Первый космический турист Деннис Тито. История полета. Тито Деннис: интересные факты из жизни

*Тито готовит завтрак туриста

Глава РКК «Энергия» Юрий Семенов заявил, что Россия может пересмотреть свое участие в международной космической программе. В Росавиакосмосе назвали заявление Семенова «чисто эмоциональным» и заверили, что сотрудничество с американцами в космосе будет только развиваться.

В пятницу глава РКК «Энергия» Юрий Семенов неожиданно заявил, что в ближайшее время может быть пересмотрено соглашение между Россией и США по работе на Международной космической станции (МКС). Семенов сказал, что если США не изменят своего поведения, то Россия пересмотрит свое участие в совместной космической программе и даже может отказаться от партнерства с американцами. Заявление Семенова последовало в ответ на выступление руководителя NASA Дэниэля Голдина, который накануне заявил, что собирается предъявить счет Росавиакосмосу за ущерб, нанесенный Деннисом Тито на МКС. По словам Голдина, Тито ставит под угрозу реализацию всей программы МКС и нарушает все планы американских специалистов по работе на станции. При этом экипаж постоянной экспедиции вынужден приостановить работы по реконструкции станции и заняться присмотром за первым космическим туристом.
Семенов сказал, что категорически не согласен с американцами, которые пытаются диктовать свои условия всем участникам международной космической программы. Он назвал претензии NASA необоснованными и обратил внимание на спорные утверждения американцев по поводу затрат на создание и эксплуатацию станции – по мнению руководителя «Энергии», американцы постоянно пытаются тянуть из России денег. «К примеру, один и тот же болт для МКС можно сделать и в России, и в США, – сказал Семенов, – Причем у нас он будет стоить два рубля, а у американцев – 2 доллара. И как доказывать после этого, кто вложил больше денег в станцию?».
Примечательно, что в Росавиакосмосе слова главы РКК «Энергия» Юрия Семенова всерьез не воспринимают. В пресс-службе космического агентства корреспонденту «Газеты.Ru» пояснили, что говорить о пересмотре соглашения между Россией и США может только глава Росавиакосмоса Юрий Коптев и никто другой. «Коптев ничего подобного не говорил, и даже в мыслях у него такого не было, – сказали в пресс-службе. – Поэтому никто не собирается пересматривать соглашение по МКС, и вообще непонятно, почему именно Семенов заговорил о соглашении, ведь этим вопросом занимается только Росавиакосмос». Заявление Семенова в РАКА назвали чисто эмоциональным и сказали, что сейчас Россия хочет добиться конструктивного диалога с NASA по вопросам дальнейшего сотрудничества: «У нас, все-таки, большой совместный проект, и не стоит портить отношения из-за некоторых разногласий».
Вероятно, для того, чтобы убедить американцев, что Тито действительно не нанес никакого ущерба станции, в пятницу российский ЦУП провел тридцатиминутный сеанс связи с МКС. Члены экипажа посещения Юрий Батурин и Талгат Мусабаев рассказали, как проходят работы на станции и похвалили первого космического туриста Денниса Тито. По словам Батурина, американец тоже работает наряду с другими членами экипажа – он отвечает за питание космонавтов. «Мы очень довольны Деннисом. Можно точно сказать, что Тито очень хорошо подготовился и прекрасно работает на МКС. Он нам совсем не мешает, и как любому новому космонавту, мы объясняем ему некоторые вещи, – сообщил Талгат Мусабаев. – Деннис прекрасно вписался в команду обоих экипажей. На станции все идет штатно, и Тито прекрасно справляется с возложенными на него обязанностями».
Сам Тито сказал, что, наконец, сбылись все его надежды и ожидания от встречи с космосом. Кроме того, американский миллионер высказался за развитие космического туризма как формы бизнеса. При этом он пообещал, что по возвращении на Землю обязательно займется этим вопросом.

Dennis Anthony Tito

В 2001 году Деннис Тито стал первым космическим туристом в мире, заплатив за это двадцать миллионов долларов. Он облетел Землю по орбите 128 раз; получается - каждый виток вокруг Земли стоил ему 150 тысяч долларов. И он нисколько не жалеет о потраченных деньгах.

Деннис Тито - главный управляющий фирмой Wilshire Associates, одной из ведущих инвестиционных фирм в стране - компании-консультанта и менеджера в крупномасштабном финансировании технологии. Тито всю свою жизнь интересовался космонавтикой, о чём свидетельствует полученое им образование в области космических технологий и космонавтики. После продолжительной работы в Лаборатории двигателей внутреннего сгорания при НАСА Тито переключился на финансирование госпроектов в космической области.

Тито никогда не забывал о своем увлечении и с огромным интересом следил за достижениями США и СССР. В апреле 2001 г., в возрасте шестидесяти лет, поднявшись с космодрома Байконур в Казахстане, Тито осуществил, наконец, свою мечту - слетать в космос.

Деннис Тито готовился к полету в течение 8 месяцев. Тито пришлось пройти не только физическую подготовку, но и освоить основы управления космическим кораблем, вплоть до его ручной стыковки с МКС - на случай, если автоматика вдруг откажет. На предполетном экзамене все задания он выполнил без единой ошибки и доказал, что заслуженно может занять место в экипаже.

Тем не менее, без происшествий не обошлось. При взлете у Тито были проблемы с сердцем, а на орбите, сильно оттолкнувшись от пола, он разбил голову о люк корабля. В обоих случаях квалифицированную медицинскую помощь ему оказывал космонавт Талгат Мусабаев , за что получил от Тито звание «baby-nurse number 1» («космического няньки номер один»). Несмотря на происшествия, Тито полетом остался очень доволен.

Вернувшись с орбиты домой, он заявил: - Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию.

Полет Тито, сразу ставшего американским национальным героем, поднял в США волну интереса к космонавтике - ведь теперь космос стал гораздо доступнее - и открыл дорогу для последующих космических туристов.

См. также

Ссылки

  • Полеты космических туристов на МКС: Справка . РИА Новости (21 апреля 2007). Архивировано
  • Dennis Anthony Tito: Деннис Энтони Тито . Космическая энциклопедия (15 августа 2004). Архивировано из первоисточника 25 мая 2012. Проверено 28 апреля 2012.
  • Dennis Tito to Speak at Rensselaer Nov. 14 . Rensselaer Polytechnic Institute (4 ноября 2002). Проверено 28 апреля 2012.
  • Dennis A. Tito to receive prestigious americanism award from boy scouts of America (англ.) . Western Los Angeles County Council: Boy Scouts of America (23 May 2008). Архивировано из первоисточника 25 мая 2012. Проверено 28 апреля 2012.
  • 2004: Dennis Tito . Defender of the Trust Award . mono lake committee. Архивировано из первоисточника 25 мая 2012. Проверено 28 апреля 2012.
  • First Space Tourist Dennis Tito to Make Business Visit to Russia . redOrbit.com (15 июня 2004).

«Человек перенесет любые тяготы космических путешествий, кроме, пожалуй, их стоимости», - остроумно заметил американский физик Ли Дюбридж.

Космический туризм – новая форма туризма. Но пока очень дорогая, так как оплачивается из частных средств.

Идея космического туризма появилась давно, уже после нескольких лет освоения космоса. Но, конечно, в то время она казалась нереальной – было много вопросов, связанных с изучением космоса, много нерешенных задач. Активно развиваться космический туризм начал в конце XX века.

Первым космическим туристом должна была стать американская учительница Кристи Маколифф . Но она погибла при запуске шаттла «Челленджер» в 1986 году.

В 1990 г. в космос в качестве туриста отправился журналист Тоёхиро Акияма . На космическом корабле «Союз ТМ-11» с экипажем в составе В. Афанасьева и М. Манарова он совершил полет на космическую орбитальную станцию «Мир» по частно финансируемому негосударственному проекту телекомпании TBS. Правда, Акияму не все считают абсолютным туристом, так как его полет был служебной командировкой на орбиту - японская телекомпания отправила на станцию «Мир» своего журналиста. А вот американский миллионер , отправившийся в космос 28 апреля 2001 г. на российском космическом корабле «Союз ТМ-32» с космонавтами Т. Мусабаевым и Ю. Батуриным, был первым космическим туристом.

О них мы сегодня и расскажем.

Тоёхиро Акияма и его полет

Он был самым первым японцем, слетавшим в космос, первым журналистом и первым космическим туристом, если учитывать тот факт, что он не был не только профессиональным космонавтом, но даже и летчиком.

Тоёхиро Акияма родился в 1942 г. в Токио. Закончил факультет общественных наук Международного христианского университета в Токио. Работал в телерадиокорпорации Ти-Би-Эс (TBS ) в Токио и Лондоне, старшим редактором и комментатором программ международных новостей Ти-Би-Эс, директор корреспондентского бюро Ти-Би-Эс в Вашингтоне.

В 1989 г. он прошёл отбор для осуществления коммерческого советско-японского полета, спонсируемого корпорацией Ти-Би-Эс. Сумма, которую корпорация уплатила за полёт своего сотрудника, в различных источниках указывается разной: от 28 до 37 миллионов долларов США. В октябре 1989 г. Акияма приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов им Ю. А. Гагарина.

2 декабря 1990 г. Т. Акияма стартовал в космос на корабле «Союз ТМ-11» в качестве космонавта-исследователя в составе экипажа восьмой основной экспедиции орбитальной станции «Мир» совместно с командиром корабля В.М Афанасьевым и бортинженером М. Х. Манаровым.4 декабря была проведена стыковка с орбитальной станцией «Мир». За семь дней работы на космической станции Акияма провёл несколько прямых репортажей для японской аудитории, показательные телеуроки для японских школьников. Провёл также биологические эксперименты с японскими древесными лягушками.

Но уже первые часы журналиста на орбите показали, что его подготовка была недостаточной, он страдал «космической болезнью», связанной с расстройствами вестибулярного аппарата. Тем не менее, журналистское задание выполнил.

10 декабря 1990 г. Тоёхиро Акияма возвратился на Землю на космическом корабле «Союз ТМ-10» в составе седьмой основной экспедиции совместно с командиром корабля Г. М. Манаковым и бортинженером Г. М. Стрекаловым, находившихся на станции «Мир» с 3 августа 1990 г.

После полета

После полета работал заместителем директора департамента новостей Ти-Би-Эс. В апреле 1991г. с группой японских журналистов снимал фильм о состоянии Аральского моря в Казахстане.

В 1995 г. ушел из корпорации, т.к. был не согласен с активной коммерциализацией телевидения. Организовал ферму по выращиванию риса и грибов в городе Такине.

Выступал с докладами, посвященными своему полету. В соавторстве опубликовал статьи о развитии космического туризма.

Награжден медалью «За заслуги в освоении космоса» (государственная награда Российской Федерации) - за большой вклад в развитие международного сотрудничества в области пилотируемой космонавтики.

Деннис Тито и его полет

Российский космический корабль «Союз ТМ-32» стартовал 28 апреля 2001 г. На его боту, кроме космонавтов Т. Мусабаева и Ю. Батурина, находился и первый космический турист Деннис Тито. 30 апреля была осуществлена стыковка корабля с Международной космической станцией (МКС). Экипаж «Союза» провел на МКС 6 дней, во время которых космонавты проводили научные эксперименты, а турист Тито занимался фото- и видеосъемкой, вел дневник и подбирал продукты на завтрак, обед и ужин для всех находящихся на МКС. 6 мая российские космонавты с Деннисом Тито вернулись на Землю.

Своим полетом Деннис Тито был вполне удовлетворен, даже сравнил пребывание в космосе с пребыванием в раю. Федеральное космическое агентство России получило от него 20 миллионов долларов оплаты за этот полет.
С этого времени в мировых СМИ и появилось выражение «космический туризм».

