Методическая разработка открытого занятия по электротехнике на тему "классификация измерительных приборов". Методическая разработка урока по электротехнике на тему: «переменный электрический ток Урок тема электроизмерительные приборы и электрические измер

План-конспект открытого урока

Предмет: Технология, 8класс

Учитель: Ткачев Николай Александрович

Дата проведения: 25.04.2018г.

Тема урока «Электроизмерительные приборы»

Цель урока: ознакомить учащихся с типами электроизмерительных приборов, их устройством и принципом работы.

Задачи урока:

    учебно-образовательная: научить определять тип электроизмерительного прибора, определять предел измерения, цену деления прибора, соблюдать технику безопасности при измерениях;

    воспитательная: сформировать бережное отношение к расходу электроэнергии, привить навыки безопасной эксплуатации домашних электроприборов;

    развивающая: научить определять тип неизвестного электроизмерительного прибора, измеряемую величину, предел измерения, цену деления прибора.

Тип урока: комбинированный, презентация PowerPoint + работа по учебнику.

Оснащение урока: проекционное оборудование, демонстрационные приборы, учебник.

Этапы урока:

    Организационные моменты.

    Проверка знаний для подготовки к новой теме. Использование межпредметных связей с уроками физики.

    Постановка цели занятия совместно с учащимися.

Проведение презентации с параллельным устным опросом и демонстрацией наглядных пособий.

Материал, используемый при объяснении нового материала. Контроль параметров элементов электрической цепи производится с помощью электроизмерительных приборов. Сила тока, протекающего через нагрузку, измеряется амперметром, а напряжение на нагрузке – вольтметром. Амперметр включается в разрыв электрической цепи последовательно с нагрузкой, вольтметр – параллельно нагрузке.

Электроизмерительные приборы бывают двух типов: стрелочные и цифровые. Техника измерений с помощью цифровых приборов достаточно проста: прибор включается в электрическую цепь, и на его экране высвечивается измеряемая величина. Не сложно пользоваться и стрелочными приборами с одним пределом шкалы: измеряемая величина определяется по делениям шкалы, на которые указывает стрелка.

Предел измерения измерительного прибора – это наибольшее значение измеряемой величины. На рисунке 58 приведены шкалы амперметра и вольтметра: амперметром можно измерить силу тока до 3 А, а вольтметром – напряжение до 6 В. При этом стрелка амперметра указывает силу тока 2,5 А, а стрелка вольтметра – напряжение 5 В.

Работа со стрелочными приборами немного осложняется, если приборы имеют несколько пределов измерений. Для измерения предела приборы имеют дополнительные клеммы или переключатель пределов измерения.

Допустим, что амперметр кроме предела 3 А имеет второй предел измерения – 6 А, а вольтметр – 30 В. При новых пределах измерения и тех же отклонениях стрелок приборов силу тока и напряжение определяют по количеству делений шкалы, на которое указывает стрелка прибора, умноженному на цену деления.

Цена деления прибора – это измеряемая величина, соответствующая одному делению шкалы.

Цена деления прибора определяется по пределу измеряемой величины, делённому на число делений прибора.

В случае указанных пределов (см. рис. 58) цена деления амперметра равна: 6 А/60 дел. = 0,1 А/дел.; цена деления вольтметра: 30 В/30 дел. = 1 В/дел.

Тогда амперметр показывает:

Сила тока (I) = Количество делений амперметра х Цена деления амперметра

50 дел. х 0,1 А = 5 А.

Показания вольтметра:

Напряжение (U) = Количество делений вольтметра х Цена деления вольтметра

25 дел. х 1 В/дел. = 25 В.

В цепях постоянного тока при включении измерительных приборов учитывают полярность источника тока и приборов. Для облегчения подключения измерительных приборов в электрическую цепь постоянного тока около их клемм указывается полярность (см. рис. 58).

При этом положительный электрод источника «+» всегда подключают к клемме «+» измерительного прибора, соответственно отрицательный электрод источника «-» - к клемме «-» измерительного прибора (рис. 59).

