Игры по автоматизации звуков логопедии. Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков. «Договаривание предложения по картинкам»

Играть всегда весело и интересно. В данной статье хочу вас познакомить с развивающими настольными играми , которые помогут вашему чаду автоматизировать поставленные звуки в речи, а также развить память и воображение ребенка.

Автоматизация шипящих звуков

Автоматизация звуков Ш

ИГРА «Ёжик»

Игровое поле заламинировано или помещено в файл, на поле изобразите большого ежа без иголок. После произношения слога, слова ребенок подрисовывает ёжику иголочки.

Правила игры. Однажды ежик заболел: у него осыпались все иголочки. Сидит ёжик и плачет. Давай вылечим ёжика и вернем ему его иголочки. А для этого нужно вспомнить и произнести слова со звуком Ш, тогда у нашего ёжика вырастут новые иголки. Если вам нужно дифференцировать звуки, например, звук С и Ш, то можно произносить слова с этими звуками, а ребенок пусть только повторяет слова со звуком Ш, а потом наоборот. После того, как малыш произнес четко и правильно слово, попросите его дорисовать иголочку ёжику.

Примеры слов для автоматизации звука Ш: шапка, рубашка, мишка, ромашка, ландыш, малыш, крошка, бабушка и другие.

Примеры слов для дифференциации звуков С и Ш: киска, мишка, каска, кашка, башня, басня, крыса, крыша, сила, шило.

Автоматизация звука Ш, Щ

ИГРА «Шарики»

Игровое поле заламинировано или помещено в файл. На поле вразброс изобразите воздушные шарики разных цветов без ниточек, под ними нарисуйте девочку. После того, как ребенок произнес слово с отрабатываемым звуком Ш или Щ, попросите его дорисовать ниточку к шарику.

Инструкция к игре. У Маши было день рождение и ей подарили много шариков. Но играя с ними, девочка оборвала все ниточки у шаров. Ей очень грустно, так как шарики улетают. Давай «привяжем» ниточки к шарикам. Чтобы ниточки на шариках держались крепко, нужно четко и правильно произнести слова со звуком Ш. Далее вы говорите слова, ребенок повторяет и дорисовывает ниточки шарикам.

При дифференциации звуков Ш, Щ на игровом поле нарисуйте шарики синего и зеленого цвета. При произнесении слова со звуком Ш, ребенок дорисовывает ниточку синему шарику (синий цвет символизирует твердость согласного звука), а при произнесении слова со звуком Щ – зеленому шарику (зеленый цвет символизирует мягкость согласного звука).

Автоматизация звука Ж

Игровое поле заламинировано или помещено в файл. На поле изобразите большого жука с красными крылышками. Во время произношения слов на отрабатываемый звук ребенок рисует черным фломастером кружочки на крылышках жука, «украшая» их. В конце игры спросите у ребенка, что за жук у вас получился (божья коровка).

Инструкция к игре. Жил-был жук, он любил летать и петь песенки: ж-ж-ж. однажды прошел сильный дождик и случилась беда: смыла водичка у жука «нарядный костюм». Грустно стало жучку, перестал он петь и летать. Давай украсим жука. Вспомни и произнеси слова на звук Ж. А после каждого произнесенного слова дорисуй на крылышки жучка черные кружочки.

Такие занимательные настольные игры, несомненно, понравятся вашим детям , тем более их можно запросто сделать своими руками без затрат.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В ней происходит развитие речи, внимания, памяти, мышления ребенка, формируется личность. В игре ребенок воспринимает речевую задачу как игровую, что способствует повышению интереса. Использование дидактических игр в работе логопеда позволяет эффективно, качественно, а, главное, быстро автоматизировать поставленный звук.

Автоматизировать звук можно только тогда, когда ребенок правильно и четко произносит его изолировано. Автоматизация звуков в слогах - важный, но малоинтересный вид работы, который заключается в многократном повторении слогов за логопедом. В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности: автоматизация в открытых слогах (ла, лэ, лы), далее в закрытых слогах (ал, эл, ыл), затем в интервокальной позиции (ала, оло, улу), и в заключение - в слогах со стечением согласных (сла, пла, лга).



