Новые скороговорки для детей. Скороговорки для детей для развития речи и дикции по годам. Скороговорки для детей на буквы р, л, ш, щ. Если ребенок только учится говорить

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Поля поле полет, Коля колья колет.

По траве тропа протоптана.

У Аграфены и Арины растут георгины.

Пошла Поля полоть в поле.

Маргарита собирала маргаритки на горе. Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

У пенька опять пять опят.

Был бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

Свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла.

Орел на горе, перо на орле. Орел под пером, гора под орлом.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила.

Скок сорока, скок сорока, слепа с ока, крива с бока.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

Говорит попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугатон, буханкую". Попугаю в ответ попугай: "Попугай, попугай, попугай".

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Кукушкин кукушенок в капюшоне смешон.

Батон, буханку, баранку пекарь пёк спозаранку.

Пётр в печке пёк печенье, да перепёк всю выпечку.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Как хорошо пирожок - внутри творожок.

Съел Валерик вареник, а Ванюшка ватрушку.

У ежа и ёлки иголки колки. У ежа ежата, у ужа ужата.

Уж и ужи уже в луже.

Белый снег, белый мел. Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

Наш Сеня накосил стог сена.

Стоит воз овса, возле воза овца.

Овца, овца, дай хлебца.

Пришел Прокоп - кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Кашевар кашу варил, подваривал да недоварил.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки скок -
Сеньку с ног,
Саньку в бок,
Соньку в лоб -
Все в сугроб.

У Сони сани с горки едут сами.

Прохор в сугробе барахтался, барахтался, да не выбарахтался.

По семеро в сани уселись сами.

Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.

Жу-жу, жу-жу.
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу,
Букву "Ж" все твержу.
Знаю твердо букву эту.
Я жужжу зимой и летом.

У нас на дворе подворье погода размокропогодилась.

Гроза грозна, грозна гроза.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку - цап"

Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои

Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Грабли сделал крабу краб:
"Грабь граблями гравий, краб".

В пруду у Поликарпа - Три карася три карпа.

На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя.

От топота копыт пыль по полю летит.

Во поле кони затопали.

Кричал Архип, Архип охрит.
Не надо Архипу кричать до хрипу.

Вставай Архип, петух охрип.

Глядят галчата на грачат, галдят грачата на галчат.

За деревней с утра тарахтят трактора.

Для ухи нужны лещи, а щавель нужен на щи.

Ты нас мама, не ищи, щиплем щавель мы на щи.
В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги все протопали.

На горе дубы, под горой грибы.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

Шла Саша по шоссе и сосала сушки.

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель.
Матросы две недели
карамель на мели ели.

Тридцать три корабля
лавировали, лавировали,
да так и не вылавировали.

У черепашьего черепашонка на черепашьих лпчонках черепашьи чоботы.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Всех скороговор
не перескороговоришь,
не перевыскороговришь.

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Когда-то галок поп пугая,
В кустах заметил попугая,
И говорит тут попугай:
"Пугать ты галок, поп, пугай.
Но только галок, поп, пугая,
Не смей пугать ты попугая!"

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Королева кавалеру подарила каравеллу.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня?

На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.

Невелик бицепс у эксгибициониста.

Недопереквалифицировавшийся.

Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

Саша шапкой шишку сшиб.

Сиреневенькая зубовыковыривательница.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил -
что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Сняли с Надежды цветные одежды,
Без одежд Надежда не манит как прежде.

Сшит колпак, да не по-колпаковски,
вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже -
ужа ужица съест на ужин
и скажет: (начинай сначала).

Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

Я - вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

На ура у гуру инаугурация прошла.

Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!

Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

А мне не до недомогания.

Боронила борона по боронованному полю.

Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать:
наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Волховал волхв в хлеву с волхвами.

Все бобры для своих бобрят добры.

Вставай, Архип, петух охрип.

Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича?
Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

Грабли - грести, метла - мести, вёсла - везти, полозья - ползти.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку -
испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.

Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.

Забыл Панкрат кондратов домкрат.
Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи.
Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Инцидент с интендантом.

Клара-краля кралась к Ларе.

Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

Краб крабу продал грабли. Продал грабли крабу краб; грабь граблями сено, краб!

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Примерил кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Курфюрст скопроментировал ландскнехта.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Либретто "Риголетто".

Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров!
Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.

На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

На речной мели мы на налима набрели.

Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

Не ест корова короб корок, ей короб сена дорог.

Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.

Около колодца кольцо не найдется.

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

Осип охрип, а Архип осип.

От топота копыт пыль по полю летит.

Павел Павлушку пеленовал, пеленовал и распелёновывил.

Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

Прецедент с претендентом.

Привёз Пров Егорке во двор дров горку.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.

Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

Свинья тупорыла-толсторыла двор рылом рыла, всё изрыла, срыла, перерыла, везде понарыла, повырыла, подрыла.

Свиристель свиристит свирелью.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

У ежа ежата, у ужа ужата.

У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

У Сени с Саней в сетях сом с усами.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

Четверть четверика гороха, без червоточинки.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей,
а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

Яшма в замше замшела.

Львенок учится рычать,
Очень хочет «Рррр!» сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет - «Рррр!», выходит: «Мяв!»

Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор - синий богатырь -
Как мотор заводит? - Тррр!

Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом -
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит: - Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: «Ды-ды-ды».
Вот подходит пассажир -
Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!»

Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: «Ррррр!»

Учимся «рычать»: тренируемся произносить «Р».

______________________________________

Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел -
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад - вперед, - (1)
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед - назад.
Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах)
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
- Пауки пусть в сад уходят!
Сверху - все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!

Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах)
- Влево-вправо! - моет стенку:
- Вправо-влево! - вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!

Положил половичок (3)
На забор наш старичок:
- Пыль стряхну с него раз пять -
На пол постелю опять.

Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
- Заслужил я угощенье -
Чай малиновый. С вареньем!

(1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.
(2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо.
(3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время

Чередуем действия: высунуть вперед острый язычок - снова расстелить на

Губе широкий («стряхиваем пыль»).

__________________________________

Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька, садись:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Вот лисичка:
- Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз:
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Ох, качели косолапый
Останавливает лапой:
- Я качаюсь! Берегись!
Вверх-вниз, вверх-вниз!

Упражнение «Качели»: язык движется вверх-вниз.

_____________________________________________

Розы райские росли в розовом розарии.

Рак, рубашка, рукава, рыбы, радуга, трава.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Кровожадный крокодил к ракам в норы приходил.

Реки к морю пробирались, рыбы с раками ругались.

Грузил граф в карету груз - крупный сахарный арбуз.

Гроздь рябины красной красных роз прекрасней.

Крыша, покрашенная красной краской.

Быстро круглый шар крутился.

Кролик крикнул рыси: «Брысь!»

Громко грызли короли на трибунах сухари.

С изумрудом на короне царь сидел на царском троне.

Га-га-га - у оленя есть рога.

Под горой гогочут гуси.

Га-га-га - гусь гусыню заругал.

Громко гром гремел гремучий.

Град по крыше грохотал.

Грели гнезда глухари.

Громко герцог говорит.

Голубь с гулей погулял.

Генерала грызла грыжа.

И-го-го - мне галоп милей всего.

В гавани гудок гудел.

Загалдели галки громко.

Грабил гангстер гардеробы.

Гарцевал гусар с гитарой.

______________________________-

[Ш]
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.

[С]
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Осип охрип, Архип осип.
Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись сами.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

[З]
Бизоны у Зои на комбинезоне.
В загоне на газоне бизоны.
В замке зайка под замком.
За козой – козодой.
Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.
Затоптали утки за будкой незабудки.
Звериным взвизгом взводный взвизгнул. Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Козы в грозу грызут лозу.
Лиза везла на возу козла и козу.
На возу лоза, у воза коза.
На завалинке Зоя и заинька.
Не забудьте незабудки.
Позади завода заводь.
Розовые розы замерзают в морозы.
У Зои мимозы.
Указание о наказании казака в Казани.

[Ф]
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Сейчас в мире новых компьютерных технологий, появилась масса развлечений для взрослых и детей. Множество художественных и мультипликационных фильмов, детских каналов на различную тематику, компьютерных игр. Ребёнка можно оставить на целый день около телевизора или дать ему в руки планшет и он будет занят, не мешая родителям заниматься домашней работой.

Результат – минимальное общение с ребёнком, слабое речевое развитие, замкнутость, необщительность. А ведь не секрет, что для развития ребёнка необходимо общение с родными и близкими, сверстниками. Будущее малыша зависит от многих факторов, в том числе и коммуникабельности. Умение общаться с людьми способствует выстраиванию отношений с окружающими людьми.

На развитие речи благотворно влияет частое общение , прежде всего с мамой, беседы, словесные игры, разучивание стихов, детских песенок, потешек, скороговорок. Соблюдая данные требования, ребёнок будет правильно развиваться и осваивать необходимые навыки:

  • правильно выстраивать предложения;
  • Разговаривать размеренной речью;
  • улучшается дикция;
  • говорить спокойным голосом, без выкриков;
  • быстро учиться читать.

Формируется чёткая и красивая речь

Но не стоит забывать что развитие каждого ребёнка индивидуально, и подход должен быть особенный, также учитывается фактор наследственности.

Примерная таблица усвоения звуков русского языка детьми по годам:

Если усвоение отдельных звуков русской речи у ребёнка не совпадает с данными в таблице не спешите расстраиваться, так как это приблизительные данные, а период формирование речи у каждого свой.

Но если в 6 лет ребёнок не выговаривает какие-то звуки, это повод обратится к логопеду.

Однако это не значит что всю ответственность можно переложить на плечи логопеда, в надежде что он все исправит, работа должна быть совместная с родителями. Желательно проводить занятия в игровой форме. При помощи словесных игр, скороговорок.

Детские скороговорки для развития речи

Детские скороговорки - это рифмованные, обычно простые по произношению стишки, с повторением каких-то звуков, которые требуют чёткого выговаривания, что осложняет быстрое произношение. Сначала их выучивают медленно, с чётким выговариванием трудных слов, но в процессе тренировки постепенно увеличивается скорость произношения. Придуманные ещё в старину для лёгкого обучения детей родной речи. В народе их называли чистоговорками. Делятся на народные и современные, детские и взрослые.

При помощи скороговорок:

  • формируется артикуляционный аппарат;
  • выстраивается правильная речь;
  • Устраняются речевые дефекты;
  • развивается фонематический слух.

Необязательно ждать пока ребёнок начнёт хорошо говорить. С самого раннего возраста можно во время игры проговаривать скороговорки, чистоговорки. Чтоб ребёнок слушал различные звуки, словосочетания, учился их различать и запоминал правильное произношение. Вот так развивается фонематический слух, что очень важно при формировании речи и чёткой дикции.

Детям очень нравится играть со скороговорками, занятия в игровой форме проходят интереснее, веселее и материал лучше усваивается. Причём стихотворная форма легко запоминается, что способствует развитию памяти.

Их очень любят использовать в своей практике логопеды,

  • Не требуйте от ребёнка проговорить все сразу, и в быстром темпе.
  • Наберитесь терпения, оно вам понадобится.
  • Ваше занятие не должно длиться дольше 10 минут.
  • А тренироваться в столь интересной игровой форме можно сколько вам угодно. Только не переусердствуйте, чтоб не исчезло желание.

И ваши усилия будут вознаграждены.

Скороговорки на букву [Р] и [Л]

Одни из самых важных, это скороговорки на букву [Р] и [Л] .

Очень много детей, которые долго не выговаривают эти согласные. При помощи этой методики можно избавиться от такого дефекта.

Сначала можно размяться на лёгких чистоговорках:

После можно перейти и к главной части занятия, к скороговоркам на букву [р] для детей:

Скороговорки для первого класса на букву [р]

На букву [Л] :

Для формирования шипящих звуков [Ч] , [Ш], [Щ]:

Смешные скороговорки для детей

Весёлые скороговорки очень нравятся детям. Особенно когда они используются в игровой форме, а также с картинками, различными иллюстрациями. На таких занятиях не только развивается речь. А ещё и воображение, формируется память. Смешные стишки с весёлым смыслом поднимают настроение, вызывают положительные эмоции, что также благотворно влияет на психологическое развитие ребёнка.

В форме загадок

Скороговорки бывают в форме загадок, что тоже очень нравится детям, легко запоминаются, с удовольствием загадывают их друг другу. Тренируют речь, и способствуют развиватию логического мышления.

Сложные скороговорки для 7–8 лет

Длинные и тяжело выговариваемые логопедические стишки, нужно выучивать наизусть и тренироваться в выговаривании, пока не будет получаться без запинания. Не спешите сразу пытаться выговорить всю от начала до конца, медленно, трудные места можно повторить несколько раз, пока не получится правильное произношение. После постепенно увеличивайте скорость.

Необходимы такие скороговорки для улучшения дикции. Помогает обрести навыки спокойной не тараторящей речи.

Для каждого возраста своя сложность построения стишка, для малышей используются несложные звуки, обычно без таких как [Р] [Л] и [Ф] [В].

Для детей 7–8 лет используются все звуки в любых сочетаниях.

Скороговорки для 1 класса

На букву [Р ]

Скороговорки для 2 класса

Игры со скороговорками

Очень весело и эффективно проходит занятие в игровой форме. В игре ребёнок чувствует себя раскрепощённым, не зажимается, обучение сопровождается позитивными эмоциями, и яркими впечатлениями.

