Космический гений. Циолковский – ученый и философ Вселенной. Космические эры и «лучистое человечество». Детство и самообразование К.Э. Циолковского

К. Э. Циолковский - советский исследователь с мировым именем, пропагандист освоения космического пространства.

Константин Циолковский - ученый и изобретатель, первопроходец в области изучения космоса. Он является «отцом» современной космонавтики. Первый русский учёный, ставший известным в области воздухоплавания и аэронавтики, человек, без которого невозможно представить космонавтику.

Открытия Циолковского внесли весомый вклад в развитие науки, он известен как разработчик модели ракеты, способной покорить космическое пространство. Он верил в возможность основания людских поселений в космосе.

Из биографии К. Э. Циолковского:

Биография учёного является ярким примером его преданности своему делу и упорства в достижении цели, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства.

Будущий великий ученый родился 17 сентября 1857 года в Рязанской губернии, в селе Ижевское, недалеко от Рязани.

Отец Эдуард Игнатьевич работал лесником и был, как вспоминал сын, из обедневшего дворянского рода, а мать Мария Ивановна происходила из семьи мелких помещиков, она вела домашнее хозяйство.

Через три года после рождения будущего ученого его семья по причине возникших на работе у отца трудностей переселилась в Рязань.

Начальным обучением Константина и его братьев (чтением, письмом и азами арифметики) занималась мама. В 1868 году семья переехала в Вятку, где Константин и его младший брат Игнатий стали учениками мужской гимназии. Обучение давалось тяжело, основной причиной тому была глухота – следствие скарлатины, которую мальчик перенес в 9-летнем возрасте. В этом же году в семье Циолковских случилась большая потеря: умер всеми любимый старший брат Константина - Дмитрий. А через год, неожиданно для всех, не стало и мамы.

Семейная трагедия негативно отразилась на учебе Кости, Циолковского часто наказывали за всякие шалости в классе, к тому же резко стала прогрессировать его глухота, все более изолировавшая юношу от общества.

В 1873 году Циолковского отчислили из гимназии. Больше он никогда и нигде не учился, предпочтя своим образованием заниматься самостоятельно, ведь книги щедро давали знания и никогда ни в чем не упрекали. В это время парень увлекся научным и техническим творчеством, даже сконструировал у себя дома токарный станок.

Родители К Э.Циолклвского

В 16-летнем возрасте Константин с легкой руки отца, поверившего в способности своего сына, переехал в Москву, где безуспешно пытался поступить в Высшее техническое училище. Неудача не сломила юношу, и он в течение трех лет самостоятельно изучал такие науки, как астрономия, механика, химия, математика, общаясь с окружающими при помощи слухового аппарата.

Молодой человек каждый день посещал Чертковскую публичную библиотеку; именно там состоялось его знакомство с Федоровым Николаем Федоровичем – одним из основоположников русского космизма. Этот выдающийся человек заменил юноше всех учителей вместе взятых.

Жизнь в столице для Циолковского оказалась не по карману, к тому же все свои сбережения он тратил на книги и приборы, поэтому в 1876 году вернулся в Вятку, где стал зарабатывать репетиторством и частными уроками по физике и математике. По возвращении домой у Циолковского по причине напряженной работы и нелегких условий сильно упало зрение, и он стал носить очки. Ученики к Циолковскому, который зарекомендовал себя как высококлассный учитель, шли с большой охотой. Преподаватель при ведении уроков применял методы, разработанные им самим, среди которых ключевым была наглядная демонстрация.

Для уроков геометрии Циолковский мастерил из бумаги модели многогранников, вместе с учениками проводил опыты по физике. Константин Эдуардович заслужил славу педагога, объясняющего материал понятным, доступным языком: на его занятиях всегда было интересно.

В 1876 году умер Игнатий – брат Константина, что стало очень большим ударом для ученого.

В 1878 году Константин Эдуардович Циолковский вместе с семьей сменил место жительства на Рязань. Там он успешно сдал экзамены на получение диплома учителя и устроился работать в школу города Боровска. В местном уездном училище, несмотря на значительное отдаление от основных научных центров, Циолковский активно проводил исследования в области аэродинамики. Он создал основы кинетической теории газов, отправив в Русское физико-химическое общество имеющиеся данные, на что получил от Менделеева ответ, что данное открытие было сделано четверть века назад.

Молодого ученого очень потрясло это обстоятельство; его талант приняли во внимание в Петербурге. Одной из основных проблем, занимавших мысли Циолковского, была теория аэростатов. Ученый разработал свой вариант конструкции этого летательного аппарата, характеризующегося тонкой металлической оболочкой. Свои мысли Циолковский изложил в труде 1885-1886 гг. «Теория и опыт аэростата».

В 1880 году Циолковский обвенчался с Соколовой Варварой Евграфовной – дочерью хозяина комнаты, в которой он проживал некоторое время. Дети Циолковского от этого брака: сыновья Игнатий, Иван, Александр и дочь Софья.

В январе 1881 года умер отец Константина. Позже страшный случай произошёл в его жизни - пожар 1887 года, уничтоживший всё: модули, чертежи, нажитое имущество. Уцелела только швейная машинка. Это событие стало тяжелым ударом для Циолковского.

В 1892 году Циолковский переехал в Калугу. Там он также устроился работать учителем геометрии и арифметики, параллельно занимаясь астронавтикой и аэронавтикой, соорудил тоннель, в котором осуществлял проверку летательных аппаратов.

Именно в Калуге Циолковский написал основные труды по космической биологии, теории реактивного движения и медицине, параллельно продолжая заниматься теорией металлического дирижабля.

Собственных средств на проведение исследований Константину было недостаточно, поэтому он обратился за финансовой помощью в Физико-химическое общество, которое не посчитало нужным материально поддержать ученого.

Константин получает отказ и тратит на свою работу семейные сбережения. Деньги были пущены на постройку около сотни опытных экземпляров. Последующие известия об успешных экспериментах Циолковского все же побуждают Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей. Все эти деньги ученый вложил в улучшение свойств тоннеля.

Космос непреодолимо манит Циолковского, он много пишет. Начинает фундаментальную работу над «Исследованием космического пространства с помощью реактивного двигателя». Все большее внимания Константин Циолковский уделяет изучению космоса.

1895 год ознаменовался изданием книги Циолковского «Грезы о земле и небе», а год спустя он начал работу над новой книгой: «Исследование космического пространства с помощью реактивного двигателя», в которой основное внимание уделил ракетным двигателям, транспортировке груза в космосе и особенностям топлива.

Начало нового, ХХ столетия, было для Константина тяжелым: на продолжение важных для науки исследований денег более не выделялось, его сын Игнатий покончил с собой в 1902 году, через пять лет при разливе реки произошло затопление дома ученого, было уничтожено множество экспонатов, конструкций и уникальных расчетов. Казалось, против Циолковского были настроены все стихии природы. К слову, в 2001 году на российском корабле «Константин Циолковский» произошел сильный пожар, уничтоживший все внутри (как и в 1887 году, когда сгорел дом ученого).

Немного легче жизнь ученого стала с приходом Советской власти. Русским обществом любителей мироведения ему была выделена пенсия, практически не давшая умереть голодной смертью. Ведь Социалистическая академия не приняла ученого в свои ряды в 1919 году, оставив тем самым его без средств к существованию. В ноябре 1919 года Константин Циолковский был арестован, увезен на Лубянку и выпущен через несколько недель благодаря ходатайству некоего высокопоставленного партийца.