Чтобы процесс автоматизации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал. Вашему вниманию предлагается подборка игр для отработки звуков в слогах, которые я использую в своей работе. Также эти игры можно использовать при обучении чтению.

Цель игр: сделать процесс автоматизации звуков в слогах уникальным и интересным.

Варианты заданий:

  1. "Шагать пальчиками" по слоговой дорожке, четко проговаривая изучаемый звук;
  2. Читать слоги, попутно закрывая их фишками, затем вспомнить местоположение слогов. Например, вспомнить имена цыплят;
  3. Посчитать, сколько раз повторяется слог;
  4. Запомнить и повторить ряд слогов;
  5. Придумать слова с данными слогами;
  6. Слоги можно произносить с разной интонацией, менять темп прочтения;
  7. Придумать историю о герое картинки.

Данные игры помогут превратить автоматизацию звука в увлекательную и эмоциональную игру



НА АВТОМАТИЗАЦИЮ «ТРУДНЫХ» ЗВУКОВ

учитель-логопед

Шуть О.С.

Дидактическая игра на автоматизацию звука [С]

«Снеговик»

Цель: закрепление звука [С] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снеговика; снежинки, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Снеговик – это снежный внук Деда Мороза. Как ты думаешь, что он ест? А еще он любит «вкусные» снежинки. Давай накормим его. Но это непросто, посмотри, что нарисовано на снежинках. Произноси слова, четко выделяя звук [С].

Дидактическая игра на автоматизацию звука [З]

«Угости Зою конфеткой»

Цель: закрепление звука [З] в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочки Зои; шаблоны конфет, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь, что на ней нарисовано. Если ты четко произнесешь звук [З] в слове – конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня.

Дидактическая игра на автоматизацию звука [Ш]

«Ромашки для Мишутки»

Цель: закрепление звука [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Мишутки с ромашкой; шаблоны цветов, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У Мишутки сегодня День Рождение. Он очень любит цветы, а особенно ромашки. Давай соберем букет из ромашек и подарим его Мишутке. Называй картинку на обороте цветка, четко проговаривая звук [Ш].

Дидактическая игра на автоматизацию звука [Ч]

«Бабочка»

Цель: закрепление звука [Ч] в словах.

Оборудование: картинка с изображением поляны с цветами; шаблоны бабочек, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: На поляне расцвело много красивых цветов. На их аромат слетелись бабочки. Надо, чтобы каждой бабочке достался цветочек. Называй картинку на обороте бабочки. Если ты правильно произнесешь звук [Ч] в слове – бабочка сядет на цветок, если нет – бабочка улетит на другую поляну.

Дидактическая игра на автоматизацию звука [Л]

«Малышу снятся сны»

Цель: закрепление звука [Л] в словах.

Оборудование: картинка спящего малыша; шаблоны облаков, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Малыш сладко спит и ему снятся волшебные сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облако и назови слово, четко проговаривая звук [Л].

Дидактическая игра на автоматизацию звука [Р]

«День рождение Карлсона»

Цель: закрепление звука [Р] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; шаблоны подарков, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Сегодня у Карлсона День рождение. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? Гости принесли много подарков. Давай посмотрим, какие подарки получил Карлсон. Называй картинки, четко проговаривая звук [Р].

Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР) я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

  • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  • недоразвитие фонематического восприятия;
  • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
  • отклонения в нервно-психической сфере;
  • снижение уровня познавательной активности;
  • отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала использовать разнообразные речевые игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком.

1. “Построй домик”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал : предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры : построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

2. “Собери цветочек”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал : предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры : собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

3. “Солнышко”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал : предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры : педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

4. “Собери яблочки”.

Цель игры : закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры : педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

5. “Украсим елочку”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал : силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия : педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

6. “Напои куклу чаем”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал : предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры : педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. “Кукла наряжается”.

Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал : бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры : перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. “Украсим комнату флажками”.

Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал : натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры : педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

9. “Собери бусы”.

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал : длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры : педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

10. “Сложи пирамидку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. “Веселые матрешки”.

Цель игры

Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

12. “Сложи снежинку”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал : нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры : педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

13. “Подбери фигуры”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал : на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку” .

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.


Подготовила учитель–логопед Шлянина О. П.

МБДОУ №1 г. Курганинска Краснодарского края

Говорящие руки.

Предположим, что речь идет об автоматизации звука Ш. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш., а правую А. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Ступеньки.

Перед ребенком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребенком. Задание остается прежним.

Ромашка.

В тетради ребенка педагог рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, с, ж, ц, и т д.). На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы.

Раз – шажок, два – шажок.

Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.

Телеграмма.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит по кругу, возвращаясь к педагогу. Если кто – то из детей не правильно повторит звуковой ряд, значит, телеграмма не дошла до адреса, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передается слоги ша – са, ко – го, жу – зу и т. д.

Добавляй слог.

Дети стоят перед педагогом, логопед бросая мяч, называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом: ли – СА, колба – СА, ко – сы, но – сы.

Кнопочки.

Перед ребенком «пианино», ребенок, нажимая на клавиши, называет заданный слог. Начисляется штрафное очко, за неправильно произнесенный слог.

Зима и весна.

Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Логопед просит ребенка, помочь закончить предложения, добавляя последний слог.

К нам зима приш…ла,

Снег и вьюгу принес…ла.

Все, что Ал…ла разбросал…ла,

Вьюга снегом занес…ла!

Весна приш…ла,

Ал…ла сразу все наш…ла.

На лужайку вышла Ал…ла,

Видит там лежит ю…ла.

Использование следующих игровых приемов поможет эффективно провести этап автоматизации звуков в словах.

Построй домик.

Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, моторики рук. Перед детьми лежат кубики, на них наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребенок выбирает кубики, называя картинку, и строит дом., За не правильно выбранный кубик начисляется штрафное очко.

Солнышко.

Закрепить правильное произношение звука в словах, упражнять в определении позиции звука в слове.

Перед детьми лежит солнышко. И картинки с автоматизированным звуком. Дети украшают солнышко, картинкой называя ее. Затем закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети определяют, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.

По такому же принципу проводятся игры: «Украсим елочку», «Собери бусы», «Узелки», «Соберем цветочки», «Собери яблочки», «Напоем куклу чаем». Игры очень эффективно проводить во время прогулки.

Слова вокруг нас.

Дети подбирают слова с определенным звуком, принимаются только те слова, которые ребенок правильно произнес.

Четвертый лишний.

Ребенку предлагаются слова: рысь, ворона, жираф, ракета. Ребенок, убирает одно из слов, объясняя почему. Ракета – не живая, ворона – птица, корова – домашнее животное. Остается жираф и рысь, найти общие признаки и различие.

Куча мала.

Перед ребенком лежат картинки с определенным звуком. Педагог просит сложить из картинок, а затем разобрать кучу – малу. На голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони.Если произнося текст, игрок допускает ошибку, в игру вступает другой игрок. Во втором туре игры дети складывают кучу – малу без картинок.

Лото.

Все карточки делятся между детьми. Начинает один из детей, выкладывая карточку, произносит, что на ней нарисовано: «У меня чайник и чайки». Другой ребенок подбирает подходящую карточку: «А у меня чайка и черепаха». Выигрывает тот ребенок, у которого заканчиваются карточки.

Рыбаки.

Перед ребенком раскладываются картинки с определенным звуком, и дополнительные картинки с другими звуками. Ребенок держит в руках удочку и по сигналу должен поймать все картинки с заданным звуком.

Продолжение в следующей публикации…

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"