Как развить логику и мышление у детей и взрослых. Развитие мышления. Развивающие упражнения, логические задачки

Развить логическое мышление — Как это сделать и для чего?

— Для чего нужно развивать логику?
— Отличительные черты и особенности развития логического мышления
— Шесть аксиом логики
— Как развить логическое мышление?
— Фитнес для мозга
— Заключение

Развивать логическое мышление нужно для того чтобы:

1) Строить карьеру.

2) Демонстрировать хорошие результаты в учебе.

3) Уметь обезопасить себя перед лицом неприятностей.

4) Продумывать наперед свои действия и избегать ошибок.

5) Не давать шанса недоброжелателям навредить себе.

6) Делать любую работу как можно лучше и быстрее.

7) Не боятся трудностей.

— Отличительные черты и особенности развития логического мышления

1) Основанием для логических законов служат эмпирическое познание: конкретный человек сформировал ситуацию, стал очевидцем происшествия, увидел их последствия и сделал свои умозаключения и выводы. Законы логики формируются экспериментальным путем.

2) Логика и логическое мышление является приобретенным, а не врожденным качеством людей, человек изучает и развивает их в течение всего жизненного пути.

3) Люди иногда неосознанно не желают развивать мышление и делать грамотных логических умозаключений, стремясь думать так, как комфортнее и проще.

4) Логическое умозаключение и мышление может стать орудием для совершения антигуманных поступков. Мир, который окружает людей, обладает двумя противоположными сторонами: добро и зло, положительное и отрицательное. Поэтому логика, несмотря на всю пользу, приносимую человеку, может принести много вреда. Циничный расчет и логика ставят на последний план такие понятия, как «самопожертвование» и «любовь к ближнему».

5) Наука обладает некоторыми аксиомами. Отклонение от них является признаком психического расстройства.

— Шесть аксиом логики

Развитие и усовершенствование логического мышления невозможно без знания логических аксиом, являющихся основой мировоззрения человека:

1) Необратимость времени. С детства люди знакомятся с понятиями «вчера», «завтра», «сегодня», то есть начинают осознавать разницу между прошлым и будущим.

2) Следственные связи, их последовательность.
3) Невозможность существования одних и тех же фактов в определенном промежутке времени: при плюсовом температурном режиме вода не может замерзнуть, а женщина, ждущая ребенка, не имеет возможности забеременеть.

4) Дедукция. Дедуктивный метод мышления основывается на логических законах и ведет от общего к частному: прошел сильный ливень, деревья стали мокрыми. Метод дедукции дает 99,99% истинный ответ.

5) Индукция. Этот метод умозаключений ведет от общего к частному и основывается на похожие свойства разных предметов и объектов: деревья, дорога и машины мокрые – идет ливень. Индуктивный метод обладает 90% правдивости, так как деревья и другие предметы могут стать мокрыми не только из-за дождя.

6) Последовательность действий: если человек совершает поэтапно несколько последовательных действий, то он получает ожидаемый и удовлетворительный результат.

— Как развить логическое мышление?

В определенной мере у каждого из нас оно развито - этого требует общество и его уклад. Но для лучшего понимания законов действительности и умения оперировать ими необходимо обладать умением логически мыслить на более высоком уровне, чем рядовые земляне.

Хорошо развитое логическое мышление помогает достигать большего успеха в своей работе, совершать меньше ошибок в житейских ситуациях.

Как же научиться этому? Мозг, как и мышцы, нужно постоянно тренировать. Существует ложный миф о том, что все люди рождаются с предварительно заложенными в них умственными способностями и не смогут стать умнее или глупее, чем дано природой. Это неправда - регулярно тренируя мышление и память, человек постоянно улучшает свои показатели, он может развиваться до конца своих дней. Поэтому регулярная зарядка для ума и развитие интеллектуальных способностей - один из важнейших помощников на пути к самосовершенствованию.

1) Развлекайтесь с пользой
a) Начните с логических задачек для детей и взрослых - ребусов, упражнений «найди 10 отличий», загадок на внимание и поиск логических ошибок. Их с легкостью можно найти в интернете.

b) Играйте с друзьями в игры на внимание и логику.
В интернете немало таких игр, нужно только поискать - и тогда ваши праздники и выходные наполнятся новым смыслом.

c) Проходите тесты на IQ.
Сложно сказать, насколько правдивы интернет-тесты этого жанра, но поломать голову придется основательно. Кроме проверки IQ есть немало других тестов на мышление и логику. Если нечем заняться, отложите в сторону пасьянс и напрягите свои извилины.

d) Развить логическое мышление и стать умнее поможет проект «Викиум».

2) Занимайтесь самообразованием.

a) Возьмитесь за штудирование какой-либо науки, близкой вам, но такой, до которой ранее не доходили руки. Это может быть химия, физика или история - изучая их, вы попутно развиваете умение логически мыслить.

b) Изучите дедукцию и индукцию, а также формулы к ним. Когда происходящая с вами ситуация кажется запутанной, переводите ее в задачу и решайте.

c) Учитесь спорить аргументированно. Когда в следующий раз вам захочется выкрикнуть: «Потому что я так сказал!» или «Ой, все!» - попробуйте вместо этого донести свою позицию до оппонента без лишних эмоций с помощью аргументов. Особенно хорош метод подведения собеседника к необходимому умозаключению с помощью косвенных вопросов, с ответами на которые он согласен.

— Ты же знаешь, что женщина является зеркалом успешности своего мужа?
— Ну да.
— То есть у успешного мужчины должна быть шикарная жена.
— Согласен.
— А разве может шикарная жена ходить в старом пуховике?
— Я понимаю куда ты клонишь… Ладно, купим мы тебе шубу.

d) Читайте хорошие детективы. Они помогают тренировать мозг своим запутанным сюжетом и в то же время развлекают. Лучшими представителями этого жанра можно назвать Агату Кристи, Артура Конан Дойля и Бориса Акунина.

e) Играйте в шахматы. Вот где простор для развития логических способностей. Пытаясь просчитать все возможные ходы противника, человек развивает умение видеть причинно-следственные связи. Не любите шахматы? Играйте в нарды или преферанс.

3) Научитесь доверять интуиции.
В действительности интуиция является результатом подсознательных умозаключений, когда человек, сам того не осознавая, делает выводы из информации, предоставленной окружающим миром. Обычно это выглядит так: «Всегда, когда у меня такое ощущение, это плохо заканчивается». Если же копнуть глубже, это всего лишь память прошлых опытов, когда ситуации были оформлены сходным образом. Дрожащий голос собеседника, его бегающие глаза и попытки отвлечь внимание оппонента от главной мысли разговора - мы уже давно забыли, как вел себя мошенник, прежде чем обмануть, а вот подсознание все прекрасно помнит.

— Фитнес для мозга

Логическое мышление подразумевает умение выстраивать взаимосвязи между фактами и явлениями, отделять важное от второстепенного, уметь расставлять приоритеты. Это именно то, что необходимо всем для успешной работы и сосуществования с другими людьми.

Но как развить и улучшить логическое мышление? Давайте вспомним, когда логическое мышление развивается у детей.

Изначально, в дошкольном возрасте, детям трудно «в уме» анализировать, сравнивать и делать выводы. Наглядно-образное мышление у детей является основой логического, и тут очень важны различные игры на развитие логики: что больше, по какому признаку похожи, расположи картинки по времени событий, изображенных на них.

Познавая мир и играя, дети постепенно развивают в себе логику и в среднем школьном возрасте уже умеют строить логические умозаключения. Но во взрослом возрасте из-за стрессов и огромного потока информации уровень логического мышления может снизиться, и тогда на помощь придут игры от brainapps.ru – всего 5 минут в день игр онлайн помогут вам развить логику и мышление. Преимуществом сайта является возможность сравнения своих достижений с предыдущим периодом или с показателями других участников проекта.

В арсенале сайта такие игры:

1) Сравнение объектов
2) Визуальная геометрия 360 градусов
3) Математические сравнения

Они дадут возможность улучшить логическое мышление и . Они подходят как для детей, так и для взрослых, а специальные алгоритмы нашего сайта предложат вам ежедневную программу, основанную на вашем предыдущем опыте прохождения игр и упражнений.

— Заключение

Если вы хотите быстро соображать и научиться принимать решения в самой, казалось бы, непростой ситуации, то вам просто необходимо тренировать свое логическое мышление. Сегодня в интернете полно ресурсов, как платных, так и бесплатных, с логическими играми и головоломками. Выбирайте любой и начните тренировать свой мозг уже сегодня.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Интересуетесь, как развить логику? Значит понимаете, что без нее вам не прожить. Советы, игры и упражнения собраны для Вас в статье.

Умение логически мыслить – незаменимо, ведь благодаря ему можно находить выход из трудных ситуаций, просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, предугадывать вражеские ловушки, находить быстрый путь на пути к успеху.

Если же вам повезло меньше, то следует разобраться с тем, как развить логику , ведь без нее жить в этом мире невозможно.

Что такое логика и как ее развить?

Само слово логика пришло к нам с древнегреческого языка, в котором λόγος переводится, как рассуждение или мысль.

Определений термина «логика» существует предостаточно, но я считаю, что наиболее верное из них – способность грамотно мыслить.

Если же рассматривать логику, как науку, то следует понимать, что это раздел философии, который изучает познавательную интеллектуальную деятельность человека.

Человек, который способен мыслить логически, может на основании имеющейся у него информации (пусть даже разрозненной и неточной), сделать правильный вывод и таким образом докопаться до истины.

Логика позволяет ознакомиться с нюансами изучаемого предмета, а не только получить общие знания.

Логические суждения были характерны для разных культур, но первооткрывателями логики, культурами, которые создали настоящий культ логики, стали китайская, древнегреческая и индийская, где труды об этой науке появились еще в IV веке до н.э.

Почему сегодня так много людей интересуется, как развить логику?


Естественно я, как и большинство гуманитариев, изучала логику в университете.

Этот предмет, казавшийся многим невероятно скучным и бесполезным, преподавала нам настоящая фанатка своего дела.

Преподавательница сумела достучаться до нас и объяснить, почему ее предмету следует уделить внимание и насколько умение логично мыслить пригодится нам в дальнейшем.

Я на всю жизнь запомнила слова своей преподавательницы логики:

Именно умение логически мыслить помогло нашим далеким предкам выжить среди подстерегающих их на каждом шагу опасностей. Первобытные люди, находясь в дичайшей обстановке, анализировали ситуацию, делали умозаключения и учились на собственных ошибках, что и помогало им не только выживать, но и развиваться.
Сегодняшний научно-технический прогресс, безусловно, приятен и полезен и я бы соврала, если бы сказала, что недовольна им и хотела бы вернуться к первобытному строю, но именно обилие компьютеров и другой техники в нашей жизни приводит к уничтожению логического мышления.
Человек настолько привык доверять машине, которая способна подумать за него, что не желает лишний раз напрягать свое мышление.
Глядя на все это, я думаю, что американские фильмы о подчинении роботами человечества не такие уж и фантастические.

К счастью не все готовы отказаться от логического мышления.

Многие люди предпочитают развивать логику, понимая, какой серьезный козырь они будут иметь перед теми, кто вообще разучился мыслить логически.

Для чего нужно стараться развить логику?

Логическое мышление пригодится вам в любом виде деятельности.

Даже уборщица должна понимать, что ей нужно мыть полы, двигаясь от дальней стены к выходу, потому что, если она начнет мыть полы наоборот, то будет уничтожать свою работу собственными грязными ногами.

А уж руководителям, которые отвечают не только за себя, но и за своих подчиненных без логики не обойтись, поэтому им над ее развитием нужно работать постоянно.

Если вы до сих пор не уверены, нужно ли вам думать о том, как развить логику, я готова привести для вас еще несколько аргументов.

Умея логически мыслить, мы можем:

  • найти наиболее простой и безопасный выход из проблемной ситуации;
  • избегать как профессиональных, так и жизненных ошибок;
  • быть на шаг впереди наших недоброжелателей и конкурентов, которых Бог обделил логикой;
  • грамотно излагать свои мысли, так, чтобы их поняли все окружающие;
  • быстро формулировать мысль, чтобы не тянуть с ответом на поставленный вопрос и не ляпать первую глупость, которая пришла в голову;
  • не стать жертвой самообмана и обмана со стороны других людей;
  • легко находить аргументы, чтобы доводить до собеседников собственную точку зрения и склонять их на свою сторону;
  • видеть ошибки, которые допускаете вы или окружающие вас люди и быстро их устранять.

Игры, которые помогут развить логику


Существует ряд игр, в которые должны играть и взрослые, и детки, если они хотят развить свою логику и усовершенствовать логическое мышление:

    Все просто: или вы научитесь логически мыслить, или до конца дней своих вы будете отвратительно играть в шахматы.

    Эта игра немного проще, чем шахматы, но тоже неплохо помогает .

    Еще одна знакомая многим с детства игра, развивающая логику.

    Ребусы, сканворды, головоломки.

    Да и банальные кроссворды подходят для того, чтобы развивать интеллект и логику.

    Ассоциации.

    Выбираете какое-то слово и пытаетесь придумать к нему как можно больше ассоциаций.

    Реверси или отелло.

    Настольная игра с черно-белыми фишками и доской, что напоминает шахматную.

    Учит не только логически, но и стратегически мыслить.

    Эрудит или скрэббл.

    Из букв нужно составлять слова.

Упражнения, выполнение которых поможет развить логику


Если вы решили всерьез усовершенствовать свое логическое мышление, то одними играми не обойтись.

Придется выполнять ежедневно хотя бы одно, а лучше – несколько упражнений из этого списка:

    Разгадывание анаграмм.

    Из букв, перемешанных в произвольном порядке, вам необходимо составить нормальное слово.

    Решение специальных логических задачек.

    И в интернете, и в книжных магазинах продается достаточно сборников с такими задачками.

    Начать можете с вот этой, простенькой: человек ежедневно сбривает бороду, но продолжает ходить с бородой на лице. Как такое возможно?

    Подбор слов, которые связывают два словосочетания.

    Например, «открывает двери», «птицы выстроились» – ключ.

    Составление кроссвордов или головоломок.

    Придумайте 5 способов использования любого предмета

    Или же найдите 5 выходов из какой-то ситуации.

Для развития логического мышления предлагаем вам сразу перейти к практике

и разгадать задачку со спичками в следующем видео:

Если вы ленитесь ежедневно выполнять упражнения и не являетесь безнадежным человеком в плане логического мышления, то развивать логику можно простыми способами, незаметно даже для самого себя:

    Чтением детективов.

    Чем больше детективной литературы вы читаете, тем больше вы будете понимать логику действий специалистов, что расследуют преступление.

    Выполняя какое-то действие.

    Хоть иногда объясняйте себе: для чего вы это делаете, что будет, если вы этого не сделаете, каким будет результат, если вы ошибетесь и т.д.

    Научитесь писать и выполнять другие действия левой рукой, если вы правша и правой – если левша.

    Так вы активизируете работу обоих полушарий мозга.

    Возьмите за привычку ежедневно проводить на свежем воздухе не менее часа.

    Так вы будете способствовать развитию не только логического, но и других видов .

    Не выполняйте одно действие дольше, чем 1 час, постоянно меняйте виды деятельности.

    Это поможет держать ваш мозг в тонусе и развивать логическое мышление.

Если вы интересуетесь, как развить логику , значит, понимаете, что без нее вам не прожить.

А раз понимаете, что вам это необходимо, то, думаю, не будете лениться тренировать свое логическое мышление.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Логика в переводе с классического греческого - это рассуждение. Казалось бы, все мы рассуждаем, следовательно, неотъемлемо от нашего ума. Однако операции с рассуждениями - лишь один из типов процессов понимания и познания. Размышляя над заданием, решая проблему, мы можем задействовать тот или иной тип мышления или сразу несколько.

У маленьких детей еще не появилась способность думать логически и абстрактно. Вспомните, как малышей учат считать: чтобы дать ребенку представление о несуществующей в природе цифре «3», ему дают потрогать три однотипных предмета. Ребенку понадобится усилие, чтобы отвлечься от несущественных различий между этими предметами (например, от того, что одно из трех яблок зеленое, а другое - красное) и объединить предметы в одну группу.

Следовательно, логическое мышление, в отличие от образного, оперирует абстрактными понятиями. Это особый вид процесса постижения, где используются готовые логические конструкции, понятия, суждения, и в конце концов вырабатывается умозаключение или вывод. Нельзя сказать, что использование такой конструкции обязательно приведет к правильному выводу. Неверно и то, что, если человек задействует воображение, будет мыслить эмоционально, образно или прислушается к интуиции, это приведет его к ошибочным умозаключениям. Хорошо использовать в процессе раздумий над проблемой все типы мышления, не забывая при этом о критическом подходе.

