Что такое эксперимент. Этические проблемы психологических исследований

«Боги подарили людям два вида
искусств — музыку и гимнастику»
Платон

Гимнастика… Седой стариной и вечной молодостью дышит это слово. Возникнув как система физического воспитания в древней Элладе, гимнастика погибла под развалинами Римской империи, чтобы, как сказочная птица Феникс, вновь возродиться в эпоху Ренессанса, лечь в основумногочисленных систем физического воспитания в новое время, а ныне служить благородной цели воспитания физически крепкого и духовно богатого человека.

Гимнастика… С этим словом встают перед нами образы античных атлетов, изваянные искуссными резцами древних скульпторов, бравых усачей, в нарочитых позах стоящих у гимнастических снарядов, жизнерадостных мальчишек и девчонок, весело выбегающих на согретую лучами утреннего солнца поляну «на зарядку», их отцов и матерей, с завидным усердием выполняющих комплекс производственной гимнастики. А как красочны и впечатляющи гимнастические упражнения, когда на зеленое поле стадиона выходят сотни юношей и девушек во время различных спортивных праздников! Но самое, самое… конечно же соревнования, когда стройные, отлично сложенные спортсмены на полу или на гимнастических снарядах проделывают головокружительные приемы, демонстрируя изумительную ловкость и смелость, недюженную силу, подлинную элегантность и грациозность.

Гимнастика многолика. Нет сейчас такой системы физического воспитания, такого вида спорта, где не применялись бы упражнения из ее неисчерпаемого арсенала. Гимнастика содержит сотни тысяч различных развивающих и прикладных упражнений без снарядов для мышц рук, ног, туловища, с различными гимнастическими снарядами — скакалкой, гимнастической палкой, гантелями, набивным мячом, — и на снарядах — гимнастической (шведской) стенке, наклонной и горизонтальной лестнице, канате, шесте, брусьях, кольцах, коне, бревне, перекладине, — а также ходьбу, бег, прыжки через планку, опорные — через козла и коня, — преодоление препятствий, подвижные игры и различные эстафеты.

В спорте гимнастика представлена в трех видах: гимнастика спортивная, художественная и акробатика.

Спортивная гимнастика — один из основных видов спорта. Включает учебно-тренировочную работу и соревнования в выполнении вольных упражнений, опорных прыжков и упражнений на снарядах — коне, кольцах, брусьях и перекладине — для мужчин, на разновысоких брусьях и бревне — для женщин.

Чемпионы

Род. 13.05.1919, Андижан (Узбекская ССР). Умер 15.02.1995, Москва. Заслуженный мастер спорта. "Динамо", Москва. Чемпион СССР в вольных упражнениях (1949, 1950), серебряный призер в вольных упражнениях (1948), бронзовый призер в вольных упражнениях (1947).

Род. 21.06.1964, Ярославль. Мастер спорта международного класса. Чемпионка мира в командном первенстве (1978), бронзовый призер Кубка мира в упражнениях на бревне (1978), серебряный призер чемпионата СССР в упражнениях на бревне (1980), бронзовый призер Кубка СССР в многоборье (1979).

Род. 11.02.1929, Кировобад (Азербайджанская ССР) Заслуженный мастер спорта. "Спартак", Ереван (Армения). Сильнейший гимнаст 50-х годов. Чемпион Олимпийских игр в командном первенстве (1956), в упражнениях на кольцах (1956, 1960), серебряный призер в командном первенстве (1960), чемпион мира в командном первенстве (1954, 1958), в упражнениях на кольцах (1954, 1958), серебряный призер в упражнениях на перекладине (1958), чемпион Европы в упражнениях на кольцах (1955), брусьях (1955), серебряный призер в многоборье (1955), в упражнениях на перекладине (1955), чемпион СССР в упражнениях на кольцах (1952, 1953, 1955, 1957, 1958, 1959, 1960, 1962), в упражнениях на перекладине (1960), серебряный призер Кубка СССР в многоборье (1955), в…

Род. 9.11.1958, Ереван (Армения). Заслуженный мастер спорта. Вооруженные Силы, Ереван (Армения). Чемпион Олимпийских игр в командном первенстве (1980), серебряный призер Чемпионата мира в командном первенстве (1978), победитель Кубка мира в упражнениях на брусьях (1978), бронзовый призер в многоборье (1978), в упражнениях на кольцах (1980), абсолютный чемпион СССР (1979). Чемпион СССР в вольных упражнениях (1979) и в опорных прыжках (1980), серебряный призер в многоборье (1978), Кубка СССР в многоборье (1980), чемпионата СССР в упражнениях на кольцах (1979), бронзовый призер в упражнениях на коне (1979).

Род. 28.09.1961, Ереван (Армения). Заслуженный мастер спорта. "Трудовые резервы", Ереван (Армения). Чемпион мира в командном первенстве (1979, 1981), в опорных прыжках (1983), серебряный призер в командном первенстве (1983), в опорных прыжках (1981), в упражнениях на перекладине (1981), бронзовый призер в многоборье (1983). Чемпион СССР в опроных прыжках (1981, 1983), серебряный призер Кубка СССР в многоборье (1983).

Род. 07.09.1979, Сызрань. Мастер спорта международного класса. "Вооруженные силы", Сызрань. Серебряный призер чемпионата Европы в командном первенстве (1998). Чемпион России в упражнениях на коне (1998), перекладине (1999), серебряный призер в многоборье (1999), упражнениях на брусьях (1998), бронзовый призер Кубка России в многоборье (1998), чемпион России в упражнениях на перекладине (1999), кольцах (1999).

14.10.1952 - 21.03.2011 г. Владимир. Заслуженный мастер спорта. "Буревестник", Владимир. Выдающийся гимнаст 70-х гг. Обладатель всех высших гимнастических титулов. Абсолютный чемпион XXI Олимпийских игр (1976). Чемпион Олимпийских игр в вольных упражнениях (1972, 1976), упражнениях на кольцах (1976), в опорных прыжках (1976, 1980), в командном первенстве (1980), серебряный призер в командном первенстве (1972, 1976), в многоборье (1980), в вольных упражнениях (1980), в упражнениях на брусьях (1976), бронзовый призер в упражнениях на коне (1976), в опорных прыжках (1972), в упражнениях на перекладине (1980). Своеобразный рекордсмен по числу Олимпийских медалей среди всех участников Олимпийских игр - мужчин - 15 (7+5+3). Абсолютный чемпион мира…

Род. 04.03.1917, Кострома. Мастер спорта. "Крылья Советов", Москва. Чемпионка СССР в вольных упражнениях (1939, 1945), в упражнениях на перекладине (1947), серебряный призер в опорных прыжках (1943), в упражнениях на бревне (1947), брусьях (1946), вольных упражнениях (1943, 1946, 1947), бронзовый призер в многоборье (1950), в опорных прыжках (1945), в вольных упражнениях (1944, 1948).

Род. 1964, Витебск (Белоруссия). Мастер спорта международного класса. "Динамо", Витебск, Белоруссия. Чемпионка мира в командном первенстве (1978). Серебряный призер чемпионата СССР в многоборье (1978, 1979), бронзовый призер в упражнениях на бревне (1978, 1981).

