Звук н задание для детей. Веселые стихи про букву Н для детей. Методы и приемы

На этом уроке мы узнаем о звуке [н] и букве Н, о звонкости, твёрдости и мягкости звука [Н], научимся писать букву Н, выполним множество интересных заданий.

Вы, конечно же, вспомнили, что это Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф. Даже имена у них похожи. Глядя на их имена, несложно догадаться, какой букве и звуку будет посвящён урок. Тема урока: «Буква Нн и звуки, которые она обозначает».

А к нам на урок пришёл ещё один герой из сказочного музея. Отгадайте, кто это.

Большая шляпа набекрень,

И всюду нос совать не лень.

За все дела берётся,

И всё не удаётся

Ну-ка, угадай-ка,

Как зовут?

(Незнайка) (рис. 2)

Рис. 2. Незнайка ()

Незнайка будет задавать вопросы, а братья-поросята - отвечать. И вы помогайте им отвечать.

Расскажите Незнайке, как дать характеристику звуку. Вы уже знаете, что для этого нужно звук произнести и внимательно его послушать. Во время произношения звука [н] язык кончиком упирается в зубы и закрывает проход для воздуха. Из-за этого он не может легко и спокойно произнестись, получается шум. Значит, звук [н] - согласный .

Помогите Незнайке узнать, звонкий ли это звук? Вы уже знаете, что это выяснить несложно. Положите руки на горлышко или на ушки и послушайте внимательно, как будет работать ваше горло. Вы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук .

Ещё можно узнать, твёрдый это звук или мягкий . В этом вам помогут братья. Произнесите их имена и послушайте.

Н аф-Н аф - твёрдый звук [н] .

Н уф-Н уф - твёрдый звук [н] .

Н иф-Н иф - мягкий звук [н′] .

Значит, у звука [н] есть пара - звук [н′] .

Докажем, что у твёрдого звука [н] есть мягкая пара [н′] . Незнайка будет задавать вопросы, поросята - давать ответы, а вы дополняйте их.

Незнайка попросил поросят назвать имена ребят, которые начинаются с твёрдого [н] или мягкого звука [н′] . Братья-поросята дали такой ответ:

Твёрдый звук [н] :

Н аташа

Н астя

Н адя

Мягкий звук [н′] :

Н ина

Н икита

Н ика

Продолжите называть имена сами.

Незнайка спрашивает: какие вы знаете цветы, названия которых начинаются с [н] и [н′] ?

Н астурция - звук [н] (рис. 3).

Рис. 3. Настурция ()

Н арциссы - звук [н] (рис. 4).

Н езабудки - звук [н′] (рис. 5).

Рис. 5. Незабудки ()

Можете добавить свои примеры?

Незнайка просит назвать планеты, в названиях которых встречаются нужные нам звуки.

Лун а - твёрдый звук [н] в середине слова (рис. 6).

Вен ера - мягкий звук [н′] в середине слова (рис. 7).

Н ептун - мягкий звук [н′] в начале слова и твёрдый звук [н] в конце (рис. 8).

Сатурн - твёрдый звук [н] в конце слова (рис. 9).

Приведите свои примеры.

Незнайка спрашивает, знаете ли вы животных, в названиях которых спряталось слово «нос» .

Н осорог (рис. 10)

Н осач (рис. 11)

Уткон ос (рис. 12)

Во всех этих словах буква Н обозначает твёрдый звук [н] .

Покажем Незнайке и поросятам букву их имени (рис. 13).

Рис. 13. Буква Н ()

Это заглавная буква Н .

Сейчас эту букву мы называем «эн» , а в древности она называлась иначе - «наш» и означало это то же, что и теперь слово наш, т. е. свой , принадлежащий нам . Т. к. имя принадлежит только какому-то герою, а не всем, то пишется оно с большой буквы Н . У большой буквы есть пара - маленькая буква н . Они похожи (рис. 14).

Рис. 14. Печатные буквы Нн ()

Незнайке нужно объяснить,

Как нам букву начертить.

Разъясняю ему бойко:

«Надо к каждой этой стойке

Перекладину прибить,

Станет буква Н служить».

