Качества навыка чтения сознательность и выразительность. Методика работы над правильностью и беглостью чтения. Работа над беглостью чтения

Справочник логопеда Автор неизвестен - Медицина

ОСНОВЫ АКУПУНКТУРЫ

ОСНОВЫ АКУПУНКТУРЫ

Точечный массаж основан на представлении древневосточных целителей об устройстве человеческого организма. Согласно этому представлению, циркуляция крови по сосудам обеспечивается «жизненной энергией» – «чи» («кхи»). То есть, пока энергия движется по своим каналам, движется и кровь. Таких каналов всего четырнадцать: 12 парных и 2 непарных. Эти каналы называют меридианами.

При застоях энергии в определенных частях тела наблюдается застой и в кровеносных сосудах этих частей тела. Вот почему энергию «чи» и кровь уподобляют предмету и его тени. До тех пор пока энергия «чи» не встречает на своем пути препятствий, каждый канал получает равное количество энергии и питает ею все внутренние органы.

Эта теория перекликается с другой теорией Древнего Востока – «концепции инь-ян». В восточной медицине эта концепция служит определяющим фактором как в диагностике, так и в профилактике и лечении болезней.

Основные положения. Метод пальцевого массажа заключается в воздействии пальцем на акупунктурные точки с лечебной и диагностической целью. Интенсивность такого воздействия определяется состоянием больного.

Метод имеет некоторые сходства с массажем, применяемым в восточной медицине. Однако он имеет принципиальное отличие, которое состоит в том, что при методе пальцевого массажа воздействие направлено на биологическиактивные точки без каких-либо других приемов восточного массажа.

Биологическиактивные точки (БАТ) обладают специфическими качествами, такими как высокий электрический потенциал, высокая температура и высокая болевая чувствительность кожных покровов, низкое электрическое сопротивление кожи. В этих точках повышено поглощение кислорода кожей и имеется высокий уровень обменных процессов.

При выполнении точечного массажа необходимо учитывать следующие принципы:

1) каждый пациент – особое неповторимое создание, и терапия, соответственно, должна быть сугубо индивидуальной;

2) обязательно соблюдение неспешности и основательности в проведении всех приемов лечения;

3) необходима комплексная терапия каждого заболевания. Техника пальцевого точечного массажа

К основным приемам точечного массажа можно отнести следующие:

1) однопальцевое вонзание;

2) пальцевое разминание;

3) ногтевой укол;

4) пальцевое надавливание.

При выполнении точечного массажа применяют две основные методики:

1) седативная (успокаивающая, расслабляющая, релаксирую-щая);

2) тонизирующая (возбуждающая, стимулирующая).

Седативная методика заключается в выполнении:

1) постепенного, нежного и непрерывного поглаживания без смещения тканей;

2) растирания круговыми движениями против часовой стрелки со смещением массируемых тканей;

3) щипцеобразного разминания;

4) вибрации (концевыми фалангами пальцев с постепенным увеличением силы давления и также с постепенным уменьшением силы надавливания).

При тонизирующей методике все движения более энергичные, прерывистые, более высокая сила надавливания.

Методы определения локализации точек. Каждая точка имеет свое определенное место на кожном покрове. Отталкиваются от легко распознаваемых ориентиров: суставы, мышечные и костные бугры, углубления между костями, мышцами и сухожилиями, соски, пупок, уши, глаза, рот, нос, границы волосяного покрова, ногти на пальцах рук и ног и др. Разработано четыре метода для поиска точек:

1) с помощью измерения на теле (метод мерных отрезков);

2) с помощью анатомических и морфологических ориентиров;

3) с помощью принятия определенных положений тела и его частей;

4) с помощью пальпации и надавливания на кожу. Наиболее часто применяемый метод – это метод мерных

отрезков (цуней). Название «индивидуальный цунь» применяется с незапамятных времен. Для определения индивидуального цуня среднего пальца больной должен соединить концы согнутого среднего и большого пальцев так, чтобы они образовали замкнутое кольцо. Расстояние между внешними концами поперечных складок согнутого среднего пальца и явится длиной индивидуального цуня.

При выполнении процедуры точечного массажа всегда необходимо помнить, что правильное определение местоположения точек способствует получению благоприятного результата. Воздействие же на соседние точки может нанести вред.