Род. 07.12.1964, Владимир. Заслуженный мастер спорта. "Буревестник", Владимир. Выдающийся гимнаст 80-х гг. Абсолютный чемпион Олимпийских игр (1988). Чемпион Олимпийских игр в командном первенстве (1988), в упражнениях на брусьях (1988), перекладине (1988), серебряный призер в вольных упражнениях (1988). Чемпион мира в командном первенстве (1985, 1987, 1989), в упражнениях на брусьях (1983, 1987, 1989), серебряный призер в многоборье (1985), в командном первенстве (1983), в вольных упражнениях (1987, 1989), в упражнениях на перекладине (1989), бронзовый призер в многоборье (1987), в опорных прыжках (1989). Абсолютный чемпион СССР (1984). Обладатель Кубка СССР в многоборье (1986). Чемпион СССР в упражнениях на коне (1986), брусьях (1986, 1987,…

Род. 30.10.1936, Днепропетровск (Украина). Умерла 05.08.2005. Заслуженный мастер спорта. "Шахтер", Донецк, Украина Выдающаяся гимнастка 50-60-х гг. Чемпионка Олимпийских игр в командном первенстве (1956, 1960, 1964), в упражнениях на брусьях (1960, 1964), серебряный призер в вольных упражнениях (1960, 1964), бронзовый призер в многоборье (1960, 1964), в групповых вольных упражнениях (1956). Чемпионка мира в командном первенстве (1956, 1962), серебряный призер в командном первенстве (1966), в упражнениях на брусьях (1958). Чемпионка Европы в вольных упражнениях (1959), упражнениях на брусьях (1959, 1961), бревне (1961), серебряный призер в многоборье (1961), в вольных упражнениях (1961). Абсолютная чемпионка СССР (1959). Обладательница Кубка СССР в многоборье (1959, 1960,…

13.09.1991 ЗМС Выступала за команду ГБУ МО "ЦОВС", ЦСКА, МБУДО СДЮСШОР "спортивная гимнастика" города Химки, Московская область, ЦФО так же: Тула, Тульская область тренеры: Семенова К.А. Результаты: 2006 Кубок России 5-Брусья, 5-Бревно Чемпионат России по многоборью 16-Личное многоборье Чемпионат Европы Волос, Греция 1-Командное многоборье 2007 Кубок России в многоборье + Чемпионат России в отдельных видах 25-Личное многоборье, 4-Бревно Чемпионат России в многоборья + Кубок России в отдельных видах многоборья 5-Личное многоборье, 1-Бревно, 1-Командное многоборье 2008 Олимпийские игры Пекин (Китай) 4-Командное многоборье, 7-Бревно Кубок России 1-Личное многоборье, 2-Опорный прыжок, 4-Брусья, 6-Бревно, 4-Вольные упражнения Чемпионат России в многоборье + Кубок…

Архив результатов

Спортивная гимнастика

Терминология спортивной гимнастики

Как и в других сферах деятельности, в гимнастике есть своя терминология. Гимнастическая терминология в основном относительного характера. Однако некоторые термины требуют пояснения.

Хват — способ держания спортивного снаряда в процессе выполнения упражнения.
Вис — положение тела, при котором линия плечевого пояса проходит ниже точки хвата.
Упор — положение тела, при котором плечи располагаются выше точек опоры.
Мах вперед — маятникообразное движение тела от одной крайней точки до другой в сторону лица.
Мах назад — то же, но в сторону спины.
Подъем — перемещение тела из виса в упор или из более низкого упора в более высокий. Может выполняться силой, махом вперед или назад, переворотом-силой, махом вперед или назад — разгибом, дугой.
Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову вперед или назад без промежуточной опоры или с опорой руками.
Оборот — круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся в упоре и заканчивающееся либо в упоре, либо в висе или в стойке на руках при исполнении не касаясь снаряда.
Большой оборот — круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся и заканчивающееся в стойке на руках или с максимальным удалением центра тяжести тела.
Перемах — маховое движение одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом в упоре, не отпуская рук или отпуская одну или обе руки.
Круг — круговое движение ногами над снарядом или его частью, состоящее из двух последовательных перемахов без касания снаряда и возвращением в начальное положение.
Перелет — перемещение из виса или упора на одной стороне снаряда в вис или упор на другой стороне снаряда с отпусканием обеих рук или такое же перемещение с одной жерди на другую на женских брусьях.
Подлет — выполнение в конце маха вперед или назад действий с отпусканием рук (поворотов, сальто) с возвращением на снаряд в вис или упор.
Группировка — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах.
Согнувшись — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных суставах.
Прогнувшись — положение, при котором тело сохраняется прямым или слегка прогнутым.
Сальто — вращательное движение тела (на полу прыжком) с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры на руки.
Флик-фляк (фляк) — прыжок вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части до опоры на руки и сгибаясь во второй части после толчка руками.
Пируэт — сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.
Угол — положение в висе или упоре, когда прямые ноги располагаются под прямым углом по отношению к туловищу.
Крест — положение на кольцах, в котором опора осуществляется разведенными в стороны руками.
Шпагат — положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность.
Элемент — составная часть упражнения (комбинации). Отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало, основу и окончание.
Соединение — сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно. при этом исполнение одного элемента как правило затрудняет (осложняет) исполнение другого.
Упражнения (комбинации) — сочетания отдельных элементов и соединений в едином целостном и композиционно определенном порядке. Имеют начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.

За последние годы появилось много элементов, которые не описываются по правилам гимнастической терминологии, а для краткости называются именами их первых исполнителей на крупных соревнованиях. Таких элементов на всех шести видах мужского шестиборья и четырех — женского, более пятидесяти. Вот наиболее употребительные: «Азарян», «Делчев», «Диомидов», «Хейли», «Хонма», «Юрченко», «Кенмоцу», «Ковач», «Люкин», «Мадьяр», «Шишова», «Штальдер», «Ткачев», «Цукакара», …

Упражнения на видах

Вольные упражнения гимнасты выполняют на специальном амортизирующем настиле, покрытом шерстяным или синтетическим ковром. Содержат сочетания различных передвижений, танцевальных элементов, кругов руками и ногами, перемахов, статических положений, сальто и переворотов, объединенных в законченную, отвечающую определенным требовапниям, комбинацию. Продолжительность вольных упражнений для мужчин 50-70 секунд, для женщин 70-90 секунд. Женщины исполняют упражнения под музыку (фонограмму без пения).

Опорные прыжки выполняются с разбега через специальное устройство, высота которого для женщин 120 см, для мужчин — 135 см. Длина специальной дорожки для разбега — 25 м. Толчок осуществляется о специальный амортизирующий мостик высотой 20 см двумя ногами, а о коня — двумя, а для мужчин, одной рукой. Прыжки могут быть прямые (толчок и приземление осуществляются в одном направлении), переворотные, содержать повороты и сальто до и после толчка руками, а также рондантные (наскок на мостик с помощью рондата).

Упражнения на коне содержат различные перемахи и круги одной или двумя ногами, перемещения в упоре поперек или продольно с опорой о коня, на одну руку и коня, на одну или обе ручки, исполняемые только махом и слитно.

Упражнения на кольцах содержат различные подъемы, обороты, выкруты, выполняемые махом и силой, статические положения — стойки на руках, горизонтальные висы и упоры, кресты.

Упражнения на параллельных брусьях содержат различные подъемы, повороты, переходы, перемахи, круги одной и двумя ногами, сальто над и под жердями, большие обороты, а также в ограниченном объеме статичные положения — стойки на руках, горизонтальные упоры.

Упражнения на перекладине содержат различные подъемы, обороты, большие обороты, повороты, перемахи, подлеты и перелеты, выполняемые только махом.

Упражнения на разновысоких брусьях содержат различные подъемы, обороты, большие обороты, подлеты, перелеты через верхнюю жердь и с одной жерди на другую, выполняемые только махом.

Упражнения на бревне содержат различные передвижения, прыжки, повороты, перевороты, сальто, танцевальные элементы, а также в ограниченном объеме статические положения и позы.

Упражнения на всех видах должны заканчиваться эффектным соскоком, соответствующим трудности всего упражнения.

Порядок проведения соревнований по спортивной гимнастике

На соревнованиях гимнасты и гимнастки проделывают только произвольные упражнения (до 1960 года они соревновались в выполнении и обязательных упражнений, теперь отмененных, составляемых мужским и женским комитетами Международной федерации гимнастики (ФИЖ) для всех участников, и произвольных, составляемых каждым участником для себя).

В процессе крупнейших соревнований — Олимпийских игр, чемпионатов мира и континентов, — длящихся несколько дней, проходят как бы четыре соревнования:
№1 (CI) — предварительные (квалификационные) соревнования по многоборью (выполняются упражнения на всех видах) для всех участников. По их результатам определяются участники последующих соревнований.
№2 (CII) — финальные соревнования по многоборью. В них участвуют 12-36 гимнастов и гимнасток, но не более, чем 3-х от страны, показавших лучшие результаты в многоборье в предварительных соревнованиях. По их результатам определяются абсолютные чемпионы (чемпионы в многоборье).
№3 (CIII) — финальные соревнования по отдельным видам. В них участвуют 8 спортсменов, но не более двух от страны, показавших лучшие результаты на каждом снаряде. По их результатам определяются чемпионы на каждом виде.
№4 (CIV) — финальные соревнования командного первенства по многоборью. В них участвуют 6-8 команд, показавших лучшие результаты в предварительных соревнованиях. По их результатам определяются победители командного первенства, а места других команд (с 7-ого и далее) определяются по результатам соревнований №1.

В соревнованиях меньшего масштаба можно ограничиться проведением только соревнований №1, по итогам которых можно определить результаты всех видов первенства. Это оговаривается регламентом конкретных соревнований.

Для участия в соревнованиях на помост одновременно выходят шесть мужских и четыре женских команды — по одной на каждый вид многоборья. Участникам предоставляется время на разминку по 30-40 сек. на каждого, после чего, по гонгу, участники вызываются для выполнения упражнений. После окончания соревнований на виде производится переход на следующий вид. Порядок видов у мужчин — вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина, а у женщин — опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения. Если в команде 8 участников, то время для разминки предоставляется сначала первой четверке, а после того, как она отсоревнуется — второй.

Оценка выступления гимнастов

Оценка выступления гимнастов на соревнованиях (судейство) отличается большей сложностью в сравнении со многими другими видами спорта. Недаром говорят: «Чтобы судить гимнастику, надо ее знать, понимать и чувствовать». На это, как правило, способен судья, который сам имеет большой опыт спортивных выступлений, тренерской работы и собственно судейства.

В гимнастике по 10-ти бальной системе оцениваются содержание упражнения — трудность и композиция (построение) — и его исполнение. Для оценки трудности все известные, наиболее часто исполняемые элементы и их соединения, в специальной таблице «Правил соревнований» (разрабатываются мужским и женским техническими комитетами Международной федерации гимнастики) распределены по группам А, В, С, D и Е (Е — самые сложные). «Формула сложности» — количество элементов каждой трудности в упражнении — должно быть: у мужчин — 1D+2С+2В+4А, а у женщин — 1D+2С+2В+1А. При соблюдении «Формулы» упражнения мужчин оцениваются в 8,6, а у женщин — в 9,0 балла. За отсутствие в упражнении элемента группы D оценка уменьшается у мужчин на 0,6, а у женщин на 0,8 балла, группы С — соответственно на 0,4 и на 0,6, группы В — на 0,2 и на 0,4, группы А — на 0,4 и 0,2 балла.

Оценка трудности упражнения и у мужчин и у женщин может быть увеличена до 10 баллов, если в упражнении дополнительно к «Формуле» содержатся элементы группы D, Е, а у мужчин еще и супер Е. При этом за каждый элемент группы D добавляется 0,1, группы Е — 0,2 и группы супер Е — 0,3 балла. Однако оценка трудности (исходная оценка) не может превышать 10 баллов.

За каждую ошибку композиции (отсутствие специфичных для данного вида требований к построению упражнения) оценка уменьшается на 0,1-0,2 балла.

За каждую ошибку исполнения (отклонение от техники, нарушение осанки) оценка снижается на 0,1 балла за мелкую (незначительную), на 0,2 — за среднюю (значительную) и на 0,4 — за грубую ошибку, а при падении со снаряда — на 0,5 балла.

Оценивают выступления гимнастов две бригады судей на всех видах, кроме прыжков. Бригада А, состоящая из двух судей, оценивает трудность и композицию, определяя путем согласования исходную оценку, бригада Б, в которой могут быть 2-6 судей, качество исполнения. Каждый судья бригады Б самостоятельно определяет количество ошибок и их степень и определяет сбавки за них. Поскольку мнение судей бригады Б субъективно и может быть (и бывает, как правило) разным, для определения окончательного размера сбавок за исполнение наименьшая и наибольшая сбавки, если судей больше двух, отбрасываются, а из оставшихся определяется среднеарифметическая сбавка, вычитая которую из исходной оценки трудности, и получают окончательную. Таким образом субъективная оценка каждого судьи объективизируется в оценке бригады.

Опорные прыжки судит одна бригада, оценивающая только качество исполнения, так как трудность каждого прыжка определена таблицей Правил соревнований.

История

Расцвет и упадок

Гимнастика (от греческого «гимназо» — обучаю, тренирую) — система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, — служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого «гимнос» — обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

Гимнастика древних помимо общеразвивающих и военных упражнений, упражнений в верховой езде, плавания, имитационных и ритуальных танцев содержала и упражнения, по которым проводились публичные состязания — бег, прыжки, метания, борьба, кулачный бой, езда на колесницах, включавшиеся в программы Олимпийских игр древности, проводившихся с 776 года до н.э. по 392 год н.э. в течение 1168 лет.

После падения Римской империи, в средние века, когда господствовало мракобесие и схоластика, аскетизм, достижения античной культуры и искусства, в том числе и гимнастика, были забыты.

С утверждением на рубеже XIV-XV вв. гуманизма — направления общественной мысли, характеризующегося защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего, в том числе и физического, развития борьбой за человечность общественных отношений — начинается обращение к культурному наследию античности. В систему воспитания постепенно внедряется физическое воспитание — гимнастика. Значительную роль в ее возрождении сыграло сочинение итальянского врача Иеронима Меркуриалиса (1530-1606) «Об искусстве гимнастики», взгляды на воспитание французского писателя, автора романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494-1553), швейцарского педагога Песталоцци (1746-1827), французского философа-просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778), чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1670).

Второе рождение гимнастики

В конце XVIII — начале XIX вв. в Германии в педагогике под влиянием идей гуманистов сложилось течение филантропистов. В созданных ими школах — филантропинах — важное место заняла система физического воспитания — гимнастика, которую разработали и преподавали Г. Фит (1763-1836), И. Гутс-Мутс (1759-1839). Завершил создание системы немецкой гимнастики Ф. Л. Ян (1778-1852), разработавший гимнастическую систему, названную «турнен», и обогатившую немецкую гимнастику упражнениями на перекладине (турнике), кольцах, брусьях и коне.

Оригинальные системы гимнастики были созданы: во Франции Ф. Аморосом (1770-1847), в Швеции (шведская) П.-Г. Лингом (1776-1839), а в Чехии (сокольская) — Мирославом Тыршем (1832-1884).

Непросто установить, когда гимнастика, система физического воспитания, стала видом спорта. Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша — «соколы» — проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались. Но все это эпизоды. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике — системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке — лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье — опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения — и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид — шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

Международная федерация гимнастики (ФИЖ)

В 1881 г. по инициативе президента Бельгийской гимнастической ассоциации Николаса Куперуса на конгрессе в Льеже (Бельгия) была создана Европейская гимнастическая ассоциация, объединившая представителей трех государств — Бельгии, Нидерландов и Франции. Состав ее членов быстро увеличивался, а с вступлением в 1897 году Северо-Американских Соединенных Штатов (САСШ) Европейская ассоциация реорганизовалась в Международную федерацию гимнастики (ФИЖ). Так что по возрасту ФИЖ — самая почтенная спортивная организация. Только через одиннадцать лет были созданы еще два международных объединения — Союз конькобежцев (ИСУ) и Федерация гребли (ФИСА). Остальные — детища XX века.

Сейчас ФИЖ объединяет национальные федерации 122 стран всех континентов и входит в состав Генеральной ассоциации международных спортивных федераций, а также признана Международным олимпийским комитетом (МОК).

По своей структуре ФИЖ состоит из исполнительного комитета и подчиненных ему технических комитетов — по спортивной гимнастике (женского и мужского), художественной гимнастике, спортивной аэробике, общей гимнастике, а также комиссий — по акробатике, прыжкам на батуте и медицинской, избираемых один раз в четыре года на генеральной ассамблее — верховном органе ФИЖ. Руководящий орган ФИЖ- ежегодный конгресс, а текущая работа осуществляется исполкомом. Нынче помимо ФИЖ мировой гимнастикой руководят также региональные союзы гимнастики. Европейский (УЕЖ), Азиатский (АЖУ), Африканский (УАЖ) и Панамериканский (ПАЖУ).

Заметный след в деятельности ФИЖ оставили представители советской гимнастики: Таисия Демиденко, Людмила Турищева, Валентина Батаен, Николай Миронов, Николай Попов, Валентин Муратов, Борис Шахлин. В 1976 г. на пост президента ФИЖ был избран советский гимнаст, абсолютный чемпион СССР, Европы и мира, олимпийский чемпион Юрий Титов. В 1980, 1984, 1988 и 1992 гг. он переизбирался на этот пост, а в 1996 г. президентом ФИЖ был избран Бруно Гранди (Италия).

XX век

Поначалу ФИЖ заботилась о развитии, распространении и совершенствовании гимнастики — системы всестороннего физического воспитания, а Международные турниры (так до 1950 года именовались чемпионаты мира) стала проводить только с 1903 года. Первый чемпионат мира по спортивной гимнастике прошел в 1903 году. Выступали команды Франции, Бельгии, Люксембурга и Нидерландов. Так и распределились места в командном первенстве. Кроме командного первенства гимнасты на чемпионатах мира соревновались в личном первенстве по многоборью, в которое входили упражнения на коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а позднее — и в вольных упражнениях, а также в негимнастических упражнениях, как и на Олимпийских играх (по 3-4 вида на каждом чемпионате) и в личном первенстве по отдельным видам.

Конечно, в соревнованиях в негимнастических упражнениях не ставилась задача достичь максимального результата. Необходимо было выполнить лишь определенные нормативы, за которые начислялись соответствующие баллы по десятибалльной системе. они не были объектом личного первенства, а входили только в результаты командного первенства и первенства в многоборье.

В последний раз негимнастические виды входили в программу XIII чемпионата мира 1950 г. в Базеле (Швейцария), а на последующих чемпионатах гимнасты соревновались по современному шестиборью Вот как выглядели нормативы базельского чемпионата: бег 100 м, 10 баллов — 12 секунд (за каждые 0,1 с больше оценка уменьшалась на одну десятую балла); прыжки в высоту, 10 баллов — 160 см (за каждые 5 см оценка уменьшалась на один балл); прыжки с шестом, 10 баллов — 3 м (за каждые 5 см оценка уменьшалась на 0,5 балла)

С 1934 года с X чемпионата мира в Люксембурге в чемпионатах мира стали участвовать и женщины. На своем первом чемпионате они соревновались в командном первенстве и в личном первенстве по многоборью, а на последующих чемпионатах стали соревноваться и в личном первенстве на отдельных видах.

На чемпионатах мира, а также и на Олимпийских играх со временем, естественно, изменялось и представительство в командах, и условия определения победителей соревнований. До 1996 г. участники должны были выполнять в каждом виде и обязательные (составленные ФИЖ) и произвольные (составленные самими участниками с соблюдением определенных требований к трудности) упражнения. После 1996 г. обязательные упражнения были отменены, и гимнасты стали исполнять на всех соревнованиях только произвольные упражнения.

До 1949 г., когда в олимпийское движение вступили спортсмены Советского Союза, лидерами мировой гимнастики были гимнасты Италии, Швейцарии, Германии и Финляндии — на Олимпийских играх, Франции, Чехословакии и Швейцарии — на чемпионатах мира.

Первым абсолютным чемпионом Олимпийских игр в 1900 г. стал француз Густав Сандра. Первой абсолютной чемпионкой Олимпийских игр в 1952 г. стала советская гимнастка Мария Гороховская (титулы абсолютных чемпионов разыгрываются: среди мужчин — с 1990 г., а среди женщин — с 1952 г.)

Первым абсолютным чемпионом мира был француз Жорж Мартинес, а побеждать дважды в многоборье удалось французу Марсо Торресу (1909 и 1913 гг.) и югославу Петро Шуми (1922 и 1926 гг.).

Первой абсолютной чемпионкой мира в 1934 г. была Власта Деканова (Чехословакия). Ей удалось повторить успех и в 1938 г.

Европа — родина гимнастики. В Европе прошли первые состязания гимнастов. Именно в Европе была создана Федерация гимнастики. Гимнасты Старого Света — сильнейшие в мире, но долгое время они не встречались в своих региональных соревнованиях.

Лишь в 1955 г. среди мужчин, а в 1957 г. — среди женщин, стали проводиться чемпионаты Европы, где только по произвольной программе разыгрывается личное первенство в многоборье и в отдельных видах. С 1994 г. на чемпионатах Европы разыгрывается и командное первенство.

На конгрессе, собравшемся в 1982 г. в Люксембурге было решено создать Европейский гимнастический союз (УЕЖ), который бы занимался распространением, развитием и совершенствованием гимнастики в странах европейского региона.

Так что гимнасты Старого Света обрели и свой руководящий орган. Президентом УЕЖ был избран швейцарец Пьер Шабло. Представитель советской гимнастики Леонид Аркаев вошел в состав исполкома УЕЖ. В 1983 г. Европейский гимнастический союз был признан ФИЖ и с тех пор стал проводить чемпионаты Европы.

В октябре 1997 г. на XV конгрессе УЕЖ в Анталии (Турция) президентом УЕЖ был избран Клаус Лотц (Германия), а в состав технических комиссий были избраны представители России: Любовь Андрианова (Бурда) — женской, Валерий Кердемелиди — мужской, а в состав комиссии по общей гимнастике — Юрий Сабиров. Леонид Аркаев сохранил за собой место члена исполкома УЕЖ.

Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, Кубок мира, региональные соревнования на континентах, национальные чемпионаты, международные турниры, организуемые рядом газет различных стран, двусторонние встречи — вот далеко не полный перечень всех соревнований, где выступают сегодня гимнасты и гимнастки — представители прекрасного и увлекательного вида спорта.

Спортивная гимнастика

вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья обязательные и произвольные упражнения: для женщин - на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях; для мужчин - в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, брусьях и перекладине (см. рис. ). После выполнения обязательной и произвольной программ оп ределяется командное первенство по многоборью, отбираются 6-36 лучших многоборцев и 6-8 лучших спортсменов в каждом виде программы для участия в финалах (личное первенство). Обязательные упражнения определяются Международной федерацией гимнастики, произвольные - составляются спортсменами с учётом официальных требований к их трудности и композиции. Выполнение упражнений оценивается по 10-балльной системе.

Гимнастические упражнения входили в систему физического воспитания еще в Древней Греции, служили средством подготовки юношей к участию в Олимпийских играх. С конца 18 в. - начала 19 в. в западноевропейских и рус. системах физического воспитания использовались упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки. Во 2-й половине 19 в. в ряде стран Западной Европы стали проводиться соревнования по некоторым видам гимнастических упражнений. Первые состязания в России состоялись в 1885 в Москве. В 1881 создана международная федерация гимнастики (ФИЖ) - 1-я международная спортивная организация, объединившая представителей Бельгии, Нидерландов и Франции (в 1975 членам ФИЖ были национальные федерации 67 стран). С 1896 С. г. включена в программу Олимпийских игр. С 1928 в Олимпийских играх участвуют женщины. С 1903 проводятся чемпионаты мира (до 1913 - раз в 2 года, с 1922 - раз в 4 года.), с 1934 в чемпионатах участвуют женщины». В 1-й половине 20 в. наибольших успехов в Олимпийских играх и чемпионатах мира добилось гимнасты Чехословакии. Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Финляндии, Венгрии, Югославии, США.

В СССР развитие С. г. в 20-е г. связано с осуществлением Всевобуч а, 1-й чемпионат СССР по гимнастическому многоборью состоялся в 1928 (всесоюзная спартакиада в Москве), 2-й, с участием женщин, в 1932. С этого времени чемпионаты проводятся регулярно, с 1939 и по отдельным видаммногоборья, с 1936 - всесоюзные соревнования школьников, с 1955 - на Кубок СССР по многоборью.

Становление и развитие С. г. связано с именами таких педагогов и тренеров, как В. В. Соколовский, Г. С. Егнатошвили, Б. Н. Астафьев, А. С. Бакрадзе, М., Л. П. Орлов, Н. Н. Миронов и др., спортсменов М. В. Тышко, Т. А. Демиденко. Е. А. Боковой, Г.Н. Урбанович, Г. В. Рцхиладзе, М. Д. Дмитриева, А. М. Ибадулаева, Н. П. Серого и др.

В 1937 сов. гимнасты впервые участвовали в международных соревнованиях (3-я Рабочая олимпиада в Антверпене). В 1949 Федерация С. г. СССР (основана в начале 30-х гг. как всесоюзная секция) стала членом ФИЖ; с 1952 сов. гимнасты участвуют в Олимпийских играх, с 1954 - в чемпионатах мира и с 1955 - Европы (европейские первенства для женщин проводятся с 1957). Команда сов. гимнасток - 6-кратный чемпион Олимпийских игр и 5-кратный чемпион мира (в 1966 уступилагимнасткам ЧССР). Команда мужчин побеждала на Олимпийских играх 1952, 1956 и чемпионатах мира 1954, 1958; в 1960-74 занимала 2-е место - за гимнастами Японии.

Среди сов. гимнастов 43 (28 женщин, 15 мужчин) чемпиона Олимпийских игр, 38 (соответственно 24, 14) - мира, 14 (6,8) - Европы. За победы в командных и личных соревнованиях гимнасты награждены 188 олимпийскими медалями (89 золотых, 66 серебряных, 33 бронзовые), 188 (84, 69, 35) медалями чемпионатов мира и 151 (66, 57, 28) - Европы. Неоднократными чемпионами Олимпийских игр и мира были советские гимнасты - М. К. Гороховская , П. Г. Астахова, Т. И. Манина, Н. А. Кучинская, О. В. Корбут , А. В. Азарян, Г. А. Шагинян, Ю. Е. Титов , В. И. Мурат ов, М. Я. Воронин, Н. Е. Андрианов, В. Я. Клименко; из зарубежных гамнастов - Е. Босакова (ЧССР), А. Келети (Венгрия), К. Янц и Э. Цухольд (ГДР), В. Лехман (Швейцария), В. Торессон (Швеция), Х. Бантц (ФРГ), М. Церар (Югославия) Ф. Меникели (Италия) К. Кесте ГДР), З. Мадьяр (Венгрия Ю. Эндо, Т Оно, А. Накаяма М. Цукахара, С. Като, Э. Кенмоцу, С. Касамацу (все - Япония). В истории С. г. 5 спортсменов были чемпионами мира и Олимпийских игр по гимнастическому многоборью: Л. С. Латынина , Л. И. Турищева , В. И. Чукарин , Б. А. Шахлин (СССР), а также В. Чаславска (ЧССР). Большой вклад в успехи сов. гимнастов внесли тренеры П. Т. Собенко, А. С. Мишаков, Ю. Э. Штукман, В. С. Растороцкий, Р. И. Кныш, В. Д. Дмитриев, Н. Г. Толкачёв. 76 гимнастов и тренеров награждены орденами и медалями СССР.

К концу 1974 в СССР С. г. занималось 650 тыс. чел., в том числе около 850 мастеров спорта, участвовавших в соревнованиях; действовало 85 специализированных детско-юношеских спортшкол (ДЮСШ), 829 отделений гимнастики в ДЮСШ и 168 - в школах высшего спортивного мастерства.

Лит.: Гимнастика, под ред. А. Т. Брыкина, М., 1971; Кузнецов Б. А., Гимнастика в СССР, М., 1955; Беляков В. Т., Очерки о советских гимнастах, М., 1958; Укран М. Л., Советская школа гимнастики, М., 1954; Серый Н. П., Путь к мастерству в спортивной гимнастике, М., 1953.

Ю. Е. Титов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Спортивная гимнастика" в других словарях:

    Спортивная гимнастика - Спортивная гимнастика. СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА, один из основных видов спорта. Включает вольные упражнения, опорные прыжки и упражнения на снарядах (перекладина, параллельные брусья, кольца, конь у мужчин; разновысокие брусья, бревно у женщин).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 гимнастика (15) спорт (224) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Один из основных видов спорта, включает вольные упражнения, опорные прыжки и упражнения на снарядах (перекладина, параллельные брусья, кольца, конь у мужчин; разновысокие брусья, бревно у женщин). Основы современной спортивной гимнастики заложены … Большой Энциклопедический словарь

    Гимнаст на параллельных брусьях Спортивная гимнастика вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для женщин на … Википедия

    Один из основных видов спорта, включает вольные упражнения, опорные прыжки и упражнения на снарядах (перекладина, параллельные брусья, кольца, конь у мужчин; разновысокие брусья, бревно у женщин). Основы современной спортивной гимнастики… … Энциклопедический словарь

    спортивная гимнастика - sportinė gimnastika statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sporto šaka, pasižyminti gimnastikos fizinių pratimų įvairove ir sudėtingumu. Sportinė gimnastika apima laisvuosius pratimus (judesius rankomis, liemeniu, galva, kojomis,… … Sporto terminų žodynas

    Соревнования по спортивной гимнастике на летних Олимпийских играх впервые появились на летних Олимпийских играх 1896 в Афинах и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр. Перво … Википедия

    Спортивная гимнастика на летних Олимпийских играх 1896 … Википедия

Спортивная гимнастика — вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках.

В современной программе гимнастического многоборья:

Для женщин — на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях;
для мужчин — в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, брусьях и перекладине.

Выполнение упражнений оценивается по 10-балльной системе.

История возникновения спортивной гимнастики

Термин "Гимнастика" примерно в V веке до н.э. в Древней Греции означал комплекс упражнений для образования, военного искусства и здоровья. Древние Греки считали, что гимнастика придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает у человека чувства храбрости и благородства. Греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и для подготовки военных.

В древнем Риме, подготавливая легионеров к бою, использовались специальные кони и тренировали их при помощи специальных балок. В школах гладиаторов гимнастика играла незаменимую роль в улучшении быстроты движений и в повышении выносливости гладиатора.

В деле физического воспитания и всестороннего развития молодёжи гуманисты в эпоху Возрождения придавали большое значение гимнастике. В XVI веке выдающийся специалист в области гимнастики И. Меркуриалис издаёт свой труд "Об искусстве гимнастики".

Основоположниками практических и теоретических основ в развитии гимнастики являются немецкий педагог Фит (1763-1836) и Ф. Гутс-Мутс (1759-1839). Они дали представления о биомеханике гимнастических движений, разработали и подготовили методику гимнастических движений с предметами.

В СССР развитие спортивной гимнастики в 20-е г. связано с осуществлением Всевобуча, 1-й чемпионат СССР по гимнастическому многоборью состоялся в 1928 (всесоюзная спартакиада в Москве), 2-й, с участием женщин, в 1932. С этого времени чемпионаты проводятся регулярно, с 1939 и по отдельным видам многоборья, с 1936 — всесоюзные соревнования школьников, с 1955 — на Кубок СССР по многоборью.

В 1937 советские гимнасты впервые участвовали в международных соревнованиях (3-я Рабочая олимпиада в Антверпене). В 1949 Федерация спортивной гимнастики СССР (основана в начале 30-х гг. как всесоюзная секция) стала членом международной федерации; с 1952 советские гимнасты участвуют в Олимпийских играх , с 1954 — в чемпионатах мира и с 1955 — Европы (европейские первенства для женщин проводятся с 1957).

Федерация спортивной гимнастики России основана в 1991. В России регулярно проводятся чемпионаты страны, региональные, общероссийские и международные турниры и др. мероприятия. Федерация входит в состав ФИЖ и УЕЖ.

Нынешние «звезды» отечественной гимнастики продолжают победную эстафету своих предшественников на международной арене. Алексей Немов стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Сиднее-2000, а также выиграл «золото» в упражнениях на перекладине. Светлана Хоркина - абсолютная чемпионка мира (дважды) и Европы (трижды), в ее коллекции также олимпийское и мировое «золото» на отдельных снарядах. Н.Крюков - абсолютный чемпион мира, А.Бондаренко - абсолютный чемпион Европы. Е.Замолодчикова - победитель (в отдельных видах программы) чемпионатов мира и Олимпийских игр.

Выделяют спортивные виды, образовательно-развивающие, оздоровительные.

4.1. Спортивные виды гимнастики.

К ним относятся спортивная гимнастика, художественная гимнастика, спортивная акробатика, спортивная аэробика.

Спортивная гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo - упражняю, тренирую), один из древнейших видов спорта, включающий в себя упражнения на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. У женщин это 4 вида – разновысокие брусья, бревно, вольные упражнения и опорный прыжок, у мужчин 6 видов – перекладина, брусья, опорный прыжок, вольные упражнения, конь-махи и кольца. Спортивная гимнастика - олимпийский вид спорта. Ее развитием в нашей стране руководит Федерация спортив­ной гимнастики России.

Художественная гимнастика - это сугубо женский вид спорта. Основными средствами её являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов. Они служат прекрасным средством физического воспитания девочек, девушек и женщин. Ряд элементов этого вида спорта включен в школьную программу по физической культуре. В старших классах проводятся самостоятельные занятия художественной гимнастикой. Развитием художественной гимнастики в стране руководит Федерация художественной гимнастики России. Художественная гимнастика является олимпийским видом спорта.

Термин "художественная гимнастика" родился в открывшейся в 1934 году "Высшей школе художественного движения" Ленинградского государственного института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20-30 годы: Петроградского института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды Вербовой (1923 г.), студии художественного движения Елены Горловой (1923 г.), пластического отделения студии "Темас" Александры Семеновой-Найпак (1927 г.) и многих других. Они сотворили чудо, разработали основы нового вида спорта для женщин - "художественной гимнастики", ныне имеющей своих поклонниц уже почти в 60 странах мира.

В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике. Начиная с 1948 года, ежегодно проводятся чемпионаты России, и определяется первая леди отечественной художественной гимнастики. В 1963 году в Будапеште прошел первый чемпионат мира. Спустя 15 лет в Мадриде состоялся первый чемпионат Европы, еще через 6 лет художественная гимнастика дебютировала в программе Олимпийских игр и с тех пор является одним из самых дорогих украшений в олимпийской короне.

Современные состязания "художниц" - это в первую очередь состязания «многоборок». Многоборье состоит из четырех произвольных упражнений с предметами, которые каждый сезон выбираются из пяти возможных (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Классическое многоборье (4 упражнения) - главная олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). А вот групповые упражнения, впервые появившиеся на чемпионате мира 1967 г. входят в олимпийскую программу с 1996 года.

Спортивная акробатика включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения. К акробатическим относят и упражнения на батуте. Широкий диапазон сложности акробатических упражнений позволяет обучать им лиц, различных по возрасту, полу, и физической подготовленности.

Для занятий акробатикой не требуется сложное оборудование, достаточно акробатической дорожки, гимнастических матов. Заниматься ею можно не только в спортивном зале, но и на спортивной площадке. Развитием акробатики в стране руководит Федерация акробатики России. Она организует и проводит соревнования, включая первенства России.

Спортивная аэробика - это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высокоэффективный комплекс упражнений, включающий сочетания сложнокоординационных ациклических движений, различные по сложности элементы разных структурных групп, а также взаимодействия между партнёрами.

Включает в себя следующие виды упражнений: индивидуальные выступления мужчин и женщин, смешанные пары, тройки и шестёрки в любом составе. Основу хореографии в этих упражнениях составляют «базовые» аэробные шаги и их соединения. В 1995 году Международным олимпийским комитетом (МОК) аэробика была признана официальной дисциплиной и вошла в Международную федерацию гимнастики (FIG). У нас в стране руководят развитием и проводят соревнования Федерация и Ассоциация спортивной аэробики России при поддержке Федерации спортивной гимнастики России в соответствии с правилами Международной федерации аэробики.

1. Основные виды гимнастики

1. Основные виды гимнастики

Гимнастика — это один из наиболее популярных видов спорта. Существует несколько видов гимнастики: Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкультминутки в учебных заведениях и на производстве. Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности. Ритмическая гимнастика — разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. К образовательно-развивающим видам гимнастики относятся: основная, женская, атлетическая, профессионально-прикладная.

К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая. Спортивная гимнастика — это многоборный вид спорта, куда входят: у мужчин — вольные упражнения, упражнения на коне, кольцах, брусьях и перекладине, а также опорные прыжки, у женщин — опорные прыжки, упражнения на разновысоких брусьях, бревне, вольные упражнения. Художественная гимнастика — сугубо женский вид спорта. Основными средствами ее являются упражнения танцевального характера, выполняемые с предметами и без предметов. Спортивная акробатика — включает в себя три группы упражнений: акробатические прыжки, парные и групповые упражнения.

К таким видам гимнастики наряду с уже получившими распространение спортивной аэробикой и многочисленными разновидностями фитнес-гимнастики относится общая гимнастика, включающая в себя наиболее интересные (в первую очередь для мальчиков) виды гимнастических упражнений: групповые вольные упражнения, акробатические и гимнастические прыжки, которые на первых стадиях обучения выполняются с опорой руками о снаряд, а затем - с мини-батута. При этом все названные виды гимнастического троеборья выполняются с музыкальным сопровождением.

Важной отличительной особенностью общей гимнастики является то, что участники соревнуются только в составе команды, а их мастерство оценивается не только по уровню техники исполнения упражнения каждым участником в отдельности (что традиционно для гимнастики вообще), но и по уровню согласованности и артистизма действий всех членов гимнастической команды.

Общей гимнастике присуща динамичность, музыкальность, выраженная двигательно-образовательная направленность, низкий уровень травмоопасности, обусловленный оптимальной сложностью упражнений и повышенными требованиями к обеспечению безопасности при их выполнении. Доступность общей гимнастики для широкого контингента занимающихся обусловлена возможностью для каждого занимающегося тренироваться и выступать по выбору в одном, двух или трех видах гимнастического многоборья.

Занятия общей гимнастикой позволяют на основе обогащения индивидуального двигательного опыта разнообразными гимнастическими упражнениями комплексно воздействовать на формирование основных физических качеств - силы, быстроты, гибкости при приоритете развития двигательно-координационных способностей, что особенно ценно в младшем школьном возрасте.

Методика проведения занятий позволяет активно и разносторонне влиять на формирование личности занимающихся в ее интеллектуальной и социально-культурной сферах, оставляя место для развития творческих начал в двигательном самообразовании.

Художественная гимнастика

Как вид спорта художественная гимнастика начала формироваться в ХIХ веке. Первый чемпионат мира по художественной гимнастике был проведен в городе Будапешт, в 1963 году. Этот вид спорта был включен в программу Олимпийских Игр в 1984году. Начиная с этого года, гимнастки-художницы стали участвовать в Олимпийских Играх. Французский физиолог и педагог Жорж Денени (1850-1917) сыграл значительную роль в научном обосновании физического воспитания девочек. Он доказал, что динамические упражнения, упражнения на растяжение и расслабление мышц, танцевальные движения с различными предметами (мяч, обруч, булавы, лента) целесообразны, так как эти упражнения приводят к гибкости, эластичности, к красивому строению тела, к появлению очаровательных и волшебных движений. Французский педагог Франсуа Дельсарт (1811-1871) сыграл большую роль в подготовке теории навыков выразительных движений. При анализе драматического искусства, он пришел к выводу, что каждое чувство и переживание человека можно выразить движением тела, исходя из этого, можно вызвать волнение и восторг у зрителей. Созданный Дельсартом труд Грамматика художественных движений начал применяться в процессе физического воспитания, в особенности в приготовлении массовых гимнастических выступлений с музыкальным сопровождением. Разработанные Дельсартом принципы и идеи отобразились в творчестве известной танцовщицы Айсидоры Дункан (1878-1927). Ее танцы и импровизации, основанные на свободных пластических движениях, во многом напоминают современную художественную гимнастку. В начале прошлого века художественная гимнастика, усовершенствованная правилами другого французского ученного Жака Далькроса, начала стремительно развиваться. В 50-х годах прошлого века этот вид спорта завоевал уже популярность во всем мире.

Спортивная гимнастика

Термин Гимнастика примерно в V веке в Древней Греции означал комплекс упражнений для образования, военного искусства и здоровья. Древние Греки считали, что гимнастика придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает у человека чувства храбрости и благородства. Греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и для подготовки военных.

В древнем Риме, подготавливая легионеров к бою, использовались специальные кони и тренировали их при помощи специальных балок. В школах гладиаторов гимнастика играла незаменимую роль в улучшении быстроты движений и в повышении выносливости гладиатора. В деле физического воспитания и всестороннего развития молодёжи гуманисты в эпоху Возрождения придавали большое значение гимнастике. В XVI веке выдающийся специалист в области гимнастики И. Меркуриалис издаёт свой труд под названием Об искусстве гимнастики.

Основоположниками практических и теоретических основ в развитии гимнастики являются немецкий педагог Фит (1763-1836) и Ф. Гутс-Мутс (1759-1839). Они дали представления о биомеханике гимнастических движений, разработали и подготовили методику гимнастических движений с предметами.

Положившие основу шведской гимнастики отец и сын П. Г. Линг (1776-1839) и Я. Линг (1820-1886) классифицировали по анатомическим признакам упражнения, ввели в гимнастику новые предметы, разного размера лестницы и бревна. Быстрое развитие спортивной гимнастики привело к образованию организации.

В 1881 году создаётся Международная Федерация Гимнастики. Спустя пять лет, то есть в 1896 году в программе первых Олимпийских Игр, проходивших в Афинах, гимнастика заняла своё место среди других видов спорта.

Первый чемпионат мира по спортивной гимнастике был проведен в 1903 году по инициативе бельгийца Куперуса, основавшего Международную федерацию гимнастики.

С 1903 по 1913 годы чемпионаты мира проводились один раз в два года, с 1922 года чемпионаты мира проводились один раз в четыре года. В 1977 году на конгрессе Международной Федерации Гимнастики было принято решение вновь проводить чемпионаты мира один раз в два года.

Начиная с 1938 года, в чемпионатах мира принимают участие женщины. А с 1969 года стали проводиться чемпионаты Европы.

В первых Олимпийских Играх соревновались мужчины по следующим видам гимнастики: соревнования на перекладине, коне, брусьях, опорных прыжках и лазание по канату.

Первыми Олимпийскими чемпионами на бревне был Альфред Флаитов (Германия), в опорных прыжках его соотечественник Кари Шуман, на коне-махи Луис Зушшер (Швеция), на перекладине Герман Вайнгертнер (Германия), на кольцах Иоанис Миитропулос (Греция), лазание по канату Николас Андириаконукос (Греция). Гимнасты Германии отличились на личном и командном первенстве: 5 золотых, 3 серебренные и 1 бронзовая медаль.

Впервые, 1928 г., на проведенной в Амстердаме IХ Олимпиаде участвовали женщины. Представляется интересным также и то, что на Олимпийских играх в Атланте 1996 года число гимнастов и гимнасток было равным 108 гимнастов.

