Тени созданных созданий брюсов. Тайны созданных созданий (определение признаков символизма на примере анализа стихотворений В.Я. Брюсова)

Стихотворение Брюсова «Творчество», датированное 1 марта 1895 года, — манифест раннего символизма. Оно было рассчитано на эпатаж и вызвало скандал: автора обвиняли в бессмыслице. На самом деле, напротив, оно построено чрезвычайно рационально.

Мы видим, что образы последней строфы варьируют образы первой строфы с очень существенной разницей: в первой строфе говорится «Тень несозданных созданий», в последней строфе — «Тайны созданных созданий». Сопоставив это с заглавием, мы можем прийти к выводу, что в стихотворении представлен процесс творчества: автор описывает, как создает это самое стихотворение.

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Загадочное слово «латания» — это пальма, а эмалевая стена — это стена печки. Лирический герой находится в полусне в комнате, где топится печь, и видит пальмовые листья-лопасти, отражающиеся в изразцах.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.

Тени пальм начинают напоминать ему руки: мир двоится на реальный и тот, который полусонный поэт создает своим воображением. Звонко-звучная тишина — оксюморон, отсылающий к расхожему выражению «звенящая тишина».

И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.

Киоски — это беседки; конечно, из комнаты герой никаких киосков видеть не может, а значит, он расширяет мир стихотворения. Этот воображаемый мир становится воинственно-захватывающим, он побеждает мир реальный.

Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.

За эту строфу над Брюсовым издевались пародисты, предлагая посадить его в сумасшедший дом или предполагая, что поэт пьян. Однако на самом деле месяц при луне — это всего лишь отражение луны в эмали. В строфе очень важно слово «ластятся»: воображаемый мир стихотворения — это мир, в котором поэт является демиургом и все ему подчиняется.

Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Последняя строфа — торжествующая: поэт-демиург досоздал свой мир. Стихотворение полно фонетических и синтаксических повторов, что делает его еще больше похожим на заклинание. 

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными признаками символизма на примере анализа стихотворений В. Я. Брюсова; познать тайны созданных созданий; заложить основу для дальнейшего знакомства с персоналиями, индивидуальными поэтическими стилями символистов;
  • развивать навыки анализа поэтического произведения, умение находить средства художественной выразительности, определять их роль в стихотворениях.

Формы: эвристическая беседа с элементами лекции, анализ поэтических произведений В. Я. Брюсова.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя

Наш урок мне хочется начать со следующих строк:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине…
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.

Кто мог написать эти строки? «Безумец, место которому только в психиатрической больнице», - это было мнение многих современников автора этих строк. А написал это стихотворение Валерий Яковлевич Брюсов – один из самых ярких представителей Серебряного века.

Думаю, вы согласитесь, в стихотворении все необычно, не укладывается в привычные рамки. «Фиолетовые руки», которые «чертят звуки», «месяц обнаженный», «звуки ластятся»… Бред, абсурд!!!

Но, взглянув на картины Марка Шагала (Приложение , слайд № 2), кубические лица Пикассо (Приложение, слайд № 3), или неопределенные фигуры Врубеля (Приложение , слайд № 4), - увидим, что само искусство было таким – абсурдным, бредовым, но не лишенным смысла. Это эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве. И в литературе В. Я. Брюсов находит свой путь – СИМВОЛИЗМ.

Кто же такой Валерий Брюсов? (Приложение , слайд № 5), Первый русский символист, личность просто уникальная. «Мне не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в душе моей», - писал поэт. Человек энциклопедически образованный, умевший с трех лет читать, в 11 лет, обладая редкой памятью, мог почти дословно пересказать не только любимые произведения Эдгара По, Жюля Верна, но философские размышления Дарвина, Лапласа, Канта. С 1921 года - он во главе по его инициативе созданного Высшего литературно-художественного института, где преподает историю греческой, римской, русской литературы, грамматику индоевропейских языков и … историю математики. Масштабы его интеллектуальной деятельности исполинские. Жажда творчества неутомима.

В 1894-1895 гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», в которые включает собственные переводы французских символистов, свои стихи и стихи начинающих поэтов. Именно с этого времени он заявил о себе не только как о поэте – символисте, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения.

Итак, цель нашего урока – анализируя поэтические произведения В. Я. Брюсова, определить основные черты такого литературного метода как символизм.

III. Анализ признаков символизма

1) Обратимся вновь к ранее прочитанному стихотворению (название стихотворения учащимся не объявляется)

Задание: напишите комментарий к данному произведению, постарайтесь понять, что пытается донести до читателя автор.

Стихотворение возмутило читателей того времени кажущейся бессмысленностью. Философ и поэт Вл. Соловьев написал пародию, где высмеивал «двойную луну». Публиковались толковые комментарии к этому стихотворению: «Тени домашних пальм-латаний (заготовки для лаптей) отражается в блестящих, как эмаль, кафелях печи, за большим фонарем напротив окна, напоминающим лазоревую луну, видно небо, где восходит уже настоящий месяц».

Все, казалось бы, понятно, но поэт дает особое название стихотворению – «Творчество». Значит, автор показал процесс творчества, раскрыл тайну «созданных созданий».

Задание: выпишите слова, словосочетания, обозначающие путь создания творения.

«Несозданные создания»
«Колыхаются во сне»
«Чертят во сне»
«Звонко-звучно»
«Вырастают словно блестки»
«Звуки ластятся»
«Звуки реют»
«Созданные создания»

Задание: напишите вновь небольшой комментарий с учетом проведенного совместно с учителем анализа.

(Примерный комментарий: «В полутемной комнате все преображается в ожидании вдохновения. Творцу-поэту за обычным окружающим миром видится иной, слышится звучание будущих стихов, смутно наплывают образы, делая мир странным, совсем не похожим на привычный»).

«Создания искусства, - писал Брюсов, - это приотворенные двери в Вечность». Мы подошли к одному из основных признаков символизма – двоемирие. Мир - реальный, земной, и мир - инобытия, высший, совершенный. Поэтическое творение – это едва уловимое, навеянное иным, другим миром поэту.

2) Определив идейный замысел стихотворения, обратимся изобразительно-выразительным средствам, с помощью которых автор создает художественные образы.

(Примерный анализ: несозданных созданий – оксюморон;

колыхается во сне, с лаской ластятся, звуки реют – олицетворение;

словно лопасти латаний – сравнение; фиолетовые руки, месяц обнаженный, прозрачные киоски, трепещет тень латаний – метафора;

в звонко-звучной тишине, лазоревой луне – эпитет).

Поэт-теург сквозь мозаику символов: ярких метафор, необычных сравнений, эпитетов, оксюморонов - проводит нас в мир ирреальный, в мир вечный, совершенный. В поэзии символисты укореняли не всем доступный, достаточно элитарный, по выражению Иннокентия Анненского, «беглый язык намеков и недосказов». В поэзии символистов появляются целые гнезда слов-символов, слов-сигналов, которым придается особый мистический смысл.

Второй признак: Необычное содержание облекается в необычную форму.

3) Вопрос: Понятен ли был смысл стихотворения в начале урока? Что позволило нам пронять глубину содержания стихотворения? (анализ с разных сторон)

Третий признак: Расчет на элитарного (подготовленного) читателя.

4) Но не только необычное настроение, необычные символистические формы привлекали внимание Брюсова к символизму.

Задание: Определите основную мысль стихотворения «Юному поэту», проанализировав «заветы» автора:

«Не живи настоящим, только грядущее – область поэта»;
«Никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно»;
«Поклоняйся искусству».

Первый завет подтверждает мысль о двоемирии.

Второй показывает следование традициям поэзии 19 века: определение особой роли личности поэта, ее яркости, первостепенности. «В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника, всякое общение с душою художника есть наслаждение», - напишет В. Я. Брюсов.

И третий показывает, что у символистов была велика вера в искусство, в его верховную роль, преображающее земное бытие. Они ставили искусство выше жизни. И именно Брюсову принадлежат слова: «Искусство, может быть, величайшая сила, которой владеет человечество».

IV. Вывод. Подводя итог, признаки символизма можно оформить следующей логической схеме

(Приложение , слайд № 6):

V. Итоги урока.

Д/з: сравнить стихотворения В. Брюсова «Кинжал» (1903 г.) и К. Бальмонта «Фантазия» (1894 г.), определить особенности поэтического мастерства поэта.