Сведения о типе электроизмерительного механизма прибора, о возможности его работы в цепях постоянного или переменного тока и некоторые другие можно узнать по условным знакам, нанесённым на шкале прибора:

 – прибор предназначен только для работы в электрических цепях постоянного тока;

~ - прибор предназначен для работы в электрических цепях переменного тока;

~ - прибор предназначен для работы в электрический цепях постоянного и переменного тока.

С амперметрами, вольтметрами и другими электроизмерительными приборами мы знакомимся на уроках физики и технологии. Однако в каждом доме имеется электроизмерительный прибор, которым пользуются в быту. Прибор этот называется электросчётчиком. С его помощью измеряется количество потребляемой энергии, единицей измерения которой является киловатт-час (кВт·ч). Энергия, потребляемая из сети, регистрируется счётным механизмом счётчика.

Для определения расхода электроэнергии за некоторый промежуток времени, обычно за месяц, необходимо знать начальное и конечное показания счётчика. Разность конечного и начального показаний счётчика определяет количество израсходованной электроэнергии. Её стоимость вычисляется как произведение расхода электроэнергии на тариф.

Тариф – это стоимость 1 кВт·ч электроэнергии, которая устанавливается по согласованию с государством.

Электрические параметры счётчика указываются на его щитке в застеклённом окошке корпуса: максимальное рабочее напряжение, сила тока, частота сети, в каких единицах измеряется электроэнергия, класс точности прибора и его передаточное число, которое означает, скольким оборотам диска соответствует 1 кВт·ч.

Например, на щитке электросчётчика приведены следующие параметры:

    максимальное напряжение 250 В;

    сила тока 10 А;

    частота сети 50 Гц;

    1 кВт·ч = 2500 оборотов диска;

    класс точности 2,5%.

По этим данным можно вычислить расчетную мощность счётчика:

P = UI = 10 А х 250 В = 2500 Вт.

Параметрами счётчика допускается увеличение этой мощности на 20% (в 1,2 раза), тогда максимально допустимая мощность счётчика и нагрузки равна:

P макс = 1,2 х 2500 = 3000 Вт.

С помощью электросчётчика можно определить мощность любого электроприбора, если она неизвестна. Для этого в квартире отключают все электроприборы, кроме того, у которого определяют мощность. Исследуемый электроприбор подключают к сети, берут секундомер и начинают наблюдать за движением диска электросчётчика. В момент, когда метка на диске счётчика совпадёт с риской или стрелкой на его щитке, включаем секундомер и отсчитываем время за 10-20 оборотов диска.

Допустим, что диск совершил 20 оборотов за 19 секунд (N = 20). По полученным данным определяем энергию, которую потребляет нагрузка в 1 секунду, т. е. её мощность. Для этого по передаточному числу счётчика вычисляем цену одного оборота диска, которая называется номинальной постоянной счётчика (К н). Обычно постоянную счётчика выражают в Вт·с/об. Поэтому 1 кВт·ч переводим в Вт·с (1 кВт = 1000 Вт; 1 ч = 3600 с) и делим на 2500 об.:

К н = 1000 · 3600 Вт·с/2500 об. = 1440 Вт·с/об.

Номинальную постоянную умножаем на число оборотов (20) и вычисляем количество электроэнергии, полученной нагрузкой:

A = K н · N = 1440 Вт·с/об · 20 об. = 28800 Вт·с.

Израсходованную энергию А делим на время и получаем мощность:

P = A/t = 28800 Вт·с/19 с = 1516 Вт.

Зная, что напряжение в сети равно 220 В, по полученной мощности прибора P можем вычислить силу тока I:

I = P/U = 1516/220 = 6,9 А.

Каждый счётчик работает с некоторой погрешностью. В приведённом примере погрешность прибора не должна превышать 2,5%.

Реальную погрешность показаний электросчётчика можно оценить практически, включая в сеть поочерёдно нагрузки с известной мощностью. Для примера рассмотрим несколько приборов разной мощности (Р) , кВт: кипятильник – 1; электрофен – 1,2; электрочайник – 1,25.

Как и в предыдущем случае, определяем с помощью секундомера время, равное 20 оборотам диска счётчика, для каждого электроприбора. Для повышения точности измерение времени для каждого прибора производят 3-5 раз и по полученным данным вычисляют средний результат.

По затраченной энергии и среднему времени вычисляем мощность каждого электроприбора и сравниваем её с его паспортной мощностью. При значительных расхождениях экспериментальных и паспортных данных можно сделать заключение о завышенных или заниженных показаниях счётчика и обратиться в электрокомпанию для его замены.

    Обобщение изученного материала с ранее пройденным материалом.

5. Контроль результата усвоения нового материала.

Вопросы самоконтроля:

      Что такое энергия и мощность, в каких единицах они измеряются?

      Какие параметры электрической цепи измеряются с помощью амперметра и вольтметра?

      Как включаются в электрическую цепь амперметр и вольтметр?

      Можно ли амперметр включить параллельно источнику электрической энергии?

      Можно ли вольтметр включить последовательно с нагрузкой?

      Как с помощью электросчётчика измерить количество израсходованной за сутки электроэнергии и определить её стоимость?

      Как с помощью счётчика измерить мощность электрического прибора и мощность, которую он потребляет?

    Ответить на вопросы самоконтроля (с. 97).

    Выдача учащимся домашнего задания.

      Подведение итогов урока.

Урок разработан с применением групповых форм работы, что обеспечивает развитие навыков работы в коллективе, воспитание чувства ответственности, стимулирование мыслительных операций: логическое мышление, умение делать выводы, анализировать, умение составлять тезисы, а также умений объективно оценивать вклад каждого в группе, формирование навыков публичного выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Дисциплина: Электротехника и электроника

Тема: «Электроизмерительные приборы (зачет по теме)»

Разработал: Пономарева О.А. - преподаватель «Нижегородского промышленно-технологического техникума», г. Нижний Новгород

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок разработан с применением групповых форм работы, что обеспечивает развитие навыков работы в коллективе, воспитание чувства ответственности, стимулирование мыслительных операций: логическое мышление, умение делать выводы, анализировать, умение составлять тезисы, а также умений объективно оценивать вклад каждого в группе, формирование навыков публичного выступления.

Технологическая карта урока

Тема: Электроизмерительные приборы Зачет по теме)

Тип урока: урок-зачет

Цели урока:

Повторить и обобщить знания по теме «Методы измерений параметров электрических цепей. Конструкции и принцип действия электроизмерительных приборов;

Способствовать развитию способности применения полученных знаний по физике, электротехнике, понимания неизбежности появления погрешности при любом измерении;

Способствовать развитию интереса к учебе, воспитанию дисциплины, умения работать в коллективе.

Оснащение

Электроизмерительные приборы

Учебные таблицы, образцы приборов

Диагностика

Учащиеся знают:

Что измерение какой-либо величины заключается в ее сравнении с такой же по природе величиной, взятой за единицу;

Что во многих случаях измеряется не та величина, которая нужна, а некоторая другая, а искомая затем находится по соответствующей формуле;

Конструкции электроизмерительных приборов различных систем;

Методы измерений параметров эл. Цепей.

Структура урока

Организационный момент 1мин

2. Актуализация знаний (диагностика знаний и умений) 5мин

3. Самостоятельная работа в группах 13мин

4. Презентация результатов работы групп. 23мин

5. Итоги урока. 3мин

Литература:

  1. М.В.Гальперин.Электротехника и электроника.2010
  2. И.А.Данилов, П.М.Иванов.Общая электротехника с основами электроники. М.2013.
  3. М.В.Немцов, М.Л.Немцова. Электротехника и электроника.М.Академия.2015
  4. п/р Б.И.Петленко. Электротехника и электроника.М.2005.
  5. В.С.Попов,С.А.Николаев.Общая электротехника с основами электроники.М.2005
  6. Ю.Г.Синдеев.Электротехника с основами электроники.Ростов-на-Дону.Феникс.2014
  7. В.М.Прошин.Электротехника для неэлектротехнических профессий.М.Академия.2014
  8. В.И.Полещук.Задачник по электротехнике и электронике.М.Академия.2010
  9. - http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm
  10. - http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/

Технологическая карта урока

Дидактический комментарий

Обоснование

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний, диагностика знаний.

Беседа.

