Валерий Фальков: «Место притяжения — здание Музея ИЗО. Кор.: Как Воробьевы горы в столице

21 марта 2013 года ректором ТюмГУ, старейшего и по многим позициям передового вуза Тюменской области, избрали 34-летнего Валерия Николаевича Фалькова. Первое крупное интервью Фальков согласился дать именно журналу «Тюмень», и не в стенах родного города, а в Сколко во в Москве, где он в то время находился по линии Министерства образования и науки РФ.

Ректор ТюмГУ предложил сперва просто прогуляться и осмотреть здание Московской школы управления Сколково. Пошутив при этом: «Это не с ней связаны скандалы последнего года, а с Фондом ‘‘Сколково’’, который даже не находится в этом здании».

- А вы что здесь делаете? – уточнил я.
- Учусь. Министерство [образования и науки РФ] отобрало с вузов различных регионов по несколько человек (уровня ректора и проректора) и собрало здесь на специальную программу, где нас учат современным технологиям управления развитием учебных заведений. Шагать, так сказать, в ногу со временем. В течение года перед нами выступали самые разные эксперты, а буквально завтра мы защищаем групповые проекты – результаты нашей работы в течение года.

Валерий Гут: Какая система подготовки кадров нужна обществу и государству на современном этапе их развития?

Валерий Фальков: Это один из ключевых вопросов современной системы высшего образования. Существующая модель высшей школы была сформирована в советское время. На тот период, для тех целей и задач она, безусловно, была одной из лучших в мире. Но это было во второй половине XX века, в жестко централизованном государстве с плановой экономикой. Кардинальные изменения, которые произошли за последние 25 лет в мире и в России, требуют глубоких преобразований от высшей школы. В советское время вузы выполняли определенную миссию – обеспечение кадрами отраслей экономики в соответствии с плановым заданием. Сегодня нельзя готовить кадры в рамках такой системы по многим причинам. Прежде всего, никто не может предсказать, сколько и каких специалистов понадобится стране через пять-десять лет. Мир стремительно меняется, технологии развиваются революционными темпами. За время обучения в вузе появляются специальности, которых на момент поступления просто не существовало. Это означает, что на начальном этапе не имеет смысла готовить студентов по узким программам. Все равно многие из них даже в рамках одной профессиональной траектории за свою жизнь вынуждены будут сменить несколько специальностей. В связи с этим становится понятным появление в России уровневого образования (бакалавриата и магистратуры) – это ответ на вызовы времени,а не прихоть чиновников. В XXI веке к выпускникам вузов предъявляются несколько иные требования: они должны быть максимально адаптивны к изменениям, уметь быстро переучиваться и переучивать других людей, способны работать с большими объемами информации, хорошо знать как минимум один иностранный язык и иметь навыки работы в междисциплинарных командах.

С учетом этого какой показатель работы вуза следует считать главным? Трудоустройство его выпускников по специальности?

Разумеется, его надо принимать во внимание, но только с определенной долей условности и в совокупности с другими факторами. Вузы часто упрекают в неспособности готовить кадры, востребованные рынком труда. При этом востребованность, как правило, измеряют количеством выпускников, работающих по специальности. С таким подходом нельзя согласиться хотя бы потому, что достаточно много успешных в профессиональном плане людей трудоустроены не по специальности. Но они состоялись и прекрасно реализовали себя в жизни! Я солидарен с теми экспертами, которые предлагают считать еще одним показателем качества работы вуза объем совокупных налогов, уплаченных его выпускниками в течение первых трех или пяти лет. Однако и он вряд ли может быть главным и единственным критерием, поскольку выпускники педагогических институтов по определению будут уступать своим сверстникам из нефтегазовых университетов. И дело не в качестве образования – уровень средней заработной платы в этих отраслях экономики существенно разнится. При этом есть сферы, где размер заработной платы не является определяющим условием успешности. Гораздо важнее общественное признание человека (например, полити- ка или деятельность некоммерческих организаций). Сложность в том, как выработать механизм оценки успешности вузов через этот показатель. Таким образом, оценивать качество работы вуза можно посредством системы взаимосвязанных данных: трудоустройство выпускников, в том числе по специальности, совокупный объем налогов, уплаченных ими в течение определенного времени, и уровень их общественного признания.

Справка

Фальков Валерий Николаевич

Родился 18 октября 1978 года в городе Тюмени. В 1995 году с отличием окончил Новоселезнёвскую среднюю школу Казанского района и поступил на юридический факультет ТюмГУ.

В 2000 году с отличием окончил Институт государства и права ТюмГУ. В 2003 году досрочно защитил кандидатскую диссертацию.

После защиты диссертации работал в Тюменском государственном университете заместителем заведующего кафедрой конституционного и муниципального права, заместителем директора по учебной работе Института государства и права, проректором по дополнительному образованию и филиалам, первым проректором, директором Института права, экономики и управления, исполняющим обязанности ректора ТюмГУ. На конференции трудового коллектива 21 марта 2013 года избран ректором ТюмГУ.

Руководитель Тюменского городского отделения Ассоциации юристов России. Депутат Тюменской городской думы, председатель комиссии по градостроительству и земельным отношениям.

Как оцениваете развитие Тюменского государственного университета?

Несмотря на все сложности постсоветского периода, университет уверенно двигался вперед. В самые непростые периоды, в условиях политической и экономической «турбулентности» были приняты, на мой взгляд, правильные стратегические решения. Однако время не стоит на месте, и сегодня мы (впрочем, как и большинство российских вузов) оказались в перекрестье вызовов: глобализация, сокращение числа абитуриентов, переход к новым производственным технологиям, сущностное обновление самой образовательной деятельности. Для того чтобы ответить на эти вызовы, необходимо определить оптимальную траекторию развития с учетом национальных и местных особенностей.

Какой университет нужен нашему региону?

Тюменская область в последние 10 лет очень динамично и комплексно развивается. Она занимает лидирующие позиции в России по инвестиционной привлекательности, качеству государственного управления и оказания государственных услуг, объемам жилищного строительства, развитию социальной инфраструктуры и многим другим показателям. Такому региону нужен вуз, который может не просто оперативно и адекватно отвечать на вызовы времени, но и опережать их. В идеалеон должен стать одним из драйверов экономического роста. ТюмГУ имеет хорошую историю и большой потенциал, но для того, чтобы в полной мере соответствовать уровню региона, нам еще многое предстоит сделать. Наши образовательные программы и тематику научных исследований необходимо в большей степени соотносить с потребностями региональной экономики и рынка труда. Университет должен быть включен во все значимые проекты, реализуемые на территории региона. В долгосрочной перспективе область не сможет конкурировать с другими территориями без прогрессивной системы высшего образования.

Почему одни вузы успешны, а другие нет? От чего это зависит? И какова ваша формула успеха для ТюмГУ?

Главной движущей силой университета на пути к успеху являются люди – студенты, преподаватели и сотрудники. Все мы видим, как ужесточается конкуренция за человеческий ресурс, за интеллект. Ближайшие годы будут решающими, поскольку система высшего образования вступила в эпоху кардинальных перемен. Кто из вузов вырвется вперед, а кто останется аутсайдером, будет зависеть не только от желания управленческих команд и воли коллективов, от их нацеленности на успех, на преобразования, но и от умения привлекать таланты в университет, от продуманной кадровой политики. В последние годы работа нашего коллектива направлена на достижение важнейшей стратегической цели – стать национальным исследовательским университетом. И речь идет не столько о формальном признании со стороны государства, сколько о сущностном преобразовании. Данная цель для ТюмГУ не имеет других долгосрочных альтернатив.

Если ректором вуза становится его выпускник, то он все-таки сохраняет определенное влияние системы, в которой был сформирован, поэтому вряд ли он сможет значимо реформировать ее. Что думаете по этому поводу?

Не бывает идеальных вариантов, у всего есть свои плюсы и минусы. Так и в этом случае. Выпускник-ректор – порождение системы, и ему зачастую тяжело отказываться от существующих в вузе стереотипов, «переступать через себя» в принятии назревших, но непопулярных в коллективе решений. Какое-то время над ним довлеет авторитет его предшественников. «Варягу» в этом отношении легче: он не связан обязательствами ни с коллективом, ни с предыдущими руководителями. Он все может делать «с чистого листа». Однако «свой» ректор – носитель традиций, он хорошо знает все хитросплетения в вузе, историю отношений работающих в нем людей, и это помогает в принятии правильных решений. В конечном итоге все зависит от человека. В истории много примеров, когда выпускники вузов становились их успешными руководителями или, наоборот, не оправдывали надежд. Равно как и ректоры извне.

С какими ощущениями заступили на этот пост? Какие задачи ставили перед собой еще до избрания?

Смена ректора в вузе зачастую проходит очень болезненно. За примерами далеко ходить не надо, достаточно обратиться к опыту наших коллег из соседних регионов (например, Курганской области). Поэтому моей первой задачей было сохранить динамичное развитие вуза и социальное спокойствие в коллективе.Что касается ощущений, то их сложно передать. К моменту назначения у меня было вполне определенное видение на пять-семь лет вперед: административная работа в крупнейшем структурном подразделении университета (Институте права, экономики и управления), подготовка и защита докторской диссертации, реализация ряда интересных образовательных проектов… То, что случилось, – как снежный ком на голову. Ну а дальше уже некогда было рассуждать. Важно было как минимум сохранить все заданные параметры. Что такое университет? Огромный объем рутинной работы, ежедневное принятие решений даже не стратегических, а тактических, но их все равно надо принимать, потому что если не делать этого, то могут возникнуть весьма серьезные проблемы. У университета есть одна особенность – он очень долго разгоняется и медленно тормозит. Иначе говоря, когда набрал ход, сложно быстро изменить курс. Ты уже стоп-кран срываешь, а он еще будет год лететь на парах. Знаете, есть большая разница между исполняющим обязанности и уже ректором. Это абсолютно другой уровень свободы в принятии решений. Ответственность та же, представления, может быть, такие же, но, когда ты исполняющий обязанности, ты многого не можешь сделать. Положение у тебя, словно на льду. И с тобой очень легко вести диалог. Потому что ты на скользкой поверхности и стараешься не сделать ни одного неосторожного шага. Ты стоишь на льду замерзшего озера, и все смотрят, грохнешься ты или нет. (Смеется.) А некоторые не просто смотрят, а провоцируют тебя на разного рода административные пируэты. Как только ты избран ректором, переходишь на твердую поверхность. Вот, собственно, и вся разница.

Наверное, с вашим приходом связывают ожидание грандиозных перемен. Как вы считаете, ваш возраст на сегодняшнем посту – это в плюс работе или в минус?

Скорее в плюс. Конечно, классическому образу ректора: седовласого, за 50 и больше, в больших очках в роговой оправе, – я не соответствую. Но на этот счет никогда не комплексовал и не комплексую, что ж теперь, жить чьими-то форматами? В государстве сегодня очень положительно относятся к молодым руководителям и вообще к молодежи. А Тюменская область в этом смысле уникальна. Если посмотреть, то у нас очень много молодых политиков и управленцев. Так что возраст, с одной стороны, – это не залог успеха, но с другой стороны, и не препятствие в достижении значимых результатов. У молодежи есть преимущества – свежий взгляд, желание перемен. Из минусов – отсутствие опыта и зачастую свойственное молодому возрасту стремление поскорее принять решение, но я стараюсь чаще советоваться со знающими людьми, не спешить и вымерять каждый шаг. Пока я никуда не тороплюсь. Университет – очень консервативная структура. Здесь следует «поспешать не спеша», находить золотую середину. Все сразу не получится усовершенствовать, нужно правильно выбрать приоритеты.

Тед Тёрнер, основатель CNN, сказал такую фразу: «Отец говорил мне: всегда ставь цель так высоко, чтобы ее невозможно было добиться за одну жизнь, и таким образом всегда что-то будет впереди». Есть ли у вас какая-то глобальная задача, которую вы, заняв должность ректора, хотели бы поставить настолько далеко вперед, что, возможно, даже вашей энергии, как бы долго вы ни находились на этом посту, было бы недостаточно для ее решения?

Все вузы в России можно условно разделить на три категории. Первая – это 14 отобранных государством, перед которыми поставлена задача войти в число 100 лучших университетов мира, – их уже прозвали «космонавтами». Мы к ним не относимся. Вторая категория включает примерно 350–450 вузов, между которыми идет жесткая конкурентная борьба. Вот в этой категории мы должны занять лидирующие позиции. Третья категория, порядка 20% от общего количества, составляет «балласт» – учебные заведения, выдающие дипломы без должного качества образования. В ближайшие годы они будут закрыты.

По вашему мнению, сегодня ТюмГУ на каком месте?

Не существует общепризнанного рейтинга вузов, чтобы можно было с уверенностью ответить на этот вопрос. Все университеты делятся на технические, классические, медицинские, аграрные, федеральные, национально-исследовательские. Но вообще я знаю, что на сегодняшний день есть группа вузов, которые по любым рейтингам входят в число 25 лучших в России. Мне кажется, мы приближаемся к этому, но пока не вошли в список. И мне хотелось бы, чтобы наш университет именно не по рейтингам, а по сущности своей, по качеству стал одним из ведущих в России. На самом деле это серьезная жизненная миссия. С одной стороны, очень сложная, с другой – посильная при грамотном подходе, концентрации сил и последовательности в работе. Конечно, это задача не на один год, и не надо ее связывать только с должностью ректора. Почему? Потому что очевидно, что ректоры приходят и уходят, а университет остается. И далеко не только в качестве ректора можно способствовать продвижению вуза вперед. В этом, наверное, зачастую и состоит мудрость: найти такую нишу, чтобы активно помогать университету и не будучи ректором. Как до ректорства, так и после него.

Тюменская область в последние 10 лет очень динамично и комплексно развивается. Она занимает лидирующие позиции в России по инвестиционной привлекательности, качеству государственного управления и оказания госуслуг, объемам жилищного строительства, развитию социальной инфраструктуры и многим другим показателям

Когда я учился в ТюмГУ (с 1998 года), Геннадий Куцев (ректор ТюмГУ с 1992 по 2007 год. – Прим. ред.) постоянно говорил нам о том, что мы уже в десятке лучших вузов. Было ли так?

Еще раз повторю, все зависит от рейтингов, так что Геннадий Филиппович был по-своему прав. Дело в том, что я и сегодня вам найду рейтинг, где мы в пятерке: есть статистика. Это ведь с какой стороны посмо- треть. Но мы-то сами знаем, что пока не входим в десятку и, наверное, все-таки никогда не входили. Сейчас навскидку назову 10 вузов, которые по определению сильнее ТюмГУ: МГУ, СПбГУ, Томский (он всегда был мощнее), Новосибирский, Нижегородский, МФТИ, МИФИ, Уральский федеральный университет (ранее – УПИ и УрГУ), МГИМО, РУДН, ВШЭ. Как нам с ними тягаться? Такой концентрации интеллектуальных, организационных и финансовых ресурсов у нас просто нет и никогда не было. Значит, надо уникальную модель развития искать.

Это и к другим тюменским вузам можно применить?

Конечно, у каждого из них были, есть и будут разные этапы развития. Сейчас, когда ставка делается на лидеров и лучшим придется стать еще лучше, а худшие либо потеряют себя, либо будут просто прозябать, – в таких условиях войти даже не в десятку, а в ТОП-25 ведущих вузов России – это уже сверхзадача. Но она ставится не для удовлетворения личных амбиций. Границы университета – это регион. Причем регион в широком смысле, вся Западная Сибирь. И не может регион быть сильным со слабым университетом. Это нонсенс, модель краткосрочного роста. Хорошо, что есть сильный лидер региона в лице губернатора: он вытянет. А дальше? Что через 10 лет, через 15? Не нужно думать, что мы здесь самые умные и успешные. В то же время нельзя говорить: да какая нам разница, есть тут университет или его нет? Не может быть такого. Нет хорошего университета – нет среды для воспроизводства новых поколений лидеров, имеющих жела-ние жить и работать на территории региона.

Что вы можете сказать по поводу позиции университетов в 1990-х годах?

После распада Советского Союза высшая школа оказалась предоставлена сама себе. С одной стороны, децентрализация управления, непонятные правила игры в условиях переходной экономики, а с другой – масштабный запрос на высшее образование. И вузы начали выживать, искать оптимальную траекторию развития в условиях тотального недофинансирования. Так появились филиалы, «юриспруденция», «экономика» и «менеджмент» везде, где можно и нельзя, включая технические и аграрные вузы, столичные мегаполисы и северные поселки. При этом все разумные люди понимали: если количество вузов увеличилось, а число преподавателей – нет, значит, придется чем-то расплачиваться. Вот и платим «по гамбургскому счету» до сих пор – качеством образования. Из этой ситуации мы еще лет 10 будем выбираться. Мне кажется, в 1990-е годы высшая школа спасла страну от революции: вузы были тем местом, где многие огрехи школьного образования сглаживались, формировалось мировоззрение, молодежь адаптировалась к жизни. По крайней мере, это хоть как-то спасало ребят в тот «бандитский» период. Я поступил в ТюмГУ в 1995 году, в самый расцвет «малиновых пиджаков». Все могло сложиться совсем иначе, если бы я не попал в университет.

ТюмГУ когда-нибудь сможет конкурировать с МГУ?

Мы по своему рождению не можем конкурировать с МГУ. Это надо осознавать. Ставить себе цель стать лучшим вузом России глупо. Почему? Потому что по определению ресурсов таких нет. Но стать ведущим региональным университетом страны, кадрово и научно обеспечивать динамично развивающуюся экономику Тюменской области нам по силам.

Чему вас учили в СКОЛКОВО?

Быть успешным. СКОЛКОВО очень много критикуют – и зря. Говорят: «Столько денег государством напрасно потрачено». Но мы с вами в частной бизнес-школе. Вообще здесь хорошая атмосфера для творчества. Первое, что я получил для себя в СКОЛКОВО, – абсолютное понимание актуальной повестки дня в системе образования в частности и вообще того, куда мир движется… В СКОЛКОВО во узнал много нового, здесь высказывались лучшие эксперты из тех, что есть сегодня в России, и очень хорошие специалисты мирового уровня. Программа была насыщенной. Многое раньше я так глубоко не понимал. Допустим, у меня не было ясного представления о том, куда движется высшее образование в мире. То есть интуитивно я представлял, но сейчас у меня есть четкое понимание. Здесь пытаются «заглянуть за горизонт» и найти ответы на очень непростые вопросы. Собственно говоря, стараются отойти от обыденности и сделать рывок лет на 30–50 вперед. Или хотя бы на 20.

Что скажете о глобализации высшего образования?

Это один из очевидных трендов, оказывающих самое непосредственное влияние на российскую систему образования. Наивно рассчитывать, что ведущие университеты мира никогда не придут в наш регион. Придут! Уже пришли, посмотрите, сколько детей (лучших из лучших!) обучается в зарубежных университетах. И это только начало. Формируется спрос на дистанционное образование посредством онлайн-курсов. Последствия этого для нашей системы образования могут быть значительными. Вторая тенденция – цифровизация. Живое общение ничем не заменить, но год от года мы постепенно передаем больше знаний не в устном, а в электронном формате. Сегодня важно уже не заучивать что-либо, а уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, работать с «накопленной сложностью» – постоянно растущими массивами данных, между которыми устанавливается корреляция. И, наконец, третья тенденция – это прагматизация образования. Многие об этом спорят, кто-то называет ее печальной для образования, но бакалавриат, особенно в его приприкладном формате, есть не что иное, как прагматизация. Бизнесу не нужны люди, которые рассуждают про луч света в темном царстве.

Хороший вуз не может быть демократичным в вопросах приема. Мы уже сделали первые шаги, введя реальный конкурс даже на платные места по самым востребованным направлениям подготовки

Сегодня востребованы прикладные компетенции. Отсюда и прагматизация. И здесь важно: если этому не будет учить высшая школа, то научат корпоративные университеты. К сожалению, это неизбежно приведет к изменению сущности университетского образования, которое всегда ценилось за фундаментальность и универсальность. Мы сейчас серьезно думаем над тем, как нам нивелировать издержки этого процесса. Сегодня одна из главных тем – укрупнение вуза. Это тенденция? Если такое возможно, то какие вузы могут быть присоединены к Тюменскому госуниверситету в будущем?

Включение двух педагогических вузов (Тобольского и Ишимского) в состав университета является для всех нас серьезным испытанием. Это своего рода интеллектуальный вызов, прежде всего, для управленческих команд. Самое простое – сменить вывеску. Но это не наш путь. Чтобы внедрить новые подходы в управление, получить принципиально иное качество образования, изменить само отношение преподавателей к своей работе – а именно такие задачи перед нами стоят, – надо серьезно потрудиться. Свой шанс мы еще не упустили. Время есть.

Еще 10 лет назад я был свидетелем непримиримой идеологической вражды ТюмГУ и ТюмГНГУ. Что-то изменилось?

То были времена Куцева и Карнаухова. Это люди, которые всегда соперничали между собой, и это соперничество отражалось на вузах. Ситуация изменилась. У нас очень конструктивные отношения с Владимиром Новосёловым. И сегодня мы оба понимаем, что надо думать о другом – о том, что происходит за пределами нашего региона и как нам сообща конкурировать с другими вузами. Есть важная цель: создать бренд «тюменское образование» и привлечь в область самых способных и подготовленных с других территорий. И об этом лучше думать сообща. А вот спор о том, какой вуз лучше, у кого больше студентов, кто привлек больше финансирования, может привести к тому, что талантливые ребята уедут из региона. Конечно, здоровая конкуренция за студента между нами существует, она полезна.

Все-таки Тюменский госуниверситет больше считается вузом гуманитарным. Как планируете развивать технические направления и планируете ли?

Это наш приоритет на ближайшие годы. Классический университет – это не гуманитарное образование. Например, медицинский факультет есть в классическом университете в Воронеже. Он есть в РУДН и в МГУ. Вообще, вспомним историю образования классического университета – это медицинский факультет, богословский, философский и юридический. Но нам в Тюмени кажется абсурдным, что в классическом университете могут быть и гуманитарные науки, и медицина, и технические направления. Поэтому мы пока осмысливаем для себя возможность создания политехнической школы, на базе которой будет осуществляться подготовка элитарных инженерных кадров по запросам конкретных предприятий. Наша стратегия – развиваться гармонично. Мы не собираемся быть педагогическим вузом, но мы и не останемся только гуманитарным. Техническую составляющую будем развивать, тем более что у нас есть элитарные направления подготовки – биоинженерия, биотехнологии, техническая физика… Заделы есть. Но это не означает, что все это будет реализовано завтра. Техническое образование мы будем делать по современным стандартам.

Человек, как сказал один из современных классиков, – это принципиальная возможность. Мы должны помочь каждому студенту реализовать себя в бесчисленном количестве возможностей

Какие научные проекты, рассчитанные на внедрение в будущем, сегодня уже осуществляются?

В России сегодня тяжело с научными проектами мирового уровня. И Тюменский госуниверситет не исключение. Научных заделов вообще в регионе и в Тюменском госуниверситете, в частности, не так много. Это проблема. Мне кажется, перспективы у нас есть в области экологии: прикладные технологии связаны с переработкой отходов. Не могу сказать, что они тиражируемые или уникальные, но, тем не менее, есть опыт работы и взаимодействия с нефтяными компаниями. У нас есть неплохие заделы, связанные с анализом качества воды, но не с примитивным анализом на уровне санэпидемстанции, а с процессами, происходящими в экосистеме региона. Были проведены исследования в области антропогенного влияния на окружающую природную среду.

У ТюмГУ очень сильная репутация классического вуза. Многие называют его лучшим. Как вы считаете, нужно ли сейчас что-то менять в маркетинговой политике университета?

Нужно. И очень многое. Я считаю, что слово «лучший» несет опасность и вызывает вопросы: а с кем мы конкурируем? Если мы говорим, что мы лучший вуз внутри региона, наши выпускники занимают такие-то должности… Подождите! Разве у нас была реальная возможность с кем-то конкурировать внутри региона? Если бы мы стали лучшими в России, а наши выпускники работали бы в Правительстве Татарстана и Санкт-Петербурга – вот это был бы успех в условиях реальной конкуренции. А мы говорим о регионе, где мы практически монополисты. Во всяком случае, в области подготовки кадров для органов публичного управления. Нефтегазовый университет готовит специалистов для предприятий ТЭК, и он точно так же гордится этим. Медицинская академия обеспечивает регион специалистами по своему профилю. И тоже этим гордится. А всем нашим вузам нужно кооперироваться и выходить за пределы области, чтобы конкурировать с образованием, которое дают в Екатеринбурге, например. Надо научиться сообща соперничать на внешних рынках за таланты и ресурсы.

В ваш университет трудно поступить?

Хороший вуз не может быть демократичным в вопросах приема. Мы уже сделали первые шаги, введя реальный конкурс на платные места по самым востребованным у абитуриентов направлениям подготовки – юриспруденции и экономике. Это позволило отобрать лучших и, надеюсь, наиболее мотивированных. В этом году пойдем дальше и распространим подобную практику среди других направлений обучения. Принципы одинаковы и в журнале, и в ресторанах, и в университете: отбирать лучших и не торговать своим брендом. Я думаю, что это составная часть маркетинговой политики. Мы будем делать акцент на дневной форме обучения и на диверсификации образовательных программ, без перекоса в сторону самых востребованных направлений. Думаем о сокращении приема на заочную форму и серьезном совершенствовании дистанционного образования. Но это планы не одного года, их нельзя осуществить в одночасье.

В чем заключается сверхзадача университета?

Университет должен воспитывать личность с определенной системой ценностей и индивидуальной картиной мира. Человек, как сказал один из современных классиков, – это принципиальная возможность. Мы должны помочь каждому студенту реализовать себя в бесчисленном количестве возможностей. С какими результатами Тюменский госуниверситет придет к своему 100-летию? Поживем – увидим. Университет начал меняться, через пять-семь лет он будет другим: появятся абсолютно новые имена. И ситуация интересна тем, что мы даже не знаем, кто это. Но они станут видеть ситуацию по-новому. Они где-то на подходе, отчасти внутри, отчасти вне вуза, отчасти только будут приглашены.

текст Валерий Гут
фото Андрей Старостин
специально для utmn

Ректор Тюменского государственного университета Валерий Фальков сравнивает город с семьей. У каждой семьи есть история и традиции, передающиеся из поколения в поколения, в разных семьях различные привычки и даже особенности кухни. Все это свойственно и городам, у которых есть свои «семейные тайны». Их молчаливо хранят городские здания, парки, старые дворики… Многие дома пережили эпохи.

Так случилось и с домом по улице Оржоникидзе, 47. Если бы не большие зеленые елки, здание грязно-серого цвета в центре Тюмени казалось бы совсем хмурым и одиноким. Глядя на суровую внешность, приезжему человеку сходу сложно представить, что внутри находятся залы с яркими полотнами Музея изобразительных искусств. Об этом можно догадаться разве что по рекламным щитам. И тем более не подумаешь, что за холодными стенами, возведенными когда-то для целей КПСС, кипела студенческая жизнь. Здесь учились, сдавали экзамены, дружили, влюблялись…Для сотен студентов 90-ых годов, это здание было родным и любимым. Холодное с виду, но согретое теплыми чувствами и воспоминаниями.

Бывший Дом политпросвета, а ныне музей ИЗО, ректор Валерий Фальков назвал своим «местом притяжения».

Кор.: Валерий Николаевич, какое место для вас в городе самое любимое?

Я долго думал над этим вопросом, он оказался не такой простой. Ведь надо прислушаться к себе, понять, где это место в городе, находясь в котором возникает чувство схожее с тем, когда взрослый человек приезжает в родной дом.

Я в Тюмени родился, но фактически познакомился с городом в 16 лет, с того момента, как приехал поступать в университет. Вырос в Казанском районе, там же закончил школу. В Тюмени для меня особым местом стал район Дома политпросвещения, теперь музея ИЗО. Это как первая любовь, которая навсегда остается в сердце.

В 14 -15 лет, когда определялся куда поступать, я приехал в столицу области и впервые прошелся по бывшему Дому политпросвета на улице Оржоникидзе, именно здесь располагался юридический факультет госуниверситета. В 1995 году я был зачислен в вуз и начал учебу на юрфаке, в этих стенах я провел четыре с половиной года, будучи студентом. Жил в разных местах города, на съемных квартирах — сначала на «Маяке», потом на улице Белинского…

С первого дня учеба приносила мне много положительных эмоций, а само здание обладало особой аурой, несло на себепечать прежней эпохи. Для советского времени оно было знаковым, я помню, что фасад украшали барельефы Ленина, Маркса.

На дворе был 1995 год, безвременье…никто не занимался серьезно молодежным воспитанием, в том смысле, что уже не было ни пионеров, ни комсомольцев… Для меня это особая свобода была. Я уехал за 400 километров от дома и в одночасье оказался сам себе предоставлен. Университет – не школа, можешь ходить на занятия, можешь не ходить. Полностью сменилась обстановка, появились новые друзья и окружение. Началась новая жизнь.