В 1923 году не стало еще одного сына - Александра, принявшего решение самостоятельно уйти из жизни. Вспомнили о Константине Циолковским советские власти в этом же году, после публикации Г. Оберта - немецкого физика - о космических полетах и ракетных двигателях. В этот период условия жизни советского ученого изменились кардинально. Руководство Советского Союза обратило внимание на все его достижения, предоставило комфортные условия для плодотворной деятельности, назначило персональную пожизненную пенсию.

Скончался Константин Эдуардович Циолковский, открытия которого внесли огромный вклад в изучение космонавтики, в родной Калуге 19 сентября 1935 года от рака желудка.

Основные даты биографии Константина Циолковского:

*1880 г. обвенчался церковным браком с В. Соколовой.

*1896 г. начал исследовать динамику движения ракет.

*В период с 1909 по 1911 годы – получил официальные патенты, связанные со строительством дирижаблей в странах Старого и Нового света и России.

*1918 г. становится членом Социалистической академии общественных наук. Продолжает преподавательскую деятельность в Калужской единой трудовой советской школе.

*1919 г. комиссия не принимает проект дирижабля для вооружения советской армии. Написал автобиографии «Фатум, рок, судьба». Провел несколько недель в заключении, на Лубянке.

*1929 г. встретился с коллегой по ракетостроению с Сергеем Королевым.

Научные достижения Константина Циолковского:

1.Создание первой в стране аэродинамической лаборатории и аэродинамической трубы.

2.Аэростат, которым можно управлять, дирижабль из цельного металла – разработки Циолковского.

3.Предложил новый проект двигателя с газотурбинной тягой.

4.Более четырех сотен работ по теории ракетостроения.

5.Разработка методики изучения аэродинамических свойств летательных аппаратов.

6.Изложение строгой теории реактивного движения и доказательство необходимости использования ракет для космических путешествий.

7.Разработал старт ракеты с наклонного уровня.

8. Эта разработка применялась в артиллеристских установках типа «Катюши».

9.Работал над обоснованием возможности совершения путешествий в космос.

10.Серьезно занимался изучением реальных межзвездных путешествий.

Интересные факты из жизни Константина Циолковского:

1. Будучи 14-летним подростком, он сделал токарный станок. Через год сделал воздушный шар.

2. В 16 лет Циолковского отчислили из гимназии. Больше он никогда и нигде не учился, а своим образованием занимался самостоятельно: книги щедро давали ему знания.

3. На свои деньги Циолковский создал около сотни разнообразных моделей летательных аппаратов и протестировал их.

4. Известия об успешных экспериментах Циолковского все же побудили Физико-химическое общество выделить ему 470 рублей, которые ученый израсходовал на изобретение усовершенствованного аэродинамического тоннеля.

5. Единственной вещью, уцелевшей после пожара в доме Циолковского, была швейная машинка.

6. При наводнении произошло затопление дома ученого, было уничтожено множество экспонатов, конструкций и уникальных расчетов.

7. Два сына Циолковского в разное время покончили жизнь самоубийством.

8. Циолковский – ученый-самоучка, который обосновал идею, что именно ракеты нужно использовать для полетов в космос.

9. Он искренне верил в то, что человечество достигнет такого уровня развития, что будет способно заселять просторы Вселенной.

10. Вдохновленный идеями великого изобретателя, А. Беляев написал роман в научно-фантастическом жанре под названием «Звезда КЭЦ».

Цитаты и высказывания Константина Циолковского:

1. «Проблески серьезного умственного сознания проявились при чтении. Лет в 14 я вздумал почитать арифметику, и мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги - вещь немудреная и вполне мне доступная».

2.«Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».

3.«Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным».

4.«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели».

5.«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль».

6.«Новые идеи надо поддерживать. Немногие имеют такую ценность, но это очень драгоценное свойство людей».

7. «Проникни люди в солнечную систему, распоряжайся в ней, как хозяйка в доме: раскроются ли тогда тайны мира? Нисколько! Как осмотр какого-нибудь камушка или раковины не раскроет еще тайн океана».

8.В своей научно-фантастической повести «На Луне» Циолковский писал: «Медлить более было нельзя: жара стояла адская; по крайней мере, снаружи, в местах освещенных, каменная почва накаливалась до того, что пришлось подвязать под сапоги довольно толстые деревянные дощечки. Второпях мы роняли стеклянную и глиняную посуду, но она не разбивалась - так слаба была тяжесть». По признаниям многих, ученый в точности описал лунную атмосферу.

9.«Время, возможно, существует, однако мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто».

10.«Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума. Ее нет, потому что существование атома в неорганической материи не отмечается памятью и временем, последнего как бы нет. Множество же существований атома в органической форме сливаются в одну субъективно непрерывную и счастливую жизнь - счастливую, так как иной нет».

11.«Страх естественной смерти уничтожится от глубокого познания природы».

12.«Теперь, наоборот, меня мучает мысль: окупил ли я своими трудами тот хлеб, который я ел в течение 77-ми лет? Поэтому я всю жизнь стремился к крестьянскому земледелию, чтобы буквально есть свой хлеб».

Памятник К. Э. Циолковскому в Москве

фото из интернета

Первые советские искусственные спутники Земли и космические ракеты открыли эпоху межпланетных путешествий. Полеты на Луну и другие планеты - реальная техническая задача, которая будет решена в сравнительно недалеком будущем. «Стать на почву астероидов, поднять рукой камень с Луны, наблюдать Марс с расстояния нескольких десятков километров, высадиться на его спутник или даже на самую его поверхность, - что может быть фантастичнее? С момента применения ракетных приборов начнется новая великая эра в астрономии: эпоха более пристального изучения неба». Эти слова принадлежат Константину Эдуардовичу Циолковскому, великому русскому ученому. Его труды открыли эру космических полетов.

Жизнь Циолковского - пример самоотверженного служения науке. Он родился в семье лесничего. Еще в детстве болезнь лишила его слуха. Общение с людьми затруднилось, и любимым занятием мальчика стало чтение. Когда ему исполнилось 16 лет, отец отправил его в Москву для завершения образования. Циолковский упорно учился, отказывая себе во всем. Он самостоятельно изучал математику, физику, химию, строил модели, проводил опыты.

Уже в юношеские годы Константин Эдуардович размышлял, как можно преодолеть силу земного тяготения и отправиться путешествовать в мировое пространство. Решению этого вопроса он посвятил всю свою жизнь.

В 1903 г. вышел первый его труд - «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где ученый изложил теоретические основы межпланетных путешествий и предложил в качестве космического корабля использовать ракету.

Ракета была известна уже давно, но Циолковский впервые научно обосновал применение реактивного принципа движения для полетов в безвоздушном мировом пространстве. В передней части межпланетного корабля ученый помещает каюту для пассажиров. В основной части корпуса - запас жидкого топлива, которое накачивается насосами в камеру сгорания. Нагретые газы вытекают наружу через длинную расширяющуюся к концу трубу. В струе газов поставлены рули из тугоплавкого материала. Реактивная сила вытекающей струи движет ракету, а при отклонении рулей изменяется направление полета.

