Индивидуальность: искусство быть собой. Индивидуальность и ее проявления. Диагностика личностных особенностей

Соотношение понятий "индивидуальность" и "личность"

В трудах многих ученых часто говорится о личности, но понимают они ее очень широко или под личностью имеют в виду индивидуальность человека. Но еще С.Л. Рубинштейн утверждал, что "индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность". Чем же личность отличается от индивидуальности?

Человек, живя в обществе, настолько подчиняется культуре, обычаям, традициям, настолько социализируется, настолько бездумным становится иной раз его поведение, что, будучи личностью, он зачастую теряет свой человеческий облик - теряет индивидуальность. Индивидуальность и личность не одно и то же - это две стороны человека.

Французский философ Люсьен Сэв утверждает: личность есть живая система общественных отношений, но которые всегда связаны с человеческим поведением и выступают как поведение. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность - это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д., а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Личность есть сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности - это развитие своих способностей.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира.

Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Такого индивида К. Роджерс назвал "полноценно функционирующим человеком" для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга.

В какой мере и как педагоги имеют право на деформацию индивидуальности? Этот вопрос, как отмечают ученые (Б.И. Додонов, В.Д. Шадриков), в нашей этике, психологии и педагогике практически не обсуждался.

Деформация индивидуальности может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах ребенка; во-вторых, - развитие этих сфер в интересах общества и ребенка; в-третьих, - изменение их в интересах только общества (или государства), но не ребенка; наконец, в-четвертых, - их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей развития природных задатков в различных сферах человека, а второе - предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности.

Рассмотрение соотношения индивидуальности и личности позволяет конкретизировать связь человека и общества (коллектива и личности). Если человек и коллектив гармонируют между собой, то можно сказать, что личностные качества человека отвечают целям данного коллектива. Человек в этом случае является личностью. Но в другом обществе (коллективе) этот же человек может и не являться личностью, так как его взгляды могут не отвечать целям другого общества. Следовательно, в зависимости от социальных ценностей, составляющих мораль и культуру общества, и соответствия этим ценностям мировоззрения и поступков человека он может быть личностью, но может ею и не быть, то есть личность является относительной характеристикой человека.

В то же время индивидуальность человека во многом не зависит от того, в каком обществе (коллективе) находится человек. Его опыт, интеллект, сформировавшиеся сферы в данный конкретный момент не зависят уже от обстоятельств, поэтому индивидуальность во многом носит черты постоянства , в какой-то мере абсолютности. Поэтому когда говорят о подчинении личных (а точнее, индивидуальных) интересов общественным, то это не выдерживает испытания жизнью. Происходит разрушение и индивидуальности (оглупление и разрушение определенных сфер), и личности (конформизм). В целом, происходит дробление и того и другого: лицемерие, двуличие, двойная мораль, расхождение слова и дела. А такие следствия не нужны ни обществу, ни индивиду.

Соотношение личности и индивидуальности помогает понять связь воспитания и развития.

Воспитание в специальном педагогическом смысле есть процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Процесс воспитания осуществляется на всех возрастных этапах развития человека, а не только в детском возрасте.

Развитие же предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер (эмоциональной, волевой, мотивационной) человека - его индивидуальности.

Индивидуальностью человек не рождается , а становится ею в ходе своей жизни, в результате воспитания и самовоспитания. Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности. А это требует как понимания самого себя и активного отношения к своей жизни, так и предоставление обществом возможностей для самостоятельного выбора целей и средств жизнедеятельности.

Чем же отличается личность от индивидуальности? Рассмотрим этот вопрос.

Цели развития индивидуальности.

И. Кант сформулировал положение, выражающее сущность гуманизма: человек может быть для другого только целью, но не средством. Поэтому посмотрим на ребенка не как на средство укрепления нашего государства (вспомним наши штампы: подготовка к жизни на благо общества, подготовка к защите Родины и т.п.), а как на цель развития в нем "человеческого" (В.Г. Белинский). "Усовершенствуй себя, - советовал Л.Н. Толстой, - и только так усовершенствуешь мир".

Основная задача учителя - помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сил школьника. К ним относятся следующие сферы: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека. От их развития зависит его социальная активность. Они же определяют его образ жизнедеятельности, его счастье и самочувствие среди людей.

Сфера саморегуляции характеризуется свободой выбора целей и средств их достижения; осознанностью их выбора; совестливостью, самокритичностью, разносторонностью и осмысленностью действий; умением соотносить свое поведение с действиями других людей; добропорядочностью, рефлексией, оптимистичностью; умением человека управлять своими физическими и психическими состояниями, умением удерживать их на должном уровне. Для развития и совершенствования сферы саморегуляции необходимо формирование навыков психических и физических саморегуляций; развитие у ребенка необходимых навыков анализа жизненных ситуаций; обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей; формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям.

Предметно-практическая сфера включает в себя способности, поступки, умения учащихся в различных видах деятельности и общении. Здесь нужно исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Нельзя ограничиваться вопросами: "кем быть?", "каким стать?", необходимо решать "как жить?". Ибо цель жизни - жизнь, то есть сам процесс жизни. Отсюда следует, что ребенку необходимо помочь научиться жить: своими поступками он должен выразить свое отношение к миру, природе, самому себе, другим людям.

Экзистенциальная сфера характеризуется гармонией чувств и поступков, слова и дела, чувств и общения, которые выражаются в жизненной позиции человека по отношению к себе и другим. Сегодня особенно актуально звучат мысли П.Ф. Лесгафта о целях развития этой сферы: выработать в человеке сознательное отношение к своим действиям, ограничить произвол их и развить в нем стремление к совершенствованию; заботиться как о красоте тела, так и о красоте речи и самостоятельности в проявлении мысли; сформировать умение владеть своими потребностями, управлять собой.

Гуманизм заключается в том, чтобы уважать неприкосновенность другого человека, уметь признавать его индивидуальность и личность и быть справедливым в отношении к нему. Подводя итог рассмотрению основных сфер индивидуальности как педагогических целей (подробнее они представлены ниже), отметим, что реальная цель школы - дать каждому школьнику общее образование и предоставить условия для гармонического развития и совершенствования всех сторон индивидуальности. Эта цель, в отличие от глобальной общей идеи всестороннего развития личности, конкретна, достижима и реальна, психологически обоснована, так как соответствует природе развития ребенка. И в этом видится ее гуманизм.

По сути, развитая целостная индивидуальность сама обеспечивает гармонию личного и общественного. В этом случае человек действительно может реализовать себя, сам выбрать ту или иную идеологию или религию, осуществить свою человеческую природу. Развитие личностных качеств совершается в процессе воспитания на основе формирования индивидуальных качеств.

Многие в современном мире плохо понимают разницу между понятиями и индивидуальности, часто отождествляя эти два определения.

Взгляд изнутри

На самом же деле, индивидуальность – это свойство личности, наделяющее ее неповторимыми и уникальными в своем роде чертами и выделяющее ее из всей остальной общественной массы. Более понятно это можно представить следующим образом: личность – это взгляд общества на человека, оценка его социальных взаимоотношений и степени соответствия той или иной структуре социума; индивидуальность же – это субъективный взгляд на самого себя, приобретенный набор ярко выраженных качеств и характеристик из которых впоследствии и формируется личность.

Я такой один!

Индивидуальность личности проявляется во многих сферах человеческой жизни, начиная от профессиональной деятельности и заканчивая взаимодействием со своим ближайшим окружением. Именно благодаря «кирпичикам» индивидуальности, каждый из нас отличается от миллиардов себе подобных и можно смело утверждать, что вся эволюция человеческого рода и соответственно, развитие цивилизации произошли только потому, что природа наделила каждую личность индивидуальными характеристиками, дав возможность отдельным представителям общества по своим качествам взаимодополнять друг друга, тем самым связав все звенья цепи в единое целое.

Отражение в глазах

Человек, как личность и индивидуальность постоянно развивается, начиная с момента рождения. Без этого развития сложная организация общества оказалась бы просто нежизнеспособной. Наиболее ярко индивидуальные черты личности проявляются в кризисных ситуациях. Умение быстро принимать правильные решения и брать на себя ответственность за свои поступки и за действия других людей – все это показатель индивидуальных черт человека, причем черты эти могут иметь как положительную, так и отрицательную оценку в глазах той социальной группы, к которой он принадлежит. И от этой оценки во многом зависит дальнейшее в целом. Смотрясь в глаза других людей и видя там свое отражение, мы делаем определенные выводы, основываясь на которых и решаем в какую сторону мы будем двигаться дальше. Именно от отношения к нам окружающих во многом зависит вся психология индивидуальности личности. Мы пытаемся приспособиться к правилам игры, принятым в обществе и при этом не оказаться на его дне. Яркая индивидуальность практически гарантирует человеку успех во всех сферах его деятельности, что является наглядным примером и стимулом развития для остальных членов социума.

Личность и индивидуальность в психологии имеют достаточно размытые грани и часто они плавно перетекают одно в другое. Человек – существо социальное и невозможно формировать в себе определенные качества без оглядки на общество. Поэтому при работе с этими двумя сторонами одной медали, специалисты психологи обычно учитывают все объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на поведенческие реакции пациента, а также на проблемы, связанные с его взаимоотношениями с социальной средой и ближайшим окружением.

Индивидуальность как свойство личности. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках другого целого. Индивидуальность человека состоит:
в том, что каждый индивид неповторим,
но, особенно в том, что каждый индивид - это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность.

Индивидуальная самобытность проявляется во всех признаках индивидуальности. Но истинный смысл индивидуальной неповторимости связан не столько с внешним обликом индивида, сколько со способом бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности. Индивидуальность можно определить как особую форму бытия человека в обществе.

Целесообразно сопоставить понятие индивидуальности с понятием личности, так как индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из её свойств. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду.

Но если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности» (6).

Личность, взятая вне связи с индивидуальностью, вне её собственного способа бытия, есть, конечно, абстракция и реально не существует. Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью.

Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависят от его индивидуального сознания, уровня его развития, индивидуальны особенностей. Таким образом, индивидуальность не только связана с личностью, но и образует её существенную черту, а потому должна органически войти в определение самого понятия личности.

Понятие индивидуальности не совпадает целиком с понятием личности. Если понятие личности характеризует человека со стороны его социальной обусловленности, его социального содержания, указывая на его социальные позиции и ориентации, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Природные особенности индивида сами по себе не формируют индивидуальности. Человеческий индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей», «экземпляром» рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия. Индивидуальность - это особое сформировавшиеся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств, его сознания и деятельности. Так «индивидуальность по-разному проявляется в предметном мире, органической природе и человеческом обществе, соответственно можно выделить три её формы: предметная, биологическая и социальная».

Сущностное определение индивидуальности состоит в том, что она отражает самобытность конкретного индивида.

Понятие личности характеризует человека со стороны его социального содержания, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Понятие индивидуальности неразрывно связано с процессом индивидуализации человека, с формированием и развитием своей самобытности и уникальности.

В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, в других людях, в самом себе.

Индивидуальность - это своеобразие конкретно взятого человека, совокупность лично ему принадлежащих особенностей и стилей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного взятого человека в многообразности его мыслей, чувств, проявлений силы , способностей и талантов, потребностей, интересов, привычек, переживаний, качеств персептивных процессов, склонностей и других различных особенностей.

Проблема индивидуальности рассматривается с учетом анализа и человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальность реализуется как через в ситуации , так и через культивирование им различных способностей в деятельности.

Неповторимость человеческой психики определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельностном общении с носителями культуры (в широком смысле этого слова).

Термин «индивидуальность » употребляется как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимости определенных признаков, присущих конкретному человеку и отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду. Как правило словом «индивидуальность» определяют какую - либо главную особенность личности человека, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других - маловыразительно, малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в , сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта например состоит в способности видеть то, чего не замечают другие, в особенностях переработки информации, т. е. в умении ставить проблемы (интеллектуального и морального характера решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в ее силе, удивительном мужестве, самообладании.

Индивидуальность определяет личность конкретнее, детальнее и тем самым более полнее. Она является постоянным объектом исследования как при детальном изучении психологии личности, так и других направлениях психологии.

Человек как отдельный представитель человеческого рода есть индивид . Индивид – материальная основа личности.

Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями:

1. Внешним человеческим обликом . Наиболее важное значение здесь имеют, прежде всего:

    строение тела , его органов и связанных с ними жизненных сил и потребностей ;

    прямохождение (передние конечности свободны и используются для манипулирования предметами, средствами труда и т.п.);

    особое строение гортани способной к членораздельной речи;

    отсутствие на большей части тела значительного волосяного покрова, что значительно повышает осязательную чувствительность и вместе с тем создает большую уязвимость к колебанию температуры ;

    высоко развитая центральная нервная система и мозг ;

2. Способность к мышлению ;

3. Способность к труду .

Индивидуальность

Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), но и индивидуальными, только ему присущими (личностными) социальными качествами и свойствами, которыми этот человек отличается от других людей. Понятие индивидуальность отражает неповторимость и уникальность качеств, свойств и способностей данной конкретной личности.

Индивидуальные качества выражают:

а) самостоятельность индивидуального существования: способность быть самим собой , действовать исходя из своих собственных побуждений, сохраняя тождество (согласие) с самим собой , быть самостоятельным в рамках своего целого (рода, семьи, коллектива, общества).

б) целостность : это значит, что качества и свойства данной личности не делимы и не отделимы от нее, т.е. не существуют как нечто независимое от данного индивида; каждый человек обладает наличным сознанием упорядоченности и внутренней целостности своего субъективного мира, в системе которого он рассматривает все свои переживания (ощущения, представления, чувства, вожделения и склонности и т.д.), отводя каждому из них свое место в этой системе.

Личность

Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личности фиксирует социальные качества человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Личность – средоточие, своего рода центр переплетения различных социальных отношений человека, данного конкретного индивида. Она – социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования и проявления этой сущности. Неповторимость и индивидуальное своеобразие существования человека как личности означает: каждый человек неповторим , уникален в своих всеобщих сущностных проявлениях, а именно – в умственных способностях, чувствах , в своем характере , общении , труде , не говоря уже о внешнем облике и поведении .

Единство социального и индивидуального , сущности и существования как конкретно-историческое единство противоположностей – важнейшая сущностная характеристика всякой личности.

Основными элементами психической жизни личности являются побуждения , характер , способности , мировоззрение .

1. Побуждения . К побуждениям личности относят все то, что приводит ее в движение , выступает целью или мотивом человеческой деятельности. Человек обладает сознанием. Поэтому главными побудительными причинами поведения и деятельности личности выступают не бессознательные потребности, не слепой инстинкт жизни, а потребности осознанные , проявляющиеся как цели и мотивы . При этом, если иметь в виду различие природной или социокультурной основы всех человеческих побуждений, их классифицируют на:

    побуждения естественные (биологические): потребности, влечения, инстинкты, склонности, предрасположения;

    побуждения культурно-исторические или социальные : интересы, цен­­­ности, мотивы, цели, чувства, эмоции;

2. Характер – качества личности как социального существа, сформированные социальной средой, системой социальных отношений , социальным статусом и ролями .

Содержания характера составляют: иерархическая структура основных потребностей, мотивов дея­тель­ности, интересов, ценностей и целей жизни. Это то, что зависит от социальных условий жизни людей и их деятельности. Например, человек от природы обладает способностью к членораздельной речи, к мышлению и труду. Но сами по себе эти способности, будучи заложены изначально в любом человеческом индивиде, развиваются в то, что они есть лишь в определенных условиях . Для человеческого индивида такими условиями, являются общение с другими людьми и обусловленные этим общением социальные отношения . Человек сам по себе, т.е. без других людей – не более чем животное, хотя и высокоразвитое. Личинка бабочки в возможности содержит все необходимое, чтобы развиться в бабочку. Но для того, чтобы это произошло, требуются определенные условия . Если бабочку бросить в воду или муравейник – она погибнет. Если человеческого индивида (ребенка) поместить в волчью стаю, то следствием этого будет нечто мало похожее на человеческую личность.

Форма характера определяется темпераментом, от которого зависят индивидуальные особенности протекания нервных про­цессов, их сила и скорость.

3. Способности . Различают: а) естественные (то, что заложено природой: глаз художника, ухо музыканта, рука скульптора и т.п.); б) наработанные самой личностью в процессе социализации и самовоспитания .

К основным способностям личности можно отнести:

    внимание;

  • интеллект (умственные способности);

    мышление;

4. Мировоззрение .

Мировоззрение – это определенная система знаний , убеждений и ценностей жизни данной личности и обусловленный им стиль мышления .

Личность, как ее определяют социологи, – это «целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения” (В.А. Ядов).

Изучение социальных качеств личности предполагает анализ трех основных аспектов ее взаимо­действия с обществом.

1) Социальное положение (статус).

2) Общая направленность внутренней жизни личности: психический склад, характер, способности, мировоззрение.

3) Социальная деятельность и сознание (самосознание ).

Основные факторы развития личности:

1) Биологическая наследственность;

2) Физическое окружение (природная среда);

3) Культура;

4) Групповой опыт;

5) Индивидуальный опыт.

Объяснение того, чем индивид отличается от личности, заключается в двойственности человеческой природы. Человек рождается на свет с набором уникальных характеристик и свойств. О младенце можно говорить только как об индивиде, представителе вида Homo sapiens. Жизнь в обществе даёт возможность каждому индивиду социализироваться, развивать свои природные задатки и формировать уже личностные качества. О таких характеристиках человека, как личность и индивидуальность, можно говорить только тогда, когда он является полноправным членом общества.

Многочисленные примеры из жизни, когда в силу разных причин маленькие дети оказываются в обществе животных, подтверждают, что развитие человека как индивида продолжается по общим закономерностям. Ребёнок растёт, но не приобретает личностных качеств, так как лишён человеческого общения. Это подтверждает значимую роль социализации в формировании личности.

Различия индивида и личности

Двойственность природы человека, его биосоциальная сущность неоднократно становилась объектом изучения многих философов, социологов и психологов. Представитель русской философской школы Н. А. Бердяев относит понятие личности к религиозно-духовным категориям, а понятие индивида – к натуралистически-биологическим.

Точную характеристику отличий индивида от личности дал известный психолог А. Г. Асмолов, утверждающий, что индивидом рождаются, а личностью становятся.

  • Развитие

Индивид – это конкретный человек, характеризующийся активностью, психической и физической целостностью, устойчивым отношением к окружающей действительности.

Жизнь индивида направлена на удовлетворение собственных потребностей. Потребности – это своего рода стимул, побуждающий к направленным действиям. К самым низшим относятся естественные потребности, их удовлетворение направлено на обеспечение функционирования организма для поддержания жизни. Человек обеспечивает себя едой, питьём, одеждой, создаёт условия для сна, для проживания и для развития отношений с особями противоположного пола.

Жизнь в социуме делает человека зависимым от общественных отношений. Удовлетворение потребности в общении поднимает индивида на следующий уровень развития, побуждая его к культурной деятельности. Он начинает проявлять себя как член общества, как личность, осознавая своё место в нём и реализуя свои духовные потребности. Социальная принадлежность индивида выражает его личностную сущность.

  • Сознательность

При взаимодействии с внешним миром у человека появляется такой признак психической деятельности, как сознательность. Сознательный индивид и есть личность.

Таким образом, через собственные потребности и осознание взаимодействия с обществом человеческая особь становится личностью.

  • Умственная деятельность

Наличие развитого мозга у человека является его отличительным биологическим признаком. Развитие умственной деятельности у индивида является фундаментом для зарождения уникальных отличительных черт, характеризующих его как человеческую личность.

