Древние фивы. Город фивы, греция - описание, достопримечательности и интересные факты. Центр культуры Амона

Фивы

Фи́вы

(Thebes , др.-египетский Уасет ), руины др.-египетского города на левом берегу Нила (Египет), рядом с г. Луксор. Известен с III тысячелетия до н. э. как крупный полит., религиозный и культ. центр; с XX в. до н.э. – столица Египта. С VII в. до н.э. теряет полит. значение, сохраняя религиозное. В 88 г. до н. э. разрушен Птолемеем IX. Археол. раскопки ведутся с 1-й половины XIX в. Многочисленные храмы и усыпальницы фараонов, в т. ч. храм бога Амона; 2 гигантские статуи фараонов, обелиски, аллея сфинксов (2 из них находятся в Санкт-Петербурге на Университетской набережной).

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Фивы - исторический памятник, древний город в Верхнем Египте (см. Египет) , вблизи современного города Луксор . Древние египтяне называли свою роскошную столицу Уаст, что в переводе означает «властвующий» или «властвующший город», а греки называли его Фивы, или Фивеи (не путать с греческими Фивами), у Гомера упоминаются «стовратные Фивы», арабы говорили - эль-Уксур - «дворцы». Сами древние фиванцы зачастую именовали в текстах свою родину просто Ниут («город»).
История египетских Фив уходит в глубину веков: первые упоминания о городе сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые упоминаются при фараоне Микерине (Менкаура) (IV династия; ок. 26 в. до н. э.). Однако пышному расцвету города предшествовала долгая история. В 21 в. до н. э. он становятся центром объединения страны и впервые на небольшой срок становится столицей Египта при фараонах XI династии Среднего царства. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям. Местный бог Амон приобрел статус государственного бога.
С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (16-14 вв. до н. э.) для города начинается период наивысшего расцвета. Фивы стали политическим и религиозным центром великой державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Большинство фараонов направляло на строительство в этом городе значительную часть ресурсов Египта и его огромных внешних владений. Фивы являлись центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.
После возрождения Мемфис а, ставшего в 14 в. до н. э. столицей Египта, Фивы сохраняли свою роль крупнейшего культурного и религиозного центра Египта даже спустя столетия, вплоть до греко-римского времени. В начале 1 тыс. до н. э. Фивы - центр теократического государства, созданного жрецами Амона на юге Египта после распада Нового царства. Это район двух восстаний (205-199 и 199-186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев. С распространением в первые века н. э. христианства район Фив становится одним из центров монашеского движения.
Многие постройки Фив были разграблены, снесены и разрушены римлянами. Лишь археологам и ученым из свиты Наполеона удалось вновь пробудить Фивы ото сна. Именно тогда зародилась египтология и познавательный туризм в Египет. В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном старая столица Египта была разделена каналом на две части: на юге родился город Луксор , на севере - деревня Карнак (см. Карнак ( Египет)) . На восточном берегу Нила стояли - два грандиозных храма - Карнакский и Луксорский, соединенные аллеями сфинксов.
Величественные храмовые комплексы соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных храмовых башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Покоренные народы Сирии-Палестины везли сюда бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами полудрагоценный лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом.
На другом берегу Нила, в западной части Фив, находилась царская резиденция и огромный некрополь, расположенный в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет - «Западная вершина», называющаяся сейчас эль-Курн. Повелительница этой горы богиня-змея Меритсегер («любящая тишину»), охранявшая покой умерших, согласно легендам, оберегала не только царские погребения, расположенные в Долине царей и Долине цариц, но и гробницы вельмож и простых горожан. Отправляясь в экскурсию лучше взять удобную обувь, головной убор и фотокамеру. При посещении Долины фараонов пользоваться видеокамерой не разрешается.
Долина царей (Долина фараонов)
Богиня Меритсегер была покровительницей Долины царей, и это место выбрал для своего будущего погребения фараон Тутмос I (XVIII династия). Он и его придворный архитектор Инени надеялись, что гробница, запрятанная в скалах, лучше защищена от расхитителей, чем открытые всем взорам пирамиды. А чтобы ввести охотников за легкой наживой в еще большее заблуждение, храмы умерших закладывались в удалении от самих гробниц. В знаменитой Долине фараонов 42 гробницы, почти все - фараонов. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфис е, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Гробницы вырублены в скалах, их старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали. Но и эти ухищрения не уберегли гробницы от разорения.
В течение 500 лет такая форма захоронений оставалась неизменной и лишь немного совершенствовалась. Все гробницы были построены по схожему плану: в известняковой скале проделывали наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного. К погребальной камере вели секретные падающие двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями.
Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI и Рамсеса IX. Все гробницы оказались разграбленными еще в древности. Лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности. Эта гробница исторически незначительного фараона, умершего в девятнадцатилетнем возрасте, была просто переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами. Тутанхамон, наследник «фараона-еретика» Эхнатона, лишь вновь заменил культ Атона культом Амона.
Долина цариц
В Долине цариц хоронили не только цариц - жен и матерей фараонов, но и рано умерших египетских принцев. В этом некрополе археологам удалось найти уже свыше 70 гробниц. Своим внешним обликом гробницы напоминают усыпальницы Долины фараонов, но немного меньше их размерами. Наиболее интересна расписанная от стен до потолка гробница Нефертари, жены Рамсеса II Великого.
Настенные росписи гробницы иллюстрируют «Книгу мертвых», погребальную камеру осеняет свод в виде звездного неба. После реставрации (1995 г.) эта гробница вновь открыта для посещения. Доступ в гробницу ограничен: посетителей пускают группами по 10 человек и только на 10 минут. За день ее успевают осмотреть лишь 150 человек.
Росписи также украшают стены гробниц рано умерших сыновей Рамсеса III Аменхерхепешефа и Хаэмуаса. Краски настенной живописи, например морская лазурь, светятся настолько интенсивно, будто картины нарисованы только сегодня.
Долина вельмож (Долина знати)
Западные Фивы были местом погребения не только фараонов и их жен. Здесь были захоронены сотни придворных, жрецов и высокопоставленных сановников, стремившихся пребывать рядом со своими правителями и после смерти. Их гробницы расположены вдоль восточного склона фиванских гор и образуют огромный некрополь - Долину знати. Фактически он состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф.
Большая часть гробниц датируется временем правления фараонов XVIII и XIX династий. Первые захоронения Долины относятся еще к Древнему царству. В Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов - наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Еще фараоны IX и Х династий заложили свой некрополь в Западных Фивах, а правитель XI династии Ментухотеп II начал в Дейр эль-Бахри (см. Дейр-эль-Бахри) строительство совершенно необычного для того времени заупокойного комплекса, завершенного уже при его преемниках. Во второй переходный период фараоны XVII династии избрали Дра Абу эль-Нага местом для своих погребений. Правители Нового царства перенесли свой некрополь в Долину царей, оставив восточную часть фиванского нагорья своим приближенным сановникам.
Гробницы вельмож не были столь огромными, как гробницы их правителей. Как правило, они состоят из нескольких частей - открытого двора, пространство которого ограничивалось стенами, святилища и уходящей под землю погребальной камеры. Начиная с XIX династии, вход во двор выполнялся в виде пилона - гигантских ворот, бывших неотъемлемой частью архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах - статуи владельца гробницы. Здесь отправлялся заупокойный культ умершего - читались священные тексты и приносились жертвы его ка, жизненной энергии, бывшей одной из составляющих сущности человека. Верхняя часть фасада гробницы облицовывалась гробничными конусами - глиняными цилиндрами-«гвоздиками», замурованными по «шляпки» в толщу стен. На внешней стороне конусов специальными печатями наносилось имя хозяина гробницы и его земные и посмертные титулы.
Рельефы и росписи гробниц вельмож по праву считаются шедеврами египетского искусства. Стены усыпальниц вельмож чаще всего были украшены сценами из их земной жизни. Основной идеей этих росписей было отражение важнейших событий в жизни сановника и благополучия, которого он достиг при жизни. Это делалось отнюдь не для похвальбы - все, запечатленное должным образом на стенах гробницы, должно было окружать человека в загробном мире и доставлять ему радость. Самые интересные гробницы находятся в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. Необычайно интересны росписи гробниц Рехмира (визиря Тутмоса III и Аменхотепа II), Сеннефера (управляющего южной частью Фив при Аменхотепе II), Нахта (придворного астронома Тутмоса IV), Рамосе (правителя Фив и визиря при Аменхотепе III и Эхнатоне), Менна (землемера и кадастрового служащего при Тутмосе I). На стенах их усыпальниц изображены погребальные торжества с музыкантами и танцовщицами, крестьяне за полевыми работами, сцены суда. В большинстве случаев на левой стене изображается жизненный путь умершего, а на других стенах - церемония погребения. Со временем Долина знати стала местом захоронения многих людей. Сегодня официально открыто более 500 гробниц (XI-XXVI династии), большое число захоронений было уничтожено еще в древности или все еще сокрыто в недрах фиванских гор.
Колоссы Мемнона
Гигантские статуи фараона Аменхотепа III, которые называют Колоссами Мемнона, приветствуют каждого путешественника на границе зеленых пшеничных полей и безжизненных песков пустыни. Две сидящие фигуры высотой 18 м охраняли некогда вход в несуществующий сегодня гигантский посмертный храм Аменхотепа III. На них сохранились греко-римские графитти времен императора Адриана и других видных деятелей античного мира. В свое время эти колоссы были известны тем, что один из них издавал жалобный стон на заре. Считалось, что таким образом свою мать, богиню утренней зари Эос приветствовал погибший во время Троянской войны от руки Ахилла эфиоп Мемнон. Звуки прекратились после реставрации в 199 г. н. э.
Рамессеум
Рамсес II повелел построить гигантский заупокойный храм в честь бога Амона, который ныне называют Рамессеум. До нашего времени Рамессеум дошел в сильно разрушенном состоянии. Грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные фараонами XVIII династии.
В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. На барельефах были изображены сцены войн Рамсеса II с хеттами. За пилоном находится первый двор. Южная стена двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. Во второй двор вела лестница - он был расположен выше первого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская статуя Рамсеса (20 м) весом около 1 тыс. т.
Центральную часть дворца занимал приемный зал с 16 колоннами. Дальше можно было попасть в личные комнаты царя и тронный зал. Позади дворца был расположен «женский дом» царя. Второй двор Рамессеума служил подходом к заупокойному храму. Двор был украшен портиками с папирусообразными колоннами осирическими колоссами. Гипостильный (колонный) зал храма имел 48 колонн. Великолепно сохранилась раскраска капителей колонн, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, главное святилище, кладовые. В Рамессеуме находилась знаменитая библиотека, названная Диодором «Лечебницей души», а также большая школа писцов. Под полами храма была найдена шахта с погребением жреца эпохи Среднего царства, а в погребальной камере гробницы были обнаружены магические жезлы, маски и несколько папирусов.
Мединет-Абу (Заупокойный храм Рамсеса III)
Когда-то Мединет-Абу были всего лишь каменоломней для строительства гробниц и храмов. Рамсес III возвел свой мощный посмертный храм в районе Мединет-Абу, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона.
Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Фивы" в других словарях:

    - (Thebae, Θη̃βαι). 1) Древний город в верхнем Египте, так называемые “стовратные” Фивы. В древнейшее время Фивы были столицей Египта и главным местом поклонения Аммону. Развалины Фив одни из обширнейших в мире. 2) Столица греческой области Беотии … Энциклопедия мифологии

    Фивы, иначе Но Аммон знаменитый город в древности, в котором помещалось известное капище языческого божества Аммона (Иер.46:25 и др.). Город имел около 140 стадий в окружности. Доселе еще остающиеся развалины оного занимают около 27 англ. миль.… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Фивы - в древности главный город области средней Греции, Беотии, расположенный на невысоком холме, среди плодородной Аонийской равнины. В настоящее время город с населением 22 тыс. человек (2012) является самым большим городом Беотийской префектуры. Координаты Фив: 38°19′27″ с. ш. 23°19′25″ в. д. Часовой пояс: UTC+2, летом UTC+3. Телефонный код города Фивы: +30. Почтовый индекс города Фивы: 32200.

История города Фивы

Фивы - легендарное место рождения Геракла и Диониса - в 400 г. до н.э были могущественным городом-государством. Возвышению Фив способствовало выгодное положение города между северной Грецией и Пелопоннесом. В современных Фивах мало что напоминает о былом величии, однако трагическая история фиванской царской династии, связанная с легендой о царе Эдипе, до сих пор, как и в античные времена, трогает сердца людей.

В XII веке до н.э., после Троянской войны, Фивы стали главным городом региона Беотия. В 371 г. до н.э. город одержал победу в сражении с когда-то непобедимой Спартой. Однако славный век Фив неожиданно закончился в 335 г. до н.э., когда Александр Македонский разорил город. Ему не понравилось, что Фивы противились македонской власти и вступили в союз с персами. Александр пощадил городские храмы, но не жителей города: 6 тыс. фиванцев погибли в схватке и еще 30 тыс. были захвачены в плен.

Транспорт, питание и проживание в Фивах

Как добраться

От центральной автобусной остановки в Фивах (KTEL Thiva), расположенной в 500 м к югу от Платея Айос-Калотинис, отправляются автобусы до Афин (€8, время в пути 1,5 ч. каждый час). От другой автобусной остановки (KTEL Amfissa) автобусы направляются в Левадию (€4,50, каждый час) и Дельфы (€8, время в пути 50 мин., шесть раз в день). Эта остановка находится на заправочной станции «Shell» в пригороде Пири, в 1 км от центра Фив, на дороге Афины - Левадия.

Поезда, отходящие от железнодорожной станции в Фивах, расположенной в 500 м к северу от музея, направляются в Афины (обычный поезд/экспресс/ междугородний поезд €5/9/10,30, время в пути 75/70/60 мин., 10 раз в день) и Салоники (обычный поезд/экспресс/междугородний) €16,70/25/33, время в пути четыре/пять/5,5 ч., 10 раз в день).

Где поесть

Dionysos Restaurant (Epaminonda 88; основное блюдо €6-9) Владелец этого заведения Такие уверяет, что его таверна - единственное место в Фивах, где можно попробовать традиционную феческую еду. В меню представлено множество блюд; порции большие и сдобрены оливковым маслом. Советуем приходить сюда на обед, так как одни и те же блюда подаются в течение всего дня, и в обеденное время они свежее.

Ladhokolla (основное блюдо €6,50-14). Эта модная таверна находится на площади. Здесь подают блюда из морепродуктов (особенно стоит попробовать спагетти по-рыбацки, €14) и блюда, приготовленные на гриле.

Где остановиться

Hotel Niovi (Epaminonda 63; 1/2-местный номер с завтраком €43/55) Этот отель с приветливым персоналом одновременно и уютный, и современный. Горшки с цветами украшают мраморные лестницы, а в номерах имеется спутниковое телевидение И бесплатный беспроводной Интернет. Отель расположен в центре города на пешеходной улице Эпаминонда. На первом этаже имеется супермаркет «Carrefour Express».

Карта города Фивы

Достопримечательности города Фивы

Главной достопримечательностью Фив является археологический музей. Если вы хотите поближе познакомиться с историй Фив, лучший способ - посетить Археологический музей. В музее хранятся ювелирные украшения, найденные в микенских дворцах, терракотовые маски и украшенные резьбой Саркофаги.

Хорошо сохранившаяся Крепость Элефтера (IV в.) сторожит перевал Каза на горе Китерон - водораздел между Афинами и Фивами. Как гласит греческий миф, короля Эдипа, когда он был ребенком, оставили умирать на этой горе, на границе древней Аттики. Малыша спас пастух. Руины возле Эритреса больше заинтересуют любителей истории. На этом месте состоялась битва при Илатеях (479 г. до н.э.), ознаменовавшая собой окончание Греко-персидских войн. К сожалению, эта территория в настоящий момент заброшена. Если вы будете проезжать мимо, советуем свернуть па дорогу Элефсина - Фивы, ведущую к Порто-Ермено (Porto Germeno). Эта дорога оканчивается возле величественной крепости Эгосфена IV века - это сооружение древних греков сохранилось лучше остальных. Отсюда открывается вид на Порто-Ермено - прибрежный курорт, расположенный в 45 км к юго-западу от Фив.

Этот город был основан на территории средней Греции. Фивы располагались на холме, а под ним раскинулась огромная плодородная равнина. Полис основан финикийцами, которые пришли на эти земли более 3 тысяч лет назад. Изначально Фивы именовали Кадмия. Они были весьма могущественным городом-государством Древней Греции.


История Фив

Начало существования Фив связано с событиями скорее героическими, говорят историки. Некоторые из них можно больше отнести к легендам. Ряд сказаний касается непосредственно Кадмы. Основателями Фив были Зетт и Амфион. Но в число причастных к становлению полиса греки относят и Геракла, и Диониса, и даже Эдипа. Есть воспоминания о борьбе с Фивами Аргоса, а в сказаниях о Геракле имеются упоминания о соперничестве городов Беотия, Фивы, Орхомена.
Фивы сами по себе напоминали круг, если посмотреть на них с высоты птичьего полета. Так было еще и потому, что полис окружала закругленная стена. Люди входили и выходили из Фив через 7 ворот. Фивы часто так и называли - «Семивратными». В южной части стена Фив становилась частью акрополя Кадмеи. Ограждение шло вдоль местных рек и пересекало важнейшие торговые пути. Недалеко от ворот Пройтид находился огромный театр, а у Огигийских (южные ворота) располагался алтарь Афины.


Как был устроен древний город Фив ?

Земли, которые находились вокруг жилой территории полиса, хорошо орошались, что способствовало бурному росту прекрасной зелени. Так поля превращались в пастбища и кормили огромное количество лошадей, которыми славились Фивы. Произрастали тут и фруктовые деревья. Город окружали сразу 2 реки:
1. Исмен.
2. Дирка.
В городе из их вод формировался некий бассейн. Его называли Источник Ареса. Помимо него в Фивах располагался Эдипов водоем и имелся водопровод, начинавшийся от источников Киферон.
Фиванский акрополь именовали Кадмеей. Он стоял на небольшой возвышенности. Неподалеку от ворот Электры располагался самый главный храм Фив - Аполлон Исменийский. Он имел богатое убранство и был украшен уникальными древними скульптурами рук Скопаса и Фидия.


Население Фив

Фивы населяли представители, стекшиеся сюда из разных городов и даже стран. Они были родственниками:

1. Минийцев.
2. Гиантов.
3. Аонов.
4. Абантов.
5. Теммиков.

