Монастырский приют для девочек. Социальное служение

Социально-реабилитационный центр «Детский приют Саввино-Сторожевского монастыря» для детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Предметом особого попечения Саввино-Сторожевской обители является Социально-реабилитационный центр «Детский приют Саввино-Сторожевского монастыря» для детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

3 апреля 2000г. было получено Благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на создание Православного Детского приюта милосердия для мальчиков-сирот при монастыре. Было разработано Положение о социально-реабилитационном центре «Детский приют Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря», согласовано с главой администрации г.Звенигорода и 30 марта 2001г. утверждено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II

Первые воспитанники поступили в Приют, располагавшийся в одном из монастырских строений (корпус №16), в марте 2002 г. К концу 2002 г. их количество составляло 14 человек..

Новое здание Приюта (бывшее здание детского сада, переданное местной администрацией монастырю), общей площадью 1000 м2, расположенное по адресу: г.Звенигород, Верхний Посад, Лапинский переулок, д. 27, было открыто после капитального ремонта в августе 2003г. Туда постепенно были переведены все воспитанники, количество которых к тому времени увеличилось до 28 человек. В настоящее время Приют располагается именно по этому адресу

Общая площадь земельного участка, отведенного Приюту, составляет 1 га. На этой территории, помимо самого здания Приюта, находятся также хозяйственные постройки, спортивная площадка, банно-оздоровительный комплекс, дом для сотрудников.

Курс реабилитации ребята проходят в соответствии с Положением о социально-реабилитационном центре «Детский приют Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря». Образование получают в Саввинской средней общеобразовательной школе. Также наши воспитанники постигают основы Православия, изучая закон Божий и церковно-славянский язык, получая духовно-пастырское окормление священнослужителей монастыря и духовника Приюта, знакомясь с православными традициями, выполняя утреннее и вечернее молитвенное правило, посещая богослужения и регулярно приступая к таинствам исповеди и Причастия.

Ребята участвуют в подготовке и проведении праздничных мероприятий для насельников и трудников монастыря и жителей г.Звенигорода, получают трудовые и профессиональные навыки, выполняя различные работы на территории Приюта, принимают участие в городских и региональных спортивных и военно-патриотических мероприятиях, регулярно совершают паломнические и экскурсионные поездки. Факультативно, дети посещают кружок керамистов, занимаются рукопашным боем, обучаются игре на различных музыкальных инструментах, хоровому и клиросному пению, учатся в иконописной мастерской. Летние каникулы ребята проводят на берегу Азовского моря в летнем лагере Приюта (Краснодарский край, Темрюкский р-н), а также в путешествиях по другим уголкам страны (Астраханская обл., Карелия, С.-Петербург, Псковская обл.) и на курортном лечении в санаториях г.Анапы.

За всё время существования Приют помог найти себя в этом мире и социально ориентироваться почти 100 воспитанникам. Судьбы ребят складываются по-разному, но многие из них периодически посещают Приют, с теплом вспоминая годы, проведенные в нем, а некоторые даже стали сотрудниками Приюта

Ребята участвуют в подготовке и проведении праздничных мероприятий для насельников и трудников монастыря и жителей г. Звенигорода, готовят праздничные спектакли и концерты. В приюте есть свой маленький кукольный театр.

В настоящее время в Приюте проходят реабилитацию 30 детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В основном это так называемые социальные сироты, а также ребята, оказавшиеся в асоциальной среде.

Приют, являясь подразделением монастыря, не имеет возможности использовать бюджетные средства, и его финансирование осуществляется исключительно за счет монастыря,

благодетелей Приюта и пожертвований частных лиц, поэтому рассматриваются любые предложения помощи и сотрудничества.
Обитель преподобного Саввы обращается ко всем православным христианам не быть безразличными к нашим детям. Они — будущее России, за которое в ответе перед Богом каждый из нас.

Одним из основных направлений деятельности Николо-Сольбинского женского монастыря является воспитание детей – будущего поколения духовно-нравственно и физически здорового. Мы хотим воспитать достойных граждан страны, православных христиан, преданных Богу и Отечеству, радеющих о пользе общества, способных создавать семьи и воспитывать так же своих детей.

В 2007 году при монастыре был открыт приют для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и общеобразовательная школа под названием «Добрая школа на Сольбе» с музыкальным уклоном. Школа имеет лицензию и государственную аккредитацию по основному и дополнительному образованию. Сейчас в приюте и школе более 90 воспитанниц.

В школе углубленно изучается музыка и пение. Детский хор “Сольба” принимает участие в фестивалях и конкурсах, дает концерты в разных городах России и за границей. Воспитанницы поют на клиросе в храме, по большим праздникам дают концерты в монастыре, учатся играть на фортепиано и скрипке.

Кроме того, девочки обучаются живописи, хореографии, домоводству, различным видам рукоделия, иностранным языкам, участвуют в олимпиадах, конкурсах и выставках, где часто становятся победителями. Есть своя театральная студия.

Выпускницы приюта и школы поступают в высшие и средние учебные заведения, создают семьи. Желающие посвятить свою жизнь Богу остаются в монастыре, в то же время продолжая свое образования в вузах.

Деятельность монастыря по воспитанию и образованию детей получила высокую оценку Департамента образования Ярославской области.

База всему этому – монастырь, жертвенное служение сестер, забота о формировании личности детей на нравственных и духовных основах, потому что там, где люди жертвенно вкладывают свои души ради Бога и любви к ближним, могут быть плодотворные результаты. В монастыре дети исцеляются не только физически, но и духовно – через Таинства Церкви. В окружающей обстановке они видят картину настоящей полноценной жизни. Окруженные заботой и вниманием сестер монастыря, они согреваются от их тепла и, сохранив это тепло в своей душе, могут нести его дальше в мирскую жизнь. Такие люди, воспитываясь с детства на духовном фундаменте веры и добродетелей, в дальнейшем подготовлены к самостоятельной жизни, они могут дать своим детям то, что получили сами – научить их жить по заповедям Божиим.

Заботы монастыря, связанные с детьми, с их воспитанием, образованием, лечением, духовным окормлением, обеспечением всех их бытовых нужд, с их физическим развитием, социализацией, организацией мероприятий, познавательных и паломнических поездок, отдыха, заботы о выпускницах, их дальнейшем устройстве в жизни – превышают, наверное, все прочие заботы.

Девочки очень благодарны всем, кто проявляет участие в их жизни, помогает приюту и монастырю. Дети всегда молятся о своих благодетелях, а детская молитва чистая и очень угодна Богу.

В 2002 году при возрождавшейся обители совершенно неожиданно для сестер, возник детский приют с символическим названием «Ковчег». В зимний морозный вечер, в самый канун Рождества, пришли в обитель первые шесть воспитанниц из находившегося неподалеку в селе детского приюта и попросились остаться навсегда. Некоторое время девочки жили в монастырской библиотеке, для строительства отдельного здания средств у обители не было. Но, почувствовав подлинную защищенность родительского крова, дети были готовы претерпевать все бытовые трудности и лишения поднимающейся обители наравне со взрослыми сестрами и потихоньку молились святителю Спиридону Тримифунтскому, преподобным Стефану Махрищскому и Серафиму Саровскому о том, чтобы у них появился свой дом. И за такое упование щедро одарил их Господь: уже через год у девочек появился отдельный корпус с уютной трапезной, гостиной, библиотекой, классом для занятий, большой игровой и живым уголком. Здесь, окруженные любовью и заботой сестер монастыря, девочки, наконец, обрели семью.

Сейчас в приюте 30 воспитанниц от 2 до 17 лет. Сестры монастыря стараются воспитывать девочек так, чтобы они имели понятие не только о жизни в монастыре, но и о мире вообще. Молитва, труд, уроки музыки, рисования, экскурсии, поездки по святым местам, все это развивает детей, формирует их духовно-нравственный облик. Девочки получают светское образование в местных общеобразовательной и музыкальной школах, за их здоровьем бережно следят монастырские сестры-медики, наши благотворители обеспечивают для детей летний отдых.

Особое место уделяется церковному воспитанию, девочки с удовольствием посещают воскресные и праздничные богослужения, участвуют в церковных Таинствах. Старшие обычно выстаивают всю службу, а маленькие располагаются рядком на ковре у раки преподобного Стефана.

При слове "приют" на ум приходит унылое холодное учреждение, наполненное безысходностью, страхом и чувством унижения. И в самом деле - подобные места, как правило, не святятся радостью, а попадают туда дети, не по своей вине оказавшиеся на обочине жизни из-за плачевных жизненных коллизий. Но так ли всё трагично?

Накануне мне удалось побывать в Свято-Никольском Черноостровском женском монастыре, где находится один из таких приютов, а вдобавок ещё и гимназия. Кстати, эта тема актуальная - в последнее время вокруг приюта скопилось много негатива и появился даже некий ореол скандальности. Почему вдруг? Если кому интересно - Гугл в помощь. Ну а я решил собственными глазами взглянуть на то, как там живут.


1. Полтора часа по Калужскому шоссе и мы в Малоярославце. Здешние места хорошо помнят события 1812 года - даже на монастырских вратах в своё время специально по личному распоряжению Александра I были сохранены следы французской шрапнели.

2. Встреча.

3. Черноостровский монастырь сейчас вполне благополучен, однако, позади у него история, полная невзгод и потерь. И разграбление в Смутное время, и почти полное разрушение в 1812-м, и печальные постреволюционные потрясения.

4. О жизни монастырского сестричества я расскажу в одном из ближайших постов, а это здание детского приюта "Отрада", открытого в самый разгар "лихих" 90-х по благословению патриарха Алексия II. Здесь воспитываются 60 девочек в возрасте от двух до семнадцати лет из самых разных уголков страны.

5. Новый корпус приюта был построен при поддержке НКО "Связь поколений" и сейчас в нём, не считая спален - 11 классных комнат, часовня, библиотека, компьютерный класс, комната отдыха, спортивный и концертный залы.

6. Учёба проходит в специально созданной для этой цели гимназии, по окончании которой барышни сдают экзамены и получают аттестат государственного образца. Кстати, помимо общеобразовательной программы, в ходу здесь хореография, живопись, лепка, рукоделие, вокал, сольфеджио, дирижирование. Конечно же, не обходится без греческого и церковно-славянского языков, основы древнерусского знаменного распева и византийской музыки.

7. Полно грамот, всех не перечесть, да это не так уж и важно.

8. На стенах развешаны акварели и гуаши с впечатлениями от поездок, в том числе, и зарубежных. Честно говоря, я был изрядно удивлён, узнав, что вопреки сложившимся представлениям о монастырском затворничестве, гимназистки путешествуют так, что иной трэвел-блогер позавидует. Италия, Израиль, Кипр, Греция, Болгария, Македония, Словакия и так далее. По православным, конечно же, маршрутам.

9. С обычной светской школой связывают, помимо прочего, такие стенды.

10. А как, собственно, проистекает учебный процесс? Давайте потихоньку заглянем в классы.

11. Впрочем, потихоньку заглядывать и не надо было. Барышни с удовольствием встречают заезжих гостей. Очередной разрыв шаблона - приготовившись увидеть приютских детей во всём нелицеприятном понимании этого образа, взамен знакомишься с открытыми и дружелюбными юными гражданами.

12. Вот, например - урок английского, преподаваемый, между прочим, носительницей языка из самых что ни на есть США. Правда, адаптированной для местных условий и именуемой "матушка Екатерина".

13. А так выглядит кабинет химии.

14. Факультативный урок рукоделия.

15. По окончании гимназии многие становятся студентами факультета православной журналистики (оказывается, есть и такой) Российского государственного социального университета. Понадеемся же, что эти милые создания не попадут под каток пропаганды, а будут верны профессии.

16. Но вдруг я услышал знакомые звуки любимого мною Бранденбургского концерта Баха! И точно, заглянув в актовый зал, я понял - в монастырских стенах в почёте далеко не только православные песнопения.

17. Добро пожаловать в уголок машинной вышивки. Интересно, на чьи же пожертвования такой навороченный станок?

18. Как раньше говорили - "с числовым программным управлением".

19. Перемещаемся в тренажёрный зал. В здоровом теле - здоровый дух и наоборот. Советский Светский врач непременно бы упомянул формулировку, согласно которой очень важна гармония физического и психического здоровья. А можно ещё и по Чехову - в человеке всё должно быть прекрасно!

20. Над чем так корпит юная воспитанница в гимназийной библиотеке?

21. А вот и прачечная, опровергающая бытующее мнение о вторичности "низменной и материальной" гигиены в монастыре.

22. Ого, здесь целые комнаты с яркой разноцветной одеждой! А как же хрестоматийное "белый верх, чёрный низ"?

23. Красивые!

24. Медицинский кабинет. Доктор в приюте приходящий, из городка.

25. Здесь же, в самом здании - часовня.

26. Интересно было понаблюдать, как дети с абсолютно светской радостью предвкушают обед. Да, начало и окончание приёма пищи в обители действительно по звонку, но ассортимент еды-то неплох. И это в постный день.

27. Но перед началом трапезы обязательная молитва, тут никуда не денешься.

28. А вот так выглядят комнаты, где живут девочки.

29. Рекреация для самых маленьких обитательниц.

30. Кстати, вот они.

31. Предметы интерьера детей постарше.

32.

33.

34. Всё-таки, удивительное дело... Какой бы унизительной и тягостной ни была прошлая жизнь попавшего сюда ребёнка, он всё равно будет вспоминать своих родителей, запечатлённых на постепенно выцветающих карточках. И мать-наркоманку, лишённую родительских прав, и отца, умершего от беспробудной пьянки.

35. Признаюсь, довольно трогательно было наблюдать, как при демонстрации собственноручно сделанного документального фильма, воспитанницы то и дело тыкали пальцами в экран - "ой, это я!", "а это я в три года!". Сегодня-то уже и женихов им впору подыскивать.

36. Я слышал много нелестного об этом приюте, поэтому и согласился посмотреть на всё собственными глазами. Но вот честно - не заметил ни у кого из гимназисток болезненной надломленности, той специфической религиозной отчуждённости, присущей многим набожным людям, проводящим добрую часть жизни при храмах и монастырях.

38. Ведь наверняка далеко не все из них решат продолжить церковную карьеру, а используют приютскую жизнь лишь как этап вынужденной социализации.

39.

40. Каково им будет в нашем агрессивном и малодружелюбном мире потом? Смогут ли они адаптироваться и не сломаться?

41. Хочется верить, что, как пелось в известной песне Максима Леонидова - без бед.

42.