Что такое психометрия, и какие возможности она дает

Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Методологической основой психодиагностики называют психометрику - науку об измерении индивидуально-психологических различий, которая разрабатывает технологию создания конкретных методик, применяемых в психодиагностике - тестов. Она же определяет методологию обеспечения научных требований к этим методикам - а именно, требования надежности, валидности, а также выделяемое некоторыми авторами как самостоятельное требование - достоверности.

1. Сущность дифференциальной психометрии

Психометрия - раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт), регламентирует экспериментальную проверку по критериям валидности, надежности и пр. выявляемых психологических свойств. Целесообразно разделять психометрию. на "общую" и "дифференциальную".

Первая устанавливает числовые соответствия между каким-то свойством стимула (например, интенсивностью света, звука) и соответствующим ощущением определенной силы (яркостью, громкостью и т.п.).

Дифференциальная психометрия выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми. Понятие "психометрия" впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом. Христиан Вольф впервые указал на возможность измерения в психологии. В области дифференциальной психологии психометрия является технологической основой для измерительной психодиагностики.

Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

В этой второй области психометрии. разработаны основные критерии качества психологического измерения - такие свойства психологических тестов, как надежность, валидность, репрезентативность.

Для психологии, как и для других наук о человеке, особое место занимает вопрос о качестве, получаемом в процессе применения различных методов и средств. В этой связи могут быть выделены два вида параметров качества информации: объективные и субъективные.

Такое допущение вытекает из той особенности психологии, что источником информации в ней всегда является человек. Значит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально возможный уровень надежности «субъективных» параметров. Для этого вводится ряд психометрических требований.

Эти требования, в первую очередь касаются качества того инструмента (теста), посредством которого собираются данные, и, прежде всего точности, достоверности и адекватности методики измерения.

Вот основные из них:

1) использование шкалы интервалов;

2) надежность;

3) валидность;

4) дискриминативность;

5) наличие нормативных данных.

Рассмотрим подробнее валидность и надежность.

2. Валидность как свойство психологического текста

Валидность методики означает соответствие ее тому, что с ее помощью изучается. "Валидность теста - важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме". Иными словами, валидность означает соответствие того, что измеряется, тому, что предполагается измерить. Рассмотрим подробнее.

Все методы психологической диагностики, начиная со стандартизованных и заканчивая нестандартизованными, направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Каждый метод предназначен для измерения какого-либо свойства, что и определяет содержание этого метода. Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие валидности. Например, методика "Кольца Ландольта" предназначена для измерения таких свойств внимания, как концентрация, переключаемость. В психологии существуют определения понятий концентрации внимания и его переключаемости. Считается, что выводы, сформулированные на основании результатов тестирования с помощью "Колец Ландольта", вполне отражают содержание определений этих свойств внимания. Значит, эта методика действительно измеряет то, для чего она предназначена.

Помимо общего значения в понятие валидности входят многие другие сведения. Существуют разные типы и виды валидности, в которых отражены эти сведения. Ниже приведены некоторые типы.

1) Практическая валидность характеризует тест не столько со стороны его психологического содержания, сколько с точки зрения его ценности в отношении достижения определенной практической цели (прогнозирования, диагностики). Выделяют подтипы практической валидности: прогностическая и совпадающая. Тест с высокой прогностической валидностью позволяет сделать прогноз, насколько успешно испытуемый будет выполнять определенную деятельность впоследствии. Тест с высокой совпадающей валидностью позволяет ответить на вопрос: "Какова вероятность того, что индивид Х обладает свойством У в настоящий момент времени?"

2) Валидность по объему отражает степень, в какой объем теста выборочно репрезентирует тот класс ситуаций или учебного материала, относительно которого должны быть сделаны выводы. Валидность по объему показывает, в каком объеме, в какой мере психическое свойство отражено в методике.

3) Оценочная валидность выражает степень корреляции (соответствия) между показателями, полученными испытуемыми по данному методу, и оценками измерительного свойства со стороны экспертов. Например, при валидации (проверке теста на валидность) тестов оценки умственных способностей школьников в качестве экспертов обычно выступают учителя.

4) Внешняя валидность означает, что впечатление, которое создается у неспециалистов при знакомстве со стимульным материалом и сугубо внешней стороной тестирования, соответствует заявленному содержанию метода.

Эффективная методика может быть создана, если она прошла все этапы валидации, то есть когда приняты меры для придания ей как содержательной валидности (см. общее значение понятия валидности выше), так и практической.

