Правил людовик 14. Королевский двор Людовика XIV. Людовик XIV: биография

Герцог Филипп Орлеанский (брат Людовика XIV) был одной из самых противоречивых аристократических фигур в истории Франции. Будучи вторым в очереди на престол, он представлял для монархии серьезную угрозу, однако даже в эпоху Фронды и внутренних потрясений Месье не стал выступать против законного правителя. Оставаясь лояльным короне, герцог вел своеобразный образ жизни. Он регулярно эпатировал публику, окружал себя множеством фаворитов, покровительствовал искусствам и, несмотря на свой женоподобный образ, периодически успешно возглавлял военные кампании.

Брат короля

21 сентября 1640 года у Людовика III и его жены Анны Австрийской родился второй сын - будущий Филипп Орлеанский. Он появился на свет в резиденции в пригороде Парижа Сен-Жермен-ан-Ле. Мальчик был младшим братом монарха Людовика XIV, вступившего на престол в 1643 году после смерти их отца.

Отношения между ними были большим исключением для королевских семей. В истории есть множество примеров того, как братья (дети какого-нибудь правителя) ненавидели друг друга и боролись друг с другом за власть. Были подобные примеры и во Франции. Например, существует теория, что предпоследний монарх из Карл IX был отравлен одним из своих младших братьев.

Месье

Наследственный принцип, при котором старший наследник получал все, а другой оставался в его тени, был во многом несправедливым. Несмотря на это, Филипп Орлеанский никогда не строил козней против Людовика. Между братьями всегда сохранялись теплые отношения. Эта гармония стала возможной благодаря стараниям матери Анны Австрийской, старавшейся делать все, чтобы ее дети жили и воспитывались вместе в дружеской обстановке.

Кроме того, сказывался характер самого Филиппа. По своей натуре он был сумасбродным и вспыльчивым, что, однако, не могло заглушить его добродушия и мягкости. Всю жизнь Филипп носил титулы «Единственный брат короля» и «Месье», которые подчеркивали его особенное положение не только в правившей династии, но и во всей стране.

Детство

Новость о том, что родила второго мальчика, была принята при дворе с воодушевлением. Особенно рад оказался всесильный Он понимал, что Филипп Орлеанский - брат Людовика 14 - это еще одна законная опора династии и ее будущее в том случае, если с дофином что-то случится. С самого раннего детства мальчики неизменно воспитывались вместе. Вдвоем они играли, учились и хулиганили, из-за чего их вдвоем же и пороли.

В то время во Франции бушевала Фронда. Принцев не один раз тайком увозили из Парижа и прятали в дальних резиденциях. Филипп Орлеанский - брат Людовика 14, точно так же, как и дофин, испытал немало лишений и невзгод. Ему пришлось почувствовать страх и беззащитность перед разъяренной толпой бунтовщиков. Иногда детские шалости братьев перерастали в потасовки. Хотя Людовик и был старше, он далеко не всегда выходил победителем в драках.

Как и все дети, они могли поссориться из-за пустяков - тарелок с кашей, дележа постелей в новой комнате и т. д. Филипп был темпераментным, любил эпатировать окружающих, но в то же время обладал легким характером и быстро отходил от обид. А вот Людовик напротив отличался упрямством и мог долго дуться на окружающих.

Отношения с Мазарини

Сам факт того, что Филипп герцог Орлеанский был младшим братом всесильного короля, делал неизбежным наличие множества недоброжелателей, не любивших Месье. Одним из самых влиятельных его оппонентов являлся Мазарини. Кардинал был назначен ответственным за образование до того плохо учившегося Людовика и его младшего брата. Мазарини не любил Филиппа из-за того своего опасения, что тот повзрослев станет угрозой для трона. Месье мог повторить судьбу Гастона - собственного дяди, выступившего против монархии со своими претензиями на власть.

Мазарини имел немало поверхностных причин опасаться подобного развития событий. Всесильный вельможа не мог не замечать того, каким авантюрным человеком рос Филипп Орлеанский. Биография герцога в будущем показала, что из него вырос еще и хороший полководец, который мог вести за собой армии и добиваться побед на поле брани.

Воспитание

Некоторые биографы не без оснований в своих трудах отмечали, что в Филиппе могли намеренно воспитывать женские привычки и привить интерес к гомосексуализму. Если это действительно делалось из двусмысленных соображений, то Мазарини таким образом мог рассчитывать, во-первых, на то, что у герцога не будет нормальной семьи и наследника, во-вторых, на то, что Месье будет презираем при дворе. Впрочем, кардиналу даже не нужно было брать инициативу в свои руки.

Женские привычки в Филиппе воспитывал его мать Анна Австрийская. Мягкий характер младшего сына нравился ей гораздо больше, чем занудные привычки Людовика. Анна любила наряжать ребенка девочкой и позволяла ему играть с фрейлинами. Сегодня, когда упоминается Филипп Орлеанский, его часто путают с потомком-тезкой, но король Луи-Филипп Орлеанский, живший в XIX веке, имел мало общего с герцогом XVII столетия. Их воспитание заметно отличалось. Достаточно привести пример того, как брата Людовика XIV могли в шутку затянуть в дамский корсет.

Фрейлины, жившие при дворе, также любили театр и часто давали ребенку шуточные роли в своих постановках. Возможно, именно эти впечатления привили Филиппу интерес к сцене. В то же время мальчик долгое время был предоставлен самому себе. Все силы его матери и кардинала Мазарини тратились на Людовика, из которого делали короля. Что получится из его младшего брата, всех интересовало гораздо меньше. Все, что от него требовалось, - не мешать трону, не предъявлять претензий на власть и не повторять путь мятежного дяди Гастона.

Жены

В 1661 году умер младший брат Гастон - герцог Орлеанский. После его ухода из жизни титул перешел к Филиппу. До этого он был герцогом Анжуйским. В том же году Филипп Орлеанский женился на Генриетте Анне Стюарт - дочери Карла I Английского.

Интересно, что первая супруга Генриетта должна была выйти замуж за самого Людовика XIV. Однако в годы их отрочества королевская власть в Англии была свергнута, и брак с дочерью Карла Стюарта в Версале считали бесперспективным. Жен тогда выбирали согласно положению и престижности династии. Пока Стюарты при Кромвеле оставались без короны, Бурбоны не хотели родниться с ними. Однако все изменилось в 1660 году, когда брат Генриетты вернул себе отцовский трон. Статус девушки стал выше, однако Людовик к тому времени уже женился. Тогда принцессе поступило предложение выйти замуж за младшего брата короля. Противником этого брака был кардинал Мазарини, но 9 марта 1661 года он скончался, и последняя преграда для помолвки исчезла.

В точности неизвестно, что искренне думала о своем женихе будущая жена Филиппа Орлеанского. До Англии доходили противоречивые слухи об увлечениях Месье и его фаворитах. Тем не менее, Генриетта вышла за него замуж. После свадьбы Людовик подарил брату дворец Пале-Рояль, ставший городской резиденцией супругов. Филипп, герцог Орлеанский, по его собственным словам, был увлечен своей женой всего две недели после свадьбы. Затем наступила обыденная повседневность, и он вернулся к компании своих фаворитов - миньонов. Брак был несчастливым. В 1670 году Генриетта умерла, а Филипп женился во второй раз. На этот раз его избранницей стала Елизавета Шарлотта, дочь Карла Людвига - курфюрста Пфальцского. В этом браке родился сын Филипп II - будущий регент Франции.

Фавориты

Благодаря сохранившейся переписке второй жены историки смогли собрать множество свидетельств гомосексуальности герцога. Из его любовников больше всего известен шевалье Филипп де Лоррен. Он был представителем старого аристократического и влиятельного рода Гизов. Филипп Орлеанский и шевалье де Лоррен познакомились еще в юном возрасте. Позже обе жены герцога пытались удалить фаворита от двора. Он оказывал на Филиппа серьезное влияние, что ставило под угрозу семейную жизнь последнего. Несмотря на усилия Генриетты и Елизаветы, шевалье продолжал оставаться приближенным герцога Орлеанского.

