Крымские татарки. Крымские татары — история происхождения. Возвращение в Крым

Итальянцы, черкесы, турки, монголы; особо важную роль в этногенезе крымских татар сыграли западные кыпчаки, известные в Киевской Руси как половцы , а западной Европе под названием куманы или команы . Кыпчаки, придя с берегов Иртыша, с 11-12 веков стали заселять приволжские, приазовские и причерноморские степи (которые с тех пор вплоть до XVIII столетия именовались Дешт-и Кыпчак - «Кыпчакская степь»), и очевидно в это время стали проникать и в Крым. Часть кыпчаков которых возглавил хан Лайпан перекочевало с Крыма на Кавказ, где поучаствовало в этногенезе карачаевцев. Консолидация этого пёстрого этнического конгломерата в единый крымско-татарский народ происходила на протяжении столетий. Объединяющими началами при этом выступали общность территории, язык тюрков-кыпчаков и исламская религия.

Окончательно процесс формирования народа завершился в период Крымского Ханства.

Государство крымских татар - Крымское Ханство существовало с 1441 по 1783 годы. На протяжении большей части своей истории оно находилось в зависимости от Османской Империи и было её союзником. Правящей династией в Крыму был род Гераев (Гиреев), основателем которого был первый хан Хаджи I Герай. Эпоха Крымского Ханства - это период расцвета крымско-татарской культуры, искусства и литературы. Классик крымскотатарской поэзии той эпохи - Ашик Умер. Среди прочих поэтов особо известны Махмуд Кырымлы и хан Газы II Герай Бора. Главный из сохранившихся архитектурных памятников того времени - ханский дворец в Бахчисарае.

Крымское Ханство вело постоянные войны с Московским государством и Речью Посполитой (до 18 века наступательные), что сопровождалось захватом большого количества пленников из числа мирного русского и украинского населения. Захваченные в рабство продавались на крымских невольничьих рынках, среди которых наиболее крупным являлся рынок в городе Кефе (современная Феодосия), в Турцию и на Ближний Восток. В 1571 году 40-тысячное крымское войско под командованием хана Девлета I Герая, обойдя русские укрепления, дошло до Москвы и подожгло её пригороды, после чего город за исключением Кремля сгорел дотла. Однако уже в следующем году повторно пришедшее 120-тысячное войско, надеявшееся окончательно покончить с независимостью Руси, потерпело сокрушительное поражение в Битве при Молодях, что заставило ханство умерить свои политические притязания. Тем не менее, формально находившиеся в подчинении у крымского хана, а фактически почти независимые ногайские орды, кочевавшие в Северном Причерноморье, регулярно совершали набеги на сопредельные российские и украинские территории с целью грабежа и захвата пленников. Для этого, как правило, использовался Муравский шлях, проходивший от Перекопа до Тулы. Эти набеги способствовали формированию казачества, выполнявшего сторожевые и дозорные функции на пограничных территориях Московского Государства и Речи Посполитой.

В 1736 году российские войска во главе с фельдмаршалом Христофором (Кристофом) Минихом сожглиБахчисарай и опустошили предгорный Крым. В 1783 году в результате победы России над Османской Империей Крым был сначала оккупирован, а затем аннексирован Россией. Это ознаменовало начало эпохи в истории крымских татар, которую сами они называют «Чёрным столетием». Притеснения российской администрации и экспроприации земли у крымско-татарских крестьян вызвали массовую эмиграцию крымских татар в Османскую Империю. Именно их потомки сейчас составляют крымско-татарскую диаспору в Турции, Болгарии и Румынии. Две главные волны эмиграции пришлись на 1790-е и 1850-е годы. Это привело к упадку сельского хозяйства и почти полному запустению степной части Крыма. Тогда же Крым покинула большая часть крымско-татарской элиты. Наряду с этим шла колонизация Крыма за счёт привлечения российским правительством переселенцев с территории метрополии. Всё это привело к тому, что из миллиона крымских татар, населявших Крым к моменту аннексии его Россией, к концу XIX века осталось меньше 200 тыс., которые составляли около четверти всего крымского населения.

Крымско-татарское возрождение связано с именем великого просветителяИсмаила Гаспринского. Он приложил огромные усилия, направленные на возрождение и выживание крымскотатарского народа. Он стал фактическим создателем нового литературного крымско-татарского языка. Гаспринский начал издавать первую крымско-татарскую газету «Терджиман» («Переводчик»), которая вскоре стала известна далеко за пределами Крыма. Он же разработал новую методику школьного обучения, что привело, в конечном счёте, к появлению новой крымско-татарской интеллигенции.

Оценки численности крымско-татарского населения в Крыму перед началом Гражданской войны противоречивы. По данным переписи 1917 крымские татары составляли 200 тыс. человек (26,8% населения полуострова). Другие подсчеты указывают на то, что число крымских татар достигало 450 тыс. человек (42% населения полуострова): в Ялтинском уезде — 150 тыс. человек, в Симферопольском — 100 тыс., в Феодосийском — 80 тыс., Евпаторийском — 60 тыс., в Перекопском — 60 тыс.

Февральская революция активизировала попытки крымско-татарского народа подключиться к управлению государством, однако это не встретило поддержки со стороны местных советов. Исполком Симферопольского совета 17 марта 1917 отклонил ходатайство крымских татар о предоставлении им представительства в нем, на основании того, что «национальные организации представительства в Совете не имеют». Это привело к тому, что представители крымско-татарского народа решили действовать самостоятельно. 25 марта 1917 в Симферополе был проведен крымско-татарский курултай на который съехались свыше 2000 делегатов. Курултай избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (ВКМИК), главой которого был избран Ч.Челебиев. Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет получил признание Временного правительства как единственный полномочный и законный административный орган, представляющий всех крымских татар. С этого началось претворение в жизнь культурно-национальной автономии крымских татар.

