Названия цветов в поэзии С. А. Есенина. Сочинение на тему: "Цветовая символика в любовной лирике А. Блока и С. Есенина"

Сергей Александрович Есенин - яркий и талантливый поэт. В своем творчестве он разрабатывает поэтическую концепцию человека в этом огромном и пестром мире. Поэзия Есенина многоцветна, но не просто наделена красками, а органически слита музыкальностью и цветом с внутренним миром поэта и тем окружающим пространством, в котором он живет и творит.

В его ранней поэзии, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым «снегом черемухи». Сама Русь, величавая и неторопливая, шагнула на страницы есенинской лирики. Она еще спящая, безмятежная, освещенная золотыми лучами месяца.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге,

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

Но знакомство с городом приносит в поэзию Есенина иныбл краски - серую и черную, золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета. Город чужд поэту, с его любовью к шири и простору необъятных полей.

Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,

И, схилясь, двигались их груди.

Что чешуя скорузлых рыб.

Как об ножи стальной дорогой

Рвались на камнях сапоги,

И я услышал зык от Бога:

«Забудь, что видел, и беги»

Вновь в поэзии Есенина звучат деревенские мотивы, дорогие с детства картины всплывают в его душе. Но уже другие цвета появляются в его стихотворениях. Действительность отрезвила поэта, показала разные стороны жизни. На смену безмятежной юности пришла зрелость, опыт и первые горькие разочарования.

Отныне в его стихах будут преобладать красно-бордовые оттенки, цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом.

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Временами поэта заполняет «половодье» воспоминаний, возвращаются в его лирику зелено-голубые краски, нежность переполняет его стихи. Он безмерно любит свою «убогую» Русь, не надо ему другой земли, но как истинный художник и патриот он хочет перемен к лучшему. Прогресса не остановить, что бы он ни нес с собой. Поэт с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину, привычную, безмятежно дремлющую, но уже погибающую под напором прогресса.

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя.

На лапах чугунный поезд?

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужелъ он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Повзрослевший поэт смотрит на окружающий мир мудрыми, все понимающими глазами. Его охватывает грусть от быстротечности времени. «Все мы, все мы в этом мире тленны», но бег времени не остановить, и поэт принимает данность такой, какая она есть. Ему жаль времени, растраченного впустую, может быть, поэтому краски в его стихах резко поменяли свои цвета. Отныне бордово-красный и золотой будут основными в его стихах. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года. Это красивая и яркая пора, но она грустна, так как за ней идет зима - старость с контрастными белым и черным цветами. Нет уже того буйства цвета и «половодья чувств».

В 1925 году как-то очень трагично и безысходно зазвучала поэзия Есенина. Он старается достойно завершить начатое, но грусть прорывается в каждом стихотворении. Неизбежность ухода почти фатальная. Поэт как бы видит свой конец, ничего не предпринимая, чтобы остановить неизбежное.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель.

Синь очей утративший во мгле.

Эту жизнь прожил я словно кстати.

Заодно с другими на земле.

И еще безысходнее звучат эти строки:

До свиданья, друг мой, без руки, без слова.

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Но для читателей Есенин остался все же молодым и необычайно лиричным поэтом. Его стихи, наполненные любовью к России, учат нас быть преданными ей, стране, которую он так любил. Поэт завещает нам нести эту любовь и преданность России - великой стране, нашей общей Родине.

Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт - это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то «синью, упавшей в реку», то кроткой и безмятежной, то мятущейся и гордой, но всегда бесконечно любимой. Топи да болота, Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес. Есенину сродни необозримые просторы России, он мыслит космическими масштабами, включая в свои стихи землю и небо. Дух захватывает от образов, которыми мыслит поэт, от эпитетов, которыми награждает все сущее. Любимым приемом автора является олицетворение. Он обращается к деревьям и травам, рекам и озерам, степям и полям, как к близким друзьям, включая их в свой доверительный разговор. Отсюда особое родство поэта с окружающим миром, полное слияние с природой, к которым постоянно стремится автор. Если нет этой гармонии, поэт испытывает тоску, грусть, дискомфорт. Его друг - природа чутко реагирует на состояние автора, или наоборот. Есенин прекрасно видит настроение окружающего мира, умеет чутко передать его в красках. Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льнет благодать. Серым веретьем стоят шалаши, Глухо баюкают хлюпь камыши. Красный костер окровил таганы, В хворосте белые веки луны. Контрастные цвета создают внутреннюю напряженность повествования, психологизм присутствует в каждом двустишье. Удивительно точно и драматично передана поэтом тоска, звучащая в русской народной песне, ее лирическая красота. Зеленый и голубой - традиционные цвета России в поэтическом мире Есенина. Автор часто соединяет их, давая как оттенки один другого. С детства воспитанный в православной семье, Есенин не мог не знать, что голубой цвет - это покровительство девы Марии, заступницы Руси, и цвет непорочности, чистоты. Такою он видит свою родину - возвышенной и прекрасной. За темной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягненочек кудрявый - месяц Гуляет в голубой траве. Позже появится серый, вместо золотистого - лимонно-желтый. Таким представляется автору бездушный город, со зданиями- скелетами, улицами- «каменными пещерами». Нет гармонии в окружающем мире, и в поэтике слышится диссонанс: «визжат дроги», «стонет коровий рев теней»... Совсем иное видится поэту на родных просторах; он ощущает радость, путешествуя по отчему краю. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. Поэтический дух Есенина напрямую связан с настроением поэта, общим состоянием окружающего его мира. Со зрелостью и мудростью он связывает багрово-красные и золотисто-оранжевые тона. Отговорила роща золотая, Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Не обагрят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Удивительно нежная, напевная и красочная поэзия Есенина оставляет в душе читателя неизгладимый след, учит быть преданным, самоотверженным и верным сыном великой и многострадальной страны - России.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Роль цвета в поэтическом мире С. Есенина . И в закладках появилось готовое сочинение.

В своем творчестве Сергей Есенин демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ крашения. В некоторых его стихотворениях нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила жёлтые поводья месяца

Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. К примеру, в стихотворении "Дымом половодье" общим фоном является желтый ("Жёлтые поводья/ Месяц уронил"), который затем переходит в рыжий ("Церквами у прясел/ Рыжие стога"), а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах: "Чёрная глухарка/ К всенощной зовет/ Роща синим мраком/ Кроет голытьбу". В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: "красный конь" как символ революции или "черный конь", всегда несущий смерть.

Также Есенин может создавать один цвет из множества оттенков:

Желтый: рыжие щенята

Ржаной закут

Золотящиеся рогожи

Золотые глаза,

Песнь о собаке

Утром в ржаном закуте

Где златятся рагожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Красный: багряные кусты

розовый закат

алый как ягод

Стремясь получить нужный оттенок не пренебрегает даже краской тараканьей.

Словом, дело было не только в яркоцветности как таковой. Большой художник, Есенин оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души. Его цветовая гамма способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённости, придала свежесть образам. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое бризжет и переливается в есенинских стихах.

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира.

1 из 24

Презентация - Цветовая символика лирики С. Есенина

Текст этой презентации

Златокудрый витязь
русской поэзии
Цветовая символика лирики С. Есенина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Литература. 11 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.

Цели и задачи:
Систематизировать данные о цветописи лирики Сергея Есенина Выделить доминирующие цвета. Провести параллель стихов Есенина с древнерусским искусством. Рассмотреть смысловую нагрузку лирики Есенина через цветовое восприятие. Научиться анализировать цветовую символику Есенина с дальнейшим выходом на творчество других поэтов.

1.Когда родился Сергей Есенин? 2.Где родился Сергей Есенин? 3.Кем были родители поэта? 4.Какое образование получил поэт? 5.Когда он начал писать стихи? 6.Встреча с каким поэтом определила творчество Есенина? 7.Как относился поэт к Октябрьской революции? 8.Назовите основные мотивы лирики Есенина? 9.С какими русскими поэтами дружил Есенин? 10.Какая знаменитая танцовщица была музой поэта? 11.Сколько детей было у Есенина от брака с З. Райх? 12.Как называется лироэпическая поэма С.Есенина? 13.Когда и где закончилась жизнь великого поэта? 14.Назвать исторических лиц, которым посвящал свои произведения поэт. 15.Сколько лет прожил великий поэт?
Проверка знаний путем тестирования:

Отговорила роща золотая...