3. Reizov B.G. French romantic historiography (1815-1830) , Leningrad, Publishing house of the Leningrad state University, 1956, 536 p.

4. Averintsev S.S. Plutarch and ancient biography , Moscow, Nauka publ., 1973, 280 p.

5. Averintsev S.S. Large fate of the small genre (Rhetoric approach to the generalization of reality). Voprosy literatury, 1981, no. 4, pp. 153-179.

6. Kuzen V. About great people. Moskovskiy telegraf, 1829, no. 3, pp. 22-24.

7. Lushnikov A.G. I.V. Kireevskiy: sketch of the life and religious-philosophical outlook , Kazan", 1918, 246 p.

Рецензенты.

Е.А. Акелькина, доктор филологических наук, профессор, директор Омского регионального центра изучения творчества Ф.М. Достоевского при Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского; Е.В. Киричук, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

УДК 821.161.1

Л.В. Рыжкова-Гришина Филиал Московского психолого-социального университета

г. Рязань

«ТЕНЬ НЕСОЗДАННЫХ СОЗДАНИЙ...». ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ПРИРОДА ТВОРЧЕСТВА В ПОЭЗИИ В.Я. БРЮСОВА

Природа в поэтическом пространстве В.Я. Брюсова представлена с точки зрения городского человека, где главным действующим лицом является человек с его сложным внутренним миром, а природа - лишь некое полотно, на котором разворачиваются важные события его жизни. Вместе с тем, именно в природном мире поэту виделся некий первоисток, к которому неизменно возвращается человек (в том числе и горожанин) в своих исканиях истины; при этом самого человека поэт воспринимал как звено в ряду других созданий.

Не менее важной является для В.Я. Брюсова тема природы творчества, процесса, по мнению поэта, часто не зависящего от воли пишущего. В подобном видении отразились искания и настроения времени, характер эпохи Серебряного века, склонной к мистификации и драматизации и крайним противоречиям.

Ключевые слова: натурфилософия, природа, творческий процесс, метафорическая образность, Серебряный век, В.Я. Брюсов, Г.В. Адамович, О.Э. Мандельштам.

Говоря о В.Я. Брюсове (1873-1924), отметим сразу параллель с творчеством другого поэта Серебряного века - Г.В. Адамовича (1892-1972), по крайней мере, несомненную схожесть в решении одной темы, близость их творческого кредо (несмотря на полное их различие). Это касается решения темы творчества, одного подхода к ней, выразившегося в рассмотрении природы творчества как уже существующего в мироздании и независимого от художника явления в виде неких первообразов, информационных структур и т.п.

В 1895 г. В.Я. Брюсов написал стихотворение «Творчество», первая строфа которого звучит следующим образом: «Тень несозданных созданий / Колыхается во сне, / Словно лопасти латаний / На эмалевой стене» . Эта же тема решалась и Георгием Адамовичем, и даже повторилась дословно в виде прямой реминисценции в стихотворении «Ничего не забываю...», датированным 1927 г., где поэт заявляет: «Ничего не забываю, / Ничего не предаю... / Тень несозданных созданий / По наследию храню» . Таким образом, Г.В. Адамович, рассматривая природу творческого процесса, видел в этом некую отстранен-

ность художника от его произведения и самого акта творчества, а заодно и подчеркивал преемственность литературной традиции.

Удивительно другое: природа творчества настолько волновала воображение, что стала предметом пристального внимания многих поэтов. Через сорок лет после В.Я. Брюсова и семь лет после Г.В. Адамовича еще один поэт напишет странные строки: «Быть может, прежде губ уже родился шепот, / И в бездревесности кружилися листы...» . Это слова О.Э. Мандельштама (1891-1938). Можно констатировать, что поэтов волновала некая «тень несозданных созданий», ведь все они в данном случае одинаково смотрели на природу творческого процесса, улавливая в нем божественную суть и видя в нем нечто мистическое, тайное, а главное - не зависящее от воли. Этот подход находит отражение в творчестве многих поэтов (и не только Серебряного века) и отчасти связан с понятием ноосферы, введенным В.И. Вернадским. «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу», - писал ученый в работе «Несколько слов о ноосфере» и делал поразительный вывод: «Человек должен понять <...>, что он не есть случайное, независимое от окружающей биосферы или ноосферы - свободно действующее природное явление» . «То, что мы называем материально-вещественным миром, для нас действительно является знакомым, родным, привычным. Но другой мир - мир души - не менее реален, хотя никому не удалось его ни увидеть, ни потрогать. В данном случаем мы можем говорить только о том, что мы его чувствуем. Но для науки это не является доказательством. Наука строит свои доказательства на фактах, она их собирает, накапливает, приводит в систему, для нее важна их повторяемость, цикличность, на основании чего высказывается гипотеза, которую еще предстоит не раз проверить. А здесь - мир чувств, даже не чувств, а предчувствий, предощущений, почти мистической интуиции - неосязаемый, невидимый, неслышимый, недоступный.

И материалист сомневается: а существует ли он? И не является ли он чудесным вымыслом платонической души, основанным на стремлении к красоте и совершенству?

Но ведь мы говорим сегодня о едином информационном поле Вселенной, о существовании которого догадывались К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Они называли его ноосферой или сферой разума, некой надпланетной оболочкой, появившейся в результате мыслительной деятельности человечества.

Это поле, словно мягкое облачко или теплый пушистый кокон, окутывает нашу землю со всех сторон, и все мысли, все великие идеи, все творческие прозрения - оттуда. И потому между великими поэтами, учеными, учителями человечества и существуют эти великие параллели, ибо они могут улавливать токи Вселенной тончайшими струнами своей души» . Видимо, В.Я. Брюсов «струнами своей души» улавливал эти токи, если видел своим внутренним зрением «тени несозданных созданий». Кстати, современные ученые развивают мысль В.И. Вернадского. Так, известный современный языковед, доктор филологических наук Л.И. Скворцов пишет: «Зародившись на планете, ноосфера имеет тенденции к постоянному расширению, превращаясь, таким образом, в особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы. Мы живем в мире сложных космических и планетарных взаимодействий. Ведь человечество - это часть тех взаимопроникающих сил, которые влияют на окружающий мир своей «мыследеятельностью» .

Творчество В.Я. Брюсова, как и творчество любого поэта, привлекает афористичностью, яркостью высказываний, метафоричной глубиной. Вот и и у него мы обнаруживаем подобные строки: «Свершатся сроки: загорится свет...», «Разоблаченных тайн святой родник. Их упоит в бессонной жажде знанье...», «Быть может, все в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов...», «Дышать грядущим - гордая услада...» и т.д.

Поэты Серебряного века часто обращались к теме времени, к размышлениям как о грядущем, так и о древности, видя в минувшем параллели переживаемым дням или же возможность ухода от проблем и перекидывая мостки к современности. В стихотворении «Халдейский пастух» взор поэта В.Я. Брюсова также устремлен к древности: «Божественный пастух. Среди тиши и мрака / Ты слышал имена, ты видел горний свет: / Ты первый начертал пути

своих планет, / Нашел названия для знаков Зодиака» . Древность привлекала В.Я. Брюсова своим колоритом, неизведанностью, загадками, он чувствовал и свою собственную нерасторжимую связь с нею. В самый последний год девятнадцатого столетия, в 1899 г., поэт написал стихотворение «В дни запустений», в котором ярко отразились его политические настроения. Поэт, словно предчувствуя будущее, рисует страшную картину, которая наступит «в дни запустений»: «Прочтя названья торжищ и святилищ, / Узнав по надписям за ликом лик, / Пришлец проникнет в глубь книгохранилищ, / Откроет тайны древних, наших книг» . Социальные ли потрясения или дни апокалиптического Страшного Суда станут причиной такого запустения, для поэта не суть важно, а то важно, что он мог ощущать себя для будущего искателя истины предшественником, предком. И он обращается к нему: «Желанный друг неведомых столетий! / Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! / Внемли же мне, о, слушай строки эти: / Я был, я мыслил, я прошел, как дым...» . Вот она - скоротечность жизни человеческой, краткость бытия, которая и осознается-то не сразу, а когда осознается - остается лишь этот поэтический «дым».