Из книги Акупунктура автора Наталья Судьина

Из книги Китайское искусство целительства. История и практика врачевания от древности до наших дней автора Штефан Палош

Из книги Техники точечного массажа: избавление от психологических проблем автора Фред П. Галло

Точки акупунктуры Воздействие на точки акупунктуры приводит к улучшению состояния отдельных органов за счет балансирования энергии Ци. Точки расположены на меридианах, о которых речь шла выше. На теле человека насчитываются 664 точки акупунктуры, из которых 150 считаются

Из книги Золотые рецепты акупунктуры автора Мария Борисовна Кановская

Основные правила акупунктуры Правило Бу-се Правило Бу-се является основополагающим при лечении методами восточной рефлексотерапии. Переводится «бу-се» следующим образом: бу– прибавить недостающую энергию; се– отнять избыток энергии. Или так: бу – восполнить,

Из книги Целительные точки на ступнях и ладонях. Су-джок для всей семьи автора Наталья Ольшевская

Разновидности акупунктуры Акупунктура – это натуральный подход к лечению многих расстройств и болезней: физических, психических и эмоциональных. И люди все чаще обращаются к древней медицине для лечения головной боли, ПМС, артрита, язвы, бессонницы, депрессии и многих

Из книги Диагностика заболеваний по лицу автора Наталья Ольшевская

Из книги Лечение пиявками. Золотые рецепты гирудотерапии автора Наталья Ольшевская

За пределами методов акупунктуры Когда ваша система меридианов при помощи энергетического стимулирования обретет баланс, вы сможете увидеть взаимосвязь ваших мыслей и ваших чувств. Обратите свое внимание на то, что после проработки проблемы методами энергетической

Из книги Кисть и стопа: лечение по энергетическим точкам. Секреты красоты и здоровья. Су-джок автора Наталья Ольшевская

Суть, задачи и методы акупунктуры Акупунктура неслучайно признана во всем мире – слишком высока ее эффективность в лечении самых различных болезней. И смелое утверждение, что с ее помощью можно вылечить практически все, вполне правдиво.Суть акупунктуры заключается в

Из книги автора

Преимущества акупунктуры Некоторые люди боятся иголок и считают, что акупунктура – это весьма болезненное мероприятие. Однако, в отличие от традиционной восточной медицины, в которой применяются иголки толстые, акупунктурные – гладкие, прочные и гораздо тоньше. Их

Из книги автора

Основные правила акупунктуры Правило БусеПравило Бусе является основополагающим при лечении методами восточной рефлексотерапии. Переводится «бусе» следующим образом: бу – прибавить недостающую энергию; се – отнять избыток энергии. Или так: бу – восполнить, возбудить,

Из книги автора

Энергия меридианов и точек акупунктуры Каждый орган человека обладает собственной энергией – Ци, обмен которой происходит через меридианы. Энергия движется по меридианам в соответствии с биологическими часами человека.Полный цикл энергия проходит за 24 часа, и в одном

Из книги автора

Энергия меридианов и точек акупунктуры Каждый орган человека обладает собственной энергией – Ци, обмен которой происходит через меридианы. Энергия движется по меридианам в соответствии с биологическими часами человека.Полный цикл энергия проходит за 24 часа, и в одном

Из книги автора

Из книги автора

История акупунктуры Родиной метода акупунктуры принято считать Китай. Однако существуют некоторые доказательства, что это не только «интеллектуальная собственность» древних жителей Поднебесной. Историками и археологами собраны достоверные свидетельства, что в

Из книги автора

Энергия меридианов и точек акупунктуры Каждый орган человека обладает собственной энергией – Ци, обмен которой происходит через меридианы. Энергия движется по меридианам в соответствии с биологическими часами человека.Полный цикл энергия проходит за 24 часа, и в одном

Из книги автора

Основные правила акупунктуры Правило Бу-сеПравило Бу-се является основополагающим при лечении методами восточной рефлексотерапии. Переводится «бу-се» следующим образом: бу – прибавить недостающую энергию; се – отнять избыток энергии. Или так: бу – восполнить,

МЕТОДИКА ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА

(массаж биологически активных точек)

Воздействие на биологически активные точки (БАТ) представляет собой один из методов рефлекторной терапии. Имеется тесная функциональная связь между биологически активными точками и определенными органами, системами организма. Путем нажатия на БАТ вызываются определенные рефлекторные реакции в соответствующих органах и мышцах. Методика точечного массажа отличается относительной простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции, но и для профилактики.