Лирика С.Есенина сверкает всеми цветами радуги

Еще А.Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками.
Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Есенину близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи
«Под красным вязом крыльцо и двор» «На синих окнах накапал лик» «Луна под крышей, как злат бугор»

Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи. В его лирике синий цвет от перламутрового, голубого до темно-синего.
«В прозрачном холоде заголубели долы» «Летний вечер голубой» «Голубизна презримой гущи» «Синяя вьюга»
Синий цвет.

Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое. Ведь именно излюбленная синева Есенина напоминает древнерусскую фресковую живопись.

Зеленый цвет
Зеленая прическа, Девическая грудь. О, тонкая березка, Что загляделась в пруд?
Этот цвет - цвет молодости, цвет юности

Желтый цвет
Есенин – осень – есень – ясень – весень
«Зелень золотистая». «Осень – золотых дел мастер – «златит холмы». «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота»

Чаще всего один из основных цветов Есенина, красный или жёлтый, складывается из множества оттенков: «рыжие щенята», «ржаной закут», «золотыми звездами», «багряные кусты», «алый сок ягод», «розовый закат»

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». «Красной водой поливает восход», «На закат ты розовый похожа…»
Малиновый цвет

Белый и черный цвета характерны для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. «Черный человек»
Белый и черные цвета
Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки и лунный луч. «Белоснежное перо» «Белая чремуха» «Белая луна»

Размывание цвета
Есенин, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга.
«Жёлтые поводья» «Рыжие стога» «Чёрная глухарка» «Роща синим мраком»

Символическое значение цветов в лирике Есенина
«Красный конь» – символ революции «Черный конь» – всегда несущий смерть. «Розовый конь» – образ молодости
Вывод: Цветовая гамма поэта способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённости, придавала свежесть образам. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах

Сыплет черёмуха снегом…
Связь цвета в лирике поэта с его внутренним миром.
В ранней поэзии, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым “снегом черемухи”.

В перламутровую, ясеневую «свежесть» врывается горький жёлтый цвет, звучит мотив «погибшей души».
«Жёлтая дорога – дорога в никуда»
Весной и солнцем на лугу Обвита жёлтая дорога, И та, чьё имя берегу, Меня прогонит от порога.

«Бродил я в каменной пещере» «Из щелей выдолбленных глыб»
Знакомство с городом приносит в поэзию Есенина иные краски: серую и черную. Золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета

Отныне в его стихах будут преобладать красно-бордовые оттенки, цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом.

«Чугунный поезд» «Красногривый жеребенок» «Стальная конница»
Поэт безмерно любит свою “убогую” Русь. Он с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину, погибающую под напором прогресса.

В 1925 году как-то очень трагично и безысходно зазвучала поэзия Сергея Есенина. Поэт как бы видит свой конец, ничего не предпринимая, чтобы остановить неизбежное. Из творчества исчезают краски, стихи его звучат, как прощание, как грусть по уходящей жизни.

Вывод: Живая, празднично – яркая, сверкающая цветами всех переливов русская жизнь – всё это Есенин принёс с собой, как бы олицетворив то самое «стремление к разрыву с отвлечённым», которое Блок считал спасительным для русской поэзии.

К творчеству Сергея Есенина я обратилась не случайно. В связи с празднованием в 2005 году 110 летия со дня рождения большое внимание общественности было обращено на личность поэта, на историю его жизни и смерти, на творчество. Мы смогли увидеть по центральному телевидению многосерийный художественный фильм режиссера В. Безрукова «ЕСЕНИН», документальные фильмы «Дети Есенина», «Тайна смерти С. Есенина». В книжных магазинах появились новые издания стихотворений Есенина и книги о его жизни. По мнению библиотекарей и продавцов книжных магазинов, книги о Есенине стали очень популярны, интерес к творчеству поэта возрос. Есенин также является моим любимым поэтом. Он выдающийся мастер в использовании цвета.