Буква Н очень напоминает букву И .

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула -

К правой ножке пристегнула.

Он не слушался совсем

И превратился в букву Н .

Прочитайте стихотворения и скажите, на что похожа буква Н .

У меня про букву Н

Вдруг сложилась песенка:

Получилась лесенка.

Н - натянутая сетка.

Сетку держат очень крепко.

Приходите к нам во двор,

Поиграем в волейбол.

Буква Н , тебя я знаю.

Буква крепкая, стальная.

У тебя огромный рост

И не буква ты, а мост (рис. 15).

По тебе бегут машины,

Под тобой бежит река

С пароходами большими.

Над тобою - облака.

А ещё букву Н можно найти во многих предметах. Например: стул, гамак, башня с воротами.

Писатель Виктор Хмельницкий рассказал вот какую новость:

Случилось это летним солнечным днём. Гуляла буква Н в лесу, цветы собирала, а потом легла на поляне и решила помечтать. Раньше всё времени как-то не хватало. Замечталась, будто она - первая буква в алфавите. И так хорошо стало - разбросала ноги в стороны, положила руки за голову и…ахнула! Ещё бы! Сложив руки за головой и разбросав ноги, буква Н превратилась в букву А - первую букву алфавита! Вот как полезно иногда помечтать.

Проверьте правдивость этой истории - слепите из пластилина букву Н , превратите её в букву А , а затем опять в букву Н . Пусть мечта буквы Н исполнится.

Н и -на

И н -на

Н о н -на

зелёным цветом обозначены гласные буквы. Вы заметили, что в словах по два слога. Гласные звуки - подсказки. Сколько гласных, столько и слогов. Попробуйте прочитать имена слитно:

Для того чтобы записать эти имена, понадобилась всего одна согласная буква - буква Н . А всего в этих трёх именах написано семь букв Н , но согласные звуки не все одинаковые.

Н ина - первый звук [н′] мягкий. Остальные звуки во всех слова твёрдые [н] .

Прочитайте слова:

Как вы думаете, лилии - это имя или цветы? Конечно, имелись в виду цветы, потому что слово написано с маленькой буквы.

Соедините эти слова парами. Проверьте:

он

Будем учиться писать заглавную письменную букву Н . В ней три элемента (рис. 17).

Рис. 17. Написание заглавной буквы Н ()

Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем прямую на верхней линейке рабочей строки и продолжаем вести линию вверх, отклоняясь вправо. Начинаем делать закругление до уровня высоты первого элемента, опускаем прямую линию вниз, пересекаем второй элемент буквы и, не доходя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

Н : очень широкие петельки (нижняя и верхняя); длинные прямые палочки получились в разных направлениях из-за того, что вторая прямая написана без наклона влево.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Вспомните о правилах посадки во время письма.

Будем учиться писать маленькую букву н . В ней три элемента (рис. 18).

Рис. 18. Написание строчной буквы н ()

Начинаем писать на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки ведём наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла) до верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз прямую наклонную линию. Не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись её.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Вот возможные ошибки при написании буквы н : очень большая соединительная петля у буквы; первый и третий элементы смотрят в разные стороны.

Попробуйте написать букву в тетради сами.

Подумайте, как большую и маленькую буквы Нн соединить с другими буквами. Вспомните, у каких букв уже писали похожие верхние и нижние соединения: и , ы , а . Сможете ли вы сами написать, соединяя буквы Нн с другими буквами? Попробуйте.

Сегодня на уроке у нас в гостях была буква Нн , которая на письме обозначает звуки твёрдый [н] и мягкий [н′] . Эта буква очень любит слова ответственных людей, например: н адо , н ужно , н еобходимо , н аучится . А ещё она очень любит тех, кто хочет что-то делать, например: н аписать , н арисовать , н ачать читать .

Домашнее задание

1. Потренируйтесь в написании буквы Н . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Нн (большие и маленькие).

2. Назовите пять слов, в которых буква Н обозначает мягкий звук [н′] , и пять слов с твёрдым звуком [н] .