Де́ннис Э́нтони Ти́то - первый космический турист, американский предприниматель и мультимиллионер итальянского происхождения. Он родился в 1940 г. в Нью-Йорке.

Он облетел Землю по орбите 128 раз; получается, что каждый виток вокруг Земли стоил ему 150 тысяч долларов. Но он нисколько не жалеет о потраченных деньгах.

Деннис Тито - главный управляющий фирмой Wilshire Associates, одной из ведущих инвестиционных фирм в стране - компании-консультанта и менеджера в крупномасштабном финансировании технологии. Всю свою жизнь он интересовался космонавтикой и даже получил специальное образование в области космических технологий и космонавтики. Работал в Лаборатории двигателей внутреннего сгорания при НАСА, финансировал государственные проекты в космической области.

Тито с интересом следил за достижениями США и СССР в космонавтике, и вот, наконец, в возрасте 60 лет он осуществил свою мечту.

Подготовка его к полету проходила в течение 8 месяцев. Он тренировался с полной отдачей и на предполетном экзамене доказал, что заслуженно может занять место в экипаже.

Но при взлете у Тито были проблемы с сердцем, а на орбите, сильно оттолкнувшись от пола, он разбил голову о люк корабля. Квалифицированную медицинскую помощь ему оказывал космонавт Талгат Мусабаев, за что получил от Тито звание «baby-nurse number 1» («космического няньки номер один»).

После полета он сказал: «Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию».

После полет Тито сразу стал американским национальным героем, поднял в США волну интереса к космонавтике и открыл дорогу для последующих космических туристов.

Перспективы космического туризма

Космический туризм (полеты в космос или на околоземную орбиту, финансируемые из частных средств, в развлекательных или научно-исследовательских целях) будут развиваться, в этом нет сомнения. Согласно исследованиям общественного мнения, у многих людей в мире есть желание полететь в космос. По мнению специалистов, это желание может в перспективе стать важным источником финансирования дальнейшего развития космонавтики. В настоящее время единственной используемой целью космического туризма является Межпланетная космическая станция (МКС). Полеты осуществляются при помощи российских космических кораблей «Союз». Подготовка космических туристов проводится в Звёздном городке под Москвой, а также в небольших самолётах, симулирующих невесомость. Последний полёт космического туриста состоялся в 2009 году, а всего на МКС побывали семь туристов. Из них одна женщина - Ануше Ансари, а Чарльз Симони слетал в космос два раза (данные на апрель 2012 года). Сегодня космический туризм становится серьезным бизнесом - число желающих увидеть космос и готовых платить за недоступные на Земле ощущения постоянно растет. Также важно отметить, что именно Россия открыла эпоху космического туризма в первый год XXI века, ровно через 40 лет после полета Ю. Гагарина.

Но нельзя не учитывать и оборотной стороны медали.

Мартин Росс, являющийся автором исследования и работающий в Aerospace Corporation, подсчитал, что количество туристических суборбитальных запусков в следующие десять лет достигнет одной тысячи в год. Росс утверждает, что ракеты являются единственным прямым источником химического загрязнения антропогенного происхождения на высоте более 22,5 км, поэтому люди должны понять, насколько велико влияние этих выбросов на земную атмосферу.
Согласно расчетам учёных, тонкий слой сажи в стратосфере может привести к тому, что поверхность Земли остынет на 0,7 градуса по Цельсию. При этом Антарктика станет теплее на 0,8 градуса. От сажи пострадает и озоновый слой, который в экваториальных районах станет тоньше на 1%, а у полюсов – на целых 10%.Темпы климатических изменений ускорятся за счёт сажи и углекислоты от выхлопных газов ракетных двигателей, считают исследователи этого вопроса. Так что есть о чем задуматься.

