Примеры научных заблуждений. Топ десять научных заблуждений. «Нерушимые» законы Ньютоновской физики

У языка есть различные вкусовые зоны. На самом деле нет никаких зон, ответственных за различение конкретного вкуса - горького, сладкого, солёного, глутамата натрия и ГМО.

Голова остывает первой. Только новорожденные теряют тепло через голову. Для взрослых это в какой-то степени верно разве что в случае, если голова остаётся единственной непокрытой частью тела.

Нельзя плавать на полный желудок. На самом деле гораздо опасней плавать в алкогольном опьянении. Полный желудок может разве что вызвать небольшую одышку.

Бритьё делает волосы плотнее. Волосы, отрастающие после бритья, вовсе не становятся толще, жёстче или темнее; так лишь кажется по сравнению со ставшей привычной гладкой кожей.

Алкоголь согревает. Расширенные кровеносные сосуды создают ощущение тепла. На самом деле температура тела при употреблении алкоголя может упасть.

Кофеин обезвоживает. Диуретический эффект кофеина нейтрализуется количеством воды в напитке, содержащем кофеин.

Алкоголь убивает клетки мозга. Это верно только для людей, страдающих алкоголизмом, чей суточный рацион почти полностью составляет алкоголь.

Средства по уходу волосами могут вылечить волосы. Повреждённые волосы нельзя восстановить шампунем или бальзамом. Хотя некоторые могут предотвратить повреждение.

Волосы и ногти растут даже после смерти. На самом деле эффект роста создаёт обезвоживание мёртвого тела, от чего ногти и волосы начинают казаться длиннее.

Черты личности обусловливаются генами. Нет, не существует гена занудства или гена гомосексуализма.

Хрустя суставами, вы повышаете риск возникновения артрита. Последние исследования говорят о том, что это неправда. Хрустите на здоровье.

Мифы о пище

Солёная вода быстрее закипает. Сколько бы соли вы не бросили в кастрюлю, на скорость достижения температуры кипения это никак не повлияет.

Суши - это сырая рыба. «Суши» в переводе с японского означает «уксусный рис»; наличие рыбы в суши вовсе необязательно.

Алкоголь выветривается из еды при термической обработке. Нет, не весь. Так что даже ваша любимая рыба в соусе с белым вином содержит алкоголь.

Пища без глютена полезнее для здоровья. Несмотря на утверждения вашего фитнес-тренера, всё зависит от конкретных потребностей именно вашего организма.

Быстро поднятое упавшим не считается. Да, бактерия успеет заползти на оброненный вами кусочек сыра, даже если вы подняли его всего за одну секунду.

Исторические заблуждения

В Древнем Риме существовали вомитории-тошниловки . Вопреки распространённому мнению, вомиторий - это не комната для вакханалий и облегчения после обильного обеда (от англ. to vomit - испытывать тошноту, рвоту). Вомиториями называли проходы на стадион.

Наполеон был низкого роста. Рост Наполеона составлял около 167 см, что является средним ростом мужчин того времени.

Эйнштейн не понимал математику. Эйнштейн провалил вступительный экзамен по математике, но был блестящим математиком.

Железная дева как орудие смертной казни. Такое орудие пыток и казни никогда не использовалось в средневековье. «Железные девы» были созданы только в XVII веке, и то для демонстрации в цирках.

Отцы-пилигримы носили чёрную одежду. Неправда. Первые американские поселенцы позволяли себе и красную, и желтую, и синюю, и зелёную одежду. И шляп у них не было.

Элементарно, Ватсон! В книге не было этой фразы. Впервые она прозвучала в экранизации 1929 г.

Гладиаторы сражались до смертного исхода. Наиболее ценные бойцы-гладиаторы стоили целое состояние, поэтому многие из них жили долго и безбедно.

Существование короля Артура. Да, в конце V - начале VI века н.э. жил некто по имени Артур, но до сих пор неизвестно, был ли он на самом деле королём.

Заблуждения о мозге

Нельзя будить лунатиков. Если разбудить лунатика во время его ночной прогулки, он смутится, но ничего страшного не произойдёт.

Прививки приводят к аутизму. Ни одно серьёзное исследование не выявило связи между возникновением аутизма и сделанной прививкой.

Мы задействуем только 10% своего мозга. Это лишь неправильно понимаемая метафора. Работа мозга зависит от решаемых задач, и для его функционирования важны абсолютно все клетки.

Правое и левое полушарие. Нет никакого чёткого разделения способностей по полушариям; левое полушарие спокойно может выполнять функции правого и наоборот.

Шизофрения - это много личностей в одной. Технически слово «шизофрения» означает в переводе «расщеплённая личность», но это заболевание отличается от множественной личности.

Сахар приводит к гиперактивности. Синдром дефицита внимания и гиперактивности возникает и у детей, которые совсем не употребляют сахар.

У некоторых людей фотографическая память. У некоторых людей просто хорошая память. А иметь память, которая способна воссоздать события с фотографической точностью, невозможно.

Заблуждения о природе

Быки бегут на красный цвет. Быки не различают цветов. Цвет тряпки в руках тореадора не имеет никакого значения - бык реагирует лишь на его движения.

Акулы не болеют раком. Вообще-то болеют, особенно раком кожи.

Бананы растут на деревьях. На самом деле они растут на кустах, просто очень больших.

Птенцов нельзя трогать. Обоняние птиц очень ограничено, поэтому они не будут чувствовать запах человека; можно не бояться за птенчиков.

Память золотой рыбки длится 3 секунды. Золотые рыбки - не самые умные существа на свете, но продолжительность их памяти составляет 3 месяца.

