Методика обществознание младшая школа лекции для. Привет студент

Вид программы: повышение квалификации для учителей обществознания.

Выдаваемые документы: удостоверение о повышении квалификации.
Промежуточная аттестация: зачеты, контрольные работы.
Итоговая аттестация: зачет.
Форма обучения: Заочная (дистанционная) (не отмечается в документах).
Стоимость обучения: 72 часа - 3500 рублей, 108 часов - 4000 рублей, 144 часов - 4500 рублей.

Занятия проходят на платформе дистанционного обучения: , либо по желанию слушателя материалы высылаются на электронную почту.

Срок обучения 2 недели. Обучение начинается сразу после оплаты с ближайшего понедельника.

Краткое содержание программы:

  1. Методика преподавания обществознания как науки
  2. Современный урок обществознания и его особенности в условиях реализации ФГОС
  3. Современные образовательные технологии в преподавании обществознания
  1. Ознакомиться с .
  2. Оплатить обучение в любом банке () или прямо на сайте
  3. Освоить материалы на сайте , либо полученные по эл. почте. Для освоения материалов на сайте необходимо создать учетную запись через кнопку « (верхний правый угол).
  4. После прохождения курса и выполнения итоговой работы документ об образовании мы высылаем на Ваш почтовый адрес, указанный при регистрации.
Формирование основных понятий, ведущих идей, теорий при изучении курса «обществознание».

Формирование основных понятий, ведущих идей, теорий при изучении курса «обществознание»
Курс обществознания в формировании знаний учащихся занимает особое место. Это обусловлено целями курса, его содержанием, особенностями. Содержание курса носит теоретический, интегрированный, систематизированный и обобщающий характер. Это предопределяет особую роль учителя в формировании теоретических знаний, включающих факты, научные понятия, идеи, теоретические положения, принципы, концепции, теории, идеи, ценности, законы, представленные в определенной системе.
Как отмечают философы, понятие есть форма мышления, результат обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов (В. А. Канке). Понятие — одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий. Суждение - мысль, не только соотносящаяся с некоторой ситуацией, но и являющаяся утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности. Суждение есть связь понятий. Умозаключение есть вывод нового знания. Умозаключение предполагает доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей. Суждение, умозаключение, доказательство как три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, участвующую в развитии теоретического мышления и способствующую формированию теоретических знаний о человеке и обществе. Курс «Обществознание», включающий сведения нескольких наук, насыщен научными понятиями. Они представляют собой обобщенное знание, отражающее существенные свойства предметов или явлений в мышлении ученика.
Процесс формирования понятий — психологическое явление. Этот процесс, как отмечал Л. С. Выготский, требует развития произвольного мышления, логической памяти, абстракции, сравнения и различия. Эти сложнейшие психические процессы не могут быть просто памятью, просто заучены и усвоены, подчеркивал Л. С. Выготский. Научные понятия могут возникнуть только на базе более низших и элементарных типов обобщений.
Все понятия могут быть классифицированы по основным содержательным линиям стандарта. Главный путь формирования понятий — обучение, при этом ведущим является содержание. Отличительная черта всех понятий — их сложность, ибо большинство из них — абстракции высокого порядка. Все понятия курса можно классифицировать как исторические (полис, рыцарство и др.), философские (свобода, ценности, познание и др.), социологические (социальная структура, социальные роли, социальный состав, нации и др.), политологические (политика, власть, политическая система и др.), экономические (экономика, рынок, конкуренция и др.), культурологические (культура, этические нормы, контркультура, этика и др.). Каждое из этих понятий характеризуется объемом и содержанием, включает существенные и несущественные признаки, имеет сложную структуру и может быть осознано во вза-имосвязи с другими понятиями.
Существует несколько подходов к классификации понятий. Их можно условно сгруппировать по нескольким основаниям: по степени обобщенности (частные, общие и всеобщие); по единству содержания (с учетом межпредметных и внутрикурсовых связей); по степени их известности учащимся (известные и неизвестные). Всеобщие и общие понятия формируются на основе постепенного углубления содержания понятий в системе уроков (вертикальный срез), частные, единичные — на одном уроке (горизонтальный срез).
Понятия курса можно разделить на центральные (например, человек, общество, цивилизация, культура), основные (например, экономические системы, социальный статус, правовое государство, духовные ценности) и опорные (например, мифы древности, классическое рабство, крестьянская община, собственность, государственный аппарат, избирательное право), которые насыщаются и обогащаются при изучении основных понятий. Понятия высокой степени обобщения имеют сложную структуру, в которую входят менее общие понятия. Образуется как бы иерархия понятий, система абстракций (например, политическая система общества), требующая теоретических обобщений, выделения существенных признаков, выведения определения понятий, их взаимосвязей и взаимозависимостей.
Логические пути формирования понятий — индуктивный и дедуктив-ный. Последний наиболее применим при формировании знаний выпускни-ков.
Большую роль в усвоении понятий играют факты, способствующие усвоению и осмыслению теоретического материала. Факт - это знание, достоверность которого доказана. Через обобщение и систематизацию фактов, конкретных представлений, понятий происходит познание социальной действительности. Поэтому очень важны отбор, группировка фактов, их интерпретация, т.е. объяснение, осмысление скрытого в фактах теоретического содержания, подведение под понятие. Факты делятся на главные (существенные) и неглавные (несущественные). Выделяются три вида социальных фактов: действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп; продукты человеческой деятельности (материальные и духовные); словесные (вербальные) действия: мнения, оценки, суждения.
Как отмечает А. Ю. Лазебникова, при изучении тем курса целесообразно выделять блоки знаний, включающих определенные компоненты — факты, теорию, ценностные ориентиры.
Усвоение понятий может происходить на разных уровнях: знание термина, знание существенных признаков в их определенной взаимосвязи, знание определений понятий, их развернутой характеристики. При этом немаловажное значение имеют углубление, конкретизация и обогащение содержания понятий, учет многозначности их определений, трактовок, интерпретаций.
Идеи, теории могут усваиваться с учетом первоначального ознакомления на уровне общего представления (например, гражданское общество Г. Гегеля); па основе системно-логического осмысления с вычленением ведущих элементов и выявлением связей между ними (например, марксистская теория формаций, теория локальных цивилизаций); на теоретическо-концептуальном уровне, предполагающем осмысление теории, учения как целостности, базирующейся на ведущей парадигме (например, экономическая теория).
При формировании понятий (классификация П. В. Горы) используются приемы теоретического изучения материала (объяснение, рассуждение, эвристическая беседа, доказательство, сравнительная и обобщающая характеристика, составление развернутых планов, тезисов, логических схем, таблиц, применение памяток и т.д.), а также приемы умственной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и т.д.). Это позволяет более эффективно реализовать различные функции знаний: аксиологическую (ценностную), познавательную, ориентировочную, диагностическую, регулятивно-практическую.
Условно можно выделить основные этапы формирования понятий:
— опора на знание учащихся;
— уяснение структуры понятия, его внутренних связей, признаков;
— введение научного определения понятия;
— конкретизация признаков понятия с учетом новых сведений, их углубление;
— установление связи данного понятия с другими, ранее усвоенными;
— обогащение понятия на новом теоретическом уровне, его более полное определение, установление новых связей с другими понятиями;
— оперирование понятием.
Последовательность этапов формирования понятий меняется в зависимости от выбранного логического пути (индуктивный или дедуктивный).
Наиболее успешно понятия формируются при соблюдении дидактических принципов формирования знаний, целенаправленном отборе фактического и теоретического материала, поэтапном формировании понятий, их конкретизации, обогащении и углублении, целенаправленной систематизации, отборе методических приемов и средств, реализации меж предметных и внутри курсовых связей, разработке системы заданий на различных уровнях познавательной деятельности. Это позволяет развивать познавательную активность учащихся, самостоятельно применять полученные знания, использовать разнообразные источники знаний, формы урока, инновационные тех-нологии.
Процесс формирования понятий, теорий, идей, принципов будет более успешным, если учитель организует применение и актуализацию теоретических знаний, оперирование ими, использует различные способы познавательной деятельности в целях познания явлений общественной жизни. По мнению Л. Н. Боголюбова, применение теоретических знаний - это их использование в качестве орудия познания новых явлений, событий, процессов, для более глубокого понимания ранее изучавшегося. Применяемые при изучении какого-либо явления теоретические знания могут выполнять функцию объяснения причин, сущности данного явления, а также методологическую функцию - функцию определения путей и способов дальнейшего изучения явлений. На основе теоретических положений определяются задачи, направления дальнейшего изучения объекта, существенные факты отделяются от несущественных, дается наиболее общее объяснение теории, принципам, законам, понятиям и т.д. Л. Н. Боголюбов называет объекты, изучение которых в школьном курсе требует применения теоретических знаний, и дает их классификацию: по их месту в жизни общества (явления, события, процессы экономической, политической, духовной жизни, общественный строй и т.д.); по месту и способу их отражения в системе знаний (факты и законы науки, понятия и т.п.);
по источнику информации о них (события и явления, описанные в учебнике, текущие события и явления, освещаемые средствами массовой информации и др.).
Среди эффективных современных методических приемов формирования понятий можно выделить: «ромашку», мозговой штурм, составление кластеров, «пирамиду».
Эффективность применения знаний зависит от их сформированность (глубины, объема, системности и пр.), умения ими оперировать, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, позволяющей рассматривать явления в их развитии, во взаимосвязи, выяснять причинно-следственные отношения, актуализировать теоретические знания. Актуализация знаний — воспроизведение полученных знаний, умений, их использование, т.е. перевод их в актуальное действие. Это приводит к изменению знаний в качественном отношении, более высокой степени обобщения, включению в теоретическую систему, сознательному применению учащимися принципов познания общественных явлений. Умение применять знания, по мнению Л. Н. Боголюбова, — это владение сложной системой умственных и прак-тических действий, необходимых для самостоятельной ориентировки в социальной действительности.

Становление и развитие методики обучения обществознанию как науки тесно связано с развитием школьной предметной системы. В основе школьной предметной системы лежит принцип выделения отдельных областей научного знания или способов деятельности, в освоении которых было заинтересовано общество на данном этапе исторического развития. Знания, лежащие в основе учебных предметов, постоянно пополнялись и специализировались. Например, еще в XVIII в. история рассматривалась как жанр литературы, процесс становления ее как науки не был завершен. Поэтому нередко один учитель осуществлял преподавание целого ряда предметов и гуманитарного, и естественнонаучного циклов. Уровень научных знаний позволял учителю ориентироваться в содержании нескольких предметов. Но в XIX в. преподавать с одинаковым успехом математику и историю стало уже невозможным. Для успешного преподавания нужна была специальная подготовка, например, в области истории возрос объем фактических сведений, усложнились трактовки.

Стала более заметной специфика преподавания различных предметов. Она и привела к появлению первых методических рекомендаций по преподаванию предмета. Первоначально эти рекомендации вырастали из обобщения опыта отдельных учителей. Затем этот опыт уже стал изучаться специально. По мере распространения всеобщего образования профессия учителя-предметника постепенно становилась массовой. Для такого учителя важны были уже не отдельные методические рекомендации, а систематизированные, научно обоснованные подходы к обучению предмету, которые позволяли бы эффективно осуществлять его преподавание. Во второй половине XX в. методика предметного обучения приобретает статус особой отрасли научного педагогического знания.

Этот же путь прошла и методика преподавания обществознания (об этом в главе 1). От преподавания отдельных предметов обществоведческого цикла и создания учебных пособий перешли к обобщению опыта преподавания обществоведения и попытке выработать методические рекомендации для массового использования (20-е гг. XX в.), и, далее, к научному исследованию процесса обучения обществоведению и научно обоснованным методическим рекомендациям (с 60-80 гг. XX в. до сегодняшнего дня).

Мы попытались проследить, почему и когда возникла методика преподавания обществознания. Теперь обратимся к тому, чем она является по существу, а для этого определим ее место в системе современного научного знания.

Из сказанного понятно, что методика, прежде всего, занимается процессом обучения какому-либо предмету (в нашем случае обществознанию). Следовательно, она относится к разряду педагогических наук. Внутри педагогической науки существует такая особая область педагогического знания, как дидактика, которая специально изучает проблемы обучения. Но дидактика изучает процесс обучения в целом, на обобщенном, теоретическом уровне. Специфику обучения конкретному предмету отражает именно методика. Поэтому ее иногда называют «частной дидактикой» (рис. В.1.)