В 1670 году ситуацию под свой контроль попытался взять король. Людовик XIV заключил шевалье в знаменитую тюрьму Иф. Однако пребывание фаворита в темнице было недолгим. Видя горе брата, Людовик отступил и разрешил миньону сначала переселиться в Рим, а потом и вернуться ко двору своего патрона. Связь между Филиппом Орлеанским и Филиппом де Лорреном продолжалась до смерти герцога в 1701 г. (фаворит пережил его всего лишь на год). Когда Людовик похоронил младшего брата, он распорядился сжечь всю переписку Филиппа, опасаясь огласки его похождений и неприглядного образа жизни.

Полководец

Впервые Филипп проявил себя в качестве военного командира во время Деволюционной войны в 1667-1668 гг., когда Франция боролась с Испанией за влияние в Нидерландах. В 1677-м он вновь вернулся в армию. Тогда началась война против Голландии, которой правил Конфликт разгорелся на нескольких фронтах. Во Фландрии Людовик нуждался в еще одном командире, так как все его привычные полководцы уже были заняты. Тогда в этот регион отправился Филипп 1 Орлеанский. Биография герцога представляет собой пример верного и лояльного брата, без пререканий исполнявшего приказы монарха в самый ответственный момент, когда отечество оказывалось в опасности.

Армия под командованием Филиппа сначала захватила Камбре, а после приступила к осаде города Сент-Омер. Здесь герцог узнал о том, что из Ипра навстречу ему идет основная голландская армия, которую возглавлял сам король Вильгельм III Оранский. Филипп оставил небольшую часть своего войска под стенами осажденного города, а сам отправился перехватывать противника. Армии схлестнулись в сражении при Касселе 11 апреля 1677 года. Герцог возглавил центр войска, в котором стояла пехота. Кавалерия расположилась по флангам. Успех был обеспечен стремительной атакой драгунских частей, заставивших вражескую армию отступить.

Голландцы потерпели сокрушительно поражение. Они потеряли 8 тысяч человек убитыми и ранеными, а еще 3 тысячи были взяты в плен. Французы захватили лагерь противника, его знамена, пушки и другое снаряжение. Благодаря победе Филиппу удалось довести до конца осаду Сент-Омера взять город под свой контроль. В войне произошел коренной перелом. Это был самый значительный успех герцога на поле боя. После своего триумфа он был отозван из армии. Людовик XIV явно завидовал и опасался дальнейших побед брата. Хотя король торжественно встретил Месье и публично поблагодарил за разгром врага, он больше не давал ему войска.

Филипп и искусство

Благодаря своим увлечениям Филипп Орлеанский запомнился современникам и потомкам как крупнейший покровитель искусств своей эпохи. Именно он сделал известным композитора Жана-Батиста Люлли, а также оказывал поддержку писателю Мольеру. У герцога была значительная коллекция произведений искусства и драгоценностей. Особенной его страстью был театр и сатира.

Принц Филипп герцог Орлеанский не только любил искусство, но позже и сам стал героем многих произведений. Его личность привлекала самых разных писателей, создателей мюзиклов, режиссеров и т. д. Например, один из самых провокационных образов получился у Роланда Жоффе в его фильме «Ватель» 2000 года. В этой картине герцог изображен в виде открытого гомосексуала и друга опального Конде. Детство Филиппа показано в другом фильме - «Король-дитя», где разворачиваются события Фронды. Не мог пройти мимо образа герцога самый знаменитый французский писатель - В своем романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» автор допустил вольность с историческими фактами. В книге Филипп - не единственный брат Людовика XIV. Помимо него на страницах романа присутствует близнец монарха, ставший узником в железной маске из-за политической целесообразности.

Последние годы

Благодаря удачным бракам обе дочери Филиппа стали королевами. Его тезка-сын сделал блестящую военную карьеру во время войны Аугсбургской лиги. В 1692 году он участвовал в битве при Стенкерке и осаде Намюре. Успехи детей были особенной гордостью Филиппа, поэтому в последние свои годы он мог мирно жить в своих поместьях и радоваться за потомков.

В то же время отношения между герцогом и его венценосным братом переживали не лучшие времена. 9 июня 1701 года принц Филипп Орлеанский скончался от апоплексического удара, настигшего его в Сен-Клу после долгого спора с королем о судьбе своего сына. Людовик старался всячески ограничивать своего племянника, опасаясь роста его популярности в армии. Это приводило Филиппа в бешенство. Очередная ссора стала для него фатальной. Перенервничав, он пережил удар, оказавшийся фатальным.

Тело 60-летнего Месье было похоронено в парижском аббатстве Сен-Дени. Во время Великой французской революции могилу разграбили. При дворе о кончине герцога больше всего горевала бывшая фаворитка короля маркиза де Монтеспан.

Интересно, что король Франции Луи-Филипп Орлеанский, правивший страной в 1830-1848 гг. и свергнутый революцией, был потомком Месье. Герцогский титул исправно передавался от потомка к потомку брата Людовика XIV. Луи-Филипп был его внуком в нескольких коленах. Хотя он не принадлежал к царствовавшей до того ветви Бурбонов, это не помешало ему стать королем благодаря бескровному перевороту. Луи-Филипп Орлеанский, хотя именем и был похож на своего предка, на самом деле имел с ним мало общего.

Буккер Игорь 23.11.2013 в 17:07

Легкомысленная публика охотно верит в сказки о любвеобилии французского короля Людовика XIV. На фоне тогдашних нравов количество любовных побед "короля-солнца" просто блекнет. Робкий юноша, познавая женщин, не стал записным развратником. Луи были свойственны приступы великодушия по отношению к оставленным им дамам, которые продолжали пользоваться многими милостями, а их отпрыски получали титулы и поместья. Среди фавориток выделяется мадам де Монтеспан, дети которой от короля стали Бурбонами.

Брак Людовика XIV с Марией Терезией был браком политическим и французский король скучал со своей супругой. Дочь короля Испании была миловидной женщиной, но в ней напрочь отсутствовало обаяние (несмотря на то, что она была дочерью Елизаветы Французской, французского шарма в ней ни на гран) и не было веселости. Сначала Луи заглядывался на Генриетту Английскую, жену своего брата, которая испытывала отвращение к мужу, поклоннику однополой любви. На одном из придворных балов герцог Филипп Орлеанский, проявлявший на поле брани мужество и командирские качества, переоделся в женское платье и танцевал со своим красавцем-кавалером. Непривлекательная 16-летняя дылда с отвисшей нижней губой обладала двумя преимуществами - прелестным опаловым цветом лица и сговорчивостью.

Современный французский писатель Эрик Дешодт (Eric Deschodt) в написанной им биографии Людовика XIV свидетельствует: "Отношения Людовика и Генриетты не остаются незамеченными. Месье (титул Monsieur давался родному брату короля Франции, следующему за ним по старшинству - ред. ) жалуется матери. Анна Австрийская бранит Генриетту. Генриетта предлагает Людовику, чтобы отвести от себя подозрения, сделать вид, будто он ухаживает за одной из ее фрейлин. Они выбирают для этого Луизу де ла Бом ле Блан (Françoise Louise de La Baume Le Blanc), девицу Лавальер (La Vallière), семнадцатилетнюю уроженку Турени, восхитительную блондинку (в те времена, как и позже в Голливуде, мужчины предпочитают блондинок), - голос которой способен растрогать даже вола, а взгляд - смягчить тигра".

Для Мадам - титул Madame давался жене родного брата короля Франции, следующего за ним по старшинству и имевшего титул "Месье" - результат оказался плачевным. Нельзя сказать, чтобы не глядя, но Луи променял сомнительные прелести Генриетты на белокурую красотку. От Марии Терезии, которая в 1661 году разродилась Великим дофином (старшим сыном короля), Людовик таил свой роман в величайшей тайне. "Вопреки всякой видимости и легендам, с 1661 по 1683 год Людовик XIV всегда старается держать свои любовные связи в большом секрете, - пишет французский историк Франсуа Блюш (François Bluche). - Он это делает в первую очередь, чтобы пощадить королеву". Окружение пылкой католички Анны Австрийской пребывало в отчаянии. Лавальер от "короля-солнце" родит четверых детей, но в живых останутся только двое. Людовик их признает.

Прощальным подарком любовнице будет герцогство Вожур, затем она удалится в парижский монастырь кармелиток, но какое-то время она стоически переносила издевательства новой фаворитки Франсуазы Атенаис де Рошешуар де Мортемар (Françoise Athénaïs de Rochechouart de Mortemart) или маркизы де Монтеспан (marquise de Montespan). Историкам трудно установить точный список и хронологию любовных связей Луи, тем более что он, как отмечают, нередко возвращался к своим прежним пассиям.

Остроумные соотечественники еще тогда отмечали, что Лавальер любила монарха, как любовница, Ментенон - как гувернантка, а Монтеспан - как госпожа. Благодаря маркизе де Монтеспан 18 июля 1668 года состоялся "грандиозный королевский праздник в Версале", были построены Банные апартаменты, фарфоровый Трианон, созданы Версальские боскеты, сооружен удивительный замок ("дворец Армиды") в Кланьи. И современники, и нынешние историки твердят нам, что привязанность короля к мадам де Монтеспан (где духовная близость играла не меньшую роль, чем чувственность) продолжалась и после прекращения их любовной связи.

В 23 года мадмуазель де Тонне-Шарант (Mademoiselle de Tonnay-Charente) выдали замуж за маркиза де Монтеспана из дома Пардайянов (Pardaillan). Супруг постоянно опасался ареста за долги, что крайне раздражало Атенаис. Она ответила на зов короля, который уже стал менее робким и застенчивым, чем во время амуров с Луизой де Лавальер. Маркиз мог бы увести жену в провинцию, но почему-то этого не сделал. Узнав, про измену маркизы, в рогоносце проснулась гасконская кровь и однажды он прочитал нотацию монарху и заказал панихиду по своей жене.

Людовик не был самодуром и, хотя гасконец ему прилично поднадоел, не только не посадил его в тюрьму, но и всячески продвигал по службе законного сына маркиза и маркизы де Монтеспан. Сначала он сделал его генерал-лейтенантом, затем генеральным директором строительных работ и, наконец, пожаловал ему титулы герцога и пэра. Мадам де Монтеспан, удостоенная звания maîtresse royale en titre - "официальной любовницы короля, родила Людовику восьмерых детей. Четверо из них достигли зрелого возраста и были узаконены и сделаны Бурбонами. Трое из них вступили в брак с особами королевской крови. После рождения седьмого бастарда, графа Тулузского, Людовик избегает близости с Монтеспан.

Даже не на горизонте, а почти в королевских покоях появляется прибывшая из Оверни Мария Анжелика де Скорай де Русий (Marie Angélique de Scorraille de Roussille), девица Фонтанж (Fontanges). Стареющий король влюбляется в 18-летнюю красавицу, по мнению современников, "какой уже давно не видели в Версале". Их чувства взаимны. С Монтеспан девицу Фонтанж роднит высокомерие, проявляемое по отношению к прежним и позабытым Луи фавориткам. Пожалуй, не хватало ей лишь язвительности и острого язычка де Монтеспан.

Мадам де Монтеспан упорно не желала за здорово живешь отдавать свое место, а король по складу характера не был склонен идти на открытый разрыв с матерью своих детей. Людовик позволил ей и дальше жить в своих роскошных апартаментах и даже время от времени посещал свою прежнюю любовницу, наотрез отказавшись от интима с располневшей фавориткой.

"Мария Анжелика задает тон, - пишет Эрик Дешодт. - Если во время охоты в Фонтенбло она подвязывает лентой выбившуюся прядь волос, то на следующий день этто делает весь двор и весь Париж. Прическа "а-ля Фонтанж" до сих пор упоминается в словарях. Но счастье той, что ее придумала, оказалась не столь уж продолжительным. Год спустя Людовик уже скучает. Красотке находится замена. Похоже, она была глупа, но вряд ли это было единственной причиной опалы". Герцогине де Фонтанж король назначил пенсию в 20 тысяч ливров. Год спустя после потери преждевременно родившегося сына, она скоропостижно скончалась.

Подданные прощали своему монарху его любовные похождения, чего не скажешь о господах историках. "Царствование" маркизы де Монтеспан и ее "отставку" историографы связали с неблаговидными делами, такими, как "дело об отравлениях" (L"affaire des Poisons). "На следствии очень скоро заговорили о выкидышах, о сглазах, о колдовстве, о порчах, черных мессах и о всякой другой чертовщине, а вначале речь шла только об отравлениях, как явствует из его названия, под которым он фигурирует до сегодняшнего дня", - уточняет историк Франсуа Блюш.

В марте 1679 года полиция арестовала некую Катрин Деэй (Catherine Deshayes), мамашу Монвуазен, которую называли просто Вуазен (la Voisin), подозреваемую в колдовстве. Спустя пять дней был арестован Адам Кере или Кобре, он же Дюбюиссон, он же "аббат Лесаж" (abbé Lesage). Их допрос выявил или позволил вообразить, что в руки правосудия угодили ведьмы и колдуны. Этими, по выражению Сен-Симона "модными преступлениями", занимался, учрежденный Людовиком XIV, особый суд, прозванный Chambre ardente - "Огненная палата". В эту комиссию входили высокопоставленные чиновники под председательством Луи Бушра, будущего канцлера.

В 1695 году госпожа де Мэнтенон торжествовала победу. Благодаря на редкость удачному стечению обстоятельств бедная вдова Скаррона стала гувернанткой внебрачных детей госпожи де Монтеспан и Людовика XIV. Г-жа де Мэнтенон, скромная, незаметная — и к тому же хитрая,— сумела привлечь к себе внимание короля-солнце 2, и тот, сделав ее своей любовницей, в конце концов тайно обручился с нею! На что Сен-Симон 3 в свое время заметил: «История в это не поверит». Как бы то ни было, а Истории, хоть и с большим трудом, все же пришлось в это поверить.

Г-жа де Мэнтенон была прирожденной воспитательницей. Когда же она стала королевой in partibus, ее склонность к воспитанию переросла в подлинную страсть. Уже знакомый нам герцог Сен-Симон обвинял ее в болезненном пристрастии к управлению другими, утверждая, что «сия тяга лишала ее свободы, коей она могла наслаждаться вполне». Он упрекал ее в том, что она тратила уйму времени на попечение доброй тысячи монастырей. «Она взваливала на себя бремя никчемных, призрачных, нелегких забот, — писал он, — то и дело отправляла письма и получала ответы, составляла указания для избранных — словом, занималась всякой чепухой, которая, как правило, ни к чему не приводит, а если и приводит, то к каким-то из ряда вон выходящим последствиям, горьким оплошностям в принятии решений, просчетам в управлении ходом событий и неправильному выбору». Не очень-то любезное суждение о благородной даме, хотя, в общем-то, справедливое.

Итак, 30 сентября 1695 года г-жа Мэнтенон известила главную настоятельницу Сен-Сира — в ту пору это был пансион благородных девиц, а не военное училище, как в наши дни,— о нижеследующем:

«В ближайшее время намереваюсь постричь в монахини одну мавританку, выразившую желание, чтобы на обряде присутствовал весь Двор; я предлагала провести церемонию при закрытых дверях, но нас уведомили, что в таком случае торжественный обет будет признан недействительным — надобно-де предоставить народу возможность потешиться».

Мавританка? Какая еще мавританка?

Надо заметить, что в те времена «маврами» и «мавританками» называли людей с темным цветом кожи. Стало быть, г-жа де Мэнтенон писала о некоей юной негритянке.

О той самой, которой 15 октября 1695 года король назначил пансион в 300 ливров в качестве награды за ее «благое намерение посвятить свою жизнь служению Господу в Бенедиктинском монастыре в Морэ». Теперь нам остается узнать, кто же она такая, эта мавританка из Морэ.

По дороге из Фонтенбло в Пон-сюр-Ионн лежит маленький городишко Морэ — опоясанный древними стенами, восхитительный архитектурный ансамбль, состоящий из старинных зданий и улиц, совершенно непригодных для автомобильного движения. Со временем облик городка сильно изменился. В конце XVII века там находился Бенедиктинский монастырь, ничем не отличавшийся от сотен других, разбросанных по всему Французскому королевству. Про эту святую обитель никто никогда бы и не вспомнил, если бы в один прекрасный день среди ее обитательниц не обнаружилась чернокожая монахиня, существование которой так поражало современников.

Самым удивительным, однако, было не то, что у бенедиктинцев прижилась какая-то мавританка, а забота и внимание, которые проявляли к ней высокопоставленные особы при Дворе. Если верить Сен-Симону, г-жа де Мэнтенон, к примеру, «то и дело наведывалась к ней из Фонтенбло, и, в конце концов, к ее визитам привыкли». С мавританкой она, правда, виделась нечасто, но и не так чтоб уж очень редко. Во время таких посещений она «участливо справлялась о ее жизни, здоровье и о том, как к ней относится настоятельница». Когда принцесса Мария-Аделаида Савойская прибыла во Францию обручиться с наследником престола герцогом Бургундским, г-жа де Мэнтенон повезла ее в Морэ, чтобы та могла собственными глазами увидеть мавританку. Дофин, сын Людовика XIV, видел ее не раз, а принцы, его дети, — раз или два, «и все они относились к ней добросердечно».

В самом деле, с мавританкой обходились как ни с кем другим. «К ней относились с куда большим вниманием, нежели к любой известной, выдающейся личности, и она гордилась тем, что к ней проявляют столько заботы, равно как и тайной, что окружала ее; хотя жила она скромно, чувствовалось, что за нею стоят могущественные покровители».

Да уж, в чем не откажешь Сен-Симону, так это в умении завладевать интересом читателей. Его мастерство проявляется особенно ярко, когда он, рассказывая о мавританке, сообщает, например, что «однажды, услышав звук охотничьего рога — в лесу неподалеку охотился Монсеньор (сын Людовика XIV), — она как бы между прочим обронила: «Это мой брат охотится».

Итак, благородный герцог поставил вопрос. Но дает ли он ответ? Дает, хотя и не совсем ясный.

«Поговаривали, будто она дочь короля и королевы... писали даже, что у королевы случился выкидыш, в чем были уверены многие придворные. Но, как бы то ни было, это осталось тайной».

Откровенно говоря, Сен-Симону были неведомы основы генетики — не можно ли его осуждать за это? Сегодня любой студент-медик скажет вам, что муж и жена, если они оба белые, просто не в состоянии дать жизнь чернокожему ребенку.

Для Вольтера, столько писавшего о тайне Железной маски, тут все было ясно как божий день, если он решился написать такое: «Она была на редкость смуглая и к тому же походила на него (короля). Когда король отправил ее в монастырь, он сделал ей подарок, назначив содержание в двадцать тысяч экю. Бытовало мнение, будто она его дочь, что вызывало у нее чувство гордости, однако настоятельницы выражали по сему поводу явное недовольство. Во время очередной поездки в Фонтенбло г-жа де Мэнтенон посетила Морэйский монастырь, она призвала чернокожую монахиню к большей сдержанности и сделала все, чтобы избавить девицу от мысли, тешившей ее самолюбие.

— Сударыня, — ответила ей монахиня, — усердие, с каким такая знатная особа, как вы, пытается внушить мне, что я не дочь короля, убеждает меня как раз в обратном».

Подлинность свидетельства Вольтера трудно подвергнуть сомнению, поскольку свои сведения он почерпнул из источника, заслуживающего доверия. Однажды он сам отправился в Морэйский монастырь и лично видел мавританку. Друг Вольтера Комартен, пользовавшийся правом свободно посещать монастырь, выхлопотал такое же разрешение и для автора «Века Людовика XIV».

А вот еще одна подробность, заслуживающая внимания читателя. В пансионной грамоте, что вручил мавританке король Людовик XIV, значится ее имя. Оно было двойное и состояло из имен короля и королевы... Мавританку звали Людовика-Мария-Тереза!

Если благодаря своей мании возводить монументальные сооружения Людовик XIV был схож с египетскими фараонами, то страсть к любовным утехам роднила его с арабскими султанами. Так, Сен-Жермен, Фонтенбло и Версаль были превращены в настоящие серали. Король-солнце имел обыкновение небрежно ронять носовой платок — и всякий раз находилось с десяток дам и девиц, притом из самых знатных родов Франции, которые тотчас же устремлялись его подобрать. В любви Людовик был скорее «обжорой», нежели «гурманом». Самая откровенная женщина в Версале — княгиня Пфальцкая, невестка короля, говорила, что «Людовик XIV был галантен, однако зачастую галантность его перерастала в сущее распутство. Он любил всех без разбору: благородных дам, крестьянок, дочерей садовника, горничных, — для женщины главное было прикинуться, будто она влюблена в него». Неразборчивость в любви король начал проявлять с самого первого своего сердечного увлечения: женщина, приобщившая его к любовным усладам, была старше его лет на тридцать, к тому же у нее не было глаза.

Однако в дальнейшем, надо признать, он добился более значительных успехов: его любовницами были очаровательная Луиза де Лавальер и Атенаис де Монтеспан, восхитительная красавица, хотя, ежели судить по нынешним понятиям, и несколько полноватая — ничего не попишешь, со временем мода меняется как на женщин, так и на наряды.

К каким только уловкам не прибегали придворные дамы, чтобы «заполучить короля»! Ради этого молоденькие девицы даже были готовы на кощунство: нередко можно было видеть, как в часовне, во время мессы, они без всякого стыда поворачивались спиной к алтарю, чтобы лучше видеть короля, а точнее, чтобы королю было удобнее их разглядеть. Ну и ну! А меж тем «Величайший из королей» был всего лишь коротышка — его рост едва достигал 1 метра 62 сантиметров. Так что, поскольку он всегда стремился выглядеть статным, ему приходилось носить башмаки с подошвой толщиной 11 сантиметров и парик высокой 15 сантиметров. Однако это еще пустяки: можно быть маленьким, но красивым. Людовик XIV же перенес тяжелую операцию на челюсти, после чего в верхней полости рта осталось отверстие, и, когда он ел, пища выходила у него через нос. Хуже того: от короля всегда дурно пахло. Он знал это — и когда входил в комнату, тут же открывал окна, даже если снаружи стоял мороз. Чтобы отбить неприятный запах, г-жа де Монтеспан всегда сжимала в руке платочек, пропитанный резкими духами. Однако, невзирая ни на что, для большинства версальских дам «мгновение», проведенное в обществе короля, казалось истинно райским. Быть может, причина тому женское тщеславие?

Королева Мария-Тереза любила Людовика не меньше других женщин, которые в разное время делили с королем его ложе. Едва Мария-Тереза, по прибытии из Испании, ступила на остров Бидассоа, где ее ждал юный Людовик XIV, она влюбилась в него с первого взгляда. Она восхищалась им, ибо он показался ей красавцем, и всякий раз в восторге замирала перед ним и перед его гением. Ну а король? А король был ослеплен куда меньше. Он видел ее такой, какой она и была,— тучной, маленькой, с некрасивыми зубами, «испорченными и почерневшими». «Говорят, зубы у нее стали такими оттого, что она ела много шоколада,— объясняет княгиня Пфальцкая и прибавляет: — К тому же она в непомерных количествах употребляла чеснок». Таким образом, выходило, что один неприятный запах отбивал другой.