Наше понимание, отталкиваясь от конкретного случая, переходит к абстрактным логическим конструкциям и умозаключениям, чтобы, создав решение, перенести его вновь на этот конкретный, единичный случай. Таким образом, логическое мышление проходит через следующие стадии. Анализ, когда мы расчленяем определенную сложную ситуацию на составляющие характеристики или части. На данном этапе мы применяем способы индукции, дедукции и аналогии. позволяет сделать вывод - если нечто применимо к группе предметов, то оно применимо и к одному предмету данной группы. А индуктивный, наоборот, позволяет предположить, что какие-то базовые качества одного предмета распространяются на все предметы группы. Аналогия связывает конкретные предметы двух разных групп, похожие по каким-то своим свойствам.

Но логическое мышление простым не ограничивается. В своем процессе оно проходит через определенные стадии. Первая из них - поиск и определение причинно-следственных связей. Что породило это явление? Почему возникла эта проблема? Правильное установление таких связей - это уже залог успеха верного вывода. Вторая стадия - это отделение главного от второстепенного. «После» еще не значит «вследствие». Если мы примем второстепенное, частное как существенное, мы построим неправильное умозаключение. Далее идет оперирование с понятиями и суждениями - собственно, поиск решения.

Суждения могут быть ошибочными, стереотипными. Если принимать их без критического подхода, мы рискуем оказаться в тупике. На этом этапе мы абстрагируемся от нашего конкретного случая и мыслим глобально, оперируя словесными терминами. В нашем уме уже нет конкретного образа предмета, но есть лингвистические конструкции. Словесно-логическое мышление очень важно на всех стадиях решения проблемы: при правильной формулировке вопроса; при выявлении, что послужило причиной ее возникновения; при выявлении того, что именно нужно создать (или устранить) чтобы решить проблему. И, конечно же, для того чтобы понять, как применить свой абстрактный вывод к данной конкретной ситуации.

Неправильным будет считать, что способно полностью заменить или вытеснить образное, чувственное, интуитивное и ассоциативное. Человек поэтому и сильнее робота, что способен применять одновременно все типы понимания, помимо решения стандартных задач стереотипными методами. Наши эмоциональные установки (симпатии или антипатии), наша фантазия и воображение, ассоциации, которые позволяют нам мысленно сравнивать совершенно непохожие друг на друга вещи и понятия, иногда приводят нас к совершенно нетривиальным, алогичным, но удивительно гениальным выводам.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Итак, вопросов по предыдущей я так и не дождался. Хотя именно вопросы говорят о том, что тема затронула человека, и он хочет что-то прояснить для себя.

Думаю, что по сегодняшней теме вопросов будет очень много. С удовольствием отвечу.

Как часто нам не хватает умения логично излагать свои мысли, особенно если для нас важен результат этого изложения. Именно в этот момент нас переполняют эмоции, и наша неспособность аргументировать ведет лишь к накалу страстей, переходящему к повышенным тонам. Но поскольку и это не ведет к результату, то часто вступают в действие оскорбления, далее переходящие в угрозы или даже в драку.

Взаимопонимание так и не состоялось. А причина – неумение грамотно строить свои мысли и вести обсуждение.

Думаю, многим знакома описанная ситуация. Почти ежедневно мы можем наблюдать нечто подобное и в жизни, а еще чаще с экранов телевизоров.

Споры, в которых мало логики, но много эмоций и агрессивности.

Считается, что 70 % конфликтов возникает именно при общении. А как нам правильно общаться, если эмоциональная компетентность у нас не развита (о чем я писал ), а логике высказываний и способности логического мышления нас никто не учил.

Развитие логики и мышления

На что обычно делается акцент, когда речь заходит о развитии мышления?

Основной акцент смещен на развитие творческого мышления. Для решения творческих задач, поиска новых решений, генерации идей, безусловно, требуется нешаблонное мышление.

И этому развитию посвящена основная масса литературы.

Это модно – мыслить нестандартно. Правда иногда эта нестандартность становится слишком эпатажной и ради привлечения внимания пренебрегается элементарная логика.

Плеснуть на холст ведром краски и назвать это произведением искусства, возможно, что это и так, но тогда стоит определиться в терминах, — что такое искусство.

Спорить по этому поводу бессмысленно, пока не введены определения и понятия, чем собственно и занимается логика.

Хотя многие думают, что Логика – это умение решать логические ребусы. В первую очередь, логика – это наука о правильном мышлении . Непротиворечивом, последовательном, обоснованном.

Согласимся, что нам не хватает логического мышления . Все же в жизни чаще требуется именно оно. Делать открытия и генерировать идеи приходится не так уж часто, а вот общаться, убеждать, доказывать, размышлять приходится каждый день.

Есть люди, которых сложно понять, — в их рассуждениях нет логики. И таких, к сожалению, становится все больше. Достаточно послушать любое ток-шоу.

Поэтому сегодня поговорим о развитии логического мышления и о Логике , как науке и ее применении в повседневной жизни.

Можно ли логично рассуждать, не зная основ логики ?

Да можно, ведь можно же прилично говорить и писать, не зная грамматики. Но изучая логику, мы повышаем уровень нашего мышления. Учимся более четко и последовательно излагать наши мысли.

Зачем нам это надо?

Мы так привыкли к практическому результату от наших усилий, а для изучения логики усилия потребуются. Поэтому остановлюсь на этом вопросе более подробно.

Хотя как обычно бывает, — ага, думает читатель – заголовок – «Развитие логического мышления», сейчас заскочу на 20 сек (кстати, таких посетителей более 60 %), — увижу перечень действий из 10 пунктов, — и стану логически мыслить.

И такими мотивирующими алгоритмами, состоящими из 7-10 шагов наполнен весь Интернет. Но пробежав поверхностно одну методику, другую, человек разочаровывается – как же так, а где те Великие изменения , которые обещаны. Детский сад, одним словом ….

К сожалению – это не работает, мотивация проходит через час, в лучшем случае и требуется очередной мотивационный пинок. Мотив, что-либо сделать, должен быть устойчивый, осознанный, как необходимость, а не как простое удовлетворение любопытства. Нужен эмоциональный вектор , если сказать «проще».