У нас 5 чувств. Вообще-то около 20, включая чувство равновесия, боли, движения, голода, жажды и прочие.

Стекло - это жидкость. На самом деле стекло - это аморфное твёрдое вещество.

Летучие мыши слепы. Летучие мыши не только обладают зрением, но и используют эхолокацию.

Люди когда-то жили с динозаврами. Удивительно, но 41% американцев уверены, что это так. Мы появились на планете примерно на 63 миллиона лет позже динозавров.

Великая китайская стена. Нет, её не видно из космоса.

Смена времён года зависит от расстояния Земли до Солнца. На самом деле смена времён года связана с наклоном земной оси.

Собаки потеют с помощью слюны. На самом деле пот они выделяют через лапы, а температуру тела регулируют с помощью учащённого дыхания.

Мухи живут 24 часа. Нет. Их жизненный цикл составляет месяц.

Молния не ударяет дважды. Эмпайр-стейт-билдинг получает 100 ударов молнии в год.

Океаны голубого цвета, потому что отражают небо. Голубой цвет вызван поглощением и рассеиванием света.

Кряканье утки не создаёт эха. Это просто глупость.

Молочай смертельно ядовит. Это городская легенда.

Помидоры - это овощи. Нет, они всё ещё ягоды.

Хамелеоны меняют свой цвет под окружающую среду. Да, но таким образом они всего лишь регулируют температуру тела.

Заблуждения о религии

Адом правит сатана. В Библии об этом нет ни единого упоминания.

Мусульман-мучеников в раю ждут 72 девственницы. Точного количества «полногрудных дев» не указано в Коране, но существуют другие источники, утверждающие это. А в целом этот вопрос до сих пор не разрешён.

«Джихад» означает «Священная война». На самом деле это слово переводится просто как «борьба».

Три библейских волхва . На самом деле в Новом завете не сказано, сколько именно их было.

Заблуждения о науке

Эволюция - это всего лишь «теория». В науке теорией не принято называть просто предположение. Научная теория - это подтверждённая многочисленными исследованиями идея, объединяющая данные множества наблюдений.

Упавшая с высоты копейка может убить. Конечная скорость 50-тикопеечной монеты, упавшей с пятого этажа, составляет 50–80 км/ч, чего совершенно недостаточно, чтобы пробить случайному прохожему голову. Хотя будет больно.

Бывает голубая кровь. Кровь голубой бывает только на плакатах по анатомии, показывающих разницу между артериями и венами.

Человеку нужно потреблять 8 стаканов воды ежедневно. Не всем. Потребность в воде зависит от веса и условий окружающей среды.

ЛСД остаётся в спинномозговой жидкости несколько лет. Наркотик полностью выводится из тела через 10 часов.

Жевательная резинка переваривается 7 лет. На самом деле жевательная основа не переваривается совсем и выходит с естественными испражнениями. Остатки всасываются в кровь.

Наука призвана проникать в суть явлений природы, представлять людям правильную картину мира. И большинство современных людей привыкли доверять официальной науке, считая общепринятые научные теории прописными истинами. На самом же деле, как показывает история, развитие науки по сей день представляет собой скорее путь проб и ошибок, чем прямую дорогу к истине. В этом посте — примеры общепринятых заблуждений и ошибок в науке.

1. Заблуждения Аристотеля

Древнегреческий философ и учёный Аристотель был, без сомнения, великим человеком. Он стал основоположником логики, суммировал современные ему знания о мире. Долгие столетия Аристотель был непререкаемым авторитетом в науке и философии. Труды Аристотеля изучали не только в античное время, но и в средние века. Но в то же время его авторитет послужил и консервации тех заблуждений, которые там были изложены.

Например, Аристотель считал, что тяжёлые тела падают быстрее, чем лёгкие, а для того, чтобы тело двигалось с постоянной скоростью, к нему должна быть приложена сила. Пошло более полутора тысяч лет, прежде чем эти заблуждения были опровергнуты Галилеем и Ньютоном.

2. Поиски философского камня

Изучение веществ и их превращений имеет давнюю историю. Но тяга учёных прошлого к химическим опытам имела несколько иные мотивы, чем сегодня. Не одну тысячу лет алхимики проводили опыты с превращением веществ, чтобы обнаружить философский камень, в существовании которого они были твёрдо убеждены.

Философский камень, согласно их представлениям, обладал следующими свойствами. Во-первых, он позволял превращать неблагородные металлы (например, свинец) в золото. Во-вторых, при принятии внутрь они продлевал жизнь и излечивал от болезней. Наконец, философский камень мог помочь растениям расти с поразительной скоростью, так, что в течение нескольких часов они приносили бы спелые плоды.

Одержимые идеей поиска философского камня, алхимики проводили множество опытов, изучали все возможные вещества, которые попадались им под руку. Философский камень, конечно, так и не был обнаружен, но труды алхимиков не пропали даром — они легли в основу современной химии.

3. Теория четырёх жидкостей

Древнегреческий медик Гиппократ известен как «отец медицины», в развитие которой он, действительно, внёс неоценимый вклад. Пытаясь объяснить причину болезней человека, Гиппократ сформулировал теорию, согласно которой главное значение для здоровья человека имеет баланс четырёх жидкостей — крови, слизи, желтой и черной желчи. Если какой-либо из жидкостей не хватает, либо она в избытке, это и становится причиной болезни.

Эта теория господствовала в медицине более 2000 лет, вплоть до 19 века. Руководствуясь ею, врачи, например, пытались лечить множество болезней при помощи кровопускания, в других случаях обильно поили водой, кормили пищей, стимулирующей выработку желчи и т. п.

4. Теория самозарождения

Длительное время учёные и философы были убеждены в том, что живое может самопроизвольно зарождаться из неживого. Конечно, они знали, как размножаются животные и растения, но были уверены, что мелкие организмы — насекомые, черви, мыши, рыбы и т. п. могут самопроизвольно зарождаться из сырой почвы, мусора и грязи. Сочинения средневековых учёных содержат множество примеров самозарождения живых существ.

Правда, ещё в Эпоху Возрождения у теории появились противники, которые на опыт пытались доказать, что никакого «самозарождения» не происходит, если питательную среду прокипятить и закрыть герметично, а значит, личинки жизни попадают в неё извне. Но большинство не принимало таких доводов во внимание, и теория самозарождения господствовала вплоть до 19 века, пока не была, наконец, опровергнута тщательно поставленными опытами Луи Пастера и др.

5. Теория флогистона

В 17 веке химики пытались дать объяснение процессам горения. Самым подходящим объяснением, с и точки зрения, было следующее — во всех горючих веществах присутствовал некий элемент — флогистон, а при горении он высвобождался и улетучивался. При этом многие простые горючие вещества ошибочно считались сложными, и наоборот. В начале 18 в. все крупнейшие химики разделяли теорию флогистона и пытались его обнаружить. За флогистон принимали различные газы, например, водород. Теория флогистона господствовала в химии около 100 лет, пока, наконец, не был открыт кислород, соединение которого с горючими веществами на самом деле и вызывало горение.

6. Теория теплорода

В 18-19 веках господствующей теорией, при помощи которой физики объясняли тепловые явления, была теория теплорода. Предполагалось, что во всех телах есть теплород — некая невесомая субстанция, количество которой определяет степень нагретости тела, а при контакте теплород может переходить из одного тела в другое. Несмотря на то, что ряд учёных сомневались в теории теплорода и высказывали правильное мнение, что теплота обусловлена движением частиц, составляющих тело, большинством эти аргументы не принимались во внимание. Из теории теплорода вырос целый раздел физики — термодинамика. Лишь в конце 19 века на опытах было наглядно показано, что теория теплорода ошибочна, а природа теплоты действительно связана с движением частиц, составляющих тело — молекул и атомов.

Скорее всего, в недалёком будущем и многие из современных научных теорий будут признаны ошибочными и заменены, но пока нам ещё рано об этом судить.

Уверенно ответит, что оно жёлтое. Но на самом деле это не совсем так. Солнце только кажется нам жёлтым из-за прохождения его света через атмосферу нашей планеты. А так оно белое.

Миф: Сахара - самая большая пустыня

Мы привыкли думать, что пустыня - это обязательно много песка и очень жарко. Но на самом деле пустыней может называться любая местность, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной (). C этой точки зрения самой большой пустыней является вовсе не Сахара, а бесконечные ледяные пространства Антарктиды ().

Миф: мобильная связь работает с помощью спутников

Этот миф возник благодаря постоянно появляющимся в СМИ сообщениям о запуске очередного «спутника связи». Однако эти спутники не имеют никакого отношения к сотовой связи. На самом деле сигнал с вашего смартфона передаётся по цепочке от одной базовой станции к другой. Даже в том случае, когда вы связываетесь с другим континентом, данные почти всегда передаются по подводным кабелям, а не через космос.

Миф: Великая Китайская стена - единственный рукотворный объект, видимый из космоса

Этот миф родился ещё в XVIII веке () и оказался настолько живуч, что озвучивается некоторыми учителями географии и истории до сих пор. Однако сегодня уже точно доказано, что Великую Китайскую стену невозможно увидеть ни с орбиты, ни тем более с Луны без применения специальных оптических приборов. Это объясняется тем, что стена не такая уж широкая (максимум 9,1 метра) и примерно такого же цвета, как и земля, на которой она расположена.

Миф: молния никогда не бьёт в одно и то же место

Бьёт. Особенно если это место расположено высоко над землёй. Например, в нью-йоркский небоскрёб Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building) молния попадает более 100 раз каждый год.

Миф: Земля имеет форму шара

На самом деле Земля не является идеальным шаром. Из-за суточного вращения она немного сплюснута с полюсов. Кроме того, следует учитывать, что высоты материков различны, а также то, что форму поверхности искажают приливные деформации (). Интересно, что существует несколько способов вычисления формы Земли, каждый из которых послужил основой для своей системы координат. В России используется оригинальная система под названием «Параметры Земли 1990 года» ().

Миф: Эверест - самая высокая гора на Земле

Это не то чтобы миф, но не совсем точная информация. Дело в том, что Эверест действительно является самой высокой горой, если считать от уровня моря. Но если вести отсчёт от подножия, то самой высокой горой окажется Мауна-Кеа (10 203 м), большая часть которой скрыта под водой (). А если считать от центра Земли, то появится ещё одна «самая высокая гора» - Чимборасо ().

Миф: вода проводит электричество

Все знают, что электрические приборы и вода несовместимы. Однако сама по себе вода является изолятором (). Просто в ней практически всегда имеются те или иные примеси, которые и позволяют воде проводить электричество.

Миф: невесомость - это отсутствие гравитации

Мы все видели репортажи с Международной космической станции, где космонавты находятся в состоянии невесомости. Многие думают, что это явление возникает потому, что находится на большом расстоянии от Земли и сила притяжения там не действует. На самом деле на высоте 350 километров, где расположена станция, ускорение свободного падения имеет значение 8,8 м/с², что всего лишь на 10% меньше, чем на поверхности Земли. Невесомость здесь возникает только благодаря постоянному движению МКС по круговой орбите, в результате чего космонавты как бы всё время «падают вперёд» со скоростью 7,9 км/с ().

Миф: в прошлом люди думали, что Земля плоская

Принято думать, что древние цивилизации верили в легенды о плоской Земле, покоящейся на трёх слонах, которые стоят на черепахе. И только благодаря учёным эпохи Возрождения и Великим географическим открытиям мир окончательно удостоверился в её действительной форме. Однако это мнение далеко от истины. Уже в 330 году до н. э. Аристотель привёл доказательства сферичности Земли, а в I веке нашей эры Плиний Старший писал о сферической Земле как об общепринятом факте ().

Впрочем, даже в наше время есть люди, которые считают, что Земля плоская, а все правительства заключили мировой заговор с целью скрыть это ().

А вы знаете примеры похожих мифов, в которые до сих пор продолжают верить люди?

  • Формирование механизма глубинного понимания текста
  • 3. Обучение и научное познание
  • 4. Показатели качества и эффективности процесса обучения. Продукт процесса обучения и уровни результативности деятельности учителя
  • 5. Критерии эффективности обучения студентов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 2 педагогика: предметное поле и актуальные проблемы План
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • 1. Научное представление о педагогике. Наука как знание и деятельность по его производству
  • 2. Объект, предмет и функции педагогики
  • 3. Задачи педагогической науки
  • 4. Понятийно-терминологический аппарат педагогики. Основные категории педагогики
  • Сравнительный анализ основных педагогических понятий-категорий
  • 5. Проблема материализации научной теории. Взаимодействие педагогической науки и практики. Связь науки и практики в движении
  • Общие для науки и практики цель и идеал: создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности
  • 6. Структура педагогической науки. Отрасли педагогики Педагогическая теория и теория воспитания
  • Педагогическая теория Понятия «педагогическая наука», «педагогическая теория»
  • Структурный состав и свойства теории
  • Педагогическая теория как инструмент мышления и практической деятельности
  • 7. Педагогика как наука и искусство и как учебная дисциплина. Профессиональная компетентность педагога
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 3
  • Методология
  • Педагогических исследований
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • 1. Понятие о методологии педагогики. Функции и сферы реализации методологии педагогики
  • Сферы реализации методологии педагогики
  • 2. Состав методологического знания. Основные термины методологии педагогики
  • 3. Уровни методологии
  • Философский уровень методологии
  • Характеристика основных философских направлений
  • Общенаучный уровень методологии
  • Принципы системного подхода
  • Конкретно-научный уровень методологии
  • Технологический уровень методологии
  • 4. Функции философии в научном познании. Философские основания педагогики
  • 5. Общенаучные подходы и методы исследования. Синергетика
  • 6. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
  • 2. Развитие образования в контексте культуры.
  • 7. Методология преобразований педагогической практики
  • 8. Педагогическая инноватика
  • 8.1. Основные понятия педагогической инноватики
  • 8.2. Инновационная система школы. Программа развития школы
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 4
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • Философия о методе научного познания. Теория и метод. Метод и принцип
  • Педагогическая действительность и ее изучение
  • Методы научно-педагогического исследования. Выбор методов исследования
  • Наблюдение
  • Тестирование (метод тестов)
  • Изучение продуктов деятельности
  • Оценивание
  • Эксперимент
  • Герменевтические методы в педагогике
  • Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании
  • Методы педагогического исследования
  • Принципы выбора методов научно-педагогического исследования
  • 5. Методы обучения и методы науки
  • 5.1. Соотношение методов обучения и методов науки
  • 5.2. Методы обучения в школе и в вузе как фактор становления личности будущего исследователя
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Элементы эвристической деятельности, их основные характеристики
  • Правила предпочтения (эвристические рекомендации)
  • Эвристические методы (по а.В. Чус и в.Н. Данченко)
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 5
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • Признаки научности
  • 2. Преодоление заблуждений в научном исследовании
  • 3. Исследование в педагогике. Структура и логика научно-педагогического исследования
  • 4. Методологические принципы научно-педагогического исследования
  • 6. Определение темы, объекта, предмета исследования. Цель, задачи, гипотезА исследования, интерпретация и обобщение его результатов
  • Стрелками обозначены связи и направления действия переменных.
  • 7. Эксперимент: определение понятия, разработка программы, проведение, оценка, результаты
  • Разработка программы эксперимента
  • Проведение эксперимента
  • Оценка результатов эксперимента
  • 8. Виды педагогического творчества как предпосылки исследовательской деятельности учителя Индивидуальное исследовательское задание
  • Создание нового педагогического опыта
  • Критерии передового педагогического опыта
  • Внедрение новых педагогических идей и научных разработок в школьную практику
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 6
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • 1. Методика научного исследования
  • Методы и методики
  • Основания для выбора методики
  • 2. Информационное обеспечение научных исследований
  • 3. Научный текст и его категории
  • Изучение специальной терминологии
  • Место терминологической лексики в системе современного русского литературного языка
  • Термин и общеупотребительное слово
  • Системность терминологии
  • 4. Применение логических законов и правил
  • 5. Основные виды изложения результатов исследования
  • 6.Подготовка курсовых и дипломных работ. План действий по выполнению дипломной работы
  • Соотношение тематики курсовой и дипломной работы
  • 7. Диссертация. Главные типологические характеристики магистерской диссертации
  • 8. Методологические требования к результату и основным частям научной работы (диссертации) Требования к результату научной работы
  • Требования к заглавию научной работы
  • Требования к введению в научную работу
  • Требования к основному содержанию научной работы
  • Требования к заключению научной работы
  • Вопросы для самоконтроля
  • Теоретико-методические основы педагогического исследования Учебно-методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей
  • 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.
  • 2. Преодоление заблуждений в научном исследовании

    ЗАБЛУЖДЕНИЕ – несоответствие знания его объекту, расхождение объективного образа действительности с его объективным прообразом. Это непреднамеренное несоответствие суждений или понятий, представлений объективной действительности Заблуждения неизбежны в познании. Во-первых, перед познающим субъектом всегда имеется область неизвестного, на которую накладывается уже известное, и оно почти всегда связано с формулированием проблемного, вероятностного, гипотетического знания, субъект склонен принимать частное за целое, применяя экстраполяцию, результаты которой далеко не безошибочны. Во-вторых, человеческие познавательные способности, да и любой уровень практики (как определителя знания) ограничены, и научный поиск оказывается всегда обусловленным этой ограниченностью, определенными ее рамками. В целом заблуждения играют негативную роль в развитии знания, отвлекая силы и средства ученого. Однако это неизбежно, хотя и имеет временной характер (подлинный ученый, обнаруживая в своих конструкциях заблуждение, должен немедленно его устранять. В то же время роль заблуждений может быть и позитивной. Вспомним, к примеру, алхимию, в недрах которой было немало научных открытий, да и ее роль в формировании научной химии тоже нельзя недооценивать. Заблуждения могут содействовать созданию проблемных ситуаций, способствовать нахождению правильного пути решения проблем и построению истинной теории. Как отмечается в философской литературе, заблуждения были не иррациональным началом в познании, отвращающим от истины, а, наоборот, необходимой ступенькой, опираясь на которую наука приближалась к истине. Таким образом, роль заблуждений в науке неоднозначна и при конкретной их оценке обнаруживается как негативное, так и позитивное их значение.

    Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 114.

    Путь преодоления заблуждения в конкретном научном поиске можно представить следующим образом: 1) обнаружение заблуждения в наличном знании при объяснении факта; 2) выдвижение гипотез, основанных на наличном знании и практике или опирающихся на тенденции их развития; 3) подтверждение гипотез практикой и знанием при одновременном опровержении неудачных гипотез, снятие в связи с этим заблуждения в наличном знании; 4) формулировка принципиально новой теории. К сказанному добавим, что обнаружение незнания в определенной области или заблуждения в 1–4 знании является основой постановки проблемы, в ходе разрешения которой неполное знание сменяется более полным, а заблуждения преодолеваются.

    При решении проблемы преодоления заблуждений естественно возникает вопрос о роли формальной логики. Формальная логика, как и диалектическая, выступает теоретическим средством освоения действительности, при этом та и другая выполняют свою специфическую функцию в диалектически сложном процессе познания.

    Средствами формальной логики фиксируются уже открытые законы действительности, формулируются системы знания, осуществляется системный подход в исследовании, благодаря чему становится возможным систематическое развитие знания Развитие внутренней логики систем знания создает возможность открытия еще неизвестных фактов, происходит приращение знания, «укладывающегося» в логику данного закона, выявляются модификация, специфика действия законов в различных условиях и т.д. Надо сказать, что здесь перед исследователем, руководствующимся логикой уже известных законов, раскрывается широчайшее поле деятельности.

    Формальная логика, строго говоря, связывает истинность с доказуемостью, а заблуждение – с опровержением. Всякий раз, когда вновь открытый факт «укладывается» в сфере действия закона, средства формальной логики выступают вполне правомерными и действенными.

    Логическая культура исследователя является непременным условием построения доказательств и опровержений, которые должны быть логически обоснованными, последовательными и понятными. Недостатки логической культуры, ее неразвитость могут отрицательно сказаться на ходе самого исследования и даже породить ошибки.

    Однако нужно иметь в виду два обстоятельства. Первое из них состоит в том, что в конечном счете истинность или ложность предположения в рамках системы известного подтверждается практикой, а не формально-логическими построениями самими по себе. Второе обстоятельство: логика открытых законов не сразу отложилась в логике соответствующих понятий, отражающей первую во всей ее полноте.

    Существо дела заключается в том, что сфера познанных законов, где формальная логика выступает компетентным арбитром при определении содержательности нашего знания, составляет лишь одну и при этом не самую важную часть познавательной деятельности. Ведь для науки особую ценность представляют не те факты, которые легко укладываются в рамки известных уже формализованных законов, а те, которые кажутся несколько «странными», противоречат общепринятым в науке представлениям и которые с точки зрения таких представлений следует отнести к «неприятным недоразумениям», а всякую новую попытку их объяснения квалифицировать как заблуждение. При этом решить вопрос об истинности или ложности объяснения факта, не укладывающегося в рамки старой теории, методами формальной логики принципиально невозможно, так как это требует перехода к теории с иными исходными логическими основаниями.

    Чисто логическим путем такой переход осуществлен быть не может, потому что новая теория по отношению к старой выглядит противоречивой. Поэтому для проверки истинности или ложности предположения нельзя воспользоваться построением логического доказательства, основывающегося на старой теории. Единственно надежным способом обнаружения заблуждения и его преодоления является обращение к практике, которая может обнаружить несостоятельность (ложность) предположения в области объяснения факта, не укладывающегося в рамки старой теории. Если некое предположение подтверждается практикой, оно оказывается истинным, и установление истинности любого предположения является одновременно преодолением заблуждения старой теории, которая не объясняет новый факт. Тогда неизбежно обнаруживается необходимость сужения сферы применимости старой теории.

    Следует иметь в виду, что этот процесс происходит ро времени. Выяснить содержание предположения по поводу факта, относящегося к формирующейся теории на предмет ее достоверности, чрезвычайно сложно, так как наличная практика (в силу ее относительности как критерия истинности) не может ответить определенно и подтверждение предположения нередко требует значительного времени. Здесь становится очевидной историчность процесса преодоления заблуждений в научном познании.

    С исторической точки зрения (применительно к процессу познания) каждое состояние конкретно-исторического знания как целостной системы предстает перед исследователем в категориях истины и заблуждения, являющихся моментами знания, понять которые можно лишь во взаимосвязи, движении, изменении и развитии.

    Мы уже отмечали, что увеличение числа проблем, огромное расширение фронта научного поиска обусловливает количественный рост специфических заблуждений в современной науке. Однако неправильным был бы односторонний подход к оценке этого факта. Ведь наряду с процессом роста вероятностного знания, в котором имеются элементы заблуждений, происходит диалектически противоположный ему процесс как увеличения объема достоверного знания, так и его качественного изменения.

    Представляется, что успех научного поиска определяется деятельностью исследователя, связанной с выдвижением предположений, гипотез о сущности изучаемого объекта, выбором и организацией средств исследования. Особенно велика и ответственна роль выдвигаемых гипотез.

    Гипотеза будет тем продуктивнее, чем больший удельный вес в ней будет занимать знание, объективно отражающее объект. Это положение ко многому обязывает исследователя. И вряд ли целесообразным является выдвижение по любому случаю и любому поводу большого числа гипотез. Скороспелые гипотезы, особенно в сочетании с методом «проб и ошибок», ни к чему, кроме заблуждений и новых ошибок, привести не могут. В таких гипотезах знание опирается лишь на воображение исследователя, в них либо отсутствует, либо чрезвычайно мало объективное содержание.

    Выдвижение гипотез должно иметь реальное основание. Непременным условием его является не любое, а достаточное количество фактов и наблюдений.

    В ходе исследования ученый порой вынужден выдвигать множество гипотез, но это обусловлено не субъективным произволом ученого и его необузданной фантазией, хотя без фантазии в науке не обойтись, а многогранностью объекта, его сложностью. Кроме того, количество выдвигаемых гипотез зависит и от этапа исследования. На первых порах, как правило, выдвигается больше гипотез, чем перед завершением поиска, и наряду с этим растет их достоверность, выступающая теперь на передний план.

    Глубокое понимание вопроса об обоснованности гипотез хотя и не гарантирует от ошибок и заблуждений, но является одним из условий, избавляющих ученого от блуждания в потемках и, несомненно, ограничивает число ошибок и промахов в поиске. Чрезвычайно важное значение в преодолении ошибок и заблуждений имеют не только объективные факторы, но и творчество субъекта, его опыт, знание и особенно философская зрелость.

    Заботин П.С. Преодоление заблуждения в научном познании. –

    М.: Мысль, 1979. – С. 180–190.

    «Научное мировоззрение» чрезвычайно влиятельно благодаря значительным успехам науки. Наука непосредственно влияет на нашу жизнь через технику и современную медицину. Впечатляющий прогресс в разных областях знаний — от мельчайших частиц материи до бескрайних просторов космоса с миллиардами галактик в постоянно расширяющейся вселенной — преобразует наш интеллектуальный мир.

    Тем не менее во втором десятилетии XXI века, когда наука и техника, казалось бы, находятся на вершине своей мощи, когда их влияние охватило весь мир и их торжество кажется неоспоримым, науку стали раздирать неожиданные внутренние проблемы. Большинство ученых уверены, что эти проблемы однажды разрешатся сами собой в ходе дальнейших исследований в традиционных направлениях, однако некоторые, включая меня, видят в этих проблемах симптомы более глубокого недуга.

    В этой книге я демонстрирую, что движению науки вперед мешают предрассудки многовековой давности, ставшие непоколебимыми догмами. Избавление от них сделало бы науку свободнее, интереснее и увлекательнее.

    Современная наука основывается на утверждении, что вся реальность материальна. Другой реальности, кроме материальной не существует. Сознание является побочным продуктом физических процессов в мозге. Материя не обладает сознанием. Эволюция не имеет цели. Бог — не более чем чисто умозрительная идея в человеческих головах.

    Эти представления сильны не в следствии критического мышления ученых, а как раз наоборот. Научные факты достаточно надежны, как и применяемые учеными методы и соответствующие им инструменты. Однако на самом деле господствующее в официальной науке мышление является актом веры, основанной на идеологии XIX века.

    Эта книга не против, а в защиту науки. Я хочу, чтобы наука стала менее догматичной и более научной . Я верю, что освобождение науки от сковывающих её догм приведет к её возрождению.

    Научные кредо

    Вот десять основных предубеждений, безоговорочно принимаемых большинством ученых:

    1. nbsp; Всё в основе своей механистично. Например, собаки — это сложные механизмы, а не живые организмы со своим собственным смыслом существования. Люди — это тоже машины, «неуклюжие роботы», по красочному выражению Ричарда Докинса, с мозгом наподобие генетически программируемого компьютера.

    2. nbsp; Вся материя бессознательна. Она не обладает ни внутренним миром, ни индивидуальностью, ни точкой зрения. Даже человеческое сознание — это иллюзия, продукт материальной деятельности мозга.

    3. nbsp; Общее количество материи и энергии всегда одинаково (за исключением Большого взрыва, когда вдруг возникли вся материя и вся энергия во вселенной).

    4. nbsp; Законы природы неизменны. Сегодня они те же, что были в самом начале, и останутся такими всегда.

    5. nbsp; Природа бесцельна, и у эволюции нет ни цели, ни направления.

    6. nbsp; Вся биологическая наследственность материальна; ее носителями являются генетический материал, ДНК и прочие материальные структуры.

    7. nbsp; Разум находится в голове и является не более чем продуктом деятельности мозга. Когда вы смотрите на дерево, его изображение находится не «вовне», как вам кажется, а внутри вашего мозга.

    8. nbsp; Память хранится в мозге в виде материальных следов и стирается, когда мы умираем.

    9. nbsp; Необъяснимые феномены, такие как телепатия, иллюзорны.

    10. nbsp; Только механистическая медицина действительно эффективна.

    Вместе эти представления составляют философию или идеологию материализма, чьим краеугольным камнем является утверждение, что всё в основе своей материально, даже разум. Эта система представлений стала доминирующей в науке в конце XIX века и сегодня воспринимается как сама собой разумеющаяся. Многим ученым и в голову не приходит, что материализм — не более чем гипотеза; они принимают его за науку, за научное представление о реальности или научное мировоззрение. Считается, что оно не нуждается в доказательствах и не подлежит обсуждению. Они впитывают его не задумываясь.

    В повседневности материалистическим является образ жизни, в котором безраздельно господствуют материальные интересы, постоянное стремление к повышению благосостояния, накоплению и роскоши. Такой образ жизни несомненно поощряется материалистической философией, которая отрицает существование каких бы то ни было духовных реалий и нематериальных жизненных целей, однако в этой книге меня больше интересуют научные претензии материализма, нежели его влияние на наш образ жизни.

    В духе радикального скептицизма я оспариваю каждую из этих десяти доктрин. Когда общепринятая теория рассматривается не как несомненная истина, а как отправная точка исследования, взору открываются совершенно новые перспективы.

    Например, утверждение, что природа подобна машине или механистична, превращается в вопрос: «Механистична ли природа ?» Утверждение, что материя бессознательна, превращается в вопрос: «Бессознательна ли материя ?» И так далее.

    В Прологе я рассматриваю взаимосвязь между наукой, религией и властью, после чего, в главах с первой по десятую, анализирую каждую из десяти догм. В конце каждой главы я обращаю внимание на важность данного тезиса и его влияние на нашу повседневную жизнь. Я также формулирую несколько дополнительных вопросов, чтобы читателям, желающим обсудить эту тему с друзьями или коллегами, было с чего начать. В конце каждой главы помещено заключение.

    Кризис доверия к «научному мировоззрению»

    Вот уже более двухсот лет материалисты обещают, что рано или поздно наука даст физическое или химическое объяснение всему на свете. Наука докажет, что живые организмы — это сложные машины, разум — не более чем функция мозга, а природа не имеет никакого предназначения. Сомневающимся внушается вера в то, что научные открытия оправдают их ожидания.

    Философ Карл Поппер назвал это мировоззрение «вексельным материализмом », поскольку он целиком держится на доверии к распространяемым им векселям в счет еще не сделанных открытий. Несмотря на все достижения науки и техники, материализм переживает сегодня кризис доверия, невообразимый в XX веке.

    В 1963 году, когда я изучал биохимию в Кембриджском университете , мы с несколькими однокурсниками часто беседовали с Френсисом Криком и Сидни Бреннером в комнате Бреннера в Королевском колледже. Крик и Бреннер незадолго до этого прославились участием в расшифровке генетического кода. Оба были убежденными материалистами, а Крик вдобавок и воинствующим атеистом. Они говорили, что в биологии осталось две крупных нерешенных проблемы: развитие и сознание. Они не были решены, поскольку работавшие над ними люди не были молекулярными биологами или просто не блистали талантом. Крик и Бреннер намеревались найти ответы на эти вопросы в течение ближайших десяти лет, максимум двадцати . Бреннер брал на себя биологию развития, а Крик — сознание. Они пригласили нас присоединиться.

    Оба приложили все свои силы. Бреннер в 2002 году получил Нобелевскую премию за работу по развитию крошечного червя, Caenorhabditis elegans . Крик умер в 2004 году, лишь накануне закончив правку рукописи своей итоговой статьи о мозге. На похоронах его сын Майкл сказал, что отцом двигало не стремление к славе, богатству или признанию, а желание забить последний гвоздь в крышку гроба витализма . (Витализм — это теория о том, что живые организмы действительно живы и что это невозможно объяснить только физикой и химией .)

    Крик и Бреннер потерпели неудачу. Проблемы развития и сознания остаются нерешенными. Открыто множество подробностей, выстроены дюжины геномов, сканеры мозга становятся все точнее. Но так и нет доказательств, что жизнь и разум можно объяснить чисто физически и химически (см. главы 1, 4 и 8 ).

    Фундаментальным для материализма является утверждение, что материя — это единственная реальность. Следовательно, сознание — не более чем продукт деятельности мозга. Оно либо подобно тени — ничего не делающий «эпифеномен », — либо всего лишь термин, под которым в разговорах понимается продукт деятельности мозга. Однако у современных исследователей в области нейробиологии и сознания нет единого мнения о природе разума. Такие ведущие журналы, как «Науки о поведении и мозге » (Behavioural and Brain Sciences ) и «Журнал изучения сознания » (Journal of Consciousness Studies ), публикуют много статей, обнаруживающих глубокие проблемы в материалистической доктрине.

    Философ Дэвид Чалмерс назвал само существование субъективного опыта «трудной проблемой ». Трудна же она потому, что субъективный опыт не поддается механистическому объяснению. Исследуя то, как глаза и мозг реагируют на красный свет, мы начисто отбрасываем переживаемый опыт его восприятия.

    В биологии и психологии кредит доверия к материализму падает. Может ли физика прийти на помощь? Некоторые материалисты предпочитают называть себя физикалистами, подчеркивая тем самым, что их надежды связаны с современной физикой, а не с материалистическими теориями XIX века. Но доверие к физикализму подрывает сама же физика. Этому есть четыре причины.

    Во-первых , некоторые физики уверены, что свойства квантовой механики не могут быть сформулированы без учета разума наблюдателей. Они утверждают, что разум невозможно объяснить одной физикой, поскольку в таком объяснении неизбежно участвует разум физиков.

    Во-вторых , самые амбициозные объединенные теории физической реальности — теория струн и М-теория , с десятью и одиннадцатью измерениями соответственно, — уводят науку в совершенно новые области. Странным образом, как Стивен Хокинг пишет в своей книге «Великий замысел » (Stephen Hawking. The Grand Design, 2010 ), «никто, похоже, не знает, что означает „М”: может быть „материнская”, „магическая” или „мистическая” ». Согласно тому, что Хокинг называет «модельно-зависимым реализмом », разные ситуации могут требовать и применения разных теорий. «У каждой теории может быть своя собственная версия действительности, но, согласно модельно-зависимому реализму, это приемлемо, поскольку теории согласуются в своих предсказаниях всякий раз, когда они частично совпадают, то есть всякий раз, когда они могут обе быть применены ».

    Теория струн и М-теория в настоящее время не могут быть проверены, поэтому о «модельно-зависимом реализме » можно судить лишь по другим моделям, а не экспериментально. Это относится и к бесчисленному множеству других вселенных, ни одну из которых никто никогда не наблюдал. Хокинг указывает:

    Законы М-теории ... учитывают различные вселенные с различными наблюдаемыми законами, в зависимости от того, как закручено внутреннее пространство. У М-теории есть решения, которые учитывают многие различные внутренние пространства, возможно, целых 10500 , что означает, что она допускает 10500 различных вселенных, каждую со своими собственными законами. ... От исконной надежды физиков — выработать единую теорию, объясняющую действительные законы нашей Вселенной как уникальную вероятность последствия нескольких простых допущений, — следует отказаться.

    Некоторые физики глубоко скептически относятся к такому подходу, как физик-теоретик Ли Смолин показывает в своей книге «Неприятности с физикой: взлет теории струн, упадок науки и что за этим следует» (Lee Smolin. The Trouble With Physics: The Rise of String Theory, the Fall of a Science, and What Comes Next, 2008 ). Теория струн , М-теория и «модельно-зависимый реализм » являются шатким фундаментом материализма, или физикализма, или любой другой системы верований (см. главу 1 ).

    В-третьих , к началу XXI века стало ясно, что известные виды материи и энергии составляют лишь около четырех процентов вселенной. Остальное состоит из «темной материи» и «темной энергии». Природа 96 процентов физической реальности в буквальном смысле покрыта мраком (см. главу 2 ).

    В-четвертых , согласно антропному космологическому принципу, если бы законы и константы природы на момент Большого взрыва были чуточку другими, биологическая жизнь никогда не возникла бы, а значит, мы бы сейчас и не рассуждали о ней (см. главу 3 ). Так что же, законы и константы в самом начале настроил божественный разум? Во избежание явления Бога-создателя в новом обличье большинство ведущих космологов предпочитают верить, что наша вселенная — лишь одна из огромного, возможно бесконечного множества параллельных вселенных , каждая со своими законами и константами, как утверждает и М-теория . Мы лишь случайно оказались в той, чьи условия для нас подходящи.

    Теория мультивселенной находится в крайнем противоречии с «Бритвой Оккама » — философским принципом, гласящим: «Не следует множить сущее без необходимости », или, иными словами, предположений должно быть как можно меньше. Большой слабостью этой теории является и ее недоказуемость. Кроме того, она так и не исключает существование Бога — им может быть Бог бесконечного множества вселенных.

    В XIX веке материализм предложил простое, прямолинейное мировоззрение, но наука XXI века оставила его позади. Он не выполнил своих обещаний, и его долговые расписки обесценились в результате гиперинфляции.

    Я убежден, что развитие науки сдерживается предубеждениями, которые окаменели и превратились в непоколебимые догмы, поддерживаемые строгими табу. Эти предубеждения охраняют цитадель научного истеблишмента и являются барьерами на пути свободной научной мысли.

    Руперт Шелдрейк. Предисловие к книге «Заблуждение науки» (2012)

    (Rupert Sheldrake. The Science Delusion. — London: Coronet, 2012. ISBN: 978-1-444-72794-4.)Перевод с английского: Paul Bondarovski, 2012.

    Как устроен наш Мир? Почему важны не вещи, а принципы симметрий? Откуда берутся истоки непостижимой эффективности математики в естественных науках? Есть ли научные подтверждения идее Пифагора , что все сущее - числа? Этими и другими вопросами задаются авторы научно-популярного фильма "Анизотропный мир ". Свои ответы они пытаются искать в направлении замены обычной геометрии пространства-времени на финслерову, в которой, образно говоря, теорема Пифагора связывает не квадраты, а четвертые степени катетов и гипотенуз. В фильме представлены точки зрения профессиональных физиков, объединенных желанием искать естественные расширения теории относительности Эйнштейна , не входящие в концептуальные противоречия с последней.

    В некотором смысле, это продолжение фильма "Геометрия
    вселенной с разных точек зрения
    ", а также популярное изложение исследований, с частью которых можно познакомится на сайтах: