День д нормандия. Воспоминания немецкого аса. Великие битвы. Высадка в Нормандии

В ночь с 5 на 6 июня 1944 года началась высадка союзных войск в Нормандии. Для того чтобы самая грандиозная десантная операция в истории не закончилась столь же грандиозным провалом, командованию союзников необходимо было достичь самого высокого уровня координации всех родов войск, принимавших участие в высадке. Исключительная сложность задачи, разумеется, не позволила исполинскому механизму вторжения отработать без единого сбоя; накладок и проблем хватало. Но главное — цель была достигнута, и Второй фронт, открытия которого так долго ожидали на Востоке, начал функционировать в полную силу.

Уже на ранней стадии подготовки вторжения командованию союзников было ясно, что без завоевания абсолютного превосходства в воздухе любые действия морских и сухопутных сил обречены на неудачу. В соответствии с предварительным планом, действия военно-воздушных сил должны были проходить в четыре этапа. Первый этап — бомбардировка стратегических целей на территории Германии. Второй — удар по железнодорожным узлам, береговым батареям, а также по аэродромам и портам в радиусе около 150 миль от зоны вторжения. На третьем этапе авиация должна была прикрывать войска во время переправы через Ла-Манш. Четвёртый этап предусматривал непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск, препятствование переброске подкреплений для немецкой армии, проведение воздушно-десантных операций и обеспечение воздушного снабжения войск необходимыми грузами.

Отметим, что наладить взаимодействие между авиацией и другими родами войск было довольно трудно. Английские ВВС после того, как вышли в 1918 году из подчинения армии и флота, всеми силами старались сохранить независимость.

Американские ВВС также стремились к максимальной независимости. При этом и англичане, и американцы были уверены, что бомбардировщики смогут сокрушить противника при минимальном участии солдат и моряков.

Некоторая доля истины в этом убеждении была. С осени 1943 года английские и американские стратегические бомбардировщики наносили по Германии удары, направленные на уничтожение промышленных центров и снижение воли немцев к сопротивлению. Использование «летающих крепостей» и «Либерейторов» в сопровождении истребителей привело к тому, что немцы, отбивая воздушные атаки, теряли в боях с истребителями сопровождения не только машины, но и пилотов (что было куда серьёзней, так как хорошего лётчика быстро воспитать было невозможно). В результате средний уровень мастерства пилотов люфтваффе очень сильно упал к моменту начала операции «Оверлорд».

Крупным успехом союзной авиации было то, что из-за постоянных бомбёжек с мая по август 1944 года в Германии резко упал уровень производства синтетического топлива и авиационного спирта. По мнению некоторых исследователей, если бы «летающие крепости» генерала Карла Спаатса продолжали действовать в том же духе, то Германию можно было бы разбить уже к концу 1944 года. Насколько это убеждение верно, можно только предполагать, потому что с самого начала года генералы, прорабатывавшие планы высадки, старались подчинить стратегическую авиацию своим интересам. И после долгих споров главнокомандующий союзными силами Дуайт Эйзенхауэр добился своего: бомбардировочная авиация была передана в подчинение объединённого англо-американского комитета начальников штабов.

Для участия в операции были выделены Английское бомбардировочное командование А. Харриса, 8-я американская армия стратегической авиации К. Спаатса и Союзные экспедиционные воздушные силы в составе 9-й американской воздушной армии и английских Вторых тактических ВВС. Командовал этим соединением главный маршал авиации Траффорд Ли-Мэллори. Последнего существующее разделение сил не устраивало. Он заявил, что без участия бомбардировочных сил не сможет обеспечить выполнения задач по прикрытию флота во время пересечения Ла-Манша, а также надлежащую поддержку наземным силам. Ли-Мэллори хотел, чтобы всеми действиями авиации руководил один штаб. Такой штаб был развёрнут в городке Хиллингдон. Начальником штаба стал маршал авиации Конингхэм.

Был разработан двухэтапный план применения бомбардировщиков. В соответствии с этой идеей, вначале стратегическая авиация должна была нанести максимальный урон железным дорогам Франции и Бельгии для снижения их пропускной способности. Затем, уже непосредственно перед высадкой, нужно было сосредоточиться на бомбёжках всех путей сообщения, мостов и транспортного подвижного состава в зоне высадки и на прилегающих территориях, тем самым блокировав перемещения германских войск. Ли-Мэллори наметил 75 целей, которые следовало уничтожить в первую очередь.

Командование решило проверить план на практике. Для начала в ночь на 7 марта около 250 британских бомбардировщиков «отработали» по станции Трапп около Парижа, на месяц выведя её из строя. Затем в течение месяца было нанесено ещё восемь подобных ударов. Анализ результатов показал, что Ли-Мэллори в принципе прав. Но был неприятный момент: подобные бомбардировки неизбежно влекли за собой жертвы среди гражданских лиц. Будь это немцы - союзники бы не слишком переживали. Но бомбить предстояло Францию и Бельгию. И гибель мирных жителей едва ли способствовала бы доброжелательному отношению к освободителям. После долгих споров было решено: удары наносить только там, где риск потерь среди гражданского населения будет минимальным. 15 апреля окончательный список целей был утверждён и доведён до сведения командующих стратегической авиацией.

К началу высадки союзников бомбёжкам было подвергнуто около 80 объектов, на которые суммарно обрушилось более 66 тысяч тонн бомб. В результате перемещение немецких войск и грузов по железным дорогам оказалось сильно затруднено, а когда операция «Оверлорд» началась, немцы не смогли организовать быструю переброску сил для решительного контрудара.

Чем ближе была дата нападения, тем активнее становились авианалеты союзников. Теперь бомбардировщики громили не только железнодорожные узлы и промышленные объекты, но также радиолокационные станции, эшелоны, военные и транспортные аэродромы. Сильным атакам подвергались береговые артиллерийские батареи, причём не только те, которые находились в зоне высадки десанта, но и другие, расположенные на побережье Франции.

Параллельно с бомбёжками союзники занимались обеспечением воздушного прикрытия районов сосредоточения войск. Было организовано непрерывное патрулирование истребителями над Ла-Маншем и в окрестностях. Приказ командования гласил: появление немецких самолетов над Южной Англией необходимо исключить полностью. Впрочем, люфтваффе уже не были способны к серьёзному воздушному наступлению, так что немногочисленные разведывательные вылеты не смогли вскрыть союзнических планов.

Немцы, конечно же, понимали, что высадка англо-американских войск на континенте неизбежна. Но жизненно важного знания о том, где именно это случится, они не получили. Между тем сил на обеспечение надежной обороны всего побережья у германской армии не было. А так называемый «Атлантический вал», о неприступных укреплениях которого в Германии не слышали разве что глухие, был в большей степени пропагандистской выдумкой, чем реальным оборонительным сооружением. Когда фельдмаршала Роммеля назначили командующим группой армий «В», он совершил инспекционную поездку по «Валу» и был неприятно поражён увиденным. Многие укрепления существовали только на бумаге, строительные работы велись с непозволительным пренебрежением, а имеющихся
в наличии войск не всегда хватало даже на то, чтобы заполнить уже построенные фортификации. И самое страшное, что понял тогда Роммель, это то, что никаких усилий не хватит, чтобы изменить эту ситуацию в лучшую сторону.