Отличительными чертами являются:

  1. совокупность знаний, умений, навыков, сформировавшаяся в процессе обучения способам человеческой деятельности;
  2. способность к самооценке и анализу собственных действий, необходимых для формирования личностных характеристик;
  3. адекватность восприятия оценки окружающих.

Перечисленные черты несут в себе характеристики социализации, в то время как черты индивида отличаются только биологическим и физиологическим набором качеств.

  • Социальный статус

Эволюция человека – это длительный путь, в результате которого он занял высшую точку в иерархии животного мира. В своём индивидуальном развитии каждая особь проходит не менее сложный путь перехода от индивида к личности, формирующий индивидуальные качества, отличающие человеческие особи друг от друга и выделяющие их из общей массы.

Этот процесс нельзя рассматривать отдельно от социума, поскольку именно социум даёт направление развития и формирует мировоззренческие идеи и принципы. Любое общество способно формировать личность, соответствующую его запросам. Чем выше уровень развития духовности и нравственности в обществе, тем выше запросы на формирование высоконравственного духовного человека.

Свободное общество порождает свободного человека, характеризующегося яркой индивидуальностью, способной к самовыражению и творчеству. И любая личность вырастает из индивида, наделённого генетически способностью к развитию.

Различия индивида и личности заключаются в отношении к признанию в обществе. Индивид не испытывает потребности доказывать свои преимущества перед собратьями, а личность совершает поступки ради признания и получения статуса.

Социальный статус – это место человека, занимаемая им ниша в социуме и зависящая от пола, возраста, образования, профессии. В отличие от индивида, на этом этапе происходит осознание своего статуса, который может иметь временную характеристику: быть постоянным (мужчина, сын, отец, муж) или временным (студент, продавец, пассажир, пациент).

Соотношение понятий индивида и личности

Если говорить о соотношении понятий «индивид и личность», то личность не перестаёт быть индивидом, при ее формировании развиваются психические качества, которые были заложены при рождении. Деятельность человека, его духовное развитие и взаимодействие с обществом развивают в нём отличительные свойства и черты.

К личностным свойствам относятся:

  1. Самосознание – осознанная необходимость деятельности, развития, самосовершенствования.
  2. Зрелость – готовность психики к изменениям на определённом этапе развития.
  3. Социализация – зависимость от общества и развитие во взаимодействии с ним, адекватное восприятие знаний, норм и ценностей общества в процессе достижения собственной цели.
  4. Направленность – проявление сторон психики, умение выражать себя в разных социальных и общественных ролях.
  5. Привилегированность – зависимость влияния положения в обществе от силы личности.

На соотношении понятий «личность и индивид» строится взаимосвязь компонентов структуры личности. Так, природные задатки индивида определяют тип его темперамента, основанный на врождённых особенностях нервной деятельности. Проявления темперамента наблюдаются в поведении человека. Поведение – есть отражение внутреннего мира человека, его зрелости и духовности.

Выражение индивидуальности

Понятия «личность и индивидуальность» нельзя отождествлять, так как первое понятие является характеристикой второго. Именно индивидуальность наделяет человека совокупностью уникальных свойств и черт, выделяющих её из общественной массы.

Личность – это выражение объективной оценки человека и его соответствия социуму, а индивидуальность – это самооценка, субъективное восприятие себя с точки зрения приобретённых качеств.

Человек может проявлять свою индивидуальность в разных сферах деятельности: в профессии, в творчестве, в общении. Индивидуальность даёт возможность проявления разносторонних способностей, сохраняя при этом целостность психики.

Индивидуальность человека находится в постоянной динамике, проявляясь в различных неожиданных ситуациях и условиях. Индивидуальные качества человека находят своё яркое выражение в критические моменты, когда требуется быстро принять нестандартное решение или взять ответственность на себя. При этом оценка общества не всегда будет положительной. Реакция извне является дополнительным стимулом для развития субъекта, определяющим его направление.

Если наблюдается остановка в развитии, то можно вести речь о деградации. Её причинами могут быть внутренние мотивы, а также воздействие внешних факторов, когда происходит подавление или подчинение чужой воле, исключающей выбор действий или поступков.