Человек так устроен, что всему он должен найти причину, все, что он видит, он должен оценить, измерить.

Прогресс науки и техники достиг такого уровня, что без средств измерений невозможно представить ни научные исследования, ни серьезные успехи в промышленности.

Велико влияние средств измерений и контроля на качество выпускаемой продукции, на возможность обработки больших потоков информации.

В течение нескольких уроков мы знакомились с измерительными приборами различных систем. Сегодня мы повторим и обобщим знания об электроизмерительных приборах (ЭИП).

В качестве повторения, активизации выполним тест «Системы ЭИП» (см. приложение)

3. Самостоятельная работа в группах

Организация групп проводится до занятия в целях экономии времени. Каждая группа выбирает спикера.

Группам выдаются задания (см. приложения)

4. Презентация результатов работы групп.

Требования к выступлению:

Краткость

Логическая последовательность.

Остальные учащиеся контролируют выступающих, отмечают ошибки, дают оценки.

В группах определяют коэффициент участия каждого.

В качестве общего задания- назвать основные неисправности ЭИП.

5. Итоги урока.

Обобщаем материал. Выставляем оценки.

Проверка готовности обучающихся к уроку, Сообщение темы урока, целей, плана урока.

Проанализировать базовые знания, выявить проблемы, оценить знания учащихся.

Выполнение теста.

Работа в группах. Деловое сотрудничество, Работа с учебными таблицами.

Коллективная проверка задания.

Обращение к группе об уточнениях, дополнениях

К выставлению оценок привлекаются учащиеся. Определяем лучшую группу.

Привлечь внимание. Настроить на работу.

Готовить учащихся к активному участию.

Использование опорных схем дает возможность развивать умение анализировать, сравнивать. Воспитание умения работать в коллективе, чувства ответственности.

Стимулирование мыслительных операций: логическое мышление, умений делать выводы. Развитие умений составлять тезисы.

Диагностика усвоения материала. Воспитание

чувства равноценности.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

1.Задания для самостоятельной работы.

Группа 1.

1. Дать определения погрешностей измерения.

2. Выбрать вольтметр, у которого большая точность измерения напряжения 30В:

1-й вольтметр с верхним пределом измерений 50В и классом точности 2,5;

2-й вольтметр с верхним пределом 100В и классом точности 1,5.

Группа 2.

1. Рассказать о ЭИП электромагнитной и магнитоэлектрической систем.

2. Требуется измерить эл. Ток в цепи постоянного тока. Какой прибор какой системы необходим? По таблице показать схему включения.

Требуется измерить напряжение в цепи переменного тока. Какой прибор необходим?

Группа 3.

  1. Рассказать о приборах электродинамической системы.
  2. Требуется измерить эл мощность в цепи:

А) постоянного тока

Б) однофазной переменного тока

В)трехфазной переменного тока

Какими приборами это можно сделать? Указать по таблице схемы включения для каждого случая.

Группа 4.

1. Рассказать о приборах индукционной системы.

2.Объяснить устройство прибора (по образцу).

Группа 5.

1. Найти по таблице и объяснить схемы включения приборов для измерения напряжения, эл. тока, эл. напряжения, сопротивления, эл. мощности.

Группа 6.

1.Рассказать о схемах, позволяющих расширить пределы измерений:

а) электрического тока

Б) электрического напряжения

2. ТЕСТ

Системы электроизмерительных приборов

Вопросы:

I. Электроизмерительные приборы предназначены для…

II. Для измерения эл. тока используют…

III. Для измерения эл. напряжения используют…

IV. Мощность эл. тока измеряют…

V.Учет расхода эл. энергии ведут с помощью…

VI.Для измерений в цепях постоянного тока применяют…

VII.Для измерений в цепях переменного тока применяют…

VIII..Для измерений эл. мощности в цепях постоянного и переменного тока применяют…

IXИндукционные приборы действуют на принципе вращающегося магнитного поля и поэтому могут работать только…

Ответы:

1-электромагнитные приборы

2-счетчиков

3-в цепях переменного тока

4-амперметры

5-электродинамические приборы

6-вольтметры

7-ваттметрами

8-контроля за режимом работы агрегатов, линий электропередач, а также учета кол-ва