На момент начала операции «Оверлорд» перед ВВС стояли две главные задачи: прикрыть флот вторжения и высадку войск, а также доставить к месту назначения планёрные и парашютные части воздушных десантников. Причём планёры были даже в какой-то мере важней, потому что на них перевозились противотанковые орудия, автомобили, тяжёлое вооружение и прочие массивные грузы.

Высадка воздушного десанта началась в ночь с 5 на 6 июня. В ней принимали участие 1662 самолета и 500 планёров со стороны американских ВВС и 733 самолета и 335 планёров британской военной авиации. За ночь на территорию Нормандии было сброшено 4,7 тысяч солдат, 17 орудий, 44 автомашины «Виллис» и 55 мотоциклов. Ещё 22 планёра с людьми и грузом разбились при посадке.

Параллельно с высадкой воздушного десанта проводились отвлекающие операции в районе Гавра и Булони. Возле Гавра 18 британских кораблей проводили демонстративное маневрирование, а бомбардировщики сбрасывали металлические ленты и зеркальные рефлекторы, чтобы на экранах германских радаров отображалось много помех и казалось, что к континенту движется большой флот.

В это же время на северо-западе Франции разыгрывался другой спектакль: с самолётов сбрасывали чучела парашютистов и пиротехнику для имитации стрельбы.

Пока флот приближался к берегам Нормандии, союзная авиация бомбила места расположения немецких войск, штабы, береговые батареи. На главные батареи самолёты англо-американских ВВС обрушили более 5000 тонн бомб, на оборонительные сооружения в бухте Сены - почти 1800 тонн.

Мнения относительно результативности этого налёта довольно противоречивы. Во всяком случае, точно известно, что многие батареи и после интенсивной бомбёжки вели огонь по морскому десанту союзников. Да и сама бомбардировка не всегда была точной. В местечке Мервилль своими же бомбами накрыло 9-й парашютный батальон. Подразделение понесло тяжёлые потери.

Около 10 утра, когда высадка с моря шла уже полным ходом, в воздухе находилось примерно 170 истребительных эскадрилий. По воспоминаниям очевидцев и участников в воздухе творился настоящий хаос: из-за низкой облачности самолёты «Мустанг» и «Тайфун» были вынуждены летать на малой высоте. Из-за этого немецкой зенитной артиллерии удалось сбить 17 и повредить большое количество крылатых машин.

Немногочисленные германские ВВС были захвачены врасплох. Вообще, немцы не имели ни малейшего шанса наладить сопротивление крылатой армаде союзников, так как из четырёх сотен боевых самолетов, имевшихся в наличии 3-го воздушного флота, менее двухсот могли подняться в воздух. Фактически взлетело только несколько самолётов, не оказавших на ситуацию ни малейшего
влияния.

Небольшие группы истребителей «Фокке-Вульф» и «Ме-110» пытались действовать против флота вторжения. В период с 6 по 10 июня им удалось потопить американский эсминец и одно десантное судно. В масштабах высадки это были совершенно мизерные потери.

Утром 7 июня 175 немецких бомбардировщиков пытались атаковать высадившиеся войска. «Спитфайры» британских ВВС отразили это нападение, и единственное, что удалось немцам, - это выбросить небольшое количество мин в бухту Сены. На них подорвалось несколько десантных кораблей.

К 10 июня союзникам удалось закончить строительство первого аэродрома на территории Нормандии. С него начали действовать три эскадрильи из состава 144-го авиакрыла канадских ВВС. Другими подразделениями этот и прочие аэродромы, которые стремительно возводились на континенте, поначалу использовались как точки дозаправки и пополнения боекомплекта, а по мере того, как линия фронта сдвигалась от побережья, самолёты союзников стали пользоваться ими и как постоянными.

Потери немецкой авиации в период с 6 июня по 5 сентября составили более 3500 самолётов, британцы лишились 516 машин. Одним из результатов этого разгрома стало то, что уменьшилось количество лётчиков-асов в союзных ВВС, так как вероятность встречи с противником в воздухе резко упала.

Значение ВВС на подготовительной стадии вторжения в Нормандию и непосредственно во время операции «Оверлорд» трудно переоценить. Стратегическая авиация союзников нанесла сильнейший ущерб транспортным коммуникациям на оккупированных территориях Франции и Бельгии. Истребители и лёгкие бомбардировщики захватили безоговорочное господство в воздухе над зоной высадки, благодаря чему немецкая авиация, и так не слишком сильная, оказалась нейтрализованной практически на сто процентов. Зенитная артиллерия немцев физически не могла справиться с теми армадами самолётов, которые подняли в воздух союзники. Даже несмотря на допущенные ошибки и довольно сомнительную эффективность действий авиации в ряде моментов, это была чистая победа.

Вторая мировая война Колли Руперт

Высадка в Нормандии: «День Д»

Высадка в Нормандии: «День Д»

Гитлер давно предвидел, что союзники попытаются высадиться где-нибудь на западе Европы, и соответственно построил оборонительную линию протяженностью 2500 километров от Нидерландов до границы с Испанией. Получившая название «Атлантический вал», эта линия возводилась в течение двух лет рабским трудом военнопленных. Когда строительство было завершено, линию укомплектовали солдатами, уволенными в запас по возрасту или из-за ранений. Гитлер предсказал, что союзники высадятся в Кале, поскольку именно этот город ближе всего к Англии.

Двумя годами раньше, 19 августа 1942 г., союзники нанесли удар по оккупированной немцами Франции, высадив десант в порту Дьепп. Десант закончился катастрофой: немцы без труда отразили удар. Однако урок не прошел даром: впредь следовало избегать хорошо укрепленных портовых городов. И в июне 1944 г. было принято решение высадиться на безлюдные пляжи.

В предполагаемом вторжении в Европу Монтгомери предстояло командовать британскими войсками, Паттону – американскими, а общее командование осуществлял Эйзенхауэр. Выбор был сделан в пользу стокилометровой полосы нормандских пляжей, несмотря на то что расстояние до Англии здесь было значительно больше. Проблема отсутствия портовых сооружений была решена за счет постройки двух огромных искусственных причалов, которые предстояло отбуксировать через Ла-Манш и затопить на месте у берега. Был проложен первый в мире подводный нефтепровод длиной 110 километров, от острова Уайт до Шербура. По этому нефтепроводу на север Франции перекачивалось по 1 000 000 галлонов нефти в день. Французское и бельгийское Сопротивление было извещено о предстоящей операции и получило надлежащие указания. Накануне «Дня Д» в эфире Би-би-си прозвучало стихотворение «Осенняя песня» (Chanson d’automne) французского поэта XIX в. Поля Верлена, что стало условным сигналом, сообщившим Сопротивлению о том, что вторжение начнется на следующий день.