Циолковский в своих работах подробно рассмотрел, как будет происходить межпланетный полет, и выдвинул целый ряд важных и интересных идей. Он установил, что для вылета с Земли ракете необходимо иметь такое огромное количество топлива, какое она не в состоянии вместить. Поэтому он предложил составить ракетный корабль из нескольких ступеней-ракет. Такой ракетный поезд постепенно сможет набрать нужную космическую скорость. Искусственные спутники Земли были запущены с помощью таких составных многоступенчатых ракет, развивающих скорость до 8 км/сек.

Для полета на Луну и планеты необходимо развить скорость 11-16 км/сек. Ее может приобрести многоступенчатая ракета. Но можно также использовать внеземную станцию - обитаемый спутник Земли - как базу для межпланетных путешествий. Идея подобной станции тоже принадлежит Циолковскому.

Из частей, доставленных ракетами с Земли, будет собран большой спутник. В нем разместятся жилые помещения, различные лаборатории, обсерватория, склады топлива. Ракета, отправляющаяся в межпланетный перелет, сможет пополнить здесь свой топливный запас, чтобы продолжать путь. Можно и саму ракету собрать на станции. Циолковский внимательно изучал условия жизни будущих обитателей поселений в мировом пространстве. Он считал, что за пределами атмосферы люди смогут использовать в широких масштабах солнечную энергию.

Идеи Циолковского об изучении и освоении космоса нашли всеобщее признание. Он заложил основы новой науки о полетах в мировое пространство - астронавтики. Еще при жизни ученого были построены и испытаны первые жидкостные ракеты. Циолковский предвидел, что такие ракеты будут применяться и для подъемов на большие высоты, в верхние слои атмосферы и прилегающую к Земле часть мирового пространства.

Одновременно Циолковский занимался проблемами авиации и воздухоплавания. Он исследовал сопротивление, которое оказывает воздух движущимся в нем телам, и построил для опытов первую в России аэродинамическую трубу. Еще в юности у него возникла мысль о дирижабле, сделанном целиком из металла, который мог бы, не пользуясь балластом, без потери газа подниматься или опускаться. Подогревая газ, находящийся в металлической оболочке, можно было бы менять объем, а значит, и подъемную силу управляемого аэростата.

Циолковский не только разработал теорию такого дирижабля, но и изготовил его модели. Ученый был уверен, что вскоре гигантские цельнометаллические воздушные корабли станут важнейшим видом транспорта.

Он мечтал о том времени, когда огромные дирижабли, поднимающие сотни тонн груза и тысячи пассажиров, свяжут отдельные уголки Земли.

Быстрый прогресс авиации, совершенствование скоростных самолетов и пассажирских машин большой грузоподъемности ограничили развитие дирижаблестроения.

За несколько лет до появления первых самолетов Циолковский подробно описал конструкцию летательного аппарата тяжелее воздуха. Его проект во многом напоминает конструкции современных самолетов.

Циолковский, считая самолет переходной ступенью к космическому кораблю, создал теорию полета ракетного аэроплана и высказал идеи относительно его устройства. Постепенное увеличение скорости и высоты полета должно привести к самолету-ракете - обитаемому спутнику Земли.

Циолковский был разносторонним ученым и изобретателем. Авиация, воздухоплавание, ракетная техника и межпланетные сообщения - главные области его деятельности. Ему принадлежат многие изобретения и открытия. Он изобрел, например, реактивный вагон без колес, который мог передвигаться с большой скоростью силой отдачи вытекающей воздушной струи.

Он занимался вопросами биологии, механики, астрономии, философии, писал научно-фантастические повести и очерки. В повести «На Луне» Циолковский изобразил то, что увидят на ней прилетевшие с Земли астронавты; в «Грезах о Земле и небе» он рассказал о «стране чудес» - поясе астероидов. Повесть Константина Эдуардовича «Вне Земли» образно рисует покорение человеком Вселенной, путешествие на космической ракете, посещение Луны.

Жизнь Циолковского не примечательна событиями. Большую часть ее он провел в Калуге.

Десятки лет отдал Константин Эдуардович педагогической работе, одновременно продолжая научную деятельность, печатая много брошюр и статей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935)

Константин Эдуардович Циолковский - выдающийся учёный, изобретатель и инженер, создавший основы расчёта реактивного движения и разработавший конструкцию первой космической ракеты для исследования безграничных мировых пространств. Широта и изумительное богатство творческой фантазии соединялись у него со строгим математическим расчётом.

Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 г. в селе Ижевском Рязанской губернии, в семье лесничего. О своих родителях К. С. Циолковский писал: "Характер моего отца был близок к холерическому. Он всегда был холоден, сдержан. Среди знакомых отец слыл умным человеком и оратором... У него была страсть к изобретательству и строительству. Меня ещё не было на свете, когда он придумал и устроил молотилку.

Увы, неудачно. Мать была совершенно другого характера - натура сангвиническая, горячка, хохотунья, насмешница и даровитая. В отце преобладал характер, сила воли, а в матери - талантливость".

В К. Э. Циолковском соединились лучшие человеческие качества родителей. Он унаследовал сильную, непреклонную волю отца и талантливость матери.

Первые годы детства К. Э. Циолковского были счастливыми. Летом он много бегал, играл, строил с товарищами в лесу шалаши, любил лазать на заборы, крыши и деревья. Часто запускал змея и отправлял ввысь по нитке коробочку с тараканом. Зимой с восторгом катался на санках. Девяти лет, в начале зимы, К. Э. Циолковский заболел скарлатиной. Болезнь была тяжёлой, и вследствие осложнений на уши мальчик почти совершенно потерял слух. Глухота не позволила продолжать обучение в школе. "Глухота делает мою биографию малоинтересной, - писал позднее К. Э. Циолковский, - ибо лишает меня общения с людьми, наблюдения и заимствования. Моя биография бедна лицами и столкновениями".

Лет с четырнадцати он начинает самостоятельно систематически заниматься, пользуясь небольшой библиотекой своего отца, в которой были книги по естественным и математическим наукам. Тогда же в нём пробуждается страсть к изобретательству. Юноша строит воздушные шары из тонкой папиросной бумаги, делает маленький токарный станок и конструирует коляску, которая должна была двигаться при помощи ветра. Модель коляски прекрасно удалась и хорошо ходила при ветре.

Отец К. Э. Циолковского весьма сочувственно относился к изобретательству и техническим затеям сына. К. Э. Циолковскому было всего 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для самообразования и совершенствования. Он считал, что наблюдения над технической и промышленной жизнью большого города дадут более рациональное направление его изобретательским стремлениям.

Но что мог сделать глухой юноша, совсем не знавший жизни, в Москве? Из дома К. Э. Циолковский получал 10-15 рублей в месяц. Питался одним чёрным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, реторты, ртуть, серную кислоту и прочее для различных опытов и самодельных аппаратов. "Я помню отлично, - писал он в своей биографии, - что кроме воды и чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек".

Кроме производства физических и химических опытов, К. Э. Циолковский много читал, тщательно прорабатывал курсы начальной и высшей математики, аналитической геометрии, высшей алгебры. Часто, разбирая какую-нибудь теорему, он старался сам найти доказательство. Это ему очень нравилось, хотя и не всегда удавалось.