, Нью-Йорк , США

Гражданство:

США США

В 2001 году Деннис Тито стал первым космическим туристом в мире, заплатив за это двадцать миллионов долларов. Он облетел Землю по орбите 128 раз; получается - каждый виток вокруг Земли стоил ему 150 тысяч долларов. И он нисколько не жалеет о потраченных деньгах.

Деннис Тито - главный управляющий фирмой Wilshire Associates, одной из ведущих инвестиционных фирм в стране - компании-консультанта и менеджера в крупномасштабном финансировании технологии. Тито всю свою жизнь интересовался космонавтикой, о чём свидетельствует полученное им образование в области космических технологий и космонавтики. После продолжительной работы в Лаборатории реактивного движения при НАСА Деннис Тито переключился на финансирование госпроектов в космической области.

Деннис Тито никогда не забывал о своем увлечении и с огромным интересом следил за достижениями США и СССР. В апреле 2001 г., в возрасте шестидесяти лет, поднявшись с космодрома Байконур в Казахстане, Тито осуществил, наконец, свою мечту - слетать в космос.

Деннис Тито готовился к полету в течение 8 месяцев. Тито пришлось пройти не только физическую подготовку, но и освоить основы управления космическим кораблем, вплоть до его ручной стыковки с МКС - на случай, если автоматика вдруг откажет. На предполетном экзамене все задания он выполнил без единой ошибки и доказал, что заслуженно может занять место в экипаже.

Тем не менее, без происшествий не обошлось. При взлете у Тито были проблемы с сердцем, а на орбите, сильно оттолкнувшись от пола, он разбил голову о люк корабля. В обоих случаях квалифицированную медицинскую помощь ему оказывал космонавт Талгат Мусабаев , за что получил от Тито звание «baby-nurse number 1» («нянька номер один»). Несмотря на происшествия, Тито полетом остался очень доволен.

Вернувшись с орбиты домой, он заявил: - Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию.

Полет Тито, сразу ставшего американским национальным героем, поднял в США волну интереса к космонавтике - ведь теперь космос стал гораздо доступнее - и открыл дорогу для последующих космических туристов.

Космические проекты, финансируемые Тито

См. также

Напишите отзыв о статье "Тито, Деннис"

Примечания

Ссылки

  • . РИА Новости (21 апреля 2007). Проверено 28 апреля 2012. .
  • . Космическая энциклопедия (15 августа 2004). Проверено 28 апреля 2012. .
  • . Rensselaer Polytechnic Institute (4 ноября 2002). Проверено 28 апреля 2012.
  • (англ.) . Western Los Angeles County Council: Boy Scouts of America (23 May 2008). Проверено 28 апреля 2012. .
  • . Defender of the Trust Award . mono lake committee. Проверено 28 апреля 2012. .
  • . redOrbit.com (15 июня 2004). Проверено 28 апреля 2012. .
  • , BBC News (28 апреля 2001). Проверено 28 апреля 2012.
  • (англ.) . SpaceRef (24 July 2003). Проверено 28 апреля 2012. .
  • . .

Отрывок, характеризующий Тито, Деннис

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.
Несколько секунд они оба испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать. «Я ли взят в плен или он взят в плен мною? – думал каждый из них. Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, все крепче и крепче сжимала его горло. Француз что то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана: так быстро он согнул ее.
Пьер тоже нагнул голову и отпустил руки. Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги. Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею. (Это была та атака, которую себе приписывал Ермолов, говоря, что только его храбрости и счастью возможно было сделать этот подвиг, и та атака, в которой он будто бы кидал на курган Георгиевские кресты, бывшие у него в кармане.)
Французы, занявшие батарею, побежали. Наши войска с криками «ура» так далеко за батарею прогнали французов, что трудно было остановить их.
С батареи свезли пленных, в том числе раненого французского генерала, которого окружили офицеры. Толпы раненых, знакомых и незнакомых Пьеру, русских и французов, с изуродованными страданием лицами, шли, ползли и на носилках неслись с батареи. Пьер вошел на курган, где он провел более часа времени, и из того семейного кружка, который принял его к себе, он не нашел никого. Много было тут мертвых, незнакомых ему. Но некоторых он узнал. Молоденький офицерик сидел, все так же свернувшись, у края вала, в луже крови. Краснорожий солдат еще дергался, но его не убирали.
Пьер побежал вниз.
«Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» – думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения.
Но солнце, застилаемое дымом, стояло еще высоко, и впереди, и в особенности налево у Семеновского, кипело что то в дыму, и гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали, но усиливались до отчаянности, как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил.