Этот район сопровождает меня до сих пор. Мой младший сын учится в школе №21, живу неподалеку. Особенно я люблю эту центральную часть города в выходные дни, она становится абсолютно свободно и удобной для прогулок. Когда иду по улице Оржоникидзе, мне знаком каждый дом. Например, прохожу мимо магазина «Адидас», а для меня это все равно магазин «Знание».

Кор.: Как учеба на юрфаке, протекающая в здании политпросвета, повлияла на вашу жизнь?

Мое формирование и личностное и профессиональное произошло на юрфаке, здесь состоялись знаковые встречи — со сверстниками, с наставниками. Знакомство с Геннадием Николаевичем Чеботаревым отчасти определило мою судьбу. Он читал у нас дисциплину «Муниципальное право» и впоследствии стал моим научным руководителем. Сергей Юрьевич Марочкин был деканом факультета, теперь он директор Института государства и права ТюмГУ. Освальд Иванович Клоц, который тоже был деканом факультета… много интересных личностей можно назвать.

Кор.: Что особенного происходило в годы вашей учебы? Как сейчас воспринимаете здание?

Сейчас, когда прихожу в музей ИЗО, у меня двойственные ощущение. Вижу экспозицию, но непроизвольно пытаюсь найти приметы прошлого в этом здании. Вспоминаю, где был кабинет декана, где находился кабинет криминалистики. Кстати, в нем я сдавал экзамен по «Уголовному процессу» (один из сложнейших предметов).

Многие юристы ностальгируют по тому времени, хотя здание было абсолютно не приспособлено для обучения. Иностранный язык, например, преподавали на лестничных пролетах…Но для нас там была удивительная атмосфера, мы не задумывались об условиях, учились и были счастливы. Наверное, еще потому что, сам факт поступления на юрфак в университет тогда был пределом мечтаний.

Запомнился большой зал на 300 человек, нам читали лекции. Здесь мы получили первые «уроки демократии». В 1996 году перед нами выступал оппозиционер Сергей Атрошенко, соперник на выборах Леонида Рокецкого. Встречи проходили с большим эмоциональным накалом, заявления Атрошенко впечатляли, казались нам очень смелыми, мы понимали, что свобода в стране – безграничная.

В здании Политпросвещения и за его окнами я видел совершенно две разных России. Когда мы выходили на улицу, то наблюдали, как напротив, строился шикарный отель «Тюмень»…Студенты жили в другой реальности — мы не ездили на такси, считали каждый рубль, а здесь сооружали отель для новых русских, который обрастал мифами.

Кстати, заметьте, как в Тюмени выстроена архитектура. У нас нет как таковых «элитных» районов. Нет «тюменской рублевки», у нас рядом стоит «элитный» дом и тут же — обычный панельный. Считаю, что это тюменская особенность, хотя может кто-то и поспорит. Конечно, центр города по определению считается привлекательным для проживания, но даже здесь я вам покажу немало мест, где новое дорогое жилье соседствует со старым.

Вот так было и тогда. Улица Оржоникидзе разделяла две эпохи: Дом политпросвещения, который украшают барельефы коммунистических вождей и построенный турками отель, куда подъезжают «Мерседесы». Два символа новой страны.

Кор.: Вы хотели попасть в такую жизнь, которая разворачивалась напротив?

Нет, у меня никогда не было мечты надеть малиновый пиджак …(смеется) Просто увиденное давало четкое представление обо всех полюсах современной жизни. Мы нисколько не завидовали. Я считал себя самым счастливым человеком, и мои друзья, ведь нам принадлежала вся жизнь.

Кор.: Целенаправленно шли на юридический факультет или были и другие варианты?

Да, хотел именно на юрфак. Английский и обществознание сдал на «отлично», а с русским языком просто не повезло. Поэтому поступил на договорное место. Писал сочинение по роману Горького «Мать», но времени у меня было не как у всех поступающих 4 часа, а намного меньше. Пришлось возвращаться за забытым дома паспортом. Это стечение обстоятельств сыграло не в мою сторону…Я даже знаю, кто из преподавателей проверял мою работу. Когда уже стал ректором, запросил свое личное дело, стало интересно!

Валерий Николаевич Фальков родился 18 октября 1978 года в городе Тюмень. В 1995 году поступил на юридический факультет ТюмГУ. В 2000 году с отличием окончил Институт государства и права по специальности «Юриспруденция», после чего поступил в аспирантуру и в мае 2003 года окончил ее досрочно. В 2007 году присвоено ученое звание доцента по кафедре конституционного и муниципального права ТюмГУ.

С 2003 года в послужном списке Валерия Фалькова должности заведующего кафедрой конституционного и муниципального права ТюмГУ, проректора по дополнительному образованию и филиалам, председателя Совета молодых ученых и специалистов области, директора Института права, экономики и управления ТюмГУ.

21 марта 2013 года избран ректором ТюмГУ на конференции трудового коллектива. С марта 2012 года является заместителем председателя регионального отделения Ассоциации юристов России. Инициатор проекта «Открытая школа права». Лауреат высшей юридической премии в Тюменской области «Юрист года-2014».

С 2013 года депутат Тюменской городской Думы.

С 2014 года — в резерве управленческих кадров под патронажем Президента РФ.

Имеет почетные грамоты и награды федерального и регионального уровня.

Кор.: Есть город невест, город металлургов, город ученых, Тюмень – чей город?

В разные годы Тюмень — разная. До революции она, безусловно, была купеческой. А с началом освоения нефтегазового сектора Тюмень хочется назвать городом нефтяников и газовиков, но это не совсем правильно. Назвал бы ее городом тех, кто строил, кто осваивал север. Здесь находились все проектные институты, главки. Многие отмечают, что Тюмень, жертвуя, отдавая все, как мать своим детям, сама плохо развивалась. Это город-первопроходцев, покорителей Западной Сибири, которые совершили подвиг, создали ТЭК для страны. Вклад тюменцев и города — особый.

Кор.: Он и сегодня остается городом первопроходцев?

Сегодня уникальная ситуация — мы все вместе должны задуматься о будущем нашего города. Очевидно, что Тюмень еще будет какое-то время жить в логике 60-70-80–ых годов прошлого века, когда мы были форпостом для севера. Но из нее надо уже выходить, потому что будущее, конечно, совершенно в другом. Столица региона ищет свой путь, и один из возможных — «Тюмень – университетская». База, которая есть, позволит сделать из Тюмени динамичный город, куда будут приезжать учиться со всей страны. Это может стать одной из доминант города, одной из городских функций. Наш город комфортный, компактный, удобный с точки зрения транспортной инфраструктуры в сравнении с другими сибирскими городами. Мы не «медвежий угол», являемся своего рода хабом для многих северных городов. Правда нельзя забывать, что на статус университетского города претендует Томск, и он сегодня более успешен, что рядом «миллионник» — Екатеринбург…

Важно понимать какая социальная группа будет определять облик города. Если это студенты и преподаватели, то развитие инфраструктуры пойдет по определенному сценарию. В Тюмени уже много сделано — набережная, велосипедные и пешеходные дорожки, применяются новые оригинальные форматы общения с молодежью. Это все попытки найти свою идентичность…

Кстати еще один вектор: Тюмень — город старшего поколения, почему бы и нет? К нам приезжает много людей пенсионного или предпенсионного возраста с севера, мы строим для них целые микрорайоны. Такой путь предусматривает иную стратегию развития города. Это другие акценты в развитии инфраструктуры, другая медицина, архитектура, досуг, система общественного питания. Можно ли соединить два формата в Тюмени? Возможно. Но рано или поздно нам все равно придется определиться какой из них будет главным.

Кор.: Вопрос о судьбе города обсуждаете с другими депутатами в Думе?

Очевидной дискуссии пока нет, но все идет к этому. На разных площадках так или иначе поднимается эта тема. Думаю, что многие сегодняшние решения принимаются, исходя из взгляда в будущее Тюмени. Хорошо бы выйти на общественный и профессиональный уровень обсуждения. Чтобы четко увидеть все плюсы и минусы. Город может развиваться ведь и сам по себе без четкой цели, у нас часто так бывает. Но если мы хотим, чтобы у Тюмени был ясный облик, более динамичное развитие, то, конечно, лучше расставить приоритеты.

Кор.: Как горожанину каких мест вам не хватает в городе?

Очевидно, что в Тюмени не хватает парков и скверов. Гилевская роща, Затюменский — хорошие места для отдыха, но туда еще надо добраться. А желательно, так, чтобы ты, проживая в микрорайоне, мог прогуляться по парку, который рядом находится. Чтобы парки были внутри города. В исторической части в перспективе я вижу возможность использовать территорию Городища, где можно вместо застройки планомерно создавать парковые площадки – «зоны продвинутой экологии».

Хотя, надо признать, что город стремительно двигается в этом направлении. Еще 5 лет назад была совершенно другая риторика: пробки, автомобилизация, новые мосты, развязки… А сейчас появился спрос на иное качество жизни. О парках может рассуждать городское сообщество, которое относительно удовлетворено всем остальным.

Кор.: Валерий Николаевич, есть идеи о создании в городе новой улицы, сквера, памятника?

Моя мечта – создать хороший сквер тюменских студентов. У нас пока нет целостно-идейного, признаваемого в народе места студенчества в городе, его предстоит сделать.

Кор.: Как Воробьевы горы в столице?

У нас этим местом может стать Набережная. Посмотрите, как она изменила город и горожан. Я люблю там гулять в любое время дня, и там всегда много народа. Вижу, какое количество спортсменов-любителей! Я не уверен, что раньше эти люди занимались спортом. Там рождается какая-то новая городская культура. Немало людей пожилого возраста, которые занимаются скандинавской ходьбой. Это место стало точкой притяжения. Здорово, что городская среда так повлияла на людей. Тюменцы стали по-другому относиться к своему здоровью, на таких позитивных примерах воспитывается молодое поколение.

Кор.: Кого представителей госуниверситета можно, на ваш взгляд, назвать выдающимися людьми Тюмени?

Из нынешних сотрудников — это ученый большого масштаба, ровесник университета, академик Владимир Загвязинский. Его заслуги очень значимы для российского образования. Писатель Константин Яковлевич Лагунов. Работая в университете, они многое сделали для города.

Не могу не назвать профессора Виктора Дерябина, который приложил все усилия, чтобы в 1973 году из пединститута в Тюмени был создан университет. Это был серьезный шаг вперед, ведь, благодаря ему, в Тюмени появился первый университет.

Дом политпросвета снят со стороны сквера, на месте которого построят Кволити отель «Тюмень»

Юристы ТюмГУ на крыльце Дома Политпросвета

Один из выпусков юридического факультета времен Дома политпросвета. В первом ряду студент Владимир Якушев.

Альма-матер для многих тюменских юристов

«Место притяжения» Валерия Фалькова, ставшее перекрестком эпох, до сих пор сохраняет черты времени. В здании — та же массивная колоритная лестница, высокие потолки, советские толстые лакированные двери, потертый паркет…Для ректора ТюмГУ, когда-то учившегося здесь, это вовсе не «пережитки прошлого», а возможность вновь испытать эмоции студенческой поры и еще раз понять, за что и как любишь родной город.

Елена КУХАЛЬСКАЯ,

фото Денис ЗИНОВЬЕВ

Википедии и может нарушать правило о нейтральной точке зрения . Возможно, что её в значительном объёме редактирует герой статьи либо связанная с ним организация, либо другие заинтересованные лица. На странице обсуждения могут быть пояснения.

Фальков Валерий Николаевич

Фальков В.Н.
Дата рождения:
Страна:
Научная сфера:
Место работы:
Альма-матер :

Биография

Фальков В.Н. родился 18 октября 1978 года в городе Тюмень. В 1995 году поступил на юридический факультет ТюмГУ . В 2000 году с отличием окончил Институт государства и права по специальности «Юриспруденция», после чего поступил в аспирантуру и в мае 2003 года окончил её досрочно. В 2007 году присвоено ученое звание доцента по кафедре конституционного и муниципального права ТюмГУ.

В период с 2003 года по настоящее время занимает следующие должности:

Профессиональная и общественная деятельность

В 2003 году стал победителем Всероссийского конкурса на лучшую научную работу по вопросам избирательного права и процесса среди аспирантов высших учебных заведений России, организованного Министерством образования РФ и Центральной избирательной комиссией РФ . В этом же году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Совершенствование правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации по специальности 12.00.02 - конституционное право, муниципальное право».

Был инициатором и организатором межрегиональной многопрофильной олимпиады для школьников «Менделеев», 2011г.

Член президиума учебно-методического объединения по юридическому образованию вузов Российской Федерации.

Инициатор проекта по правовому просвещению граждан в Тюменской области «Открытая школа права».

Идеолог и организатор дискуссионной площадки "Сибирские правовые чтения" в городе Тюмени для обсуждения современных проблем и тенденций развития права, установления широких связей с учеными-практиками Сибири, других регионов России и иностранных государств.

С 2014 года по н/в - председатель редакционного совета альманаха "Тобольск и вся Сибирь".

С 2014 года входит в кадровый резерв Президента РФ.

С июня 2015 года вошел в экспертный совет по мониторингу и прогнозированию кадровых потребностей Тюменской области.

Награды и звания

Напишите отзыв о статье "Фальков, Валерий Николаевич"

Примечания

Отрывок, характеризующий Фальков, Валерий Николаевич

– Так, так, – закричал граф, и весело схватив сына за обе руки, закричал: – Так вот же что, попался ты мне! Возьми ты сейчас сани парные и ступай ты к Безухову, и скажи, что граф, мол, Илья Андреич прислали просить у вас земляники и ананасов свежих. Больше ни у кого не достанешь. Самого то нет, так ты зайди, княжнам скажи, и оттуда, вот что, поезжай ты на Разгуляй – Ипатка кучер знает – найди ты там Ильюшку цыгана, вот что у графа Орлова тогда плясал, помнишь, в белом казакине, и притащи ты его сюда, ко мне.
– И с цыганками его сюда привести? – спросил Николай смеясь. – Ну, ну!…
В это время неслышными шагами, с деловым, озабоченным и вместе христиански кротким видом, никогда не покидавшим ее, вошла в комнату Анна Михайловна. Несмотря на то, что каждый день Анна Михайловна заставала графа в халате, всякий раз он конфузился при ней и просил извинения за свой костюм.
– Ничего, граф, голубчик, – сказала она, кротко закрывая глаза. – А к Безухому я съезжу, – сказала она. – Пьер приехал, и теперь мы всё достанем, граф, из его оранжерей. Мне и нужно было видеть его. Он мне прислал письмо от Бориса. Слава Богу, Боря теперь при штабе.
Граф обрадовался, что Анна Михайловна брала одну часть его поручений, и велел ей заложить маленькую карету.
– Вы Безухову скажите, чтоб он приезжал. Я его запишу. Что он с женой? – спросил он.
Анна Михайловна завела глаза, и на лице ее выразилась глубокая скорбь…
– Ах, мой друг, он очень несчастлив, – сказала она. – Ежели правда, что мы слышали, это ужасно. И думали ли мы, когда так радовались его счастию! И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов! Да, я от души жалею его и постараюсь дать ему утешение, которое от меня будет зависеть.
– Да что ж такое? – спросили оба Ростова, старший и младший.
Анна Михайловна глубоко вздохнула: – Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шопотом, – говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот… Она сюда приехала, и этот сорви голова за ней, – сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорви голове, как она назвала Долохова. – Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.
– Ну, всё таки скажите ему, чтоб он приезжал в клуб, – всё рассеется. Пир горой будет.
На другой день, 3 го марта, во 2 м часу по полудни, 250 человек членов Английского клуба и 50 человек гостей ожидали к обеду дорогого гостя и героя Австрийского похода, князя Багратиона. В первое время по получении известия об Аустерлицком сражении Москва пришла в недоумение. В то время русские так привыкли к победам, что, получив известие о поражении, одни просто не верили, другие искали объяснений такому странному событию в каких нибудь необыкновенных причинах. В Английском клубе, где собиралось всё, что было знатного, имеющего верные сведения и вес, в декабре месяце, когда стали приходить известия, ничего не говорили про войну и про последнее сражение, как будто все сговорились молчать о нем. Люди, дававшие направление разговорам, как то: граф Ростопчин, князь Юрий Владимирович Долгорукий, Валуев, гр. Марков, кн. Вяземский, не показывались в клубе, а собирались по домам, в своих интимных кружках, и москвичи, говорившие с чужих голосов (к которым принадлежал и Илья Андреич Ростов), оставались на короткое время без определенного суждения о деле войны и без руководителей. Москвичи чувствовали, что что то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно, и потому лучше молчать. Но через несколько времени, как присяжные выходят из совещательной комнаты, появились и тузы, дававшие мнение в клубе, и всё заговорило ясно и определенно. Были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты, и все стало ясно, и во всех углах Москвы заговорили одно и то же. Причины эти были: измена австрийцев, дурное продовольствие войска, измена поляка Пшебышевского и француза Ланжерона, неспособность Кутузова, и (потихоньку говорили) молодость и неопытность государя, вверившегося дурным и ничтожным людям. Но войска, русские войска, говорили все, были необыкновенны и делали чудеса храбрости. Солдаты, офицеры, генералы – были герои. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось нерасположение и неодобрение Кутузову.