Философия природы у В.Я. Брюсова, на первый взгляд, кажется простой и безыскусной. Природа - полотно, на котором разворачивается некое действо. Но человек в поэтическом мире В.Я. Брюсова оказывается более близким городу, нежели собственно природе. «Я люблю большие дома и узкие улицы города», - признавался поэт, хотя он прекрасно понимал изначальную чуждость и даже враждебность города природе. Он писал: «Твоя безмерная утроба / Веков добычей не сыта, / В ней неумолчно ропщет Злоба, / В ней грозно стонет Нищета» . И все же... его восприятие природы - это восприятие горожанина. И вдруг его лирический герой, подобно древнему язычнику, в стихотворении «У Земли» с мольбой обращается за помощью к Земле: «Помоги мне, мать-земля!». И он признается ей, своей заступнице, которая «всему живому - мать»: «Я тебя чуждался, мать, / На асфальтах, на гранитах... / Хорошо мне здесь лежать / На грядах, недавно взрытых...» .

Его лирический герой, словно библейский блудный сын, возвращается к своему отцу, родному истоку: «Я - твой сын, я тоже - прах, / Я, как ты, - звено созданий». В стихотворении «По меже» (1910) поэт словно повторяет эту мысль: «Итак, я вернулся, я - дома? / Так здравствуй, июльская тишь, / И ты, полевая истома...» . Через два года в стихотворении «Земле» высказаны те же заветные мысли: «Как отчий дом, как старый горец горы, / Люблю я землю: тень ее лесов» . И высказаны эти мысли очень эмоционально, вплоть до того, что даже райские блаженства не могут утишить и уменьшить эту его любовь. «В эдеме вечном, где конец исканьям, / Где нам блаженство ставит свой предел, / Мечтой перенесусь к земным страданьям, / К восторгу и томленью смертных тел» . Последняя строфа стихотворения и вовсе сродни молитвенному песнопению: «Я брат зверью, и ящерам, и рыбам, / Мне внятен рост весной встающих трав. / Молюсь земле, к ее священным глыбам / Устами неистомными припав!» [Там же].

Вспомним, что В.Я. Брюсов смотрел на человека как на «звено» в бесчисленном множестве созданий. Но все они, по мысли автора, должны быть кем-то сотворены и ведомы. Не случайно поэт, наблюдая летящие по небу облака и сравнивая их с кораблями, глубокомысленно замечает, что «нас ведь должен с палубы видеть кто-нибудь». Так простая картина летящих облаков приобретает у поэта метафорически-неоднозначное и символическое звучание.

Подобная метафорическая неоднозначность ярко проявляется у поэта в используемых им эпитетах, характеризующих природный мир: тишина у него - звонко-звучная, луна - лазоревая, месяц - обнаженный, льды - дерзкие, медведи - медленные, лен - младенческий, снег - одноцветный. Но каково место человека в этом мире?

Человек В.Я. Брюсова не просто осознает свою смертность и конечность, он утрирует это свое осознание и словно впадает в материалистический раж, и даже с вызовом отрекается от вечности («Мне вечности не надо!»). Но чего же надо ему, что в таком случае является для него главным и желанным? Напрасно думать, что объектом его устремлений являются земные и временные блага, он слишком сложен для такого прямолинейного и меркантильного решения. Скорее, он смотрит на мир как ученый и натурфилософ, и потому ему важно

бесстрастие (но не равнодушие), способность быть объективным, умение подняться над обстоятельствами. Подобная линия поведения, по сути, нравственно-этический завет («Хвалу и клевету приемли равнодушно») - в традиции русской литературы. Но эта традиция уходит своими корнями вглубь эпох, и, как ни странно, очень близка идеалам вайшнавизма, одного из направлений индуизма. Вишну и его аватары (Кришна, Рама) учили своих приверженцев умению отстраниться от земных привязанностей (быть, как Бог над битвой), видеть во всем происходящем божественную суть и пытаться смотреть на окружающий мир всего лишь как на иллюзию, поняв и презрев преходящую ценность материального. Поэт словно вторит этому древнему учению: «Всего - будь холодный свидетель, / На все устремляя свой взор» . Казалось бы, его увлекают идеалистические ценности, и все же Брюсов-материалист иногда побеждает Брюсова-идеалиста.

В 1906 г. он пишет стихотворение «Хвала человеку», предваряя его эпиграфом из Софокла: «В мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего», и развивает здесь мысль о величии человека, его триумфальном шествии по планете («петь заставил вещий молот») и победе над природными стихиями («камни, ветер, воду, пламя ты смирил своей уздой»), что, впрочем, вполне в традиции литературы и искусства начала XX в., его первой половины, связанной с эпохой индустриализации. Именно тогда была сформирована концепция конструктивизма, в искусство буквально ворвались идеи машинной индустрии. Собственно, это было началом того, что назовут потом техногенной цивилизацией и чему мы в настоящее время являемся свидетелями, со всеми ее плюсами и минусами. Горьковская фраза «Человек - это звучит гордо» станет буквально определенным кредо, которым руководствовались деятели литературы и искусства.

Это соотносится с другим стихотворением, в котором В.Я. Брюсов, называя себя «рабом земли» («Детские упования»), тем не менее, мечтает и пророчит «о великом имени земном» и о том, что «мы должны нести другим планетам благовестье маленькой Земли» . Кажется удивительным, что поэт, профессиональный литератор, казалось бы, будучи далеким от подобных тем, задумывался, по сути, об освоении космического пространства. Невольно после этого думается о том, что поэзия - это некий прорыв в неведомое, и что каждый поэт - провидец. Видимо, совсем не случайно подобные настроения были особенно близки духу времени, характеру Серебряного века; эпохи, склонной к мистификации и драматизации и полной «восторженного трагизма».

Библиографический список

1. Вернадский, В.И. Труды [Электронный ресурс] / В.И. Вернадский. - Режим доступа: http://www.lib.ru/FILOSOF/WERNADSKIJ/mysl.txt (дата обращения: 12.02.2013).

2. Ковчег: Поэзия первой эмиграции / сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. - М. : Политиздат, 1991. - 511 с.

3. Мандельштам, О.Э. Стихотворения, проза, записные книжки / О.Э. Мандельштам; вступ. статья, сост., коммент. Н.А. Гончар-Ханджян. - Ереван: Хорурд. грох, 1989. - 384 с.

4. Поэты Серебряного века / ред.-составитель Н.И. Сазонов. - Йошкар-Ола: МПИК; Марийский поли-графич.-издат. комбинат, 1999. - 560 с.

5. Рыжкова-Гришина, Л.В. Свеча Земли. Творческий путь Н.И. Тряпкина: монография / Л.В. Рыжкова-Гришина. - Рязань: Скрижали; РИБиУ, 2012. - 295 с.

6. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о русской речи: кн. для учащихся / Л.И. Скворцов. -2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 2007. - 208 с.

L.V. Ryzhkova-Grishina Moscow Psychology and Sociology University, a branch in Ryazan "SHADOW UNCREATED BUID...". PHILOSOPHY OF NATURE AND THE NATURE OF CREATIVITY IN THE POETRY V.Y. BRYUSOV

Nature in a poetic space V.Y. Bryusova represented in terms of the urban man, where the protagonist is a man with his complex inner world, and nature - a kind canvas on which unfold important events of his life. However, it is in the natural world therefore saw a primary source to which people invariably returns (including citizen) in their quest for truth, while the man himself poet perceived as a link in a number of other creatures.

Equally important is for V.Y. Bryusova theme nature of creativity, process, according to the poet, often beyond the control of the writer. In such a vision quest and reflected the mood of the time, the nature of the Silver Age, prone to hoaxes and dramatization and extreme contradictions.

Key words: natural philosophy, nature, the creative process, metaphorical imagery, Silver Age, V.Y. Bryusov, G.V. Adamovich, O.E. Mandelstam.

1. Vernadsky V.I. Proceedings. Available at: http://www.lib.ru/FILOSOF/WERNADSKIJ/mysl.txt (date accessed: 12.02.2013).

2. Ark: Poetry first emigration. Moscow, Politizdat, 1991, 511 p.

3. Mandelstam O.E. Poems, prose, notebooks. Entered. article, ed., comments. N.A. Gonchar-Khanjian. Yerevan, Horurd. Writer, 1989. 384 p.

4. Poets of the Silver Age. Compiled and composer N. Sazonov. Yoshkar-Ola, Ed. center "MPIK" Mari Poligraphic and Publishing Center, 1999. 560 p.

5. Ryzhkova-Grishina L.V. Spark Earth. Creative way N.I. Tryapkina, Ryazan, Skrizhali, RIBiU, 2012. 295 p.

6. Skvortsov L. I. Ecology words, or talk about the Russian language. Vol. for students, 2nd ed., rev. and ext. Moscow, Education, 2007, 208 p.

Рецензенты:

О.В. Барский, кандидат филологических наук, доцент, Омская гуманитарная академия; А.Э. Еремеев, доктор филологических наук, профессор, Омская гуманитарная академия.

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,

В звонко-звучной тишине,

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуке реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

Свое стихотворение В. Я. Брюсов написал 1 марта 1895 года. Это стихотворение вошло в его первый сборник лирики.

Читая стихотворене "Творчество", невольно задумываешься: "Кто мог написать эти строки? Безумец, место которому только в психиатрической больнице". Так считали и многие современники автора этих строк. Действительно, в стихотворении все необычно, не укладывется в рамки сознания. "Фиолетовые руки", которые "чертят звуки", "месяц обнаженный", "звуки ластятся"...Бред, абсурд!

Но если взглянуть на картины Марка Шагала, кубические лица Пикассо - увидим, что само искусство того времен было абсурдным, но не лишенным смысла. Все это объясняется тем, что эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве.

Необходимо также помнить, сто Брюсов- "отец русского символизма". Именно ему принадлежат слова, что "символизм - поэзия намеков"

Валерий Брюсов ворвался в мир стихов в конце девятнадцатого столетия как представитель «молодой», новой поэзии (символизма), создаваемой им по примеру французов Верлена, Маларме и Рембо. Но не только символизм интересовал в то время молодого поэта. Как-то он озадачил публику своим эпатажным моностихом о бледных ногах, заявив тем самым о праве художника на не ограниченную творческую свободу. На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал сильных личностей, персонажей истории или мифов, находясь под влиянием философии Ницше. Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.Но свободу ценил поэт превыше всего. В его раннем стихотворении под названием «Творчество» конкретного героя нет, вернее, он – созерцатель. И его глазами читатель видит происходящее.Но анализ стихотворения Брюсова «Творчество», как и всякого другого произведения, необходимо начать с указания дня и года его создания. Оно было написано первого марта 1895 года и вошло в сборник «молодых» стихов «Шедевры».Анализ стихотворения Брюсова еще раз подтверждает основную мысль автора о том, что художник свободен в выборе

темы, и ею может стать даже мистический процесс созидания.О том, что произведение относится к символизму, говорит многое. Например, лексика, которую использует автор для изображения странных, необычных образов: лопасти латаний (растопыренные в виде пятерни листья), словно фиолетовые причудливые руки на стене эмалевой чертят не линии, а звуки, не нарушая при этом «звонко-звучной тишины». Перед читателем предстает странный фантастический мир: возникают ниоткуда прозрачные беседки («киоски»), «несозданные» создания, блестящие в свете двух лун, вернее, лазоревой луны и «обнаженного» (без облаков) месяца. И весь этот процесс окутан тайнами и снами.Анализ стихотворения Брюсова выявил использование таких выразительных средств, как цветопись и звукопись. В тексте будто бы присутствуют фиолетовый и лазоревый цвета, а эмалевая стена почему-то ассоциируется с белым, хотя, видимо, имелось в виду качество ее поверхности – гладкость. Сонорность часто повторяемых «л», «р», «м» и «н» призвана создать ощущение медленности, плавности движений, будто все происходит под водой. Музыка этого стихотворения завораживает!Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках. Анализ стихотворения Брюсова показывает, что строки, повторяясь, сцепляются друг с другом, создавая сплошной поток фантастического сознания и чувств. Брюсов стихотворение «Творчество» разворачивает медленно, как бы говоря, что ничто не создается сразу, никогда нельзя знать ничего наверняка. Образы зыбки, нечетки, они постепенно угадываются лирическим героем. Возможно, этот мучительный процесс исканий сути и называется «мукой творчества»? се стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности. Как только иллюзорный образ оказывается на ярком свету под взором пытливого критика, он тот час же рассыпается, не давая никакой возможности пристально и внимательно его изучить. Такова его воздушная и хрупкая природа!