«Родина» Н. Некрасов. Анализ стихотворения «Родина»: кратко, по плану, история создания, средства выразительности. Тема, идея, рифма, стихотворный размер (Некрасов Н. А.)

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег…
Воспоминания дней юности - известных
Под громким именем роскошных и чудесных, —
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной…

Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде —
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила…
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, —
А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал… Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой…
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, —
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Анализ стихотворения «Родина» Некрасова

По воспоминаниям Некрасова его детство было крайне несчастливым. Ребенок рос в родовом имении отца, который был закоренелым крепостником. Именно поведение отца во многом повлияло на революционное мировоззрение будущего поэта. Некрасов в молодом возрасте сбежал из имения в Петербург, несмотря на угрозы отца лишить его наследства. В 1847 г. поэт посетил свою малую родину. Под влиянием нахлынувших воспоминаний он написал стихотворение «Родина».

Некрасов негативно описывает всю историю своего родового гнезда. Его предки проводили жизнь в «разврате грязном и мелком тиранстве». К своим крепостным крестьянам они относились хуже, чем к рабам, приравнивая их к бессловесным животным. Некрасов признает, что в силу происхождения и вековых традиций сам нередко ощущал свое превосходство. Но его отец превзошел в жестокости даже предков и установил в доме казарменную дисциплину (он был отставным поручиком). Поэтому рабами чувствовала себя вся семья. Домашняя тирания научила Некрасова молча «терпеть и ненавидеть».

Поэт обращается в воспоминаниях к своей покойной матери. Бедная женщина всю жизнь терпела издевательства мужа, от которых раньше времени слегла в могилу. Но она терпеливо переносила все страдания и никогда бы не посмела нарушить волю хозяина имения.

Автор упоминает о трагической судьбе своей сестры. Скорее всего, речь идет о Елизавете, о которой известно лишь то, что она рано вышла замуж и умерла в родах. Некрасов знает, что брак был лишь средством, с помощью которого сестра покинула ненавистный родительский дом. В семье Некрасовых было 13 детей. Большинство умерло в раннем возрасте, но даже оставшиеся два брата и сестра не хотели возвращаться в родовое имение.

Поэт с горечью утверждает, что именно родной край стал его вечным проклятьем. Он с детства познал человеческое бессердечие и жестокость. Его изначально чистая душа была заражена злобой и ненавистью. Некрасов с радостью наблюдает за картиной запустения усадьбы. Единственным человеком, кому здесь нравилось жить, был его отец. Своей смертью он облегчил жизнь оставшихся детей. Еще большим облегчением станет полное уничтожение мрачного родового гнезда.

В стихотворении «Родина» можно увидеть скрытое сравнение Некрасова своей усадьбы со всей Россией. Родовое имение олицетворяло собой все несправедливость российского общественного устройства. Хозяин представлялся настоящим царем для своей семьи и подвластных крестьян. Он один ощущал полную свободу. Порядки, установленные в имении, в точности повторяли законы монархии. Некрасову больно и стыдно за свою малую родину и одновременно за всю страну.

Одним из самых трогательных стихотворений Некрасова необходимо назвать его произведение Родина. Данное стихотворение очень грустное и печальное. В нем автор описывает свою родину. Но делает это не как-то мило, а он описывает всю правду.

Место, где он родился, пронизано тщеславием, ненавистью, злом. Он осуждает крепостное право, говоря, что владеть людьми – это непристойно. Он признается, что и сам когда-то был помещиком.

Некрасов говорит, что виноваты во всем отцы. Они жили по таким неправильным законам, а их детям невозможно не погрузнуть в этой грязи вместе с ними.

Некрасов всем сердцем надеется, что когда исчезнет разруха из этого места, исчезнет и зло. Но он также понимает, что это практически невозможно. Каждый человек должен хотеть этих перемен и упорно действовать. Но большинство просто ждут, что все само собой изменится. Но так не бывает. Это очень грустное стихотворение. Прочитав его, невозможно не задуматься над тем, что происходит в наши дни.

Тема стихотворение – это Родина. Идея заключается в том, что зло и ненависть поселились в нас, и только если изменимся мы изнутри, изменится и все вокруг. Стихотворный размер – шестистопный ямб с пиррихием. Рифма мужская.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Некрасова всегда считали певцом свободы. Он не раз это доказывал своими произведениями. Уже ставшая классикой поэма «Кому на Руси жить хорошо» раскрывает темы социального неравенства, но откуда у самого поэта взялось стремление к справедливости и желание обличать жестокость и невежество. Корни этих чувств родом из детства. Свое отношение к родному поместью описывает Некрасов в стихотворении «Родина».

