Правописание тся и ться в глаголах правило. Правописание тся и ться в глаголах

Правило в одну строчку: чтобы написать в неопределённой форме глагола мягкий знак, нужно задать вопрос "что делать?" или "что сделать?", например: смеяТЬСЯ (что делать?) - он смеёТСЯ (что делает?).

Кажется, всё понятно! Однако на практике выходит иначе: ошибки на ТСЯ-ТЬСЯ допускают и школьники, и взрослые. Попробуем выяснить, что мешает применять такое "простое" правило.

Главная причина ошибок – смешение глаголов неопределённой формы и глаголов 3 лица настоящего или будущего времени. Чтобы преодолеть эту причину, нужно учитывать фонетические, морфологические и синтаксические особенности.

Рассмотрим фонетические особенности ряда глаголов. Сравните: боЯтся - боЯться, встрЕтится - встрЕтиться (для удобства место ударения обозначаем прописной буквой). При произношении эти глаголы не отличить друг от друга, потому что место ударения одинаковое и звуковой состав тоже.

Приведём для сравнения их транскрипцию и убедимся в сходстве:

боятся [бΛj"Ацъ], звуков 6, букв 6,

бояться [бΛj"Ацъ], звуков 6, букв 7,

встретится [фстр"Эт"ицъ], 9 звуков, букв 10,

встретиться [фстр"Эт"ицъ], 9 звуков, букв 11.

Часто глаголы и имена существительные произносятся одинаково: родниковая водица – не надо с ним водиться; рябенькая курица – гейзер курится. Иногда доходит и до курьёзов! Например, в тексте диктанта говорилось о медведице с тремя медвежатами. Ученик слово «медведица» пишет «медведиться». Слова созвучны, но совсем не похожи. Разное правописание слов выявляет орфограмму, опознавательный признак которой – [ца] на конце слова.

Есть глаголы, у которых формы совпадают частично. Глаголы «учИться» и «Учится» отличаются только местом ударения. Глаголы «пугАться» и «пугАется» имеют одинаковое ударение и разный звуковой состав.

Можно найти и такие глаголы, у которых нет никаких совпадений: «пробИться» и «пробьЁтся», «борОться» и «бОрется».

Глаголы на ТСЯ-ТЬСЯ имеют ещё несколько особенностей.

Во-первых, они употребляются с отрицательной частицей НЕ (Солнцу через густой лес НЕ пробиться. В одиночку биться НЕ годится.).

Во-вторых, глаголы могут стоять очень далеко от того слова, от которого задаётся проверочный вопрос (Мы решили дать пчёлам успокоиться и ушли в лагерь.).

В-третьих, глаголы используются в роли сказуемых в разных по составу предложениях: в двусоставных (Орланы стали кружиться над поляной. Снег искрится, сверкает на солнце.) и односоставных безличных (Стало смеркаться. Приходится отказываться от маршрута.).

И, наконец, глаголы в неопределённой форме выступают в роли второстепенных членов предложения: дополнения (Скитания по тайге приучили меня [к чему?] разбираться в следах.), определения (Все усилия [какие?] пробиться сквозь дебри оказались напрасными.), обстоятельства (Мы ехали на дачу [зачем?] избавиться от хлама.).

Теперь давайте правильно ставить вопросы к глаголам и учиться различать ТСЯ и ТЬСЯ в предложениях. Одной чертой подчёркнуты слова, от которых задаётся вопрос, курсивом выделены глаголы на ТСЯ-ТЬСЯ.

Солнцу (что сделать?) через густой лес не пробиться .

В одиночку биться не годится (что делать?).

Мы решили (что сделать?) дать пчёлам успокоиться и ушли в лагерь.

Орланы стали (что делать?) кружиться над поляной.

Стало (что делать?) смеркаться .

Снег (что делает?) искрится , сверкает на солнце.

Приходится (что делать?) отказываться от маршрута.

Скитания по тайге приучили меня (что делать?) разбираться в следах.

Все усилия (что сделать?) пробиться сквозь дебри оказались напрасными.