Развитие спортивной гимнастики связано с именами известных гимнастов. Выступавшая в составе сборной СССР на XVI, XVII и XVIII Олимпийских Играх и завоевавшая 18 медалей (9 золотых, 5 серебренных, 4 бронзовых) Лариса Латынина хорошо известна всему миру. Она, дважды на Олимпийских Играх в Мельбурне и Риме, удостаивалась звания абсолютной чемпионки по многоборью (абсолютный чемпион для гимнаста являлось самым высоким титулом).

Участник ХХ, ХХI и ХХII Олимпийских Игр, обладатель 15 медалей (7 золотых, 5 серебреных, 3 бронзовых), абсолютный чемпион Монреальских игр, Николай Адрианов, обладатель 13 медалей (7 золотых, 4 серебреных, 2 бронзовых) на XVI, XVII и ХVIII Олимпийских играх Борис Шахлин, японский гимнаст Такаш Оно (5 золотых, 4 серебренные, 4 бронзовые) и другие, записали славные страницы в истории спортивной гимнастики.

Спортивная акробатическая гимнастика

Акробатика очень древний вид спорта. В античную эпоху мотивы акробатических движений нашли своё отражение в древне греческих поэмах Одиссей и Илиада. В перерывах между представлениями комедии Аристофана (IV до н.э.) древне греческих театров, показывались шуточные номера с акробатическими элементами. Слово акробат происходит от греческого слова акробатес и означает поднимающийся наверх.

Первая книга, демонстрирующая исполнение акробатических движений в физическом воспитании была написана И. Меркуриалисом в 1573 году. Развитие спорта в XIX веке и появившиеся новые акробатические движения в этот период составили неотъемлемую часть существующих к этому времени спортивных движений. Несмотря на то, что акробатика является древним видом спорта, этот вид спорта (акробатические прыжки) был включён только один раз, как самостоятельный вид спорта, в программу X Олимпийских игр, проводившиеся в 1932 году в Лос-Анджелесе (США).

В 1973 году с участием десяти стран (Болгария, Англия, Венгрия, ГДР, Куба, Польша, СССР, США, ФРГ и Югославия) была создана в Москве Международная Федерация Спортивной Акробатики, и был утвержден устав новой организации, а также правила соревнований. Первым Президентом Международной Федерации Спортивной Акробатики был избран, Стоил Сатиров (Болгария). Первый чемпионат мира был проведён в 1974 году в Москве.


2. Основные средства гимнастики

Средства гимнастики

1. Строевые упражнения - совместные действия в строю (включая и одиночные). Они содействуют воспитанию организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека, делают его более подтянутым, стройным. Они имеют большое педагогическое значение, так как благодаря импреподаватель имеет возможность правильно организовать учащихся, целесообразно разместить их в зале или на площадке для проведения совместных действий, а также решать двигательные задачи на уроке.

2. Общеразвивающие упражнения(ОРУ)способствуют совершенствованию опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом, формируют правильную осанку. Они направлены на общее физическое развитие и подготовку занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями. В эту группу входят самые разнообразные упражнения для развития силы, гибкости, быстроты, координации, способности напрягать и расслаблять мышцы. Общеразвивающие упражнения в зависимости от поставленных задач

можно выполнять без предметов и с различными предметами (мячи, скакалки, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы и др.). К этой же группе относятся упражненияв парах с сопротивлением напарника. ОРУ классифицируются по анатомическому признаку:

а) упражнения для рук и плечевого пояса;

б) упражнения для шеи и туловища;

в) упражнения для ног;

г) упражнения для всего тела.

3. Прикладные упражнения - бег, ходьба, метание, лазание, преодоление препятствий. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различной обстановке. При помощи прикладных упражнений совершенствуется общая координация движений, развиваются и укрепляются отдельные мышечные группы. Применяемые в комплексе прикладные упражнения - одно из действенных средств разностороннего физического развития.

4. Прыжки - хорошее средство совершенствования координационных способностей занимающихся. Они оказывают положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, в связи с чем занимают в гимнастике важное место.

5. Упражнения на гимнастических снарядах составляют основное содержание спортивной гимнастики. Это упражнения на перекладине, кольцах, параллельных брусьях, коне-махе, бревне, разновысоких брусьях - наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение -совершенствование координации движений. Непременное условие успешного овладения упражнениями на данных гимнастических снарядах - всесторонняя физическая подготовленность, а также высокий уровень развития силы, гибкости, вестибулярного аппарата, волевых качеств.

Конструктивные особенности самих снарядов и необычные условия опоры (преимущественно на руках) обуславливают значительную интенсивность этих упражнений.

Помимо указанных снарядов в гимнастике широко применяются снаряды массового типа (для одновременных занятий фронтальным, поточным и другими способами). К ним относятся гимнастические стенки и скамейки, канаты, лестницы, а также многокомплектные снаряды, позволяющие выполнять различные упражнения большими группами одновременно.

6. Вольныеупражнения- комбинацииразличных гимнастических упражнений в соединении с элементами акробатики и хореографии. Такие комбинации составляются в соответствии с установленными спортивной классификациейтребованиями.Основнаяцель композиции-это совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений. Вольные упражнения - эффективное средство формирования школы движений. Они могут выполняться без предметов (в спортивной гимнастике) и с различными предметами (в художественной гимнастике, в массовых гимнастических выступлениях).

7. Акробатические упражнения имеют широкий диапазон трудности - от самых простых до самых сложных. Простыми по координации и мышечным усилиям упражнениями могут заниматься начинающие и даже дети. Сложные упражнения, требующие очень высокой степени развития всех физических способностей человека,доступнытольковысококвалифицированным спортсменам. Акробатическиеупражненияявляютсяважнымсредством совершенствования физических и морально-волевых качеств, силы, быстроты, ловкости, смелости, решительности и др. Они воспитывают ориентировку в пространстве при любом положении и вращении тела и являются важным средством в тренировке вестибулярного аппарата. Акробатические упражнения выполняются как на полу (индивидуально, вдвоем, втроем и т.д.), так и на специальныхснарядах(трамплине,батуте,гимнастическомбревне).

Акробатические упражнения делятся на две группы: а) динамические (кувырки, перевороты, сальто); б)статические (равновесие на уменьшенной площади опоры, стойки, пирамиды).


Список использованной литературы

1. Бирюк Е. Ритмическая гимнастика: Метод. рекомендации/ Е. В. Бирюк,. - К.: Молодь, 1986. - 151 с.

2. Бирюк Е. Художественная гимнастика: методичний матеріал/ Е. В. Бирюк,. - К.: Рад. школа, 1981. - 102 с.

3. Гимнастика и методика преподавания: [Учеб. для ин-тов физ. культуры/ Смолевский В. М., Белов Е. С., Билевский В. М., Белов Е. С., Бирючков Б. И. и др.]; Под общ. ред. В. М. Смолевского. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 335 с.

4. Гимнастика с методикой преподавания: [Для спец. 03.03 "Физ. культура"/ Ред. Николай Меньшиков,. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.

5. Палыга В. Гимнастика: [Учеб. пособие для фак. физ. воспитания пед. ин-тов по спец. "N 2114 "Физ. воспитание"]/ Виталий Палыга,. - М.: Просвещение, 1982. - 288 с.

Законодавча база застосування векселів

Шляхи вдосконалення вексельного законодавства України.Удосконалення вексельного обігу на фондовому ринку України.Вексельний обіг на фондовому ринку України...