Примеры волевого действия. Психология воли. В строении волевых действий выделяют несколько этапов

Характеристика простых и сложных действий

Все волевые действия подразделяются на простые и сложные.

Простые волевые действия состоят из трех структурных элементов: 1) мотив, совмещенный с целью; 2) исполнение действия; 3) оценка результата. Простые действия обычно не связаны со значительными волевыми усилиями и реализуются в форме навыков.

В каждом простом действии различаются сенсорный, центральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты . Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободили ему дорогу. В этом движении можно выделить все четыре компонента. Восприятие транспорта — сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко у проезжей части дороги, — центральный мыслительный; непосредственное передвижение — моторный, двигательный; удостоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону. — контрольный.

В различных движениях тот или иной из первых трех компонентов приобретает ведущее значение. Например, при стартовом рывке биатлониста доминирует моторный компонент, при стрельбе по мишени, когда успех действия зависит главным образом от зрительной работы, — сенсорный. При игре в шахматы или при записи формулы на доске, несмотря на наличие сенсорною и двигательного компонентов, ведущим является центральный, мыслительный компонент.

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и моторный компоненты. Эти движения называются сенсомоторными реакциями . Они характеризуются координационно-качественными и временными параметрами. Скорость, с которой человек может реагировать на раздражитель, называется временем реакции . Время реакции зависит: от модальности стимула; интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает время реакции); тренированности индивида; его установки на совершение данного действия; действующих органов тела (правая рука и нога реагируют на стимул быстрее, чем левая).

Двигательные реакции подразделяются на простые и сложные. Простая реакция — ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ на красный свет). Время простой сенсомоторной реакции в среднем равно 0,2 сек. Сложная реакция происходит при необходимости принятия решений (например, при красном свете — нажать на кнопку, а при зеленом — переключить тумблер).

При анализе действий, связанных с использованием техники, необходимо учитывать психофизиологические возможности человека, взаимодействующего с техникой, - оператора.

Время сложных сенсомоторных реакций в несколько раз превышает время простых реакций; оно рассчитывается по следующей формуле: время реакции (мс) = 270*n*(n + 1), где n — число возможных альтернатив.

Все устройства отображения информации и управления должны соответствовать ряду эргономических требований, предусмотренных соответствующими ГОСТами.

Приборы и сигнальные элементы должны быть сгруппированы по их функциям или отношению к отдельным управляемым агрегатам, наиболее значимые элементы должны быть выделены размером, формой и цветом.

Воспринимая и перерабатывая информацию, оператор затрачивает на это время. Приведем некоторые данные:

  • обнаружение сигнала — 0,1 сек;
  • фиксация предмета глазами — 0,28 сек;
  • опознание простого сигнала — 0,4 сек;
  • считывание показания стрелочного прибора — 1 сек;
  • восприятие цифры или транспаранта — 0,2 сек;
  • восприятие семизначного числа — 1,2 сек.

Время реакции на раздражители различной модальности различно . Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительные — на световые, самое длинное — на обонятельные и тактильные. При критических перегрузках световые сигналы должны быть заменены акустическими.

При управлении техникой кроме времени реакции необходимо также учитывать время движения органов человеческого тела и время взаимодействия оператора с органами управления .

Приведем данные о времени движения различных органов человеческого тела.

Характеристика движений — Время выполнения (сек):

  • Движение пальцами 0,17
  • Движение ладонью 0,33
  • Нажатие рукой, ногой на педаль 0,72
  • Сгибание и разгибание ноги 1,33
  • Сгибание и разгибание руки 0,72

Итак, психофизиологические исполнительские возможности человека имеют ряд ограничений.

На более высоких, интеллектуальных уровнях деятельности оператора возникают еще более сложные психологические проблемы. связанные с закономерностями памяти, мышления и принятия решений.

Основные характеристики памяти оператора: 1) объем запоминаемой информации; 2) скорость запоминания; 3) длительность сохранения; 4) полнота и точность воспроизведения; 5) готовность к воспроизведению.

Особенно интенсивно загружается оперативная память оператора (сохранение текущей быстро изменяемой информации). Средний объем оперативной памяти составляет 7 ± 2 символа.

Человек может устойчиво запомнить изменяющиеся данные не более чем двух одновременно происходящих процессов.

Основные функции оперативного мышления : принятие решений, планирование действий, решение оперативных задач. В ходе оперативного мышления оператор переводит образы воспринимаемых сигналов в динамический образ — моделирует состояние управляемого объекта. При непредвиденных отклонениях управляемого объекта от нормального режима функционирования, когда привычные способы регулирования непригодны для приведения системы в требуемое состояние, возникает необходимость быстрого решения оперативных нестандартных задач. Для этого требуется вычленение типичных ситуаций в данной технической системе и установление адекватного данной ситуации порядка действий.

Наибольшие трудности возникают, когда ситуация приобретает критический, нештатный характер.

У операторов технических систем должны быть сформированы критерии «степени угрозы» при оценке различных типов конфликтных ситуаций. Большие психические нагрузки связаны и с ситуациями, когда исполнительские действия совершаются в условиях с задержкой обратной связи, когда о результатах действия оператор узнает через длительный промежуток времени (управление крупнотоннажными кораблями, манипулирование радиоактивными элементами). Трудные задачи решает и организатор технологических и управленческих процессов. Иногда и здесь возникают ситуации, превосходящие возможности восприятия, памяти и мышления.

Рассмотренные выше действия имеют простую структуру. Они, как правило, совершаются стереотипно.

Более развернутую структуру имеют сложные волевые действия (рис. 1). В их структуре существенны стадии формирования цели, предрешения, моделирования значимых условий деятельности, программирование исполнительских действий, обработка текущей информации о достигаемых промежуточных результатах, текущая коррекция действий и оценка итогового результата.

Рассмотрим подробнее этапы сложного волевого действия .

Осознание возможностей удовлетворения актуализированных потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения)

Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей — процесс формирования цели действия.

Рис. 1. Структура сложного волевого действия

В сложных условиях поведения этот выбор нередко сопровождается столкновением противоречивых побуждений - борьбой мотивов. Борьба мотивов может быть кратковременной и очень длительной, связанной с большой затратой нервной энергии (иногда очень мучительной). Борьба мотивов — противоборство различных желаний. Прежде чем желание превратится в цель деятельности, человек оценивает, обосновывает его, взвешивает все «за» и «против». Особенно напряженно борьба мотивов происходит между желаниями личными и социально значимыми, между доводами чувства и разума. Эта напряженность усиливается, если предстоит принять ответственное решение.

Желания различаются по их уровню, т. е. по степени социальной значимости и эмоциональной силе. Так, известный герой М. Е. Салтыкова-Щедрина не мог определить, чего ему больше хочется — конституции или севрюжины с хреном. В этом гротеске тонко подмечена несопоставимость желаний различного уровня.

Если из двух желаний одного уровня одно становится более сильным, то борьбы мотивов не происходит. Сомнения и колебания возникают при выборе одного из вариантов в ряду одинаково сильных желаний. Волевое усилие здесь проявляется в способности человека руководствоваться своими принципами, жизненными позициями, в преодолении эмоций ради достижения значимой цели.

