Эксперименты со временем в ссср. а вы знали про это? История изменения рабочей недели в России. Справка

Сегодня рабочая неделя в России и многих других странах регулируется трудовым законом, который устанавливает ее продолжительность. В большинстве цивилизованных стран она составляет около 40 часов в неделю.

Но так было не всегда. На территории России привычная пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями появилась только 50 лет назад.

7 марта 1967 года ЦК КПСС, Совет министров СССР и Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями».

Спустя неделю Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

После отмены крепостного права, положившей начало капиталистической формации в стране, крестьяне работали по найму, занимаясь всем подряд, от плетения лаптей и извоза до гончарного дела и обработки льна. Ни о каких нормах рабочего времени тогда и речи не шло. Зимой крестьяне почти не работали, летом же вставали на самой заре и работали, пока солнце не сядет. Крестьянское население было большей частью занято на полях, в рабочую пору ходили в поле и по воскресеньям — от жары пшеница могла осыпаться. Обычно же воскресенье было выходным днем, когда крестьяне посещали церковь, а затем расходились — кто по домам, кто по трактирам.

В городе ситуация была ненамного лучше. Рабочие часто были заняты на фабриках по 14-16 часов в сутки. Лишь к 1897 году был принят закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», устанавливающий 11,5-часовой рабочий день для мужчин и 10-часовой для женщин. Воскресенье было выходным днем. Но по особому договору можно было вводить еще и сверхурочные работы, так что на практике время работы не изменилось.

Серьезные изменения произошли после Октябрьской революции 1917 года.

Тогда Совет народных комиссаров издал декрет, в котором говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 часов в неделю.

Сама же рабочая неделя осталась шестидневной.

Дальше советская власть принялась экспериментировать с рабочими часами. Сначала в 1929 году рабочую неделю сократили до 42 часов — по 7 рабочих часов в день. Потом рабочая неделя стала пятидневной — четыре рабочих дня и один выходной. Из-за этого даже пришлось выпускать специальные календари, чтобы народ не путался: с одной стороны дни шли, как принято в григорианском календаре, с другой — были разбиты на пятидневки. Все рабочие были разделены на пять групп, выходные которых в календаре были выделены отдельным цветом. Это позволяло властям организовать непрерывное производство, но было неудобно для самих рабочих — выходные дни членов семьи и знакомых не совпадали, что усложняло личную и общественную жизнь. Наркоматы и некоторые другие учреждения с 1931 года работали на шестидневке и отдыхали 6-го, 12-го, 18-го, 24-го и 30-го числа каждого месяца, а также 1 марта.

Когда началась Великая Отечественная война, то все выходные и праздничные дни, разумеется, были отменены. Люди работали семь дней в неделю, и только 5 марта 1944 года вышло постановление о предоставлении подросткам младше 16 лет еженедельного дня отдыха и отпусков.

Рабочая неделя снова вернулась к семичасовой шестидневке лишь к 1960 году.

И еще семь лет понадобилось на то, чтобы решить дать гражданам еще один выходной день.

К 1960-м годам идея 40-часовой рабочей недели была реализована и в большинстве европейских стран. Этому процессу в большой степени способствовало развитие экономики и техники, увеличение доли женщин, получающих зарплату, а не занимающихся только домашним трудом, снижение рождаемости, сократившее расходы на детей и, конечно, борьба профсоюзов и рабочих партий за улучшения условий труда — чего только стоила Морозовская стачка в 1885 году, в которой приняло участие около 8 тыс. рабочих.

В 1930 году английский экономист Джон Кейнс предсказывал, что в будущем рабочее время составит 15 часов в неделю.

К сожалению, его прогнозы пока что не оправдались — самая короткая рабочая неделя сейчас в Нидерландах, где граждане отрабатывают в среднем 29 часов за четыре рабочих дня, а оставшиеся три отдыхают. А самые трудолюбивые — японцы и корейцы, проводящие на работе до 55 часов в неделю.