  1. Предложите ребёнку игру «Обезьянка», Взрослый проговаривает скороговорку, малыш повторяет. Можно усложнить эмоциями. Повторять грустно, радостно, сердито, удивлённо. Такая игра проходит очень весело. Способствует развитию мимики и фантазии, а также творческого мышления.
  2. Можно во время занятия взять мяч и во время чтения скороговорки перекидывать его из руки в руку.
  3. Общая игра «Кто быстрей». Первый читает скороговорку медленно, после увеличивает темп, пока не запнётся. Так, по очереди проговаривает каждый играющий, увеличивая темп. Кто скажет быстрее всех тот и победил.
  4. Игра называется «Испорченный телефон». Играющие делятся на две команды, игроки своих команд садятся друг за дружкой. Ведущие дают две трудновыговариваемые скороговорки, капитанам команд. По сигналу капитаны проговаривают логопедическую рифмовку на ухо рядом сидящему, и так информация должна дойти до последнего в команде, а он должен будет правильно произнести вслух. Та команда побеждает, в которой будет самое верное произношение скороговорки.
  5. Играющие выстраиваются в ряд. Ведущий раздаёт по скороговорке каждому, одинаковые по сложности. И по очереди каждый должен выйти на шаг вперёд, проговорить скороговорку три раза. Если три раза проговорил и не запнулся, остаёшься на месте. Если, наоборот, шаг назад. Выигрывает тот, кто оказался впереди всех.
  6. Музыкальная игра «Проговаривай и пой». Необходимо под определённую чистоговорку подобрать какую-то мелодию из знакомой песни и пропеть её.

Такие занятия можно проводить каждый день, и уже через месяц будет виден результат. Звуки, как [р], [л], [ш], трудно ставятся, наберитесь терпения. Если же, на протяжении долгого времени нет изменений в лучшую сторону, стоит обратиться к логопеду. Во многих садах и школах, работает логопед, который может заниматься с ребёнком после занятий. Помните правильная и красивая речь показатель культуры и воспитания.

— Скороговорка. Основные понятия
— Рекомендуемые правила для занятий скороговорками
— Скороговорки на букву Р
— Скороговорки на букву Ж
— Скороговорка на букву Ч
— Скороговорка на букву Ш
— Скороговорка на букву Щ
— Из сложных скороговорок
— О современных скороговорках

Скороговорка - это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Форма скороговорки может быть как рифмованная (в стихах), так и нерифмованная.

Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.

Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, о которых вы можете прочитать в уроке о произнесении речи. И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить дикцию детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими, политиками для развития навыков произнесения речи.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта, скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.

Часто чистоговорки классифицируются по разным признакам, обычно выделяют скороговорки сложные или трудные, длинные, специальные для дикции, быстрые, народные и так далее.

Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и фонетических особенностей его дикции. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает у вас трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вам звуков.

1) Вначале слова надо произносить медленно, по слогам, четко их выговаривая, следя за ритмичностью произношения, затем, по мере совершенствования, ускорять темп.

2) Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не тяжелить, а активизировать.

3) Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.

4) Вы можете произносить их перед зеркалом беззвучно, а затем шёпотом, но звуки должны быть понятны и слышны.

5) Пробуйте произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.

7) Для вашего разнообразия можно произнося скороговорку, подключить движение: поприседать, попрыгать, побоксировать, потанцевать и т.д.

8) Как вариант, слова трудноговорки можно наложить на музыку какой-нибудь народной песни, например «Во поле березка стояла» и распевать с удовольствием.
Итак, главное правило хорошего произношения: чтобы говорить быстро – надо научиться говорить медленно.

— Скороговорки на букву Р

* * *
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

* * *
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

* * *
Проворонила ворона воронёнка.

* * *
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

* * *
Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…

* * *
Три сороки-тараторки тараторили на горке.

* * *
Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.
Третий день рожденья.
Будем есть варенье.

— Скороговорки на букву Ж

* * *
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

* * *
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжёлый на жуке кожух.

* * *
Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погода, ёж?
— Свежа!
И пошли домой, дрожа,
Горбясь, ежась, два ежа.

* * *
У ежа- ежата, у ужа- ужата.

* * *
Жил- был жук, жук жил- был.

* * *
Журавль жабе не жених.

* * *
Жутко жуку жить на суку.

— Скороговорка на букву Ч

* * *
У четырех черепашек четыре черепашонка.

* * *
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

* * *
Чайные блюдца легко бьются.

* * *
Чем чаще чищу, тем чашка чище.

* * *
Четыре чертенка
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

— Скороговорка на букву Ш

* * *
Вот шипит большущий уж:
-Очень душно. Мне бы в душ.
Полежать под душем нужно,
Чтобы не было так душно.

* * *
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

* * *
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор

* * *
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

* * *
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

* * *
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

* * *
Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.

— Скороговорка на букву Щ

* * *
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

* * *
Ты нас мама не ищи,
Ищем мы щавель на щи.

* * *
Щеглиха у щегла щеголихою была.

* * *
Щипцы да клещи — вот наши вещи.

* * *
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Смешные скороговорки
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

* * *
Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.

* * *
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

* * *
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу
А Мишутка съел селёдку под шубкой.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

* * *
За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел,перепелку перепел.

* * *
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

* * *
Вёз корабль карамель,
Налетел корабль не мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

* * *
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!