Белых григорий. Электронная библиотека александра белоусенко

После революции беспризорный Белых был направлен в детскую колонию «Шкид» (Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского), где заработал прозвище «Янкель». Там он подружился с Л. Пантелеевым. После окончания школы (примерно в 1924) оба они жили в Ленинграде, стали журналистами и по инициативе и при содействии С. Маршака написали совместную книгу. Книга принесла обоим авторам широкую известность, хотя и подвергалась критике со стороны А. Макаренко.

В конце 1935 года Григорий Белых был репрессирован по обвинению в контрреволюционной деятельности (Статья 58 пункт 10 Уголовного Кодекса РСФСР от 1926 г.). Она, по разным сведениям, заключалась то ли в написании стихотворения «Два великих» (о Сталине и Петре Первом), в котором содержались такие строки:

«…Сдаюсь, сдаюсь, Иосиф Первый.
Мою идею о канале
Вы, не жалея сил чужих
Весьма блестяще доконали.
Я ж был идеями богат,
Но не был так богат рабами»,

то ли в написании поэмы о Сталине, на ту же тему и с тем же духом. Янкель был осужден на три года, умер от туберкулёза в пересыльной тюрьме 14 августа 1938 года в возрасте 31 года.

Реабилитирован в 1957 году. Произведения Григория Белых были переизданы в 1962 по предложению Лидии Чуковской после его реабилитации.

Книги

  • Лапти, 1929
  • Белогвардеец, 1930
  • Дом веселых нищих, 1930

20-е годы прошлого века были тяжелым временем для нашей страны, но с другой стороны, как ни странно, именно в такие смутные времена бывает глоток свободы для людей творческих, не шаблонных. В те годы было много споров и экспериментов по педагогике, мыслящие люди сходились в том, что новому государству нужен новый подход в обучении, особенно "трудных" детей, которых то не толерантное общество прямо называло дефективными. Разные способы предлагались для исправления, но общим был подход трудотерапии, на которую в основном и полагались, в том числе и Макаренко. Подход же Виктора Николаевича Сорока-Расинского, прозванного воспитанниками Викниксором, был парадоксален, он хотел из воров и бродяг сделать интеллигентов и ответственных самостоятельных граждан. Как вы можете догадаться пришлось ему очень и очень непросто. Остается только удивляться, как не опускались у него руки.
Повесть написана очень правдиво, все пакости, глупости и преступления "дефективных" описаны наравне с их маленькими победами и достижениями его бывшими воспитанниками Пантелеевым и Белых. Ох, как же трудно сделать из мальчишки человека, а еще сложнее обуздать толпу мальчишек, не имеющих доверия к старшим и привыкших ненавидеть и бояться взрослых на улице, где каждый из них был врагом. "Шкидцы, каждый из которых в отдельности мог быть и добрым, и чутким, и отзывчивым, а в массе, как это всегда бывает у ребят, были безжалостны и жестоки." Очень резало мне глаза словечко "халдеи" и вообще постоянное хамство в адрес учителей, и полное непонимание как им повезло, какой это шанс для них начать новую жизнь. И как же легко они поддавались дурному влиянию! Почему всякая гадость так легко пристает, а светлое, доброе, вечное с таким трудом находит себе дорогу к детским сердцам?
Однажды даже пришлось Викниксору признать свое поражение в лице трех учеников и удалить их из Шкида, чтобы не подвергнуть остальных этому влиянию в коммуну типа Макаренко с трудом на земле. Очень понравилась мне его речь, где он говорит: "Человек этот морально слаб. Из него выйдет негодяй, а образованный негодяй в сто раз хуже необразованного. Если труд его исправит, он сможет вернуться к книгам." Была еще момент, где он строго наказывает мальчишек, разбивших стекла. Казалось бы, ну что такого, обычное мелкое хулиганство, но он говорит, что варварство - в стране, где нет средств вставлять стекла нуждающимся, бить стекла ради развлечения - преступление. Викниксору удалось почти невозможное, из почти готовых преступников, от которых отказались в других местах и уже махнули рукой, он смог сделать нормальных трудовых людей, причем не одного-другого, а целый выпуск. К сожалению, в 25 году его отстранили от должности директора (ох уж эти бюрократы неспособные мыслить шире формуляров и инструкций), а когда вышла книга, то возмущенная Крупская (типа что это за школа такая, где ученикам прощают такие проступки и нет трудового воспитания?) добилась того, что отличному педагогу было до 36 года вообще запрещено работать в школах.
Если сравнивать книгу и фильм, то фильм выигрывает как более веселый и заканчивающийся на более позитивной ноте, спасает обаяние детей, отлично сыгравших свои роли. Книга более честна в подробностях всяких плохих дел, таких деточек жалеть и сочувствовать труднее. Мне не хватило в книге учительского взгляда и мнения, в этом плане книга Макаренко значительно выигрывает, но с другой стороны ребята молодцы, что не стали писать того, чего не знали и написали все максимально честно.

Григо́рий Гео́ргиевич Белы́х (1906—1938, пересыльная тюрьма № 2) — русский советский писатель, соавтор книги «Республика Шкид», в которой описан его личный опыт жизни в интернате для трудных детей. В книге выведен под фамилией Черных.

Биография

После революции беспризорный Белых был направлен в детскую колонию «Шкид» (Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского), где заработал прозвище «Янкель». Там он подружился с Л. Пантелеевым. После окончания школы (примерно в 1924) оба они жили в Ленинграде, стали журналистами и по инициативе и при содействии С. Маршака написали совместную книгу. Книга принесла обоим авторам широкую известность, хотя и подвергалась критике со стороны А. Макаренко.

В конце 1935 года Григорий Белых был репрессирован по обвинению в контрреволюционной деятельности (Статья 58 пункт 10 Уголовного Кодекса РСФСР от 1926 г.). Она, по разным сведениям, заключалась то ли в написании стихотворения «Два великих» (о Сталине и Петре Первом), в котором содержались такие строки:

«…Сдаюсь, сдаюсь, Иосиф Первый.
Мою идею о канале
Вы, не жалея сил чужих
Весьма блестяще доконали.
Я ж был идеями богат,
Но не был так богат рабами»,

То ли в написании поэмы о Сталине, на ту же тему и с тем же духом. Янкель был осужден на три года, умер от туберкулёза в пересыльной тюрьме 14 августа 1938 года в возрасте 31 года.

Реабилитирован в 1957 году. Произведения Григория Белых были переизданы в 1962 по предложению Лидии Чуковской после его реабилитации.

Книги

  • Лапти, 1929
  • Белогвардеец, 1930
  • Дом весёлых нищих, 1930

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
  • Скоробогач Т. Л. Белых Григорий Георгиевич // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 59—60. — ISBN 5-02-011304-2.

Пересыльная тюрьма № 2) - русский советский писатель, соавтор книги «Республика ШКИД », в которой описан его личный опыт жизни в интернате для трудных детей. В книге выведен под фамилией Черных.

Биография

Родился в 1906 году в многодетной семье. В раннем детстве потерял отца. После Революции беспризорничал, был направлен в детскую колонию «ШКИД» (Школа-коммуна имени Достоевского), где заработал прозвище «Янкель». Там он подружился с Алексеем Еремеевым (впоследствии - известный писатель Л. Пантелеев) . После окончания школы (примерно в 1923 году) оба они жили в Ленинграде , стали журналистами, по инициативе и при содействии С. Я. Маршака написали совместную книгу - «Республика ШКИД ». Первая половина книги в основном написана Г. Белых. Книга принесла обоим авторам широкую известность. Получила высокую оценку М. Горького , однако подвергалась критике со стороны А. С. Макаренко и других педагогов.

В конце 1935 года Белых был репрессирован по обвинению в контрреволюционной деятельности (Статья 58 пункт 10 Уголовного Кодекса РСФСР от 1926 г.). Она, по разным сведениям, заключалась то ли в написании стихотворения «Два великих» (о И. В. Сталине и Петре I), в котором содержались такие строки:

«…Сдаюсь, сдаюсь, Иосиф Первый.
Мою идею о канале
Вы, не жалея сил чужих
Весьма блестяще доконали.
Я ж был идеями богат,
Но не был так богат рабами»,

то ли в написании поэмы о И. В. Сталине, на ту же тему и с тем же духом. Белых был осужден на три года, умер от туберкулёза в пересыльной тюрьме 14 августа 1938 года в возрасте 31 года.

Из-за репрессий в отношении Белых был более известен второй автор книги, Л. Пантелеев. Реабилитирован в 1957 году . После реабилитации в 1962 году по предложению Л. К. Чуковской произведения Григория Белых были переизданы.

Книги

  • Белых Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД. М-Л., ГИЗ, 1927 (при жизни Г. Белых - 8 изданий).
  • Лапти, М., Крестьянская газета, 1929, 1930 г.
  • Сидорова коза. Л., Красная газета, 1929
  • Белогвардеец. Из шкидских рассказов. М., «Крестьянская газета», 1930. 32 с. (На обл.: Б-чка журн. «Дружные ребята»). 60 000 экз.
  • Дом весёлых нищих, Л., «Прибой»,1930. 240 с.
  • Холщевые передники. М.-Л., Молодая гвардия, 1932
  • Дом веселых нищих. Л.-М., Молодая гвардия, 1933.
  • Белых Г. и Пантелеев Л. Американская каша. М.-Л., «Молодая гвардия», 1932. 64 с. 10 000 экз.

Белых Григорий Георгиевич - прозаик.

Отец рано умер, мать работала прачкой. О тяжелом, полуголодном детстве Белых напишет позднее в повести «Дом веселых нищих». В школу ходил неохотно и бросил ее, как только выучился читать и писать. Проводил время в играх с товарищами на пустырях и чтении книг о знаменитом сыщике Нате Пинкертоне. Чтобы зарабатывать на жизнь, мальчик брался за любую работу, возил с вокзала тяжелую поклажу мешочников, не останавливался и перед воровством. Его направляют в детский дом, оттуда в колонию и, наконец, в Шкид - Школу социально-индивидуального воспитания имени Ф.М.Достоевского, где он провел 3 года. В отличие от прочих колоний для трудных подростков Шкид давала широкое гуманитарное образование. Белых сразу же обнаружил явные литературные способности. Он подружился с Л.Пантелеевым, их сблизил общий интерес к литературе и кинематографу. Одна из их совместных затей - попытка создать «Шкидкино». В школьной газете «День» они стали печатать совместно сочиненный приключенческий роман «Ультус Фантомас за власть Советов» и другие произведения. Окончив школу в 1923, Белых становится журналистом. Л.Пантелеев вспоминал: «Мы не брезговали никаким литературным заработком печатались в «Смене», «Юном пролетарии», «Спартаке», «Работнице», «Кинонеделе», комсомольском юмористическом журнале «Будь жив!..» В «Смене» Белых был кинорепортером, пробовал себя и как киносценарист.

В 1925 Белых и Л.Пантелеев решают начать работу над книгой о жизни Шкид. Первоначальное название - «Королевство Шкид». Работа продвигалась исключительно быстро: книга была написана менее чем за 3 месяца. Авторы отдали рукопись завотделом народного образования 3.И.Лилиной. Книга ей очень понравилась, а так как она была еще и заведующей детским отделом ленинградского Госиздата, она передала ее С.Маршаку. 1-е изд. с иллюстрациями Н.Тырсы вышло в 1927, и затем «Республика Шкид» переиздавалась каждый год. Но в начале 1936 Б. был репрессирован, и книга сразу же стала запрещенной - ее отправили в спецхран. Новое переиздание состоялось только после реабилитации, в 1961, с предисл. Маршака. С тех пор она неоднократно переиздавалась, прочно заняв место среди детской классики.

Читатели приняли книгу восторженно, в среде педагогов и критиков единодушия не было: Н.К.Крупская заявила, что школа Викниксора похожа на дореволюционную бурсу, А.С.Макаренко отозвался о «Республике Шкид» и истории этого педагогического эксперимента как об «истории педагогической неудачи» (Детство и литература // СС. М., 1971. Т.5.). В то же время М.Горький высоко оценил книгу в письмах С.Н.Сергееву-Ценскому, Макаренко и самим авторам: «...написали удивительно интересную книгу и сделали ее талантливо, гораздо лучше, чем пишут многие писатели зрелого возраста» (Горький М.СС: в 30 т. Т.30. С.13).

Оригинальность «Республики Шкид» в том, что традиционный сюжет «романа воспитания» дается в восприятии самих воспитанников.

Директор школы и его помощники, несмотря на трудности и частные неудачи, твердой рукой ведут своих воспитанников от хаоса анархической, полублатной вольницы к разумной и честной жизни. Школа имени Достоевского появилась в сложное и противоречивое время: только что закончилась Гражданская война, Питер постепенно оживал после голодных и страшных первых лет революции. Авторы честно, не приукрашивая, показали, как в самой Шкиде нашли отражение все эти веяния времени - и энтузиазм первых лет революции, всколыхнувшей огромную страну, и наивная самодеятельность масс, считавших, что они строят небывалое, счастливое общество, и торгашеский дух НЭПа, и уголовные замашки, приобретенные на улице. Центральная фигура повести - директор Виктор Николаевич Сорокин Викниксор). Авторам удалось ярко показать его характер и сущность педагогического метода. Подлинная фамилия реального директора была Сорока-Росинский. Это был широко и разносторонне образованный человек. К началу работы в Шкиде у него уже был 15-летний опыт педагогической работы, много статей. Суть его метода работы с трудными подростками сводилась к следующему: во что бы то ни стало разбудить дремлющие умственные способности, дать всестороннее - социальное, эстетическое и физическое - воспитание. Сорока-Росинский избрал гуманитарный уклон. На вчерашних беспризорников он обрушивал буквально лавину знаний по литературе, истории, философии, несколько иностранных языков. Он развивал и творческую самодеятельность подростков, устраивая игры, спектакли и литературные диспуты. Ребята занимались по 10 часов в день. Вначале они воспринимали этот режим как насилие ненавистных «халдеев», но вскоре природная любознательность победила, и почти все втянулись в учебу. Викниксору удалось сохранить и развить личность доверенных ему детей.

С выходом в свет «Республики Шкид» литературные пути Л.Пантелеева и Белых разошлись, но дружба сохранилась до конца жизни.

В 1930 Белых написал автобиографическую повесть «Дом веселых нищих» - одну из лучших книг о детстве, проходящем на фоне великих социальных потрясений. Необычным в книге было то, что рассказывал о событиях не сознательный революционер, а подросток, сторонний, но внимательный наблюдатель. Не было в книге ни обычной для того времени революционной риторики, ни политической тенденциозности, благодаря чему она легко читается и по сей день. Запрещенная, как и «Республика Шкид», она была переиздана только в 1965 с предисл. Л.Пантелеева. Последняя прижизненная публикация «Холщовые передники» (1932) - документальное повествование о революционном движении прядильщиков Петербурга. Когда писателя арестовали в 1936, был изъят и его архив, в т.ч. и новые неопубликованные работы. После реабилитации дочь писателя, Татьяна Григорьевна, видела в «Деле» упоминание о конфискованных рукописях повестей «Поколение» и «Психологический обман», но они до сих пор не найдены. Белых умер в ленинградской тюремной больнице им. Ф.П.Гааза.

А.В.Успенская

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 200-201.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Республика Шкид. М., 1927; Лапти / в соавт. с Е.Паиным. Л., 1929;

Сидорова коза: Пионерские юмористические рассказы. Л., 1929;

Белогвардеец. М., 1930;

Американская каша / в соавт. с Л.Пантелеевым. П., 1932;

Холщовые передники. Л., 1932;

Дом веселых нищих. Л., 1965;

Республика Шкид. Л., 1965;

Республика Шкид. Шкидские рассказы. Статьи. Письма. М., 1988;

Шкидские рассказы. Дом веселых нищих. М., 1999.

Литература:

Тальников Д. Дети революции // Красная новь. 1927. №9;

Горький М. О детской литературе // Горький М. Статьи, высказывания, письма. М., 1968; С.17.

Путилова Е.О. ...Началось в республике Шкид: Очерк жизни и творчества Л.Пантелеева. Л., 1986;

Яковлева Т. «Таких, как я, и с намордником не велено подпускать к триумфальным аркам Питера» // Комсомольская правда. 1992. 29 янв.