Что означает линкор. Линейный корабль (парусный). Самые большие линкоры в мире

Линейный корабль - это парусное военное судно из дерева с водоизмещением до 6 тыс. тонн. Они имели до 135 орудий на бортах, расположенных в несколько рядов, и до 800 человек экипажа. Эти корабли использовались в боях на море с применением так называемой линейной тактики боя в 17-19-м веках.

Появление линейных кораблей

Название «корабль линейный» известно со времен парусного флота. Во время многопалубники выстраивались в одну линию для того, чтобы дать залп всех орудий по противнику. Именно одновременный огонь со всех бортовых пушек наносил врагу существенный урон. Вскоре такая тактика боя стала называться линейной. Постройка в линию кораблей во время морских боев впервые стала использоваться английскими и испанскими флотами в начале 17-го века.

Прародителями линейных кораблей являются галеоны с тяжелым вооружением, карраки. Первое упоминание о них появилось в Европе в начале 17-го века. Эти модели линейных кораблей были намного легче и короче галеонов. Такие качества позволяли им быстрее маневрировать, то есть выстраиваться в линию бортом к противнику. Построиться нужно было таким способом, чтобы нос следующего корабля обязательно был направлен в корму предыдущего. Почему не боялись выставлять борта кораблей под вражеские атаки? Потому что многослойные деревянные бока были надежной защитой корабля от ядер противника.

Процесс становления линейных кораблей

В скором времени появился многопалубный линейный корабль парусный, который более чем на 250 лет стал основным средством ведения войны на море. Прогресс не стоял на месте, благодаря новейшим методикам расчета корпусов стало возможным прорезать пушечные порты в несколько ярусов еще в самом начале сооружения. Таким образом, можно было рассчитать силу корабля еще до того, как он будет спущен на воду. В середине 17-го века возникло четкое разграничение по классам:

  1. Старые двухпалубные. Это корабли, у которых палубы располагаются одна над другой. Они заставлены 50 пушками, стреляющими по противнику через окна в бортах корабля. Данные плавучие средства не обладали достаточной силой для ведения линейного боя и в основном применялись в качестве эскорта конвоев.
  2. Двухпалубные линейные корабли с количеством пушек от 64 до 90 представляли основную часть флота.
  3. Трех- или четырехпалубные корабли, имеющие 98-144 боевых орудия, исполняли роль флагманов. Флот, содержащий 10-25 таких кораблей, мог контролировать торговые линии и в случае военных действие перекрывать их для противника.

Отличия линейных кораблей от других

Парусное оснащение у фрегатов и линейных кораблей одинаковое - трехмачтовое. На каждом обязательно присутствовали прямые паруса. Но все же фрегат и корабль линейный имеют некоторые отличия. Первый обладает только одной закрытой батареей, а линейные корабли несколькими. Кроме того, у последних количество пушек гораздо больше, также это касается и высоты бортов. Но фрегаты более маневренные и могут действовать даже на мелководье.

От галеона корабль линейный отличается прямыми парусами. Кроме этого, у последнего нет прямоугольной башни на корме и гальюна на носу. Линейный корабль превосходит галеон и в скорости, и в маневренности, также в артиллерийском бою. Последний более приспособлен для абордажного боя. Помимо всего прочего, они очень часто использовались для перевозки войск и грузов.

Появление линейных кораблей в России

До правления Петра I в России таких конструкций не было. Первый российский корабль линейный именовался как «Гото Предестинация». К двадцатым годам 18-го века в состав Российского Императорского флота входило уже 36 таких судов. В начале это были полные копии западных моделей, но к концу правления Петра I, линейные российские корабли стали иметь свои отличительные черты. Они были намного короче, имели меньшую усадку, которая негативно влияла на мореходность. Данные корабли очень хорошо подходили к условиям Азовского, а затем и Балтийского морей. Непосредственное участие в проектировке и постройке принимал сам император. Свое название - Российский Императорский флот носил военно-морской флот России с 22 октября 1721 года по 16 апреля 1917 года. Морскими офицерами могли служить только выходцы из дворян, а матросами на кораблях - рекруты из простого народа. Срок службы на флоте для них был пожизненным.

Линейный корабль «Двенадцать апостолов»

«12 апостолов» был заложен в 1838 году и спущен на воду в 1841 году в городе Николаеве. Это корабль со 120 пушками на борту. Всего в существовало 3 судна такого типа. Данные корабли отличались не только своим изяществом и красотой форм, они не имели равных в бою среди парусников. Линейный корабль «12 апостолов» был первым в составе Российского Императорского флота, который имел на вооружении новые бомбические пушки.

Судьба корабля сложилась таким образом, что ему не удалось участвовать ни в одном бою Черноморского флота. Его корпус остался цел и не получил ни одной пробоины. Но этот корабль стал образцовым учебным центром, он обеспечивал оборону российских фортов и крепостей на западе Кавказа. Кроме того, корабль занимался перевозкой сухопутного десанта и уходил в длительные плавания на 3-4 месяца. Впоследствии судно было затоплено.

Причины, по которым линейные корабли утратили свою значимость

Положение деревянных линейных кораблей как основной силы на море пошатнулось из-за развития артиллерии. Тяжелые бомбические орудия с легкостью пробивали деревянный борт бомбами, начиненными порохом, тем самым нанося кораблю серьезные повреждения и вызывая пожары. Если раньше артиллерия не представляла большой угрозы корпусам судов, то бомбические орудия могли пускать на дно линейные корабли России всего лишь несколькими десятками попаданий. С этого времени возник вопрос о защите конструкций броней из металла.

В 1848 году изобрели винтовой движитель и относительно мощные паровые машины, поэтому деревянные парусники медленно стали уходить со сцены. Некоторые корабли были переоборудованы и снабжены паровыми агрегатами. Также было выпущено несколько крупных судов с парусами, их по привычке называли линейными.

Линейные Императорского флота

В 1907 году появился новый класс судов, в России они назывались линейными, или сокращенно - линкорами. Это бронированные артиллерийские военные корабли. Их водоизмещение составляло от 20 до 65 тыс. тонн. Если сравнить линейные корабли 18 века и линкоры, последние имеют длину от 150 до 250 м. На вооружении у них орудие калибра от 280 до 460 мм. Экипаж линкора - от 1500 до 2800 человек. Применялся корабль для уничтожения противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Свое название кораблям было дано не столько в память о линейных суднах, сколько по причине того, что им нужно было возродить тактику линейного боя.

24.05.2016 в 20:10 · Pavlofox · 22 250

Самые большие линкоры в мире

Впервые линейные корабли появились в XVII веке. На какое-то время они уступили пальму первенства тихоходным броненосцам. Но в начале XX века линкоры превратились в главную силу флота. Скорость и дальнобойность артиллерийских орудий стали главными преимуществами в морских сражениях. Страны, озабоченные увеличением мощи военно-морского флота, с 1930 годов 20 века стали активно строить сверхмощные линейные корабли, предназначенные для усиления превосходства на море. Строительство невероятно дорогих кораблей могли себе позволить далеко не все. Самые большие линкоры в мире – в этой статье мы расскажем о сверхмощных кораблях-гигантах.

10. Ришелье | Длина 247,9 м

Открывает рейтинг самых больших линейных кораблей в мире французский гигант «» длиной 247,9 метра и водоизмещением 47 тысяч тонн. Названо судно в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился линкор для противодействия военно-морскому флоту Италии. Активных боевых действий линкор «Ришелье» не вел, кроме участия в Сенегальской операции в 1940 году. В 1968 году суперкорабль отправили на лом. Одно из его орудий в качестве памятника установлено в порту Бреста.

