Составить речевую карту. Образец заполнения речевой карты. Фамилия, имя _________________________________________________

Марина Труфанова
Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [с] - [ц]»

Конспект НОД по звуковой культуре речи .

Тема : «Дифференциация звуков [с] , [ц]» .

Программное содержание :

1. Упражнять детей дифференцировать звуки [с] , [ц] на слух и в собственной речи , отчётливо произносить слова и фразы с этими звуками .

2. Упражнять в определении позиции звука в слове .

3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса , совершенствовать речевое дыхание и дикцию.

4. Воспитывать внимание, активность

Оборудование : магнитная доска, наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, индивидуальные карточки, картинки : слон, цапля, стол, заяц; мешочек для игры, предметы : огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл.

Ход НОД:

1. Психогимнастика

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Артикуляционная гимнастика

1) Упражнение «Улыбка» .

Тянем губы прямо к ушкам,

Улыбаемся друг дружке.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

2) Упражнение «Трубочка»

Подражаю я слону –

Губки хоботом тяну.

(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)

Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.

3. Загадки.

1)Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос. (Слон)

С какого звука начинается слово «слон» ? (с)

А теперь произнесите звук с протяжно . На что похоже? (на звук сдувающегося шарика )

- Давайте покажем : вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот, произнося звук с .

Придумайте слова, в которых есть звук с . (называют)

(Сон, слива, солнце, сын, санки, сила, стол, стул, стекло, стена, страница, барсук, класс)

А теперь послушайте другую загадку :

2) На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

С какого звука начинается слово «цапля» ? (ц)

Попробуйте громко произнести звук ц . (Произносят)

На что похож этот звук ? (Как стрекочет кузнечик)

Давайте все пострекочем, как кузнечики.

Придумайте слова со звуком ц .

(Цапля, цыплёнок, цифра, циферблат, цицарка, царь, цирк, скворец, конец, образец)

4. Чистоговорки.

А теперь давайте поучимся говорить чистоговорки со звуками с и ц .

Са-са-са – в лесу живёт лиса.

С каким звуком чистоговорка ? (с)

Цо-цо-цо – снесла курица яйцо

С каким звуком чистоговорка ? (ц)

(Дети говорят по одному, хором, быстро и медленно)

5. Игра «Слушай – и не ошибись!»

Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц . А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах . На звук с – хлопают в ладоши девочки, на звук ц – топают ногами мальчики.

(Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, борец)

6. Работа с карточками (за столами)

Наборное полотно, рамка с четырьмя окошками, картинка «стол» .

Пальчиковая гимнастика «Ножницы» .

Наши пальцы превратились в ножницы. Пальцы левой и правой рук крепко сомкнуты, поочерёдно раздвигаем и сдвигаем каждый палец на руке – «разрезаем» бумагу, говорим «ножницы» .

Ребята, послушайте загадку.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше - суп да ложки

В слове стол где находится звук звук с ? (в начале слова)

(в первое)

Ребята, посмотрите, правильно ли Паша поставил картинку? Почему?

Ребята, отгадайте загадку :

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку (заяц)

В слове заяц где находится звук ц ? (в конце слова)

Значит картинку ставим в какое окошко? (в последнее)

(Один ребёнок выполняет на наборном полотне, остальные за столом.

Ребята, посмотрите, правильно ли Аня поставила картинку? Почему?

7. Физкультминутка .

Мы идём в осенний лес. (Дети выполняют движения по тексту)

Мы идём в осенний лес

Много в это время года

В том лесу чудес!

По тропинке мы шагаем –

Выше ноги поднимаем!

По листочкам – на носочках,

По кочкам – на пятках.

К солнцу руки протянули,

На пушиночку подули,

Листья пёстрые мелькают,

Словно бабочки летают,

И на землю опадают

8. Игра «Чудесный мешочек» .