Главное действие Бородинского сражения произошло на пространстве тысячи сажен между Бородиным и флешами Багратиона. (Вне этого пространства с одной стороны была сделана русскими в половине дня демонстрация кавалерией Уварова, с другой стороны, за Утицей, было столкновение Понятовского с Тучковым; но это были два отдельные и слабые действия в сравнении с тем, что происходило в середине поля сражения.) На поле между Бородиным и флешами, у леса, на открытом и видном с обеих сторон протяжении, произошло главное действие сражения, самым простым, бесхитростным образом.
Сражение началось канонадой с обеих сторон из нескольких сотен орудий.
Потом, когда дым застлал все поле, в этом дыму двинулись (со стороны французов) справа две дивизии, Дессе и Компана, на флеши, и слева полки вице короля на Бородино.
От Шевардинского редута, на котором стоял Наполеон, флеши находились на расстоянии версты, а Бородино более чем в двух верстах расстояния по прямой линии, и поэтому Наполеон не мог видеть того, что происходило там, тем более что дым, сливаясь с туманом, скрывал всю местность. Солдаты дивизии Дессе, направленные на флеши, были видны только до тех пор, пока они не спустились под овраг, отделявший их от флеш. Как скоро они спустились в овраг, дым выстрелов орудийных и ружейных на флешах стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Сквозь дым мелькало там что то черное – вероятно, люди, и иногда блеск штыков. Но двигались ли они или стояли, были ли это французы или русские, нельзя было видеть с Шевардинского редута.

В гонку за Марс включился еще один серьезный игрок.
Вчера состоялась пресс-конференция недавно созданного некоммерческого фонда Inspiration Mars Foundation, представившего свой проект беспосадочного пилотируемого полета вокруг Марса в 2018 году.


Напомню, что NASA планирует пилотируемый полет к Марсу в 30х годах XXI века, программа европейского космического агентства «Аврора» предполагает пилотируемый полет в 2033 году. Роскосмос более обтекаемо готовит пилотируемый полет на Марс в первой половине века. До последнего времени государственные проекты испытывали нехватку финансов, ведущих к сокращению запланированных ранее программ.
С 1990 году тему колонизации Марса активно прорабатывает некоммерческая организация Марсианское общество Роберта Зубрина , создавшее на Земле испытательные научные станции, на которых отрабатываются различные аспекты, важные для успешной миссии на Красную планету.
С начала века в создание относительно дешевой ракеты-носителя, способной обеспечить перелет к Марсу, включилась частная компания SpaceX.
В 2012 году сенсацией стал частный проект европейской компании Mars One , собравшейся обогнать все государственные космические агентства и отправить первых колонизаторов к Марсу в 2022 году.

А теперь о первом пилотируемом полете к Марсу снова заявили американцы.
На этот раз инициатором выступил американский миллиардер и первый космический турист Деннис Тито, планирующий беспосадочную экспедицию к Марсу в 2018 году. По плану, космический аппарат должен стартовать 5 января 2018 года, достичь Марса 20 августа 2018 года и вернуться на Землю 21 мая 2019 года.

В отличие от других компаний, требующих на полет к Марсу значительных инвестиций извне, американский мультимиллионер основную часть расходов берет на себя и выступает донором для разработок, необходимых для успешности этой миссии. Также планируется привлечение частных пожертвований и соучастие благотворительных фондов. Тито на конференции сообщил, что уже выделил деньги, которых «хватит на первые пару лет работы - до конца 2014 года». На конференции же начался сбор средств, и сообщают, что первые 10 долларов внес 6-летний мальчик, назвавший миссию «Мой Аполлон».

Основная заявленная цель «миссии Америка» - «генерировать новые знания, опыт и дать импульс следующей великой эпохе освоения космического пространства. Она предназначена призвать всех американцев снова поверить в величие нации через осуществление трудных деяний, и в то же время вдохновить и мотивировать молодых людей получать образование в области науки, технологии, инженерии и математики (STEM)». Поэтому Тито важно, что это будет «американский проект, и члены экипажа должны быть гражданами США». Джонатан Кларк, специалист по космической медицине, сказал, что «предпочтительнее, чтобы экипаж состоял из супружеской пары».

3-го марта на аэрокосмической конференции IEEE Деннис Тито и его команда представят обширный доклад «Технико-экономического анализа для пилотируемой свободно возвращаемой миссии к Марсу в 2018 году", уже доступный онлайн на сайте фонда .

Основой миссии является использование ракеты-носителя SpaceX Falcon Heavy для запуска космической капсулы.
.

Полет к Марсу и возвращение на Землю предполагается по оптимизированной возвращаемой гравитационной траектории.

.

Экипаж облетит Марс, и в течение 10 часов будет наблюдать его ночную сторону с ближайшего расстояния примерно в 100 км.

Подобный принцип успешно использовался для первого пилотируемого полета к Луне. «Особенность этой миссии заключается в ее простоте. Она не предусматривает больших рисков и опасных маневров космического корабля, который не будет входить в марсианскую атмосферу» - сказал Тито на конференции.

Для возвращения капсулы впервые для пилотируемой миссии будет использоваться принцип аэродинамического торможения об атмосферу Земли. Через десять дней после аэродинамического торможения капсула Dragon вернулся бы снова на Землю на скорости 14,2 км / сек - самый быстрый спуск экипажа космического корабля в истории. Поэтому миссия потребует некоторых дополнительных исследований системы защиты, в первую очередь - тепловой защиты. Для этого компания Paragon и фонд Вдохновение Марс уже подписали соглашение с космическим Центром NASA Ames Research, заплатив 100 тысяч долларов за начало работ.

Миссия основывается на существующих разработках и доступных в ближайшее время, и планируется весьма аскетично: «предполагается удовлетворить лишь основные потребности человека, чтобы поддерживать метаболические процессы двух человек 70 кг, со скоростью метаболизма 11,82 МДж / сут. Комфорт экипажа ограничивается потребностями выживания… минимум одежды и средств гигиены». Окончательная архитектура миссии еще не утверждена. Возможно, будет использован надувной модуль в носовой части капсулы - подобный тому, который частная компания Bigelow Aerospace установит на Международной космической станции (МКС).

Полет не предполагает скафандров и выхода из космического корабля, что требует установки всех систем жизнеобеспечения внутри, и возможно делает добавление внешних надувных модулей проблематичным. Какой бы дизайн не был принят, в любом случае в корабле будет тесно. Весь аппарат должен быть выведен на орбиту с одного запуска, что существенно ограничивает полезный груз. Миссия, требующая более одного запуска, резко возрастает в цене и сложности.

Стоимость миссии еще не определена окончательно и оценивается до 500 миллионов долларов, эксперты говорят о миллиарде (стоимость миссии Curiosity - 2,5 млрд долларов). И в отличие от других космических проектов, Тито очень богатый человек, готовый выписать несколько довольно крупных чеков, что повышает доверие к миссии. Для Денниса Тито это уже не первое вложение в космос. Он стал первым космическим туристом в 2001 году, заплатив за это 20 миллионов долларов.

Эта миссия не преследует цель извлечения прибыли. Как написано в документе IEEE: «Отправка человека на экспедицию на Марс станет определяющим событием для всего человечества, а также вдохновением для нашей молодежи. Социальные медиа дадут возможность людям осмысленно участвовать в миссии, что, вероятно, делает ее самой привлекательной человеческой деятельностью в современной истории. Миссия будет заниматься одной из самых принципиальных технических задач, стоящих перед человеком в освоении космического пространства, сохранение жизни и продуктивности людей в глубоком космосе».

Но фактор времени не на стороне проекта, и требует очень сжатого графика работ. Чтобы осуществить запуск в январе 2018 года, проект должен быть завершен буквально за год, включая выбор ракеты-носителя, которая к началу миссии должна быть заказана и построена. Окно запуска вещь объективная и задержке не поддается. Оно связано с таким явлением, как противостояния Марса - наименьшее расстояние между нашими планетами.
Простая онлайн программка позволяет наглядно наблюдать взаимные положение Земли и Марса в зависимости от календаря.

Именно на 2018 год приходится Великое противостояние - когда Марс максимально близок к Земле. Предыдущее такое противостояние было в 2003 году, а следующее подходящее для такого полета окно будет только в 2031. Поэтому испытания систем скорее всего будут весьма ограниченными, и невозможно заранее проверить всю их деятельность. Как только аппарат стартует, пути назад не будет, межпланетная миссия имеет только один вариант траектории, имеющей конечным пунктом Землю. Поэтому очень много времени в документе посвящено обсуждению аспектов безопасности и жизнеобеспечения станции и требованиям к надежности обслуживания и ремонта оборудования, что предполагает некоторую его уникальность для этой миссии. Возможно, экономя на весе, откажутся от некоторых систем резервирования, а частный экипаж согласится на этот риск ради первенства увидеть Марс собственными глазами.

Основатель фонда сам лететь на Марс не собирается, но хотел бы дождаться исторического путешествия к Красной планете, следующего важнейшего этапа в освоении человеком космического пространства. NASA планирует осуществить такой полет лишь в начале 2030-х годов. «Я не могу так долго ждать», - сказал Дэннис Тито, которому сейчас 72 года.

Предполагается, что экипажем станет семейная пара, не детородного возраста. Среди первых кандидатов - Тейбер МакКаллум и Джейн Поинтер, входящие в команду Фонда, уже знакомые с длительной изоляцией, когда в 1991-1993 году участвовали в эксперименте Биосфера-2, сейчас им в районе 50 лет.

Основной риск связывают с радиационной опасностью во время полета, от которой людей на Земле защищает магнитное поле. К тому же полет приходится на минимум 11-летнего цикла солнечной активности в период спокойного Солнца. Более того, некоторые прогнозы предполагают в период полета самый низкий уровень солнечной активности за всю эпоху освоения космоса, а значит - уровень солнечной радиации будет минимальным, но максимальным воздействие галактических космических лучей на Солнечную Систему. Защита требует массы и объема, которые драгоценно малы для данной миссии. Скорее всего, в качестве радиационной защиты будут использоваться водяные экраны.

С длительной невесомостью за 50 лет пилотируемых полетов уже научились справляться, как с помощью специальных физических упражнений, так и фармакологически. На сегодня самый длительный космический полет составил 437 дней, и 501 день всего на пару месяцев больше, что уже не является проблемой.

Что касается психологических проблем длительной изоляции в тесной капсуле посреди космического пространства, миссия предполагает наземное моделирование условий полета в течение минимум полугода, а готовиться экипаж к старту будет за год до полета. В любом случае, экипажу будет не до рефлексии - все время полета заполнят научными исследованиями для NASA и других институтов - ведь впервые человек покинет магнитное поле Земли и выйдет в глубокий космос, к которому у ученых есть много вопросов.

И осуществление этой миссии, хоть и смертельно рискованной, позволит получить множество ответов на вопрос о возможности выхода человечества из колыбели Земли, и стимулирует новый виток развития аэрокосмоса, как частного, так и государственного.
Пока неясно, как повлияет на перспективу полета активно обсуждаемое сейчас в сети потенциальное столкновение кометы C/2013 A1 с Марсом, которое может произойти в октябре 2014 года, которое хоть и маловероятно, но довольно масштабно по своим гипотетическим последствиям.