В деятельности различных людей не всегда имеет место противоборство мотивов. Часто люди руководствуются определенными постоянно доминирующими мотивами. Если эти мотивы социально ценны, то поведение человека социально адаптировано, т. е. приспособлено к требованиям социальной среды. Но некоторые люди руководствуются мотивами, не учитывающими требований среды, и их поведение становится социально неадаптированным.

Побудителями поведенческой активности являются потребности. Однако сами потребности и желания человека возникают, как правило, с учетом возможностей их реализации. Текущая ситуация сама по себе может формировать ситуативные мотивы — мотивы-стимулы.

Поведение человека направляется сложной системой факторов. комплексом мотивов. Так, в трудовой деятельности проявляется иерархия мотивов: выгоды, удовлетворенности, удобства. престижности, безопасности и др. От обшей направленности личности будет зависеть то, на каком месте окажется тот или иной из указанных мотивов, какова сила соответствующего мотива.

Кроме ценностных критериев личности на силу мотива могут влиять ясность, яркость, эмоциональность и доступность цели, имеющиеся навыки ее достижения, условия, содействующие ее достижению. Сила мотива, в свою очередь, влияет на характер совершаемого действия, например может притупить внимание к препятствиям и ограничениям. Стремясь достигнуть желаемой цели, люди нередко пренебрегают опасностями, идут на неоправданный риск, переоценивают вероятность желаемых событий и недооценивают вероятность нежелательных последствий. Можно выделить две общие стратегам поведения людей: устремленность к успеху или к избежанию неудачи . Все, что противоречит сформированной мотивации, вызывает чувство дискомфорта — когнитивный диссонанс . Собственная позиция человеку обычно кажется более правильной и справедливой, чем позиции других людей. Чтобы реализовать свою установку, люди часто выдвигают защитные мотивы, иногда и не соответствующие реальным условиям. Мотив — субъективное обоснование смысла конкретного целедостижения.

Но мотив не всегда точно отражает в сознании то, что действительно побуждало человека к действию. Иногда специальное побуждение человека к осознанию мотива собственного поведения приводит его к критической оценке своего поступка и изменению поведения.

Итак, исходными факторами деятельности являются потребности, установки, жизненные позиции человека, на основе которых формируются соответствующие мотивы деятельности. Возможная борьба мотивов завершается принятием решения.

Принятие решения — выбор из ряда возможных целей такой, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности

Принятие решения — выбор варианта поведения в ситуации неопределенности. Выбор может быть транзитивным - обоснованным, оптимальным, учитывающим условия развития событий, и нетранзитивным - неоптимальным, когда не анализируются реальные возможности, варианты развития событий.

Действия, совершающиеся без обоснованного расчета, без учета возможностей реализации планов, связаны с низким интеллектуальным уровнем субъекта, ограниченностью его оперативной и долговременной памяти, существенными дефектами в мотивационно-регуляционной сфере.

Различаются следующие типы принятия решений :

  • импульсивные решения (процессы построения гипотез явно преобладают над процессами контроля);
  • решения с риском;
  • уравновешенные;
  • осторожные;
  • инертные (контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими неуверенно и медленно).

Людям с высоким уровнем развития интеллекта свойственно преобладание уравновешенных типов решений и ограничение крайних типов (импульсивного и инертного), в экстремальных условиях они наиболее эффективно сочетают риск с осмотрительностью. Люди неуравновешенные предпочитают импульсивные решения, а люди инертные — осторожные, затянутые решения.

Принимая решение, человек стремится к максимальному успеху при минимальных потерях. Но разные люди по-разному оценивают выгоды и потери. Так, рискуя в каком-то деле повредить репутации, один человек безоговорочно отклоняет данное действие, другой колеблется, третий не придает этому риску значения.

Оперируя исходными данными в процессе принятия решения, человек загружает свою оперативную память, объем которой очень ограничен. Многие люди склонны облегчать напряжение, связанное с принятием решений, упрощая взаимосвязи между исходными данными, ограничивая необходимость сопоставления. Люди нередко игнорируют взаимосвязи между исходными данными, не прогнозируют возможное развитие событий.

Нередко приходится принимать решение в условиях неопределенности, предугадывать развитие событий. Определение вероятности того или иного события, т. е. относительной частоты его появления, служит основой принятия решения в рискованной ситуации.

Оценка вероятности события (если она не рассчитывается математическими методами) имеет субъективный характер. Обычно люди рассчитывают на типичные обстоятельства, учитывают только те события, которые ярко запечатлены в их памяти.

Люди склонны переоценивать вероятность маловероятных событий (например, вероятность выигрыша в лотерее) и недооценивать события с высокой вероятностью (например, неотвратимость наказания за преступление). Часто ошибочно полагают, что ожидаемые события, не наступавшие длительное время, должны наступить в ближайшее время.

Субъективные оценки очень устойчивы, а роль интуиции обычно переоценивается. Полагаясь на интуицию, люди часто принимают ошибочные решения. (Попробуем хотя бы приблизительно решить следующую задачу. Разделим мысленно земной шар на две половины. Далее, одну из половин также разделим на две части и т. п. Сколько примерно делений надо сделать, чтобы в последнем из них был получен атом? Сотни тысяч, миллионы или миллиарды? Мы интуитивно склонны согласиться с этими астрономическими цифрами. 13 действительности необходимо всего 80 делений.)

Принимая решение, люди стремятся найти ему соответствующее оправдание, убеждают себя в его правильности, преувеличивают достоинства избранного варианта действий и преуменьшают его недостатки.

Не существует эталонных решений, правильных для всех случаев жизни. Правильность того или иного решения зависит от принципов, на основе которых оно принималось, объективной значимости учитываемых факторов, их полезности в данной ситуации, для данной личности и общества (рис. 2).

Принятие решения обычно сопровождается субъективным ощущением некоторого облегчения (так как при этом снимается напряжение, характерное для борьбы мотивов), положительным эмоциональным переживанием, которое активизирует деятельность. Принятие решения завершается окончательным формированием цели действия.

Цель действия

Это психическая модель его будущего результата, которая в дальнейшем и выступает системообразующим фактором организации всех средств ее достижения .

Цель определяет значимость всего того, что имеет к ней то или иное отношение, организует поле сознательной сферы субъекта. Наши цели подчиняют себе и наше восприятие, и наше мышление, и нашу память. Лишь в отношении к нашим целям определенное воздействие приобретает информационный характер.

Целеобразование и целедостижение — основная сфера сознательной деятельности человека . Благо, как говорил еше Аристотель, достигается двумя обстоятельствами — правильным определением целей и видением средств их достижения.

Основные цели жизни определяют главное содержание жизнедеятельности человека, его личностные смыслы и ценности.

Удовлетворите все желания человека, говорил К. Д. Ушинский, но отнимите у него цель в жизни и вы увидите, каким несчастным и ничтожным существом станет он. Цель в жизни — сердцевина человеческого достоинства и счастья.

Рис. 2. Детерминация поведенческих решений

Основные цели человека определяются общественными факторами, теми социальными силами, которые определяют его развитие. Однако эти факторы воздействуют на личность опосредованно, через активную жизнедеятельность самой личности.