Каждый человек воспринимает мир по–своему, пытаясь выразить мысли и чувства и через цветовосприятие. Случайно ли люди отдают предпочтение тому или иному цвету? Взаимосвязаны ли выбор цвета и характер человека, его настроение, мысли и чувства? Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство. Примером цветовой картины мира можно считать поэзию Есенина. Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель Цель:

Доказать, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.

1. изучить имеющийся научный материал по теме исследования;

2. выявить все цветообозначения в поэзии Есенина (1910 -1925)годов;

3. осуществить классификацию цветовых единиц поля и установить особенности их функционирования;

4. установить преобладающий, любимый цвет поэта;

5. соотнести преобладающий цвет с личностью поэта.

При анализе языкового материала мы используем следующие методы и приёмы исследования:

1) описательный (проводится путем сплошной выборки лексических единиц со значением цвета);

2) метод компонентного (статического) анализа: число выявленных фактов, их функциональную нагрузку - количество словоупотреблений той или иной языковой единицы, соотношение единиц определённого тематического поля по всему объёму материала и т. д.

Решение данных задач должны подтвердить гипотезу: Если Есенин в своих стихах и в жизни отдает предпочтение синему цвету и его оттенкам, то это можно связать с личностью самого поэта, или, по мнению Марка Шагала, «есть цвета, которые принадлежат определенным странам и определенным людям».

Объектом моего исследования стала лирика С. Есенина (1910 -1925) годов.

Предметом исследования являются цветообозначения в стихотворениях Есенина.

Основным источником для сбора материала послужили книги: книга Н. И. Шубниковой-Гусевой «Сергей Есенин в стихах и жизни»:Стихотворения,. В которую вошли стихотворения на основе которых были проведены исследования. Книга Бахилиной Н. Б. «История цветообозначений в русском языке. »1975. 287с. о значения цветов.

Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер данные исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества Есенина, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО, МХК.

В своей работе, рассматривая большое количество стихотворений Есенина, я пытаюсь практическим путем доказать, что преобладающими цветами в стихотворениях поэта являются синий и его оттенки, золотой и его оттенки, белый, красный и его оттенки.

Есенин и цвета.

Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он ставил богатое поэтическое наследие. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца, пленяя яркими чудными звуками, красками, необыкновенными запахами. В 1905 г. А. Блок написал статью “ Краски и слова ”, где сетовал что современные “ взрослые писатели ” “ отупели к зрительным восприятиям ”. “ Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов ”. Блок, предсказал неизбежность появления поэта, который, “ схватив радугу ”, принесёт в русскую поэзию русскую природу, “ населённую многими породами существ ”, со всеми её конкретными “ далями ” и “ красками ” – “ не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте ”.

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью. Как справедливо заметил И. Сельвинский, “ такого глаза наша “ поэтическая живопись ” ещё не знала ”.

Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и преливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Недаром на рабочем столе Есенина, как рассказывала сестра поэта, всегда стояли букет голубых цветов или веточка сирени, настольная лампа с абажуром зеленого цвета, цвета весенней природы. Такая обстановка помогала художнику творить, рождать на свет настоящие шедевры.

Я уверена, что цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы монотонной, а мир скучным и неинтересным.

Изучив критическую литературу о цветописи в лирике Есенина, я попытаюсь провести своё наблюдение об использовании этого средства в стихотворениях поэта

Цель: определить, какие цвета использует поэт в своих стихотворениях.

Оборудование: Сборник стихотворений 1910 – 1925 годов 372 стихотворениях Есенина.

стихотворение год цитаты цвет

«Там, где капустные грядки» 1910 Красной водой поливает восход, красный

Зеленое вымя сосет. зеленый

«Поет зима – аукает» 1910 Седые облака седой

«Подражанье песне» 1910 Я смотрел из окошка на синий платок, синий

Кудри черные змейкой трепал ветерок. черный

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй алый

«Выткался на озере алый цвет зари» 1910 Выткался на озере алый цвет зари алый

Есть тоска веселая в алостях зари. алый

«Дымом половодье» 1910 Желтые поводья желтый

Рыжие строга рыжий

Черная глухарка черный

Роща синим мраком синий

«И. Д. Рудинскому» 1911 Солнца луч золотой золотой

Ход эксперимента:

1. Богата и ярка цветовая палитра лирики Есенина. Все цвета в ней - живые, природные. Золото солнца, красный цвет зари, черный сумрак ночи, зелень- полей, белизна снега и березовых стволов, серебро лунного цвета - вот живое многоцветье есенинских стихов. Но самый любимый его цвет – синий и его оттенки он составляет 34% от всех цветов.

