Вопросы по развитию речи в подготовительной группе. Викторина по развитию речи «Поговорим — проговорим» для детей подготовительной к школе группы. Фразеологизмы – синонимы

«Литературная викторина»

Автор : Богорубова Е.И МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №36»

Подготовительная группа «Ягодка»
Предлагаю Вам конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе, его можно использовать как повседневно, так и на итоговом занятии, удачи.

Тема: Итоговое занятие по обучению грамоте.

Цель : показать знания и умения детей, полученные в речевом развитии в течение года

Задачи : Формировать узнавать сказку по описанию, описывать их внешний вид, их действия, переживания.

Ход занятия.

Программное содержание

    Закрепить содержание литературных произведений в играх и упражнениях;

    Вспомнить русских и зарубежных писателей;

    Продолжать учить самостоятельно и грамматически правильно строить предложения, формировать свои мысли, описывать героев;

    Совершенствовать навыки чтения;

    Расширять словарный запас и развивать ассоциативное мышление;

    Воздействовать на развитие творческих качеств детей собственным творчеством;

    развивать артистические способности детей, привлекая их к участию в театрализованной деятельности;

    Предоставлять детям возможность по-своему интерпретировать роль, давать выход импровизационным качеством.

Предварительная работа

    Чтение детям рассказов, сказок, русских и зарубежных писателей;

    Работа по книге М.М. Беруких, Т.А. Филиппова «Учимся рассказывать по картинкам», в течении года;

    Подобрать картинки к «Волшебному кубику»;

    Выучить словесную игру «Какую книгу я читал - не скажу, а героя сказки покажу». Цель: учить детей двигаться и изображать героев, используя мимику и жесты;

    Игры с настольным театром по сказкам «Три поросенка», «Три медведя», «Лиса и журавль».

Ход занятия

На столе у воспитателя лежит волшебный кубик, на каждой стороне его сказочный персонаж.

Дети заинтересованно рассматривают его.

Воспитатель: - Как вы думаете о чем сегодня мы будем с вами говорить? (Ответы детей)

Какие бывают сказки? (ответы детей: народные, авторские, сказки зарубежных писателей).

Предлагаю детям выйти из-за столов и поиграть с волшебным кубиком на ковре.

Ребенок бросает кубик, и кубик катится по ковру, на какой стороне он остановится, дети называют персонаж и дают полное название сказки.

Воспитатель: - Назовите народные сказки («Репка», «Теремок», Гуси лебеди», «Три медведя»)

Почему они называются народными? (сочинил народ)

Какая это сказка?

К какому виду сказок, ее можно отнести?

Назовите зарубежных писателей? (Бр. Гримм, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен).

Какие сказки вы знаете? («Золушка» и «Кот в сапогах» Ш.Перро, Бр. Гримм «Бременские музыканты»).

Волшебный кубик кладем в книжный уголок, обращаю внимание детей на настольные театры в книжном уголке, сказочных персонажей.

Загадываю загадки по сказкам.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький – крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки,

Кто герои это сказки?

(Три поросенка)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарили.

Девочка имя забыла свое.

А вы подскажите нам имя ее.

(Красная Шапочка)

Воспитатель: - Героев каких сказок, басен, произведений вы видите на полках? (Индивидуальные ответы детей: Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», «Теремок», «Колобок», русская народная сказка: «Журавль и лиса», басня «Стрекоза и Муравей» и др.)

Воспитатель: - Хорошо, вы знаете сказки, басни, а теперь поиграем в игру: «Какую книгу я читал - не скажу, а героя сказки покажу». (для показа вызвать 4-х, 4-х детей). Дети отгадывают и называют произведение.

Предлагаю пройти к столам.

Воспитатель: - Дети, на столах у вас лежат конверты с заданиями, картинки вам могут быть знакомы, так как мы с вами весь год занимались по книге «Учимся рассказывать по картинкам». Сегодня вы вспомните, а кто-то даже прочитает отрывок и определит по тексту из какого произведения эти слова. Будьте внимательны и не спешите, кто готов подходите и говорите.