Король-солнце в конце концов проникся чувством супружеского долга. Всякий раз, когда он представал перед королевой, настроение ее делалось праздничным: «Стоило королю одарить ее дружеским взглядом, она ощущала себя счастливой целый день. Она радовалась, что король делит с нею брачное ложе, ибо ей, испанке по крови, любовные утехи доставляли истинное наслаждение, и ее радость не могли не замечать придворные. Она никогда не гневалась на тех, кто над нею подтрунивал за это,— она сама смеялась, подмигивала насмешникам и при этом довольно потирала свои маленькие ручки».

Их союз длился двадцать три года и принес им шестерых детей — трех сыновей и трех дочерей, однако все девочки умерли в младенчестве.

Вопрос, имеющий касательство к тайне мавританки из Морэ, подразделяется, в свою очередь, на четыре подвопроса: могло ли быть, что чернокожая монахиня являлась одновременно дочерью короля и королевы? — и на этот вопрос мы уже дали отрицательный ответ; могла ли она быть дочерью короля и любовницы-негритянки? — или же, по-иному говоря, дочерью королевы и любовника-негра? И наконец, могло ли быть так, что чернокожая монахиня, не имея никакого отношения к королевской чете, просто-напросто заблуждалась, называя дофина «своим братом»?

В Истории есть две личности, чьи любовные связи стали предметом тщательных исследований — Наполеон и Людовик XIV. Иные историки потратили всю жизнь на то, чтобы определить, сколько у них было любовниц. Так вот, что касается Людовика XIV, никому так и не удалось установить — хотя ученые досконально изучили все документы, свидетельства и мемуары того времени,— что у него хоть однажды была «цветная» любовница. Что правда, то правда, в ту пору во Франции цветные женщины были в диковину, и если б король невзначай приглядел себе одну, слухи о его увлечении в мгновение ока распространились бы по всему королевству. Тем паче если учесть, что каждый божий день король-солнце старался держаться у всех на виду. Ни один его жест или слово просто не могли быть пропущены любопытными придворными: еще бы, ведь Двор Людовика XIV слыл самым злоречивым на свете. Представляете, что было бы, если б пошла молва, будто у короля появилась чернокожая пассия?

Однако ничего подобного не было. В таком случае, как же мавританка могла быть дочерью Людовика XIV? Впрочем, такого предположения придерживались далеко не все историки. Зато многие из них, в том числе и Вольтер, вполне серьезно считали, что чернокожая монахиня была дочерью Марии-Терезы.

Здесь читатель может удивиться: как это так? У такой целомудренной женщины? У королевы, которая, как известно, буквально обожала своего супруга короля! Что верно, то верно. Однако ж при всем том не следует забывать, что эта милейшая женщина была на редкость глупа и до крайности простодушна. Вот что, к примеру, пишет о ней знакомая нам княгиня Пфальцкая: «Она была слишком скудоумна и верила всему, что ей говорили,— хорошему и плохому».

Версия, которую выдвигали такие писатели, как Вольтер и Тушар-Лафос, автор знаменитых «Хроник Бычьего глаза», а также известный историк Госселен Ленотр, сводится, за небольшой разницей, примерно к следующему: посланники одного африканского царя подарили Марии-Терезе маленького мавра десяти или двенадцати лет ростом не выше двадцати семи дюймов. Тушар-Лафос якобы даже знал его имя — Набо.

А Ленотр утверждает, что с той-то поры и вошло в моду — основоположниками которой были Пьер Миньяр и иже с ним — «рисовать негритят на всех крупных портретах». В Версальском дворце, например, висит портрет мадемуазель де Блуа и мадемуазель де Нант, внебрачных дочерей короля: как раз посередине полотно украшено изображением негритенка, непременного атрибута эпохи. Однако вскоре после того, как стала известна «постыдная история, связанная с королевой и мавром», эта мода постепенно сошла на нет.

Итак, спустя время ее величество обнаружили, что им скоро предстоит стать матерью — то же подтвердили и придворные врачи. Король радовался, ожидая появления на свет наследника. Какая опрометчивость! Негритенок вырос. Его научили говорить по-французски. Всем казалось, что «невинные забавы мавра происходили от его простодушия и живости натуры». В конце концов, как говорится, королева полюбила его всем сердцем, так крепко, что никакое целомудрие не могло уберечь ее от слабости, которую вряд ли был способен ей внушить даже самый изысканный красавец из христианского мира.

Что касается Набо, то он, вероятно, умер, причем «довольно внезапно» — сразу же после того, как публично объявили, что королева на сносях.

Бедная Мария-Тереза вот-вот должна была родить. Но король никак не мог взять в толк, отчего она так нервничает. А королева знай себе вздыхала и, словно в горьких предчувствиях, говорила:
— Я сама себя не узнаю: откуда эта дурнота, отвращение, капризы, ведь прежде ничего подобного со мной не случалось? Если б мне не нужно было сдерживаться, как того требует приличие, я бы с радостью повозилась на ковре, как мы частенько делали с моим мавритенком.

— Ах, сударыня! — недоумевал Людовик.— Ваше состояние ввергает меня в дрожь. Нельзя же все время думать о прошлом — а то, не приведи Господь, еще родите пугало, противное природе.

Король как в воду глядел! Когда младенец появился на свет, врачи увидели, что это «чернокожая девочка, черная как чернила, с головы до пят», и пришли в изумление.

Придворный медик Феликс божился Людовику XIV в том, что «достаточно было одного взгляда мавра, чтобы превратить младенца в себе подобного еще в материнской утробе». На что, по утверждению Тушар-Лафоса, Его величество заметили:
— Гм, одного взгляда! Значит, взгляд его был слишком проникновенный!

А Ленотр сообщает, что лишь много позднее «королева призналась, как однажды юный чернокожий невольник, прятавшийся где-то за шкафом, вдруг кинулся к ней с диким криком — хотел, как видно, испугать, и это ему удалось».

Таким образом, претенциозные слова мавританки из Морэ подтверждаются следующим: поскольку ее родила королева, будучи в то время замужем за Людовиком XIV, юридически она была вправе называть себя дочерью короля-солнца, хотя фактически ее отцом был мавр, выросший из несмышленого невольника-негритенка!

Но, говоря откровенно, это только легенда, и на бумагу она была переложена много позднее. Вату писал примерно в 1840 году: «Хроники Бычьего глаза» вышли в свет в 1829 году. А рассказ Г.Ленотра, опубликованный в 1898 году в журнале «Монд иллюстре», заканчивается на такой вот малоутешительной ноте: «Единственное, что не вызывает сомнений, так это подлинность портрета мавританки, хранящегося в Сент-женевьевской библиотеке, того самого, про который все говорили еще в конце прошлого века».

Подлинность портрета и вправду не подлежит сомнению, чего, однако, нельзя сказать о самой легенде.

И все же! История мавританки из Морэ, очевидно, началась с вполне достоверного события. Мы располагаем доказательством, каковым являются письменные свидетельства современников, что королева Франции действительно произвела на свет чернокожую девочку. Давайте теперь, следуя хронологическому порядку, предоставим слово свидетелям.

Итак, мадемуазель де Монпансье, или Великая мадемуазель, близкая родственница короля, писала:
«В течение трех дней кряду королеву мучили тяжелые приступы лихорадки, и она разродилась раньше срока — в восемь месяцев. После родов лихорадка не прекратилась, и королева уж приготовилась к причащению. Ее состояние ввергло придворных в горькую печаль... Под Рождество, помнится, королева уже не видела и не слышала тех, кто вполголоса переговаривался в ее покоях...