Продолжавшиеся несколько месяцев приготовления к высадке и армада судов, собранная у берегов Англии, не могли остаться незамеченными немецкой разведкой, поэтому союзники предприняли титанические усилия, чтобы ввести немцев в заблуждение: муляжи танков, призванные обмануть авиационную разведку, ложные радиопереговоры, ложные штабы и даже актер, изображающий Монтгомери, направленный в Северную Африку. Обман удался: на пляжах Нормандии осталось гораздо меньше солдат, поскольку Гитлер распылил свои силы по всему северо-западному побережью Европы. Англичане под руководством изобретательного Перси Хобарта придумали множество средств, призванных помочь танкам, спущенным в море в нескольких километрах от берега, плыть по воде. Прозванные «лодками Хобарта», разные танки имели разное назначение: они должны были «выплывать» на берег, делать проходы в минных заграждениях или раскатывать полотнища брезента, образуя дорожки на рыхлом песке.

Операция «Оверлорд» началась 6 июня 1944 г., в назначенный день. В тылу немецких позиций высадились планеры и парашютисты (а также куклы с парашютами), освободившие первый клочок оккупированной территории – мост Пегас. Затем армада из 7000 судов (в том числе 1299 боевых кораблей) пересекла Ла-Манш, переправив почти 300 000 человек. Американцы нацелились на пляжи, получившие названия Юта и Омаха, а англичане – Золото, Юнона и Меч. Самое ожесточенное сопротивление союзники встретили на Омахе: солдаты, прыгая в воду с десантных кораблей, которым не удалось подойти к мелководью, тонули под тяжестью снаряжения, другие гибли, попав под шквальный огонь немцев, но, в конце концов, после боя, продолжавшегося несколько часов, исключительно за счет подавляющего численного перевеса, плацдарм на берегу был захвачен. Немцам не хватало самолетов, поскольку основная часть авиации была задействована на Восточном фронте, а то немногое, чем они располагали, вскоре было нейтрализовано союзниками, получившими господство в воздухе.

Гитлер, узнав о высадке, решил, что это отвлекающий удар, и прошло целых три дня, прежде чем он отправил подкрепление. Роммель, снова вступивший в командование немецкими войсками, отлучился на один день в Берлин, чтобы отпраздновать день рождения жены. Вернувшись в Нормандию, он тотчас же организовал контрнаступление, однако его войска, лишенные прикрытия с воздуха и неравные по силе противнику, вынуждены были отступить под натиском союзников. Немцам также очень мешала деятельность партизан в тылу. В отместку они применяли жестокие карательные меры, уничтожая целые деревни и убивая жителей. 27 июня был освобожден сильно разрушенный порт Шербур, что облегчило союзникам задачу переброски во Францию живой силы и военного снаряжения. К началу июля они переправили на континент свыше 1 000 000 человек.

20 июля 1944 г. на Гитлера в его ставке «Волчье логово» в Восточной Пруссии было совершено покушение, так называемый Июльский бомбовый заговор, подготовленный немецкими офицерами, желавшими приблизить конец войны. Гитлер, хоть и контуженный, отделался ушибами и царапинами, а все причастные к заговору были вскоре схвачены и казнены. Роммель, не участвовавший в заговоре лично, высказывался в его поддержку. Как только это стало известно, ему предоставили выбор: самоубийство и сохраненная честь или унижение нацистского суда с заранее предопределенным приговором и отправка всех его близких родственников в концентрационный лагерь. Роммель выбрал первое, и 14 октября в присутствии двух генералов, присланных Гитлером, отравился. Как и было обещано, его похоронили с воинскими почестями, а семье была назначена пенсия.

Из книги Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету автора Эзотерика Автор неизвестен --

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Юханов день - День Иоанна Крестителя Меню:1-й вариант- Нежная селедка слабого посола с зеленым луком и отварным картофелем со сметаной- Копченая ветчина и пирожки с луком, ассорти из сырых овощей и зелени. Хороший, свежий хлеб, масло и сыр- Клубника со взбитыми

Из книги Россия в войне 1941-1945 автора Верт Александр

Глава V. Политические события весны 1944 г. СССР и высадка союзников в Нормандии К середине мая 1944 г. на советско-германском фронте наступил период относительного затишья. Теперь фронт (за исключением огромного белорусского выступа в центре, где немцы все еще вклинивались

Из книги История Второй мировой войны автора Типпельскирх Курт фон

Из книги Дивизия СС «Рейх». История Второй танковой дивизии войск СС. 1939-1945 гг. автора Акунов Вольфганг Викторович

Высадка в Нормандии "Военное дело просто и вполне доступно здравому смыслу человека. Но воевать сложно". Карл фон Клаузевиц В период высадки в Нормандии дивизия Дас Рейх располагалась в 724 километрах от театра военных действий. Германским войскам, сражавшимся с

Из книги Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины автора Елисеева Ольга Игоревна

Глава вторая День императрицы - день двора Ритм жизни государя и его вкусы накладывали глубокий отпечаток на весь быт двора. А вслед за ним - столичного общества, которому, в свою очередь, подражали обитатели провинции. Не всякий монарх был столь требователен, как

Из книги Война на море (1939-1945) автора Нимиц Честер

Высадка в Нормандии Первыми в Нормандской операции были высажены три воздушно-десантные дивизии, сброшенные на парашютах около 01,30 утра 6 июня. 6-я английская воздушно-десантная дивизия высадилась между Каном и Кабуром с целью захвата мостов через реку Орн и Канский

Из книги Хроника воздушной войны: Стратегия и тактика. 1939–1945 автора Алябьев Александр Николаевич

Глаза 11 Высадка в Нормандии. «Фау» бьют по Лондону Июль - декабрьВторник, 4 июля 1944 г.Верховное командование вермахта сообщает:«Прошедшей ночью тяжелые немецкие бомбардировщики атаковали скопление вражеских кораблей перед нормандским побережьем. Два судна,

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ОПЕРАЦИЯ «ОВЕРЛОРД». ВЫСАДКА СОЮЗНОГО ДЕСАНТА В НОРМАНДИИ И ОТКРЫТИЕ ВТОРОГО ФРОНТА Высадка союзного десанта в НормандииО высадке британского экспедиционного корпуса во Франции уже в 1942 г. Черчилль говорил в палате общин еще 14 июля 1940 г., через 40 дней после

Из книги История Второй мировой войны. Блицкриг автора Типпельскирх Курт фон

3. Высадка в Нормандии Ранним утром 4 июня Эйзенхауэр должен был решить, предпримет ли он высадку утром следующего дня – первого из трех намеченных для этой цели дней. Все зависело от погоды. Сводка была весьма неблагоприятной: ожидалась низкая облачность, сильный ветер и

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Наша Прибалтика. Освобождение прибалтийских республик СССР автора Мощанский Илья Борисович

День «Д» Высадка в Нормандии (6 июня - 31 июля 1944 года) Это была крупнейшая из десантных операций, спланированная и осуществленная государствами Антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны. Войска США, Великобритании и Канады при участии французских, польских,

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1944, 6 июня Начало операции «Оверлорд», высадка союзников в Нормандии Союзники (американцы, англичане, канадцы, а также французы и поляки) довольно долго готовились к этой беспримерной десантной операции, в которой участвовало более 3 млн человек. Был учтен опыт

Из книги День «Д». 6 июня 1944 г. автора Амброз Стивен Эдвард

Из книги Большое шоу. Вторая мировая глазами французского летчика автора Клостерман Пьер

Высадка десанта в Нормандии Подошел великий момент – 4 мая. Наше авиазвено оставило Детлинг, чтобы переехать на новую базу в Форде, около Брайтона.Перевод самолета происходил в очень плохую погоду, и нашему патрулю, состоящему из 8 самолетов, под руководством Кена Чарнея,

Из книги Швеция под ударом. Из истории современной скандинавской мифологии автора Григорьев Борис Николаевич

Высадка англо-американских войск в Нормандии стала крупнейшей в истории морской десантной операцией, в которой приняли участие около 7000 кораблей. Во многом своим успехом она обязана тщательно проведенной подготовке.