Все вышеперечисленные народы были представителями греческих племен, населявших некогда северо-восток страны. В частности - области Фессалии. Жили в Фивах и азиаты. Историки предполагают, что они пришли со стороны поселений ионийцев. Но мнения ученых в этом вопросе сильно расходятся. Многие находят в таком происхождении азиатских корней фиванцев скорее домыслы, чем правду.


Политическая жизнь и взаимоотношения с другими полисами


Фивы имели вес на политической арене Греции, даже в очень древние времена. Правители этого полиса всегда стремились стать более величественными и главенствовать над другими, мелкими городами-государствами. Преобладающее значение Фивы имели и в составе Беотийского союза.
Такие города, как Коронея, Феспии, Танагра обеспечивали Фивы воинами и если начинались боевые действия или простые стычки, те безоговорочно отправлялись на войну.
Правление Фив сначала имело скорее монархический уклад. Но он быстро сменился правлением аристократии. В правительстве состояли в основном богачи и представители знати. Заседания власть имущих проходили в акрополе.
Правители Фив стремились к превосходству на политической арене, к возможности поддерживать свою гегемонию. Большинство из военных конфликтов, которые часто начинали сами фиванцы, были открытыми и внезапными. В основном Фивы протестовали против тех, кто не принимал их господство и вел деятельность по противодействию политике аристократии. На такие полисы фиванцы нападали.
При этом жителей и правителей не волновало, превосходит по численности воинов и богатству их враг или нет. Так, в 500 гг. до н.э. фиванцы развернули военные действия с армией Афин. Все началось из-за Платеи, на которой Фивы распространили свою беспрекословную гегемонию. Правители Платеи попросили помощи у Афин и развернулись жестокие стычки.
В этом конфликте больше пострадали Фивы. Поэтому они попытались заключить соглашение со спартанцами, но те отказались от такого сотрудничества. Более того, войско афинян подошло вплотную к Фивам, а предводители потребовали выдать им фиванскую аристократию. На это получили отказ и вынуждены были взять город осадой. Фиванцы аристократов в итоге выдали.
Но спустя 40 лет после этой стычки, спартанцы вернули фиванцам право главенства над городами Беотии. Могущество Фив было восстановлено. Спартанцы пошли на это потому, что решили укрепить оппозицию против Афин, которую видели в фиванцах.
Не всегда Фивы первыми вступали в конфликты или оборонялись. Они не раз помогали своим союзникам в борьбе с завоевателями или в наступательных походах. Так они помогли в борьбе с Кекирой Коринфу. Фиванцы оснастили всем необходимым экспедицию коринфцев.
Впрочем, со Спартой у Фив случился разрыв, поскольку ее правители не хотели поддерживать гегемонию Фив.


Фивы против Спарты

Настало время, когда фиванцы начали разворачивать оппозиционную кампанию, направленную на борьбу со Спартой. Ведь Фивы в тот период - 4 в. до н.э., стояли практически на одном уровне с Афинами и Спартой. Одно время фиванцы претендовали на всеобщую гегемонию в Греции.
Правители Фив стремительно продвигали идею главенства. С этой целью они заключили союз против Спарты, как наиболее сильного врага, создав лигу азиатских городов. В этот договор входили и Афины.
В ходе многочисленных стычек, в которых участвовали Киринфа, Коронея и другие крупные полисы, союзников Фив разбили. Спартанцы в свою очередь приняли беспрецедентные меры по ограничению независимости оппозиционных Фивам полисов, и поставили в Феспии и Орхомене свои укрепления. Но союз Фив с оппозиционными спартанцам полисами, быстро восстановили. В итоге Беотийский союз, все же, рухнул. В эти годы были казнены многие выдающиеся руководители повстанческих отрядов.
Фиванцы эмигрировали большими группами. Но со временем молодежь, которая видела бесчинства олигархов, поднялась в атаку, сравнимую с революционной. Движение освобождения объединяли всего 2 лидера. Это братья по оружию и большие друзья Эпаминонд и Пелопид. Они повели за собой Национальную партию и быстро устранили спартанское иго. Впрочем, ненадолго.


Подчинение Македонскому

Фивы умудрились восстать и против владычества Александра Македонского. Но было это не случайно. После долгого господства правителя Македонии, по Греции был распространен слух о том, что Александр погиб. Фиванцы не преминули взять все в свои руки, но не тут то было. Македонский ждать себя не заставил и явился в Фивы с вооружёнными до зубов солдатами. Фивы были взяты штурмом, в ходе которого убили свыше 6 тысяч его жителей, 30 тысяч взяли в плен.
Фивы Македонский разграбил до такой степени, что там не осталось ничего. Впрочем, уцелели Кадмеи. В нем Александр разместил своих воинов. Не тронули и дома Пиндара.


Дальнейшие разорения и упадок Фив


Середина 3 века до н.э. ознаменовалась для фиванцев постепенным приходом к разорению и упадку. Полный распад их полиса датирован 100 в. до н.э. Наступил не просто упадок экономической жизни, страдала культурная и нравственная стороны. Неминуемым стало время, когда Фивы попали под гнет, такими властителями над ними стали римляне. Правители Фив еще пытались возродить былое, но в наказание за это римляне превратили город-государство в жалкое, ничтожно малое поселение.
Средневековье тоже не принесло фиванцам ничего хорошего. Полис и в эти времена не возрождался, а подвергался нападкам и разграблениям. В 13 веке Фивы вошли в состав герцогства Афины, а когда и те пришли в разорение, история Фив ознаменовалась тем, что ее объявили столицей герцогства.
Но пришли Турки, и Фивы снова превратились в подобие маленького городка, а то и деревни. Век 20-й принес фиванцам возрождение и процветание. Его население дошло численностью до 5 000.


Современность

Ныне в Фивах сохранились достопримечательности Средневековья. Одна из наиболее значимых из них - кафедра епископа, которая принадлежит Фиванской и Левадийской митрополии.
По состоянию на первое десятилетие 21 века, население Фив достигло численности порядка 40 тысяч человек. Это самый крупный город Беотийской префектуры

    Греческий эталон красоты

    Античный город Дион

    Повествуя о божественной любви Зевса к Фиэ, дочери порадителя греков Девкалиона, Геосид говорит, что девушка забеременела от бога и родила ему двух сыновей, Македона и Магнета, Они обитали близ Олимпа в Пиерии. Священной местностью Зевса в этих землях был Дион в предгорьях Олимпа. Древний Дион, о нём впервые говорится у древнегреческого историка Фукидида, при описании маршрута похода спартанского полководца Брасида,через Фессалию,в страну его союзника, царя Пердика 2. Это был первый город, который повстречал в пути Брасид, перейдя границу летом 424 г. до н. э.

    Дион. Комплекс больших Терм

    Греческий шафран – золото греческой земли

    Шафран – самая дорогая в мире пряность растительного происхождения, которая получается из пыльцы и рылец одноименного растения. По утверждениям ботаников, в диком виде в природе оно не встречается, потому что возделывают его с момента начала культурной истории человечества. Родина растения – Передняя и Малая Азии, и Индия. Иногда за пряность под названием шафран выдают пыльцу бархатцев, которая тоже обладает вкусовыми и красящими свойствами, но ценится намного меньше.

    Великая колдунья в современной археологии

Фивы в Греции - город с богатой и очень интересной историей. В бронзовый век он был важным микенским центром, в классический период - могущественным городом-государством. Участвовал как в Персидской, так и Пелопоннесской войне. Являлся главным соперником древних Афин. Сегодня город - крупнейший населенный пункт областного подразделения Беотии. А также весьма привлекательное место для туристов, приезжающих сюда практически со всего мира.

Местоположение

Город Фивы в Греции расположен на равнине Анион, между пресноводным озером Илики на севере и горами Ситерон на юге. Соседствует он с Афинами (находятся в 50 км) и Ламией (100 км). Добраться до него можно как по автомагистрали, так и по железной дороге.

История происхождения

Рассказ о происхождении Фив в Древней Греции сохранился в виде легенд и мифов. Так, сами жители страны приписывали основание города Кадму - сыну финикийского цар. Однако доподлинно неизвестно, как именно появился этот населенный пункт.

Никто точно не знает и о том, как он развивался первоначально. При этом современные ученые выяснили, управлялись Фивы земледельческой аристократией, которая защищала целостность города жесткими уставами о собственности и ее передаче в наследство.

Архаический и классический периоды

В конце 6 века до н. э. фиванцы стали враждовать с афинянами, которые помогли маленькой городе Платеа сохранить свою независимость. Они даже сражались в знаменитой битве в 479 году до н.э. от короля Ксеркса I. За что впоследствии были наказаны победоносными греками, которые подошли к Фивам и затребовали выдачи аристократов, являвшихся представителями персидской партии. Когда им в этом было отказано, Павсаний осадил город вместе со своим войском и вынудил фиванцев отдать ему виновных для расправы над ними.

Во время вражды с афинянами Фивы потеряли свою гегемонию над беотийскими городами. Возвращена она им была только в 460 году до н. э. Стены города были восстановлены, а его жители вернули свое могущество. В борьбе Коринфа с Керкирой (435 год до н. э.) фиванцы помогли коринфянам снарядить их экспедицию. Затем вплоть до Никиева мира они поддерживали спартанцев. Однако между двумя союзниками вскоре произошел разрыв, потому что Спарта отказалась упрочить полную гегемонию Фив над Беотией в качестве вознаграждения за помощь.

В 424 году до н. э. фиванцы нанесли серьезное поражение афинянам в битве при Делии и впервые продемонстрировали всю свою мощь. В 404 году до н. э. они призвали греков к полному уничтожению Афин, но уже через год тайно поддержали восстановление их демократии, чтобы суметь противостоять Спарте. В 395 году до н. э. в битве при Халиарте они вновь доказали свою военную мощь, выступая против спартанцев, однако все равно проиграли. Фиванцы не сдавались. И уже в 371 году до н. э. они смогли одолеть спартанцев в битве Левктрах. Победителей приветствовали по всей Греции в качестве защитников угнетенных.

Дальнейшая история

Фиванцы в 371 году до н. э. смогли установить свою власть над несколькими крупными городами. В 395 году они даже примирились с афинянами, которые тоже опасались спартанцев. Но после смерти Эпаминонда в битве при Мантинеи вновь потеряли свое могущество. А в 335 году город был разрушен Александром Македонским. По преданию, уцелеть после погрома смогли лишь храмы и дом поэта Пиндара. Территория города была разделена между другими городами Беотии, а его жителей продали в рабство.

В 323 году до н. э. Фивы были восстановлены Кассандром, который стремился исправить ошибки Александра Великого. Многие города предоставили македонскому царю своих работников. Афиняне, например, перестроили большую часть стены Фив, а жители Месинии вложили в реставрацию свои деньги. В результате общих деяний план по воссозданию населенного пункта был реализован. Несмотря на это, Фивы так и не смогли вернуть назад свое могущество.

В течение раннего византийского периода Фивы в Греции служили местом убежища от иностранных захватчиков. В 10 веке нашей эры город стал центром торговли шелком. К середине 12 века он превратился в крупнейшего производителя этого материала во всей Византийской империи, обогнав Константинополь. Несмотря на жестокое разграбление норманнами в 1146 году, этот населенный пункт был быстро восстановлен и продолжил свое процветание вплоть до своего завоевание латинянами в 1204 году.

Сегодня Фивы - небольшой город, занимающийся производством сельскохозяйственных продуктов. Он весьма популярен у туристов, которые приезжают сюда для осмотра различных достопримечательностей.

Фивы в мифологии

Город Фивы в Греции «окружен» легендами и мифами. Так, некоторые старики-жители этого славного местечка рассказывают о Кадме - сыне Агенора и предке Эдипа. Якобы после убийства гигантского змея (или дракона), которого Арес отправил для защиты арии Весны, Афина поручила Кадму посеять зубы змея в землю. Как только он это сделал, из почвы сразу появились воины, которые и создали город Фивы.

Согласно другой легендой, город были также родиной мифологического панэллинского героя Геркулеса. А еще они являлись местом, где Сфинкс (мифическое существо с головой и грудью женщины, львиным телом, змеиным хвостом и огромными крыльями) требовала у каждого путника разгадать загадку про возраст человека. Тех, кто не смог ответить на нее, существо съедало. Когда царь Эдип разгадал загадку, Сфинкс был уничтожен.

Еще одна мифологическая история, напрямую связанная с городом, - «Семеро против Фив». Между двумя сыновьями Эдипа началась однажды война. Полиник был изгнан его братом Этеоклом из Фив. Он заручился помощью ахейцев из Пелопоннеса, чтобы вновь установить свою власть в городе. Однако при осаде стен Фив шесть из семи чемпионов, в том числе и сам Полиник, были убиты. Тем не менее нападение оказалось успешным, и город был захвачен. Этот миф является, пожалуй, символической метафорой общей ситуации в Греции после окончания микенского периода в ее истории.

Известные люди Фив

Как гласит история, в городе Фивы в Греции в разные годы жили многие достойные люди. Например, здесь бывал Александр Македонский, царь Кассандр, генерал Эпаминондас, генерал Пелопид, художники Аристид и Никомах. Кроме того, тут похоронен евангелист Лука - апостол, христианский святой, первый иконописец и святой покровитель всех живописцев. Из наших современников в Фивах жили певец Харис Алексиу, богослов Панагиотис Брациотис и художник Теодорос Вризакис.

Основная достопримечательность города Фивы в Греции - археологический музей, вновь открытый летом 2015 года. Здесь можно посмотреть различные экспонаты, включая фрески и глиняные горшки, выжженные руками древних жителей страны. Стоит обязательно посетить руины старинной крепости Кадмия, которая была построена в эпоху бронзового века.

Еще одна интересная достопримечательность Фив в Греции - церковь святого евангелиста Луки, в которой и сегодня покоятся его мощи. Говорят, что каждый год возле его гробницы многие люди, страдающие от глазных заболеваний, исцеляются и даже начинают хорошо видеть окружающий мир.

Интересных достопримечательностей города осталось немного. Но побывать в Фивах все равно стоит, чтобы увидеть своими глазами город, где «родился» Геркулес и была написана Лукой 1 из 4-х Евангелий. Удачного путешествия!

ФИВЫ (ЛУКСОР)

«Скипетр»,

«Южный город»,

Аккадский (URU) ni-’i ,

Греческий , позднее - ,

римский Diospolis Magna ,

Коптский .

Город, игравший важную роль в древнеегипетской истории, одна из столиц Египта. Располагался в IV верхнеегипетском номе (Pillet, Thebes, palais et necropoles I–II, 1928–1930; Ch. Nims, Thebes of the Pharaons, 1965; Vandier, Manuel d’Archeologie egyptienne, II; L. Manniche, City of the dead: Thebes in Egypt. London, 1987).
Греческое название происходит от фонетического смешения с египетским названием храма Амона в Карнаке или с названием городского квартала, напоминавшим грекам Фивы в Беотии. Впервые упоминается у Гомера (Илиада, IX, 381). Позднее греки использовали название Диосполис Мегалэ или «Великий город Зевса» (отождествлявшегося с Амоном). В Древнем Египте город назывался , а фиванцы называли его Городом Амона, Южным городом или просто Городом.
Об истории развития этого города до эпохи Среднего царства известно немногое. Однако несомненно, что поселения появились здесь еще в среднем палеолите, а в додинастическую эпоху и в эпоху Древнего царства здесь уже существовали три городских центра. Видимо, древнейшей столицей нома был Гермонт, ныне - Армант, расположенный на западном берегу Нила. На восточном берегу возник город Тод, а к северу от Фив - Медамуд. Главным божеством здесь был Монту. В эпоху первых пяти династий фиванский район не играл существенной политической роли, хотя его символ появляется уже на одной из триад Микерина, обнаруженной в его храме времен IV династии около пирамид Гизы. В конце Древнего царства фиванские номархи устраивали себе гробницы в горных склонах к востоку от котловины Дейр эль-Бахри. В конце Первого переходного периода фиванский номарх Интеф объединил под своей властью семь южных номов Верхнего Египта, составлявших провинцию «Врата юга», и укрепился на этой территории, в принципе зависившей от гераклеопольских царей. Его сын Ментухотеп увенчал себя царским титулом. В городе процветал культ Амона. Впервые его имя упоминается в Фивах в Первый переходный период, к этой же эпохе относится и первый его храм. Следы его не найдены, но имеются упоминания о нем в надписях (Petrie, Gurneh, pl. X, 1.3). При XII династии культ Амона стал главенствующим в фиванском регионе.
В конце III тысячелетия союз южных номов, к которому присоединились VIII и XI номы, разгромил гераклеопольское царство, и Фивы стали подлинной столицей Египта, резиденцией XI династии. В Фивах воздвигались монументальные сооружения и святилища: об этом свидетельствуют блоки с картушами Ментухотепа, найденные в более поздних строениях Карнака и, особено, руины величественого заупокойного храма Ментухотепа II в Дейр эль-Бахри, окруженного некрополем знати. На восточном берегу Нила располагался «город живых» - культовый и административный центр. На западном берегу находился «город мертвых», где правители IX и X династий, носившие имя Интеф, устроили свой некрополь у подножия холма Дра Абу-ль-Негга. Самым выдающимся элементом фиванского некрополя был замечательный храм Ментухотепа II (XI династия) в Дейр эль-Бахри, представлявший собой серию террас, увенчанную мастабой. Преемник Ментухотепа II намеревался построить себе аналогичное святилище в соседней долине, но оно не было завершено. Рядом с ним находится некрополь знати со знаменитой гробницей Мекетра, где было найдено множество небольших деревянных скульптурных «моделей».
Несмотря на то, что правители XII династии перенесли административную и политическую столицу государства в район Файюма (в до сих пор не найденный город Иттауи), Фивы продолжали развиваться как важный культовый центр Амона. Строительство на территории святилища Амона Фиванского начал первый же фараон XII династии Аменемхет, но более всех преуспел в украшении этого святилища его преемник Сенусерт I. По-видимому, именно ему принадлежал храм, руины которого были найдены в центре возникшего здесь позднее огромного храма, им же был построен храм-киоск, принадлежавший к числу лучших архитектурных памятников того времени и разрушенный Аменхотепом III, использовавшим его каменные блоки для строительства III пилона храма Амона. Киоск был восстановлен в 1937–1938 гг. архитектором А. Шеврье к северу от большого карнакского храма. На его кладке сохранился знаменитый географический список Среднего царства.
Царские некрополи XII династии находились недалеко от царских резиденций (Дашур, Лишт, Лахун, Хавара). В Фивах известно несколько гробниц местных вельмож того времени, среди них и гробница везира времен Сенусерта I, Антефокера.
Во Второй переходный период фиванские правители, сохранившие некоторую независимость от гиксосов, продолжали украшать святилище Амона, а цари XVII династии возводили в некрополе Дра Абу-ль-Негга гробницы, увенчанные маленькими кирпичными пирамидами (H. Winlock, The rise and fall of the Middle Kingdom at Thebes, 1947).
Период расцвета Фив приходится на эпоху Нового царства, когда при XVIII династии город вновь стал столицей всего Египта. Город живых и город мертвых становятся грандиозной метрополией, которую продолжали украшать правители последующих эпох. Красивейший квартал поднялся на восточном берегу: на севере он граничил с храмовым комплексом Амона Ипет-Сут (современный Карнак) (G. Legrain, Les temples de Karnak, 1929; P. Barguet, Le temple d’Amon-Re a Karnak, 1961), на юге - с храмом Ипет-Ресит-Имен (современный Луксор) (A. Gayet, «Le temple de Louxor», MIFAO XV, 1941). Здесь находились царские дворцы и двухэтажные резиденции вельмож. Все эти здания, выстроенные из сырцового кирпича, были окружены садами. Столичные пригороды простирались далеко за пределы современных Луксора и Карнака, но ныне от прежнего великолепия не осталось ничего, кроме руин каменных храмов.
Храмовый ансамбль Карнака уже во времена Нового царства делился на три независимых комплекса. На севере находился храмовый комплекс Монту, построенный при Аменхотепе III и окруженный кирпичной стеной (Cl. Robichon, P. Barguet, J. Leclant, Karnak-Nord IV, 1954). Еще Аменхотеп I, развернувший активное строительство на обоих берегах, построил в Карнаке алебастровый храм-киоск, который удалось реконструировать из блоков, найденных в более поздних сооружениях. Его картуши сохранились и в часовнях, которые вошли в состав построек Тутмоса III. Он также выстроил два собственных заупокойных храма на западном берегу реки. Нельзя с уверенностью сказать, что именно он ввел различие между скальной гробницей и царским заупокойным храмом, столь существенное для культа усопшего фараона в эпоху Нового царства. Но его преемник Тутмос I следовал ему. Он построил на месте разрушенного святилища эпохи Среднего царства три пилона - VI, V и IV, - ведущих к прямоугольному в плане храму. Следует отметить, что южная часть этого храма немного расширена относительно центральной оси. Перед IV пилоном, который в те времена был входным, Тутмос I поставил два обелиска. К северу от святилища Амона и к востоку от святилища Монту он возвел памятник дотоле неизвестного типа: судя по пометкам камнетесов, он именовался сокровищницей. Это позволяет предположить, что поблизости располагался административный квартал; многочисленные фрагменты, найденные Французским Институтом Восточной археологии, свидетельствуют о том, что украшен он был очень богато (см. J. Jacquet, Karnak-Nord V. Le tresor de Thoutmosis Ier, Etude architecturale, 1983; H. Jacquet-Gordon, Karnak-Nord VI. Le tresor de Thoutmosis Ier, La decoration, 1988). Имя Тутмоса II появляется на постройках, возведенных в Карнаке Хатшепсут и Аменхотепом II. Последний, видимо, уделял не слишком много внимания святилищу Амона, хотя некоторые блоки из его сооружений можно найти в числе камней, повторно использованных при сооружении III пилона.
Размах строительной деятельности царицы Хатшепсут на территории Фив был более впечатляющим. В Карнаке, в святилище Амона, в центре храма Тутмоса I она велела построить кварцитовый зал для священной барки, а также множество боковых залов, именуемых «покоями царицы». Было воздвигнуто и четыре обелиска: два между IV и V пилонами, в гипостильнм зале Тутмоса I и два у восточной стены храма. Кроме того, на южной стороне храма был сооружен VIII пилон.
Но самым впечатляющим памятником был заупокойный храм царицы в Дейр эль-Бахри, построенный Сененмутом, главным архитектором, верховным сановником и фаворитом царицы. Идею ступенчатого сооружения с украшенным портиками восточным фасадом Сененмут заимствовал у расположенного рядом храма Ментухотепа. К лучшим украшениям здания принадлежат рельефы левого портика, изображающие экспедицию, отправленную Хатшепсут в страну Пунт (вероятно, Сомали). Этот храм был раскопан Мариеттом и Навиллем. Последний опубликовал 6 томов работ, по сей день служащих руководством для всех исследователей этого памятника.
Тутмос III, преемник Хатшепсут, значительно расширивший границы Египта, явно враждебно относился к созданиям царицы. Он увеличил храм Амона в Карнаке, добавив два обелиска перед обелиском Тутмоса I, и построив в восточной части храма великолепный зал для праздника Сед, окруженный многочисленными часовнями. Обелиски царицы в зале Тутмоса I он велел окружить стеной высотой 20,13 м, впрочем, высота этой стены уступала высоте обелисков (30,70 м). Свою деятельность в Карнаке Тутмос III начал с разрушения и переделки построек своих предшественников. Он полностью изменил облик зала Тутмоса I и поставил между V и VI пилонами осирические статуи этого царя, украшавшие прежде стену святилища. Он изменил и портик между V и VI пилонами, поместив там знаменитый список побежденных Египтом народов. Между VI пилоном и постройками эпохи Хатшепсут он построил вестибюль с двумя геральдическими опорами, символизировавшими единство Верхнего и Нижнего Египта. На его стенах сохранились фрагменты текста летописи, повествующей о воинских подвигах этого царя, поэтому этот вестибюль называют западным залом анналов. Сходный текст сохранился на стене, которую Тутмос III велел возвести вдоль южной стороны северной части «покоев Хатшепсут». Ее рельефы увековечивают подношения Амону, сделанные царем. Большой праздничный зал (Ах-мену) он окружил многочисленными залами, один из которых был двухэтажным. Особенно интересен зал № 2, стены которого украшены рельефами, получившими название «ботанический сад». Те же сюжеты частично повторяются в зале № 22 (см. H. Beaux, «Le Cabinet curiosites de Thoutmosis III», OLA 36, 1990). В маленьком помещении, примыкающем к юго-западному углу гипостильного зала, рельефы изображают царя, приносящего жертвы своим предшественникам. В момент обнаружения рельефов на них можно было различить 61 царский картуш. Этот памятник чрезвычайно ценен для составления хронологии Древнего Египта. Ныне его рельефы хранятся в Лувре.
