и общественных деятелей.

Гиндин Арон Макарович (1903, Кричев – 1981) – российский инженер-гидростроитель, Заслуженный строитель РСФСР (1963), Герой Социалистического Труда (1966). Впервые осуществил в гидротехническом строительстве способ возведения плотин из каменной наброски с металлическим экраном (на р. Храми в Грузии). Один из разработчиков агрегата для поточного сооружения гидротехнических тоннелей круглого сечения. Государственная премия СССР (1950). Ленинская премия (1968).

Родился в многодетной семье мыловара. С 7 до 10 лет учился в хедере. С 1913 по 1915 год – в городском училище Мстиславля. Затем семья переезжает в Подольск. Здесь евреи-ремесленники имели «правожительство». «...Мне на всю жизнь запомнился тот переезд из Кричева под Москву в Подольск. Я был тогда тринадцатилетним мальчуганом, впервые увидел паровоз, впервые ехал поездом, мне показалась невероятным чудом электрическая лампочка, я не понимал, откуда из крана берётся вода. В Подольске мне не с кем было слово вымолвить. Народу было много и ребят в моём возрасте – тоже, но я, ни слова не понимал по-русски...» С 1915 по 1919 год учился в Марьино-Рощинской гимназии в Москве. После революции Гиндины возвратились в Кричев. Арон Гиндин из бойскаутов в числе первых в 1920 г. вступил в союз комсомольской молодёжи, являясь её организатором. Он великолепно играл в спектаклях любительского театра, которым руководил солдат железнодорожной охраны Борис Щукин, будущий знаменитый советский актёр.

В 1921 году в Кричеве Гиндин окончил среднюю школу, работал носильщиком на пристани, а в 1922 году, по командировке ЦК РКСМ, он поступил учиться в Московскую Петровскую Академию, позже преобразованную в Сельскохозяйственную Академию имени Тимирязева, на гидротехнический факультет, которую окончил в 1929 г.

Человек высочайшей инженерной эрудиции, выдающийся гидростроитель, энергетик с мировым именем, учёный, он внёс огромный вклад в реализацию плана электрификации России. В общей сложности с его участием построены 19 электростанций Советского Союза в разных регионах: Таджикистане, Грузии, Азербайджане, Сибири.

Работал главным инженером и заместителем начальника строительства Братской ГЭС, в Госкомитете Совета Министров СССР по науке и технике. В течение 13 лет A.M. Гиндин руководил координацией научных исследований и опытно-конструкторских работ в области рационального использования водных ресурсов страны и охраны их от загрязнения.

Берхин Илья Борисович (1908, Кричев – 1992, Москва), историк, доктор исторических наук (1957 г.), профессор (1961 г.). Окончил исторический факультет МГПИ им. В.И. Ленина, в 1937-1940 гг. Учился в аспирантуре МГУ. В 1940-1942 гг. преподавал в вузах Курска и Молотова. В 1942-1946 гг. – в Красной Армии. В 1946-1950 гг. и 1956-1989 гг. работал в Институте истории (с 1968 г. – Институт истории СССР) АН СССР, в 1950-1956 гг. преподавал в МГИМО. Автор ряда учебников и учебных пособий, а также работ по теоретическим проблемам исторической науки, вопросам историографии, истории народного хозяйства, государственному строительству в СССР, военной истории России и СССР, классовой борьбе в России в XIX – начале XX вв. Заслуженный деятель науки РСФСР (1980 г.)

Смоляков Абрам Ефимович – (1908 г. Щербиновка (д. Ермаковка) Кричевского района – 1943) – Герой Советского Союза, награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени. Участвовал в оборонительных боях севернее Гомеля, а затем в контрнаступлении наших войск. При отражении атак противника на белгородском направлении, в районе города Обоянь, за боевые заслуги награждён орденом Красного Знамени. 30 сентября 1943 года заместитель командира 1177-го истребительного противотанкового артиллерийского полка по политической части (7-я гвардейская отдельная истребительная противотанковая артиллерийская бригада, 47-я армия, Воронежский фронт) майор Смоляков умело организовал форсирование Днепра подразделениями полка севернее города Канев (Черкасская область). 3 октября разгорелись ожесточенные бои в районе села Лепляево. Фашистские танки пошли плотным строем, намереваясь ликвидировать плацдарм. Шесть из них были подбиты, но и артиллеристы понесли большие потери. Около многих орудий осталось по 1-2 человека. Тогда к пушкам встали офицеры. В одной из батарей рядом вели огонь по танкам командир полка подполковник Шалимов и его заместитель по политчасти майор Смоляков. После смерти Шалимова майор Смоляков вместе с оставшимися расчетами других орудий продолжал сражаться с вражескими танками, пока уцелевшие из них не отступили. Плацдарм был удержан, но Смоляков погиб в самом конце боя. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 декабря 1943 года за проявленные мужество и героизм майору Смолякову Абраму Ефимовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен в братской могиле села Лепляево Каневского района Черкасской области, в селе установлена мемориальная доска. Именем Героя названы улица и школа в городе Кричев Могилёвской области.



Свято-Николаевская церковь. Свято-Николаевская церковь расположена на Замковой горе. По предположению археологов – первая православная церковь в городе Кричеве. Строилась одновременно со строительством замковых укреплений в конце XII – XIII вв., по преданию на месте языческого капища XII – XIII вв. Неоднократно упоминается в инвентарях Кричева XVII – XVIII вв. На данный момент – самая древняя действующая церковь в городе Кричеве. Упоминания о «храме Божьем Святому Николе в городе Кричеве стоячем» относятся к началу XVII в. В 1605 г. церковь стала униатской, а в XIX в. была возвращена православным. Перестраивалась в конце XIX – начале ХХ вв. В 1930-х гг. была закрыта, в 1941 – 1943 гг. во время немецкой оккупации служба была возобновлена. В 1943 г. пострадала от пожара. Сооружение внесено в список объектов историко-культурных ценностей Республики Беларусь.




Храм Воскресения Христова . Храм Воскресения Христова– православный храм в городе Кричеве, расположен на центральной площади по адресу ул. Ленинская, 27. Храм имеет придел в честь святой Параскевы Пятницы.Деревянная церковь святой Параскевы Пятницы упоминается в Кричеве еще во второй половине XVI века. Нынешнее же здание построено на пожертвования горожан около 1880 года. Храм простоял до 1930-х годов, когда был закрыт. В здании церкви открывают Дом социалистической культуры. В 1970-е годы бывшая церковь стала кинотеатром «Родина», который просуществовал до конца 1980-х годов, и когда пришел в аварийное состояние, был закрыт и заброшен. В самом начале 1990-х годов по просьбе прихожан и тогда настоятеля Свято-Николаевской церкви Михаила Маковцова здание храма было передано верующим.




Свято-Покровская церковь. Свято-Покровская церковь – православный храм в городе Кричеве, расположенный в районе цементного завода. Строительство церкви было начато во время Великой Отечественной войны по инициативе священника Иоанна Захарченко. Из деревни Ботвиновка был перевезен сруб, стоявший в запустении Свято-Николаевской церкви (клуб после революции) 1863 года постройки. Он был капитально отремонтирован и в 1946 году установлен на каменный фундамент. При храме сегодня имеется воскресная школа.




Здание железнодорожного вокзала г. Кричева. Для обслуживания пассажиров и размещения персонала в 1923 году в городе Кричеве было построено пассажирское здание железнодорожного вокзала «Г» - образной формы общей площадью 307,45 кв. м. В здании размещались: зал ожидания на 95 пассажиров, кассы, буфет, кухня, справочное бюро, учетное бюро, дежурный по станции, начальник станции, кладовая, контора станции. Привокзальная территория не имела покрытия. В 1929 году был построен багажный сарай, камера хранения. В 1950 году было отстроено новое кирпичное здание железнодорожного вокзала общей площадью 512 кв. м. В нем находились: зал для ожидания пассажиров, кабинет начальника вокзала, справочное бюро, медпункт, буфет, билетные кассы и помещения для сотрудников милиции.




Подвиг Н.В. Сиротинина. Николай Владимирович Сиротинин (22.03.1921 – 17.07.1941) - участник боёв против немецко-фашистских захватчиков на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

Родился в г. Орел. Работал токарем на заводе «Текмаш». В Красной Армии с 1940. Наводчик, ст. сержант Н.В. Сиротинин отличился в бою у д. Сокольничи, южнее Кричева: 6-я стрелковая дивизия, прикрывая отход войск 13-й армии, вела сдерживающие бои против насевшей на нее 4-й танковой дивизии фашистов. 17 июля 1941 года 55-й полк, составляющий арьергард 6-й дивизии, отошел на болотистую речушку Добрость, у деревни Сокольничи, и приготовился к отражению атаки врага. Когда передовая колонна танков противника подошла к реке, подразделения полка открыли огонь. Особенно метко било замаскированное во ржи орудие. От первых же выстрелов запылали головной танк и бронемашина, которая шла в конце колонны. Вражеские танки оказались в ловушке. Вторая гитлеровская машина попыталась обойти головной танк, но была остановлена метким выстрелом. Несколько танков сползли с шоссе, чтобы обойти подбитые машины, но тут же увязли в трясине около моста. Вражеские танкисты и автоматчики ожесточенно били по нашему орудию. А стрелял из него оставшийся в живых один артиллерист Н.В. Сиротинин. Будучи раненым, он продолжал вести меткий огонь, выводил из строя одну за другой бронированные машины.

В этой неравной схватке Николай Сиротинин подбил 11 танков и 7 бронетранспортеров, было убито 57 солдат врага. Герой погиб, выполнив до конца свой воинский долг. Фашисты похоронили его со всеми воинскими почестями. Немецкий полковник сказал: «Если бы все солдаты фюрера дрались так, как этот русский, мы давно бы завоевали весь мир!» Обер-лейтенант Фридрих Хенфельд сделал эту запись в блокноте, и она дошла до наших дней благодаря краеведу, основателю краеведческого музея в г. Кричеве, М.Ф. Мельникову. Останки Н.В. Сиротинина в 1957 г. перезахоронен в братской могиле советских воинов в Кричеве. ОН посмертно награжден орденом Отечественной войны I cтепени, его именем названа улица в г. Кричеве, на месте боя воздвигнут обелиск, на бетонном постаменте установлена 75-мм пушка.




Парк Победы. Парк Победы, протянувшийся вдоль улицы Комсомольская,был заложен в 1967 году в честь 50-летия Великой Октябрьской революции. В парке обустроены пешеходные дорожки, разбиты зоны отдыха, имеются малые архитектурные формы. На территории парка находятся: Курган Славы, аллея Славы, памятник – афганцам, памятник – самолет, танцплощадка, кафе. Аллея Славы является достойным украшением улицы и парка Победы, достопримечательностью города Кричева и частью патриотического воспитания подрастающего поколения. Начинается аллея Славы от проезжей части ул. Комсомольская и завершается у самолета с мемориальной доской в память о подвиге летчика-капитана Дашкина В.Г. Рядом с парком размещаются стадион "Сож", хоккейная площадка, комплекс спортивных сооружений и бассейн "Сож".




Памятник жертвам фашизма д. Прудок. Памятник жертвам фашизма д. Прудок установлен в 1982 году, на месте массового расстрела военнопленных Кричевского лагеря смерти, мирных граждан города Кричева в годы Великой Отечественной войны. Место расстрела артистов – подпольщиков Генадия Лузенина уроженца г. Пермь, Александра Окаемова уроженца г. Москвы.




Памятник архитектуры конца XVIII в. дворец Потемкина. В период между 1778 – 1787 гг. для Г.А. Потемкина в юго-восточной части Кричева был построен дворец в стиле русского классицизма. Его архитектор известный русский зодчий Иван Егорович Старов (1743-1808 гг.) – автор проекта Таврического дворца в Петербурге.

Двухэтажный, с подвальными помещениями, дворец в Кричеве в плане был П-образным. Главный фасад имел выступающий прямоугольный в плане ризалит с мощными пилонами. По широкому круглому пандусу до самого входа могли подъезжать кареты. Дворец имел два боковых крыла. Между ними со стороны заднего паркового фасада выступал полукруглый ризалит, который выходил на полукруглую террасу, огороженную каменной балюстрадой, с широкими спусками в сторону парка.

В 1787 г. Потемкин продал дворец и Кричевские владения Яну Голынскому. В 1849 г. внук Яна Голынского, Стефан Голынский, решил обновить свою резиденцию в неоготическом стиле, в соответствии с архитектурной модой. С главного фасада исчез классический декор оконных обрамлений, а над окнами второго этажа были вылеплены неоготические стрельчатые сандрики (ныне не сохранившиеся). Но, пожалуй, наибольшие изменения коснулись входа. Первоначально центральный вход украшал 4-колонный портик с балконом. Теперь же центр постройки был выделен неоготическим ризалитом с гранеными пилонами, угловые пилоны завершаются зубцами и напоминают башни. Перестройку дворца осуществил архитектор Бернар Симон.

Польский историк Роман Афтаназы в своей книге «Dzieje rezydencji na dawnych kresach Rzeczypospolitej, t. 1. Wrocław, 1991» приводит описание дворца в 1914 г., составленное по словам Ирены Голынской, жены последнего владельца Кричева, Стефана Голынского.

Дворцовый вестибюль разделяла на две части колоннада. В глубине вестибюля были устроены две дубовые лестницы, которые вели на второй этаж. Стены вестибюля были увешаны оружием и доспехами, щитами, ружьями и пистолетами.

Здесь же находился и прекрасный гусарский доспех (вероятно, Юзефа Голынского).
Во дворце было 72 помещения. Три комнаты справа от вестибюля были жилыми. Две команаты в правом крыле, с окнами, выходящими во внутренний дворик, носили название «епископских», потому что их когда-то занимал епископ (когда в 1855 г. сгорел деревянный костел Кричева, Стефан Голынский отвел во дворце место для богослужений). В правом крыле находились так же служебные и хозяйственные помещения, комнаты прислуги, ванная.




Екатерининский путь. Очень интересным с точки зрения масштабности представляется Екатерининский путь.

В январе 1787 года во время поездки по новым губерниям России Екатерина II навестила Кричев и Кричевское староство. Многие жители деревни Сетное утверждают, что императрица проезжала рядом с их местностью по так называемому Екатерининскому пути, который проходил следующим образом: с. Майское - д. Губинщина - д. Горки - д. Сетное - д. Гойск - д. Глинь - г. Чериков.

В наше время остались только некоторые части этого маршрута. Эта дорога, вдоль которой посажены деревья, в основном берёзы. Заболоченные места выложены камнями. От деревни Сетное до деревни Горки путь сохранился более отчётливо.




Черное озеро. На территории Кричевщины существуют самые разные сакральные места. Это своего рода зоны, которые возникли благодаря действию сверхъестественного начала, преобразившего её и наделившего особым смыслом. Одно из самых красивых мест в окрестностях и любимое место отдыха горожан в Кричеве – это Черное озеро. Свое название оно получило из-за большой глубины, поэтому вода здесь кажется черной. Вода в озере на самом деле чистая, потому что со дна бьют ключи. Среди местного населения давно уже ходит интересная легенда об этом озере: в нашем краю жил князь. Он дружил с татарами. У князя была дочка Аленка. С самого детства она подружилась с сыном кухарки Алешкой. Мальчик любил природу. В детстве он мог по приметам предсказать погоду, знал много лечебных трав и свои знания старался передать Аленке. Она тоже увлекалась разными луговыми, полевыми да лесными цветами и. Алешкой.

Однажды к княжескому дворцу прибыл корабль. Приплыл друг князя татарский хан, весь в золоте. Увидел он княжну Аленку и влюбился. Задумал он на ней жениться, а князь без колебаний дал свое согласие.
Через неделю корабль приплыл за Аленкой.

Девушка, узнав об этом, кинулась к любимому Алешке. Они быстро сели в лодку, переплыли реку Сож и побежали в сторону леса. Князь собрал своих слуг и приказал немедленно вернуть свою дочь, а с Алешкой сделать так, чтобы он никогда ее больше не увидел.

Слуги на лошадях кинулись в погоню за беглецами. Алешка велел Аленке бежать дальше, а сам решил задержать погоню. Княжна бежала изо всех сил. Эх, не знала она, что в это время ее любимому слуги выкололи глаза и вновь кинулись на ее поиски. Аленку нагнали на окраине леса, окружили ее. Она, уставшая, испуганная, упала без сил на землю. И на том месте, где упала Аленка, вдруг засеребрилось волнами озеро. Слуги в ужасе понеслись обратно.

Целую ночь Алешка бродил по лесу и все звал свою любимую Аленку. Голос у него был звонкий, крик был слышен за несколько километров. Только под утро добрался парень до озера. Он ничего не видел, но вдруг почувствовал тепло, будто рядом с ним его любимая. Долго он стоял у озера. Пока не превратился в могучий дуб, который склонил свои ветви, словно руки, над озером. Несколько столетий простоял дуб, но однажды буря сломала его, и он упал в озеро.

С тех пор люди про это место стали говорить – «там, где кто-то так кричал» или «за тем местом, где кто-то так кричал». Прошло время, и в память о том страшном событии наш город стали называть Кричев, а озеро – Черным.

Темные волны в нем плещут и сейчас, а вода все время остается чистой, как слезы Аленки. Озеро стало любимым местом отдыха кричевлян, которые с гордостью называют его «наше Черное море».




Ледник. Остатки кирпичного сооружения на Замковой горе – старинный«ледник» предположительно XVIII века. Постройка выполнена из кирпича-пальчатки (с бороздами от пальцев мастера или специального приспособления, применявшихся для укрепления кладки). Причем борозды идут прямые и наискось, что говорит само за себя о происхождении самого кирпича. Такой стройматериал производился на территории Могилевщины в ХVII – XVIII веках. Конструкция ледника позволяла всё лето держать в температуру на уровне + 5 - 9 градусов. В леднике хранились заготовленные мясо и рыба, подстреленная дичь, зайцы, лоси и кабаны, а также другие продукты.




Городище «Городец». В городе Кричеве первые поселения обосновались на «Городце» – городище, находящемся на берегу речки Кричевки, в конце 3 тысячелетия до н. э. – в эпоху неолита. В IX веке на территории Кричевщины проживали славянские племена радимичи. Городище «Городец» является тем местом, где на протяжении IX – XI вв. шел процесс формирования города. В течение XII-XIII вв. центр жизни города переместился из Городца на высокий правый берег Сожа. Сегодня сохранилась часть площадки городища с элементами оборонительных валов и рвом.




Почтовая станция. Первая почтовая станция в местечке Кричев была открыта в 1850 году. В ней содержалось 10 ездовых лошадей. Она обслуживала почтовую дорогу Москва-Брест-Варшава. Почтовая станция – это комплекс строения, расположенного в плане прямоугольного двора. Главное строение мурованное, одноэтажное, главный фасад повернут к дороге, его центральная часть и углы выделены пиастрами с готическими арочными нишами. Прямоугольные окна в виде стрельчатых арок. Почтовая станция сохранилась доныне и является архитектурным памятником неоготического стиля.




Городище «Замковая гора». В ХII веке в Кричеве был построен новый укрепленный центр – городище Замковая гора. Крепость построили на высоком берегу Сожа. Она занимает выступ берегового плато площадью более 0,5 га, высота над уровнем воды в Соже около 15 м. Замок был отделен от города глубоким и широким сухим рвом, через который был переброшен мост, последний пролет которого был подъемным. Замок был деревянным, имел 5 башен, в нем размещалась Никольская церковь, жилые и хозяйственные постройки, цейхгауз, где хранились порох, амуниция, оружие. Последнее письменное упоминание о Кричевском замке относится к 1780 году. Среди археологических находок городища – керамическая посуда, орудия труда, украшения, оружие.