(Ответы детей: «Два Мороза» Михайлов; «Теремок» русская народная сказка инсценировка отрывка, басня «Стрекоза и муравей» и т.д.)

Занятие подошло к концу, очень хочется похвалить самых активных детей (называю по имени активных детей) и пожелать всем дружить с книгой.

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной группе. Викторина «Умные непоседы»

Цель : Показать родителям чему научились дети на занятиях.

Задачи:

1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление), творческих способностей.

2. Развивать речь, коммуникативность, память. Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; умение составлять предложения и схемы к ним.

3. Воспитывать стремление к знаниям, умение работать в команде, оказывать помощь товарищу, самоконтроль и саморегуляцию. Воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Ход занятия: Здравствуйте ребята. Посмотрите кто это к нам в гости пришел.

Вы веселые ребята, и не будете скучать. На вопросы викторины будем с вами отвечать! Вы отвечайте дружно и здесь сомнений нет. Сегодня будет дружба владычицей побед. И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование. Успех решает не судьба, а только ваши знания, и соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней, и наша дружба крепнет с ней.

  1. Конкурс « «Деформированные слова».

из перепутанных букв вам нужно составить слово.

1. Кошка

2. Собака

Дети расставляют буквы по цифрам и получают слова.

Какие слова у вас получились?

1. Сколько слогов в слове кошка ?

2. Сколько звуков в этом слове?

3. Назовите гласные звуки.

II. Конкурс «Веселые загадки».

В чаще голову задрав.

Воет с голоду... жираф. (Волк) Кто в малине знает толк,

Косолапый бурый... волк. (Медведь) Дочерей и сыновей

Учит хрюкать …муравей. (Свинья) Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая... лисица. (Белка) В теплой лужице своей

Громко квакал... Бармалей. (Лягушонок) С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)

Обруч, мяч и колесо,

Вам напомнят букву...(О) Давно известно детям всем:

Корова знает букву...(М)

Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произведу,

То услышишь букву... (У) В слове рот и в слове крот

Эта буковка живёт.

В слове тигр она р-р-рычит,

В слове крик она кричит. (Р)

В слове мы и в слове

Есть такая буква - ...(Ы)

Целый час жужжит уже

На цветочке буква...(Ж) Киска сливки пьёт из миски,

Эта буква есть в ириске.

Знают все друзья мои,

Эта буква - буква...(И) На заре звенит звонок,

На двери висит замок.

Есть в занозе и козе

Эта буква - буква...(З)

III. Конкурс «Докончи предложение».

Ребята, перед вами следующее задание. Я буду вам читать начало предложения, а вы внимательно слушаете и продолжаете его. Только ответ должен быть полным.

1. БЕЛКА ОСЕНЬЮ ЗАПАСАЕТ КОРМ, ПОТОМУ ЧТО…

2. Девочка ходила в нарядной красной шапочке, поэтому …

3. ПТИЦЫ МОГУТ ЛЕТАТЬ, ПОТОМУ ЧТО…

4. Кошка забралась на дерево, чтобы...

5. Мы поедем завтра на улицу, если..

6. В детском саду мы не только играем, а также…

7. Я очень люблю маму, потому что…

IV. Конкурс «Назови ласково»

1. волк

2. заяц

3. слон

4. рука

5. нос

6. птица

7. дом

8. жук

9. собака

10. лист.

Молодцы! Все справились с заданием.

Ну что, дети, устали? Давайте немного отдохнем.

Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

V. Конкурс «Назови одним словом».

1.Стол, стул, кровать, шкаф, тумбочка – мебель. 2.Повар, продавец, врач, строитель – профессии. 3. Лето, осень, зима, весна – времена года. Синица, сорока, ворона, голубь, воробей – птицы. Бабочка, муравей, комар, муха, жук – насекомые. Понедельник, вторник, среда – дни недели.