Мы ехали на дачу (что сделать?) избавиться от хлама.

ТРЕНИРОВКА

Не все чешуйки укатят..ся бог весть куда. Мой лыжный след уже золотит..ся от насыпавшихся в него чешуек. Тот снег, что присыпан берёзовыми веснушками, сохранит..ся дольше. Столбики снега под рыжими шляпками оплавят..ся и истончат..ся.

Так куда же отправит..ся, чтобы отыскать самых первых вестников весны? Весна сначала поселяет..ся в лесу. Уже и поля все очистят..ся от снежного покрывала, и на лугах пробьёт..ся первая робкая трава, а в лесу всё ещё лежит снег. Здесь прячет..ся зима от тёплых лучей весеннего солнца.

Можете решить тест на выявление уровня приобретенных умений: http://ruslit.ioso.ru/testing.htm

Литература

Фитковская Е.И. Изучение правописания глаголов на "ТСЯ" и "ТЬСЯ" с учётом вариантов орфограммы / Русский язык в школе. - 1985. - №5.

САМОПРОВЕРКА

Не все чешуйки (что сделают?) укатятся бог весть куда.

Мой лыжный след уже (что делает?) золотится от насыпавшихся в него чешуек.

Тот снег (что сделает?), что присыпан берёзовыми веснушками, сохранится дольше.

Столбики снега под рыжими шляпками (что сделают?) оплавятся и истончатся .

Так куда же (что сделать?) отправиться , чтобы отыскать самых первых вестников весны?

Весна (что делает?) сначала поселяется в лесу.

Уже и поля (что сделают?) все очистятся от снежного покрывала, и на лугах (что сделает?) пробьётся первая робкая трава , а в лесу всё ещё лежит снег.

Здесь (что делает?) прячется зима от тёплых лучей весеннего солнца.

На вопрос когда пишется -ться- а когда -тся-? заданный автором торосистый лучший ответ это если в конце вопроса есть "ь" (что делатЬ, что сделатЬ) , то и в глаголе есть ("тЬся"), если нет (что делает, что сделает) , то и в глаголе нет ("тся")

Ответ от Осока [новичек]
















16. Не сокращ. !





























Ответ от Двутавровый [активный]
з


Ответ от Илья Анисимов [новичек]
ЗАДАЙ ВОПРОС ЧТО ДЕЛАЮТ ИЛИ ЧТО ДЕЛАТЬ


Ответ от Nurila [новичек]
Нужно задать вопрос к глаголу.
Например: прятат (?)ся - что делаТЬ? - в вопросе есть мягкий знак, значит и в глаголе нужно писать "ться" с мягким знаком.
Теперь про "-тся". Если мы задаём вопрос к глаголу, и он отвечает на вопрос "что делает? ", то мы видим, что там нет мягкого знака, значит, в глаголе мы пишем "-тся".