Направленность действия на значимую для данного индивида цель, достижение которой связано с возможностью неуспеха, опасными последствиями, называется риском . В поведении людей проявляются как боязнь риска, избежание его, так и повышенная склонность к риску.

Осознание задачи и выбор способов деятельности

Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются возможные пути и средства ее достижения. Деятельность человека протекает в определенных условиях и зависит от них. Соотнесение цели деятельности с данными условиями и есть осознание задач деятельности.

Условия деятельности могут быть специально заданными (например, в математической задаче), но в большинстве случаев должны быть выявлены в результате исследования исходной ситуации. Выбор способов действия также связан с более или менее значительной борьбой мотивов, поскольку одни способы могут быть доступными, но противоречащими нравственным нормам, другие — социально одобренными, но лично неприемлемыми.

Итак, соотнося цель деятельности с условиями, человек вновь принимает соответствующее решение о достижении цели совокупностью конкретных действий, а затем формирует программу их реализации.

Формирование программы, ориентировочной основы действий

Уже при выборе цели действия обычно намечаются средства ее достижения, но после окончательного принятия решения о способах достижения цели в данных условиях формируются развернутая программа действия, внутренний план действия, его ориентировочная основа.

Ориентировочная основа действия — система представлений о критериях эффективности данного действия. Человек действует в зависимости оттого, на базе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает.

Прежде чем осуществить физическое действие с материальным объектом, человек совершает эти действия в уме с идеальными образами вещей. Всякое действие выполняется в результате знания принципа действия, установления связи между целью и способами се достижения. Это знание регулирует, ориентирует действие; формируя ориентировочную основу действия, человек преобразует в уме исходные условия в систему, необходимую для достижения цели.

Исполнение действий и его текущая корректировка

Действия исполняются определенным способом — системой операций, обобщенных действий. В трудовых процессах способы действия в известной мере предопределяются орудиями труда, правилами их применения (молоток — для внедрения одного объекта в другой, клещи — для изъятия объекта и т. п.). Но в зависимости от уровня своего психического развития, опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами. Способы действия людей отличаются количеством промежуточных операций, объединенностью отдельных операций, точностью и быстротой действия. У каждого человека вырабатываются стереотипы, привычные способы выполнения действий: характерный способ удерживания предметов (ручки, сигареты, ложки, ножа и т. п.), своеобразная манера их использования. Исполнительские действия — система простых действий, реализуемая комплексом движений.

Физические действия — движения — имеют определенные механические характеристики: траекторию, скорость или темп (скорость повторяемости циклов) и силу. Во многих случаях успех деятельности зависит от времени реакций (скорости ответа на внешний сигнал). Так, от скорости реакции на сигналы опасности зависит безопасность дорожного движения, от скорости реакции вратаря — исход хоккейного матча, от скорости реакции оператора пульта управления — безаварийность работы.

Время реакции зависит от готовности реагировать на соответствующий сигнал, типа нервной системы, возраста и пола человека, его психического состояния. Время реакции значительно увеличивается в конфликтной и тревожной ситуации.

Словесно-ассоциативная реакция отличается по времени от сенсомоторных. Реагировать словом труднее, чем движением, словесные реакции замедлены (на 0,3-0,5 сек).

Внешнее действие исполняется системой движений, которые контролируются на основе данных, поступающих в мозг от разных органов чувств, находятся под сенсорным контролем . Физическое действие совершается благодаря непрерывному мышечному и зрительному контролю и выполнению поправочных движений. Например, с закрытыми глазами действия совершаются неточно, а если надеть на глаза призматические очки, то многие действия вообще невозможно выполнить. Коррекция действия производится на основе анализа промежуточных результатов и изменений во внешней обстановке. Так, тормозя автомобиль нажатием ноги на педаль тормоза, водитель соотносит свое движение с состоянием дороги, опасностью сложившейся ситуации, весом машины, качеством покрышек и т. д.

Цель действия определяет те ориентиры, по которым корректируются действия. Так, выполняя торможение с целью обеспечить наибольшую его безопасность, водитель будет соотносить свои действия уже с другими чувственными ориентирами. Реально получаемые результаты всех операций постоянно сопоставляются с ранее заданной динамической моделью действия . Неточные действия исправляются в результате анализа причин недостижения цели. При этом иногда может оказаться, что сама ориентировочная модель действия была сформирована ошибочно. В данных ситуациях проявляется уровень критичности мышления личности.

Система приемов, обусловленная целью, мотивами, условиями действия и психическими особенностями действующего лица, называется способом действия . Он определяется ориентировочными, психическими и сенсорно-моторными особенностями субъекта и указывает на меру психических возможностей индивида.

В способе действия проявляются психофизиологические и характерологические особенности человека, его знания и умения, навыки и привычки, нейрофизиологической основой которых служит динамический стереотип . Индивидуализированная стереотипность действий дает возможность идентифицировать личность по способу действия.

Способ совершения действий нельзя сводить к автоматизмам двигательных навыков. Особенности психомоторики сочетаются в способе с особенностями мышления, памяти, жизненным опытом, общими способностями и темпераментом индивида. Такое сложное сочетание многообразных факторов дает неповторимую индивидуализацию поведенческого акта, проявляющуюся, в частности, в преступлении.

Итак, достижение цели зависит от силы исходной мотивации, способности индивида к мобилизации своих психофизиологических возможностей, от анализа и корректировки промежуточных результатов. Обычно люди стремятся к наилучшему выполнению деятельности в соответствии с общепринятыми стандартами качества.

Одни люди во что бы то ни стало стремятся достичь успеха, проявляя большую инициативу и не боясь риска неудачи. Другие стремятся прежде всего избегать любой неудачи, уклоняться от таких видов и способов деятельности, которые связаны с риском, необходимостью проявлять инициативу и нести ответственность; люди такого психического склада предпочитают стратегию поведения, которая сводит к минимуму возможность нанесения ущерба своему престижу.

Достижение результата деятельности и его итоговая оценка

Целесообразность поведения определяется прежде всего достижением результата.

Нейрофизиологические механизмы результата как структурного элемента действия были поставлены в центр внимания академиком П. К. Анохиным. «По сути дела, рефлекс, «рефлекторный акт» и «рефлекторное действие» интересны только исследователю — физиологу или психологу. Животному же и человеку всегда интересны результаты действий». Биологические системы постоянно работают на основе обратной связи, постоянно сопоставляют достигнутый результат с ранее сформированной целью.