9. Бисмарк | Длина 251 м


Легендарный немецкий корабль «» занимает 9 место среди самых больших линкоров в мире. Длина судна 251 метр, водоизмещение – 51 тысяча тонн. «Бисмарк» сошел с верфи в 1939 году. При его спуске на воду присутствовал фюрер Германии Адольф Гитлер. Один из самых известных кораблей Второй мировой войны был потоплен в мае 1941 года после продолжительных боев британскими кораблями и торпедоносцами в отместку за уничтожение немецким линкором английского флагмана, крейсера «Худ».

8. Тирпиц | Корабль 253,6 м


На 8 месте в списке самых больших линкоров находится немецкий «». Длина судна составляла 253,6 метра, водоизмещение – 53 тысячи тонн. После гибели «старшего брата», «Бисмарка», второму из самых мощных немецких линкоров практически не удалось поучаствовать в морских сражениях. Спущенный на воду в 1939 году, «Тирпиц» был уничтожен в 1944 году в результате авианалета торпедоносцев.

7. Ямато | Длина 263 м


» - один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении.

«Ямато» (в переводе имя судна означает древнее название Страны восходящего солнца) был гордостью военно-морского флота Японии, хотя из-за того, что огромное судно берегли, отношение к нему простых моряков было неоднозначным.

В строй «Ямато» вступил в 1941 году. Длина линкор составляла 263 метра, водоизмещение – 72 тысячи тонн. Экипаж – 2500 человек. До октября 1944 года самый большой корабль Японии практически не участвовал в боях. В заливе Лейте «Ямато» впервые открыл огонь по американским кораблям. Как выяснилось позднее, ни один из главных калибров не попал в цель.

Последний поход гордости Японии

6 апреля 1945 года «Ямато» вышел в свой последний поход Американские войска высадились на Окинаве, и остаткам японского флота поставили задачу уничтожения неприятельских сил и кораблей снабжения. «Ямато» и остальные судна соединения подверглись двухчасовой атаке 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии вышел из строя, получив около 23 попаданий авиабомб и торпед. В результате взрыва носового отсека корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.

6. Мусаси | Длина 263 м


К самым большим линкорам в мире относится «» с длиной корпуса в 263 метра и водоизмещением 72 тысячи тонн. Это второй гигантский линейный корабль, построенный Японией в годы Второй мировой войны. Вступил корабль в строй в 1942 году. Судьба «Мусаси» оказалось трагичной. Первый поход закончился пробоиной в носовой части, полученной в результате торпедной атаки американской подлодки. В октябре 1944 года два самых больших линкора Японии наконец вступили в серьезный бой. В море Сибуян они подверглись атаке американских самолетов. По случайности, главный удар противника был нанесен по «Мусаси». Корабль затонул после попадания в него около 30 торпед и авиабомб. Вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

4 марта 2015 года, через 70 лет после затопления, затонувший «Мусаси» был обнаружен американским миллионером Полом Алленом. Он находится в море Сибуян на глубине полтора километра. «Мусаси» занимает 6 место в списке крупнейших линкоров в мире.


Невероятно, но Советским Союзом не было построено ни одного суперлинкора. В 1938 году был заложен линейный корабль «». Длина корабля должна была составить 269 метров, а водоизмещение – 65 тысяч тонн. К началу Великой Отечественной войны линкор был построен на 19%. Достроить корабль, который мог бы стать одним из самых больших линкоров в мире, так и не удалось.

4. Висконсин | Длина 270 м


Американский линкор «» расположился на 4 месте в рейтинге самых больших линейных кораблей в мире. В длину он имел 270 метров, водоизмещение – 55 тысяч тонн. Встал в строй в 1944 году. В годы Второй мировой войны сопровождал авианосные группы и поддерживал десантные операции. Был задействован во время войны в Персидском заливе. «Висконсин» ­­– один из последних линкоров, состоявших в резерве военно-морских сил США. Был списан в 2006 году. Сейчас судно находится на стоянке в городе Норфолк.

3. Айова | Длина 270 м


» длиной 270 метров и водоизмещением 58 тысяч тонн занимает 3 место в рейтинге самых больших линкоров в мире. Корабль вступил в строй в 1943 году. В годы Второй мировой войны «Айова» активно участвовала в боевых операциях. В 2012 году линкор был выведен из состава флота. Сейчас судно находится в порту Лос-Анджелеса в качестве музея.

2. Нью-Джерси | Длина 270,53 м


Второе место в рейтинге самых больших линкоров в мире занимает американский корабль «», или «Черный дракон». Его длина составляет 270,53 метра. Относится к линкорам типа «Айова». Сошел с верфи в 1942 году. «Нью-Джерси» – настоящий ветеран морских сражений и единственный корабль, принимавший участие во Вьетнамской войне. Здесь он выполнял роль поддержки армии. После 21 года службы был выведен из состава флота в 1991 году и получил статус музея. Сейчас корабль находится на стоянке в городе Камден.

1. Миссури | Длина 271 м


Американский линейный корабль «» возглавляет список самых больших линкоров в мире. Интересен он не только впечатляющими размерами (длина корабля составляет 271 метр), но и тем, что это последний американский линкор. Кроме того, «Миссури» вошел в историю благодаря тому факт, что на его борту в сентябре 1945 года была подписана капитуляция Японии.

Спущен суперкорабль на воду в 1944 году. Основной его задачей было сопровождение тихоокеанских авианосных соединений. Участвовал в войне в Персидском заливе, где в последний раз открыл огонь. В 1992 году был выведен из состава военно-морского флота США. С 1998 года «Миссури» имеет статус корабля-музея. Стоянка легендарного судна находится в Перл-Харборе. Являясь одним из самых знаменитых военных кораблей в мире, он не раз был показан в документальных и художественных фильмах.

На сверхмощные корабли возлагали большие надежды. Характерно, что они так и не оправдали себя. Здесь показателен пример самых больших линкоров, когда-либо построенных человеком – японских линейных кораблей «Мусаси» и «Ямато». Они оба потерпели поражение от атаки американских бомбардировщиков, так и не успев выстрелить по кораблям противника из своих главных калибров. Впрочем, сойдись они в бою, перевес все равно был бы на стороне американского флота, оснащенного к тому времени десятью линкорами против двух японских гигантов.

Что ещё посмотреть:


Во времена, уже давно минувшие … в открытом море он [линейный корабль] не опасался ничего. Не было ни тени чувства беззащитности от возможных атак миноносцев, подводных лодок или авиации, ни трепетных мыслей о вражеских минах или авиаторпедах, не было по сути дела ничего, за исключением разве жестокого шторма, сноса на подветренный берег или сосредоточенной атаки нескольких равноценных противников, что могло бы поколебать гордую уверенность парусного линейного корабля в собственной несокрушимости, принятую им на себя с полным на то правом. - Оскар Паркс. Линкоры Британской Империи.

Предыстория

К появлению линейных кораблей как основной силы военно-морских флотов привело множество связанных между собой технических достижений и обстоятельств.

Считающаяся сегодня классической технология строительства деревянных кораблей - сначала каркас, затем обшивка - сформировалась в Средиземноморском бассейне в течение I тысячелетия н. э. и стала доминировать в начале следующего. Благодаря своим преимуществам она со временем вытеснила бытовавшие до этого способы строительства начиная с обшивки: использовавшийся в Средиземноморье римский, с обшивкой, состоявшей из досок, кромки которых соединялись шипами, и бытовавший от Руси до Страны Басков в Испании клинкерный, с обшивкой внакрой и вставляющимися в готовый корпус поперечными рёбрами-усилителями. На юге Европы этот переход окончательно состоялся до середины XIV века, в Англии - около 1500 года, а в Северной Европе торговые суда с клинкерной обшивкой (хольки) строили ещё в XVI веке, возможно и позже. На большинстве европейских языков этот способ обозначался производными от слова carvel (à carvel, carvel-built, Kraweelbauweise) - вероятно, от caravel , «каравелла », то есть, изначально - корабль, построенный начиная с каркаса и с обшивкой вгладь.

Новая технология давала корабелам целый ряд преимуществ. Наличие у корабля каркаса позволяло заранее точно определить его размеры и характер обводов, что при прежней технологии становилось в полной мере очевидным лишь в процессе постройки. С тех пор и поныне корабли строятся по заранее утверждённым планам. Кроме того, новая технология позволила существенно увеличить габариты кораблей, - как вследствие большей прочности корпуса, так и ввиду снижения требований к ширине досок, используемых для набора обшивки, что позволило использовать для строительства кораблей менее качественный лес. Также снизились требования к квалификации задействованной в строительстве рабочей силы, что позволило строить корабли быстрее и в намного больших количествах чем ранее.

В XIV-XV веках на кораблях начинает применяться пороховая артиллерия, однако первоначально её в силу инерции мышления располагали на предназначенных для лучников надстройках: форкастеле и ахтеркастеле, что ограничивало допустимую массу орудий соображениями сохранения остойчивости. Позднее артиллерию стали устанавливать вдоль борта в середине корабля, что во многом сняло ограничения на массу и, следовательно, калибр орудий, однако наведение их на цель было весьма затруднено, так как огонь вели через сделанные по размеру ствола орудия круглые отверстия в бортах, в походном положении затыкаемые изнутри. Настоящие орудийные порты с крышками появились лишь к концу XV века, что открыло дорогу к созданию тяжеловооружённых артиллерийских кораблей. Правда, заряжание орудий всё ещё оставалось большой проблемой - даже во времена Mary Rose наиболее совершенные на то время дульнозарядные пушки приходилось заряжать снаружи корпуса, так как стеснённость внутреннего пространства орудийной палубы кораблей той эпохи не позволяла втаскивать их внутрь (именно из-за этого на кораблях долгое время использовали казнозарядные бомбарды , весьма ненадёжные и по характеристикам уступавшие современным им дульнозаряным пушкам). Из-за этого перезаряжание орудий в бою практически исключалось - тяжёлую артиллерию берегли для одного единственного за весь бой залпа непосредственно перед абордажной свалкой. Однако этот залп нередко решал исход всего боя.

Лишь ко второй четверти XVI века стали появляться корабли, конструкция которых допускала удобное перезаряжание тяжёлой артиллерии в ходе боя, что позволило вести огонь повторяющимися залпами с большой дистанции, не рискуя утратить возможность применять её в случае сближения на дистанцию абордажа. Так, испанец Алонсо де Чавес в труде «Эспехо де Навегантес» («Зерцало навигатора»), опубликованном в 1530 году, рекомендовал разделить флот на две части: первая сближалась с противником и вела классический абордажный бой, вторая же, действуя на флангах главных сил, изматывала его артиллерийским огнём с большой дистанции. Эти рекомендации были развиты британскими моряками и применены в ходе Англо-испанской войны .

Итак, на протяжении XVI века происходит полное изменение характера морских сражений: бывшие до этого в течение тысячелетий основными боевыми кораблями гребные галеры уступают место вооружённым артиллерией парусникам, а абордажный бой - артиллерийскому.

Массовое изготовление тяжёлых артиллерийских орудий в течение долгого времени было весьма затруднено. Поэтому вплоть до XIX века самыми крупными из устанавливаемых на корабли оставались 32…42-фунтовые (по массе соответствующего сплошного чугунного ядра), с диаметром канала ствола не более 170 мм. Но и работа с ними при заряжании и наведении была весьма осложнена из-за отсутствия механизации и сервоприводов - весили такие орудия по несколько тонн каждое, что обуславливало необходимость огромного по численности орудийного расчёта. Поэтому в течение столетий корабли старались вооружить как можно большим количеством сравнительно небольших орудий, располагавшихся вдоль борта. Вместе с тем, по соображениям прочности длина военного корабля с деревянным корпусом ограничена примерно 70…80 метрами, что ограничивало и длину бортовой батареи: несколько десятков тяжёлых орудий можно было разместить только в несколько рядов один над другим. Так возникли военные корабли с несколькими закрытыми орудийными палубами - деками - несущими от нескольких десятков до сотни и более орудий различного калибра.

В XVI веке в Англии стали использоваться литые чугунные пушки, бывшие большим технологическим новшеством благодаря меньшей стоимости относительно бронзовых и меньшей трудоёмкости изготовления в сравнении с железными, и при этом обладавшие лучшими характеристиками. Превосходство в корабельной артиллерии проявилось во время боев английского флота с Непобедимой Армадой (1588 год) и стало с тех пор определять силу флота любого государства, сделав историей массовые абордажные схватки. После этого абордаж применяется исключительно в целях захвата уже выведенного из строя огнём орудий вражеского судна. Артиллерия достигла к этому времени определённой степени совершенства, характеристики орудий более или менее стабилизировались, что позволило по количеству пушек достаточно точно определять силу боевого корабля, строить системы их классификации.

В середине XVII века появляются первые научные системы проектирования кораблей, методы математического расчета. Введённый в практику около 1660-х годов английским корабелом Энтони Дином метод определения водоизмещения и уровня ватерлинии корабля на основе его полной массы и формы обводов позволил заранее рассчитать то, на какой высоте от поверхности моря будут располагаться порты нижнего орудийного дека, и соответствующим образом располагать палубы и орудия ещё на стапеле - ранее для этого требовалось спустить корпус корабля на воду. Это позволило ещё на этапе проектирования определить огневую мощь будущего корабля, а также избежать происшествий, подобных случившемуся со шведским «Вазой » из-за слишком низкорасположенных орудийных портов. Кроме того, на кораблях с мощной артиллерией часть орудийных портов обязательно приходилась на шпангоуты. Силовыми были только шпангоуты, не перерезанные портами, поэтому была важна точная увязка их взаимного расположения.

История появления

Непосредственными предшественниками линейных кораблей были тяжеловооруженные галеоны , каракки и так называемые «большие корабли» (Great Ships) . Первым специально построенным артиллерийским кораблем иногда считается английский «Мэри Роуз » (1510) - хотя на самом деле он сохранял многие черты, говорящие об ориентации в первую очередь на абордажный бой (очень высокие надстройки-башни в носу и корме, противоабордажные сети, растягиваемые над палубой в средней части корпуса во время боя, многочисленная абордажная команда, число солдат в которой практически равнялось численности корабельных матросов) и по сути представлял собой скорее переходный тип к хорошо вооружённому артиллерийскому кораблю. Португальцы приписывают честь их изобретения своему королю Жуану II (1455-1495), повелевшему вооружить тяжёлыми орудиями несколько каравелл.

До конца XVI-XVII века строго установленного строя в сражении не существовало, после сближения противоборствующих сторон морской бой превращался в беспорядочную свалку отдельных кораблей. Страшным оружием в таких условиях были брандеры - старые корабли, которые начиняли горючими и взрывчатыми веществами, поджигали и пускали на неприятеля.

Использовать в бою построение кильватерными колоннами стали ближе к концу XVI века, однако на его повсеместное принятие ушло не менее 100 лет (1590-1690), поскольку использование линейной тактики потребовало специфических изменений в конструкции кораблей, а также введения определённой степени стандартизации. В этот период британский Королевский флот военного времени состоял из «ядра» боевых кораблей специальной постройки и многочисленных реквизированных «торговцев». Однако вскоре выяснилось, что при линейном построении такая разнородность кораблей по мореходным и боевым качествам крайне неудобна - более слабые корабли оказывались при постановке в линию баталии «слабым звеном» цепи из-за худших ходовых качеств и меньшей стойкости к огню неприятеля. Именно тогда произошло окончательное разделение парусных кораблей на боевые и торговые, причем первые были разделены по числу орудий на несколько категорий - рангов. Принадлежность кораблей к одному рангу гарантировала их способность действовать в одном строю друг с другом.

Первые настоящие линейные корабли появились во флотах европейских стран в начале XVII века , а первым трёхпалубным (трехдечным) линейным кораблём считается 55-пушечный HMS Prince Royal (1610) . За ним последовал ещё более крупный и хорошо вооружённый трёхпалубный 100-пушечный HMS Sovereign of the Seas (1637), бывший одним из самых больших (и самым дорогим) кораблём своего времени.

Французы ответили закладкой двухдечного 72-пушечного линейного корабля La Couronne (1636), который задал стандарт более умеренного по размерам и дешёвого, но всё ещё достаточно мощного линейного корабля. Это положило начало многолетней «гонке вооружений» между главными европейскими военно-морскими державами, основным инструментом которой были именно линейные корабли.

Линейные корабли были легче и короче существовавших в то время «кораблей-башен» - галеонов , что позволяло быстро выстроиться в линию бортом к противнику, когда нос последующего корабля смотрел на корму предыдущего.

Также линейные корабли отличаются от галеонов прямыми парусами на бизань-мачте (у галеонов было от трёх до пяти мачт, из которых обычно одна или две были «сухими», с косым парусным вооружением), отсутствием длинного горизонтального гальюна на носу и прямоугольной башни на корме, и максимальным использованием надводной площади бортов под пушки. Более низкий корпус повышал остойчивость, что позволяло увеличить парусность, установив более высокие мачты. Линейный корабль маневреннее и сильнее галеона в артиллерийском бою, в то время, как галеон лучше приспособлен для абордажного боя. В отличие от галеонов, которые применялись и для перевозки торговых грузов, линейные корабли строились исключительно для морского боя, и лишь в виде исключения иногда принимали на борт некоторое количество войск.

Появившиеся в результате этого многопалубные парусные линейные корабли более чем 250 лет являлись основным средством ведения войны на море и позволили таким странам как Голландия , Великобритания и Испания создать огромные торговые империи.

К середине XVII века возникло чёткое разделение линейных кораблей по классам в зависимости от назначения, причём основанием для классификации стало количество орудий. Так, старые двудечные (с двумя закрытыми орудийными палубами) корабли, имевшие около 50 орудий, оказались недостаточно сильны для линейного боя в составе эскадры, и использовались в основном для эскорта конвоев. Двухпалубные линейные корабли, несущие от 64 до 90 пушек, составляли основную часть военных флотов, в то время как трёх- или даже четырёхпалубные корабли (98-144 орудия) выполняли роль флагманов . Флот из 10-25 таких кораблей позволял контролировать морские торговые линии и в случае войны перекрывать их для противника.

Линейные корабли следует отличать от фрегатов . Фрегаты имели либо только одну закрытую батарею, либо одну закрытую и одну открытую на верхней палубе. Парусное оснащение у линейных кораблей и у фрегатов было принципиально одинаковым - три мачты, на каждой из которых присутствовали прямые паруса. Изначально фрегаты уступали линейным кораблям по ходовым качествам, имея превосходство лишь в дальности плавания и автономности. Однако впоследствии улучшение обводов подводной части корпуса позволило фрегатам при той же площади парусности развивать более высокую скорость, сделав их наиболее быстроходными среди крупных военных кораблей (быстрее фрегатов были только появившиеся в XIX веке в составе некоторых флотов вооружённые клиперы, однако они были весьма специфическим типом кораблей, в целом малопригодным для военных действий). Линейные корабли, в свою очередь, превосходили фрегаты по огневой мощи артиллерии (зачастую в несколько раз) и высоте бортов (что было актуально при абордаже и, отчасти, с точки зрения мореходности), но проигрывали им в скорости и дальности крейсерского плавания, а также не могли действовать на мелководье.

Тактика линейных кораблей

С увеличением силы военного корабля и с усовершенствованием его мореходных и боевых качеств проявился и равносильный успех в искусстве пользования ими... По мере того как морские эволюции делаются более искусными, их важность растет день ото дня. Этим эволюциям нужна была база, пункт, от которого они могли бы отправляться и к которому могли бы возвращаться. Флот военных кораблей должен быть всегда готов встретить неприятеля, логично поэтому, чтобы такой базой для морских эволюций был боевой строй. Далее, с упразднением галер, почти вся артиллерия переместилась на борта корабля, почему и возникла необходимость держать корабль всегда в таком положении, чтобы неприятель был у него на траверзе. С другой стороны, необходимо, чтобы ни один корабль своего флота не мог помешать стрельбе по неприятельским судам. Только один строй позволяет удовлетворить вполне этим требованиям, это - строй кильватера. Последний, поэтому, избран, как единственный боевой строй, а следовательно и как базис для всей тактики флота. В то же время осознали, что для того, чтобы боевой строй, эта длинная тонкая линия орудий, не мог быть поврежден или разорван в слабейшем его пункте, необходимо вводить в него только суда если не равной силы, то, по крайней мере, с одинаково сильными бортами. Логически вытекает отсюда, что одновременно с тем, как кильватерная колонна делается окончательно боевым строем, устанавливается различие между линейными кораблями, которые одни только предназначены для него, и более мелкими судами для других целей. - Альфред Т. Мэхэн

Сам термин «линейный корабль» возник вследствие того, что в бою многопалубные корабли стали выстраивать в линию друг за другом - так, чтобы во время своего залпа быть повёрнутыми к противнику бортом, ведь наибольший урон цели наносил залп из всех бортовых орудий. Такая тактика называлась линейной. Построение в линию во время морского боя впервые стало применяться флотами Англии , Испании и Голландии в начале XVII века и считалось основным вплоть до середины XIX. Линейная тактика также неплохо защищала ведущую бой эскадру от атак брандерами .

Стоит отметить, что в ряде случаев флоты, состоящие из линейных кораблей, могли варьировать тактику, часто отступая от канонов классической перестрелки двух идущих параллельными курсами кильватерных колонн. Так, при Кампердауне англичане, не смогли выстроиться в правильную кильватерную колонну и атаковали голландскую линию баталии строем, близким к строю фронта с последующей беспорядочной свалкой, а при Трафальгаре атаковали французскую линию двумя идущими наперерез колоннами, грамотно использовав преимущества продольного огня, наносящего не разделённым поперечными переборками деревянным кораблям страшный урон (при Трафальгаре адмирал Нельсон применил тактику, разработанную адмиралом Ушаковым). Хотя это и были из ряда вон выходящие случаи, всё же, даже в рамках общей парадигмы линейной тактики у командующего эскадрой нередко оставалось достаточное пространство для смелого манёвра, а у шкиперов для проявления собственной инициативы.

Особенности конструкции и боевые качества

Хотя в сравнении цельнометаллическими кораблями последующих эпох деревянные линейные корабли были сравнительно невелики, тем не менее они представляли собой сооружения впечатляющих для своего времени масштабов. Так, общая высота грот-мачты флагмана Нельсона - «Виктори» - составляла примерно 67 м (выше 20-этажного дома), а самая длинная рея достигала в длину 30 м, или почти 60 м с выдвинутыми лисель-спиртами . Разумеется, все работы с рангоутом и такелажем производились исключительно вручную, что требовало огромного - до 1000 человек - экипажа.

Дерево для постройки линейных кораблей (обычно дуб , реже тик или красное дерево) отбиралось самым тщательным образом , вымачивалось (морилось) и высушивалось в течение ряда лет, после чего тщательно укладывалось несколькими слоями. Обшивка борта была двойной - внутри и снаружи от шпангоутов . Толщина одной только наружной обшивки на некоторых линейных кораблях достигала 60 см у гондека (у испанского Santisima Trinidad), а общая толщина внутренней и наружной - до 37 дюймов (то есть около 95 см). Англичане строили корабли со сравнительно тонкой обшивкой, но часто расположенными шпангоутами, в районе которых общая толщина борта у гондека достигала 70-90 см сплошного дерева. Между шпангоутами суммарная толщина борта, образованная только двумя слоями обшивки, была меньше и достигала 2 футов (60 см). Французские линейные корабли для большей скорости строились с более редкими шпангоутами, но более толстой обшивкой - в сумме до 70 см между шпангоутами.

Для защиты подводной части от гнили и обрастания на неё накладывали наружную обшивку из тонких планок мягкого дерева, которую регулярно меняли в процессе тимберовки в сухом доке . Впоследствии на рубеже XVIII-XIX веков в тех же целях стала использоваться обшивка медью .

Даже при отсутствии настоящей железной брони линейные корабли всё же были в какой-то мере и на определённом расстоянии защищены от огня противника, кроме того:

…деревянные парусные [линейные] корабли и фрегаты по тогдашним наступательным средствам обладали в высокой степени качеством живучести. Они не были неуязвимы, большая часть ядер пронизывала их борта, тем не менее недостаток неуязвимости восполнялся у них живучестью. Повреждение двух-трех рей и парусов не лишало корабль способности управляться. Повреждение двух-трех десятков орудий не мешало остальным продолжать артиллерийский огонь. Наконец, управление всем судном производилось людьми без посредства паровых машин, и не было таких приборов, подбитие или повреждение которых делает корабль негодным для боя… - С. О. Макаров. Рассуждения по вопросам морской тактики.

В бою они обычно выводились из строя стрельбой по рангоуту , поражением экипажа или пожаром , в некоторых случаях - захватывались абордажной командой после исчерпания возможностей к сопротивлению, и в результате переходили из рук в руки в течение десятков лет, пока не становились жертвой огня, сухой гнили или жучка-древоточца. Потопление линейного корабля в бою было делом редким, поскольку затопление водой через расположенные обычно выше ватерлинии сравнительно небольшие пробоины от ядер было невелико, и имевшиеся на корабле помпы с ним вполне справлялись, а сами пробоины прямо во время боя заделывались изнутри - деревянными пробками, или снаружи - матерчатым пластырем.

Именно этот фактор и стал решающим в установлении английского морского господства в Атлантике в ходе Семилетней войны , когда укомплектованный технически более совершенными кораблями французский флот проигрывал схватки более опытным английским морякам, что привело к потере французами колоний в Вест-Индии и Канаде. После этого Англия по праву носила титул владычицы морей, поддерживая его т. н. «двойным стандартом», то есть поддерживая такую численность флота, которая позволяла противодействовать двум следующим по силе флотам мира.

Русско-турецкие войны

Наполеоновские войны

На этот раз Россия и Англия союзники. Соответственно, Наполеоновской Франции противостоят сразу две сильнейшие в то время морские державы. И если Русско-австрийская армия потерпела поражение при Аустерлице, то на море британский и русский флоты, наоборот, одерживали одну победу за другой. В частности английский под командованием адмирала Нельсона наголову разбил франко-испанский флот при Трафальгаре , а русский флот под командования адмирала Ушакова впервые за всю историю военных флотов захватил крепость Корфу штурмом с моря при непосредственном участии боевых кораблей флота. (До этого практически всегда военно-морскую крепость штурмовал только высаживаемый флотом штурмовой десант, тогда как корабли флота в атаке на крепость не участвовали, а только блокировали крепость с моря.)

Закат парусных линейных кораблей

Между концом XVIII и серединой XIX века развитие линейных кораблей шло практически исключительно по экстенсивному пути: корабли становились больше и несли большее количество более тяжёлых орудий, но их конструкция и боевые качества менялись крайне незначительно, по сути уже достигнув возможного при имевшемся уровне техники совершенства. Основные новшества в этот период заключались в повышении уровня стандартизации и улучшении отдельных элементов конструкции корпуса, а также - всё более широком внедрении железа как конструкционного материала.

  • List of men-of-war 1650-1700. Part II. French ships 1648-1700.
  • Histoire de la Marine Francaise. French naval history.
  • Les Vaisseaux du roi Soleil. Contain for instance list of ships 1661 to 1715 (1-3 rates). Author: J.C Lemineur: 1996 ISBN 2-906381-22-5

Историки флота сходятся во мнении, что первый линейный корабль (чертежи и проект Д. Бейкера) был построен в Англии в 1514 году. Он представлял собой четырехмачтовый неф (высокобортное деревянное судно), оборудованный двумя деками - крытыми орудийными палубами.

Из каракк и галеонов

Линейная тактика морских сражений стала применяться флотами европейских стран вслед за инициаторами нововведения - Англией и Испанией - в начале XVII века. На смену абордажным дуэлям пришли артиллерийские. Согласно этой стратегии, максимальный урон вражескому флоту наносился судами, выстроенными в линию и ведущими прицельный залповый огонь бортовыми орудиями. Возникла необходимость в кораблях, максимально адаптированных к таким сражениям. Первое время для этих целей перестраивали большие парусные корабли - каракки. Оборудовали палубы для установки пушек и прорезали отверстия в бортах - орудийные порты.

Первые линкоры

Создание судов, способных нести мощное, функциональное артиллерийское вооружение, требовало пересмотра и изменения многих устоявшихся технологий судостроения, создания новых методов расчета. Так, например, флагманский парусный линейный корабль "Мэри Роуз", переоборудованный из каракки, затонул в 1545 году в морском сражении при Соленте не под огнем вражеских орудий, а из-за захлестывания волнами неверно рассчитанных орудийных портов.

Новый метод определения уровня ватерлинии и расчета водоизмещения, предложенный англичанином Э. Дином, позволял без спуска судна на воду вычислить высоту нижних портов (соответственно, и орудийной палубы) от морской поверхности. Первые настоящие пушечные линейные корабли были трехпалубными. Росло количество установленных орудий крупного калибра. Созданный в 1637 году на верфях Англии "Повелитель морей" имел на вооружении сто пушек и долгое время считался самым большим и дорогим военным кораблем. К середине века линкоры имели от 2 до 4 деков с размещенными на них от 50 до 150 крупнокалиберными орудиями. Дальнейшее совершенствование сводилось к повышению могущества артиллерии и улучшению мореходных качеств судов.

По проекту Петра I

В России первый корабль (линейный) был спущен на воду при Петре I, весной 1700 года. Двухпалубное судно "Божье предзнаменование", ставшее флагманом Азовской флотилии, имело на вооружении 58 орудий, отлитых на заводах промышленника Демидова, калибром 16 и 8 футов. Модель линейного корабля, отнесенного, по европейской классификации, к судам 4 ранга, была разработана лично российским императором. Мало того, Петр принимал непосредственное активное участие в строительстве "Предзнаменования" на верфях Воронежского адмиралтейства.

В связи с угрозой шведского морского вторжения, по утвержденной императором программе развития кораблестроения состав Балтийского флота в ближайшее десятилетие должны усилить линейные корабли типа азовского флагмана. Полномасштабное строительство судов было налажено в Новой Ладоге, и к середине 1712 года на воду было спущено несколько пятидесятипушечных линкоров - "Рига", "Выборг", "Пернов" и гордость императорского флота - "Полтава".

На смену парусам

Начало XIX века ознаменовалось рядом изобретений, положивших конец славной истории боевого парусного флота. Среди них осколочно-фугасный снаряд (изобретатель - французский артиллерийский офицер Анри-Жозеф Пексан, 1819 г.) и корабельный паровой двигатель, впервые приспособленный для вращения судового ходового винта американским инженером Р. Фултоном в 1807 году. Деревянным бортам трудно было противостоять новому типу снарядов. Для повышения пробивной устойчивости дерево стали покрывать металлическими листами. С 1855 года, после освоения серийного производства мощной судовой паровой машины, парусники стали быстро сдавать позиции. Некоторые из них были переоборудованы - снабжены силовой установкой и облицованы броневой обшивкой. В качестве площадок для установки орудий крупного калибра стали использоваться вращающиеся станки, что позволило сделать сектор обстрела круговым. Установки стали защищать барбетами - броневыми колпаками, в дальнейшем трансформировавшимися в артиллерийские башни.