Его величество поведал и мне, какие страдания причиняла королеве болезнь, сколько народу собралось у нее перед причащением, как при виде ее священник едва не лишился чувств от горя, как при этом рассмеялись Его величество принц, а следом за ним и все остальные, какое выражение лица было у королевы... и что новорожденная как две капли воды походила на очаровательного мавритенка, которого привез с собой г-н Бофор и с которым королева никогда не расставалась; когда все смекнули, что новорожденная могла быть похожа только на него, несчастного мавра убрали прочь. Еще король сказал, что девочка ужасна, что ей не жить и чтобы я ничего не говорила королеве, ибо это могло бы свести ее в могилу... А королева поделилась со мной печалью, которая овладела ею после того, как рассмеялись придворные, когда ее уже собрались причащать».

Так в год, когда случилось это событие — установлено, что роды произошли 16 ноября 1664 года, — двоюродная сестра короля упоминает о сходстве чернокожей девочки, родившейся у королевы, с мавром.

Факт рождения чернокожей девочки подтверждает и г-жа де Моттвиль, горничная Анны Австрийской. А в 1675 году, спустя одиннадцать лет после случившегося, Бюсси-Рабютен поведал историю, на его взгляд, вполне достоверную:
«Мария-Тереза говорила с г-жой де Монтозье о фаворитке короля (мадемуазель де Лавальер), когда к ним неожиданно вошли Его величество — он подслушал их разговор. Его появление настолько поразило королеву, что она вся зарделась и, стыдливо опустив глаза, спешно удалилась. А по прошествии трех дней она родила чернокожую девочку, которая, как ей казалось, не выживет». Если верить официальным сообщениям, новорожденная действительно вскоре умерла — говоря точнее, это случилось 26 декабря 1664 года, когда ей от роду было чуть больше месяца, о чем Людовик XIV не преминул сообщить своему тестю, испанскому королю: «Вечером вчерашнего дня моя дочь умерла... Хотя мы и были готовы к несчастью, большого горя я не испытал». А в «Письмах» Ги Патена можно прочесть вот какие строки: «Нынче утром у маленькой госпожи случились судороги и она умерла, ибо ни сил, ни здоровья у нее не было». Позже про смерть «безобразного младенца» писала и княгиня Пфальцкая, хотя в 1664 году ее во Франции не было: «Все придворные видели, как она умерла». Но действительно ли все так и было? Если новорожденная и вправду оказалась чернокожей, вполне логично было объявить о том, что она умерла, а на самом деле взять и спрятать ее где-нибудь в глуши. А коли так, то лучшего места, нежели монастырь, и не сыскать...

В 1719 году княгиня Пфальцкая писала, что «народ не верил, будто девочка умерла, ибо все знали, что она находится в монастыре в Морэ, близ Фонтенбло».

Последним, более поздним, свидетельством, относящимся к этому событию, было сообщение принцессы Конти. В декабре 1756 года герцог де Люин вкратце изложил в своем дневнике беседу, которую он имел с королевой Марией Лещинской, супругой Людовика XV, где речь как раз шла о мавританке из Морэ: «Долгое время только и было разговоров, что о какой-то чернокожей монахине из монастыря в Морэ, неподалеку от Фонтенбло, которая называла себя дочерью французской королевы. Кто-то убедил ее, что она дочь королевы, однако из-за необычного цвета кожи ее упрятали в монастырь. Королева оказала мне честь и поведала, что у нее был разговор об этом с принцессой Конти, узаконенной внебрачной дочерью Людовика XIV, и принцесса Конти сказала ей, что королева Мария-Тереза действительно родила девочку, у которой было фиолетовое, даже черное, лицо — очевидно, оттого, что при появлении на свет она сильно мучилась, однако ж немного спустя новорожденная умерла».

Тридцать один год спустя, в 1695 году, г-жа де Мэнтенон намеревалась постричь в монахини одну мавританку, которой через месяц Людовик XIV назначает пансион. Эту мавританку зовут Людовикой-Марией-Терезой.

Когда она попадает в Морэйский монастырь, ее окружают всяческими заботами. Мавританку часто навещает г-жа де Мэнтенон — она требует, чтобы к ней относились с почтением, и даже представляет ее принцессе Савойской, едва та успевает обручиться с наследником престола. Мавританка же твердо убеждена, что она сама дочь королевы. Точно так же, судя по всему, считают и все морэйские монахини. Их мнение разделяет и народ, потому что, как нам уже известно, «народ не верил, будто девочка умерла, ибо все знали, что она находится в монастыре в Морэ». Да уж, как говорится, здесь есть над чем призадуматься...

Не исключено, однако, что тут было простое и вместе с тем потрясающее совпадение. Сейчас самое время привести одно любопытное объяснение, которое королева Мария Лещинская дала герцогу де Люину: «У некоего Лароша, привратника в Зоологическом саду, в ту пору служили мавр и мавританка. У мавританки родилась дочь, и отец с матерью, не будучи в состоянии воспитать ребенка, поделились своим горем с г-жой де Мэнтенон, та сжалилась над ними и обещала позаботиться об их дочери. Она снабдила ее весомыми рекомендациями и препроводила в монастырь. Так появилась легенда, которая на поверку оказалась выдумкой от начала и до конца».

Но откуда в таком случае дочь мавров, служителей Зоосада, вообразила, будто в жилах у нее течет королевская кровь? И почему ее окружали таким вниманием?

Я думаю, не следует торопиться с выводами, решительно отвергая гипотезу о том, что мавританка из Морэ так или иначе не имеет никакого отношения к королевскому роду. Мне бы очень хотелось, чтобы читатель правильно меня понял: я не говорю, что сей факт бесспорен, просто я считаю, что мы не вправе категорически отрицать его, не изучив со всех сторон. Когда же мы рассмотрим его всесторонне, мы непременно возвратимся к заключению Сен-Симона: «Как бы там ни было, а это осталось тайной».

И последнее. В 1779 году портрет мавританки еще украшал кабинет главной настоятельницы Морэйского монастыря. Позднее он пополнил коллекцию Сент-женевьевского аббатства. Ныне же полотно хранится в одноименной библиотеке. В свое время к портрету было приложено целое «дело» — переписка, касающаяся мавританки. Это дело находится в архивах Сент-женевьевской библиотеки. Однако теперь в нем ничего нет. От него осталась одна лишь обложка с надписью, которая наводит на размышления: «Бумаги, имеющие касательство к мавританке, дочери Людовика XIV».

Ален Деко, французский историк
Перевел с французского И. Алчеев

Людовик 14 – Король-Солнце – самый харизматичный монарх Франции. Эпоху его правления, продолжавшуюся 72 года, историки именуют «Великим веком». Французский король стал «героем» многочисленных романов и фильмов. О нем еще при жизни слагали легенды. И монарх был их достоин.

Именно королю Людовику 14 пришла мысль построить грандиозный дворцовый комплекс на месте небольшого охотничьего домика. Величественный Версаль, который на протяжении столетий поражает воображение, стал не просто резиденцией монарха при жизни, здесь он достойно, как и подобает августейшей особе, принял свою смерть.

Самый великий из династии Бурбонов – «Богоданный» Луи 14

Король Людовик 14 де Бурбон – долгожданный наследник. Именно поэтому при рождении он получил «знаковое» имя – Луи-Дьедонне – «Богоданный». Эпоха его правления Францией началась, когда маленькому Луи едва исполнилось пять лет. Регентами стали Анна Австрийская – мать Короля-Солнце и небезызвестный кардинал Мазарини, всеми силами пытавшийся связать свою семью родственными узами с Бурбонами. Интересно, что это почти удалось искусному стратегу.

Король Людовик 14 унаследовал от своей матери – гордой испанки, твердость характера и огромное самомнение. Вполне естественно, что юный монарх не стал долго «делить трон» с итальянским кардиналом. Хотя он и был его крестным отцом. Уже в 17 лет Луи впервые проявил непокорность, выразив недовольство перед всем французским парламентом. «Государство – это я» – фраза, которая характеризует всю эпоху правления короля Людовика 14.

Неразгаданные тайны биографии Луи де Бурбона

Самой большой загадкой остается само появление на свет короля Людовика 14. Согласно легенде, которой в ту эпоху верили многие, Анна Австрийская родила не одного, а двух дофинов. Был ли у Луи брат-близнец? Историки до сих пор сомневаются в этом. Но во многих романах и даже летописях фигурируют упоминания о загадочной «Железной Маске» – человеке, которого по приказу короля навсегда скрыли от людских глаз. Такое решение можно считать оправданным, ведь наследники-близнецы – причина политических скандалов и потрясений.

У короля Людовика 14 действительно был брат, но младший – Филипп. Герцог Орлеанский не претендовал на трон и никогда не пытался интриговать против Короля-Солнце. Напротив, он называл его «мой маленький папа», так как Луи постоянно старался его опекать. Фото портретов двух братьев дают ясное представление об их взаимной симпатии.

Женщины в жизни Луи де Бурбона – фаворитки и жены

Кардинал Мазарини, став крестным отцом короля Людовика 14, хотел еще больше сблизиться с династией Бурбонов. Умный интриган никогда не забывал о том, что происходил из достаточно захудалого итальянского рода. Именно одна из племянниц кардинала – кареглазая Мария Манчини, и стала первой любовью юного Луи 14. Королю Франции на тот момент исполнилось двадцать, его возлюбленная была всего на два года его моложе. Двор шептался о том, что монарх из династии Бурбонов вскоре женится по любви. Но судьба распорядилась иначе.

Мария Манчини — первая любовь короля Людовика 14

Марии и Луи пришлось расстаться всего лишь из-за того, что по политическим соображениям королю Людовику 14 было необходимо заключить брак с Марией-Терезией – дочерью испанского короля. Мазарини очень быстро «пристроил» племянницу, выдав ее замуж за итальянского принца. Именно с того момента, когда юного монарха принудили вступить в политический брачный союз, берет начало череда его любовных похождений.

Историки считают, что влюбчивость и пылкий темперамент король Людовик 14 де Бурбон унаследовал от деда – Генриха 4. Но Король-Солнце был более расчетлив в своих увлечениях: ни одна из его фавориток не оказывала влияния на политику Франции. Знала ли жена о многочисленных любовных увлечениях монарха и о его внебрачных детях? Да, но Мария-Терезия была гордой испанкой и дочерью короля, поэтому оставалась невозмутимой – Людовик 14 не слышал от нее ни слез, ни упреков.

Королева Мария-Терезия — первая жена короля Луи 14

Королева умерла гораздо раньше супруга. Буквально через несколько месяцев после ее смерти король Людовик 14 заключает второй брак. С кем? Избранницей стала гувернантка его внебрачных детей, рожденных маркизой де Монтеспан, – Франсуаза де Ментенон. Женщина была старше Луи, до этого она состояла в браке с известным в то время литератором Полем Скарроном. При дворе ее называли не иначе как «вдова Скаррон». Именно с Франсуазой король Людовик 14 «встретил старость», именно она стала его последним увлечением, именно ее немногочисленные капризы он исполнял на протяжении всех лет супружества.

Интересные факты из биографии Людовика 14 – Короля-Солнце

Прекрасный аппетит Луи 14 был известен не только всему двору, о нем знали даже простые жители Парижа. Блюдами, которые монарх съедал за обедом, можно было накормить не только всех фрейлин королевы, но и его свиту. И эта трапеза была не единственной. Король постоянно утолял голод и по ночам, но делал это в одиночку, кушанья ему тайно приносил камердинер.

Король Людовик 14 почти всегда исполнял прихоти своих фавориток, но в отношении второй жены король превзошел сам себя. Когда Франсуаза пожелала прокатиться на санях в летний зной, любящий супруг исполнил ее каприз. Буквально на следующее утро Версаль засверкал «снегом», который прекрасно заменили тонны соли и сахара.

Король Людовик 14 обожал роскошь. Историки считают, что это было связано с тем, что в детстве его расходы тщательно контролировал Мазарини, и он рос совсем «не по-королевски». Когда Луи стал «государством», то смог удовлетворить свою страсть. В резиденциях монарха насчитывалось около 500 роскошных кроватей. Он имел более тысячи париков, одежду для него шили 40 лучших портных Франции.

2. Франсуаза-Атенаис, маркиза де Монтеспан с портретом короля Людовика XIV

Луиза Франсуаза де Бурбон, принцесса Конде (1 июля1673—16 июля1743) — узаконенная дочь короля ФранцииЛюдовика XIVи его официальной фавориткиФрансуазы де Монтеспан. Она, была названа в честь своей крестной матери, бывшей фаворитки ее отца короля Людовика XIV - Герцогини Луизы де Лавальер. До своего замужества она была известна, как Мадмуазель де Нант.

Людовик XIVузаконил своих детей от Франсуазы де Монтеспан, получив перед этим согласиефранцузского парламента. После этого король даровал детям различные титулы, которые полагались отпрыскам короля. Её братЛуи-Августполучил титул герцога Мэнского, Луи-Цезарь, титул графа Vexin, сестра Луиза Мария Анна стала Мадмуазель де Тур, Франсуаза Мария - Мадмуазель де Блуа, аЛуи- Александр, её младший брат, получил титул графа Тулузского. Сама же Луиза получила титул Мадмуазель де Нант.

Выйдя замуж в одиннадцать лет заЛюдовика III Бурбон-Кондеона стала герцогиней де Бурбон и принцессой Конде. Во времена, когда ее сын Луи-Анри, герцог де Бурбон-Конде был премьер-министром Франции, она пыталась содействовать его политическому влиянию, но безуспешно. Вела бурную любовную жизнь во время правления отца. При жизни она построилаБурбонский дворец, который в наше время является местом заседания Национальной ассамблеи Франции.

Луи Мари-Анн де Бурбон мадмуазель де Тур родилась вШато-де-Сен-Жермен-ан-Ле18 ноября 1674 года.Она была третьей дочерью пары и их пятым ребенком.Ее родители ласково называли ее Тутти .

После ее рождения, ее уход был порученмадам Скаррон, которая заботилась о ней и старших братьев и сестре в доме, купленный для них их отцом.

Она была известна как мадемуазель де Тур до ее преждевременной смерти в 1681 году, в возрасте семи лет.

Ее отец, который был вФонтенбло,распорядился, чтобы его любимая дочь будет похоронена в гробницегерцогов Бурбонских.

После ее смерти, в письме кгерцогу Мэнскому, ее мать сказала:

Я не говорю вам о моем горе, вы сами испытали его на себе.Что касается мадемуазель де Нант, она была так несчастна, что ее пришли утешить королева и мадам дофина.

В детстве Луиза была близка с младшей сестрой Луизой Марией Анной, Мадмуазель де Тур. Её ранняя смерть в1681 году сильно повлияла на Луизу, она очень любила свою сестренку. Свою младшую сестру - Франсуазу-Марию всегда терпеть не могла. Надо сказать, младшая сестра отвечала ей тем же. Эту неприязнь сёстры сохранили на всю жизнь и даже передали ее по «наследству» своим детям. С детства дети соперничали между собой за друзей, общество, титулы и богатства.

Относительно ее также утверждали, что она не дочь Луи XIV. Некто Беттендорф, один германский дворянин, уверял, что она была дочерью маршала Ноайля. «Я сам был свидетелем, — говорит он, — как однажды ночью маршал украдкой пробрался в спальню маркизы де Монтеспан. Я заметил месяц и число, и ровно через девять месяцев де Монтеспан родила дочь, которую при рождении Луи XIV назвал герцогинею де Нант».

8. MADEMOISELLE DE NANTES, DUCHESSE DE BOURBON

С детства принцесса увлекалась музыкой и танцами. В возрасте девяти лет, она танцевала сольную партию в детском балете, посвященному дню рождения дофина Людовика (законного сына и наследника короля Людовика XIV). Унаследовав резкий и едкий ум своей матери мадам де Монтеспан, она и внешне была очень на нее похожа.