К востоку от большого священного комплекса между двумя обелисками Хатшепсут Тутмос III построил еще один, более скромный храм. На юге перед пилоном царицы он возвел новый VII пилон, а у священного озера - часовню. Двор, образовавшийся между двумя пилонами, он украсил своими гранитными статуями. Ниломер, находившийся перед священным озером, также был сооружен по его приказанию, как и посвященный Птаху небольшой храм в северной части священной территории храма Амона. Позднее к нему были добавлены ворота и новые рельефы.
На территории Луксорского храма Тутмос III поставил алтарь с тремя часовнями. Однако остатки наиболее интересного сооружения этого царя находятся на западном берегу Нила в фиванском некрополе. В Мединет Абу перед более поздним храмом Рамсеса III сохранился храм, который он посвятил Амону. В том же месте он перестроил храм Тутмоса II, а в Гурне выстроил новый заупокойный храм, раскопанный Квибеллом и Вейгаллом и опубликованный Рике (Ricke, Der Totentempel Thutmoses III, 1939). В Дейр эль- Бахри между храмами Хатшепсут и Ментухотепа он возвел еще один храм, открытый польской археологической экспедицией в 1962 г. Помимо прекрасно сохранившихся полихромных рельефов, здесь было найдено множество скульптур, в том числе двухметровая гранитная статуя царя, восседающего на троне. Этот храм был разрушен уже в древности, но при XX династии его еще посещали многочисленные паломники, оставившие на его колоннах и стенах иератические надписи, имеющие большую историческую ценность (M. Marciniak, Les inscriptions hieratiques du temple de Thoutmes III a Deir el-Bahari, 1974; J. Lipinska, «The portraits of Thutmosis III newly discowered at Deir el-Bahari», Melanges K. Michalowski).
В храме Хатшепсут Тутмос III уничтожил некоторые статуи царицы, переделал рельефы, стер надписи с ее именем. Вероятно, уже с момента воцарения он начал строительство своей великолепной гробницы в Долине Царей.
У Тутмоса III были веские основания благодарить карнакских жрецов, способствовавших его восшествию на престол. Его преемники Аменхотеп II и Тутмос IV уделяли украшению Карнака меньше внимания. Аменхотеп II построил небольшой храм, который после возведения Хоремхебом IX и X пилонов оказался в восточной части нового двора. Точно неизвестно, относятся ли архитектурные фрагменты, найденные между V и IX пилонами, к часовне, возведенной этим фараоном. Во всяком случае, мы знаем, что и он и Тутмос IV возвели в Карнаке небольшие алебастровые часовни, блоки которых были найдены в массиве III пилона. Гробницы обоих фараонов расположены в Долине Царей, а заупокойные храмы - в Гурне, их руины найдены по обе стороны от Рамессеума.
Фараоном, который сделал для украшения столицы более других, был Аменхотеп III (E. Riefstahl, Thebes in the time of Amunhotep III, 1964). При нем был возведен Луксорский храм с великолепной колоннадой. К югу от него в январе 1989 г. на глубине 1 м был обнаружен тайник с 24 прекрасно сохранившимися статуями, датируемыми периодом от XVIII до XXV династий. Время их помещения в тайник не определено: это могло произойти между правлением Тахарки (XXV династия) и Псамметиха II (XXVI династия): картуш первого, найденный на одной из статуй этого тайника, заменен картушем второго на аналогичной статуе, происходящей из Карнака. Среди найденных скульптур выделяется «статуя статуи» - уникальный памятник из красного кварцита, изображающий статую Аменхотепа III, стоящую на санях. 17 памятников из 24 выставлены в новом зале музея Луксора. Среди многочисленных рельефов, украшавших это святилище, следует упомянуть рельеф в юго-восточной комнате, где изображена знаменитая сцена рождения фараона. Эта тема представляет собой развитие мотива, который уже встречался в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
Уже в те времена Карнак и Луксор были соединены аллеей, по которой проходили процессии. Часть украшавших ее сфинксов Аменхотепа III сохранилась на своем месте, остальные принадлежат к более поздней эпохе.
Следы деятельности Аменхотепа III можно найти в разных частях Карнака. В святилище богини Мут, к югу от храма Амона, находятся руины храма, возведенного или перестроенного этим фараоном на месте какого-то более древнего строения. С юга этот храм был обрамлен священным озером. На его территории, особенно во дворе, находились сотни статуй сидящей богини Сохмет - гимн в камне, посвященный ей Аменхотепом III.
Около священного озера Амона Аменхотеп III установил громадную фигуру гранитного скарабея, отождествлявшегося с Атумом-Хепри. Он внес изменения и в большой храм Амона: в массиве возведенного им III пилона были найдены блоки, происходящие из более древних сооружений, существовавших к тому времени на территории священного комплекса. Возможно, им же была построена центральная колоннада гипостильного зала, состоящая из 12 колонн (изначально их было 14 - две восточные впоследствии оказались на месте II пилона), образующих аллею, ведущую к новому в ходу в храм. К северу от храма Амона на священной территории Монту он построил главный храм этого бога.
Еще одно творение Аменхотепа III в Карнаке - знаменитый храм Хонсу, строительство которого было продолжено Рамсесом III. Преемники последнего украсили храм рельефами и внесли в него некоторые изменения.
Еще Мариетт предположил, что храм Рамсеса III был возведен на месте храма времен Аменхотепа III. М. Э. Матье выдвинула гипотезу о том, что к временам Аменхотепа III восходит общий план этого сооружения. В этом храме была найдена статуя Аменхотепа, архитектора Аменхотепа III, а в его стенах сохранились древние блоки стелы времен Аменхотепа II. Известно, что аллея сфинксов, начинавшаяся у храма Аменхотепа III в Луксоре, вела прямо ко входу в этот храм. Мы знаем, что уже со времен Среднего царства к югу от храма Амона находился культовый центр Хонсу. Трудно представить, что вплоть до времен Рамсеса III у одного из богов фиванской триады, сына Амона и Мут, не было своего храма в Карнаке.
На противоположном берегу Нила Аменхотеп III построил самый крупный из фиванских заупокойных храмов, от которого сохранились лишь два колосса Мемнона и одна стела. Создателем храма был архитектор Аменхотеп, сын Хапи, единственный человек в истории Египта, получивший право построить собственный заупокойный храм в Мединет Абу (C. Robichon, A. Varille, Le temple de scribe royal Amenhotep, fils de Hapou, 1936). В этом храме впервые нашла воплощение классическая схема храмовой архитектуры Нового царства, лучшим образцом которой является храм Хонсу в Карнаке.
У Аменхотепа III в западных Фивах были не только заупокойный храм и скальная гробница в Долине Царей. К юго-западу от храма, на берегу искусственного озера, связанного с Нилом каналом, стоял также его дворец, где он жил со своей любимой супругой Тэйе. Руины этого дворца, именуемого сегодня Мальката, были раскопаны американской экспедицией музея Метрополитен (A. Lansing, «Excavations at the palace of Amenhotep III at Thebes», BMMA XIII, 1918, March, Suppl., pp. 8–14). К югу от дворца, по соседству с храмом в Дейр Шелуит в местности, именуемой Ком-эс-Самак, японской экспедицией Токийского университета Васеда в 1974 г. были найдены остатки сооружения из сырцового кирпича с фрагментами росписи. Это сооружение предназначалось для празднования 30-летнего юбилея правления Аменхотепа III.
Прежде, чем Аменхотеп IV перенес свою столицу в Амарну, он выстроил для Атона отдельное святилище к востоку от храма Амона. После смерти фараона оно было разрушено, но сохранились некоторые памятники, находившиеся на его территории. Прежде всего, речь идет о колоссальных статуях царя, которые стояли у опор, образовывавших перистиль. Известны также многочисленные блоки песчаника с рельефами в амарнском стиле. Они были извлечены из более поздних сооружений, прежде всего, из IX пилона, возведенного Хоремхебом.
В Луксоре перед храмом также было найдено множество блоков, декорированных во времена Эхнатона, и доказывающих, что он не обошел вниманием и этот комплекс.
Его преемники Тутанхамон и Эйе, судя по архитравам с их именами, тоже вели строительство в Карнаке. Стремясь очистить себя от подозрений в причастности к амарнской ереси, они посвятили Амону статуи и стелы. Тутанхамон, кроме того, украсил рельефами колоннаду Аменхотепа III в Луксоре.
Однако с именем этого фараона прежде всего связана его фиванская гробница, найденная в 1922 г. Г. Картером, руководителем раскопок лорда Карнарвона (H. Carter, The tomb of Tut-ankh-Amun, I–III, 1923–1933). Богато украшенная золотом и на редкость хорошо сохранившаяся погребальная утварь из этой гробницы является ныне самым большим сокровищем Каирского музея.
Последний царь XVIII династии Хоремхеб возвел в Карнаке три пилона, II, IX и X, последние два - из блоков более древних строений. Перед входом II пилона был небольшой вестибюль, стены которого украшались во времена Хоремхеба, но все царские картуши, кроме одного, были переделаны под имена Рамсесов I и II. Его же правлением датируется аллея сфинксов между X пилоном и святилищем Мут, а также несколько стел, установленных им в различных частях комплекса, в том числе в храме Птаха.
В Луксоре Хоремхеб высек свои картуши на рельефах большой колоннады, принадлежавших Аменхотепу III и Тутанхамону. Он узурпировал немало памятников своих предшественников в Фивах. Его заупокойный храм - это переделанная и немного расширенная усыпальница его предшественника Эйе. Однако он также сделал многое для реставрации храмов Хатшепсут в Дейр эль-Бахри и Тутмоса III в Мединет Абу.
Его гробница в Долине Царей - одна из самых больших и величественных гробниц XVIII династии.