"Одновременно меня страшно занимали разные вопросы, и я старался сейчас же их решать с помощью приобретенных знаний... Особенно мучил меня такой вопрос - нельзя ли применить центробежную силу, для того чтобы подняться за атмосферу, в небесные пространства?" Был момент, когда К. Э. Циолковскому показалось, что он нашёл решение этой задачи: "Я был так взволнован, - писал он, - даже потрясён, что не спал целую ночь, бродил по Москве и всё думал о великих следствиях моего открытия. Но уже к утру я убедился в ложности моего изобретения. Разочарование было так сильно, как и очарование. Эта ночь оставила след на всю мою жизнь: через 30 лет я ещё вижу иногда во сне, что поднимаюсь к звёздам на моей машине, и чувствую такой же восторг, как и в ту незапамятную ночь".

Осенью 1879 г. К. Э. Циолковский сдал экстерном экзамен на звание учителя народного училища, а месяца через четыре был назначен на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. На своей квартире в Боровске К. Э. Циолковский устроил маленькую лабораторию. У него в доме сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, загорались огни, вертелись колёса и блистали иллюминации. "Я предлагал, - писал об этих годах К. Э. Циолковский, - желающим попробовать ложкой невидимого варенья. Соблазнившиеся угощением получали электрический удар. Посетители любовались и дивились на электрического осьминога, который хватал всякого своими лапами за нос или за пальцы, и тогда у попавшего к нему - волосы становились дыбом и выскакивали искры из любой части тела".

В 1881 г. 24-летний К. Э. Циолковский самостоятельно разработал теорию газов. Эту работу он послал в Петербургское физико-химическое общество. Работа получила одобрение видных членов Общества, в том числе и гениального химика Д. И. Менделеева. Однако её содержание не представляло новости для науки: аналогичные открытия были сделаны несколько раньше за границей. За вторую работу, названную "Механика животного организма", К. Э. Циолковского единогласно избрали членом Физико-химического общества.

С 1885 г. К. Э. Циолковский начал усердно заниматься вопросами воздухоплавания. Он поставил своей задачей создать металлический управляемый дирижабль (аэростат). К. Э. Циолковский обратил внимание на весьма существенные недостатки дирижаблей с баллонами из прорезиненной материи: такие оболочки быстро изнашивались, были огнеопасны, обладали весьма незначительной прочностью, и наполняющий их газ быстро терялся вследствие их проницаемости. Результатом работы К. Э. Циолковского было объёмистое сочинение "Теория и опыт аэростата". В этом сочинении дано теоретическое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой (железной или медной); для пояснения сути дела в приложениях разработаны многочисленные схемы и чертежи.

Эта работа над совершенно новой задачей, без литературы, без общения с учёными, требовала невероятного напряжения и сверхчеловеческой энергии. "Работал я два года почти непрерывно, - писал К. Э. Циолковский, - я был всегда страстным учителем и приходил из училища сильно утомлённым, так как большую часть сил оставлял там. Только к вечеру я мог приняться за свои вычисления и опыты. Как же быть? Времени было мало, да и сил также, и я придумал вставать чуть свет и, уже поработавши над своим сочинением, отправляться в училище. После этого двухлетнего напряжения сил у меня целый год чувствовалась тяжесть в голове".

В 1892 г. К. Э. Циолковский значительно дополнил и развил свою теорию цельнометаллического дирижабля. Результаты научных изысканий по этому вопросу К. Э. Циолковский издал на свои собственные скудные средства.

Наиболее важные научные достижения К. Э. Циолковского относятся к теории движения ракет и реактивных приборов. Долгое время он, как и его современники, не придавал большого значения ракетам, считая их делом забавы и развлечений. Но в конце девятнадцатого столетия К. Э. Циолковский начал теоретическую разработку этого вопроса. В 1903 г. в журнале "Научное обозрение" появилась его статья "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В ней была дана теория полёта ракеты и обоснована возможность применения реактивных аппаратов для межпланетных сообщений.

Наиболее важными и оригинальными открытиями К. Э. Циолковского в теории реактивного движения являются исследование движения ракеты в пространстве без тяжести, определение коэффициента полезного действия ракеты (или, как называет К. Э. Циолковский, утилизация ракеты), исследование полёта ракеты под влиянием тяжести в вертикальном и наклонном направлениях. К. Э. Циолковскому принадлежит подробное изучение условий взлёта с различных планет, рассмотрение задач о возвращении ракеты с какой-либо планеты или астероида на Землю. Он исследовал влияние силы сопротивления воздуха на движение ракеты и дал подробные расчёты необходимого запаса горючего для того, чтобы ракета пробила слой земной атмосферы. Наконец, К. Э. Циолковский выдвинул идею составных ракет или ракетных поездов для исследования космических пространств.

Результаты трудов К. Э. Циолковского в теории ракет стали сейчас классическими. В первую очередь нужно отметить закон К. Э. Циолковского, касающийся движения ракеты в безвоздушном пространстве под действием только реактивной силы, и его гипотезу о постоянстве относительной скорости истечения продуктов горения из сопла ракеты.

Из закона К. Э. Циолковского следует, что скорость ракеты возрастает неограниченно с увеличением количества взрывчатых веществ, причём величина скорости не зависит от быстроты или неравномерности сжигания, если только относительная скорость выбрасываемых из ракеты частиц остаётся постоянной. Когда запас взрывчатого вещества равен весу оболочки ракеты с людьми и приборами, тогда (при относительной скорости выбрасываемых частиц в 5700 метров в секунду) скорость ракеты в конце горения будет почти в два раза больше той, которая нужна, чтобы удалиться навсегда из поля тяготения Луны. Если запас горючего в шесть раз больше веса ракеты, то в конце горения она приобретает скорость, достаточную для удаления от Земли и превращения ракеты в новую самостоятельную планету - спутника Солнца.

Работы К. Э. Циолковского по реактивному движению не ограничиваются теоретическими расчётами; в них даны и практические указания инженеру-конструктору по конструированию и изготовлению отдельных деталей, выбору топлива, очертанию сопла; разбирается вопрос о создании устойчивости полёта в безвоздушном пространстве.

Ракета К. Э. Циолковского представляет собой металлическую продолговатую камеру, похожую по форме на дирижабль или аэростат воздушного заграждения. В головной, передней, её части находится помещение для пассажиров, снабжённое приборами управления, светом, поглотителями углекислоты и запасами кислорода. Основная часть ракеты заполнена горючими веществами, которые при своём смешении образуют взрывчатую массу. Взрывчатая масса зажигается в определённом месте, вблизи центра ракеты, а продукты горения, горячие газы, вытекают по расширяющейся трубе с огромной скоростью.

Получив исходные расчётные формулы для определения движения ракет, К. Э. Циолковский намечает обширную программу последовательных усовершенствований реактивных аппаратов вообще. Вот основные моменты этой грандиозной программы:

  1. Опыты на месте (имеются в виду реактивные лаборатории, где производятся опыты с неподвижно закреплёнными ракетами).
  2. Движение реактивного прибора на плоскости (аэродроме).
  3. Взлёты на небольшую высоту и спуск планированием.
  4. Проникновение в очень разрежённые слои атмосферы, т. е. в стратосферу.
  5. Полёт за пределы атмосферы и спуск планированием
  6. Основание подвижных станций вне атмосферы (вроде маленьких и близких к Земле лун).
  7. Использование энергии Солнца для дыхания, питания и некоторых других житейских целей.
  8. Использование солнечной энергии для передвижения по всей планетной системе и для индустрии.
  9. Посещение самых малых тел солнечной системы (астероидов или планетоидов), расположенных ближе и дальше, чем наша планета, от Солнца.
  10. Распространение человеческого рода по всей нашей солнечной системе.

Исследования К. Э. Циолковского по теории реактивного движения написаны с широким размахом и необычайным взлётом фантазии. "Избави меня боже претендовать на полное решение вопроса, - говорил он, - Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчёт, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль".

Отдавшись мечте о межпланетных путешествиях, К. Э. Циолковский писал: "Сначала можно летать на ракете вокруг Земли, затем можно описать тот или иной путь относительно Солнца, достигнуть желаемой планеты, приблизиться или удалиться от Солнца, упасть на него или уйти совсем, сделавшись кометой, блуждающей многие тысячи лет во мраке, среди звёзд, до приближения к одной из них, которая сделается для путешественников или их потомков новым Солнцем.

Человечество образует ряд межпланетных баз вокруг Солнца, использовав в качестве материала для них блуждающие в пространстве астероиды (маленькие луны).

Реактивные приборы завоюют людям беспредельные пространства и дадут солнечную энергию в два миллиарда раз большую, чем та, которую человечество имеет на Земле. Кроме тoгo, возможно достижение и других солнц, до которых реактивные поезда дойдут в течение нескольких десятков тысяч лет.

Лучшая часть человечества, по всей вероятности, никогда не погибнет, но будет переселяться от солнца к солнцу, по мере их погасания... Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен. А если это так, то невозможно сомневаться и в достижении бессмертия".

Сочинение К. Э. Циолковского о составной пассажирской ракете 2017 года читается, как увлекательнейший роман. Описания жизни людей в среде без тяжести поразительны по остроумию и проницательности. Так и хочется погулять по садам и оранжереям, которые летят в безвоздушном пространстве быстрее современного артиллерийского снаряда!

Основные работы К. Э. Циолковского теперь хорошо известны за рубежом. Так, например, известный учёный и исследователь реактивного движения в космическом пространстве профессор Герман Оберг писал в 1929 г. К. Э. Циолковскому: "Многоуважаемый коллега! Большое спасибо за присланный мне письменный материал. Я, разумеется, самый последний, кто стал бы оспаривать Ваше первенство и Ваши услуги по делу ракет, и я только сожалею, что я не раньше 1925 года услышал о Вас. Я был бы, наверное, в моих собственных работах сегодня гораздо дальше и обошёлся бы без тех многих напрасных трудов, зная Ваши превосходные работы".

В другом письме тот же Оберт говорит: "Вы зажгли огонь, и мы не дадим ему погаснуть, но приложим все усилия, чтобы исполнилась величайшая мечта человечества". Ракеты К. Э. Циолковского подробно описаны в ряде научных и популярных журналов и книг.

В технических журналах за рубежом в 1928-1929 гг. была проведена широкая дискуссия по обоснованию вывода основного уравнения ракеты. Итоги дискуссии показали полную и безупречную справедливость формулы К. Э.. Циолковского для закона движения ракеты в пространстве без тяготения и без сопротивления среды. Его гипотеза о постоянстве относительной скорости отброса частиц из корпуса ракеты принята в большинстве теоретических исследований учёных всех стран.

Научные интересы К. Э. Циолковского вовсе не ограничивались вопросами реактивного движения, но к созданию теории полёта ракеты он последовательно возвращался всю свою творческую жизнь. После работы "Исследование мировых пространств реактивными приборами", опубликованной в 1903 г., К. Э. Циолковский печатает в журнале "Воздухоплаватель" в 1910 г. статью "Реактивный прибор как средства полёта в пустоте и. в атмосфере". В 1911-1914 гг. появились три работы К. Э. Циолковского о космических полётах. После Великой Октябрьской социалистической революции его научная деятельность получила более широкий размах. Он переиздаёт с дополнениями свои основные работы по ракетам. В 1927 г. он печатает работу о космической ракете (опытная подготовка), затем работу "Ракетные космические поезда", где даётся подробное исследование движения составных ракет. Несколько статей он посвящает теории реактивного аэроплана:

"Основной мотив моей жизни, - говорил К. Э. Циолковский, - не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы - может быть, скоро, а может быть, и в отдалённом будущем - дадут обществу горы хлеба и бездну могущества". Эта настойчивость исканий - стремление создавать новое, забота о счастье и прогрессе всего человечества - определяла всё содержание жизни этого замечательного человека. Долгое время имя К. Э. Циолковского оставалось малоизвестным даже в России. Его считали чудаком-фантазёром, мечтателем-идеалистом. Научные заслуги К. Э. Циолковского получили свою истинную оценку только после Великой Октябрьской социалистической революции.

За шесть дней до своей смерти, 13 сентября 1935 г., К. Э. Циолковский писал в письме к И. В. Сталину: "До революции моя мечта не могла осуществиться. Лишь Октябрь принёс признание трудам самоучки: лишь советская власть и партия Ленина - Сталина оказали мне действенную помощь. Я почувствовал любовь народных масс, и это давало мне силы продолжать работу, уже будучи больным... Все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям передаю партии большевиков и советской власти - подлинным руководителям прогресса человеческой культуры. Уверен, что они успешно закончат мои труды".

Жизнь К. Э. Циолковского - настоящий подвиг. В труднейших условиях он проводил свои теоретические и экспериментальные изыскания. Жизнь вдохновенного калужского самоучки - образец творческого дерзания, целеустремлённости, уменья преодолевать препятствия, настойчивого стремления двигать вперёд науку и технику своего времени.

Главнейшие труды К. Э. Циолковского : Избранные труды, Госмашметиздат, 1934, кн. I - Цельнометаллический дирижабль, кн. II -Реактивное движение (Ракета в космическое пространство, 1903; Исследование мировых пространств реактивными приборами, 1926); Космическая ракета. Опытная подготовка, 1927; Ракетные космические поезда, 1929; Новый аэроплан, 1929; Давление на плоскость при её нормальном движении в воздухе, 1929; Реактивный аэроплан, 1930; Стратоплан полу реактивный, 1932.

О К. Э Циолковском : Моисеев Н. Д., К. Э. Циолковский (опыт биографической характеристики), в т. I Избр. трудов К. Э. Циолковского; Рынин Н. А., Хронологический список сочинений К. Э. Циолковского, там же; Его же, К. Э. Циолковский, его жизнь, работа и ракеты, Л., 1931; К. Э. Циолковский (сборник статей), изд. Аэрофлота, M., 1939; История воздухоплавания и авиации в СССР, М., 1944.

В мае, 15-го числа 1915 года, небо над Лондоном стало тёмным. Армада гигантских немецких дирижаблей - цеппелинов - накрыла город и разбомбила лондонский портовый район Ист-Энд. Это была первая в истории человечества воздушная атака.

Несмотря на то что бомбы, сброшенные с неуклюжих «небесных сигар», сумели разрушить всего лишь пару зданий да отправить к праотцам только семь зазевавшихся портовых рабочих, никто в Англии больше не мог спать спокойно. Небо первой мировой войны ненадолго, но очень убедительно стало Германским. Графа Фердинанда фон Цеппелина - изобретателя воздушных чудовищ - в Берлине чествовали как олимпийского бога. А слова «цеппелин» и «дирижабль» навсегда стали синонимами. И до сих пор почти никто не знает, что настоящим отцом металлических дирижаблей был провинциальный и практически глухой учитель математики из дореволюционной Калуги - Константин Эдуардович Циолковский.


Зачем дирижаблю воротничок?


В 1887 году Циолковский ненадолго приезжает из Калуги в Москву, чтобы выступить в Обществе естествоиспытателей с научным докладом о возможности создания большого цельнометаллического дирижабля (к слову сказать, работу над аэростатом он начал ещё в 1885 году). Циолковскому всего 30 лет, и он под завязку набит идеями, которые мирным калужским обитателям кажутся безумными. Впрочем, не только они выразительно вертят пальцем у виска, заслышав рассуждения о том, что в небо можно запросто поднять здоровенькую штуковину из металла. И не просто поднять, а сделать её управляемой! Учёные мужи тоже выслушали чокнутого провинциала с кислыми улыбками, и… не выделили денег даже на постройку модели. Мол, всё вы конечно, правильно придумали, батенька Константин Эдуардович, но возвращайтесь - ка лучше в родную Калугу и продолжайте учить детишек таблице умножения.

Но Циолковский и не думал сдаваться. Это был не первый и не последний пинок, который он получил от судьбы, так что иммунитет к неудачам у него был отменный. За несколько лет до этого он, например, самостоятельно разработал кинетическую теорию газов, понятия не имея, что 24 года назад эта самая теория была открыта и доведена до ума другими учёными. Удар был, конечно, страшным, но несмотря на то, что открытие изрядно запоздало, Циолковского избрали членом физико - химического общества. На его рукопись обратили внимание физиолог Сечено и химик Менделеев. Именно к Менделееву и обратился Циолковский с просьбой хоть как –то пристроить цельнометаллический дирижабль.

« Я страстно любил читать и читал все, что можно было достать... Любил мечтать и даже платил младшему брату за то, чтобы он выслушивал мои бредни... »

В 1890 году Менделеев передал чертежи молодого калужского изобретателя в VII воздухоплавательный отдел Русского технического общества. Надо сказать, что там заседали не только учёные, но и военные, которым сам бог велел заинтересоваться перспективным проектом. Но, увы, Циолковского подняли на смех и отказали с формулировкой: «Аэростат должен навсегда силой вещей остаться игрушкою ветров». Циолковский не сломался и на этот раз: он опубликовал несколько работ о дирижаблестроении и даже книгу «Аэростат металлический, управляемый». Всё напрасно.

В 1895 году, через 10 лет после Циолковского в Германии военные и правительство бурно поддержали разработки немецкого офицера графа Фердинанда фон Цеппелина и начали масштабные работы по созданию управляемого металлического дирижабля. Впечатлённый Кайзер назвал Цеппелина «самым выдающимся немцем XX столетия». О том, что впервые идею создания такого аэростата высказал Циолковский, никто и не вспомнил. В том числе и сам Цеппелин.

Дирижабельная правда

Фердинанд фон Цеппелин

Цеппелины фон Цеппелина были дирижаблями с металлическим каркасом. Циолковский обставил графа не только по времени, но и по конструкции. Его аэростат был задуман цельнометаллическим, без всякого каркаса. Дирижабль обеспечивали необходимой жесткостью давление газа и оболочка из гофрированного металла. Забавно, что метод гофрирования Циолковский разработал, получи в подарок машинку, которая плиссировала дамские воротнички. Еще забавнее, что в авиации этот метод начали применять только через 30 лет. И совсем уже удивительно, что, возясь со своим дирижаблем, Циолковский мимоходом разработал технологические методы сварки тонких листов металла, конструкции газопроницаемых шарнирных соединений и метод гидростатического испытания на прочность оболочки дирижабля. Все это применяется в авиации и кораблестроении до сих пор.

Гений среди людей


Наш герой родился 17 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье Эдуарда Игнатьевича Циолковского, польского дворянина. Семья, надо сказать, была гигантская: у Константина Циолковского имелось десять братьев и две сестры. Заработков отца, служившего по Лесному департаменту, едва хватало на то, чтобы сводить концы с концами. Отец был человеком холодным, сдержанным, резким. С детьми возилась мать, Мария Ивановна Юмашева, милая, веселая женщина, в венах которой бурлил обычный в наших широтах коктейль из русско-татарской крови. Именно мать дала Циолковскому первое, домашнее образование.

Будущий отец космонавтики рос нормальным мальчишкой: носился со сверстниками по округе, плавал, лазил по деревьям, строил шалаши. Исступлённая любовь детства - воздушные змеи, их Циолковский мастерил своими руками. Запустив в небо очередное творение, Циолковский по нитке отправлял в небо «почту» - спичечный коробок с обалдевшим от происходящего тараканом.

Надо сказать, что опыты с тараканами станут доброй традицией. В 1879 году 22 летний Циолковский построил первую в мире (а он очень часто делал что - то впервые в мире) центробежную машину, прабабушку современных центрифуг. «Весь рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыплёнка в 10, без малейшего для них вреда», - бодро рапортовал начинающий учёный в своём дневнике. Комментарии таракана и цыплёнка не сохранились. А жаль.


Всё обещало быть счастливым и безоблачным, но в 10 лет Циолковский заболел скарлатиной и практически оглох. Слух его так никогда и не восстановился. А ещё через год умерла его мать. Всё это вместе стало настоящей трагедией: мир Циолковского изменился сразу и навсегда. Прежде живой и весёлый мальчишка стал угрюмым и замкнутым.

В 1871 году отец вынужден был забрать сына из гимназии: глухота не позволяла Циолковскому усваивать программу, а за злые шалости он не вылазил из карцера. Больше Циолковский не учился ни в одном учебном заведении - нигде и никогда. Оказавшись наедине с безмолвным миром и книжными полками, он стал самоучкой - может быть, самым выдающимся в мире. «Лет в 14, - пишет Циолковский в своей автобиографии, - я вздумал почитать арифметику, и мне показалось там всё совершенно ясным и понятным». Ещё через 3 года он - тоже самостоятельно освоил физику, дифференциальное и интегральное исчисление высшую алгебру аналитическую и сферическую геометрию.

Циолковский постоянно мастерил всякую дребедень: игрушки, станки, приборы. Он умудрился соорудить даже крылья, на которых пытался подняться в небо и, разумеется, чуть не свернул себе шею. А ещё он своими руками делал игрушечные локомотивы, причём делал их стальных каркасов для дамских кринолинов, которые в ту пору окончательно вышли из моды и за гроши продавались на рынке.

« Я помню отлично, что, кроме воды и черного хлеба, у меня тогда ничего не было. Каждый три дня я покупал на 9 копеек хлеба. Все же я был счастлив своими идеями и черный хлеб меня нисколько не огорчал. »

Тем временем семья Циолковских (отец постоянно менял места службы, пытаясь прокормить ораву ребятишек) приживается в Вятке. Очевидные, не лезущие ни в какие ворота способности глухого провинциального паренька смущают даже его родных. Наконец 1873 отец решается и отправляет сына в Москву - поступать в техническое училище.

Однако с поступлением ничего не вышло - то ли снова помешала глухота, то ли Циолковский просто не хотел отвлекаться от самостоятельных занятий. Факт, что он проживал в Москве 2 года, целыми днями просиживая в читальном зале. Отец присылал сыну 10-15 рублей в месяц, которые Циолковский практически полностью тратил на покупку реактивов и материалов для опытов. Он не стригся («Некогда было»), ходил в драном платье, очевидно, голодал - но именно в эти годы задумал всё то, что в последствии станет основным смыслом его жизни, а заодно опередит современную науку на десятки, а то и сотни лет. Космические ракеты, преодоление силы тяжести и освоение космоса - вот чем бредил семнадцатилетний мальчишка, гуляя по ночным московским улочкам.


«Учитель я был страстный»


Однако пир духа продлился недолго. Циолковскому пришлось вернуться в Вятку: состарившийся отец вышел в отставку и больше не мог кормить великовозрастного гения. Циолковский, чтобы хоть как подработать начал давать частные уроки и неожиданно обнаружил в себе ещё и недюжинные педагогические способности. В 1880 году он экстерном сдал экзамен на звание учителя и переехал в городок Боровск, получив место учителя арифметики и геометрии в уездном училище. Тогда же, в 1880 году, он окончательно решил посвятить всё своё свободное время науке. Специально для этого женился.

Тут придется сделать лирическое отступление и немного поговорить о женщинах. Как известно, гении отличаются либо исключительной похотливостью, либо олимпийским равнодушием к любому зову плоти. Глухой и, прямо скажем, не слишком симпатичный Циолковский (к тому же, откровенно пренебрегавший правилами личной гигиены), принадлежал к первой категории. Девицы и дамы волновали его чрезмерно. Будучи почтенным старцем, убеленным сединами, он неоднократно признавался, что всегда отличался исключительным сладострастием, которое, впрочем, держал в суровой узде. Один раз дело дошло до неслыханного: двадцатилетний Циолковский, одурев от высоких помыслов и длительного воздержания, ухитрился всерьез влюбиться в десятилетнюю девочку и длительно страдал. К счастью, невинное дитя увезли куда-то на ПМЖ ни о чем не подозревавшие родители. Но Циолковский, на прощание ухитрившийся-таки сорвать с уст малолетней прелестницы слюнявый поцелую, смекнул, что дело плохо. Этак и на каторгу загреметь недолго.


И Константин Эдуардович Циолковский решил сочетаться законным браком хоть с кем-нибудь. К делу он подошел серьезно, по-научному, решив взять в жены девушку, которая была бы непривлекательня для него физически, чтоб, значит, не тратить время и творческие силы на всякие влюбленности. Исключительно здоровый секс по расписанию. Выбор пал на Вареньку Соколову, дочь боровского священника, у которого Циолковский снимал комнату. Варенька была страшненькой бесприданницей, которая ровным счетом ничего не понимала в космических пространствах и цельнометаллических монопланах. но зато она стала Циолковскому верной подругой, прожила с ним долгую. нищую и непростую жизнь. безропотно смиряясь со странностями своего великого мужа и вынося бесконечные насмешки окружающих.

Варенька безоговорочно приняла суровые условия мужа: никаких гостей в доме, никаких родственников, гостей и посиделок. ни малейшего шума и суеты, которые могли бы помешать его занятиям. Циолковский даже поселил жену в отдельной комнате, через сенцы от своей, чтобы не отвлекать понапрасну на супружеский долг. Однако сенцы оказались преодолимым препятствием: через год после свадьбы родилась дочка, а следом - шестеро детей. План Циолковского по борьбе с бездуховной похотливостью провалился полностью.

« Венчаться мы ходили за 4 версты пешком, не наряжались. В церкви никого не было. Вернулись - и никто о нашем браке ничего не знал... Помню, в день венчания купил у соседа токарный станок и резал стекло для электрических машин. »

Детей - своих собственных - он не любил. Дома все ходили по струнке, боясь даже пикнуть. Несмотря на глухоту, Циолковский не выносил никакого шума, поэтому дети не смели лишний раз шелохнуться. При этом, что удивительно, школьников Циолковский обожал, учителем был отличным и часами терпеливо возился с чужими ребятишками, пока его собственные дети сидели дома затюканные и в обносках.

По поводу обносок - никаких шуток. Семья Циолковского всегда жила в жесточайшей нужде, при том что школьный учитель зарабатывал около 100 рублей в месяц (для сравнения: рабочий самой высокой квалификации получал тогда в месяц 12 рублей). Однако большая часть зарплаты уходила на опыты и модели. Будем откровенны: Циолковский прекрасно понимал, что он гений, гордился этим и на науку и собственные потребности средств не жалел. Он заказывал по почте детали и реактивы, строил недешёвые модели, издавал за своё счёт рукописи и купил - ещё до революции - один из первых в стране фотоаппаратов (примерно тоже самое, что сейчас завести себе собственный поезд в метро). Да что там! Циолковский без звука отвалил 50 рублей за велосипед на котором совершал длительные прогулки, чтобы поправить пошатнувшееся здоровье.

Автограф знаменитой формулы Циолковского

Со здоровьем и правда было не очень. Преподавание отнимало много времени и еще больше сил. Чтобы успевать заниматься исследованиями, Циолковский вставал затемно и далеко заполночь ложился. Все в доме подчинялось строгому распорядку. Впервые Циолковский задумался о том, что не все его порядки пошли на пользу семье в 1902 году, когда один из его сыновей покончил с собой. Спустя несколько лет так же ушел из жизни второй сын. Но изменить сложившийся порядок вещей Циолковский уже не мог. Семья всю жизнь была для него несносной обузой. Варенька, состарившаяся, некрасивая, считала медяки и терпела. Молча. Вряд ли она понимала, что Циолковский - гений. Но он был ее мужем.

В 1892 году Циолковского переводят в Калугу - снова в уездное, то есть в начальное училище. Но в Калуге на талантливого учителя с научными трудами и отличными рекомендациями быстро обратили внимание: он получил предложение стать преподавателем физики и математики в епархиальном училище. Там Циолковский проработал 20 лет и, по его собственным слова, был этим горд и счастлив.

Причина счастья крылась не только в возможности демонстрировать опыты с эбонитовой палочкой. Дело в том, что в училище занимались дочери священнослужителей - дивные поповны, сдобные, цветущие прелестницы, все в очаровательных ямочках, которые нынче предпочитают называть целлюлитом. Ясное дело, что такая аудитория здорово вдохновляла Циолковского. Ничего, что над ним потешались обыватели, пустяки, что ученый мир не ставил его ни грош. Зато каким восторгом горели глаза его богобоязненных учениц! И Циолковский пошел писать на всю губернию.

Слухачи


Циолковский делал для себя слуховые трубы, называя их «Слухачами». По сути «слухач» - это обычная воронка. Узкую часть Циолковский прикладывал к уху, а широкую направлял на собеседника. Чем хуже слух становился с возрастом, тем больше по размеру слухачи приходилось делать. В Доме-музее Циолковского в Калуге можно и сейчас подержать в руках последний «слухач» Циолковского - едва ли не полутораметровый и невероятно тяжелый и неудобный.

Гражданин и шар


Циолковский наизобретал и напрдесказал грандиозную кучу вещей в самых разных областях человеческих знаний. Большая часть его предсказаний до сих пор выглядит научной фантастикой. Впрочем, именно с трудов Циолковского научная фантастика превратилась в научный прогноз. Юрий Гагарин, вернувшись из космоса, сказал: «Обо всём этом я уже читал у Циолковского». Кстати, никаких шуток: совпадает всё, вплоть до подробнейшего описания выхода космонавтов в открытый космос.

В 1894 году Циолковский обосновал (с чертежами и техническими выкладками) идею постройки цельнометаллического моноплана со свободнонесущим крылом. Учёные всего мира в ту пору бились над созданием летательных аппаратов с машущими крыльями. Аэроплан Циолковского похож на застывшую парящую птицу с толстыми изогнутыми и неподвижными крыльями. К тому же изобретатель подчёркивает, что для получения больших скоростей необходимо улучшить обтекаемость аэроплана.