Ответ от Apriori [гуру]
что делать и что сделает


Ответ от Ёергей [гуру]
когда слово отвечает на вопрос что делать или что делает


Ответ от Владимир [гуру]
45 несерьёзных правил русского языка, к которым следует отнестись серьёзно!
1. Тире между подлежащим и сказуемым - не ставится.
2. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
3. Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.
4. Страдательный залог обычно должен быть избегаем.
5. Не забывайте про букву «ё", иначе не различить: падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все.
6. Кто не чёкнутый и не из чящи вышол, правильно пишет гласные после шыпящих.
7. Блестните неповерхносным чуством языка при написании непроизносимых согластных.
8. Надо придти к пониманию, что пишется только «прийти».
9. Пообтершись в корридорах оффисов, в будующем мы станем сведующими и прийдём к тому, что в наших текстах будет учавствовать всё меньшее колличество лишних букв.
10. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен определятся по наличию его в вопросе к глаголу, что иногда забываеться.
11. Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо.
12. У слова «нет» нету форм изменения.
13. Без пол-литровки пол России не поймёт как пишутся сложные имена-существительные.
14. Заканчивать предложение местоимением - дурной стиль, не для этого оно.
15. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
16. Не сокращ. !
17. Проверяйте в тексте пропущенных и лишних слов в тексте.
18. Что касается незаконченных предложений.
19. Если неполные конструкции, - плохо.
20. Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы.
21. Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берётся».
22. Не стройте загадок из многоточия в конце исчерпывающего предложения…
23. Одного восклицательного знака вполне достаточно!! !
24. НИКОГДА! не выделяйте! слова. Человек, читающий текст с ВЫДЕЛЕНИЯМИ, чувствует, что его собственному пониманию смысла н е д о в е р я ю т.
25. Используйте параллельные конструкции не только для уточнения, но и прояснять.
26. Правиряйте по словарю напесание слов.
27. Числительные до 10-ти включительно лучше писать прописью.
28. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
29. Задействуйте слова в предназначении, истинно отвечающем осмысленности.
30. Неделите не делимое и не соединяйте разно-родное, а кое что пишите через дефис.
31. Неуместная аналогия в тексте выглядит как шуба, заправленная в трусы.
32. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
33. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
34. Сюсюканье - фу, бяка. Оставьте его лялечкам, а не большим дяденькам.
35. Будьте более или менее конкретны.
36. Как учил Эмерсон: «Не цитируйте. Сообщайте собственные мысли».
37. Кому нужны риторические вопросы?
38. Слов порядок речи стиля не меняет?
39. Нечаянно возникший стих собьёт настрой читателей твоих.
40. Стих, где рифма на глаголах строится, самым первым на помойку просится.
41. По жизни усекай насчёт своего базара: хочешь неслабо выступить, - завязывай в натуре с жаргоном.
42. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
43. Повторно повторять всё повторяющиеся однокоренные слова - это тавтология - лишнее излишество.
44. Если хочешь быть правильно понятым, не используй foreign language и варваризмы. Ферштейн?
45. Ради презентативности будь креативным промоутером исконно русских синонимов на топовые позиции рейтинга преференций.

Учащиеся смешивают формы 3-го лица единственного числа с инфинитивом главным образом в глаголах, которые совпадают и по форме и в произношении (Он часто охотится. Он любит охотиться). Эти ошибки очень устойчивы. Проверочные вопросы (что делает?) (что делать?) помогают различать эти формы лишь в том случае, если ребята правильно находят слово, от которого ставится вопрос. Но не ко всем глаголам этот вопрослегко подставить, поэтому для выработки необходимого орфографического навыка следует провести большое количество тренировочных работ, в которых эти формы сопоставляются.

1. Вставить в предложения глаголы бояться, отправиться, готовиться, заботиться, пригодиться в нужной форме.

1) Не надо (что делать?) трудностей. Они (что делают?) сказать правду.

2) Придется (что сделать?) к тебе за помощью. Больной (что сделает?) за советом к врачу.

3) Брат напряженно (что делает?) к экзаменам. Ему надо (что делать?) к докладу.

4) Отец (что делает?) обо всех. Он и нас приучает (что делать?) друг о друге.

5) Этот учебник (что сделает?) моему младшему брату. Он еще может (что сделать?) нам.

2. Составить словосочетания с глаголами.

Встретится - встретиться, освежатся - освежаться, освободится- освободиться, отразится - отразиться, вернутся - вернуться, веселится - веселиться, садится - садиться, чистится -чиститься, ссорится - ссориться, проснутся - проснуться, познакомится - познакомиться, беспокоится - беспокоиться, томится- томиться.

3. К данным глаголам прибавить приставки и возвратные суффиксы.

С вновь образованными глаголами в неопределенной форме и в форме 3-го лица единственного числа составить предложения: готовить - надо подготовиться к занятиям; ученик подготовится к экзамену.

Стучать, варить, топить, беспокоить, чистить, хранить, видеть, лечить, говорить, верить, делить, знакомить, мирить, мучить.

4. Заменить глагол в форме 3-го лица неопределенной формой, использовав следующие вспомогательные слова хотеть, начать, стать, мочь, собираться, должен, готов, намерен:

Мальчик исправится.- Мальчик хочет исправиться.

Болт закрепится, коллектив за него поручится, вопрос выяснится, больной лечится, таз наполнится, успеваемость повысится, директор распорядится, мечта осуществится, дождь прекратится, режим не нарушится.

Следующее задание предусматривает повторение правописания не и ни в отрицательных местоимениях.

5. Перестроить предложения, заменив глаголы в неопределенной форме глаголами в 3-м лице единственного числа и наоборот:

6. Записать пословицы и поговорки, в которых глаголы оканчиваются на -гея и -ться.

После того как учащиеся выполнят упражнения на сопоставление и потренируются в постановке вопросов, орфографический навык становится довольно устойчивым. Однако для слабых учащихся этой работы может оказаться недостаточно, тогда полезно использовать еще один прием.

В изъявительном наклонении глаголы настоящего или будущего простого времени всегда можно заменить глаголами прошедшего времени, например:

Воспитательница позаботится о малышах - позаботилась о малышах. Кто боится трудностей, тот не научится их преодолевать.- Кто боялся трудностей, тот не научился …

По отношению к глаголу, стоящему в неопределенной форме, такая замена невозможна, потому что глагол в неопределенной форме только называет действие, но не указывает на время его совершения.

В качестве тренировочной работы предлагаем учащимся примеры, в которых нужно заменить, где возможно, данные глаголы глаголами прошедшего времени:

Он старается не волноваться.- Он старался не волноваться.

1) Придется ложиться спать.

2) Опять может повториться старая история.

3) Мне удастся пройти здесь.

4) Хочется возвратиться пораньше.

5) Не сидится в хате тесной, не лежится на печи (Н.).

6) К городу приходится спускаться по отлогому шоссе (Кор.).

7) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

Ему начинало казаться, что все отдельные звуки тихо влетают в окно и долго кружатся над его постелью (Кор.).

9) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится (поел.).

10) Что летом родится, то зимой пригодится (поел.).

11) Чем сердиться, лучше помириться (поел.).

12) Кто смерти не боится, того и пуля сторонится (поел.).

БОУ «Знаменская средняя школа»

Прошивалко Марина Викторовна

Урок русского языка в 4 Б классе по теме: «Правописание ться и тся в глаголах»

Цели урока: познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и -ться; научиться задавать вопросы к глаголам;

развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные : устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.

Метапредметные:

Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап мотивации

Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.

Приложение: Глагол ться, тся.ppt Слайд 1

Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!

Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем …»

Назовите критерии устной и письменной работы на уроках русского языка.

Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других(К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия;

Слайд 2

Для того чтобы продолжить работу, нужно повторить и вспомнить следующий материал:

Что называется глаголом?

На какие вопросы отвечает неопределенная форма глагола?

На какие вопросы отвечает глагол 3 лица ед. и мн. числа? -Какие глаголы называются возвратными?

(Работа в парах по карточкам)

У вас на партах карточки с вопросами, обсудите и соедините стрелочкой вопрос с правильным ответом.

Давайте проверим ваши ответы. Молодцы! Как вы думаете, для чего мы вспомнили и повторили этот материал?

Работают в парах, отвечают на вопросы, заполняют карточку

Зачитывают ответы.

( сигналы )

Зачитывают по одному ответу.

Для работы над новой темой.

Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей(П.)

III . Самоопределение к деятельности

Создание проблемной ситуации

Цель этапа: Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия

Тот труда не бои(т…ся),

Кто умеет труди(т…ся).

Задание: Спишите поговорку, вставляя пропущенное сочетание букв.

Работаем в паре: сравните свои работы.

Итак, что же получается?

Задание было одно, а вы его выполнили по разному? Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем?

Какой будет тема нашего урока ? Слайд 4.

Какую цель поставим перед собой?

Закончите фразу … слайд 5

Тся или ться?

Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами.

Мы ещё не знаем, когда пишется тся или ться

Тема: «Правописание глаголов с -тся и ться».

определить …

объяснить …

применить …

С амостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; логические формулирование проблемы (П)

IV . Поиск решения проблемы

Итак, возникла проблема. Нам необходимо найти способы проверки и решить проблему.

Распределитесь на 4 группы , даны слова, понаблюдайте за ними, сделайте два вывода по вашим наблюдениям Слайд 6

Пожалуйста, расскажите о своих выводах.

Какие способы проверки открыли.

Слайд 7.

Сравним наше открытие с правилом учебнике. Стр.104

Для чего мы сформулировали новое правило? Где оно может нам понадобиться

1 способ: Если в вопросе есть ь - то пишем в глаголе -ться; если в вопросе нет ь - пишем -тся.

2. Если глагол стоит в неопр. форме, то пишем в глаголе -ться. Если глагол стоит в 3-ем лице, то пишем -тся.

При выполнении заданий

Умение строить монологическое высказывание (К.)

Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.)

V. Первичное закрепление

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;

Игра «Посели слова в домик»

Кому было трудно? Легко?

физминутка

1.Самостоятельная работа с самопроверкой

Дифференцированные задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте карточку 1.

2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор карточку 2.

3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш карточку 3.

1 ур. - Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся .
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся .
За всё (что делать?)

2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы.

Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ

Проявлять стремление - стремит…ся

Они испытывают волнение - волнуют…ся

Допускать ошибки - ошибат…ся

Он испытывает радость радует…ся

Проверка 1 и 2 уровня вместе.

Проверка 3 уровня самостоятельно со слайда.

Запись в тетрадях в два столбика.

Проверка по образцу, самооценка

Работа по карточкам:

Ребята выходят к доске

Слайд 8

Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.)

V I .Вторичное закрепление

Работа с учебником (стр. 105)

Упр. 219 по вариантам.

Выписать предложения 1в1,2 предл.2 вар3,4 предл

Самопроверка по образцу

Умение давать самооценку. (Р.)

Умение слушать (К.)

Итог урока

Цель этапа :Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты

Какую цель ставили перед собой на начало урока?

Кто считает, что достиг поставленных целей?

За что бы вы себя похвалили?

Кому сможете объяснить новое правило?

Обращают внимание на слова:

определить …

объяснить …

применить …

Умение логически рассуждать, делать выводы (П.)

Умение слушать и понимать речь других(К.)

Рефлексия.

Подсчитывают баллы, оценивают

Умение соотносить цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия (Р.)

Дополнительно «Услышь слово, объясни!»

1. Дело мастера боится. .

2. Пока ленивый разомнется, усердный с работы вернется.

3. Пчелка маленькая,и та трудится.

4.Слухами земля полнится.

5. Как аукнется, так и откликнется.

Приложения

1 ур. - Запишите пословицы, выделяя изученную орфограмму

Друзья (что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся .
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся .
За всё (что делать?) брат…ся - ничего не сделать.

2 ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Кто на уроке старает…ся,

У того всё получает…ся.

Если не будешь стремит…ся,

Нечем будет гордит…ся!

3 ур. Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните -ТСЯ, -ТЬСЯ

Проявлять стремление - ….

Они испытывают волнение -…..

Допускать ошибки -……

Он испытывает радость- ……

Правописание глаголов на ТЬСЯ и ТСЯ

Цель урока: познакомить учащихся с порядком действия при выборе правильного написания –тся и -ться в глаголах;

Задачи: 1) отрабатывать способ действия при выборе написания –ться и –тся, провести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Оборудование: карточки, учебник, алгоритм;

Тип урока: урок умений и навыков.

Ход урока:

Организационный момент.

Повторение изученного материала.

Перед тем, как мы с вами приступим к изучению новой темы, давайте повторим ранее изученный материал. Ответим на несколько вопросов. У вас было задание подготовить сообщение о глаголе. Расскажите по плану то, что вам известно об этой части речи. Эту работу вы выполните в парах.

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Индивидуальная работа (1 ученик с каждого ряда).