VI. Конкурс «Скажи наоборот».

Рано – поздно

Радостный – грустный, печальный

Черный – белый

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Светло – темно

Один – много

Открыто – закрыто

Горячий – холодный

Верх – низ

Ясный – пасмурный

Мёрзнуть – согреваться

Левый – правый

Чистота – грязь

VII. Конкурс Составь предложение .

Кошка, машина, кукла, самолет, волк, яблоко, бабочка.

Затем воспитатель подводит итоги конкурса и делает вывод:

Очень много слов на свете, Как снежинок у зимы. Но возьмём, к примеру, эти: Слово «я» и слово «мы». «Я» на свете одиноко, В «я» не очень много прока. Одному или одной Трудно справиться с бедой. Слово «мы» сильней чем «я». Мы – семья, И мы – друзья. Мы – народ, И мы – едины. Вместе мы непобедимы!


НОД детей подготовительной группы игра-викторина КВН «Хочу всё знать!»

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация.
Цель: обобщение и закрепление знаний по изученным темам с элементами праздника.
Задачи:
Обучающие
закрепить знание чисел в натуральном ряду, закрепить знание соседей числа;
закрепить представление о последовательности дней недели;
закреплять у детей умение составлять и читать слова по слогам
Продолжать учить детей строить из простейших геометрических фигур «Танграм»;
Упражнять детей в решении логических задач.
Развивающие
развивать фонематический слух, творческую активность, воображение, быстроту реакции.
развивать зрительное внимание.
развивать логическое мышление.
Воспитательные
создать у детей эмоционально-позитивный настрой;
воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, коллективизма, духа соревнований.
Предварительная работа:
беседы о временах года, о днях недели;
решение математических задач;
отгадывание загадок;
решение логических задач;
решение конструктивных задач;
деление слов на слоги;
знакомство детей с днями недели, названиями месяцев,
знакомство с прямым и обратным счётом в пределах 10, с построением числового ряда до 10, с обозначением чисел первого десятка, обозначением этих чисел с помощью цифр;
индивидуальные занятия.
Оборудование и материалы:
МР3 проигрыватель, мр3 «КВН заставка», мр3 «КВН капитаны», мр3 «Азбука», эмблемы каждому ребенку, карточки с заданиями, фломастеры, простые карандаши по кол-ву детей, д/и «Контуры».

Под мр3 «Мы начинаем КВН» Дети входят в группу, команды становятся напротив друг друга.
Воспитатель:
Друзья, сегодня вы пришли на наш веселый КВН.
Мы вам улыбку принесли, чтоб улыбались каждый день.
Все вы знаете, что КВН – это игра веселых и находчивых ребят. Сегодня и мы с вами поиграем в нее и посмотрим, чья команда выиграет, а это значит правильно и быстро сделает задание. Надо внимательно слушать задание и выполнять его по сигналу. Та команда, у которой окажется большее количество правильных ответов, получит вот такую звёздочку, и чья команда наберёт больше звёздочек, будет победителем.
Наш КВН пройдет в 2 конкурса:
Первый конкурс – Считай-решай.
Второй конкурс – Пиши-читай.
Жюри будет оценивать ваши результаты, а в конце игры подведет итог и определит команду победителей. Разрешите представить членов нашего жюри.
(представление жюри)

Воспитатель: А теперь - представления команд.
Приветствуем команду! «Почемучки»

Девиз команды «Почемучки»:

Мы с вопросами на «ты»
«Почему?» - вопрос любимый,
Помогает нам расти.

Приветствуйте! «Команда «Знайки».

(воспитатель представляет капитана команды)
Девиз команды «Знайки»:

Хотим узнать про всё на свете
Мы любознательные дети!

Жюри:
1. Вы очень ловкие – мы это знаем.
Везенья, успехов в игре вам желаем.