Уютного дворянского гнезда в детстве Некрасова не было. Отец его был тираном, которого боялись не только крепостные, но и собственные жена и дети. Поэтому, образ дома, который рисует поэт, малоутешителен. Он видит вокруг себя грязный разврат и тиранство.

Автор пытается показать, что все дворянско-помещичье сословие живет точно так же. Маленький мальчик не мог противостоять среде, поэтому это укрепило его характер и закалило в стремлении вырваться из порочного круга.

Тема сломленной и порабощенной родины проходит красной нитью через все стихотворение. Многие исследователи считают, что это ностальгическая элегия. Стихотворение состоит из шести строф, в каждой из которых разное количество строк. Использует поэт классический шестистопный ямб с парной рифмой.

Некрасов вспоминает своего отца, грозно помещика, погрязшего в бесплодной жизни и чванстве, мать и сестру безвременно ушедших, пронесших на своих плечах все тяготы жизни с тираном. Автор со стыдом признается:

Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я…
Некрасов считает большим грехом владение другими людьми.

В стихотворение большое число художественных тропов. Метафоры: рой рабов, отлетел покой, опутав жизнь. Эпитеты: строгая улыбка, тяжелый час, вредная доброта. Все произведение весьма гиперболично, явно преувеличен образ отца, мрачность дома.

В стихотворении дворянское гнездо представлено дисгармоничным, в нем нет места милосердию и улыбке судьбы. Особо Некрасов выделяет образ няни. В первых строках она напоминает образ созданный Пушкиным: заботливая, готовая выслушать и прийти на помощь. Но позже автор говорит о ее бессмысленной и вредной доброте.

Некрасов не оставляет своей «родине» ни капли человечности и милосердия. Для поэта образ родного дома воплотил в себе все то, что он категорически не принимал в своей жизни. Поэтому последние строфы наполнены злорадством и сарказмом: ведь он увидел отчий дом разоренным и запущенным.

Анализ стихотворения Некрасова Родина по плану

1. История создания. Стихотворение "Родина" (1846 г.) было написано Н. Некрасовым под влиянием воспоминаний о своем безрадостном детстве. Непосредственная повод - посещение поэтом в зрелом возрасте своего родового имения.

2. Жанр произведения - элегия с элементами гражданской лирики.

3. Основная тема стихотворения - обличение деспотизма. В произведении описана нелегкая судьба самого поэта. Лирический герой возвращается в родные места после долгих лет. Вместо обычного чувства радости его захлестывают очень тяжелые воспоминания и философские размышления о социальной несправедливости.

С самого начала ставит проблему о взаимоотношениях "трепетных рабов" и помещиков. В этой нездоровой атмосфере прошли его детские годы. Поэт с сожалением говорит о том, что воспоминания об этом времени наполняют его "злобой и хандрой". Некрасову пришлось особенно остро почувствовать весь ужас деспотизма еще и потому, что его отец был очень жестоким человеком, державшим всю семью в постоянном страхе.

По сути, крепостническая система распространялась на всех обитателей имения. Лирический герой вспоминает о своей бедной матери, жизнь которой была погублена суровым мужем. Она безмолвно переносила все унижения и страдания, прощая их "угрюмому невежде". Сестра поэта была вынуждена поскорее выйти замуж за нелюбимого человека, лишь бы покинуть ненавистный дом. К сожалению, это не избавило ее от преждевременной смерти.

Поэт уже в раннем детстве чувствовал постоянное напряжение, царившее в доме и находил утешение у своей няни. Но даже воспоминания об этой доброй женщине не приносят ему радости. Лирический герой "с отрадой" воспринимает картину разрушения старого господского дома. Уничтожение родового гнезда приносит ему удовлетворение, потому что только таким образом исчезнут последние следы ненавистного ему тирана.

4. Композиция стихотворения кольцевая. Оно начинается с описания родных мест лирического героя. В центре - его воспоминания. Финал произведения возвращает читателя в настоящее время.

5. Размер стихотворения - шестистопный ямб со смежной рифмовкой.

6. Выразительные средства в произведении очень богаты: эпитеты ("бессмысленного", "благословенный", "роскошных"), метафоры ("рой рабов", "огонь томительный", "гул подавленных страданий"), олицетворения ("воспоминания дней... проходят", "предсмертный шепот... простил").

7. Основная мысль стихотворения. "Родина" долгое время не проходила в печать по цензурным соображениям. В нем явно просматривается намек на царскую Россию. Избавление от деспотизма будет возможно только после смерти хозяина (царя) и разрушения его дома (самодержавия).

Николай Алексеевич Некрасов

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег…
Воспоминания дней юности — известных
Под громким именем роскошных и чудесных, —
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной…

Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде —
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила…
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, —
А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал… Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой…
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, —
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Николай Некрасов

Николай Некрасов по праву считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, который в своих произведениях изображал жизнь без каких-либо приукрашиваний. Очень многие его стихи вскрывают пороки общества, все еще обремененного крепостным правом, показывая резкий контраст между жизнью помещиков и крестьян. Одним из таких обличительных произведений является стихотворение «Родина», написанное в 1847 году, когда Некрасов уже был достаточно известным поэтом и публицистом, а также вполне состоявшимся и зрелым человеком. В этом произведении автор обращается к своим детским воспоминаниям, навеянным поездкой в родовое имение Грешнево Ярославской губернии.

"Музыкантская"

После смерти отца поэта, Алексея Сергеевича Некрасова, в 1862 году имение по наследству перешло к его сыновьям Николаю и Федору. Господский дом Некрасовых в Грешневе не сохранился. Он сгорел в 1864 году от неосторожности сторожа. В 1872 году поэт подарил свою часть имения младшему брату. После смерти Н. А. Некрасова в 1885 году Федор Алексеевич, обремененный хозяйственными заботами в усадьбе Карабиха, решился продать грешневское имение крестьянину Г. Т. Титову.

От грешневской усадьбы Некрасовых сохранилось только одно здание - "музыкантская", в котором по преданию проживали крепостные музыканты. При Некрасовых это была одноэтажная каменная постройка, сооруженная в середине XIX веке. В 1870-х здесь размещался трактир "Раздолье", Титов надстроил второй деревянный этаж. В таком виде здание дошло до сегодняшнего дня; до 2001 года в здании была расположена экспозиция музея, рассказывающая о ярославском имении Некрасовых.

Следует отметить, что детство поэта прошло под знаком вечной тирании отца, отставного поручика.

Алексей Некрасов, отец поэта

В семье Некрасовых было 13 детей, и, по воспоминаниям поэта, царил казарменный порядок. Мать Некрасова, польская красавица Александра Закревская, вышла замуж по любви без родительского благословения и очень скоро разочаровалась неравным союзом, так как ее избранник оказался человеком неуравновешенным и жестоким. В подобной атмосфере нетерпимости и вырос Николай Некрасов, с детских лет наблюдая над тем, как отец издевается не только над крепостными крестьянами, но и над домочадцами. Поэтому родина у поэта ассоциируется с мрачным и угрюмым домом, темным садом и постоянным ощущением несправедливости. При этом автор отмечает, что «научился терпеть и ненавидеть», а также впервые примерил на себе обличие помещика, стыдясь этого в душе и не имея сил изменить домашний уклад жизни.

Мать свою поэт вспоминает как очень умную, гордую и образованную женщину, которая, тем не менее, всю свою жизнь вынуждена была сносить унижения со стороны мужа-тирана. При всех своих достоинствах Александра Закревская никогда не помышляла о том, чтобы восстать против собственного супруга. Поэтому «все, что вынести в тебе достало сил, предсмертный шепот твой губителю простил», — пишет поэт, обращаясь к матери .

Из стихотворения «Родина» становится ясно, что отец поэта не только свел в могилу свою законную супругу. Такая же участь постигла и многочисленных любовниц помещика Некрасова. Поэтому в холодном большом доме единственной отрадой будущего поэта была няня, к которой он убегал в самые трудные моменты своей жизни. Но даже ее доброту Некрасов называет «бессмысленной и вредной», так как она отравляла существование автора сильнее, чем царившая вокруг ненависть. Поэтому поэт отмечает, что в его юности «отрадного душе воспоминанья нет». И годы, проведенные в отчем доме, вызывают у него чувство злости . Поэт убежден, что этот период жизни стал для него проклятьем, и «всему начало здесь, в краю моем родном».

Именно поэтому картина разрушающегося родового гнезда, которое автор посетил спустя много лет, вызвала у Некрасова чувство отрады . Поэт словно бы хоронил вместе со старым домом, вырубленной рощей и опустевшими полями свое безрадостное прошлое, которое ассоциируется у автора с болью, горечью и осознанием того, что он на своей родине почти так же бесправен, как и крепостные крестьяне. Это чувство вполне оправдано, так как юношей поэт был вынужден бежать из дома в Санкт-Петербург, провожаемый проклятьями отца, который грозился лишить его наследства. В итоге в родовом поместье из многочисленных наследников никто так и не захотел жить. Объясняя этот феномен, поэт отмечает, что в доме ему до сих пор чудится «глухой и вечный гул подавленных страданий». А единственным человеком, который ощущал себя здесь по-настоящему счастливым, был его отец.