Поэтому для начала приведу несколько плюсов изучения логики:

1. Логика учит ясно мыслить и четко излагать мысли. Бессвязная речь, когда человек не может и двух слов связать встречается часто.

2. Формируется умение убеждать и отстаивать свою точку зрения. Требуется убедительная логически построенная речь.

3. Изучение логики вырабатывает привычку анализировать свои и чужие суждения. А также находить в них ошибки и бороться с демагогией. Ведь часто кроме как «сам дурак» и возразить-то нечем.

4. Логика учит спорить. И не доводить спор до перебранки и драки. Помогает находить компромиссы, опровергать ложные рассуждения.

5. Логика вообще вырабатывает умение думать. Иметь свои мысли, а не мысли, навязанные внешним источником.

Думаю, даже этого достаточно для того, чтобы дочитать статью до конца. А вдруг что-то пригодится.

Хотя как сказал Бертран Рассел «Многие люди скорее умрут, чем начнут думать. И умирают, так и не начав ».

Думаю, что к моим читателям это не относится.

Немного из истории изучения логики

До революции 1917 г логику изучали в гимназиях. Но после революции логика была объявлена буржуазным предметом, и исключена из школьной программы.

ЦК ВКП (б) в постановлении «О преподавании логики и психологии в средней школе» от 3 декабря 1946 года счел необходимым ввести, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание этих предметов во всех школах Советского Союза.

Был такой знаменитый учебник логики Виноградова 1954 года.

Но в 1956 году преподавание логики в средней школе отменили. Вот так….

Сейчас Логика изучается лишь в отдельных ВУЗах.

И еще немного о грустном .

Не всегда изучение формальной логики способствует развитию мышления. Можно изучить логические операции, работу с суждениями итд, но вот применить это в жизни не всем удается. Изучавшие логику просто не знают, как это сделать.

Проблема большинства учебников по логике в абстрактных примерах: все комары — насекомые, если наступает осень, опадают листья и тд. Логично, да логично, но какие-то нежизненные примеры, поэтому сложно перейти на реальные ситуации.

Еще сложнее использовать законы логики или как применить семантику языка логики предикатов. Это, какое же нужно иметь желание разобраться со всем этим?

Как же развивать способность к логическому мышлению?

Конечно не путем решения логических головоломок и кроссвордов. Самое большое что можно получить от этих занятий– это повысить способность решать головоломки, не более того. И хотя это безусловно полезно для мозга, но все же цель — научиться грамотно строить свои мысли, и упражнения должны быть иного рода.

В первую очередь приближенные к тем ситуациям, когда возникает такая необходимость: доказать, убедить, обсудить и тд.

Именно в реальных условиях можно приобрести опыт, а не изучая теоретические законы логики. Вот чему нужно учиться, — так это как теорию применять на практике.

А для этого для начала следует выяснить для себя — когда же возникает необходимость логических мыслей. Выше я упомянул пять таких ситуаций, но их гораздо больше.

Чтобы понять в общих чертах, что же изучает Логика, рассмотрим основные ее разделы:
1. Понятия.
2. Определения.
3. Суждения.
4. Основные законы логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключённого третьего. Закон достаточного основания.
5. Индуктивные умозаключения
6. Дедуктивные умозаключения.
7. Аналогии, гипотезы, доказательства.

Добавим основные приёмы логического мышления — сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Вот собственно и все разделы.

Подход к обучению

Проблема в том, как перевести знание формальной логики в практическую логику.
Я предложу один подход, который возможно вам будет интересен. В своей книге « » я его упоминал.

Петр Спиридонович Агафошин (1874—1950 гг) – известный русский гитарист. В книге «Школа шестиструнной гитары» он так описывал один из основных принципов обучения:

Учащийся должен учиться играть играя . Т.е. приобретать необходимые навыки игры не на сухом учебно-тренировочном материале типа упражнений и этюдов, а на умело подобранном высокохудожественном материале, воспитывающим вкус и приносящим вместе с практическими и техническими навыками также и эстетическое удовлетворение.

Почему бы и здесь не использовать этот принцип, т.е. решать практические мыслительные задачи, возникающие в реальности, где требуется применение логики. Это не учебные кейсы, которые решаются в идеальных условиях, а жизненные ситуации, где есть место неожиданностям и проявлениям эмоций.

Например, обсуждения/спор .

Чтобы различные дискуссии, споры и просто обсуждения носили логически культурный характер важно, чтобы участники одинаково понимали точное значение терминов, участвующих в этом обсуждении.

Например, сложно понять человека — о чем он говорит, если он не дал определения по предмету своего разговора. Не уточнив понятия и определения, каждый участник разговора/спора может понимать под этим понятием что-то свое (в меру своих знаний). Вот и непонятно о чем собственно идет спор.

И если ученый спор касается понятий – бесконечность, материя, пространство и тд, то в рабочих обсуждениях фигурируют более прозаичные вещи: например, маржа, стратегия, маркетинг, а в житейских ситуациях — число обсуждаемых вещей намного больше.

Поэтому первое правило логики: основные термины высказывания, тезисы должны быть четко определены, вне зависимости знают их другие или нет. Важно единообразие в понимании.

Отсюда первый навык практической логики умение оперировать понятиями .

Зная важность этого, можно более детально изучить теоретическую часть раздела логики — «Определения ». Вот его подразделы (например, по учебнику Виноградова):

1. Содержание и объём понятий.
2. Соотношение между содержанием и объёмом понятия.
3. Ограничение и обобщение понятия.
4. Родовые и видовые понятия.
5. Основные классы понятий.
6. Отношения между понятиями.
7. Сущность определения понятия.
8. Правила определения.
9. Генетическое определение.
10. Номинальное определение.
11. Значение определений.
12. Приёмы, заменяющие определение.
13. Сущность деления понятия.
14. Правила деления.
15. Дихотомическое деление.
16. Приёмы, сходные с делением.
17. Классификация.