Цель: определить, какие цвета являются преобладающими в ранней и поздней поэзии. Дать анализ цветовой палитры ранних стихотворений Есенина до1917г. (115 стихотворений) и поздних (после 1917г.) стихов

1. В ранней поэзии, еще очень спокойной и безмятежной, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым "снегом черемухи". Сама Русь, величавая и неторопливая, шагнула страницы есенинской лирики. Она еще спящая, безмятежная, освещенная золотыми лучами месяца. Русская земля - храм, небо и рай поэта. Золотой, серебряный, малиновый звон наполняет его ранние стихи.

2. Знакомство с городом приносит в позднюю поэзию Есенина иные краски - серую и черную, золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета. Город чужд поэту с его любовью к шири и простору необъятных полей. На смену безмятежной юности пришла зрелость, опыт и первые горькие разочарования. Отныне в его стихах будут преобладать цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом. Эти тона символизировали для поэта зрелость, которую он сравнивал с осенью года.

В поздних стихотворениях Есенин почти полностью отходит от былой многоцветности. Почти все стихи этого цикла насыщены трепетным дыханием синевы.

3. Соотнесем полученные результаты с исследованиями о значении цвета

Синий и голубой – символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому. Символ неба, воздуха, целомудрия, верности, духовности, веры. Символизирует мечтательные размышления. Означает и свободу, тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности.

Золотой – символизировал изначальный свет, божественный свет, из которого все возникает и в котором все растворяется. Символическое значение, как на древнерусской иконе. Небо и небесный свет. Храм и рай поэта.

Красный – (общеслав. ;ср. :красивый-красный; красный-краса). Цвет любви, горения, страсти, отваги, веры и бедных людей, героизма, великодушия, самопожертвования, огня. Это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Белый – (индоевроп. ;ср. :bha-«светить, блестеть», латышек, bals «бледный»; арм. bal«бледность», др. -инд. bhalam «блеск», греч. phalos «белый»). Символ чистоты, мира, благородства, совершенства, невинности, праздника.

Итак, в поэзии Есенина самые частые синий, золотой, красный, белый. Значит, поэзия Есенина в цветовом решении – это: небо, воздух, свобода; божественный свет; цвет любви, горения; символ чистоты, благородства.

Цель: Рассмотреть любимый цвет Есенина, выделив его оттенки. Определить основные образы, связанные с этим цветом.

Оборудование: Исследование №1 «Любимые цвета в лирике Есенина»

Ход эксперимента:

СИНИЙ, ГОЛУБОЙ символизирует и сознание, мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Он означает и свободу - светлый синий как бы свободен от земного притяжения, он парит, мысли человека свободны при созерцании этого цвета. Но он означает и тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности.

Стихотворение год цитаты цвет

«Подражанье песне» 1910 Я смотрел из окошка на синий платок синий

«Дымом половодье» 1910 Роща синим мраком синий

«Восход солнца» 1911-1912 В небе темно – голубом, темно – голубом

Небеса уж голубые голубой

«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха» 1912 Я играю на тальяночке про синие глаза синий

«Лебедушка» 1913-1915 А кругом цветы лазоревые лазоревый

«Кузнец» 1914 В голубом сиянье дня голубой

1. Любимый цвет в лирике Сергея Есенина - синий, и его оттенки (голубой, серебряный, лазоревый, темно голубой, седой, серый). Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Голубыми в поэзии Есенина бывают небеса и воды, дали и глаза, васильки и сама Русь - "голубая Русь". Этот цвет настолько пронзительный и живой, что он "сосет глаза". Есенин считает, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он так говорит Вс. Рождественскому: “ Россия! Какое хорошее слово И “ роса ”, и “ сила ”, и “ синее ” что-то! ”. (см. диаграмму №5)

2. Сергей Есенин использует синий цвет, чтобы, во-первых, подчеркнуть необъятность России, сравнивая ее с синим небом. Иногда синий похож на серый цвет, он не ярок, а тусклый. Голубой - холодный. Рядом с этим цветом метель, вьюга.

3. В мире Есенина мы выделяем образы, связанные с эпитетами синий, голубой которые встречаются и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.

Синие и голубые: небо, глаза, вечер, вода, цветы, река, мрак, Русь, край, руки, день, ставни дома, сад, долина, свет, родина, страна, огонь, море, мгла, голубь, рога, май, платок, лязг, рюмка, залив, ткань, брызги, сумрак, воздух, степь, туман ночи, роса, ширь, вьюга, дали, куща, полушалок, осень, час, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, счастье, овечка, гать, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол, звон, рюша, рты, гуща, высь, водопад, лужи, пыль, облака, губы, душа, струна души, метели, песня, окна, пашня, жерн, простор, сёла, лон, свечка, горы, покой, двери дня, твердь, темя, ливень, затоны, месяц, живот, роща, конница, рожь, степь, чащи, поле, осина, июнь, солома, деревня, накрап, дым, пожар, дрожь, свет небес, несказанное - нежное, прохлада, годы, погода, звезда, туман, кофта, отсвет лунный, шелест сирени, цветень мая, очи.

4. Я заметила, что в стихах 1910-1913 г. Прилагательное синий (цветовой эпитет) встречается редко, начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина.

Цель: выяснить, как связано преобладание в лирике Есенина синего цвета и его оттенков с личностью поэта.

1. Характеристика синего и голубого цвета;

2. Знак зодиака;

4. Фамилия;

5. Цвет глаз.

СИНИЙ. Поскольку это цвет неба, то его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если он нравится, это свидетельствует о и меланхоличности, такому человеку крайне важны чувство уверенности в себе, благожелательность окружающих. Синий - цвет мира и высшей гармонии. Символизирует внутреннюю уверенность, интерес к мировоззренческим вопросам, верность традициям, мечтательные размышления, так как смотрится тихо и спокойно. Он означает и свободу - светлый синий как бы свободен от земного притяжения, он парит, мысли человека свободны при созерцании этого цвета. Но он означает и тоску, стремление - с ним хочется унестись в "голубую даль", мысли отворачиваются от реальности. Голубой и синий тона – символ неба, океана, бескрайности, неподвижности и холода. Он строг и таинственен. (32)

Знак Сергей Есенин родился под знаком весов.

зодиака Стихия знака: воздух

ВЕСЫ Цвет принадлежащий весам: тёмно-синий, темно-голубой, голубой, белый, морской волны

Счастливые цвета - голубой.

Камень: лазурит, лунный камень.

Цветы: фиалки, сирень.

Отличительная черта Весов - артистизм и художественный вкус. Они не любят ярких цветов.

Характеру весов лучше всего соответствует два сезона осень и весна, своими неопределенностью, непостоянством, ожиданием перемен. Ценят, любят к свободу.

Благоприятные условия: жить надо на открытых ветреных местах, где масса свежего воздуха - сады, поля.

Обожают гармонию звуков, пенье птиц, поэзию.

Имя - Сергей – «высокочтимый»(лат).

СЕРГЕЙ Цвет имени: серебристо – серый.

Знак зодиака имени Сергей – весы

Качества: внутренняя жилка, любовь к музыке, кино, часто становятся актерами, композиторами, художниками, научными работниками, писателями, способными охватить проблему в целом. Интуиция Сергея сравнима с воображением великих поэтов и изобретателей. Чрезвычайная чувствительность.

Фамилия В Рязани есений значит – осенний. Видимо, корень этого слова идет от «осени».

ЕСЕНИН Есенин. Древнерусское инициальное «е» сменилось на «о»; един – один; елень – олень; езеро – озеро; есень – осень (основа фамилии Есенин по лексическому значению в одном ряду с основами фамилий Замянин, Весенин, т. е. предками их носителей были Земяня, Весеня, Есеня) .

Сергей Есенин хотел взять псевдоним Ясенин, так как он считал, что его фамилия происходит от слова ясный.

Цвет глаз «Светло – синие глаза» (Г. Ф. Устинов «Мои воспоминания о Есенине» (1926)), Сияние «небесных» глаз поэта(И. Эренбург). Светились его синие глаза. «Как васельки во ржи цветут в лице глаза» («Исповедь хулигана»,1920). Синеглазый (С. М. Городецкий «О Сергее Есенине» (1926)). Только светились глаза яркой лазурью из-за индевелых ресниц (М. П. Мурашев «Сергей Есенин»). В лирике Есенина они выражают полноту душевной жизни:

«глаза синее дня» («Алый мрак в небесной черни»,1915).

Люди с голубыми глазами - никогда не сомневаются в себе, настойчивы и импульсивны, уверенно идут к намеченной цели и успеха добиваются почти всегда. Мечтательность в них видимая.

Вывод к исследованию № 4.

1. Цвет весов тёмно-синий, темно-голубой, голубой, белый, морской волны – соответствует преобладающим цветам в лирике Есенина

2. Значение и характеристика цвета имени приближена к любимому цвету поэта.

3. Природа подарила Есенуну голубой цвет глаз

4. Все характеристики Есенина можно соотнести с его любимым цветом.

«Моя лирика, - отмечал Есенин, - жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

«Есенин говорил, что все его творчество – о России, что Россия – главная тема его стихов.

Без этой темы я не был бы поэтом. Мои стихи национальны!»

Закономерно, что основные цвета в лирике Есенина - это цвета его Родины, цвета российского флага.

Значение цветов российского флага переплетается с символикой цветов у Есенина.

Заключение

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

Считаю что цель, поставленная в начале работы, достигнута. Я подтвердила, что выбор цвета в лирике Есенина не случаен: он определяется мироощущением поэта, отношением к Родине и характерными чертами личности самого поэта.

Общие выводы:

Изучив раннюю и позднюю лирику Сергея Александровича Есенина я определила цветовые предпочтения поэта, и сделала вывод:

1. Преобладающие цвета в лирике Есенина: синий, золотой, красный, белый;

2. Любимый цвет Есенина – синий и его оттенки;

3. Этот цвет соответствует личности поэта (по гороскопу, по имени, даже по цвету глаз).

4. Есенин считал, что в самом имени “ Россия ” спрятано “ синее что-то ”. Он говорил: Россия! Какое хорошее слово И «роса», и «сила», и «синее» что – то!»

Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему национальную красочную гамму (золотой, синий, красный, белый).

В процессе выполнения работы я узнала много нового, интересного о творчестве Есенина, о значении цветов, улучшила навыки по составлению научно – исследовательской работы, расширила умение работы с разными источниками. Данные исследования можно использовать на уроке литературы при изучении творчества Есенина, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО, МХК.

Гипотеза моей работы - «есть цвета, которые принадлежат определенным странам и определенным людям» доказана на примере творчества и личности Сергея Есенина, так как любимый цвет Есенина соответствует его астрологическим данным, имени, фамилии и цвету глаз, его характеру и, самое главное, его отношению к России.

Преобладающие цвета в лирике Есенина - синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз.

(«Несказанное, синее, нежное...», 1925 г.)

Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний - пейзаж души лирического героя.

Любимые есенинские эпитеты - «синий» и «голубой» - постоянные спутники матери-родины, Руси и юности поэта: «Стережет голубую /Старый клен на одной ноге...»; «Май мой синий, июнь голубой!»

Показательно, что в поэме «Черный человек» и последнем - «зимнем» - цикле стихов, преобладают в основном два цвета - черный и белый:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(«Снежная равнина, белая луна...», 1925 г.)

Поэма «Анна Снегина» (1925) - «лучшее из всего, что я написал». Жанр поэмы определяют как лироэпический: внутренний, лирический, сюжет произведения не просто тесно переплетен, а неразрывно связан с рассказом о том, что «случилось, что стало в стране». «Образцом для подражания» Есенину послужил в стихах «Евгений Онегин», мотивы которого слышны в «Анне Снегиной» (дворянская тема, первая любовь героев, «разность» между автором и героем поэмы Сергеем).

В основе сюжета - реальные события: два приезда Есенина на родину в 1918 и 1924 гг. (в поэме действие происходит в 1917 и 1923 гг.); прообразом главной героини стала знакомая Есенина, помещица Л. И. Кашина.

В центре лирического сюжета поэмы - встреча летом 1917 г. «знаменитого поэта» со своей первой любовью:

Здравствуйте, мой дорогой!

Давненько я вас не видала.

Теперь из ребяческих лет

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт.

Какой вы теперь не такой!

Я даже вздохнула украдкой,

Коснувшись до вас рукой...

Мы вместе мечтали о славе...

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер...

Определяющими в развитии лирического сюжета поэмы являются строчки: «Ив сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет...» Встреча Сергея с Анной происходит в драматические дни: назревает революция, на фронте гибнет муж Анны (а Сергей - «первый в стране дезертир» - жив и здесь):

Теперь я отчетливо помню

Тех дней роковое кольцо...

Но было совсем не легко мне

Увидеть ее лицо.

Выше уже отмечалось «многоголосие» поздней лирики Есенина. Это в полной мере относится и к поэме, где события 1917-1923 гг. даются глазами самых разных людей: мельника, его жены, криушинских мужиков. Показательно, что и начинается поэма с рассказа возницы о том, как в Радове «скатилась со счастья вожжа»: криушане убили старшину их деревни. С тех пор «то радовцев бьют криушане, то рад овцы бьют криушан». Убийца старшины - Петр Оглоблин (фамилия говорящая) - нынешний вождь криушан. Именно он зовет Сергея в «помощники», чтобы ехать «к Снегиной... вместе... Просить». Происходящее оценивается автором не прямо, а через характеристику, например, того же Прона: «Оглоблин стоит у ворот / И спьяну в печенки и в душу / Костит обнищалый народ», и через детали. В тот визит с землей ничего не получилось: Сергей увел Прона из дома, где получили похоронку. Осенью этого же года «первым описывать барский дом» поехал брат Прона Лабутя, член Совета и «герой» войны, которому дается такая убийственная характеристика: «Мужик - что твой пятый туз: / При всякой опасной минуте / Хвальбишка и дьявольский трус». (Пятый туз - лишний туз в шулерской колоде.)

Объяснение Анны с Сергеем - кульминация в развитии лирического сюжета:

Я помню - Она говорила:

Оскорбила случайно...

Жестокость была мой суд...

Была в том печальная тайна,

Что страстью преступной зовут...»

Спустя годы Сергей узнает причину отказа «девушки в белой накидке»:

До этой осени

Я знала б счастливую быль...

Потом бы меня вы бросили,

Как выпитую бутыль...

Поэтому было не надо...

Ни встреч... ни вообще продолжать...

Тем более с старыми взглядами

Могла я обидеть мать.

Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны - пропасть меж «белой» и «черной» костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: в «лирику» вошел эпос. Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.

Композиция поэмы, как и многих лирических стихов Есенина, построена по кольцевому принципу.

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас...

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас, -

Так кончается первая глава. В заключительной главе, после того, как Сергей получил от Анны «беспричинное письмо» с лондонской печатью, в этих строках изменено всего одно слово. В любые, даже самые «суровые и грозные годы», внутреннее - мир души, чувства - главное для человека, это - неуничтожимо, вечно, и потому финальные строки поэмы:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Если домашнее задание на тему: » Особенности цветосветовой палитры Есенина оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      I. Пушкин - самый любимый поэт Есенина. «Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант». Стихотворение Пушкину. П. «...Меня все больше тянет «Я думаю, как прекрасна Земля и на ней человек», - с восхищением и гордостью писал удивительный русский поэт начала XX Сергей Петрович - студент третьего курса естественного факультета. Он некрасив, неумен, неловок, ординарен. Ему не удаются романы с женщинами, у О Есенине и его поэзии «Эта песня в сердце отзовется» Горой Советского Союза Сергей Борзенко рассказывал автору этих строк: - В августе «Не я выдумал этот образ, он... основа русского духа и глаза». Каждый есенинский образ (этот «сказочный оборотень») заключает в себе

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое