Анализ «Анна Снегина» Есенин. «Кто такая Анна Снегина в одноименной поэме Есенина

Действие происходит на рязанской земле в период с весны 1917 по 1923 г. Повествование ведётся от имени автора-поэта Сергея Есенина; изображение «эпических» событий передаётся через отношение к ним лирического героя.

В первой главе речь идёт о поездке поэта в родные места после тягот мировой войны, участником которой он был. Возница рассказывает о житье своих односельчан - зажиточных радовских мужиков. У радовцев идёт постоянная война с бедняцкой деревней Криуши. Соседи воруют лес, устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до убийства старшины. После суда и у радовцев «начались неуряды, скатилась со счастья вожжа».

Герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как «за чей-то чужой интерес» стрелял и «грудью на брата лез». Поэт отказался участвовать в кровавой бойне - выправил себе «липу» и «стал первый в стране дезертир». Гостя радушно встречают в доме мельника, где он не был четыре года. После самовара герой отправляется на сеновал через заросший сиренью сад - и в памяти возникают «далёкие милые были» - девушка в белой накидке, сказавшая ласково: «Нет!»

Вторая глава повествует о событиях следующего дня. Разбуженный мельником герой радуется красоте утра, белой дымке яблоневого сада. И снова, как бы в противовес этому, - мысли о безвинно изуродованных войной калеках. От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках радовцев с криушанами, о том, что теперь, когда прогнали царя, везде творится «свободы гнусь»: зачем-то открыли остроги и в деревню вернулись многие «воровские души», среди которых - убийца старосты Прон Оглоблин. Мельник, вернувшийся от помещицы Снегиной - старой знакомой героя, - докладывает, какой интерес вызвало его сообщение о приехавшем к нему госте. Но лукавые намёки мельника не смущают пока души героя. Он отправляется в Криушу - повидать знакомых мужиков.

У хаты Прона Оглоблина собрался мужицкий сход. Крестьяне рады столичному гостю и требуют разъяснить им все животрепещущие вопросы - о земле, о войне, о том, «кто такое Ленин?». Поэт отвечает: «Он - вы».

В третьей главе - события, последовавшие через несколько дней. К простудившемуся на охоте герою мельник привозит Анну Снегину. Полушутливый разговор о юных встречах у калитки, о её замужестве раздражает героя, ему хочется найти другой, искренний тон, однако приходится послушно разыгрывать роль модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные дебоши. Но сердца собеседников говорят о другом - они полны наплывом «шестнадцати лет»: «Расстались мы с ней на рассвете / С загадкой движений и глаз...»

Лето продолжается. По просьбе Прона Оглоблина герой отправляется с крестьянами к Снегиным - требовать землю. Из помещичьей горницы слышны рыдания - это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера. Анна не хочет видеть поэта: «Вы - жалкий и низкий трусишка, он умер... А вы вот здесь...» Уязвлённый, герой отправляется с Проном в кабак.

Основное событие четвёртой главы - известие, которое приносит в избушку мельника Прон. Теперь, по его словам, «мы всех р-раз - и квас! в России теперь Советы и Ленин - старшой комиссар». Рядом с Проном в Совете оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий «не мозоля рук». Именно он едет первым описывать снегинский дом - «в захвате всегда есть скорость». Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходит последнее объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых отношений по-прежнему разъединяют их. И опять остаётся только поэзия воспоминаний о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер «развеять тоску и сон».

В пятой главе - эскизный набросок событий, происшедших в стране за шесть послереволюционных лет. «Чумазый сброд», дорвавшись до господского добра, бренчит на роялях да слушает патефон - но «гаснет удел хлебороба», «фефёла! Кормилец! Касатик!» за пару измызганных «катек» даёт себя выдрать кнутом".

Из письма мельника герой поэмы узнает, что Прон Оглоблин расстрелян казаками Деникина; Лабутя, пересидев налёт в соломе, требует себе за храбрость красный орден.

Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его старики. Для него приготовлен подарок-письмо с лондонской печатью - весточка от Анны. И хотя внешне адресат остаётся холодным, даже чуть циничным, все же след в его душе остаётся. Финальные строки снова возвращают к светлому образу юношеской любви.

Поэма «Анна Снегина» Есенина отражает непростую судьбу людей, оказавшихся в мясорубке исторических событий в России в период 1917-1923 гг. На фоне социально-политического хаоса разворачивается любовная линия главных героев. Произведение, написанное Есениным в 1925 году, во многом автобиографично, и в полной мере раскрывает проблемы общества того времени сквозь призму мировоззрения автора.

При подготовке к уроку по литературе предлагаем читать онлайн краткое содержание «Анна Снегина» по главам. Также оно будет полезным и при заполнении читательского дневника.

Главные герои

Сергуша – главный герой, поэт, от лица которого ведется повествование. Образ имеет много общего с самим Есениным. Это молодой человек, дезертир, который, не вытерпев всех ужасов войны, возвращается в родное село.

Анна Снегина – молодая замужняя женщина, в которую был влюблен Сергуша в отрочестве. Отличается прекрасным самообладанием, живым и трезвым умом.

Другие персонажи

Мельник – радушный и гостеприимный мужчина средних лет, у которого останавливается Сергуша.

Жена мельника – простая, рассудительная женщина, отличная хозяйка.

Прон Оглоблин – один из жителей села, страстный агитатор и неплохой организатор. Но при этом отчаянный пьяница, драчун, смутьян.

Лабутя – брат Прона. Двуличный, трусливый и гоношистый крестьянин.

Мать Анны – решительная, хладнокровная женщина с чувством собственного достоинства.

Глава 1

Сергуша – «первый в стране дезертир» – отправляется в родные края. По дороге возница рассказывает ему все последние новости и сплетни. Выясняется, что мужики из богатого села Радово безуспешно воюют с менее благополучными соседями из села Криуши. Последние регулярно вырубают радовские леса, разворовывают припасы. В результате одной из стычек погибает старшина из Радово, за что с десяток крестьян оказываются в Сибири. С тех пор в Радово «скатилась со счастья вожжа» , и третий год местные жители страдают от пожаров и падежей скота.

Сергей отправляется к мельнику, у которого не гостил несколько лет. Мельник с супругой встречают его, как дорогого гостя.

Глава 2

Оказавшись в родных краях, Сергей любуется красотой природы, незамысловатым крестьянским укладом. Обладая чуткой душой, он восхищается – «Как прекрасна земля и на ней человек» . Но вместе с тем герой остро ощущает всю несправедливость войны, искалечивших тысячи людских жизней. Он выражает ярый протест против любых военных действий, в которых страдает, прежде всего, простой народ.

Жена мельника жалуется Сергуше на «сплошные мужицкие войны» , которые стали следствием безвластия. Открытые остроги принесли в эти края немало смуты, поскольку на свободе оказались воры и душегубы, в том числе и Прон Оглоблин – убийца старосты.

По дороге в Криуши герой встречает мельника, который сообщает ему о своем визите в дом Снегиных. Мельник рассказал им о приезде столичного поэта, и Анна узнала в нем некогда влюбленного в него мальчишку.

В деревне Сергей встречается с мужиками, которые признают в нем своего – «ты - свойский, мужицкий, наш» . Они просят им рассказать о войне, о переменах в жизни, о том, кто такой Ленин.

Глава 3

Сергей заболевает, и находится во власти лихорадки в течение нескольких дней. На момент выздоровления его навещает Анна Снегина – предмет его юношеской влюбленности. Они вспоминают былые времена, свои встречи, мечты, надежды.

Анна корит поэта за то, что тот ведет разгульную, бесшабашную жизнь, разменивая свой талант на пьяные дебоши. Сергей, в свою очередь, укоряет ее за раннее замужество. Однако взаимные упреки не волнуют главных героев. Оказавшись во власти воспоминаний юности, они расстаются только на рассвете.

На следующий день Прон Оглоблин обращается за помощью к поэту, чтобы тот посетил вместе с ним дом Снегиных, потребовав с них раздел земельных угодий. Оказавшись в родовом имении Анны, герой узнает, что ее муж погиб на фронте. Не сдерживая рыданий, она объявляет ему в лицо – «Вы – жалкий и низкий трусишка. Он умер… А вы вот здесь…» . Сергуша не в силах стерпеть подобное оскорбление, и его отношения с Анной прекращаются.

Глава 4

Обида, нанесенная Анной Сергуше, растворяется под влиянием безмятежного цветущего лета. Все время герой проводит на охоте, которая прогоняет его душевную тоску.

Прон сообщает герою важную новость – к власти в стране приходит Ленин. Для него это по-настоящему радостное событие, и он собирается незамедлительно устроить в своем селе коммуну. Забрав в Советы и своего разгульного братца Лабутю, он первым делом отправляется в имение Снегиных, чтобы описать все их имущество.

В доме мельника проходит последняя встреча Анны и Сергея. Между ними происходит разговор: Анна извиняется за излишнюю резкость и нанесенное оскорбление, а Сергуша ловит себя на мысли, что чувства по отношению к ней все еще живы.

Вечером все разъезжаются: поэт отправляется в Петербург, а Снегины навсегда покидают Россию.

Глава 5

После последних событий проходит 6 лет. «Суровые, грозные годы» , выпавшие на долю России, полностью изменили вектор ее исторического развития.

Сергей получает письмо от мельника, в котором узнает о гибели Оглоблина, расстрелянного казаками. Поэт поддается на просьбу мельника и приезжает погостить к нему. Вновь оказавшись в родных краях, он замечает, что политические катаклизмы никак не коснулись его села: природа все так же прекрасна, а его приятель мельник по-прежнему весел и радушен. Он преподносит Сергуше подарок – письмо от Анны, написанное из Лондона. В нем она делится своей ностальгией по России, выражает нежные чувства к поэту.

Поначалу герой не понимает значимость этого «беспричинного» письма. Но вскоре его одолевают воспоминания, в которых он был молод, счастлив, и безумно влюблен в «девушку в белой накидке» . Поэт понимает, что все это время любовь незаметно жила в его сердце, согревая своим теплом в минуты суровых жизненных испытаний.

Заключение

В произведении «Анна Снегина» автор ясно выказывает свою гражданскую позицию: он против войны, против любых насильственных методов, когда брат идет на брата. Также поэт раскрывает проблему нравственного выбора и ответственности за свои поступки.

После прочтения краткого пересказа «Анны Снегиной» рекомендуем ознакомиться с полным вариантом поэмы Есенина.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 225.

гС.А.Есенин

Поэма «Анна Снегина» (1925)

«Анна Снегина» - это поэма о переплетении истории и человеческих судеб, о временном и вечном, о вражде и любви. Однако название поэмы утверждает: жизнь в человеке значительнее, чем жизнь вне человека, всё основное сосредоточено в Анне Снегиной и в тех отношениях, которые связывают с ней поэта. Исторические события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Разговоры с мельником, охота, радость возвращения на родину, встреча с былой любовью – это и более важно, и более значимо, чем разговор о Ленине, митингующие мужики, желание Прона «всех р-раз и квас!»

Россия во времена социальных потрясений. Образ времени – один из центральных в поэме, события охватывают несколько лет: первая мировая война – Февральская революция 1917 года – октябрьский переворот 1917 года – гражданская война - 1923 год, утверждение в России новой эпохи. «Суровые, грозные годы» отразились на частных судьбах всех героев поэмы. С первых строк чувствуется, что покачнулось что-то в устоявшемся крестьянском укладе жизни, что-то надломилось. В мир врывается насилие, оттого и все несчастья («то падёж, то пожар»), оттого и нет мира ни в отношениях людей, ни в их душах:

У нас здесь теперь неспокойно,

Испариной всё зацвело.

Сплошные мужицкие войны –

Дерутся селом на село…

Посыпались все напасти

На наш неразумный народ.

Добро и зло уже неразличимы. Что всегда считалось смертным грехом – убийство, воровство – теперь ненаказуемо, нет внутреннего запрета насилию: Прон Оглоблин, убийца старшины, не только не предан анафеме, но и верховодит мужиками.

Анна Снегина. Само имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина – символ чистоты первого снега, цветение белой, как снег, черёмухи, белое платье той девушки из юности поэта. Тема Анны Снегиной в поэме – тема драматической судьбы человека, лишенного родины, любимого человека, всего, что было дорого. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, - это печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. В новой России для Анны не оказалось места. Остались лишь воспоминания, то, что никто не в силах отнять, - воспоминания о родине, весне, молодости, любви.

Поэт. Поэт - главный герой поэмы, автобиографический образ, во многом тождественный самому автору. Поэт не принимает в революционном переустройстве деревни непосредственного участия, скорее, наблюдает со стороны, лишь поневоле становясь иногда участником (когда Прон везёт его к Снегиным просить землю). Поэт утверждается не столько участием , сколько именно неучастием – неучастием в войне, в революции, то есть неучастием в насилии. Однако это не означает, что он замыкается на себе, отгораживается от мира - все происходящее вызывает сильный отклик в его духовном мире: чувство упоения жизнью, радость возвращения на родину тут же сменяются горькими размышлениями о бессмысленности и жестокости войны, абсурдности убийства человека человеком:

Как прекрасна

И на ней человек.

И сколько с войны несчастных

Уродов теперь и калек.

Простые человеческие ценности: родина, природа, любовь – для поэта важнее всего.

Прон Оглоблин . Время раскололо целостный мир деревни, разметало людей. В одном лагере оказались Анна и поэт, в другом – Прон и его брат Лабутя. Впервые мы узнаем о Проне из рассказа жены мельника:

Булдыжник, драчун, грубиян.

Он вечно на всех озлоблен,

С утра по неделям пьян.

Таких теперь тысячи стало

Творить на свободе гнусь.

Прон спьяну «в печёнки и в душу костит обнищалый народ», быстро усваивает принцип новой власти – отобрать и разделить, досадует: «Крестьян еще нужно варить», когда те не сразу понимают простоты захвата, простоты силы. Новая власть близка и понятна Прону, потому что она дает свободу «всех р-раз и квас!»

Прон – один из тех, кто делал революцию. В нем воплотилось разинско-пугачевское начало, направленное прежде всего на захват, насилие, не случайно сама фамилия Прона связывается рифмой со словом «озлоблен». Подобные Прону никогда не различали, где правый, где виноватый («В захвате всегда есть скорость, даёшь – а разберём потом»). Прон вызывает сочувствие лишь тогда, когда читатель узнает о его гибели от рук деникинцев во время гражданской войны. Как и многие люди революции, он гибнет в пучине того насилия, которое разжигал сам.

Лабутя. В отличие от Прона, личности сильной и яркой, его брат Лабутя – «хвальбишка и дьявольский трус». Это единственное его определение. Лабутя из тех, кто живет, «не мозоля рук», кто всегда был неуважаемым среди крестьян. Революция подняла прежде всего таких вот «лабуть»: теперь они в Совете, теперь они первыми едут описывать барские дома, а при первой же опасности – думают лишь о себе, всегда находя поблизости «солому», куда можно спрятаться.

Мельник. Есть в поэме герой, чья жизнь построена на прежних, веками выработанных нормах нравственности, - мельник. Всё меняется – лишь мельник и его жизнь неизменны, словно нет войн и революций, нет насилия и разъединяющей вражды. В эпоху разлома и разъединения мельник своей добротой и милосердием соединяет людей. Для него нет «наших» и «ненаших», когда у Снегиных обобрали дом, мельник «хозяек привёз к себе». Он помогает тому, кому помощь нужна, независимо от «классовой принадлежности». И если что-то находит поэт неизменным – то это прежде всего душевная распахнутость, искренняя радость, доброта и хлебосольство мельника. Мельник в поэме становится воплощением самой России, того вечного, коренного в ней, которое не подвержено никаким внешним переменам. Таким образом, Есенин в поэме высказывает концепцию жизни – свой взгляд на мир, на события, на то, что сметается временем, а что остается неизменным и вечным.

...Я понял, что такое поэзия. Не говорите,..
что я перестал отделывать стихи.
Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме
стал еще более требователен. Только я пришел к простоте...
Из письма к Бениславской
(в период работы над поэмой)

По-моему, лучше всего, что я написал.
С. Есенин о поэме

Лирический план поэмы. Название.
Образ Анны Снегиной. Образ главного героя - Поэта

Поэма автобиографична, в ее основе - воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

В образе героя - поэта Сергея - мы угадываем самого Сергея Есенина. Прообраз Анны - Л.И. Кашина (1886-1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ - вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации.

Поэма "Анна Снегина" лиро-эпическая. Ее главная тема - личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна - центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени - полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина - символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя - символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

Лирический сюжет - история несостоявшейся любви героев - в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, и чувства и настроения их импрессионистичны, интуитивны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции - в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, - печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в поэме.

Поэт - герой поэмы - постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:

Ничто не пробилось мне в душу, Ничто не смутило меня. Струилися запахи сладко, И в мыслях был пьяный туман... Теперь бы с красивой солдаткой Завесть хорошо роман.

И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: "Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал".

И лишь в финале звучит светлый аккорд - воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы - это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но - и это главное в поэме - все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как "живая жизнь":

Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: "Нет!" Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.

Эпический план. Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне; образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника)

Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси - действие в поэме кончается 1923 годом. События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора, - ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена.

Одна из главных тем поэмы - тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне времен революции и гражданской войны неспокойно:

У нас здесь теперь неспокойно. Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие войны - Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не "пропала Расея". Осуждение войны - империалистической и гражданской - одна из главных тем поэмы. Война осуждается различными персонажами поэмы и самим автором, который не боится назвать себя "первым в стране дезертиром".

Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судоргу щек...

Отказ от участия в кровавой бойне - не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.

Есенин, при том, что основу народной жизни он видит в трудовом крестьянстве, не идеализирует русское крестьянство. Саркастически звучат слова, которыми представители разных интеллектуальных слоев именовали крестьянина:

Фефела! Кормилец! Касатик! Владелец землей и скотом, За пару измызганных "катек" Он даст себя выдрать кнутом.

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой.

Для Есенина главное - нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.

Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки. В поэме, например, не романтизируется революционность Прона Оглоблина: Прон для Есенина - новое проявление национального характера. Он русский традиционный мятежник новой формации. Такие, как он, то уходят в глубину народной жизни, то вновь вырываются на поверхность в годы "безумных действия".

Прон является воплощением пугачевского начала. Вспомним, что Пугачев, объявивший себя царем, стоял над народом, был деспотом и убийцей (см., например, "Историю Пугачева" А.С. Пушкина с приложенным к ней огромным списком жертв Пугачева). Над народом стоит и Прон Оглоблин:

Оглоблин стоит у ворот И спьяну в печенки и в душу Костит обнищалый народ. "Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас!" И тут же, меня завидя, Снижая сварливую прыть, Сказал в неподдельной обиде: "Крестьян еще надо варить".

Прон Оглоблин, по словам старухи-мельничихи, "драчун, грубиян", который "с утра по неделям пьян...". Для старухи-мельничихи Прон - разрушитель, убийца. Да и у самого поэта Прон вызывает сочувствие лишь там, где говорится о его гибели. В целом автор далек от Прона, между ними присутствует какая-то неопределенность. Позже аналогичный тип переломной эпохи встретится у М. Шолохова в "Поднятой целине" (Макар Нагульнов). Дорвавшись до власти, такие люди думают, что все делают для блага народа, оправдывая любые кровавые преступления. Трагедия раскрестьянивания в поэме лишь предчувствуется, но сам тип вожака, стоящего над народом, подмечен верно. Прону противостоит в поэме Есенина иной тип народного вожака, о котором народу можно сказать: "Он - вы" (о Ленине). Есенин утверждает, что народ и Ленин едины по духу, они близнецы-братья. Крестьяне спрашивают Поэта:

"Скажи, Кто такое Ленин?" Я тихо ответил: "Он - вы".

"Вы" - то есть народ, чьи чаяния воплотились в вожде. Вождь и народ едины в общей вере, фанатичной вере в скорое переустройство жизни, в очередную вавилонскую башню, строительство которой закончилось очередным нрав- ственно-психологическим срывом. Не конъюнктурные соображения заставили Есенина обратиться к Ленину, а вера, может быть, точнее - желание веры. Потому что душа поэта была раздвоена, в ней боролись противоречивые чувства по отношению к новому миру.

Другой персонаж, тоже верно подмеченный Есениным, - крестьянский тип переходной эпохи Лабутя Оглоблин - не нуждается в особых комментариях. Рядом с Проном Лабутя "...с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет "не мозоля рук". Он необходимый спутник Прона Оглоблина. Но если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое звучание, то жизнь Лабути - жалкий, отвратительный фарс (и гораздо более жалкий фарс, чем, например, жизнь шолоховского деда Щукаря, которого в чем-то и пожалеть можно). Показательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником. Принцип Лабути - жить "не мозоля рук", он "хвальбишка и дьявольский трус". Не случайно Прон и Лабутя - братья.

У Прона был брат Лабутя, Мужик - что твой пятый туз: При всякой опасной минуте Хвальбишка и дьявольский трус. Таких вы, конечно, видали. Их рок болтовней наградил... Такие всегда на примете, Живут, не мозоля рук...

Еще один крестьянский тип в поэме - мельник - это воплощенная доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: "За милую душу!" Он-то, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.

Язык поэмы

Отличительной чертой поэмы является ее народность. Есенин отказался от изысканной метафоры и обратился к богатой разговорной народной речи. В поэме речь персонажей индивидуализирована: и мельника, и Анны, и старухи-мельничихи, и Прона, и Лабути, и самого героя. Поэма отличается многоголосием, и это соответствует духу воспроизводимой эпохи, борьбе полярных сил.

Эпическая тема поэмы выдержана в реалистических некрасовских традициях. Тут и сосредоточенность на народных бедствиях, и сюжет о народном вожаке, и образы крестьян с индивидуальными характерами и судьбами, и повествование о деревнях Радово и Криуши, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особенности речи крестьян, и свободный переход из одной языковой культуры в другую. Не случайно в одной из современных Есенину статей прозвучала мысль о поэме-романе с его многоголосием и многосторонностью изображения жизни.

О поэме Сергея Есенина "Анна Снегина"

Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.

Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.

Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности. С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало" его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".

Есенина потрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами "междоусобного раздора" деревни, "календарный Ленин" вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, "Капитал" вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении "Русь советская":

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта - в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В центре поэмы - личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.

Личная тема здесь главная. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре - судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина - символ чистоты белого снега - перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы - в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.

Скрытый конфликт благополучного села Радово ("У каждого сад и гумно") с бедствующей деревней Криуши, которая "пахала одной сохой", приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: "...они в топоры, мы тож". А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:

В скандале убийством пахнет.

И в нашу и в их вину

Вдруг кто-то из них как ахнет! -

И сразу убил старшину.

Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как "выпить в шинке самогонки". Этот сельский революционер - "драчун, грубиян", он "с утра по неделям пьян..." Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:

Оглоблин стоит у ворот

И спьяну в печенки и в душу

Костит обнищалый народ:

"Эй вы! Тараканье отродье!

Все к Снегиной! Р-раз и квас

Даешь, мол, твои угодья

Без всякого выкупа с нас!"

"Тараканье отродье!" - вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он "с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет, "не мозоля рук". Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути - жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.

Мельник в поэме - это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его "идеальном" варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.

Когда "чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот", когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого - "счастливой были" - и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, "девушка в белой накидке" исчезли в "прекрасном далеке" юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением:

Вам больно, Анна,

За ваш хуторской разор?

Но как-то печально и странно

Она опускала свой взор...

Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны - империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, "лелеющей душу гуманностью", ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя "сколько зарыто в ямах", сколько "уродов теперь и калек", мог написать:

Я думаю,

Как прекрасна