А теперь поиграем в игру «Чудесный мешочек» . У меня в мешочке разные предметы. Надо их узнать на ощупь, правильно назвать и сказать, какой звук – с или ц - слышится в слове.

(Огурец, яйцо, цифра, стул, перец, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл)

9. Продолжи предложение.

Ребята, сейчас слушайте внимательно. Я буду произносить предложение, но последнее слово договаривать не буду. В этом слове обязательно есть звук с или ц . Вы доскажете его сами.

К нам в оконце светит… солнце

Слышу, лиса, про твои…чудеса.

На болоте живёт длинноногая…цапля.

На лужайке прыгают длинноухие…зайцы.

У машины четыре…колеса.

10. Скороговорки.

Послушайте и повторите скороговорку :

Из соседнего колодца целый день водица льётся.

По одному (2-3 человека)

Давайте повторим хором.

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

По одному (2-3 человека)

Давайте повторим хором.

12. Подведение итогов :

С какими звуками мы сегодня работали ?

Что вам понравилось?

Молодцы, ребята. На следующем занятии мы с вами познакомимся со звуком ш .

(01.03.2016 г.)

Учитель-логопед: Некрасова Н.В.

Тема: Дифференциация С-Ц в словах, предложениях, тексте.

Цель: Дифференцировать звуки С-Ц.

Задачи:

Проверить умение различать устно и на письме звуки и буквы С-Ц;
- Обогащать словарный запас;
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Посмотрите на картинку. Какие буквы зашифрованы? Назовите звук.

Пропишите букву в тетради.

3. Прочитайте слоги (на карточках):

СА – СА – ЦА, ЦА – СА – СА, СУ – ЦУ – ЦУ, ЦЫ – ЦЫ – СЫ, СО – СО – ЦО.

Запишите их в тетрадь.

4. Развитие фонематического слуха:
- Хлопните в ладоши, когда услышите звук Ц в словах:
Яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

5. Игра «Магазин». Определить звук в слове, положить картинку в определенную сумку.

Картинки:

6. Упражнение «Четвертый - лишний». Помоги Медведице. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи ее в кружок. (Правильные ответы: яйцо, курица, цветок, огурец.) Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, четко произнося звук Ц.

7. Составьте слова из слогов и назовите получившиеся слова:
дво рец ста нок за яц тик кус ме сяц ве сы сан ки ули ца
Придумайте предложение с любым словом. Запишите в тетрадь.

8. Игра: «Внимание» (на карточках)
Внимательно прочитайте словосочетания.
Найдите и исправьте ошибки.

Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса

Проверяем: кольцо, гусеница, цепочка, цветы, водица, стакан, немецкий, цветёт, курица

9. Составьте и напишите предложения, используя данные слова
(возможны разные варианты, а дети выбирают лучший и записывают)
за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед,
поставила, сахарницу, Соня;
Сима, на, ходит, танцы;
Проверяем.

10. Внимательно прочитайте текст
(Подчеркните С - одной чёрточкой, а Ц – двумя)
Гиацинт.

А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов - синих, душистых - душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

11. Итог урока.

1. СА – СА – ЦА, ЦА – СА – СА, СУ – ЦУ – ЦУ,

ЦЫ – ЦЫ – СЫ, СО – СО – ЦО.

2. Найди лишнюю картинку в каждой строчке. Назови.

3. Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите и исправьте ошибки.

Блестит кольсо
Толстая гусениса
Серебряная сепочка
Светы сирени
Свежая водиса
Целый цтакан
Сестрица Алёнушка
Немеский язык
Светёт сирень
Смелые бойцы
Пестрая куриса

4. Составьте и напишите предложения, используя данные слова:

за, лес, садится, солнце;
крыльце, сидел, на, дед,
поставила, сахарницу, Соня;
Сима, на, ходит, танцы;

5. Прочитайте текст. Подчеркните букву С - одной чертой. Букву Ц – двумя:

Осенью папа принёс луковицу и сказал, что в ней спрятана радость. Мама посадила луковицу в цветочный горшок и поставила его в тёмное место. Ждали месяц. Наконец, появился маленький росток. Он рос в тёмноте. Когда появились бутоны, мама поставила цветок на солнце.
А перед Новым годом он расцвёл! У него было много цветов - синих, душистых - душистых. И каждый цветок был очень красив. Папа сказал, что это гиацинт. Вот какая радость была в луковице!

Дво рец

Ста нок

За яц

тик Кус

Ме сяц

Ве сы

Сан ки

Задание 1 . Рассмотри картинки, назови их. Выдели на­чальные звуки. Сравни звуки с и ц по артикуляции

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Задание 2 . а) Выдели начальный звук из слогов. Логопед называет слоги, выделяя голосом начальные зву­ки. Дети поочередно называют первые звуки в слогах.

Образец, са (с)

СА -ЦА СУ - ЦУ ЦЫ -СЫ СО -ЦО

б) Выдели последний звук из слога.

АЦ -АС УС -УЦ ИЦ -ИС ЕС - ЕЦ ЫЦ -ЫС ОС -ОЦ

в) Выдели звуки с или ц из звукосочетаний.

АСА -АЦА УСУ -УЦУ ИЦЫ - ИСЫ ЫЦЫ -ЫСЫ

Задание 3 . Выдели начальные звуки из слов.

Сад, цап, сок, цок, сук, цукат, цапля, сабля.

Игра «Наоборот».

Методические указания: логопед называет слог со звуком с. Дети произносят слог со звуком ц, и наоборот. Лого­пед следит за тем, чтобы звуки с и ц произносились коротко, отрывисто.

Образец, ца - ц(са)

СА СУ ЦУ ЦА ЦУ СУ

Задание 4 . Произнеси слоги за логопедом, Логопед произносит сразу два слога.

Образец. Логопед: СА - ЦА. Дети: СА - ЦА

СА -ЦА ЦО -СО СА -ЦА АСА -АЦА

СУ -ЦУ ЦА -СА ЦА -СА ОСО -ОЦО

СО -ЦО ЦУ -СУ СО -ЦО УСУ -УЦУ

СЫ-ЦЫ ЦЫ-СЫ СО-ЦО ЫСЫ-ЫЦЫ

СЕ -ЦЕ ЦЕ -СЕ

АС -АЦ ЫС -ЫЦ

ОЦ -ОС ЕС - ЕЦ

УЦ -УС ЯЦ - ЯС

Задание 5 . Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

СА -ЦА -СА СУ -ЦУ -СУ

СО -ЦО -СО ЦА -СА -ЦА

ЦУ -СУ -ЦУ ЦО -СО -ЦО

СА -ЦА -ЦА -СА ЦА-СА -ЦА -СА

Задание 6 . Прослушай слова, а) Выдели начальные слоги. Логопед голосом подчеркивает начальный слог.

Образец. Саня (са), цапля (ца).

Саня, цоколь, сытый, цепи, сало, сани, целый, цыпки, сыпать.

б) Выдели последний слог.

Яйцо, коса, овца, овцы, весы, несу, носы, косы, лицо, кольца, концы.

Задание 7 . а) Закончи слово, добавив слог са или ца с опорой на картинки.

Логопед называет часть слова и показывает предметную картинку. Дети должны добавить слог и произнести слово целиком.

Образец. Ли - са (лиса).

Ли -... , ов -... , пти -... , лиси -... , кол­ба -... , куни -....

б) Закончи слово, добавив слог со или цо.

Ли... , коле... , яй... , про... , коль... „

69в) Закончи слово, добавив слог сы или цы.

Be... , паль... , огур... , но... , ножни... , бу... .



г) Закончи слово без опоры на картинку, используй те же слова.

Задание 8 . Произнеси слова отраженно. Логопед произносит сразу два слова.

Цап – сам цепь – семь цирк – сыр цапля – санки цепи – сети овца - оса

Задание 9 . Произнеси слова отраженно: а) по слогам; б) целиком.

Лисица, сестрица, мастерица, настурция, супни­ца, станция, солнце, гусеница, сахарница, письмо­носец, броненосец.

Задание 10 . Рассмотри картинки, назови их. Картинки подбирает логопед.

Задание 11 . а) Подними левую руку, если в слове услы­шишь звук с; б) подними правую руку, если в слове услы­шишь звук ц; в) подними обе руки, если в слове услышишь звуки с и ц.

Сад, цветок, сладкий, семицветик, цветик, свето­фор, цукат, царапать, сапог, солнце, свекла, цепь, цистерна, сладкий, скворец.

Слова для объяснения: цистерна.

Задание 12 . Рассмотри картинки. Вначале отбери те, в названиях которых слышишь звук с, затем те, в которых слы­шишь звук ц.

Приблизительный перечень картинок: цве­ток, свисток, сахар, цапля, огурец, сумка, салфетка, цапля, птенец, сухарь, курица, цыпленок, стрекоза.

Звуки с и ц в предложениях и связных текстах

Задание 13 . Закончи предложения по картинкам и без них. Произнеси предложения целиком.

Зиме конец, летит Курица созывает .

Синица съела . Сахар хранится в .

Лист в книге называется... (страница).

Лису можно назвать... (лисица). Сестру можно назвать... (сестрица).

Задание 14 . Произнеси предложения отраженно.

Курица созывает цыплят. На кусты напали гусе­ницы. Синица съела гусеницу. Лисица гонится за зайцем. Лисица греется на солнце. У брата есть сестрица. Соня весело улыбается. Сахар хранится в сахарнице. Зиме конец, летит скворец. Красавица-девица сидит в темнице, а коса на улице.

Задание 15 . Закончи предложения по образцу. Произнеси предложения целиком.

Образец. Мама моет Соню. А Саня сам моется.

Мама умывает Соню. А Саня сам.... Мама одевает Соню. А Саня сам.... Мама раздевает Соню. А Саня сам....

Саня - молодец. Почему Саня молодец? Что ты умеешь делать?

Задание 16 , Рассмотри картинки. Придумай предложения к каждой картинке про Саню.

Задание 17 . Повтори рассказ про Саню целиком. Придумай название рассказа.

Задание 18 , Придумай аналогич­ный рассказ про Симу.

Задание 19 . Прослушай рассказы.

Светин сад

Это сад. В саду много цветов. Есть астры и на­стурции, цикламены, ноготки и ромашки. Света це­лый день в саду. Она сама поливает цветы. Краси­вый у Светы сад.

Какие цветы у Светы в саду? Перескажи рассказ, как запомнил.

Цветик-семицветик

Света нарисовала цветок. У цветка семь лепест­ков. Каждый лепесток она раскрасила разноцветны­ми карандашами. Один лепесток синий, другой.... Назвала Света свой цветок «цветик-семицветик».

Назови остальные цвета. Как назвала Света свой цветок? Почему она назвала свой цветок «цветик-семи­цветик» ?

Нарисуй и ты такой цветок. Перескажи рассказ, как запомнил.

Гусеницы

В огороде гусеницы напали на капусту. Виталик принес цыплят и пустил их на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Скоро они склевали всех вредителей.

Кто напал на капусту? Кто спас огород? Кого называют вредителями? Перескажи, как запомнил.

Городок для птиц

Это городок. Он для птиц. В нем поселились утки, гуси, куры и цыплята. У всех свои домики. С восхо­дом солнца приходят работницы. Они убирают в до­миках, кормят всех птиц, а потом собирают в гнез­дах яйца. Хорошо живется птицам в своем городке.

Для кого городок?

Кто поселился в городке?

Кто заботится о птицах?

Когда приходят работницы?

Что работницы делают в городке?

Как живется птицам?

Перескажи, как запомнил.

Зимой

Зимой солнце светит мало. Везде снег. На деревь­ях вместо листьев хлопья снега. Голодно птицам. Синицы жмутся к домам.

Перескажи, как запомнил.


Зимой

Наступила зима. Везде снег. На солнце снег ис­крится всеми цветами радуги. Морозно. Но синицы не унывают. Они летят к домам и находят корм. Де­ти позаботились о синицах.

Перескажи, как запомнил.

Задание 19 , Вспомни оба рассказа про зиму. Перескажи тот, который больше понравился. Почему тебе понравился именно этот рассказ?

Задание 20 . Прослушай рассказы. Перескажи, как запом­нил.

Заяц и лиса

Сидит заяц у сосны. Видит - бежит лисица. Заяц - в кусты, А лисица тут как тут. Цап - и унес­ла лисица зайца.

Лиса и заяц

Увидела лисица зайца. Подкралась к нему. Заяц заметил лисицу - и в кусты. Лисица за ним. Заяц за куст и лисица за куст. Куда заяц, туда и лиси­ца. Целый день гонялась лисица за зайцем. Но так и не поймала. Молодец заяц!

Почему заяц молодец?

Задание 21 . Вспомни рассказы «Заяц и лиса», «Лиса и заяц». Какой рассказ тебе больше понравился? Почему?

Задание 22 . Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил.

Молодец, Саня!

Саня всегда помогает маме. Сегодня утром он взял ведро и пошел за водой. Он опустил ведро в колодец и набрал водицы. Принес Саня водицу домой. Мама обрадовалась и сказала: «Молодец, Саня!»

Как Саня помог маме? Почему Саня-молодец?

Симина сестрица

У Симы есть маленькая сестра. Сима называет ее ласково сестрица. Сестрица не умеет сама умы­ваться. Сима ее умывает. Сестрица не умеет сама одеваться. Сима ее одевает. Сестрица не умеет сама обуваться. Сима обувает сестрицу. А сестрица ра­дуется и улыбается Симе. А когда Сима с ней иг­рает, сестрица громко смеется.

Как называет Сима свою сестру?

Что не умеет делать сестрица?

Любит ли сестрица Симу?

Как ты догадался, что сестрица любит Симу?

Скворец

Наступила зима. На улице стужа. Вышел отец на крыльцо и увидел птицу. Птица сидела на снегу и не улетала. Это был скворец. Скворец совсем замерз. Отец принес скворца в дом и дал ему зерна и води­цы. Отец сделал скворцу клетку, а в клетке смасте­рил лестницу. Теперь скворец живет в клетке, пры­гает по лестнице и весело напевает.

Кого увидел отец на снегу?

Почему скворец остался на зиму?

Как помог отец скворцу?

Вспомни, какие птицы прилетают в среднюю по­лосу на зиму (синицы, снегири).

Огурец и капуста (шутка)

Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку. Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал раздеваться на берегу - раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал его и от холода весь покрылся пупырышками.

Почему кочан капусты долго раздевался?

Почему огурец покрылся пупырышками?

Цапля и лиса

Около леса было болото. На болоте жила цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под осиной лисица вырыла себе нору. У лисицы были маленькие лисята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охотилась за ля­гушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльями. Лисица убежала. А цапля успокоила своих птенцов.

Кто жил на болоте? Кто был у цапли? Кто был у лисицы? Что делала цапля? Что делала лисица? Как закончился рассказ?

Расскажи: а) только про лисицу; б) только про цаплю; в) перескажи рассказ целиком.

Задание 23 . Прослушай пословицы, поговорки. Запомни (по выбору логопеда).

Логопед разбирает смысл пословиц и поговорок. В даль­нейшем, при пересказе текстов, необходимо напомнить детям, чтобы они не забывали пользоваться соответствующими пос­ловицами и поговорками.

Заяц уже сед, натерпелся бед. Собака за зайцем, а заяц за волей бегут. Заяц-трус-и тот охотиться любит. Без собаки зайца не поймаешь. Родной куст и зайцу дорог. Примостился, как кот. на солнце. (Поговорка.)

Косится, как среда на пятницу. (Поговорка.) Не бойся трудиться, пусть работа тебя боится. На вся­кий цветок пчела садится, да не со всякого цветка поноску берет.

Слова для объяснения: примостился, натерпел­ся, поноска.

Задание 24 . Прослушай загадки. Заучи их. Умей загады­вать товарищам. На шесте дворец, Во дворце певец. А зовут его... (скворец).

Чем больше колец, Тем старше жилец.

Сидит красавица в темнице, А коса на улице.

(Морковка.)

Что за девица? Ни швея, ни мастерица, Ничего себе не шьет, А в иголках целый год.

(Елка.) (А. Рождественская.)

Два конца, два кольца, А посередине гвоздик.

(Ножницы.)

Задание 25 . Прослушай стихи. Выучи любое наизусть.

Две синицы

Две синицы прилетели на сосну.

Две синицы засвистели про весну.

Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето! Скоро лето!

Красота! Красота!

(В. Суслов.)

На лугу

Сверкает солнце в синеве,

Под ним цветы красуются.

А почему же так в траве

Кузнечики волнуются?

Несется звонкий крик:

А ну! Внимание! Внимание!

Сегодня по прыжкам в длину

У них соревнование. (И. Беляков


Сережа и гвозди

Сотрясается весь дом: Бьет Сережа молотком. Покраснев от злости, Забивает гвозди. Гвозди гнутся. Гвозди мнутся, Гвозди извиваются, В стенку не вбиваются... (В. Берестов.)

Все ли спят?

Круглолицый, молодой Ходит месяц над водой, Над лесами, над садами, Над мостами с поездами. Смотрит в окна на ребят, Проверяет: Все ли спят? (Л. Клюев.)

Произнеси по слогам слова: красуются, волнуются, соревнуются, соревнование, кругло­лицый.

Испугались зайца

Мы ходили по грибы, Растеряли все грибы.

Зайца испугались. А потом смеялись -

Схоронились за дубы, Зайца испугались!

(П. Воронько.)

Как понимаешь слово схоронились?

Каким другим словом можно заменить его?

Дуб дождя и ветра Весь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит, дуб выносливый,

Страшно простудиться? Значит, закаленный.

(И. Токмакова.)

Заяц закаляется!

Заяц не боится - Зорьке улыбается.

Возле озера резвится. Заяц закаляется!

(В. Суслов.)

Игра «Путаница»

Цель. Закрепление звуков с, з, ц. Методические указания к игре.

Первый вариант. В игре могут участвовать три ребен­ка. Каждый получает свое Задание, например: найди кар­тинку, в названии которой слышишь звук с, и закрой картин­ку синим кружочком; найди картинку, в названии которой слышишь звук ц, и закрой ее белым кружочком.

У каждого ребенка в зависимости от задания набор цвет­ных кружков, которые готовит заранее логопед.

Выигрывает тот ребенок, который быстрее всех и правиль­но выполнит Задание .

Второй вариант. Может и один ребенок получить два-три задания, например: найди картинки, в названии ко­торых слышишь звук с, и закрой синими кружочками; найди картинки, в названии которых слышишь звук з, закрой их зелеными кружочками, со звуком ц - белыми кружочками; скажи, что неправильно нарисовал художник.

Звуки Ш и Ж.

Артикуляция звуков ш и ж. Язык широкий, находится в верху ротовой полости. Передняя часть языка слегка заги­бается вверх, в виде «ковша», находится в свободном положе­нии, кончик языка образует щель с твердым нёбом. Края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Губы слегка вытягиваются вперед, зубы сближены, но не сомкнуты. Воз­душная струя теплая. Голосовые связки на звук ш не работа­ют, на звук ж работают.

Упражнения для подготовки звуков ш или ж к вызыванию или постановке. 1. Для развития силы и направления воз­душной струи упражнения те же, что и для звуков с, з. 2. Для языка.

Язык широкий, «лопатой», поднят вверх, к верхней губе. Края языка обхватывают почти всю верхнюю губу. Если у ребенка не получается, можно предложить ему дополнительные упражнения. (Например, «Вкусное варенье»: кончик широкого языка поднимается вверх, к верхней губе, как бы слизывая варенье с верхней губы. По сигналу логопеда язык останавливается в положении «ковша».)

Язык в положении «ковша» поднят вверх, но не прикасается к верхней губе. Удержать язык в заданном положении на счет «три, четыре».

Язык в положении «ковша» заводится в ротовую полость. Кончик языка свободен, не прикасается к твердому нёбу. Края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Рот открыт.

Логопед поочередно фиксирует внимание ребенка то на кончике языка, то на краях языка.

Удержать язык в заданном положении на счет «три, четы­ре». Повторить упражнение несколько раз.

То же упражнение, но дать сильный короткий выдох.

Постановка звуков ш, ж. Язык в положении «ковша» под­нят вверх, к коренным зубам. Края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Передняя часть языка свободна.

Губы слегка выдвинуты вперед. На сильном активном вы­дохе ребенку предлагается произнести звук с или з. (Слышим «песенку» ш или ж.) Воздушная струя при этом должна быть теплая.

80Закрепить звук ш или ж в звукоподражаниях. Игры «Уж», «Жук». Длительное произнесение звука шшшшшш (жжжжжж). Короткое произнесение звуков ш-ш-ш-ш {ж-ж-ж-ж).

Галина Малышева
Задания на дифференциацию звуков [с] и [ц]

Поспорили однажды сова и цапля. Цапля утверждает, что слова «сова» и «цапля» начинаются на один и тот же звук , а сова не согласна с ней. Давайте поможем сове и цапле разобраться в этом.

Задание 1 . Сравнительная характеристика звуков (с) и (ц) .

Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова» ?

А с какого звука начинается слово «цапля» ?

Произнесите эти звуки «с» , «з» . давайте посмотрим, чем они похожи?

Когда мы произносим эти звуки , губы находятся в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка проходит воздушная струя.

А теперь посмотрим, чем эти звуки отличаются . При произнесении звука «с» воздушная струя плавная, а при произнесении звука «ц» - отрывистая, толчкообразная.

Задание 2 . Игра «Повтори за мной»

Сова с цаплей подружились, а звук «с» подружился со звуком «ц» . И завели эти звуки хороводы из цепочек слогов :

ца-са-ца цо-со-цо ца-са-ца

са-ца-са со-цо-со сы-цы-сы

ас-ац-ас уц-ус-уц оц-ос-оц

Задание 3 . Игра «Добавь слоги»

Сова и цапля несли нам слова со своими любимыми звуками , но слова по дороге рассыпались. Давайте поможем их собрать, будем добавлять слоги.

-ца или са : больни, ли, рукави, сини, пти, поло, ко, ро, ули…;

-цы или сы :бу…. леден, ве, пти, у, паль…;

-со или цо : коле, коль, ли, про…

Задание 4 . Игра «Доскажи словечко» .

Сова с цаплей принесли вам загадки, попробуй их отгадать, досказав словечко.

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

Кто же этот удалец, ну конечно (заяц) .

При строительстве он нужен, с кирпичом и балкой дружен.

Как связующий момент, нужен печнику (цемент) .

Там всегда веселье, смех, а артистов ждёт успех.

Там енот устал от стирки. Это может быть лишь в (цирке) .

Приглашает всех ребят урожай отведать … (сад) .

Два братишки-близнеца примостились у крыльца.

Их забыли, сняв с ноги. Что же это? (сапоги) .

По ночам она не спит, очень зорко в даль глядит.

Словно тыква голова. Это хищная (сова) .

Он весну встречает песней, нету песни той чудесней.

Лучший среди птиц певец. Называется … (скворец) .

Все зовут её хитрющей, рыжей, хищной и жаднющей.

У неё есть хвост-краса. Имя же её (лиса) .

Кочерыжка вся в листочках, словно бабушка в платочке.

Ты не съешь её без хруста, ведь на то она (капуста) .

Задание 5 . Игра «4 лишний» .

Сова и цапля предлагают тебе внимательно послушать и сказать какое слово лишнее.

*сорока, ласточка, соловей, курица;

*блюдце, полотенце, сахарница, поднос;

* куница, лисица, овца, барсук.

Задание 6 . Многократное повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков : слезятся глаза, записывается песня, сломанная спица, узкое кольцо, садовый цветок, высокая лестница, вкусный голубец, ласковое солнце.

Задание 7 . Повторение чистоговорок с четким произнесением звуков :

СА – СА – СА – вот бежит лиса со – со- со - лиса катит колесо

Су – су – су – лиса живёт в норе, в лесу сы – сы – сы – у лисы усы

Ос – ос – ос – у Буратино острый нос ас – ас – ас – свежий квас

ус – ус – ус – у кваса кислый вкус ыс – ыс – ыс – старик пил кумыс

ис – ис – ис – сварили рис ЕС – ЕС – ЕС – сосновый лес

ёс – ёс – ёс – сварливый пёс со – со – со – у автобуса спустилось колесо

Ца - ца - ца - на лугу стоит овца.

Цы - цы - цы - много корма у овцы.

Це - це - подошел пастух к овце.

Цу - цу - нужно гнать домой овцу.

Цо - цо - вот хозяйское крыльцо

Задание 8 . Медленное и четкое произнесение предложений с контролем артикуляции.

Гусеницы питаются листвой. Сахарница стоит на столе.

У Алисы длинные ресницы.

Солнце спряталось за свинцовую тучу.

Лисица притаилась под сосной.

На ясене скворцы клюют гусениц.

У овец куцые хвосты.

В саду цветёт акация.

Сеня пас овец.

Задание 9 . Повторение скороговорок с четким произнесением звуков .

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Две разноцветные курицы бегают по улице.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

Шильце, мыльце, кривое веретенце,

Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Из соседнего колодца

Целый день водица льется.

Скворцы и синицы - веселые птицы.

Стоит воз овса, возле воза - овца.

Задание 10 . Пересказ.

“Наши друзья”

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревце погибает. Насекомых поедают скворцы, синицы, дятлы, кукушки и другие птицы. Синицы, снегири и дятлы живут у нас и зимой. Для скворцов ребята делают скворечники. Прилетают весной скворцы, несут яйца, выводят птенцов. На полях скворцы истребляют саранчу и других насекомых. Они спасают посевы. Берегите птиц!

“Скворцы”

Весной прилетают с юга скворцы. Слава захотел, чтобы они поселились у него за окном. Он попросил папу помочь построить домик для скворцов. Вскоре скворечник был готов. Папа взял лестницу, забрался на высокую акацию и повесил скворечник. Скоро Слава увидел, что там поселилась семья скворцов. Потом у них появились птенцы. Скворцы целыми днями летали за гусеницами и кормили ими птенцов. Потом птенцы подросли и скворцы научили их летать.

Задание 11 .

Пальчиковая гимнастика» Дорожка»

Представим, что наши пальчики – птицы, побежали по дорожке.

Задание 12 . Работа в тетрадях «Графический диктант» .

Я называю вам слова, а вы записываете только звуки , которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.

-звук С мы отметим длинной чертой, т. к произносится долго, протяжно

-звук ц – короткой чертой , т. к произносится быстро, отрывисто.

Например :

свет :

Цвет :

Слова : птица, самолет, яйцо, сок, блюдце, колесо, кольцо.