Закон рф о техническом регулировании краткое содержание. Основные положения федерального закона «О техническом регулировании

На основании российского законодательства о техническом регулировании, определение технического регламента звучит как: документ особого рода, содержащий исчерпывающий перечень требований, предъявляемых государством к тому или иному виду деятельности. Иные требования могут вноситься только изменениями и дополнениями в данный регламент, но не документами. Таким образом, это - не обрывки нормирования, а целостное и системное регулирование направлений деятельности, что принципиально меняет ситуацию.


Регламент на вид деятельности является единицей такого нормирования, и это удобно для предприятий и необходимо для добросовестного, эффективного контроля. Игнорирование этого принципа может привести к ситуации, когда задействовано более шестидесяти тысяч документов, содержащих обязательные требования, но в то же время их полный объем неизвестен ни контролируемым, ни контролирующим.


Технический регламент может быть принят: Федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, Ратифицированным международным договором, Постановлением Правительства Российской Федерации


Его принятие по изложенным правилам означает, что министерства и ведомства больше не смогут устанавливать обязательные требования в этой сфере, о чем сказано в Законе:


«Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона (статья 5 относится к оборонной продукции)».


Федеральный Закон Российской Федерации "О техническом регулировании" № 184-ФЗ был принят 15 декабря 2002 года Государственной Думой и введен в действие с 1 июля 2003 года. Он заменяет Законы РФ "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг", а также положения многих других законодательных актов, которые затрагивают правоотношения в сфере разработки, утверждения и применения нормативно-технических документов, подтверждения соответствия и осуществления надзора за их соблюдением. Обязательные технические нормы, согласно принятому Закону, могут быть установлены только в соответствии с "техническими регламентами", принимаемыми федеральными законами и международными договорами, и, при особой необходимости, указами Президента и постановлениями Правительства РФ на определенный срок до принятия соответствующих федеральных законов. Закон предусматривает освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти, кардинальное повышение уровня правового регулирования, дебюрократизацию экономики и имеет целью устранение необоснованных технических и административных препятствий в развитии предпринимательства, прекращение хозрасчетной деятельности надзорных органов, упорядочение в целом порядка разработки обязательных технических норм, уменьшение проблем при обязательной сертификации . Данный документ является комплексным законодательным актом РФ и устанавливает на высшем юридическом уровне на основе Конституции РФ и имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, а также требований к работам и услугам в интересах потребителей. Закон вводит новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, вносит ясность во многие понятия, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг.


Технический регламент (на основании российского законодательства о техническом регулировании) - это документ, который устанавливает обязательные требования к продукции, работам, услугам и процессам. Техническим регламентом может называться документ, принятый по специальной процедуре и устроенный особым образом. Принятие технических регламентов подразумевает, что министерства и ведомства не могут устанавливать обязательные требования в этой сфере: "Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона" (статья 5 относится к оборонной продукции). Что касается международных договоров, то технический регламент не может быть принят международным договором, заключенным на уровне министерств, ведомств или субъектов федерации. Такой договор должен быть ратифицирован Российским парламентом на федеральном уровне.


Процедура принятия технических регламентов федеральными законами является основной. Российской Федерации имеет право издать постановление о техническом регламенте до вступления в силу соответствующего федерального закона. При этом порядок принятия такого постановления должен полностью соответствовать требованиям Закона "О техническом регулировании". Правом издать указ о техническом регламенте, не придерживаясь процедуры, предусмотренной в Законе, обладает Президент Российской Федерации. Однако такой указ может быть издан в исключительных случаях, при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.


Обязательные требования к объектам технического регулирования составляют основу технического регламента. Обязательно указано, что это должны быть требования, обеспечивающие:


безопасность жизни и здоровья граждан;


безопасность имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;


охраны окружающей среды; охраны жизни и здоровья животных и растений;


предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей. того, эти требования перечислены в пункте 1 статьи 7 Закона "О техническом регулировании" закрытым списком (кроме всего ниже перечисленного, в список не может быть добавлено ничего):



безопасность излучений;

Биологическую безопасность;

Взрывобезопасность;

Механическую безопасность;

Пожарную безопасность;

Промышленную безопасность;

Термическую безопасность;

Химическую безопасность;

Электрическую безопасность;

Ядерную и радиационную безопасность;

Электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

Единство измерений"


В регламенте должен содержаться полный перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования. Не имеют необходимости в обязательном внесении список: не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.


На переходный период в систему технического законодательства также входят оставшиеся обязательными до принятия соответствующих технических регламентов те требования ранее принятых нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и пр.), которые соответствуют целям технического регулирования, как это определено переходными положениями Закона, а именно исключительно требования по безопасности (ст. 46). Также на переходный период входят федеральные законы и акты Правительства в сфере технического регулирования, полностью или частично сохраняющие свою силу в соответствии с временными исключениями или переходными положениями Закона.


Можно выделить следующие ограничения сферы технического регулирования в рамках системы технических регламентов, представляющиеся целесообразными, как минимум, на начальных этапах подготовки технического законодательства:


техническими регламентами регулируются не любые виды безопасности, а лишь связанные с возможностью непосредственного причинения вреда либо самой продукцией, либо в процессе ее производства;


техническими регламентами регулируются лишь те виды деятельности, к субъектам которых государством не могут быть предъявлены обязательные требования иначе, чем посредством технического законодательства;


техническими регламентами регулируется исключительно сфера технической безопасности, но не безопасности вообще;


техническими регламентами покрывается преимущественно сфера регулирования государством разного рода видов деятельности (ограничения прав граждан); но не сфера выполнения государственными органами функций по обеспечению безопасности граждан, национальной безопасности и т.п.


Базовым принципом новой системы технического регулирования является ограничение обязательных требований исключительно параметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, качество и т.п.).

ФЗ РФ «О технич. рег-нии» принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года. Закон включает 10 глав и 48 статей. Он регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции и этих требований на добровольной основе, процессам производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оценке соответствия.

В первой главе данного закона рассмотрены общие положения, где отмечены сфера применения настоящего закона, основные понятия, принципы технического регулирования, законодательство РФ о техническом регулировании и особенности техн. рег-ния в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (р., у-г), сведения о которой составляют гос. тайну.

Законодательство РФ о техн. рег-нии состоит из настоящего ФЗ и принимаемых в соответствии с ним ФЗ и иных нормативно-правовых актов РФ.

К основным принципам техн. рег-ния относятся: применения единых правил, установления требований к продукции, процессам производства, экспл-и, хр-ния, перевозки, реа-и и утил-и, выполнению работ и оказанию услуг; Соответствие техн. рег-ния уровню развития национальной экономики, НТП; независимости органов по аккредитации, серт-ции; единой системы и правил аккредитации; единство правил и методов исследований и т.д.

Во 2 главе посвящена техн. регламентам, рассмотрены 1)цели принятия технических регламентов: защита жизни или здоровья граждан, им-ва физ. или юр. лиц, гос-го или муницип-го им-ва; охрана окр. среды, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, 2)содержание и применение ТР (с учетом степени риска они устанавливают требования безопасности (биол-кой, пожарной, излучений, мех-кой и др.). ТР применимы ко всей продукции независимо от её происхождения осуществления процессов производства, хр-я, реал-и. ТР устанавливают минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции.

3)Установлены виды ТР, действующие на территории РФ: общие (обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции. процессов производства, экспл-и, хр-я, перев-ки, реал-и и утил-и) и специальные ТР (где учитываются технологические и иные особ-ти отд. видов прод., процессов пр-ва, экспл-и, хр-я, перев-ки, реал-и и утил-и)

4)ТР принимается ФЗ, разработчиком проекта ТР м.б. любое лицо.

3 глава посвящена стандартизации, где рассмотрены её цели, принципы, документы в области стандартизации, национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и стандарты организаций.

Документами в области стандартизации являются национальные стандарты; правила, нормы и рекомендации стандартизации; классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций.

Национальную систему стандартизации составляют национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения.

В главе подтверждение соответствия описаны цели для его проведения, принципы, формы подтверждения: добровольное в форме добровольной сертификации и обязательное, которое осуществляется в форме принятии декларации о соответствии и обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Оно может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации и условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксп-ции, хр-я, перевозки и иные работы, услуги. Эти объекты могут маркироваться знаком соответствия добровольной системы сертификации. Которая в свою очередь может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Обязательное подтверждение соответствия проводится в случаях, установленных ТР. Объект – только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия на всей территории РФ.

Глава 5 содержит сведения об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров). Она проводится в целях подтверждения компетентности органов по сертификации и испытат. лабораторий; обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по серт-ции и аккредитованных испытательных лабораторий. А также она осуществляется на основе принципов: добровольности, открытости и доступности правил по аккредитации, компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию и др.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований ТР осуществляется должностными лицами органов гос. контроля (надзора). В отношении продукции гос. контроль (надзор) осуществляется исключительно на стадии обращения продукции. Также установлены полномочия органов гос. контроля (надзора) и ответственность его органов при его осуществлении.

В главе 7 информация о нарушении требований ТР и отзыв продукции установлена ответственность за несоответствие продукции, процессов производства, экспл-и, хр-я, перев-ки, реал-и и утил-и, права органов гос. контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям ТР. Также объяснено, в каких случаях возможен принудительный отзыв продукции, ответственность аккредитованной испытательной лаборатории и ответственность за нарушения правил выполнения работ по сертификации.

В главе об информации о ТР и документах по стандартизации отмечено, что они д.б. официально опубликованы и д.б. доступны заинтересованным лицам.

Финансирование в области ТР (глава 9) проводится за счет средств федерального бюджета

В главе 10 определены заключительные и переходные положения, указаны нормативные правовые акты в соответствии с настоящим ФЗ.


Стандарт - документ, в котором в целях добровольного мно­гократного использования устанавливаются характеристики про­дукции, правила осуществления и характеристики процессов про­изводства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаков­ке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

К обязательным относятся: безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки. Особую актуальность приобретают тре­бования безопасности, поскольку безопасность товара - основной аспект сертификации соответствия. Требования обяза­тельного характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности.

К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограждения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.п.).

В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как класс опасности; допус­тимые уровни опасных и вредных факторов производства, возникающих при работе оборудования; действие вещества на че­ловека и т.п.

Стандарты указывают все виды и нормы допустимой опасности конкретного продукта или группы однородной про­дукции. Они разработаны с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).

Заказчик и исполнитель обязаны включать в договор условия о соответствии предмета договора обязательным требо­ваниям государственных стандартов.

Другие требования государственных стандартов могут быть признаны обязательными в договорных ситуациях либо в том случае, если имеется соответствующее указание в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, а также исполнителя услуг. К таким требованиям относятся основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции и методы их контроля; требования к упаковке, транспортированию, хранению и утилизации продукта; правила и нормы, касающиеся разработки производства и эксплуатации; правила оформления технической документации, метрологи­ческие правила и нормы и т.п.

Соответствие обязательным требованиям подтверждается испытаниями по правилам и процедурам обязательной сер­тификации. Соответствие продукта (услуги) другим требованиям может подтверждаться сообразно законодательным положениям о добровольной сертификации.

Вопросы применения нормативных документов в России касаются: использования национальных стандартов и других нормативных документов отечественными организациями и субъектами хозяйственной деятельности; применения международных, региональных нормативных документов и стандартов других стран в РФ; применения нормативных доку­ментов на экспортируемую или импортируемую продукцию, а также использования отечественных стандартов зарубежными странами.

Информационное обеспечение в России

Госстандарту РФ предоставлено исключительное право официального опубликования информации, касающейся про­дукции и услуг, сертифицированных и маркированных знаком соответствия государственным стандартам.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которые принимают нормативные документы, ведут информационные фонды и сами представляют на договорной основе документы и сведения о них заинтересованным юридическим и физиче­ским лицам.

В целях совершенствования системы информационного обеспечения Госстандартом РФ создан Информационный ко­митет по стандартизации, метрологии и сертификации (ИНФКОС). Главная цель ИНФКОС - научно-методическое и прак­тическое руководство работами по информационному обеспечению стандартизации, сертификации и метрологии в стране на базе Федерального фонда стандартов и автоматизированных банков данных.

В России создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информа­ции (ЕСКК). Ее составляющие - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, сред­ств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению. Госстандарт России принял более 20 общероссийских классификаторов, и число их будет расширяться по мере интеграции России в мировую экономику. (ОКП, ОКУД, ЕСКД...)

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Основные положения федерального закона «О техническом регулировании»

Закон принят Государственной Думой 15 декабря 2002 г. Одобрен Советом Федерации 18 декабря 2002 г.

Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при :

  1. разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  2. разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  3. оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников, регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.


Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения, и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Принципы технического регулирования

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

  1. применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  2. соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  3. независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  4. единой системы и правил аккредитации;
  5. единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  6. единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  7. недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  8. недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
  9. недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
  10. недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Технические регламенты

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или Федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).


Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Цели принятия технических регламентов

1. Технические регламенты принимаются в целях:

  1. защиты жизни или здоровья граждан, имущества
  2. физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  3. охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.



1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность:

  1. излучений;
  2. биологическую;
  3. взрывобезопасность;
  4. механическую;
  5. пожарную;
  6. промышленную; -термическую; -химическую; -электрическую; -ядерную и радиационную;
  7. электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.

2. Требования технических регламентов не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в настоящем Федеральном законе.


3. Технический регламент должен содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента. В техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.


Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме.


Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.


Не включенные в технические регламенты требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.


4. Технический регламент должен содержать требования - к характеристикам продукции, ^процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за_исключением случае]з7есТти^ к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение указанных в настоящем Федеральном законе целей принятия технического регламента.


5. В технических регламентах с учётом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции, процессам производства эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов).


6. Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере, независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.


7. Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит.


8. Международные стандарты и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.


9. Технический регламент может содержать специальные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если отсутствие таких требований в силу климатических и географических особенностей приведет r недостижению целей, указанных в настоящем Федеральноv законе.


10. Правительство Российской Федерации разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам. В этих целях Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.


Правительством Российской Федерации организуются постоянные учет и анализ всех случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда, а также организуется информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.