Карточка№1

Поставьте глаголы в неопределенной форме. Выдели корни и окончания.

Решаешь, думаешь, кричит, моем, мчатся, опаздываем, возят, поливает, смеётся.

Карточка №2.

Ч или ЧЬ? Запишите слова в два столбика: 1) ь пишется, 2) ь не пишется.

Запряч…, сила…, печ…, привле…, скрипа…, дач…, спряч…, кала…, стере…, гра…, запря…, зада…

А теперь послушаем ваших товарищей. Очень хорошо! Вы справились с заданием.

Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.

«Правописание –ться и –тся в глаголах» .

Цель нашего урока- научиться правильно писать данные слова

А для этого нам нужно:

1) знать условия выбора правописаний –ться и – тся;

2) находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос;

В тетрадях делают следующую запись:

Венера (что делает?) загорается

Начинает (что делать?) клубиться

Солнце (что делает?) поднимается

На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.

От чего зависит написание -тся, -ться? (От того, есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак)

Ребята, как определить, -ться или –тся следует писать в конце глаголов?

Правильно, выбор написания зависит от формы слова. А форму глагола мы устанавливаем по вопросу.

Помните, дети! Вопрос- ваш главный помощник. Если вы сможете правильно поставить вопрос, то вы правильно напишете глагол.

Запомните правило-помощник:

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе!
А теперь давайте закрепим данное правило

Друзья (что делают?) познают(...)ся (3-е л.) в беде

Трус своей тени (что делает?) боит(...)ся (3-е л.)

Всякий человек в деле (что делает?) познаёт(...)ся (3-е л.)

У него дело из рук (что делает?) валит(...)ся (3-е л.)

Несчастья (что делать?) боят(...)ся (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) не видат(...) (неопр. ф.)

Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит(...)ся (неопр. ф.)

За всё (что делать?) брат(...)ся (неопр. ф.) – ничего не сделать.

Вопрос:

Запишите пословицы, раскрывая скобки и обозначая изученную орфограмму.

Инструктаж:

1. Внимательно прочитайте пословицы.

2. Спишите пословицы, используя различные способы выбора орфограммы, раскройте скобки.

3. Устно сформулируйте значение поговорок.




Перед вами алгоритм правописания –тся и -тся в глаголах. По этому алгоритму вы легко справитесь с задачей.

Алгоритм правописания –тся и –ться .

Неопределенная форма Форма 3-го лица единственного числа

(что делать?) (что делает?)

Учиться Учится

Трудиться Трудится

Работа с учебником.

Групповая работа .

Ваша задача заменить словосочетания глаголом, запишите его, объясните правописание окончания. А назовет и запишет этот глагол на доске тот, кому я бросаю мяч.

    Проявлять стремление

    Испытывать волнение

    Допускать ошибки

    Принять решение

    Чувствовать радость

    Выражать удивление

    Приветствовать друга

1 группа- упр. 464; 2 группа- упр. 466.

Спишите вставляя вместо точек глаголы(1 группа), мягкий знак (где нужно, 2 группа).

Проверим ваши знания. Вам нужно исправить ошибки в тексте.(с последующей самопроверкой.)

Внимательно прочитайте текст. Какие ошибки допущены? Заметьте это у себя. А потом отвечайте. Когда найдем все ошибки, проверим вместе.

Текст: Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в своей клетке. Львенок Сенечка пытаеться укусить сваю маму.Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умываеться. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

Самопроверка.

Подведение итогов урока.

Рефлексия урока

Рефлексия по вопросам:

Какую задачу ставили на уроке?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Оценить то, как вы усвоили материал

Я не допустил ни одной ошибки.

Я ошибался 1-3 раза.

Я ошибался более 3 раз.

Я не понял материал.

Хорошо, ребята, молодцы! Я надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание –ться и –тся в глаголах. Вы сегодня активно поработали. Молодцы!

Домашнее задание.

Составь текст о весне, используя глаголы с -тся. Пользуясь алгоритмом, выучите правило правописания на –ться и –тся