2. Мы вам, друзья, желаем, от души,
Чтоб результаты ваши были хороши.
Воспитатель: начинаем наш первый конкурс «Считай-решай»
1 задание. «Разминка»
Воспитатель:
Сколько ушей у двух ежей?
Сколько хвостов у четырех котов?
Сколько носов у трех слонов?
Сколько лап у двух медвежат?
Сколько рогов у двух коров?
Сколько ушей у трех мышей?
Сколько орехов в пустом стакане?
Сколько углов у круга?
На какое дерево садиться ворона во время дождя?
Сколько звезд на небе днем?
Какой день наступит после среды?
Какой день перед вторником?
Если дерево выше куста, то куст …?
Ниже дерева.
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш …?
Короче линейки.
Если канат толще нитки, то нитка …?
Тоньше каната.
Если сестра старше брата, то брат …?
Младше сестры.
Если река шире ручья, то ручей …?
Уже реки.
Воспитатель: Ну что ж, с первым заданием справились, молодцы. А сейчас, предлагаю поиграть в веселую игру «Живые цифры».
2 задание. «Живые цифры»
Правила игры: детям раздаются карточки с цифрами. Пока звучит музыка, дети гуляют по залу, как только музыка остановилась, дети должны, быстро построиться по порядку от 1 до 10 (игра исполняется 1 раз).
(Слово жюри)

3 задание. «Танграм»
(конкурс для капитанов)
Под мр3 «капитаны КВН» выходят – капитаны команд

Правила: капитаны составляют картинку из геометрических фигур каждый на своём фланелеграфе, после выполнения задания нужно назвать свою картинку и из каких фигур она состоит.

Воспитатель: Пока капитаны выполняют своё задание, остальные игроки приступают к следующему заданию.

4 задание. «Числовой ряд»


Правила:
Командам даны карточки с цифрами, раскладывая карточки на полу нужно собрать все цифры в том порядке, как они расположены в числовом ряду. Чья команда быстрее.
А теперь в обратном порядке. Чья команда быстрее.

Воспитатель: Пока команды выполняли задание, капитаны, справились со своим, и мы готовы их выслушать.
(отвечают капитаны команд)
5 задание «Угадай, что зашифровано »

Воспитатель: У вас на столах, зашифрованные картинки. Чтобы их увидеть, нужно соединить цифры по порядку.



Воспитатель: Конкурс «Считай-решай» закончен, и слово предоставляется жюри.
(Слово жюри)
Воспитатель: А сейчас переходим к следующему конкурсу «Пиши-читай»!
1 задание. «Загадки – звуки, буквы»
Айболиту все сперва, говорили букву … (А)
В старом дереве дупло, а последний звук в нём … (О)
Каждый барашек скажет тебе, последний слог … (БЕ)
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» Так хохочет буква … (Х)
Мы запомнили легко: первой в алфавите … (не О, а А)
Кусок от бублика я съел, и получилась буква … (не Л, а С)
Круглой формы голова, той же формы буква … (не А, а О)
Слово вкусное УХА - начинает буква … (не Х, а У)
Буква первая, друзья, в алфавите - это … (не Я, а А)
Алфавитную семью возглавляет буква … (не Ю, а А)
Дальше всех, совсем в конце, в алфавите буква … (не Ц, а Я)
Воспитатель: Все загадки отгадали, молодцы. Переходим к следующему заданию.
Сейчас мы узнаем, знают ли команды последовательность дней недели, и смогут ли они прочитать их название.
2 задание. «Рисунок на каждый день»
Правила: чтобы получился рисунок необходимо соединить все дни недели по прядку.


3 задание. «Контуры»
Правила: по кол-ву детей разрезные картинки. Нужно, найти контуры и соединить их с буквами.
(конкурс на время)



4 задание. «Имя белочки»
Правила: чтобы узнать, как зовут белочку, нужно вписать буквы, написанные на цветах слева, в такие же цветы в букете и прочесть имя белочки.