Последние преобразования в законе, регулирующие время труда, были сделаны в 1991 году, когда вышел Закон РСФСР «О повышении социальных гарантий для трудящихся». Согласно ему, продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В 2010 году миллиардер Михаил Прохоров предложил ввести 60-часовую рабочую неделю, но это вызвало резко негативную реакцию со стороны профсоюзов, а заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Государственной думы Олег Шеин назвал такие поправки антиконституционными. Позже, правда, Прохоров объяснил, что имел в виду лишь возможность человека работать дополнительно 20 часов по совместительству. Но такое предложение, по сути, позволившее бы предпринимателям не оплачивать сверхурочные, особого интереса не вызвало.

Говоря о реформах, которые революция принесла в Россию, упоминают и образование, и медицину, и, конечно, религию. Непременно говорится и о реформе календаря. Действительно, в январе 1918 года Россия перешла на григорианский календарь, догнав большую часть европейских стран. В этом был очевидный и ясный смысл – во-первых, юлианский календарь был неточен, во-вторых, самое передовое государство на земле не могло на 13 дней отставать от всего мира.

Однако менее известно, что этим реформы календаря не окончились. Пришлись они, однако, не на бурные годы первых лет революции, когда все традиции старого мира разрушались, а на относительно стабильный 1929 год.

В конце августа 1929 выходит постановление СНК СССР «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР ». В рамках этой идеи создается новый календарь. Год разделяется на 72 недели по пять дней в каждой. Еще пять дней остается на государственные праздники, ни в какие недели не входящие. Впервые опубликована эта система была в газете «За индустриализацию» 18 марта 1930 года в рамка постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Суть этой идеи заключалась в том, что работники предприятия или учреждения разбивались на пять групп (им присваивались цвета, всего пять), каждая из которых имела свой выходной день.

Идея, однако, приживалось с трудом. Вспомним, кстати, и «Золотого теленка» Ильфа и Петрова:

«Когда методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и, вместо чистого воскресения, днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа, он с отвращением исхлопотал себе пенсию и поселился далеко за городом».

Текст написан как раз в промежутке между 1929 и 1931 годом.

21 ноября 1931 года выходит новое постановление СНК СССР – «О непрерывной производственной неделе в учреждениях». Несмотря на название, постановление как раз разрешает «прерывную» рабочую неделю из шести дней. Пять рабочих дней теперь стали обязательны для всех, однако шестой – соответственно 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца – объявлялся выходным (в случае февраля переносилось на 1 марта). «Не влезающие» 31 числа так же стали рабочими.

Интересно, что дни этой шестидневной недели во многих календарях не имели названий – только номер.

Этот календарь работал, и работал достаточно долго – до лета 1940 года. Об этом упоминает в своих дневниках Елена Булгакова – из-за неработающего 18 числа паспортного стола у Булгакова возникают проблемы с получением документов для поездки за границу. Отсылки к нему встречаются и в «Возвращенную молодости» Зощенко:

«Во всяком случае, он регулярно бывает теперь в Детском раз в шестидневку, и счастье Лиды не поддается описанию».

Дни шестидневки возникают в титрах «Волги-Волги».

Введена эта система была и в учреждениях, и на предприятиях, исключая те, которые должны работать без выходных – общественные столовые, транспорт и т.п.

Однако она, конечно, оставалась сугубо городским явлением. В деревне никогда не было четкого графика работы, так что любые реформы трудовой недели или дня в сущности проходили там незамеченными. Большевистские нововведения никак не затронули людей, все еще живущих по религиозному календарю.

Разумеется, и пятидневная, и шестидневная неделя были во многом направлены против церкви и религиозности вообще. Они вовсе исключали воскресенья, наносили удар и по традициям мусульман и иудеев. Религиозный календарь (неважно, от Рождества Христова или от Хиджры) не мог совпадать с новым. В этом смысле календарную реформу 1929-31 годов можно рассматривать как доведения до абсолюта революционных порывов 20-х. Новая идеология к 1929 году ворвалась во все сферы традиционной жизни – имена святых заменялись именами мучеников революции или вовсе невиданными конструкциями, сомнению был подвергнут официальный брак, упразднена религия, менялись географические названия. Последним этапом таких изменений стала реформа самого времени.

В качестве незначительных элементов новой календарной системы можно рассматривать и еще два момента. Первый – отсчет дат от Октябрьской революции, чрезвычайно распространенный на календарях тех лет, но конечно совмещавшийся с традиционным счетом от начала Нашей эры.

Большевики, впрочем, не были новаторами в идее изменения календаря. Теми же идеями отчасти руководствовались и Юлий Цезарь, и Петр Великий, и уж совершенно те же мотивы были у французов во время их Великой революции. Во Франции, напомним, новый календарь продержался 13 лет, с 1793 по 1806 годы, пока его не отменил Наполеон – революционные идеи не вписывались в новую имперскую концепцию.

Не вписался в нее - уже на советской почве - и наш революционный календарь.

26 июня 1940 года, когда принимается указ президиума Верховного совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Преимущественно он посвящен вопросам трудового законодательства, но в кратком втором параграфе говорится: «Перевести во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях работу с шестидневки на семидневную неделю, считая седьмой день недели - воскресенье – днем отдыха». Так буднично и незаметно заканчивается целая эпоха советской жизни.

Почему это происходит? Конечно, сыграла свою роль и экономическая целесообразность, но думается, не только она. Меняется сама концепция политики СССР , как внутренняя, так и внешняя. Из единственной коммунистической, революционной страны в кольце врагов, Советский союз превращается по воле Сталина в великую, но обычную державу, своего рода империю. Эта империя уже участвует в мировой политике, заключает пакты с европейскими державами (и не только о мире, как в Брест-Литовске 1918, но и о взаимопомощи и союзных действиях), участвует в европейских войнах. В такой стране и календарь нужен «нормальный». Это возвращение семидневки и слова «воскресенье» в обиход – один из звоночков той новой политики, которая продолжится разрешением деятельности РПЦ и восстановлением погон в 1943 году и тостом «за здоровье русского народа», преобразованием наркоматов в министерства и многим другим. Словом, это был безусловный отход от революционной политики и эстетики к политике и эстетике Советской империи.

Константин Михайлов

6 марта 1967 г. Светлана Аллилуева, младшая дочь Иосифа Сталина, во время поездки в Индию попросила в американском посольстве политического убежища.

7 марта 1967 г. В СССР введена пятидневная рабочая неделя. Суббота и воскресенье стали выходными днями.

8 марта 1910 г. Французская баронесса Элиз де Ларош совершила полет, став первой женщиной-пилотом. В июне 1919 года де Ларош поставила два женских мировых рекорда - на высоту и дальность полета. В аэропорту Ле Бурже установлен памятник летчице.

10 марта 1919 г. III Всеукраинский съезд Советов, проходивший в Харькове, принял Конституцию Украины и утвердил первый герб республики. Конституция независимой Украины была принята 28 июня 1996 года.

10 марта 1940 г. В Москве на 49-м году жизни скончался писатель Михаил Булгаков. Настоящая слава к нему пришла после смерти, когда в 1966 году в журнале «Москва» был опубликован роман «Мастер и Маргарита».

11 марта 1931 г. В Советском Союзе введена физкультурная программа «Готов к труду и обороне СССР». За сдачу спортивных нормативов людям вручались специальные значки ГТО, которые народный комиссар обороны Климент Ворошилов назвал физкультурным орденом.

11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Горбачев, эту должность он занял после смерти Константина Черненко. Горбачев стал седьмым и последним лидером советского государства.

7 марта 1912 года все узнали о покорении южного полюса земли норвежским исследователем руалем амундсеном

Когда норвежец Руаль Амундсен (на фото) узнал, что Северный полюс покорен Фредериком Куком, он принял решение идти к противоположному полюсу Земли. В то же время покорять Южный полюс готовилась и экспедиция британских ВМС под руководством Роберта Скотта. Амундсен уведомил Скотта и географическое общество о своем намерении с борта корабля «Фрам»: «Имею честь сообщить, «Фрам» направляется в Антарктику. Амундсен». Таким образом, покорять Южный полюс Земли практически одновременно собрались два государства: Великобритания и Норвегия.

В «полярной гонке» в качестве средств передвижения Амундсен выбрал лыжи, сани и собачьи упряжки. Собаки, которых было больше сотни, не только тянули поклажу, но и служили для экспедиции пищей. На пути к полюсу Амундсен организовал систему складов продуктов питания. Для ориентировки в бескрайнем белоснежном пространстве его команда строила пирамиды из снега высотой около двух метров, рядом с которыми закапывала продукты.