Изучая теоретически этот вопрос, вы уже представляете, как эти знания могут быть использованы на практике.

Другой важный навык – умение задавать вопросы . Как я уже говорил ранее, наше мышление состоит из вопросов и поиска на них ответов.

Но чтобы правильно поставить вопросы и отвечать на них необходимо знать, что такое правильно поставленный вопрос. Это уже к области Логики.

У любого вопроса есть предпосылка вопроса, т.е. информация об объекте, по поводу которого возник вопрос.

Например: вопрос — нравятся ли вам статьи на моем благе?
Вопрос предполагает наличие блога и статей, размещенных на нем, а также автора. Т.е. предпосылку.

Что же такое правильно заданный вопрос ?

Во-первых, требуется наличие необходимого объема информации и возможность этой информацией воспользоваться.

Также необходимо проверить все предпосылки вопроса, — они должны быть истинны, если хоть одна предпосылка ложна, то вопрос неправильный.

Например, если на блоге только одна статья, а вопрос касается «статей». Предпосылка не истинна, следовательно вопрос — неверный.

В общем виде – вопрос правильный, если на него в принципе, может существовать ответ.

Ведь есть и такое: «один дурак может задать вопрос на который и сто мудрецов не найдут ответ ».

Зная, что вопрос должен удовлетворять формальным правилам логики, более внимательно изучаем эту часть Логики.

Рассмотрим еще одну логическую форму – рассуждения .

Рассуждения – это мыслительная деятельность (т.е. наше мышление), когда происходит взаимодействие отдельных суждений и на их основе появляются новые суждения. Весь этот процесс – рассуждение.

Можно говорить о структуре рассуждений: т.е. одни суждения нам известны, другие – нет. Их связывает между собой логическая операция.

Существует несколько видов рассуждений. Если из известного суждения (называется предпосылка ) выходит неизвестное ранее суждение (заключение ), то это называется умозаключени е.

Известны дедуктивные рассуждения и индуктивные рассуждения.

По каким логическим законам строится рассуждение также можно узнать из учебника логики.

Но лучше это сделать после того как наглядно, в реальной ситуации выделить рассуждение и попытаться понять, как оно строится сейчас, без знания формальной логики. Затем уже обратиться к учебнику.

Итак, последовательность такая:

1. Знакомимся с основными разделами Логики .
Для этого вам потребуются навыки чтения сложной деловой литературы, которые я описал в книге « », в частности синоптическое чтение и приемы при чтении деловой литературы.
Результат: общее представление о формальной логике.

2. Области применения . Вы уже знаете области где будет полезна логика. Мы это определили выше, в общих чертах.
Следующее, что можно сделать – это постепенно вводить логические формы в эти ситуации, т.е. практически использовать отдельные элементы теории Логики.

Для начала ситуации следует выбирать не слишком критичные для вас, — ведь еще нет опыта. Учимся на простых бытовых ситуациях, где неудача не скажется на вас лично. Постепенно сложность ситуация увеличиваем.
Таких возможностей в жизни масса – начиная от магазина, заканчивая – посещением госучреждений.

Бывает полезно подмечать логические уловки, которые возникают на нашем пути. Например, реклама «Сегодня – в кредит, завтра – за наличные». Требуется устранить логическую неопределенность: сегодня- это когда, а завтра – когда? Узнайте у рекламодателя – почему нарушены законы логики. И таких примеров масса.

3. Логические формы вводим постепенно, поэтапно, поэлементно.

Задача: разбирать отдельные логические формы и пытаться использовать их на практике.
Сначала вводим определения и понятия. Т.е. начиная любое обсуждение – определяемся c понятиями в нем участвующими. Для этого внимательно изучаем теоретическую часть логики – Определения и Понятия.

При любом общении старайтесь найти предмет обсуждения, формулируйте определения и старайтесь применить полученные знания.

Затем – формулировка вопросов. Пробуем задавать правильно вопросы.

Затем пытаемся рассуждать. Изучаем теорию рассуждений. И так далее, включаем остальные элементы логики.

В какой-то степени, можно говорить, что в данном подходе используются логические приемы мышления, такие анализ и синтез, абстрагирование и обобщение.

С помощью анализа мы выделили отдельные части Логики. Изучили, применили.

Абстрагирование помогло нам исключить второстепенные, неважные особенности логических форм. С помощью синтеза и обобщения – соединили отдельные части в единое. И теперь можем использовать в нашем общении все логические элементы.

Вот так постепенно двигаясь от простого к сложному, Логика займет важное место в вашем мышлении.

Одновременно изучаем не только теоретическую, но и популярную литературу по Логике.
Главное начать.

Не обязательно становиться великим математиком, у которого математическая логика на первом месте. Достаточно уровня логического мышления, необходимого в обычной жизни.

Можно бесконечно долго рассказывать о логике, но в одной статье всего не охватишь.

Поэтому предложу вам список литературы для изучения, но это предмет не из легких.

Теорию лучше изучать по учебникам, причем по старым учебникам. Все же предыдущее поколение лучше владело Логикой. Поэтому список может быть такой:

1. В.Г. Челпанов. Учебник логики. 1915 г.
2. В.Ф. Асмус. Логика. 1947 г.
3. С.Н.Виноградов, А.Ф. Кузьмин. Логика. Учебник для средней школы. 1954 г
4. А. Д. Гетманова. Учебник по логике. 1995 г
5. Д.А Гусев. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления. 2003 г
6. В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Логика. 2008 г
7. А.Л. Никифоров. Книга по логике. 1998 г
8. Д. Халперн. Психология критического мышления. 2000 г

И еще полезные книги :

9. А.И Уемов. Логические ошибки. Как они мешают правильно думать. 1958 г
10. Ю.А.Петров. Азбука логичного мышления. 1991 г
11. А.А. Ивин. Искусство правильно мыслить. 1986 г

Можно познакомиться с книгой М.Коэн, Э. Нагель. Введение в логику и научный метод. 2010 г. (656 страниц). Долгое время это был основной учебник для ВУЗов в США.

Можно изучить и Аристотеля — родоначальника формальной логики. Его Органон .

Органон (инструмент, метод) - традиционное название философских сочинений Аристотеля, посвящённых логике.

В состав Органона входят:
1. Категории.
2. Об истолковании.
3. Первая аналитика.
4. Вторая аналитика.
5. Топика.
6. Софистические опровержения.

Аристотель называет логику «Аналитикой », и в трактате «Аналитик» (Первой и Второй), он изложил ее основные учения: об умозаключении и о доказательстве.

На этом думаю, будет достаточно. В следующий раз мы продолжим рассматривать другие подходы к развитию мышления.

Жду Ваших комментариев и вопросов .

Если статья понравилась, нажмите, пожалуйста, на социальные кнопки. Спасибо!

С уважением, Медведев Николай.

6 комментариев к записи “Формирование логического мышления”

    Удивительные особенности российского образования: спрашивать то, чему не учили. На егэ по русскому языку даже в критерии сочинения включили логическую связность текста, кто бы этому ещё выпускника научил. Только талантливый педагог совместит весьма поверхностно обучение своему предмету и логике. Поэтому детям, кроме крика, нечему учиться у взрослых, и порой стыдно смотреть передачи дискуссионного замысла.

    А теперь вопрос:"Почему исключили изучение логики и психологии в школах и не изучают в некоторых вузах? Сколько обид от непонимания собеседниками надо получить, чтобы приобрести навыки логического мышления, или они даны природой и передаются по наследству?" Спасибо за Ваш материал,он очень важен.

    • Спасибо Лана за комментарий!

      Почему исключили логику из школьной программы?

      Официальная версия — борьба с перегрузками школьников. В это время происходило много изменений в системе образования, переписывались учебники, менялась система управления и тд.

      Логику хотя и вводили в 1948 г, но уровень преподавания — ? Кто преподавал, как правило это были не специально подготовленные учителя, а чаще преподаватели литературы.

      Аналогично и сейчас — преподавание основ религии под вопросом — а кто будет преподавать эту дисциплину.

      Навыки логического мышления к сожалению по наследству не передаются. На уровне бытовой логики мы учимся на примерах из жизни.

      Но этого мало. Кроме того логичность мышления это не только знание логических форм, но и общий кругозор. Без него просто нечего будет соединять логически.

    Где логика в том, что не преподают Логику?

    После смены царского режима отмена Логики диктовалась, скорее всего, как замена ее на кодекс строителя коммунизма и это была недооценка ее значимости в повседневной жизни. Сейчас же ее отсутствие — это результат бездумной реформы образования под влиянием запада.

    Не только Аристотеля читать одно удовольствие, а любую античную книгу, в которых нет двойного смысла, ненужных усложнений речи, а все излагается просто и понятно. На земле нет более волшебного и насыщенного смыслом языка, чем русский, от которого собственно и произошли остальные языки, что нетрудно заметить на примере английского, если внимательно относится к словам. Легкость чтения античной литературы говорит и полном понимании автором того, что он пишет, в отличие от современных книг и особенно учебников (все, что пишет автор этого блога Медведев, сюда не относится), наполненных совершенно ненужной сложностью изложения, исходящей от недостаточного понимания предмета. И вот возьмите русское слово «сложно», что оно означает? Сложно = ложно. И, наоборот, — «просто, как все гениальное». Учась в школе в 60-70 годах, я очень не любил писать сочинения, хотя с русским языком было все на отлично. И, взяв как-то у матери — преподавательнице русского языка старые учебники — довоенные и послевоенные, я был поражен насколько они были лучше наших — так просто и доступно в них все объяснялось. Эти учебники были для меня находкой, по ним сочинения писать было милое дело. А уже в тех, по которым я учился началось повсеместное превалирование формализации над простотой и ясностью изложения. На зачем нам формализация, тем более детям? Мы же дома говорим с ними не формализованным языком, а простым. И вспомните, чем брал Ленин на своих выступлениях. Он говорил с людьми на понятном, доступном для простых людей языке, хотя в то время теория марксизма-ленинизма считалась очень сложной и мало, кто мог ее понять. Кстати, в библиотеке, где я был постоянным еженедельным посетителем мне как-то попалась статья Ленина о правильной организации труда. Иначе, как гениальной ее не назовешь, до сих пор жалею, что не переписал ее тогда.

    Самым важным значением логики я вижу способность создавать собственное мнение по любому вопросу, а не пользоваться умственными «жвачками» других людей. А главное свойство логики я понимаю, как последовательность мыслей для достижения определенного результата, в которой каждая последующая мысль вытекает из предыдущей. Т.е. логика — это структура, согласно которой мы упорядочиваем свои мысли для достижения конкретной цели.

    Например, мне нужно создать свое мнение о предмете, явлении или ситуации. Я начинаю собирать информацию, затем отделяю факты, объективную информацию от субъективной. Рассматриваю предмет изучения в его развитии, эволюции, определяя закономерности и тенденции развития. И, основываясь на этих объективных факторах, строю свое мнение. Если мое мнение отлично от другого, то я буду стараться определить, на чем основано другое мнение, на каких предпосылках, фактах или субъективных вещах.