2. Требование надежности

Требование надежности - прежде всего требование внутренней согласованности частей методики и воспроизводимости результатов при повторном исследовании. "Надежность свидетельствует о свойстве метода приводить к одним и тем же результатам при использовании этого метода разными людьми или при повторном применении данного метода одним и тем же человеком с целью оценивания одного и того же психологического свойства".

О высокой надежности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен. В качестве критериев точности можно отметить следующие:

1) При повторном применении метода к тем же самым испытуемым в одних и тех же условиях через определенный интервал времени результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой.

2) Действия случайных посторонних факторов не оказывают существенного влияния на результаты тестирования.

В качестве посторонних факторов можно назвать следующие: эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, температура, освещенность помещения и др. Такие посторонние случайные факторы еще называют факторами нестабильности измерительной процедуры.

3) При повторном применении метода к тем же самым испытуемым через определенный интервал времени в измененных условиях результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой. Под измененными имеется в виду следующие условия: другой экспериментатор, состояние респондента и др.

Существуют различные методы оценки надежности:

Ретестовый метод - повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одних и тех же условиях. Временной интервал зависит от возраста (например, у маленьких детей изменения могут произойти в течение одного месяца), а также событий, происходящих с испытуемым в жизни.

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами двух тестирований. Полученная высокая корреляция может быть результатом тренированности испытуемого на заданиях подобного типа; низкая корреляция может быть результатом происшедших изменений с испытуемым, а также может свидетельствовать о ненадежности теста.

Надежность взаимозаменяемых форм - повторное тестирование выборки испытуемых параллельной формой теста через минимальный интервал времени при одних и тех же условиях.

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя параллельными формами теста. Высокий коэффициент корреляции и большой интервал между двумя испытаниями свидетельствуют о высокой надежности теста.

Возможный обман со стороны испытуемого, его искушенность, события, происшедшие в интервале между тестированиями, не оказывают особого влияния (как в ретестовом методе) на степень надежности теста. Если фактор тренировки снижен при тестировании параллельными формами, то эффект переноса принципа заданий часто имеет место. Эффект переноса следует учитывать при построении параллельных форм.

Требования к построению параллельных форм:

1. параллельные формы должны быть независимо построенными тестами, но отвечать одним и тем же требованиям;

3. эквивалентность параллельных форм необходимо проверять ретестовым методом.

Метод расщепления состоит в том, что тест разбивают на две сопоставимые части. Респондент выполняет задания этих двух частей в течение одного сеанса с получением двух результатов (например, тест Равена содержит две части: четные и нечетные задания).

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя этими частями. Он называется коэффициентом внутренней согласованности теста.

Валидность и надежность. Тест может быть надежен, но не валиден. Это означает, что он измеряет какое-то свойство очень точно, но какое именно - остается под вопросом. В такой ситуации необходима более точная валидизация теста, как содержательная, так и практическая.

3. Дискриминативность

Дискриминативность - это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно ""максимального" и "минимального" результатов теста. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей (d=1).

Точность информации измеряется тем, насколько дробной шкалой являются применяемые метрики, или, другими словами, насколько чувствителен инструмент. Таким образом, это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины.

Конечно, каждый исследователь должен стремиться получить наиболее точные данные. Однако создание инструмента, обладающего нужной степенью точности, в ряде случаев достаточно трудное дело. Всегда необходимо решить, какая мера точности является допустимой. При определении этой меры исследователь пользуется всем арсеналом теоретических представлений об объекте.

При помощи тщательного конструирования теста можно обеспечить соответствующий уровень дискриминативности, а это именно то, в чем тесты значительно выигрывают по сравнению с другими формами испытаний. В общем, было обнаружено, что в оценке может быть использовано около девяти градаций, а в опросах, вероятно, наиболее эффективно использовать 3 (или пять) градации: ниже среднего, средний уровень и выше среднего. Подобно этому, шкалы ранжирования редко содержат более девяти градаций. Это означает, что испытуемые разбиваются в лучшем случае на девять групп.

4. Достоверность теста

психика психологическая диагностика психометрия

Особой разновидностью валидности является достоверность, которая требует специальных усилий и процедур по ее обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит 6 тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении.

Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого и есть достоверность теста. Особенно остро эта проблема стоит в случае тестов-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием обеспечения достоверности - наличие в тест-опросниках шкал лжи. Шкала лжи - это шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей. Эти шкалы основываются главным образом на феномене социальной желательности - стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию.

Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз, будучи более откровенным, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные "ловушки", направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста.

Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения с психологом. Здесь принято различать две диагностические ситуации: консультативную (ситуация клиента) и аттестационную (ситуация экспертизы). В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (например, в профконсультации). Во втором случае тестирование проводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителей, т.е. других лиц, и эти другие больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.

Понятно, что в аттестационной ситуации вопрос о достоверности особенно актуален. И опросники, не снабженные шкалами лжи, использовать в таких ситуациях бесполезно. Наоборот, в ситуации клиента могут быть использованы методики, на которые испытуемый заведомо будет отвечать некорректно в ситуации экспертизы.

Заключение

Целью данного реферата было рассмотреть общее понятие о дифференциальной психометрии и областях ее применения.

В соответствии с поставленным целям в реферате были исследованы: сущность дифференциальной психометрии, области ее применения, а также психометрические требования, такие как надежность и валидность качества исследований.

Были сделаны следующие выводы:

1. Дифференциальная психометрия – область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике.

2. Дифференциальная психометрия, как особое направление психометрии, возникла в связи с появлением и развитием психологических тестов и окончательно оформилась в конце 20-х – начале 30-х гг. нашего века.

3. Основными направлениями дифференциальной психометрии являются: общая теория измерения психологических феноменов, конструирование на ее основе средств измерения, их психометрическая адаптация к новым условиям пользования, а в связи с этим анализ задач тестовых, обеспечение их валидности, надежности и дискриминативности.

Как видно из обсуждения проблемы, все вышеперечисленные требований к методикам взаимосвязаны. Нарушение одного требования сводит на нет и другое: скажем, данные могут быть обоснованны, но не устойчивы. В психологическом исследовании такая ситуация может возникнуть тогда, когда проводимое тестирование оказалось ситуативным, т. е. время его проведения могло играть определенную роль и в силу этого возник какой-то дополнительный фактор, не проявляющийся в других ситуациях.

Список использованной литературы

1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.– М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев: Наук. думка, 1989. С. 114-116.

3. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. С.463

4. О. В. Белова. Психологическая диагностика как наука.

Размещено на


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психометрия позволяет развить человеку потрясающую проницательность! По сути, с этой способностью можно узнать обо всем. Узнайте подробнее о ней здесь!

Что такое психометрия?

Изучая феномен времени, ученые вывели определенный закон ускорения. Он гласит о том, что время постоянно ускоряется. К примеру, жизненный уклад во времена Римской империи был совершенно другим, нежели в XVII веке. И точно также сейчас люди живут намного быстрее, чем в XVII веке.

Также это называют повышением уровня частотности пространства: на каком-то глубинном уровне оно меняется, становится «быстрее». И вместе с повышением частоты начинает проявляться все больше разных экстрасенсорных способностей.

Одна из них называется «психометрией», и данная способность может значительно изменить жизнь человека и устройство всего общества в ближайшем будущем.

Как известно, все обладает памятью. Исследования японских ученых показали, что даже вода имеет память и запоминает все, что произошло или было произнесено около нее. Также и другие вещи, начиная от пуговицы и заканчивая зданием или географическим местом, несут в себе информацию.

Психометрия является одной из форм ясновидения

Прикасаясь к вещам, связанным с неким местом, человеком или событием, психометр (человек с развитой способностью психометрии) открывает энергетические записи происходивших событий и видит образы прошлого, связанного с данным предметом.

Во время проведения сеанса психометрии устанавливается информационная связь между психометром и материальным предметом, содержащим астральные записи: они заключают в себе образы прошлых событий.

Все знания во Вселенной содержатся в особом информационном поле, которое находится вне времени и пространства, то есть везде.

Человек с помощью психометрии подключается к полю и «загружает» в себя информацию, связанную с конкретным предметом или географическим местом.

Вещь может быть любая: камень, ткань, письмо или зеркало. При помощи такого объекта экстрасенс строит психический контакт с заложенными в нем знаниями и может различные события прошлого.

Какие возможности открываются с психометрией?

Человек, который обладает ею, способен на очень многое! Область применения психометрии весьма обширна:

  • криминалистика¹.

С помощью этой способности всегда можно увидеть след преступника по образцу следа или кусочку одежды. Таким образом можно подключиться к ауре разыскиваемого – любой организм, оставляет за собой индивидуальный астральный след.

Следует сказать, что с опытом работы в этой сфере психометрия может проявляться неосознанно. Опытные следователи подтвердят, как им удается увидеть след, дополнительное доказательство, увидеть в простом предмете гораздо больше, чем в нем есть с первого взгляда. Обычно людьми это воспринимается как определённого вида сноровка;

  • экспертиза произведений искусства.