Экспедиция Скотта передвигалась на моторных санях, собаках и купленных в Сибири маньчжурских пони, хорошо переносивших холод. Но условия арктического климата были слишком суровыми: лошади увязали в снегу, а мотосани часто ломались. Первыми Южного полюса достигли Руаль Амундсен и трое его спутников. Это было 14 декабря 1911 года. Добравшись до полюса 18 января 1912 года, Скотт и двое его товарищей обнаружили там следы саней, собак и палатку, в которой Амундсен оставил Скотту табличку с датой покорения им Южного полюса. Победа норвежцев подорвала боевой дух англичан. Возвращаясь обратно, трое исследователей были вынуждены остановиться из-за сильной метели всего в 15 километрах от лагеря. Все они замерзли в палатке. Окоченевшие тела смельчаков нашли 12 ноября 1912 года.

Но о покорении Южного полюса Земли мир узнал только 7 марта 1912 года, когда Амундсен вместе с командой причалил в Хобарте (Тасмания). А спустя восемь месяцев появилось сообщение о гибели английской экспедиции. Руаль Амундсен дожил до 56 лет. Он погиб в Арктике при спасении конструктора и исследователя Умберто Нобиле. В честь двух первооткрывателей Южного полюса в Антарктиде названы море, гора и американская научная станция.

Не так давно стало известно, что в экспедиции Скотта участвовал украинец - конюх Антон Омельченко из села Батьки Полтавской области. Омельченко ухаживал за маньчжурскими пони. На полюс шли без лошадей, поэтому 28-летний украинец остался в лагере. Антон участвовал в двух войнах: Первой мировой и гражданской. Погиб Омельченко в 1932 году от удара молнии. Ученые из Антарктического центра в 2000 году нашли в Полтавской области внука Омельченко Виктора, показали ему привезенные из Британского Антарктического центра документы, фотографии и даже фильм экспедиции Скотта, где его дед танцует гопак. Виктор Омельченко тоже стал полярным исследователем. На украинской станции «Академик Вернадский» в Антарктиде побывал уже трижды.

Новая советская власть ставила своей целью ни много ни мало строительство нового мира. А для этого изменениям необходимо было подвергнуть все сферы общественной жизни.

Одним из новшеств стал переход на григорианский календарь. СССР таким образом наконец сблизился в летоисчислении с Европой. Раньше это мешала сделать Русская православная церковь. Теперь же религия не была главенствующим фактором социальных изменений. И молодая власть с упоением начинает порой удивительные эксперименты с исчислением времени, обозначением дней недели и месяцев. Но не все революционные изменения были приняты обществом.

В период становления советской власти календарь являлся значимым инструментом формирования социальной памяти, мобилизации широких масс населения. Распределение праздничных и рабочих дней в нём регулировало жизненный уклад всего населения. В календарях 30-х годов XX века отражена массовая советская культура.

1 октября 1929 года в СССР появился реформированный календарь. Новый порядок отсчёта даты назывался революционным. А связаны изменения были с тем, что в конце августа 1929 года в СССР ввели так называемую «непрерывку». Большевики хотели запустить непрерывное производство. Это касалось как предприятий, так и государственных учреждений. Процесс сначала был введён частично, а с весны 1930 года повсеместно.

Советский революционный календарь помимо промышленной выгоды, которую надеялись извлечь большевики, был также инструментом идеологическим. Его задачей было уничтожение христианского религиозного недельного цикла с пятницами, субботами и воскресеньями. Менялись представления о неделях и днях недели. Дни лишались традиционных названий. Их нумеровали – первый день пятидневки, второй день пятидневки и т. д. Люди работали четыре дня, а на пятый отдыхали. И так весь новый годичный цикл, состоящий из 72 пятидневок. А чтобы выходные дни у работников предприятий и учреждений не пересекались, они были поделены на группы и отличались по цветам. Рабочие дни пяти групп отмечались в календаре жёлтым, розовым, зелёным, красным и фиолетовым. Календарь на 1930 год выглядел весьма красочно.

Пятый день – выходной

«Непрерывка» была призвана усилить производительную мощь страны, сократить сроки нового строительства и реконструкции старых производств. При этом учитывались интересы пролетариата в отношении количества рабочих дней и количества рабочих часов. О жизни вне производства речи не шло.

