Технологии развивающие ууд на уроках английского языка. Формирование ууд на уроках английского языка в начальной школе. Задания и упражнения

Формирование УУД средствами современных образовательных технологий.

В данной статье описываются разнообразные виды заданий, используемых в моей педагогической работе на уроках английского языка в рамках ФГОС: индивидуальная работа, работа по дифференцированным заданиям, работа в группах, создание проекта, портфолио.

Формирование УУД

на уроках английского языка в начальной школе

Из опыта работы учителя английского языка

МОБУ "СОШ №3" г. Оренбурга

Клуновой Валентины Алексеевны

«Ученик - не сосуд, который надо наполнить,

а факел, который необходимо зажечь».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться» , а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения иностранному языку :

  • Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
  • Развитие личности учащихся.
  • Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

Я работаю по УМК Быковой Н.И., Дули Д., Поспеловой М.Д., Эванс В. «Английский в фокусе» для начальной школы общеобразовательных учреждений (2-4 классы). Формирование УУД в УМК Быковой Н.И. предлагает широкий спектр увлекательных заданий, позволяющих расширить и углубить изучаемый материал.

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка.

Формирование Личностных УУД:

- Рассказ о себе, своей семье. (Действия самоопределения)

Рассказ о своей игрушке.

Личностные УУД делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД выражаются формулами «Я и моя семья», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и школа», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («сын или дочь», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «гражданин» и др.).

Ситуации общения в УМК приближены к жизни и соответствуют образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников, что повышает их мотивацию. Во втором классе все модули начинаются со слова “my”: «Моя семья», «Мой дом», «Мои игрушки» и т. д. В третьем и четвертом классах тематика также охватывает ближайшее окружение ученика, и дети рассказывают, читают, пишут о своей любимой еде, праздниках, школе, друзьях и т. д.

Примеры заданий:

- Диалог со сверстниками и учителем. (Действия самоопределения)

Использование групповой формы работы. (Действия самоопределения - Ученик задает вопросы одноклассникам)

Знакомство с традициями и обычаями родной страны и страны изучаемого языка. (Действия смыслообразования) Учащиеся учатся объяснять, для чего я изучаю английский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке.

Формирование личностных УУД эффективно осуществляется с помощью раздела УМК «Портфолио», в котором учащимся предлагается выполнить проект или творческое задание. (Действия нравственно-этического и нравственно-эстетического оценивания материала).

Для формирования личностных УУД с вышеуказанной целью я обращаюсь к разделу “Spotlight on Russia”, в котором предлагаются тексты о России по различной тематике. Задания этого раздела не только позволяют сформировать у учащихся способность в элементарной форме представлять родную культуру на английском языке, но также формируют личное, эмоциональное позитивное отношение к себе и окружающему миру. Выработать жизненную позицию в отношении мира помогают задания в разделе “Spotlight on English-Speaking Countries”. Знакомство с различными аспектами жизни англоговорящих стран помогает воспитать у учащихся толерантность, уважение к другим народам, принятие их ценностей, обычаев и традиций. Разделы “Spotlight on Russia” и “Spotlight on English-speaking Countries” изучаются параллельно, что помогает формировать у учащихся целостную картину мира.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности и формируются при помощи:

Игры в процессе обучения.

Разыгрывания диалогов.

Составления рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам.

Тестовых заданий для самоконтроля.

Пример «Введение в тему урока» с помощью разгадывания ребуса.

Действия целеполагания. Ученики определяют цель урока с опорой на наглядность и решая ребус. Ребята называют тему урока и задачи.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ

Игра «Детективы»

Групповая работа (3 группы)

Каждая группа получает описание портрета человека и разрезанные части портрета. Ребята в группах читают описание портрета человека, переводят и из разрезанных частей составляют портреты. У каждой группы разные описания и портреты. (2-3 мин). Каждая группа представляет свой портрет и описывает его. Ученики сопоставляют свои портреты с правильными на слайде.

Игра «Художники»

Групповая работа (3 группы)

Ученики рисуют (обводят по кальке) картинку-игрушку и описывают её.

Регулятивные УУД помогают учащимся обеспечить организацию своей учебной деятельности. Они включают в себя целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, самооценку и саморегуляцию. Пусть эти научные слова вас не пугают. С целеполаганием, планированием и прогнозированием учащимся поможет справиться модульная страница, на которой написано, что узнают учащиеся в этом модуле, что они научатся делать. Детям предлагается пролистать страницы модуля; спросить их: «Как вы думаете, какой текст познакомит нас с …? Какое задание вам нравится больше всего? Как вы думаете, что мы научимся делать, работая с … параграфом?» и т. д. Модульную страницу можно обсудить на русском языке, и в начальной школе на уроках английского языка при двух часах в неделю совершенно очевидно, что планировать и ставить цели учащиеся могут только в сотрудничестве с учителем.

Для формирования навыков самоконтроля и коррекции в УМК предлагаются разделы “I love English” и “Now I know”. С первым учащиеся работают дома, сверяются с учебником, а затем задание проверяется в классе. Второй раздел предназначен для самостоятельной работы в классе: выполняя задания, дети сверяют ответы с правильным вариантом, который учитель пишет на доске, и подсчитывают количество правильно выполненных заданий. Они видят, какие понятия еще нуждаются в доработке и с помощью учителя планируют действия для достижения более высокого результата. (Действия прогнозирования. - Предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы. Действия контроля. - Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы. Действия коррекции. - Выполнить работу над ошибками.)

Выполнение теста (Действия контроля и самоконтроля. Самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале.)

Индивидуальные карточки (дифференцированные задания) для создания ситуации успеха для каждого ученика. (Действия контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.)

Разыгрывание диалогов. Парная работа. Опираясь на образец, ученики составляют мини-диалоги. (Целеполагание. Планирование действия.)

Познавательные универсальные учебные действия:

1) общеучебные;

2) логические;

3) действия постановки и решения проблем.

Примеры:

1) общеучебные

Работа с текстами - обучение чтению.

Умение выделять главное;

Умение строить высказывания с опорой на картинки;

Понимание содержания текста;

Составление собственного оригинального текста на основе текста-образца.

Работа с текстами - обучение аудированию.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. Прослушав текст или слушая его, учащиеся овладевают следующими общеучебными УД: соотнести картинки с именами и вписать соответствующую букву, сделать альтернативный выбор, закончив предложение, пометить ответ в таблицу.

2) логические

Работа с грамматическим и лексическим материалом. Учить анализировать.

3) постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности

Нарисуй и расскажи о своей любимой игрушке.

Коммуникативные УУД

Формируются во всех видах речевой деятельности:

 аудировании,

 говорении,

 чтении,

 письме.

Это умение слушать и вступать в диалог со сверстниками и взрослыми в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника. Совершенствуются общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише.

  1. Умение слушать и вести диалог. В начальной школе это три типа диалогов: элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию. Формируются следующие УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  2. Умение работать в паре. Формируется умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
  3. Умение работать в группе. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Правила нашей работы:

  • Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на
  • Родители должны видеть положительные результаты работы детей.
  • Преподаватель должен получать удовольствие от каждого занятия с детьми.

Я считаю, что программа формирования УУД актуальна, и каждый учитель, внимательно прочитав ее, сможет увидеть урок через призму УУД и будет учить детей учиться. Хочется закончить свои мысли цитатой немецкого философа и социолога XIX века Георга Зиммеля: «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».

Учителю английского языка. Формирование и развитие УУД на уроках английского языка

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих картину окружающего мира и жизни. Современный этап развития общества характеризуется направлением на развитие возможностей и способностей личности. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и проблемы и искать пути их преодоления и решения, четко осознавать каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его жизни.
В наши дни английский язык превратился в международный язык общения, поэтому ему изучение поистине актуально. В настоящее время он имеет все предпосылки для того, чтобы стать обязательным для изучения. Он постепенно входит во все сферы общественной жизни. Современный выпускник, владеющим иностранным языком, имеет возможность более быстрого карьерного роста в профессиональной деятельности. Английский язык – язык экономических и политических переговоров, дебатов, язык науки, искусства, литературы и образования и многих общественных организаций. В соответствии с этими изменениями методика преподавания английского языка выходит на новый уровень, чтобы соответствовать современным потребностям общества. Урок английского языка становится гибким и разнообразным по технологиям преподавания и насыщенным по использованию новых технических и информационных средств.
По новому образовательному стандарту у современного учащегося необходимо сформировать определенные умения и навыки, которые и являются для нас приоритетным ориентиром при разработке плана занятия. В условиях введения новых образовательных стандартов задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», развитие способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Стандарт требует от нас развивать личность, формировать универсальные учебные действия (УУД) и предметные знания. Универсальные учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, выделение важного, формирование обобщенных знаний, самостоятельного усвоения новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Функции УУД включают:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
- УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова “универсальные учебные действия” означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Основой для разработки понятия УУД служит деятельностный подход, который базируется на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина и многих других. УУД – это ключевое понятие в теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
ФГОС второго поколения формулирует результаты образования по английскому языку на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном.
При разработке технологической карты мы продумываем организацию таких учебных ситуаций, которые направлены на формирование необходимых образовательных результатов.
Виды УУД:
- личностные
- познавательные
- коммуникативные
- регулятивные
Личностные УУД направлены на личностное самоопределение учащегося, на его ценностно – смысловую ориентацию, нравственно – эстетическое осмысление и оценивание ситуаций, а также на смыслообразование и ориетирование в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, а также позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.
Формированию личностых УУД на уроке иностранного языка может способствовать применение проектной методики, и информационно – коммуникативных технологий, а также упражнения типа «оцени поведение», «заполни анкету» и многие другие.
Познавательные УУД подразделяются на общеучебные, логические и действия, а также действия, направленные на постановку и решение проблем. К общеучебным действиям относят умение поставить задачу, выбрать способы ее решения, а также умения работы с информацией. К логическим - относят умения в области анализа и синтеза новых знаний, в установке причинно – следственных связей. Таким образом, организуя самостоятельную работу с учебником, применяя метод «взаимообъяснение», используя задания, направленные на развитие логического мышления ребят и самостоятельный поиск информации, мы способствуем формированию данных УУД. Для развития познавательных УУД я часто использую лексические упражнения типа «пчелиные соты» (составь слова из букв данного слова), «найди слово» и т.д. Анализировать учащихся можно научить и при прохождении грамматического материала. Синтезировать – при монологической и диалогической речи или при выполнении упражнений в учебнике: - вставить недостающие слова, - вставить недостающие буквы, - завершить предложение, -заполнить таблицу, -догадаться о правиле образования степеней сравнения прилагательных и т.д.
Коммуникативные УУД заключаются в формировании умений вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с людьми или особенности информации. Групповые, парные методы работы, а также дебаты, дискуссии, обсуждения в полной мере позволяют развить коммуникативные качества учащихся. В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.
Регулятивные УУД формируются при совместном целеполагании и определении темы занятия, учащиеся учатся планировать, корректировать, оценивать, регулировать собственную деятельность на уроке, направленную на достижение поставленных целей. Формированию регулятивных УУД на уроке английского языка способствуют действия, осуществляющие контроль учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу. Технология оценивания образовательных учебных успехов направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.
Условия формирования и развития регулятивных действий:
1. Необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы...(цель)...надо... (действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.
2. Обязательно поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.
3. Необходимо использовать такие формы работы как - организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп и так называемый учебный конфликт.
4. Использовать в образовательном процессе технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическую технологии, технологии оценивания достижений.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я использую такие упражнения как «преднамеренные ошибки», «прочитай начало текста – придумай его окончание», «придумай заголовок к части текста», «найди какую либо информации в тексте» и т.д.
Для формирования регулятивных УУД учитель оказывает помощь в виде - одобрения, поддержки; замечания “Попробуй еще раз”, “Выполняй дальше”; показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.
Одним из специальных средств развития УУД могут являться памятки памятки.
Памятка - это словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять какое-либо учебное действие, можно выделить следующие виды памяток:
- Памятка-алгоритм, которая предлагает строго фиксированную последовательность операций.
- Памятка-инструкция, которая предлагает желаемую последовательность операций, но ученику дается возможность самостоятельно изменить эту последовательность или свернуть некоторые операции.
- Памятка-совет, которая рекомендует возможные способы выполнения действия, оставляя ученику право выбора подходящего для него способа выполнения действия.
- Памятка-показ, которая дает пример выполнения задания.
- Памятка-стимул, которая стимулирует активность через раскрытие перспектив.
Памятка предъявляется ученику на уроке перед выполнением упражнения. Памятки предназначены для того, чтобы научить учеников рационально выполнять учебную деятельность, совершаемую на уроке под руководством учителя, а также научить учеников работать самостоятельно.
Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они построены на предметном содержании и носят надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в основной школе:
- ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
- ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
- ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
- ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
Таким образом , мы можем сделать вывод, что в зависимости от того, какой результат нам требуется получить, мы вправе «адаптировать», изменять практически любое задание. УУД дают нам возможность ориентировать учащихся на учебную деятельность, как в предметном плане, так и в построении этой деятельности. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Разумное и творческое применение тех и иных упражнений позволяют нам добиться у учащихся максимально положительных результатов.

Рассмотрим познавательные учебные действия, что они представляют

Познавательные УУД

В основе успешного применения этих учебных действий-выбранный УМК.

Мы работаем по серии УМК «Английский в фокусе»- «Spotlight». Этот УМК отвечает всем требования ФГОС.

Современность курса в частности рубрика Study Skills, включающая описание способов учебной деятельности, советы и рекомендации школьникам по развитию разнообразных учебно-познавательных умений необходимых в процессе освоения английского языка.

Рассмотрим учебник 7 класса. В каждом новом модуле грамматический справочник дается в рубрике «Grammar reference», с заданием Study the theory box(изучи теорию) и тут же даются задания на закрепление нового грамматического правила. Find examples (найди примеры). Общеучебные действия развиваются грамматическим справочником, представленным по модулям. Благодаря материалу справочника учащиеся применяют умения пользоваться справочным материалом, действовать по образцу, работать с таблицами. Что нам это дает?

Новый грамматический материал представляется учащимся в виде элемента исследования и самостоятельного подведения под понятие.

Например, в первом модуле рабочей тетради дается задание на использование глаголов в Present Simple или Present Continuous (стр. 5 №3). Первый вариант по которому работают учащиеся - самостоятельно изучают справочную информацию и применяют ее на практике. Совместная проверка и исправление ошибок позволяют проанализировать и подвести под понятие новое правило. Таким образом происходит организация деятельности учащегося по осмысления изучаемого явления, анализ имеющегося языкового речевого опыта.

Второй вариант, учитель, не объясняя правило, дает по 1 правильному образцу выполнения на Present Simple и Present Continuous.

Учащиеся анализируют изменения в глаголах, применение Do/Does применение глагола to be и окончания - ing, сравнивают, подводят под понятие, что такое Present Simple и Present Continuous. Закрепляют тему справочным материалом.

В данном УМК коммуникативный-когнитивный подход к обучению иностранного языка, развивает и воспитывает в школьниках потребность пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации.

Учебное пособие состоит из 8-10 тематических модулей, каждый из которых включает 9 уроков.

Новый лексико-грамматический материал в основном содержится в первых трех уроках модуля. Его освоение организованно через интеграцию всех видов речевой деятельности.

Такой подход поддерживает высокую мотивацию для развития устной и письменной речи. Новая лексика вводится в словосочетаниях. Создаются речевые ситуации, в которых развиваются умения строить речевые высказывания.

В первом же модуле (стр. 6 №1), в первом задании учащиеся проявляют умение извлекать информацию из прослушанного текста, действуют по образцу, строят речевые высказывания.

  1. Listen to the sounds.

What can you see, smell, and hear?

How do they make you feel: stressed/ relaxed/free/ worried/happy/lonely…

b) Use the phrases and your own ideas…

Наиболее успешными в использовании логических УУД являются проекты. На всех этапах работы над проектом используются все компоненты обще учебных и логических УУД.

В конце каждого модуля, представлена страница Extensive reading, рубрика Writing №4 включает Project по пройденной теме.

Например, проект, данный в завершении 3 модуля.

Этапы работы над проектом включают следующие задачи:

Развитие умений работать в группе

Передать сюжет сказки с русского на английский язык(монологическая речь)

Выведение морали

Результат проекта - книга сказок

Этапы и УУД

Обще учебные УУД

Логические УУД

Распределение работы на кол-во участников

Самостоятельный выбор сказки

Анализ лексики, выделение ключевых слов

Обсуждение путей перевода: смыслового и дословного

Умение работать с текстом, пользоваться справочным материалом

Сравнение выражений на английском и русском языке

Распределение ролей

Определение основной и второстепенной информации

Анализ работы с текстом

Самостоятельная работа

Структурирование знаний, понимание и адекватная оценка языка

Подведение под понятие, перевод прямой речи в косвенную

Промежуточное обсуждение. Работа над структурой переведенного текста.

Применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств, построение пересказа, монолога.

Решение проблемы творческого и поискового характера

Защита проекта

Рефлексия, оценка результатов деятельности

МБОУ гимназия №2

Учебно-познавательные УУД на уроках английского языка на примере УМК « Spotlight »

Даниелова А.В

Дюльгарова Д.Ф.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» - умение учиться, саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность.

Роль универсальных учебных умений хорошо отражена в статье М. Ступницкой . Используя метод аналогий, автор сравнивает универсальные умения и способы деятельности с ферментами, которые необходимы для усвоения пищи. В противном случае разнообразие «кушаний» (учебных предметов, спецкурсов, факультативов и пр.) не принесет радости и наслаждения.

Существуют четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Формирование личностных УУД на уроке английского языка

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

К личностным УУДотносятся: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать трудности и стремиться их преодолеть, участвовать в творческом и созидательном процессе; способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья .

Для развития личностных УУД могут быть предложены следующие задания:

Задание № 1. «Традиционная кухня различных стран».

Цель: осознавать и называть свои личные, качества и черты характера, мотивы, цели и результаты; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран.

Возраст обучающихся: 13-16 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа обучающихся под руководством учителя.

Материалы: тексты с традиционными угощениями разных стран, доска, проектор, экран, компьютер.

Описание задания: обучающиеся получают тексты о традиционной кухне разных стран. Группы обучающихся читают тексты, обсуждают в группах, отвечают на вопросы к тексту. По истечении времени ребята группой отвечают на вопросы учителя.

Таким образом, ученики работают как сообща, так и индивидуально. Это позволяет им не только видеть процесс их работы, но и оценить свою работу в последствии. Подобные учебные задания развивают у учащихся повышенный интерес к учебному процессу и предмету в целом, развивает креативный способности, повышает самооценку.

Задание №2. Игра «Путешествие по англоговорящим странам».

Цель: Знакомство с различными аспектами жизни англоговорящих стран помогает воспитать у учащихся толерантность, уважение к другим народам, принятие их ценностей, обычаев и традиций.

Возраст: 11-15 лет

Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.

Материалы: карточки с заданием.

Игра «Путешествие по англоговорящим странам». Эта игра показывает различное понимание людьми духовных ценностей. Учащиеся демонстрируют свое умение мыслить и решать проблемы в различных ситуациях. Учатся работать в группах. Каждая команда представляет отдельную страну. Они обсуждают, высказывают свое мнение об особенностях частей данной страны и заполняют таблицу.

Формирование коммуникативных УУД на уроке английского языка

  1. Умение слушать и вести диалог: элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос и диалог-побуждение к действию. Формируются следующие УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  2. Умение работать в паре. Формируется умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли, а также умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
  3. Умение работать в группе. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Формированию коммуникативных УУД способствует выполнение следующих заданий:

Задание №1. Тема «По дороге в школу».

Цель: обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Возраст обучающихся: 11-15 лет

Материалы: схемы диалогов, карточки с заданием, учебник.

Описание задания: учащимся 7 класса намного интереснее подготовить свои собственные диалоги, чем отвечать на вопросы учителя. Дети любят разыгрывать диалоги. Предварительная работа - дети вместе с учителем разбирают диалог по теме «По дороге в школу». Далее объединяются в пары или группы, выбирают задание на карточках и составляют диалог на основе прочитанного.

Задание №2. «Поисковая работа с текстом»

Цель: формирование умений высказывать свое мнение, быть готовым изменить свою точку зрения, понимать концептуальный смысл, интерпретировать (понимать и оценивать) текст.

Возраст обучающихся: 14-16 лет

Форма выполнения: парная или групповая работа под руководством учителя.

Материалы: карточки с текстом.

Описание задания: Работа в группах (3-4 человека). Текст для групп один и тот же. Каждая группа получает отдельное задание: например: 1-я группа - рассказать, о чем текст, 2-я - определить ключевые фразы, 3-я - нарисовать текст, 4-я - высказать свое мнение по проблеме. В зависимости от количества обучающихся, можно корректировать задания. По истечении времени обучающиеся выступают по своему заданию.
Таким образом, происходит формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Учащиеся договариваются, приходят к общему решению, усваивают навыки культуры общения.

Формирование регулятивных УУД на уроке английского языка

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные УДД,обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий..

Для развития регулятивных действий у учащихся на уроках иностранного языка можно использовать следующие задания:

Задание №1. «East or West Home is Best»

Возраст обучающихся: 10-16 лет

Форма выполнения: индивидуальная.

Описание задания: Начиная изучать новый раздел, ребятам предлагается посмотреть на тему урока и догадаться, о чем будет идти речь в данном разделе, определить ключевые темы и основную мысль.

Задание №2 . «Моя любимый вид спорта»

Цель: Развитие навыков владения английским языком, самообучение и способность самостоятельной работы, развитие языковых способностей.

Возраст: 11-15 лет.

Форма выполнения задания: групповая или индивидуальная.

Описание задания: учащиеся должны выбрать свой любимый вид спорта, написать о нем и сделать презентацию (6-8 слайдов). Представить презентацию классу и ответить на возможные вопросы одноклассников и учителя.

Формирование познавательных УУД на уроке английского языка

Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся: способность осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач, делать обобщения и выводы.

Формирование умения учиться - задача всех ступеней школьного образования. Сущность современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её субъектом, т.е. обучение ради самоизменения. Организация такой деятельности формирует у учащихся умение самостоятельно ставить перед собой учебные задачи; планировать учебную деятельность, выбирать соответствующие учебные действия для её реализации, осуществить контроль по ходу выполняемой работы и умение оценить полученные результаты. В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы.

Во главу угла процесса обучения ставится формирование УУД. Усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Ведь сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Именно поэтому “Планируемые результаты” Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Функции УУД включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
  • УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова “универсальные учебные действия” означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Рассмотрим регулятивные УУД . Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Регулятивные УУД формируют умение правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия – это:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно: Game “My English schoolbag”. Draw a big school bag on the board. Put the strips of paper in the form of a daisy on the table. Ask a pupil to take one strip, read it aloud and follow the instructions. Stick the strip on the picture of a school bag. Tell pupils that there’s some more space in the school bag. Ask pupils to add topics they’d like to learn to the school bag. Write them on the board.
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик: Pupils must talk much during the lesson how has it increased in comparison with the beginning of the school year.
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: After progress work ask pupils to open their books and check their answers. Make sure pupils have checked their work correctly. Let pupils count and find their scores in the evaluation boxes. Ask pupils if they’re happy with their results.
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

На начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. На уроках английского языка мы учим учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, учеников учим предположить каких результатов, они могут достигнуть.

1. Формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

2. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари, лингвострановедческий справочник, средства ИКТ).

3. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки и взаимооценки – в говорении.

4. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

5. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Условия формирования и развития регулятивных действий:

1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы...(цель)...надо... (действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

3. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

  • организация взаимной проверки заданий,
  • взаимные задания групп,
  • учебный конфликт.

4. Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • “преднамеренные ошибки”;
  • поиск информации в предложенных текстах для чтения, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;
  • взаимоконтроль;
  • “ищу ошибки”.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

  • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
  • начинать и заканчивать разговор в нужный момент.

Для формирования регулятивных УУД учитель оказывает помощь в виде:

  • одобрения, поддержки;
  • замечания “Попробуй еще раз”, “Выполняй дальше”;
  • показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.

В результате формирования регулятивных УУД ученик сумеет:

1. Вносить дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.

2. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

3. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

4. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

5. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Существуют определенные правила формирования регулятивных УУД:

1. Получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание. а также отнести это задание лично к себе;

2. Предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению;

3. Поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);

4. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, то рекомендуется: взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты;

5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: “преднамеренные ошибки”; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; заучивание материала наизусть в классе; “ищу ошибки”.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.