Нельзя сказать, чтобы герцогиня была очень хороша собою, но имела наружность милую и приятную. Мало кто имел такую величественную осанку или танцевал с такой грацией, как герцогиня де Нант, несмотря на то, что она немного прихрамывала. В ней не было ничего, что могло бы не понравиться; а голос, улыбка, жесты и движения представлялись очаровательными. Она никого не любила, как, по крайней мере, думали, но всех обвораживала, и около нее всегда толпились поклонники, в один голос называвшие ее неприступной, ибо она никому из них не выказывала особенного благорасположения, стараясь быть со всеми одинаково милой и любезной. Подобно своему брату, графу Вексену, де Нант также ненавидела де Ментенон и всегда радовалась, если ей представлялся случай говорить о бывшей своей наставнице, то, что она о ней думала.

В1681 годуеё мать оставила двор и удалилась в монастырь Сан-Жозеф, основанный ею же и находившийся в домах 10 - 12 по улице Сен-Доменик в VII округе Парижа. Остаток жизни она провела, помогая бедным и участвуя в благотворительности. Луиза часто приезжала к матери, эти годы очень сблизили их. Её смерть в1707 годусильно повлияла на Луизу.Людовик XIVзапретил ей и её младшим братьям и сёстрам носить траур по матери.

10. 1685 Louise-Fran?oise de Bourbon, Duchess of Bourbon

25 мая 1685 года Луиза вышла замуж за дальнего родственника своего отца, Людовика, герцога де Бурбонского. Ей было одиннадцать лет, её супругу шестнадцать. Людовик был старшим сыном Генриха III Бурбона, герцога Энгиенского. (Старший брат Луизы-Франсуазы, Луи-Август, герцог Мэнский женился на принцессе Луизе-Бенедикте сестре жениха) В приданое принцесса получила один миллион франков. В браке родилось девять детей. Все они дожили до взрослого возраста.

Мария Анна (1690—1760), аббатиса;

Луи Анри (1692—1740), принц Конде Людовик IV;

Луиза Елизавета (1693—1775), супруга Луи Армана II Бурбон-Конти;

Луиза Анна (1695—1758), мадемуазель де Шароле;

Мария Анна (1697—1741), мадемуазель де Клермон;

Шарль (1700—1760), граф де Шароле;

Генриетта (1703—1772), аббатиса;

Елизавета-Александра, (1705—1765), мадемуазель де Сенс

Луи (1709—1771), граф де Клермон-ан-Аргон.

Немного о доме принцев Конде.

Принц Конде (фр. prince de Condé ) — титул и род французских«принцев крови», младшей ветви венценосного домаБурбонов, впервые данный дяде короля ФранцииГенриха Наваррского —Людовику Бурбонскому, резиденцией которого был дворец-замок вКонде, от которого и получил название титул и род. Его потомки носили данный титул до 1830 года, вместе с титулами герцогов Шатору(1616),Монморанси(1632), Энгиенского (1633), Бурбонского (1661) и Гиза (1704).

13. Конде, Людовик III Бурбон, муж Луизы

Генрих III Бурбон Конде́ , (фр. Henri III Jules de Bourbon-Condé ) такжеАнри-Жиль (29 июля1643,Париж —1 апреля1709,Париж) —принц Кондес1683 года,пэр Франции, первый принц крови.

СынЛюдовика II Бурбона, Великого принца Конде. Отличался прекрасной образованностью и скверным характером. Припадки, которыми терроризировал семью и слуг, к концу жизни обратились в помешательство иликантропию.

Ликантро́пия (отдр.-греч. λύκος — «волк» иἄνθρωπος — «человек») — мифическая или волшебная болезнь, вызывающая метаморфозы в теле, в ходе которых больной превращается в волка; один из вариантовтериантропии. Наряду с волшебной ликантропией и териантропией существует реальное психическое заболевание —клиническая ликантропия, при которой больной считает себя волком,оборотнемили другим животным.

15. Анна Генриетта Баварская свекровь

Анна Пфальц (его мать, свекровь Луизы-Франсуазы), известная во Франции как Анна Баварская, принцесса Палатин (1648-1723), в пятнадцать лет стала женой Генриха III, Анри-Жиля, герцога Энгиенского, единственного сына знаменитого полководца Великого Конде .

Принцесса Пфальц и графиня Палатин вторая из трех дочерей принца Эдуарда Палатина. Ее матерью была Анна Гонзаго известная своим политическим парижским салоном, сестра королевы Польши

16. Луиза Франсуаза де Бурбон, герцогиня де Бурбон-Конде, мадемуазель де Нант

После смерти Великого Конде, муж Луизы-Франсуазы, стал носить титул принца Бурбон - Конде (первый принц крови).

В1692 году младшая сестра Луизы-Франсуазы, Франсуаза-Мария, Мадмуазель де Блуа, вышла замуж заФилиппа II Орлеанского (сына принца Филиппа Орлеанского, единственного брата короля Людовика XIV). В приданое ей была дана сумма, в два раза превышавшая сумму, выданную при свадьбе Луизе. Это сильно возмутило её, и в дальнейшем она еще больше невзлюбила младшую сестру. Эта взаимная нелюбовь на долгие годы привела к соперничеству дома Конде и Орлеанов за власть и влияние при дворе короля. Великий Конти . Принц крови (кузенЛюдовика XIV), военачальник и претендент на польский престол.

СынАрмана де Бурбон-Конти (мл.брата Великого принца Конде). Выросший на глазахВеликого Конде, он проявлял склонность к военной карьере.

В переписке принца с друзьями он позволял себе насмешливо отзываться о короле и г-же Ментенон, за что и был изгнан вШантильи. Великий Конде на смертном одре получил для него помилование, после чего тот с отличием служил под командованием маршалаЛюксембурга. В 1697 году на сейме в Варшаве, большинством голосов был избран новым королем Польши, но отказался от короны, убедившись, что ему не справиться с армией его соперника,Августа Саксонского, поддерживаемого российским царёмПетром I. В1703 годуон был назначен главнокомандующим французской армией вИталии.

28 июня1688вВерсалеженился на Марии-Терезе де Бурбон-Конде (1666—1732), дочериАнри-Жюля де Бурбон-Конде(1643—1709), 5-го принца де Конде и Анны Баварской (1648—1723), принцессы Пфальцской.

Когда супруг узнал об измене жены, то был в большой ярости. Луизе-Франсуазе удалось уговорить его не рассказывать ничего её отцу-королю, из-за страха перед ним.

После смерти в1709 годуеё свёкра, её муж получил титулпринца Конде . В следующем году его не стало.


19. Мадмуазель де Блуа и Мадмуазель де Нант, так не любившие друг друга сестры.

В этом же году Луиза сблизилась со своим братомдофином Людовиком. Дружбу она завела с ним исключительно для того, чтобы сблизиться с королевской семьёй. Неожиданная смерть дофина в1711 годуразрушила эти планы.Дофиноми дофиной Франции сталиЛюдовик, герцог Бургундский, и его женаМария Аделаида Савойская. Они также умерли в период правления деда, короля Людовика XIV.

В1715 году"король-солнце" умер. Королём стал малолетний правнук корольЛюдовик XV. Началась борьба за регентство над малолетним королем между братом Луизы герцогом Менским и супругом её младшей сестры, герцогом Орлеанским. Луиза всячески противилась назначению последнего, так как ненавидела свою сестру и не хотела, чтобы та занимала положение выше, чем она сама. В конце концов, выигралгерцог Орлеанский. Его супруга, сестра Луизы, заняла самое высокое положение в семье.

В1714 годуплемянница Луизы,Мадам Менская была названа в честь неё. В 1720-х годах Луиза стала любовницей герцогаде Лессе . В1737 годуона стала крёстной матерью сынаЛюдовика XVиМарии Лещинской, нового Дофина Франции.

Скончалась дочь Людовика XIV в1743 годуна семидесятом году жизни. После себя она оставила роскошныйБурбонский дворец, который в настоящее время используется как место заседанияНациональной ассамблеи Франции.