Рис. В.1. Место методики обучения в системе педагогических паук

Как области педагогического знания дидактика и методика обучения тесно взаимодействуют. Без опоры на дидактические принципы и теории невозможно правильно выстроить учебный процесс. На уровне методики происходит конкретизация, исходя из специфики предмета, общих дидактических положений. Например, общие функции и принципы учебника как основного средства обучения получают свою конкретизацию при создании учебников по обществознанию. В то же время методика весьма важна для построения дидактических теорий. Накопленные в методике результаты изучения и совершенствования образовательного процесса могут служить для обогащения и развития дидактики (рис. В.2)


Рис. В.2. Взаимосвязь дидактики и методики обучения и отраслей педагогического знания

Таким образом, методика обучения обществознанию представляет собой педагогическую науку, исследующую процесс обучения обществознанию в целях разработки научнообоснованного методического сопровождения этого процесса, выявления и познания его наиболее устойчивых связей и закономерностей, повышения эффективности предметного преподавания.

Попробуем разобраться в этом определении. Итак, методика, прежде всего, направлена на изучение конкретного педагогического процесса - процесса обучения обществознанию. Для этого у нее есть определенный набор научных методов, с помощью которых можно составить представление о содержании, ходе, результатах процесса обучения. На основе достоверных знаний о процессе обучения методика стремится разработать такое методическое сопровождение, которое позволит достичь целей образования наиболее эффективным путем. При этом могут быть установлены определенные устойчивые связи и отношения между фактами, явлениями, что в определенной степени, позволяет говорить о наличии объективных закономерностей в процессе обучения.

Например, современные стандарты ставят задачу овладения школьником предметными умениями. Различными методами (например, используя анализ ученических работ) мы устанавливаем, что у учащихся данного класса необходимые умения не сформированы или сформированы недостаточно. Следующий шаг заключается в установлении причин этого явления (для установления причин могут использоваться ответы учеников, анкетирование учителей и другие методы). Предположим, что одной из причин оказывается недостаточная направленность методического аппарата учебников на формирование умений учащихся. Снова следует проводить анализ, уже современных учебников, на предмет того, какие задания имеются в учебниках, на что они направлены. Выясняется, что заданий на развитие умений мало, не все умения затронуты, постановка вопросов носит ситуативный характер. Решением проблемы могла бы стать разработка такого методического аппарата учебника, в котором формирование умений осуществлялось бы на системной основе. Естественно, что новый вариант методического аппарата нужно апробировать в практике преподавания, а полученные результаты должны быть подвергнуты корректировке. Мы решили таким путем методическую проблему, но при этом вышли на важную связь систематичности воздействия на ученика и результатов обучения: чем более систематично организован процесс формирования предметных умений, тем выше результаты обучения. Это уже подступы к той устойчивой связи педагогических явлений, о которых мы говорили выше и которые входят в структуру методической теории.

Как правило, сам учитель не проводит методических исследований. Он пользуется уже готовыми разработками. Но, во-первых, никто не препятствует ему в проведении подобных исследований. Они делают, с нашей точки зрения, профессию еще более увлекательной. А во-вторых, даже создавая свою или используя «чужую» методическую разработку, желательно иметь в виду, насколько она обоснована, на что опирается и какие принципы в нее заложены.

Какие проблемы изучает методика обучения обществознанию? Традиционно считается, что методика отвечает на три «классических вопроса» - «чему учить», «как учить» и «на основе чего учить».

Первый вопрос связан с проблемами учебного содержания. Критерии отбора учебного содержания, его структура, методологические основы конструирования содержания обществоведческого образования, психология восприятия и усвоения школьниками социальной информации - вот только некоторые проблемы, связанные с учебным содержанием по обще- ствознанию. Многие вопросы, связанные с учебным содержанием обще- ствознания, сложны и нуждаются в научном изучении. Например, вопросы следующего содержания. Возможен ли единый методологический подход к конструированию содержания курсов обществознания? Если такой подход возможен, то необходимо прояснить, в чем он заключается, и как может быть использован. В каком виде должен быть представлен такой компонент учебного содержания, как социальный опыт, чтобы он был осознан учеником? Какие учебные методологические знания необходимы ученику для освоения знаний и умений? Какова психология восприятия школьниками разных возрастов социальной информации? Таков далеко не полный перечень актуальных вопросов содержания обществоведческого образования.

Другой важный вопрос - как учить? - напрямую связан с методами, приемами и формами обучения обществознанию. И здесь есть свой круг актуальных проблем. Например, неопределенность в том, какие методы и приемы обучения наиболее адекватны требованиям современных подходов к обучению - развивающему, системно-деятельностному и компе- тентностному; как наиболее эффективным образом применять предметные технологии в процессе обучения; каковы требования к современному уроку обществознания, какова на нем роль учителя и ученика; как следует организовать урок таким образом, чтобы ученик осваивал содержание в постоянной деятельности. Современная школа невозможна без регулярной диагностики образовательных результатов. Поэтому неизбежно возникают вопросы о том, как использовать и конструировать диагностические материалы и как на их основе осуществлять коррекцию образовательных результатов. Сегодня эти вопросы приобрели особую значимость и акту- альноть в методике обучения обществознанию.

Наверное, один из наиболее актуальных вопросов современной методики обучения состоит в подборе обучающих средств. Неоднократно обсуждались и продолжают обсуждаться школьные учебники, в том числе и по обществознанию. Содержание школьного учебника - это действительно то, что волнует всех: и государство, и педагогов, и журналистов, и родителей, и самих учеников. Но еще более важно методическое построение учебника. Облегчает ли он работу учителя и ученика по освоению курса? Достаточно ли учебник загрузить в ученический планшет, чтобы его использование стало эффективным? Современный школьник учится в контексте электронной образовательной среды. Как использовать и выбирать различные продукты этой среды, ориентироваться в интернет-ресурсах - эти и другие вопросы применения современных средств обучения очень значимы.

Перечисленные вопросы не исчерпывают всего круга проблем, которыми занимается методика обучения обществознанию. Мы живем в глобальном мире и поэтому должны внимательно следить за опытом обучения дисциплинам обществоведческого цикла, существующим в других странах. Это целое направление возможных методических исследований.

Современная система образования включает разнообразные виды образовательных учреждений. Обучение обществознанию в различных видах учебных заведений имеет свою специфику. Как увлечь обществознанием математиков, спортсменов или художников? Чем отличается профильное обучение обществознанию от базового обучения, количеством часов и объемом учебного содержания или способами познания предмета? Овладение умениями проектировочной деятельности - важная составляющая компетентности современного педагога.

В решении своих многообразных задач методика обучения обществознанию взаимодействует с целым рядом областей научного знания. Это педагогика, психология, философия, история, экономика, политология, юриспруденция, социология, культурология и многие другие научные направления. Таким образом, методика обучения обществознанию предстает как интегративная область научного знания, которая использует и преобразует сведения, полученные из других областей знания в целях достижения образовательных результатов в области обществознания.

Для решения профессиональных и познавательных задач учитель прибегает к различным источникам методических знаний. К ним относятся нормативные документы обществоведческого образования - Федеральные государственные образовательные стандарты, фундаментальное ядро содержания образования, учебные программы, учебные планы и образовательные программы школ и т.д. Значительный объем информации приобретается в ходе анализа различных средств обучения - учебников, УМК, рабочих тетрадей, образовательных ресурсов, сборников задач, сборников диагностических материалов и др. В работе учителя особое место занимают методические рекомендации по реализации курсов обществознания. Эти методические рекомендации публикуются как отдельные издания (например, поурочные рекомендации к курсу обществознания), так и в периодической печати. Периодическая печать представляет собой важный источник получения методической информации. Для учителей издается специальный журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». Все более широкое распространение получают электронные журналы, сайты преподавателей высшей школы и учителей, образовательные форумы. Наконец, проблемы обучения обществознания раскрываются на страницах монографий и диссертаций.

Познание педагогической реальности, связанной с процессом обучения обществознанию, осуществляется на основе применения ряда научных методов. Эти методы принято делить на методы эмпирического и теоретического исследования (табл. В.1).

Одно из отличий эмпирических методов познания от теоретических состоит в том, что они изучают реальность па разных уровнях. На эмпирическом уровне, в основном, устанавливаются факты или явления. На теоретическом уровне происходит постижение смысла, сущности отдельно взятого факта, его причин и связей с другими фактами. Содержание и использование исследовательских методов многократно описывались в учебной литературе. Мы обратим внимание на роль эксперимента в методических исследованиях. Одной из задач методики является повышение эффективности процесса обучения. Это невозможно только при наблюдении за процессом обучения со стороны или изучении различных видов документации. Эксперимент позволяет не только получить сведения о педагогическом процессе, но и преобразовать его, прибегая к личному опыту или массовому эксперименту. Принято выделять такие виды эксперимента как констатирующий, поисковый и формирующий. В ходе констатирующего эксперимента выясняется состояние вопроса, который подлежит изучению, в практике преподавания обществознания. На основе материалов констатирующего эксперимента предлагаются возможные методические решения существующих проблем. Поисковый эксперимент помогает обосновать эти решения и проверить их на практике. В ходе формирующего эксперимента проверяется эффективность найденных решений, и вырабатываются рекомендации по преобразованию массовой практики обучения предмета.

Таблица В. 1

Научные методы исследования в методике обучения обществознанию

Нам осталось затронуть вопрос о месте методики обучения общество- знанию в системе подготовки учителя. Оно отражено на схеме (рис. В.З).


Рис В.З.

Как видно из схемы, методика обучения обществознанию занимает центральное место в системе подготовки учителя обществознания. Данная дисциплина в комплексе затрагивает основные вопросы методики обучения обществознанию. Но они могут рассматриваться и более подробно. Например, особое внимание уделяется содержанию курсов обществознания в школе, использованию в школе современных педагогических технологий. Отдельные содержательные модули в рамках курса обществознания имеют свою специфику в преподавании. Поэтому появляются такие разделы методики обучения обществознанию, которые раскрывают особенности обучения экономике, праву, социологии и т.д. Важную роль играют дисциплины, раскрывающие актуальные проблемы современного обществознания, например, вопросы диагностики результатов обучения, средств обучения, педагогических рисков.

Освоение методического знания возможно только при постоянном про- рабатывании его составляющих в ходе практических занятий и самостоятельной работы. Ведь, пожалуй, в методике как нигде актуально положение «практика - критерий истины».

Литература

Борытько Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н. М. Борытько - М., 2008.

Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В. И. Загвязинский, Р. Агаханов. - М., 2005.

Краевский В. В. Дидактика и методика / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. - М., 2008.


УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ШКОЛЕ

Под редакцией профессора Л.Н. Боголюбова

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов педагогических высших учебных

заведений, обучающихся по специальности «История»

ББК 74.266.0я73

Учебник подготовлен в лаборатории обществоведческого образования института общего среднего образования РАО (научный руководитель Л.Н. Боголюбов)

Л.Н. Боголюбов, д-р пед. наук, проф., чл.-корр. РАО;

Н.Ю. Басик, учитель гимназии №1503;

М.Н. Григорьева, канд. психол. наук;

Е.И. Жильцова, канд. пед. наук;

Л.Ф. Иванова, канд. пед. наук;

А.Т. Кинкулькин, чл.-корр. РАО;

А.Ю. Лазебникова, канд. пед. наук;

А.И. Матвеев, канд. пед. наук.

Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для М54 студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с.

ISBN 5-691-00486-7.

Сегодня эффективность социально-гуманитарного образования в решающей степени зависит от осмысления учителем места преподаваемого курса в системе учебных дисциплин, современных целей и нового содержания школьного обществознания, от обновления форм и методов обучения, от такой организации учебного процесса, которая, обеспечивая высокую активность учащихся, соответствовала бы целям и содержанию обществоведческого образования. Помочь в этом будущему учителю и призван настоящий учебник.

Учебник необходим преподавателям и студентам исторических и социологических факультетов педагогических вузов при изучении методики преподавания обществознания. Он будет полезен преподавателям и слушателям институтов повышения квалификации учителей. К нему сможет обратиться каждый учитель, желающий вести преподавание на современном уровне.

ББК 74.266.0я73

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

©Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002

ISBN 5-691-00486-7

Введение

На пороге XXI в. значение обществоведческого образования в современных условиях России обновляется вместе с преобразование общества, с глубокими сдвигами в развитии общественных наук. Россия переживает один из самых глубинных переломов в своей истории. Кризисное состояние общества, противоречия переходного периода, социальная и политическая поляризация, порождаемая ими нестабильность положения в стране – все это затрудняет социализацию молодого поколения, испытывающего давление нерешенных проблем, многочисленные негативные влияния. Коренной слом привычного образа жизни, социальных и нравственных ценностей для многих россиян означали утрату жизненных ориентиров.

Значимость современных обществоведческих знаний особенно возрастает в связи с влиянием происходящих в стране и мире изменений, оказывающих нередко отрицательное воздействие на самоощущение растущего человека. Современные дети, с одной стороны, более информированы в вопросах практической экономики, нередко активно действуют в сфере бизнеса, могут иметь собственный заработок, но в то же время формально их статус во многом не определен. Социологи и социальные психологи констатируют нарастание тревожности, неуверенности в будущем, страха при низком уровне чувства ответственности современных подростков. К неблагоприятным явлением, носящий все более выраженный характер , относят бытующую в их среде немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений. Коммерциализация сферы культуры и досуга, снижение реального уровня жизни многих семей негативно сказываются на их моральном и психологическом состоянии. Школа во многом утратила воспитательные рычаги воздействия на своих питомцев, сложилась ситуация плюрализма ценностных установок, моральных ориентиров и культурных норм. Все это с особой остротой ставит вопрос о значимости полноценных научных знаний об обществе и о себе в целом.

Для личности в подростковом возрасти особенно важно создание благоприятных образовательных условий для смягчения остроты переживаемых ею кризисов, связанных с изменением социального статуса, формированием самооценки, выработкой системы ценностей и освоением норм отношений и поведения в социуме. Естественные интерес к собственному внутреннему миру, стремление к поиску психологически комфортного места среди других людей вместе с формированием способности к достаточно сложному аналитикосинтетическому восприятию действительности создают благоприятные возможности для усвоения актуальной социальной информации и овладения разнообразной интеллектуальной деятельностью.

Обществоведческое образование – необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного «Я».

В условиях, развернувшихся с новой силой споров о направлении, по которому движется Россия, далеко не всеми сознается общая для всего мира и для России тенденция: переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Исследователи этого общемирового процесса среди других его характеристик выделяют и следующие:

Переход к информационному обществу должен сопровождаться созданием широкой и глубоко «эшелонированной» системы образования и развития творческих способностей, выработки у индивида высокого интеллектуального потенциала и потенциала самодостаточности;

Исключительное значение в этих условиях приобретает гуманитарное образование, которое позволяет воспитать не узкого специалиста-технократа, а человека думающего, обеспокоенного духовными и нравственными исканиями, с широким социальным кругозором;

Начинается постепенная трансформация «экономического человека» в новый вариант личности, усвоившей не только завоевания науки и вобравшей в себя плоды материального прогресса, но и, что важно, впитавшей в себя культурные этические и нравственные достижения человечества ;

Гуманизация всех областей человеческой деятельности, гуманизация всех наук становится насущной потребностью. Наука о человеке, или человековедение, должны одухотворять, наполнять смыслом, гуманитарными целями не только научные исследования, но и все виды практической деятельности; необходима гуманизация образования, преодоление технократического и доктринерского уклона, расширение предметов гуманитарного цикла любой ступени образования;

Постиндустриальное общество третьего тысячелетия должно быть обществом, которое создает оптимальные условия для самоопределения, самоактуализации и саморазвития личности;

В профессиональном образовании всех уровней возрастает необходимость расширения профиля, преодоления чрезмерно узкой специализации, затрудняющей адаптацию при смене поколений техники, вида и места работы; сочетание общенаучных и специальных дисциплин с мировоззренческими, общекультурными, этическим и физическим воспитанием с тем, чтобы квалифицированный рабочий, специалист был разносторонне развитой личностью, отвечающей требованиям постиндустриальной эпохи.

Анализ переходного периода в России с его противоречиями, с одной стороны, и тенденции движения к постиндустриальному обществу, с другой, позволяет сделать вывод о возрастающем значении социально-гуманитарных знаний в современных условиях.

Современное российское общество сегодня имеет более сложную структуру, чем десять – пятнадцать лет назад. Это связано со становлением многоукладной рыночной экономики , изменением социальной структуры общества, утверждение политического и идеологического многообразия, многопартийности, свободы массовой информации. Развитие ускоряется, люди быстрее преобразуют общество, чем самих себя. Все это обостряет потребность в создание ориентировочной основы, позволяющей частичные, фрагментарные впечатления упорядочить, осмыслить с позиций научного знания. Социология – это единственная из наук (кроме истории, рассматривающей общество в прошлом), изучающая общество в целом. Это логически стройная система достоверного знания, позволяющего выводить закономерности и тенденции протекания социальных процессов, прогнозировать будущие события. Социологические знания призваны способствовать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы, представляя собою каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное системное социологическое мышление поможет молодежи занять в обществе активную социальную позицию. Понимание сущности социальных процессов дает также социальная философия.

Основу социологического видения мира, как мышления системного должны составлять знания о человеке. Они представляют собою объединяющее начало социогуманитарных наук. В общем плане предметом социальной антропологии является Человек Творящий, несущий личную ответственность за результаты творческой деятельности. Многообразные права и свободы, провозглашенные на современном этапе развития общества, предполагают одновременно возрастание ответственности личности за свое поведение. Свободный выбор – это вместе с тем и ответственность не только перед обществом и другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью, нравственными убеждениями. Это связь внутреннего и внешнего, субъективного и объективного раскрывается социальной антропологией формулирующей основной понятийный аппарат: свобода, выбор, творчество, ответственность, совесть, смысл жизни.

На постижение феномен человека направлена и философская антропология . Она осмысливает проблему человеческой природы и человеческого бытия. Ее исходный пункт сегодня – человек в конкретной ситуации. Она призвана доказать значимость человеческого в современном мире, в котором немало бесчеловечного. В этом плане возрастает значение и морально-этической составляющей современного образования.

Немалую роль в изучении человека играет психология , вес которой увеличивается в связи с усложнением в наше время межличностных отношений , значением организации взаимодействия людей в больших и малых группах.

В современном обществоведческом курсе знания о человеке должны предстать перед учащимися не односторонне, не с позиций лишь одной из областей науки, а комплексно. Уже давно признана необходимость синтеза знаний о человеке, ибо человек живет и действует как целое. В современной философии образования утверждается мысль о том, что в научно-образовательном процессе приоритетными становятся нравственные вопросы, духовность, гуманистические ценности, «человеческое измерение» прогресса. Самоценность человеческой жизни и развития личности в гармонии с природой, социумом и собственным внутренним миром рассматривается как высший смысл и «сверхзадача» новой системы знания и образования. Можно сколько угодно повторять, как заклинание, тезис о том, что ученик должен быть не только объектом, но и субъектом обучения и воспитания, но он в полной мере может стать субъектом учебно-воспитательного процесса, как и шире – общественного развития только познания самого себя. В связи с этим возрастает значение человековедческих знаний.

Движение России к рыночной экономике ведет к возрастанию значимости экономических знаний. Результаты труда и хозяйствования в значительно большей мере, чем 10-15 лет назад, зависят от личного выбора, частной инициативы, экономической подготовки каждого. Любой человек включен в многообразные экономические отношения, и от его экономической грамотности во многом зависит его собственное благополучие и благосостояние всего общества. Экономические знания о механизмах и законах мира экономики сегодня необходимы каждому вступающему в самостоятельную жизнь.

Не менее значимыми на современном этапе являются знания о сфере политики. В отличие от условий, существовавших полтора – два десятилетия назад, любой гражданин сталкивается с новым явлением – политическом плюрализмом, множественностью партий и партийных идеологий. Возрастание значения политологии – науки о политике, об устройстве, распределении и осуществлении власти – определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а, следовательно, и собственная судьба. Укрепление демократии в России невозможно без учреждения в сознании большинства населения демократических ценностей, раскрываемых политологией.

С развитием правовой системы страны, закреплением в Конституции Российской Федерации полномасштабного набора прав и свобод человека , с одной стороны, и значимостью сохранения правопорядка в условиях социальной нестабильности, с другой, - растет роль правовых знаний, приобщения каждого молодого человека к ценностям права и к опыту позитивного, социально-полезного поведения в правовой сфере.

Сегодня вряд ли у кого-либо вызывает сомнение растущее значение экологической составляющей образования. Обострение экологических проблем требует среди других мер по их разрешению экологически грамотного поведения всех и каждого. Отсюда и необходимость экологизации учебных предметов. Обществоведческое образование не может не включать в себя знания из социальной экологии, позволяющие глубже понимать взаимодействия общества и природы.

В условиях, когда все большее признание получает идея культуро-сообразной школы как школы XXI в., возрастает значение культурологи. С учетом того, что все общее образование в школе направлено на передачу учащимся ценностей культуры, культурологические знания позволяют обеспечить полноту понимания культуры, что дает возможность глубже постигать свою культуру, проникать в жизненный мир иных культур. Изучение культурологических знаний создает целостное представление обо всей совокупности культурных феноменов, изучаемых в школе; придает гуманитарному образованию относительно завершенный характер.

Изучение каждой из названных социально-гуманитарных наук – задача высшей школы, выпускники которой лишь при условии гуманитарного развития станут интеллигентными людьми. Что касается средней общеобразовательной школы, то ее учебный план ни в настоящем, ни в обозримом будущем не может в базисной своей части вместить учебные дисциплины, соответствующие всем названным областям научного знания. Между тем эти знания необходимы каждому вступающему в жизнь человеку. Оптимальное решение состоит в том, чтобы представить ученику не самостоятельные науки, как в вузе, а педагогически отобранные знания, интегрированные в единый курс обществознания. Такое решение соответствует современным выводам об интеграции гуманитарного знания. В последнее время на страницах научных изданий критике подвергался сугубо дисциплинарный подход, разобщенное развитие всех отраслей гуманитарного знания, ведущее к односторонности познания. В противоположность этому выдвигается идея синтеза, отыскания объединяющего социально-гуманитарные науки начала, что дает возможность представить определенные социальные объекты целостно, всесторонне.

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить ни один другой учебный предмет.

В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании», - ориентация на обеспечение самоопределения личности , создания условий для ее самореализации. В отличие от курса технологии, который создает условия для профессионального самоопределения, обществоведение формирует предпосылки для самоопределения во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества. Самореализация невозможна без представления о возможностях, которые существуют в различных областях и видах человеческой деятельности, а также без самопознания, без оценки своих собственных качеств. Необходимые для этого знания дает обществоведческое образование. Ориентация содержания образования на развитие и совершенствование правового государства предполагает усвоение содержащихся в курсе обществознания знаний о механизмах и задачах социального развития, о системе права и правовом поведении.

Содержащееся в Законе требование способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений побуждает к созданию средствами обществознания важных условий такой свободы: представления о множественности подходов и сложности решения общественных проблем, а также критичности мышления, формулируемой при рассмотрении различных точек зрения на изучаемые в курсе общественные проблемы.

Выдвинутая в Законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества.

Требование Закона об адекватном мировом уровне общей культуры реализуется, конечно, всей системой образования, но обществознание призвано внести свой специфический вклад через культурологическую составляющую его содержания, а также путем формирования существенных элементов мировоззренческой, экологической, экономической, политической, правовой, нравственной культуры (научных представлений, способов деятельности, ценностных ориентаций).

Наконец, без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование Закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимся гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства , но и различные аспекты отношений в гражданском обществе. Все они представлены в содержании обществоведческого образования. Интерпретация гражданского воспитания только лишь как правового образования и воспитания противоречит современным научным представлениям о культуре гражданственности.

Изложение выше показывает возросшую, по сравнению с предшествующими десятилетиями, значимость обществоведческого образования, необходимость разработки соответствующего учебного содержания. Создание современного курса обществознания потребовало изучение опыта обществоведческого образования в отечественной и зарубежной школе.

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ В ШКОЛЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

Обществоведение – термин, объединяющий все науки об обществе. Среди них социология – наука об обществе как целостной системе, науки о различных сферах жизни общества – экономика, политология, культурология и др., а также наука, изучающая общество в прошлом – история.

В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую разнообразные знания об обществе, кроме исторических, которые представлены в другом учебном предмете – истории.

Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществоведения. Оба предмета взаимосвязаны, но не заменяют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его конкретном, неповторимом облике; в курсе обществознания знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета имеют самостоятельную ценность.

Школьное обществоведение – родовое понятие, объединяющее частные обществоведческие курсы («Основы государства и права», «Основы экономики», «Введение в политологию» и т.п.), а также обозначающее интегральные обществоведческие курсы («Введение в обществознание», «Человек и общество», «Граждановедение» и т.п.). Однако такое понимание школьного обществоведческого образования сложилось не сразу. На разных этапах развития школы учебный предмет «обществоведение» наполняется различным содержанием.

Сегодня учителям-обществоведам даже с большим опытом преподавания этого предмета едва известна со всеми подробностями и перипетиями история появления в российской школе обществоведения. История эта довольно поучительна. В ней проявились не только противоречия эпохи, но и методические поиски педагогов, без знания которых вряд ли можно понять происходящие в современной школе процессы обновления социально-гуманитарных дисциплин.

«Опыт преподавания обществознания на профильном уровне в социально-гуманитарных и классах старшей школы»

Бондарь Л.Г.

Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования» стало внедрение системы профильного обучения в старших классах. Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным им дисциплинам и способствовать дифференциации и индивидуализации обучения. Профильное обучение должно способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного обладания знаниями. Оно призвано обеспечить высокую степень готовности к продолжению образования.

На профильном уровне в школе преподаются обществознание, русский язык, история, иностранный язык.
Хочу обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня в классах социально – гуманитарной направленности.

На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных общественных науках (философии, экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведении), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях социально-экономического и социально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах.

Изучение обществознания на профильном уровне предполагает изменение форм обучения. Формы и методы урочной и внеурочной работы в профильных классах разнообразны:

– школьная лекция (обзорная, установочная, тематическая, лекция-беседа, лекция-дискуссия, проблемная лекция, лекция с применением «мозговой атаки»);

- самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы;

Учебные тематические конференции ;

Написание и защита рефератов ;

Семинары – они активизируют самостоятельную работу учащихся с учебной и дополнительной литературой;

- диспуты, дискуссии, «круглые столы»;

Лабораторные, практические занятия;

Зачеты и контрольные работы .

Внеурочная работа служит продолжение учебной деятельности, развивает у них творческие способности. Учащиеся профильного класса участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах.

Сейчас выдвигается в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план выступают такие качества ученика, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п.

Добиться такого результата можно через развитие способностей, качеств, умений, ключевых компетенций. Для этого учащиеся должны уметь:

Использовать элементы причинно-следственного анализа;

Обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах;

Развивать умение поиска нужной информации в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текстах, таблицах, диаграммах, аудивизуальных рядах);

Участие в проектной деятельности, выдвижение гипотез.

Исследовательская деятельность. Выбор тем исследовательских работ по обществознанию в профильном классе во многом определяется личностно-значимыми факторами. Так, например, те, кто выбрал для себя профессию юриста, могут взять для себя темой исследовательской работы «Суд присяжных в России: за и против». Те, кто мечтает стать журналистом, тему исследования могут определить такую: «СМИ и их роль в политическом процессе современной России». Работа над исследованием позволяет приучить к кропотливому труду, к терпеливости в процессе обработки информации, к умению тщательного анализа полученных результатов.

Таким образом, использование проектно-исследовательских технологий позволяет активизировать мыслительную деятельность, развивает познавательную и социальную активность, расширяет кругозор, учит применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности.

В технологии личностно-ориентированного обучения я использую метод учебных проектов.

Проектная деятельность позволяет развивать умения:

Распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

Определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

Найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других учащихся на участие в своем проекте);

Оценить достигнутые результаты;

Осуществить презентацию результата своей работы.

Проектная деятельность дает возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать достигнутый результат. Результат проектной деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и значим для самих открывателей.

Проблемное обучение.

Приведу примеры проблемных вопросов:

- «Смертная казнь: за и против»;

- «Сильная президентская власть в России: за и против»;

- «Независимость судебной власти в России: миф или реальность?»;

- «Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?».

Особый интерес у учащихся вызывают проблемы безработицы среди молодежи, разводы в молодых семьях, рост преступности и наркомании среди подростков, проблемы толерантности, проблемы отцов и детей в современной семье, демографические проблемы. Использование методики проблемного обучения и в частности, проблемных вопросов, заданий и задач, по моему мнению, является наилучшим способом подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Применение деятельностных форм обучения развивает творческий потенциал старшеклассников профильной школы, одновременно формируются личностные качества: умения брать на себя ответственность за выполнение работы, способность критически анализировать результаты своей деятельности, умение работать в коллективе (если это групповой проект) – сотрудничать, разделять ответственность, подчинять своим желания общим интересам, осваивать новые компьютерные информационные технологии. Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций, в качестве иллюстративного материала.

На уроках обществознания применяю также мини – проекты.

Рассмотрим организацию работы над мини – проектом на примере темы «Восток и Запад» в 10 классе. Класс был разделен на две группы, которые подготовили мини – проекты по цивилизациям: восточной и западной. Каждый мини – проект имел следующую структуру:

1. Характеристика геополитического положения цивилизации.

2. Характер политической власти.

3. Особенности социальной структуры.

4. Вклад цивилизации в общемировую культуру.

5. Вопросы и задания по проекту к классу.

При обсуждении мини – проектов учащиеся указывали на особенности цивилизаций, выражали собственную точку зрения и давали оценку работам одноклассников. Ребятами были созданы презентации.

Перспективными направлениями в своей работе считаю разработку таких проектов, которые могут найти применение на уроках, при проведении классных часов, школьных мероприятий, научных конференций в качестве иллюстрированного материала.


Тема 31. Концепция современного школьного обществознания.

Исторический аспект развития обществоведческого образования, его основные периоды. Необходимость перестройки и пути обновления содержания курса.

Место обществознания в учебном плане основной и средней школы.

Интегрированные и модульные курсы.

Государственный общеобразовательный стандарт, раздел «Общество».

Основные блоки знаний, их характеристика. Требования к знаниям и умениям учащихся.

Ни один цикл учебных предметов не претерпел (прежде всего, на официально-государственном уровне) такой радикальной трансформации целей как историко-обществоведческий. Характер и последствия коренного обновления целевого компонента предмета заключается в следующем:

1. В основе изучения предмета лежит социальный заказ общества и государства, направленный на формирование у подрастающего поколения определенных мировоззренческих установок и жизненных устремлений.

2. Знания, умения, навыки, полученные по предметам гуманитарного цикла должны носить практический характер.

Содержание обществознания представлено большим количеством различных курсов: «Введение в обществознание», «Право и политика», «Граждановедение», «Человек и общество» и др. Предметом изучения образовательно-воспитательного курса «Граждановедение» стали социальные проблемы, имеющие личную значимость для учащихся. Курс состоит из большого количества модулей, раскрывающих проблемы права, экономики, взаимоотношения подростков и общества. Курс, разработанный Я.В. Соколовым и Никитиным, оснащен методически, обращен к личности ребенка, предполагает активные формы работы с классом.

Курс «Человек и общество» соединяет научные проблемы с жизненно важными сферами деятельности человека, взаимоотношения человека, общества и природы. Эти курсы завершают знакомство с проблемами обществоведения в первом концентре.

