Биография. Значение ковалевский осип михайлович в краткой биографической энциклопедии

Родился в семье униатского священника. Окончив в 1817 году гимназию в Свислочи, поступил в Виленский университет, где изучал древние языки и классическую литературу. В ноябре 1817 года по предложению Адама Мицкевича был принят в тайное общество филоматов, был секретарём, затем председателем его первого отделения - отделения литературы и моральных наук. Участвовал в деятельности дочерних организаций филоматов - Союза друзей и общества филаретов.В 1823 году был арестован и после заключения во время следствия в августе 1824 года был выслан под особый надзор в Казань. В Казанском университете изучал восточные языки (арабский, персидский, татарский). Там же написал «Историю Казанского ханства».Для подготовке к работе на предполагавшейся к открытию в Казанском университете кафедры монгольских языков (открыта в 1833) в 1827 был командирован в Иркутск, откуда до 1831 совершал длительные поездки по Бурятии и Монголии, изучал живые языки, литературу и этнографию монгольских народов, подолгу бывал в Китае. Учился монгольскому языку у В. А. Игумнова. Путешествуя, он встречался с сосланными декабристами. В записной книжке учёного есть автографы 13 декабристов, среди которых С. Трубецкой, С. Волконский, а также автограф Д. Давыдова.Из Монголии и Китая он отправил в Казань 189 монгольских и тибетских книг в 1433 томах, 48 из которых - рукописи. Во время командировки О. Ковалевским был сделан перевод эпической поэмы «Гэсэр».Здесь он также занимался просветительской деятельностью: воплотил в жизнь проект создания русско-монгольской войсковой школы в Троицкосавске. Школа официально открылась в 1833 году. В ней готовили бурятских детей к службе писарями, переводчиками и урядниками в Троицкосавском пограничном управлении и в четырех бурятских полках, сформированных в XVIII веке для совместной с русскими казаками охраны государственной границы. Основанную О. М. Ковалевским школу закончил один из первых бурятских учёных Доржи Банзаров.В 1833-1860 профессор Казанского университета. Под его руководством на кафедре монгольского языка (где помимо монгольского языка и истории преподавался санскрит) в Казанском университете обучались востоковеды А. Бобровников (впоследствии автор грамматики монгольского языка, удостоенной Демидовской премии), Д. Банзаров, Г. Гомбоев, Н. И. Зоммер и др.В 1855-1860 О. М. Ковалевский - ректор Казанского университета. В 1862 был назначен профессором Варшавской главной школы, преобразованной в 1869 в Варшавский университет.Почётный член Азиатского общества в Париже (1839). Член-корреспондент (1837), ординарный академик Петербургской академии наук (1847).Автор и составитель «Краткой грамматики монгольского книжного языка» (1835) и «Монгольской хрестоматии» (т. 1-2, 1836-1837). За трёхъязычный «Dictionnaire mongol-russe-fran?ais» («Монгольско-русско-французский словарь»; т. 1-3, 1844-1849) удостоен Демидовской премии (1846).Большая часть рукописей Ковалевского погибла в Варшаве во время пожара в 1863. Ряд трудов по монголоведению и буддизму хранится в виде рукописей в различных собраниях России и Литвы.

Осип Михайлович Ковалевский (Юзеф Щепан Ковалевски, польск. Jzef Szczepan Kowalewski; 28 декабря 1800 (9 января 1801), село Большая Берестовица, Литовская губерния - 20 октября (7 ноября) 1878, Варшава) - польский и русский учёный первой половины XIX века, монголовед и буддолог, один из основателей научного монголоведения. Получил образование в Виленском университете, после его окончания занимался греческой филологией. Из-за участия в тайном обществе филоматов в 1824 году был сослан в Казань, где заинтересовался востоковедением и радикально сменил род научной деятельности. В 1828-1833 годах участвовал в научной экспедиции в Забайкалье и Монголию, в течение 7 месяцев в 1830-1831 годах находился в Пекине. В 1835-1860 годах - профессор Казанского университета, трижды (в 1837-1841, 1845, 1852-1855 годах) избирался деканом историко-филологического факультета, в 1855-1860 годах являлся ректором. В 1862 году был назначен профессором и деканом историко-филологического факультета Варшавской Главной школы, преобразованной в 1869 году в Варшавский университет, историко-филологический факультет которого возглавлял до октября 1878 года. После переезда в Польшу востоковедением не занимался.

Почётный член Азиатского общества в Париже (1839), действительный член Императорского общества истории и древностей Российских (1840), действительный член Королевского датского общества северных антиквариев (1844) и Виленской археографической комиссии (1868). Член-корреспондент (1837) Петербургской академии наук, в 1847 году был избран ординарным академиком, но не был утверждён императором Николаем I. Лауреат Демидовской премии 1846 года - за издание трёхтомного Dictionnaire mongol-russe-franais (монгольско-русско-французского словаря).

Ранняя биография

Юзеф Щепан Ковалевски родился в семье полонизированного униатского священника, видимо, белорусского происхождения. Однако, по мнению Е. Тулисова, из этого не следует, что униатского вероисповедания придерживалась вся семья - сам Ковалевский до конца жизни оставался католиком. Вероятно, его мать была польского происхождения. В семье, кроме Юзефа, было ещё два брата - Юлиан и Теодозий. Место рождения будущего востоковеда также является предметом дискуссий: наиболее распространёнными версиями являются сёла Левково и Большая Берестовица, которые расположены в 40 км друг от друга, но на разных территориях, соответственно - в польском Подляском воеводстве и Гродненской губернии на территории современной Белоруссии. Из писем Ковалевского следует, что его семья жила в Левково. Большую Берестовицу как его малую родину, однако, называют практически все польские публикации XIX века.