5 задание. «Считаем слоги»
Правила: командам показывают карточки с картинками.
Чья команда не ошибётся и правильно назовёт, из скольких слогов состоит слово.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поработать за столами и составить слова из слогов, которые имеются в слоговой таблице. Время на работу вам 3 минуты.
6 задание. «Составь слова из слогов»


Правила: команды получают слоговые таблицы.
Чья команда больше составит слов из предложенных слогов.

Воспитатель: Наши весёлые конкурсы закончились. А пока жюри подводит итоги, объявляем музыкальную паузу.
(мр3 «Азбука»)
Жюри объявляет итоги. Далее идёт награждение победителей.
(вручение грамот)

В течение нескольких лет на базе нашего Центра в каникулярное время я провожу логопедический тренинг «Учимся говорить правильно и красиво», который включает различные темы («Путешествие в осенний лес», «В гостях у Деда Мороза», «В гости к сказке», «Звуки, звуки слышим вас!» и другие). К участию в досуговых мероприятиях привлекаю и родителей. Необычная, инновационная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе автоматизации звуков у ребенка, развития его речи. Такие мероприятия значительно улучшают качество произношения, положительно влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают в усвоении программного материала.
Я предлагаю разработку одного из этих мероприятий.

Логопедическая викторина «Вопрос на засыпку»

Цель :

  • закреплять приобретенные произносительные умения.

Задачи:

  • развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи.
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа.
  • воспитывать чувство коллективизма, чувство ответственности, взаимопомощи.

Оборудование :

  • карточки с предметными картинками для заданий, 2 магнитные доски, магниты, 2 миски с различными природными материалами, 2 колокольчика, разрезные картинки, пирамидки, медальки, жетоны.

Ход викторины:

Вступительное слово логопеда.

Раз, два три, четыре, пять –
Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, чётко говорить,
Не вертеться, не шалить.

Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы собрались на логопедическую викторину «Вопрос на засыпку». Цель такого мероприятия- не соревнование, не желание кто лучше, кто хуже, а показать чему научились ребята. Надеемся, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной.

Пожелаем мы ребятам
Не скучать и не зевать,
На вопросы логопеда побыстрее отвечать!
Начинаем викторину!
Раунд «Разминка».
Я задам сейчас вопросы…
Отвечать на них не просто!

1.Какая ночная птица охотится на мышей и поэтому ее прозвали «пернатой кошкой»?

а)сова(+)
б)зяблик
в)аист

2. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша.

Сколько всего детей у мамы?

3. Почему рыба-пила получила такое название?

а)за плохой характер
б)похожа на пилу(+)
в)ею можно распилить все что угодно.

4. Что в сказках всегда побеждает?

5. Кто держался за внучку в сказке «Репка»?

Раунд «Вопрос на засыпку»

Вам нужно будет ответить на вопросы.

Из чего состоит любое сказанное слово?

1) из букв;
2) из цифр;
3) из звуков.

Какой первый звук в слове гном?

Каким цветом мы закрасим первый звук в слове гном?

1) синим;
2) красным;
3) зелёным.

Что мы видим, читая книгу?

1) звуки;
2) буквы;
3) числа.

Какими звуками заканчиваются слова: гномик, дом, звук, ключик, логопед?

1) гласными;
2) твёрдыми согласными;
3) мягкими согласными.

Что потеряла Золушка в известной сказке Шарля Перро?

1) сапоги-скороходы;
2) ключик;
3) туфельку.

Раунд «Слоговые игрушки»

В центре зала на столах миски с различными природными материалами – фасолью, камнями, ракушками.

Ваша задача — каждый участник команды находит игрушку в миске и определяет количество слогов в слове.

Раунд «Ты — мне, я — тебе»
Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться (книга)
Белый зайчик прыгает по черному полю.
Следы оставляет.
Дети их читают,
А потом стирают. (мел).