Тяжёлым испытанием для крымских татар стала Гражданская война в России. В 1917 году послеФевральской революции был созван первый Курултай (съезд) крымско-татарского народа, провозгласивший курс на создание независимого многонационального Крыма. Известен лозунг председателя первого Курултая, одного из наиболее чтимых крымскими татарми лидеров,Номана Челебиджихана - «Крым - для крымчан» (подразумевалось всё население полуострова независимо от национальности). «Наша задача, - говорил он, - создание такого государства, какШвейцария. Народы Крыма представляют собой прекрасный букет, и для каждого народа необходимы равные права и условия, ибо нам идти рука об руку». Однако Челебиджихан был пленён и расстрелян большевиками в 1918 году, а интересы крымских татар на протяжении Гражданской войны практически не учитывались как белыми, так и красными. В результате голода 1921-1922 годов погибло около 15% крымских татар.

В 1921 году была создана Крымская АССР в составе РСФСР. Государственными языками в ней былирусский и крымско-татарский, высшее руководство состояло в основном из крымских татар. Но вслед за коротким подъёмом национальной жизни после создания республики (открытие национальных школ, театра, выпуск газет) последовали сталинские репрессии 1937 года. Репрессирована была большая часть крымско-татарской интеллигенции, в том числе известный государственный деятель Вели Ибраимов и учёный Бекир Чобанзаде. Согласно данным переписи 1939 года крымских татар в Крыму насчитывалось 218179 человек, то есть 19,4% от всего населения полуострова.

В декабре 1941 года в Крыму были созданы мусульманские татарские комитеты, поддерживающие немецкую оккупационную администрацию. В Симферополе начал свою работу центральный «Крымский мусульманский комитет». В сентябре 1942 немецкая оккупационная администрация запретила использовать в названии слово «крымский» и комитет начал называться «Симферопольский мусульманский комитет», который в 1943 был в очередной раз переименован в «Симферопольский татарский комитет». Комитет состоял из 6 отделов: по борьбе с советскими партизанами; по комплектованию добровольческих формирований; по предоставлению помощи семьям добровольцев; по культуре и пропаганде; по религии; административно-хозяйственный отдел и канцелярия. Местные комитеты по своей структуре дублировали центральный. Деятельность комитетов была прекращена в конце 1943 года.

Первоначальная программа комитета пред усматривала создание в Крыму государства крымских татар под протекторатом Германии, создание собственного парламента и армии, возобновление деятельности запрещённой в 1920 году большевиками партии «Милли Фирка» (Шаблон:Lang-qr — национальная партия). Однако уже зимой 1941-42 годов немецкое командование дало понять, что не намерено допускать создания какого бы то ни было государственного образования в Крыму. В декабре 1941 года представители крымско-татарской общины Турции Эдиге Кырымал и Мюстеджип Улькюсал посетили Берлин в надежде убедитьГитлера в необходимости создания крымско-татрского государства, но им было отказано. Долгосрочные планы нацистов предусматривали присоединение Крыма непосредственно к Рейху в качестве имперской земли Готенланд и заселение территории немецкими колонистами.

С октября 1941 года было начато создание добровольческих формирований из представителей крымских татар: рот самообороны, главной задачей которых была борьба с партизанами. До января 1942 года этот процесс шел стихийно, но после того, как вербовка добровольцев из числа крымских татар была официально санкционирована Гитлером, решение этой проблемы перешло к руководству айнзатцгруппы«D». В течение января 1942 года было завербовано более 8600 добровольцев, из числа которых было отобрано 1632 человека для службы в ротах самообороны (было сформировано 14 рот). В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а еще 5 тыс. человек находились в составе резерва. В дальнейшем на основе созданных рот были развернуты батальоны вспомогательной полиции, число которых к ноябрю 1942 года достигло восьми (номера с 147 по 154). В 1943 году было создано еще два батальона. Крымско-татарские формирования использовались при охране военных и гражданских объектов, принимали активное участие в борьбе с партизанами, в 1944 году оказали активное сопротивление освобождавшим Крым соединениям Красной Армии. Остатки крымско-татарских частей вместе с германскими и румынскими войсками были эвакуированы из Крыма морем. Летом 1944 года из остатков крымско-татарских частей в Венгрии был сформирован Татарский горно-егерский полк СС, который вскоре был переформирован в 1-ю Татарскую горно-егерскую бригаду СС, которая была расформирована 31 декабря 1944 и преобразована в боевую группу «Крым» влившуюся в Восточно-тюркское соединение СС. Крымско-татарские добровольцы, не вошедшие в состав Татарского горно-егерского полка СС, были переброшены во Францию и включены в состав запасного батальона Волжско-татарского легиона или (в основном необученная молодёжь) были зачислены в состав вспомогательной службы противовоздушной обороны.

Деятельность партизан в оккупированном Крыму принято делить на три этапа: ноябрь 1941 - октябрь 1942 года, ноябрь 1942 - октябрь 1943 года, октябрь 1943 - апрель 1944 года. На каждом из трёх этапов крымские татары принимали активное участие в партизанском движении. На 20 ноября в Крыму насчитывалось 3734 партизана, среди них 2419 гражданских (в основном жители Крыма) и 1315 военных (главным образом уроженцы других регионов). Крымские татары составляли примерно 1/6 часть гражданских партизан. В основном из крымских татар состоял Судакский партизанский отряд. В связи с плохой организацией партизанской борьбы и постоянной нехваткой продовольствия, медикаментов и оружия, командование приняло решении об эвакуации большей части партизан из Крыма осенью 1942 года. Во время второго периода партизанской войны в лесах Крыма оставалось всего около 400 партизан. Во второй половине 1943 года началась активная переброска в Крым новых кадров для активизации подпольной борьбы. Значительную их часть составляли уроженцы Крыма, в том числе немало крымских татар. В 1943-44 годах командный состав пратизанских отрядов Крыма почти наполовину состоял из крымских татар (Аблязиз Османов, Сеит-Али Аметов, Джеббар Колесников, Мемет Молочников, Рамазан Куртумеров, Сейдамет Ислямов, Осман Аширов, Мустафа Мамутов, Талят Тынчеров, Серанеджин Менаджиев, Рефат Мустафаев, Мустафа Селимов, Измаил Хайруллаев и другие). Из 3472 партизан, находившихся в Крыму к 15 января 1944 года 598 человек (17 %) составляли крымские татары. Доля крымских татар среди партизан-крымчан была больше, так как часть партизан была родом из других регинов страны. Среди партизан, боровшихся с немецкими войсками с первого до последнего дня оккупации (всего их около 20 человек) трое крымских татар: Мемет Молочников, Сеитхалил Кадыев и Куртсеит Муратов. Как писала газета «Красный Крым» в сентябре 1943 года «…в партизанских отрядах сыны и дочери татарского народа вместе с русскими беспощадно уничтожали фашистов…»

В рядах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны сражалось более 25 тысяч крымских татар. Пятеро крымских татар (Петай Абилов, Тейфук Абдуль, Узеир Абдураманов, Абдуреим Решидов, Сеитнафе Сеитвелиев) были удостоены звания Героя Советского Союза, а один (Аметхан Султан) стал Дважды Героем. Двое (Сеит-Неби Абдураманов и Насибулла Велиляев) являются полными кавалерамиОрдена Славы. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.

Несмотря на то, что представители крымско-татарского народа достойно сражались в рядах Красной Армии и активно участвовали в партизанском движении, факты сотрудничества с оккупантами привели к тому, что в 1944 произошла главная трагедия в истории крымских татар. 18 мая 1944 года по приказу Сталинаначалась операция по депортации крымских татар, обвинённых в сотрудничестве с немецкими оккупантами, в Узбекистан и прилегающие районы Казахстана и Таджикистана, небольшие группы были отправлены вМарийскую АССР, на Урал, в Костромскую область).

Официально основанием для высылки считались массовое дезертирство крымских татар из рядов Красной армии в 1941 году (называлось число около 20 тыс. человек), хороший приём немецких войск и активное участие крымских татар в соединениях германской армии, «СД», полиции, жандармерии, аппарате тюрем и лагерей . При этом депортация не коснулась подавляющего большинства крымско-татарских коллаборационистов. Большая часть тех из них, кто не погиб в боях за освобождение Крыма в апреле 1944 года, были эвакуированы немцами в Германию и в 1945 году сдались в плен западным союзникам. Оставшиеся в Крыму были выявлены органами НКВД во время «зачисток» в апреле-мае 1944 года и осуждены как предатели родины (всего по Крыму за апрель-май 1944 года было выявлено около 5000 коллаборационистов всех национальностей). Крымские татары, сражавшиеся в частях Красной Армии, также были подвергнуты депортации. В 1949 году в местах депортации насчитывалось 8995 крымских татар-ветеранов войны, в том числе 524 офицера и 1392 сержанта.

Значительное число переселенцев, истощённых после трёх лет жизни в оккупации, погибло в местах высылки от голода и болезней в 1944-45 годах. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 % по оценкам различных советских официальных органов до 46 % по оценкам активистов крымско-татарского движения, собиравших сведения о погибших в 1960-е годы.

В отличие от других депортированных в 1944 году народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956году, крымские татары были лишены этого права до 1989 года, несмотря на обращения представителей народа в ЦК КПСС, ЦК КПУ и непосредственно к лидерам советского государства. С 1960-х годов в местах проживания депортированных крымских татар в Узбекистане возникло и начало набирать силу национальное движение за восстановление прав народа и возвращение в Крым.

Массовое возвращение началось в 1989 году, и сегодня в Крыму проживает около 270 тыс. крымских татар. При этом в местах депортации ещё остаётся около 150 тыс. человек. Основные проблемы - это массовая безработица (её уровень среди крымских татар в несколько раз выше, чем в среднем по Крыму), проблемы с выделением земли и развитием инфраструктуры возникших за последние 15 лет крымско-татарских посёлках.

В 1991 году был созван второй Курултай и создана система национального самоуправления крымских татар. Каждые пять лет происходят выборы Курултая (национального парламента), в которых участвует всё взрослое крымско-татарское население, Курултай формирует исполнительный орган - Меджлис Крымско-татарского Народа (подобие национального правительства).

Происхождение как больших, так и малых общностей населения – народов, народностей и различных этнографических групп является сложными историческим процессом, включающим в себя миграции, войны, эпидемии, депортации. Некоторые популяции становились гетерогенными, что неизбежно вызывало проблемы в понимании истории, культуры, эволюции как самих общностей, так и всего мира.

Для решения этих проблем был составлен ряд классификаций, опирающиеся на языки, специфические предметы материальной культуры, основные фенотипические отличия и т.п. Однако, несмотря на существующие добротные исторические этногенетические и антропогенетические реконструкции и классификации, нельзя утверждать, что они полностью отражают реальный исторический факт. В этом случае нам могли бы помочь специальные биологические (генетические) исследования, бурно развивающиеся в последнее время.

Одним из таких направлений является изучение морфологических осо-бенностей строения волос человека, которые используются не только в судебно-медицинской экспертизе, но и для определения различных этносов. На основе большого количества исследований по изучению волос разных национальностей получены уникальные результаты. Оказалось, что края кератиноцитов составляют специфические «узоры». Они имеют, как выяснилось, идентичные характерные особенности для отдельных генетически близкородственных групп, составляющих тот или иной народ . Изменение рисунка края происходит очень медленно, может быть, в течение нескольких тысячелетий.

Целью данной работы является анализ результатов исследований и со-поставление «узоров» кератиноцитов волос с помощью нового в науке растрово-электронного метода (РЭМ) различных этнических и этнографических групп Крыма, но прежде всего выяснение этно-антропологического состава группы «крымских татар» (разбивка произведена согласно этнической самоидентификации испытуемых).