    Именно эту главную черту логики — последовательность мыслей и использовал знаменитый Сократ в своих спорах и убеждениях, когда, оттолкнувшись от какого-то неоспоримого факта, признаваемого обеими сторонами, начинал последовательное движение от одного бесспорного утверждения к другому, приходя, в конце концов, своего оппонента к убеждению в своей правоте.

    Сегодня я тоже, используя логику, а именно, показывая сотруднику банка на отсутствие последовательности между их декларациями о хорошем обслуживании и реальным положением дел, убедил его в необходимости принятия соответствующих мер.

    Спасибо, Николай, за хорошую, актуальную тему и, как всегда, интересную статью!

    • Спасибо Константин за отличное продолжение статьи!

      В одной из своих статьей я упоминал 10 вопросов системного подхода к изучению предмета, поэтому полностью согласен с Вами по технологии создания своего мнения о предмете, которую вы описали.

      Я тоже предпочитаю более ранние издания, и читаю обычно создателей идей, учений, а не их последующие трактовки и «разжевывания».

      В следующей статье я приведу практические советы по использованию логических форм. Поговорим о критическом мышлении, особенно важного для настоящего времени.

      Уже вижу, что настоящая статья слишком объемная, поэтому возьму за основу формат 3 000 знаков (в этой 17 000 знаков).

      Также добавлю несколько старых изданий по организации труда, а раньше организовывать умели:

      1. Г.Ф. Попов. Техника личной работы.

      2. А.К. Гастев. Как надо работать. 1972 г

      3. П.М. Керженцев. Принципы организации. 1968 г

      4. М.А. Штремель. Инженер в лаборатории. Организация труда.1983 г

Вы бы хотели уметь быстро и эффективно решать проблемы? Возможно, вам следует изменить свой ход мыслей, чтобы размышлять более логически. Также важно иметь острый ум, поскольку мозг обладает способностью меняться и восстанавливать связи на протяжении всей жизни. Это свойство называется нейропластичностью. Выполняйте мысленные упражнения, распознавайте иррациональные мысли и измените свой образ жизни, чтобы научиться мыслить логически.

Шаги

Зарядка для ума

    Испытывайте свою память. Как и другие части тела, мозг способен развиваться при регулярных тренировках. Проверка способности запоминать - отличная зарядка для ума. На протяжении дня старайтесь запомнить как можно больше различных деталей.

    Решайте кроссворды. Польза кроссвордов уже многократно подтверждена. Они вынуждают мозг работать сверх привычной нагрузки, что способствует повторному росту нейронов. В результате увеличивается ваша интеллектуальная мощь и развивается логическое мышление. Можно купить журнал кроссвордов в газетном киоске или находить кроссворды в обычных ежедневных газетах.

    Приобретайте новые способности. Этот процесс задействует логическое мышление. Разработка стратегий, которые помогают научиться выполнять трудные задачи, основывается на логике. Так, можно выполнять следующие действия, чтобы развивать навыки логического мышления:

    • учитесь играть на музыкальном инструменте;
    • учитесь рисовать;
    • изучайте иностранный язык;
    • учитесь готовить.
  1. Общайтесь с людьми. Учиться у других - своеобразное мысленное упражнение. Необходимость общаться и поддерживать дружеские отношения подпитывает мозг и заставляет людей учиться лучше понимать друг друга и окружающий мир. Регулярно общайтесь с родственниками и самыми близкими друзьями. Посещайте мероприятия и знакомьтесь с новыми людьми. Робкому человеку или интроверту будет непросто, но вынужденный социальный риск развивает навыки логического мышления.

    Измените привычный распорядок. Чувство новизны тренирует мозг и улучшает память. Хотите на работу разными путями, готовьте новые блюда на ужин. Новые впечатление поддерживают мозг в активном состоянии и способствуют логическим выводам.

    Иррациональное мышление

    1. Замечайте склонность драматизировать. Многие склонны драматизировать события, особенно в стрессовых ситуациях. Они предполагают худший из возможных вариантов развития событий. Вам следует научиться замечать такую склонность.

      Не переоценивайте себя. Завышенное чувство собственной важности ничем не лучше попыток драматизировать. Если считать себя самым важным сотрудником в офисе, самым талантливым учеником в классе, то вы мыслите субъективно.

      Не поддавайтесь магическому мышлению. Не только дети склонны верить в магию. Взрослые нередко верят в суеверия, особенно после травмирующих событий. Люди начинают следовать ритуалам - загадывают желания или пытаются повлиять на ситуацию позитивными мыслями. Это трудно признать, но часто люди просто бессильны повлиять на ситуацию.

      • Подобные мысли часто позволяют человеку снять с себя ответственность за свои поступки. Так, проблему необходимо признать и принять, чтобы найти решение или извлечь урок.
    2. Замечайте ложные выводы. Ложные выводы - это поспешные суждения, в которых допущения далеки от реальности. Люди даже не замечают, как часто они прибегают к ложным выводам.

      Замечайте решения в духе «все или ничего». Крайности в суждениях - распространенный пример иррациональных мыслей. Люди часто не способы видеть нейтральные оттенки, поэтому они судят о других или о ситуации в черных или белых красках.

      • Например, человек считает себя полным неудачником после опечатки в электронном письме, хотя сообщение успешно доставлено и никто не пожаловался на ошибку. Примите тот факт, что большинство событий в жизни нельзя назвать однозначно позитивными или негативными.

    Образ жизни

    1. Употребляйте в пищу продукты, полезные для мозга. Продукты питания оказывают значительное влияние на интеллектуальные способности. Стремитесь соблюдать здоровый и полезный рацион. Средиземноморская диета повышает умственные способности. Она состоит преимущественно из свежих фруктов и овощей, бобов, полезных жиров и рыбы. Полезные - мононенасыщенные жиры, которые можно встретить в рыбе, авокадо, оливковом масле или масле канолы. Переход к такому рациону позволит улучшить работу мозга.