Раунд «Физкультпривет»

Игра «Пирамидки» (быстро и правильно собрать пирамидки)

Игра «Он-она»

У меня для вас игра под названьем «Он-она».
Попрошу вас не зевать,
Слово в стих мой добавлять.
Он слон -она …..слониха
Он лось -она……..лосиха.
Он кот -она…..
Нет, конечно! Это кошка
Ну ошиблись вы немножко.
Что ж, сыграем еще раз,
Обыграть хочу я вас.
Он морж -она….
Он заяц -она….
Он еж -она…..
Он бык — она…..
Всем знакомо это слово?
Да, да, да! Она корова.

Раунд «Собери картинки»(использую разрезные картинки)

Раунд»Переменка»

Приглашаю детвору на весёлую игру! Встаньте в круг.

Игра «Бывает – не бывает».

Если бывает – подпрыгиваем, если не бывает – приседаем.

Заяц скачет по лесу.
Заяц по небу летит.
Девочка рисует дом.
Дом рисует девочку.
Ночью солнце светит ярко.
Утром солнце светит жарко.
В школе дети учатся.
Дедушка в школе учится.
Рыбы по полю пошли. Рыбы в море плавают.
Дочка младше мамы.
Мама младше дочки.

Раунд «Спецзадание».

Этот раунд для наставников (для родителей), которые не боятся отвечать на детские вопросы. Родителей от каждой команды мы проверим, как они занимаются с детьми дома артикуляционной гимнастикой.

Послушайте внимательно инструкцию: рот открыть, губы в улыбке, широким кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося «д».

Как называется артикуляционное упражнение?

а(барабанщики(+)
б)молоточки
в)музыканты.

Раунд «Пропавшие буквы».

Серый вол, голодный, злой,
Бродит по лесу зимой.(Вол — волк)
Стол высокий, метра три,
Крепко держит фонари.
(Стол — столб)

Землю роет старый кот,
Под землёю он живёт.
(Кот — крот)

Кран зажёгся голубой -
Фильм посмотрим мы с тобой.
(Кран — экран)

Шар на шею повязал
И ангину не поймал.
(Шар — шарф)

Лень с ветвистыми рогами
Мчит на встречу мне и маме.
(Лень — олень)

От весёлой острой утки
Хохотали мы все сутки.
(Утки — шутки)

Рыбки в лодочке сидят,
К поплавку прикован взгляд.
Раунд» Заморочки из бочки».

Логопед зачитывает математические задачи:

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (пять).

Пять ребят в футбол играли.
Одного домой позвали.
Он глядит в окно, считает.
Сколько их теперь играет? (четыре).

Три пушистых кошечки
Уселись на окошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало? (четыре).

У меня есть три подружки,
У каждой по кружке.
Сколько кружек у моих подружек? (три).

Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши…
Сколько же карандашей
У обоих малышей? (два)

Раунд «Наоборот»

Скажу я слово высоко,
Вы отвечайте низко.
Скажу я слово далеко,
Вы отвечайте близко.
Понятно задание?

Молодой – (старый).
Быстрый – (медленный).
Начало – (конец).
Потолок – (пол).
Мокрый – (сухой).
Тихо – (громко).
Белый – (черный).
Широкий – (узкий).
Чистый – (грязный).
Темный – (светлый).
Ночь – (день).
Пустой – (полный).
Хорошо – (плохо).
Твердый – (мягкий).
Трусость – (храбрость).
Богатый – (бедный).
Горячий – (холодный).
Толстый – (тонкий).
Небо – (земля).
Маленький – (большой).

Итог викторины.

Мы думали и веселились
И даже спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой,
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
Но дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!

Вот и закончилась наша встреча. Спасибо вам за хорошую игру. Надеюсь, она всем понравилась. Старайтесь говорить красиво, правильно! До свидания, друзья! До новых встреч!

Анисимова А.В.,
учитель-логопед

Разделы: Работа с дошкольниками

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка.