3. Выберите любой стишок из этого урока про букву Н и выучите его наизусть.

Список литературы

1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

Тансулу Карагасекова
Конспект занятия «Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Н, н»

Тема : Согласные звуки (н, н, буквы Н ,н.

Цель :

Познакомить со звуками (н,н) и буквами Н ,н; дать представление о том, что одна буква может обозначать два звука ;

Учить производить звуковой анализ слов с изучаемыми звуками , составлять звукобуквенные модели ;

Совершенствовать фонетический слух, развивать внимание, мышление, мелкую моторику руки.

Ребята, посмотрите, какой необычный волшебный цветок.

Вы заметили, что бутон у него закрыт. А как вы думаете почему? А что нужно сделать, чтобы он зацвел? Вы все правильно говорили.

А я думаю, что наш волшебный цветок зацветет в том случае, если вы активно будете работать на занятии и выполните все задания. Вы согласны ? Да!

С каждым выполненным заданиям, лепестки будут раскрываться.

И так первое задание :

Проведем словесную разминку :

1. Из чего состоят слова?

2. Какие слова состоят из звуков ?

3. Какие слова состоят из букв ?

4. На какие две группы делятся звуки ?

5. Что вы знаете о гласных звуках ? (ударные, сколько гласных, столько слогов)

6. Что вы знаете о согласных звуках ?

7. Чем отличается звуки и буквы ?

А давайте вспомним, как погоняют лошадь? НО?

А какой первый звук в этом слове ? (н) – какой? согласный .

А почему вы думаете, что это согласный звук ? Правильно, воздух встречает препятствие (язык, губы) .

Как называются звуки , при произношении которых, воздух встречает преграду, задерживается? (согласными ) .

Откройте тетради, где закладки и посмотрите на картинки, и произнесите НОТЫ и НИТКИ. Сколько звуков в слове ноты . Какой первый звук в слове ноты .

Н – согласный

какой второй звук в слове ноты ?

О - гласный, мы его обозначаем буквой О .

Какой третий звук в слове ноты ?

Т – согласный твердый обозначает синей фишкой

Какой четвертый звук в слове ноты ?

Ы – гласный

Сколько звуков в слове Ноты ? (4- четыре)

Сколько букв в слове Ноты ? (тоже четыре)

Поставили ударение в слове ноты.

Ударение падает на первый слог, на гласный звук О .

Сколько слогов в слове но- ты (два слога) .

А теперь звуковой анализ слова НИТКИ

Н – согласная , мягкая

И – гласная, ударная

Т – согласная , твердая

К – согласная , мягкая

И – гласная, безударная

Сколько звуков ? (5 - пять)

Поставили ударение в слове нитки?

Первый слог ударный НИ

Сколько слогов в слове нитки (два слога)

Сравните звуки в слове ноты , нитки, чем похожи и чем отличаются? (это согласные звуки )

звук Н – твердый

звук Н – мягкий

Согласные звуки которые произносятся с голосом называются звонкими согласными .

Какой буквой можно обозначить два звука Н и Н – обозначаются одной буквой Н заглавная и маленькая.

В какой домик вы поселите букву Н ?

А давайте подружим букву Н с гласными буквами и наоборот чтение НА, НУ, НИ, НО, НЫ, НЕ и АН, УН, ИН, ОН, ЫН, ЕН. (чтение текста)

Игра : придумай слово со звуком (н) в начале слова

Нос, нес, нора, нога, Нина, носки, носорог, насос.

У вас лежат конверты с заданиями внутри. Откройте, внимательно прочтите, посмотрите и начинайте выполнять.

I. Запиши предложение из трех слов и составь схему.

II. По картинке придумай предложение и составь его схему.

Итог : с какой буквой мы сегодня познакомились. Что вы можете о ней рассказать.

Тема: Звук (Н) и буква (Н).

Цель: Совершенствование устной речи, обогащение словаря.

  • Уточнить артикуляцию звука «Н».
  • Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком «Н».
  • Составление предложений с предлогом «на, над».
  • Познакомить с образом буквы «Н».