Во втором концентре в 10-11 классах – курс «Человек и общество» под редакцией Боголюбова построен модульно-блочным методом. Он включает блоки по экономике, политологии, социологии, праву. В качестве вариативных курсов подготовлены программы и пособия модульных курсов: «Мир человека», «Введение в экономику», «Введение в социологию», «Введение в политологию», «Основы правоведения». Создан междисциплинарный курс «Современный мир», интегрирующий знания по ряду социально-гуманитарных дисциплин (география, история, литература, экономика).

Широкая обществоведческая подготовка учащихся приобретает особую остроту в связи с необходимостью целенаправленной работы по гражданскому образованию и воспитанию, от знания учащимися основ демократии во многом будет зависеть становление гражданского общества и правового государства.

Курс «Граждановедения», «Обществоведения» очень важен в воспитании патриота, гражданина. Впервые в практике общеобразовательной школы подготовлены параллельные учебники и программы. Созданы условия для дифференцированного гуманитарного образования. В регионах подготовлены собственные учебники по общественным дисциплинам. Например, «Обществознание» (под ред. В.М. Юрченко, Краснодар).

Созданы государственные образовательные стандарты по обществознанию.

Вопросы для самоконтроля

1.Что определило изменения содержания обществоведческой подготовки в современной школе?

2.Перечислите и охарактеризуйте предметы обществоведческой подготовки.

3.Какова роль обществоведческой подготовки в формировании гражданской позиции учащихся?

Тема 32. Принципы формирования обществоведческого содержания: государственный стандарт.

Обществоведческое образование в современной школе.

Нормативные документы Министерства образования.

Характеристика программ по общественным дисциплинам.

Государственный стандарт.

Школьный курс обществознания представляет собой учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе. Базовые для школьного обществоведческого образования науки - это науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, правоведение, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной и практической деятельности, другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры общественного поведения граждан.

Курс обществознания ориентирован на приобщение учащихся к гражданской культуре. Он призван способствовать социализации личности в условиях динамично развивающегося общества.

Взаимодействуя с курсом истории, обществознание имеет собственное содержание и обращено к актуальным проблемам современного общества и человека.

Сложившееся в предшествующее десятилетие содержание обществоведческого образования принципиально отличается от содержания обществоведческого курса, существовавшего в 60-80-е гг. Оно опирается на обновленную систему ценностей, прежде всего на те ценности, которые отражены в Конституции РФ.

Цели обществоведческой подготовки в старших классах:

Овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизнь человека, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося общества;

Развитие у старшеклассников умений рассматривать общественные события и явления с использованием приемов системного подхода, доказательно формулировать свое отношение к актуальным проблемам современного мира;

Усвоение учащимися широко применяемого в средствах массовой информации категориального аппарата наук об обществе;

Приобретение ими навыков свободного оперирования понятиями и терминами в устной и письменной речи;

Овладение старшеклассниками ключевыми социальными компетентностями, подготовка их к сознательному участию в гражданской жизни.

Достижение названных целей предполагает наличие учебно-методического комплекса, который обеспечивает учащихся отвечающим современным требованиям содержания образования, а учителей - необходимыми методическими рекомендациями, позволяет осуществлять широкую вариативность учебных занятий, использование разнообразных видов, форм и методов учебной работы. Наиболее полным из числа рекомендованных к использованию в эксперименте, является учебно-методический комплекс, сопровождающий обновленный учебник «Человек и общество. Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. - М -2001.

Человек и общество. Обществознание: учебник для 11 кл. общеоб. учеб. зав. / Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой. - М - 2001.

Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику: пособие для 10-11 классов общеоб. уч. зав./ Под ред. Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой - М - 2001.

Концепция обществоведческого образования в двенадцатилетней школе // Содержание образования в двенадцатилетней школе / По ред. А.Ф. Киселева - М - 2000.

Концепция обществоведческого образования в общеобразовательной школе // Обществознание в школе - 1999 - № 5,6.

Обязательный минимум содержания обществоведческого образования. Примерная программа. Требования к уровню овладения обязательным минимумом обществоведческой подготовки выпускников средней школы по обществоведению - М - 2000.

Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе. - М - 2000.

Человек и общество. 10-11 кл: Дидактические материалы по курсу. - М - 2001.

Задания и тесты по обществознанию: 10 кл. - М - 1999.

Задания и тесты по обществознанию: 11 кл. М - 1999.

Школьный словарь по обществознанию. - М - 2001.

Образцы заданий (измерителей) для проверки достижения требований к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по обществознанию // Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. -М - 2000.

Материалы к итоговой аттестации выпускников средней школы по обществознанию. - М - 2001.

Учебники и учебные пособия, входят в состав Федерального перечня на 2000/2001 учебный год, утвержденный Министерством образования РФ. Он опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» - 2001 - № 2.

В журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2001, № 6. опубликованы три варианта тематического планирования курса обществознания. Первый вариант рассчитан на 70 часов и предназначен для классов физико-математического, естественно-научного, технического профиля.

Второй вариант рассчитан на 105 часов и предлагается для так называемых беспрофильных классов.

Третий вариант (140 часов) предлагается для классов гуманитарного и социально-экономического профилей. Тематическое планирование составлено для классов физико-математического, естественно-научного и технического профилей А.И.Матвеевым, Т.Е. Лисковой, Е.Л.Рутковский;

Для классов гуманитарного и социально-экономического профилей - Л.Н.Боголюбовым, Л.Ф.Ивановой; для беспрофильных классов - Н.И.Городецкой., Е.И.Жильцовой.

Образовательный стандарт основного общего образования по обществоведению (включая экономику и право) опубликован в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» 2002, № 9.

В нем, в частности указывается, что изучение обществоведения в основной школе направлено на достижение учащимися следующих целей:

Освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, о социальных качествах человека, духовно-нравственной, социальной и семейно-бытовой, экономической и политической сферах человеческой деятельности, о правовом регулировании общественных отношений;

Воспитание гражданской ответственности и правосознания, российской идентичности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям;

Ознакомление со способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, типичных для подросткового возраста социальных ролях: гражданина, члена семьи, труженика, собственника, потребителя, учащегося школы;

Овладение умением ориентироваться в потоке разнообразной социальной информации и типичных жизненных ситуациях; опытом применения полученных знаний для решения познавательных и практических задач в области социальных отношений;

Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), познавательных интересов, нравственной культуры, способности к самоопределению и самореализации;

приобретение основ компетентности:

В сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений;

В сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий;

В сфере самостоятельной познавательной деятельности;

В сфере трудовой деятельности;

В сфере массовой коммуникации.


Похожая информация.