Актуальность данной проблемы очень велика. Она ориентирована на развитие мышления, воображения, общения дошкольников.

Важно подчеркнуть, что именно дошкольное детство является сензитивным периодом усвоению речи. Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития. Если этот уровень высок, то дети хорошо читают и грамотно пишут, лучше понимают и воспринимают изучаемое, четко излагают свои мысли. Для дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

Важно подчеркнуть, что культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.

Плодотворно работать над речью детей может только тот воспитатель, который владеет собственной речью и неустанно заботится об её усовершенствовании. Речи воспитателя должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений. (слайд 2)

Давайте ещё раз вспомним, из каких разделов состоит речь?

Словарь

Грамстрой речи

Слоговая структура слова

Связная речь (слайд 3)

Сегодня мы проведем викторину по теме “Красивую речь приятно слушать”. У вас будет прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, объективно оценить знания своих коллег по данной теме.

(Разделиться на команды. Придумать название команды. Выбрать жюри)

1 задание - разминка “Вопрос-ответ” (слайд 4)

2 задание “Весёлый поэт” (слайд 5)

Что такое чистоговорки?

Чистоговорка - набор слов и фраз, предназначенных для тренировки речевых произносительных навыков.

Ваша задача – придумать чистоговорки

(например: та-та-та – мы увидели кота; ту–ту–ту- -молока дадим коту; ас-ас ас – свет погас и т.д.)

3 задание “Подбери слова”

Образная речь является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей.

Русский язык очень богатый и образный. То или иное чувство, переживание, явление, событие можно выразить огромным количеством слов.

Чем больше ребёнок слышит в обычной разговорной речи взрослых (воспитателей) красивых, выразительных слов, тем больше впитывает он гармонию слова.

Придумать как можно больше слов-определений про ОСЕНЬ. Осень КАКАЯ? (слайд 6)

(золотая, ранняя, поздняя, сырая, дождливая, хмурая, солнечная, тёплая, сухая, листопадная и т.д.)

(По очереди каждый член каждой команды называет по 1 слову. Не повторяться!)

СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ: Что ДЕЛАЕТ осенний лист? (слайд 7)

(желтеет, краснеет, сохнет, падает, летит, опадает, кружится, преет, плавает (в луже), шуршит, скручивается и т.д.)

Что можно ДЕЛАТЬ с осенним листом? (слайд 8)

(рвать, бросать, мять, крошить, нюхать, гладить, трогать, сушить и т.д.)

4 задание “Найди пару” (слайд 9)

Русский язык очень богат на свои слова и выражения. Очень часто один и тот же смысл можно выразить по-разному. В этом часто приходят нам на помощь выразительные средства языка - фразеологизмы.

Что такое фразеологизмы?

Фразеологизм - это не очень большая фраза, как правило, она имеет переносное значение, хотя вполне может выражать и обычный смысл.

Приведите примеры фразеологизмов (“вот где собака зарыта”, “водить за нос”, “летать в облаках”)

В самом значении фразеологических оборотов заложены предпосылки образности, эмоциональности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников.

Фразеологические обороты – синонимы и антонимы - помогают в развитии внимания, учат сравнивать и делать выводы.

Ваша задача найти пару.

  • 1 команде – противоположные по смыслу, антонимы
  • 2 команде – похожие по смыслу, синонимы и объяснить значение подчеркнутых фразеологизмов.

Фразеологизмы – антонимы

Фразеологизмы – синонимы

5 задание “Скороговорка” (слайд 10)

Что такое Скороговорка?

Скороговорка – это наивный по содержанию, несложный, даже примитивный текст, который построен на запутанных и трудных слоГосочетаниях и слоВосочетаниях. Скорее их можно назвать трудноговорками.

Можно ли в работе с дошкольниками использовать скороговорки?

Конечно, можно. Важно только правильно подбирать их для каждой возрастной группы.(например: в средней группе мы подбираем скороговорки с согласными раннего генеза: [п, т, к, м, н] и т.д. В старшей отрабатываем свистящие и шипящие звуки, а в подготовительной идёт дифференциация звуков [л - ль] [л-р] [с - ш] и т.д.)

Выбрать из нескольких 1 скороговорку для разучивания

Скороговорка рассказывает о каком-то, может, и не значительном, но событии. В ней есть мысль, которая выражается словами. А слово должно быть действенным.

Вам нужно произнести скороговорку с различной интонацией, передавая разное отношение к случившемуся.

Констатация факта

Сожаление

Радость

Удивление.

Разный логический смысл

Таким образом, вы убедились, как можно работать над интонационной выразительностью, используя скороговорки

6 задание – “Длинная история” (слайд 11)

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов ДОУ. “Программой воспитания в детском саду” предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию. Показателем несформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста является – нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ситуативность и фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи. В работе по развитию связной речи у старших дошкольниках нужно строго соблюдать постепенный переход от высказывания с опорой на наглядность к высказываниям по собственному замыслу. При планировании занятий соблюдается алгоритм усложнения речевой деятельности по видам повествования:

  • пересказ;
  • составление описательного рассказа;
  • составление рассказа по серии сюжетных картин;
  • составление рассказов по сюжетной картине;
  • творческое рассказывание.

Овладение каждым видом рассказывания идёт постепенно, в определённой последовательности и осуществляются с опорой на предшествующий вид повествования.

Мы вам предлагаем игру “Длинная история” .

Каждой команде раздаются поровну предметных карточек. Первый игрок выкладывает на стол и придумывает предложения, в котором упоминается изображённый на карточке предмет, второй игрок выкладывает свою карточку и тоже составляет предложение, чтобы оно с предыдущим образовывало связный рассказ и т. д. Побеждает команда, у которой рассказ получился сюжетным и интересным.

Итак, наша викторина подошла к концу. Вы сегодня показали свои творческие способности и теоретические знания. А мы показали, как, используя разные приёмы, можно легко и просто развивать все компоненты речи, которые являются основой коммуникации.

Пока ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ, предлагаем вам угадать современное значение старославянских слов:

Кружлявый (слайд 12):

Прыщавый;

Кудрявый (правильный ответ) ;

Веснусчатый.

Уварахтаться (слайд 13) :

Испачкаться (правильный ответ) ;

Укутаться;

Заблудиться.

Остолопиться (слайд 14):

Сердиться;

Упрямиться;

Растеряться (правильный ответ).

Встреснуться (слайд 15):

Влюбиться;

Спохватиться (правильный ответ) ;

Встряхнуться.

Елдаечки (слайд 16):

Пшеничные лепешки (правильный oтвет)

Старинные женские украшения;

Жюри объявляет победителей викторины.

В заключение, как всегда, рефлексия. Продолжить фразу(вытягивают на листочках начало фразы, которую нужно продолжить)

  • Мне понравилось...
  • Особенно интересно было...
  • Я получила удовольствие от....
  • Для меня было сложным...
  • Не совсем было понятно...
  • Возьму в работу...
  • Я сегодня поняла...
  • Я воспользуюсь приёмом...
  • Сегодня меня раздражало....
  • Я получила информацию...

Список литературы.

1. Арушанова А.Г. “Речь и речевое общение детей 3-7 лет”

2. Алябьева Е.А. “Развитие воображения и речи детей 4-7 лет”

3. Гризик И. В. “Обучение детей описанию предметов”

4. Конина М.М. “Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста”

5. Короткова Э.П. “Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста”

6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. “Учите, играя”

7. Ушакова О.С. “Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин”

8. Ушакова О.С. “Методика развития речи детей дошкольного возраста”

9. Швайко Г.С. “Игры и игровые упражнения по развитию речи”

10. Фразеологический словарь русского языка.