При этой династии развивался и некрополь знати в районе современного поселения Шейх Абд-эль-Гурна. К наиболее интересным из его гробниц принадлежат украшенные рельефами и росписями гробницы архитектора Инени, создавшего гробницу Тутмоса I; Сененмута, архитектора и фаворита царицы Хатшепсут (на плафонах этой гробницы сохранились знаменитые астрономические сцены), который, однако, не был здесь похоронен; Менхеперрасенеба, верховного жреца Амона при Тутмосе III; Рехмира, везира Тутмоса III и Аменхотепа II; Сеннефера, правителя южных Фив и смотрителя садов Амона при Аменхотепе II; Менны, распорядителя земельных угодий при Тутмосе IV; его современника Нахта, жреца Амона. Две вельможеские гробницы времен Аменхотепа III и Эхнатона заслуживают особого внимания: это гробницы Херуэфа и Рамосе (N. Davies, The Tomb of the Vizier Ramose, 1941), знаменитые великолепными рельефами, украшающими их погребальные камеры (см. G. Steindorff, W. Wolf, Die thebanische Graberwelt, 1936).
Со времен XVIII династии в Дейр эль-Медине в западных Фивах возник город художников и камнетесов, работавших на строительстве и украшении царских усыпальниц в Долине Царей. Возле города вырос некрополь, многие гробницы которого были украшены прекрасными росписями. При XIX и XX династиях и город, и некрополь разрослись. Исследования их проводились Французским Институтом Восточной археологии под руководством Б. Брюйера (B. Bruyere, FIFAO I–VIII, X, XIV–XVI, XX).
Самым значительным архитектурным сооружением XIX династии в Карнаке является, несомненно, знаменитый гипостильный зал, построенный Сети I и Рамсесом II между II и III пилонами. По сторонам от центральной колоннады, возведенной Аменхотепом III, они добавили семь рядов колонн, ориентированных по оси восток-запад. В потолке центрального нефа имелись окна, а в боковых нефах - небольшие отверстия. Несмотря на полумрак, царивший в помещении, его стены и колонны были богато украшены рельефами. Рельефы покрывали также и внешние стены, и стены гипостильного зала, возведенного в центральной части храма при Тутмосе III. На внешней северной стене гипостиля запечатлены воинские подвиги Сети I в Сирии, Палестине и Ливии, на южной - интереснейший рельеф, изображающий победу Рамсеса II над палестинцами и содержащий отрывок из поэмы Пентаура (о битве при Кадеше). Стены двора между VII пилоном и южным входом в храм Амона также покрыты надписями времен Рамсеса II, среди которых особенно интересны тексты, касающиеся договора с хеттами. Вестибюль у II пилона тоже был украшен рельефами, а перед пилоном Рамсес II поставил две свои колоссальные гранитные статуи. От Нила к входу в храм вела проложенная им аллея криосфинксов (т. е. сфинксов с головами баранов). Ее западная часть перед I пилоном сохранилась на своем месте, а восточная позднее, после сооружения первого двора, была смещена к югу. Перед IX пилоном тоже были поставлены колоссальные статуи царя и его супруги Нефертари. В его правление были построены и два небольших храма: один, посвященный Амону, - к востоку от главного храма, другой - рядом с храмом Мут, в восточном углу комплекса.
В Луксоре Рамсес II добавил к храму Аменхотепа III двор, окруженный двойным рядом колонн и пилонов, где стояли многочисленные гранитные статуи царя. Перед пилонами он установил две колоссальные статуи и два обелиска, один из которых украшает сегодня площадь Согласия в Париже.
В Долине Царей расположены великолепные гробницы Рамсеса II и Сети I. Последняя может служить примером сложной организации галерей и камер, высеченных в скалах на разных уровнях. Ее расписанные рельефы принадлежат к лучшим образцам погребального искусства XIX династии (E. Lefebure, «The tombeau de Seti Ier», MIFAO II, 1886). Супруги царей и некоторые принцы были погребены в Долине Цариц, расположенной к юго-западу от Долины Царей. Одна из самых красивых гробниц принадлежит царице Нефертари, супруге Рамсеса II. Ее замечательным расписанным рельефам угрожали грунтовые воды и воздействие солей, но в конце 80-х годов они были великолепно отреставрированы.
Оба фараона возвели себе заупокойные храмы в городе мертвых. Скромный храм Сети I в Гурне сохранился лучше других. Его второй храм меньшего размера был включен Рамсесом II в собственный заупокойный храм, руины которого сегодня называют Рамессеумом. Особенный интерес представляют его рельефы на внутренней стороне II пилона, изображающие битву при Кадеше. Следуя обычаю фараонов той эпохи, Рамсес II возвел рядом со своим заупокойным храмом дворец. Возле храма сохранились остатки сводчатых кладовых, построенных из сырцового кирпича.
К наиболее важным памятникам времен Мернептаха - преемника Рамсеса II - относятся рельефы, украшающие восточную стену северного двора VII пилона, где изображена битва фараона с ливийцами и народами моря. В Долине Царей он построил себе гробницу и заупокойный храм, находившийся к югу от Рамессеума и ныне полностью разрушенный. Для его строительства он использовал блоки храма Аменхотепа III.
Последний правитель XIX династии Сети II построил перед храмом Мут в Карнаке пилон, а перед храмом Амона - часовню, посвященную фиванской триаде (позднее она оказалась на территории большого двора) (H. Chevrier, Le temple reposoir de Seti II a Karnak, 1940). Он намеревался также расширить храм в сторону Нила, о чем свидетельствует его обелиск, установленный на набережной.
Среди фараонов XX династии в украшении столицы особенно преуспел Рамсес III. Его крупнейшим архитектурным творением стал храм, возведенный около II пилона храма Амона в Карнаке и ориентированный по оси север-юг. Его двор с двух сторон украшали осирические статуи царя. Наряду с храмом Хонсу этот храм является лучше всего сохранившимся святилишем Карнака. К северу от храма Амона, у III пилона он построил еще одно, более скромное святилище. Третий храм он заложил в западном углу комплекса, посвященного Мут, за священным озером. Современное состояние храма Хонсу - также дело его рук, хотя более поздние Рамсесы тоже украшали этот храм. От их времен в Карнаке не осталось никаких существенных построек, за исключением стены с порталом, связывающей III и IV пилоны: она была перестроена или возведена по приказу Рамсеса IX.
Однако главный архитектурный шедевр Рамсеса III, помимо его гробницы в Долине Царей, находится на западном берегу Фив. Речь идет об огромном архитектурном комплексе в Мединет Абу (University of Chicago, Medinet Habu, I–V, 1934–1964). Его строительство велось в два этапа. Сначала был возведен заупокойный храм с вспомогательными сооружениями. Его окружили стеной, за которой находился также царский дворец, расположенный слева от входа на священную территорию, рядом с первым двором. Второй этап строительства пришелся на конец царствования этого фараона: комплексу был придан оборонительный характер, его обнесли второй стеной на 10,5 м шире и на 18 м выше первой, за ней оказался и храм Тутмоса III. На востоке и на западе были возведены укрепленные ворота. Восточные ворота были трехэтажными. Они дошли до наших дней в хорошем состоянии, как и значительная часть храма. В некоторых помещениях сохранились рельефы, изображающие царя с принцессами, за что эти помещения получили название «гарем». Перед восточными воротами был вырыт ров, а на нильском канале сооружена пристань.
О заупокойных храмах преемников Рамсеса III, за исключением одного, принадлежащего Рамсесу IV, мы знаем лишь благодаря упоминаниям, встречающимся в папирусах. Многочисленные кладовые Рамсеса IV, найденные в ходе раскопок американской экспедиции в Асасифе, и остатки огромного заупокойного храма с двумя дворами и двумя пилонами свидетельствуют о том, что Рамсес IV намеревался затмить творение своего предшественника в Мединет Абу. Но закончить его он не успел, несмотря на то, что использовал при строительстве фундамента блоки из храмов Хатшепсут, Тутмоса III, Аменхотепа II и Рамсеса II. Его комплекс отрезал от Нила заупокойные храмы Хатшепсут, Ментухотепа I и Тутмоса III, расположенные в глубине долины Дейр эль-Бахри (Hayes, Scepter of Egypt, II, p. 364 sq.).
В Долине Царей найдены гробницы поздних Рамессидов. В те времена в Дейр эль-Медине быстро разрастался и некрополь знати. Любопытно отметить, что на 16 году правления Рамсеса IX квалифицированным следователям впервые было поручено дело о постоянных разграблениях царских гробниц (T. Peet, The Great tomb-robberies of the twentieth Egypt Dynasty, I–II, 1930).
Цари-жрецы XXI династии, правившие в Фивах, увековечивали свои имена на стенах уже существовавших построек. Благоприятные условия для развития монументальной архитектуры оказались утрачены из-за распада страны на Верхний и Нижний Египет, перешедший под власть царей, обосновавшихся в Танисе. Лишь Херихор, первый представитель этой династии, добавил к храму Хонсу в Карнаке двор с колоннами.
Цари XXII династии построили в Карнаке портик в юго-восточном углу первого двора, между храмом Рамсеса II и II пилоном. Царь Осоркон II возвел также маленькую часовню на берегу священного озера.
Нубийские правители из Напаты после завоевания Египта должны были умилостивить Амона, чтобы их признали законной египетской династией. Уже Шабака построил храм-киоск у священного озера в Карнаке и портал около храма Птаха, кроме того, он украсил второй храм в Мединет Абу. Тахарка не только завершил начатое Шабакой строительство II пилона перед храмом Тутмоса III в Мединет Абу, но и построил в Карнаке множество новых зданий. Самым величественным сооружением этого фараона стал большой храм-киоск в первом дворе храма Амона. Одна из громадных колонн этого храма высотой 21 м сохранилась на своем месте до наших дней. Между южной стеной храма и священным озером он построил святилище, около небольшого храма Рамсеса II - колоннаду, между святилищами Амона и Мут - часовню, посвященную Осирису-Птаху, а в самом храме Мут восстановил одну из часовен. Однако в конце царствования Тахарки произошла катастрофа: в 667 г. до н. э. Ашшурбанапал завоевал Египет и захватил Фивы. В 663 г., через несколько месяцев после смерти Тахарки, Ашшурбанапал полностью разрушил столицу. Правителем Фив в те времена был Монтуэмхат, происходивший из Нубии и назначенный на этот пост нубийскими царями. Он верно служил сменявшим друг друга правителям и дожил до преклонного возраста, став одним из самых рьяных сторонников саисской династии. Его похоронили в Асасифе в гробнице, которая своими размерами не только не уступала, но даже превосходила царские. До сих пор в центре Асасифа возвышается пилон из сырцового кирпича, принадлежавший этой гробнице. Египетская Служба древностей раскопала ее фрагменты, которые оставались неизвестны до конца 80-х годов.