Оборудование: мяч, зеркала, набор картинок, наборное полотно, магнитная доска, фломастер, карандаш-штамп, лист темной бумаги, гуашь.

Ход занятия

1. Разминка для ума.

Где живут эти звери и птицы? (игра проводится в кругу с мячом).

Теленок – (в хлеву)

Бельчонок – (в дупле)

Зайчонок – (под кустом)

Медвежонок – (в берлоге)

Лисенок – (в норе)

Вороненок – (в гнезде).

2. Повторение пройденного.

Артикуляционная гимнастика.

Экскаватор землю роет (упражнение «Чашечка»)

Новый дом высотный строит.

Этажи все выше в нем (кончик языка тянется к носу)

Новоселы въедут в дом.

3. Новый материал.

Дети, отгадайте загадку:

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда раскинут

Над тобой и надо мной

То он серый, то он синий,

То он ярко- голубой. (Небо)

На какой звук начинается слово небо? (ответы детей)

  • Сегодня звук «Н» приглашает нас к себе в гости. Кто найдет слова со звуком «Н», тот и войдет в нашу сказку. (Детям раздаются картинки. Они отбирают те, в названии которых есть звук «Н»):

Ножницы, ваза, зонтик, телефон, чемодан, диван, посуда, машина…

  • Звук «Н» рад, что вы нашли слова, в которых он живет. Он просит, чтобы вы рассказали, как правильно его произносить.

(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Н» и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)

Губы разомкнуты, зубы сближены, язык за верхними зубами, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка.

4. Закрепление нового материала.

  • У звука «Н» сегодня большой праздник – новоселье. Он построил дом на берегу реки. Сегодня вселяются новоселы – это животные, в названии которых есть звук «Н». Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.

Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки, используемые на первом этапе занятия:

Теленок, бельчонок, медвежонок, лисенок, вороненок.

Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит), сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева…»

Воспитатель: - Все наши друзья поселились в удобных квартирах. Они приглашают нас к себе в гости. Но идти с пустыми руками на новоселье не принято. Давайте, ребята, мы выберем подарки для наших новоселов. Но раз занятие наше проходит в стране звука «Н», то и подарки должны быть с этим звуком. Выбирайте, пожалуйста.

Педагог выставляет на наборном полотне картинки со звуком «Н» и без него: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, чемодан, зонт, замок.

Дети выбирают предмет со звуком «Н» и дарят его новоселу.

Например: - Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа

(картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет – прикрепляется обратной стороной)

После того, как все подарки раздарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили.

(Предполагаемый ответ: -Вороненок поселился на третьем этаже слева. Мы подарили ему зонт).

  • Работа по составлению предложений с предлогами «на», «над».

Картинки, закрывающие «новоселов» убираются. Дети должны видеть всех «жильцов» дома.

Педагог задает вопросы:

Кто живет в нашем доме на первом этаже? (на втором этаже? На третьем этаже?)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «на».

(- На первом этаже живут бельчонок и зайчонок.)

Кто живет над зайчонком? (медвежонком, теленком, бельчонком)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «над».

(- Над зайчонком живет бельчонок).

Физкультминутка

А сейчас мы превратимся в зверей и птиц. Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.

Какие звуки издаёт вороненок? (кар-кар-кар.)

Превратимся в воронят и... полетели. (Руки в стороны и со звуками кар-кар-кар дети изображают летящихворонят.)

А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)

Превратились в лягушек и прыгаем, как они.

А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)

А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем.

  • Знакомство с буквой.

У звука «Н» есть родная сестра – буква «Н» (эн). Они очень любят друг друга, но одного можно только услышать, а другую можно только увидеть.

Кого можно услышать? (Звук «Н»)

Кого можно увидеть? (Букву «Н»)

Познакомьтесь! Вот она буква «Н».

Буква «Н» как лесенка,

Все движемся вперед,

Как лесенка, чудесенка,

В мир знаний нас зовет!

5. Заключительная часть.

Развитие мелкой моторики.

Буква «Н» собралась в гости к новоселам, но наступила ночь. На небе не было ни одной звездочки и буква «Н» заблудилась. Ребята, давайте поможем букве «Н» добраться до дома, зажжем на небе много маленьких звездочек, которые осветят ей путь.

Работа с карандашом – штампом.

Отгадайте загадку:

На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.

Верно, это ноты. Произнесите слово.

— Сколько гласных слышим? Значит сколько слогов в слове? Какой слог ударный?

Произнесите 1 слог. Какой звук слышим в начале? Какой он?

А вы знаете ноты?

Но наш интернет — урок посвящен звуку [н] . Мы выяснили, что согласный, звонкий и твердый. Но, минуточку…
Ещё одна загадка…

Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный
Любит снежные луга. (Олень)

Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Значит встречаются два звука [н] , [н’]. О них мы и будем говорить дальше.

1. Повтори слоги .

На — но — ну — ны Ан — он — ун
Ны — на — ну — но Ын — он — ун
Но — ны — ну — на Ун — ан — он
Ну — на — ны — но Он — ун — ын
На — на Ну — но
Но — на Ну — ны
Но — ну Ны — ну

2. Придумайте слова, которые начинаются на звуки [н] , [н’].

А вот и носорог. Вы знаете почему так назвали животное? Зачем ему на носу рог?

А вы знаете, что со словом «нос» есть много фразеологизмов…

Зарубить на носу – запомнить
Вешать нос – унывать
Задирать нос – зазнаваться
Водить за нос – обманывать
Говорить под нос – тихо говорить
Увести из-под носа – украсть с видного места
С гулькин нос – очень мало
Высунуть нос – показаться
Нос не дорос – мал ещё
Совать под нос – донимать
Утереть нос – доказать
Соваться со своим носом – вмешиваться
Уткнуть нос – делать вникая
Тыкать носом – уличать
Комар носа не подточит – очень точно

Придумайте в парах диалоги, где уместно было бы использовать один их фразеологизмов.

3. Послушайте рассказ Г Юдина «Буратиний нос» и постарайтесь запомнить как можно больше слов на звук [н] или [н`]

БУРАТИНИЙ НОС

На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он – Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

– Надоело мне этот Буратиний нос делать, – бурчит Никита, – лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается! Надулся Никита.

– Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

– Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели. Ну а теперь практический материал: художественное слово, игры, кроссворды, ребусы, шарады на букву Н.

4. И г р а «Назовите антонимы»

Налево – (направо ), высоко – (низко ), под – (над ), верхний – (нижний ), высушить – (намочить ).

5. И г р а «Подбери слово»

  • Надеть – ().
  • Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик ).

6. И г р а «Слоговой аукцион»

  • К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на… (-сос, -род, -вес).
  • К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но… (-чи, -жи, -ра).

7. И г р а «Слоговое лото». Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.

О т в е т: Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.

Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». Встречайте букву Н в носке!

На что похожа буква Н ?

1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

2 . Найди спрятанные буквы Н . Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Н


4. Раскрась большую букву синим, а маленькую - зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Н с правой стороны рисунка.

5. Соедини с буквой Н только те предметы, названия которых начинаются со звуков [н] , [н`]

6. Дорисуй вторую половинку буквы Н слева. Обведи в кружок все буквы Н справа.

7. И г р а «Назовите антонимы»

Налево – (направо ), высоко – (низко ), под – (над ), верхний – (нижний ), высушить – (намочить ).

8. И г р а «Подбери слово»

  • Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку ).
  • Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик ).

9. И г р а «Волшебная цепочка»

  • Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.
  • Как из ночи сделать день ?

Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.

10. И г р а «Анаграммы»

Насос (сосна ), накат (канат ), норма (роман ), носик (носки ), ночка (кочан ), накал (канал ), никель (ельник ), немота (монета ), норка (крона ).

11 . Читаем…

12. Пишем…


13 .







Словарь

  • Налог — это обязательный платёж в пользу государства.
  • Напутствие — это слова, пожелания отправляющемуся в путь или советы на будущее.
  • Народ — население определенной страны.
  • Новатор — человек, который вносит и осуществляет новые идеи.