Решение об открытии Второго фронта — крупномасштабном вторжении в Западную Францию — было принято президентом США Франклином Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем. В январе 1943 года на конференции в Касабланке лидеры двух стран Антигитлеровской коалиции обсудили текущие проблемы вместе с членами Объединенного комитета начальников штабов США и Великобритании. Во исполнение принятого решения Генеральные штабы обеих стран сформировали рабочую группу во главе с британским генералом Фредериком Морганом, которая приступила к разработке плана будущей операции.

ОПЕРАЦИЯ «ОВЕРЛОРД»

Подготовка операции, получившей название «Оверлорд» (Overlord), велась англо-американским командованием тщательно и масштабно. Было резко расширено производство десантных и противолодочных средств, спецтехники и необходимого при высадке вооружения, разработаны и построены чрезвычайно дорогие разборные искусственные гавани «Малберри», которые затем планировалось собрать на французском побережье. В Англии к местам предполагаемой погрузки были подведены специальные подъездные пути для техники. В конце мая 1944 года войска были сосредоточены в районах сбора, после чего были приняты чрезвычайные меры по обеспечению секретности. Сначала планировалось начать операцию в мае, но затем Бернард Монтгомери настоял на высадке десанта также и на полуострове Котантен (будущий участок «Юта»), поэтому пришлось несколько сдвинуть День «Д» — дату высадки. Верховный главнокомандующий войсками союзников в Европе, американский генерал Дуайт Эйзенхауэр, 8 мая 1944 года назначил окончательную дату — 5 июня. Но 4 июня погода неожиданно испортилась и высадку отменили. На следующий день метеорологическая служба доложила Эйзенхауэру, что 6 июня погода немного улучшится. Генерал приказал готовиться к высадке.

ДЕНЬ «Д»

Операция в Нормандии, получившая название «Нептун» (Neptune), была составной частью более масштабной операции «Оверлорд», которая предусматривала очищение от немецких войск всей Северо-Западной Франции. В ходе операции «Нептун» должна была произойти высадка на Нормандском побережье 156 000 военнослужащих британских и американских войск. Предварительно в первом часу ночи в тыл противника было заброшено 24 000 парашютистов, которые должны были вызвать панику в рядах противника и захватить стратегически важные объекты.

Основной этап операции — сама высадка британских и американских войск с кораблей — началась в 6:30 утра. Для десантирования командование союзников после долгих раздумий и дискуссий выбрало 80-километровый участок Нормандского побережья от устья реки Орн до коммуны Озвиль (кантон Монтбур района Шербур-Октевиль департамента Манш). Всего высадка производилась на пяти участках: на трех — «Голд» (Gold), «Джуно» (Juno) и «Суорд» (Sword) — высаживались войска 2-й британской армии, на двух — «Юта» (Utah) и «Омаха» (Omaha) — 1-й армии США.

ВЫСАДКА БРИТАНСКИХ ВОЙСК

На британских участках высаживалось 83 115 человек (в т. ч. 61 715 англичан, остальные — канадцы). На участке «Голд» британским войскам удалось со сравнительно небольшими потерями подавить оборонявшиеся здесь немецкие части и прорвать линию их укреплений.

То, что британским войскам на этом участке удалось успешно прорваться в глубь французской территории, во многом стало возможным благодаря использованию спецтехники — танков «Шерман», оснащенных бойковыми тралами Хоббарта для расчистки минных полей. На участке «Джуно» основная тяжесть боев легла на плечи канадцев, которые столкнулись с яростным сопротивлением 716-й немецкой пехотной дивизии. Тем не менее после тяжелого боя канадцам все же удалось закрепиться на береговом плацдарме, а затем оттеснить противника и установить контакт с британскими войсками, высаживавшимися на соседних участках.

Несмотря на то, что канадцам не удалось полностью выполнить поставленную задачу, на занятых позициях они закрепиться сумели и дальнейший ход операции под угрозу не поставили. На участке «Суорд» британские войска быстро смяли слабые части противника на побережье, но затем вышли ко 2-й, более прочной, линии обороны, где их продвижение застопорилось. Затем они были контратакованы моторизованными частями 21-й немецкой танковой дивизии. Хотя потери англичан были в целом невелики, главную задачу — взять французский город Кан — они выполнить не смогли, не дойдя до него всего шесть километров.

К концу Дня «Д», несмотря на отдельные неудачи, можно было констатировать, что высадка британских войск состоялась, причем потери для столь сложной операции были достаточно низкими.

День «Д»: американские сектора

Высадка американских войск 6 июня 1944 года проходила в сложных условиях, и в какой-то момент американское командование даже рассматривало вопрос об отмене операции и отводе уже высадившихся войск.

В американском секторе Нормандского побережья высаживались части 1-й армии США — всего 73 тысячи солдат, в т. ч. 15 600 десантников. В ходе первого этапа операции «Нептун» была осуществлена выброска воздушного десанта, которые составляли части 82-й и 101-й американских воздушно-десантных дивизий. Зона высадки — позади участка «Юта» на полуострове Котантен, севернее города Карантан.

УЧАСТОК «ЮТА»

Задачей американских десантников был захват дамб через затопленные немцами луга и мосты в районе городов Сент-Мер-Эглиз и Карантан. Им сопутствовал успех: немцы не ожидали здесь высадки и не готовились к серьезному отпору. В результате парашютисты вышли к намеченным целям, сковав противника у Сент-Мер-Эглиза. Этот городок и стал первым французским населенным пунктом, освобожденным в ходе Нормандской кампании.

Высадка морского десанта на участке «Юта» была проведена практически идеально. Сначала на позиции слабой 709-й немецкой стационарной дивизии обрушились снаряды главного калибра американских боевых кораблей. За ними последовала армада средних бомбардировщиков, полностью подорвав волю к сопротивлению и без того не слишком надежных подразделений противника. Ровно в 6:30, как и было предусмотрено планом, начали высаживаться части 4-й американской пехотной дивизии. Они подошли на несколько километров южнее запланированного участка, что сыграло им на руку — береговые укрепления здесь оказались значительно слабее. Одна за другой волны десанта высаживались на берег, сминая деморализованные немецкие части.