Отец Ковалевского не имел большого дохода, но дал сыновьям хорошее домашнее образование. Юзефа уже в 1808 году отправили в Свислочскую гимназию, находившуюся под попечением Виленского университета. Гимназия быстро получила репутацию одного из лучших польских учебных заведений, её основатель - граф В. Тышкевич - заботился не только об организации учебного процесса, но и о досуге гимназистов. Ковалевский показывал немалые способности в гуманитарных науках и писал буколики, выдержанные в классическом стиле. Во время войны 1812 года Свислочь была занята саксонскими частями Шварценберга, мародёры разграбили гимназию, причём Юзеф Ковалевский лишился сундучка вместе со всем небогатым имуществом. Из-за того, что учебный процесс прервался на год, Ковалевский окончил гимназию с опозданием - в 1816 или 1817 году. Местом дальнейшего своего пребывания он избрал университет.

Виленский период (1817-1824)

В 1817 году Ковалевский поступил на факультет литературы и свободных искусств Виленского университета. Юзеф специализировался на античной греческой и латинской филологии под руководством профессора Готфрида Гроддека. Почти сразу он вступил в тайное общество филоматов, по рекомендации Адама Мицкевича. В тот же период он участвовал и в деятельности дочерних организаций филоматов - Союза друзей и Общества филаретов. Круг интересов Ковалевского был широк, но со временем преобладающей стала греческая филология. Материальные обстоятельства жизни Юзефа были довольно тяжёлыми, он зарабатывал на жизнь, давая уроки. В 1819 году научный руководитель Гроддек рекомендовал Ковалевского ректору Малевскому, в результате Юзеф поступил в штат Виленского педагогического института (при университете), что давало ему казённую стипендию и служебную квартиру и избавляло от необходимости давать уроки. В том же году Ковалевский вошёл в семинар Гроддека - членства в нём удостаивались только отличившиеся молодые учёные. В 1820-1821 годах Ковалевский одновременно являлся секретарём I отделения общества филоматов, причём в марте - ноябре 1821 года он являлся председателем отделения, но из-за поглощённости научной работой не проявлял большой активности. Друзья в тот период прозвали Юзефа - моль (польск. ml): по-польски это слово мужского рода и соответствует русскому «книжный червь».

Огромный интерес гимназиста к античной истории и классической филологии повлиял на выбор профессии. Учиться Ковалевский поступил на факультет литературы и свободных (изящных) искусств университета в г. Вильно 20 сентября 1817 г. 10 октября 1819 г. Ковалевский, по рекомендации своего учителя профессора Г.Э.Гроддека, был принят в Педагогический институт университета. Воспитанники института отбирались из лучших студентов и выпускников гимназий и содержались за государственный счёт. После окончания университета они должны были работать по назначению 6 лет преподавателями школ и гимназий. Виленский университет был одним из крупных центров польско-литовской науки, культуры, общественной мысли и национально-освободительного движения. Профессора и преподаватели университета вели научно-исследовательскую работу, отличались высоким уровнем преподавания и многие из них придерживались либеральных взглядов. Они были сторонниками ограничения произвола дворянства, распространения просвещения, облегчения участи крепостного крестьянства. Среди профессоров и преподавателей Виленского университета, оказавших благотворное педагогическое и научное влияние на своих учеников, которые впоследствии стали известными востоковедами России и Польши, О.И.Сенковского (1818 г.), О.М.Ковалевского (1820 г.), И.Б.Петрашевского (1826 г.), А.О.Мухлинского (1828 г), особо выделяются Т.Хусажевский, С.Жуковский, В.Мюних, И.Гинтил, М.Бобровский. И, конечно, нельзя не вспомнить о значительном влиянии на студентов крупнейшего историка, профессора Иоахима Лелевеля (1786 - 1861 гг.) . В период учебы в университете началась дружба О.Ковалевского с А.Мицкевичем. В Виленском университете О.Ковалевский был активным участником тайных студенческих организаций «Общества филоматов» (с 1817 г.) и «Общества филаретов» (с 1820 г.). В этих обществах студенты оказывали взаимную помощь в учёбе и науках, распространяли знания среди молодежи, пропагандировали идеи национального освобождения, республиканского устройства, ликвидации крепостнических отношений. В обществах Осип Ковалевский выступал с докладами о жизни, деятельности и переводах Геродота, Плутарха, поэзии, языке, писательском искусстве и занимался организационной деятельностью. В июне 1820 г. О.М.Ковалевский завершил курс учёбы в университете по отделению филологических наук со степенью кандидата философии и был определён заместителем преподавателя польской словесности в Виленскую гимназию. В гимназии он также вёл занятия по греческому и латинскому языкам. В 1821 - 1823 гг. О.Ковалевский продолжил работу над переводами «Истории» Геродота, «Жизнеописаний» Плутарха, «Римской археологии» Дионисия Галикарнасского и опубликовал переводы классических работ - «О высоком» ритора Д.Лонгина и шести книг «Метаморфоз» П.Овидия. В 1823 - 1824 гг. царское следствие и дознание по делу о деятельности патриотических кружков и обществ в городах Белоруссии и Литвы, аресты членов «Общества филаретов» изменили последующую жизнь О.М.Ковалевского. По приговору Особого комитета, утверждённого императором Александром I от 14 августа 1824 г., активные участники обществ филоматов и филаретов были отправлены в ссылку. В ссылку в Казань были сосланы О.Ковалевский, Я.Верниковский и Ф.Кулаковский, которых причислили к Педагогическому институту университета для изучения восточных языков. Вильно они покинули 24 октября 1824 г. 25 декабря 1824 г. группа ссыльных из Вильно прибыла в Казань. В своём донесении попечитель Казанского учебного округа М.Л.Магницкий назвал их «политическими преступниками» и потребовал установления за ними строжайшего надзора, контроля за перепиской и еженедельного доноса об их поведении. О.Ковалевский и Я.Верниковский стали изучать восточные языки в университете, а Ф.Кулаковский был определён чиновником в канцелярию попечителя Казанского учебного округа. I В первые годы в университете О.Ковалевский безвозмездно исполнял должность комнатного надзирателя (с 25 сентября 1825 г.) и с 29 января 1827 г. ему была поручена должность помощника инспектора студентов. Казанский период жизни О.М.Ковалевского стал временем наиболее плодотворной педагогической и научной деятельности известного востоковеда-монголоведа, путешественника и просветителя. В жизни и творчестве О.М.Ковалевского заметны два основных направления пути в востоковедение. Первое - изучение восточных языков в университете, непосредственное близкое знакомство и изучение истории и культуры Азии в конкретном географическом пространстве Сибири, Бурятии, Монголии и Китая. Второе - преподавание монгольской словесности в известном университетском центре России, исследование письменного и материального наследия народов Центральной Азии. Эти два направления науки о Востоке станут в XIX - начале XX вв. органичными и характерными для российского и мирового востоковедения. В университете первыми учителями О.Ковалевского по восточным языкам стали И.Хальфин, Ф.Эрдман и А.Казем-Бек. В 1825 - 1828 гг. Осип Ковалевский, зачисленный кандидатом в Педагогический институт Казанского университета, изучал татарский, арабский и персидский языки. В эти годы он продолжал изучение произведений античных авторов - перевод и комментарии «Истории Геродота» на польский язык, «Жизнеописаний» Плутарха и др. К сожалению, эти научные работы, переданные для публикации Ф.Кулаковскому, после его смерти потерялись в Санкт-Петербурге. В первые годы жизни в Казани Ковалевский стал составлять татарский словарь, собирал материалы и писал историю Казанского ханства. С 1827 г. ректор Казанского университета Н.И.Лобачевский (1792-1856) и попечитель учебного округа М.Н.Мусин-Пушкин (1795 - 1862) начали предпринимать конкретные меры по развитию университетского востоковедения. В декабре 1827 г. в своём представлении в Министерство народного просвещения М.Н.Мусин-Пушкин, обосновывая идею «умножения» кафедр в университете, предлагал идею учреждения Восточного института, «полезного для образования, молодых людей, могущих быть: употреблёнными в постоянных торговых и политических сношениях России с государствами восточными, и отправленными путешествовать на Восток для узнания нравов, обычаев, законов и проч. народов там обитающих и России столь мало известных» . В проекте предлагалось, чтобы в организуемом словесном факультете университета образовать два разряда кафедр: в первом с «славянскими и прочими», а во втором с персидским, арабским, турецким, маньчжурским, монгольским и армянским языками. Главным итогом мероприятий стало создание в 1828 г. на базе кафедры восточных языков двух специальных востоковедческих кафедр - турецко-татарской словесности (до 1846 г. возглавлял А.К.Казем-Бек и до 1854 г. И.Н.Березин) и арабо-персидской словесности, руководимой до 1845 г. Ф.И.Эрдманом, в 1846-1849 гг. А.К.Казем-Беком, в 1849-1854 гг. И.Ф.Готвальдом . В связи с подготовкой к открытию университетской кафедры монгольской словесности Совет решил направить О.Ковалевского и А.Попова в научную командировку в Иркутск сроком на 4 года для изучения монгольского языка. Это решение определило в жизни О.М.Ковалевского новый рубеж в учебной, научной и просветительской деятельности. В записной книжке О.Ковалевского его другом и соратником Ф.Кулаковским были написаны сокровенные пожелания: «Иди, поручившись Богу, дай мыслям отдохнуть, служи краю, который стал твоей новой Родиной, храни дружбу, укрепившуюся в последние дни». Выехав в дальний путь 26 мая 1828 г., во время пути из Казани в Иркутск Осип Ковалевский напишет: «Я жил в Казани почти как на родине. Почему и мысль о расставании наводила горесть и какую-то пустоту сердца. Но в то же время, вспомня цель и пользу моего отправления в дальние страны, с радостью оставил я место своего пребывания». В 1828 - 1833 гг. во время путешествия О.М.Ковалевский в Иркутске, Забайкалье, Бурятии, Монголии и Китае изучал монгольский язык и литературу, историю и культуру монголоязычных народов, переписывал и переводил монгольские тексты, составлял грамматику и словарь монгольского языка, приобретал монгольские, китайские, тибетские и другие рукописи и ксилографы (оттиски с гравюр на дереве) для библиотеки университета, собирал монгольский и бурятский фольклор, путешествовал по Забайкалью, встречался с местными жителями, знакомился с жизнью и бытом народов Восточной Азии. В тот период он также занимался изучением основ китайского, тибетского, санскритского и маньчжурского языков. В сентябре 1829 г. О.М.Ковалевский по поручению Иркутского гражданского губернатора посетил г. Ургу в Монголии, а с 30 августа 1830 г. в составе ХI-й российской духовной миссии отправился и жил в Пекине (6 июня 1831 г. выехал из Пекина и вернулся в г. Кяхту 3 сентября 1831 г.). В Пекине Ковалевский изучал язык и приобретал книги и рукописи для университетской библиотеки. Именно во время научного путешествия О.М.Ковалевский начинает изучать буддизм, историю и культуру народов Центральной и Восточной Азии. В 1832 г. О.Ковалевский писал в университет: «Восточная половина Азии, ещё по многим частям мало известная страна, издревле была предметом изысканий любознательной Европы и источником совершенно противоположных мнений. При всех усилиях ориенталистов, география и история, в пространном своём значении, ещё не обработана так, чтобы могла присоединиться к истории всеобщей нами называемой, между тем как взгляд на оную представляет нам ход человечества, медленно, но теми же путями подвигающегося в успехах, что и в других частях света» . До возвращения в университет О.М.Ковалевский подготовил несколько учебных пособий. Среди них «Краткая грамматика монгольского языка», полный (40 тыс. слов) и краткий (5 тыс. слов) «Монгольско-русские словари», «Разговорники монгольского и бурятского языков» и др. За время путешествия Ковалевский собрал оригинальный материал, посвященный истории монголов и истории буддизма в Индии, Китае, Тибете и Монголии. После возвращения из путешествия в марте 1833 г. в Казань начинается наиболее плодотворный этап учебной, научной и административной деятельности О.М.Ковалевского, связанный с развитием казанского университетского востоковедческого центра, получившего широкую известность в России и Европе. В июне 1833 г. О.Ковалевский и А.Попов были проэкзаменованы академиком Я.И.Шмидтом и в июле 1833 г. назначены адъюнктами монгольского языка в Казанском университете . 25 июля 1833 г. в университете была учреждена первая в России и Европе кафедра монгольского языка. Профессора О.М.Ковалевский и А.В.Попов явились основателями университетского монголоведения, бурятоведения и калмыковедения в России. 11 сентября 1833 г. адъюнкт Ковалевский начал обучать в университете первых студентов, желающих изучать монгольский язык. Курс монгольского языка был введён в 1-й Казанской гимназии, где преподавал А.В.Попов . В 30 - 40-х годах XIX в. полностью сформировалась система университетского востоковедения в Казани. 11 мая 1833 г. Министерство народного просвещения разрешило казённым студентам, изучающим восточные языки в университете, оставаться в его стенах ещё на два года для усовершенствования познаний восточных языков. В 1835 - 1837 гг., согласно положениям «Общего устава императорских Российских университетов», основные курсы восточных языков (арабского, турецко-татарского, персидского и монгольского) были объединены в разряд восточной словесности философского факультета Казанского университета. 19 января 1837 г. указом Николая I увеличивается до 14 человек число казённокоштных студентов «класса восточной словесности». 11 мая 1837 г. впервые в России была открыта кафедра китайского языка и словесности, в 1844 г. преобразованная в китайско-маньчжурскую кафедру. Первым профессором китайского языка в Казанском университете стал архимандрит Даниил (Д.П.Сивиллов (1798 - 1871), который преподавал в 1837 - 1844 гг. Его преемником стал И.П.Войцеховский (1793-1850), заложивший в 1844 - 1850 гг. основы научного маньч-журоведения в Казани. В 1851 - 1855 гг. кафедру возглавлял В.П.Васильев (1818 - 1900). В 1842 г. в университете создаются две новые кафедры восточных языков - армянского и санскрита. В 1842 - 1849 гг. кафедрой армянского языка руководил С.И.Назарьянц (1814 - 1879). В 1841 - 1851 гг. санскритский язык преподавал П.Я.Петров (1814-1875), возглавивший кафедру санскритологии. Традиции санскритологии в Казани в 1852 - 1856 гг. были продолжены Ф.Ф.Боллензеном, который 6 февраля 1852 г. стал ординарным профессором кафедры санскритского языка университета. В 1846 г. в университете открылась кафедра калмыцкого языка, возглавляемая А.В.Поповым. К сожалению, она не получила организационного и учебно-методического развития . Таковы лишь некоторые учебные и организационные мероприятия, превратившие разряд восточной словесности в крупнейший центр университетского востоковедения в России. В 30-50-х годах XIX в. в казанском университетском востоковедении история и культура народов Центральной, Восточной и Южной Азии стали объектом научного исследования. В Казанском университете формировались и развивались монголоведение, калмыковедение, китаеведение, маньчжуроведение и санскритология. Важными направлениями развития этих научных дисциплин стали преподавание и изучение языков, истории, этнографии и культурного наследия народов Монголии, Калмыкии, Бурятии, Китая и Индии. К сожалению, с закрытием разряда восточной словесности в университете в 1854 - 1855 гг. комплексное и систематическое изучение традиционных центральноазиатских обществ и государств фактически прекратилось. В 1854 - 1855 гг. на посту исправляющего должность ректора О.М.Ковалевский с ощущением огромной утраты и горечи занимался вопросами прекращения преподавания восточных языков и перевода разряда восточной словесности из Казани в Санкт-Петербургский университет. Сделано это было по указам императора Николая I. Биография и наследие монголоведа и буддолога О.М.Ковалевского отражает важные педагогические, научные и гуманистические процессы в российском и европейском востоковедении XIX в. О.М.Ковалевский сыграл исключительную роль в преподавании монгольского языка в университете и гимназии, комплектации библиотеки рукописями и сочинениями, подготовке и издании учебных пособий. В Казани он написал работы, посвященные языкам, быту, нравам, истории, этнографии, религии монголоязычных народов России и зарубежной Азии. Его работы отличались бережным уважительным отношением к историко-культурному наследию народов Восточной Азии и горячим сочувствием к монголам, бурятам, китайцам. В сентябре 1832 г. тайши селенгинских бурят-монголов писали О.М.Ковалевскому: «Поистине нет среди наших кочевьев подобного (Вам) по весьма благостному уму и прекрасному душевному спокойствию» . «Краткая грамматика монгольского книжного языка» (1835), «Монгольская хрестоматия» (т. 1-2,1835,1837), «Буддийская космология» (1837), «Монгольско-русско-французский словарь» (т. 1-3,1844,1846,1849) и другие работы О.М.Ковалевского вошли в золотой фонд мирового монголоведения и буддологии. 7 августа 1835 г. О.М.Ковалевский был утверждён экстраординарным профессором университета и с 1 августа 1837 г. - ординарным профессором монгольского языка. Он преподавал в университете ещё латинский язык (с 7 августа 1835 г.) и всеобщую историю (в 1838-1839 гг.). С 29 декабря 1837 г. О.М.Ковалевский был избран членом-корреспондентом императорской Санкт-Петербургской Академии наук. (В 1847 г. он не был утверждён Николаем I в звании действительного члена Академии). В мае 1839 г. Ковалевский стал почётным членом королевского Азиатского общества в Париже, а с апреля 1844 г. - действительным членом королевского Датского общества северных антиквариев. Учёный также являлся действительным членом Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете (с 15 июля 1840 г.) и Виленской археографической комиссии (с 29 марта 1858 г.)- Огромная просветительская и научно-педагогическая деятельность основателя отечественного университетского монголоведения способствовала появлению плеяды российских востоковедов и монголоведов - Г.Никитуева (род. около 1808 - ?), Д.Банзарова (ок. 1822-1855), К. Ф. Голстунского (1831-1899), В.П.Васильева (1818 - 1900), А.А.Бобровникова (1821-1865) и др. Судьба обширного литературного и научного наследия О.М.Ковалевского трагична. Особенно большая часть его архива и библиотеки была уничтожена в Варшаве в 1863 г. Среди фундаментальных работ, потерянных для науки, следует выделить: «История Востока», «История буддизма», «История монгольской литературы», «Путешествие в Монголию и Китай», «Биография Дзонкавы - реформатора буддизма в Тибете», «Сравнительная грамматика монгольско-турецко-финская» и др. Часть личной библиотеки и рукописей О.М.Ковалевского находится в архивах и библиотеках Казани, Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Иркутска . Педагогическое и научное наследие казанского профессора ярко свидетельствует о формировании в середине XIX в. монголоведения в ведущее направление отечественной ориенталистики. Дружба и переписка с польскими, бурятскими друзьями и соратниками, известными отечественными и зарубежными востоковедами раскрывает огромную роль и неоценимое значение О.М.Ковалевского в истории, науке и культуре народов Белоруссии, Литвы, России, Бурятии и Польши. Он был знаком с декабристами Г.С.Батеньковым, С.Г.Волконским, В.Л.Давыдовым, Е.П.Оболенским, С.П.Трубецким и др., переписывался с Я.Чечотом, А.Мицкевичем, Х.Д.Френом, Б.А.Дорном, А.А.Шифнером, В.В.Григорьевым, Н.Я.Бичуриным, И.Я.Шмидтом, Е.Бюрнуфа, С.Жюльеном, Ф.-Э.Фуко и др. Казанская университетская монголоведческая школа О.М.Ковалевского получила высокую оценку в современной российской историографии: «Сравнительно непродолжительный казанский этап в развитии научного монголоведения в России оказался очень важным для дальнейшей судьбы этой отрасли ориенталистики. За время существования монгольской кафедры в Казанском университете были определены основные направления в изучении истории, культуры, литературы монгольских народов». Создание кафедры монгольской словесности Казанского университета и наследие российского и польского монголоведа О.М.Ковалевского обозначили начало развития монголоведческих исследований в университетских центрах России и Европы, наряду с практическим и академическим монголоведением, сформировавшимся в XVII - XVIII вв. Профессор Казанского университета О.М.Ковалевский явился основоположником научного монголоведения в России и Европе. Ординарный профессор и статский советник О.М.Ковалевский до утверждения ректором университета (3 мая 1855 г.) активно занимался административной работой, исполняя следующие должности: декана первого отделения философского (с 28 июня 1837 г. по 1841 г., с 23 апреля 1845 г. по 17 ноября 1845 г.) исправлял должность в связи с увольнением Ф.Эрдмана и историко-филологического факультета (с 3 декабря 1852 г. по 1855 г.) исправлял должность в связи с назначением К.К.Фойгта ректором Харьковского университета, утверждён деканом (18 декабря 1853 г.), директора 2-й Казанской гимназии и училищ Казанской губернии (с 27 апреля 1844 г.), члена строительного комитета (с 6 августа 1844 г.), председателя комитета для испытания кандидатов учительства, секретаря (с 15 марта 1834 г.) и редактора издательского комитета «Учёных записок Казанского университета», заведующего кабинетом редкостей и др. Важное место в истории Казанского университета принадлежит О.М.Ковалевскому как ректору. 3 января 1855 г. ему было поручено исправление обязанности ректора университета в связи с болезнью И.М.Симонова (с 12 августа по 27 ноября 1854 г. О.М.Ковалевский также исправлял должность ректора) и утверждён на этом административном посту 3 мая 1855 г. 2 мая 1857 г. Министерством народного просвещения он был оставлен в должности ректора университета ещё на 5 лет. По сообщению министра народного просвещения от 9 февраля 1860 г., действительный статский советник О.М.Ковалевский по высочайшему повелению был уволен от должности ректора в связи со студенческими волнениями в Казанском университете. Середина XIX в. связана с активным обсуждением вопросов преобразования российских университетов и радикальным изменением общественно-политической жизни в России, Роль университетов и их статус в обществе и государстве, разнообразные проблемы учебной и научной деятельности преподавателей, животрепещущие вопросы обучения и воспитания отразились в истории университета и в судьбах деятелей науки и культуры Российской империи. Рядом с О.М.Ковалевским - ректором, на факультетах университета работали талантливые ученые и педагоги. Достаточно назвать имена химика А.М.Бутлерова, медика Ф.О.Елачича, историка С.В.Ешевского и др., которые несли студентам самые современные знания и идеи. Новые веяния университетской жизни отметил выпускник и профессор Казанского университета (с 1881 г.), историк и член-корреспондент Петербургской Академии наук (с 1906 г.) Д.А.Корсаков (1843-1919). Он писал в литературном сборнике «Волжского Вестника» в 1898 г.: «Уничтожение стеснительных правил, введённых в университеты после европейских событий 1848 года, начиная с отмены студенческих «штатов» и с возобновления многих кафедр, - являлись преддверием еще больших ослаблений прежних университетских порядков, ослаблений быстро следовавших одно за другими, начиная с 1856 года». «...Университетская учащаяся молодёжь, охваченная свойственным юношеству порывом ко всему новому и свободному, весьма естественно поддалась прежде всего умственному оживлению того времени и стала стремительно обнаруживать свои долго дремавшие умственные и нравственные силы» . Эпоху общественного пробуждения и новых либеральных идей проде-монстировали актовые речи профессоров университета – историка и экономиста И.К.Бабста «О некоторых условиях, способствующих умножению народного капитала» (1856 г.), химика-технолога М.Я.Киттары «Очерк современного положения и нужд русской мануфактурной промышленности» (1857 г.), юриста и историка Ю.А.Микшевича «Продажа государственного имущества как одно из средств для удовлетворения современным финансовым потребностям России» (1859 г.) и другие публикации и события. Этот интересный и сложный период дальнейшего организационного, учебного, научно-исследовательского развития университета под руководством ректора О.М.Ковалевского был связан с прогрессивными общественно-политическими и идейными событиями в истории российского государства и общества. В годы своего ректорства О.М.Ковалевский сумел продолжить лучшие традиции, заложенные ректорами университета Н.И.Лобачевским и И.М.Симоновым. Эти годы в жизни университетского сообщества характерны следующими новыми тенденциями и событиями: прослеживаются изменения социально-классового состава студенчества (63-70% составляли разночинцы); создаются студенческие кружки и организации; в среде профессуры и студенчества получают развитие материалистические научные концепции и воззрения, революционно-демократические и социалистические утопические идеи; по требованию казанских студентов изгоняются реакционные и слабые преподаватели-профессора (В.Ф.Берви, В.М.Ведров, Р.А.Шарбе, Ф.А.Струве) (известные студенческие истории); расширяется борьба за самоуправление, студенческие права, проходят студенческие сходки и усиливаются требования студентов получить современные знания и др. Все эти университетские события отразились в официальной деятельности ректора О.М.Ковалевского и в его стремлении поддержать новые учебно-научные направления и передовых профессоров, а также справедливые требования студентов университета. Уволенный с должности ректора (9 февраля 1860 г.), в связи со студенческими волнениями в университете, Ковалевский через несколько лет уехал в Варшаву. Период 1862-1878 гг. связан с педагогической работой профессора кафедры всеобщей истории О.М.Ковалевского в Варшавской главной школе, преобразованной в 1869 г. в Варшавский университет. В университете он читал курс лекций по всеобщей истории и был деканом историко-филологического факультета. 29 апреля 1878 г. О.М.Ковалевский был избран почётным членом Казанского университета. Профессор Н.Н.Булич в связи с этим знаменательным событием отмечал: «...Осип Михайлович так долго и в таких разнообразных отношениях служил Казанскому университету как профессор, редактор учёных изданий, декан, ректор, его жизнь так много лет тесно и неразрывно была связана с организмом университета, где до сих пор живы следы его служения, что выбор его в почетные члены нашего университета... будет не признанием давно всеми признанных учёных заслуг Ковалевского, а только воспоминанием его многолетней в высшей степени славной и полезной для университета деятельности» . 9 октября 1878 г. О.М.Ковалевский скоропостижно скончался в здании Варшавского университета.

Р. ВАЛЕЕВ

(Из книги «Ректоры Казанского университета»)

См.: Валеев P.M., Ермакова Т.Е., Кульганек И.В. и др. Монголовед О.М.Ковалевский: биография и наследие (1801-1878). Казань, 2004.

Фролов Е. Вильнюсский период жизни и деятельности Осипа Михайловича Ковалевского (к истории Вильнюсского государственного университета им. В.Кап-сукаса)//Учёные записки Вильнюсск. ун-та им. В.Капсукаса. Вильнюс, 1958. Т. 4. Серия историко-филологических наук. С. 152.

КОВАЛЕВСКИЙ ОСИП МИХАЙЛОВИЧ

Ковалевский Осип Михайлович - известный монголист (1800 - 1878). Родился в польской семье; получил образование в Виленском университете. В 1824 году был определен в Казанский университет для изучения мусульманских языков, а когда там была учреждена кафедра монгольского языка, К. был командирован для изучения этого языка в Сибирь и 3 года прожил среди бурят и в Урге, более года - в Пекине. В 1833 году К. занял кафедру монгольского языка в Казанском университете. Главные его труды: "Краткая грамматика монгольского книжного языка" (Казань, 1835); "Монгольская хрестоматия" (1836 - 1837); "Монголо-русско-французский словарь" (1844 - 1849), сохраняющий значение и поныне; "Буддийская космология" (1837). Много трудов по монголоведению остались в рукописи и хранятся в Казанской духовной академии. В 1862 году назначен профессором Главной школы в Варшаве и деканом историко-филологического факультета; читал лекции по всеобщей истории. - См. статью Ю. Талько-Грынцевича в "Труды Троицко-Кяхт. Отдела Географического Общества" (т. III).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОВАЛЕВСКИЙ ОСИП МИХАЙЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОВАЛЕВСКИЙ ОСИП МИХАЙЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Kowalewski) Осип Михайлович (Юзеф) , польский и русский учёный-монголовед, …
  • КОВАЛЕВСКИЙ, ОСИП МИХАЙЛОВИЧ
    первый наш монголист. Родился в Гродно, в польской семье, в 1800 г., воспитывался в гродненской гимназии и виленском университете по …
  • КОВАЛЕВСКИЙ, ОСИП МИХАЙЛОВИЧ
    ? первый наш монголист. Родился в Гродно, в польской семье, в 1800 г., воспитывался в гродненской гимназии и виленском университете …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Энциклопедии Биология:
    Александр Онуфриевич (1840-1901), российский биолог, академик Петербургской АН, один из основоположников сравнительной эмбриологии и физиологии животных, экспериментальной и эволюционной гистологии. …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Максим Максимович (1851) - русский историк, социолог и политический деятель.Его первые работы, написанные за границей, касаются истории французских и английских …
  • КОВАЛЕВСКИЙ
    Евграф Петрович (старший) (1790-1867), государственный деятель, сенатор, министр народного просвещения (1858-61). С 1856 попечитель Московского учебного округа. На посту министра …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Евграф Петрович (1865-1941), общественный деятель России и русского зарубежья. Председатель комиссии по народному образованию III и IV Государственной думы. Автор …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Kowalewski) Осип Михайлович (Юзеф) (1800/01-78) польский и российский монголовед и тибетолог, академик Петербургской АН (1847). Исследования истории, языков, литературы, этнографии …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Александр Онуфриевич) - зоолог, ординарный академик Имп. академии наук, род. в 1840 г. Первоначальное образование получил дома, затем в корпусе …
  • МИХАЙЛОВИЧ
    МИХ́АЙЛОВИЧ Дража (1893-1946), серб. генерал (1942), в 1941-45 глава формирований четников. В 1942-45 воен. мин. югосл. эмигрантского пр-ва. Казнён по …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОВАЛ́ЕВСКИЙ Пав. Осипович (1843-1903), рос. живописец. Сын О.М. Ковалевского. Жанровые и батальные картины ("Объезд епархии", …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОВАЛ́ЕВСКИЙ (Kowalewski) Осип Мих. (Юзеф) (1800/01-1878), монголовед и тибетолог, акад. Петерб. АН (1847). Иссл. историю, языки, лит-ру, этнографию монг. народов. …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОВАЛ́ЕВСКИЙ Ник. Осипович (1840-91), физиолог. Проф. Казанского ун-та (с 1865). Сын О.М. Ковалевского. Исследовал механизмы рефлекторной регуляции сердечно-сосудистой и дыхательной …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОВАЛ́ЕВСКИЙ Макс. Макс. (1851-1916), историк, юрист, социолог эволюционистского направления, акад. Петерб. АН (1914). Издатель ж. "Вестник Европы" (1909-16). Тр. по …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОВАЛ́ЕВСКИЙ Вл. Онуфриевич (1842-83), зоолог, основоположник эволюц. палеонтологии. Брат А.О. Ковалевского; муж С.В. Ковалевской. Последователь и пропагандист учения Ч. Дарвина. …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОВАЛ́ЕВСКИЙ Ал-др Онуфриевич (1840- 1901), биолог, акад. Петерб. АН (1890). Брат В.О. Ковалевского. Один из основоположников сравнит. эмбриологии и физиологии, …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Евстафий) ? сербский писатель начала XIX в., автор романа "Цвет невинности, или Добривой и Александра" (Будин, 1827 г.) и книги …
  • ОСИП в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ОСИП в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ОСИП в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • МИХАЙЛОВИЧ
    Драгослав (р. 1930), сербский писатель. В сборниках рассказов «Фред, спокойной ночи» (1967), «Ухвати падающую звезду» (1983), романах «Когда цвели тыквы» …
  • КОВАЛЕВСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Онуфриевич (1840-1901) , российский биолог, один из основоположников сравнительной эмбриологии и физиологии, экспериментальной и эволюционной гистологии, академик Петербургской АН …
  • СЫЧЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сычев Николай Михайлович (1871 - после 1940), ктитор. В базе данных ПСТБИ значится …
  • СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Василий Михайлович (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 ноября, …
  • ОРНАТСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Михайлович Орнатский (1811 - 1875), священник. Иван Михайлович Орнатский родился в 1811 году …
  • МАСЛЕННИКОВ ГАВРИИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Масленников Гавриил Михайлович (1871 - 1937), священник, священномученик. Память 5 ноября и …
  • КОВАЛЕВСКИЙ ГЕННАДИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Геннадий Витальевич Ковалевский (1948 - 2005), протоиерей, настоятель Свято-Сергиевского храма Тулы, благочинный церквей …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • ЧЕРНЯВСКИЙ ОСИП
    Чернявский (Осип; биографических сведений о нем не имеется) - автор "Купецкой компании" (комедия, "Российский Театр", 1788, ч. XXVII, и отд., …
  • ЧАРНЫШ ОСИП в Краткой биографической энциклопедии:
    Чарныш (Осип) - писатель-переводчик; воспитывался в вольном благородном пансионе при Московском университете. Напечатал: "О христианской любви и терпении" (в сборнике …
  • ФЕДЬКОВИЧ (ОСИП-ЮРИЙ ГОРОДЕНЧУК) в Краткой биографической энциклопедии:
    Федькович, собственно Осип-Юрий Городенчук - малорусский (галицкий) писатель (1834 - 1883), родом из Буковины. Состоял в военной службе, позже был …
  • СРЕЗНЕВСКИЙ ОСИП ЕВСЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Срезневский (Осип Евсеевич) - писатель; учился в Московской духовной академии, был профессором юридических наук в Казанском университете; после известной ревизии …
  • СЕНКОВСКИЙ ОСИП-ЮЛИАН ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Сенковский (Осип-Юлиан Иванович) - ориенталист, критик и журналист. Родился 19 марта 1800 года в старинной польской дворянской семье; учился в …
  • САМЧЕВСКИЙ ОСИП АНТОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Самчевский (Осип Антонович, 1799 - 1887) - магистр Санкт-Петербургской духовной академии, учитель и инспектор Новгород-Северской гимназии. Оставил "Воспоминания" ("Киевская Старина", …
  • РУСТИЦКИЙ ОСИП АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рустицкий (Осип Александрович) - хирург, родился в 1839 году; окончил курс в 1861 году в университете св. Владимира, в 1870 …
  • РИБАС ОСИП МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рибас (Осип Михайлович) - см. Дерибас (X, …
  • РАБИНОВИЧ ОСИП ААРОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рабинович (Осип Ааронович) - русско-еврейский беллетрист (1817 - 69); был нотариусом в Одессе. В ряде публицистических статей, помещенных в разных …
  • ПРЖЕЦЛАВСКИЙ ОСИП АНТОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Пржецлавский (Осип Антонович, 1799 - 1879) - польско-русский публицист; учился в Виленском университете (товарищ Мицкевича); был цензором, потом членом …
  • ПЕТРОВ ОСИП АФАНАСЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Петров (Осип Афанасьевич) - известный оперный певец (1807 - 1878). С самого детства страстно относился к музыке, еще ребенком пел …
  • ПЕРЕЛЬМАН ОСИП ИСИДОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Перельман (Осип Исидорович) - писатель, известный под псевдонимом Осип Дымов. Родился в 1878 г., в еврейской семье. Окончил курс в …
  • ПЕРВОЛЬФ ОСИП ОСИПОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Первольф (Осип Осипович, 1841 - 1891) - славист, чех по происхождению, учился в Пражском университете. Уже в своих первых журнальных …
  • НУСБАУМ ОСИП ИЛАРИОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • НОТОВИЧ ОСИП КОНСТАНТИНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нотович Осип Константинович - писатель (1849 - 1914), еврей по происхождению. Окончил курс в Санкт-Петербургском университете по юридическому факультету. В …
  • МОЧУТКОВСКИЙ ОСИП ОСИПОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Мочутковский, Осип Осипович - врач (1845 - 1903). Окончил курс в Киевском университете. Состоял профессором по кафедре нервных болезней в …
  • ЛИВЧАК ОСИП в Краткой биографической энциклопедии:
    Ливчак, Осип - галицко-русский писатель, видный деятель старорусской партии. В выходившем под его редакцией юмористическом журнале "Страхопуд" (в 1860-х годах) …
  • КОММИССАРОВ ОСИП ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Коммиссаров Осип Иванович - шапочный мастер (1838 - 1892), уроженец Костромской губернии. 4 апреля 1866 года спас жизнь императору Александру …
  • КОЗОДАВЛЕВ ОСИП ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Козодавлев Осип Петрович - писатель и государственный деятель (1754 - 1819). Был советником при директоре Академии Наук и соредактором "Собеседника …
  • КОВАЛЕВСКИЙ МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Ковалевский Михаил Евграфович - судебный деятель (1829 - 1884). По окончании курса в училище правоведения, Ковалевский занимал разные должности по …
  • КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Ковалевский Максим Максимович - выдающийся русский ученый, юрист и общественный деятель. Родился в 1851 году в дворянской семье Харьковской губернии. …

Осип Михайлович Ковалевский

Ковалевский Осип Михайлович (28.XII.1800(9.I.1801) - 20.Х.1878) - русский ученый, один из основоположников монголоведения в России, профессор (с 1834 года), академик (с 1847). Действительный член Общества историй и древностей российских при Московском университете (1840), Почетный член Азиатского общества в Париже (1839). Окончил в 1820 году Виленский университет по специальности древние языки и классическая литература. В 1824 году Ковалевский арестован за участие в тайном обществе "Друзья науки" А. Мицкевича . Через год был освобожден и выслан "под особый надзор" в Казань, где в университете стал изучать восточные языки (арабский, персидский, татарский). Там же написал "Историю Казанского ханства", одновременно работая над историческими произведениями Геродота .

В 1827 году Ковалевский был командирован в Забайкалье для изучения бурятского языка и быта бурят. В 1829 году был в Монголии и через год отправлен в Пекин как член Российской духовной миссии. В Китае познакомился с китайским, маньчжурским, тибетским языками и основами санскрита. Встреча с Н. Я. Бичуриным усилила интерес Ковалевского к истории Китая, а личное знакомство с декабристами в Забайкалье (С. П. Трубецким , С. Г. Волконским и др.) стимулировало его просветительскую работу среди бурят. В 1833 году вернулся в Казань, где с него снят был "надзор". Ковалевский был первым руководителем первой в России кафедры монгольского языка, читал лекции по истории и языку Монголии. В 1835 году издал "Краткую грамматику монгольского книжного языка", в 1836-1837 годы "Монгольскую хрестоматию" в 2 томах, в 1844-1849 "Монгольско-русско-французский словарь" (вып. 1-3), удостоенный Академией наук полной премии Демидова.

В 1855 году Ковалевский назначен ректором Казанского университета, но в 1860 году освобожден в связи с волнениями студентов, поддержавших движение революционных демократов. В 1862 году Ковалевский был переведен в Варшаву, назначен профессором Главной школы, преобразованной в 1869 году в университет.

Ковалевский примыкал к дворянско-буржуазным просветителям 30-40-х годы 19 века. Он говорил, что в мире нет "неисторических" народов, что нельзя противопоставлять Азию Европе, ибо все страны "трудились для общей пользы", что каждый народ имеет свою историю и не исчезает бесследно. Вместе с тем он считал, что определяющим фактором в истории народов является географическая среда и просвещение, что вооруженные выступления масс отрицательно сказываются на делах народного просвещения и потому вредны.

Ковалевский завоевал славу ученого, педагога и просветителя. Благодаря его трудам русского монголоведение заняло первенствующее положение в мировой науке, а из созданной им школы вышли такие ученые, как Д. Банзаров , В. П. Васильев , А. А. Бобровников. Ковалевский оставил ряд трудов по монголоведению и буддизму, часть которых ("История монголов", т. 1-2, "Введение в историю монголов") хранится в рукописном фонде восточных рукописей в Ленинградском отделении Института народов Азии АН СССР и рукописном фонде ЦГА ТАССР. Основной рукописный фонд, включавший в себя 6-томное описание Монголии, Китая, Бурятии, был перевезен в Варшаву, где еще в 1863 году погиб от пожара.

П. П. Старицина. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Далее читайте:

Историки (биографический указатель).

Сочинения:

Каталог санскритским, монг., тибетским, манджурским и кит. книгам и рукописям, в б-ке Казан. ун-та хранящимся, "Уч. зап. Каз. ун-та", 1834, (т.) 2; Поездка из Иркутска в Ургу, "Казан. вестник", 1829, ч. 26, май-июнь, No 5; Содержание монг. книги под заглавием: "Море притч", "Уч. зап. Каз. ун-та", 1834, (т.) 1-2; Буддийская космология, Каз., 1837; О забайкальских бурятах, "Каз. вестник", 1829, ч. 27, август-декабрь.