Проблема происхождения крымских татар сложна и малоизученна. Хотя этнической истории крымскотатарского народа посвящено много научных работ и монографий историков, этнологов, филологов . Существует следующие версии этногенеза этого народа. А.Л. Якобсон в своей работе «Средневековый Крым» прямо указывает, что «предки крымских татар – монголы» . Иная версия у филологов, которые, опираясь на особенности крымскотатарского языка, относят этот народ к кыпчакским племенам (половцам). Таких же взглядов, в частности, придерживается тюрколог Г.Т. Грунина, считающая, что основная масса тюркоязычного населения Крыма как до монгольского нашествия (если таковое вообще имело место в истории полуострова), так и после него – были кыпчаки (половцы) и «лишь после монгольского нашествия» на полуостров «пришли другие тюркские племена» .

В процессе формирования крымскотатарского этноса могли принять участие такие народы: тавры, скифы, греки, византийцы, сарматы, аланы, готы, гунны, хазары, протобулгары, печенеги, половцы (кыпчаки), ордынцы и др.

По одной из версий в Крыму сложились «два мощных этнических пла-ста»: таты, населявшие горный и прибрежные район полуострова, и тюркский, представители которого населяли степную и предгорную части .

Другая классификация, основанная на практических наблюдениях, изу-чении диалектных различий языка, особенностей антропологического типа, материальной и духовной культуры, позволила подразделить крымских татар на четыре группы (четвёртая – условно, характеристика на 1940 год) . К первой группе относятся крымские татары южного берега Крыма (самоназвание «ялы-бойлю» – «прибрежные»). Ко второй группе учёные относят население, проживавшее между Первой и Второй грядами Крымских гор. Их называли «таты». Условно вводимая учёными группа крымских татар северного предгорья проживала в нижнем течении речек Черной, Бельбека, Качи, Альмы и Булганака и имела самоназвание «татар», реже «тюрк». И, наконец, третья группа – степные татары Крыма, или «ногаи», «нугаи» (самоназвание «мангытъ»).

Называли «татами» и южнобережных татар. Встречается и этноним «джанавиз». У татского населения восточной части горного Крыма сохранялось самоназвание «тау-бойли».
В процессе исследования фиксировались внешние биометрические данные, в т.ч.: цвет глаз, цвет, форма, длина, толщина волос, а также характер их периферического конца, характер и особенности линий рисунка кутикулы, количество последних на определенной длине. Волосы стриглись ножницами у поверхности кожи разных частей головы (височные, лобная, теменная, затылочная области). Навески волос составляли не менее 50 мм.

Форма волос описывалась с помощью обычных обозначений; их длина измерялась по общепринятой методике. Цвет волос определялся по шкале цветов Г.Г. Автандилова (1964) для патологоанатомов и судебных медиков. Краткая шкала цветов Г.Г. Автандилова включает 107 хроматических и ахроматических цветов и оттенков. Имеется номенклатура цветов, в которой приводятся научно обоснованные названия цветовых оттенков . Система названий цветов имеет единообразную терминологию. При исследовании волос использовался световой бинокулярный микроскоп ММУ-модифицированный (ув. 5000).

Полученные данные были подвергнуты вариационно-статистическому анализу. Наименование типа узора кератиноцитов давалось согласно опубликованной в монографии академика Ю.В. Павлова (1996 г.) классификации . Если какой-то тип узора у обследуемого обнаруживался в подавляющем количестве образцов, то он признавался доминирующим для этого человека. А признак, встречающийся у наибольшего количества респондентов группы, признается доминирующим в группе.

Часть названий типов узоров кератиноцитов первоначально появилась в результате исследований академика Ю.В. Павлова . Часть – в результате исследований эксперта Алексея Новикова. Здесь применены общегрупповые наименования, такие как: уральский (для финно-угорских народов), славянский, иранский, турецко-малоазийский (для древнего населения Малой Азии), турецко-тюркский, тюрко-кыпчакский (т.е. – татарский), тюрко-огузский (т.е. – туркменский), северо-монгольский (т.е. – бурятский), западно-монгольский (т.е. – калмыцкий), индийский (т.е. – дравидский или тамильский) и др.

В наших исследованиях клетки кутикулы волос - кератиноциты у крымской группы «крымских татар» крупные, имеют дугу. Механические повреждения свободных краев клеток кутикулы волос - трещины, надломы, расщепления - свидетельствует о повышенной ломкости волос, что, по-видимому, связано с их генетическими, химическими и морфологическими особенностями.

В первую очередь были проведены исследования взрослых людей обоего пола в количестве 56 человек, идентифицирующих себя как «крымские татары». Выборка случайная и обусловлена характером работы независимых экспертов. Респондентами представлены равномерно Балаклавский, Ялтинский, Алуштинский, Судакско-Феодосийский, Севастопольский, Бахчисарайский, Симферопольский, Кировский, Ленинско-Керченский, Джанкойский регионы Крыма, сельская и городская местности. Исследование пилотное.

В каждом случае при взятии образцов волос учитывалась генеалогия лица, указывался регион, из которого респондент происходит, и информация обо всех разноэтничных включениях, если ему это известно. Такие данные необходимы для сопоставления, т.к. в настоящем исследовании важное место отводилось вопросам метисации изучаемого народа, его этнического дрейфа. Кроме того, необходимо учесть крайнюю консервативность крымско-татарского населения до периода Второй мировой войны, до депортации в 1944 г., при которой метисация была чрезвычайно низкой, общины были часто эндогамными.