Выходных дней, таким образом, получалось больше – один в пятидневку. Выходные были теперь не воскресными днями, а красными, розовыми, фиолетовыми и вообще пятыми. Трудно представить, как с этим нововведением справлялись рабочие. Ведь выходные дни не совпадали у членов одной семьи. И такой предложенный советскому человеку уклад трудовой жизни вряд ли пользовался популярностью. Новый табель-календарь усложнял быт, личную и общественную жизнь. В домах висело по два календаря – старый и новый, по сути рабочий табель.

Оставшиеся пять нерабочих дней не входили ни в какие месяцы и ни в какие недели. Эти национальные праздничные дни – День Ленина – 22 января, Дни труда – на самом деле главные дни отдыха в Советском Союзе – 1 и 2 мая, Индустриальные дни – 7 и 8 ноября. В табель-календаре на 1931 год, таким образом, май начинался с 3 числа.

Стоит отметить, это был не единственный не воплотившийся в жизнь необычный проект советской власти в сфере исчисления времени. Во времена действия революционного календаря указывалось по-новому само летоисчисление – от «сотворения» социалистической революции. Причём продолжалось это вплоть до 1991 года. Рядом с привычным григорианским годом стоял год от 7 ноября 1917 года. Была введена даже соответствующая аббревиатура «с.р.».

В конце 1931 года пятидневная неделя была заменена на шестидневную с фиксированными днями отдыха, которые приходились на 6, 12, 18, 24 и 30 числа каждого месяца. Работать нужно было теперь пять дней, а на шестой отдыхать.

Месяца сохраняли свои старые названия, несмотря на то, что от Союза воинствующих безбожников поступали весьма неординарные предложения по их переименованию. Единственным месяцем, который сохранял своё название по их системе, должен был остаться май. Остальные месяца получили бы имена, например, Энгельса, Сталина, Коминтерна.

Кроме того, по декретам советской власти стрелки часов были переведены на час вперёд, по сравнению с астрономическим поясным временем. И даже солнце в Стране Советов находилось в зените в свой положенный час. Тоталитарный режим стремился управлять даже временем. Об этом пишет в своей книге «Время и политика. Введение в хронополитику» российский политический деятель и политолог Александр Юрьевич Сунгуров.

Возврат к традиционному календарю

К пятидневке привыкали с большим трудом. Постепенно революционный календарь был вытеснен традиционным. Семидневная неделя вернулась, но рабочая неделя всё же пока начиналась с воскресенья. Возврат к традиционной семидневной рабочей неделе случился лишь в 1940 году. Февраль и месяцы с 31 днём продолжали вносить смуту во все календари. А вскоре большие эксперименты советской власти со временем и вовсе завершились, вероятно, так и не повлияв на производительность труда. И 26 июня 1940 года был подписан указ президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю». Таким образом, советский революционный календарь просуществовал 11 лет.

Данная статья является незавершённой и находится в процессе доработки.

Советский революционный календарь - календарь, попытка ввести который была осуществлена начиная с 1 октября в СССР. С 1 декабря года этот календарь был частично отменён. Окончательно возврат к традиционному календарю был осуществлён 26 июня года. Новый революционный календарь вводился с откровенно антихристианскими целями.

Во время действия советского революционного календаря параллельно в некоторых случаях использовался и григорианский календарь.

Непрерывка

26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР в постановлении «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» признал необходимым с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Переход на «непрерывку», начавшийся с осени 1929 года, был закреплён весной 1930-го постановлением специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Этим постановлением был введён единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней и соответственно 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными.

Неделя

Неделя в СССР в 1929-1930 годах состояла из пяти дней, при этом все рабочие были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной (нерабочий) день в неделю (так называемая «непрерывка»). Несмотря на то, что выходных дней стало больше (один в пятидневку, вместо одного в семидневку ранее), эта реформа была непопулярна, так как значительно усложняла личную, общественную и семейную жизнь из-за несовпадения выходных дней разных членов общества.

Теоретический вариант месяца с пятидневной неделей

Во многих источниках указывается, что каждый месяц состоял из тридцати дней и, таким образом, в Советском Союзе в 1930 и 1931 годах существовало 30 февраля. В действительности это предложение было отвергнуто .

Календарь на 1930.