Потери американских войск на участке «Юта» составили всего 197 человек убитыми; даже потери флота США были больше — на минах подорвались и затонули эсминец, два пехотно-десантных катера и три малых танкодесантных корабля. При этом все поставленные перед войсками цели были достигнуты: на берег высадилось более 21 тысяч солдат и офицеров, 1700 единиц техники, был создан плацдарм 10 х 10 км и установлены контакты с американскими парашютистами и войсками на соседних участках.

УЧАСТОК «ОМАХА»

Если на участке «Юта» события развивались по плану, то на восьмикилометровом участке «Омаха», тянувшегося от Сен-Онорин-де-Перт до Вьервиль-сюр-Мер, ситуация была совершенно другой. Хотя и здесь немецкие войска (352-я пехотная дивизия) состояли в значительной степени из не имевших боевого опыта и плохо обученных солдат, они занимали достаточно хорошо подготовленные позиции вдоль побережья. Операция не заладилась с самого начала.

Из-за тумана корабельная артиллерия и бомбардировочная авиация, которые должны были подавить оборону противника, не смогли нащупать цели и никакого урона позициям немцев не нанесли. Вслед за ними начались трудности у экипажей десантных кораблей, которые также не смогли вывести их к запланированным целям. Когда же американские солдаты начали выбираться на берег, они попали под сильный огонь занимавших удобные позиции немцев. Потери начали стремительно расти, а в рядах высадившихся войск начала развиваться паника. Именно в этот момент командующий 1-й американской армией генерал Омар Брэдли пришел к выводу, что операция провалилась и собрался остановить высадку, а уже высадившиеся на «Омахе» войска эвакуировать с Нормандского берега. Лишь чудом операция «Нептун» не оказалась проваленной. Огромными усилиями американским саперам удалось пробить несколько проходов в обороне и минных полях противника, но у этих узких переходов сразу же образовались пробки- Столпотворение на прибрежной линии не давало высаживаться новым войскам.

Во время Второй мировой войны (1939-1945) с июня 1944 года по август 1944 года происходила битва за Нормандию, которая освободила союзников Западной Европы от контроля нацистской Германии. Операция носила кодовое название «Оверлорд». Она началась 6 июня 1944 года, (этот день назвали День-Д), когда около 156 тысяч американских, британских и канадских сил высадились на пять пляжей, растянувшихся на 50 миль укрепленного побережья французского региона Нормандия.

Это была одна из самых больших военных операций в мире и потребовала масштабного планирования. До Дня-Д союзники провели крупномасштабную операцию по дезинформации противника, призванную ввести в заблуждение немцев о предполагаемой цели вторжения. К концу августа 1944 года вся северная Франция была освобождена, и к следующей весне союзники победили немцев. Высадку в Нормандии считают началом конца войны в Европе.

Подготовка к Дню-Д

После начала Второй мировой войны с мая 1940 года Германия оккупировала северо-западную Францию. Американцы вступили в войну в декабре 1941 года, а к 1942 году вместе с англичанами (которые были эвакуированы с пляжей Дюнкерка в мае 1940 года, когда немцы отрезали их во время битвы за Францию) рассматривали возможность крупного вторжения союзников на Ла-Манш. В следующем году планы союзников по перекрестному вторжению начали нарастать.

В ноябре 1943 года , который знал об угрозе вторжения на северное побережье Франции, поставил (1891-1944) возглавить оборонительные операции в регионе, хотя немцы точно не знали, куда ударят союзники. Гитлер обвинил Роммеля в том, что тот потерял Атлантический вал, 2400-километровую линию укреплений бункеров, наземных мин и пляжных и водных препятствий.

В январе 1944 года генерал Дуайт Эйзенхауэр (1890-1969) был назначен командующим операцией «Оверлорд». В течение нескольких недель до Дня-Д союзники провели большую дезинформирующую операцию, призванную заставить немцев думать, что главной целью вторжения был пролив Па-де-Кале (самое узкое место между Великобританией и Францией), а не Нормандия. Кроме того, они заставили немцев поверить, что также потенциальными объектами вторжения являются Норвегия и несколько других мест.

Для осуществления этой ложной операции использовались макеты орудий, фантомная армия под командованием Джорджа Паттона и предположительно базировавшаяся в Англии, напротив Па-де-Кале, двойные агенты и радиограммы с ложными сведениями.

Задержка высадки в Нормандии из-за погоды

5 июня 1944 года был назначен днем вторжения, но природа внесла свои коррективы в планы Эйзенхаура, настпуление отложили на сутки. Ранним утром 5 июня штатный метеоролог союзных войск сообщил об улучшении метеоусловий, эти новости стали определяющими и Эйзенхауэр дал добро на операцию «Оверлорд». Он сказал войскам: «Вы отправляетесь в Великий Крестовый поход, который все мы готовили много месяцев. Взгляды всего мира устремлены на Вас».

Позже в тот же день более 5 тысяч кораблей и десантно-высадочных средств, перевозящих войска и орудия, вышли из Англии по проливу во Францию, а для прикрытия и поддержки вторжения с воздуха вылетело более 11 тысяч самолетов.

Десантирование в День-Д

На рассвете 6 июня десятки тысячи десантников и парашютистов были заброшены во вражеский тыл, перекрыв мосты и выезды. Десант высадился в 6:30 утра. Британцы и канадцы тремя группами легко преодолели участки пляжей «Голд», «Джуно», «Сорд», американцы ― участок «Юта».

Армия США и союзников столкнулась с ожесточенным сопротивление немецких солдат на участке «Омаха», где потеряли более 2 тысяч человек. Несмотря на это концу дня 156 тысяч союзных войск успешно штурмовали пляжи Нормандии. По некоторым оценкам, в День-Д погибло более 4 тысяч солдат союзников, и около тысячи были ранены или пропали без вести.

Нацисты отчаянно сопротивлялись,но 11 июня, пляжи полностью перешли под контроль армии США, и в Нормандию огромными потоками хлынули солдаты Американской армии 326 тысяч челоек, 50 тысяч автомобилей и около 100 тысяч тонн снаряжения.

В немецких рядах царило замешательство ― генерал Роммель был в отпуске. Гитлер предполагал что это хитроумный маневр, которым Эйзенхаур хочет отвлечь Германию от атаки к северу от Сены и отказался направить близлежащие дивизии, для контратакующих действий. Подкрепления находились слишком далеко, что вызвало бы задержку.

Он также колебался, подтягивать ли на помощь танковые дивизии. Эффективная авиационная поддержка наступления союзников, не давала немцем поднять головы, а подрыв ключевых мостов заставил немцев сделать крюк в несколько сотен километров. Огромную помощь оказала корабельная артиллерия, которая беспрестанно утюжила берег.

В последующие дни и недели союзная армия с боями пробивались через залив Нормандии, фашисты уже тогда понимали всю плачевность своего положения, поэтому сопротивлялись невероятно отчаянно. К концу июня союзники захватили жизненно важный порт Шербур, что позволило им беспрепятственно перебрасывать войска, в Нормандии дополнительно прибыло 850 тысяч человек и 150 тысяч автомобилей. Армия была готова продолжить свое победное шествие.