В исследуемой крымской группе «крымских татар» обнаружено 33 типа узора кератиноцитов, из которых чаще встречались: китайский у 31 испытуемого (55.36%), итальянский – у 27 (48.21%), курдский – у 25 (44.64%), греческий, центрально-уральский, японский и турецко-малоазийский – у 20 (35.71%), латышский – у 14 (25.00%), арменоидный у 13 (23.21%), корейский и индийский – у 12 (21.43%), северо-монгольский – у 11 (19.64%), германский – у 10 (17.86%), тюрко-кыпчакский (татарский) – у 9 (16.07%), иранский, узбекский, цыганский – у 8 (14.29%), иракский – у 7 (12.50%), славянский – у 6 испытуемых (10.71%) от общего числа. Этот факт указывает на то, что «крымские татары» не являются моноэтнической группой, а представляют собой сложный полиэтнический композит.

Как видно из приведенных данных среди «крымских татар» доминирующим оказался «китайский» тип узора кератиноцитов (55.36%), который доминировал у каждых двух из пяти носителей этого типа (41.94%) и у каждого пятого в группе в целом (23.21%).
Японский тип встретился у 20 чел. (35.71%), корейский – у 12 чел. (21.43%). Признаки всех трех типов обнаружены у 40 респондентов, что составило 71.43%. Сюда примыкают 32 человека с уральским (35.71%) и северо-монгольскими типами (19.64%). Принимая во внимание тот факт, что один и тот же человек может быть носителем разных антропологических типов, таких мы учитывали только однажды. В итоге получилось 48 представителей «золотоордынского комплекса», что составило 85.71% от всей группы. Однако дальневосточный антропологический тип (китайский, японский, корейский, монгольский) доминирует только у каждого третьего респондента всей группы (33.93%).
Вероятнее всего, представители китайских народов попали в Восточную Европу вместе с войсками хана Батыя в XIII в. Кроме них под руководством монголов могли и должны были оказаться тунгусо-маньчжурские, японские, корейские, алтайские и другие сибирские и дальневосточные народы и народности. Первоначально, видимо, они могли локализироваться в поволжско-уральском бассейне, где и сложилось ядро «Золотой орды». Следовательно, в составе этого населения необходимо учитывать также и ассимилированные уральские народности. В целом эта общность вполне может условно называться «золотоордынской». Она выделяется относительной целостностью, характерной специфичностью, сочетаемостью и представлена комплексом китайских, японских, корейских, монгольских (северная, восточная и центральная группы) и уральских антропологических типов.

Вторым доминирующим типом является «итальянский» антропологический тип узора кератиноцитов (48.21%), который преобладал у одного из трех носителей этого типа (37.04%) и у каждого шестого в группе в целом (17.86%). С учетом близости французского типа (4 человека = 7.14%) всего 31 человек, что составило бы 55.36%. Однако в двух случаях носитель итальянского и французского совпал, следовательно, мы имеем 29 человек западно-средиземноморского типа, что составляет 51.79%. То есть – половина. Появление итальянского типа в Крыму может быть связано с поздним средневековьем, когда в XII-XV вв., когда происходила интенсивная венецианская, генуэзская и незначительная ломбардийская и монферратская колонизация южного берега. Некоторое число итальянцев могло появиться и с римлянами, попадавшими в Крым в I в. до н.э. – VI в. н.э. Незначительное число французов-колонистов, по всей видимости, при-бывало сюда в XIV-XV вв. вместе с генуэзцами.
Если итальянцев и французов традиционно относят к западной части средиземноморской общности, то балкано-арменоидную группу традиционно относят к ее восточной части. В первую очередь это касается греков. Среди респондентов исследованием выявлен греческий антропологический тип у 20 человек, что составило 35.71% группы. Турецко-малоазийский антропологический тип представителей древнего населения Малой Азии и Причерноморья обнаружен также у 20 человек, что составляет 35.71% группы. И арменоидный антропологический тип встретился у 13 человек, что составляет 23.21% группы. Но принимая во внимание, что у некоторых носителей признаки разных типов могут совпада-ть, мы в итоге получили 38 человек, что составило 67.86% группы. Это отражает реалии как древнего населения Крыма, так и впоследствии пришлого. Турецко-малоазийский антропологический тип может соответ-ствовать и представителям древнего земледельческого населения Крыма, и представителям турецкой экспансии в позднее средневековье и новое время. Греческий – от первого появления греков в Крыму в VII-VI-V вв. до н.э. до первой трети XX в. н.э. Арменоидный же, возможно, связан с появлением здесь войск Понтийского императора Митридата VI Евпатора в конце II в. до н.э., затем – Римской империи, Византийской империи (не только династии Византии, но и значительная часть воинов были армянами). Большой наплыв армянского населения относится к позднему средневековью и новому времени при генуэзцах и турках.
Большой интерес в исследовании вызывало наличие германского антропологического типа среди крымских татар, жителей Бахчисарайско-Балаклавского региона. Этот регион неофициально иногда даже именовали Готией, считая, что там остались потомки древних готов-германцев. Согласно проведенному исследованию удалось установить, что германский тип среди крымских татар распространен крайне дисперсно по всему полуострову и крайне редко: Судакско-Феодосийский регион – 3, Ялтинский – 1, Балаклавский – 1, Бахчисарайский – 2, Джанкойский – 1, Симферопольский – 1 представитель.

Интерес вызывало и обнаружение славянских типов среди крымских татар. Славянский тип принадлежит 10.71% группы; отдельно «русский» (возможно – аланский?) тип – 3.57%. Всего – 14.29% от группы. Однако славянские типы локализованы в ограниченных регионах: Керченский полуостров, Ялтинско-Алуштинский и Симферопольский районы. Кроме германской и славянской групп к индоевропейцам относятся иранские народы. Иранский антропологический тип обнаружен среди 17.39% и представлен в таких регионах: Алуштинском, Симферопольском, Бахчисарайском, Балаклавском, Керченском. Сочетается чаще с такими типами: итальянский, греческий, турецко-малоазийский, японский, тюрко-кыпчакский (татарский), китайский, уральский, иракский. Учитывая уход иранских кочевников локализацию в транзитных регионах и наличие золотоордынского комплекса, можно предположить позднее происхождение иранцев. В таком случае, сомнительно связывать их с древними народами Северного Причерноморья: скифами, киммерийцами, савроматами, сарматами, аланами.

Примечательно, что среди респондентов крайне низко представительство кавказского населения: обнаружены единичные случаи грузинского и осетинского типов и более никаких. В то же время индийский антропологический тип встретился у 12 респондентов, что составило 21.43%, а цыганский – у 8, что составило 14.29%. С учетом принадлежности этих типов к южно-азиатской группе, всего выявлено 17 носителей, что составило 30.36%.
Следует отметить очень высокий уровень переднеазиатских и ближневосточных типов узора кератиноцитов в исследуемой группе в целом: курдского – у 25 чел. (44.64%), иракского – у 7 (12.50%), ливанского – у 4 (7.14%), кувейтского – у 2 (03.57%), вместе – у 33 чел. (58.93%).

Показательно, что из тюркских типов представлены «тюрко-кыпчакский» у 9 чел. (16.07%) и «тюрко-огузский» (туркменско-турецкий – 1 чел., азербайджанский – 2 чел. и узбекский – 8 чел.) у 10 чел. (17.86%). Северо-монгольский антропологический тип оказался у 19.64% группы.

Из этих антропологических типов, в первую очередь, нас интересовал тюрко-кыпчакский, который часто идентифицируют с «татарским». Выясни-лось, что он встречается крайне редко среди крымских татар (до 16%) и локализован в отдельных регионах: Бахчисарайском, Ялтинском, Алуштинском и Керченском. Возможно, это остатки домонгольского дальневосточно-центрально-азиатского населения Крыма. Соблазнительно предположить, что мы обнаружили представителей именно половецкого (кыпчакского) этноса.

Вызвало удивление обнаружение латышского антропологического типа, неожиданно многочисленного (25.00% всей группы) и проявившего определенную локализацию в т.н. «готском» районе (71% между Бахчисараем и Балаклавой). Представлен он и в близком к нему Ялтинском регионе, а также – Судакском и Керченско-Ленинском регионах. Сочетается чаще с такими типами: курдский, китайский, мордовский; гораздо реже – с итальянским и греческим. Это отражает скорее предпочтение воинственности, чем оседлости.

В целом вся группа крымских татар легко распадается на северную и южную части. К южной относятся представители южного берега Крыма от Балаклавы до Феодосии. Антропологические типы этой группы выстроились в таком порядке убывания: итальянский, китайский, курдский, турко-малоазийский, уральский, греческий, японский, арменоидный, латышский, корейский, северо-монгольский, индийский, иракский, германский, тюрко-кыпчакский, иранский, узбекский, цыганский, ливанский.
Здесь резко возрастает доля итальянского до 53.33% (у 30 человек, имеющих южнобережные корни). И до 60.00% только у южнобережных без учета потомков смешанных браков с северной группой. Вместе с французским доля вырастает до 66.67%. И, соответственно, так же резко падает доля китайского типа до 43.33% со смешанными браками и до 40.00% – у южнобережных. Японского: от одной трети до одной четверти. От золотоордынского комплекса здесь неожиданно велик процент уральского типа: более 50%. Корейский тип также вырос от одной пятой всей группы до одной четвертой у южной части без смешанных браков. Сильно проявился и монгольский тип (до одной трети) именно среди южнобережной части группы. Весь золотоордынский комплекс встречен у 90% всей группы.

Традиционно низок уровень представительства тюркских типов, он ко-леблется между одной седьмой и одной восьмой частями группы. В то время как кавказские типы незначительны и, возможно, случайны, ожидаемо вырастает по сравнению со всей группой доля восточно-средиземноморских типов: греческий антропологический тип присутствует более чем у каждого второго представителя (53.33%), турецко-малоазийский и арменоидный – у каждого третьего. Всего 76.67% всей группы.
Переднеазиатско-ближневосточные типы представлены курдским (33.33%), иракским (20.00%) и ливанским (13.33%). Всего 17 человек, что составляет 56.67% всей группы. Довольно низкое представительство южно-азиатских узоров, около одного на семь респондентов. Незначительное пред-ставительство иранского, славянского, тюркского и латышского узоров.
В целом южная группа демонстрирует такой средний состав: на девять десятых золотоордынские типы, на три четверти восточно-средиземноморские, на две трети западно-средиземноморские, на половину переднеазиатско-ближневосточные типы.
Антропологические типы северной части группы выстроились в таком порядке убывания: китайский, курдский, турко-малоазийский, японский, итальянский, уральский, греческий, индийский, латышский, арменоидный, германский, корейский, северо-монгольский, тюрко-кыпчакский, иранский, цыганский, узбекский.

Здесь традиционно велика доля китайского 57.14% (доминантный среди 25.71% северной группы) и без смешанных браков – до 73.68%. Доля северо-монгольского (доминантный среди 11.43%) и корейского (доминант-ный среди 5.71%) типов падает по сравнению со средней цифрой в группе, а японского вырастает от одной трети до двух пятых в группе (42.86%). Весь золотоордынский комплекс составляет 91.43% в группе. Очень высоко пред-ставительство восточно-средиземноморских типов: турецко-малоазийский антропологический тип присутствует у двух из пяти (42.86%), греческий – у каждого третьего представителя (31.43%), и арменоидный – у каждого пятого (22.86%). Всего 71.43% всей группы.
Переднеазиатско-ближневосточные типы представлены курдским (48.57%), который доминантен среди 11.43% группы, иракским (8.56%), ливанским (5.71%) и кувейтским (2.86%) типами. Всего 57.14% всей группы. Вместе со смешанными браками западно-средиземноморские типы составили 42.86% группы (доминантны среди 17.14%), а южно-азиатские и латышские типы представлены по 31.43% (оба доминантны среди 5.71%). Незначительное представительство иранского, славянского и тюркского узоров.
Северная группа демонстрирует такой состав: на девять десятых золотоордынский комплекс, почти на три четверти восточно-средиземноморские типы, почти на три пятых переднеазиатско-ближневосточные, на две пятых западно-средиземноморские, на одну треть южно-азиатские и латышский типы.

Вся группа исследованных крымских татар демонстрирует такой состав: почти на девять десятых золотоордынские типы, на две трети восточно-средиземноморские, на три пятых – переднеазиатско-ближневосточные, на половину западно-средиземноморские, на одну треть южно-азиатские и на четверть – латышский типы.

На основании полученных данных о распределении типов кератиноцитов в волосах головы представителей исследуемой крымской группы крымских татар, можно констатировать, что данная общность является полиэтнической. В ее составе значительную долю занимают золотоордынские антропологические типы [китайский (55.36%), японский (35.71%), корейский (21.43%), центрально-уральский (35.71%), северо-монгольский (19.64%)], восточно-средиземноморские [греческий (35.71%), турецко-малоазийский (35.71%) и арменоидный (23.21%)], переднеазиатско-ближневосточные или афразийские [курдский (44.64%), иракский (12.50%), кувейтский, ливанский], западно-средиземноморские [итальянский (48.21%) и французский], южно-азиатские [индийский (21.43%) и цыганский (14.29%)], североевропейские [латышский (25.00%), германский (17.86%) и славянский (10.71%)], тюркские [тюрко-огузский (19.64%) и тюрко-кыпчакский (16.07%)] и иранский (14.29%). Однако базисным антропологическим типом данной группы можно рассматривать «зо-лотоордынский композит» для северной части и «итало-балкано-кавказский композит» для южной части. При этом наиболее вероятными кандидатами архаичной части крымчан могут оказаться группы населения с турецко-малоазийским, греческим и арменоидным антропологическими типами, что соответствует древним земледельцам полуострова.
Слишком мало иранского, для построения предположения об участии в этногенезе скифо-сармато-аланских народов, и немецкого – для построения предположения об участии в этногенезе готских народов. Возможно, этнически крымские готы не были германского происхождения или были целиком истреблены или перемещены за пределы полуострова. Быть может, на их месте окажутся балтийские (латышские) народы.
Тюркские типы были отделены от золотоордынского комплекса по причине того, что «огузские» влияния могут быть очень позднего происхождения, связанного с депортацией большого числа крымских татар в Узбекистан. Тюрко-кыпчакский или «татарский» тип, в свою очередь, появился в Крыму очень рано и не всегда может быть привязан именно к монгольским завоеваниям. К тому же последний тип не рассеян среди всех регионов, а, в отличие от китайского, японского или корейского, жестко локализирован, не характерен для всего крымско-татарского этноса, что не дает исследователям права именовать эту общность «татарской».

Возможно, исторически славянских типов должно было быть больше, но значительное число предполагаемых носителей среди северной части крымских татар было переселено за пределы Крыма или покинуло его после его завоевания и войн в XVIII-XIX вв. К сожалению, среди респондентов отсутствовали или незначительно были представлены уроженцы Красноперекопского, Черноморского, Раздольненского, Белогорского, Нижнегорского и Ленинского районов Крыма. Но это не исключило возможность обнаружения некоторых тенденций и процессов.

Таким образом, на основании проведенного пилотного исследования и результатов анализа антропологических макро-микроскопических данных строения кутикулы волос головы, принимая во внимание, что сама группа небольшая, можно сделать только очень осторожное предварительное предположение о том, что крымская группа крымских татар представляет собой часть характерной для Крыма общности, являющейся сложным этническим композитом, формировавшимся в течение всего последнего тысячелетия. В ее формировании, вероятно, имела место частичная метисация с золотоордынским населением Восточной Европы. Среди процессов, которые продолжаются, можно отметить стирание узких групповых барьеров, усиленную региональную миграцию, мощную урбанизацию, повсеместную утрату традиций, подмену местных традиций стилизованными советскими или арабо-турецкими, и на этом фоне, как следствие, – аккультурацию и сильнейшую внутригрупповую и вне-групповую метисацию. Полученные данные пока не позволяют провести ото-ждествление крымских татар с татарами, тюрками, славянами (в т.ч. – украинцами), скифами, сарматами, хазарами, немцами (в т.ч. – готами), монголами и кельтами. Но дают возможность для создания исторических реконструкций. Например, участие большого количества насильно мобилизованного китайского населения из разрушенного монголами Китая в походе хана Батыя.

Исследуемая крымская группа крымских татар составляет значительную часть Крымского общества по данным последней переписи населения. В языковой, культурной и вероисповедной сферах жизни, а также в этническом и генетико-антропологическом отношениях они представляют собой уникальную и специфическую крымскую общность.

Наши исследования могут быть использованы антропологами, этнографами, историками, политологами, занимающимися исследованиями Крымского общества, помогут глубже проникнуть в сущность проблем истории Крыма, снизить остроту межэтнических отношений в Крыму. Но главное возникает необходимость проведения масштабного исследования основных групп крымского населения, что могло бы решить многие вопросы современной истории.

Вопрос, откуда в Крыму появились татары, до недавнего времени вызывал массу споров. Одни считали, что крымские татары наследники золотоордынских кочевников, другие их называли исконными жителями Тавриды.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка: «В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия: «А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».
Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несет на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли три основные этнографические группы.
«Степняки» («ногаи», «ногайцы») – потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII столетии ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.
«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.
«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.
Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

Вопрос, откуда в Крыму появились татары, до недавнего времени вызывал массу споров. Одни считали, что крымские татары наследники золотоордынских кочевников, другие их называли исконными жителями Тавриды.