Оставшиеся пять или шесть дней предлагалось объявить так называемыми «безмесячными каникулами», они не входили ни в один месяц и ни в одну неделю, зато имели собственные имена:

  • День Ленина, следовавший за 30 января (по другим источникам - после 22 января)
  • Дни труда, 2 дня, следовавшие за 30 апреля
  • Индустриальные дни, 2 дня, следовавшие за 7 ноября
  • в високосные годы добавочный високосный день ; следовал за 30 февраля

фактический вариант месяца с пятидневной неделей

  • Все месяцы сохраняли привычное число дней
  • В календаре «пропущены» (отсутствовали) следующие дни:
    • 22 января (то есть 21 января - первый день пятидневки, а 23 - второй день пятидневки)
    • 1 и 2 мая (то есть май начинался сразу с третьего числа)
    • 7 и 8 ноября (то есть после 6 ноября шло 9 ноября)
    • 5 декабря (с 1936 по 1940)

На самом деле указанные дни существовали, но не являлись «днями пятидневок». Календарь являлся табелем в прямом смысле слова, в нём содержались только рабочие дни без праздников. Выходные не указывались, поскольку у каждого работника он был свой («список выходников» в тот или иной день на предприятии). В «цветном» варианте пять общевыходных дней обозначались красными звёздами.

Если бы было принято решение, 29 февраля могло бы также не входить в число дней табеля-календаря, тогда табель-календарь остался бы совершенно неизменным для любого года. Однако смысл табеля-календаря был именно в том, чтобы распределить рабочие дни в табеле по пятидневкам, сделать работу предприятий непрерывной, а не в неизменности его. Обычно каждый день пятидневки имел цвет, который должен был запомнить каждый работник.

спорная особенность

Неизвестно, являлось ли 29 февраля выходным днём или нет. Поскольку календарь с пятидневками введён в конце 1929 года, а ближайший високосный год - 1932-й.

По первому варианту 29 февраля не входило в число дней отдыха или праздников, являлось обычным рабочим днём .

Однако табель-календарь на 1930 и 1931 годы полностью совпадает, и при этом выглядит более стройно, чем традиционный календарь: 1 января в эти три года всегда приходится на первый день пятидневки, а 31 декабря - на пятый (последний) день пятидневки.

В 1932 году юридически из-за 29 февраля год должен был бы закончиться не пятым, а первым днём пятидневки (31 декабря сдвигается на один день вперёд).

Чисто теоретически, предположительно - если бы пятидневка продолжала существовать, и было бы принято решение о том, чтобы 29 февраля считать нерабочим днём, - то табель-календарь остался бы в неизменном виде . 1 января всегда бы приходилось на первый день пятидневки, а 31 декабря на пятый день пятидневки.

В реальности с введением шестидневки с 1 декабря 1931 года календарь действительно стал неизменным. Однако вместо праздничных дней - рабочие дни (тридцать первые числа месяцев) стали вненедельными, как бы дополнительными, рабочими днями, но печатались в табелях-календарях, поскольку были рабочими. Праздничные дни также перестали пропускаться в табелях-календарях.

год

Несмотря на то, что летоисчисление продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7 ноября 1917 года. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно - до распада СССР.

Как художественный приём отсчёт лет от Октябрьской революции присутствует в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» и в повести С. Ярославцева «Экспедиция в преисподнюю».

шестидневка

Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931 года «О прерывной производственной неделе в учреждениях», с 1 декабря 1931 года пятидневная неделя была заменена шестидневной неделей (так называемой шестидневка|шестидневкой) с фиксированным днём отдыха, приходящимся на 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца (1 марта использовалось вместо 30 февраля, каждое 31 число рассматривалось как дополнительный рабочий день). Следы этого видны, например, в титрах фильма «Волга-Волга» («первый день шестидневки», «второй день шестидневки» и так далее).

Возврат к семидневной неделе произошёл 26 июня 1940 года в соответствии с указом Президиум Верховного Совета СССР|Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Первоначально (в 1940-е годы) неделя в СССР начиналась с воскресенья, в более поздние годы - с понедельника.

  • В году Союз воинствующих безбожников предложил переименовать месяцы года. Предлагались такие названия:
  • Революционный календарь упоминается в романе «Золотой телёнок»: