Виды и методики работы с детьми. Методы работы с детьми в современных условиях. Приёмы игровой психокоррекции

Как вырастить ребенка, чтобы он был талантлив, успешен, открыт в общении? Чтобы он просто радовался жизни? Все матери задаются этим вопросом. И никто, будь это психолог или священник, или тот же успешный человек, не может дать на него ответа. Мы перечитываем кучу литературы, смотрим познавательное видео, но все равно однозначной точки зрения нет. Тем не менее, ответ существует, и кроется он в постоянных . Только не в прямом смысле этого слова. Просто при работе с детьми над их развитием можно использовать разные методы, которые помогут выявить, какими талантами обладает ребенок, а что дается ему тяжелее, подкорректировать его , развить определенные качества.

Иллюстрирует богатое разнообразие культурно внедренных путей, с помощью которых дети ориентируются на здоровье и благополучие многодисциплинарных. Опираясь на международные эксперты, использующие как количественные, так и качественные исследования психологии, социальной работы, психиатрии, сестринского дела, образования, криминологии, ухода за детьми и подростками, здоровья сообщества и семейной терапии. Обеспечивает широкие перспективы развития по устойчивости, от теории и методов исследования до вмешательств с отдельными людьми, семьями и сообществами. Разъясняет конструкцию устойчивости с точки зрения ученых и практиков в области устойчивости в связанных со здравоохранением дисциплинах из различных методологических парадигм в социальных науках и людских услугах. Соединяет теорию с практикой. . По сути, любой, кто работает с молодежью или заинтересован в вопросах развития, касающихся детей и молодежи в клинических, жилых или общественных местах, найдет Справочник Унгара, который будет иметь большую ценность.

Выбор методов работы с детьми зависит от их возраста. Например, для детей от трех до одиннадцати лет используют три основных метода (терапии) - игровой, песочный и творческий (арт-терапия). При работе с детьми старшего возраста - ряд других методик.

Игровая терапия

Взрослые люди периодически сталкиваются с конфликтами, не только с внешними, конфликтуя с другими людьми, но и с внутренними - с самим собой. А что говорить про маленького ребенка, когда он сплошь и рядом встречает противоречия и часто не знает, какую сторону выбрать, кто прав в той или иной ситуации, и как поступать ему. Например, он пошел в садик и там мальчик из группы дал ему подзатыльник. Он бы хотел отлупить его в отместку, но ведь мама учила быть хорошим и не бить других, даже если тебя провоцируют. Он не знает, как поступить, а рассказать маме может постесняться, ведь считает себя маленьким мужчиной. Это может породить внутренний конфликт и привести к тому, что на второй день, решив отомстить, он может намного сильнее отлупить обидчика, чем тот его ранее.

Риск, устойчивость и преодоление в чрезвычайных ситуациях детей. Лори МакКуббин и Гамильтон МакКубин. Культура и этническая идентичность в устойчивости семьи: динамические процессы в травме и трансформации коренных народов. Уроки, извлеченные из плохой городской афро-американской молодежи: устойчивые сильные стороны в борьбе с неблагоприятными средами.

Гендерная адаптация, устойчивость и борьба с насилием. Жаклин МакАдам-Крисп, Льюис Аптекар и Ванджику Киронё. Теория устойчивости и ее применение к беспризорным детям в мире меньшинств и большинства. Исаак Приллеленский и Ора Приллеленский. Помимо устойчивости: смешение благополучия и освобождения в профессиях по оказанию помощи.

Для этого и существует игровая терапия. Во-первых, она позволяет установить с ребенком контакт. Во-вторых, понаблюдать за ним и определить, есть ли у него проблема, к примеру, излишняя агрессия. Если есть, посредством игры, вкладывая слова, адресованные ребенку, в уста героев игры (футболиста, куклы), можно подсказать ему, как себя вести. Это очень полезный метод, когда ребенок не может или не хочет сам рассказать о том, что его тревожит.

Синди Блэксток и Нико Тромке. Благосостояние детей на уровне общин для детей-аборигенов: поддержка устойчивости посредством структурных изменений. Жуки, буллофы и бабочки: вклад естественной среды в развитие и устойчивость детей. Методологические проблемы при изучении устойчивости.

Качественное исследование устойчивости: взносы и риски. Джон Леблан, Пэм Тэлботт и Венди Крейг. Психосоциальное здоровье молодежи: международная перспектива. Лаура Кэмфилд и Аллистер Макгрегор. Устойчивость и благополучие в развивающихся странах. Майкл Унгар и Линда Либенберг.

Метод песочной терапии

Его используют не только для терапии, но и для . «Играться» с песком психотерапевты предлагают даже взрослым, не говоря уже о детях. Инструментом тут служит не только песок, но фигурки для того, чтобы сформировать что-то из песка. Но намного интереснее понаблюдать за тем, как ребенок сам будет фантазировать с рассыпчатой субстанцией. Это может рассказать о многом. Ведь каждая нарисованная на песке картинка, каждая вылепленная фигурка не случайна и имеет для малыша свое значение. Рельеф, созданный им из песка, может отражать его , переживания, неразрешенные для него вопросы.

Международный проект устойчивости: метод смешанных методов для изучения устойчивости в разных культурах. Захава Соломон и Авиталь Лауфер. Израильская молодежь справляется с террором: уязвимость и устойчивость. Марион Браун и Марк Колбурн. Согнутый, но не сломанный: Изучение странной молодости.

Алеан Аль-Кренави и Веред Слоним-Нево. Психосоциальное функционирование детей из моногамных и полигамных семей: последствия для практики. Укрепление семей и общин: создание системы для повышения устойчивости. Профессиональный дискурс социальных работников, работающих с молодыми людьми из группы риска в Гонконге: риск или устойчивость.

В играх с песком есть еще один немалый плюс. Они активизируют воображение малыша, помогают ему самовыражаться. Он может изобразить проблему, которая его волнует, а это означает, что он уже на пути к ее решению.

Арт-терапия

Этот метод работы с детьми напрямую связан с искусством. Он направлен на то, чтобы дети могли более ясно выразить свои тревоги и внутренние противоречия, а также на их самовыражение. В арт-терапии предусматривается использование в первую очередь различных художественных инструментов: красок, глины, карандашей, фломастеров. Этим методом пользуются воспитатели в детсадах, психологи в школах. Они задают тему и просматривают, что же ребенок нарисовал. Если рисунок вызывает у них подозрение, что с его маленьким автором что-то не так в психологическом плане, это обговаривается с его родителями. Это может случиться, например, когда малыш постоянно рисует мрачные картины темных оттенков красок.

Джерри Томас и Джордж Менампарампил. Устойчивая молодежь в Северо-Восточной Индии: роль религиозных организаций в сообществах, пострадавших от насилия. Альтернативные подходы к укреплению здоровья и благополучия детей: доступ к ресурсам сообщества для поддержки устойчивости.

Нэнси Макдональд, Джоан Глоде и Фред Вена. Уважение к аборигенным семьям: обычное обслуживание и групповые групповые конференции. Александр Махнах и Анна Лактионова. Социальные и культурные корни российской молодежной устойчивости: вмешательства государства, общества и семьи.

Вы должны понимать, что малыш иногда просто не может выразить словами то, что его тревожит. Будь это игра или рисунок - «там» он чувствует большую уверенность в себе. В первую очередь он расслабляется, далее - совладает со своими страхами. Он также учится, как себя вести в конкретных жизненных ситуациях. Другими словами методы работы с ребенком помогают развить его самопознание.

Мэри Армстронг, Бет Струл и Роджер Бутроид. Перехват устойчивости и системы ухода. Молодежное гражданское участие: обещание и опасность. Тойен ван Теффелен, Хания Битар, Салем Хабаш. Устойчивость в палестинской молодежи. Устойчивость и молодые афро-канадские мужчины.

Луис Дуке, Джоан Клевенс, Майкл Унгар и Анна Ли. Предотвращение насилия среди детей в Колумбии. Объем объединяет экспертов в смежных областях исследований на международном уровне, представляя как количественные, так и качественные исследования по психологии, социальной работе, психиатрии, сестринскому делу, образованию, криминологии, уходу за детьми и молодежью, общественному здоровью и семейной терапии.

Что касается методов работы с подростками (13-20 лет), они имеют свою специфику. Тут уже в песочек не поиграешь, тем более, когда подросток начинает позиционировать себя как взрослую личность и относиться пренебрежительно к играм. Ключевыми проблемами подростка является формирования его мировоззрения и поиска своего «я» в этом мире, ведь до этого он преимущественно жил по системе ценностей своих родителей. Чтобы помочь подростку разобраться в себе, нужно больше с ним разговаривать, даже если он сначала будет принимать в штыки ваши разговоры. Но именно общение с подростком в разных его формах является основным методом работы с ним. Это поможет ему разобраться в себе и принять себя таким, какой он есть.

Формы и методы работы с детьми

В книге сформулирована широкая перспектива развития в отношении устойчивости, охватывающая весь спектр тем в этой области, поскольку она переходит от теории к методам исследования, к вмешательствам с отдельными лицами, семьями и сообществами. В томе четко указывается, как работа, проделанная учеными-разработчиками устойчивости, дополняет работу практиков в дисциплинах, связанных со здоровьем, из различных методологических парадигм, объединяя главы вокруг общих тем, которые представляют собой целостный вклад в эту новую область обучения.

Наилучше о том, какие именно методы терапии подойдут вашему ребенку, как повлиять на него, знает, конечно же, психолог, к которому будет не лишне обратиться.

Специально для - Ольга Павлова

Роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося может сыграть высокая позитивная мотивация, однако этот принцип не работает в обратном направлении - никакие способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Укажите свое имя, контактную информацию и название названия, для которого вы хотите получить дополнительную информацию. Работа с семьями и молодежью лежит в основе хорошей семейной практики. Чтобы успешно проводить оценку, планирование случаев и управление случаями, работники-сотрудники должны обладать навыками общения с детьми, молодежью и семьями, чтобы помочь им укрепить навыки межличностного общения, воспитания и решения проблем.

Элементы эффективной работы с семьями включают вовлечение семей и молодежи; оказание непосредственной помощи в решении проблем, с которыми сталкивается семья, включая консультирование, обучение родителей и моделирование; и продолжая оценивать - с семьей - их сильные стороны, потребности и прогресс.

Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, его умения организовать учебный процесс, его творческого поиска. Порою в результате творческого поиска рождаются интересные нестандартные формы обучения, что позволяет повысить интерес к предмету или вернуть уже утраченный.

Привлечение клиентов из ориентированного на конкретные потребности решения. Пенсильвания Программа обучения детей. Обучает навыкам работников использовать стратегии, ориентированные на решение, при работе с семьями, связанными с системой социального обеспечения детей.

Индивидуальный подход, основанный на сильных сторонах в общественных системах ухода за детьми. Среди стратегий, которые имеют решающее значение для повышения безопасности, постоянства и благополучия детей и семей, связанных с благосостоянием детей, - это адаптация услуг к уникальным потребностям, основываясь на сильных сторонах.

Готовых ответов на вопросы «Что сделать, чтобы ребенок хотел учиться?» или «Как спланировать деятельность на уроке?» педагог не найдет не в одном учебнике, ни в одном методическом пособии. Он сам должен сконструировать ту схему, которая подходит именно его предмету, именно этим учащимся, именно на этом этапе изучения темы с учетом условий обучения. Но все же в практике уже существует ряд форм нестандартного проведения уроков:

Мотивационное интервьюирование в практике социальной работы. Хохман Представляет практикующих и студентов социальной работы метод доказательства, основанный на доказательствах, который помогает клиентам использовать свои сильные стороны, чтобы совершать и осуществлять позитивные изменения.

Практика социальной работы с семьями: подход на основе отказоустойчивости. Ван Хук Представляет модель для оценки семей, использующих систему отказоустойчивости, и связывает концепции отказоустойчивости с подходами семейной терапии. Академия обучения Северной Калифорнии Изучает трудности, связанные с оценкой основанных на силе подходов к работе с детьми и семьями, и делится результатами исследований трех программ на основе силы, которые используют шкалу поведенческих и эмоциональных оценок и результаты размещения для оценки эффективности программ.

  • урок-практикум,
  • урок-путешествие,
  • урок-ролевая игра,
  • урок-игра,
  • урок-аукцион,
  • урок-сказка,
  • интегрированный урок.

Урок-исследование. Такая форма проведения урока относится к проблемному методу обучения, являющимся мощнейшим способом повышения интереса к изучаемому предмету. В начале урока-исследования перед учащимися ставится проблема или тема урока, сформулированная в виде вопроса, и в течение урока учащиеся должны найти решение проблемы или ответ на вопрос. Учащиеся на уроке проводят наблюдения, сопоставляют те или иные факты, делают предположения, формулируют выводы и т.п. На таких уроках дети заинтересованы конечным результатом. Уроки-исследования хорошо вписываются, например, в тематику уроков биологии в 6 классе, где можно за объект исследования брать свойства воздуха, воды, почвы, т.к. при ознакомлении со свойствами предполагается проведение опытов, наблюдение за объектами и формулирование выводов. Также исследование может быть проведено на уроках биологии и в других классах. Например:
- в 7 классе исследование можно провести по темам «Условия, необходимые для прорастания семян», «Листопад и его значение»,
- в 8 классе - «Внешнее строение и образ жизни насекомых», «Комнатная муха»,
- в 9 классе - «Состав крови», «Газообмен в легких и тканях» и т.п.

Перспектива сильных сторон в практике социальной работы. Сильные семьи во всем мире: сильные исследования и перспективы. Эта стена вокруг моего сердца: семейная практика. Автор исследует эффективные способы использования сотрудниками семейных служб для решения этих межличностных моделей с использованием подхода, ориентированного на семью.

Теперь, когда мой 11-летний сын может участвовать в других мероприятиях сообщества, меня часто спрашивают: «У вас есть какие-то советы по работе с Луи?». По мере того как население детей с особыми потребностями продолжает расти, все больше и больше лидеры разведчиков, футбольные тренеры, инструкторы по религиозному воспитанию, библиотекари, музыкальные учителя и другие взрослые впервые работают с этими детьми.

Тематика уроков СБО представляет довольно большой спектр выбора тем для уроков-исследований.

Урок-практикум. Эти уроки способствуют пробуждению потребности в познании того, что изучается на данный момент по предмету. Особое место на этом уроке занимают практические и лабораторные работы, так как именно они позволяют подвести учащихся к самостоятельным выводам о том или ином явлении, об условиях его протекания. И на основе данных, полученных во время практической работы, учащиеся сами делают выводы на уровне теоретических обобщений. Такие уроки проводятся по биологии и СБО в 5-9 классах.

Многие из этих взрослых являются добровольцами, которые щедро отдают свое время и знания; другие высококвалифицированы в своей области, но мало или совсем не знают об инвалидах. Вот восемь важных советов, которые вы должны передать людям, которые будут работать с вашим специальным ребенком.

Самая большая ошибка, которую делают взрослые, когда они встречаются с кем-то вроде Луи, не в состоянии взаимодействовать с ним. Обычно они пытаются задать ему вопрос, затем взрослый сдаётся и начинает говорить со мной. Один раз человек кричал на него вопросы со всего поля и не мог понять, почему Луи убежал!

Урок-путешествие. Уроки такой формы полностью работают на повышение мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности, так как предусматривают преодоление ряда этапов заданий на протяжении всего путешествия, тем самым заинтересовывая ученика, заманивая его в путь-дорогу по стране знаний. А путешествовать можно повсюду - это зависит лишь от фантазии педагога. Это может путешествие капельки крови по сосудам в организме человека, путешествие по морям и рекам с целью изучения морских и речных рыб, путешествие в царство бактерий с целью изучения их разнообразия и размножения, путешествие капельки воды по кругу с целью изучения круговорота воды в природе и т.д.

Оборудование и оснащение кабинета

Те же правила вежливой беседы распространяются на взрослых и детей. Сначала расскажите о себе и объясните, как вы связаны с ребенком. В зависимости от особых потребностей ребенка может потребоваться взять руку ребенка, поместить руку на плечо ребенка или даже коснуться лица друг друга, чтобы сделать правильное введение.

Затем объясните, что вы будете делать с ребенком. Объясните различные этапы деятельности, включая начало и конец, - делая как можно больше зрительного контакта. Некоторые дети с особыми потребностями воспринимают сенсорный ввод по-разному и могут неспособен высказать дискомфорт. Помните, что все поведение - это общение. Всегда следите за этими различиями и думайте о том, что поведение ребенка сообщает вам. Если вы не уверены, что видите, попросите родителей ребенка или других взрослых за советом.

Урок-экскурсия. Экскурсии могут быть реальными, когда есть возможность посетить объект, и виртуальными, когда нет такой возможности. Ребятам это очень интересно, особенно если тема касается их личного опыта, где они могут как-либо себя проявить.

Урок-ролевая игра. Такие уроки моделируют самые разнообразные реальные жизненные ситуации для различных целей - изучение и закреплениенового материала, расширение знаний по теме, отработка навыков и т.п. Уроки ролевых игр нравятся ученикам тем, что они могут примерить многие роли на себя, решать те или иные вопросы как настоящие врачи, продавцы, ученые и люди многих других профессий. Такие уроки дают почувствовать себя в роли взрослых, принимающих серьезные решения. Такие уроки многопланово проводятся по СБО, так как тематика применения очень широка и сам предмет нацелен на подготовку ребят к самостоятельной жизни в обществе.

Много лет назад у моего сына был негативный опыт в адаптированном плавающем классе. Дети в классе находились в возрасте от 3 до 18 лет, и у двух инструкторов дети сидели на краю бассейна с ногами в воде, а по очереди работали индивидуально с каждым ребенком.

Метод песочной терапии

С этим планом было несколько проблем. Во-первых, вода была глубокой, а дети, сидевшие на краю, находились в постоянной опасности попасть внутрь. Во-вторых, дети дрожали, пока они ждали своей очереди, что усиливало их беспокойство и общий дискомфорт. В-третьих, все младшие дети кричали, когда один из инструкторов поплыл и внезапно выкопал их в воду от своих родителей.

Урок-игра. К такой категории уроков относятся уроки-КВНы, викторины, брейн-ринги и многие другие игровые уроки, написанные по телевизионным передачам. Ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Ведущий вид деятельности ребенка-школьника - учеба. Но у детей с нарушенным интеллектом детство затягивается надолго и чаще всего игра остается соведущей деятельностью учения. Ученики очень любят играть. Как же не воспользоваться такой возможностью с целью повышения мотивации? А как проиграть тот или иной урок - зависит от самого педагога. Но дети будут очень активными, заинтересованными участниками урока-игры. Главное - не заиграться.

Все эти проблемы можно было бы легко избежать с здравым смыслом: сначала поставить безопасность и организовать обстановку для физического и эмоционального комфорта. Напротив, в Круге Дружбы была модель здравого смысла и позитивной поддержки. В первый день пары детей практиковали передачу мяча друг другу, чтобы повысить свою уверенность. Взрослые циркулировали вокруг тренажерного зала, чтобы все были в безопасности и хорошо провели время. Детям, нуждавшимся в перерыве, было место для отдыха. Во время игры в тот день у каждого ребенка была возможность бросить мяч и забить.

Урок-аукцион. Дает возможность учащимся показать себя. Цель «урока-аукциона» — повторить и укрепить знания учащихся по пройденной теме, показать практическое применение знаний. На уроках-аукционах ученики более самостоятельны в решении различных учебных заданий, у них есть возможность проявить себя.

Урок-сказка. Такая форма проведения урока захватывает учащихся целиком. На уроке, вписанном в канву какой-либо сказки, дети выполняют задания сказочных героев, выручают их из плена, преодолевают различные препятствия и к концу урока есть ощутимый результат, и поставленная цель всегда достигается и реализуется.

Интегрированный урок. На интегрированных уроках есть возможность показать значимость приобретаемых знаний и умений. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на одном каком-то уроке, в совершенно другой области. Так, например, познакомились со свойствами воды на биологии, а применили полученные знания на уроках социально-бытовой ориентировки. Главное продумать единую нить, которая смогла бы объединить два или несколько предметов для получения и закрепления определенных знаний и умений. Для создания успешной мотивации важно показать ребенку значимость получаемых знаний, т.е. возможность их применения в той или иной сфере. Это и позволяют сделать интегрированные уроки.

Если спросить ученика: «На каком уроке тебе интересней учиться - на обычном уроке или не совсем обычном, нетрадиционном?», то он, конечно же, ответит, что интересней там, где играют, путешествуют, соревнуются. Действительно, на нетрадиционных уроках дети работают с большим удовольствием, проявляют активность и любопытство. Учащиеся с радостью приступают к выполнению задания и выполняют их лучше, чем на обычных уроках. Если спросить меня «На каком уроке активность ваших ребят больше - на обычном или нетрадиционном?», то я отвечу, что на нетрадиционном уроке активность учащихся зачастую не просто высокая, а очень высокая. Такие уроки очень продуктивны. Качество знаний на таких уроках повышается, развивается познавательный интерес, память, дети больше запоминают материала, и, конечно же, повышается интерес к предмету. На них повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности даже у слабых учащихся, так как они чувствуют себя увереннее. Но главное - не перестараться, а то тогда нетрадиционное станет традиционным и интерес снова исчезнет. Поэтому следует чередовать формы обучения учащихся и помнить, что не форма определяет содержание, а наоборот - содержание определяет форму.

Форма проведения урока важна, но важны и формы организации учебной деятельности на уроке. Существует три вида организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная. Но стоит помнить и о том, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка с нарушенным интеллектом является игра, а значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения таких детей. Педагог должен объединить игру и учебный процесс, точнее - применить игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, потенциал игры как мотив будет направлен на более успешное освоение школьниками образовательной программы.

При фронтальном обучении учитель руководит учебно-познавательной деятельностью всего класса, который работает над единой задачей. Педагог организует сотрудничество учащихся, определяет темп работы, единый для всех. От умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика во многом зависит педагогическая эффективность фронтальной работы. Если учителю удается поддерживать внимание и активность учащихся, создать атмосферу творческой коллективной работы на уроке, то результативность такой работы заметно повышается. Однако такой вид деятельности на уроке не рассчитан на индивидуальные особенности учащихся, так как ориентирован на среднего ученика. При этом слабые учащиеся отстают от заданного темпа работы, а сильным неинтересно и они изнывают от скуки. С позиции повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности эта форма работы малоэффективна.

При групповых формах обучения педагог на уроке управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на бригадные, звеньевые, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы - это организация учебной деятельности с постоянными группами учащихся. При бригадной форме организуются временные группы учащихся для выполнения определенных заданий. Кооперировано-групповая форма предполагает работу в группах, каждая из которой выполняет часть общего задания. Дифференцированно-групповая форма обучения отличается от других форм тем, что и постоянные, и временные группы объединяют учащихся с равными учебными возможностями и одинаковым уровнем сформированности учебных умений и навыков. Парная работа учащихся - это тоже групповая форма обучения. Учитель может руководить деятельностью учебных групп может как непосредственно, так и через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальное обучение учащихся - это полностью самостоятельный вид деятельности без какого-либо контакта ученика с другими учащимися. Такой вид деятельности предполагает одинаковое задание для всех учеников в классе. Но если учитель дал задание каждому или некоторым ребятам в классе с учетом их способностей и возможностей, то эта форма обучения называется индивидуализированной. Реализовать ее помогают специально разработанные карточки для учащихся, ориентированные на их способности и возможности. Если в классе на уроке часть детей работает самостоятельно, а часть выполняет какие-либо общие задания, то такая форма обучения называется индивидуализированно-групповой.

Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности на уроке служит наполнение урока жизненно важным содержанием. Урок педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Урок должен выступать средством своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учебе и развитию познавательного интереса. Этому помогают следующие методы обучения:

  • диалогические формы обучения (беседы, обсуждения, лекции);
  • проблемные ситуации, споры, дискуссии;
  • метод проектов или его элементы;
  • элементы программированного обучения;
  • познавательные и дидактические игры, игровые технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • активные методы обучения (АМО - «Поздоровайся локтями» - начало урока, «Инфо угадай-ка» - изложение нового материала);
  • сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы;
  • увеличение кооперированно-груповых и особенно коллективных форм обучения;
  • совместное оценивание (привлечение учащихся к оценочной деятельности);
  • создание ситуации успеха на уроке;
  • рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения;
  • анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • поощрение учащихся;
  • вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним).

Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Что хочется отметить здесь, так это то, что игровой момент, применяемый учителем на любом этапе урока, в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости.

Важно прокомментировать оценку каждого ученика с верой в его возможности, т.е. сравнить его вчерашние достижения с сегодняшними. Например, такой прием выставления оценок, как «накопительная система», когда в течение урока учитель оценивает каждого ученика, поддерживает интерес к учению на протяжении всего урока. Ребенок заинтересован в как можно большем получении в течение урока звездочек, фишек или каких-либо других символов, выдаваемых учителем, которые в итоге урока превратятся в оценку.

А подача домашнего задания? Его также можно задавать дифференцированно - кому-то прочитать материал, кому-то еще и на вопросы ответить, кому-то просто нарисовать что-либо. Все зависит от возможностей ученика. Творческое домашнее задание (составить кроссворд для урока, подобрать картинки к теме и т.п.) также способствует повышению интереса к предмету.

Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.

Гусева Марина Юрьевна,
учитель биологии и СБО,
Болгарская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Спасского района Республики Татарстан