Символ абсолютной мощи

К окончанию века мощность паровых машин существенно возросла, что позволило строить гораздо большие суда. Обычный корабль линейный того времени имел водоизмещение от 9 до 16 тыс. тонн. Крейсерская скорость достигала 18 узлов. Корпус судна, поделенный переборками на герметичные отсеки, защищала броня толщиной не менее 200 мм (в районе ватерлинии). Артвооружение состояло из двух башен с четырьмя 305-мм орудиями.

Развитие скорострельности и дальнобойности морской артиллерии, усовершенствование техники наведения орудий и централизованного управления огнем за счет электроприводов и радиосвязи заставили военных специалистов ведущих морских держав задуматься о создании линкоров нового типа. Первый такой корабль в рекордно короткие сроки построила Англия в 1906 году. Его название - HMC Dreadnought - стало нарицательным для всех судов подобного класса.

Российские дредноуты

Военно-морские чиновники сделали неверные выводы по итогам русско-японской войны, и заложенный в конце 1905 года линейный корабль "Апостол Андрей Первозванный", без учета тенденций развития мирового судостроения, морально устарел еще до спуска на воду.

К сожалению, и конструкцию последующих русских дредноутов нельзя назвать совершенной. Если по могуществу и качеству артиллерии, площади бронированной поверхности отечественные корабли не уступали английским и германским судам, то толщина бронирования была явно недостаточной. Создаваемый для Балтийского флота корабль (линейный) "Севастополь" получился быстроходным, хорошо вооруженным (12 орудий 305-го калибра), но слишком уязвимым для вражеских снарядов. Четыре судна такого класса были спущены на воду в 1911 году, но вошли в состав Военно-морских сил только во время Первой мировой войны (1914 г.).

Черноморские линкоры "Императрица Мария" и "Екатерина Великая" имели еще более мощное вооружение и усовершенствованную систему крепления броневых плит. Самым совершенным линейным кораблем мог стать "Император Николай I", получивший 262-мм монолитную броню, но Октябрьский переворот не позволил завершить строительство, и в 1928 году судно, переименованное в "Демократию", было разобрано на металл.

Конец эпохи линкоров

По Вашингтонскому соглашению 1922 года, максимальное водоизмещение линейных кораблей не должно превышать 35 560 тонн, а калибр орудий - 406 мм. Эти условия выполнялись морскими державами до 1936 года, после чего борьба за военное морское превосходство возобновилась.

Грянувший пожар Второй мировой войны послужил началом заката линейных кораблей. Лучшие линкоры - немецкие "Бисмарк" и "Тирпиц", американский "Принц Уэльский", японские "Мусаси" и "Ямато", - несмотря на мощное зенитное вооружение, были потоплены вражеской авиацией, сила которой возрастала с каждым годом. К середине XX века почти во всех странах строительство линейных кораблей прекратилось, а оставшиеся были выведены в резерв. Единственной державой, оставившей линкоры в строю до конца столетия, были Соединенные Штаты.

Несколько фактов

Легендарному линкору "Бисмарк" понадобилось всего пять залпов, чтобы уничтожить гордость британского флота - линейный крейсер HMS Hood. Чтобы пустить ко дну немецкий корабль, англичанами была задействована эскадра из 47 судов и 6 субмарин. Для достижения результата было выпущено 8 торпед и 2876 артиллерийских снарядов.

Самое большое судно Второй мировой - корабль линейный "Ямато" (Япония) - имел водоизмещение 70 тыс. тонн, бронепояс в 400 мм (лобовая броня орудийных башен - 650 мм, боевой рубки - полметра) и главный калибр в 460 мм.

В рамках "Проекта 23" в 40-х годах прошлого столетия в СССР были построены три суперлинкора класса "Советский Союз", по техническим характеристикам незначительно уступавшие японскому "гиганту".

Самые известные американские линкоры класса "Айова" последний раз модернизировались в 1980 году, получив на вооружение по 32 баллистические ракеты "Томагавк" и современное электронное оборудование. Последний корабль был выведен в резерв в 2012 году. Сегодня на всех четырех судах функционируют военно-морские музеи США.

Линкор

Линко́р (сокр. от «лине́йный кора́бль») - класс бронированных артиллерийских военных кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, вооружённых орудиями главного калибра от 280 до 460 мм, с экипажем 1500-2800 человек. Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлся эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX в.

Происхождение названия

Линкор - сокращение от «линейный корабль». Так в России в 1907 году назвали новый тип судов в память о старинных деревянных парусных линейных кораблях . Первоначально предполагалось, что новые корабли возродят линейную тактику , однако от неё вскоре отказались.

Английский аналог этого термина - battleship (дословно: боевой корабль) - тоже произошёл от парусных линейных кораблей. В 1794 году термин «line-of-battle ship» (корабль боевой линии) сокращённо записали как «battle ship». В дальнейшем он употреблялся по отношению к любому боевому кораблю. С конца 1880-х годов неофициально его чаще всего стали применять к эскадренным броненосцам . В 1892 году переклассификация британского флота назвала словом «battleship» класс сверхтяжёлых кораблей, куда попало несколько особо тяжёлых эскадренных броненосцев.

Но реальную революцию в кораблестроении, ознаменовавшую действительно новый класс кораблей, произвела постройка «Дредноута », законченная в 1906 году.

Дредноуты. «Только большие пушки»

Авторство нового скачка в развитии больших артиллерийских кораблей приписывают английскому адмиралу Фишеру . Ещё в 1899 г., командуя средиземноморской эскадрой, он отметил, что стрельбу главным калибром можно вести на гораздо большее расстояние, если ориентироваться по всплескам от падения снарядов. Однако при этом требовалось унифицировать всю артиллерию, чтобы избежать путаницы в определении всплесков снарядов главного калибра и среднекалиберной артиллерии. Так родилась концепция all-big-guns (только большие пушки), легшая в основу кораблей нового типа. Дальность эффективной стрельбы возрастала с 10-15 до 90-120 кабельтовых .

Другими новшествами, легшими в основу нового типа кораблей, стали централизованное управление огнём с единого общекорабельного поста и распространение электроприводов, ускоривших наведение тяжелых орудий. Серьёзно изменились и сами пушки, в связи с переходом на бездымный порох и новые высокопрочные стали. Теперь пристрелку мог осуществлять только головной корабль, а идущие за ним в кильватере ориентировались по всплескам его снарядов. Таким образом, построение в кильватерные колонны вновь позволило в России в 1907 году возвратить термин линейный корабль . В США, Англии и Франции термин «линейный корабль» не возрождали, а новые корабли продолжали называть «battleship» или «cuirassé». В России «линейный корабль» остался официальным термином, а на практике утвердилось сокращение линкор .

Линейный крейсер «Худ».

Военно-морская общественность приняла новый класс capital ships неоднозначно, особые нарекания вызывала слабая и неполная броневая защита. Тем не менее, британский флот продолжил развитие этого типа, построив сначала 3 крейсера типа «Индифатигебл» (англ. Indefatigable ) - усовершенствованной версии «Инвинсибла», а затем перешёл к постройке линейных крейсеров артиллерией калибра 343 мм. Ими стали 3 крейсера типа «Лайон» (англ. Lion ), а также построенный в единственном экземпляре «Тайгер» (англ. Tiger ) . Эти корабли уже превзошли современные им линкоры по размерам, были весьма быстроходны, но их бронирование, хотя и усилилось в сравнении с «Инвинсиблом», все равно не отвечало требованиям боя с аналогично вооружённым противником .

Уже в ходе Первой мировой войны, англичане продолжили строительство линейных крейсеров в соответствии с концепцией вернувшегося к руководству Фишера - максимально возможная скорость в сочетании с максимально сильным вооружением, но при слабом бронировании. В результате Королевский флот получил 2 линейных крейсера типа «Ринаун», а также 2 лёгких линейных крейсера типа «Корейджес» и 1 типа «Фьюриэс», причем последний начали перестраивать в полуавианосец ещё до ввода в строй. Последним линейным крейсером Великобритании, введённым в строй стал «Худ», причём его проект был значительно изменён после неудачного для британских линейных крейсеров Ютландского боя. Бронирование корабля резко усилили, и он фактически стал линкором-крейсером.

Линейный крейсер «Гебен».

Заметно иной подход к проектированию линейных крейсеров продемонстрировали немецкие судостроители. В определённой степени жертвуя мореходностью, дальностью плавания и даже огневой мощью, они уделяли очень большое внимание броневой защите своих линейных крейсеров и обеспечению их непотопляемости. Уже первый немецкий линейный крейсер «Фон-дер-Танн» (нем. Von der Tann ), уступая «Инвинсиблу» в весе бортового залпа, заметно превосходил британские аналоги в защищённости .

В дальнейшем, развивая удачный проект, немцы ввели в состав своего флота линейные крейсера типа «Мольтке» (нем. Moltke ) (2 единицы) и их усовершенствованный вариант - «Зейдлиц» (нем. Seydlitz ). Затем немецкий флот пополнили линейные крейсера с артиллерией калибра 305-мм, против 280-мм на ранних кораблях. Ими стали «Дерфлингер» (нем. Derfflinger ), «Лютцов» (нем. Lützow ) и «Гинденбург» (нем. Hindenburg ) - по мнению экспертов, самые удачные линейные крейсера времён Первой мировой войны.

Линейный крейсер «Конго».

Уже в ходе войны, немцы заложили 4 линейных крейсера типа «Макензен» (нем. Mackensen ) и 3 типа «Эрзац-Йорк» (нем. Ersatz Yorck ). Первые несли артиллерию калибра 350-мм, на вторых планировали установить 380-мм орудия . Оба типа отличались мощной броневой защитой при умеренной скорости хода, но до конца войны ни один из строившихся кораблей в строй не вошёл.

Линейные крейсера пожелали также иметь Япония и Россия. Японский флот получил в 1913-1915 годах 4 единицы типа «Конго» (яп. 金剛 ) - мощно вооружённых, быстроходных, но слабо защищённых . Российский императорский флот строил 4 единицы типа «Измаил» , отличавшихся очень мощным вооружением, достойной скоростью и неплохой защитой, превосходя во всех отношениях линкоры типа «Гангут» . Первые 3 корабля спустили на воду в 1915 году, но в дальнейшем, в связи с трудностями военных лет, их постройка резко замедлилась и, в конечном счёте была прекращена .

Первая мировая война

Во время первой мировой войны немецкий «Хохзеефлотте» - Флот открытого моря и английский «Гранд флит » провели большую часть времени на своих базах, так как стратегическое значение кораблей казалось слишком большим, чтобы рисковать ими в бою. Единственное в этой войне боевое столкновение флотов линкоров (Ютландское сражение) состоялось 31 мая 1916 года . Немецкий флот намеревался выманить из баз и разбить по частям английский флот, но англичане, разгадав замысел, вывели в море весь свой флот. Столкнувшись с превосходящими силами, немцы были вынуждены отступить, несколько раз избегнув попадания в ловушку и потеряв несколько своих кораблей (11 против 14 английских). Однако после этого до самого конца войны Флот открытого моря был вынужден оставаться у берегов Германии.

Всего же в ходе войны ни один линкор не пошёл на дно только от артиллерийского огня, лишь три английских линейных крейсера погибли из-за слабости защиты в ходе Ютландского боя. Главный же урон (22 погибших корабля) линкорам нанесли минные заграждения и торпеды подлодок, предвосхищая будущее значение подводного флота.

Российские линкоры в морских сражениях не участвовали - на Балтике они стояли в гаванях, связанные минно-торпедной угрозой, а на Чёрном море у них не было достойных соперников, и их роль свелась к артиллерийским бомбардировкам. Исключение составляет бой линкора «Императрица Екатерина Великая» с линейным крейсером «Гебен», в ходе которого «Гебен», получив повреждения от огня российского линкора, сумел сохранить преимущество в скорости и ушёл в Босфор. Линкор «Императрица Мария » погиб в 1916 году от взрыва боезапаса в гавани Севастополя по неустановленной причине.

Вашингтонское морское соглашение

Первая мировая война не положила конец гонке морских вооружений, ибо на место европейских держав в качестве обладателей наибольших флотов встали практически не участвовавшие в войне Америка и Япония. После постройки новейших сверхдредноутов типа «Исэ» японцы окончательно уверовали в возможности своей кораблестроительной промышленности и стали готовить свой флот к установлению господства в регионе. Отражением этих стремлений стала амбициозная программа «8+8», предусматривавшая постройку 8 новейших линкоров и 8 не менее мощных линейных крейсеров, с 410 мм и 460 мм пушками. Первая пара кораблей типа «Нагато» уже сошла на воду, два линейных крейсера (с 5×2×410 мм) стояли на стапелях, когда обеспокоенные этим американцы приняли ответную программу строительства 10 новых линкоров и 6 линейных крейсеров, не считая более мелких кораблей. Разорённая войной Англия также не желала отставать и запланировала постройку кораблей типа «G-3» и «N-3», хотя уже и не могла поддерживать «двойной стандарт». Однако подобная нагрузка на бюджеты мировых держав была крайне нежелательной в послевоенной обстановке, и все были готовы на уступки ради сохранения имеющегося положения.

Для противодействия всё более возраставшей подводной угрозе на кораблях все больше увеличивались размеры зон противоторпедной защиты. Для защиты от снарядов, приходящих издалека, следовательно, под большим углом, а также от авиабомб, всё больше увеличивали толщину броневых палуб (до 160-200мм), получивших разнесённую конструкцию. Широкое применение электросварки позволяло делать конструкцию не только более прочной, но и давало существенную экономию в весе. Артиллерия противоминного калибра перемещалась из боковых спонсонов в башни, где она имела большие углы обстрела. Постоянно увеличивалась численность зенитной артиллерии, разделившейся на крупнокалиберную и малокалиберную, для отражения атак, соответственно, на больших и малых дистанциях. Крупнокалиберная, а затем и малокалиберная артиллерия получили отдельные посты наведения. Была опробована идея универсального калибра, представлявшего собой скорострельные крупнокалиберные пушки с большими углами наведения, пригодного для отражения атак эсминцев и высотных бомбардировщиков.

Все корабли оснащались бортовыми разведывательными гидросамолётами с катапультами, а во второй половине 30-х англичане начали устанавливать на своих кораблях первые радары .

В распоряжении военных также оставалось немало кораблей конца «сверхдредноутной» эры, которые проходили модернизацию, чтобы соответствовать новым требованиям. Они получали новые машинные установки взамен старых, более мощные и компактные. Однако скорость их при этом не возрастала, а нередко даже падала, ввиду того, что корабли получали большие бортовые наделки в подводной части - були - призванные улучшить стойкость к подводным взрывам. Башни главного калибра получали новые, увеличенные амбразуры, позволявшие увеличить дальность стрельбы, так, дальность стрельбы 15-дюймовых пушек кораблей типа «Куин Элизабет» возросла со 116 до 160 кабельтовых.

В Японии, под влиянием адмирала Ямамото , в борьбе со своим главным предполагавшимся противником - США - делали ставку на генеральное сражение всех морских сил, ввиду невозможности длительного противостояния с Соединенными Штатами. Главная роль при этом отводилась новым линкорам (хотя сам Ямамото был против подобных кораблей), которые должны были прийти на смену непостроенным кораблям программы 8+8. Причем ещё в конце 20-х годов было решено, что в рамках Вашингтонского соглашения не удастся создать достаточно мощные корабли, имеющие превосходство над американскими. Поэтому японцы решили игнорировать ограничения, построив корабли максимально возможной мощи, получившие название «тип Ямато ». Самые большие в мире корабли (64 тыс. т.) оснащались рекордно большими орудиями калибром 460 мм, выпускавшими снаряды весом 1460 кг. Толщина бортового пояса достигала 410 мм, правда, ценность брони снижалась её более низким по сравнению с европейской и американской качеством . Огромные размеры и стоимость кораблей привели к тому, что удалось достроить только два - «Ямато» и «Мусаси».

Ришелье

В Европе в последующие несколько лет были заложены такие корабли как «Бисмарк » (Германия, 2 единицы), «Кинг Джордж V» » (Великобритания, 5 единиц), «Литторио » (Италия, 3 единицы), «Ришелье » (Франция, 2 единицы). Формально они были связаны ограничениями Вашингтонского соглашения, но в реальности все корабли превысили договорной лимит (38-42 тыс. т), особенно немецкие. Французские корабли были фактически увеличенным вариантом малых линкоров типа «Дюнкерк» и представляли интерес тем, что имели всего две башни, обе в носовой части корабля, лишаясь, таким образом, возможности стрелять прямо в корму. Зато башни были 4-орудийными, а мёртвый угол в корме довольно небольшим. Также корабли были интересны сильной противоторпедной защитой (до 7 метров шириной). С этим показателем могли соперничать только «Ямато» (до 5 м, но толстая противоторпедная переборка и большое водоизмещение линкора несколько компенсировали относительно небольшую ширину) и «Литторио» (до 7,57 м, правда, там применялась оригинальная система Пульезе). Бронирование же этих кораблей считалось одним из лучших среди «35-тысячетонников».

USS Массачусеттс

В США при постройке новых кораблей предъявлялось требование максимальной ширины - 32,8 м - с тем, чтобы корабли могли проходить Панамским каналом, которым владели США. Если для первых кораблей типа «Норт Кэролайн » и «Саут Дакота» это ещё не играло большой роли, то для последних кораблей типа «Айова », обладавших увеличенным водоизмещением, пришлось использовать вытянутые, грушевидные в плане, формы корпуса. Также американские корабли отличались мощными орудиями калибра 406 мм со снарядами весом 1225 кг, из-за чего на всех десяти кораблях трех новых серий пришлось пожертвовать бортовой броней (305 мм под углом 17 градусов-на «Норт Кэролайн», 310 мм под углом 19 градусов-на «Саут Дакота» и 307 мм под тем же углом-на «Айова»), а на шести кораблях первых двух серий-еще и скоростью хода (27 узлов). На четырёх кораблях третьей серии («тип Айова », за счёт большего водоизмещения удалось этот недостаток частично исправить: скорость была доведена (официально) до 33 узлов, но толщина пояса даже уменьшилась до 307 мм (хотя официально, в целях пропагандистской кампании было заявленно о 457 мм), правда, толщина внешней обшивки возросла с 32 до 38 мм, но это не играло существенной роли. Несколько усилилось вооружение, орудия главного калибра стали на 5 калибров длиннее (с 45 до 50 кал.).

Действовавший вместе с «Тирпицем» «Шарнхорст » в 1943 г. встретился с английским линкором «Дюк оф Йорк» , тяжелым крейсером «Норфолк» , легким крейсером «Ямайка» и эсминцами и был потоплен. Однотипный «Гнейзенау» при прорыве из Бреста в Норвегию через Ла-Манш (Операция «Цербер») был тяжело поврежден английской авиацией (частичный взрыв боезапаса) и не вышел из ремонта до конца войны.

Последний в военно-морской истории бой непосредственно между линкорами состоялся ночью 25 октября 1944 года в проливе Суригао , когда 6 американских линкоров атаковали и потопили японские «Фусо » и «Ямасиро ». Американские линкоры встали на якоря поперёк пролива и давали бортовые залпы всеми орудиями главного калибра по локаторному пеленгу. Японцы, не имевшие корабельных радаров, могли стрелять только из носовых орудий практически наугад, ориентируясь на вспышки дульного пламени американских пушек.

В изменившихся обстоятельствах, проекты по постройке ещё бо́льших линкоров (американский «Монтана » и японский «Супер Ямато») были отменены. Последним линкором, вступившим в строй, стал британский «Вэнгард » (1946 г.), заложенный ещё до войны, но достроенный лишь после её окончания.

Тупиковость развития линкоров показали немецкие проекты Н42 и Н44, по которым корабль водоизмещением 120-140 тыс. т должен был иметь артиллерию калибром 508 мм и палубную броню 330 мм. Палубу, имевшую много большую площадь, нежели бронепояс, невозможно было защитить против авиабомб без излишнего утяжеления, палубы же имевшихся линкоров пробивались бомбами калибра 500 и 1000 кг.

После Второй мировой войны

После войны большинство линкоров было отправлено на слом к 1960 г. - они были слишком дороги для изнуренных войной экономик и не имели больше прежнего военного значения. На роль главного носителя ядерного оружия вышли авианосцы и, чуть позже, атомные подводные лодки.

Только США ещё несколько раз использовали свои последние линкоры (типа «Нью-Джерси») для артиллерийской поддержки наземных операций, в силу относительной, в сравнении с авиаударами, дешевизны обстрела берега тяжелыми снарядами по площадям, а также чрезвычайной огневой мощью кораблей (после модернизации системы заряжания, за час стрельбы, «Айова » мог выпустить около тысячи тонн снарядов, что и сейчас недоступно ни одному из авианосцев). Хотя надо признать, что обладающие весьма малым (70 кг для 862 килограмовых фугасных и всего 18 кг в 1225 килограммовых бронебойных) количеством ВВ снаряды американских линкоров не лучшим образом подходили для обстрелов берега, а разработать мощный фугасный снаряд они так и не собрались. Перед войной в Корее были снова приняты на вооружение все четыре линкора класса «Айова ». Во Вьетнаме использовался «Нью-Джерси ».

При президенте Рейгане эти корабли были выведены из резерва и вновь введены в строй. Они были призваны стать ядром новых ударных корабельных группировок, для чего были перевооружены и стали способны нести крылатые ракеты «Томагавк » (8 4-х зарядных контейнеров) и противокорабельные типа «Гарпун» (32 ракеты). «Нью-Джерси» участвовал в обстреле Ливана в -1984 годах , а «Миссури » и «Висконсин » вели огонь главным калибром по наземным целям во время первой войны в Персидском заливе г. Обстрел иракских позиций и стационарных объектов главным калибром линкоров при одинаковой эффективности оказался значительно дешевле ракетного. Также хорошо защищённые и просторные линкоры оказались эффективными в роли штабных кораблей. Однако, большие затраты на переоборудование старых линкоров (300-500 млн дол. каждый) и высокие затраты на их содержание привели к тому, что все четыре корабля были повторно сняты с вооружения в девяностых годах XX века . «Нью-Джерси» отправлен в военно-морской музей в Кэмдене, «Миссури» стал кораблем-музеем в Перл-Харбор , «Айова» находится в консервации на стоянке резервного флота в Сьюсан-Бей (шт. Калифорния), а «Висконсин» поддерживается в консервации по классу «В» в морском музее Норфолка. Тем не менее, боевая служба линкоров может быть возобновлена, поскольку при консервации законодатели особо настаивали на сохранении боеготовности как минимум двух из четырёх линкоров.

Хотя сейчас линкоры отсутствуют в боевом составе флотов мира, их идеологическим преемником называют «корабли-арсеналы», носители большого числа крылатых ракет, долженствующие стать своеобразными плавучими ракетными складами, располагающимися возле побережья для нанесения по нему ракетных ударов в случае необходимости. Разговоры о создании подобных кораблей ведутся в американских морских кругах, но к настоящему моменту ни одного такого корабля построено не было.