Победа в Нормандии

К концу августа 1944 года союзники подошли к реки Сене, Париж был освобожден, а немцы были выбиты с северо-запада Франции ― битва при Нормандии была фактически завершена. Перед войсками открылась дорога на Берлин, где они должны были встретиться с войсками СССР.

Вторжение в Нормандию стало важным событием в войне против нацистов. Атака США позволила свободнее вздохнуть советским войскам на восточном фронте, Гитлер был психологически сломлен. Следующей весной, 8 мая 1945 года, союзники официально приняли безоговорочную капитуляцию нацистской Германии. Неделей раньше, 30 апреля, Гитлер совершил самоубийство.



Греция

Германия Германия

Командующие

Операция была крайне засекречена. Весной 1944 года в целях безопасности было даже временно прекращено транспортное сообщение с Ирландией. Все военнослужащие, получившие приказ относительно будущей операции, переводились в лагеря на базах погрузки, где они изолировались, и им было запрещено покидать базу. Операции предшествовала крупная операция по дезинформации противника о времени и месте вторжения войск союзников в 1944 году в Нормандии (операция Fortitude), в её успехе большую роль сыграл Хуан Пужоль .

Основными силами союзников, принявшими участие в операции, были армии США , Великобритании , Канады и французского движения Сопротивления . В мае и начале июня 1944 года войска союзников были сконцентрированы преимущественно в южных районах Англии возле портовых городов. Перед самой высадкой союзники перевели свои войска на военные базы, расположенные на южном побережье Англии, самой важной из которых был Портсмут . С 3 по 5 июня происходила погрузка на транспортные суда войск первого эшелона вторжения. В ночь с 5 на 6 июня десантные корабли были сосредоточены в проливе Ла-Манш перед высадкой морского десанта. Точками высадки были преимущественно пляжи Нормандии , получившие кодовые названия «Омаха », «Сорд », «Джуно », «Голд » и «Юта ».

Вторжение в Нормандию началось с массированного ночного парашютного десанта и высадки на планерах, воздушными атаками и обстрелом немецких береговых позиций флотом, а рано утром 6 июня началась высадка десанта с моря. Высадка производилась несколько суток, как днём, так и в ночное время.

Битва за Нормандию продолжалась более двух месяцев и заключалась в основании, удержании и расширении береговых плацдармов силами союзников. Она закончилась освобождением Парижа и падением Фалезского котла в конце августа 1944 года.

Силы сторон

Побережье Северной Франции, Бельгии и Голландии обороняла немецкая группа армий «B» (командующий генерал-фельдмаршал Роммель) в составе 7-й и 15-й армий и 88-го отдельного корпуса (всего 39 дивизий). Её основные силы были сосредоточены на побережье пролива Па-де-Кале , где немецкое командование ожидало высадки противника. На побережье Сенской бухты на 100-км фронте от основания полуострова Котантен до устья р. Орн оборонялось всего 3 дивизии. Всего в Нормандии у немцев находилось около 24 000 человек (к концу июля немцы перебросили в Нормандию подкрепления, и их численность выросла до 24 000 человек), плюс ещё около 10 000 на остальной территории Франции.

Экспедиционные силы союзников (верховный главнокомандующий генерал Д. Эйзенхауэр) состояли из 21-й группы армий (1-я американская, 2-я британская, 1-я канадская армии) и 3-й американской армии - всего 39 дивизий и 12 бригад. ВМС и ВВС США и Великобритании имели абсолютное превосходство над противником (10 859 боевых самолётов против 160 у немцев [ ] и свыше 6000 боевых, транспортных и десантно-высадочных судов). Общая численность экспедиционных сил составляла свыше 2 876 000 чел. Позже это число увеличилось до 3 000 000 и продолжало увеличиваться, так как в Европу регулярно прибывали новые дивизии из США. Численность сил десанта в первом эшелоне составляла 156 000 человек и 10 000 единиц техники .

Союзники

Верховный главнокомандующий экспедиционными силами союзников - Дуайт Эйзенхауэр .

  • 21-я группа армий (Бернард Монтгомери)
    • 1-я канадская армия (Харри Крирар)
    • 2-я британская армия (Майлс Демпси)
    • 1-я американская армия (Омар Брэдли)
    • 3-я американская армия (Джордж Паттон)
  • 1-я группа армий (Джордж Паттон) - сформирована для дезинформации противника.

В Англию прибывали и другие американские части, которые позже сформировали в 3, 9 и 15-ю армии.

Также в Нормандии принимали участие в боях польские части. На кладбище в Нормандии, где покоятся останки погибших в тех сражениях, захоронено примерно 600 поляков .

Германия

Верховный главнокомандующий немецкими войсками на Западном фронте - генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт .

  • Группа армий «B» - (командующий генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель) - на севере Франции
    • 7-я армия (генерал-полковник Фридрих Долльман) - между Сеной и Луарой ; штаб в Ле-Мане
      • 84-й армейский корпус (командующий генерал от артиллерии Эрих Маркс) - от устья Сены до монастыря Мон-Сен-Мишель
        • 716-я пехотная дивизия - между Каном и Байё
        • 352-я моторизованная дивизия - между Байё и Карантаном
        • 709-я пехотная дивизия - полуостров Котантен
        • 243-я пехотная дивизия - северная часть Котантена
        • 319-я пехотная дивизия - острова Гернси и Джерси
        • 100-й танковый батальон (вооруженный устаревшими французскими танками) - около Карантана
        • 206-й танковый батальон - к западу от Шербура
        • 30-я подвижная бригада - Кутанс , полуостров Котантен
    • 15-я армия (генерал-полковник Ганс фон Зальмут , впоследствии генерал-полковник Густав фон Цанген)
      • 67-й армейский корпус
        • 344-я пехотная дивизия
        • 348-я пехотная дивизия
      • 81-й армейский корпус
        • 245-я пехотная дивизия
        • 711-я пехотная дивизия
        • 17-я авиаполевая дивизия
      • 82-й армейский корпус
        • 18-я авиаполевая дивизия
        • 47-я пехотная дивизия
        • 49-я пехотная дивизия
      • 89-й армейский корпус
        • 48-я пехотная дивизия
        • 712-я пехотная дивизия
        • 165-я резервная дивизия
    • 88-й армейский корпус
      • 347-я пехотная дивизия
      • 719-я пехотная дивизия
      • 16-я авиаполевая дивизия
  • Группа армий «G» (генерал-полковник Йоханнес фон Бласковиц) - на юге Франции
    • 1-я армия (генерал от инфантерии Курт фон Шевалери)
      • 11-я пехотная дивизия
      • 158-я пехотная дивизия
      • 26-я моторизованная дивизия
    • 19-я армия (генерал от инфантерии Георг фон Зодерштерн )
      • 148-я пехотная дивизия
      • 242-я пехотная дивизия
      • 338-я пехотная дивизия
      • 271-я моторизованная дивизия
      • 272-я моторизованная дивизия
      • 277-я моторизованная дивизия

В январе 1944 года была сформирована подчинявшаяся непосредственно фон Рундштедту танковая группа «Запад» (с 24 января до 5 июля 1944 года ею командовал Лео Гейр фон Швеппенбург , с 5 июля по 5 августа - Генрих Эбербах), преобразованная с 5 августа в 5-ю танковую армию (Генрих Эбербах , с 23 августа - Йозеф Дитрих).

План союзников

При разработке плана вторжения союзники во многом опирались на уверенности в том, что противнику неизвестны две важнейшие детали - место и время проведения операции «Оверлорд». Для обеспечения секретности и внезапности высадки была разработана и успешно проведена серия крупнейших дезинформационных операций - операция Bodyguard , операция Fortitude и другие. Бо́льшую часть плана высадки союзных войск продумал британский фельдмаршал Бернард Монтгомери .

Разрабатывая план вторжения в Западную Европу, командование союзников изучало все её атлантическое побережье. Выбор места высадки определялся по различным причинам: мощность береговых укреплений противника, расстояние от портов Великобритании, и радиус действий истребителей союзников (так как флоту союзников и десанту требовалась поддержка авиации).

Для высадки десанта наиболее подходили районы Па-де-Кале , Нормандии и Бретани , так как остальные районы - побережье Голландии, Бельгии и Бискайского залива - были слишком удалены от Великобритании и не удовлетворяли требованию снабжения морским путём. В Па-де-Кале укрепления «Атлантического Вала» были самыми мощными, так как немецкое командование считало, что это наиболее вероятное место высадки союзников, поскольку оно ближе всего к Великобритании . Командование союзников отказалось от высадки в Па-де-Кале. Бретань была менее укреплённой, хотя находилась сравнительно далеко от Англии.

Оптимальным вариантом, по-видимому, было побережье Нормандии - там укрепления были мощнее, чем в Бретани, но не столь глубоко эшелонированные, как в Па-де-Кале. Расстояние от Англии было больше, чем до Па-де-Кале , но меньше, чем до Бретани. Немаловажным фактором было и то, что Нормандия находилась в радиусе действия истребителей союзников, а расстояние от английских портов соответствовало требованиям, необходимым для снабжения войск морским транспортом. В связи с тем что в операции планировалось задействовать искусственные гавани «Малберри », на начальном этапе союзникам не требовался захват портов, вопреки мнению германского командования. Таким образом, выбор был сделан в пользу Нормандии.

Время начала операции определялось соотношением между приливом и восходом солнца. Высадка должна произойти в день при минимальном уровне прилива вскоре после восхода солнца. Это было нужно, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от немецких подводных заграждений в полосе прилива. Такие дни были в начале мая и в начале июня 1944 года. Вначале союзники планировали начать операцию в мае 1944 года, но из-за разработки плана высадки ещё одного десанта на полуострове Котантен (сектор «Юта») дату высадки перенесли с мая на июнь. В июне было только 3 таких дня - 5, 6 и 7 июня. Датой начала операции выбрали 5 июня. Однако из-за резкого ухудшения погоды Эйзенхауэр назначил высадку на 6 июня - именно этот день и вошёл в историю как «День Д».

После высадки десанта и укрепления его позиций войска должны были произвести прорыв на восточном фланге (в области Кана). В указанной зоне должны были сосредоточиться вражеские силы, которым предстояла бы длительная битва и удерживание со стороны канадских и британских армий . Таким образом, связав вражеские армии на востоке, Монтгомери предполагал прорыв по западному флангу американских армий под командованием генерала Омара Брэдли , которые опирались бы на Кан. Атака должна была пройти на юг до Луары , что помогло бы повернуть по широкой дуге к Сене возле Парижа за 90 дней.

Монтгомери сообщил свой план полевым генералам в марте 1944 года в Лондоне . Летом 1944 года военные действия проводились и проходили согласно этим указаниям, но благодаря прорыву и быстрому продвижению американских войск в ходе операции «Кобра» форсирование Сены началось уже к 75-му дню операции.

Высадка и создание плацдарма

Пляж Сорд. Саймон Фрейзер, лорд Ловат, командир 1-й британской бригады коммандос, высаживается на берег со своими солдатами.

Американские солдаты, высадившиеся на пляже Омаха, продвигаются вглубь континента

Аэрофотосъёмка местности на полуострове Котантен в западной части Нормандии. На фотографии изображены «живые изгороди» - бокаж

12 мая 1944 года союзная авиация провела массированные бомбардировки , в результате которых было уничтожено 90 % заводов, производящих синтетическое горючее . Немецкие механизированные части испытывали острый дефицит топлива, потеряв возможность широкого манёвра.

В ночь на 6 июня союзники под прикрытием массированных ударов авиации высадили парашютный десант : северо-восточнее Кана 6-ю британскую воздушно-десантную дивизию, а севернее Карантана - две американские (82-ю и 101-ю) дивизии.

Британские десантники были первыми из войск союзников, кто ступил на землю Франции в ходе Нормандской операции - после полуночи 6 июня они высадились к северо-востоку от города Кана, захватив мост через реку Орн, чтобы противник не мог перебрасывать по нему подкрепления к побережью.

Американские десантники из 82-й и 101-й дивизий высадились на полуострове Котантен в западной части Нормандии и освободили город Сент-Мер-Эглиз , первый город во Франции, освобождённый союзниками.

К исходу 12 июня был создан плацдарм протяжённостью 80 км по фронту и 10-17 км в глубину; на нём находилось 16 дивизий союзников (12 пехотных, 2 воздушно-десантные и 2 танковые). Немецкое командование к этому времени ввело в бой до 12 дивизий (в том числе 3 танковые), ещё 3 дивизии были на подходе. Немецкие войска вводились в бой по частям и несли большие потери (к тому же надо учитывать, что немецкие дивизии по численности были меньше союзных). К концу июня союзники расширили плацдарм до 100 км по фронту и 20-40 км в глубину. На нём было сосредоточено свыше 25 дивизий (в том числе 4 танковые), которым противостояли 23 немецкие дивизии (в том числе 9 танковых). 13 июня 1944 года немцы безуспешно контратаковали в районе города Карантана, союзники отразили атаку, форсировали реку Мердер и продолжили наступление на полуостров Котантен.

18 июня войска 7-го корпуса 1-й американской армии, наступая к западному побережью полуострова Котантен, отрезали и изолировали немецкие части на полуострове. 29 июня союзники овладели глубоководным портом Шербур , и тем самым улучшили своё снабжение. До этого союзники не контролировали ни одного крупного порта, и в бухте Сены действовали «искусственные гавани» («Mulberry»), через которые происходило всё снабжение войск. Они были очень уязвимы из-за неустойчивой погоды, и командование союзников понимало, что им нужен глубоководный порт. Взятие Шербура ускорило прибытие подкреплений. Пропускная способность этого порта составляла 15 000 тонн в сутки.

Снабжение войск союзников:

  • К 11 июня на плацдарм прибыли 326 547 человек, 54 186 единиц техники и 104 428 тонн материалов снабжения.
  • К 30 июня более 850 000 человек, 148 000 единиц техники, и 570 000 тонн материалов снабжения.
  • К 4 июля численность высаженных на плацдарм войск превысила 1 000 000 чел.
  • К 25 июля численность войск превысила 1 452 000 чел.

16 июля Эрвин Роммель был тяжело ранен, когда ехал в своём штабном автомобиле и попал под огонь британского истребителя. Водитель машины погиб, а Роммель получил тяжёлые ранения, и его заменил на посту командующего группой армий «B» фельдмаршал Гюнтер фон Клюге , которому пришлось также заменить смещённого главнокомандующего немецкими войсками на западе Рундштедта . Фельдмаршал Герд фон Рундштедт был смещён из-за того, что требовал от германского генерального штаба заключить перемирие с союзниками.

К 21 июля войска 1-й американской армии продвинулись в южном направлении на 10-15 км и заняли город Сен-Ло , английские и канадские войска после ожесточённых боёв овладели городом Каном . Командование союзников в это время разрабатывало план по прорыву с плацдарма, так как плацдарм, захваченный в ходе Нормандской операции к 25 июля (до 110 км по фронту и глубиной 30-50 км ), был в 2 раза меньше того, который предусматривалось занять по плану операции. Однако в условиях абсолютного господства в воздухе союзной авиации оказалось возможным сосредоточить на захваченном плацдарме достаточно сил и средств для проведения в последующем крупной наступательной операции в Северо-Западной Франции. К 25 июля численность войск союзников уже составляла более 1 452 000 человек и продолжала непрерывно увеличиваться.

Продвижению войск сильно мешали «бокажи » - живые изгороди , посаженные местными крестьянами, которые за сотни лет превратились в непреодолимые препятствия даже для танков, и союзникам приходилось придумывать ухищрения для преодоления этих препятствий. Для этих целей союзники использовали танки M4 «Шерман» , к днищу которых прикреплялись острые металлические пластины, срезавшие «бокажи». Немецкое командование рассчитывало на качественное превосходство своих тяжёлых танков «Тигр » и «Пантера » перед основным танком союзных войск M4 «Шерман». Но танки здесь уже мало что решали - всё зависело от ВВС: танковые войска вермахта становились лёгкой мишенью для господствующей в воздухе авиации союзников. Подавляющая часть немецких танков была уничтожена штурмовиками союзников P-51 Mustang и P-47 Thunderbolt . Превосходство союзников в воздухе решило исход битвы за Нормандию.

В Англии размещалась 1-я группа армий союзников (командующий Дж. Паттон) - в районе города Дувра напротив Па-де-Кале , чтобы у немецкого командования создалось впечатление, что союзники собираются нанести главный удар именно там. По этой причине в Па-де-Кале находилась 15-я немецкая армия, которая ничем не смогла помочь 7-й армии, нёсшей большие потери в Нормандии. Даже через 5 недель после «Дня Д» дезинформированные немецкие генералы считали, что высадка в Нормандии является «диверсией», и всё ждали Паттона в Па-де-Кале с его «группой армий». Здесь немцы допустили непоправимую ошибку. Когда они поняли, что союзники их обманули, то было уже поздно - американцы начали наступление и прорыв с плацдарма.

Прорыв союзников

План прорыва в Нормандии - операция «Кобра» - был разработан генералом Брэдли в начале июля и 12 июля представлен вышестоящему командованию. Целью союзников был прорыв с плацдарма и выход на открытую местность, где они могут использовать своё преимущество в мобильности (на плацдарме в Нормандии их продвижение затрудняли «живые изгороди» - бокаж , фр. bocage ).

Плацдармом для сосредоточения американских войск перед прорывом стали окрестности города Сен-Ло, который был освобождён 23 июля. 25 июля более 1000 американских орудий дивизионной и корпусной артиллерии обрушили на противника более 140 тысяч снарядов. Кроме массированных артиллерийских обстрелов, для прорыва американцы также использовали поддержку ВВС. Немецкие позиции 25 июля подверглись «ковровой» бомбардировке самолётами «B-17 Flying Fortress » и «B-24 Liberator ». Передовые позиции немецких войск возле Сен-Ло оказались практически полностью уничтожены бомбардировкой. Образовалась брешь во фронте, и через неё 25 июля американские войска, используя своё превосходство в авиации, совершили прорыв в районе города Авранша (операция «Кобра») на фронте шириной в 7000 ярдов (6400 м). В наступлении на таком узком участке фронта американцы задействовали более 2000 единиц бронетехники и быстро прорвались через образовавшуюся в немецком фронте «стратегическую дыру», наступая из Нормандии на полуостров Бретань и в регион Страна Луары . Здесь наступающим американским войскам уже так не мешали бокажи, как это было севернее, в прибрежных районах Нормандии, и они использовали своё превосходство в мобильности на этой открытой местности.

1 августа была сформирована 12-я группа армий союзников под командованием генерала Омара Брэдли , в её состав вошли 1-я и 3-я американские армии. 3-я американская армия генерала Паттона совершила прорыв и за две недели освободила полуостров Бретань , окружила немецкие гарнизоны в портах Брест, Лориан и Сен-Назер. 3-я армия вышла к реке Луаре , достигнув города Анже, захватила мост через Луару, а затем направилась на восток, где достигла города Аргентана. Здесь немцы не могли остановить продвижение 3-й армии, поэтому они решили организовать контратаку, что также стало для них грубейшей ошибкой.

Завершение Нормандской операции

Разгром немецкой бронеколонны во время операции «Люттих»

В ответ на прорыв американцев немцы попытались отрезать 3-ю армию от остальных частей союзников и перекрыть их линии снабжения, захватив Авранш. 7 августа они предприняли контрудар, известный как операция «Люттих» (нем. Lüttich ), который закончился сокрушительным провалом.

Первый удар был нанесен по Мортену в районе высоты 317. Мортен был захвачен, но дальше дела у немцев пошли плохо. 1-я американская армия удачно отражала все атаки. В район боевых действий подтягивались 2-я английская и 1-я канадская армии с севера и 3-я армия Паттона с юга. Немцы предприняли несколько атак на Авранш, но так и не смогли прорвать оборону противника. 3-я армия Паттона, обойдя противника, атаковала с юга во фланг и тыл наступающих на Авранш немецкие войска в районе Аргентана - войска 15-го американского корпуса под командованием Уэйда Хэйслипа, после быстрого продвижения по региону Страна Луары , вошли в соприкосновение с противником в районе Аргентана, атаковав его с юга и юго-востока, то есть с тыла. Далее к 15-му корпусу присоединились другие американские части, наступавшие с юга. Атака американских войск с юга поставила немецкую 7-ю и 5-ю танковую армии под реальную угрозу окружения, и вся система немецкой обороны Нормандии развалилась. Брэдли заявил: «Такая возможность открывается командиру раз в столетие. Мы собираемся уничтожить вражескую армию и дойти до самой германской границы»