Последующие четыре династии, начиная с саисской, ограничивались частичной реставрацией и узурпацией древних фиванских памятников, на стенах которых они высекали свои надписи. В эту эпоху было построено и несколько небольших сооружений: часовни саисских принцесс в Мединет Абу, скромное святилище Осириса, заложенное Псамметихом III к северо-западу от храма Монту в Карнаке, и несколько небольших часовен у Карнакского храма Амона.
Восстановление построек, разрушенных ассирийцами, и новые строительные работы начались лишь во времена XXX династии. Нектанеб I окружил храм Амона массивной стеной из сырцового кирпича, которую с востока украшал входной портал. Он также возвел I пилон этого храма и пилон около храма Монту. Той же эпохой датируется аллея сфинксов, раскопанная в последние годы египетской экспедицией. Эта аллея вела от пилона Рамсеса II в Луксоре к Карнаку. По-видимому, мы здесь имеем дело с широкомасштабными восстановительными работами, поскольку трудно предположить, что эта аллея, некоторые части которой в Карнаке восходят к эпохе Аменхотепа III, во времена XVIII династии не доходила до Луксорского храма. Нектанеб I также расширил храм времен XVIII династии в Мединет Абу, восточную сторону которого начали восстанавливать уже нубийские правители.
Его преемники Теос и Нектанеб II продолжали восстанавливать в Фивах разрушенные памятники. Последний, кроме того, построил маленькую часовню к востоку от храма Мут в Карнаке.
По приказу Александра Македонского, который после завоевания Египта посетил оракул Амона в оазисе Сива и был провозглашен жрецами земным воплощением Амона, в Карнаке – главном культовом центре этого бога – была проведена реставрация одного из помещений, находившихся за юбилейным залом Тутмоса III, и составлена вотивная надпись.
В святилище Амона в Луксоре по его приказанию также были проведены восстановительные работы. В глубине храма, перед главным святилищем, на месте древнего зала на четырех колоннах была сооружена новая часовня для барки Амона.
Филипп Арридей выстроил на оси главного храма Амона в Карнаке, в центре сооружения времен царицы Хатшепсут, большую гранитную часовню для барки Амона. Неудивительно, что Птолемеи, стремившиеся приобрести у населения страны такой же авторитет, которым пользовались прежние египетские фараоны, особенно заботились о Фивах, несмотря на то, что город трижды восставал против них. Они не только помещали свои картуши на стенах здешних храмов, но возводили и новые сооружения: Птолемей II - в святилище Мут в Карнаке, его преемники - в святилище Монту. Было построено и новое, независимое святилище богини Ипет (Таурт), которой в те времена поклонялись наряду с Осирисом. Его строительство началось при Эвергете II, а украшение продолжалось при его преемниках.
Наиболее величественными сооружениями Птолемеев в Карнаке были врата и пилоны. Самые значительные среди них - врата Эвергета I перед храмом Хонсу и пилоны Птолемеев II и III перед святилищами Мут, Монту и храмом Птаха.
В 1903–1904 гг. Г. Легрен нашел в Карнаке тайник - 14-метровую яму, вырытую около VII пилона, в которой находилось около 20 000 предметов, в том числе 750 скульптур и каменных стел. Было высказано предположение, что скульптуры помещались сюда в разные эпохи, по мере развтития храма (E. Bothmer, Egyptian Sculpture of the Late Period, p. 152), но более правильной кажется точка зрения, которой придерживался еще Масперо, считавший, что все эти предметы были сложены в тайник при Птолемее III или IV: трудно поверить, что яма, похожая на гигантскую свалку, могла долго оставаться открытой и доступной на территории самого важного в Египте святилища.
В западных Фивах Птолемеи также вели восстановительные работы и строили скромные святилища. Эвергет II восстановил в Дейр эль-Бахри поврежденный гипостильный зал на верхней террасе, кроме того, он возвел небольшой портик перед высеченным в скале святилищем Амона времен Хатшепсут и добавил к нему еще одно помещение. В самой глубокой части этого храма в ту эпоху процветали культы Имхотепа, Аменхотепа, сына Хапи и греческой богини Гигии, дочери Асклепия, с которым греки отождествляли Имхотепа. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в те времена стал лечебницей, находившейся под покровительством Имхотепа-Асклепия.
У Дейр эль-Медины Птолемеи возвели небольшой храм рядом с некрополем эпохи Нового царства, в Мединет Абу - пилон перед храмом Тутмоса III, в Каср эль-Агуз - часовню Тота (Эвергет II).
В те времена Фивы посещало множество туристов из Греции. Сохранилось множество настенных граффити с именами туристов, а порой и с восторженными отзывами. На рубеже эр наибольший интерес у посетителей Фив вызывали два колосса храма Аменхотепа III, созданные его архитектором Аменхотепом, сыном Хапи на западном берегу Нила. Эти статуи, изображавшие сидящего на троне царя, были высечены из монолитного песчаника, доставленного из карьеров, находившихся в окрестностях Мемфиса, т. е. удаленных от Фив на 700 км. Их высота составляет более 15 м, не считая пьедестала, превышающего 2 м.
В 27 г. до н. э. в результате землетрясения храм был разрушен, а у северного колосса появилась трещина на уровне торса. Перепады температуры и влажности воздуха в период восхода солнца порождали в трещине внутреннюю вибрацию камня, и колосс начинал издавать легкий звук, привлекавший всеобщее внимание. Особенно им заинтересовались греки. Этот феномен был описан Страбоном (XVII, 816), и греки вскоре начали отождествлять статую Аменхотепа III с героем греческих мифов Мемноном, который погиб под стенами Трои от рук Ахилла, и каждое утро жаловался своей матери Эос - богине зари. В 19 г. н. э., после посещения этих мест Германиком, в образованном греко-римском обществе началось настоящее паломничество к этим колоссам. На них найдено множество граффити, оставленных древними туристами, посетившими это чудо света. Так продолжалось до тех пор, пока Септимий Север не приказал скульпторам заделать трещину, чтобы сохранить статую. После этого Мемнон утратил голос, но имя закрепилось за статуей, и греки нарекли это место Мемнонией, усмотрев в культе умершего царя связь с умершим героем.
Подобно Александру Македонскому Октавиан Август, завоевав Египет, увековечил свое имя на стенах карнакских храмов и установил здесь свою статую (K. Michalowski, BIFAO, pp. 73–88, 1935).
Домициан добавил двор с порталом перед пилоном Нектанеба в Мединет Абу. Адриан, посетивший Фивы в 130 г., украсил храм Исиды в Дейр Шелуите, который был возведен первыми римскими императорами в западных Фивах, к югу от Мединет Абу. Его украшение продолжил Антонин Пий.
В конце III в. в Фивах вспыхнуло восстание против римлян. Вероятно, в те времена около Луксорского храма и возник римский военный лагерь.
Христианство проникло в Фивы в конце IV в. Некоторые храмы были приспособлены для нужд нового культа, древние статуи разрушены, многие рельефы разбиты. Расширилось начатое при римлянах производство извести, добывавшейся из известняковых блоков древних храмов. В VII в. в западных Фивах появилось множество монастырей. Главный культовый центр находился в Мединет Абу, где была возведена церковь св. Мины. В храме царицы Хатшепсут расположился монастырь, руины которого были разобраны Навиллем. Другой монастырь находился в Дейр эль-Медине. В гробницах поселились отшельники, а в гробнице везира Дага эпохи Среднего царства обосновался еще один монастырь (H. Winlock, The Monastery of Epiphanios at Thebes, I–II, 1926). На территории храма в Луксоре построили две церкви, а древние святилища в Карнаке приспособили для нужд нового культа.
Население строило дома на территории древних священных комплексов. Нужно отметить, что в Фивах, в отличие от других центров Нильской долины, в христианскую эпоху не появилось ни одной новой культовой постройки. Отчасти это объясняется тем, что под церкви здесь переделывались древние храмы, но главной причиной была утрата Фивами своего былого значения. Политический упадок этого центра начался гораздо раньше, с момента падения Нового царства. С переносом столицы в Александрию у Фив осталась лишь роль хранилища исторических святынь и религиозных традиций. С падением Римской империи и распространением христианства эта роль утратила смысл.
Сегодня Луксор, Карнак и фиванский некрополь представляют собой самый крупный художественный и культурный ансамбль Древнего Египта.
Возрождение Фив в современной европейской культуре имело свою долгую историю. Первые путешественики не могли даже точно установить местоположение древней столицы Египта. В XIII в. один из них спутал руины Мемфиса с Фивами. Однако голландский путешественник и картограф Ортелий в 1584 г. уже довольно точно указал на своей карте местонахождение Фив, но лишь в начале XVIII в. иезуит Клод Сикар отождествил руины Луксора и Карнака с великой древней столицей. После похода Наполеона и публикации Вивана Денона появилась база для новых, более методичных исследований египетских памятников. В начале XIX в. в Фивах развернул свою деятельность один из самых ревностных искателей египетских древностей Джованни Бельцони; в первой половине того же века практически все сколько-нибудь известные египтологи внесли свой вклад в изучение фиванских святилищ и некрополей. Однако систематические раскопки на территории Фив начались лишь со второй половины XIX в., когда появилась Служба древностей, созданная Огюстом Мариеттом, которого на посту ее директора позднее сменил Гастон Масперо. Работы в некрополе продолжал Виктор Лоре, Рамессеум и западный некрополь раскапывал виднейший английский археолог Флиндерс Питри, в Дейр эль-Бахри работал Э. Навилль. Позднее здесь, а также в Малькате работала экспедиция музея Метрополитен под руководством Уинлока, а затем Лансинга и Хемпса. Карнак и Мединет Абу исследовал Восточный институт Чикаго.
Французские археологи и архитекторы Легрен, Пилле и Шеврье в рамках Службы древностей начали масштабные работы по восстановлению и сохранению большого карнакского храма, Французский Институт Восточной археологии занялся исследованием северной части Карнака. В 1967 г. был создан франко-египетский Центр исследования и реставрации карнакских храмов, который с того времени ведет активные работы на территории святилища Амона: раскопки жилищ жрецов, воссоздание IX пилона, реставрацию росписей в Ах-мену, восстановление статуи Тутмоса IV, создание музея под открытым небом и т. д.