Существует, однако, специфика обратной связи в деятельности человека в отличие от поведения животных. Она состоит в том, что цели деятельности человека, как правило, не связаны с непосредственным удовлетворением биологических потребностей. Достигаемый результат действия не всегда является непосредственным биологическим подкреплением, как в поведенческих актах животных (результативность агрессивного акта хищника определяется наличием пищи в его пасти). Человек же в большинстве случаев оценивает достигнутый результат. Результат деятельности оценивается не по формальному достижению цели, а по тому, насколько он удовлетворяет соответствующую потребность и отвечает мотивам деятельности. Результат деятельности может не совпадать с желанием и стремлениями человека, и тогда совершается другой поведенческий акт. Цель лишь критерий правильности продвижения деятельности к запланированному результату. Полученный же результат рассматривается с точки зрения его соответствия тому побуждению, которое вызвало действие. Только это соответствие является критерием успешной деятельности. Правильность выполнения практического действия выявляется непосредственно в его результате, правильность выполнения познавательных действий контролируется и оценивается при помощи других контрольных действий. Необходимость обратной связи в действиях тем меньше, чем более высок уровень ориентировочной (теоретической) основы действия. Действия нравственного характера оцениваются с позиции их соответствия моральным нормам.

Деятельность, не приводящая к успеху, видоизменяется. При сохранении прежнего мотива меняются цель и программа деятельности. В настойчивом достижении необходимого результата и проявляется сущность воли.

Удовлетворение результатом закрепляет образ данного акта поведения, облегчает его повторение в будущем.

Таблица 1. Обусловленность волевых психических состояний структурными этапами сложного волевого действия

Этапы деятельности

Волевые состояния

Осознание ряда целей, которыми можно удовлетворить возникшую потребность

Мотивационные состояния, состояние целеполагания, борьбы мотивов

Принятие решения о достижении определенной цели

Решительность, целеустремленность

Осознание задач и способов достижения цели

Принципиальность, самостоятельность

Исполнение действия и его текущая коррекция

Настойчивость, упорство, толерантность (терпимость к трудностям), выносливость

Итоговая оценка результата действия

Критичность

В большинстве случаев деятельность человека осуществляется во взаимодействии с другими людьми. В этих условиях ведущее значение приобретает психология межличностных отношений . Успех групповой деятельности в значительной мере зависит от психологической совместимости индивидов и их групповой сплоченности.

Систематически совершая социально значимые и результативные действия, индивид формирует у себя систему положительных личностных качеств — психика человека формируется в его деятельности.

Сознательная регуляция деятельности требует системы волевых психических состояний: инициативности, целеустремленности, уверенности, решительности, настойчивости и др. Эти волевые состояния проявляются в совокупности на протяжении всей деятельности. Однако на отдельных се этапах определенные волевые состояния приобретают ведущее значение. Так, выбор цели связан прежде всего с состоянием целеустремленности, принятие решения — с состоянием решительности, исполнение действия — с состоянием настойчивости (табл. 1).

Волевое действие, как мы знаем, предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать,- прежде чем действовать фактически, он действует мысленно.

С другой стороны, волевое действие - это действие в затруднённых условиях, действие, связанное с преодолением каких-либо препятствий. Отсюда следует, что «мысленное действие», предшествующее фактическому, не может ограничиться простым сознаванием цели и средств её достижения, а включает в себя сложный процесс обсуждения различных возможностей: действовать или воздержаться от действия, в каком направлении действовать, каким путём и какими способами действовать. Этот процесс заканчивается принятием решения.

За принятием решения следует переход от «мысленного действия» к фактическому, т. е. приведение этого решения в исполнение.

Таким образом, мы можем выделить две основные стадии волевого действия:

  1. подготовительную стадию- «мысленное действие»,- заканчивающуюся принятием решения,
  2. завершающую стадию - «фактическое действие»,- заключающуюся в исполнении принятого решения.

В тех случаях, когда действовать надо немедленно, решение и исполнение непосредственно следуют друг за другом, решение непосредственно переходит в исполнение.

Примером волевого действия такого типа может служить эпизод в романе Н. Островского «Как закалялась сталь», когда Корчагин, военком батальона, на манёврах территориальных частей получает от начальника штаба полка приказание слезть с лошади и участвовать в манёврах пешком. Приказание отдано в очень резкой форме с оттенком насмешки над инвалидностью Корчагина.

«Корчагина словно хлестнули плёткой. Рванул коня уздой...» Несколько минут в нём «боролись два чувства: обида и выдержка». Победило второе: «Корчагин был военком батальона, этот батальон стоял за ним. Какой же пример дисциплины показал бы он ему своим поведением!..» Решение беспрекословно подчиниться приказанию, несмотря на несправедливость и резкость его, тотчас переходит в исполнение: «Он освободил ноги из стремян, слез с лошади и, превозмогая острую боль в суставах, пошёл к правому флангу».

В других случаях решение касается не отдельного и притом безотлагательного действия, а направления и характера деятельности, растягивающейся иногда на очень долгое время и состоящей из многих отдельных действий, не поведения в данный момент, а программы будущего поведения, не того, как поступить сейчас, а того, как поступать в будущем в определённых ситуациях. Человек может принять решение окончить школу отличником, не курить, определённым образом держать себя с тем или другим человеком и т. п.

Примером решения такого типа может явиться другой эпизод из той же книги Н. Островского, когда Корчагин, до конца поняв грозный ход своей болезни, стал перед вопросом: «Как же должен он поступить с собой сейчас, после разгрома, когда нет надежды на возвращение в строй?.. Что же делать?.. » Два направления чувств и мыслей борются в нём. Одно ведёт к самоубийству: «Для чего жить, когда он уже потерял самое дорогое - способность бороться?.. Умел неплохо жить, умей во-время и кончить». Другое ведёт к тому, чтобы найти возможность сделать свою жизнь полезной, несмотря на болезнь; самоубийство - «самый трусливый и лёгкий выход из положения.. Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной».

В течение долгих часов, проведённых в старом парке приморского города, Корчагин, по его выражению, «устроил заседание «политбюро» и вынес огромной важности решение» - вырваться из железного кольца и вернуться в строй с новым оружием в руках.

В таких случаях принятие решения приводит не прямо к исполнению, а к возникновению намерения, представляющего собой внутреннюю настроенность действовать в будущем в определённом направлении.

Однако намерения имеют значение не сами по себе. Они нужны только как подготовка к действию. Человек, вооружённый самыми хорошими намерениями, но не реализующий их в деятельности,- человек слабой, а не сильной воли. Воля проявляется в принятии решения, но гораздо больше проявляется она в исполнении этих решений. Множество людей принимают решение и вооружаются намерением бросить курить, но обнаружит сильную волю в этом вопросе только тот, кто сумеет осуществить это решение.

Решение и намерение - необходимые звенья волевого действия, но важнейшим, центральным пунктом его является исполнение решения.

Первая подготовительная стадия волевого действия, заканчивающаяся принятием решения, может протекать различно. При наличии внутренних препятствий начальная стадия волевого действия иногда принимает характер борьбы мотивов.

Внутренние препятствия, как мы знаем, выражаются в конфликте противоречащих друг другу побуждений. Этот конфликт и развёртывается в борьбу мотивов, включающую в себя взвешивание, обсуждение, оценку противоречащих желаний, стремлений, чувств. В обоих приведённых эпизодах из жизни Павла Корчагина мы наблюдаем такого рода борьбу мотивов: в первом случае борьбу между чувством обиды и выдержкой, дисциплинированностью, во втором случае - между отчаянием и тягой к «бумажному героизму», с одной стороны, и стремлением к борьбе, железной настойчивостью и чувством долга подлинного большевика - с другой.