Целями специального точечного массажа, используемого в логопедической практике, являются: нормализация тонуса мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов; регуляция вегетативных функций и обменных процессов; регуляция эмоционального состояния; профилактика расстройств голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей.

Техника точечного массажа

Одним из условий эффективности точечного массажа является правильное определение локализации БАТ.

При определении нужной точки ориентирами служат различные анатомические образования: впадины, сухожилия, кости и пр. При надавливании на БАТ у массируемого возникают, как правило, ответные реакции, чаще субъективного характера (ощущение ломоты, распирания, онемения, некоторой болезненности, может появиться чувство тепла, легкости). Однако эти ощущения не должны быть резко выраженными.

Одним из способов нахождения БАТ служит пальпация. Пальпацию проводят с помощью скользящих движений подушечкой наиболее чувствительного пальца (безымянного или указательного). При нахождении БАТ в области лица часто возникает ощущение пульсации.

Приемы точечного массажа

Приемы точечного массажа для детей и взрослых одинаковы, но при массаже детей надавливание на точки должно быть менее интенсивным.

В зависимости от техники воздействия на локальную точку метод может быть возбуждающим или успокаивающим. Так, при повышенном мышечном тонусе используют расслабляющий, или «тормозной», метод точечного массажа. Он проводится следующим образом. Найдя необходимую точку, подушечкой пальца производят вращательное движение по часовой стрелке в течение 5 — 6 с, постепенно углубляясь, надавливая на точку, наращивая усилие; в течение 1 — 2 с фиксируют достигнутый уровень, а затем в течение 5 — 6 с производят противоположное движение, «вывинчивая» палец против часовой стрелки, уменьшая силу надавливания. Не отрывая пальца от точки, данный цикл движений повторяют несколько раз. Общее время воздействия на одну точку может составлять от 1 до 5 мин, в зависимости от возраста массируемого.

При явлениях пониженного тонуса применяется стимулирующая техни ка. Найдя точку, проводят в течение 3 — 4 с вращательные движения по часовой стрелке, ввинчивая палец с надавливанием на точку, а затем палец резко отрывают от точки. Это движение повторяют 6 — 10 раз.

Методические указания к проведению точечного массажа

1. На первых сеансах массируют не более 3 — 4 точек, постепенно увеличивая их количество.

3. Симметричные точки массируют попарно и одновременно.

4. Точечный массаж можно сочетать с классическим.

5. Массаж, как правило, предшествует логопедическому занятию.

7. В том случае, если массаж направлен на релаксацию мышц, точечный массаж полезно проводить на фоне релаксации, для чего можно использовать специально подобранную музыку. Такой массаж можно проводить на фоне аутогенной тренировки.

БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ТОЧКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ

В логопедическом массаже используется, как правило, не единичная точка, а целый комплекс биологически активных точек, в зависимости от поставленных целей. Рассмотрим комплексы биологически активных точек, оказывающих различное воздействие.

Комплекс БАТ 1

Цель: нормализация состояния мышц артикуляционной мускулатуры.

А — одиночная точка под носом в верхней трети вертикальной борозды;

Б — точка в центре подбородочно-губной складки;

В — парные точки кнаружи от угла рта на 1 см, на вертикальной линии от зрачка;

Г — парные точки на 1 см по диагонали от крыла носа, примерно посередине носогубной складки, чуть выше нее;

Д — парные точки на нижней челюсти, расположены почти на одной вертикальной линии с точками В.

Комплекс БАТ 2

Цель: улучшение кровоснабжения верхних отделов полости носа, улучшение носового дыхания. Способствует расширению резонаторных возможностей речевого голоса, профилактике голосовых расстройств, а также используется при тренировке ощущения головного резонанса голоса.

А — парные точки на середине расстояния между крылом носа и краем верхней губы, кнаружи от средней линии на 0,5 см;

Б — парные точки у крыльев носа;

В — парные точки в боковой борозде крыла носа, ниже внутреннего угла глаза;

Г — парные точки у основания надбровных дуг в выемке;

Д — точка в центре переносицы, посередине между внутренними концами бровей.

Комплекс БАТ 3

Цель: воздействие на мышцы глотки и гортани. Способствует нормализации напряжения мышц голосового аппарата.

А — точка на средней линии шеи, между нижним краем тела подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща;

Б — точка примерно на 0,7 см выше верхнего края яремной вырезки грудины.

Комплекс БАТ 4

Цель: нормализация состояния мышц глотки, гортани и корня языка. Массировать следует осторожно, так как воздействие на эти точки может легко вызвать неприятные ощущения.

А — точка на средней линии шеи или посередине верхнего края подъязычной кости;

Б — парные точки кнаружи от нижнего края щитовидного хряща, у переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Комплекс БАТ 5

Цель: нормализация состояния мышц нижней челюсти.

А — точка на середине наиболее выступающей части подбородка;

Б — парные точки кпереди от козелка уха, во впадине, которая образуется нижним краем скуловой кости и вырезкой нижней челюсти;

В - парные точки на уровне нижнего края прикрепления мочки уха.

Комплекс БАТ 6

Цель: нормализация состояния мышц шеи и плечевого пояса.

А — парные точки, расположенные выше задней границы роста волос в сторону от средней линии головы на 1,5 поперечного пальца;

Б — парные точки, расположенные под затылочной костью выше задней границы роста волос, в ямке у наружного края трапециевидной мышцы.

В — точка между 1-ми 2-м шейными позвонками, немного выше задней границы роста волос;

Г — парные точки в области верхнего плечевого пояса и ключицы;

Д — точка в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонков.

Комплекс БАТ 7

Цель: нормализация состояния мышц плечевого пояса и регуляция ритма дыхания. Способствует улучшению звучания голоса в грудном резонаторе.

А — точка находится в средней части грудины, на расстоянии ширины ладони, приложенной к ключицам;

Б — точка в центре грудины, на линии расположения сосков;

В — парные точки находятся в образующихся углублениях при положении сведенных плеч.

Комплекс БАТ 8 — точки общего регулирующего действия

Цель: повышение работоспособности при умственном переутомлении, улучшение памяти, снятие напряжения с мышц голосового аппарата.

А — парные точки ниже верхнего края латерального мыщелка большеберцовой кости на четыре поперечных пальца, у переднего края больше-берцовой мышцы;

Б — парные точки на тыльной стороне ладони между 1-й и 2-й пястными костями, в ямке.

Комплекс БАТ 9 — точка общего действия, так называемая точка жизни

Цель: оказывает активизирующее воздействие на организм в целом.

Точка на темени, ближе к макушке, во впадине на прямом проборе, там, где его пересечет линия, проведенная от уха к уху через верхние точки ушных раковин.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ В СОЧЕТАНИИ С ФОНАЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ

Массаж направлен на улучшение звучания речевого голоса и профилактику голосовых нарушений. Выполняется в сочетании со звуковыми упражнениями.

1. Массаж комплекса БАТ 1 выполняется с одновременным протяжным произнесением зммм в течение 2 — 3 с.

Цель: снять напряжение с артикуляторных мышц, способствовать ощущению звучания голоса в среднем регистре.

2. Массаж комплекса БАТ 7 выполняется с одновременным протяжным произнесением жннн в течение 2 — 3 с.

Цель: способствовать ощущению звучания голоса в грудном регистре.

3. Массаж комплекса БАТ 2 выполняется с одновременным протяжным произнесением гммм в течение 2 — 3 с.

Цель: способствовать ощущению звучания голоса в головном регистре.

4. Массаж комплекса БАТ 5 выполняется с одновременным протяжным произнесением жннн в течение 2 — 3 с.

Цель: способствовать снятию напряжения в области гортано-глоточной полости.

Правильность - чтение без искажений, без ошибок. Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с нес формировавшимся навыком чтения) заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмыслением содержания читаемого. На синтетическом этапе понимание смысла слога в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, т.е. чтение осуществляется по смысловой догадке. У начинающего чтеца смысловая догадка часто становится причиной неп равильного восприятия, а затем и произнесения слова.

Школьная практика показывает, что дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением).

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов;

г) предварительное чтение текста про себя;

д) систематический контроль учителя за чтением учащихся; е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера.

Исправляются ошибки следующим образом:

Ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;

Ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;

Ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;

К исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.

Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.

Беглость не является самоцелью, но, поскольку от нее зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения. Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

3. Система обучения оптимальному чтению в.Н.Зайцева

Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание смысла текста.

Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 80-90 слов в минуту для учеников, переходящих в V класс. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, и поэтому можно считать, что норматив слишком занижен.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в IX классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 90 (минимальную норму чтения) и получим приблизительно 72 минуты. Но при подготовке заданий многим школьникам, чтобы усвоить материал, необходимо прочитать его не менее трех раз, а это уже составит 216 минут, или 3,5 часа. Еще прибавим затраты времени, требуемые на выполнение письменных заданий, что составляет примерно 2-2,5 часа. И в сумме получим около 6 часов, которые необходимы подростку для самостоятельной работы дома. Не забудем о 7-8 часах, проведенных в школе. Мы получили, что рабочий день старшеклассника длится почти 14 часов. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному - читать.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространенная ошибка. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что ЭУ -> ЭН - СУ, т.е. элементарные умения (ЭУ) надо довести вначале до автоматизма, до уровня элементарного навыка (ЭН), чтобы успешно включать их в состав сложных умений (СУ). Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

Нужно рассмотреть и воспитательный аспект. Если выпускники начальной школы плохо читают, то в V классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на тройки. В классе преобладает психология троечника. Большинство школьников рассуждают так: «Учиться хорошо - на «4» и «5» - невозможно. Значит, единственный вариант - тройка. Хоть старайся, хоть нет - выше оценку не получить». Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться.

Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению.

1. Частота упражнений . Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то совсем необязательно проводить длительные упражнения, лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.

2. « Жужжащее» чтение дает также хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течение 1-2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажа резко увеличивается.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения . Если учитель работает по обычной методике и в III классе имеет пять уроков чтения в неделю, то при наполняемости класса 40 человек за неделю он опросит каждого ученика по одному разу. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две-три минуты в неделю. Ежеурочные пятиминутки позволяют увеличить это время до 120 минут в неделю на каждого ученика (пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю: 5x4x6 = 120). Очевидно, что если увеличить время тренировки в 40-60 раз, то без всяких методических ухищрений будет положительный эффект.

4. Чтение перед сном также дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

5. Режим щадящего чтения . Если ребенок не любит читать, то это значит, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма. Обратим внимание на то, что в диафильме почти 40 кадров (это 80-120 строчек). И далеко не каждому ребенку по силам прочитать за вечер такой объем. Полезно читать поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Хорошо совмещать четвертую и пятую рекомендации, т.е. просмотр диафильмов проводить перед сном.

6. Развитие оперативной памяти . Можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до третьего-четвертого слова, забывает первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко (см. Дидактический материал № 1). В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение «Тает снег» содержит всего два слова - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 47 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за это время оперативная память ребенка развивается настолько, что он может уже запомнить предложение из 46 букв, т.е. из 8- 9 слов. Теперь школьник легко усваивает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому, что на доске выписываются шесть предложений одного из наборов и закрываются листом бумаги. После того как одно из предложений открыто, ребята в течение определенного времени (для каждого предложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить о. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т.д. На шесть предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит от пяти до восьми минут времени. Этот же набор повторяют три-четыре дня подряд. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, - то проводить их ежедневно. Если проводить их через день, то такая тренировка почти не развивает. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи. Если предложения не соответствуют по содержанию теме урока русского языка, то их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

7. Коллективные комплексные упражнения : многократное чтение, чтение и темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, т.е. читают одновременно вес ученики вполголоса.

Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слова успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более грех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение - скороговорки.

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

8. Стимулирование желания читать . Этому помогает ежедневный учет успехов. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Последующие результаты всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ребенка к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.

Иногда положительных результатов описанная работа не приносит. Это связано с теми ошибками, которые допускаются учителями при работе по этой системе.

1. Отсутствие целевой установки. Учитель сам не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не может убедить учеников и их родителей в необходимости тренажа.

2. Нерегулярные замеры скорости не позволяют ученикам следить за своими успехами.

3. 3. Не проводятся консультации для родителей отстающих учеников.

4. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко.