Мотивация: источник сил для действий. Потребности – мотив – цель – задачи – действия – операции (способы) – действия контроля и оценки

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В основе мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными.

Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это - производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п.

Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом.

Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности.

Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей.

Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Задачи деятельности – цель, сориентированная на конкретные условия. По отношению к одной и той же цели может быть поставлено несколько конкретизирующих ее задач.

Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком задачу. Например, действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.

Операцией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.


| 2 | | |

Деятельность человека имеет следующие компоненты: мотив, цель, предмет, действия и операции, средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными. Духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей. Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов и т.д. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

В качествецели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, могут побуждаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные

виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом учебной деятельности являются знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.

Действием называют акт, часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов, разработку продукта. Выделяют действия предметные, умственные, сенсорные.



Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.

Психологически полная структура деятельности всегда включает в себя:

1. Мотивационно-ориентировочный компонент, когда человек ориентируется в новой обстановке, ставит перед собой цели и задачи, у него возникают мотивы; это этап готовности к деятельности.

2. Исполнительный (операционный) компонент, где человек осуществляет действия с помощью различных операций.

3. Контрольно-оценочный компонент, где человек мысленно обращается назад и устанавливает для себя, решил ли он с помощью имеющихся средств и способов задачи, которые он сам ставил.

Механизмы защиты.

1. Вытеснение – удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию.

2. Отрицание – попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго.

3. Проекция – приписывание собственных мыслей и чувств другим людям. Проекция позволяет возлагать вину на других.

4. Замещение – переадресовка от одного объекта к другому.

5. Рационализация – искажение реальности. После многократных неудачных попыток добиться цели, человек начинает убеждать, что это к лучшему.

6. Регрессия – переход на более примитивный уровень поведения или мышления, возврат к ребячеству, детским моделям поведения.

7. Сублимация – трансформация сексуальной и агрессивной энергии в различные виды деятельности.

8. Реактивные образования – поведения или чувства, противопоставляемые желанию.

Швейцарский психолог К. Юнг, помимо личного Б., ввёл понятие коллективного Б., объективной психики, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Карл Юнг считал, что переживаемый человечеством психический опыт не исчезает бесследно, а фиксируется в структурах мозга отдельного человека и потом проявляется на инстинктивном уровне в виде так называемых архетипов коллективного бессознательного. Человеческая психика представляет собой совокупность бессознательных и сознательных процессов, в которой между элементами происходит постоянный обмен энергией.

Деятельность

Развитие психологической теории деятельности к. 20-х – начало 30-х гг. ХХ в.

1. Структура деятельности человека.

Деятельность является необходимым условием формирования личности. Деятельность – активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. Деятельность – это активный и целенаправленный процесс. Изучение деятельности через анализ деятельности – главное направление научного познания.

Структурные элементы деятельности:

Деятельность – действия – операции – психофизиологические функции

Мотив – цели – условия

Действие – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Каждое действие может быть выполнено по-разному. Способ выполнения действия называется операцией. Способ выполнения зависит от условий. В разных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. Операции выполняются на уровне автоматических действия или навыков. Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. Выделяют моторные (двигательные), мыслительные и сенсорные (чувственные) действия. Их основные функции: исполнение, регулирование и контроль. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий. Психофизиологические функции – физиологические механизмы обеспечения психических процессов. С физиологической стороны навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом. Умения и навыки, приобретенные человеком, влияют на формирование новых умений и навыков. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).


Деятельность всегда подчинена мотиву. Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей обучаемого.

Цель делится на частные цели. Цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа. Обратная связь обеспечивает корректировку действий по ходу его выполнения. Этот механизм – акцептор действия.

Условия:

– субъективные (состояние человека, уровень подготовки, индивидуальные особенности);

– объективные (условия среды, организация деятельности, организация рабочего места, информация, контроль деятельности).

В зависимости от формы осуществления деятельности выделяют:

– внешнюю (предметно-практическую);

– внутреннюю (умственную). Но они существуют неразрывно.

Внутренняя деятельность формируется на основе внешней, в процессе ее интериоризации. Интериоризация – процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные. Экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому с предметным миром.

Виды деятельности:

1. предметно-манипулятивная;

2. игровая;

3. учебная;

4. трудовая.

В каждом периоде человеческого развития выделяют определенный ведущий вид деятельности. Для младенчества – непосредственно-эмоциональное общения, для раннего детства – предметно-манипулятивная, для дошкольного возраста – игра, для младшего и среднего школьного – учение, для подросткового – имнтимно-личностное общение, для ранней юности – учебно-профессиональная деятельность.

Деятельность порождается потребностью, которая дает толчок, стимулирует ее. Потребностью часто называют состояние нужды человека, которое связано с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности или внутреннего напряжение. Состояние нужды должно переживаться или осознаваться человеком, тогда это потребность.

Этапы реализации потребности:

  1. Стадия напряжения . Возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо. Появление эмоционального возбуждения. Здесь особу. Роль играет значимость объекта, потребление которого привлекает человека.
  2. Стадия оценки. Соотнесение объективных и субъективных возможностей удовлетворения потребности.
  3. Стадия насыщения . Разрядка накопившего состояния и получения удовольствия или наслаждения.

Удовлетворение потребностей зависит от:

– способа, который человек выбирает;

– способности контролировать процесс удовлетворения;

– табу и моральных принципов общества в котором живет человек и его отношения к этим явлениям.

Потребности: физиологические, потребности в безопасности, потребности в

безопасности и любви, потребности уважения, познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации.

Классификация потребностей по С.Б. Каверину:

– биогенные потребности: потребность в безопасности и самосохранении, потребность в эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, в игре);

– психофизиологические (гедонистические, потребность в эмоциональном насыщении, потребность в свободе, потребность в восстановлении энергии);

– социальные потребности (потребность в самоутверждении, потребность в общении, потребность в познании, потребность в самовыражении);

– высшие (потребность быть личностью, нравственные и эстетические, потребность смысла жизни, потребность подготовленности и потребность преодоления, потребность в творчестве и творческом труде).

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.

Мотивация или совокупность всех мотивов, потребностей, намерений человека или как процесс формирования мотивов.

Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми, положительными и отрицательными. Выделяют социальные и познавательные учебные мотивы. Под внешними признают мотивы достижения, самоутверждения, престижности, ожидания материальных благ, долга, необходимости, избегания наказания, защиты и т.д. Они не связаны с учебной ситуацией, но многие из них оказывают положительное влияние на деятельность. Студенты, находясь под влиянием этих мотивов, стремятся поступить в высшее учебное заведение, так как со стороны общества сформирован положительный образ человека «с дипломом». Получение высшего образования позволяет им занять определенное место в социуме, сделать служебную карьеру, показать значимость своей личности. Самыми устойчивыми положительными мотивами являются познавательные, которые побуждают приобретать новые знания, расширять, углублять и систематизировать их. Эти мотивы осознаются студентами как удовлетворение своих потребностей в получении необходимой информации, как стремление к расширению кругозора и профессиональному становлению А.Н.Леонтьев выделяет две стороны функции мо­тивов: побудительную и смыслообразующую. Под второй стороной пони­мается «придание отдельным действиям, отдельным содержаниям этих действий личностного смысла». «И то, что определяет личностный смысл, есть мотивация человеческого поведения, есть действительные мотивы его деятельности».

В процессе взросления человека у него формируются устойчивые мотивы, доминирующие мотивы. Установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач – нереалистические, завышенные или заниженные самооценки.

Мотивы аффилиации (стремление к общению) или мотивы отвержения. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, открытостью, непринужденностью.

Людей ярко проявляется мотив власти. Признаком наличия у человека мотива власти является удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи, а также нежелание подчиняться другим. Им противостоят просоциальные мотивы (оказание помощи, заботы о других людях) и т.д.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию.

Цель – осознанный образ ожидаемого результата.

Виды деятельности:

Труд – вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Общение- процесс взаимодействия людей, заключающийся в восприятии и понимании и в обмене информации (коммуникации)

2. По направленности: духовная , практическая , творческая , управленческая .

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Эвристика – наука, изучающая творческую деятельность.

Потребности человека – переживаемая или осознаваемая нужда в чем-либо.

Потребности:

биологические , социальные , идеальные.

Потребности по А. Маслоу.

1.Физиологические, 2.Экзистенциальные , 3.Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные

Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

Потребности каждого уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Интерес – осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям, имеющих для них важное общественное развитие. Интересы являются побудителями к различным видам деятельности.

Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность различных видов деятельности.

Способности имеют биологическую основу.

Талант - совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной и значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Гениальность - культурное явление человеческой природы.

«Сознательное» и «бессознательное» - это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными . Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. (З. Фрейд ).

Бытие – что-либо сущее, существующее вообще (бытие изучает раздел философии онтология ).

Формы бытия : материальное бытие, духовное бытие, человеческое бытие, социальное бытие.

Духовный мир человека (микрокосм ) – сложная система внутреннего мира человека, элементами которого являются духовные потребности, мысли, чувства, мировоззрение, эмоции, ценности и т. д.

Познание.

Познание – процесс, направленный на получение знания.

Знание – объективная реальность, данная в сознании человека. Знания – результат познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.

Гносеология – наука о познании.

Гностицизм (гностики) – считают, мир познаваем (Платон, Сократ, К. Маркс, Г. Гегель).

Агностицизм (агностики) – мир познаваем в ограниченных пределах или непознаваем (И. Кант).

Типы познания: чувственное и рациональное .

Формы чувственного познания:

Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.

Восприятие – целостный чувственный образ предмета, явления.

Представление – чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.

Формы рационального познания:

Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.

Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение – форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.

Две теории на типы познания:

1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт (Т. Гоббс, Д. Локк).

2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант)

Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.

Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.

Цель познания – получение истины.

Истина знание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.

Цель - это то, к чему стремится человек, для чего он работает, за что борется, чего хочет достичь в своей деятельности. Без цели сознательная деятельность невозможна.

Цели человеческой деятельности возникли и развивались исторически, в процессе труда. Они порождаются общественной жизнью, условиями, в которых живет человек. Они зависят от исполняемых человеком ролей, общественных поручений, от его развития и индивидуальных особенностей. Цели бывают близкими и отдаленными. Отдаленная цель реализуется через достижение ряда ближайших, частичных целей, которые шаг за шагом ведут к ее осуществлению в перспективе.

Общественно важная, содержательная цель становится источником активности личности. Только большая цель рождает большую энергию. Такая цель вызывает единство умственной, эмоциональной и волевой деятельности, целенаправленной сосредоточенности сознания на поставленных целях. "Рефлекс цели", как писал И.П. Павлов, имеет огромное жизненное значение, он является основной формой жизненной энергии человека.

Жизнь красива и сильна у тех, кто все время стремится к определенной цели. Как только исчезает цель, жизнь становится бесцветной и скучной.

Мотив - это внутренняя движущая сила, которая понуждает человека к деятельности. Мотивы деятельности и поведения человека генетически связанны с его органическими и культурными потребностями. Потребности порождают интересы, направленность личности на определенные объекты с целью познания и овладения ими.

Побуждениями к деятельности могут быть материальные потребности (потребности в пище, одежде, жилье) и духовные, культурные потребности (познавательные, общественно-политические, эстетические). Мотивация деятельности бывает близкой (осуществить желательное в ближайшем времени) и отдаленной (когда осуществление желательного планируется на длительное время).

Различают мотивы и по уровнем осознания. Бывают ярко и четко осознанные мотивы - обязанности перед коллективом, ответственность, дисциплинированность и др. Но во многих случаях действуют неосознаваемые побуждения, например, привычки, предубежденное отношение к определенным фактам жизни, людям и т.п. Однако, независимо от меры осознания мотива деятельности, он является решающим фактором в достижении поставленной цели.

Цели и мотивы деятельности человека определяются условиями жизни, производственными, учебными, игровыми отношениями. Между целями и мотивами деятельности существует определенная связь. С одной стороны, цель и мотивы понуждают человека к деятельности, определяют ее содержание и способы выполнения, а с другой - они и формируются в процессе деятельности, под влиянием условий, в которых она происходит. В процессе деятельности возникают и развиваются новые потребности и интересы, идеалы и убеждения - производственные, умственные, эстетические, спортивные.