С помощью этой сверхспособности можно легко анализировать и получать информацию о тех или иных произведениях искусства, легко определять истинную стоимость, стать мастером своего дела;

  • реконструкция важных исторических событий и археология.

Психометрия позволяет изучать историю такой, какой она была на самом деле, избежать заблуждений в науке, знать, как действительно происходили события.

По антикварным предметам древности можно восстанавливать образы событий прошлого.

Также эта экстрасенсорная способность позволяет делать новые открытия, находить древние города и другие археологические свидетельства, сокрытые в земле.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Криминалистика - прикладная юридическая наука, исследующая закономерности приготовления, совершения и раскрытия преступления, возникновения и существования его следов, собирания, исследования, оценки и использования доказательств (Википедия).

² Ясновидение - тип экстрасенсорного восприятия, способность человека получать информацию помимо русел восприятия, известных науке и определяемых современными научными средствами, в том числе сведения о событиях прошлого и будущего (

Психометрические методы - это исследование количественных сторон, соотношений, характеристик психических процессов и явлений. Важнейшим признаком психометрии является стандартизация технологий измерения параметров динамики индивидуальных различий.

К психометрическим методам относится тестирование.

Тестирование - это метод сбора психологической информации на основе использования определенных стандартных методик. Тест представляет собой серию относительно кратких заданий (задач, вопросов и т. д.), результаты которых выступают индикаторами психических свойств и состояний человека (работника).

По особенностям тестовых задач выделяют:

Вербальные тесты (словесные, тесты-опросники) - в таких тестах материал тестовых задач представлен в вербальной (словесной) форме. Вербальные тесты наиболее часто используются в психологии. Этот факт связан с рядом их явных достоинств:

· они просты в использовании и не требуют специальных навыков;

· позволяют за ограниченные сроки обследовать значительное число людей.

Вместе с тем, вербальные тесты обладают невысокой степенью достоверности: по формулировке вопроса или вариантов ответа часто можно предположить, зачем задается вопрос и к какому результату приведет выбор того или иного ответа.

Тесты-задания – они требуют выполнения определенных действий, т. е. заданий (например, собрать мозаику). В отличие от вербальных тестов, тесты-задания имеют правильный или конечный результат, выраженный в числовом (балловом значении).

Тесты-задания обычно используют для измерения уровня развития познавательных процессов (задания на память, внимание, интеллект).

Проективные тесты – они построены по принципу проекции, т. е. перенесении на внешние объекты своих внутренних переживаний.

Проективные тесты по форме выполнения можно объединить в несколько групп:

Ассоциативные тесты – в их основе лежит использование каких-либо психологических ассоциаций. К таким тестам можно отнести тест Роршаха («тест чернильных пятен», представлен на Рис. 3), тест Люшера («цветовой тест») и т. п.

К таким тестам можно отнести тест Германа Роршаха («тест чернильных пятен» см. Рис. 3) - один из первых и основных


Рис. 3. Элемент теста Г. Роршаха (тест чернильных пятен).


проективных тестов, разработанный немецким психиатром Г. Роршахом в начале 20-х годов XX в..

Тест Люшера («цветовой тест») - предложен швейцарским психологом М. Люшером в 1948 г. В самом распространенном варианте материал представляет набор цветных карточек. Полный набор содержит 73 карточки 25-ти разных цветов, но чаще применяется неполный набор из восьми разноцветных карточек. Все они предъявляются одновременно на белом фоне, и клиенту предлагается расположить их в порядке предпочтения.



Существуют различные модификации теста Люшера (см. Таблицу 3) и т. п.

Экспрессивные тесты - это тесты-рисунки. Испытуемые должны нарисовать какое-либо изображение (например, несуществующее животное или дом, дерево, человека). По характеру изображения, размеру, размещению рисунка на листе определяются различные психологические характеристики человека.

Таблица 3.

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»

Выбор цвета Отношение
К себе явно предпочтительное – согласованное предпочтительное – противоречивое антипатия – конфликтное
Синий Жалеет себя, часто обижается на мелочи. Мечтатель, склонен к фантазированию. Миролюбивый, печальный Нежелание конфликта с этим человеком. Совместные игры, интересы Привлекательны интересы этого лица. Дистанция в межличностных отношениях Почтительно-негативное отношение. Внутреннее состояние беспокойства
Желтый Свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый. Предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь Значимый человек, авторитет, на которого хочется быть похожим. Стремление быть ближе к человеку. Ощущение приятного возбуждения от общения с ним Признание талантов и особенных, положительных черт характера Зависть по отношению к данному человеку и/или легко попадает под его влияние, увлекают интересные идеи
Зеленый Желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей. Склонность к депрессии Ощущение спокойствия, расслабленности, удовлетворенности от этого человека Мечтательный человек, переоценивающий значимость отношения к себе со стороны окружающих Наличие страха, который служит причиной частого уединения в коллективе; неоправданные ожидания. Энергичный
Серый Устойчивое стрессовое состояние,внутренний конфликт, стремление уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих. Самолюбив. Возможен страх одиночества Признание достоинств человека, одновременно недовольство характерными особенностями: зануд-ливостью, мелочностью, излишней опекой Человек незаурядный, способный к плодотворной деятельности – это привлекает, но его непостоянство отталкивает. Слабость. Изворотливость Угнетающе действует на окружающих. Неискренний человек. Часто его поведение демонстративное. Тревожный. Ранимый
Черный Испытывает со стороны окружающих агрессию. В наличии множество необоснованных страхов. Свойственно упрямство. Любопытен. Нехватка тепла и ласки Контролирует и прячет свои чувства. Озабочен отношениями с окружающими. Притягивает таинственностью, недосказанностью. Часто обещает и не выполняет Часто драматизирует события, видит все в черном цвете. Если и проявляет терпимость, то за ней следует вспышка гнева Действует рассудочно, отрицает положительные стороны окружающих. Высокая степень агрессивности. Эгоистичность. Тревожность
Оранжевый Оптимист. Любит участвовать в многолюдных развлечениях. Озабоченность своим внешним видом. Приятный собеседник Удивляется на некоторые действия данного лица. Ожидание новых благоприятных отношений, партнер по играм и забавам Неопределенное отношение. Вызывают умиления некоторые свойства характера. Желание больше узнать о человеке, стать ближе Излишняя импульсивность. Несобранность. Язвительность
Фиолетовый Стремление к спокойствию, скорее к уединению; пониманию со стороны окружающих. Не защищен от неблагоприятных эмоциональных влияний. Неустойчивое настроение Состояние, близкое к игнорированию данного человека: «Терплю, потому что нуждаюсь» Болтлив. Дает множество обещаний и не выполняет их. Часть является причиной страданий ребенка Некритическое отношение к себе мешает адекватно оценить собственное поведение
Коричневый Усталость, наличие множества проблем, переживание обиды и попытка разобраться в себе. Напряженность. Стремление к комфорту. Часто непонимание со стороны окружающих Немного флегматичен, предпочитает покой. Стремится избавиться от проблем, но предпочитает пассивно ждать, чем активно действовать Стремление к четкому контролю над собой, вплоть до расписания режима, плана действия, но не доводит начатое дело до конца, активное стремление к эмоциональной разрядке Нетерпим к окружающим, предъявляет высокую требовательность к людям, часто злобу
Сиреневый Взбалмошный, с неустойчивыми интересами. Желание произвести впечатление Инертный человек, не желающий каких-либо перемен в отношениях с ребенком Нехватка психологической самостоятельности. Идеализация близких людей Чувство обиды, злости. Проявления безразличия, жестокости по отношению к окружающим
Малиновый Стремление произвести впечатление на окружающих. Авторитарность в социальных отношениях Выражает жизненную силу, активность, энергичность, эмоциональность Стремление окружить себя «идеальными людьми». Выдвигает на первый план собственные интересы Драматизирует события. Рискует быть втянутым в бессмысленные приключения
Розовый Стремление к наслаждениям, роскоши. Эгоистическая направленность. Тревога из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности Проявляет интерес к данному человеку. Находит удовлетворение в процессе общения с ним Любит, чтобы им восхищались. «Нарцисс-цизм» Болезненное раздражение мешает наладить близкие контакты с окружающими
Красный Веселый, целеустремленный, склонный к активным действиям. Некоторая неуравновешенность, но с сохранением достоинства Олицетворение человека действия, который воплощает в жизнь идеи, увлекающие и ребенка Хитрый, независимый человек. Восхищение им сочетается с состраданием к его недостаткам Агрессивный, придирчивый, не признает за собой данные свойства. Авторитарен. Хвастлив. Стремится любыми средствами сохранить лидерство
Белый Стремление к нежности, ласке, защите; к близкому отношению. Нервный, привязчивый. Проявляет чуткость, терпеливо выслушивает других Значимый человек, отношение к которому трепетное; бывают выпады в его сторону, при этом неадекватно оценивается собственное поведение. Стремление найти у него защиту и поддержку Желание самых близких личных контактов. Проявление нежности, доброжелательности к людям Временный конфликт с этим лицом. Стремление избавиться от излишней опеки, эмоционального воздействия

Интерпретационные тесты - направлены на интерпретацию какой-либо ситуации, представленной в виде картинок. Например, тест С. Розенцвейга (см. Рис. 4) позволяет выявить уровень агрессивность и тип поведения в конфликтах. Испытуемый должен рассмотреть потенциально конфликтную ситуацию и высказаться за одного из ее участников.

Психометрия – способность ряда экстрасенсорного восприятия, которая способствует получению информации о человеке методом прикосновения к его предмету на расстоянии другим человеком. Это использование обычных органов чувств ради получения информации, как правило, не доступной через эти органы чувств.

Психометрия в своем роде является искусством толкования психических вибраций находящихся в объекте. Пример этому наши возникшие ощущения, полученные при прикосновении к чему-то или кому-то. Умение считывать историю предмета или историю тех, кому этот предмет принадлежал, иногда называют «душевной связью».

Человек с развитым экстрасенсорным восприятием способен получить интуитивное впечатление о местонахождении человека, касанием его предмета одежды или другого принадлежащего ему объекта. Сам объект способен хранить информацию не только о фактах жизни человека, но и о его эмоциях и действиях в событиях.

С помощью развитого экстрасенсорного восприятия можно получить информацию о том, что было или о том, что будет или о настоящем, то, что происходит в данный момент. На самом деле с точки зрения парапсихологии эти состояния существуют в одном, потому что между тем, что было или будет — нет ощутимых границ. Одаренный психологической чувствительностью человек способен воспринимать информацию, которая скрытая от чувств обычного человека.

Психометрия – рудиментарная форма интуиции, которая существует в нас, как продолжение пяти органов чувств, но при отсутствии практики использования мы её теряем.

Истинно одарённым психометрическими способностями людям, как правило, нужно прикоснуться к предмету, принадлежащему изучаемому человеку. Этим предметом может быть любой предмет, полученный лично из рук изучаемого человека. Идеально подойдет кольцо, коснувшись его, психометрист получит информацию о владельце этого кольца.

Если между читателем и темой существует взаимопонимание, экстрасенсорное восприятие работает лучше. При этом важно чтобы читатель вообще ничего не знал о предмете изучения.

Для лучшего понимания экстрасенсорного восприятия стоит обратиться к более точным наукам. Поэтому, исходя из обоснованных физических явлений об окружающей нас энергии, выходит, что «частичка» каждого человека излучается во внешнее окружение, цепляясь за объекты в виде плёнки.

Таким образом эта плёнка электромагнитной энергии сохраняется на предмете навсегда или до того времени, пока не будет заменена излучением энергии другого человека.

К примеру, если взять камень с места преступления, можно с точностью определить какие события происходили в радиусе его нахождения, ведь СК-наукой установлено, что каждый объект способен постоянно хранить в себе всю информацию.

Вот это и будет феномен психометрии.

Упражнения на развитие психометрических способностей

Упражнения основаны на принципах СК-науки.

  1. Для начала возьмите 20 нарезанных кусочков разных за цветом и формой бумаги и разложите их в одинаковые конверты с белой непросвечивающей бумаги.
    Затем прикладывайте е по очереди конверты ко лбу, при этом сосредоточившись называйте его содержание – цвет и форму.
  2. Для этого упражнения нужно ассистенту раскрыть все 20 конвертов и на каждой бумажке нарисовать разные геометрические фигуры. Сложив бумажки обратно в конверт, повторяем предыдущее упражнения, также прикладываем, поочередно конверты ко лбу, только называем теперь цвет, форму бумаги и изображенную геометрическую фигуру на ней.
  3. Ассистент вкладывает в конверт небольшие объекты(дерево, металл, сахар, кость и т. д.)- ваша задача назвать цвет, форму, ощущения(запах, вкус, осязание)прикладывая конверт ко лбу.
  4. Ассистент подает вам предметы незнакомого вам человека, ваша задача, прикладывая их ко лбу увидеть образ этого человека, описать его яркие жизненные события.
  5. Попросите ассистента написать на белых кусочках бумаги любые слова и положить их в конверты. Ваша задача, прикладывая сначала ко лбу, а затем, касаясь только пальцами читать содержание.
  6. Нужно учиться, идентично читать содержимое закрытой книги на любой странице, положив на ее обложку пальцы.
  7. Положив пальцы на книгу в течении 5-10 секунд нужно увидеть основное краткое её содержание.

Психометри́я (психометрика) - дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом психодиагностики [ ] . В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно:

  1. создание инструментов и построение процедур измерения;
  2. развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению.

Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR. В любом случае, конкретной, отдельной квалификации по психометрии не требуется. В США преподавание психометрии ведётся на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Большая часть ранних исследований в области психометрии была основана на стремлении измерить интеллект. Фрэнсис Гальтон , известный как «отец психометрии», включил ментальные измерения в антропометрические данные. Зарождение психометрии также связано с психофизикой . Два других начинателя психометрии Джеймс Маккин Кеттел и Чарльз Спирмен получили докторские звания в Лейпцигской лаборатории психофизики Вильгельма Вундта .

    Карл Пирсон , Генри Кайзер, Джордж Раш , Джонсон О’Коннор , Фредерик Лорд , Ледьярд Тюкер, Артур Дженсен также внесли большой вклад в развитие психометрии.

    Область психометрии

    Область психометрии связана с количественным подходом к анализу тестовых данных. Психометрическая теория обеспечивает исследователей и психологов математическими моделями, используемыми при анализе ответов на отдельные задания или пункты тестов, тесты в целом и наборы тестов. Прикладная психометрия занимается применением этих моделей и аналитических процедур к конкретным тестовым данным. Четырьмя областями психометрического анализа являются нормирование и приравнивание, оценка надежности , оценка валидности и анализ заданий. Каждая из этих областей содержит набор определенных теоретических положений и конкретные процедуры, используемые при оценке качества работы теста в каждом отдельном случае.

    Определение понятия «измерение» в социальных науках

    Определение измерения в социальных науках имеет долгую историю. В настоящее время широкое определение, предложенное Стэнли Смит Стивенсом (1946), гласит, что измерение «приписывание чисел объектам или событиям по некоторому правилу». Это определение было представлено в работе, в которой Стивенс предложил четыре уровня измерения. Хотя это определение имеет широкое распространение, оно отличается от более классического определения измерения, принятого в физике, которое гласит, что измерение - это численная оценка и выражение одной величины по отношению к другой (Мишель, 1997).

    Действительно, определение Стивенса было выдвинуто в ответ Британскому Комитету Фергюсона, председатель которого, А. Фергюсон, был физиком. Комитет был назначен в 1932 году Британской ассоциацией для содействия развитию науки в исследовании возможности количественной оценки сенсорных восприятий. Хотя её председатель и другие члены были физиками, комитет также включал нескольких психологов. Доклад Комитета подчеркнул важность определения измерения. В то время, как ответ Стивенса заключался в том, чтобы предложить новое определение, которое окажет значительное влияние на эту область, это был не единственный ответ на доклад. Другой, кардинально отличающийся, ответ призывал принять классическое определение, как это отражено в следующем заявление: "Измерение в психологии и физике ни в каком смысле не различны. Физики могут проводить измерения тогда, когда они могут найти операции, с помощью которых можно обнаружить необходимый критерий. Психологи могут не беспокоиться о таинственных различиях в значении «измерения» в двух науках ". (Риз, 1943, стр. 49)

    Эти различные точки зрения отражены в альтернативных подходах к измерению. Например, методы, основанные на ковариационной матрице, как правило, используют числа, такие как сырые баллы, как измерение. Такой подход неявно влечет за собой определение Стивенса, которое требует только то, что номера присваиваются по некоторому правилу. Таким образом, основной задачей исследований, как правило, считается открытие связей между показателями, и факторов, положенных в основу этих связей.

    С другой стороны, когда используется измерительная модель такая, как модель Раша, номера не присваиваются на основе правил. Вместо этого, в соответствии с заявлением Риз выше, конкретные критерии для измерения указаны, а цель состоит в построении процедур или операций, которые предоставляют данные, отвечающие соответствующим критериям. Измерения оцениваются на основе моделей, и испытания проводятся для того, чтобы удостовериться в том, были ли выполнены соответствующие критерии.

    Нормирование тестов

    Нормирование тестов - составная часть их стандартизации, обычно включает проведение обследования репрезентативной выборки лиц, определение различных уровней выполнения тестов и перевод сырых тестовых оценок в общую систему показателей. Тесты иногда приравнивают, когда существуют различные формы того же самого теста. Приравнивание приводит оценки по всем формам к общей шкале.

    Существуют 4 основные стратегии приравнивания. Первый метод предполагает проведение каждой формы теста на эквивалентной (например, случайной отобранной) группе респондентов, а затем оценки по этим различным формам устанавливаются т. о., чтобы равные оценки имели равные процентильные ранги (та же самая пропорция респондентов получает ту же или более низкую оценку). При более точном методе все респонденты заполняют все формы теста, и для определения эквивалентности показателей используются уравнения. Третий часто используемый метод связан с проведением общего теста или части теста со всеми респондентами. Эта общая оценочная процедура служит в качестве «связывающего» теста, который позволяет все последующие измерения привязывать к единой шкале. При проведении обследования с использованием различных форм одного и того же теста в каждую включаются несколько «анкерных заданий», выполняющих функцию такого «связывающего» теста.

    Требования к тестированию

    Надежность и валидность имеют отношение к обобщаемости показателей тестов - определению того, какие выводы по тестовым показателям являются обоснованными. Надежность касается выводов о согласованности измерения. Согласованность определяется по-разному: как временная устойчивость, как сходство между предположительно эквивалентными тестами, как однородность в рамках одного теста или как сравнимость оценок, выносимых экспертами. При использовании метода «тест-ретест» надежность теста устанавливается путём повторного его проведения с той же группой спустя определенный промежуток времени. Затем два полученных набора показателей сравниваются с целью определения степени сходства между ними. При использовании метода взаимозаменяемых форм, на выборке обследуемых проводятся два параллельных измерения. Привлечение экспертов («оценщиков») к оценке качества параллельных форм теста дает меру надежности, наз. надежностью оценщиков. Этот метод часто применяют, когда есть необходимость в экспертной оценке.

    Валидность характеризует качество выводов, получаемых на основе результатов проведения измерительной процедуры.

    Валидность рассматривается как способность теста отвечать поставленным целям и обосновывать адекватность решений, принятых на основе результата. Недостаточно валидный тест не может считаться инструментом измерения и использоваться на практике, поскольку зачастую полученный результат может серьёзно влиять на будущее тестируемого.

    Выделяется три вида валидности тестов.

    Конструктная (концептуальная) валидность . Её требуется определить, если тест измеряет свойство, имеющее абстрактный характер, то есть не поддающееся прямому измерению. В таких случаях необходимо создание концептуальной модели, которая бы объясняла данное свойство. Эту модель и подверждает или опровергает тест.

    Критериальная (эмпирическая) валидность . Показывает, насколько соотносятся результаты теста с неким внешним критерием. Эмпирическая валидность существует в двух видах: текущая критериальная валидность - корреляция результатов теста с выбранным критерием, существующим в настоящее время; прогностическая критериальная валидность - корреляция результатов с критерием, который появится в будущем. Определяет, насколько тест предсказывает проявление измеряемого качества в будущем, учитывая влияние внешних факторов и собственной деятельности тестируемого.

    Содержательная валидность . Определяет, насколько соответствует тест его предметной области, то есть измеряет ли он качество, для измерения которого предназначен, у репрезентативной выборки. Чтобы поддержать содержательную валидность теста, необходимы его регулярные проверки на соответствие, так как реальная картина проявления определённого качества может меняться у выборки с течением времени. Оценка содержательной валидности должна произвдится экспертом в предметной области теста.

    Процесс валидизации теста должен представлять собой не сбор доказательств его валидности, а комплекс мер по повышению этой валидности.

    Большинство процедур анализа заданий предполагают: а) регистрацию числа испытуемых, давших правильный или неправильный ответ на определенное задание; б) корреляцию отдельных заданий с др. переменными; в) проверку заданий на систематическую ошибку (или «необъективность»). Долю испытуемых, справившихся с заданием теста, наз., возможно не вполне точно, трудностью задания. Способ улучшить задания - подсчитать процент выбора каждого варианта ответа на задание с множественным выбором; полезно также вычислить средний тестовый показатель испытуемых, выбравших каждый вариант. Эти процедуры позволяют контролировать, чтобы варианты ответов выглядели правдоподобными для неподготовленных испытуемых, но не казались правильными наиболее знающим. Отбор заданий, которые сильно коррелируют с показателем полного теста, максимизирует надежность как внутреннюю согласованность теста, тогда как отбор заданий, которые сильно коррелируют с внешним критерием, максимизирует его прогностическую валидность. Описательная аналоговая модель этих корреляций называется характеристической кривой задания ; в типичных случаях - это график зависимости доли испытуемых, правильно отвечающих на вопрос, от их суммарного тестового показателя. Для эффективных заданий эти графики представляют собой положительные восходящие кривые, не снижающиеся по мере прироста способности.