Нашествие

На полях найденной в Судаке греческой рукописной книги религиозного содержания (синаксаря) сделана следующая пометка: «В этот день (27 января) впервые пришли татары, в 6731 году» (6731 год от Сотворения Мира соответствует 1223 году от Р.Х.). Подробности татарского набега можно прочесть у арабского писателя Ибн-аль-Асира: «Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море».
Побывавший в 1253 году в южной Таврике фламандский монах-францисканец Гильом де Рубрук оставил нам жуткие подробности этого нашествия: «А когда пришли Татары, Команы (половцы), которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы».
Опустошительное нашествие золотоордынских кочевников, без сомнения, кардинально обновило этнический состав населения полуострова. Однако преждевременно утверждать, что тюрки стали основными предками современного крымскотатарского этноса. Таврику издревле заселяли десятки племен и народов, которые благодаря изолированности полуострова, активно смешиваясь, соткали пестрый многонациональный узор. Крым недаром называют «концентрированным Средиземноморьем».

Крымские аборигены

Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру». При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе. Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.

Пришельцы из Азии

В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар - голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы - сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.

Что говорит этнография

До депортации крымских татар в 1944 году этнографы обращали внимание, что этот народ, пусть и в разной степени, несет на себе печать многих генотипов, когда-либо живших на территории Крымского полуострова. Ученые выделяли три основные этнографические группы.
«Степняки» («ногаи», «ногайцы») – потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII столетии ногайцы бороздили степи Северного Причерноморья от Молдавии до Северного Кавказа, но позднее, большей частью насильственно, были переселены крымскими ханами в степные районы полуострова. Немалую роль в этногенезе ногаев сыграли западные кыпчаки (половцы). Расовая принадлежность ногаев европеоидная с примесью монголоидности.
«Южнобережные татары» («ялыбойлу») – в большинстве своем выходцы из Малой Азии, сформировались на основе нескольких миграционных волн из Центральной Анатолии. Этногенез этой группы в значительной степени обеспечили греки, готы, малоазийские турки и черкесы; в жителях восточной части Южного берега прослеживалась итальянская (генуэзская) кровь. Хотя большая часть ялыбойлу – мусульмане, некоторые из них долгое время сохраняли элементы христианских обрядов.
«Горцы» («таты») – жили в горах и предгорьях средней полосы Крыма (между степняками и южнобережцами). Этногенез татов сложный, до конца не изученный. По предположению ученых в формировании этого субэтноса поучаствовало большинство населявших Крым народностей.
Все три крымскотатарских субэтноса различались своей культурой, хозяйством, диалектами, антропологией, но, тем не менее, всегда ощущали себя частью единого народа.

Слово генетикам

Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.

Крымские татары или крымцы - тюркоязычный народ, образовавшийся на Крымском полуострове в течение 13-15 веков. В республике Крым, входящей в состав России, проживают около 260 тысяч крымских татар (12 процентов от общей численности населения Крыма). Общее число крымских татар в странах бывшего СССР, Румынии и Болгарии составляет около 500 тысяч человек, также не менее 500 тысяч человек крымскотатарского происхождения живут в Турции.

Несмотря на то, что в названии крымскотатарского народа присутствует слово "татары", оставшееся с тех времен, когда почти все тюркоязычные народы России назывались татарами, крымские татары не являются частью татарского народа. Крымскотатарский язык значительно отличается от языка поволжских татар; общность этих языков состоит только в том, что оба входят в тюркскую группу. Общепринятая классификация крымскотатарского языка относит его к переходным огузо-кыпчакским тюркским языкам, а язык поволжских татар относится к поволжско-кыпчакской подгруппе.

Портал Top-Antropos.com выбрал самых красивых на взгляд редакции крымских татарок. Среди них девять певиц и три финалистки конкурса "Крымская красавица".

12-е место: Ленара Османова - крымскотатарская певица, Заслуженная артистка Автономной Республики Крым. Ленара родилась 7 мая 1986 года в Ташкенте (Узбекистан), в 1991 году семья переехала в Симферополь. В репертуаре певицы песни украинских авторов, песни собственного сочинения, песни и танцы народов мира. Официальный сайт Ленары Османовой - http://lenara.com.ua


11-е место: Алие Фаткулина - финалистка конкурса "Крымская красавица 2011". Страница Алие на сайте конкурса - http://krasavica.crimea.ua/persons.php?person_id=31

10-е место: Алие Якубова (Хаджабадинова)- крымскотатарская певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id20156536


9-е место: Эльнара Кучук - крымскотатарская певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id18370007


8-е место: Ление Алюстаева - крымскотатарская певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id131086365


7-е место: Эльмаз Какура - крымскотатарская певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id10712136

6-е место: Диляра Махмудова - крымскотатарская певица. Диляра родилась 3 марта 1990 года в Самарканде (Узбекистан). В 1995 году семья переехала в Крым. Официальный сайт певицы - http://dilyara.com.ua/, страница "В Контакте" - http://vk.com/dilyaramakhmudova


5-е место: Эмилия Меметова (род. 22 декабря 1987) - крымскотатарская оперная певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id23371550


4-е место: Назифе Реизова (род. 3 августа 1989) - крымскотатарская певица. Страница "В Контакте" - http://vk.com/id51969662

3 место: Эллина Цацкина (род. 13 февраля 1994, Симферополь) - Мисс зрительских симпатий на конкурсе "Крымская красавица 2013". Страница на сайте конкурса - http://www.krasavica.crimea.ua/persons.php?person_id=39 Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/tsatskina13

2-е место: Эльзара Закирьяева (род. 21 июня 1995) - финалистка конкурса "Крымская красавица 2013". Страница на сайте конкурса - http://www.krasavica.crimea.ua/persons.php?person_id=50 Страница "ВКонтакте" - http://vk.com/id94716517

1-е место: Эльзара Баталова - крымскотатарская певица, Заслуженная артистка Украины, заслуженная артистка Автономной Республики Крым.