При борьбе мотивов дело идёт о цели и направлении действия, а не о способах выполнения его. Принимаемое решение касается того, что делать, а не того, как делать. Перед Корчагиным в первом эпизоде стоит вопрос о том, исполнить ли беспрекословно несправедливое приказание, а не о том, каким способом его исполнить.

Борьба мотивов в подлинно волевом действии - это борьба между сознанием долга, чувством долга и какими-либо противоречащими долгу побуждениями.

У Корчагина в эпизоде на манёврах происходит борьба между чувством обиды, готовым перейти в аффективную вспышку («Рванул коня уздой..»), и сознанием того, что он должен показать своему батальону пример дисциплины. Сущность внутренней борьбы Корчагина во время долгих размышлений его в старом парке сводится к решению вопроса: как он должен поступить? Чего требует от него долг большевика?

В других случаях в подготовительной стадии волевого действия на первое место выдвигается выбор способа действия. Чаше всего это бывает в тех случаях, когда трудность заключается в преодолении внешних, а не внутренних препятствий: нет конфликта мотивов, цель действия ясна, но не ясно, какими путями можно достичь этой цели, как преодолеть трудности, стоящие на пути к ней. В этих случаях нужно произвести выбор между разными способами действия, нужно, иначе говоря, составить план действия. Решение здесь должно касаться не вопроса о цели, а вопроса о средствах и путях достижения её.

Возьмём снова пример из книги Н. Островского «Как закалялась сталь ». Павел Корчагин встречает на шоссе петлюровца, ведущего арестованного Жухрая. «Сердце Корчагина заколотилось со страшной силой Мысли бежали одна за другой, их нельзя было схватить и оформить. Слишком мал был срок для решения. Одно было ясно: Жухрай погиб. И, смотря на подходивших, Павел затерялся в рое охвативших его чувств. «Что делать?» В последнюю минуту вспомнил: в кармане револьвер. Как только пройдут мимо, выстрелить в спину вот этому, с винтовкой, и тогда Фёдор свободен. И от мгновенного решения прекратилась пляска мыслей». Он поравнялся с Жухраем, наступает мгновенье, когда надо действовать. «Но голову сверлила тревожная мысль: «Если я выстрелю в него и промахнусь, то пуля может попасть в Жухрая... » Разве можно было думать, когда петлюровец уже был рядом? И случилось так: с Павлом поравнялся рыжеусый конвоир; Корчагин неожиданно бросился к нему и, схватив винтовку, резким движением пригнул к земле».

Ни о какой борьбе мотивов здесь нет и речи. Огромное напряжение всех психических сил целиком направлено в одну сторону: отыскать способ действия, план действия. Несмотря на очень короткий срок, в душе Павла развёртывается сложный ряд процессов. Сначала растерянность, недоумение, «рой» сменяющих друг друга чувств и мыслей. Затем мгновенно возникает первое решение, и «пляска мыслей» прекращается. Но когда уже подходит время действовать, когда, казалось бы, некогда думать, выясняется неудовлетворительность этого решения, и буквально в последние мгновенья оно заменяется новым: не стрелять, а вырвать винтовку из рук конвоира. Возникновение этого последнего решения так тесно слито во времени с исполнением, что самому Корчагину его действия представляются «неожиданными». На самом деле и в этом случае «фактическому действию» предшествовало «мысленное», исполнению предшествовало решение, хотя они и отделялись друг от друга всего лишь незначительной частью секунды.

Выбор способа действия требует работы мысли и иногда очень сложной работы (у Корчагина «мысли бежали одна за другой», «прекратилась пляска мыслей», «голову сверлила... мысль», «разве можно было думать?.. » и т. д.). Однако составление плана, входящее в волевое действие, является не только мыслительным, но и волевым процессом, поскольку план составляется не как «план вообще», не как план действий, теоретически возможных в данной ситуации, а как мысленное предвосхищение реального действия, как обязательство для исполнения. Каждый из нас может, мысленно став на место Корчагина, решать задачу за него, отыскивая наилучший в его положении способ действия. Но наша психическая деятельность в этом случае будет только мыслительной, тогда как у него она была одновременно и мыслительной и волевой.

При преодолении как внутренних, так и внешних препятствий воля проявляется в уменье заставить себя сделать то, чего требует чувство долга.

Развитое чувство долга - ценнейшее качество человека и самое важное условие формирования морально воспитанной воли. Вырастая в самый сильный мотив человеческих действий, чувство долга ведёт к совершению подвигов, делает человека героем.

В день юбилея Красной Армии, 23 февраля 1943 года, на привале состоялось комсомольское собрание батальона 254-го Гвардейского стрелкового полка. Обсуждали, как лучше выполнить боевой приказ - взять деревню Чернушку.

На собрании выступил комсомолец Саша Матросов - молодой белокурый паренёк с автоматом на груди. Оглядев товарищей, он сказал торжественно и властно:
- Мы выполним приказ! Я буду драться с немцами, пока мои руки держат оружие, пока бьётся моё сердце. Я буду драться за нашу землю, презирая смерть!
Всю ночь батальон шёл бездорожьем, через лес. На остановках Саша Матросов не один раз говорил в эту ночь своим друзьям:
- Ну, братва, помни уговор наш: воевать, так воевать. Надо будет - умри, а дело сделай. Подступы к деревне Чернушке преграждали три вражеских дзота; два фланговых удалось блокировать, но центральный дзот вёл яростный огонь и не давал возможности пересечь поляну, отделявшую позицию батальона от деревни. Группы автоматчиков, высылавшиеся для ликвидации дзота, погибали, как только выползали на поляну. Нельзя было прорваться к деревне, не остановив, хотя бы временно, огонь вражеского пулемёта.

Саша Матросов скрытно подполз сбоку к дзоту и дал очередь по амбразуре. Его пули попали в амбразуру; пулемёт замолчал, но через несколько секунд снова ожил. Тогда Матросов вскочил на ноги, рванулся вперёд и своим телом закрыл амбразуру. Огонь мгновенно прекратился. Воины бросились вперёд, и дзот был взят.

Так комсомолец Саша Матросов сдержал своё слово и действительно до конца выполнил свой долг. Решимостью пожертвовать своей жизнью он заслужил высокое право на бессмертие. Гвардии рядовой Герой Советского Союза Александр Матросов навечно зачислен в списки роты, с которой он шёл в бой под Чернушкой.

  1. Понятие воли и волевого действия. Структура волевого действия.
  2. Функции воли.
  3. Физиологические основы воли.
  4. Волевые качества личности.
  5. Индивидуальные особенности воли.
  6. Диагностика.

1. Понятие воли и волевого действия. Структура волевого действия

Воля – это способность души, определяющая и побуждающая активность человека (К.К. Платонов).

Воля – это способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления (Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь).

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков (Маклаков А.Г.; Гамезо М.В.).

Таким образом, главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности.

К внутренним (субъективным) препятствиям можно отнести усталость, страдание, желание развлечься, инертность, леность человека и др.; к внешним – время, пространство, физические свойства вещей (нет инструментов или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута) и др.

В психологии проблема воли существует в двух вариантах: первый представлен традиционной проблемой самодетерминации, второй – проблемой саморегуляции. Волевая регуляция в варианте самодетерминации происходит через изменение смысла действия, обеспечивающего его побуждение, или, наоборот, его торможение. Изменение смысла действия – необходимый психологический механизм волевого действия. Так, по мнению Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может происходить на трёх уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:

1)на сенсорно-перцептивном уровне образы, регулирующие движения и действия, управляют поведением субъекта вне зависимости от его желания; действия непроизвольные – действия, совершаемые без постановки цели, неосознаваемые, совершаемые под воздействием восприятия (отдёрнул руку от горячего и пр.). Импульсивные действия – это действия, «запущенные» стимулом, совершаемые мгновенно, без обдумывания, кратковременные и нередко немотивированные.

Например, бывают случаи, когда человек осознаёт то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия и принято называть импульсивными. Степень их осознания резко снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, Воля связана с мыслительной деятельностью (выбор цели и средств для её достижения; выполнение задуманного действия) и чувствами.


2)на произвольном уровне действия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь действия производятся самим субъектом по определённому мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности остаются невключёнными; действия произвольные – действия, совершаемые с постановкой цели, свободно выбранные, осознанные и мотивированные; на рис. 1 представлен механизм произвольного действия.

Рис.1. Механизм произвольного действия

3)волевая регуляция возникает тогда, когда человек встречается с препятствиями, трудностями. На этом уровне личность становится субъектом деятельности. На этом уровне человек вынужден создавать дополнительные мотивы (смыслы действия) и действие выполняется не ради первоначального мотива, а ради личностных ценностей человека или других людей. Таким образом, волевая регуляция – это подключение к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравственных. Чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевые действия.

Волевая регуляция есть высший уровень регуляции, являющийся разновидностью произвольного регулирования, особой формой его проявления (Иванников В.А., Веккер Л.М. и др.).

В настоящее время наиболее перспективным является системное изучение процессов, принимающих участие в регуляции деятельности и поведения человека, овладения им самим собой (Абульханова-Славская К.А., Конопкин О.А., Калин В.К., Шульга Т.И. и др.).

Волевая регуляция как высший уровень произвольной регуляции нацелена на совершенствование деятельности и поведения человека, а в конечном итоге на изменение его личности, т.е. волевая регуляция, с одной стороны, направлена на изменение результатов конкретной деятельности, а с другой – на самоизменение. Функциональная структура процесса волевой регуляции состоит из трёх компонентов : 1)мотивационно-побудительное звено (цель, мотивы); 2)исполнительское звено (способы действий и поведения как внешние, предложенные кем-то, так и внутренние, выработанные самими; 3)оценочно-результативное звено (результаты действий и результаты самоизменения субъекта).

На рис. 2 представлен механизм волевого действия.

Потребность - Мотив Цель План Реализация плана Рефлексия

Рис.2. Механизм волевого действия

(М1 и М2 – дополнительные мотивы)

Волевая регуляция – высший уровень произвольной регуляции. Она характеризуется намерением, целенаправленностью, осознанностью, принятием решений, идущих от субъекта. Волевая регуляция реализуется в условиях преодоления субъективных и объективных трудностей, изменений в мотивационно-побудительной сфере деятельности и нацелена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности и собственной личности.

Волевые действия – это действия, которые характеризуются следующими особенностями:

1)имеют целенаправленный характер;

2)поставленная цель осознаётся (отражается во второй сигнальной системе, т.е. обозначается конкретными словами);

3)на пути к цели преодолеваются внешние (внутренние) трудности (Гамезо М.В.; Маклаков А.Г. и др.).

Следует отметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствий является волевым: например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны, прежде всего, внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь её.

Волевые действия бывают простыми и сложными . Простые волевые действия привычны, препятствия легко преодолимы (например, «Так не хочется сегодня делать зарядку, обливаться холодной водой, но… я ведь решил закаливаться, и я буду всё это делать».). Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится человеком, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели. Сложные волевые действия включают в себя целый ряд более простых, связаны с преодолением внутриличностных конфликтов и внешних препятствий, требуют больших усилий (например, подготовиться к экзамену, завершить образование, добиться успехов в спорте, преодолеть негативные черты характера, сформировать желаемое качество личности, выбрать или сменить профессию, вступить в политическую партию, выбрать супруга, поменять место жительства и др.). Они служат основой трудовой, учебной и других видов деятельности. Профессиональный и личностный рост человека невозможен без осуществления сложных волевых действий.

Например, чтобы получить профессию учителя, нужно поступить в педагогический университет, полностью выполнить все учебные программы, прочитать и усвоить большое количество специальных источников, сдать необходимое количество зачётов и экзаменов. Цель конечная – стать учителем – может быть привлекательной, но для её достижения потребуется выполнять действия, многие из которых выступают для человека как трудные, нежелательные, неприятные. В то же время у него возникают актуальные потребности и мотивы, желания, непосредственно не связанные с этой целью, но в данный момент являющиеся для него наиболее привлекательными – чтение, спорт, отдых и многое другое, от чего быстро и легко можно испытать чувство удовольствия.

Чтобы эффективно выполнять учебную деятельность, студенту придётся убеждать или заставлять себя совершать менее привлекательные и более трудные действия, отказываясь от более лёгких и приятных, что может вызывать усталость, утомление, раздражение. Данные чувства также требуют преодоления, иначе они будут ухудшать результаты работы. Понадобиться делать выбор между тем, что хочется, и тем, что необходимо, разрешать внутриличностный конфликт.

Обучение в вузе часто сопряжено с преодолением различных внешних препятствий, например, переездом в другой город, устройством жилья, поиском нужной литературы, соблюдением режима и т.п. Преодоление этих препятствий также требует от человека реализации волевых действий. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает.

Пример сложного волевого действия: альпинисты, решившие покорить горную вершину, начинают свою подготовку задолго до восхождения. Сюда включаются тренировки, осмотр снаряжения, подгонка креплений, выбор маршрута и т.д. Но главные трудности ждут их впереди, когда они начнут своё восхождение. Или: когда человек хочет утолить жажду, он встаёт, наливает воду в стакан и т.д.

Вместе с тем следует учитывать, что высокая субъективная значимость цели, острота противоречивых тенденций во внутреннем конфликте, трудности преодоления внешних препятствий могут превысить возможности человека, оказаться непосильными. Например, если юноша выбирает профессию без учёта своих реальных способностей, спортсмен ставит перед собой нереальную цель, то каждый из них может потерпеть неудачу, не сумев выполнить задуманное, не достигнув поставленной цели и испытывая при этом горечь разочарования.


1) Простые волевые действия обычно состоят из двух звеньев - постановки цели и исполнения. Например, вы заметили, что у идущего впереди вас мужчины из папки выпала газета. У вас тут же возникает мысль-решение "поднять и передать газету". Вы поднимаете газету, догоняете мужчину и отдаете ему газету.

В этом примере ярко выражены указанные выше два звена волевого действия - постановка цели и исполнение. Подобные действия не характеризуют воли человека. В условиях повседневной жизни, многократных повторений они автоматизируются и переходят в непреднамеренные акты.

(например, когда вы просыпаетесь, то обычно сразу встаете с кровати. Даже если вставать очень не хочется, вам не потребуется предпринимать слишком много усилий и действий, чтобы достичь цели).

Уровень сформированности воли человека характеризуют сложные волевые действия и поступки. Успешная сдача экзамена по "нелюбимому" предмету, осуществление мечты - поступление на физико-математический факультет института, завоевание звания чемпиона на спортивных соревнованиях, изготовление какого-либо предмета (например, вешалки, табурета, приемника и т.п.) своими руками, овладение новой профессией - все эти сложные волевые действия ярко свидетельствуют о воле конкретной личности.

2)Структуру сложного волевого действия составляют три звена: осознание и постановка цели, планирование и исполнение.

1. Постановка цели (подготовительный этап ) – Как правило, начальным моментом волевого действия является осознание цели действия, мысль о том, что будет достигнуто в результате волевого усилия. Осмысленная, сознательная цель, поставленная человеком, обусловливает способ и характер его действий, поведения. Если цель не ясна, не представлена в сознании четко, действие человека будет лишено целенаправленности. Стимулом осознанных волевых действий, поведения человека могут служить самые различные потребности (как физиологические, так и социальные). Необходимо отметить, что постановка цели не протекает гладко и спокойно, а как правило, наоборот, сопровождается борьбой мотивов (это столкновение противоположных побуждений между которыми нужно сделать выбор, что бы сделать выбор необходимо волевое усилие. Эта борьба мотивов обусловливается не только тем, что основой мотивов служат самые различные потребности, но и тем, что они по-разному отражаются в сознании людей. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека. (Например, принятие студентом решения, идти с товарищем или подготовиться к семинару или к экзамену, - означает борьбу мотивов разных нравственных уровней (между предвкушением удовольствия от общения или фильма и необходимостью заниматься) и требует значительных волевых усилий. То есть мысль о цели действия обязательно означает принятие ее, решение действовать именно так, а не иначе. Часто можно наблюдать, как человек понимает важность конкретной цели, необходимость ее реализации, вместе с тем он еще обдумывает ее окончательное принятие, взвешивает все за и против нее и затем только принимает окончательное решение. Осознание цели и окончательное решение принять ее - это определенные этапы волевого действия и часто не совпадают по времени. Между осознанием цели и решением принять ее нередко наблюдается значительный, и по времени, и по характеру нервного напряжения, период колебания между согласием с целью и возражениями против нее. В зависимости от содержания мотивов, с которыми связано принятие цели и отказ от нее, будут характеризоваться эти колебания, доходящие в ряде случаев до внутреннего конфликта. Часто у человека возникает не одна, а несколько целей, несовместимых друг с другом, и требующих выбора одной из них. Следует подчеркнуть, что в выборе цели действий проявляется подлинная воля человека, выражающаяся в умении подчинять свои действия и поступки требованиям объективной необходимости, и главное - целям, имеющим общественное значение. Важную роль наряду с ясностью, осознанностью цели играет ее доступность, когда человек, используя имеющиеся у него знания, умения, навыки, способности, имеет возможность достичь конкретной цели. Если цель превышает возможности человека и у него недостаточно знаний, умений для ее осуществления, он может достичь ее только частично. Обычно люди ставят те цели, которые они могут достичь. Частая постановка целей, которых человек не может достичь, приводит лишь к ослаблению воли, к неверию в свои силы, к привычке не доводить до конца начатое дело. Но сказанное не означает, что надо ставить только легкие цели, для достижения которых не требуется преодоление больших трудностей, проявление силы воли. Легкие цели лишь ослабляют волю, не способствуют выработке желания и умения бороться с трудностями, желания и умения преодолевать их. Важно, чтобы поставленные цели действий были доступны человеку, но вместе с тем требовали бы значительных усилий. Только такие цели действий развивают и закаляют волю, формируют волевые свойства и качества личности. В том случае, когда цель доступна, но ее трудно достичь, человек ставит целую цепь промежуточных целей и последовательно борется за них. Выполнение действий, вызываемых промежуточными целями, требует определенного предвидения результатов этих действий, что обусловливает необходимость их планирования.Постановка, планирование промежуточных целей особенно важна тогда, когда конечная цель, поставленная человеком, является отдаленной перспективой деятельности.

2. Планирование - То есть после определения и постановки цели происходит планирование исполнения. Человек решает новую задачу - найти самый правильный и короткий путь к достижению цели. Этот этап характеризуется активной работой мысли, анализом и сравнением, всех условий, в которых должно протекать действие. Иногда наблюдается "борьба планов". В любом случае необходимо хорошо обдумать все действия, заранее запланировать процесс их выполнения. (чел обдумывает пути и средства достижения цели, выбирает среди них рациональные. Приходится применять волевое усилие. В отличие от первого этапа, оно отчетливо осознается и чел видит трудности и активно борется с ними, т.е чел сознательно регулирует свою деятельность. Иногда волевое усилие сопровождается переживаниями. Величина волевого усилия будет зависит от силы мотива и близости достижения цели. Чем сильней мотив и чем ближе цель, тем эффективней выполнение деятельности, и тем меньше волевое усилие необходимо).

3. Выполнение – Однако при всем значении постановки цели и планирования решающим является исполнение. Только при окончательном выполнении человеком действия, доведении дела до конца мы говорим о его силе воли, о волевых качествах его личности. Как и предварительные этапы, исполнение сопровождается борьбой с целым рядом препятствий. Преодоление значительных трудностей и препятствий свидетельствует о наличие высокого уровня воли у данной личности, характеризующей ее целеустремленность, решительность и настойчивость. (человек применяет волевое усилие, здесь оно выступает как форма эмоционального стресса – т.е человек мобилизирует внутренние ресурсы организма, (включ основные познавательные и мыслит процессы), нужно создать дополнительные мотивы к действию, которые либо отсутствуют, либо недостаточны)

Существуют и другие классификации структуры волевого акта, с ними вы ознакомитесь самостоятельно в литературе, которую мы с вами записали в самом начале нашей лекции.

Выводы: Мы с вами рассмотрели что волевые действия бывают простые и сложные. Сложные состоят из 3х этапов (постановки, планировании и выполнении), а простые из 2х звеньев (постановки и исполнении). Воля характеризуется 3-мя положениями.

Есть ли у вас какие-либо вопросы по структуре волевого действия?

ВЫВОДЫ:

Подведем итог нашей лекции:

Воля – это высший уровень саморегуляции, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности. Присуща только человеку.

Давайте запишем основные характеристики воли:

Воля может характеризоваться 3мя положениями:

1) по психологическому статусу волевое действие, это действие с 2мя смыслами. Первый задается мотивом реальной ситуации (обстоятельство), второй-мотивом воображаемой ситуации (цель)

2) необходимость волевого поведения возникает тогда, когда обнаруживается недостаток или нежелательность побуждения в действии.

3) По организации волевое действие есть дважды произвольное. Произвольность используется при способе осуществления действия и при выборе мотива.

Любую деятельность человека можно разложить на конкретные действия. При этом все действия делятся на две большие группы:

Произвольные,

Непроизвольные.

Произвольные действия осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Из чего состоит такое действие, например, как питье воды? Или - что точнее - из чего оно может состоять:

Эти отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков . Главная функция воли - сознательная регуляция активности.

Важно понимать, что любое произвольное волевое действие развивается на основе непроизвольных движений и действий. Точнее, произвольное действие всегда состоит из непроизвольных. Как из кирпичей строится дом, так и из непроизвольных - более простых - действий строится большое произвольное действие.

Простейшими, и это довольно очевидно, непроизвольными действиями являются рефлекторные:

Сужение и расширение зрачка,

Мигание,

Глотание,

Чихание,

Отдергивание руки при прикосновении к горячему,

Ориентировочный рефлекс и т.п.

В нашем примере с питьем воды рефлекторным действием является глотание.

Несколько более сложные действия - инстинктивные. Если раздражение корня языка безусловно вызывает глотательный рефлекс, то визуальный образ воды может вызвать инстинктивное действие по приближение воды к лицу, а может и не вызвать. В нашем примере инстинктивным движением является поднесение воды к лицу и сосущее движение ртом.

Инстинктивные действия лучше контролируются сознанием, чем рефлексы. Такие действия могут быть и произвольными, и непроизвольными.

Не все, разумеется, непроизвольные действия являются рефлексами и инстинктивными. Есть еще и автоматизмы - поведенческие акты, освоенные в процессе жизнедеятельности. Большинство из этих автоматизмов когда-то были сознательными действиями. По мере оттачивания умений и навыков отпала необходимость сознательно контролировать эти действия, они стали выполняться автоматически. В нашем примере все оставшиеся действия могут выполняться автоматически, но могут выполняться и сознательно - в зависимости от ситуации.

Когда-то - еще в бессознательном возрасте - мы освоили, что для того, чтобы выпить воды из стакана, нам надо его несколько наклонить на себя. Теперь это действие мы совершаем непроизвольно. Но иногда все-таки обращаем на него внимание, когда, например, попадается новая и неудобная кружка и при этом боимся облиться.

К непроизвольным действиям могут относиться и импульсивные, совершаемые без сознательной цели. Как правило, такие импульсивные действия уходят корнями в инстинктивные схемы поведения. Если, например, человек начинает браниться без особой нужды, то это может означать, например, что человек находится в сильно фрустрированном состоянии и привлекает внимание окружающих к своим проблемам (жалуется). В других случаях брань может являться проявлением агрессивных инстинктов (голосовая агрессия присуща не только человеку, но и множеству других животных, например котам).

Далеко не все из того, что делает человек, преследует четкую и понятную цель. Многое делается по привычке, по традиции, по ритуалу. Таким образом, даже очень сложные действия, как в отдельных под-действиях, так и в целом, могут быть не совсем произвольными, но и непроизвольными их тоже сложно назвать.

Именно сознательность действий характеризует волевое поведение. И именно волевое поведение характеризует сознательность действий (и вообще сознательность всей жизнедеятельности). Но что это означает? Как отличить волевое поведение от безвольного? сознательные действия от несознательных? Студент, осуществивший такое сложное действие, как сходить в университет на лекции, сделал это сознательно или нет?

Не будет лишним напомнить, что в русском языке слово "воля" имеет еще один смысл, а именно - свободу ("отпустить на волю", "находиться в неволе"). Воля как психический процесс имеет органическую связь со свободой выбора. Каждый раз, когда появляется та или иная возможность выбора, действие автоматически переходит из разряда непроизвольных в произвольные.

Что касается нашего примера с водой... Если я живу один в квартире, то, доставая бутылку воды из холодильника, я не буду думать над вопросами: а не надо ли оставить хотя бы немного воды для ближнего своего? имею ли я право выпить всю воду без остатка? Если со мной еще кто-нибудь живет, то после открытия холодильника мне, возможно, придется ответить на эти вопросы. И как только я поставлю перед собой эти вопросы, действие по доставанию бутылки воды из холодильника становится произвольным. И становится оно произвольным, потому что возникает альтернатива: бутылку можно взять, а можно и не взять.

Что касается нашего примера со студентом... Конечно, такое сложное действие не может быть полностью непроизвольным. Хотя бы потому, что мерой произвольности-непроизвольности является то, помнит ли человек это действие или нет (надо именно помнить действие, а не догадываться, что оно было). Очень сложно представить психически здорового студента, который бы вечером не помнил о том, что днем ездил в университет. Однако легко представить студента, который пошел в университет исключительно по привычке, потому что туда ходит каждый будний день, даже не задумываясь утром над тем, с какой целью он идет в университет, не вырабатывая альтернативу "Может не пойти?" Вечером у такого студента воспоминания о поездке в университет отрывочные: "Утром я не надел куртку и замерз... Оля мне улыбнулась... Ручка перестала писать..." Такое действие можно назвать частично произвольным. В самом деле, если бы студент утром рассматривал реальные альтернативы ("а) сходить в университет, б) остаться дома и поучиться самостоятельно, в) остаться дома и отдохнуть, г) сходить на подработку..."), то действие было бы значительно более произвольным.

Волевым человека делает не столько умение преодолевать неприятные ощущения, сколько склонность, стремление выдвигать реальные (не игровые, не условные) альтернативы. И преодоление неприятных ощущений, и склонность выдвигать альтернативы - является тем, что можно назвать внутренней свободой. Если один студент "на автомате" пошел на лекции в университет, а второй сознательно остался отдохнуть, потому что вечером предстоит участвовать в спортивном соревновании, а наверстать упущенное в университете можно и потом, то именно он будет более волевым.

Но тут есть два соображения. Во-первых, произвольность действия (участие воли) совсем не является гарантией того, что цель действия поставлена верно. В конце концов, эта цель может быть просто плодом самообмана, продиктована психологической защитой. Во-вторых, работа воли требует задействования определенных ресурсов, и совсем не обязательно постоянно искать альтернативу в действиях.

Предположим, какой-то человек решил стать альпинистом и теперь весь свой отпуск проводит в горах, а не на даче с семьей, или он решил расширить кругозор своих коллег и теперь вместо обычного "Привет!" и "Здравствуйте!" говорит приветствия на сотне разных языков, включая китайский, латинский и древнегреческий. Безусловно, эти действия требуют определенной воли. Но присутствие воли не означает, что сами цели выбраны верно. Возможно, лучше было бы провести отпуск с семьей, а коллег не ставить в тупик незнакомыми словами.

В обиходе безвольным часто называют человека, не только слабого, не способного на преодоление трудностей, но и человека, слишком сильно зависящего от социального окружения. Если кто-то (жена, коллеги, друзья) помыкают человеком, то про него говорят, что он безвольный. И в самом деле, обязательным признаком волевого действия является то, что оно спонтанно, то есть идет изнутри человека. Безвольный человек, получив приказ начальства, старается выполнить его "абы как", главное - чтобы удовлетворить ожидания руководства. Волевой человек видит альтернативу, и он может отвергнуть, оспорить неадекватный приказ, или же принять его, и тогда он будет руководствоваться этим приказом так, будто сам себе его поставил.