В 1883 году Циолковский - снова впервые в мире! - пишет о том, что космос будут покорять ракетами. К 1896 году он создаёт стойкую теорию реактивного движения. Его работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами» стала основой современной космонавтики и ракетостроения. Циолковский решает практическую задачу прямолинейного движения ракеты, разрабатывает теорию многоступенчатых ракет и теорию движения тел переменной массы, описывает способы посадки космического корабля на поверхности планет, лишенных атмосферы, а заодно определяет вторую космическую скорость.

« Со сверстниками и в обществе я часто попадался впросаки, конечно, был смешон со своей глухостью. Оскорбленное самолюбие искало удовлетворения. Явилось желание подвигов, отличий, и в 11 лет я начал с писания нелепейших стихов. »

10 мая 1897 года калужский затворник вывел формулу, которая установила зависимость между скоростью ракеты и ее массой. Формула Циолковского легла в основу современного ракетостроения. Он первым заговорил о ракете как об искусственном спутнике земли, о возможности создания околоземных станций, которые станут для человечества промежуточными базами во время освоения космоса. Циолковский разработал даже способ выращивания растений на ракетах, которые должны были доставлять космонавтов в другие галактики. О его практических разработках говорить страшно: тут всё, начиная с графитовых газовых рулей для управления ракетой и заканчивая окислителями для ракетного топлива.

Но самое главное - Циолковский был всерьез уверен, что со временем человечество расселится по всему космосу. И не просто расселится - принципиально изменит свою сущность. Эволюция, по его разумению, должна была пойти по пути духовного совершенствования, а конечной точкой станет превращение каждого индивида в некий светящийся духовный шар. Теперь напряжём воображение: конец XIX - начало XX века, самая окраина Калуги, по заросшим травой улицам ходят куры, гуси, козы. Сюда даже извозчики не едут, потому что слишком крутая гора. И за столом на чердаке сидит человек, который пишет: «Мы живём больше жизнью космоса, чем жизнью Земли». Не мудрено, что его считали совершенно сумасшедшим.


М - налево, Ж - направо

Циолковский много и с удовольствием писал и рассуждал о будущем переустройстве человечества. Собственно, Циолковского и в космос-то тянуло потому, что космос, по его разумению, - это такое царство гармонии и справедливости, в котором все живое, включая атомы, жандармов и старых дев, просто вынуждено стать разумным и добрым. Каждая молекула, каждая планета, каждый кварк (которых тогда еще не открыли) - все это будет полно жизни, света и доброй воли. Если, конечно, вовремя полетит в космос. Впрочем, чтобы в этот самый космос попасть, одних ракет недостаточно. Сперва надо разобраться со всеми проблемами на Земле. И тут Циолковский размахнулся так, что прямо страшно. Отдельное правительство для женщин, отдельное - для мужчин (чтоб, значит, не отвлекались на половое влечение). Отдельные выборы по половому признаку, отдельное принятие решений - по половому признаку же. Поселки для гениев и поселения для обычных граждан. Гениям размножаться можно, остальным - нет. Нет, сексом негениям заниматься можно хоть до упаду, а вот детишек рожать доверено только самым умным. Все это, включая общественно полезные работы по часам и размышления о тщете всего сущего в свободное время, должно было привести человечество сначала в космос, а потом и на высшую ступень эволюционного развития. То бишь мы должны превратиться в пресловутый сияющий шар. И расселиться по всей Вселенной. Вот так.

Сокровище нации


Революцию и гражданскую войну Циолковский, скорее всего, не заметил бы, но дядьку странного вида в дурацких очках сцапали на улице бдительные чекисты (раз борода и очки - точно эсер). И быстро отвезли в Москву на Лубянку. «Вы хоть понимаете, с кем говорите? - спросил он следователя, озверевшего от бессонницы, спирта и кокаина. - Человечество вряд ли будет способно понять меня через 300 лет, а я трачу время на вашу ерунду!» Циолковского, вопреки революционной логике, не просто выпустили - окружили заботой.

Советская власть выписала учёному пенсию (полмиллиона рублей по номиналу 1921 года) и всячески ласкала. Словосочетание «реактивные двигатели» уже не казалось никому дурацким или смешным. СССР рвался в небо и космос - строить коммунизм. Циолковского возвели в ранг сокровища нации. Молодой Королёв и стая начинающих учёных только что не молились великому старику. Впрочем, дирижабль - мечту всей жизни ему построить так и не дали. Взамен Родина увеличила учёному пенсион и подарила просторный дом на улице, которой немедля дали имя Циолковского.

« Я сделал огромный воздушный шар из бумаги. Внизу приспособил сетку из тонкой проволоки, на которую клал несколько горящих лучинок. Однажды шар мой умчался в город, роняя искры. Попал на крышу сапожнику. Сапожник заарестовал шар. »

Калужане смекнули, что глухой придурок, над которым они потешались двадцать лет и впрямь, видно, важная шишка! К сожалению, Циолковский был уже не молод. Рак желудка у него обнаружили слишком поздно. Прилетевший из Москвы консилиум провёл получасовую операцию под местным наркозом. Фактически врачи разрезали Циолковскому живот и с сожалением развели руками. Это был приговор.

Циолковского похоронили в одном из самых любимых его мест - в городском парке. 24 ноября 1936 года над могилой возвели обелиск. Один их правнуков, Сергей Собуров, работает в звёздном городке, обеспечивает связь космонавтов с Землёй. В отряд космонавтов его не взяли - слишком большая конкуренция. Но Сабуров рассчитывает, что кто - нибудь из потомков Циолковского непременно полетит в космос. Пусть даже в виде светящегося шара.

17 сентября 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский, российский и советский изобретатель, ученый-самоучка, основоположник теоретической космонавтики. Будучи с детства практически полностью глухим, ученый не мог получить общего образования в гимназии и университете. Но его страсть к изобретательству сделала из него ученого с мировым именем. Сегодня мы расскажем вам о пяти гениальных изобретениях Константина Циолковского.

Дирижабль, он же металлический аэростат

Первое из изобретений Циолковского, получившее массовое распространение. Уже в 1890 году ученый подготовил документ для патентования «О возможности построения металлического аэростата». Главным достижением был факт отсутствия взрывоопасного водорода в куполе — дирижабль был наполнен горячим воздухом.

Аэроплан. От ненависти до любви

В 1894 году выходит публикация работы «Аэроплан, или Птицеподобная (авиационная) летательная машина». В задуманной поначалу для критического исследования аэростатов статье Циолковский пришел к совершенно иным выводам и намного опередил свое время. Именно в этой работе были высказаны идеи моноплана, автопилота и применения гироскопов в авиации.

Изобретение ракеты

В 1903 году ему удалось опубликовать работу под названием «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где он полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия; вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения. Так же он высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам и проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения.

Формула Циолковского

Это основное уравнение движения ракеты, определяющее её характеристическую скорость; опубликована Циолковским в 1903 году в работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами». По формуле Циолковского определяется максимальная скорость, которую может получить одноступенчатая ракета в идеальном случае, когда её полёт происходит не только вне пределов атмосферы, но и вне пределов поля тяготения Земли. Циолковский считает начальную скорость ракеты равной нулю.