Выработанной эл. энергии

9-магнитоэлектрические приборы

КЛЮЧ

I II III IV V VI VII VIII IX

8 4 6 7 2 9 1 5 3

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дата проведения: 22.11.16

Преподаватель: Ахметова Светлана Радиковна

Дисциплина: ОП.02.Электротехника и электроника

Группа 1ТЭ15

Тема занятия:

Цели занятия:

обучающие:

    научить определять тип электроизмерительного прибора, определять предел измерения, цену деления прибора;

развивающие:

    развитие навыков и умений учебной дисциплины; способности, памяти, внимания;

    развитие познавательного интереса к изучаемой дисциплине;

воспитывающие:

    воспитание любви к профессии, труду, бережное отношение к аппаратуре.

Тип занятия: комбинированы: изучение нового материала, самостоятельная работа с аналоговыми электроизмерительными приборами.

Вид занятия: лекция, частично-поисковая работа.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимединыый проектор, презентационные слайды, электроизмерительные приборы, индивидуальные карточки.

Список используемых источников:

    Лоторейчук Е.А. Теоретические основы электротехники: учебник. – М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2014. – 320 с.

    Немцов М.В. Электротехника и электроника: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ М. В. Немцов, М.Л. Немцова. - 6-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.

    Электротехника и электроника: электронный учебник / Г.В. Савилов. – Электрон. дан. – М. : Кнорус, 2010

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Взаимное приветствие;

Проверка присутствующих;

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний:

1. Сообщение темы урока и целевая установка на урок.

2. Фронтальный опрос (по материалу предстоящего урока):

Какие вещества называются проводниками и диэлектриками? Приведите примеры.

Что такое электрический ток?

- Какие виды токов вы знаете? Чем они отличаются?

Какие еще величины, характеризующие электрическую цепь, вы знаете?

О чём гласит закон Ома для участка цепи постоянного тока?

Электромагнетизм: где возникает магнитное поле?

Закон Ампера – дайте определение.

3. Подведение итогов актуализации. Выявление степени готовности учащихся к уроку.

3. Мотивация.

Показ практической значимости изучаемого материала.

Новая тема звучит следующим образом:

ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И ИЗМЕРЕНИЯ

Цели урока

    познакомиться с классификацией электроизмерительных приборов;

    получение представлений о пределе измерения и цене деления, абсолютной, относительной и приведенной погрешности, и других характеристиках стрелочных электроизмерительных приборов;

    научиться определять тип электроизмерительного прибора и дать характеристику по условным обозначениям на шкалах приборов.

4. Изучение нового материала.

ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И ИЗМЕРЕНИЯ

1) Основные понятия: измерение, измерительный прибор .

2) Классификация электроизмерительных приборов

3) Определения: предел измерений, ценой деления, класс точности.

4) Погрешности измерений

5. Закрепление изученного материала

Задание для закрепления полученных знаний:

6. Подведение итогов урока.

    Что было изучено сегодня на занятии?

    Какие новые понятия на занятии были введены?

    С каким новым электроизмерительным прибором вы познакомились?

    Перечислите основные характеристики измерительных приборов.

7. Домашнее задание.

    Выполнить СР №15,16 из метод.указаний по выполнению самостоятельных работ.

    Ответить на контрольные вопросы.

Заключительное слово преподавателя:

Изречения древнекитайского философа, последователя Конфуция – Сюнь-цзы:

Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли. Не услышав заветов предков, не узнаешь величия учёности”.

Таблица 2 Условные обозначения на шкалах электроизмерительных приборов

Тоже, в процентах длины шкалы, например 1,5

Горизонтальное положение шкалы

Вертикальное положение шкалы

Наклонное положение шкалы под определенным углом к горизонту, например 60 0

Измерительная цепь изолирована от корпуса и испытана напряжением, например 2 кВ

Прибор испытанию прочности изоляции не подлежит

Магнитоэлектрический прибор с подвижной катушкой

Магнитоэлектрический прибор с подвижным магнитом

Электромагнитный прибор

Электродинамический прибор

Индукционный прибор

Электростатический прибор

Выпрямительная система

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

Группа №_________ Фамилия ______________________ Имя __________________

Практическое задание:

Заполнить пустые ячейки, используя таблицу Условные обозначения на шкалах электроизмерительных приборов

Наименование прибора

Электроизмерительный прибор

Назначение прибора

Индивидуальный № прибора

Система измерительного механизма

Предел измерения

Число делений шкалы

Цена деления

Класс точности

Род тока

Нормальное положение шкалы

Прочие характеристики

Депобразования и молодежи Югры
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Мегионский политехнический колледж»
(БУ «Мегионский политехнический колледж»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ
НА ТЕМУ: «Переменный электрический ток»

Разработал преподаватель
физики А.М. Магомедов
г. Мегион,2015
Тема урока: «Переменный электрический ток».

Цели урока:
Образовательная:
Сформировать у обучающихся представление о переменном токе. Рассмотреть основные особенности активного сопротивления. Раскрыть основные понятия темы.
Развивающая:
Развивать у обучающихся умение применять полученные знания о переменном токе в практическом применении в быту, технике и на производственной практике; развивать интерес к знаниям, способность анализировать, обобщать, выделять главное.
Воспитательная:
Привить уважение к науке как силе, преобразующей общество и человека на основе инновационных технологий. Воспитывать у учащихся чувство требовательности к себе, дисциплинированность. Расширить рамки окружающего мира учащихся.
Тип урока: усвоение новых знаний на основе изученного ранее материала.
Методы проведения: объяснение преподавателя с применением компьютера; информационно-иллюстративный, опрос учащихся, работа с опорными конспектами, тестами.
Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, опорные конспекты, презентация, тестовые задания, учебники.Высказывание:
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
Адам Мицкевич
Межпредметные связи: математика – нахождение производной, тригонометрические функции; оборудование – механическое оборудование; история – промышленность IX века; внутрипредменая связь – законы постоянного тока, магнитное поле, электромагнитная индукция. ПЛАН УРОКА

2.Актуализация опорных знаний.
(Воспроизведение основных положений изученного на предыдущих уроках материала)



6.Подведение итогов урока.

7.Задание на дом:
§ 31, 32; Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев «ФИЗИКА – 11», стр. 102 упражнение 4 задача №5.
1. «Новые современные типы генераторов».

ХОД УРОКА
1.Организационный момент (объявление темы, задач и целей урока, психологическая подготовка учащихся к уроку).
Этот урок посвящён вынужденным электромагнитным колебаниям и переменному электрическому току. Вы узнаете,
- каким образом можно получить переменную ЭДС и
- какие соотношения существуют между силой тока и напряжением в цепях переменного тока,
- в чём разница между действующими и амплитудными значениями тока и напряжения.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
2.Актуализация опорных знаний
Он всем несет тепло и свет
Щедрей его на свете нет!
К поселкам, селам, городам
Приходит он по проводам! (электрический ток)
Воспроизведение основных положений изученного на предыдущих уроках материала:
1. Что называют электрическим током?
2. Какой ток называют постоянным?
3. Какая связь существует между переменными электрическим и магнитным полями?
4. В чём заключается явление электромагнитной индукции?
5. Какие электромагнитные колебания называются вынужденными?
6. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
3.Объяснение нового материала.
В электростатических машинах, гальванических элементах, аккумуляторах ЭДС с течением времени не меняла своего направления. В такой цепи ток шёл всё время, не меняя ни величины, ни направления и поэтому назывался постоянным.
Электрическая энергия обладает неоспоримым преимуществом перед всеми другими видами энергии. Её можно передавать по проводам на огромные расстояния со сравнительно малыми потерями и удобно распределять между потребителями. Главное же в том, что эту энергию с помощью достаточно простых устройств легко превратить в любые другие формы: механическую, внутреннюю, энергию света и т.д. Вы будущие технологи и на практике увидите множество различных устройств, в которых электрическая энергия превращается в другие виды энергии. Примерами такого оборудования являются: картофелечистка, электромясорубка, хлеборезка…
Слайд 4
Всё это оборудование и многое другое включается в цепь, в которой протекает переменный электрический ток.
Переменный ток генерируется на электростанциях. Происходит рождение переменной ЭДС, которая многократно и непрерывно меняет свою величину и направление. Это происходит в генераторах – это машины, в которых ЭДС возникает в результате явления электромагнитной индукции.
Переменный ток имеет преимущество перед постоянным:
напряжение и силу тока можно в очень широких пределах преобразовывать, трансформировать почти без потерь энергии.
Так что же представляет собой переменный электрический ток?
Слайд 5
Переменный электрический ток вырабатывается в генераторах переменного тока.
Рассмотрим принцип действия генератора:
Слайд 6
На этом слайде мы с вами увидели, что переменный ток может возникать при наличии в цепи переменной ЭДС.
Слайд 7
Слайд 8
На рисунке представлена простейшая схема генератора переменного тока.
Историческая справка (сообщение учащегося)
Более подробно устройство генераторы мы с вами изучим на следующих уроках.
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
4.Закрепление и обобщение нового материала.
(Проверка качества, закрепление и обобщение изученного, выводы.)
Слайд 14
Итак, что же сегодня мы с вами выяснили на уроке:
- что представляет собой переменный электрический ток переменный электрический ток?
- на каком явлении основано получение переменной ЭДС в цепи?
- чему равна разность фаз колебаний силы тока и напряжения на активном сопротивлении?
- как соотносятся действующие значения переменного тока и напряжения со значениями постоянного тока и напряжения?
- как определяется мощность в цепи переменного тока?
Выполнение тестового задания с последующей самопроверкой)Слайд 15
Решение задачи
Слайд 16, 17
6.Подведение итогов урока.
(Выставление оценок и их комментарий.)
Слайд 18
7.Задание на дом: § 31, 32; Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев «ФИЗИКА – 11».
стр. 102 упражнение 4 задача №5.
Подготовить рефераты на темы:
1. «Новые современные типы генераторов»
2. «Оборудование предприятий общественного питания в которых электрическая энергия превращается в другие виды энергии».

Цель урока : сформировать у учащихся представление о практическом использовании законов и теорий; как действие магнитного поля на рамку с током применяют в электроизмерительных приборах.

Ход урока

Проверка домашнего задания методом индивидуального опроса и решения задач

1. Характеристика магнитного поля – магнитный поток (ответ у доски)

2. Закон Ампера. Получение формулы. (ответ у доски)

3. Определение направления силы Ампера с помощью правила левой руки. (ответ у доски)

4. Решить задачи № 844, 842 (на доске)

Изучение нового материала

Действие магнитного поля на электрический ток используют в устройстве электроизмерительных приборов. Они представляют собой класс устройств, применяемых для измерения величин: силы тока, напряжения, частоты, емкости, сопротивления, индуктивности…

Электроизмерительные приборы используются в промышленности, энергетике, научной области, в быту. Классифицируются электроизмерительные приборы по разным критериям.

Например, по Единицам измеряемых величин . Это видно на шкале прибора, где стоит латинская буква (А, V, W…) или указано полное наименование.

Вторым важным признаком приборов является Род тока: постоянный или переменный .

Третьим отличительным признаком является Класс точности , начинающийся от 0,05 до 4.

Класс точности демонстрирует абсолютную точность прибора и его базовую погрешность при измерениях. При эксплуатации определяющую роль играет надежность и эргономичность приборов.

Внутреннее устройство приборов отличается типами систем. Существует класс приборов Электростатической системы: электрометры, электростатические вольтметры.

Класс приборов Магнитоэлектрической системы, где используется взаимодействие магнита с током.

Устройство приборов данной системы рассмотреть подробно, так как большинство приборов используемых на уроках физики – этой системы.

Распространенными являются приборы Электромагнитной системы , в которых используется втягивание сердечника в катушку с током.

Электродинамическая система приборов использует Взаимодействие токов . Ваттметры, чаще всего, изготовляют с применением такой системы.

Закрепление изученного материала

- Какие приборы относятся к классу электроизмерительного оборудования?

В каких областях применяются электроизмерительные приборы?

По каким признакам классифицируются электроприборы?

Как устроены и измеряют приборы магнитоэлектрической системы?